Как меняется Чусок: от традиций к современности. Чхусок (추석) и праздничные обряды Что едят на Чусок

Культура Кореи - как Южной, так и Северной - во многом связана с культом предков. Именно этой особенности и посвящен день Чхусок, который совмещает в себе празднование сбора нового урожая и традиции поминовения умерших. Чхусок наряду с Солаллем - корейским Новым годом - главный обрядовый праздник в стране. Строй чучхе предпринимал попытки его искоренить, но традиция оказалась слишком важна для корейцев.

История праздника

Для Чхусока нет закрепленной даты. Праздник ежегодно проходит в разные дни - это связано с особенностями лунного календаря, который используется в Азии наряду с европейским.

Чхусок отмечают в 15-й день восьмого лунного месяца. Обычно эта дата приходится на период с середины августа до середины октября. В 2018 году день урожая будут отмечать 24 сентября.

Точная версия происхождения праздника неизвестна. Одна из версий восходит к военным традициям Кореи. Якобы в древности в середине осени воины устраивали игры и соревнования с оружием, которые принято проводить и в наше время. Однако в большей степени исследователи склоняются к версии, восходящей к традициям корейского шаманизма.

В языческие времена в стране существовал культ полной Луны, которую ассоциировали с удачей и плодородием.

Во время празднований в середине осени крестьяне радовались новому урожаю, благодарили предков и просили у них удачи на следующий земледельческий год. Со временем в Корее распространилось конфуцианство и христианство, которые вытеснили шаманизм, но культ почитания умерших остался.

Традиции в день Чхусок

Обычно на празднование отводится три дня. Второй день считается основным, а два других служат для подготовки и возвращения к делам. Это связано с тем, что на Чхусок принято посещать могилы умерших родственников, наводить на кладбищах порядки, а само празднование проводить в домах родственников . Поэтому перед и после Чхусока дается по свободному дню, которые обычно уходят на дорогу.

Посещение могил предков и дальнейшие обряды проходят по традиционной схеме. На могилах предков в этот день необходимо убрать старые листья и скосить траву. Эти действия иногда выполняют заранее, но и в день праздника наводить порядок не зазорно.

Следующий этап схож с российской традицией приносить на могилы еду. Ее подношения сопровождаются земными поклонами.


Третий этап праздника проходит в доме, где сооружается небольшой алтарь в честь предков. К нему тоже приносят еду, а также кланяются, выражая почтение.

Такая традиция тесно переплетена с устоями конфуцианства. Оно на протяжении 700 лет учило корейцев уважительному отношению к старшим, что наложило значимый отпечаток на культуру.

Праздничный стол

Помимо сонпёнов, на столе появляются пресный вареный рис, традиционный суп из гречневой лапши - кукусу, соленья из овощей, в число которых входит кимчи , жареное и тушеное мясо, рыбные блюда. Пьют обычно традиционные рисовые вино и водку - макколи и соджу.

Развлечения

После обеда корейцы выходят на улицу и там проводят массовые гуляния. Два наиболее популярных развлечения - народная мужская борьба щирым и женские танцы-хороводы канган сулле. Раньше популярными были соревнования ткачих, которые за определенное время должны были наткать как можно больше полотна, однако эта традиция уходит в прошлое.

Щирым - традиционное корейское единоборье, которое проводится попарно. Мужчины должны сражаться врукопашную до тех пор, пока соперник не упадет на землю. По принципу действий щирым похоже на сумо, но в правилах нет указаний относительно того, что противника нужно вытолкнуть за пределы круга.


Канган сулле - это хоровод, в котором танцуют молодые женщины и девушки. Он берет начало в военном танце, который в древности использовался как тактическая хитрость.

По легенде , девушки деревни, в которой все мужчины уже ушли воевать, оделись в военную форму и вышли на вершину холма. Там они начали водить хоровод канган сулле. Издалека врагам показалось, что там собралось множество солдат, и они не атаковали деревню.


Особенности празднования в Северной Корее

Социалистическое построение жизни наложило отпечаток на народные традиции. В 60-80-х годах власть боролась с Чхусоком и Солаллем как с праздниками китайского происхождения. Однако со временем противостояние перешло в своеобразную рекламу, и традиции стали преподносить как исконно корейские.

Однако главными в стране стали праздники политические - Дни рождения Ким Ир Сена и Ким Чен Ира. Народные традиции могли бы составить им конкуренцию, поэтому гуляния постепенно стали переводить в более скромный статус.

В отличие от Южной Кореи, в Северной упор делается не на веселье, а на торжественную сторону почитания. К тому же, жителям нельзя свободно перемещаться по стране, поэтому посещение далеких родственников и могил предков бывает затруднено.


В северной части полуострова появилась традиция в день Чхусока приносить на могилы деньги - 55 или 555 вон. В корейском языке цифра «пять» созвучна со словом «прибывать», поэтому считается, что такое денежное задабривание родственников приведет к прибыли в будущем.

Если вам вдруг показалось, что в жизни стало слишком тихо, то не удивляйтесь, просто пришло время празднования Чхусока (추석) — одного из самых важных корейских праздников, который отмечают 15 числа 8 лунного месяца. В этом году Чхусок пришелся на 19 сентября, но ввиду важности данного праздника в Корее день до и день после него — нерабочие. Вот и причина закрытых банков и пустых улиц — все разъехались праздновать.

Если так подумать, то мое знакомство с традициями Кореи началось именно с празднования Чхусока и моего участия в обряде поминовения предков.

История праздника Чхусок

Некоторые ученые, в лице Википедии (а кто я, чтоб ей не верить?!), склоны приписывать происхождение праздника Чхусок состязанию кабэ (가배) времен правления третьего короля королевства Шилла (57 до н.э. — 935 гг. н.э.), когда целый месяц команды ткачей соревновались, кто больше соткет ткани, а потом проигравшие устраивали пир победителям. Есть еще мнение, что праздник отмечается в честь победы королевства Шиллы над своим соперником королевством Пэкче, поэтому понятно откуда взялась традиция устраивать в этот день состязание лучников и демонстрации владения боевыми искусствами.

Однако большинство приписывают появление Чхусок древнему шаманскому обряду празднования полнолуния в период сбора урожая. Недаром у этого праздника есть еще одно название Ханкави (한가위, что дословно переводится как «большая середина осени»). Новый урожай посвящали местным божествам и предкам, так что в этом отношении Чхусок — обрядовый праздник.

Обязательные обряды праздника Чхусок

Обычно в Чхусок семьи собираются вместе, совершают обряды поклонения предкам, едят особую праздничную пищу. Но обо всем по порядку.

В Чхусок каждая уважающая себя семья должна совершить три обряда, связанных с почитанием предков. Польчхо (벌초) — покос травы на могилах предков, что означает их посещение.

Второй обряд называется сонмю (성묘) и он очень похож на наш обряд приносить на могилу еду, как бы разделяя трапезу с умершим. Семья кланяется предкам и предлагает им в качестве подношений алкоголь, фрукты, мясо, сикхе.

Третий обязательный обряд называется чхарэ (차례) и совершается утром в доме, где собирается вся семья, перед алтарем, сооруженным в честь предков — это как раз тот обряд поминовения, в котором я и участвовала на заре своего знакомства с культурой Кореи. Смысл обряда в том, чтобы умаслить предков и заполучить их благословение. Перед алтарем устанавливается праздничный стол с различными яствами: в северной его части должен стоять рис и суп, на юге располагаться фрукты и овощи, на западе и в середине надо поставить мясные блюда, а на востоке рисовый пирог и напитки: макколли или соджу.

В Южной Корее традиционный праздник Чусок или Чхусок приходится примерно на середину осени. С учетом других праздничных дат он может длиться около 10 дней. Например, в 2017 году начало праздника совпало с 4 октября.

«Хангави» — это другое название одного из самых главных праздников в Корее. Оно сформировано из слов «хан», что в переводе означает «большой», и еще «гави», что переводится, как «середина». Получается небольшая отсылка к середине осени.

Традиции празднества Чусок

Данный праздник также тесно связан с полнолунием. Когда его дата рассчитывается по лунному календарю, он приходится на 15 день восьмого месяца, как раз тогда, когда на небосводе виднеется полная луна.

На Чусок корейцы чествуют духов предков. Утром в день праздника все делают подношения почившим родственникам, чтобы умилостивить их. Все, кто участвуют в торжестве, надевают чистую одежду «пим». Затем после принесения «жертвы» члены семьи сами пробуют предложенные духам яства. Традиционными для Чусока считаются следующие блюда:

  • Хлебцы;
  • Алкоголь.

Когда трапеза заканчивается, принято отправляться на могилы предков, чтобы прополоть там траву и прибраться рядом с могилами. Так корейцы выражают глубокое уважение к своим предкам. Если человек не совершает данных действий, то он считается недостойным членом общества.

Народные гуляния на Чусок

Кроме посещения могил предков, корейцы на Чусок проводят различные фестивали. Там можно увидеть танцы с масками, игру на «самульнори» (музыкальных инструментах), хороводы и хоровое пение.

Традиция водить хороводы в этот день объясняется одной легендой. Считается, что когда на Корею напали враги, все женщины без исключения надели военные костюмы и отправились на высокую гору водить хоровод. У противников сложилось мнение, что так им продемонстрировали огромные военные силы, которыми владела Корея. Испугавшись превосходящего по численности противника, агрессоры отступили.

На специальных песчаных площадках во время празднеств проводятся поединки. В корейской культуре они носят названием «ссирым». Мужчины соревнуются в ловкости и умении держать удар. В целом, такие выступления проходят довольно мирно.

Кулинарная составляющая праздника

«Сонпхен» — это общепринятая пища на Чусок. Лепешки состоят из риса, их начиняют кунжутом, бобами и каштанами. Чтобы блюдо получилось мягким и аккуратным, свежий и отборный рис для него предварительно отбивают.

По праздничному поверию, тот, кто сделает «сонпхен» лучше других, получит доброго супруга и хороших детей. Эти лепешки лепят на досках, усыпанных сосновыми иглами. Поэтому у полученного продукта всегда присутствует едва уловимый запах сосны.

Другие лепешки «чжон» готовятся с добавлением яиц и мелких кусочков рыбы, а также мяса. Иногда к данному гарниру в тесто добавляют и овощи. Все полученные лепешки обжариваются на раскаленной сковороде до появления хрустящей корочки.

За праздничным столом в такой день собираются все дальние и ближайшие родственники. На Чусок корейцы едут друг к другу в гости, поэтому автомагистрали в этот период всегда полны машин.

Алкоголь на праздничном столе готовится из риса, полученного после сбора урожая. Обряд поминовения никогда не обходится без употребления данного напитка.

Собравшись за трапезой, корейцы вспоминают предков, ведут неторопливые беседы, рассказывают тем, кого давно не видели, о том, что произошло у них за год. После семейных встреч многие отправляются на уличные фестивали, и принимают участи в народных гуляниях.

Чусок – это праздник, когда отмечают щедрость природы, прославляют духов предков, одеваются в традиционные корейские костюмы. Если Чусок выпадает на выходные, то его не переносят на будние дни, так в Южной Корее не принято. Может поэтому корейцы так трепетно относятся к своим национальным праздникам, отмечая их красочно и с большим размахом. Самих праздников в Южной Корее достаточно, просто многие из них не являются выходными, и люди стараются максимально использовать отведенное им на отдых время для пользы души и тела. Такой подход считается правильным и рациональным.

Моисей Ким, культуролог

29 сентября 2018 года в Московском Дворце пионеров на Воробьевых горах прошёл Московский фестиваль корейской культуры Чусок-2018. При поддержке Департамента национальной политики, межрегиональных связей Правительства г. Москвы.

Участников и гостей торжества поздравили руководитель Департамента национальной политикимежрегиональных связей Правительства Москвы Виталий Сучков, заместитель директора Института этнографии и антропологии РАН, член Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным отношениям Владимир Зорин, советник, консул Посольства Республики Корея в Российской Федерации Пак ЧжиУн, президент Благотворительного фонда имени Ким Пен Хва Роберт Ким, исполнительный директор Ассамблеи народов России НазиржонАбдуганиев, Герой социалистического труда Геннадий Баштанюк.

Среди почётных гостей – директор Московского Дома национальностей В.Б. Тарасов,основатель корейской школы №1086, заслуженный учитель России Н.Н. Эм, председатель Всероссийского конгресса этножурналистов «Культура мира» Д.Р. Садыхбеков, исполнительный директор Ассамблеи народов России Н.Н. Абдуганиев, делегация общественников и деятелей культуры из Рязанской области и другие. Участников и гостей праздника помимо традиционных корейских песен и танцев впечатлили современные, выступления вокальных, танцевальных коллективов, известных исполнителей корейских и русских песен и танцев.

В фойе были развёрнуты выставки: природа Кореи, народные праздники, история и судьбы российских корейцев молодежные ансамбли, международные автопробеги. Активно работали интерактивные площадки: мастер-классы по плетению цветов, изготовлению хандигонъе (бумажное творчество), каллиграфии, национальным играм -Дянги, Го, Ютнори, корейским шахматам.

Весь день москвичи и гости столицы побывали в атмосфере самобытной культуры и обычаев корейцев, бережно сохраняемых потомками Страны утренней свежести, ужеболее 150 лет проживающими в России.Порадовала посетителей интересная, разнообразная программа.В ней, концерт мастеров искусств Москвы, Подмосковья, других регионов России, Республики Корея, веселые конкурсы и игры, ярмарки и выставки фотографии, национальных сувениров, одежды, блюд, состязания по национальным играм, Была и запоминающая, очень интересная встреча с всемирно известным писателем Анатолием Кимом, который провёл презентацию своего необыкновенного романа «Радости рая».

Происходило это вблизи специально выделенного пресс-волла, где делались многочисленные пресс-подходы с участием высоких гостей и организаторов праздника Чусок.

Чтобы поздравить всех с большим торжеством прибыли руководители и активисты национальных общественных организации азербайджанцев, армян, евреев, казахов, российских немцев, узбеков, киргизов, белорусов и других общин. Все участники фестиваля оказались в центре настоящих корейских мелодий, танцев, обрядов и традиции, воочию увидели, как живут, трудятся и развивают духовное наследие многие поколения корейцев в России, ныне являющиеся составной частью единой российской нации. Многие посетители участвовали в мастер-классах известных ремесленников по технике бумажного творчества, примерить национальные костюмы корейцев (ханбок), ознакомиться с фотовыставками и показать себя на танцплощадках.

Показали свои силы и умения в состязаниях, играх, конкурсах, показах, приобрели национальные сувениры,книги, изделия народных художественных промыслов. С удовольствием продегустировали разнообразные блюда корейской и других национальных кухонь.

Для этого были установлены импровизированные шатры, площадки, палатки, стенды, столы, как и для проведения традиционных обрядов при праздновании Чусок.

Состоялся Гала-концерт с участием «Центра развития корейской культуры «Ариран-Русь», ансамблей корейского танца «Ханыль се» и «Пом парам», «Жар-Птица», театрально – музыкальной студия «Музико», хоровые коллективы общества сахалинских корейцев Москвы, МРОО «Бомминрён», «Чосон», известные исполнители.

На центральной сцене выступили лучшие корейские и русские творческие коллективы, солисты, ансамбли, оркестры. А также известные певцы, танцоры, музыканты, исполнители на национальных инструментах. Концерт длился много часов при огромном числе зрителей.

Замечательный праздник Чусок-2018 состоялся благодаря огромной работе её организаторов: Благотворительного фонда имени Ким Пен Хва, Департамента национальной политики и межрегиональных связей г. Москвы, Общероссийского объединения корейцев, Молодёжного движения корейцевМосквы. Большую помощь оказали также коллективы Общества сахалинских корейцев Москвы, корейской школы (бывшая средняя школа №1086 с корейским компонентом образования), Славяно- корейского православного общества, МРРО Бомминрён, курсы корейского языка Хануль и другие. Специальная благодарность Московскому представительству Ассоциации туризма Республики Корея которые предоставили свои сувениры и информационные материалы (веера, плакаты, путеводители и другие материалы).

Информационными спонсорами выступили газета «Российские корейцы», РУСКОР (Российско-корейское информационное агентство), Всероссийский конгресс этножурналистов, ежемесячник Единство. Освещали события праздника от федеральных СМИ: Межгосударственная телерадиокомпания МИР, газеты «Вечерняя Москва», «Комсомольская правда».

Чусок

Чусок – один из главных праздников у корейцев. Дословно Чусок переводится как «осенний вечер». Это праздник сбора урожая и поминовения предков. Каждый раз он проводится в пятнадцатый день восьмого месяца лунного календаря. Выходными днями в Корее считаются день до и после праздника. Чусок – своеобразный праздник урожая, семьи и рода, день благодарения, фестиваль осеннего полнолуния, всегда был и остается самым большим и любимым народным праздником корейцев в году. В Корее к аждый кореец стремится отметить праздник в родных местах с семьей, поэтому его еще называют днем великого передвижения, когда на дорогах страны образуются немыслимые пробки.

С данным праздником издавна связаны и посещения могил предков, религиозные ритуалы, которые в свою очередь сплачивали огромное число людей, когда со всех концов страны стекались жители страны и устраивали многодневные пиршества. Среди них самым важным был чусугамсадже – обряд благодарения за урожай, а также сивольдже – подношения даров нового урожая божествам и духам, являющийся частью чусугамсаджэ. Все эти ритуалы совершались в сентябре-октябре, когда заканчивался сезон уборки урожая . Также эти ритуальные церемонии сопровождались пением и танцами, служившими не просто для развлечения, а скорее были элементами религиозного обряда, унаследованного от далёких предков. Чусок наступает в сентябре-октябре, когда спадает летняя жара, но еще далеко до зимних холодов, и венчает труды земледельцев на полях, являясь воплощением всего самого радостного и гармоничного.

С далёких времен праздник сопровождался рядом обязательных действий, и, в первую очередь, посещением, заранее приведенных в порядок, родовых могил и жертвоприношением предкам, а также духам земли, кухни (домовой), кораблей, моря и прочим, в зависимости от занятия главы дома. Затем наступало время песен и танцев, обильных застолий и возлияний, гаданий по погоде о будущем урожае. В Чусок готовили особую пищу из плодов нового урожая, а также рисовую водку, наличие которой за праздничным столом предполагало изобилие в доме в будущем году, способствовало укреплению отношений между людьми. Считалось хорошим знаком, если кто-то из гостей, напившись, не мог встать с места или даже засыпал за столом. Ели мясо куриц, вылупившихся весной. Их специально откармливали к празднику и часто использовали в качестве подарков старшим. На Чусок угощения обязательно готовят из продуктов нового урожая. Главным блюдом считаются вареные на пару пирожки сонпён, которые готовят из риса. Они могут состоять только из теста или содержать начинку – кунжут, дробленые каштаны, соевые бобы, орехи, мед. Сонпён часто делают цветными, используя для окрашивания теста фруктовые и овощные соки. Варят их на подушке из сосновых иголок, что придает блюду хвойный аромат.

Приготовлением сонпёнов занимаются все женщины в семье. Сама лепка пирожков имеет символическое значение: круглая основа из теста обозначает полную луну, которая превращается в полумесяц, когда ее начиняют и слепляют края. Считается, что женщина, которая умеет лепить аккуратныесонпёны, родит красивых дочерей. Незамужние девушки аппетитной едой завоевывают внимание женихов.

На столах появляются пресный вареный рис, традиционный суп из гречневой лапши – кукусу, соленья из овощей, в число которых входит кимчи, жареное и тушеное мясо, рыбные блюда. Многочисленные салаты панчан само собой. Кондитерские изделия также. Пьют обычно традиционные рисовые вино и водку – соджу и макколи.

В Чусок переодевались из летней в новую осеннюю одежду, поэтому коре­янки в преддверии его много пряли, ткали и шили, особенно национальную одежду ханбок. Все эти особенности праздника сохраняются, хотя и в модернизированном виде, до сих пор.

В старые времена празднование Чусока всегда сопровождалось коллективными играми и ритуалами, в которых участвовали все жители деревни. Есть очень заметный атрибут Чусок – это «бычья забава» – со нори. Самого трудолюбивого крестьянина сажают верхом на быка, он едет по деревне и раздаёт подарки. Многие из этих игр и ритуалов, вероятно, носили символический характер и связаны с уже забытыми религиозными корнями этого празднества. В наши дни они тоже организуются, но носят уже постановочный искусственный характер, превратившись в некие театрализованные действа.

Однако, самым массовым традиционным гулянием на Чусок, является женский хороводный танец канкансуллэ (Ganggangsullae), сопровождаемый хоровым пением. Во время этого танца, группа девушек, взявшись за руки, образовывает круг. Двигаясь медленно, и все более убыстряясь, кружатся вокруг находящейся в центре хороводного круга, солистки. Солистка поет песню, которую хором подхватывают остальные участницы хоровода. Сейчас традицией, тесно связанной с праздником Чусок, стало также ежегодные поздравления начальству, которые делают сотрудники разнообразных фирм и организаций. Подарок (как правило, продукт национального традиционного производства – спиртное, кондитерские изделия, мед, сушеная рыба и т.д.) сопровождается возвышенным письменным поздравительным посланием.

Неповторимый колорит праздника Чусок в СНГ и по всему миру, где проживают корейцы (а это около 180 стран), привлекает к нему внимание и интерес представителей многих народов.

Один из главных корейских – это Чусок (Chuseok, 추석). Он отмечается по лунному календарю, то есть имеет «плавающую» дату – пятнадцатый день восьмого лунного месяца (приходится на сентябрь-октябрь).

Чусок – это праздник урожая . Иногда переводят как «День благодарения» (американское веяние, видимо), хотя к американскому празднику, естественно, отношения никакого не имеет, но по-сути получается верно. Только благодарят корейцы, конечно, не индейцев, а плодородную землю за обильный урожай.

День урожая, наверное, самый старый праздник, который отмечает человечество. Ведь что может быть радостнее конца тяжелой страды и окончания сбора обильного урожая? Изобилие всегда приятно, тем более, когда пора тяжелой работы закончилась. У всех народов праздник урожая отмечался пышно и широко, но не у всех эта традиция сохранилась до настоящего времени.

Конечно, сейчас немногие корейцы продолжают тяжело трудиться на земле, но Чусок особо ценится в Корее за традицию семейных застолий. В этот день все корейские семьи стремятся объединиться за семейным столом. Обычно дети приезжают в родительский дом со всех концов страны, вместе готовят еду на праздничный стол, поминают предков.

Во время праздника в королевских дворцах Сеула (в