Как пользоваться слой маской в Photoshop: инструкция для новичков. Использование масок-вырезов в Photoshop

Использование масок в фотошопе представляет собой обработку, при которой края изображения приобретают сложные и красивые фигуры. Процесс не особо сложный, но результат может быть удивительным. Так же маски помогут скрыть какие-либо дефекты на краях фото.

представляю вам один из способов наложения масок:

1. Откройте фото в фотошопе комбинацией клавиш CTRL + O;

2. Теперь сверху этого слоя нам требуется разместить нашу маску. Сделать это можно с помощью инструмента «поместить»

Выбираем понравившуюся маску. Чаще всего их можно встретить в формате PNG. Наша маска легла поверх изображения.


Растянем ее, потянув за края так, чтобы она закрыла все изображение


Нажимаем Enter;

3. Слой требуется растрировать. Для этого щелкаем правой кнопкой мыши по слою с маской и выбираем «растрировать слой»;

4. Переходим во вкладку каналы и нажимаем на значок выделения


Выделение требуется инвертировать. Нажимаем Shift + CTRL + I;

5. Теперь щелкаем по клавише Delete, снимаем выделение комбинацией Ctrl + D и получаем фото с интересно обработанными краями.


Маске можно придать цвет, добавить градиент.
Например, можно сделать это с помощью цветового баланса.

6. Создадим новый корректирующий слой «цветовой баланс»


Сделаем его обтравочной маской, нажав на соответствующий значок отсечения


И теперь, двигая ползунки, можно придать нужный цвет- оттенок нашей маске.

Рассмотрим использование масок в Photoshop на примерах. Маски позволяют редактировать выделенную область, при этом невыделенная часть изображения защищена от каких-либо изменений. Это могут быть фильтры, эффекты или изменение цвета, также без маски не обойтись при монтаже изображений.

Виды масок в Photoshop различны, их мы разберём ниже. А сначала нужно уяснить механизм работы маски схематически:

Здесь мы можем редактировать белую область (фон), а закрашенная в чёрный цвет пчёлка-труженица защищена от изменений — её пикселы скрыты. Маску можно инвертировать, тогда мы сможем редактировать пчёлку, а фон, соответственно, будет защищён.

Однако маска может быть и полупрозрачной. Тогда инструменты рисования или фильтры смогут оказывать воздействие на защищённые области, но частично. Градации серого цвета — это частичная прозрачность. Чем светлее оттенок серого, тем сильнее воздействуют на этот участок инструменты редактирования.

Это означает, что чёрный цвет соответствует 100% прозрачности, а белый — полной видимости. Это схема работы масок , а назначение — управлять пикселами: скрывать их, защищая от изменений.

Если подвергнуть нашу картинку редактированию, к примеру, изменить цвет — то чёрная часть пчёлки останется неизменной:

Проще всего проиллюстрировать работу с масками на следующем примере. Для выделения объекта — нашей пчёлки, используем инструмент «Быстрое выделение» (Рис.1-2). Для выделения мелких деталей пчёлки выбираем кисть поменьше, или увеличиваем масштаб документа, пока не получим контур (бегущие муравьи) всего объекта.

Затем включаем режим «Быстрая маска» кликнув по пиктограмме (Рис.1-1) или нажав клавишу (Q):

Рис.1. Быстрая маска:
1 — Включение-отключение режима «Быстрая маска»;
2 — Инструмент «Быстрое выделение».

Если нам понадобится инвертировать маску, делаем двойной клик по пиктограмме (Рис.1-1). В появившемся окошке «Параметры» меняем местами выделенную и защищённую (маскированную) область, которая по умолчанию отображается красным цветом с непрозрачностью 50%. И цвет и прозрачность можно изменять для визуального удобства:

А теперь можно спокойно редактировать объект, не опасаясь нанести вред остальной части изображения. Можно использовать любые инструменты рисования, а мы, для примера, воспользуемся фильтром «Размытие по Гауссу» (Фильтры — Размытие) для смягчения контура пчёлки:

Чем хороша «Быстрая маска»? Результаты воздействия фильтра будут сразу же отражаться в самом документе. Двигаем бегунок, увеличивая радиус размытия, и одновременно видим наступившие изменения выделенного нами объекта непосредственно в документе.

А это готовый результат и изначальный объект, сравните (для наглядности — с белым фоном). Если требуется удалить фон, то сначала инвертируем выделение, для чего нажимаем комбинацию Shift+Ctrl+I (Выделение — Инверсия), а за тем клавишу Delete и заливаем белым цветом:

Т.к. выделение некоторых объектов может отнимать немало времени, в Photoshop предусмотрено сохранение масок (можно понимать: выделенных областей) в панели «Каналы». Там они хранятся в виде альфа-каналов.

Пиктограмма (Рис.2-2) позволит создать альфа-канал, а «кружочек» слева (Рис.2-3) — загрузить его на панель при следующем открытии этого документа:


Рис.2. Сохранение маски в панели «Каналы»:
1 — Альфа-канал; 2 — Сохранить маску;
3 — Открытие сохранённой маски.

Но эту маску (альфа-канал) можно будет применять и для других изображений в качестве трафарета.

Тот, кто уже имеет опыт работы с Photoshop, знает, что выделять некоторые области изображений бывает довольно затруднительно и трудоёмко. Для этого приходится перебирать разнообразные инструменты выделения . Но для различных ситуаций в Photoshop предусмотрены и разные виды масок. Их мы и рассмотрим дальше.

Р астровая маска

Растровую (пиксельную) маску редактируют инструментами рисования и выделения. В качестве иллюстрации возьмём пример монтажа двух фотографий с авианосцем и самолётом-невидимкой. Готовый результат вы видите на второй картинке:

Создаём маску слоя с самолётом, выделив слой и нажав пиктограмму «Создать маску» на панели «Слои» . Инструментом «Кисть» аккуратно закрашиваем лишнюю область вокруг объекта. Для этого выбираем подходящий размер кисти и устанавливаем чёрный цвет:

Если в процессе закрашивания обратить внимание на миниатюры слоя и его маски на панели «Слои», то видно, что изменяется только миниатюра маски. Мы увидим чёрную область скрытых пикселей, но они не удалены в самом слое.

Если бы мы просто стирали их инструментом «Ластик», то они были бы потеряны безвозвратно. А с помощью маски мы можем их вернуть. Что означает: если мы случайно сотрём часть объекта (самолёта), то сможем восстановить утраченные пикселы. Для этого нужно лишь пройтись по этому месту кистью белого цвета!

Вспоминаем схему: чёрный — полная прозрачность, белый — полная видимость. Вывод: маски не удаляют пикселы, а лишь ими управляют, или скрывают их. Эту особенность успешно применяют при создании коллажей .

В екторная маска

Векторная маска ограничивает в слое чёткую фигуру, и применяют её для объектов с резкими границами. При этом она не зависит от разрешения изображения. Как и ко всем векторным объектам к ней можно применять стили. Можно, например, моментально наделать декоративных элементов (кнопок, панелек), которые смогут украсить сайт.

Для создания векторной маски используют инструменты «Фигура» или «Перо». При помощи инструмента «Перо» можно довольно быстро вырезать фигуру человека с фотографии или, как в нашем примере, автомобиль:

Для выделения объекта удобно увеличивать масштаб изображения. Опорные точки (узлы) необязательно расставлять плотно, их всегда можно добавить инструментом «Перо+», а затем вытянуть дугу на этом отрезке. Таким образом, легко прорисовать линию любой округлости и кривизны.

После того, как контур объекта замкнётся, создаётся маска. Для чего нужно нажать, уже знакомую нам, пиктограмму в панели «Слои».

Один и тот же слой может содержать и растровую, и векторную маски одновременно. Это бывает необходимо в некоторых случаях, например, при создании коллажей со сложными объектами. Однако можно запросто удалить ненужную маску, или растрировать векторную.

В панели «Маски», передвинув бегунки, можно изменить плотность или сделать растушёвку края объекта (Рис.3-3). А переключатели (Рис.3-2) служат для выбора между векторной и растровой (пиксельной) масками:


Рис.3. Панель «Маски»:
1 — Вызов панели; 2 — Переключатели масок;
3 — Плотность и растушёвка.

Если до сих пор мы имели дело со слоем-маской, то теперь пришло время узнать, что маска может влиять на несколько слоёв сразу.

О бтравочная маска

Обтравочная маска действует на слои, расположенные выше самого слоя с маской. При этом его защищённая область будет распространяться на нижние слои документа. Для примера вставим портрет девушки в рамку, да так, чтобы отсечь лишние кромки с портрета:

Выделим инструментом «Прямоугольная область» внутреннюю часть рамки на втором изображении. Далее жмём Ctrl+J (Слои — Новый — Скопировать на новый слой), тем самым копируем выделение в новом слое.

Далее копируем портрет на изображение с рамкой. Естественно, размер портрета не подошёл. Поэтому жмём Ctrl+T (Редактирование — Свободное трансформирование), и тянем за углы появившейся вокруг портрета рамочки, подгоняя портрет под нужный размер. Если это делать с нажатой клавишей Shift , то сохранятся пропорции ширины с высотой:

Часть портрета выступает за рамку, и нам нужно отсечь всё лишнее. Кликаем правой кнопкой мыши по верхнему слою (Слой 3), а в открывшемся меню выбираем «Создать обтравочную маску».

Маски для фотошопа - это интересный декоративный элемент. С помощью масок можно создавать необычные коллажи, делать оригинальные фотографии и открытки. Как использовать маски в фотошопе для фотографии и коллажей? Вот один из способов использования маски.

Создадим новый документ, размером 700 на 500. Вы можете взять свои размеры.

1- Файл-создать.

Зальем созданный документ каким-либо цветом. Цвет подбирается такой, чтобы он гармонировал, с Вашей картинкой для коллажа или фотографией.

2-Редактирование-выполнить заливку. В появившемся окне палитры цветов выбрать цвет 61100c

3- Слой-новый -слой.

4- Редактирование-выполнить заливку. выбираем другой цвет d19e9b

Теперь выберем декоративную маску. Вот пример маски для фотошопа .

5-Файл-открыть.

Чтобы переместить маску на будущий коллаж, нужно, в окне слоев, слой "фон" преобразовать в простой слой. Для этого кликнуть два раза левой кнопкой мышки по слою "фон" (в окне слоев)

и, в появившемся окне, нажать ok.

6- На панели инструментов выбрать инструмент "перемещение" и перетащить маску на созданный документ. (Кликнуть по маске и, не отпуская левую кнопку мыши, переместить маску).

7- Редактирование-свободное трансформирование. Потянув за маячки, растянуть маску в стороны, вверх и вниз по всему документу.

Если маска большая, значит ее нужно уменьшить до размеров документа.

8- В окне слоев слой с маской вверху. В этом окне нажать на "каналы".

Появится окно каналов.

9- В окне каналов кликнуть по синему каналу, он станет активным.

10-Теперь по нему же правой кнопкой мыши и выбрать "создать дубликат канала". Включить глазок на этой копии канала, и выключить на синем канале.

11-Нажав Ctrl, кликнуть по миниатюре канала.

На картинке появится выделение.

11-Переходим в окно слоев (в окне каналов нажать на слово "слой")

12-Кликнуть по розовому слою, чтобы его активировать. Отключить глазок на верхнем слое с маской.

Картинка станет такой.

13-На клавиатуре нажать Delete. Появится цветное изображение маски.

14- Выделение-снять выделение.

(В окне слоев удалить верхний слой с черной маской, он больше не нужен).

Теперь можно вставить картинку с пейзажем. Откроем клипарт пейзажа.

15-Файл-открыть.

16-Инструментом "перемещение" перетащить пейзаж на маску.

Окно слоев выглядит так:

Приветствую вас, друзья. В сегодняшнем уроке я расскажу про маски в фотошопе . Что такое маска в фотошопе, и как она работает? Чтобы ответить на этот вопрос достаточно представить, что происходит, когда человек надевает маску? Верно, маска закрывает собой лицо. Примерно по такому принципу и работает маска в фотошопе — закрывает все нижележащие слои, оставляя видимыми только те участки, где она прозрачна.Это позволяет добиваться плавных переходов между разными частями одного или нескольких изображений. Маски широко применяются в создании коллажей и обработке фотографий.

Для затравки я покажу несколько примеров использования масок в фотошопе:

Планета добавлена с помощью простейшей маски.

А здесь всего 2 слоя — оригинал и обесцвеченное изображение, к обесцвеченному изображению применена маска, а на ней «вытерт» один из кусков граната.

Тут всё тоже самое — я взял 3 изображения с феррари и с помощью маски скрыл фон.

Как видите, для использующего маски в фотошопе открывается не паханное поле экспериментов.

Фотошоп позволяет работать с 4 видами масок — маски слоя (Layer Mask), векторные маски (Vector Mask), Обрезающая маска (Clipping Mask) и быстрая маска (Quick Mask), которая не совсем маска… но об этом позже 🙂

Все маски в фотошопе работают с градациями серого цвета (включая чёрный и белый). Черный цвет на маске — абсолютно прозрачная область, белый — непрозрачная. Серый используется для придания прозрачности разной степени. Чем ближе серый к чёрному, тем прозрачнее будет область.

Взаимодействие с масками производится посредством инструментов , Gradient (Градиент), Paint Bucket Tool (Заливка). Также можно использовать Mixer Brush Tool и Pecil (Карандаш), но это из разряда экзотики, и работает по тому же самому принципу.

Стоит отметить, что маска не удаляет часть изображения, а скрывает его. В этом есть свои плюсы и минусы. Плюс в том, что вы всегда можете сменить цвет на белый, и вернуть скрытую часть изображения. А минус — увеличивается размер файла, поэтому перед сохранением делайте Layer (Слой) -> Layer Mask (Маска слоя) -> Apply (Применить)

Маски слоя в фотошопе

Начнём рассмотрение маски слоя в фотошопе на конкретном примере. Я нашёл в интернете фотографию мыльного пузыря:

Нужно поместить этот пузырь на другой фон. Например на этот:

Скопируйте фотографию мыльного пузыря на фото пейзажа, и с помощью свободной деформации (Ctrl+T) чуть уменьшите пузырь:

Приготовления закончены, теперь давайте разберемся с масками.

За управление масками в фотошопе отвечает раздел в меню Layer:

Сейчас я расскажу о способах создания маски слоя в фотошопе:

— Reveal All создаёт открытую маску. Это значит, что маска заполнена белым цветом, т.е. изображение абсолютно непрозрачно. Для того, чтобы скрыть часть изображения нужно начать рисовать по ней чёрным цветом. Давайте попробуем.

Итак, нажимаем Layer -> Layer Mask -> Reveal All. Обратите внимание, что в панели слоёв справа от миниатюры изображения появился белый прямоугольник. Это и есть маска слоя:

Если щёлкнуть по миниатюре изображения слева, то редактироваться будет оно, вернуться к редактированию маски можно щёлкнув по прямоугольнику с миниатюрой маски. Запомните это, дабы потом не возникло вопроса — почему маска есть, а кисть её не редактирует.

Берем мягкую чёрную кисть и начинаем зарисовывать ей фон фотографии с мыльным пузырём:

Результат получился не слишком аккуратным, но главное чтобы вы поняли принцип. Если вам всё же хочется получить качественный результат, тогда выделите сначала пузырь, затем инвертируйте выделение (Shift+Ctrl+I) и смело закрасьте фон, не боясь скрыть края мыльного пузыря:

Если вы всё же скрыли не то, что хотелось — не беда, смените цвет на белый и восстановите скрытую часть изображения.

Давайте теперь посмотрим, что будет, если закрасить пузырь серым цветом (я взял #a1a1a1):

Пузырь стал полупрозачным. Вы уже чувствуете мощь масок в фотошопе? Это только начало, двигаемся дальше.

— Способ создания маски слоя Hide All скрывает всё изображение за чёрной маской. «Проявлять изображение» на слое с маской вы будете с помощью белой кисти.

Таким образом, решить задачу с мыльным пузырём можно всего одним нажатием белой мягкой кисти:

— Reveal Selection скрывает всё, кроме выделенной области:

— Hide Selection напротив, прячет выделенную область:

— From Transparency создаёт маску без учёта невидимых областей.

Есть также кнопка в панели слоёв для создания маски слоя способом Reveal Selection:

Заливка маски в фотошопе градиентом

Этот приём я показывал уже много раз в уроках photoshop на этом сайте. Заключается он в применении градиента для маски слоя. Допустим, на одном из слоёв есть изображение, часть которого должна плавно исчезать:

Создаём маску, и заливаем её чёрно белым радиальным градиентом. Получаем такой результат:

Векторные маски в фотошопе

Следующий тип маски в фотошопе — это векторная маска. Как и любой другой вектор, векторная маска отличается от обычной, растровой, гибкостью настройки формы благодаря кривым и иммунитетом от потери качества при масштабировании.

Чтобы вам было проще понять суть работы с векторными масками, рекомендую прочитать урок « «, в котором я разбираю основной инструмент фотошопа для работы с векторными фигурами.

Векторные маски создаются точно также, как растровые и работают по тому же принципу, с той лишь разницей, что управляются векторными инструментами, например Pen Tool:

Здесь мы видим новый пункт Current Path — он создаёт маску по уже имеющемуся векторному пути. Давайте остановимся на этом подробнее. Я взял изображение татуировки, и обвёл его контуром с помощью Pen Tool:

И применил Layer — Vector Mask -> Current Path:

В принципе это всё, больше отличий между векторными и растровыми масками в фотошопе нету. Применяйте векторные маски там, где нужна точность: создание логотипов, макетов сайтов и прочих подобных вещей.

Две маски в фотошопе

Фотошоп даёт возможность пользоваться двумя масками сразу — растровой и векторной. Это нужно в первую очередь для удобства пользователя.

Посмотрите на следующий пример:

я создал векторный путь, обводящий морскую звезду. Затем преобразовал его в векторную маску, и одновременно создал растровую маску. Как видите, в панели слоёв теперь находятся 2 маски слоя. Слева растровая, а справа соответственно векторная. Теперь если я захочу сделать середину и края звезды немного прозрачными, я переключусь на растровую маску и разрисую нужные места серой кистью:

И в любой момент я смогу вернуться к редактированию векторной и растровой маски. Удобно, не так ли? Особенно эта возможность помогает при создании макета сайта, когда слоёв много, и бывает нужно вернуться назад и отредактировать форму, цвет или прозрачность элемента.

Сlipping Mask в фотошопе

Следующий тип маски в фотошопе — Clipping Mask. Она обрезает изображение, к которому применена по контуру или маске нижележащего:

На представленном примере на нижнем слое создана обычная векторная фигура с помощью Ellipse Tool (Эллипс), поверх неё изображение с лошадью, к которому применена Clipping Mask. Попробуйте сделать что-то похожее, и подвигайте фигуру на нижнем слое — изображение будет «проявляться» в том месте, в котором находится фигура.

Действия с масками в фотошопе

Маски в фотошопе можно перемещать вне привязки к изображению. Сейчас я покажу как это сделать. Возьмите любое изображение и примените к нему какую-нибудь маску:

Теперь нажмите на иконку цепи между маской и миниатюрой слоя. Теперь вы можете перемещать маску с помощью обычного Move Tool.

Маски в фотошопе можно также копировать на другой слой. Создайте новый слой (Shift+Ctrl+N), залейте его каким-нибудь цветом, зажмите Alt и перетащите миниатюру маски на только что созданный слой:

Быстрая маска в фотошопе

Давайте рассмотрим последний тип маски в фотошопе — быструю маску. Как я говорил в начале, это не совсем маска, это инструмент выделения, который имеет сходный с масками тип работы. Находится быстрая маска в панели инструментов:

Но я советую вызывать её с помощью быстрой клавиши Q. Также, если вы 2 раза кликните по иконке быстрой маски, появятся настройки, позволяющие сменить цвет маски. Нужно это исключительно для удобства, т.к. стандартно маска имеет полупрозрачный красный цвет, и если вы выделяете красное изображение это будет не слишком удобно.

Сейчас мы попробуем выделить с помощью быстрой маски выделить вот эту шикарную собаку 🙂

Нажмите Q, возьмите жёсткую непрозрачную кисть и начните закрашивать:

Обратите внимание, что основной цвет у вас должен быть чёрный. Если вы ошиблись и закрасили что-то лишнее, выберите белый цвет (нажмите X при стандартной цветовой раскладке) и сотрите таким образом ненужный участок маски. Когда закончите закрашивать, вновь нажмите Q. Всё, выделение готово:

На этом мы закончим рассмотрение масок в фотошопе . Надеюсь, вы узнали из этого урока photoshop много нового, и отныне работа с масками в фотошопе не вызовет у вас никакого затруднения.

Задавайте вопросы в комментариях, делитесь своими впечатлениями и делитесь этим уроком с друзьями. Я прощаюсь с вами до новых встреч на нашем сайте и желаю творческих успехов 😉

type="text/javascript">yandex_partner_id = 66431;yandex_site_bg_color = "FFFFFF";yandex_ad_format = "direct";yandex_font_size = 1;yandex_direct_type = "horizontal";yandex_direct_border_type = "block";yandex_direct_limit = 2;yandex_direct_title_font_size = 3;yandex_direct_header_bg_color = "FEEAC7";yandex_direct_bg_color = "FFF9F0";yandex_direct_border_color = "FBE5C0";yandex_direct_title_color = "0000CC";yandex_direct_url_color = "006600";yandex_direct_text_color = "000000";yandex_direct_hover_color = "CC0000";yandex_direct_favicon = true;yandex_no_sitelinks = false;document.write(" ");

Как сделать маску из фото в фотошопе

(Снимите маски, господа…)

Маска (личина) - предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица.

Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз, рта и носа. Слово «маска» происходит от французского masque, от итальянского maschera или испанского mascara.

Возможными предками являются латинские mascus, mascao, обозначающие «призрак», и арабские maskharah‎ («шут», «человек на маскараде») – не находите ли, что все они так созвучны, хотя их корни находились так далеко друг от друга в пространстве и времени.

Маски использовались в церемониальных, эстетических, и практических целях.

В древности маски использовались как защита и оборона от злых духов. И мне подумалось - а часто ли человек в наше время снимает с себя маску? Дома, наедине с собой, во сне?

Маски могут изготавливаться из разнообразных материалов: дерева, металла, гипса, ткани, кожи, папье-маше и многих других.

Я решил сделать её из простой фотографии. Попробуем что-нибудь креативное.

Например, снять маску с лица или наоборот одеть её.

Блуждая по фотостокам, наткнулся на интересные работы:

«Я на людей смотрю с опаской,
И сомневаюсь без конца:
Мне страшно, что под чьей-то маской
Вдруг не окажется лица…»

Горбунов Александр

«… а вообще бывает кто-нибудь или что-нибудь нормальным? У людей за лицами иногда сплошная жуть…»

(Стивен Кинг. Сердца в Атлантиде).

Чем-то они меня зацепили. А, заодно, и воодушевили на новую работу, которую я и представляю Вам в качестве урока «Как сделать маску из фото в Фотошопе ».

Вот что у нас получится в итоге:

Для работы я взял исходное фото с фотостока. Можете позаимствовать его (скачайте внизу по ссылке) или найти что-то похожее.

Прежде всего, как всегда, делаем копию слоя (Ctrl + J).

Далее я выделил весь объект, чтобы поместить его на новый фон. В качестве инструмента выделения я выбрал «Магнитное лассо». В тех местах, где фон и объект не очень контрастны (возле рук и плеч), доработал инструментом «Прямолинейное лассо», меняя режимы на «Добавить к выделенной области» и «Вычитание из выделенной области». Это удобно делать зажимая клавишу Shift при активном инструменте выделения. Яблоко я исключил из области выделения. Можете вырезать объект инструментом «Перо» или любым другим, удобным для Вас в данном случае. После выделения перейдите в меню «Выделение > Модификация > Сгладить» и поставьте значение 2-3 пикс. Затем там же выберите «Сжать» и сожмите на 1-2 пикс., чтобы исключить светлые кромки от фона.

Или поработайте с выделением в окне «Выделение и маска» (в версиях Фотошопа CS –«Обнаружение краёв»). Как вырезать объекты с фона есть много уроков на нашем сайте, поищите.

Чтобы убрать фон, инвертируйте выделение (меню «Выделение > Инверсия» или Shift + Ctrl+ I) и нажмите Delete (только скройте видимость нижнего фонового слоя, а то ничего не увидите). Снимите выделение, нажав Ctrl + D.

C большим пальцем руки я особо не старался - он будет скрыт маской в руке.

Ниже этого слоя добавьте ещё один слой и перенесите на него текстуру тёмного дерева, которую можете скачать по ссылке ниже или какую-нибудь свою. Растяните её на весь холст.

Теперь займёмся созданием маски. Инструментом «Перо» в режиме «Контур» нарисуйте контур на лице в виде театральной маски.

Нажмите внутри контура ПКМ и выберите «Выделить область».

Сделайте активным любой из инструментов выделения, например «Лассо», и щёлкните внутри выделения ПКМ, выберите «Скопировать на новый слой».

Инструментом «Перемещение (V)» расположите новый слой с маской лица в руке нашего персонажа, а применив свободную трансформацию, разверните и выровняйте его по своему усмотрению. Назовите слой «Лицо-маска».

Обратите внимание на руку – её скрыла наша маска. Чтобы это исправить есть несколько способов. Можно к слою «Слой 1» добавить слой-маску и на нём чёрной кистью обрисовать пальцы руки, которые должны быть сверху. Второй способ – инструментом «Перо» или любым из инструментов выделения вырезать нужные части руки и скопировать на новый слой.

Я выбрал второй способ с тем, чтобы в последующем удобнее было наложить тень от руки на лицо-маску и придать больше реалистичности картинке.

Подвигайте слой с лицом-маской, расположите его наиболее реалистично. После этого скопируйте слой «Рука», назовите его «Рука-тень» и расположите под слоем с рукой. Дважды щёлкните по строке слоя в палитре слоёв, что вызовет окно «Стиль слоя». Здесь добавьте стиль «Тень» с настройками как показано ниже:

Добавьте слою «Рука-тень» маску, нажав на соответствующий значок внизу палитры слоёв и чёрной, мягкой кистью небольшого диаметра скройте лишнюютень там, где она быть не должна. Объедините слои «Рука» и «Рука-тень» в группу (Ctrl+ G).

Мы добавили тень от руки на маску, но и от маски на руку должна падать тень тоже. Проделайте подобную операцию со слоем «Лицо-маска». Или ещё проще – создайте новый слой над «Слой 1», возьмите мягкую круглую кисть, цвет выберите пипеткой (нажмите Alt и наведите на тень под рукой) и нарисуйте тень под маской на руке. Назовите этот слой «Тень маски на руке».

Либо изменить саму маску – это я проделал со вторым фото:

Техника здесь примерно одна, только манипуляции производите либо с лицом, либо с маской.

Рассмотрим первый вариант.

Для удобства скройте пока все верхние слои, кроме тёмного фона и «Слой 1». Инструментом «Прямолинейное лассо» выделите внутреннюю часть глаз и губы. В меню «Выделение >Модификация» сгладьте выделение на пару пикселей. Нажмите Delete.

Затем инструментом «Лассо» выделите грубо овал лица, растушуйте выделение примерно на 5 пикс. Скопируйте выделение на новый слой и назовите его «Размытие». Перейдите в меню «Фильтр > Размытие > Размытие по Гауссу» и поставьте радиус 3 пикс.

Снимите выделение (Ctrl + D) и создайте новый слой- назовите его «Кожа». На этом слое мы закрасим брови и ресницы, подкорректируем некоторые участки кожи лица. Возьмите инструмент «Кисть» мягкую, непрозрачность 20-25%. Начните с бровей – подберите размер кисти чуть больше толщины бровей, нажатием клавиши Alt (появится пипетка), выберите цвет кисти рядом с бровью. Короткими мазками закрашивайте бровь, постоянно берите образец цвета то с одной стороны брови, то с другой, меняйте диаметр кисти (квадратные скобки [ и ]). Проделайте то же самое с ресницами верхними и нижними (не забывайте менять диаметр кисти, возможно и её непрозрачность, чаще берите образец краски).

Подобным образом закрасьте ноздри.

Создайте ещё один слой выше слоя «Кожа» - назовите «Тени-свет». На нём мы усилим светотеневой рисунок. Залейте слой 50% серого. Для этого заходим в меню «Редактирование – Выполнить заливку», в окне «Заполнить» в строке «Содержание» выбираете «50% серого».

Слой зальётся серым. Измените режим наложения слоя на «Перекрытие», и картинка станет прежней.

Далее используем, так называемую, технику «dodge and burn». Сначала выбираем инструмент «Затемнитель (О)», Экспонирование - 10-12%, диапазон – средние тона, жёсткость кисти – 0%, поставьте галочку «Защитить тона». Пройдите кистью там, где должны быть тени – на щёках, под подбородком, крылья носа, тени на глазах, лоб. Я примерно обвёл эти участки. Чаще меняйте диаметр кисти в соответствии с участком, возможно где-то и экспонирование.

Затем берёте инструмент «Осветлитель (О)» в той же группе инструментов, настройки те же или просто зажимаете клавишу Alt (инструмент «Затемнитель» изменяется на «Осветлитель», отпускаете – возвращается обратно, очень удобно и настройки менять не надо). Пройдите кистью по светлым участкам кожи. При необходимости, если получилось очень сильно, уменьшите непрозрачность слоя до 70-80%.

Сделаем тень от маски на лице. Создайте новый слой поверх слоя «Тени-свет», назовите «Тень от маски на лице» (всегда старайтесь давать имена слоям, чтобы в последующем и Вам и другим было ясно для чего этот слой). Инструментом кисть (мягкая, цвет возьмите пипеткой (Alt) под подбородком или как на рис. ниже) нарисуйте тень. Добавьте маску слоя и чёрной, мягкой, большой кистью сотрите лишнее. Уменьшите непрозрачность слоя до 80%.

И ещё - не бойтесь размывать и разукрашивать лицо - ведь мы делаем маску, а значит - куклу.

Если Вам, как и мне не нравятся пустые глазницы (согласитесь, смотрятся жутковато), то включите видимость исходного слоя и уменьшите непрозрачность примерно до 10%.

Теперь, как заключительный штрих, добавим резкости лицу-маске. Встаньте на этот слой и перейдите в меню «Фильтр >Усиление резкости > Контурная резкость».

На этом, я думаю, можно остановиться.

Итоговая картинка:

Давайте перейдём к другому варианту .

Откройте изображение «С украшениями» (скачайте его по ссылке внизу).

Создайте, как обычно, дубликат слоя. Инструментом «Перо» обрисуйте контур маски и, стоя внутри контура, щёлкните ПКМ – выберите «Выделить область». Возьмите любой из инструментов выделения и нажмите ПКМ – выберите «Скопировать на новый слой». Назовите слой «Маска».

30 Инструментом «Перемещение» переместите слой «Маска» в район руки, разместите его по своему разумению.

Давайте поработаем с маской лица. Для начала вырежем глазницы маски и рот. Инструментом выделения (например «Прямолинейное лассо») или пером обрисуйте контуры глаз и рта. В меню «Выделение» выберите «Модификация > Сгладить», сгладьте на 2-3 пикс. и нажмите Delete.

Снимите выделение (Ctrl + D).

Добавьте новый слой «Маска-копия». Нам надо проявить пальцы руки, которые держат маску. Для этого добавьте слою «Маска-копия» маску слоя, нажав соответствующую кнопку внизу панели слоёв. Стоя на маске слоя (она должна быть выделена рамкой), обрисуйте аккуратно инструментом «Кисть» с жёсткими краями и 100% непрозрачностью пальцы руки. Чтобы было видно, что обрисовывать, уменьшите непрозрачность слоя до 30-40%. А чтобы было более аккуратно, обрисуйте пальцы инструментом выделения «Прямолинейное лассо» и смело работайте кистью внутри выделения.

Сделайте активным сам слой «Маска-копия» (не маску слоя). Сейчас мы с Вами закрасим волосы, брови, ресницы и усилим светотеневой рисунок. Возьмите инструмент «Кисть» - непрозрачность 20-25%, жёсткость – 0%, цвет – берёте образец пипеткой (при зажатой клавишей Alt) почаще непосредственно возле закрашиваемого участка. Меняйте размер кисти квадратными скобками в соответствии с областью закрашивания.

Здесь же возьмите инструмент «Затемнитель» (экспонирование - 9-11%, жёсткость – 0%, защитить тона) и пройдитесь слегка по теням (скулы, лобные выступы, подбородок, тени над и под носом, крылья носа, бровные дуги и пр.). Так же инструментом «Осветлитель» с теми же настройками пройдитесь по светлым участкам кожи. Если получилось слишком ярко – уменьшите непрозрачность слоя до 80-85%. На картинке ниже я фиолетовым обвёл области для «Затемнитель», а жёлтым – для «Осветлитель».

Добавьте к слою «Маска копия» корректирующий слой «Сочность» с настройками, как показано ниже, уменьшите его непрозрачность до 60%.

И ещё один корректирующий слой «Яркость/Контрастность» (настройки на скриншоте), уменьшите непрозрачность до 80%.

Добавьте новый слой поверх всех слоёв. Настройте инструмент «Кисть» - диаметр 6-8 пикс. (в зависимости от размера фотографии), жёсткость – 100%. Инструментом «Перо» нарисуйте изогнутую линию вдоль переносицы.

Щёлкните ПКМ по контуру и выберите «Выполнить обводку контура», в выпадающем окне – «Кисть» и включите галочку «Имитировать нажим».

Продублируйте этот слой (Ctrl + J) и примените к нему фильтр «Размытие по Гауссу» с радиусом в 2 пикс. Слейте эти два слоя вместе (выделяете два слоя и в меню «Слои > Объединить слои» или Ctrl + E). Назовите этот слой «Свечение» и, если надо, уменьшите немного его непрозрачность.

Продублируйте этот слой и инструментом «Перемещение» переместите его влево под правый глаз. Используя свободную трансформацию (Ctrl + T), поверните горизонтально и расположите под нижним веком (слой «Свечение копия 2»).

Проделайте такую же операцию для левого глаза:

Для реалистичности надо добавить тень на лицо от маски. Создайте новый слой поверх слоя «Фон копия» и мягкой кистью с большим диаметром нарисуйте тень. Цвет выберите пипеткой (Alt) в районе под подбородком или в тени под пальцами руки. Чтобы подправить её и стереть лишнее, добавьте слою маску слоя и чёрной кистью по маске сотрите лишнее. Слой таки назовите «тень на лице».

Остался последний штрих – нарисуем подвязку – резинку. Добавьте ещё один слой под слоем "Маска". Настройте инструмент «Кисть» - диаметр 5 пикс., жёсткость 100%, цвет - чёрный. Инструментом «Перо» нарисуйте контур верёвочки-резинки.

Стоя курсором на контуре, нажмите ПКМ и выберите «Выполнить обводку контура». В выпадающем окне выберите «Кисть».

Затем, чтобы убрать контур, щёлкните в панели «Контуры» ЛКМ (если данной панели у Вас нет, откройте её в меню «Окно»). Назовите слой «Подвеска».

Конечный результат:

На этом урок закончен. Получился он немного длинным, но не из-за сложности воспроизведения, а из-за сложности описания, но я постарался как можно подробнее расписать все действия (да простят меня гуру Фотошопа).

В этом уроке я постарался не просто показать как сделать маску из фото в фотошопе, но и «снять маски» с некоторых приёмов Фотошопа – приёмов выделения, трансформации, цветокоррекции, маскирования и некоторых других.

Надеюсь, урок придётся Вам по душе.

Не стесняйтесь задавать вопросы в комментариях и, конечно же, хвалить автора и сайт – им очень приятно!

Удачных Вам творческих работ! Назад