Детские воспоминания: чему они могут научить? Куда деваются наши детские воспоминания

Путешествие в Сказку. Детские воспоминания, или Пять лет спустя. Часть 2.

Приветствую всех гостей нашего сайта, всех любителей интересного и необычного, удивительного и чудесного — всех путешественников. С вами Вячеслав.

Сегодня мы продолжаем разговор с самым юным участником нашей автобусной поездки по европейским паркам развлечений, делимся воспоминаниями о тех впечатлениях, которыми было наполнено это путешествие.

П . Наташа, у меня есть еще такой интересный вопрос: куда бы тебе хотелось вернуться? Можешь назвать одно конкретное место, куда тебе больше всего хотелось бы вернуться?

Н . Хм, только одно?.. Может быть, я тебя удивлю своим ответом, но я выберу смотровую площадку на крыше небоскреба Монпарнас. Хочется снова пережить это ощущение, когда весь город раскинулся перед тобой. Как будто ты властелин этого мира. Ты на такой высоте! Это все лежит перед тобой, как на ладони. И, вот именно, это ощущение собственного величия. Ты можешь сделать, что угодно! Что угодно в хорошем смысле. Т.е. ты можешь улыбнуться, ты можешь сказать, что все будет хорошо. Нет ощущения, что у тебя столько проблем. Я заметила, чем выше ты стоишь, тем меньше ощущение, что у тебя есть проблемы. Просто в какой-то момент все забываешь. Я просто здесь, я просто сейчас. Просто живу и любуюсь этим. И поэтому я бы выбрала Монпарнас. Я еще раз хотела бы все это пережить.


П . А во время путешествия у тебя возникало желание где-то задержаться подольше? Может быть где-то времени не хватило?

Н . Времени?.. Вот, мы были в Страсбурге только в Европа-парке. Наверно, было бы интересно посмотреть сам город. И у меня почему-то в воспоминаниях очень размыто остался Кёльн. Я бы хотела туда еще раз попасть. Просто я сейчас вспоминаю Кёльнский собор, понимаю, что это готика, понимаю, что мне нравится готика. Я бы хотела еще раз увидеть это здание. Посмотреть сам город. Я думаю, на него нам не хватило времени. Мы там действительно не очень много времени провели. Посмотрели и поехали дальше. Мне кажется, этот город очень красивый ночью или вечером.


П . А вот сейчас сложный вопрос. Что было трудным в этом путешествии? С какими трудностями ты столкнулась? Может быть, что-то вызвало у тебя страх или переживания?

Н . Давайте вспомним, что мне тогда было девять лет. Хорошо? Это важный фактор. Мне было девять лет! Поэтому мне было страшно пойти на американские горки. Но, тем не менее, вы меня потащили. И я не жалею об этом. Какие впечатления остались! Есть, что вспомнить! Я помню «Полет на Луну». Пусть я видела немного. Но мой организм тогда пережил очень многое… Ты знаешь, я видела Марс, я видела комету, еще видела Солнце. А потом нас перевернуло. И больше я уже ничего не видела. Открыла глаза, когда мы уже приехали. А еще я помню — начало. Почему-то сравниваю его с игрой «Энгри Бёрдс». Нас, как из рогатки, оттянули назад… а потом — раз! И вверх летим! А-А! И там хочется закричать, но… Но почему-то мы орем, когда нам весело, а не когда нам страшно. Это был, пожалуй, самый страшный момент.


А чего мне еще бояться в девять лет? Только этих страшных горок. А все остальное… Мне было даже не страшно, когда вы меня оставили одну в парке. Когда вы ушли на аттракцион, а я такая: «О! Мне дали денежку! Пойдем, купим себе какую-нибудь вкусняшку!» А как я тогда браслеты покупала! Я до сих пор помню! Мне даже немного стыдно за это. (Прим. автора — набор из пяти цветных резиновых колечек, с которыми Наташа не расстается с тех пор ни днем, ни ночью)

Вы ушли, а рядом стояли два ларька сувенирных. Я захожу в один и сразу вижу — О! браслеты! Походила, посмотрела. Пойду в другой киоск, посмотрю. Потом возвращаюсь. Я так ходила раз шесть!!! Потом набралась смелости и говорю продавцу: «Cаn you give me these?.. Please!» Как я тогда еще браслеты сказала? Как вообще браслеты по-английски? Давай, проверю, я правильно тогда сказала или нет?

П . Как ты сказала тогда?

Н . Bracelets. Я думаю, что продавец понял. Сейчас проверим, (смотрит Google-переводчик) Браслеты… А! Я попала! Я не знала слово! Bracelets! А! Счастье! Спустя пять лет великая тайна открылась, и теперь я действительно счастлива! И я горжусь собой. Я угадала это слово! Просто счастье! «Cаn you give me these bracelets, please!»


He помню даже за сколько я их купила. Заплатила, выхожу, а мама такая: «Наташа!» «Я говорила по-английски!» Мама: «Ладно, прощается» Я вот это тоже хорошо помню. Так что, знаешь, я не жалею, что я осталась и купила себе эти браслеты, а не пошла с вами на американские горки. Зато приобрела вещь, которая у меня осталась на такое большое время. На них были когда-то иероглифы, а с другой стороны написано АSTERIX, но уже все стерлось.

П . А какие-то новые города, новые люди? Негры — не пугали тебя?

Н . Нет, они наоборот притягивали. Интересно же! Когда я увидела чернокожих людей, у меня не было никакого страха. Я и не знала, что в других странах их так много. В России у нас редко встретишь негра…

Другие города? Нет, было не страшно. Потому что вы рядом. Я вижу, что вы здесь, я от вас никуда не отходила. Мама, папа рядом — все нормально! Не было страха, был лишь интерес. Азарт в каком-то смысле. Хочется узнать больше.

П . Что можно назвать самым главным, важным достижением для тебя в этом путешествии?

Н . Ух ты, какой вопрос! Достижением — в смысле личным? (Шепотом) Я пережила Колорадо! Сейчас попытаюсь сформулировать. Здесь надо описать какое-то моральное достижение — когда ты что-то над собой сделал.

Я всегда общалась с людьми, поэтому для меня не было большой проблемой познакомиться и общаться с людьми, которые с нами путешествуют. Это было нормально.

П . А по-английски попросить браслет в киоске — это достижение?

Н . Вот! Вот! Всё! Папа — молодец! Да, это было достижение! Потому что я первый раз говорила с носителем языка. Нет, не носителем, а с тем, кто живет с этим языком. Кто не знает русского. Если ты скажешь по-русски, то тебя не поймут. Даже такая простая фраза «Cаn you give me these bracelets, please!» Зато она была правильно сформулирована. Надо было сделать усилие над собой, чтобы открыть рот и обратиться к человеку по-английски. Потому что у меня было ощущение, что я сейчас скажу какой-то бред, что он меня не поймет. И почему-то у меня не было даже мысли, что я могу объяснить все жестами. Почему я тогда не додумалась, что могла просто протянуть купюру, типа «Возьмите деньги, дайте браслеты»? Да, наверное, это самое большое достижение!

П . А какой-нибудь смешной или комичный случай из этой поездки можешь вспомнить?

Н . Да, ладно! Come on! Первые два дня! Сигнализация и салюты — я все помню! Первый день. Мы только заселились в отель. Я такая: «Ура! Сейчас начинается пора «дошиков»! Когда каждый вечер мама (мама!) сама заваривает тебе лапшу! За это я, кстати, тоже люблю путешествия. За то, что можно кушать «Ролтон». Мама сама спрашивает: «Что, Наташа, будешь: вермишельку или пюрешку?» И ты не знаешь, что выбрать. Есть счастье!

И я тогда сижу на стуле. Мама греет воду кипятильником. Это нельзя делать, но все делают. Ты где-то в ванной. Что там у тебя произошло? Такой резкий звук «Ай!», и сигнализация начинает орать. Мы сначала подумали, что это из-за тебя. А сирена не прекращается. Как мне понравилась эта картина, когда мы решили: «Ну, наверное, надо выйти…» Мама уже свернула всю поляну. Убрала кипятильник в чемодан. Я оделась, собралась, чуть ли не прическу себе сделала. Выходим… Люди стоят на улице, кто в чем. Дети у них на руках в одеялах. Все босиком. У одной девочки, я до сих пор помню, на плечах полотенце накинуто, на нем сверху лежат темные сырые волосы, с них бежит вода и пена. Т.е. видимо, она мылась, ее вытянули из душа: «Бежим, скорее!». И тут такие все. Причем, они не русские. Русские выходят одетые. Вразвалочку. «Ой, что сигнализация сработала? Наверное, это учебная тревога. Что могло случиться?» Как я люблю вот эту русскую уверенность, что ничего не могло пойти не так.


Второй случай — это Ватерлоо. У меня тогда еще кровать в номере стояла недалеко от окна. День был достаточно насыщенный, я хочу уже спать, меня клонит в сон. И вдруг такой з вук — БУМ! Мы все: «Что происходит?» Подходим к окну, а там фейерверк!

До того момента таких грандиозных салютов я не видела ни разу. Потому что такие формы! Цвета! Взрываются маленькими такими шариками по всему небу! Все небо будто бы в золотых огоньках! И они так тихонько затухают, опускаются. Но им на смену приходят уже другие! Они рассыпаются астрами. Я не знаю, как это объяснить. В разные стороны. Я помню, у меня в памяти отпечатался салют зеленый с фиолетовым. И вот эти желтые огоньки. И красные были фонтанчиком! И мы тогда смотрели около получаса на них. Полчаса просто без перерыва грохотало. Смотришь, и в глазах уже рябит. Так это красиво!

Вот эти два курьезных случая. Просто везение — попасть на сигнализацию, а потом на коронацию. Редко с кем такое произойдет. Но с нами произошло!

П . В путешествии что тебе интереснее всего — дорога, люди, еда, города?

Н . А можно я сразу скажу: «ВСЁ!»

Города — это новая архитектура, это другая атмосфера. В каждом городе есть какая-то своя атмосфера. Города за границей — они другие. Они более чистые. Это действительно так. Там ровные дороги. Там другие люди. Это не напрягало, наоборот, казалось очень интересным

Еда? Знаешь, я скажу, что еда не главное. Я не очень интересуюсь разными деликатесам. Но попробовать в Париже кофе с круассаном — это того стоит! Это — вау! Это классно, когда какие-то простые вещи. Но идти в ресторан кушать лягушачьи лапки!? Я бы не смогла это съесть. Я не гурман, который деликатесы любит. Я путешествую не за этим. Попробовать какие-нибудь простые вещи — вафельки бельгийские, круассаны — это классно! Но национальная кухня меня не очень интересует.

Дорога. О на, в принципе, доставляет удовольствие. И то, что ты смотришь в окно, видишь природу. Это тоже красиво. Доставляет моральное удовольствие, удовлетворение.

П . Скажи, пожалуйста, можно же сидеть на диване, смотреть по телевизору какую-нибудь передачу про путешествия. Или самому надо ездить? Какая разница?

Н . Разница огромная!!! Одно дело, когда ты сидишь на диване, ничего не делаешь и, когда ты видишь это сам — это абсолютно разные вещи! Ты видишь фотографии Эйфелевой башни и думаешь: «Хм, круто, башня». А когда ты стоишь рядом с этой ОГРОМНОЙ башней, которая начинает сверкать, у тебя просто эмоции через край!

Когда сидишь у телевизора, таких ощущений нет. Ты не слышишь эти голоса людей рядом. Ты видишь их, но они не видят тебя. Когда ты там, то это другая атмосфера, это чувствуется. Это абсолютно разное! Плюс, когда ты сам ходишь, ты можешь взять и отойти в сторону, посмотреть другую вещь.


Когда по телевизору смотришь — там показывают определенные моменты, определенные кадры, например: «Лувр. Вот эта картина хорошая, мы вам ее покажем. Мы вам покажем вот так: вот так — план, смотрите здесь ходят люди, здесь вокруг картины. Мы вам еще покажем, пожалуйста, вот кадр Версаля, вот вам кадр — красивый фонтан, в парке рядом с Версалем». А ты не видишь всей картины, ты не видишь это вокруг себя на все 360 градусов. Видишь определенные моменты — плоские. А когда ты стоишь там, ты можешь взять и подойти потрогать травку. Вроде бы ничего такого, но!… Она, кстати, прикольненькая на ощупь! Ты можешь отойти в сторону, посмотреть одну картину здесь, перейти и посмотреть другую. Постоять у этой дольше. Ты двигаешься так, как хочешь, можешь где-то задержаться. И это вокруг тебя, это окружает тебя. А не просто перед тобой, когда на — смотри картинку на экране телевизора. Это абсолютно разные вещи. И конечно же путешествие намного интереснее. Когда ты попадаешь в этот мир, а не просто наблюдаешь со стороны.

П . Наверное, самое интересное мы обговорили. А что еще тебе хотелось бы рассказать? Вот, без вопросов, просто так, чтобы ты еще рассказала?

Н . Без вопросов сложнее. Вот! Я вспомнила такую вещь! Я помню много художников! На Монмартре! Идешь, и они просто вокруг тебя! Они рисуют, они творят! Знаешь, даже смотря на них, у тебя самого появляется желание творить. Тебе хочется сесть рядом, достать краски и начать рисовать. Может полную фигню, но тебе тоже хочется это делать! Может быть, не так красиво, как они, но у тебя тоже появляется желание. Ты вдохновляешься ими! Вот этой атмосферой того, что они сидят и рисуют. Такой тихий вечер, тепло. Приятный гомон. Не абсолютная тишина, и не дикие вопли, а есть разговоры, они чуть в стороне от тебя, на заднем плане. Идешь, смотришь, как люди рисуют. Их там так много! Это даже красиво. Я пытаюсь подобрать такое слово, которое описало бы мое состояние в тот момент. Я просто восхищалась ими.


Еще я помню… Я даже не помню, где это было. Там был фонтанчик, и в нем плавали уточки. Мне очень понравились эти утки. У нас там еще был гид: «Окей! Давайте дальше! Окей, окей, окей!» Я вот это запомнила. Все время говорил. «Окей? Все понятно?» Еще вспомнила почему-то, там мы проходили мимо машины на электродвигателе, которая заряжалась от розетки на стоянке.

П . Это мы ходили на экскурсию по Латинскому кварталу, мимо Сорбонны. Местный гид был — молодой человек. Там в Люксембургском саду был какой-то водоем типа фонтана, в котором плавали утята.


Н . Я помню в Европа-парке ананасы. Они такие вкусные, сочные. Это было классно! А еще помнишь российскую зону в Европа-парке и этого страшного Дедушку Мороза! С белым лицом, в белой шубе. Чудище такое!

Сейчас еще что-нибудь вспомню. Комнаты страха! Вообще в любом парке комнаты страха — это нереально здорово! Когда ты садишься в такую ракушку, и она поворачивает тебя. Это не страшно! Это захватывающе. Когда ты садишься и въезжаешь в темноту. Смотришь сюда — а там дверь, здесь рука какая-нибудь, а здесь скелет. Там раз — гроб открывается, встает скелет такой — Привет! Это так классно!


Я помню Гранд Опера. Мы туда, правда, не заходили. Оперный театр в Париже. Видели фасад, но даже это оставило сильное впечатление. Это мощно, красиво и эстетично! Этот театр внешне сочетает в себе мощь и эстетичность. Я не думаю, что это хорошо совместимые вещи. Потому что обычно эстетичность совмещается с тонкостью. Здесь она тоже была. Просто очень красиво!

Вот такое интервью получилось с нашим самым маленьким участником автобусного тура по европейским паркам развлечений. Как видите, впечатления пятилетней давности ничуть не утратили своих красок и глубины. И эти воспоминания позволяют родителям по новому взглянуть на своего ребенка, увидеть путешествие детскими глазами.

Мы, как родители, на данный момент ставим перед собой цель — показать детям красоту и многообразие нашего большого мира. И совместное семейное путешествие — наилучший способ ее достижения.

К сожалению, далеко не все хотят вспоминать свое детство. Часто оно наполнено страхами, травмами, ощущением ненужности, нехватки любви, заботы и внимания.

Ну кто же по доброй воле согласится ворошить то, что так старательно прятал многие годы и к чему точно не хочется возвращаться?

Этот вопрос встает перед теми, кто стремится научиться вспоминать свои прошлые жизни, поскольку, прежде чем перейти непосредственно к ним, нужно закончить базовый курс Института Реинкарнационики, где как раз-таки целый месяц студенты работают с воспоминаниями раннего детства.

И часто возникает сопротивление:

“У меня нет радостных воспоминаний в детстве, мне нечего там смотреть!”
“В моем детстве слишком много боли и слез, зачем я буду туда окунаться? Я не хочу снова испытать это!”
“Я не помню своего детства раньше 5 лет. Вот не помню и все тут!”

И тут самое важное — решить для себя: готовы ли вы что-то изменить в себе и своей жизни или так и будете по-прежнему прятать голову в песок и отказываться от тех сокровищ, которыми обладаете, помимо травм, обид и претензий?

А сокровища, они есть у всех! Поверьте огромному опыту преподавателей Института Реинкарнационики, через которых прошли уже сотни студентов и клиентов, боящихся и сопротивляющихся.

И только доверительная и доброжелательная обстановка в пространстве “школы волшебников”, как мы ласково называем наш Институт, позволяет рано или поздно открыться и вспомнить, сколько прекрасных моментов было в вашем детстве, даже если изначально оно казалось вам семью кругами ада.

Я хочу совсем немножко приоткрыть завесу и показать, что же можно найти даже в самом безрадостном детстве.

Любимая игрушка

Наверняка у каждой из вас была самая любимая игрушка! Это могла быть красивая кукла, говорящая “Мама!” и томно хлопающая синими глазами. Или мягкий плюшевый медведь, с которым было уютно и не страшно засыпать, обнявшись и уткнувшись носиком в его мохнатую щеку.

А может, это сшитая из лоскутков и старых ниток куколка, невзрачная и потрепанная, или выструганная чьими-то руками грубая деревянная фигурка, но милее которой не было ничего на свете!!!

Это могла быть даже совсем не детская игрушка, а обычный предмет: ложка, крышка от кастрюльки, крючочек или бусинка. Но вы до сих помните, как сжимали ее в ладошке и что ощущали при этом!

Вовсе не важно, какой была эта игрушка. Важно то, чем она была для вас-малышки и что вы чувствовали снова и снова, беря ее на руки, баюкая и разговаривая с ней, доверяя все свои радости и горести .

Пушистый друг

Вы были абсолютным счастливчиком, если в вашем детстве был настоящий друг — домашнее животное, с которым вы играли вместе, гуляли или просто ухаживали за ним, наблюдали.

Кто же это был? Верный и преданный пес? Смешной озорной котенок, о проделках которого можно вспоминать бесконечно? Или раненый голубь, которого вы притащили с улицы, спасая птичью жизнь несмотря на протесты и непонимание взрослых? А может милый хомячок, так смешно набивающий свои щеки?

У нас на балконе голуби свили гнездо. Бабушка ужасно ругалась и настаивала на том, чтобы выкинуть нечистоплотных птиц. Как же яростно я защищала страшненьких синих существ без перьев с огромными кривыми клювами!

И как же сладко было ощущение победы и спасенных жизней, когда моя настойчивость пересилила бабушкину строгость!

А еще я обожала лошадей с детства. И у меня был свой конь! Я скакала на нем по полям во весь опор. Он красиво и грациозно цокал копытами. Наши дни были полны путешествий и приключений в окрестностях поселка, где я росла.

И ничего, что мой скакун был воображаемым. Для меня он был самым настоящим!

Душевные встречи

Также согревающим душу свойством обладают воспоминания о людях, которые дарили нам ласку, заботу, внимание .

Может быть, кто-то из семьи был особенно близок вам, с кем ощущалась сильная родственная связь, кто всегда поймет, приласкает и приголубит, угостит чем-то вкусным или просто нежно улыбнется, заговорщически подмигивая.

Может, это доктор в поликлинике, которая могла успокоить и побороть ваш страх? Или дворник дядя Вася, с которым у вас был особый приветственный ритуал! Или бабушка на лавочке, у которой всегда найдется конфетка и ласковое слово?

И вовсе не важно, виделись ли вы часто или это была одна единственная встреча, тепло которой при воспоминании согревает и сейчас ваше детское сердечко.

Потаенные места

Кто-то из вас может найти в сокровищнице детских воспоминаний особенные места. Такие, в которых вы чувствовали себя необычно, которые казались волшебными и удивительными, пусть даже только для вас.

Что же это? Дача, где отдыхали летом с семьей или бабушкин двор? Огромный магазин детских товаров, полный игрушек и всего, о чем только можно мечтать?

А может, библиотека с ее тишиной и запахом книг, в которых таилось столько интересного и неизведанного?

Или небольшая пещера на берегу моря, куда вы могли протиснуться с трудом, но в которой чувствовали себя Робинзоном? Что еще: ручеек, тихий уголок во дворе, домик на дереве или старый чердак?

Позвольте себе вновь попутешествовать по своим детским местам !

Исполнение мечты

Можно также поискать моменты, когда сбылась ваша самая заветная мечта! Что-то, чего вы желали страстно, возможно долго. И вот тот самый момент, когда вы наконец обрели то, что хотели!

Что же это было? Щенок или котенок? Поездка в парк на аттракционы? А может, сестренка или братишка? Первая встреча с диковинным животным в зоопарке? Первое знакомство с морем?

Невероятное ощущение, когда вспоминаешь такой момент и чувствуешь, что Вселенная слышит тебя, она исполняет твои желания.
Все возможно и все реально!

В это состояние можно нырять почаще, чтобы наполниться его ресурсом и исполнять легко свои мечты в нынешнем возрасте.

Просто попробуйте!

Сундук сокровищ

Это далеко не все сокровища, которые можно найти в детстве каждого из вас! Я напомнила лишь о некоторых моментах. И в следующей статье мы продолжим наше путешествие по закоулкам детства.

А теперь представьте, что ваше детство — это старый темный сундук, в котором есть всякое: и страшное, и болезненное, а также смешное и радостное.

И когда вы вспоминаете очередной приятный, счастливый или радостный момент, вы зажигаете светлячка в своих ладошках. Каждый раз кладите нового светлячка в свой старый сундук.

Таким образом, постепенно он будет наполняться светом все больше и больше. А там, где много света, уже нет места тьме. Вот так и происходит исцеление детства .

Вы можете попробовать прямо сейчас!

  • Создайте намерение в течение недели каждый день вспоминать как минимум один радостный момент или значимую для вас деталь из детства.
  • Посмакуйте это воспоминание, напитайтесь им и кладите своего “светляка” в сундук!

А в конце недели оглянитесь назад и сравните, изменилось ли ваше отношение к детству? Вспомните, что происходило с вами в течение этой недели? Вы удивитесь, как изменится многое вокруг вас. Но главное — насколько светлее станет внутри!

Предлагаю делиться вашими “светлячками” в комментариях и таким образом помогать друг другу вытаскивать все новые и новые воспоминания и наполняться светом и любовью!

Мое первое воспоминание – день рождения брата: 14 ноября 1991 года. Я помню, как отец вез бабушку, дедушку и меня в больницу в Хайленд парке в Иллинойсе. Мы ехали туда, чтобы увидеть новорожденного брата.

Я помню, как меня привели в палату, где лежала мама, и как я подошел, чтобы заглянуть в люльку. Но лучше всего я запомнил, какая программа шла тогда по телевизору. Это были последние две минуты мультфильма «Паровозик Томас и его друзья». Я даже помню, какая была серия.

В сентиментальные моменты жизни я чувствую, что запомнил рождение брата, потому что это было первое событие, заслуживающее, чтобы о нем помнили. Возможно, в этом есть доля правды: исследование в области ранней памяти демонстрируют, что воспоминания часто начинаются со значимых событий, и рождение брата – классический пример.

Но дело не только в важности момента: первые воспоминания большинства людей относятся к возрасту около 3,5 лет. На момент рождения брата мне было как раз столько.

Когда я говорю о первом воспоминании, конечно же, я имею в виду первое осознанное воспоминание.

Кэрол Петерсон, профессор психологии Memorial University Newfoundland, доказала, что маленькие дети могут помнить события с 20-мясячного возраста, но эти воспоминания в большинстве случаев стираются к 4-7 годам.

«Мы привыкли думать, что причина, по которой у нас отсутствуют ранние воспоминания, в том, что у детей нет системы памяти, или они просто все очень быстро забывают, но это оказалось неправдой, – говорит Петерсон. – У детей хорошая память, но сохранятся ли воспоминания, зависит от нескольких факторов».

Два наиболее значимых, как объясняет Петерсон, это подкрепление воспоминаний эмоциями и их связность. То есть наделены ли истории, которые всплывают в нашей памяти, смыслом. Конечно, мы можем помнить и не только события, но именно события чаще всего становятся основой для наших первых воспоминаний.

В самом деле, когда я спросил специалиста в области психологии развития Стивена Резника о причинах детской «амнезии», он не согласился с употребленным мной термином. По его мнению, это устаревший взгляд на вещи.

Резник, который работает в University of North Carolina-Chapel Hill, напомнил, что вскоре после рождения младенцы начинают запоминать лица и реагировать на знакомых людей. Это результат работы так называемой опознающей памяти. Способность понимать слова и учиться говорить зависит от оперативной памяти, которая формируется, примерно, к шести месяцам. Более сложные формы памяти развиваются к третьему году жизни: например, смысловая память, которая позволяет запоминать абстрактные понятия.

«Когда люди говорят, что младенцы ничего не помнят, они имеют в виду событийную память», – объясняет Резник. В то время как наша способность помнить события, произошедшие с нами, зависит от более сложной «ментальной инфраструктуры», чем другие виды памяти.

Здесь очень важен контекст. Чтобы запомнить событие, ребенку нужен целый набор понятий. Так, чтобы запомнить день рождение брата, я должен был знать, что такое «больница», «брат», «люлька» и даже «Паровозик Томас и его друзья».

Более того, чтобы это воспоминание не забылось, оно должно было сохраниться в моей памяти в том же языковом коде, который я использую сейчас, будучи взрослым человеком. То есть у меня могли быть и более ранние воспоминания, но сформированные зачаточными, доречевыми способами. Однако по мере овладения языком мозг развивался, и эти ранние воспоминания стали недоступны. И так с каждым из нас.

Что же мы теряем, когда стираются наши первые воспоминания? Я, например, потерял целую страну.

Моя семья эмигрировала в Америку из Англии в июне 1991 года, но у меня не сохранились никакие воспоминания о Честере – городе моего рождения. Я рос, узнавая об Англии из телепрограмм, а также кулинарных привычек, акцента и языка родителей. Я знал Англию как культуру, но не как место или родину…

Однажды чтобы удостовериться в подлинности моего первого воспоминания, я позвонил отцу расспросить о деталях. Я опасался, что выдумал приезд бабушки и дедушки, но оказалось, они действительно прилетали повидать новорожденного внука.

Отец сказал, что брат родился ранним вечером, а не ночью, но принимая во внимание, что это была зима, и темнело рано, я мог принять вечер за ночь. Он также подтвердил, что в палате были люлька и телевизор, но сомневался в одной важной детали – в том, что по телевизору шел «Паровозик Томас и его друзья»».

Правда, в данном случае можно сказать, что эта деталь закономерно врезалась в память трехлетнего ребенка и выпала из воспоминаний отца новорожденного. Было бы весьма странно добавить такой факт спустя годы. Ложные воспоминания действительно существуют, но их конструирование начинается гораздо позже в жизни.

В исследованиях, которые провела Петерсон, маленьким детям рассказывали о якобы произошедших в их жизни событиях, но почти все отделили реальность от выдумки. Причина, по которой дети более старшего возраста и взрослые начинают латать дыры в своих воспоминаниях выдуманными деталями, как объясняет Петерсон, заключается в том, что память конструируется нашим мозгом, а не просто представляет череду воспоминаний. Память помогает нам познавать мир, но для этого нужны цельные, а не обрывочные воспоминания.

У меня есть воспоминание о событии, которое хронологически предшествует рождению брата. Я туманно вижу себя сидящим между родителями в самолете, летящим в Америку. Но это не воспоминание от первого лица, в отличие от моего воспоминания о посещении больницы.

Скорее, это «ментальный снимок» со стороны, сделанный, а лучше сказать сконструированный, моим мозгом. Но интересно, что мой мозг упустил важную деталь: в моем воспоминании мама не беременна, хотя на тот момент живот уже должен был быть заметен.

Примечательно, что не только истории, которые конструирует наш мозг, меняют наши воспоминания, но и наоборот. В 2012 году я полетел в Англию, чтобы увидеть город, в котором родился. Проведя в Честере меньше дня, я чувствовал, что город был удивительно знаком мне. Это ощущение было неуловимым, но безошибочным. Я был дома!

Было ли так потому, что Честер в моем взрослом сознании занимал важное место как город рождения, или же эти чувства были спровоцированы реальными доречевыми воспоминаниями?

По мнению Резника, вероятно последнее, так как опознающая память наиболее устойчива. В моем случае, «воспоминания» о городе рождения, которые я сформировал в младенческом возрасте, вполне могли сохраняться все эти годы, пусть и смутными.

Когда люди в Честере спрашивали меня, что делает одинокий американец в маленьком английском городе, я отвечал: «Вообще-то я отсюда родом».

Впервые в жизни я почувствовал, что ничего внутри не сопротивлялось этим словам. Теперь я уже не помню, шутил ли вслед: «А что, по моему акценту не заметно?» Но со временем, я думаю, эта деталь может стать частью моего воспоминания. Ведь так история выглядит интереснее.

.

Мы называли их волшебными камнями. Это были просто кусочки гальки - типа тех, что покупают для аквариума, - в песочнице на детской площадке, где я играл в дошкольном возрасте. Но мы с друзьями наделяли их магическими свойствами, охотились за ними, как за сокровищем, и аккуратно раскладывали на горстки «изумрудов», «сапфиров» и «рубинов». Просеивание песка на предмет этих волшебных самоцветов - одно из моих самых ранних воспоминаний. Мне было на тот момент не более трех лет. Воспоминания из детского сада также сводятся к отдельным мгновениям: я вывожу розовыми линиями буквы на желтой бумаге, смотрю фильм о морских животных, учитель разрезает большой рулон бумаги, чтобы мы все могли пальцами в краске нарисовать свои портреты.

Когда я пробую вспомнить свою жизнь до пятого дня рождения, в памяти всплывают лишь эти проблески - как вспышки спичек во тьме. При этом я знаю, что думал, ощущал и узнавал тогда очень много. Куда делись все эти годы?

Психологи называют это драматическое забывание «инфантильной амнезией». В среднем человеческие воспоминания простираются не далее возраста трех с половиной лет. Все до этого - темная бездна. «Это феномен устоявшегося фокуса, - говорит Патрисия Бауэр из Университета Эмори, эксперт по развитию памяти. - Он требует внимания, поскольку это парадокс: маленькие дети помнят события своей жизни, при этом взрослые хранят очень малую часть этих воспоминаний».

В течение последних лет ученые наконец начали точно понимать, что происходит в мозге человека, когда он начинает забывать собрание своих самых ранних воспоминаний. «Мы надстраиваем биологическую базу», - говорит Пол Франкленд, нейробиолог из больницы Sick Kids в Торонто. Новые данные говорят о том, что мозг обязан отпустить большую часть детства - это необходимая часть перехода во взрослый возраст.

Зигмунд Фрейд дал название инфантильной амнезии в начале XX века. Он утверждал, что взрослые забывают свои детские годы жизни в процессе подавления неприятных воспоминаний о пробуждениях сексуальных переживаний.

Хотя некоторые психологи отдают должное этим заявлениям, самое распространенное объяснение инфантильной амнезии - это то, что дети просто не могут формировать стабильные воспоминания до семилетнего возраста, хотя подтверждений этой гипотезе немного. В течение почти столетия психологи полагали, что детские воспоминания не сохранялись, потому что в принципе не были долговременными.

В конце 1980-х годов началась реформация детской психологии. Бауэр и другие ученые начали изучать детскую память: например, создавали игрушечный колокол и били в него - а затем ждали, чтобы посмотреть, сможет ли ребенок повторить эти действия в нужном порядке после паузы в минуты или месяцы.

Один эксперимент за другим демонстрировал, что воспоминания детей трех лет и младше на самом деле сохраняются, хоть и с ограничениями.

В возрасте полугода детские воспоминания сохраняются как минимум в течение дня; в 9 месяцев - в течение месяца; к возрасту двух лет - в течение года.

В ходе знакового исследования 1991 года ученые обнаружили, что дети в возрасте четырех с половиной лет могут подробно вспомнить детали путешествия в Диснейленд, состоявшегося полутора годами ранее. Однако в возрасте примерно около шести лет дети начинают забывать многие из своих ранних воспоминаний. Эксперимент, проведенный Бауэр с коллегами в 2005 году, продемонстрировал, что дети пяти с половиной лет помнили более 80 % своего опыта в трехлетнем возрасте, тогда как дети семи с половиной лет помнили менее 40 %.


Эта работа выявила противоречие, лежащее в основе инфантильной амнезии: дети могут формировать воспоминания и обращаться к ним в течение первых лет жизни, при этом большая часть этих воспоминаний в конечном итоге улетучивается с гораздо более высокой скоростью, чем мы обычно забываем прошлое, будучи взрослыми.

Некоторые ученые предположили, что сохранение воспоминаний требует владения речью или ощущения собственного «я» - чего нам не хватает в детстве.

Однако хотя вербальная коммуникация и осознание собственной личности, несомненно, укрепляют воспоминания, их отсутствие не может целиком объяснять инфантильную амнезию. Как-никак у некоторых животных есть крупный и сложный мозг в сравнении с размером их тела, например у мышей и крыс, но у них нет речи или, предположительно, самоосознанности нашего уровня, но они тоже забывают свои детские воспоминания.

Тогда, значит, рассудили ученые, парадокс имеет под собой более значимую физическую основу, общую для человека и других млекопитающих с большим мозгом. Вопрос - какую?

Между рождением и ранним подростковым возрастом мозг закладывает некоторые схемы своего функционирования и укрепляет пути электрических импульсов жировой тканью, чтобы сделать их более проводящими. В процессе массивного роста мозг выстраивает бесчисленное количество новых мостов между нейронами. В ранние годы у нас гораздо больше связей между клетками мозга, чем во взрослом возрасте, - потом большинство из них рушатся.

Вся эта избыточная масса мозга - сырая глина, из которой гены и опыт формируют мозг таким образом, чтобы он соответствовал определенной окружающей среде. Без этой чистки мозгов дети не смогут выучить так много и так быстро, как это у них получается.

Как выяснили Бауэр и другие исследователи, эта способность приспосабливаться дорого нам обходится. Пока мозг переживает стадию продолжительного развития за пределами матки, большая и сложная сеть разных отделов мозга, которые вместе создают и хранят воспоминания, все еще находится в процессе развития и не в состоянии формировать воспоминания так, как она сумеет во взрослом возрасте. Как следствие, долгосрочные воспоминания, сформированные в первые три года жизни, - наименее стабильные наши воспоминания, и, скорее всего, они исчезнут или распадутся по мере взросления.


В начале этого года Франкленд с коллегами опубликовал исследование, рассказывающее еще об одном способе, при помощи которого мозг прощается с детскими воспоминаниями: они не просто бледнеют, но и скрываются. Несколькими годами ранее Франкленд с супругой Шиной Джосслин - также нейробиологом, начали замечать, что мыши, которых они изучали, демонстрировали худшие результаты во время тестов на память после того, как проводили некоторое время в клетке с беличьим колесом.

Супруги знали, что упражнение на колесе способствует нейрогенезу, росту новых нейронов, в гиппокампе - зоне мозга, которая играет ключевую роль в процессе памяти. И хотя нейрогенез в гиппокампе мозга взрослого человека очевидно укрепляет способность узнавать новое и помнить, Карл Дейссерот из Стэнфордского университета и другие исследователи предполагают, что он также может требовать некоторое количество забывания.

Так же, как в лесу есть место лишь для определенного количества деревьев, гиппокамп может содержать лишь определенное число нейронов. Новые клетки мозга могут занимать территорию других нейронов или даже заменять их, что, в свою очередь, может разрушать или переиначивать маленькие цепи, хранящие отдельные воспоминания.

Получается, высокий темп нейрогенеза в детстве частично ответственен за инфантильную амнезию.

Чтобы доказать эту гипотезу, Франкленд и Джосслент переместили маленьких и взрослых мышей из привычной небольшой пластиковой коробки в более просторные металлические клетки. В новых контейнерах они наносили грызунам небольшой удар электрическим током. Мыши быстро стали связывать металлические клетки с электрошоком и тряслись от ужаса всякий раз, когда их помещали в эти условия.

Мыши-малыши начинали забывать об этой связи уже через день, взрослые мыши - помнили ее. Однако если после ударов током взрослые грызуны бегали по колесу, стимулируя таким образом нейрогенез, они начинали в своей забывчивости походить на детенышей.

Прозак, который также стимулирует нейрогенез, имеет тот же эффект. И наоборот, когда ученые замедляли нейрогенез у детенышей с помощью лекарств или генной инженерии, юные звери формировали гораздо более стабильные воспоминания.

Чтобы внимательнее изучить то, как нейрогенез меняет память, Франкленд и Джосслин использовали вирус для внедрения гена, кодирующего зеленый флюоресцентный белок в ДНК только что выросших клеток мозга мышей. Сияющая окраска продемонстрировала, что новые клетки не заменяли старые; они, скорее, присоединялись к уже существующей цепи. Это говорит о том, что технически множество маленьких цепей нейронов, которые хранят наши ранние воспоминания, не уничтожаются нейрогенезом. Вместо этого они тщательно реструктурируются, что, вероятно, объясняет, почему изначальные воспоминания так сложно восстановить.


«Мы думаем, что это вопрос доступности, - комментирует Франкленд. - Но это также и вопрос семантики. Если к воспоминанию невозможно получить доступ, значит, оно фактически стирается».

Эта перестройка цепей памяти означает, что, хотя некоторые из наших детских воспоминаний действительно стерты, другие сохраняются в зашифрованном, искаженном виде. Исследования говорят о том, что человек может восстановить как минимум некоторые воспоминания детства, реагируя на определенные подсказки, - вызывающие возникновение в памяти каких-то моментов, связанных, к примеру, со словом «молоко». Или представляя дом, школу или особое место, связанное с определенным возрастом, которое позволяет всплыть релевантным воспоминаниям самим по себе.

Однако даже если мы сумеем распутать какие-то отдельные воспоминания, которые пережили смутные циклы роста и упадка в детском мозге, мы никогда не сможем полностью им доверять - некоторые из них могут быть частично или полностью выдуманными.

Исследование Элизабет Лофтус из Калифорнийского университета в Ирвайне показало, что наши самые ранние воспоминания часто представляют собой необъяснимую смесь из реальных событий, рассказов других и сцен, выдуманных нашим бессознательным.

В ходе ряда поворотных экспериментов в 1995 году Лофтус с коллегами дали добровольцам короткие истории об их детстве, полученные от родственников. Участники исследования не знали, что одна из этих историй - о том, как они заблудились в торговом центре в возрасте пяти лет, - была главным образом выдумкой. Четверть участников сказали, что помнят такой случай. И даже когда им сообщили, что одна из историй была сочинена, некоторые участники не смогли понять, что речь идет об инциденте в торговом центре.


Когда я был маленьким, я потерялся в Диснейленде. Вот что я помню: на дворе декабрь, я рассматриваю игрушечный поезд в рождественской деревне. Обернувшись, понимаю, что родители исчезли. Меня охватывает ужас, я начинаю бродить по парку в поисках. Ко мне подходит незнакомец и отводит к гигантскому зданию с кучей экранов, на которых показывают записи камер наблюдения. Вижу ли я родителей на одном из них? Я не видел. Мы возвращаемся к поезду, где я нахожу родителей. Бегу к ним в объятья, охваченный радостью и чувством облегчения.

Недавно я впервые спросил маму, что именно она помнит об этом дне в Диснейленде. Она сказала, что это было летом и что в последний раз они меня видели возле путешествующих по «джунглям» корабликов, а совсем не возле железной дороги у входа в парк.

Как только они осознали, что я пропал, они сразу обратились в Центр розыска. Сотрудник парка действительно нашел и привел меня в центр, где меня успокоили порцией мороженого.

Я был сбит с толку тем, что ее история так сильно противоречит тому, что я считал очень точным и четким воспоминанием, и попросил маму найти в старых фотоальбомах доказательства, но она смогла отыскать лишь снимки из предыдущей поездки в Диснейленд. Видимо, у меня никогда не будет четких свидетельств того, что тогда случилось. Остались лишь мерцающие, как пирит, крошечные осколки прошлого в голове.

  • Воспоминания детства позволяют вновь вернуть себе то, что стирается с годами: непосредственность, фантазию, легкость.
  • Некоторым из нас необходимо мужество, чтобы вновь прикоснуться к вытесненным в бессознательное детским проблемам и обидам.
  • Исцелить давние раны, понять себя и принять означает придать силу и смысл своей взрослой жизни.

Каждый из нас время от времени ощущает потребность вернуться в свое детство. Прикасаясь к нему, мы заново открываем для себя забытые ощущения: легкость и безмятежность в отношении к жизни, искренность и непосредственность в поступках, чистую радость или неподдельную печаль в охватывающих нас чувствах. Взглянув на мир глазами того ребенка, которым были когда-то, мы словно пробуждаемся от долгого сна.

Ассоциации пробуждают воспоминания

Детство возвращается к нам на уровне ощущений: вкуса, осязания, обоняния. Кусочек бисквитного пирожного позволил герою романа Марселя Пруста «В поисках утраченного времени» вновь почувствовать безмятежное счастье, забытое давным-давно.

«Вкус пирожного «мадлен» - это классический пример того, как незначительная деталь, мимолетное ощущение запускают цепочку самых ранних детских воспоминаний, - рассказывает психотерапевт Маргарита Жамкочьян. - И у каждого из нас есть свои воспоминания, способные снова превратить нас в детей». Для 29-летней Инны это запах крепкого табака: «Мой дедушка с утра до вечера смолил «Беломор», был им просто пропитан. Я до сих пор, чувствуя этот запах, вспоминаю лето, дом дедушки и бабушки, как мы брызгались из шланга на солнце, как пекли в золе картошку».

Вновь ощутив себя ребенком, мы переживаем счастье, которое, кажется, нам уже не принадлежит

40-летняя Анна улыбается: «Каждый раз когда я откусываю кусочек овечьего сыра, словно оказываюсь на ВДНХ, в павильоне «Овцеводство». Я так любила ходить туда с мамой! Когда она, измученная запахом, пыталась увести меня, я начинала горько плакать».

А 36-летний Дмитрий чувствует себя ребенком, когда слышит некогда популярный мотив Юрия Антонова «Море, море…». «В одно мгновение я возвращаюсь в то лето, когда нас с братом первый раз привезли на пляж: там из динамиков целыми днями звучала эта песня. Море было холодное, родители не разрешали детям купаться подолгу, но наша мама говорила, что мы закаленные и нам можно. Мы с братом проводили в воде по несколько часов и были, наверное, самыми счастливыми детьми на всем курорте».

Вновь ощутив себя ребенком, мы переживаем моменты счастья, которые, кажется, нам уже не принадлежат, но они дарят нам особое чувство, которое хочется сохранить навсегда.

Пирожное «мадлен» в романе Пруста

«Удрученный мрачным сегодняшним днем и ожиданием безотрадного завтрашнего, я машинально поднес ко рту ложечку чаю с кусочком бисквита. Но как только чай с размоченными в нем крошками пирожного коснулся моего неба, я вздрогнул: во мне произошло что-то необыкновенное… Я наполнился каким-то драгоценным веществом; вернее, это вещество было не во мне - я сам был этим веществом. Я перестал чувствовать себя человеком посредственным, незаметным, смертным».

Марсель - герой романа «В поисках утраченного времени. По направлению к Свану» Марселя Пруста - пытается понять природу этого удивительного чувства и наконец вспоминает: такими кусочками пирожного «мадлен» угощала его по утрам тетя, когда в детстве он проводил лето в ее маленьком городке. Воспоминание, которое тщетно пытался воскресить разум, ожило благодаря крошкам бисквита; то, перед чем сдались мысли, сделали ощущения.

Пруст пишет: «Но когда от далекого прошлого ничего уже не осталось, когда живые существа умерли, а вещи разрушились, только запах и вкус, более хрупкие, но зато более живучие… напоминают о себе, надеются, ждут, и они, эти еле ощутимые крохотки, среди развалин несут на себе, не сгибаясь, огромное здание воспоминанья».

Воспоминания из прошлого - ключ к настоящему

Каждое детское воспоминание, каким бы тривиальным оно ни казалось другому человеку, для нас удивительно важно. Почему же так велика притягательная сила именно этих кратких мгновений, неизвестно почему сохранившихся в нашей памяти?

Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд считал, что детские воспоминания позволяют понять поведение взрослого. Он называл ребенка отцом взрослого человека. Его ученик, крупнейший австрийский психоаналитик Альфред Адлер, использовал анализ ранних воспоминаний для того, чтобы воссоздать индивидуальную историю жизни своих пациентов.

«Не бывает случайных воспоминаний, - писал Адлер в «What Life Should Mean To You», - из бесчисленного множества впечатлений, которые выпадают на долю человека, он выбирает для запоминания только те, которые хотя и смутно, но ощущаются им как связанные с его нынешним положением».

Мы обращаемся к детству, потому что именно в нем скрыты колоссальные ресурсы

«Адлер считал, что, когда меняется стиль нашей жизни, меняются и воспоминания: к нам приходят другие сюжеты из детства, мы иначе интерпретируем случаи, которые помним», - поясняет психотерапевт Елена Сидоренко. Размышляя над ними, мы приобретаем возможность посмотреть на себя со стороны, осознать закономерность, преемственность всего происходящего с нами и благодаря этому повлиять на свое будущее.

«Вспоминая, мы ищем в тех далеких событиях и переживаниях источник своей личностной силы, - говорит психотерапевт Маргарита Жамкочьян. - Мы обращаемся к детству, словно предостерегая и утешая себя, потому что именно в раннем возрасте скрыты колоссальные ресурсы. И поразительно то, что, вспоминая, мы можем вернуть их себе».

Непосредственность или инфантилизм?

Глядя, как взрослый мужчина с азартом играет с мальчишками в футбол, многие думают: «Что за ребячество!» Когда немолодая дама, заслушавшись уличных музыкантов, вдруг скидывает на руки своему почтенному спутнику плащ и пускается в пляс, мы умиляемся: «Какая непосредственность!» Но если такого рода поведение повторяется у наших близких вновь и вновь, мы чувствуем раздражение: «Cплошной инфантилизм!»

«Каждому взрослому хочется иногда побыть ребенком, - поясняет психотерапевт Виктор Макаров. - Мы ведем себя по-детски, дурачимся, но потом поправляем галстук - и в офис! Возвращаясь к привычному образу жизни, мы поступаем как взрослые люди: разрешаем себе быть разными. А инфантильный человек всегда одинаков». «Психологически взрослый человек в состоянии непосредственно выражать свои чувства, но при этом выполнять обещания, отвечать за принятые решения. Инфантильный человек этого не умеет», - соглашается семейный терапевт Инна Хамитова.

У инфантилизма много лиц: безответственность, эгоцентризм, зависимость от других, неготовность отказывать себе в удовольствиях, неспособность самостоятельно принимать решения. Инфантильный человек уверен, что на свете всегда найдется кто-нибудь, кто решит его проблемы: муж или жена, начальство или государство. А по сути он просто отказывается взрослеть, и это совсем не то же самое, что подлинное возвращение к яркости ощущений первых лет жизни.

Самый узнаваемый пример такого поведения - Питер Пэн, мальчик, который решил не становиться взрослым. По сути, это трагический персонаж. Несмотря на все обаяние этого образа, он напоминает нам, что нет другого пути личностного развития, кроме взросления, - от детства к отрочеству, от юности к зрелости. Печально живется тем, кто остался на вечном «причале» одной из ранних стадий своей жизни, отказав себе в праве узнать, что будет дальше.

Почему мы склонны забывать детский опыт?

Многие современные психотерапевтические школы вслед за Фрейдом помогают нам искать причины своих взрослых проблем в раннем детстве. Но сложно пройти этот путь… без труда и сомнений. Даже в работе с психоаналитиком или психотерапевтом некоторым из нас так и не удается извлечь из глубин своей памяти детские воспоминания.

«Смотреть в себя трудно, потому что страшно: ведь детство заставляет нас не только переживать моменты счастья, но и страдать, вновь чувствовать себя маленьким, беззащитным или отвергнутым, - объясняет экзистенциальный психотерапевт Светлана Кривцова. - Поэтому многие предпочитают забыть о своем детстве, но вместе с тяжелыми воспоминаниями они отвергают и детскую легкость, спонтанность, яркое ощущение жизни».

Забытый внутренний ребенок способен помочь нам понять собственных детей

Психоаналитик Татьяна Алавидзе подтверждает: «В юности некоторые торопятся побыстрее стать взрослыми, стыдятся любых проявлений детскости: не решаются дурачиться, играть, проявлять свои чувства. Подавляя в себе ребенка, молодой человек (или девушка) пытается подкрепить ощущение собственной важности - ведь на самом деле он не уверен в том, что он взрослый, боится «скомпрометировать» себя детскими поступками и мечтами. Но и повзрослев, такой человек нередко продолжает вести себя так же».

Последствия такого поведения нередко оказываются драматичными, особенно когда мы сами становимся родителями: именно этот забытый внутренний ребенок способен помочь нам понять собственных детей. Получая внимание и поддержку от взрослого, каким мы стали сегодня, наше детство дарит в ответ свои бесценные свойства: ясность чувств, безмятежность души, способность фантазировать, играть и творить. Возвращаться время от времени к живущему в нас ребенку, общаться с ним учит не только психотерапия - такая возможность есть у каждого из нас. В наших интересах использовать ее, чтобы сделать свою жизнь более насыщенной, гармоничной, творческой и по-настоящему живой.