Московский кремль презентация к уроку по английскому языку на тему. Парадное холодное оружие. кинжалы.xvii в

Оружейная палата - музей-сокровищница - является частью комплекса Большого Кремлёвского дворца. Она размещается в здании, построенном в 1851 году архитектором Константином Тоном. Основу музейного собрания составили веками хранившиеся в царской казне и патриаршей ризнице драгоценные предметы, выполненные в кремлевских мастерских, а также полученные в дар от посольств иностранных государств. Своим названием музей обязан одному из древнейших кремлевских казнохранилищ.

В оружейной палате хранятся Оружейная палата включает в себя девять экспозиционных залов. *Боевые реликвии русской воинской славы *Древние знаки государственной власти *Драгоценные одежды *Национальная посуда из золота и серебра

Первый зал: Русские золотые и серебряные изделия 12 - начала 17 веков. Второй зал: Русские золотые и серебряные изделия 17 - начала 20 века.

Третий зал: Европейское и восточное парадное вооружение 15 - 19 веков. Четвертый зал: Русское вооружение 12 - начала 19 века.

Пятый зал: Шестой зал: Драгоценные ткани, Западноевропейское серебро лицевое и орнаментальное шитье 14 13- 19 веков. - 18 веков. Светский костюм в России 16 - начала 20 века.

Седьмой зал: Древние государственные регалии и предметы парадного церемониала 13- 18 веков. Восьмой зал: Предметы парадного конского убранства 16- 18 веков.

«Алмазный» трон-самый роскошный из экспонатов музея *Трон привезён персидским послом царю Борису Годунову. Украшен золотом, бирюзой и самоцветами. *Выполнен придворными ювелирами иранского шаха

БЛЮДО ЦАРИЦЫ МАРИИ ТЕМРЮКОВНЫ. Мастерские Московского Кремля XVI в. Блюдо было свадебным подарком царя Ивана Грозного молодой жене, черкесской княжне. По древнему обряду на Руси невесте подносили на блюде женский головной убор – кику. Массивное блюдо выковано из куска золота весом около трех кг. Тонкий графический узор оттеняет простоту и благородство формы блюда.

ШАПКА МОНОМАХА. XIII-XIV вв. О событиях, связанных с созданием централизованного государства и ростом его политического могущества, свидетельствует шапка Мономаха. Это наследственный венец русских царей. Изготовлена шапка на Востоке. Золотую тулью покрывает ажурный сканый узор. Драгоценные камни и соболий окол дополняют великолепие царского венца.

СЕДЛО. XVI в. Седло подарено царю Федору Иоанновичу иранским шахом Аббасом I в 1590 г. Седло в золотой оправе обтянуто бархатом. Затканным золотом. Луки седла усыпаны рубинами, изумрудами, нежноголубой бирюзой.

ЛЕТНЯЯ КОЛЯСКА «ГОНДОЛА» 1770 г. Принадлежала Екатерине-II. Это одни из лучших экипажей в собрании Оружейной палаты. Элегантная. Изящная карета почти сплошь покрыта декоративной резьбой по дереву и позолотой. На золоченом кузове кареты роспись, выполненная мастером школы французского художника Антуана Ватто.

Слайд 1

ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА. (КУЛЬТУРА РУСИ) МКОУ СОШ № 10 п. Раздольное учитель обществознания и географии Быкова Н.Д.

Слайд 2

Государственная Оружейная палата - один из старейших музеев нашей страны. Коллекция ее состоит из предметов декоративно-прикладного искусства X-XIX веков работы лучших русских и иностранных мастеров

Слайд 3

ШАПКА МОНОМАХА. XIII-XIV вв. О событиях, связанных с созданием централизованного государства и ростом его политического могущества, свидетельствует шапка Мономаха. Это наследственный венец русских царей. Изготовлена шапка на Востоке. Золотую тулью покрывает ажурный сканый узор. Драгоценные камни и соболий окол дополняют великолепие царского венца.

Слайд 4

Трон царя Бориса Годунова. Конец XV века. Трон был привезен в Россию в числе других богатых даров царю Борису Годунову от иранского шаха Аббаса-I. Форма трона типична для Востока. Деревянный остов облицован золотыми пластинками, с травным узором, драгоценные камни – бирюза, турмалин, белый и черный жемчуг в большом обилии для его украшения.

Слайд 5

БЛЮДО ЦАРИЦЫ МАРИИ ТЕМРЮКОВНЫ. Мастерские Московского Кремля XVI в. Блюдо было свадебным подарком царя Ивана Грозного молодой жене, черкесской княжне. По древнему обряду на Руси невесте подносили на блюде женский головной убор – кику. Массивное блюдо выковано из куска золота весом около трех кг. Тонкий графический узор оттеняет простоту и благородство формы блюда.

Слайд 6

СЕДЛО. XVI в. Седло подарено царю Федору Иоанновичу иранским шахом Аббасом I в 1590 г. Седло в золотой оправе обтянуто бархатом. Затканным золотом. Луки седла усыпаны рубинами, изумрудами, нежно-голубой бирюзой.

Слайд 7

ДОСПЕХ РЫЦАРСКИЙ ТУРНИРНЫЙ. XVI в. Металлические пластинчатые доспехи на Руси практического применения не имели. Привезенные из Европы как диковинка, они украшали залы в царских дворцах и боярских палатах. Доспех закрывает все тело воина, оставляя лишь узкие прорези для глаз и рта. Все детали выкованы из железа, соединены кожаными ремнями.

Слайд 8

Ч А Ш А. конец XVII в. В XVII в. Своими искусными расписными эмалями прославился далекий северный город Сольвычегодск. Мастера украшали эмалью предметы быта: чаши, тарелки, стаканы, шкатулки, ларцы. Поверхность металлического предмета покрывалась белоснежной эмалью, на которую наносился тонкой штриховкой многоцветный эмалевый узор. Любимыми мотивами росписи были крупные яркие цветы.

Слайд 9

ГРЕБЕНЬ И ФУТЛЯР. XVII в. Сделан гребень из слоновой кости и горного хрусталя, оправа из серебра с позолотой. Футляр из зеленого бархата украшен вышивкой. Стилизованный цветочный орнамент выполнен тонкой золоченой ниткой, по краю футляра проложен шнур из крученой серебряной нити.

Слайд 10

КОВШ ЦАРЯ МИХАИЛА ФЕДОРОВИЧА. Мастерские Московского Кремля 1624 г. Золотой ковш – русская парадная посуда. Во время торжественных пиров из ковшей пили медовый напиток. Выкован из листа золота, украшен драгоценными камнями.

Слайд 11

КАФТАН И КАМЗОЛ ПАРАДНЫЕ. XVII в. В 1700 г. специальным указом Петр-1 обязал русское дворянство носить платье западноевропейского образца. Данный костюм принадлежал 15-летнему Петру-II . Украшено серебряной нитью.

Слайд 12

Ковчег-складень с иконой «Богоматерь умиление». XVII в. Принадлежал складень думному дьяку Посольского приказа Ивану Грязеву. Золотой оклад иконы украшен рельефным растительным орнаментом, драгоценными камнями.

Слайд 13

ШЛЕМ БУЛАТНЫЙ («ШАПКА ИЕРИХОНСКАЯ») 1621 г. Шлем выполнен знаменитым кремлевским златокузнецом, оружейником Никитой Давыдовым для царя Михаила Романова. Стальная поверхность шлема украшена золотым узором. Декорации составляют алмазы.

и географии Быкова Н.Д.

Слайд 2

Государственная Оружейная палата - один из старейших музеев нашей страны. Коллекция ее

состоит из предметов декоративно-прикладного искусства X-XIX веков работы лучших русских и иностранных мастеров

Слайд 3

ШАПКА МОНОМАХА. XIII-XIV вв.

О событиях, связанных с созданием централизованного государства и ростом его политического могущества, свидетельствует шапка Мономаха. Это наследственный венец русских царей. Изготовлена шапка на Востоке. Золотую тулью покрывает ажурный сканый узор. Драгоценные камни и соболий окол дополняют великолепие царского венца.

Слайд 4

Трон царя Бориса Годунова. Конец XV века.Трон был привезен в Россию в числе других богатых

даров царю Борису Годунову от иранского шаха Аббаса-I. Форма трона типична для Востока. Деревянный остов облицован золотыми пластинками, с травным узором, драгоценные камни – бирюза, турмалин, белый и черный жемчуг в большом обилии для его украшения.

Слайд 5

БЛЮДО ЦАРИЦЫ МАРИИ ТЕМРЮКОВНЫ. Мастерские Московского Кремля XVI в.Блюдо было

свадебным подарком царя Ивана Грозного молодой жене, черкесской княжне. По древнему обряду на Руси невесте подносили на блюде женский головной убор – кику. Массивное блюдо выковано из куска золота весом около трех кг. Тонкий графический узор оттеняет простоту и благородство формы блюда.

Слайд 6

СЕДЛО. XVI в.Седло подарено царю Федору Иоанновичу иранским шахом АббасомI в 1590 г.

Седло в золотой оправе обтянуто бархатом. Затканным золотом. Луки седла усыпаны рубинами, изумрудами, нежно-голубой бирюзой.

Слайд 7

ДОСПЕХ РЫЦАРСКИЙ ТУРНИРНЫЙ. XVI в.Металлические пластинчатые доспехи на Руси

практического применения не имели. Привезенные из Европы как диковинка, они украшали залы в царских дворцах и боярских палатах. Доспех закрывает все тело воина, оставляя лишь узкие прорези для глаз и рта. Все детали выкованы из железа, соединены кожаными ремнями.

Слайд 8

Ч А Ш А. конец XVII в.В XVII в. Своими искусными расписными эмалями прославился далекий

северный город Сольвычегодск. Мастера украшали эмалью предметы быта: чаши, тарелки, стаканы, шкатулки, ларцы. Поверхность металлического предмета покрывалась белоснежной эмалью, на которую наносился тонкой штриховкой многоцветный эмалевый узор. Любимыми мотивами росписи были крупные яркие цветы.

Слайд 9

ГРЕБЕНЬ И ФУТЛЯР. XVII в.Сделан гребень из слоновой кости и горного хрусталя, оправа из

серебра с позолотой. Футляр из зеленого бархата украшен вышивкой. Стилизованный цветочный орнамент выполнен тонкой золоченой ниткой, по краю футляра проложен шнур из крученой серебряной нити.

Слайд 10

КОВШ ЦАРЯ МИХАИЛА ФЕДОРОВИЧА. Мастерские Московского Кремля 1624 г.Золотой ковш –

русская парадная посуда. Во время торжественных пиров из ковшей пили медовый напиток. Выкован из листа золота, украшен драгоценными камнями.

Слайд 11

КАФТАН И КАМЗОЛ ПАРАДНЫЕ. XVII в.В 1700 г. специальным указом Петр-1 обязал русское

дворянство носить платье западноевропейского образца. Данный костюм принадлежал 15-летнему Петру-II . Украшено серебряной нитью.

Слайд 12

Ковчег-складень с иконой «Богоматерь умиление». XVII в.Принадлежал складень думному дьяку

Посольского приказа Ивану Грязеву. Золотой оклад иконы украшен рельефным растительным орнаментом, драгоценными камнями.

Слайд 13

ШЛЕМ БУЛАТНЫЙ («ШАПКА ИЕРИХОНСКАЯ») 1621 г.Шлем выполнен знаменитым кремлевским

златокузнецом, оружейником Никитой Давыдовым для царя Михаила Романова. Стальная поверхность шлема украшена золотым узором. Декорации составляют алмазы.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

The Kremlin

Timeline 1156 wooden wall 1237 – 1293 was burnt 1367 white-stone wall (Prince Dmitry Donskoy) 15 th century – red-brick wall (Tsar Ivan III) 17 th century – towers

The Kremlin is the heart of the city and the country, the place, to which all Russian roads lead. The Kremlin is the oldest part of Moscow and the main tourist attraction.

The Kremlin occupies a triangular plot of land covering the Borovitsky Hill on the north bank of the Moskva river. The first wooden Kremlin was erected by prince Yury Dolgoruky in 1156.

The towers of the Kremlin In the end of the 17th century twenty towers of the Kremlin were constructed. The towers were built for decoration and had no military significance. Five of the towers were gates.

The Spasskaya Tower The symbol of the Kremlin is the Spasskaya Tower. This tower is the Kremlin’s official exit on Red Square and is notable for its clock.

Ivan the Great’ Bell Tower The Kremlin tallest structure is the Great’ Bell Tower. It was built in 1505 -1508.

Tsar Bell & Tsar Cannon Tsar Bell is the world’s biggest bell that never rang. Tsar Cannon weighs 40 tons.

The Annunciation Cathedral The Annunciation Cathedral was the Moscow Great Princes’ and Tsars’ home church. The cathedral was set for royal family ceremonies.

The Cathedral of the Dormition In 1547 the coronation of Ivan the Terrible took place in this cathedral.

The Archangel’s Cathedral Victories of the Russian military were celebrated in the Cathedral of the Archangel. Russian tsars and grand princes were buried there.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок в 8Б классе (история+математика) «История Московского Кремля от Ю.Долгорукого до Ивана Ⅲ. Решение уравнений и задач с уравнением»

Автономное образовательное учреждение школа №6 г.Долгопрудного Интегрированный урок в 8Б классе(история+математика) «История Московского КремляотЮ.Долгорукого до Иван...

Интерактивная интеллектуальная игра "Московский Кремль"

Данная презентация представляет собой часть авторского интерактивного проекта «Литературная Москва. Прогулки по городу вместе с героями известных произведений и их авторами» Данный материал предполага...


ШАПКА МОНОМАХА. XIII- XIV вв. О событиях, связанных с созданием централизованного государства и ростом его политического могущества, свидетельствует шапка Мономаха. Это наследственный венец русских царей. Изготовлена шапка на Востоке. Золотую тулью покрывает ажурный сканый узор. Драгоценные камни и соболий окол дополняют великолепие царского венца.


Трон царя Бориса Годунова. Конец XV века. Трон был привезен в Россию в числе других богатых даров царю Борису Годунову от иранского шаха Аббаса-I. Форма трона типична для Востока. Деревянный остов облицован золотыми пластинками, с травным узором, драгоценные камни – бирюза, турмалин, белый и черный жемчуг в большом обилии для его украшения.


БЛЮДО ЦАРИЦЫ МАРИИ ТЕМРЮКОВНЫ. Мастерские Московского Кремля XVI в. Блюдо было свадебным подарком царя Ивана Грозного молодой жене, черкесской княжне. По древнему обряду на Руси невесте подносили на блюде женский головной убор – кику. Массивное блюдо выковано из куска золота весом около трех кг. Тонкий графический узор оттеняет простоту и благородство формы блюда.




ДОСПЕХ РЫЦАРСКИЙ ТУРНИРНЫЙ. XVI в. Металлические пластинчатые доспехи на Руси практического применения не имели. Привезенные из Европы как диковинка, они украшали залы в царских дворцах и боярских палатах. Доспех закрывает все тело воина, оставляя лишь узкие прорези для глаз и рта. Все детали выкованы из железа, соединены кожаными ремнями.


Ч А Ш А. конец XVII в. В XVII в. Своими искусными расписными эмалями прославился далекий северный город Сольвычегодск. Мастера украшали эмалью предметы быта: чаши, тарелки, стаканы, шкатулки, ларцы. Поверхность металлического предмета покрывалась белоснежной эмалью, на которую наносился тонкой штриховкой многоцветный эмалевый узор. Любимыми мотивами росписи были крупные яркие цветы.


ГРЕБЕНЬ И ФУТЛЯР. XVII в. Сделан гребень из слоновой кости и горного хрусталя, оправа из серебра с позолотой. Футляр из зеленого бархата украшен вышивкой. Стилизованный цветочный орнамент выполнен тонкой золоченой ниткой, по краю футляра проложен шнур из крученой серебряной нити.














ЛЕТНЯЯ КОЛЯСКА «ГОНДОЛА» 1770 г. Принадлежала Екатерине-II. Это одни из лучших экипажей в собрании Оружейной палаты. Элегантная. Изящная карета почти сплошь покрыта декоративной резьбой по дереву и позолотой. На золоченом кузове кареты роспись, выполненная мастером школы французского художника Антуана Ватто.