Особенности обучения письму леворуких детей. Леворукий ребенок в начальной школе

ТРУДНОСТИ ОБУЧЕНИЯ ЛЕВШЕЙ

Проблема леворукости остается одной из самых серьезных проблем в педагогике и психологии. Долгое время считалось, что леворуких детей необходимо переучивать, подгоняя их под общий стандарт. В результате переучивания у детей развивались невротические реакции. На современном уровне знаний это объясняется тем, что леворукость – это не просто предпочтение левой руки, но и совершенно другое распределение функций между полушариями мозга. Заставлять леворукого ребенка писать правой рукой – значит вмешиваться в уже сложившуюся и достаточно сложную функциональную систему и стремиться перестроить ее без достаточных для этого предпосылок.

Леворукость – это не привычка, не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма, который часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребенка.

Кроме генетической леворукости, существует еще патологическая и социальная. Если генетическая леворукость передается по наследству, то патологическая леворукость может возникнуть в результате «минимальной мозговой дисфункции», возникающей либо в процессе внутриутробного развития, либо при рождении. Высокая частота левшества наблюдается среди больных эпилепсией, олигофренией, шизофренией. Социальная леворукость возникает в результате насильственного переучивания.

У леворуких детей чаще бывают неврозы, так как в праворуком мире они испытывают «декстрастресс» (правый стресс). Леворукие сталкиваются с тем, что окружающий мир рассчитан на праворуких людей (двери, осветительные приборы, музыкальные инструменты и т.д.). Леворукие часто очень музыкальные люди, но большинство музыкальных инструментов асимметричны. Методики обучения музыке также рассчитаны на праворуких людей.

У детей ведущая рука формируется в основном к 4 годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Если в 4 года ребенок предпочитает левую руку и тем более если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребенка нельзя. Переучивая леворукого ребенка на правую руку, можно сформировать невроз: беспокойный сон, снохождение, тики, навязчивые движения, заикание, ночное недержание мочи. У ребенка может сформироваться чувство ущербности, комплекс неполноценности, неумение общаться с людьми и т.д.

Если ребенок одинаково владеет правой и левой рукой, он считается «обоеруким», или амбидекстром (обе руки работают как правая рука). Особенности психики у таких детей могут быть такими же, как у леворуких, но они легко привыкают писать правой рукой и не страдают от декстрастресса.

Если расставить всех людей по степени праворукости, то получится огромное многообразие от выраженных правшей через слабовыраженных правшей, амбидекстров, слабовыраженных левшей к выраженным левшам.

Для повышения эффективности обучения леворуких детей необходимо как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария, учитывая их большую скорость и эмоциональность восприятия, обобщенность, целостность, образность, вовлечение непроизвольной памяти. Необходимо включать в учебный процесс манипулирование с моделями и макетами. Можно активизировать возможности правого полушария, используя всякого рода схемы. При обучении леворукие больше ориентируются на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и т.д.), а не на речь. Для лучшего понимания материала им требуется опора на рисунок, предмет, наглядное пособие. Для леворуких трудна работа в больших группах при жестко регламентированных условиях и строгом соподчинении. Им необходима собственная инициатива и интуиция, индивидуальная работа, когда нет жесткого регламента, строгого подчинения.

Высокая вербальная одаренность леворуких людей объясняется тем, что их речевые центры представлены симметрично в левом и правом полушариях. Совместная работа речевых центров выступает как условие возникновения особой одаренности. Письмо и чтение – асимметричные виды деятельности. Письмо осуществляют только одной рукой, а читают в русском языке слева направо. Кроме того, форма большинства букв асимметрична. У маленьких детей асимметрия мозга еще не полностью сформирована, пространственные отношения трудны для анализа, поэтому иногда возникает зеркальное отражение . Важно понимать, что предпочтение направления слева направо или справа налево регулируется мозгом. Наиболее характерным проявлением зеркального отражения является зеркальное письмо, чтение, рисование, восприятие. Частота зеркального письма у леворуких детей составляет 85%. Элементы зеркального отражения встречаются также у детей с неустойчивой праворукостью. Снижение частоты проявления зеркального отражения и полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после 10 лет, так как феномен зеркальных движений связан с функциональной недостаточностью мозолистого тела, которое в этом возрасте достигает обычно своей функциональной зрелости.

Функциональная асимметрия полушарий – это свойство мозга, отражающее различие в распределении нервно-психических функций между его правым и левым полушариями.

  1. Левополушарный тип – доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счет, способность к анализу, абстрактное, концептуальное, двумерное мышление.
  2. Правополушарный тип – доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Правое полушарие мозга оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения. Считается, что оно ответственно за синтетическую деятельность мозга.
  3. Равнополушарный тип – отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегий мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария как физиологической основы общей одаренности.

Однако врожденные предпосылки – это только исходные условия, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития, под влиянием социальных контактов, прежде всего семейных.

Школьные методики обучения тренируют и развивают главным образом левое полушарие, игнорируя половину умственных возможностей школьника, не учитывают особенностей половой латерализации полушарий, оставаясь бесполыми и массовыми. Образование в наших школах не только левополушарное, но и академическое, то есть материал преподносится в готовом виде, неоднократно повторяется. В такой системе образования комфортно чувствуют себя левополушарные и равнополушарные девочки, которые быстро становятся отличницами. Правополушарные мальчики оказываются в самом невыгодном положении, более подвержены возникновению школьных неврозов.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ЛЕВОРУКОСТЬ

Как правило, леворукость ребенка выявляют сами родители, наблюдая за тем, какую часть деятельности ребенок выполняет левой рукой. Однако нужно иметь в виду, что у большинства детей до определенного возраста иной раз бывает трудно определить доминирование той или иной руки только на основании наблюдений за их игровыми действиями. Только на одиннадцатом месяце родители могут установить явное предпочтение ребенком той или иной руки.

В четыре года формируется четкое предпочтение одной из рук, а к пяти годам устанавливается окончательное доминирование правой или левой руки.

ТЕСТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА

  1. Какой рукой ребенок рисует?
  2. Какой рукой бросает камень, мяч?
  3. Какой рукой держит зубную щетку?
  4. Какой рукой расчесывает волосы?
  5. Какой рукой стирает ластиком?
  6. Какой рукой раздает карты при игре в лото?
  7. Какой рукой нанизывает бусы, складывает башню из кубиков?

АПЛОДИРОВАНИЕ

При аплодировании более активна и более подвижна ведущая (чаще правая) рука, совершающая ударные движения о ладонь неведущей (чаще левой) руки. Этот тест имеет большую информационную ценность.

ЛЕВОРУКИЙ РЕБЕНОК В ШКОЛЕ

Методика обучения письму, ее организация рассчитаны на детей с ведущей правой рукой, поэтому у родителей и учителей возникают трудности в правильной организации работы с детьми, которые пишут левой рукой. Это кается таких вопросов, как положение тетради при письме, необходимость соблюдения наклона букв, правильная посадка при письме. Ниже мы постараемся подробно рассмотреть все эти вопросы.

ПОСАДКА ПРИ ПИСЬМЕ

При правильной посадке леворукие дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу или подставке, голова должна быть немного наклонена направо.

В классе за партой леворукий ребенок должен ВСЕГДА сидеть слева от своего соседа так, чтобы правая рабочая рука соседа по парте не мешала ему при письме.

Настольная лампа располагается справа от ребенка.

ПОЛОЖЕНИЕ РУК

Руки должны лежать на столе так, чтобы локоть левой руки немного выступал за край стола, и левая рука свободно двигалась по строке сверху вниз, а правая лежала на столе и придерживала бы лист.

ПОЛОЖЕНИЕ КИСТИ РУКИ

Кисть левой руки большей частью своей ладони должна быть обращена к поверхности стола. Точками опоры для кисти служат ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.

ПРИЕМЫ ДЕРЖАНИЯ РУЧКИ

Ручка кладется на средний палец, на его верхнюю ногтевую часть. Ногтевая фаланга большого пальца придерживает ручку, а указательный палец легко кладется сверху ручки на расстоянии 1,5-2 см от пишущего шарика и управляет движением пальцев. В процессе письма происходит движение слева направо (направление ручки – влево, а движение кисти и пальцев – вправо).

Существует несколько способов письма левой рукой.

Первый способ является зеркальным отражением «праворукого» положения. Им чаще всего пользуются дети, не обученные более удобным и правильным приемам письма. Такое положение руки серьезно затрудняет процесс обучения, так как все образцы в тетрадях (прописях) располагаются слева. Начиная списывание, ребенок не имеет возможности ориентироваться на образец. Наблюдается уменьшение или увеличение размеров букв в строке и неверное их написание.

Второй способ . Кисть левой руки с ручкой располагается над строкой. Этот способ дает ребенку возможность ориентироваться на образец или Рене написанное и уменьшает количество ошибок при письме. Именно к этому способу письма спонтанно и наиболее часто приходят дети-левши.

Третий способ . Кисть левой руки с ручкой находятся под строкой. Это наиболее удобный способ письма, так как ребенку не приходится выворачивать кисть руки, хорошо виден образец, не смазывается ранее написанное. Однако при письме этим способом нарушаются требования «праворукой» каллиграфии: буквы не имеют наклона вправо, скорее даже наклонены влево. Но это не столь важно. Многие «правши» зачастую пишут левонаклонно. Главное – дать ребенку возможность удобного для него письма, максимально снизить вероятность возникновения непроизвольных ошибок.

Необходимо обязательно заниматься гимнастикой для левой руки:

  1. выпрямить кисть, плотно сжать пальцы и медленно прижимать их сначала к третьим суставам, затем к плоскости ладони;
  2. выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному;
  3. руку плотно положить на стол и поочередно сгибать средний, указательный, большой пальцы, остальные пальцы при этом должны постепенно подниматься вверх;
  4. пальцы разомкнуть как можно шире и, медленно соединяя их, опустить руку вниз;
  5. сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях.

Какие требования следует предъявить к письму леворукого ребенка? Вот основные из них:

  1. правильное написание форм букв и их соединений;
  2. соблюдение расстояния между буквами и словами;
  3. сохранение линейности и ритмичности;
  4. прямое письмо с небольшим наклоном в левую сторону.

По материалам лекции Иншаковой О.И. учителя школы № 57, г. Москва на педагогическом марафоне.

Главное – вовремя почувствовать и понять, что ваш ребенок не такой, как другие дети. Дело в том, что рисовать и пользоваться ложкой он может и правой рукой, имея при этом другие признаки левшества. Но при этом он, например, не любит рисовать, медлителен, немного запинается в начале фразы, почему-то плоховато считает, да и читает медленно, совсем не прибавляя в скорости чтения... Вовсе не обязательно наличие всех перечисленных признаков. А многие «истинные» левши, все делают левой рукой, великолепно считают, много читают, часто бывают отличниками, но мамы этих благополучных левшей знают немало тягот воспитания своих любимых деток.

Ребенок приходит в школу и трудности начинаются! Ведь дело не в руке, хотя и в ней, конечно, тоже. Разного рода проблемы обусловлены множеством причин: состоянием ряда высших психических функций, таких, как, например, память, уровнем развития зрительно- и слухомоторной координации, несформированностью пространственных представлений, типом функциональной асимметрии полушарий мозга и межполушарным взаимодействием.

Но, несмотря ни на что, неправши учатся, и их успехи намного ценнее победного продвижения вперед уверенных правшей. За годы работы с учениками начальной школы я не перестаю восхищаться изобретательностью левшей. Главное – принимать их, понимать причины их поведения, чтобы не обижаться. А левши не подстраиваются под окружающих, необходимо объяснять им, казалось бы, совсем понятное и учить вовремя задавать вопросы, чтобы не упустить момент, с которого началось непонимание.

Сколько трудностей вокруг поджидает маленького левшу, а особенно в школе, созданной для правшей! Сидеть леворукий малыш должен так, чтобы его не толкали под руку, значит, на парте слева. Расположение же парты должно соответствовать его ведущему глазу и уху, то есть быть как можно левее, ведь чаще всего поле зрения левши сдвинуто именно вправо.

Не стоит сажать левшу на проходе, он очень чувствителен к постоянному движению между партами, да и порядок на его рабочем месте часто оставляет желать лучшего.

На листе в тетради левша игнорирует левую часть и без зазрения совести выезжает на соседнюю правую страницу. Не чувствуя границ, левша не жалует перенос слов, предпочитая безжалостно втискивать слово в крошечный интервал, либо оставляет полстроки справа пустой, чтобы не связываться с правилами, в которых он немилосердно путается. И интеллект тут ни при чем, пространство чинит бедному левше препятствия на каждом шагу. Правша не знает этих мук! А изобретательный левша придумывает свои собственные способы ориентации в мире.

Как работать с левшами.

  1. Разбирать с ними ошибки.
  2. 9 им может казаться перевернутой 6.
  3. По математике путают + и -
  4. Помарки в работе левшей сбивают.
  5. На настроение сильно влияет погода.
  6. Они забывчивы.
  7. Правила учат автоматически, нужно учить применять их на практике.
  8. Примеры с окошком для левшей трудны, т. к. у них проблемы с пространственным ориентированием.
  9. Левши не умеют рисовать. Начинают, например, в 4 года (причем вид сверху).
  10. Сложение лучше объяснять прорисовыванием по числовому отрезку дугами.
  11. Левши не все усваивают таблицу умножения.
  12. У них цветное восприятие мира, что можно использовать на математике при запоминании цифр, состава чисел.
  13. Умеют хорошо считать тройками, десятками, не запоминая.
  14. В работе хорошо использовать рифмы, ребусы, ассоциации.
  15. Левши хорошо учатся пока им интересно.
  16. Не забывать о повторении.
  17. В классе необходима доброжелательная атмосфера.
  18. Поле зрения у левшей сдвинуто вправо, поэтому учитель может сказать: «Сдвигаемся влево».
  19. Они пессимисты и обидчивы.
  20. Могут начать читать слово с середины.
  21. Их надо приучать к движению глаз.
  22. Не умеют врать, но обычно пытаются с себя ответственность снять.
  23. Если неровно положить счетные палочки в 1 классе, левши могут сбиться.
  24. Грызут ручки.
  25. Вечно развязаны шнурки. Их не берут в команду.
  26. У них нарушена координация движений, поэтому их не берут в команду.
  27. Левши очень внушаемы, могут поднять себе температуру.
  28. Они бывают к себе очень строги.
  29. У них часто бывает грязь в тетрадях.
  30. Часто левши не могут считать устно, считают в столбик.
  31. Им трудно учиться.
  32. Могут писать цифры и буквы в зеркальном отражении.
  33. Могут не видеть клетки, их надо показать.
  34. Краткую запись для левшей можно нарисовать.
  35. Левшей не нужно ограничивать во времени.
  36. С ними необходимо отрабатывать право, лево.

Много неувязок возникает у неправшей, в большинстве очень чувствительных, в процессе адаптации к школе. А той категории детей, которая не очень утруждает себя сложностями человеческих взаимоотношений, надо объяснять каждое сложившиеся недопонимание.

И если ваше семилетнее чадо в конце четверти на прямо поставленный вопрос об имени соседки по парте удивляется, недоумевая, кому это надо, то, значит, пора приниматься за работу, называемую психолого-педагогическим сопровождением левшей.

Литература

Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001


Особенности обучения леворуких детей письму.

По словам М.М.Безруких, подготовка к письму – это особая система пошаговых занятий. Письмо – один из самых сложных видов человеческой деятельности, а научиться писать совсем не так просто, как кажется на первый взгляд. Безусловно, можно помочь детям избежать серьезных трудностей при обучению письму.

Целесообразно выделить основные требования к письму в подготовительный период – то, чему должен научиться ребенок:

  1. Научиться правильно сидеть (правильная поза, положение тетради или листа);
  2. Научиться правильно держать ручку;
  3. Четко дифференцировать строку (верхняя, нижняя, средняя линии), уметь писать печатные буквы в строке;
  4. Уметь выделять 2/3 над верхней строкой и 2/3 под нижней строкой для написания букв, элементы которых выходят за пределы строки;
  5. Уметь выполнять (писать) основные элементы букв:
  1. Вертикальные линии, параллельные и наклонные прямые (вправо и влево);
  2. Овалы;
  3. Линии с закруглением внизу и вверху;
  1. Уметь хорошо различать и писать вертикальные (правые и левые) элементы;
  2. Уметь выполнять связные ритмические движения (количество движений в цикле ребенок выбирает сам, темп работы не задается, малыш также выбирает его сам);
  3. Уметь копировать сложные сочетания извилистых линий, например, простейшие иероглифы;
  4. Уметь скопировать простейшую фразу из нескольких слов, написанную письменными буквами;
  5. Уметь различать буквы, написанные курсивом.

В обыденной жизни следует предоставить ребенку самому решать, какой рукой он будет выполнять привычные действия. При обучении письму, опираясь на то, что ребенку удобно, можно предложить осваивать действия сначала удобной рукой, а потом, при желании, - попробовать другой, как в процессе игры. Затем ребенок сам выбирает способ выполнения действия, а взрослый наблюдает за обязательной тренировкой этого действия и его качественным исполнением (которое у разных детей достигается с разной, только им присущей скоростью).

С этой позиции задача взрослого – совместно с ребенком заново осваивать мир, возможно посредством несколько измененного варианта действий. В данном случае можно говорить о том, что рутинное мероприятие – передача знаний с помощью известного стереотипа – превращается в удивительный процесс приспособления к иному видению окружающего, иному ощущению. Этот процесс взаимного обогащения: ребенок получает опыт взрослого, еще недоступный ему самому, а взрослый вновь смотрит на мир взглядом ребенка.

Таким образом, задача педагога заключается в том, чтобы, максимально проявляя свои индивидуальные качества, ребенок не ограничивал ими ни права, ни возможности проявления уникальных качеств других детей и взрослых. Педагог изучает особенности ребенка и далее направляет свои усилия на то, чтобы максимально раскрыть возможности ребенка, использовать те преимущества, которыми он обладает, и нейтрализовать его слабости. С этой позиции стоит поощрять леворукого ребенка относиться к письму как к рисованию. Пусть он срисовывает слова удобным способом, достигая максимальной точности. Возможно позволять ему писать медленнее, но аккуратнее, чуть дольше, чем другим детям. При этом с ребенка не снимается ответственность за качество письма, умение правильно и грамотно писать, добиваться этого путем упражнений.

Сложности возникают не просто у леворуких или праворуких, а у тех детей, у которых контроль за движением руки находится в другом полушарии, чем контроль за зрением и слухом. В силу мозаичности расположения различных центров и особенностей раннего развития у большинства детей нет равенства между каналами восприятия. Это означает, что кому-то из них проще воспринимать зрительную информацию, кому-то – слуховую, а кому-то – тактильную.

Отличниками в школе обычно становятся дети с правым типом профиля и ведущим зрительным каналом. Именно на них рассчитана школьная программа. Более того, читая книги, они запоминают образ слов, а затем на контрольных лишь сверяют этот образ с тем, что пишут. Они могут не учить правила, но писать грамотно. Чтение повышает их грамотность.

На «четверки» и «пятерки» учатся дети, у которых ведущий канал – слуховой. Даже когда они вертятся, их уши воспринимают объяснение. Им можно не учить устные дисциплины, но им не дается русский язык. Они пишут не то, что написано в учебнике, и даже не то, что написано на доске. Они пишут лишь то, что повторяют сами в процессе внутренней речи. А это означает, что они невнимательно смотрят в текст. Произносят его каким-то только им ведомым способом, а затем именно это воспроизводят. Особенно много ошибок у тех детей, которые при чтении пропускают буквы, «проглатывая их», т.к. затем именно их они и не напишут.

И наконец, двоечники и троечники – это дети с левым или смешанным типом профиля, у которых ведущим является тактильный, или осязательный канал. Для того, чтобы что-то понять, им нужно обязательно пощупать и попробовать. Если этим детям удастся пройти сквозь школьную программу, которая вообще не учитывает эту группу детей, то они смогут стать великими физиками и химиками. Эти науки возникали и до сих пор существуют в значительной мере как практические. Чтобы этим детям научиться писать, им безполезно учить правила: они должны писать, писать и писать, пока их рука не научится автоматически делать это правильно.

Учителю, обучая детей письму, не стоит усиливать достоинства и недостатки каждой группы. Можно развивать все каналы у всех детей, обучая их видеть, слышать, чувствовать. Для этого с самого начала необходимо предлагать детям следующую последовательность списывания текстов из учебника. Сначала по слогам нужно прочесть предложение так, чтобы запомнить его наизусть (тренировка зрительного и слухового каналов). Затем записать его, не глядя в учебник (тренировка зрительного и тактильного каналов). Затем проверить правильность, сверяя с тем, что написано в учебнике (проверка зрительного канала). Подобная тренировка приведет к тому, что все дети будут развивать слабые стороны. Задача учителя в данном случае – не подгонять детей, а учить с возможной для каждого скоростью, возможно делая акцент на одном из этапов освоения грамотного письма.

Письмо – это особая форма речи, при которой ее элементы фиксируются на бумаге (или других материалах) путем начертания графических символов (графем), соответствующих элементам устной речи.

Русское письмо – звукобуквенное. Как правило, принципы обучения письму определяются системой самого письма, а т.к. система русского письма звукобуквенная, то и основной принцип обучения – звуковой, вернее фонематический, а основной единицей обучения является обучение написанию графических элементов (букв). Письмо – одно из наиболее комплексных умений, которые формируются в процессе обучения.

Письмо имеет сложнейшую психофиологическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль, перцептивную регуляцию и комплекс лингвистических умений (способность дифференцировать звуки, звукобуквенный анализ и т.п.).

Важнейшим элементом обучения письму является формирование графического навыка письма, параллельно с которым идет формирование орфографических навыков.

Графический навык – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные знаки и их соединения. Правильно сформированный графический навык позволяет писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированный графический навык создаёт комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый подчерк, медленный темп. В тоже время переделка неправильного графического навыка не просто затруднена, но порой невозможна.

На начальном этапе обучения письму дети должны усвоить понятие о буквах – графических знаках (печатных, письменных, заглавных и строчных), научиться правильно, четко и достаточно быстро писать все графические элементы, сохраняя правильную позу, правильное движение руки, правильную траекторию движений и т.п. Одновременно необходимо правильно дифференцировать звуки речи, безошибочно узнавать и соотносить их с буквами, поскольку параллельно с графическим идет формирование орфографического навыка. Чисто техническое выполнение самого процесса письма осложняется тем, что у детей шести-, семилетнего возраста слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, а также низка выносливость статических нагрузок (непременной составляющей письма). Кроме того, у многих детей не сформированы механизмы пространственного восприятия и зрительной памяти, зрительно-моторной координации и звукобуквенного анализа, что создает дополнительные трудности.

М.М. Безруких в формировании навыка выделяет три основных этапа:

  1. Первый этап – аналитический, основными компонентами которого являются вычленение отдельных элементов действия и овладение ими, уяснение цели, зрительно-двигательного образа, выделение основных критериев контроля выполнения движения.
  2. Второй этап условно назван синтетическим. Этот этап соединения отдельных элементов в целостное действие.
  3. Третий этап – автоматизация навыка. Это этап образования навыка как действия, которое характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Характерными чертами автоматизации навыка являются быстрота, плавность, легкость. Очень важно знать, что быстрота не должна быть навязанной, она должна стать естественным результатом совершенствования движений. Плавность (связность) также должна возникать как естественный результат формирования навыка.

В тех случаях, когда выполнение движений по какой-либо причине затруднено (например, у детей с отклонениями в развитии моторных функций, зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций и т.п.), продолжительность движения и паузы увеличивается, а как раз это и характерно для леворуких детей .

Сейчас на начальном этапе обучения письму задается очень быстрый темп работы, от ребенка требуется высокая скорость письма. В связи с этим нарушается естественный и необходимый механизм качественной реализации действия. Резкое сокращение времени паузы снижает качество анализа и оценки, осознание следующего действия; становится невозможной коррекция по ходу действия, и, естественно, нарушается качество собственно письма. При этом создается эффект нарушений моторики, зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций в виде нарушений конфигураций, соотношения элементов, дополнительных штрихов, оптических ошибок и т.п.

В дальнейшем резкое увеличение скорости ведет к искажениям, перестановкам, пропускам букв, характерным уже для нарушений слухо-лингвистических функций. На самом же деле это также связано с резким сокращением паузы, необходимой для звукобуквенного анализа (кстати, в этом и состоит отрицательный эффект безотрывного письма, не позволяющего ребенку отвлечь внимание от собственно написания на звукобуквенный анализ) .

Таким образом, учитывая особенности формирования движений на письме, целесообразно обучение начинать не с целых букв, а с объяснения того, что каждая буква состоит из элементов и фактически можно «сконструировать», собрать любую букву из этих элементов. При этом важно, чтобы один и тот же элемент всегда выполнялся одинаково.

Е.И. Николаева считает, что такой поэлементный анализ, на который стоит потратить дополнительное время, позволяет ребенку творчески, осознанно подойти к конструированию буквы сначала на примере печатного, а потом уже письменного начертания. Можно использовать специальное лото с элементами букв, в каждой клеточке которого – часть буквы (буква может быть разделена на элементы не только по вертикали, но и по горизонтали). Способность понимать и различать элементы букв, соотношение частей, их расположение на строке, сочетание и последовательность – первый шаг в обучении.

Следующий шаг – объяснение того, как выполняется каждое движение при написании основных элементов в буквах.

Леворукий ребенок нуждается в специальной помощи на начальных этапах обучения:

  1. Нужно специально зафиксировать внимание на право- и левосторонней ориентации штрихов, иначе возможно зеркальное письмо;
  2. Особое внимание следует уделить направлению письма слева направо;
  3. Необходимо очень подробно и внимательно разобрать траекторию движений при письме каждого элемента (буквы);
  4. Вместе с ребенком очень подробно разберите инструкцию;
  5. Несколько раз выполните движение в медленном темпе;
  6. Попросите ребенка «продиктовать» инструкцию педагогу, чтобы малыш еще раз осознал, что и как делать;
  7. Выполните все задания в медленном темпе.

Для леворуких детей правильная инструкция особенно важна, т.к. позволяет использовать вербальный компонент оценки и контроля деятельности.

По утверждению М.И. Лобзяковой ведущее значение имеет усиление элемента осознанности при обучении. Письмо обязательно должно и может быть сформировано только как самостоятельное сознательное действие. Необходимо усилить элемент осознанности в выполнении движений, научить (и учить этому специально) видеть строку, ее середину, чувствовать расстояние, мысленно выделять для каждой буквы ее «клеточку» и располагать в ней букву.

И еще один вывод нужно сделать, основываясь на особенностях первого этапа формирования навыка письма: нельзя форсировать темп, скорость письма, требовать от ребенка писать быстрее, чем он может. Исследования показали, что при инструкции «пиши быстрее» в течении всего первого года обучения скорость самого движения не увеличивалась, а лишь сокращалось время микропаузы, т.е. то время, которое необходимо для осознания движения, закрепления его и собственно формирования навыка. У семилетних детей время выполнения самого движения «убыстряется» лишь со второго полугодия, а значит, в течение всего букварного периода, всего первого этапа обучения при чрезмерной скорости также сокращается пауза между движениями. Ребенок не успевает закрепить правильный способ выполнения буквы, и в результате закрепляются «каракули». Переделать неверный графический навык очень трудно, а в большинстве случаев практически невозможно.


Леворукость веками была и остается загадкой, притягивающей внимание. Действительно, большая часть человечества – праворукие и только 5-12 % леворукие. Зарубежные ученые отмечают, что количество леворуких возрастает. Конечно, леворуких меньшинство и леворукость не исчезает, а просто агрессивность праворуких среды заставляет леворуких, порой с огромным трудом, приспосабливаться, переучиватьс, становится как все. По данным нейрофизиолога А.А. Айрапетянц, среди школьников семи-дявяти лет выявлены леворукие дети: 13,3 % - мальчиков, 10 % - девочки, В четырнадцать лет их уже среди мальчиков – 4,4 %, а среди девочек – 4,1 %.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности обучения леворуких детей

Леворукость веками была и остается загадкой, притягивающей внимание. Действительно, большая часть человечества – праворукие и только 5-12 % леворукие. Зарубежные ученые отмечают, что количество леворуких возрастает. Конечно, леворуких меньшинство и леворукость не исчезает, а просто агрессивность праворуких среды заставляет леворуких, порой с огромным трудом, приспосабливаться, переучиватьс, становится как все. По данным нейрофизиолога А.А. Айрапетянц, среди школьников семи-дявяти лет выявлены леворукие дети: 13,3 % - мальчиков, 10 % - девочки, В четырнадцать лет их уже среди мальчиков – 4,4 %, а среди девочек – 4,1 %. Таким образом, в средней школе остается ничтожно малое количество детей, отстоявших свое право на леворукость. В начальных классах в последние годы все чаще встречаются леворукие дети. Долгое время ученые считали, что мозг – первый орган, как легкие, почки, а функция одного полушария полностью соответствует функциям другого. Действительно, левое полушарие отвечает за движение правых конечностей и за чувствительность правой половины тела, а правое – за движение левых конечностей и все виды чувствительности слева. Для нормальной работы мозга необходима тесная взаимосвязь обоих полушарий. В результате нарушения специализации высших психических функций, в том числе и речевой, отмечается снижение интеллектуально-познавательной деятельности человека. У всех праворуких людей, не имевших в разном возрасте травм или поражений мозга, язык и речь контролируются левым полушарием. Большая часть леворуких также имеет речевые зоны в левом полушарий. Следовательно «специализация» полушарий – явление не врожденное, а вырабатываемое. Вот почему мною выбрана именно эта тема. В научной и методической литературе она недостаточно освещена. Появилась необходимость систематизировать материал, собранный на протяжении нескольких лет работы. Сейчас расширяю объем материала по этому вопросу.

Определение ведущей руки требует определенной компетентности. Во-первых, потому, что картина может быть смазана предыдущим переучиванием, а во-вторых, потому, что далеко не всегда леворукий ребенок бытовые и графические движения будет выполнять только левой рукой, то есть ведущую руку можно определить в шесть лет. Существует несколько вариантов определения ведущей руки: опросники, тесты, пробы, рисование. Обучение строится на осознанном формировании образа буквы, фиксированном внимании к пространственному расположению элементов букв, их соотношений, направленности штрихов и траектории движений руки. Важным элементом методики является целостное восприятие букв выделением ее отдельных элементов. Начиная обучение леворукого ребенка, надо помнить, что на первых этапах обучения он нуждается в специальной помощи: необходимо научить его правильно сидеть, располагать тетрадь, держать ручку и только после этого можно начинать изучения букв. Работая с леворукими детьми, нельзя обойти важный аспект – переучивание. Чаще всего дилемма «переучивать» или «нет» возникает в начальной школе или задолго до школы. Многие родители считают, что, переучивая ребенка, они тем самым, помогают ему «спокойно» жить потом в праворуком мире. Специальные исследования и опыт работы показали, что у переученных левшей на всю жизнь остается более тонкая координация левой руки. Очень часто переученные левшы пишут только правой рукой (причем почерк их, как правило, далек от совершенства), а все остальные бытовые и профессиональные действия выполняют все же левой рукой. Из практики могу со всей ответственностью сказать, что у переученных детей встречаются невротические симптомы. Не следует ждать, что это пройдет само собой, но и не стоит заниматься самолечением, слушать «знающих» людей, лучше обратится за советом к врачу-психоневрологу или педиатру. Однако без помощи родителей и учителя, без их совместной и согласованной работы изменить ситуацию будет не возможно. И только правильный выбор тактики совместной помощи ребенку определит успех всех мероприятий.

У нас леворукого ребенка учат так же, как и праворукого, и поэтому существуют проблемы. Трудности у всех детей разные и разные проявления в процессе обучения. Процесс адаптации к школе леворуких детей в каждом случае особый, единых рекомендаций по коррекции школьных проблем нет. Однако существуют общие закономерности адаптации детей к школе, есть и наиболее трудные (критические) точки на первом, на втором, на третьем году обучения.

Работая с леворукими детьми, я пришла к выводу, что беда не только в самих трудностях, которые не позволяют ребенку хорошо учиться, но и в сопутствующих им постоянных конфликтах между учителем и учеником, ребенком и родителем. Эти конфликты формируют у ребенка чувство неполноценности, неудовлетворенности, неуверенности себе, в своих силах. Недовольство учителя и родителей, неудачи, отсутствие конструктивной помощи отталкивают от взрослых, и он окончательно теряет веру в себя. Даже взрослому трудно реально оценить себя, если все вокруг недовольны, а для ребенка это совершенно непосильная задача.

Мой опыт показывает, что с леворукими детьми до школы работаю очень активно, причем не всегда требования обучения соответствуют возможностям ребенка, и поэтому дети приходят в школу гипервозбудимыми, с трудностями концентрации внимания, нарушениями поведения. И не всегда в школе учитель может понять ребенка, объективно оценить его трудности, оказать действенную помощь.


Левшами являются около 10% людей, причем, по оцен­кам зарубежных и отечественных специалистов, доля леворуких имеет тенденцию к увеличению. Практически в каж­дом классе начальной школы можно встретить 1-2 (а иногда и более) детей, активно предпочитающих при письме, ри­совании и выполнении других видов деятельности левую руку правой.

Леворукость - это не патология и не недостаток развития. Это очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

Асимметрия рук, т. е. доминирование правой или левой руки, или невыраженное предпочтение какой-либо из рук (амбидекстрия), обусловлена особенностями функциональной асимметрии полушарий головного мозга.

До недавнего времени леворукость представляла серьез­ную педагогическую проблему. Считалось необходимым систематически переучивать леворуких детей. При переучивании использо­вали порой самые жесткие меры, не считаясь с индивидуальны­ми особенностями и возможностями ребенка и принося в жертву его здоровье.

Существуют многочисленные данные, показывающие, что у леворуких детей невротические состо­яния и неврозы встречаются значительно чаще, чем у детей-правшей. Одной из главных причин развития неврозов у левшей считается насильственное обучение действиям пра­вой рукой в первые годы жизни или в первый год обучения в школе.

В последние годы школа отказалась от практики пере­учивания леворуких детей и они пишут удобной для них рукой.

Однако тем самым проблема леворукости для школы не снимается, поскольку остаются дети со скрытым левшеством. Речь идет о тех случаях, когда природного левшу переучива­ют в дошкольном детстве. Такое переучивание может носить целенаправленный характер, когда родители, замечая склон­ность ребенка к предпочтению левой руки, стремятся испра­вить этот «недостаток» и предупредить те возможные труд­ности, которые ожидают ребенка в дальнейшем.

В дошкольном возрасте возможно и ненасильственное переучивание. В раннем дошкольном возрасте родители и воспитатели не всегда обращают специальное внимание на то, какая рука у ребенка ведущая, тем более что направле­ние рукости достаточно отчетливо устанавливается только к 3-5 годам. Между тем при обучении новым действиям дети стараются сделать так, как говорит взрослый: брать ложку в правую руку, держать карандаш правой рукой и т. п. И ребе- нок-левша, выполняя требования взрослого, делает так, как велят, даже если это действие ему не очень удобно. В ре­зультате такого ненасильственного переучивания многие родители могут и не подозревать, что их ребенок - левша.

При овладении бытовыми навыками скрытая леворукость ребенка, как правило, не сказывается на успешности выполнения действий, однако, приступая к систематичес­кому обучению в школе, особенно при овладении письмом и чтением, такие дети могут встретиться с неожиданными трудностями.


Поэтому важно определить направление «рукости» ре­бенка до начала обучения: в детском саду или при приеме в школу.

Для диагностики типа ведущей руки у детей начиная с 5-6 лет возможно использование различных функциональ­ных проб: тест переплетения пальцев, тест «аплодирование», тест перекреста рук на груди или «поза Наполеона» и др.

В практике работы с детьми широко применяется метод оценки участия рук в процессе выполнения различных дей­ствий. Это могут быть символические действия, когда ре­бенка просят показать, как он, например, поливает цветы, режет хлеб, держит зубную щетку, ножницы и т. д. Действия могут быть и реальными, выполняемые в специально подо­бранных заданиях, требующих манипулирования.

Тестовая батарея подобных заданий включает в себя та­кие игровые задания: рисование правой и левой рукой, от­крывание коробочки, вырезание ножницами по контуру рисунка, нанизывание бисера, развязывание узелков и др. (Безруких М. М., Князева М. Г., 1994).

В каждом задании оценивается степень активности правой и левой руки. На основании этого делается заключение о доминирующей руке у ребенка, и даются соответствующие рекомендации в отно­шении того, какой рукой его целесообразно учить писать.

Определенные сложности возникают при выборе веду­щей руки у амбидекстров, т. е. тех детей, которые продемонстрировали одинаково хорошее владение и левой и правой рукой. В этом случае возможны такие варианты:

1. Ярко выраженные бытовые левши, но графические амбидекстры, т. е. одинаково хорошо пишущие и рисую­щие правой и левой рукой. Как правило, эти дети - лев­ши, но дома или в детском саду их переучивали с раннего детства, при рисовании поощряли работу правой рукой. У этих детей процесс обучения письму идет легче, если они будут писать левой рукой, хотя качество письма может быть недостаточно удовлетворительным (плохой почерк, пишет «как курица лапой»).

2. Ярко выраженные бытовые правши, но пишут и ри­суют левой рукой или одинаково правой и левой. На прак­тике причиной использования при письме и рисовании не правой, а левой руки может быть имевшаяся ранее травма правой руки, нарушение ее моторных функций. В этом слу­чае целесообразно учить ребенка писать правой рукой.

Определение ведущей руки ребенка необходимо для того, чтобы полнее использовать его природные особенности и снизить вероятность осложнений, возникающих у леворуких детей при переходе к систематическому школьному обу­чению.

Однако наряду с этим известно немало случаев успеш­ного переучивания леворуких детей без отрицательных пос­ледствий.

Таким образом, вопрос о переучивании леворукого ребенка в каждом конкретном случае должен решаться строго индиви­дуальнос учетом индивидуальных физиологических и психо­логических особенностей, адаптационных возможностей ор­ганизма и личных установок ребенка. При этом следует учи­тывать результаты диагностики всех латеральных признаков, сопутствующих леворукости: доминантность глаза, уха, ниж­ней конечности (Крылов Д. К, Кулакова Т. П., 1988).

Как уже упоминалось, дети-левши обладают определен­ной спецификой познавательной деятельности. Это относит­ся как к истинным левшам, так и к переученным, у которых полушария мозга выполняют несвойственные им функции. В деятельности леворукого ребенка особенности орга­низации его познавательной сферы могут иметь следую­щие проявления:

1. Сниженная способность зрительно-двигательных ко­ординации: дети плохо справляются с задачами на срисо­вывание графических изображений, особенно их последо­вательности; с трудом удерживают строчку при письме, чте­нии; как правило, имеют плохой почерк.


2. Недостатки пространственного восприятия и зритель­ной памяти, трудности при анализе пространственных со­отношений: у левшей часто отмечается искажение формы и пропорции фигур при графическом изображении; зер­кальность письма; пропуск и перестановка букв при пись­ме; оптические ошибки, смешение на письме близких по конфигурации букв (т-п, м-л, н-к, и-н); ошибки при опре­делении правой и левой сторон, при определении располо­жения предметов в пространстве (под-над, на-за и т. п.).

3. Особая стратегия переработки информации, анали­тический стиль познания: для левшей характерна поэле­ментная работа с материалом, раскладывание его «по по­лочкам», на основании такого подробного анализа строит­ся целостное представление об объекте деятельности. Этим во многом объясняется медлительность леворуких детей, так как для полного восприятия или понимания им необ­ходима более длительная поэтапная проработка материала (Микадзе Ю. В., Корсакова Н. К., 1994).

3. Слабость внимания, трудности переключения и кон­центрации.

4. Речевые нарушения: ошибки звукобуквенного анализа.

Перечисленные особенности самым непосредственным образом влияют на успешность овладения учебными навы­ками, прежде всего письмом (в меньшей степени - чтени­ем), в усвоении которого у леворуких детей отмечаются наибольшие сложности.

Одной из наиболее важных особенностей леворуких детей является их эмоциональная чувствительность , повы­шенная ранимость, тревожность, обидчивость, раздражи­тельность, а также сниженная работоспособность и повы­шенная утомляемость. Это является следствием не только специфики межполушарной асимметрии, но и попыток переучивания, которых не избежали многие дети-левши (декстрастресс).

Кроме того, немаловажное значение мо­жет иметь и тот факт, что примерно у 20% леворуких детей в анамнезе отмечаются осложнения в процессе беремен­ности и родов, родовые травмы (по некоторым данным, родовая травма может выступать одной из причин леворукости, когда функции поврежденного левого полушария, более подверженного влиянию неблагоприятных условий, частично принимает на себя правое полушарие).

Повышенная эмоциональность леворуких детей явля­ется фактором, существенно осложняющим адаптацию к школе. У левшей вхождение в школьную жизнь происхо­дит значительно медленнее и более болезненно, чем у боль­шинства сверстников.

Леворукость ребенка может быть выявлена психологом во время записи ребенка в школу.

На протяжении I класса (а возможно, и более продол­жительное время) леворукие школьники могут нуждаться в проведении комплекса специальных занятий, направлен­ных на развитие:

Зрительно-моторной координации;

Точности пространственного восприятия;

Зрительной памяти;

Наглядно-образного мышления;

Способности к целостной переработке информации;

Моторики;

Фонематического слуха;

При организации развивающей работы у психолога мо­жет возникнуть необходимость в привлечении к сотрудни­честву логопеда и детского психоневролога. В работе с леворукими детьми следует учитывать опре­деленные особенности выработки у них учебных навыков, в первую очередь навыков письма.

Для леворуких рекомендуется правонаклонный разворот тетра­ди и прямое (безнаклонное) письмо {Безруких М. М., Кня­зева М. Г., 1994). При этом способ держания ручки может быть различным: обычным, как у правшей, или инверти­рованным, когда рука расположена над строчкой и изогну­та в виде крючка.

При овладении письмом леворукий ребенок должен вы­брать для себя тот вариант начертания букв, который ему удобен. Требовать от левши безотрывного письма противопоказано. В классе леворуких детей рекомендуется сажать у окна, слева за пар­
той. В таком положении ребенок не мешает соседу, и его
рабочее место имеет достаточную освещенность.

Следует принимать во внимание учёт ведущего глаза при выборе рабочего места учащегося. Парта ребенка должна быть размещена таким образом, чтобы информационное поле совмещалось с ве­дущим глазом. Так, если ведущим является левый глаз, то классная доска, рабочее место учителя должны находиться в левом зрительном поле учащегося (Микадзе Ю. В., Корса­кова Н. К., 1994).

Последнее из перечисленных требований может, однако, быть несовместимым с первым, поскольку обычное для левшей расположение рабочего места слева в ряду у окна целесообразно при ведущем правом глазе. Тем не менее, учет ведущего глаза при размещении учеников в классе имеет значение не только для леворуких, но и для всех остальных детей.

Далеко не все ле­ворукие дети, особенно если в дошкольном детстве уделя­лось внимание их полноценному психическому развитию, будут иметь серьезные осложнения при овладении учебной деятельностью.

Однако, что совре­менные школьные программы, ориентированные прежде всего на развитие логико-знаковых, т. е. левополушарных, компонентов мышления, не дают возможности реализовать потенциал леворукого ребенка, имеющего правополушарную ориентацию. Между тем специальные исследования свидетельствуют об относительно более высоком творчес­ком потенциале левшей, который обнаруживается при про­блемном обучении и приобщении к художественному твор­честву (РотенбергА С, Бондаренко С. М., 1989).

В чем заключаются особенности обучения письмо леворуких детей?

Статистика свидетельствует, что с каждым годом количество левшей на земном шаре увеличивается. По данным разных авторов, доля левшей составляет от 2 до 8 %. Почти в каждом классе начальной школы есть такие дети.

Современные ученые и учителя-практики разрабатывают методику обучения письму левшей с учетом их психофизиологических особенностей. В частности, методисты предлагают не учить таких детей письму до школы, поскольку в таком случае можно столкнуться с моментами, которые снижают уровень самооценки.

В первом классе, учитывая повышенную эмоциональность н большую впечатлительность этих учеников, следует проводить обучение письму в доброжелательной атмосфере, чутко относиться к проблемам левшей, отмечать их даже самые скромные успехи. Если во время выполнения графических упражнений гакие дети проявляют агрессивное упрямство, то лучше переключить их внимание на другой вид работы, например, дидактическую игру, а не требовать обязательного завершения письменного задания.

Требует особого внимания формироваюге у леворуких детей и технического навыка письма. Например, освещение во время письма должно быть с правой стороны. Тетрадь такие дети располагают на столе с наклоном вправо, под углом 25°. Держа ручку, левши должны разворачивать тыльную сторону ладони вверх-вправо, чтобы было видно написанное.

Напомним, что насильное переучивание леворуких детей писать правой рукой приводит к повышению у детей раздражения, несдержанности, ухудшению сна, в отдельных случаях даже наблюдается заикание. В письме левши, которые проходят «переквалификацию», никогда не достигают совершенства, как во время письма доминирующей левой рукой.

Учитель должен быть уверенным в том, что ребенок леворукий. Если ученик действует одинаково обеими руками, то лучше направить его на письмо правой рукой.

Особого внимания требует формирование у детей-левшей технического навыка письма. Например, в классе эти дети должны сидеть ближе к окну, чтобы от руки на тетрадь падала более светлая тень. Если за партой сидят двое детей, то локоть руки, которой пишет левша, должен располагаться на краю стола, а не посередине. Так ученики не будут мешать друг другу писать. При наличии нескольких леворуких детей в классе желательно сажать их парами.

За партой леворукие дети сидят так же, как и праворукие, т. е. ровно, не касаясь ее грудью, держа голову прямо. Руки также располагаются одинаково с правшами: локти немного свисают с парты, только левая рука свободно двигается в строке, а правая придерживает тетрадь.

Школьники, пишущие левой рукой, держат ручку, как и праворукие, тремя пальцами. Однако для удобного контролирования процесса письма в строке тетради кисть руки ученики могут класть на страницу двумя способами.

Первый способ. Кисть с ручкой располагается под строкой, в которой ученик пишет. Опорой при этом служат ногтевая фаланга мизинца и основа ладони. Это самое удобное положение руки. Ручка в этом положении держится на расстоянии 2,5-3 см от шарика (конца пера), тогда как у праворуких детей это расстояние составляет 2-2,5 см (на ширину пальца)

Тетрадь при этом ложится наклонно вправо. Ее правый нижний угол направлен на середину груди. Во время письма ребенок направляет основные элементы букв вертикально к нижнему краю парты. Поэтому изображение букв будет наклонным слегка влево. Это естественный наклон для такого способа письма.

При написании вторым способом кисть с ручкой находится над строкой и разворачивается тыльной стороной ладони вправо, чтобы лучше было видно написанное. Опора кисти приходится преимущественно на первые-вторые фаланги (с ногтевой стороны) мизинца и безымянного пальца. Конец ручки без шарика смотрит не в левое плечо, а поворачивается в сторону верхней части тетради.

Тетрадь при этом располагается под углом, близким к праворукому письму, т. е. наклонно влево. Наклон самого письма осуществляется вправо. При этом способе ученик видит образец и то, что пишет.

У левшей чаще встречаются нарушения моторного развития, координации движений руки, кисти, пальцев рук, а также недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации. Это приводит к возникновению трудностей в проце cce формирования графического навыка школьников. Так, первоклассники-левши плохо воспринимают и запоминают буквы сложных конфигураций, не представляют зрительный образ букв в целом. Это приводит к нарушению соотношения элементов, «зеркального» написания букв. Ребенок путает похожие по изображению буквы, пишет лишние элементы или не дописывает их. Леворукие ученики имеют неустойчивый почерк: неровные штрихи, большие, растянутые буквы разного наклона. У таких детей очень медленный темп письма.

Во время обучения письму леворуких первоклассников важно постоянно подкреплять правильное выполнение каждого графического задания похвалой и, наоборот, не акцентировать внимание на неправильном написании. В этом случае у ребенка будет больше стимулов для достижения результатов.

Формирование навыка письма с учетом указанных особенностей развития леворуких учащихся даст возможность предотвратить возникновение у них трудностей и развития дисграфии на дальнейших этапах обучения.