Порядок развенчивания. Можно ли развенчаться после развода и как это сделать

В жизни могут случиться разные неприятные ситуации, которые в итоге приводят к семейному краху. В ЗАГСе разводят достаточно быстро и особо не интересуются причиной. И даже если один из супругов против и желает сохранить семью, то в любом случае, разведет суд через какое-то время. А вот как развенчаться в церкви после развода, и возможно ли развенчание в принципе, узнаете на сайте сайт.

Развенчание церковного брака

Процедуры развенчания нет, в отличие от развода в отделении записи актов гражданского состояния. В церкви не аннулируют венчание, и не выдают документ о развенчании.

Как можно развенчаться?

По факту развенчание - это получение одобрения на повторное венчание. Но получить его может совсем не каждый, кто ранее состоял в церковном браке. По православным законам союз возлюбленных, заключенный перед Господом, нерасторжим. Но исключения есть в любых правилах, поэтому могут быть следующие причины развенчания:

  1. смерть одного из супругов,
  2. долгое отсутствие,
  3. неспособность жить супружеской жизнью,
  4. смена веры,
  5. измена,
  6. аборт без одобрения супруга,
  7. болезнь, которая может передаться детям,
  8. порочный образ жизни (преступность, алкоголизм и т.д.),
  9. сводничество.

По этим причинам по правилам, установленным в православной церкви, возможно развенчание.

Процедура развенчания

Перед тем, как развенчаться в церкви, ваш брачный союз, зарегистрированный в отделении ЗАГСа, должен быть прекращен. Условия прекращения следующие:

  • смерть мужа (жены),
  • недействительный брак с момента его регистрации,
  • расторжение официального брака, развод.

В зависимости от причины прекращения брака, в ЗАГСе вы должны получить соответствующий документ. А также, так как расторгнуть церковный брак значит получить разрешение на второй такой, вам необходимо свидетельство о законной регистрации нового союза. С этими двумя документами обращаетесь в Епархиальное управление и на имя правящего архиерея пишите прошение о разрешении. Его форма так же различна и зависит от причины прекращения первого брачного союза. Подать заявление о снятии венцов может один из супругов, присутствие обоих не требуется.


Почему могут отказать?

Как вы уже поняли, не всем позволяют венчаться во второй раз. Следующие причины не являются вескими для того, чтобы провести обряд развенчания в православной церкви:

  • не сошлись характерами,
  • муж/жена мало зарабатывает и не может содержать семью,
  • просто прошла любовь.

После того, как вы подадите прошение о разрешении, вам предстоит беседа со священником, который и будет решать, насколько объективны причины вашего развода.

Итак, можно ли развенчаться после развода? Ответ на этот вопрос: «Нет, можно лишь получить благословение и венчаться повторно». И если причины не уважительные для церкви, то вам откажут.



Церковное развенчание: как проходит обряд?

Развод с первым супругом (супругой) позади, вторая свадьба уже состоялась, а беседа со священником прошла успешно. А значит, вы получили благословение и можете во второй раз заключить союз перед Богом.


Напомним, что процедура развенчания - это повторное заключение церковного брака. В процессе беседы священник выясняет причину распада семьи, и кто является основным виновником. Одобрение повторного церковного венчания получает лишь неповинный супруг. Второму же навсегда воспрещается венчаться, но регистрация в ЗАГСе не запрещена.

Второе венчание проходит так же, как и первое. Однако над головами новобрачных не держат венцы, даже если один из них венчается впервые.



Популярные вопросы

В чем суть процедуры развенчания после официального развода? Расторжение церковного союза возможно только в самой крайней невозможности сохранить семью. Происходит это посредством создания нового церковного брака. В таком случае повторно венчаться дозволено лишь тому, кто неповинен в разводе.

Можно ли развенчать первый церковный брак без вступления во второй? Нет, даже если вы уже разведены и состоите в отношениях с другим человеком, развод в церкви состоится лишь при венчании во второй раз. Портал Свадьбаголик.ru напоминает, что церковь не приветствует гражданские браки (не официальные, сожительство). По православным меркам это называется «Жизнь в грехе».

Какие документы нужны для второго венчания?

  1. Паспорта новобрачных.
  2. Свидетельство о разводе.
  3. Свидетельство о втором браке.
  4. Заявление на имя правящего архиерея о снятии венцов.

Необходимо ли присутствие второго супруга для развенчания? Так как расторгнуть первый церковный брак можно лишь вступив в новый, то присутствие бывшего супруга не требуется.

Как оплачивается? За венчание, и тем самым развенчание, не предусмотрена плата. Только добровольное пожертвование, размер которого либо называет священник храма, либо вносится на ваше усмотрение.

Создание крепкой семьи - это сложное и энергозатратное дело. И если кто-то не был до конца готов к этому, то в итоге наступает время разводиться. Но бывают и неподвластные человеческим действиям ситуации, приводящие к тому же. Пусть ваш брак будет счастливым и крепким.

В том и состоит, что из двух отдельных личностей возникает христианская семья, где муж и жена две половинки одного целого.

На каком основании священник, стоящий перед Творцом и благословляющий от имени Создателя, через какое-то время признает это действие незаконным, утратившим силу?

Как тогда относиться к другим Таинствам? Что же делать разлюбившим один другого супругам, как развенчаться после развода, чтобы обзавестись новой семьей?

Читайте о других Таинствах:

В каких случаях церковь признает распад брака

Позволялось ли развенчание сто лет тому назад

До революции 1917 года церковь признавалась людьми на государственном уровне. По законам того времени венчанная пара не имела права на развод. Неудачные отношения, отсутствие понимания и любви в семье считались наказанием Небес, эдаким крестом, который оба супруга вынуждены были нести всю жизнь.

Создание новой семьи было возможно только в одном случае — смерть одного из супругов. Женщины, брошенные мужьями, уходили в монастыри , ибо у них не было никакой возможности обеспечить себя самостоятельно. Вырастить детей, вывести их в люди было законом жизни. При этом никто и думать не мог о разрушении церковного венчания.

Никто не утверждает, что все христианские пары, а других в то время не было, были счастливы. Многие мужчины жили на две семьи, рождались дети вне брака, но все эти действия не поощрялись Богом и людьми.

Официальный церковный брак всегда был под защитой Создателя, которого почитали, признавали и боялись все, богатые и бедные.

Признает ли развенчание современная церковь

Нелогично даже говорить о том, что распад христианской пары, особенно, если в ней уже растут дети, благословлен церковью, это чисто человеческое решение.

Иисус, живший как человек, видел воочию похотливую человеческую душу, оставил только одно условие прекращения взаимоотношений между мужем и женой - измена.

Таинство венчания - это завет любви, подписанный Самим Богом. Разорвать брачные отношения можно только после установления факта прелюбодеяния. При этом четко сказано, что вступать в союз с людьми, совершившими прелюбодеяние, означает покрыть себя грехом блуда. (Мат. 19:9)

Церковный союз основан на взаимоотношении жениха Иисуса и невесты Церкви.

Христос и невеста Церковь

Церковь может поменять жениха, но это уже не будет православие. Когда во главе церкви восстанет антихрист под личиной Бога, настанет конец света.

Важно! Таинство венчания подчеркивает, что новая семья становится малой церковью, частичкой Невесты Христовой. Главная задача современной Церкви - привести людей к спасению, в этом ей должна помогать каждая православная ячейка.

Объединительной чертой Невесты и Иисуса является Божественная любовь людей к Создателю мира и между собой.

В каких случаях церковь признает распад брака

В современном мире царит беззаконие, свобода действий и отсутствие боязни перед Богом. Некоторые православные решили, что могут самостоятельно вершить свои судьбы и переступают через заветы, данные у Божьего алтаря.

В результате неограниченной свободы даже среди православных христиан появились хронические алкоголики , наркоманы, прелюбодеи, которые своими греховными усилиями разрушили семейные отношения, сделав жизнь противоположной половины невыносимой.

Русская Православная Церковь признает брачный союз расторгнутым в особых случаях:

  • доказанное прелюбодеяние ;
  • новый союз без благословения церкви;
  • уход одного из супругов из Православия;
  • противоестественные наклонности;
  • заболевание сифилисом, СПИДом;
  • душевные болезни;
  • длительное тюремное заключение;
  • посягательство на здоровье и жизнь одного из членов семьи;
  • аборт, совершенный женщиной без согласия мужа.

Развенчание в православной церкви

Перечитывая этот список, становится страшно, ведь выше перечислены действия совершаются православными христианами, которые не раз приходили к Исповеди и Причастию. Чем эти поступки лучше предательства Иуды, ведь за каждого верующего, которого Христос назвал Своим дитем, заплачена Его Кровь.

Трагедию в семье способна остановить только усиленная молитва , особенно обоюдная. Человек может оступиться, упасть по слабости своей греховной натуры, его надо поддержать или отпустить.

Совет! Каждая пара должна до последней возможности бороться за свое существование, и если ничего не получается, просить Бога явить Его всеблагую волю на дальнейшую жизнь.

Развенчание или повторный брак?

Нет такого понятия в православии, как развенчание. Совершенное перед лицом Творца по Его благословению не может быть изменено, Бог не человек. Другое дело, получить разрешение на повторный союз.

О семье и браке:

Православный верующий, мужчина или женщина, не виновные в распаде предыдущего брака, могут найти нового супруга и получить на это церковное благословение.

Важно! Развенчаться после развода можно только по причинам, указанным в Уставе церкви, по личному разрешению епископа епархии.

Только глава епархии, архиерей, епископ может дать разрешение повторно венчаться, выслушав все причины развала предыдущей семьи. Безусловно, при очень сильном желании повторно венчаться, виновные в разрушении прежнего брака, могут скрыть истинную вину, обманув при этом не архиерея, а самого Бога, взяв на себя всю вину за это.

Таинство венчания - не просто красивый обряд, это действие, совершаемое на Небесах и имеющее продолжение на земле.

Священник, венчавший такую пару, не несет ответственности перед Богом за скрытую или неправдивую информацию, грех ложится на новосозданную пару. Станет ли новый союз успешным, если начался с обмана и греха, решать только паре, идущей под венец.

Милостивый Господь никогда не закрывает Свои двери для покаяния и исповеди. Супруги, принявшие решение сообщить в церкви о разводе, должны знать, что в случае желания возобновить брачные отношения, венчание между ними невозможно.

По законам Православной Русской Церкви идти под венец можно только два раза в жизни. Второе венчание после предоставления документов о разводе, веских доказательств нехристианского поведения другой половины, возможно с разрешения главы епархии. Епископ может дать разрешение на новый союз, аннулировав при этом первое венчание.

Возможно ли повторное венчание

Развод и повторное венчание, что для этого нужно

Хотя в церковном Уставе нет понятия, как разрыв освященных церковью уз, Священство с пониманием относится к тому, что в жизни встречаются разные ситуации. Священник проводит обряд нового венчания, постоянно напоминая, что метания между выбором супругом не приветствуется церковным Уставом.

Планируя второе венчание, те супруги, которые уже были у алтаря в первом или втором браке, обязаны подать заявление главе епархии и копию свидетельства о разводе.

Число современных православных разводов достигло таких размеров, что в епархии имеются стандартные бланки для подачи заявления о разводе, разрешении на второе венчание. При себе необходимо иметь паспорт для подтверждения личности.

Внимание! Положительный ответ епископа на поданное заявление является разрешением на церковный развод, развенчание, и повторный союз.

При этом нет никакой информации об оставленных детях, физическом и душевном состоянии второй половины. Вся ответственность перед Всевышним лежит только на людях.

Ни один священник не имеет полномочий совершить Таинство второго венчания без разрешения с епархии, а на это может уйти несколько недель. Данную информацию следует учесть, планируя дату венчания.

Людям, вступающим в брак по церковному обряду второй раз, следует быть готовым к тому, что венчание будет проводиться по «второму чину» без возложения венцов.

При условии, что один из брачующихся, жених или невеста, не были венчаны прежде, Таинство венчания проходит со всей торжественностью.

Венчальные атрибуты, оставшиеся от предыдущего брака, не несут в себе никакой мистической силы. Свечи можно сжечь, атрибуты раздать.

Если разрешение на второе венчание просит человек, ставший причиной развода предыдущего союза, то церковь накладывает на грешника епитимию для искреннего раскаяния в совершенных проступках по отношению к прежнему венчанному супругу. Срок епитимии зависит от величины греха, и заранее никто определить его не сможет.

После развала семейного очага христиане находят утешению в молитве, по которой Бог дает новые отношения.

Совет! Тщательно проанализировав свои проступки, неправильные действия в первом союзе, проанализировав их с духовным наставником, можно просить священство о развенчании и разрешении на последующий союз.

Как происходит процедура развенчания церковного брака

Валерия Жиляева 19 апреля 2018, 12:10

«Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» — гласит Евангелие (от Марка 10:9). Однако реальность далека от Божьего замысла. Развод, увы, стал обыденным делом, хотя в действительности, это огромная трагедия.

Если вдуматься в библейский текст, то ответ на вопрос «как развенчать церковный брак» очевиден – никак. Тем не менее, в некоторых христианских церквах развод хоть и не приветствуется, но допускается. Что делать после развода, если супруги были венчаны, расскажем в статье.

Можно ли развенчаться в церкви после развода?

Бог задумал союз мужчины и женщины вечным . Венчание – это особый обряд. Любящая пара получает благословение на совместную жизнь, воспитание детей и преодоление жизненных неурядиц.

Венчание – серьезный шаг. Подразумевается, что пара будет вместе вечно

К церковному бракосочетанию следует подходить со всей ответственностью. У христиан не должно быть разводов – это решение супругов не приветствуется ни в одной конфессии.

В христианстве, а в частности в православной церкви, не существует понятия «церковный развод» или «развенчание» . Но что же делать, если брак распался?

Церковный развод – есть ли такое понятие

Несмотря на порицание разводящихся пар, при некоторых причинах церковь может пойти на снисхождение и разрешить вступление в брак повторно. Неодобрения при вторичном венчании не встречают только в одном случае – если первый супруг умер. Но даже в такой ситуации в православной церкви допускается участие в венчании не более трех раз.

В некоторых случаях разрешается вступление в повторный брак. Возможные основания для развода в православии:

  • смена вероисповедания одним из супругов;
  • вступление вторым супругом в новый брак;
  • выявление проказы, ВИЧ-инфекции или сифилиса;
  • противоестественные занятия супруга – мастурбация, скотоложство, гомосексуализм;
  • покушение на жизнь или здоровье членов семьи;
  • неспособность к рождению детей;
  • вступление в брак против воли;
  • венчание при наличии законного супруга;
  • аборт;
  • грех прелюбодеяния (измена мужа или жены);
  • отбывание тюремного срока;
  • неизлечимая болезнь психологического характера (в том числе наркологические заболевания);
  • намеренное оставление одного из супругов.

Бытовые причины, к примеру, «не сошлись характерами» или «муж мало зарабатывает», не могут стать основанием для развода в церкви и возможности вступления в повторный брак

Как можно доказать наличие основания? Как правило, перед вторым венчанием происходит таинство исповеди и беседа , где священнослужитель непременно задаст вопрос о причине развода.

Так, например, в византийском праве измена не считалась веской причиной для расторжения брака. При этом должно было соблюдаться одно условие – в неверности виновны обе стороны и супруги обоюдно простили друг друга.

А вот Библия гласит, что прелюбодеяние – это единственная веская причина для развода (от Матфея 5:31-32). Однако благословение священнослужителя на повторный брак сможет получить только тот, кто не был замешан и не виноват в измене.

Итак, выше были перечислены исчерпывающие причины для развода с точки зрения православной церкви. Надо ли развенчиваться? Так как понятия «развенчания», как такового, не существует, то делать ничего специально не нужно.

Сложности возникают при вторичном вступлении в брак

При повторном браке священник обязательно проведет беседу и уточнит, что послужило причиной развода, как живет бывший супруг/супруга сейчас, есть ли дети и т.д. Однако его благословения будет недостаточно. Придется подавать прошение в областную Епархию.

Никакого документа о расторжении брака церковь не выдает . Главная цель развода в церкви – получить благословение на второе венчание, так как первое признается безблагодатным.

Нужно ли развенчиваться при разводе – разломленный торт

Процедура развенчания церковного брака

Итак, как снимать венчание? После развода с мужем или женой получить разрешение на повторное бракосочетание непросто.

Процесс и правила в православной церкви выглядят примерно так. Подается письменное прошение в Епархиальное управление. Территориальное управление есть практически в каждом районном центре. Уточнить, куда направлять прошение и что нужно в нем указать следует в местной церкви.

В Москве «развенчание» происходит в Новодевичьем монастыре. Туда же можно направить прошение.

Для подачи прошения потребуется предоставить следующие бумаги :

  • общегражданский паспорт;
  • свидетельство о заключении нового брака;
  • свидетельство о том, что брак с бывшим мужем или женой расторгнут.

Бывшему супругу ехать вместе с заявителем не обязательно, так как прошение подается о новом венчании, а не о разводе . После того как разрешение получено, можно обращаться в любой храм с изъявлением желания обвенчаться. Сколько стоит венчание, нужно узнавать в храме.

В прошении почти никогда не отказывают, если повторный брак возникает по причине вдовства . Гарантирован отказ, если причины расторжения не являются вескими. Например:

  • слишком разные характеры;
  • кто-то из супругов мало зарабатывает;
  • прошла любовь;
  • низкий уровень образования мужа или жены.

По подобным основаниям благословение на брак не выдается.

Можно ли развенчаться без согласия мужа или жены

Если второй супруг готов идти на примирение и искренне раскаивается в содеянном, христианское вероучение говорит о том, что нужно постараться его простить . Соответственно, когда согласия на развод нет, благословения на второй брак не будет.

Священник обязательно попытается разобраться в семейной размолвке. Он не может благословить человека, виновного в разрушении супружеского счастья.

Церковный развод – это крайняя мера

Обряд развенчания в православной церкви

Итак, развенчания не существует, есть только возможность получить благословение на брак. Если причины для развода покажутся священнослужителям не существенными, разрешения не будет. Что для этого нужно?

Подавать прошение можно только после развода и заключения брака

Второе венчание проходит примерно так же, как и первое . Разница лишь в том, что теперь над головами новобрачных никто не держит венцы. При это не имеет значения, что, допустим, второй брачующийся участвует в таинстве впервые.

Чтобы обряд состоялся, нужно предоставить такие бумаги:

  • общегражданские паспорта обоих новобрачных;
  • свидетельство о разводе;
  • свидетельство о заключение брака (второго);
  • заявление, поданное на имя правящего архиерея о снятии венцов.

Венчание оплачивается за счет добровольного пожертвования . Его размер может быть назван в храме или же определяется брачующимися самостоятельно.

Помните, что расторжение союза, заключенного в церкви, возможно только в крайней невозможности сохранить семью. Брак – это завет между мужчиной и женщиной. Они становятся одним целым, поэтому с точки зрения христианства развод недопустим.

Сочетание мужчины и женщины было задумано Богом, как вечный союз. Господь создал семью для двух людей на всю оставшуюся жизнь: «Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (от Матфея. 19, 9). Весьма ясное повеление.

Развенчание в церкви не проводится. Если посмотреть статистику повторных церковных браков при живом первом супруге, она покажется весьма неутешительной – число разводов превышает 70% , а остальные пары живут не очень хорошо.

Многим кажется, что венчание - это заключение союза между двумя любящими сердцами навсегда, ведь их соединяет Бог. Но на практике не все так радужно, распадаются и венчанные в церкви пары, и тут встает вопрос о развенчании церковного брака, как пройти этот обряд?

Расторжение церковного брака

Логично предположить, что если существует обряд венчания, то и развенчание церковного брака тоже быть обязательно должно. Но это для нас, прагматичных детей XXI века, такое предположение логично, но не для церкви – обряда развенчания не существует. Дело в том, что церковь разводы не приветствует вовсе, а потому и никаких обрядов по разрыву священных уз быть не может – семья это вам не игрушка, развлекся, а как надоела, выбросил. Но православная церковь все же относится с пониманием к грешным душам прихожан и разрешает повторное венчание, хоть и не одобряет метания между мужьями. Единственный случай повторного вступления в брак, который менее порицается церковью, это ситуация, когда бывший супруг умер. В этом случае вступление в новый брак разрешено церковными канонами.

Паре, имеющей желание повторно обвенчаться, необходимо подать прошение о расторжении (не развенчании) церковного брака. Это прошение подается в областное Епархиальное управление, после того, как свидетельство о заключении нового брака будет у вас на руках. Также потребуется паспорт и свидетельство о расторжении предыдущего брака, заключенного по светским законам. Подать прошение о повторном венчании может только один из бывших супругов, присутствие обоих обязательным не считается. Разрешить повторное венчание батюшка в церкви не имеет права. Как только разрешение на повторное венчание будет вами получено, можно обращаться в любой храм для проведения таинства венчания. Правда сама процедура повторного венчания будет несколько иной. Так, если оба супруга венчаются второй раз, то венчание производится «вторым чином», то есть венцы не возлагаются, если же один из будущих супругов до того не был венчан, то церемония проходит по полной форме.

Но мало знать, как расторгнуть церковный брак, надо знать, что произойдет это не в любом случае. Церковное законодательство имеет перечень причин расторжения брака, и как вы понимаете графы «не сошлись характерами» там не имеется. Так по какой причине расторгают церковный брак?

Причины расторжения церковного брака

Церковь считает возможным расторжение брака, если оно происходит по следующим причинам:

Разрешение на повторный брак получает тот, кто в распаде семьи не повинен. А вот тот, на чьей душе лежит ответственность за разрыв отношений, сможет получить разрешение на повторный брак только после покаяния и выполнения епитимьи. Всего могут повенчать 3 раза, и в случае венчания в третий раз, наказания будут ощутимее.

Мы живем во время глобального оскудения любви, веры и терпения, когда семейные ценности перестают восприниматься современным развращённым человеком как абсолютная и непопираемая святыня. К сожалению, не всё так гладко и в домах верующих. В последнее время приходится периодически слышать о том, что развелась очередная венчанная в храме пара.

Стараниями нашего автора Марии Сараджишвили мы собрали 5 таких историй и попросили другого постоянного автора портала , священника Павла Гумерова , прокомментировать их.

Мария Сараджишвили
ПЯТЬ ГРУСТНЫХ ИСТОРИЙ

«Все счастливые семьи похожи друг на друга,
каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»

Л.Н. Толстой

Вместо предисловия

Анжела (Москва): «...Маме перед вторым венчанием просто прочли какую-то разрешительную молитву. И в тот же день обвенчали со вторым мужем».

Раньше считалось, что раз венчались, то все, назад хода нет

Просто и легко. Двадцать лет назад считалось, что церковный получить – дело наисложнейшее, без особых причин невозможное. Причины эти толком мало кто из прихожан знал и считалось, что раз венчались, то все, назад хода нет.

А реальные причины для расторжения церковного брака были вот какими. Согласно определению Поместного собора 1917–1918 годов, поводами для расторжения брака в Русской Православной Церкви могут быть:

  1. Отпадение от Православия (право просить суд о разводе принадлежит супругу, остающемуся в Православии).
  2. Прелюбодеяние и противоестественные пороки.
  3. Неспособность к брачному сожитию (если она началась до брака и не обусловлена преклонным возрастом; дело возбуждается не ранее чем через два года со времени совершения брака; если неспособность явилась следствием намеренного телесного повреждения после совершения брака, развод дозволяется).
  4. Заболевание проказой или сифилисом.
  5. Безвестное отсутствие (не менее трех лет; два года – если пропавший супруг находился на войне или плавал на судне).
  6. Присуждение одного из супругов к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния.
  7. Посягательство на жизнь и здоровье супруга или детей (нанесение тяжких увечий, или тяжких, угрожающих жизни побоев, или важного для здоровья вреда).
  8. Снохачество, сводничество и извлечение выгод из непотребств супруга.
  9. Вступление одного из супругов в новый брак.
  10. Неизлечимая тяжкая душевная болезнь, устраняющая возможность продолжения брачной жизни.
  11. Злонамеренное оставление супруга другим супругом, если оно делает невозможным продолжение брачной жизни.

Согласно Основам социальной концепции РПЦ «в настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа» (ст. 10.3).

Сейчас жизнь стала стремительней, а люди – намного информированней, чем раньше. И ситуация с разводами намного упростилась.

Передо мной типографский бланк следующего содержания: «Такая-то (Ф.И. вписано от руки) дает согласие такому-то (Ф.И. прописью) жениться второй раз». Это и есть церковный развод. Под коротенькими строчками место для подписи и даты. О детях и выполнении отцовских обязанностей в бланке ничего не сказано. Затем заинтересованная сторона должна отнести свидетельство о венчании и эту расписку в Патриархию. Там поставят печать, бумаги сдадут в архив, и освященный Богом союз будет считаться расторгнутым. Над желающим вступить во второй брак прочтут разрешительную молитву. И можно тут же венчаться вторично.

Конституция Грузии признает церковное венчание, но в случае развода право на раздел имущества имеют только те, кто состоял в официальном браке. Дети, рожденные в церковном браке без официальной регистрации, получают фамилию матери и не имеют никакого права на имущество отца, если он сам того не пожелает.

По всей видимости, церковные разводы сегодня достигли такого числа, что Патриархия вынуждена была подготовить соответствующие формуляры. Что поделаешь, разводы – дух времени.

По телевизору каждый день транслируется ролик с призывом: «Отцы, помните своих детей!» Потом идут сухие строки статистики по Грузии: «Каждый третий отец не платит алиментов, каждый пятый – в розыске». Это только официальные данные, а, как известно, многие пары распадаются, не успев дойти до ЗАГСа. Причем все это происходит на фоне того, что, как говорит протоиерей Георгий (Дореули), «сегодня девять из десяти человек скажут, что имеют своего духовника, и на праздники церкви и монастыри не вмещают верующих» (Журнал «Карибче» №6 2011 г.).

Почему сейчас происходит панэпидемия разводов в мире, достаточно много написано. Интереснее проанализировать разводы людей церковных, изначально вооруженных учением Святых отцов о том, как бороться со страстями и бунтующей плотью.

История первая

Когда 18-летний Тенго и 32-летняя Эка – соседи по лестничной площадке – стали ездить по святым местам, их матери только радовались. Вдвоем не опасно и духовно полезно. Домой богомольцы возвращались с восторженными рассказами. Во Мцхета встретились со старцем, в Шиомгвиме познакомились с молодым монахом и так далее… Ездили, конечно, взяв у своих духовников благословение.

Паломники поставили родителей перед фактом: «Мы только что из Светицховели. Там обвенчались. Скоро у нас будет ребенок»

В один прекрасный день паломники поставили своих родителей перед фактом: «Мы только что из Светицховели. Там обвенчались. Скоро у нас будет ребенок».

Легко представить, что тут началось! Обе матери стали обвинять противоположную сторону в совращении своего чада.

Покричали, пошумели, потом смирились. Эка перешла жить к Тенго на правах законной супруги. Вскоре родился мальчик. После сорока дней стали приходить гости с поздравлениями. Друзья Тенго от души сочувствовали ему.

– Пропал ты, брат.

– Ты посмотри на себя и на нее...

И все в таком же духе.

А разница действительно бросалась в глаза. Высокий, атлетически сложенный Тенго с лицом киноактера и рядом низенькая толстушка Эка с самой заурядной внешностью.

Вода, как известно, камень точит. Тенго на нервах ушел из дома. Стал временно жить у друга. Эке пришлось вернуться к себе, в квартиру напротив, на исходную позицию. Брак распался...

Тенго уже давно живет в России, успешно женат, имеет детей. Эка живет все в том же корпусе. Сталкивается на лестнице с бывшей свекровью. Сын кончает школу. Бабушка посильно помогает внуку. Все же, родная кровь…

История вторая

После венчания Коба и Текле, светящиеся от радости, во всеуслышание делились планами с поздравляющими.

– Мы хотим, чтоб у нас был настоящий христианский брак. Будем рожать столько, сколько Бог даст.

Прихожане одобрительно кивали, обмениваясь замечаниями о внешнем сходстве молодоженов.

– Вместе хорошо смотрятся.

– Коба серьезный парень. Какую жизненную школу прошел! Из него хороший отец получится.

Коба – беженец из Абхазии, успевший хлебнуть войны, и, правда, завидный жених. С нуля начал дело в Тбилиси, открыл спортивную секцию для мальчиков, купил квартиру, теперь решил жениться. И самое главное, активно верующий. Каждое воскресенье приводит на службу всех своих подопечных, и они на , коленопреклоненные, хором скандируют «Мамао чвено» («Отче наш» по-грузински – Прим. ред. ), да так, что стекла дрожат. С мальчишками строг, но справедлив. Они его с полуслова слушают.

Текле смиренница, слова лишнего не услышишь. Как тень следует за своим бородатым суровым супругом.

И общее приходское мнение вынесло обнадеживающий вердикт.

– Все у них будет хорошо.

Через год родился у них мальчик. Потом – второй. Коба каждое воскресенье, рука об руку с женой, подносил малышей к Чаше. Сам тоже прислуживал по необходимости. Еще через год родилась дочка. Внешне все было по-прежнему. Только у Текле был какой-то изможденно-отключенный вид. Одна раба Божья, искоса поглядывая на семейство, заметила:

– Текле, видно, до ручки дошла. Каждый год рожать, какой организм выдержит? Где у Кобы глаза? Надо же отдых человеку дать.

Коба в этот момент распекал в довольно резких выражениях какого-то мальчишку, который при входе в церковь небрежно перекрестился.

– Наверно, тяжело с ним жить, – продолжала наблюдательница. – Командовать в армии хорошо, а в семье главное – компромисс.

Прошел еще год. У Кобы родился четвертый ребенок. Все шло своим чередом. Потом вдруг прошел слух: разошлись. Причину толком никто не знал, только предположения. Причем все четверо детей остались с отцом.

Новость эта породила массу пересудов, общий смысл которых заключался в одной фразе: «И чего ей не хватало?» Вопрос так и остался без ответа. Затем последовал церковный развод в Патриархии по всем правилам.

Это было примерно 10 лет назад. Коба все также алтарничает. Дети его выросли. Второй раз он не женился. Что сталось с Текле – неизвестно. В церкви она больше не появлялась.

История третья

К Косте, только что вышедшему из тюрьмы, отношение в приходе было заранее снисходительно-сострадательное: «С кем не бывает?» Его воспринимали не просто, как Костю, а, в первую очередь, как сына певчей Ирины. Общительная, веселая, несмотря на хромоту, она ездила на службы из Рустави. Лишь бы, как она говорила, «петь Господу». При всем этом Ирина была православной ходячей энциклопедией. Жила она на пенсию 14 лар (дело было при Шеварднадзе) и милостыню, собираемую в свою кружку.

Вскоре распространилась приятная новость: в воскресение Костя венчается. Ирина не уставала рассказывать подробности всем сопереживателям.

Духовник невесты отказывается их венчать. Говорит, что Костя сидел, а сейчас без работы и без дома. Пусть сначала жизнь наладит, потом венчается

– ... Уж так свезло, так свезло! Бог послал верующую девочку! Это наверняка наши батюшки вымолили мне утешение. ... Полюбили они друг друга с первого взгляда. Только вот проблема: ее духовник отказывается их венчать. Говорит, что Костя несколько раз сидел, а сейчас без работы и без дома. Пусть сначала жизнь наладит, потом венчается. А у кого она есть, эта работа? Таких безработных сейчас пол-Грузии. В общем, не видя, невзлюбил моего сыночка. Прости его, Господи! Священники тоже ошибаются. У моего мальчика сердце золотое. Он ее двух дочек любит, как своих.

Слушательницы сочувственно вздыхали и предлагали свои варианты.

В итоге решили венчаться у другого священника и начинать новую жизнь на территории новобрачной.

После венчания Костя и Лена накрыли маленький стол для нескольких прихожан – отметить знаменательный день. Первое время ходили вместе на службы. Потом больше порознь. Это тоже никого не удивляло. У Лены скользящий график – уборки «когда позовут». Костя вроде пристроился иконы продавать. Что-то не заладилось у него с работой. Бросил одно, взялся за другое. А в конечном итоге вышло, что на шее у Лены повис.

Через полгода они разошлись и в церкви больше не появлялись.

История четвертая

Людмила (Москва):

– Я венчалась два раза. Считаю, что никакого развода быть не может, и у меня теперь два мужа. И за обоих потом Бог спросит. Я вернулась к первому мужу через 15 лет. Женского счастья мне это не принесло. И неизвестно, чем еще кончится. Венчание – это не только обряд, но и Таинство. Оно не может сниматься чьей-то подписью. И, как и крещение, не имеет обратной силы. Второе венчание как второе крещение – только лишний крест. Вот и выходит, что я блудница.

Всячески борюсь со своим мужененавистничеством. Да, все они эгоисты. Время теперь такое. Но нам нельзя их оскорблять даже в мыслях. Иначе моего сына будет оскорблять моя невестка. А я этого не хочу...

История пятая

Вот очередная передача из цикла «Клуб бывших жен» с историей на ту же тему.

40-летний Нугзар, пять лет проживший в монастыре, вернулся в мир. Вскоре он познакомился с 38-летней Ингой. Обоюдная симпатия, зародившаяся между ними, была настолько сильной, что оба при первой же встрече стали рассказывать друг другу свою прошлую жизнь. Тут обнаружилось много общего: первый неудачный брак, разочарование в людях и робкая надежда на лучшее будущее.

Ингу Нугзар покорил своей церковностью и знанием Святых отцов. Это качество сыграло решающую роль, и после третьего свидания они решили венчаться. Ингу не смутило, что у Нугзара нет своей квартиры, что он с матерью живет у тети. Материальные блага – дело наживное, главное – это сам человек. После венчания они продали квартиру Инги в Тбилиси и купили дом в деревне, который глава семьи тут же оформил на себя. Что тоже не вызвало у Инги подозрений, а как же иначе? Вскоре начались скандалы, ревность, пьянство Нугзара и, как следствие, побои. Инга терпела, надеясь, что рождение ожидаемого ребенка все изменит. Увы, маленькая Барбаре только ухудшила ситуацию, прибавив неработающим родителям материальных проблем. Обстановка накалилась до предела, и Инге с ребенком пришлось уйти в приют для жертв семейных неурядиц и уже оттуда бороться за свои права. Нугзар с матерью остались на выигранной жилплощади, нисколько не заботясь о судьбе собственной дочери и внучки.

И таких историй много.

И снова статистика. Каждый год 3900 детей в Грузии выписывают из роддома с фамилией матери. Недавно был принят закон, защищающий интересы таких детей, родившихся в незарегистрированных браках. Теперь женщина имеет право через суд требовать установления отцовства, а затем и выплаты алиментов, если анализ ДНК окажется положительным. Стоимость анализа (2000 лар) в случае подтверждения отцовства должна выплатить обвиняемая сторона. Но закон не рассматривает случаи, когда отец хронический безработный и не имеет никакого недвижимого имущества. А таких тоже немало.

Может, стоит давать какой-то испытательный срок желающим венчаться, что-то вроде нескольких месяцев, чтобы люди могли определиться, насколько серьезны эти отношения. И при церковном разводе следует детально рассматривать проблемы каждой семейной пары.

КОММЕНТАРИЙ СВЯЩЕННИКА ПАВЛА ГУМЕРОВА ,
настоятеля строящегося храма
в честь святых Петра и Февронии Муромских в Марьино,
автора многих книг и статей о семейной жизни и воспитании детей

Все вышеизложенные в материале факты и истории очень печальны и являются иллюстрацией к словам Спасителя: «По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12).

На тему разводов в церковной среде я уже неоднократно высказывался, в том числе и на страницах портала , поэтому заранее прошу прощения, если повторюсь. Автор материала о разводах (как, впрочем, и мы все) очень обеспокоена тем, что православные семьи, еще лет двадцать пять назад являющие пример крепости и супружеского согласия, сейчас также претерпевают немалый кризис. Я даже не представлял, что в Грузии – стране, где всегда были крепкие семейные устои и ценности, тоже все весьма неблагополучно. И Российская Федерация, и Грузия были некогда частью единой великой страны, где, несмотря на атеистическое воспитание, люди понимали, что семья – это большая ценность, ее надо создавать со всей ответственностью и беречь всю жизнь. Государство также проводило просемейную политику. Семейные ценности пропагандировались, семье оказывалась поддержка и помощь. Разводы, напротив, осуждались. Если люди все-таки разводились, об этом печаталось в газете, у них могли быть неприятности на работе, да и, вообще, большая часть общества разводы осуждала.

Молодым людям, чье детство пришлось на период безвременья, очень тяжело построить семью

Что случилось после, все мы прекрасно знаем. Государственные, семейные, нравственные устои рухнули. Как у нас, так и в Грузии. Государству стало не до семьи. Люди перестали видеть в семье высшую ценность. Все это усугубилось полной вседозволенностью и нравственной деградацией. Что показывали по ТВ, что продавалось в ларьках, какие песни слушали, какие фильмы смотрели и снимали в 90-е, тоже все помнят. Количество разводов, разрушенных семей, детей-беспризорников – просто зашкаливало. Но самое печальное, что молодым людям, чье детство и отрочество пришлось на период безвременья, очень тяжело сейчас создать и построить свою семью. Большинство из них росли в семьях неполных (в полных же семьях родителям тоже было не до воспитания детей, нужно было элементарно выжить), дети очень рано вкусили ядовитых плодов распущенности и разврата. Примеров счастливых, крепких семей они видели очень мало. Многие, вообще, потеряли веру в то, что семейное счастье возможно. У многих появилось заблуждение, что можно прожить и без семьи. Повальная мода на установилась именно тогда.

Православных детей и подростков эта беда, конечно, тоже коснулась. Тем более, что они не живут в изоляции: телевизор, радио, интернет есть у всех. Поэтому в православных семьях также случаются конфликты, семейные кризисы и разводы. Но не потому, что христианские семейные и нравственные ценности устарели и больше не работают, а потому что мы изменились. Мы поддались духу времени, не хотим работать над собой, трудится над своей семейной жизнью. Если Церковь просто ужесточит меры и сделает церковный развод очень трудным актом, думаю, это ничего не даст. У христианского брака (как и сейчас, так и в дореволюционное время) есть две стороны: духовная и гражданская, правовая. Одна без другой не существует. До революции и заключением браков, и разводами занималась Церковь. Сейчас – государство. Мы не можем не дать человеку развод, если его брак и де факто и де юре больше не существует. Да, есть страны, например Италия, где получить церковный развод весьма трудно, но там и светский развод получить очень тяжело. Бракоразводные процессы там идут иногда по 5, 10 лет.

Я считаю, что не сохранить брак невенчанный для христианина такой же грех, как расторгнуть союз, благословленный в церкви. Ведь сейчас появилась целая категория православных людей, которые, зарегистрировав брак, не спешат венчаться. Живут, как бы в пробном браке, думают, что если они разведутся сейчас, то совершат меньший грех, чем если расстанутся уже после венчания. И, конечно, такие половинчатые, неискренние отношения не добавляют их союзу прочности. Все это полное лицемерие. Ведь когда писались каноны и правила о браке, когда семьи создавались в дореволюционной России, они не могли быть никакими другими, как венчанными.

Мужской инфантилизм, безответственность – тревожный симптом нашего времени

Теперь немного о конкретных примерах, приведенных в данном материале. Конечно, на основании столь краткой информации сложно делать какие-то выводы, но можно обратить внимание на несколько моментов. Некоторые парни из приведенных выше рассказов женились (или хотели жениться) на женщинах значительно старше себя. Некоторые не хотели работать и кормить семью. Это очень яркий и характерный штрих. Мужской инфантилизм, безответственность – тревожный симптом нашего времени. Огромное количество молодых людей воспитывались матерями-одиночками, которые часто их кормили, поили, баловали, решали за них все проблемы. Нередко такой юноша ищет потом новую «мамочку», иногда старше себя. В семье матери он не только не видел работающего мужчину, но и часто сам был освобожден от всех трудовых нагрузок. Вполне естественно, что это продолжается в уже новой, собственной семье.

Женщины потеряли стыд и достоинство, стали очень доступны. И это также разрушает семью

Еще одна из причин непрочности современных, даже церковных браков – то, что будущие супруги начинают создание семьи с очень серьезной ошибки, совершают большой грех, когда начинают жить плотской совместной жизнью еще до брака. Помните, в первой истории: Тенго и Эка приехали из поездки и поставили родителей перед фактом, что повенчались и скоро ждут ребенка. То есть, как говорится, женились в вдогонку. Человеку, позволяющему себе блуд до брака, очень сложно будет хранить верность своей половинке. Это общая беда, касающееся не только мужского пола. Женщины потеряли стыд и достоинство, стали очень доступны. И это также разрушает семью и толкает молодых людей на грехи до брака и измены в семейной жизни.

Но все-таки в заключение хотелось бы сказать, что несмотря на нередкие примеры всевозможных семейных проблем и даже разводов, в том числе и перечисленные здесь, ситуация в семьях церковных гораздо лучше, чем в других. Ко мне очень часто обращались разные люди и разные семейные пары в тяжелых семейных ситуациях. Так вот, в подавляющем большинстве случаев, это были люди нецерковные, или мало воцерковленные. Да, и православные семьи захлестывают волны житейского моря, да, и их засасывает дух века сего. Но это не значит, что современная православная семья уже ничем не отличается от нецерковной.

Объективности ради, обратимся к статистике. В России на каждые 100 браков регистрируются более 50 разводов. 80% мужей, хоть иногда, но изменяют своим женам, 40% детей рождаются вне семьи, более 5 тысяч матерей каждый год отказываются от своих детей в роддомах, ежегодно делается больше 4 миллионов . Вы думаете это все сказано о православных, воцерковленных людях?

Думаю, что нам, современным христианам, несмотря ни на какое давление и тлетворное влияние извне, нужно постоянно помнить: кто мы такие и чего ждет от нас Господь. Нам очень много дано, но с нас много и спросится. Нужно не поддаваться страстям, не оправдываться тем, что живем мы, дескать, в трудное, развращенное время. А в какое время, скажите, жили первые христиане, жили мученики первых трех веков? Они-то сохраняли веру и нравственность!

Самое главное – не быть теплохладными и ленивыми, тогда все получится и удастся, с помощью Божией, наладить свою семейную жизнь и найти семейное счастье.