Церковный Православный праздник января. Церковный Православный праздник января Какой праздник 1 14 января

Этот праздник и православные, и католики отмечают 1 января — одни по григорианскому, другие по юлианскому календарю. А в России Обрезание Господне в советские времена превратилось в "Старый Новый год", так как до 1918-го оно совпадало с гражданским новолетием.

Свидетельства о праздновании Обрезания в Восточной церкви восходят к IV веку: на восьмой день после своего Рождества Божественный Младенец, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знак Завета Бога с праотцом Авраамом и его потомками (Быт. 17:11-14), и при совершении этого обряда Ему было дано имя Иисус (Спаситель), возвещенное архангелом Гавриилом в день Благовещения Деве Марии (Лк. 2:21).

По толкованию отцов церкви, так Господь явил пример, как следует исполнять божественные установления ("Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить". Мф. 5:17): Он принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не усомнился, что Он был истинным Человеком, а не носителем "призрачной плоти", как учили некоторые еретики.

В новозаветное время обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся, а праздник Обрезания Господня напоминает христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и "обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым" (Кол.2:11).

Епископ Феофан Затворник сравнивал праздник Обрезания с "обрезанием сердца", когда отсекаются страсти и похотные расположения: "Бросим прежние пагубные привычки, все утехи и всё, в чём прежде находили удовольствие, начнем с этого момента жить единственно для Бога во спасение свое".

В православной церкви этот праздник соединяется с памятью святителя Василия Великого.

Праздновать его память церковь начала сразу после его кончины. Святой Амфилохий Иконийский в проповеди в день кончины святителя говорил: "Не без причины и не случайно божественный Василий разрешился от тела и преставился от земли к Богу в день Обрезания Иисуса, празднуемый между днем Рождества и Крещения Христова. Поэтому сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превозносил обрезание духовное, и сам, совлекшись тела, удостоился вознестись ко Христу именно в священный день воспоминания Обрезания Христова. Посему-то и установлено в настоящий день ежегодно чтить память Великого празднованием и торжеством".

Будущий архиепископ Кесарии Каппадокийской Василий родился около 330 года в знатной и богатой семье. Его дед и бабка во время гонения Диоклитиана семь лет скрывались в лесах. Его мать была дочерью мученика, а отец был известным адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять человек детей, из них пятеро были потом причислены к лику святых.

Рос Василий в родительском поместье, воспитывался матерью и бабкой, первоначальное образование получил под руководством отца, затем учился у лучших учителей Кесарии, потом в Константинополе и, наконец, в Афинах. Философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в астрономии, математике и медицине, — "это был корабль, столь нагруженный ученостью, сколь сие вместительно для человеческой природы".

В Афинах он сдружился с Григорием Богословом. Позднее, в похвальном слове Василию Великому, святитель Григорий восторженно говорил об этом времени: "Нами руководили равные надежды и в деле самом завидном — в учении… Нам известны были две дороги: одна — к нашим священным храмам и к тамошним учителям; другая — к наставникам наук внешних".

Вернувшись в Кесарию, Василий первое время преподавал риторику, потом принял крещение, был поставлен чтецом, потом, "желая снискать руководителя к познанию истины", отправился в Египет, Сирию и Палестину, к великим христианским подвижникам. Он решил им подражать: раздал имущество бедным, поселился в родовом поместье на берегу реки, собрав вокруг себя иноков, вызвал письмами своего друга Григория Богослова, и они подвизались в строгом воздержании: в жилище без кровли, без очага, питаясь самой скудной пищей. Сами обтесывали камни, сажали и поливали деревья, возили тяжести и усиленно занимались изучением Священного Писания.

В царствование Констанция Василия призвали к служению: он вернулся в Кесарию, был рукоположен в диакона, затем в пресвитера. Но епископ Евсевий позавидовал его популярности, и Василий вернулся в пустыню и занялся устройством монастырей. А в Кесарию он вновь приехал лишь при воцарении императора Валента, приверженца ереси Ария, когда для православия наступили тяжелые времена и "предстояла великая борьба". С того времени и церковное правление перешло к Василию, хотя по иерархии занимал он второе место. Проповеди он говорил ежедневно, часто дважды — утром и вечером.

В это время Василий составил чин литургии, написал толкования на Шестоднев, на 16 глав пророка Исаии, на псалмы, составил собрание монашеских правил, а когда в 370 году епископ Кесарийский Евсевий скончался, занял его место.

Среди постоянных опасностей святой Василий поддерживал православных, утверждал их веру, призывая к мужеству и терпению, низлагая еретиков "оружием уст и стрелами письмен".

Болезни, труды, воздержание, заботы и скорби пастырского служения рано истощили его силы — преставился святитель Василий 1 января 379 года в возрасте 49 лет и в скором времени был причислен к лику святых.

*** Обрезание Господне. Святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской (379).
Мученика Василия Анкирского (ок. 362). Святителя Григория Назианзина, отца свт. Григория Богослова (374). Святой Емилии, матери святителя Василия Великого (IV). Мученика Феодота. Преподобного Феодосия, игумена Триглийского (VIII). Мученика Петра Пелопонесского (1776). Преподобномученика Иеремии (1918); священномучеников Платона, епископа Ревельского, и с ним Михаила (Блейве) и Николая (Бежаницкого) пресвитеров, Юрьевских (1919); священномучеников Александра, архиепископа Самарского, и с ним Иоанна (Смирнова), Иоанна (Сульдина), Александра (Иванова), Александра (Органова), Трофима (Мячина), Василия (Витевского), Вячеслава (Инфантова) и Иакова (Алферова) пресвитеров, Самарских (1938).

Новый год

Праздник Нового года перешел в христианскую Церковь из ветхозаветной. Он вместе с другими праздниками был учрежден Моисеем по повелению Самого Бога. В ветхозаветной Церкви было два празднования Нового года. Одним из них начинался Новый год гражданский, другим - церковный. Гражданский праздновался осенью, в месяце тисри (сентябре) - в месяце собирания плодов, а церковный - весной, в месяце авиве или нисане (марте), - в месяце освобождения евреев от рабства египетского. В праздник Новолетия у иудеев были священные собрания, приносились жертвы в большом количестве, в храме и синагогах слушали чтение Свящ. Писания и вспоминали благодеяния Божий к Своему народу. Также и в нашей православной христианской Церкви есть Новый год гражданский, 1 января (прежде был 1 марта), и церковный - 1 сентября. Сам Господь Иисус Христос освятил новолетие сентября, когда однажды в этот праздник вошел в синагогу и прочитал слова прор. Исайи о новом благоприятном лете с Его пришествием на землю (Лк. 4:17-19). Месяц же март знаменателен для христиан событием воплощения Христа Спасителя от Пресвятой Девы в 25 день этого месяца. В нашем Отечестве январь принят был началом гражданского года с 1 января 1700 г., при императоре Петре Великом. Церковная служба Новолетию отправляется у нас 1 сентября, а в январе совершается только молебен по случаю Нового года.

Обрезание Господне

Церковное Предание нам свидетельствует, что на восьмой день после Своего Рождества Иисус Христос, по ветхозаветному закону, принял обрезание, установленное для всех младенцев мужского пола в знамение Завета Бога с праотцем Авраамом и его потомками. При совершении этого обряда Божественному Младенцу было дано Имя Иисус (Спаситель), возвещенное Архангелом Гавриилом еще в день Благовещения Пресвятой Деве Марии. По толкованию отцов Церкви, Господь, Творец закона, принял обрезание, являя пример, как людям следует неукоснительно исполнять Божественные установления. Господь принял обрезание для того, чтобы никто впоследствии не мог усомниться в том, что Он был истинным Человеком, а не носителем призрачной плоти, как учили некоторые еретики (докеты). В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся. Епископ Феофан Затворник сравнивал праздник обрезания с «обрезанием сердца», когда отсекаются страсти и похотные расположения: «Бросим прежние пагубные привычки, все утехи и всё, в чем прежде находили удовольствие, начнем с этого момента жить единственно для Бога во спасение своё».

День святителя Василия Великого

Святитель Василий Великий родился около 330 года в городе Кесарии Каппадокийской (Малая Азия), в благочестивой христианской семье Василия и Емилии. Отец святителя был адвокатом и преподавателем риторики. В семье было десять детей, из которых пять, в том числе и мать святителя праведная Емилия, причислены Церковью к лику святых.
Первоначальное образование святой Василий получил под руководством своих родителей и бабки Макрины, высокообразованной христианки. После смерти отца и бабки святитель Василий отправился для дальнейшего образования в Константинополь, а затем в Афины, где в совершенстве изучил разнообразные науки - риторику и философию, астрономию и математику, физику и медицину. Около 357 года святой Василий вернулся в Кесарию, где некоторое время преподавал риторику. В Антиохии, в 362 году он был посвящен в сан диакона епископом Мелетием, а в 364 году посвящен в сан пресвитера епископом Кесарийским Евсевием.
Исполняя свое служение, святой Василий ревностно проповедовал и неустанно заботился о нуждах своей паствы, благодаря чему снискал высокое уважение и любовь. Епископ Евсевий, по немощи человеческой, проникся завистью к нему и начал выказывать свое нерасположение. Чтобы не возникла смута, святой Василий удалился в Понтийскую пустыню (южный берег Черного моря), где поселился недалеко от монастыря, основанного его матерью и старшей сестрой. Здесь святой Василий подвизался в аскетических подвигах вместе со своим другом святым Григорием Богословом. Руководствуясь Священным Писанием, они написали уставы иноческой жизни, принятые впоследствии христианскими монастырями.
После смерти императора Константина Великого, при сыне его Констанции (337-361), арианское лжеучение, осужденное на 1-м Вселенском Соборе в 325 году, стало вновь распространяться и особенно усилилось при императоре Валенте (364-378), стороннике ариан. Для святых Василия Великого и Григория Богослова настал час, когда Господь призвал их из молитвенного уединения в мир для борьбы с ересью. Святой Григорий вернулся в Назианзин, а святой Василий - в Кесарию, вняв письменной просьбе епископа Евсевия, примирившегося с ним. Епископ Евсевий Кесарииский (автор знаменитой «Церковной истории») умер на руках у святого Василия Великого, благословив его быть своим преемником.
Вскоре святой Василий был избран Собором епископов на Кесарийскую кафедру (370 г.). В тяжелое для Церкви время он проявил себя как пламенный защитник Православной веры, ограждая ее от ересей своими словами и посланиями. Особенно следует отметить три его книги против арианского лжеучителя Евномия, в которых святитель Василий Великий учил о Божестве Святого Духа и единстве Его природы с Отцом и Сыном. За свою короткую жизнь († 379) святитель Василий оставил нам множество богословских трудов: девять бесед на Шестоднев, 16 бесед на разные псалмы, пять книг в защиту православного учения о Святой Троице; 24 беседы на различные богословские темы; семь аскетических трактатов; правила монашеские; устав подвижнический; две книги о Крещении; книгу о Святом Духе; несколько проповедей и 366 писем разным лицам.
В непрестанных подвигах поста и молитвы святитель Василий стяжал у Господа дар прозорливости и чудотворений. Известны многие случаи чудесных исцелений, совершенных святителем Василием Великим. Сила молитв святителя Василия была столь велика, что он дерзновенно мог испросить у Господа прощение отрекшемуся от Христа грешнику, приведя его к искреннему покаянию. По молитвам святителя получали прощение и разрешались от своих грехов многие великие, отчаявшиеся в спасении грешники. Интересный факт. Находясь на смертном одре, святитель обратил ко Христу своего врача иудея Иосифа. Последний был уверен, что святитель не сможет дожить до утра, и сказал, что в противном случае уверует во Христа и примет Крещение. Святитель испросил у Господа отсрочки своей кончины. Прошла ночь и, к изумлению Иосифа, святитель Василий не только не умер, но, встав с одра, пришел в храм, сам совершил таинство Крещения над Иосифом, отслужил Божественную Литургию, причастил Иосифа, преподал ему поучение, а затем, простившись со всеми, с молитвою отошел ко Господу, не выходя из храма.
Святитель Василий Великий, наряду со святителем Николаем Чудотворцем, издревле пользовался особым почитанием в среде русского верующего народа. Частица мощей святителя Василия и поныне пребывает в Почаевской Лавре. Честная глава святителя Василия благоговейно хранится в Лавре святого Афанасия на Афоне, а десница его - в алтаре храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
14.05.2019 -
15.05.2019 - Святителя Афанасия Великого, Патриарха Александрийского. Благоверного и равноапостольного царя Бориса, во святом крещении Михаила, Крестителя Болгарии. Благоверных князей Российских, мучеников и страстотерпцев Бориса и Глеба, во святом крещении Романа и Давида. Святителя Афанасия, патриарха Константинопольского, Лубенского и Харьковского чудотворца...
16.05.2019 -

Старый Новый год

— международный праздник
Старый Новый год, как праздник произошел в результате исторической смены летоисчисления и расхождения календаря «старого стиля» или Юлианского и календаря Григорианского - нового, по которому живет сейчас почти весь мир. Между этими календарями расхождение составило 13 дней. Таким образом получилось, что теперь можно «допраздновать» любимый новогодний праздник еще раз — в ночь с 13 января на 14 января.

Особенно этот праздник важен для верующих людей, которые приход Нового года могут отпраздновать от души только в Старый Новый год — после того, как закончится Рождественский пост.

День создания трубопроводных войск России

В Росии Трубопроводные войска каждый год 14 января отмечают свой профессиональный праздник.
22 ноября 1951 года И.В. Сталиным было подписано Постановление об изготовлении нового опытного образца трубопровода.
На основании принятого Постановления от 14 января 1952 года, военным министром СССР Маршалом Советского Союза А.М. Василевским была подписана директива, в которой было предписано для перекачки горючего сформировать самый первый отдельный батальон. Дата подписания этой директивы и стала днем рождения российских трубопроводных войск.

День защитников Родины в Узбекистане

В честь создания узбекских Вооруженных Сил, 14 января в независимом Узбекистане отмечают День защитников Родины.
Празднование этого дня было установлено согласно принятого решения Верховного Совета республики 29 декабря 1993 года.

Фестиваль урожая

— праздник в Индии
После дня зимнего солнцестояния каждый год в январе празднуется в Индии праздник Понгал или Фестиваль урожая. Дата этого праздника неизменна, потому что она была определена на основе солнечного календаря. Праздник Понгала для индусов чрезвычайно благоприятен и астрономически важен - каждый год 14 января солнце, переходя в созвездие Козерога, начинает свое путешествие на север, которое будет длиться шесть месяцев.

Международный фестиваль бумажных змеев

В голубое индийское зимнее небо сегодня взлетят бумажные змеи разных расцветок, размеров и форм — одно из главных воплощений мечты людей — полетов в небо.
Международный фестиваль бумажных змеев проходит 14 января ежегодно на западе Индии в городе Ахмедабаде - в крупнейшем городе индийского штата Гуджарат (Gujarat). В это же время в Индии проводится фестиваль Макар Санкранти или иначе Уттараян - фестиваль, воспевающий смену времен года и передвижение солнца в северное полушарие, а вместе с этим окончание зимы.

Церковный праздник

Обрезание Господне

Христиане, начиная с 4 века празднуют в этот день событие, которое совершилось через семь дней после рождения Иисуса Христа – обрезание Господне. Об этом событии рассказал апостол Лука в своем Евангелии.
С тех пор каждый год на восьмой день после Рождества Христова, т.е. по новому стилю это 14 января, отмечается это событие.
Обрезание Господне – это великий праздник для Православной Церкви, а для древних иудеев им определялась принадлежность к Богоизбранному народу, потому что необрезанный считался иноверцем, который недостоин приносить жертву Богу и даже обращаться к Нему.
Обрезание из Ветхого Завета было неким прообразом современного христианского крещения. Младенца Иисуса в храм для обрезания принесли Пресвятая Богородица Мария и Иосиф – Ее обручник и мнимый отец Иисуса. Там был совершен обряд и ребенка нарекли именем - Иисус (Спаситель).
Православные христиане в этот праздник вспоминают о том, что Пресвятая Богородица, и Ее обручник Иосиф были иудеями, которые почитали Тору, которая для обозначения себя как богоизбранного народа, предписывает совершать обряд обрезания.
Православные христиане признают благочестиво право богоизбранности за иудеями, поэтому они празднуют Обрезание Господня с благоговением.
Первые апостолы и христиане, которые происходили от иудеев, были тоже обрезаны.

День святителя Василия Великого (Васильев день)

Васильев день до календарной реформы отмечался каждый год в день Нового года – 1 января. Этот праздник был учрежден в честь Василия Кесарийского или Василия Великого.
Святитель Василий Великий был в 4 веке архиепископом Кесарии Каппадокийской и прославился как создатель идеи иконостаса, автор проповедей и богослов..
Святой Василий на Руси имел прозвище - Василий Свинятник. Но это имя не означало ничего плохого, просто в народе святой Василий считался покровителем свиней, потому что на Новый год христиане готовили разные блюда из свинины.
В день Василия Великого крестьяне ходили колядовать с присказками, стояли под окнами и просили: «Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка».
В народе с 7 января по 14 января праздновали «святые вечера», а уже с 14 января по 19 января - «страшные» вечера.
В день Василия Великого девушки рьяно гадали о своем замужестве.
Согласно народным приметам, в день Василия Великого в доме должен был быть обязательно денежный запас, а вот чтобы не «отдать» кому-нибудь свой достаток, в долг в этот день не давали.
Засевание дом зернами - это тоже обряд, который, как считалось, способствует урожайности. Старшие дети в этот праздник рассыпали на пол дома зерна, а самая старшая женщина в доме должна была собрать их и хранить у себя до посева.
По народным приметам судили об урожае. Сильный мороз или снег в этот день предвещал плодородный год, при этом ясное звездное небо обещало урожай ягод и гороха, а снежная вьюга предвещала хороший сбор орехов.
Именины в этот день у Александра, Богдана, Василия, Вячеслава, Григория, Ивана, Михаила, Николая, Петра, Платона, Трофима, Федота

Традиция отмечать Старый Новый год идет от расхождения Юлианского календаря (или иначе календаря «старого стиля») и Григорианского календаря - того, по которому сейчас живет практически весь мир. Расхождение календарей в 20-21 веках составляет 13 дней.

Старый Новый год - это редкий исторический феномен, дополнительный праздник, который получился в результате смены летоисчисления. Из-за данного расхождения календарей мы отмечаем два «Новых года» - по старому и новому стилю. Таким образом, в ночь с 13 на 14 января каждый может позволить себе «допраздновать» самый любимый праздник. Ведь для многих верующих людей Старый Новый год имеет особое значение, поскольку от души отпраздновать его они могут лишь после окончания Рождественского поста.

Интересно, что разница между Юлианским и Григорианским календарями увеличивается каждое столетие, когда число сотен в году от Рождества Христова не является кратным четырем, на один день. Поэтому с 1 марта 2100 года эта разница составит 14 дней. А с 2101 года Рождество и Старый Новый год будут отмечаться на день позже.

Сегодня из года в год популярность Старого Нового года растет, и Россия не является исключением. Все больше людей относятся к нему, как к самостоятельному празднику, который продлевает очарование Нового года или же позволяет почувствовать это очарование впервые… Ведь этот праздник более спокойный, ему несвойственна суета, которая является неизбежным спутником Нового года.

Васильев день

Дата по старому стилю: 1 января

Васильев день, который до календарной реформы совпадал с началом нового года, отмечался в честь Василия Великого, известного также как Василий Кесарийский. Этот святитель в 4 веке был архиепископом Кесарии Каппадокийской и прославился как богослов, автор множества проповедей и создатель идеи иконостаса.

На Руси святой получил неблагозвучное прозвище - Василий Свинятник. Впрочем, под этим именем не подразумевалось ничего дурного. Дело в том, что в народе Василий считался покровителем свиней, а на Новый год прежде всегда готовили блюда из свинины - жареного поросенка, вареные окорока и другие. В этот день крестьяне даже колядовать ходили со специальными присказками, прося под окнами: «Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка»; «Кишку да ножки в верхнее окошко» .

Говорили, что «Василий пополам Святки делит» : с 7 по 14 января праздновались «святые вечера», а с 14 по 19 - «страшные». В этот день девушки особенно рьяно гадали о замужестве.

Также, согласно приметам, в этот день в доме полагалось обязательно иметь денежный запас; в долг же не давали - чтобы не «отдать» свой достаток. Еще один обряд - засевание зерен - должен был способствовать урожайности; дети рассыпали зерна на пол, а старшая женщина в доме собирала их и хранила до посева.

Об урожае судили и по приметам. Снег или сильный мороз в этот день обещали плодородный год. Ясное звездное небо сулило урожай гороха и ягод, а вьюга - хороший сбор орехов.

Именины в этот день

Александр, Богдан, Василий, Вячеслав, Григорий, Иван, Михаил, Николай, Петр, Платон, Трофим, Федот

День создания трубопроводных войск России

22 ноября 1951 года Председатель Совета Министров И.В. Сталин подписал Постановление об изготовлении опытного образца трубопровода нового поколения. Военному министерству СССР и Миннефтепрому было поручено провести совместные испытания трубопровода в полевых условиях.

14 января 1952 года на основании принятого Постановления военный министр СССР Маршал Советского Союза А.М. Василевский подписал директиву, в которой предписывалось сформировать первый отдельный батальон перекачки горючего. Именно дата подписания директивы и стала днем рождения трубопроводных войск.

Постепенно первые подразделения трубопроводных войск превратились в регулярные войска, а к концу 80-х годов были проведены лучшие в мире полевые сборно-разборные магистральные трубопроводы. В настоящее время трубопроводные войска входят в состав Центрального управления топлива и горючего и не имеют аналогов в иностранных армиях.

За несколько десятков лет конструкторами, инженерами, воинами-трубопроводчиками, рабочими были созданы, разработаны и приняты на вооружение различные комплекты полевых магистральных трубопроводов, не имеющие мировых аналогов, машины для их монтажа и подвижные средства перекачки. Сегодня основное «вооружение» войск составляют трубопроводы, трубомонтажная техника и другие средства механизации работ, а также специальные автомобили и средства связи. А главной их задачей является обеспечение непрерывной доставки горючего на значительные расстояния.

Серьезной проверкой боеготовности этих войск стала их работа во время войны в Афганистане, на территории которого были развернуты полевые магистральные трубопроводы общей протяженностью более 1200 км для подачи горючего российским войскам; а также в ходе контртеррористической операции на Северном Кавказе.

Оперативность и грамотная работа трубопроводных войск не раз подтверждались и в мирное время при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: тушении больших лесных пожаров и возгораний торфяников в последние годы, ликвидации землетрясения в 1989 году в Армении и ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, когда была обеспечена бесперебойная подача большого количества воды (до 4 тысяч кубометров) из ближайших водоемов для поддержания работы бетонного завода и других объектов на территории АЭС. К тому же все их действия помогли спасти множество человеческих жизней.

Обрезание Господне

По прошествии восьми дней,
когда надлежало обрезать Младенца,
дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом
прежде зачатия Его во чреве.
Евангелие от Луки, 2:21

С 4 века христиане празднуют событие, о котором сказано в Евангелии от Луки - обрезание Господне , совершившееся на восьмой день после рождения Иисуса Христа.

И теперь празднование этого события совершается на восьмой день после праздника Рождества Христова — то есть 14 января по новому стилю. Обрезание Господне считается великим праздником Православной Церкви.

Обрезание для древних иудеев определяло принадлежность к Богоизбранному народу. Необрезанный не был посвящен Единому Богу, Творцу и Создателю всех, считался иноверным, недостойным приносить Богу жертву, недостойным к Нему обращаться. Ветхозаветное обрезание было прообразом христианского крещения.

Пресвятая Богородица Мария и Ее обручник Иосиф, мнимый отец Иисуса, естественно, принесли младенца в храм для обрезания и там вместе с наречением имени - Иисус (Спаситель) - совершили этот обряд.

Православным христианам особенно важно в этот праздник вспоминать о том, что и Пресвятая Богородица, и Иосиф были истинными иудеями, почитавшими Тору. Потому что Тора предписывает иудеям совершать обрезание в знак обозначения себя как богоизбранного народа. Православные христиане благочестиво признают за иудеями это право богоизбранности, поэтому они с благоговением празднуют этот христианский праздник Обрезания Господня. Первые апостолы и христиане, происходившие из иудеев, также были обрезаны.

Праздник Обрезания для христиан важен еще и тем, что вопреки многим еретическим суждениям, которые искажают земной облик Иисуса Христа, подтверждает, что Богомладенец Иисус был мужского пола и обряды, предназначавшиеся для иудеев, над Ним также были совершены.

День защитников Родины в Узбекистане

День защитников Родины отмечается в независимом Узбекистане в честь создания собственных Вооруженных Сил. Сам праздник установлен на 14 января по решению Верховного Совета республики, принятого 29 декабря 1993 года.

14 января 1992 года Парламент Узбекистана принял решение о переходе всех частей и соединений, военных учебных заведений и других воинских формирований, дислоцированных на территории страны, под юрисдикцию Республики Узбекистан. Так было положено начало созданию собственных Вооруженных Сил страны.

Хотя в этот день поздравляют всех мужчин Узбекистана, ведь изначально каждый мужчина - это, прежде всего, защитник своей Родины. Но особенно теплые и торжественные слова звучат в адрес военнослужащих, для которых этот день является профессиональным праздником.

День защитников Родины - большой государственный праздник. По сложившейся традиции, эта дата в Узбекистане празднуется широко - на столичной площади Независимости звучит гимн Республики Узбекистан, под звуки военного оркестра по площади торжественным маршем проходят военные подразделения. Участники парада также возлагают венки к подножию Монумента Независимости. И, конечно же, Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами произносит праздничное поздравление, адресованное защитникам Родины.

Также в этот день в Узбекистане чтят память земляка - одного из величайших завоевателей, полководца Тимура Тамерлана.

Сложились в Ветхозаветное время, затем они объединились с праздниками Нового Завета. Определенный день года ознаменован событием из жизни Иисуса Христа и его матери Девы Марии, а также памятью святых угодников. Православная церковь прославляет в своих службах и чтит тех, кому принадлежит этот день.

Таинство

Церковь эти праздники считала полезными и нужными с точки зрения благочестия, поэтому им придавался особый, торжественный характер. Непременным условием на празднике было свершение таинства причащения Святых Тайн. В соответствии с этим обрядом была устроена жизнь всех христиан. Они ограждали себя от разнообразных трудов в вели себя благочинно: не шумели и не устраивали пиршества, а освящали дары и подавали в пользу церкви и бедных.

Обрезание Господне

А 14 января - какой праздник? Православный! Церковные служители и верующие прихожане отмечают Обрезание Господне.Этот факт подробно описывается в Евангелии от Луки. Этот обряд был проведен на 8 день от В память об этом событии и решено было установить дату праздника 14 января. Какой еще отмечается в этот день, какой великий смысл являет собой?

Древние иудеи считали, что факт свершения обряда сам по себе несет принадлежность к числу Богоизбранных. Считалось, если человек недообрезан, он недостоин и не имеет права приносить жертвоприношения и обращаться с молитвами и прошениями к Богу.

Первые последователи и ученики Христа христиане и апостолы также подвергли себя обрезанию. Согласно древним источникам, младенца Иисуса Мария и Иосиф принесли в храм, где и совершилось таинство обрезания, 14 января. Какой праздник может бытьважнее Обрезания Господне для всех иудеев? И почему? Он доказывает, вопреки всем ересям, искажающим земной облик Спасителя, что Иисус был мужчиной и поэтому подвергался тем обрядам, которые были приняты у иудеев.

Нареченный

Свершился 14 января. Всякий праздник отмечается торжественно и пышно православной церковью. Этот знаменательный день напоминает всем верующим, что Богомладенец на восьмой день от своего Рождества был обрезан. Во время этого обряда его нарекли именем, которое было предречено при Благовещении Марии, а также предвозвещено Ангелом Иосифу Обручнику святому и праведному - Иисус (Спаситель).

Наречение этим именем является знаком величайшего служения в образе человеческом Сына Божия. Он призван на землю для спасения людей от грехов их. Ветхозаветное обрезание является прообразом Крещения Нового Завета, оно установлено в знак Завета с Господом и очищения от первородного греха.

Иисус Христос - "грешник"

Дата, которая наводит на размышление - 14 января. Какой праздник православный призывает нас к смирению? Обрезание Господне. Эта не было полное и истинное очищение, которое было установлено после того, как Иисус принял на себя грехи мира и мученически пролил свою кровь на Голгофе во имя его спасения. А указывает на первое ветхозаветное предупреждение о преслушании нами наших прародителей ("В беззаконии зачат и во грехе роди меня мать моя").

Иисус - Сын Бога и Истинный Бог, во всем подобен людям, кроме греха, ему не нужно было никакое очищение. Но по смирению своему принял положенное грешным людям и по этому поводу говорил, что исполнить закон пришел он, а не нарушить. Позже Святитель Димитрий из Ростова напишет, что в обрезании Господь проявил большее смирение, чем при рождестве. Когда Владыка родился, он преобразился в человека, а в обрезании, претерпевая боль, положенную за грех, он воспринял образ грешника.

Завет Господа

Запомните дату 14 января. Какой праздник церковный служит напоминанием о верности народов Творцу? Авраму было почти 100 лет, когда Господь явился перед ним и произнес: "Я - Бог Всемогущий, ходи предо мной и будь непорочен; и поставлю Завет Мой между Мною и тобой, и весьма, весьма размножу тебя". Что означает ходить перед Богом? Это постоянно думать, что он видит и знает все твои мысли и деяния. Быть непорочным - значит своими мыслями и поступками не оскорбить Творца, не забывать о той чести, которую Бог даровал своей близостью к людям.

Этим обращением к человеку и начинается завет Господа. Он благословляет Аврама на многочисленное потомство и добавляет к именам супружеской четы по букве "а" и "р": Авраам и Сарра. Теперь от него и его потомства требуется верность Богу. Для напоминания и сохранения завета и как обещание исполнить наказ выбрано внешнее действие - обрезание.

Внутреннее освящение

Дата, которая призвана напомнить о завете Творца - 14 января. Какой праздник объединяет всех верующих? Обрезание - это обряд, призванный воспитать в поколениях стремление к объединению и желание быть одним народом для поклонения лишь Богу Авраама. Это действие включает в себя и внутреннее освящение, без которого не имеет смысл обряд обрезания. Увеличение числа избранного Богом народа еще не является доказательством сердечной привязанности к Творцу и верности вере праотца Авраама. Именно поэтому в книгах "Левит" и "Деяниях" обличались и высмеивались "необрезанные сердца и уши".

Освящение главы семьи

Потому и заложен глубокий смысл в этот день - 14 января. Какой праздник имеет огромное значение в жизни верующих христиан? По предписанным правилам этот обряд совершается на восьмой день от рождения, когда кроха немного окрепнет, кроме того, число восемь означало совершенство и полноту. Откладывать на более поздние сроки действие означало проявление небрежности и пренебрежения, что считалось явлением недопустимым, там где речь идет о Божьем повелении.

Этот обряд необходим только мальчикам, и для продолжения рода освящаются только главы семейства, так как жена составляет единое целое со своим мужем.

Праздник Обрезания являет собой напоминание о том, что христиане в Новый Завет вступили с Богом.

Святой Василий

Отмечается еще один праздник 14 января. Какой праздник? Василя Святителя. Если Обрезание Господне убеждает нас в том, что Иисус - истинный человек с плотью, подобной людям, то день, когда мы чтим память Святого Василия, жизнь которого оборвалась в этот день, говорит нам о Божественном начале Иисуса. О том, что он был и есть одним из трех ликов Святой Троицы. Святой Василий был аскетом и великим подвижником, главным делом и борьбой его жизни было убеждение об Ипостасях в это православное учение он веровал и отстаивал.

В то время неправомыслящих людей было много, они были наделены силой в этом мире, не всем удавалось избежать заблуждений, но не только устоял Святой Василий, но и сумел подать руку помощи пошатнувшимся в вере и помог снова встать на праведный и верный путь. В России Василий Великий наряду с Николаем Чудотворцем является самым почитаемым святым.

Пойдемте щедровать

На календаре - 14 января. Какой праздник в России отмечался в это время до 1918 года? Эта дата совпала с православным праздником Обрезания Господня. В светском календаре Царской России этот день является первым в Новом году. В наше время дата 14 января (Обрезание Господне) в современной трактовке звучит так: "Старый Новый год". Его до сих пор любят и отмечают все россияне.

По старому стилю 14 января - какой праздник? Щедривки! В это время, в канун Нового года принято было ходить с песнями и поздравлениями по домам и желать хозяевам здоровья, счастья и всякого добра, а за это хозяева одаривали гостинцами, которые потом делились между собой. В этот щедрый Васильев вечер дети пели: "Щедрик, ведрик! Дайте вареник, грудочку кашки, шматок колбаски..."