Праздник как элемент корпоративной культуры. Главные православные праздники и их отображение в русской культуре

Общее понятие праздника. Праздники являются необходимым условием существования и специфическим выражением человека, обладающего в отличие от животных уникальной способностью - праздновать, то есть включать в свою жизнь радости других людей и опыт культуры предшествующих поколений.

Праздник - наиболее древний и постоянно воспроизводимый элемент культуры, который в отдельные периоды истории способен переживать упадок, но не может исчезнуть совсем.

Этот элемент культуры призван формировать и эстетически оформлять свободное время. И неслучайно всякий раз, когда какое-либо общество, класс или сословие сталкивались с проблемами досуга, они невольно обращались к нему за помощью.

Праздники всегда были и остаются до сих пор важным средством формирования и утверждения общности, способствует социализации человека. На заре человечества праздники выступали в качестве одного из факторов зарождения и развития художественной культуры и ориентированного на нее эстетического сознания.

«Праздник» обозначает определенный период времени (час, день или дни), когда не занимаются делами. Оно характеризует такое свободное время, когда что-то отличают, к примеру, определенное событие, которое необходимо выделить из потока других событий. Праздник нуждается в особой душевной или психической настроенности, он и усиливает ее, причем значение этой настроенности сводится к тому, чтобы осуществить в структуре сознания некие превращения, невозможные в обычные, занятые трудом дни. С недавних пор и до нашего времени с понятием праздника связывается не просто свободное от работы время, не просто отдых, а свободное время в значении важного социально - культурного акта, создающего общечеловеческие ценности.

Праздник соединяет людей узами общности, порождает чувство свободы и коллективности. На празднике люди ощущают более чем когда-либо свое материальное единство и общность, открыто демонстрируют себя и таком же качестве видят других.

Сценарий праздников построен на разноплановом действии - программном и импровизированном, предполагая творческое самовыражение каждого участника в разнообразных ролях и положениях /Нестеров/.

Значимость и событийность праздника определяются достаточно простыми общими признаками:

· абсолютная добровольность участия и согласие во всех принимаемых обязательных и условных правилах досуговой деятельности того или иного праздника;

· свободный выбор разнообразных сюжетов, ролей, положений, отличных от материализованных результатов учения и общественного труда;

· необходимость каждому участнику иметь пространство для творческих выходов своей индивидуальности в любом празднестве;

· разумная цикличность праздников, идущая от пропорциональности будничной практики и яркой праздничной событийности, главным образом учитывающей природный календарь и структуру рабочего года;

· коммуникативный характер праздников, отражающих все стороны демократии свобод;

· наличие в праздниках народных глубинных традиций, вбирающих в себя весь спектр обычаев, ритуалов, церимониалов, символов и атрибутов принципиального характера.

Значимость корпоративного праздника . Корпоративные мероприятия в компании - одно из самых эффективных средств мотивации сотрудников, является важнейшей частью корпоративной культуры. Корпоративная культура - мощнейший инструмент, работающий на достижение целей фирмы. Независимо от того, декларирована она официально или нет, корпоративная культура - это реальная среда, существующая внутри организации и пронизывающая все отношения между ее сотрудниками и подразделениями. Каким бы ни был повод организации корпоратива, будь то новый год, 8 марта, открытие нового магазина или ресторана, заключение важной сделки, юбилеи и особые даты в истории фирмы, совместно отмеченные праздники или значимые события в жизни организации, основными целями корпоративных мероприятий, праздников являются:

· поддержание корпоративного духа и традиций, пропаганда корпоративной культуры;

· создание необходимого психологического климата в коллективе и построение эффективных внутрикорпоративных коммуникаций;

· мотивирование персонала к выполнении. Своей работы наилучшим образом, формирование профессиональных и психологических навыков.

В успешных копаниях проведение праздничных корпоративных мероприятий - неотъемлемая часть построения мощной команды.

Вообще корпоративные праздники, мероприятия, вечеринки, банкеты организовывают не просто с целью выявления скрытых возможностей членов коллектива, но и с целью объединения личных амбиций, способностей, творчество каждого человека в отдельности в мощную функциональную команду, способную достигать высоких целей.

Основными задачами концепции подобного рода корпоративных праздников являются развитие позитивных внутренних отношений в коллективе, чувства уверенности в себе и в членах команды, способности быстро принимать решения в нестандартных ситуациях, выработке настойчивости для решения поставленной задачи, общее поднятие корпоративного духа. А для руководства командные игры - уникальный инструмент, с помощью которого легко выявить лидеров среди сотрудников компании.

Праздник помогает возродить корпоративную гордость, корпоративную честь, корпоративную историю, восстановить достоинство корпорации, предприятия, профессии.

Именно с него корпоративная жизнь компании, а иногда ими и ограничивается. Но чтобы сделать праздник PR - мероприятием, не надо сводить его к банальному банкету. В большинстве организаций отмечаются два события в году - День рождения компании и Новый год. И тот, и другой повод - прекрасная возможность подвести итоги и рассказать о планах на будущее. Сценарий и форма проведения мероприятия во многом определяются корпоративной культурой: в одной компании на «ура» проводит «капустник», а у сотрудников другой компании такое предложение вызывает досаду. Важно помнить, что корпоративный праздник - это не просто развлечение. В его основе должна лежать конкретная идея, отвечающая целям компании, объединяющая и вдохновляющая ее сотрудников, - это может быть, например, внедрение новой стратегии, преодоление разногласий между новыми и старыми сотрудниками, объединение московского и регионального офисов в единую команду и так далее.

Не менее важную роль играет организация праздничного мероприятия. Ничто так не портит впечатление, как не вовремя поданный автобус, нехватка мест, недостаток призов, плохо работающие микрофоны. Поэтому во время подготовки к празднику важно продумать все детали.

Грамотно спланированные и проведенные корпоративные праздники заряжают всех сотрудников энергией, помогают преодолеть недопонимание между ними и забыть о неурядицах.

Кроме того, праздник должен прорабатывать существующие в фирме конфликты и проблемы, а не подавлять их и не вытеснять. Это мероприятие поможет создать в коллективе дружеский контакт, ощущение «сопричастности» общей цели, идеи.

Из выше сказанного определим основные характеристики корпоративного праздника и дадим ему единую формулировку:

ь Корпоративный праздник - неотъемлемая часть системы организационной культуры компании.

ь Корпоративный праздник является проводником базовых корпоративных ценностей и установок.

ь Корпоративный праздник является специальным мероприятием, требующим повода, отдельной подготовки, финансирования и анализа результатов.

ь Корпоративный праздник может способствовать достижению поставленных целей, при условии его грамотного использования.

ь Корпоративный праздник может быть направлен на разные целевые аудитории, в зависимости от поставленных целей и задач.

Таким образом, выделив основные характеристики понятия, можно вывести следующее определение: Корпоративный праздник - специальное мероприятия, инициированное и финансируемое компанией, организованное для персонала, партнеров, клиентов или иной целевой аудитории, посвященное знаменательному событию в жизни компании либо общества, и являющееся средством поддержания организационной культуры или достижения целей организации.

Корпоративный праздник является инструментом PR. Проводником базовых ценностей, носителем элементов фирменного стиля, формой системы внутрикорпоративной коммуникации и коммуникации организации с внешней средой. Исходя из этого, можно утверждать, что корпоративный праздник является одним из составляющих компонентов ценностно-нормативной подгруппы организационной культуры компании, а точнее, входит в комплекс корпоративных традиций.

Внутренний корпоративный праздник - специальное мероприятие, инициированное и финансируемое компанией, организованное для персонала (с возможным привлечением членов их семей), посвященное знаменательному событию в жизни компании, и являющееся средством поддержания организационной культуры.

Организация и проведение корпоративного праздника. Задумавшись о проведении корпоративного праздника, прежде всего, необходимо определиться с целями. Как правило, цели мероприятия достаточно банальны: сообщить имеющимся клиентам о новом офисе (магазине, ресторане), продвинуть новую услугу или товар, укрепить или обновить связи с клиентами и партнерами на информационном уровне или же отметить событие, дату, юбилей. Тем не менее, с целью необходимо четко определиться, поскольку из нее вытекает и все остальное: количество и состав приглашенных гостей, место проведения, формат мероприятия и что не мало важно сценарий.

При разработке сценария режиссер должен четко определить идейно тематическую основу будущего праздника.

Праздник должен иметь основную идею и состоять из множества деталей, которые подтверждают эту идею, наполняют ее конкретикой. И если у организаторов хватит таланта, чтобы придумать эти детали и осуществить все задуманное - праздник запомнится надолго.

Итак, как уже отмечалось, у всякого мероприятия должна быть идея, и она должна отражаться в названии. Сценарий должен обогащать, подтверждать и реализовывать в конкретных эпизодах заявленную в названии идею праздника. Уже само название праздника, крупно написанное на приглашении должно сообщать гостю основную мысль мероприятия: куда он идет, зачем идет и в какое действо его вовлекают.

Концепция праздника заключается в его названии и кратком описании будущего мероприятия, включающего детали, атрибуты, сценарный план. Когда концепция выбрана, она расписывается в подробный сценарий, включающий все этапы праздника: от встречи гостей до финального аккорда. В сценарии учитываются и такие аспекты, как одежда ведущих и обслуживающего персонала, оформление территории, форма торжественной части, стилистика подарков гостям, концертные номера, развлечения и меню.

Очень хорошо если у праздника есть свой фирменный стиль, который проходит сквозной нитью через все материалы и все действо. Он объединяет все элементы и части события, начиная с оформления приглашения, продолжая оформлением зала или площадки, фирменный стиль присутствует на сувенирах и полиграфии, которую гости получают в течении праздника. Желательно, чтобы стиль события хорошо сочетался с корпоративным стилем организации, и конечно поддерживал бы и передавал бы концепцию праздника.

Внешнему оформлению тоже следует уделить достаточно внимания. Хотя бы украсить воздушными шариками.

Не маловажная, но и не самая продолжительная часть праздника - встреча гостей. Настоящий праздник должен содержать в себе элементы карнавала, игры, переодевания - только так он будет веселым. Многие гости прибывают на праздник в пафосном настроении (излишне торжественном). Чтобы сбить пафос, нужно сразу же их во что-нибудь переодеть, вовлечь в игру, заразить стихией праздника, или же просто помочь расслабиться.

Торжественная часть праздника - обычно скучновата, но без нее тоже нельзя. Начальство должно сказать речи, и если нужно раздать почетные грамоты. Главное не затягивать этот период праздника. Лучше к официальной части подходить творчески и с выдумкой, тогда все пройдет незаметно и естественным образом перейдет в танцы.

Что касается меню, то деньги лучше тратить не на дорогие блюда, а на те, которые можно обыграть в стилистике праздника. Тогда гости запомнят, чем их угощали. Масленица - блины; 8 Марта - сладости; 23 февраля - водка и бутерброды. Вариаций на тему много, была бы фантазия.

И, наконец, фотографии на память. Это стандартный вариант сохранения памяти, поэтому коллективное фотографирование будет уместно в сценарии любого праздника. Но общая фотография это только один повод для воспоминаний. А таких поводов на празднике можно создать много и в дальнейшем раздать гостям, или же выложить на сайт. Люди всегда очень любят рассматривать свои фотографии, и праздник останется в памяти надолго.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: корпоративные праздники являются одними из самых заметных проявлений корпоративных традиций. Корпоративный праздник - специальное мероприятие, инициированное и финансируемое компанией, организованное для персонала, партнеров, клиентов или иной целевой аудитории, посвященное знаменательному событию в жизни компании либо общества, и являющееся средством поддержания организационной культуры или достижения коммерческих целей организации. Это сильнодействующий инструмент PR, грамотное использование корпоративного праздника приводит к ощутимым изменениям и реально измеримым результатам.

РОЛЬ РЕЛИГИОЗНЫХ ПРАЗДНИКОВ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ

Тайирбеков Нарбото Тайирбекович 1 , Романова Екатерина Сергеевна 2
1 Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А.М.Василевского, курсант, специальный факультет, 2 курс
2 Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А.М.Василевского, кандидат филологических наук, магистр по направлению «Психолого-педагогическое образование», преподаватель 17 кафедры русского языка, научный руководитель


Аннотация
В статье рассматривается педагогический потенциал религиозных праздников на примере исламских праздников в Кыргызстане – «Ураза – Байрам» и «Курбан – Байрам». Отмечается их значительная роль в духовно-нравственном становлении личности. Подчеркивается, что искаженное восприятие этих праздников формирует негативное отношение к этой религии, культуре, что служит препятствием для сближения ислама и христианства, формированию веротерпимости.

THE ROLE OF RELIGIOUS HOLIDAYS IN THE SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF THE INDIVIDUAL

Tayirbekov Narboto Tayirbekovich 1 , Romanova Ekaterina Seergeevna 2
1 Military Academy Army Air Defence of the Armed Forces of the Russian Federation, 2nd year student, special faculty
2 Military Academy Army Air Defence of the Armed Forces of the Russian Federation, Candidate of Philology, Master in «Psycho-pedagogical education», teacher 17 Russian Language Department, scientific director


Abstract
The article discusses the pedagogical potential of religious holidays on the example of Islamic holidays in Kyrgyzstan – «Eid al − Fitr"» and «Eid al-Adha». Celebrated their significant role in the spiritual and moral formation of the individual. It is emphasized that the distorted perception of these holidays have a negative attitude towards the religion and culture that serves as an obstacle to convergence of Islam and Christianity, the formation of religious tolerance.

Библиографическая ссылка на статью:
Тайирбеков Н.Т., Романова Е.С. Роль религиозных праздников в духовно-нравственном воспитании личности // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 11. Ч. 3 [Электронный ресурс]..02.2019).

Воспитание духовно-нравственной личности является одной из важных проблем современности. Важность нравственного воспитания подчеркивали в своих работах выдающиеся педагоги: Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.

Понятие «духовно-нравственная личность» включает в себя две главных составляющих – «духовность» и «нравственность». Понятие «духовность» неоднозначно. Существует два подхода к объяснению его сущности: религиозный и светский. В религиозном представлении человек имеет трёхсоставное строение: дух, душу и тело. Через душу он общается с Богом, «несет на себе печать Высшего Начала». Духовная жизнь человека устремлена к высшему идеалу, к высшим ценностям человеческой жизни. Другой подход – светский – «связан с развитием европейской культуры, для которой характерно понимание духовного в связи со сферой науки, морали и искусства как самостоятельными ценностями» .

В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова понятие «нравственность» трактуется как «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы» , т.е. правила поведения, обусловленные этими нормами.

Так, духовность и нравственность образуют неразрывное единство. По мнению В.И. Хальзова и Т.Л. Женатовой, духовно-нравственное воспитание предполагает «организованное, целенаправленное взаимодействие личности и условий жизнедеятельности в целях формирования нравственного сознания, развития нравственных чувств выработки привычек нравственного поведения» . Все это направлено на формирование высших нравственных ценностей, качеств гражданина, патриота, защитника Отечества, которые проявляются в служебной деятельности и повседневной жизни.

Продуктивные пути использования воспитательного потенциала религии в духовно-нравственном развитии подрастающего поколения рассмотрены в трудах Ш.А. Амонашвили, Б.Т. Лихачёва, М.И. Махмутова, М.Г. Тайчинова и мн. др.

В педагогической науке учитывается все ценное, что входит в опыт духовного достояния ислама и может служить нравственному оздоровлению всего общества, возвышению духовных потребностей каждого человека. Историко-педагогический анализ становления религиозно-нравственных воззрений ислама показал, что в течение его многовекового присутствия в жизни людей эта религия функционировала как высокоразвитая этическая система с большими возможностями в нравственном регулировании поведения людей.

Заслуживают внимания работы авторов, в которых определены и обоснованы связи научной педагогики и этики религиозных вероучений; намечены продуктивные пути использования религиозного воспитательного потенциала в полноценном духовном развитии личности (М.Г. Тайчинов, Б.Т. Лихачёв, С.М. Амирова и др.).

Особая роль в духовно-нравственном воспитании личности отводится значительным праздникам национально-религиозного характера. В современное время в культуре мусульманского народа важное место занимают исламские праздники «Ураза – Байрам», «Курбан – Байрам». Они устанавливаются по лунному, мусульманскому календарю. «Составной частью этих праздников являются различные культовые действия и церемонии, праздничные молитвы, которые заключают в себе несомненный духовно-педагогический потенциал» .

Рассмотрим особенности празднования «Ураза – Байрам» и «Курбан – Байрам» на примере Кыргызстана. В Кыргызстане «Ураза – Байрам» (тюркское название) известен как Орозо Айт или Ид аль-Фитр (праздник разговения). У мусульман Кыргызстана самый важный и почетный месяц − Рамазан. В течение всего месяца соблюдается строгий пост (орозо), который подразумевает отказ от воды, еды и интимных отношений в светлое время суток. Смыслом воздержания и поста является укрепление веры, духовный рост, переосмысление своего образа жизни, своих приоритетов. Пост для мусульман это, в первую очередь, возможность удалиться от запретного, определить для себя истинные жизненные ценности.

Большой пост в течение месяца Рамадан (или иначе Рамазан), называемый по-тюркски − ураза, обязателен для всех здоровых взрослых мусульман. В исламе девочки начинают держать пост с 9 лет, а мальчики с 12. Больным людям, беременным и кормящим женщинам поститься не рекомендуется. Важным ᴃ исламе является понятие «тахара», что означает ритуальная чистота. Под ней понимается не только чистоплотность, опрятность, но и освобождение от всего греховного, оскверняющего ᴃ религиозно-духовном смысле. Если по каким-то причинам мусульманин был освобожден от соблюдения поста или случайно нарушил его, то он должен поститься после окончания священного месяца в течение потерянных дней.

Во время Рамазана с утра и до заката солнца мусульмане обязаны воздерживаться от питья, курения и чувственных наслаждений. В пост все верующие стараются совершать благочестивые дела и воздерживаться от дурных. По преданию, именно в этом месяце пророку Мухаммеду были ниспосланы Всевышним первые аяты первой суры.

«Ураза – Байрам» отмечается, как правило, 2-3 дня. С утра верующие исполняют все церемонии очищения, надевают праздничные одежды. Рекомендуется отведать фиников или других сладостей. Празднество включает общую молитву, обильную торжественную трапезу, раздачу милостыни и подарков, посещение могил родственников.

В «Ураза – Байрам» установлены обязательные общие молитвы. Они могут совершаться как в мечети, так и на специальных открытых площадках (намазкана). Далее следуют поздравления всех кыргызстанцев от верховного муфтия Кыргызстана. После праздничной молитвы он призывает верующих быть терпимыми, жить в согласии и единстве, проявлять милосердие и милость друг к другу.

По традиции, в каждой кыргызской семье готовят национальные блюда и встречают гостей. Недопустимо, чтобы в этот день на праздничных столах был алкоголь. Существует обычай, по которому каждый мусульманин должен посетить семь домов, вкусить приготовленные блюда и прочитать молитвы.

«Ураза – Байрам» содержит уникальные механизмы объединения общества, защиты прав нуждающихся и необеспеченных слоёв населения. Помимо этого, в нём есть и посыл к духовному возрождению, благочестию и нравственному совершенствованию. «Ураза – Байрам» является неотъемлемой частью многовекового духовного наследия мусульманской культуры. Он побуждает к межнациональной дружбе и созиданию, к доброте и состраданию, помощи нуждающимся.

Другой известный праздник – «Курбан – Байрам» (или «Ид ал-адха»). В основе – жертвенный пир (праздничная трапеза), в котором участвуют родственники, соседи, могут быть приглашены и гости. Жертвоприношения животных совершаются в память о том, как Ибрахим был готов принести в жертву Аллаху своего сына Исмаила. Церемония жертвоприношения совершается в торжественной обстановке в соответствии с предписаниями ислама: животное (баран, верблюд, корова, но не лошадь и не домашняя птица) должно быть годовалого возраста, без физических изъянов. Мясо съедается за столом с приглашенными или раздается нуждающимся. Даже шкуру и кости жертвенного животного нельзя оставлять себе.

Таким образом, исламские праздники «Ураза – Байрам» и «Курбан – Байрам» имеют духовный и педагогический потенциал, т.к. народные традиции, обычаи помогают установить «диалог поколений». Основу этих праздников составляют добродетель и воля к исполнению нравственного закона. Проведение религиозных праздников должно осуществляться в атмосфере духовного торжества. От того, как представлена модель празднования исламских праздников зависит формирование отношения к этой религии, культуре и исправление в общественном сознании неверных стереотипов об исламе. Изменение этого стереотипа может послужить мостом для сближения ислама и христианства, по мнению З.Э. Абдуллаевой, генетически и духовно-нравственно близких религий (общность корней, упоминание одних и тех же лиц в Священных книгах христиан и мусульман) , а также формированию толерантного отношения представителей этих конфессий друг к другу.

  • Абдуллаева З.Э. Антропологическое пространство в исламской духовной культуре // Исламоведение. 2011. № 2. С. 78-84.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    Праздник как явление духовной жизни, как фактор семейной, дружеской, профессиональной, религиозной и социальной интеграции, как форма выражения национально-культурных традиций веками привлекал внимание специалистов в области истории, этнографии, философии, религиоведения, социальной психологии, искусствознания, режиссуры, педагогики и других направлений гуманитарного знания. Научная литература сформировала достаточно огромную определительную базу этого феномена культуры.

    Первоначальное название праздника в древнееврейском языке было «хаг» от глагола «хагаг» - танцевать. Специалисты связывают его происхождение с праздничной церемонией, совершаемой в плясовом ритме вокруг алтаря. Последующее древнееврейское название праздника звучало «мо эд» - урочный час; лишь позднее установилось и вошло в канонические книги иудаизма употребляемое и ныне название праздника «йом-тов».

    В латинском языке для нас важны два термина: «feriae», который в классических текстах обычно встречается в форме множественного числа и означает праздничные дни, дни отдыха, каникулы, а также «festum» - праздник, торжество, праздничный день. Современные лингвисты термин «feriare» выводят от слова «fanum», означающего освященное место, а термин «festum» от санскритского корня «бхас» - блестеть. Предполагается, что этот термин связан с обычаем устраивать торжественный прием в праздничные дни.

    Из народной латыни от слова «festa», являющегося сокращением термина «festa dies», произошел в свою очередь французский термин «fete». В современном французском языке это слово имеет три значения: особый день, посвященный культу религиозных церемоний, которые в этот день совершаются; публичные развлечения, устраиваемые по какому-либо чрезвычайному поводу, вовсе не имеющие религиозного характера, например национальные праздники; удовольствия, житейские радости, счастье .

    В «Социологическом словаре», выпущенном в ФРГ в конце 60-х годов XX века, празднику соответствует два термина - «Fest» (собственно праздник) и «Feier» (торжество). «Новый лексикон», изданный в Германии в 1969 г., дает такое определение праздника - это изъятые из повседневности, учрежденные, согласно правилам, общественные события торжественного характера в свободное от работы время, первоначально тесно связанные с культом; часть и выражение организованной и институциализированной жизни общества, классов, групп и слоев, зависящей от способа производства» .

    Во французском «Словаре гуманитарных наук» (1972 г.) дается следующее истолкование термина «праздник»: «Момент социокультурной динамики, когда сообщество развлекательным (игровым) способом подтверждает свойственные ему общественные и культурные отношения. Праздник - это главным образом символическая игра, которая реориентирует практику в направлении мифа, придающего ей смысл. Праздник ценен постольку, поскольку для группы имеют ценность, применяемая в этом случае символика и вызванный ею миф .

    Рассмотрим определение праздника в толковых словарях.

    Энциклопедический словарь русского библиографического общества «Гаранат» (1897 г.) дает определение только в связи с религиозными мотивами . Ф.А. Брокгауз и А.И. Ефрон уже различали религиозные и светские праздники (1898 г.) . У В.И. Даля этимологический ряд выглядит следующим образом: «праздный, о месте, просторе, незанятый, пустопорожний; праздновать, быть праздным, или не делать, не работать». Сам праздник Даль трактует как «день, посвященный отдыху, не деловой, не работный, противоположное будням, день празднуемый по уставу церкви или же по случаю, относящемуся до местности, до лица» . А.В. Семенов считает, что этимологически само слово «праздник» заимствовано из исконно древнеславянского «праздь», означающего безделье, отдых. Но в современном языке смысловое значение понятия «праздник» отделилось от понятия «праздный», которое многие авторы толкуют как бесцельный, бессодержательный. Таким образом, слово «праздник» означает определенный период времени, когда не занимаются делами. Оно характеризует такое свободное время, когда что-то отмечают, к примеру, определенное событие, которое необходимо выделить из потока других событий .

    СИ. Ожегов и Н.Ю. Шведова гораздо шире понимают функционирование праздников, однако и они связывают праздники с определенными днями . Л.В. Успенский в этимологическом словаре «Почему не иначе» определяет праздник в соответствии со старославянским «праздный» в значении порожний, «пустой» от работ, ничем не заполненный, кроме отдыха. Энциклопедия «Мифы народов мира» - как временный отрезок, обладающий особой связью со сферой сакрального, предполагающий максимальную причастность к этой сфере всех участвующих в празднике и отмечаемый как некое институциализированное действо» .

    В русской науке такое толкование праздника восходит к Снегиреву. «Само слово праздник, - писал он, - выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединенную с весельем и радостью. Праздник есть свободное время, обряд - знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий. Праздник есть антитеза будней с их трудом и заботами; это проявление особой, празднично - свободной жизни, отличной от жизни будничной, каждодневной...» .

    М.М. Бахтин (1965 г.) дает наиболее емкое понятие праздника. «Празднество (всякое) - это очень важная первичная форма человеческой культуры. Ее нельзя вывести и объяснить из практических условий и целей общественного труда или еще более вульгарная форма объяснения - из биологической (физиологической) потребности в периодическом отдыхе. Празднество всегда имело существенное и глубокое смысловое миросозерцательное содержание» . Д.М. Генкин говорит о том, что «Праздник - это гибкая педагогическая система, позволяющая наблюдать процесс педагогического воздействия» . Л.С. Лаптева: «Праздник - это традиционная народная форма отдыха; это удовлетворение естественной для человека потребности в массовом общении, причем в обстановке, отличительной чертой которой является мажорность; это вид народного творчества, в котором перекликаются и сочетаются в новом художественном и смысловом качестве все виды и жанры искусства» . А.И. Мазаев: «Праздник есть свободная жизнедеятельность, протекающая в чувственно-обозримых границах места и времени и посредством живого контакта людей, собравшихся добровольно» .

    По мнению известного польского исследователя праздника как социального института К. Жигульского (1985 г.): «...праздник всегда организуется вокруг определенной ценности, добра, лишь выраженных с помощью символа, а иногда - с помощью игры или мифа, но, тем не менее, с ними не тождественного» . Двойственную природу праздника также подчеркивает в своем определении исследователь, русской традиционной культуры А.Ф. Некрылова: «Праздник - социальное и культурное явление, в нем соединены две тенденции: возврата, неподвижности и обновления, динамики. В этом его исконная связь с традицией. Утверждая социальные порядки, нормы, художественные и нравственные идеалы, праздник тем самым приобщает общество к традиции» . А.В. Бенифанд: «Праздник связан с обществом в целом, с его социальными, политическими и духовными процессами... Типу способа производства в обществе соответствует определенный исторический тип праздника. Смена типа праздника определяется сменой способа производства» . Л.Н. Лазарева (2003 г.): «Праздник - это духовно-практическая деятельность, опирающаяся на систему ценностей, апробированных межпоколенным общением людей и протекающая в сакральном времени и пространстве, свободно, в соответствии с регламентом праздничного кодекса» .

    Таким образом, можно констатировать, что праздник - это многогранное общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом. Для каждого человека праздник связан с особым праздничным состоянием, которое побуждает его к участию в том или ином действии. Ощущение праздничности - это ощущение радости, бодрости, приподнятости духа.

    Праздники всегда связаны с переломными, этапными моментами в жизни природы, общества, человека. Чем значительнее событие, лежащее в основе праздника, тем больше потребности у человека ощутить свою причастность к нему, выразить свое отношение, объединить свои чувства с чувствами других людей, своего народа.

    Любой праздник - это социальное явление, это своеобразная, специфическая жизнедеятельность людей, призванная обеспечивать в широком смысле одно из направлений развития культуры. Праздники - это не бесполезное времяпрепровождение, как считают многие обыватели, а самобытная форма культурного развития. Всеобщность праздников, начиная с эпохи каменного века, позволяет считать их постоянным элементом человеческой культуры, а их соблюдение является одной из основных форм коллективного поведения людей. Так было на протяжении всей истории. Праздник - явление всеобщее и постоянное именно в социально-культурной жизни народа, так как он возникает только там, где существуют духовные связи между людьми, и, порожденный ими, в свою очередь укрепляет эти связи, демонстрируя свои общечеловеческие социально-культурные качества.

    Проходят года, столетия, но роль русского народного праздника и по сей день занимает огромное значение в жизни народа. Все исконно старинное, русское переходит через рубежи столетий и остается в богатой копилке багажа духовных ценностей.

    Праздник - это многофункциональное и достаточно сложное социально-художественное явление, активно действующее на воспитание эстетической культуры на всех этапах его развития многих категорий и слоев современного общества. Такое определение дал празднику И.Г. Шароев.

    «Праздничное общение - это наивысшая степень в культуре общения.

    Праздничное настроение снимает прошлые обиды и огорчения, ибо в праздник сознание личности раскрыто для восприятия и положительных эмоций» - такое определение дает А.А. Конович. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды СССР. - М.: «Высшая школа», 1990. С. 126.

    Вот как представляет праздность К. Раирберти. «Праздность не есть мать всех пороков, как это утверждает ходячая мораль, нет, праздность - дочь всех добродетелей, награда за почтенные труды, а также и за не совсем почтенные, непрестанное вожделение и мечта бедноты, надежды и стремление всех работающих в поте лица». Голицын Ф. Праздник - время празднования. //Знание - сила. - 2004. - № 12.

    Еще можно много встретить высказываний о празднике. Каждый из них выдвигает свои требования, трактует свои понятия. Это А. Шабалков, В. Белов, П.М. Керженцев, Жан Жак Руссо, Ромен Роллан.

    «Неизвестно каков будет человек через тысячу лет, но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников, обрядов - тогда он все забудет, всему разучится, и должен будет все начать сначала». В.О. Ключевский.

    Сам же праздник, скорее всего, существует столь же долго, как и человек, если не дольше. Как пишет В.Н. Топоров, Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники. - СПб.: Азбука-Классика, 2003. С. 220. само «понятие Homo feriens», человек «празднующий» отмечает важную стадию в развитии человеческой культуры и поднимает проблему реконструкции праздника в палеолите и поиска того, что могло соответствовать празднику на еще более ранних стадиях. Во всяком случае, предпосылки древнейшего праздника можно увидеть в некоторых массовых ритуалах, наблюдаемых в обезьяньих сообществах. Как бы то ни было, праздник, видимо, присутствовал в жизни человеческих коллективов еще до того, как получил ту или иную культурную интерпретацию. К тому же, энергетическая модель праздника как эмоциональная разрядка накопившегося в сообществе напряжения позволяет отодвинуть его в достаточно древние времена. Праздник не вводится, а присутствует изначально, поэтому он и служит часто основой для толкования начала.

    Таким образом, во время праздника нас посещают гости из начала века, - гостем из еще более древних, доначальных времен оказывается сам праздник.

    Поклонение высшим силам

    Языческая религия славян не является цельным, гармоническим образованием. Она распадается на пласты различной степени древности, которые причудливо переплетаются между собой. Древний пласт - культ Рожениц, Матери и Дочери, родивших все живое на Земле. Кое-где их изображали в виде лосих (архаичные изображения такого рода до сих пор можно видеть в мотивах русской вышивки). Позднее к ним присоединился род, олицетворяющий населенную Вселенную. Род не является верховным божеством. Верховное божество правит миром, а Род есть мир.

    Третий пласт - верховное божество. Оно у славян было триединым. Верховное божество так и звалось - Триглав, и олицетворяет древнюю триаду: Сотворение - Жизнь - Разрушение. Каждая из трех ликов Триглава было самостоятельным богом.

    Сворог - Творец. Бог небесного огня, так же, как Сварожич - бог огня земного. Изображался в виде седого старика с посохом и чашей с неугасимым огнем. Одно из его воплощений - Стрибог, повелитель ветра. По преданию, небесный свод он выковал в кузне вместе со звездами. Покровитель кузнецов и ремесленников вообще.

    Даждьбог - Бог жизни и света. Изображался в виде человека средних лет с круглой чашей - щитом, символизировавшей солнце и дождь. Ликом Даждьбога славяне называли солнце, ему молились о ниспослании урожая. Он покровитель земледельцев.

    Перун - Бог грозы. Разрушитель. Изображался в виде мужчины с черными волосами, густой бородой и усами огненного или серебряного цвета, с пучком молний в руке. Оружием Перуна считались меч и топор. Покровитель воинов.

    Несколько особицей от Триглава стоит Велес. Он земной бог, если можно так выразиться, и не всегда в ладах с небесной троицей. Бог мертвых, повелитель зверей, покровитель мудрости, волшебства, искусств и торговли. Наименее «определенное» существо. Часто представлял собой крылатого змея с человеческим лицом, либо помесь человека с медведем. Моисеенко Н.А. Живая старина: Будни и праздники сибирской деревни в XVIII - первой половине XIX в. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. С. 45.

    Языческие праздники плотно переплелись с христианскими праздниками, но люди и по сей день знают языческих богов и прославляют их на своих праздниках. Примером тому служит «Новый год», Масленица», «Иван Купала», «Ильин день».

    Связь с природой

    На земле живет пахарь, землею кормится, с ее дыханием каждый вздох его сливается. Думает - гадает он о хлебе - урожае и теплой весной, и знойным летом, и ненастной осенью нет ему покоя от этой думы и в студеную зимнюю пору, когда дремлет зябкое зерно в закованной морозом земле.

    Вековечна дума крестьянина об урожае, вот и присматривался он к природе, к ее замиранию и пробуждению, следил за движением солнца, появлением месяца, сиянием звезд - ведь во многом от этого зависела погода, урожайный или неурожайный год. Так возник земледельческий календарь, вобравший в себя приметы, наблюдения, открытия труженика-земледельца.

    «Кормилицей» зовет хлебороб землю, сторицей возвращающую ему засеянное в добрый час зерна. Величает также землю «матушкой родимой». Говорит о ней в своих пословицах: «Добра мать до своих детей, а земля - до всех людей», «Мать - сыра земля всех кормит, всех поит, всех одевает, всех своим теплом пригревает». «Хлеб - дар матушки земли», - говорит русский народ и относится с благоговением к этому бесценному дару, его главному богатству. Жигульский. Праздник и история. Праздник и культура. - М., 1985.

    Взращивая на земле хлеб, думает земледелец и о небесном мире. Небо в народных сказаниях - светлый прабог, отец и полновластный владыка вселенной, а земля праматерь. В этом их великая связь. Светила же небесные - солнце, месяц, сверкающая звездная россыпь - считались их детьми.

    Пресветлое солнце, согревающее все живое лучами, приобщающее землю к небесному свету, русский народ величал самыми родными именами. Оно является для него добрым и многомилостивым, праведным. Посылая тепло и свет, осыпая мир щедрыми дарами, оплодотворяя не только землю, но и недра земные, он в то же время и грозный судья, и каратель всякой темной силы - нечисти.

    Самые большие праздники в календаре и сейчас связаны с движением солнца. Первым отмечают зимнее солнцестояние - это дни пробуждения солнца. Это время в народе называют «перезимье», его отмечают в конце декабря и начале января. На «перезимье» существует обычай зимнего обхода дворов - «коляды». Вторым идет весеннее равноденствие - время преобладания дня над ночью, приближение весенне-полевых работ; первый праздник, приходившийся на это время - Масленица.

    Следующим праздником отмечается летнее солнцестояние - эти дни называют «зеленые святки». Они приходятся на конец мая начало июня, чествуют возрождение земли, покрывшейся к этому времени пышной растительностью. Этот праздник сейчас называется «Ярилин день».

    И, наконец, осеннее равноденствие - это праздник урожая, первых плодов. На этом празднике чествуют людей, плодотворно работавших на полях, чтобы получить богатый урожай для благополучия своей жизни и родины.

    Тесная связь народных праздников с природой, с земледельческим и скотоводческим календарем, в целом с историей и культурой народов повлияла на жизнестойкость этих праздников, придала им особую привлекательность как праздников, отразивших условия жизни и быта народов, и составивших часть национальной культуры.

    Любовь к природе, никогда не меркнущее чувство родного края - это вечно живущие нравственные ценности, сложившиеся в глубинах народного духа, народной психологии, исконных представлений о нравственном долге, о любви к Отечеству. И, как у искусной мастерицы, вынувшей канву из рукоделия, заиграл красками узор, так веками из старых праздников обветшавшие магикорелигиозные нити, а осталось то рациональное, из чего складывается фонд духовной культуры народа. И уже дело наших рук - как обогатить старый праздник.

    Единение и групповое сплочение

    В эпоху феодализма труд отдельной крестьянской семьи на ее земельном участке носил, как правило, изолированный характер, что порождало замкнутость сельского семейного быта, хозяйственную разобщенность дворов. Вместе с тем сама жизнь властно диктовала необходимость объединения крестьянских семей в семейную организацию под названием община.

    Распределение «увеселений» во времени определялось, в первую очередь, календарем сельскохозяйственных работ. В середине сентября в Сибири завершалась в основном уборка урожая, и именно тогда открывался «веселый сезон». Начинали устраивать вечорки, явившихся одной из излюбленных форм досуга. Ни территориальных, ни сословных ограничений круга присутствующих на вечорке не существовало: приходить на нее могли званые и незваные. Обычно подобные собрания молодежи приурочивались к праздникам, однако они были и в будние дни. На будничные вечорки молодые парни являлись далеко не всегда: девицы же отправлялись на них «с работой, чаще всего с пряслицей или шитьем». Советские традиции, праздники и обряды: опыт, проблемы. - М.: Профиздат, 1986. С. 104. Собравшись, пели протяжные, проголосные песни, заключающие в себе большей частью рассказ девушки, женщины или молодца о горькой доле жизни своей. Мотивы проголосных песен такие же грустные.

    Праздничной вечорке могли предшествовать длительные приготовления. Организаторы, особенно бойкие и ловкие молодцы, с полудня обходили избы, в которых были незамужние дочери, и приглашали на предстоящее «увеселение». После этого приглашатели запрягали в сани лошадь и ездили по деревне «с песнями и игрой в гармошку», оповещая таким образом о своей затее остальных односельчан. Иногда организаторами празднеств были девушки. Точно так же, как и в наше время, молодежь любила поиграть в игры. Наблюдателей поражало разнообразие крестьянских игр на вечорке.

    Для замужних женщин специфическими общественными формами досуга в свободное от полевых работ время служили капустники, супрядки, колотухи и посиделки. На эти мероприятия собирались по инициативе какой-либо домохозяйки, нуждавшейся в рабочей помощи односельчан. Собрания обязательно завершались угощением всех приглашенных.

    Наиболее многолюдными были супрядки, на них приглашалось до 50 человек в один дом. Хозяйка заранее раздавала супрядницам сырье для пряжи, а затем созывала их в один из осенних дней к себе на угощение, куда гости являлись в лучших своих нарядах с готовыми мотками пряжи.

    Гостьба по праздникам - в период с октября по начало марта - была важнейшим развлечением для всех жителей, а особенно для людей среднего и старшего возраста.

    «Большие» праздники в пределах волости праздновали по очереди во всех деревнях: в «очередную» деревню «на веселие» съезжалась масса окрестного люда (отсюда название - съезжий праздник).

    В Бурлинской волости на Алтае съезжие праздники бывали в Николин день, Михайлов день, Филиппово заговенье, на Рождество, крещение и покров.

    В Ялуторовском округе в 40-х годах XIX века приезжих гостей встречали на крыльце или у ворот. Встречали низким поклоном, говоря: «Милости просим к нашему убожеству хлеба- соли кушать!» Встречаемые благодарили. А в ответ слышали от хозяев: «Не согрешайте, пожалуйста!» С этими словами вводили гостей в горницу и усаживали за стол. Молодежь сразу же после угощения в первом доме покидала гостевые собрания. Поскольку съезд крестьян часто сопровождался ярмаркой, парни и девушки сначала посещали ее, а затем, если погода благоприятствовала, гуляли до позднего времени «на улицах», либо посещали вечорки. В это время и заводились между молодыми людьми задушевные связи, оканчивающиеся браком. Между тем, старшие в своих компаниях «забавлялись» беседами, песнями, плясками, играми. Иванов Ю. Эх, загулял…//Родина. - 2005. - № 2.

    Широкая представительность праздничных собраний способствовала тому, что на них происходил активный обмен информацией, знаниями, слухами, социально-значимым опытом. Источником информации могли быть и книги, и периодические издания.

    Ряженье и разыгрываемые на рождественских праздниках ряженые сценки являлись важнейшими элементами народной «карнавальной» культуры. Во время святок во всех сибирских деревнях шел «пир горой», «наблюдалось веселое движение в домах и улицах: самые древние старухи слезали с печей и полатей и около них образовывались кружки, где люди тешились старушечьими рассказами. Молодежь играла в «имальцы» или «жмурки», затем появлялись ряженые.

    Празднование Рождества и Нового года включало и другие забавы. Собиралось восемь человек, и устраивали большую разноцветную звезду, которая имела аршина полтора в поперечнике. Ходили после заутрени до обеда по всему селу и славили Христа, причем вращали звезду вокруг своей оси. Говорили: «Аз, маленький хлопчик, скакал на стульчике, в дудочку играл, Христа прославлял; здравствуй хозяин с хозяюшкой на многие лета!»

    Особенно много разного рода «увеселений» было в сибирской деревне на Масленицу. Помимо обычного праздничного развлечения - бесед, угощений и пр. - устраивался уличный карнавал, центральным событием которого было появление «госпожи Масленицы».

    Сам сценарий масленичного шествия был в основных чертах тщательно разработан - какие-то его элементы шли от прежних времен, какие-то оказались изобретением первой половины XIX столетия. В этом сценарии реализовался драматургический талант нескольких поколений. Вместе с тем, он оставлял широкие возможности для импровизации, для участия всех желающих в творческом художественном действии.

    В программу праздника входило взятие Снежного городка. Стены его украшались вылепленными из снега фигурками собаки, кошки, зайца и пр.

    К числу масленичных забав относились также катание на лошадях по деревне и на санках с ледяных гор. Праздничные «дурачества» и «шалости», праздничный смех были необходимы народу. Это являлось проявлением протеста против угнетающей аскетической морали и несвободы, налагаемых церковью и всей совокупностью социального строя.

    С наступлением весеннего тепла молодежью на пасху устраивались на козлах или огородных воротах веревочные качели. Это было одно из самых любимых развлечений молодежи. На пасхальной неделе носят в дома иконы воскресенья, распятия и божьей матери. При этом иконы устанавливаются в зерновом хлебе, насыпанном в сито, а стол изобилует разного рода пирожным и яйцами. Христосуются в доме все от мала до велика.

    В вербное воскресение приготавливают вербы в каждом доме и украшают иконы.

    Троица отмечалась всеми. В некоторых селениях бывали съезжие праздники. «Развеселившись» пивом и вином, мужчины и парни обращались к «гимнастическим забавам»: боролись, перетягивались на палках. Распространенной формой молодежного гуляния были хороводы. Они водились либо за деревней - в поле, на лугах, за околицей, либо на особом «свободном» месте. Хороводных игр было много: их отличало искреннее веселье, отсутствие принужденности, чопорности и натянутости.

    В летние праздники молодежь находила и другие развлечения. Были распространены «скакули», чехарда, свайку и другие игры.

    В настоящее время народные празднества не потеряли своего значения, они и поныне радуют нас разнообразием своих форм. Содержание праздников остается прежним. Советские праздники и обряды - не просто «материализованные символы», отражающие жизнедеятельность людей нашей эпохи, они важные компоненты социокультурной жизни общества. Специфика традиций, обычаев и обрядов является закономерным отражением особенностей духовной жизни, национальной психологии и культуры каждого народа. Поэтому без внимательного отношения к обрядово-праздничному опыту предшествующих поколений трудно рассчитывать на жизненность новых праздников и обрядов.

    Можно дать понятию «праздник». Если говорить научным языком, то праздник – это особый феномен, важнейшая составляющая человеческого бытия, социальное и культурное явление.

    Даже небольшой анализ происхождения термина «праздник» в языках, имеющих важное влияние на историю европейской культуры, показывает, что праздник связан с танцами, весельем, пиршеством, религиозным культом, важными датами истории народа и государства. Из латыни мы знаем термин «fiesta» - народное гуляние, а русское слово «праздник» происходит от прилагательного «праздный», «не занятый».

    Существует целый ряд определений этого термина. Но все исследователи отмечают двойственную природу праздника: он одновременно ориентирован на прошлое и устремлен в будущее. С помощью праздника традиционный опыт каждый раз воспроизводится, и так передается во времени от поколения к поколению. Происходит духовное единение с живыми и ощущается связь с предками. В атмосфере праздника человек чувствует себя одновременно личностью и членом единого коллектива. Возникает непринужденное общение, без которого невозможна нормальная жизнедеятельность людей.

    С давних времен праздник в культуре вытекал из системы календарного исчисления и в то же время управлял этой системой. То есть календарные праздники строятся на основе циклического природного времени и отражают наиболее важные этапы жизнедеятельности человеческого общества. Поэтому в периоды эпохальных перемен значительным изменениям подвергается именно календарь и вся система праздников.

    Праздник разрывает повседневное течение времени, он возмещает недоступные и даже запретные в будни удовольствия. Он находится на стыке между двумя уровнями бытия человека: реальным и утопическим (иллюзорным). На время праздника допускается обществом отступление от правил и норм – моральных, социальных, этических. Люди погружаются в другой мир, где возможно всё. В этот период устанавливаются особые отношения. Попав в праздничную атмосферу, разные по взглядам, характеру и поведению индивидуумы начинают вести себя сходным образом. Так праздник для общества выступает средством снятия напряжения и является просто необходимым для поддержания психологического баланса людского коллектива.

    Смех – такая простая вещь и неотъемлемая часть фиесты – на самом деле играет ключевую роль как культурно-психологическое явление. Так называемая зона смеха в социуме становится зоной контакта. В праздничной кутерьме часто звучит «беспричинный» смех, который говорит о радости, ликовании. Ярким тому примером служат карнавалы. Многие виды деятельности человек способен осуществлять в одиночку, но праздновать – никогда. На разные комичные ситуации отдельные члены коллектива могут реагировать по-разному, но общий смех выражает взаимопонимание, сплочение группы людей, неформальное равенство среди них.

    Знаменательные даты и события всегда отмечали в кругу семьи, обязательно посещали храм и выходили «в народ», на улицу. Так выражалось следование традициям, посредством которых общество ищет неосязаемые опоры своей стабильности. И в то же время, люди стремятся сделать праздничный досуг более интересным и соответствующим духу времени.

    Праздник опирается на устоявшиеся традиции, постоянно стремится к их возрождению, поэтому сопровождается ритуалами и обрядами, но никогда не сводится к ним одним. И таким образом способствует развитию, обновлению и обогащению традиций.

    Народная культура представляет поистине удивительное явление. Она создавалась в течении тысячелетий, путем естественного отбора, анонимными творцами – людьми труда, представителями народа, не имеющими специального и профессионального образования. Ее основными составляющими подсистемами являются религиозная, нравственная, бытовая, трудовая, оздоровительная, игровая, зрелищная подсистемы.

    Народная культура собирательное понятие, не имеющее четко определенных границ и включающее культурные пласты разных эпох от глубокой древности до настоящего времени. (Чистов К.В. Народные традиции и фольклор: Очерки теории. Л., 1986;)Формирование и функционирование феномена народной культуры в этническом сообществе или социальных группах, или общностях разного типа связано с осознанием их принадлежности к народу. Самоидентификация с народом, народными традициями в стереотипах социального поведения и действия, обыденных представлениях, выборе культурных эталонов и социальных норм, ориентациях на определенные формы досуга, любительской художественно- творческой практики – проявления народной культуры. В наше время ее общая особенность - внепрофессиональный статус в сфере современной многослойной культуры, не специализированный характер культурной деятельности,что, впрочем не исключает высокого уровня мастерства, умения,знания, в основе чего лежит свободное владение традицией.

    Традиционность – важное качество народной культуры, определяющее как ее целостно - нормативное и смысловое содержание, так и социальные механизмы его передачи, наследования в непосредственном общении от лица к лицу, от мастера к ученику, от поколения к поколению, минуя институционально – организационные формы.

    Для народной культуры характерны синкретические, недифференцированные формы взаимоотношения с миром, которые передаются в процессе непосредственной коммуникации. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994;

    Ярче всего народная культура представлена фольклором , хотя далеко не исчерпывается им.

    Фольклор (англ. folklore - «народная мудрость») - народное творчество, чаще всего устное. Художественная, коллективная, творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах(Берёзкин Ю. Е. Тематическая классификация и распределение фольклорно-мифологических мотивов по ареалам Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994;

    К основным аспектам содержания народной культуры можно отнести: мировоззрение народа, народный опыт, жилище, костюм, трудовую деятельность, досуг, ремесла, семейные отношения, народные праздники и обряды, знания и умения, художественное творчество.

    Следует отметить, что как любое другое общественное явление, народная культура обладает специфическими чертами, среди которых следует выделить: неразрывную связь с природой, со средой обитания; открытость, воспитательный характер народной культуры России, способность к контакту с культурой других народов, диалогичность, самобытность, цельность, ситуативность, наличие целенаправленного эмоционального заряда, сохранение элементов языческой и православной культуры, чувство юмора. Ее важнейшей характеристикой является анонимность, отсутствие автора . Так, нет автора у сказок, былин и пословиц, народных песен и плачей; не известны изобретатели топора и колеса, строители ирригационных сооружений древности и т.д. Это позволяет говорить о народной этике, народных инструментах, народном спорте, народной медицине, народной педагогике и т.д. Народная культура передается из поколения в поколение , постоянно пополняясь, обогащаясь и модифицируясь. Афанасьев А.Н. Народ – художник: Миф. Фольклор. Литература. – М.: Сов. Россия, 1986. – 366 с.

    Основным и важным элементом народной культуры являются праздники с их многообразием обычаев, обрядов, церемоний и ритуалов.

    Праздник в культурологии принято определять как: «противопоставленный будням (повседневности) отрезок времени, характеризующийся радостью и торжеством, выделенный в потоке времени в память, или в честь кого или чего-либо, обладающий сущностной связью со сферой сакрального, отмечаемый в культурной или религиозной традиции как институционализированное действо, которое обеспечивает его участникам макс. причастность к этой сфере» 1. Культурология. Энциклопедия: в 2-х т. / гл. ред. и авт. проекта С. Я. Левит. - М. политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2007. - Т. 2. - 1184 с.

    Праздники как феномен народной культуры представляют собой одну из форм жизни этноса. На протяжении столетий народная праздничная культура славян, пронизанная архаическими верованиями, постоянно трансформировалась, пополняясь новыми элементами, главным образом под влиянием православия. Истоки же традиционных праздников, обычаев и обрядов лежат в глубокой древности, в сложном переплетении элементов архаических аграрно-магических представлений и языческих культов.

    Обряд - определенным образом выстроенная цепь символических, как правило, групповых или массовых действий, предназначенных для того, чтобы в наглядно-образной форме отметить события общественной или личной жизни. Обряд - это совокупность действий, следующих в строго установленным обычаем порядке для оформления событий, занимаемых особое место в жизни и трудовой деятельности людей. Обряды обусловлены обычаями, традицией.Ерошенков, И.Н. Культурно–досуговая деятельность в современных условиях [Текст]: / И.Н. Ерошенков. - М.: МГИК, 1994. - 43 с.

    История изучения праздников показывает, что они всегда были тесно связаны с условиями жизни людей, со способами добывания основных средств их существования, с формированием и развитием мировосприятия и верований. Традиционный славянский праздник - это судьба народная, самым тесным образом связанная с землей-кормилицей и космическим началом. Поэтому актуальным и необходимым остаётся изучение самого праздника, его современного состояния и процессов трансформации в нем. Все это имеет немаловажное значение для решения более широких проблем исторической этнографии славянских народностей, поскольку остаются нерешенными некоторые вопросы формирования и сохранения народной культуры. В этой связи обращение к вопросам историко-культурного развития, в данном случае к вопросам праздничной культуры, актуально, ибо там сохраняется и обще народный, и свой специфический, региональный характер многих -праздничных традиций, что в свою очередь, может прояснить понимание того места, которое занимают в культурной истории праздники и праздничный быт населения Снегирев ИМ. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М., 1838. Вып. 1. Л Природа праздника достаточно давно стала объектом научных исследований. Античная философская система рассматривала праздник как феномен, обладавший мощной стабилизирующей функцией, способствовавший укреплению государственных, нравственных и религиозных норм. Аристотель одним из первых задался вопросом о значимости празднеств. Он утверждал, что понять природу праздничного существования так же сложно, как ответить на вопрос «зачем человеку жизнь?». Для него праздник - время соприкосновения с истинной духовностью, смысл существования. Платон в «Законах» показывает значение праздника как содержательного элемента формирования личности: ритм, гармония и игра пробуждают в людях чувство наслаждения и удовлетворения, на фоне которых усиливаются физическое и нравственное совершенствование. Платон также утверждал прямую зависимость между сохранением традиции и незыблемостью государства: «Если же молодые колеблют это единообразие игр, вводят новшества, ищут постоянно перемен, то мы полностью вправе сказать, что для государства нет ничего более гибельного, чем все это» В V веке до н.э. Геродот утверждал, что общегреческие праздники явились «третьим (наряду с языком и расой) элементом, способствовавшим консолидации греков»

    В эпоху Средневековья аскетизм философских доктрин совершил переворот в оценке праздника: на смену понятию «праздник» приходит понятие «ритуал», которое надолго задерживается в научной литературе для определения массовых коммуникаций торжественного характера.

    3. Платон. Сочинения: в 3-х т. / Платон; под общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса; всту. ст. А. Ф. Лосева; [пер. с древнегреч.]. - М. : Мысль, 1968. - Т. 1. - 623 с.

    4. Геродот. История в девяти книгах / Геродот; пер. и прим. Г. А. Стратоновского. - Л. : Наука, 1972. -

    Ритуа́л - совокупность условных, традиционных действий, лишённых непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определённых социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления. ...

    http://ru.wikipedia.org/wiki/Ритуал

    В Новое время, когда значительно возрастает научный интерес к исследованиям, определявшим место культуры в жизни людей, ритуалы и мифы рассматривались как древнейшие формы культуры. Один из ранних заподноевропейских мыслителей Дж. Вико в труде «Основания новой науки об общей природе наций» (1725 г.) развивал идею становления ментальности людей первобытного общества на основе «божественной поэзии».

    Научные теории XIX и XX веков в основном освещали проблемы формирования смыслообразующих факторов традиционного сознания народностей и наций. В XIX веке широкое распространение получили теории «народного духа», где специфические особенности каждого народа определялись как изначально ему свойственные и неизменные. Возникли эти идеи при изучении реальных объектов и понятий, таких как психология народа и психология масс. Были поставлены вопросы о возникновении и формах проявления массовых феноменов и соотнесенности их с индивидуальным формированием личности. Философия, психология, антропология, этнография и другие науки объединили свои усилия по изучению сложного, трудно поддающегося анализу феномена мифоритуальной и праздничной культуры. Их успехи стали важными стимулами в развитии ведущих школ изучения проблем мифологии и ее интерпретации, имевших принципиальное значение для дальнейшего осмысления праздника. Так, представители натуралистической, или мифологической школы (А. Кун, В. Маннхардт, Ф. Буслаев, А. Афанасьев, А. Потебня) на основе языковых данных анализировали индоевропейскую мифологию. Антропологическая, или эволюционистская школа (Э. Тейлор, Э. Лэнг, Г. Спенсер), опираясь на конкретные наблюдения быта американских индейцев, считала мифологию отражением представлений о реальной жизни, «первобытной наукой», потерявшей смысл в связи с развитием современных знаний. Дж. Фрезер, вышедший из эволюционистской школы, собрав большое количество информации о ритуалах и мифах, указывал на приоритет ритуала над мифом . Представители кембриджской школы классической филологии (Д. Харрисон, Ф. М. Корнфорд) видели в ритуалах важнейший механизм трансмиссии религии и искусства древнего мира. Ф. Реглан считал, что все мифы являются ритуальными текстами. 5. Фрезер Дж. Дж. Золотая ветвь: исследование магии и религии. / Дж. Дж. Фрезер; [пер. с англ.]. - М. : Политиздат, 1980. - 831 с.

    Одним из первых ученых, разработавших теорию ритуала, исходя из человеческого поведения (его действенной логики), был профессор Чикагского университета Виктор Тэрнер. Свои взгляды он изложил в книгах «Символ и ритуал», «От ритуала к театру» и др. Он рассматривал ритуал как знаковую систему, взаимодействующую со всей ментально-эмоциональной сферой. Интерес к действованиям в ритуале приводит В. Тэрнера к поискам типологических параллелей между ритуалом и театром. В XX веке проблема изоморфизма культа, ритуала и театра приобрела особую актуальность. В контексте антропологических (этнологических) исследований К. Леви-Строса, М. Элиаде, В. Тэрнера и др. развивается театральная теория ритуала, опирающаяся на анализ и выявление этнопсихологических факторов, порождающих лицедейство как особый способ познания мира, связанный с деятельностными проявлениями человеческой духовности.

    Осознание праздничной игры как чрезвычайно важного механизма человеческой деятельности получило развитие в ряде работ крупных западных культурологов. В частности, Й. Хейзинга утверждает, что в праздниках человечество «разыгрывает порядок вещей в природе, как оно это воспринимает» в форме сценической или состязательной, образно воплощенной в действии. При этом целью жертвоприношения, состязания или представления является «игра с красотой и святыней» .

    6. Хейзинга Й. Homo ludens. (Человек играющий) / Й. Хейзинга; пер. с нидерл. и примеч. В. В. Ошиса. -М. : Эксмо-Пресс, 2001. - 351 с.

    В отечественной культурологии (М. Бахтин, С. Гуревич, В. Пропп, О. Фрейденберг, А. Лосев, Д. Лихачев и др.) праздничность рассматривается как один из важнейших способов регуляции поведения в зрелищно-игровых формах культуры, как особая жизнедеятельность, основанная на канонической эстетизации жизни с элементами импровизации в рамках традиции.

    М. Каган, анализируя человеческую деятельность, отмечает, что «социальная сущность праздника связана с коллективной природой его восприятия и участия», и подчеркивает, что «коллективность является зрелищем самим по себе» , определяя, таким образом, сущность коллективной деятельности в пространстве праздника как зрелища, в котором каждый исполняет отведенную социальную роль.

    В последнее время наметились тенденции к изучению этнографических реалий, заключенных в праздничной жизнедеятельности, в которой наиболее наглядно проявляется этническая специфика. Специалисты разных направлений, изучающие живую культуру, концентрируют внимание на устройстве и функционировании «вторичных моделирующих систем», однако установка на характеристику отдельных элементов расчлененной на части системы не позволяет увидеть главные смыслообразующие элементы, сохраняющиеся в традиционных и современных формах жизнедеятельности, в которых усматривается определяемое нами праздничное лицедейство.

    Итак, концепт праздника оказывается встроенным в один терминологический ряд с понятиями мифа, ритуала, традиции, игры, структуры, которых создаются зрелищно-игровыми образами. Все элементы, объединенные в едином тексте праздника, формируют комплексный зрительный образ, отражающий парадигму бытия и соответствующий той картине действительности, которая освоена менталитетом и чувством народа. Как целостная структура любой праздник имеет определенные задачи, цели, функции и механизмы их реализации.

    На первый взгляд, основной функцией праздника является релаксационная. «Праздное» время ассоциируется с отдыхом, досугом, который служит для компенсации физических и духовных затрат в будни. Но истинное значение праздника много шире. Любой праздник - это веха истории, завершение этапов жизни, время, когда отмечается окончание природного цикла, когда происходит подведение итогов, глубинная задача которых - показать в порубежной ситуации пути к обновлению. Поводом для праздника, смыслообразующим фактором его возникновения является событие, осознаваемое сообществом как явление особой важности, на примере которого происходит формирование парадигмы бытия. В связи с этим оно ритуализируется: переходит из повседневности или мифологизированного прошлого в праздничный контекст и многократно отмечается в определенное время. Событие тем самым акцентируется, воспринимается, оценивается и санкционируется общественным сознанием. Этот психологический механизм переводит событие из мира повседневности в мир интенсивных эмоций, так как массовое переживание имеет тенденцию к усилению, переживание приводит к суггестии. Основная мотивация праздничной жизнедеятельности людей направлена на создание условий для возникновения у них положительных эмоций, на фоне которых происходит закрепление важнейших ценностных ориентации.

    Праздник является своеобразным феноменом коллективного творчества. В нем возникают групповые положительные эмоции, настроения, переживания, на фоне которых формируются важные общественные представления, идеалы, мировоззренческие установки, отражаемые в живой ткани действа. В процессе коллективного творчества в отвлеченных и конкретно-чувственных образах реальной жизни, стереотипах и кодах поведения, сформировавшихся в течение длительной жизнедеятельности сообщества, путем отбора лучших образцов этнической практики- создается зрелищно-игровой образ реального мира, несущий потенции идеального будущего. Необходимо отметить, что все элементы, объединенные в контексте праздника, исполняют интегрирующую роль, они не являются суммой отдельных явлений, а представляют целостную картину, хронотоп, соединяющий микро- и макрокосм, соответствующий сознанию народа.

    В празднике явления и предметы, помимо собственно утилитарного значения, обретают смысл знака, символа: не просто еда, а обильное застолье как метафора изобилия, культового подношения, жертвы; не обычная ходьба, а шествие, танец; не разговор, а декламация, речи, тосты, пение; одежда особая -праздничная; ритуальная, утварь - специальная обрядовая, парадная и т. д. Эти символы, разнообразные надбытовые действования (обрядность, ритуал) создают особую метафорическую стихию праздника, в которой реализуется его эстетическая функция. В стихию праздника вовлекаются космос, природа, среда обитания, усвоенные в «данный период материальные и духовные ценности» .

    7. Каган М. С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа) / М. С. Каган. - М. : Политиздат, 1974. - 328 с

    Богатейший материал раскрывается в народных празднествах, в них отражаются события повседневной жизни, представления о добре и зле, утверждаются притягательные для народа формы быта, трудовой деятельности, сакральные и эстетические ценности. В силу того, что любой этнос является чрезвычайно устойчивым образованием и его существование насчитывает тысячелетия, празднества, основанные на длительно сохраняемых традициях, служат одним из важнейших способов адаптации (имеются в виду кристаллизация и сохранение многих положительных знаний и опыта народа

    Важным механизмом, осуществляющим создание моделируемых представлений, утвердившихся в этническом сознании является традиция . Действительно, культурная традиция - это общественная память, аккумулирующая опыт прошлого, своеобразная программа, которая в результате многократного повторения превращается в стереотип поведения, в который заложена информация, способствующая адекватному функционированию сообщества в изменяющихся исторических условиях. Многие традиции сохраняются в праздниках на протяжении тысячелетий, прослеживаются у этноса на всех стадиях исторической жизни от племени до нации. Зачастую семантика их утрачивается, и обыденное сознание не фиксирует их смысловую нагрузку: «Так делали предки» - основное объяснение информаторов в этом случае. Традиция воспринимается ими как специфический элемент этнической культуры. Этнографы и историки считают, что расшифровка и выявление древних значений представляет научный интерес «в разрешении проблем, связанных с этногенезом... обнажает архаические слои древней культуры» . Надо отметить, что некоторые традиции модернизируются, иные же совсем исчезают. Новые явления реальной жизни проходят сквозь призму традиционализации. Эти явления, получив оценку общества, кодируются в праздничной символике и входят в виде новаций в партитуру праздника. Исторически смена форм неизбежна и непрерывна; осуществляется она как в результате прямого развития традиции, так и в появлении новых образов. Этот процесс происходит сложно, конфликтно, становится ареной борьбы и эксперимента, в ходе которого отмирают отжившие элементы, выявляются маложизненные образования. Таким образом, опыт передается из поколения в поколение. Через отбор, сохранение и передачу информации, осуществляемые механизмами праздников, реализуется присущая ему (празднику) трансмиссионная функция.

    Слабо изучена и практически не исследована сакральная функция праздника, базирующаяся на вере. Ее задача в традиционной культуре может быть охарактеризована как условный, но опредмеченный в вещах и действиях контакт со сверхчувственным, гарантируемый подлинностью чувств людей. Эта взаимосвязь стимулируется в строго регламентированных ритуалах экстатической возвышенностью чувств и верой в правоту избранной формы взаимодействия. В результате высшие силы становятся тем мыслимым, но основным зрителем, воспринимающим целостно метафорическое действо полифункционального, развертывающегося образ спектакля-праздника. Необходимо отметить, что этнографические данные подтверждают сохранение в народном сознании представлений о празднично-ритуальной апелляции к божественным силам, как действенному методу. Особенно ярко это находит отражение в календарных праздниках.

    Существуют разные способы специфических коммуникаций между верующими и божеством. Для нас представляется интересным, что обязательным условием в праздничной коммуникации является выраженная ее коммуникацией эстетическая функция . Красота и художественное совершенство исполняемых эпизодов выступает основным гарантом благополучной трансляции человеческих чаяний трансцендентным силам. Во время праздника, что явствует из народных представлений, раскрываются границы, разделяющие «профанный» и «сакральный» миры. Получается, что если в быту пространственные и временные рамки ограничены материальным миром, то во время праздника рушатся ограничивающие людей пределы, давая им выход на просторы глубокого духовного и нравственного очищения, катарсиса. В связи с этим повышается семиотический статус предметов и действований. Символическая форма ритуалов, загадочная на первый взгляд, сформировалась и утвердилась в качестве высоких духовных ценностей. В празднике всегда благие силы противопоставляются - разрушающим, жизнь - смерти, начало - концу.