Если годовалый ребенок подавился что делать. Что делать при поносе у годовалого ребенка

Спустя 12 месяцев после рождения у крохи меняются вкусы, уменьшается потребность в калориях из-за снижения интенсивности развития.

Если годовалый ребенок не ест почти ничего, стоит пересмотреть его режим дня

Есть и другие причины потери аппетита, из-за коорых не стоит тревожиться:

Худощавая конституция. Таким малышам не требуется много еды.

Индивидуальные биоритмы. «Совам» нужно немного времени после пробуждения до завтрака.

Короткие промежутки между кормлениями. Если от завтрака до обеда прошло меньше трех часов, малыш не успевает нагулять аппетит.

Излишне большие порции. Обилие еды может попросту напугать.

Неприятие определенных продуктов и систематические перекусы.

Иногда ребенок отказывается от еды, потому что она выглядит скучно. В годовалом возрасте малыша привлекают яркие краски и необычные формы. Это стоит учитывать при оформлении блюд для ребенка.

Потерю аппетита вызывают и заболевания:

Аллергические реакции;

Проблемы полости рта или болезненное прорезывание зубов;

ОРВИ и кишечные инфекции;

Недуги желудочно-кишечного тракта и печени;

Проблемы с сердцем и сосудами.

В этих случаях малыш не только отказывается от пищи, но и испытывает болезненные ощущения. Здесь без помощи врача не обойтись.

Что делать, если годовалый ребенок плохо ест

Прежде всего следует оценить уровень развитие крохи, посоветоваться с педиатром на предмет патологических состояний. Если их не отмечено, используйте приемы для повышения аппетита у малыша:

Пищевой интерес стимулирует прикорм. Лучше, если это будет не слишком сладкое яблоко или груша.

Еду предлагайте маленькими порциями каждые 4 часа.

Усаживайте за стол малыша только когда он успокоился и отошел от игрового азарта.

Нелюбимые блюда заменяйте на полезные аналоги.

Прогулки на свежем воздухе прекрасно стимулируют аппетит.

Если во время болезни годовалый ребенок ничего не ест, не настаивайте. На выздоровление требуется энергия. Ее организм экономит за счет переваривания пищи. Недостаток полезных веществ компенсируют витаминно-минеральные комплексы по рекомендации врача.

Важно не только то, сколько ест малыш, но еще и как он это делает. Тщательное пережевывание пищи стимулирует всасывание питательных веществ и выработку желудочного сока, что приводит к улучшению аппетита.

В возрасте одного года большинство детей уже имеют ходить. Именно в этот период выявляются всевозможные ортопедические проблемы, в том числе «косолапость» - привычка ставить ступню при ходьбе носком внутрь. Ребенок может неправильно ставить обе ножки или только одну, однако в любом случае его нужно показать ортопеду и остеопату.

Некоторые родители не обращают на косолапость внимания, считая, что малышу просто легче передвигаться таким образом, и со временем он научится ходить правильно. Иногда так и происходит, но чаще всего косолапость свидетельствует о наличии проблем со здоровьем.

Отчего годовалый ребенок может косолапить на одну ногу

Существует несколько наиболее распространенных причин варусной установки стопы (так врачи называют данную проблему). В первую очередь это гипертонус мышц, когда одни мышцы всегда находятся в более напряженном состоянии по сравнению с другими. При одностороннем гипертонусе ребенок криво ставит одну ножку и при ходьбе выставляет вперед одно плечо.

Причиной косолапости может стать дисплазия тазобедренного сустава, не выявленная в раннем возрасте. При этом недоразвитый сустав становится малоподвижным и ребенок при ходьбе вынужден поворачивать носки внутрь, чтобы облегчить процесс движения.

Еще одна возможная причиналегкая степень рахита, при которой незначительно искривляются голени, и ребенок просто не может ставить ступню правильно.

Что делать, если ребенок косолапит на одну ногу

Установить причину косолапости и назначить лечение может только врач. При дисплазии и гипертонусе прекрасные результаты дает массаж ног, начиная с ягодичной области и заканчивая подошвами ступней. Родители могут обратиться к профессиональному массажисту или выполнять массаж ребенку самостоятельно. При гипертонусе ортопед нередко назначает малышу хвойно-солевые ванны, посещение бассейна и специальную гимнастику для снятия напряжения в мышцах.

Очень важно следить за питанием ребенка. Проблемы с костно-мышечной системой нередко возникают из-за недостатка фосфора и кальция, поэтому в меню малыша обязательно должны быть рыба, творог и другие молочные продукты.

Следует подбирать для ребенка обувь с закрытым носом и жестким высоким задником, который хорошо фиксирует ногу. Нельзя носить сандалии и пинетки на мягкой подошве или ходить по полу в носочках. А вот бегать в теплое время года босиком по гальке или песку, напротив, очень полезно для укрепления свода стопы.

Хвойные ванны хорошо известны своим расслабляющим и успокаивающим эффектом, они показаны при бессоннице, неврозах, сосудистых и сердечных недугах, гипертонии. Еще больше пользы хвойные ванны принесут, если добавлять к ним морскую или поваренную соль.

Вам понадобится

  • - натуральная хвоя или хвойный экстракт;
  • - обычная или морская соль;
  • - сосновые веточки, иголки или зеленые шишки.

Инструкция

Существует немало рецептов хвойно-солевых ванн, предусматривающих как натуральную хвою, так и ее экстракты в сухом или жидком виде. Жидкого экстракта вам понадобится 50-100 мл, сухого – 2 таблетки (можно одну). Для усиления лечебного эффекта к хвое добавляется поваренная или морская соль (около килограмма на 150-200 л воды). Однако принимать такие ванны с терапевтической целью следует после врачебного осмотра и консультации.

Температуру воды для хвойно-солевых ванн делайте в пределах 35-37 градусов. Запаситесь всем необходимым для комфортного принятия ванны. Так как она имеет выраженное свойство, не увлекайтесь отдыхом. Такую ванну следует принимать не дольше 15 минут. Не погружайтесь в воду до шеи, грудная клетка должна располагаться на поверхности. После ванны желательно промыть зону проточной водой.

Если вы предпочитаете использовать натуральные ингредиенты, сделайте ванну по такому рецепту. Возьмите сосновые веточки, иголки и зеленые шишки в равных частях. Залейте все холодной водой и в течение получаса прокипятите. Вылейте настой в емкость и выдержите примерно 12 часов. Также вам понадобится килограмм обычной соли или пакетик (300-500 г) морской. Если вы будете делать полную ванну, хвойного настоя возьмите 1,5 литра, для «половинной» ванны – 750 мл, а для ножной и сидячей – 250 мл.

Врачи часто прописывают хвойно-солевые ванны легковозбудимым с гипертонусом и нарушением сна. Противопоказаний для их приема нет. Подготовьте для детской ванны пищевую крупную соль в объеме 150-200 г. Учтите, что разноцветные и ароматические соли использовать нельзя. Детям подойдут как экстракты хвои, так и самостоятельно собранные хвойные веточки и иголки. Прокипятите сбор, процедите хорошенько и добавьте в ванну вместе с солью. Детям до года соли для ванны нужно брать не более стакана (допустима морская соль). Длительность процедуры – 10-15 минут (в зависимости от возраста). После ванны подмойте малыша обычной водой, не смывая соль с тела. Не затягивайте с вечерней ванной – лучшее время для нее до 19 часов.

Очень важен для малыша. Поглаживая его тело, вы не только разрабатываете его мышцы, но и даете понять, что находитесь рядом. Чем чаще родители прикасаются к маленькому ребенку, тем быстрее и успешнее идет его развитие. Так что если вы по каким-то причинам не можете регулярно делать полный массаж - массируйте хотя бы ручки или ножки младенца.

Вам понадобится

Инструкция

Начинайте систематические сеансы массажа, когда ребенку исполнится полтора-два . Вы, конечно, и раньше его трогали и поглаживали, так что кое-какой опыт у вас уже есть. Позаботьтесь о том, чтобы условия были соответствующими. Комната должна быть чистой, теплой и проветренной. Лучше минут за пятнадцать до сеанса вынести ребенка в другое помещение, устроить сквозное проветривание и дать воздуху нагреться до положенных 22°С.

Малышу полезны воздушные ванны, так почему бы не совместить их с сеансом массажа? В особенности если за окнами лето. В холодное время года лучше тельце ребенка прикрыть чем-нибудь легким, оставив обнаженными только те участки, которые вы массируете в данный момент. Если настала очередь массировать ноги, наденьте на малыша тонкую распашонку.

Положите малыша на спинку на пеленальный столик. Начните массаж, например, с правой ноги. Положите ее на свою левую ладонь. Правой рукой осторожно поглаживайте переднюю и внешнюю части голени по направлению от стопы к бедру. Точно так же, по направлению снизу вверх, погладьте его правое бедро. Проведите массаж левой ноги ребенка. Движения должны быть аккуратными, медленными и плавными, но уверенными. Повторите поглаживание 5-6 раз.

Поглаживание - первый прием, который применяется при массировании . Первые несколько недель лучше им и ограничиться. Когда ребенок достаточно привыкнет к массажу, можно начинать постепенно вводить остальные приемы. Например, растирание. Сомкните пальцы, как будто вы зажимаете руки в кулаки. Запястья должны быть расслабленными. Растирание выполняйте средними фалангами. Движения круговые, по направлению снизу вверх.

Приучив малыша к растиранию, введите разминание. Массируйте те же части ног, что и в первых двух способах. Движения спиралеобразные, выполняются они костяшками пальцев. Чередуйте растирание и разминание с поглаживаниями. Последовательность должна быть такой. Начните сеанс с поглаживания, затем разотрите ножки, снова выполните поглаживание, разминание. Закончите сеанс опять-таки поглаживанием.

Видео по теме

Обратите внимание

Если есть показания врача, массируют и внутренние части ног. Направление движений совпадает с направлением тока лимфы, то есть от ступней к бедрам.

Полезный совет

Массаж ног очень полезно сочетать с гимнастическими упражнениями. Правда, лишь тогда, когда у младенца нет дефектов тазобедренных суставов. В последнем случае необходимо проконсультироваться с врачом.

Профилактический массаж можно проводить только со здоровым ребенком. Если малыш простужен, воздержитесь на некоторое время.

Обычно младенцы положительно относятся к массажу. Если малыш начинает плакать и вообще разными способами выражает свое недовольство, прекратите массаж и установите причину.

Нельзя массировать ребенка непосредственно после еды. Лучше выждать минут сорок.

Источники:

  • Массаж и гимнастика для младенцев в 2018
  • массаж ног для детей видео в 2018

Существует множество мнений по поводу того, когда можно начинать ставить ребенка на ножки. Момент, когда следует учить малыша стоять, зависит от множества факторов, в число которых входят особенности развития ребенка и состояние его здоровья.

Некоторые специалисты утверждают, что ребенка не стоит ставить на ножки до 10 месяцев, другие же говорят, что уже с полугодовалого возраста можно начинать ставить малыша в вертикальное положение. Однозначного мнения здесь до сих пор не существует, однако пока у малыша не сформируется позвоночник и таз, это не желательно. Здесь, конечно, все зависит от особенностей развития малыша.

После четырех месяцев можно начинать делать с ребенком упражнения по укреплению опорно-двигательного аппарата, предварительно проконсультировавшись со специалистом. Одно из таких упражнений заключается в поочередном потягивании. Нужно положить малыша на спину и осторожно притянуть локоть его правой руки к колену левой ноги, затем проделать то же самое с левой рукой и правой ножкой. Такое несложное занятие поможет развить координацию. Длительность и регулярность проведения упражнений следует уточнить у специалиста.

При гипертонусе мышц некоторые дети предпринимают попытки встать на ноги раньше полугодовалого возраста. Такие малыши, еще не научившись самостоятельно сидеть, уже пытаются принять вертикальное положение. Это весьма опасное явление, которое может повлечь за собой деформацию стоп. Если вы заметили за своим ребенком такую тенденцию, попытайтесь его отвлечь, не разрешая принимать вертикальное положение. Поддерживайте ребенка таким образом, чтобы нагрузка от его веса не приходилась на ноги.

Во время сеансов массажа врачи часто пересаживают и на некоторое время ставят детей на ноги. Так специалисты проверяют, насколько правильно проходит физическое развитие малышей. Не стоит повторять такие манипуляции самостоятельно. При отсутствии должных знаний и опыта вы можете попросту навредить ребенку.

Чтобы подготовить ребенка к постановке на ножки, следует регулярно массировать ему стопы. Это позволит укрепить мышцы и подготовить малыша к предстоящим нагрузкам. Такой массаж заключается в осторожном поглаживании стоп и перебирании пальчиков.

Итак, случилось неприятное: ваш малыш заболел. Что же делать?

Прежде всего, уточним, что температура – это защитная реакция организма на возникшее заболевание или повреждение. Следует помнить, что нормальная температура детей младше 1 года обычно 37 – 37,4 градусов, и лишь после первого дня рождения она начинает постепенно приближаться к привычной нам отметке 36,6.

Если в организм проникла инфекция, то на фоне высокой температуры усиливается способность лейкоцитов лучше устранять чужеродные клетки. При повышенной температуре активнее функционируют клетки и ферментные системы, борящиеся с недугом. Вот почему, если температура колеблется ниже отметки в 38, 5, не стоит сразу сбивать ее жаропонижающими.

Правильно измеряем температуру

Прежде чем ставить градусник, малыша необходимо «остудить». Вытащите его из-под одеяла и снимите памперс (памперс – это своего рода грелка, и если не снять его с малыша, реальную температуру установить не удастся). Если ребенок плачет, дайте ему успокоиться – повышенное нервное возбуждение также может влиять на итоговый результат.

Перед измерением температуры встряхните термометр, чтобы ртутный столбик опустился до отметки 36,6. Подмышки ребенка лучше протереть – влага искажает показания измерений.

Температуру следует измерять не менее 3 раз в сутки, аккуратно записывая показания – это пригодится в ходе дальнейшего лечения.

Во избежание недоразумений, следует на всякий случай фиксировать температуру ребенка в здоровом состоянии – чтобы понимать, какая является нормой. Ведь все дети индивидуальны.

Как следует сбивать температуру

В любой домашней аптечке наверняка найдутся детские «Эффералган» и «Нурофен», или ректальные свечи. В случае, если ртутный столбик поднялся до значения 38,5, детской «Скорой помощью» обычно рекомендуется следующая схема лечения:

Чередуем детский «Нурофен» и парацетомол (он содержится либо в «Эффералгане», либо в свечах, например, в препарате «Цефекон»). Обратите внимание: во избежание аллергических реакций лучше давать ребенку «Нурофен» с апельсиновым вкусом, а не клубничный, т.к. клубника – сильный аллерген. Итак, даем дозу «Нурофена» согласно инструкции, до 4 раз в сутки. Ждем несколько часов и, если температура снова поднимется, даем уже «Эффералган» (согласно инструкции, по весу) либо ставим свечку. «Эффералган» можно давать до 6 раз.

В случае, если дома есть только «Нурофен», следующий прием препарата разрешен через 6 часов. Если имеется только «Эффералган», ждать необходимо минимум 4 часа.

Если вы дали ребенку какое-то лекарство, предположим, «Нурофен», но через час температура так и не понизилась, не следует выжидать несколько часов, чтобы дать «Эффералган». В случае, когда лекарство не действует через час, вы имеете полное право дать другое.

Аспирин и анальгин детям давать все же не стоит, хотя иной раз «Скорая» может их посоветовать: первый до возраста 15 лет вообще не рекомендуется употреблять, а второй – сильный аллерген.

Время от времени тело ребенка можно протирать полотенцем, смоченным теплой водой. Использовать для обтираний уксус не рекомендуется.

Если у ребенка заложен нос, можно использовать для промывания капли «Аквалор беби» - это раствор на основе морской воды, поэтому капли подходят всем.

По возможности проветривайте комнату как можно чаще.

: Время прочтения:

Одногодка избивает маму и держит в страхе всю семью? Да, и такое бывает! Почему и что делать рассказывает детский психолог Елена Лагунова .

Годовалый ребенок с одинаково невинным взглядом может проситься на руки и колотить родных. Потому что не очень понимает разницу.

На приеме у меня жалуется молодая мама Катя:

«Мой годовалый ребенок дерется, Севушка всех бьет — меня, папу, брата. Достается и коту, хотя это, наверное, у всех. Что дальше будет? Ну ладно, когда что-то не по нему, а чаще ведь просто, без причины. Может с веселым лицом подойти и стукнуть. Я от неожиданности (а то и боли) чуть не реву, говорю: „Милый мой, солнышко, не злись. Так нельзя, мамочке больно. Не делай так больше“. А он — смеется. Слов не понимает. И на детской площадке так же. Нравится чужая игрушка — отбирает. И в кого он такой агрессивный, бандит просто! Это потому, что мальчик? Может его лечить пора? Или ремня, как папа предлагает? Вот вы мне скажите, это вообще нормально, нет?».

В это время ее сын Севушка смотрит на меня ангельскими глазами, делает несмелые шаги по кабинету, спокойно играет игрушками и на бандита, знаете ли, совсем не походит.

Екатерину можно понять. Любому родителю хочется вырастить ребенка, который умеет общаться дружелюбно. Но как это сделать? Откуда такая агрессия в этом возрасте?

Причины. Почему ребенок дерется в 1 год

Почти все годовалые детки дерутся. Бывает даже, ребенок 1 год кусается без остановки. И тому есть четыре основные причины.

Ребенок требует понравившуюся вещь. В этом возрасте кроха открывает, что отобрать или стукнуть — один из способов получить желаемое. И пробует снова и снова.

Пытается что-то сказать. Годовалый малыш может не говорить или говорить плохо. Как ему порой обидно, что он не может донести свою мысль! И речь других он понимает с трудом, особенно слова, которые не относятся к конкретным предметам:

«Это ложка, это кошка, а ваше „нельзя“, оно где? Один раз я его рядом с мамой слышал, другой — рядом с плитой. Везде оно что ли?».

Развивайте речь малыша, и уже к двум годам во многих случаях вместо драки он начнет договариваться. А пока ребенок кусается в 1 год, пытаясь войти в контакт, так, например, он проявляет свое недовольство или заинтересованность.

Не контролирует эмоции. Чувства годовалого быстро сменяют друг друга. Сегодня он бушует, а завтра само спокойствие. Контролировать эмоции и выражать их приемлемыми способами ему еще предстоит научиться. Часто малыш настолько захвачен злостью, что бьет всех, кто попал под руку. Годовалый ребенок бьет маму по лицу, а успокоившись снова обнимает и гладит. Укус или удар по лицу не отличаются для ребенка по смыслу, он просто дерется, хотя маме и кажется иначе.

Привлекает внимание. Только после трех лет малыш научится оценивать, хорошо или плохо он поступает. В год он стремится получить любые эмоции взрослого, не понимая разницы между позитивными и негативными. Допустим, он полез к розетке и увидел целый спектакль: мама хмурит брови, срывается с места и многословно ругает. Он обязательно попросит ее выступить еще — снова поползет туда же. Годовалый ребенок кусается и щипается, потому что может воспринимать происходящее как игру. Поверьте, к подлинной жестокости этот поступок не имеет никакого отношения.

В год нельзя сказать, агрессивный ребенок или нет. Слишком многое зависит от настроения, ситуации. Понять, спокойный он или задиристый, можно будет годам к трем-четырем.

Конечно, такое поведение может быть признаком расстройства . Но заболевание всегда имеет несколько признаков, родителя должно напрягать еще что-то. При аутизме, например, ребенок не только дерется, но и плохо идет на контакт, не смотрит в глаза. Все настораживающие признаки можно обсудить у психиатра, которого всем малышам рекомендуют проходить в возрасте одного года.

«Если любовь к дракам — возрастное, получается, само пройдет?». Правда, но лишь отчасти. Грамотные действия взрослого помогут малышу освоить жизнь без рукоприкладства. А из-за неграмотных нормальная драчливость может перерасти в подлинную агрессивность.

Что делать. Как отучить годовалого ребенка драться

Итак, ребенок 1 год дерется что делать родителям? Вот несколько советов, как отучить ребенка в год драться.

1 Говорите кратко и четко. Повторяйте одно и ту же мысль много раз. Твердо и уверенно, не переходя на крик. Не только запрещайте, но и учите, что можно делать. Лучше всего ребенок усвоит запрет, если вы соединяете слова и действия, покажете пример.

2 Помогите понять, что драться неэффективно. И научите другим способам договорится с сверстником или взрослым: поменяться, подождать и т д.

3 Предлагайте альтернативу. Если ребенок в игре замахнулся, чтобы ударить, поймайте его руку и скажите: «Нельзя. Береги меня. Можно бить мяч». И покажите, как это делается. Если ребенок замахивается в приступе охватившей его злости, лучше отойти и сказать: «Нельзя. Береги меня. Ты злишься. Потопай и покричи, чтобы злость ушла».

4 Не наказывайте. Даже, если малыш лезет в драку снова и снова, не стоит шлепать его или громко кричать. Ребенок совсем запутается: почему словами родитель запрещает бить, а сам делает это? Примеру взрослого дети верят больше, чем речи. Если малыш проявляет настойчивость, можно увеличить расстояние с ним, но не более того.

5 Следите за своими чувствами. Злиться на малыша за драки всерьез глупо. Со своими эмоциями ребенок рано или поздно начнет справляться. А родительская несдержанность может привести к самым печальным последствиям.

6 Давайте позитивные оценки. Ребенок чувствителен к родительским словам. Если говорить: «Жадный», «бандит», «драчун», таким и будет. Попробуйте внушать, что он «щедрый» и «Дружелюбный».

А если ребенок дал сдачи обидчику? Тут мнения психологов расходятся, но большинство считает, что давать сдачу надо учить ближе к семи годам. До этого возраста малыши не могут соотнести силу воздействия на них и силу ответа — из-за этого «сдачу» они могут дать гораздо сильнее обиды.

Иногда родителям тоже нужно поработать над собой

Задаваясь вопросом, как отучить ребенка кусаться в 1 год, надо также проанализировать, почему поведение малыша вызывает такой страх у самого родителя.

Вернусь к истории из начала статьи. Вместе с мамой Катей мы проанализировали ее чувства. Оказалось, она боится детской злости и вообще любой агрессии. Родители учили ее, что гнев — это очень плохо, что злиться нельзя. Поэтому драки и ставят маму в тупик.

А ведь на самом деле злиться — нормально . Злость появляется, когда желаемое не совпадает с результатом. Задача родителей — не подавлять чувства малыша, а помочь ему научиться выражать их без вреда для других.

Все это я и объяснила маме Екатерине. Она ушла успокоенная и обрадованная, что лечить ребенка не надо. А через месяц я получила от нее сообщение в соцсети. Сева почти перестал драться, стал чаще обнимать маму. И даже «люблю» говорить научился.

Драки в год — распространенное явление. Реагировать на них нужно спокойно и решительно. Вместо того, чтобы ругать, скажите малышу: «Нельзя. Береги меня».

Как быстро летит время! Кажется, что только вчера вы принесли в дом посапывающего новорожденного, а сегодня ваш малыш уже отмечает свой первый день рождения! Родителей волнуют вопросы: как идет развитие их крошки, что должен уметь ребенок в 1 год и что из этого умеет делать их чадо. Конечно, все детишки разные и осваивают новое в разное время. Но есть некий усредненный набор навыков, большинством из которых дети должны овладеть к годовалому возрасту.

Первые умения

Первый годик дается маленькому человечку непросто. Столько всего надо освоить! К годовому рубежу кроха подходит с базовыми умениями, на которых будут основаны его дальнейшие достижения:

  1. умеет следить глазками за перемещением объекта (или света);
  2. водит глазами вслед за погремушкой, слышит и интересуется ее звуком;
  3. дарит близким первые улыбки;
  4. умеет держать голову в вертикальном положении;
  5. меняет позиции, переворачивается с живота на спинку и в другую сторону;
  6. тянется за погремушкой;
  7. сидит;
  8. осваивает гуление.

Физическое развитие ребенка

К годику дети умеют сидеть, стоять (держась за взрослого или предметы мебели), вставать на ножки, ползать. Вставать малыши умеют из любого положения. Некоторые детишки стадию ползанья пропускают.

В основном, малыши умеют ходить вдоль опоры, или с поддержкой за одну или обе ручки. Особо шустрые детки ходят без опоры и даже бегают.

Физическое развитие ребенка идет вперед семимильными шагами:

  • в 1 год малыш умеет шагать по лестнице с поддержкой взрослого;
  • ползать по лестнице;
  • забираться на стулья, диваны, другие предметы мебели;
  • детки также спускаются с кроватей, диванов вниз, сползают с лесенок.

Важно! Поэтому не оставляйте ребенка в комнате с открытыми окнами, розетками, тяжелыми предметами, которые он может уронить.

Даже если вам кажется, что малыш не умеет забираться на подоконник, знайте: вы его недооцениваете! В этом возрасте детки догадываются подставить стул.

Психомоторное развитие крохи

В годовалом возрасте дети активно познают окружающий мир. Малышу интересно, как устроена та или иная игрушка, как несколько крупных деталей конструктора соединяются в одно целое.

К годику ребенок обладает следующими навыками:

  1. умеет собирать и разбирать пирамидку из двух-трех колечек;
  2. может составить башенку из двух кубиков;
  3. умеет снимать крышки с кастрюль и коробок, может положить в коробку какой-то предмет и закрыть крышку;
  4. осваивает первые сортеры: может проталкивать небольшие предметы в отверстия, вырезанные в крышке картонной коробки;
  5. играет с посудой: «ест» ложкой, «пьет» из чашки;
  6. может «причесывать» игрушку, кормить ее или укладывать спать;
  7. играет со своей одеждой, шапочками, ботинками;
  8. берет игрушки одной или двумя руками, перекладывает из руки в руку;
  9. умеет брать небольшие предметы двумя пальцами (большим и указательным);
  10. катает коляску, возит машинку, может толкнуть мячик, чтобы он покатился;
  11. пытается бросать и ловить мячик или другие предметы;
  12. умеет открывать дверцы шкафов, выдвигать и задвигать ящики, доставать оттуда вещи, складывать их обратно;
  13. копирует действия других детей: копает, хлопает, стучит палкой по предметам;
  14. играет «во взрослых»: например, крутит отверткой, как папа, или красит губы, как мама.

Эмоции и интеграция в общество

  • Ближе к году малыши начинают чаще выражать свои эмоции звуками, улыбками, мимикой, а не просто плачем;
  • Активнее становится и тактильное выражение чувств: большинство деток умеет обнимать, целовать (родителей, других малышей, игрушки);
  • Если внимательно наблюдать за малышом, начинаешь понимать язык его тела. Близкие люди обычно хорошо знают, что им хочет «сказать» ребенок. С посторонними детки могут быть более замкнутыми;
  • Малыш хорошо знает тех, кого часто видит: родителей, других родственников; узнает их на фотографиях и умеет показывать по просьбе взрослых. Также он может показывать на картинках кошечек, собачек, других животных или предметы;
  • В этом возрасте детки уже умеют перелистывать книжки. Ради справедливости надо отметить, что в один год книжки интересуют далеко не всех, и это нормально: остальные малыши оценят прелесть этого занятия чуть позже;
  • Годовалые дети активно проявляют как положительные, так и отрицательные эмоции: радуются возвращению родителей с работы, появлению новой игрушки. При этом могут заплакать, если к ним обращается посторонний, или злится на слово «нельзя». Читайте в статье, как объяснить ребенку, что нельзя ?>>>
  • В этом возрасте малыш часто подражает взрослым: «общается» по телефону, «читает» книжку, возится с папиными инструментами.
  • Кроме того, детки копируют мимику родителей и пользуются ею. В год они умеют различать выражения лиц. Детки также понимают интонацию, с которой к ним обращаются, могут копировать ее при гулении;
  • Кроха умеет выполнять несложные просьбы: «дай игрушку», «покажи кошечку», «где глазки». Этот навык детки осваивают быстро, достаточно несколько раз поиграть с ними в подобные игры;
  • Малыш умеет танцевать под музыку, которая ему нравится, «подпевает» детским песенкам. Если ваш ребенок этого не делает, покажите ему пример – он сразу же научится. Это занятие очень нравится годовалым деткам;
  • Подражая взрослым и сверстникам, малыши осваивают первые игры. Годовасики умеют хлопать в ладоши, играть в «ку-ку» (прятать личико в ладошках);
  • Детки интересуются своим отражением в зеркале, могут активно крутиться перед ним, любоваться собой.

Это далеко не полный перечень того, что умеет делать ребенок, ведь в 1 год социальное и эмоциональное развитие крохи прежде всего зависит от окружающих его людей. В этом возрасте детки проделывают удивительные вещи. Достаточно заниматься их физическим развитием и демонстрировать собственный пример, и ваша крошка поразит вас своей сообразительностью.

Смотрите также в моем видеоуроке о развитии малыша в 12 месяцев:

Становление речи

В один год ребенок понимает обращенную к нему речь. Он ориентируется на интонацию, знает несложные выражения. Чем больше вы разговариваете с ним, тем шире становится его пассивный словарный запас (т. е. те слова, которые он понимает). От 2 до 10 слов умеет говорить ребенок в 1 год.

Сокращенные слова и звукоподражания в этом возрасте тоже считаются словами, если они всегда обозначают одно и то же. Например, если «му» – это всегда «корова», то это звукоподражание тоже считается словом.

Важно! Но не стоит беспокоиться, если ребенок не произносит ничего. Гораздо важнее, чтобы он понимал вас.Если этого не происходит, кроху необходимо показать специалисту.

У детки могут быть проблемы со слухом, речевым аппаратом, неврологические, психологические нарушения.
Большинство отклонений от нормы в этом возрасте успешно компенсируется, если вовремя начать заниматься с крохой.

Что еще знает ребенок в один год:

  1. отвечает на вопрос «кто это?» отдельными словами: мама, ав, ме-ме;
  2. умеет показывать знакомые действия по просьбе: как улыбается, как топает ножкой, как кушает и т. п.;
  3. знает, как его зовут, откликается на свое имя;
  4. пытается повторить новые слова;
  5. знает слова «можно» и «нельзя».

Ускорить речевое развитие ребенка можно, если постоянно разговаривать с ним, комментировать свои действия и то, что происходит вокруг. Можно произносить слова, четко артикулируя звуки, побуждая кроху повторять за вами.

Разговаривая с детьми, не стоит коверкать и сокращать слова. В этом случае ребенок запоминает «неправильное» звучание, и переучить его бывает очень сложно. Разговаривайте с малышом как со взрослым, только более эмоционально.

Годовасики и их навыки самообслуживания

В год маленький человек уже стремится к самостоятельности. Вот некоторые бытовые навыки годовалых деток:

  • Умеют (или хотя бы пытаются) есть ложкой. Есть даже детки, которые в этом возрасте успешно пользуются вилкой;
  • Пьют из чашки-непроливайки, а иногда и из кружки;
  • Пытаются самостоятельно одеваться. Если вы никуда не торопитесь, выдайте малышу одежду, которую планируете надеть на него, пусть немного потренируется;
  • Умеют откусывать и жевать твердую пищу (печенье, хлеб, банан). Читайте также: как правильно кормить ребенка ?>>>
  • Умеют мыть руки, вытирать их полотенцем. Детей очень легко научить этому действию, несколько раз показав собственный пример. Подробнее о том, как развить самостоятельность у ребенка ?
  • Начинают понемногу осваивать горшок. Узнайте, с какого возраста приучать ребенка к горшку ?

В этом возрасте достаточно, если малыш знает, для чего нужен горшок, умеет соотносить мокрые штанишки и свои естественные потребности.

Хорошо, если он принимает какой-нибудь условный звук, который обозначает желание сходить на горшок, хотя такое понимание может прийти значительно позже годовалого возраста. Для этого можно усаживать деток на горшок, произнося этот самый условный звук. Они очень быстро запомнят его.

К годовому рубежу каждый ребенок подходит с определенным набором навыков. Каким будет этот набор – зависит в большей степени от родителей. В этом возрасте нужно не только показывать крохе окружающий мир и разговаривать с ним, но и давать малышу больше самостоятельности (под присмотром старших). Позвольте ребенку поучиться на собственном опыте, и вскоре вы будете удивлены результатом!