Награжденные орденом дружбы. Социальные привилегии и материальные льготы для кавалеров наград РФ. Внешнее описание ценной награды

Социальная работа, по определению, является оказанием помощи тем индивидам или социальным группам, которые находятся в трудной жизненной ситуации, уязвимом положении, не могут самостоятельно справиться со своими затруднениями и поэтому нуждаются в содействии специалистов. На первый взгляд представляется, что военнослужащие В нормальных социальных обстоятельствах по самому характеру своей деятельности, по специальному набору личностных качеств, которые служат предпосылкой к ней, не могут относиться к уязвимым слоям населения: это как правило люди в наиболее благоприятном возрастном диапазоне, вышедшие их детства, но еще далекие от старости. Их состояние здоровья находится под неусыпным профессиональным наблюдением и отвечает достаточно жестким критериям, предъявляемым военной службой. Наконец, вооруженные силы принадлежат к одним из наиболее уважаемых социальных институтов, их представители обладают высоким социальным статусом и находятся в благоприятном материальном и моральном положении.
Однако сама специфика профессиональной деятельности, связанной с воинской службой, заключает в себе определенные объективные затруднения, которые негативно влияют на военнослужащих и могут препятствовать их социальному функционированию. Подобные проблемы характерны для вооруженных сил в любом современном обществе, возможно даже, в любом обществе независимо от его исторической и социально-культурной определенности, хотя для суждений по этому последнему вопросу у нас в настоящее время недостаточно данных. Кроме того, особенности положения военнослужащих в Российской Федерации накладывают отпечаток особой сложности на их социальную ситуацию, и это не может не сказываться на их самочувствии и социальном функционировании.
Прежде, чем рассматривать комплекс проблем, объективно присущих людям, несущим военную службу, необходимо привести некоторые дефиниции, которые, в соответствии с действующим законодательством, устанавливают статус определяемых явлений.
Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет правовое положение, определяемое законом.
Военная служба — особый вид государственной службы граждан в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках (пограничные войска, внутренние войска, войска правительственной связи, обеспечивающие связь с органами военного управления, железнодорожные войска РФ, войска гражданской обороны), органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности (Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе», разд. VI, ст. 35).
Для проходящих военную службу устанавливаются составы военнослужащих: солдаты и матросы; сержанты и старшины; прапорщики и мичманы; а также офицеры: младшие, старшие, высшие. В соответствии с принадлежностью к тому или иному составу находится статус военнослужащего, его субординационная позиция, материальное положение, косвенно — возраст, состояние здоровья, семейные обстоятельства и другие факторы. Поэтому социальные проблемы военнослужащих в известной степени могут быть сгруппированы в зависимости от отношения к тому или иному составу.
Военная служба может осуществляться по призыву (для солдат и матросов, сержантов и старшин), или по контракту — для всех составов военнослужащих. В Российской Федерации существует комплектование солдатского и сержантского состава Вооруженных Сил преимущественно по призыву, на основе всеобщей воинской обязанности, хотя за последнее время предприняты определенные шаги для формирования профессиональной армии и организации службы солдат и матросов, сержантов и старшин также на добровольной контрактной основе.
Призыву на военную службу в мирное время подлежат граждане мужского пола, в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. От призыва освобождаются:
признанные негодными или ограниченно годными по состоянию здоровья;
проходящие или прошедшие военную или альтернативную службу;
прошедшие военную службу ь вооруженных силах другого государства;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления;
гражданин, родной брат которого погиб или умер во время прохождения военной службы по призыву.
Некоторым категориям призывников устанавливается отсрочка от призыва, например, на время обучения на дневном отделении высшего учебного заведения, в других случаях; условия и сроки таких отсрочек устанавливаются федеральными законодательными органами и могут изменяться достаточно широко.
Сроки военной службы по призыву устанавливаются законодателем, для проходящих военную службу по контракту — устанавливаются контрактом.
Проблемный комплекс военнослужащих и их семей обусловлен возложенными на них обязанностями по вооруженной защите государства, связанными с необходимостью выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе, с возможным риском для жизни. Это определяет особенности той социально-ролевой системы, в которой они действуют. Функциональные обязанности военнослужащих строго регламентированы, а субординационная структура является жестко иерархической. Приказы вышестоящих лиц не обсуждаются и подлежат неукоснительному выполнению, вне зависимости от отношения к приказу того лица, которому он отдается. Кроме того, следует упомянуть отсутствие возможности выбора занятия и места жительства как самого военнослужащего, так и, в ряде случаев, его семьи. В воинской службе часто имеет место наличие неблагоприятных факторов в виде эмоциональной и физической перегруженности военнослужащих, воздействия шума, вибрации, химических реагентов, замкнутого пространства, монотонии, сенсорной депривации. Испытанием для моральных, эмоциональных и физических сил военнослужащих является также влияние постоянного и недобровольного контакта с одновозрастным и однополым коллективом, отсутствие возможностей уединения, межличностная напряженность, тем более, межличностные конфликты. Подобные факторы характерны для всех армий.
Вооруженные силы тесно связаны с состоянием государства и общества. Соответственно, практически все проблемы и беды российского общества накладывают свой отпечаток на деятельность и самочувствие военнослужащих. Так, снижение качества здоровья и интеллекта каждой следующей возрастной когорты населения приводит к тому, что, при сохранении масштабов призыва, на военную службу попадают лица с серьезными соматическими или психическими заболеваниями. С другой стороны, непосильные нагрузки, некачественное питание с выраженным белково-витаминным дефицитом приводит к появлению или обострению заболеваний. Противоправное поведение в период до поступления на военную службу, рост преступности в обществе, наркомания и алкоголизм воздействуют на людей в военной форме: велико число преступлений, совершаемых военнослужащими, возрастает опасность для самих военнослужащих стать жертвой преступления со стороны своих коллег.
Одной из острых проблем современных российских Вооруженных Сил является наличие нескольких статусных систем в ее рядах — официальной (формальной) «уставной» системы взаимоотношений, определяемых общим законодательством и ведомственными документами: уставами, инструкциями и т.д.; «дедовской» системы, основанной на неформальном, но, тем не менее, широко распространенном приоритетном положении старослужащих солдат перед новобранцами, и «земляческой» статусной системы, в соответствии с которой власть и влияние в воинских коллективах распределяются в зависимости от принадлежности к определенной территориальной или национальной группировке. Распространение параллельных официальной неформальных статусных систем является отражением характерной для современного общества аномии, то есть распада прежде существовавших ценностных систем и симптомом общесоциального морально-психологического кризиса. Следствием подобного положения является снижение управляемости воинскими коллективами, падение дисциплины, акты насильственного поведения по отношению к ряду военнослужащих, распространение суицидов в Вооруженных Силах.
Нарастание социально-экономических трудностей в обществе выражается в многомесячных задержках выплаты денежного содержания военнослужащим, распаде системы материально-технического снабжения, устаревании техники и вооружения, невозможности вести нормальную боевую учебу. Крушение прежде существовавшей идеологической системы, в которой Вооруженные Силы занимали одно из ведущих мест как символ государственности, как носитель высокостатусных ценностей патриотизма, священного долга защиты отечества перед лицом внешних опасностей, дискредитация этих последних при отсутствии других ценностей, которые могли бы заменить их, приводят к морально-психологическому кризису в сознании ряда военнослужащих, к ощущению бесцельности своей деятельности. Это влечет за собой падение престижа воинского труда, массовое уклонение от призыва, неуверенность военнослужащих в стабильности своего существования, своем будущем. Острым показателем социального неблагополучия в Вооруженных Силах является рост числа суицидов, причем не только среди рядового и сержантского состава, что как правило связано с «неформальными» отношениями в воинских коллективах, но и среди офицеров.
Всеобщность воинской службы не кажется обществу оправданной: большинство населения поддерживает переход Вооруженных Сил на контрактный принцип формирования и исключительно добровольное несение гражданами воинской службы. Отсутствие гарантированного Конституцией права на альтернативную воинскую службу, слабая юридическая и социальная защищенность всех категорий военнослужащих, экономические и бытовые трудности — все это отягощает морально-психологическое самочувствие военнослужащих.
Неясность планов военной реформы, кадровых перспектив военнослужащих, массовые увольнения офицерского состава без предоставления положенных по закону жилья и выплат, трудности с устройством на работу по окончании военной службы — все это создает еще один проблемный комплекс «переходного» периода -межу окончанием военной службы и адаптацией к гражданской действительности.
Острую группу проблем составляет самочувствие лиц, принимавших участие в войнах и вооруженных конфликтах, и их реадаптация к мирной жизни. Во-первых, лица, получившие ранения в их ходе или, тем более, утратившие целиком или полностью здоровье, трудоспособность, способности к социальному функционированию, не пользуются в настоящее время адекватным уровнем социального обеспечения; они и их семьи имеют целый ряд материальных, финансовых, жилищных, медицинских и социальных проблем, на решение которых ни у них самих, ни у государства в настоящее время не хватает ресурсов.
Во-вторых, даже те военнослужащие, которые не получили телесных повреждений в подобных вооруженных конфликтах, являются в значительной степени носителями так называемого «посттравматического стрессового синдрома». Впервые подобное состояние здоровья и психики было диагностировано у американских ветеранов вьетнамской войны, а впоследствии наблюдалось у многих участников «странных» вооруженных конфликтов. Его основные симптомы — слабость психики, при которой незначительные проблемы превращаются в непреодолимые препятствия, которые толкают людей на агрессивные вспышки или на самоубийства, чувство вины погибшими за то, что остался жив, негативное или пренебрежительное отношение к социальным институтам. Причем время не лечит такие явления: психологические проблемы у бывших «вьетнамцев» обострились спустя 15-20 лет после окончания войны, среди них на треть больше самоубийств и разводов, вполовину больше больных алкоголизмом, наркоманов, чем в среднем по стране. Психологический стресс приводит к развитию таких психосоматических заболеваний, как язва, гипертония, астма. Самое болезненное воздействие на участников таких войн оказывает отчужденность общества, развенчание целей и методов войны.
К сожалению, в истории нашей страны было достаточно много «странных» войн и конфликтов. Кроме того, целый ряд действий представителей Вооруженных Сил не получил должного общественного признания, а их участники, рисковавшие жизнью и утратившие здоровье, не имеют должного социального обеспечения — например, участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Это серьезная социальная проблема, и ее решение может быть только комплексным, включая социальные меры, все виды реабилитации лиц, пострадавших в ходе воинской службы, развитие протезных служб и формирование доступной Среды для инвалидов, организацию психологической поддержки, а также изменение отношения общества к те лицам, которые честно выполняли свой долг перед государством и поэтому заслуживают помощи и поддержки.
Семьи военнослужащих испытывают воздействие всех тех проблем, которые характерны для любого другого типа семей, однако у них есть, кроме того, свои собственные трудности. Так, семьи военнослужащих срочной службы лишаются их заработка — нередко основного источника дохода, что при наличии ребенка ставит семью в трудное материальное положение. Выплачиваемое в таком случае пособие не покрывает потребностей содержания ребенка.
Ресурсы семьи военнослужащего-контрактника вовлечены в обеспечение обороноспособности наряду с личностными ресурсами самого военнослужащего, обеспечивая в значительной степени его здоровье и работоспособность. Однако адекватного возмещения этих ресурсов она не получает. Семья следует за военнослужащим к месту назначения, где очень часто встречаются трудности с жильем, отсутствие работы для жены, нередко неподходящий климат для детей. Неоднократные переезды к новому месту службы порождают трудности в учебе детей, которые вынуждены адаптироваться каждый раз к новой школе и новому коллективу. Существование в условиях военного городка, отгороженного от внешнего мира, может порождать синдром социально-психологической депривации военнослужащих и членов их семей.
Общей проблемой семей военнослужащих является малообеспеченность, так как их заработная плата отстает от роста стоимости жизни, тем более, от специфических потребностей существования в условиях воинской службы, а дополнительный заработок запрещен законом. Жены военнослужащих, несмотря на, как правило, высшее образование, часто не могут устроиться на работу при ограниченном количестве рабочих мест, пособие по безработице выплачивается только незначительной их части. Социально-экономический кризис государства с многомесячной невыплатой денег военнослужащим нередко ставит их семьи в ситуацию социального бедствия.

Секс в армии. Сексуальная культура военнослужащих Кащенко Евгений Августович

3.8. Семья военнослужащего

3.8. Семья военнослужащего

Рассмотрим социальный институт, в котором закладываются основы сексуальной культуры в детстве, где проходит путь становления и осознания половых интересов юноши до призыва в Вооруженные Силы (или подписания контракта). Это семья – основная социальная ячейка, в которой совершенствуют сексуальные отношения военнослужащие в зрелые годы. При этом семья – это исторически эволюционирующий стержень осуществления социального контроля в обществе по поддержанию определенного уровня сексуальной культуры военнослужащих.

– Разрешите войти, товарищ подполковник? – тихо спросил капитан Щ., понурив голову.

– Входите-входите. В чем дело? Начальник командного пункта бригады чувствовал, что его подчиненный – оперативный дежурный Валерий Щ. – собирается сказать что-то важное. И он не ошибся: лучший специалист КП, незаменимый на любом полигоне, участвовавший в десятках учений, влип до безобразия просто – влюбился! И в кого?! В телефонистку! В молоденькую девчушку, заключившую контракт всего два года назад. Судя по рассказу Валерия, она сама соблазнила его в одно из ночных дежурств. Прямо на столе в одном из помещений КП она отдалась симпатичному капитану. Стройная, симпатичная Наташа (так звали телефонистку) не шла ни в какое сравнение с супругой капитана – полной вальяжной дамой, матерью двоих детей.

Связь длится уже три месяца, и дело идет к разводу, считает капитан Щ. А как поступить и что делать, он не знает: жена ревёт, детей жалко, Наталья приворожила…

– Ситуация не из простых, – резюмировал начальник КП, – но что-нибудь придумаем. Время все вылечит!

Для начала была использована первая же возможность отправить капитана Щ. в командировку. За те шесть месяцев, пока он с личным составом оказывал помощь в уборке урожая на целине, дело решилось в пользу семьи офицера. Наташа нашла себе новую «любовь» – увольняемого в запас сержанта Т. Молодая супруга выехала к месту призыва сержанта в ставшее ближним «зарубежье». Судя по письму начальнику КП, живут они хорошо, ждут пополнение. А капитан Щ. вернулся, написал рапорт о переводе в другую часть и был отправлен с семьей в один из районов Крайнего Севера.

Не вызывает сомнения, что сексуальная культура конкретного военнослужащего, как и любого гражданина, формируется за счет существующей атмосферы в семье, нравственного микроклимата в ней и установившегося стиля жизни до призыва в армию. Родители, родственники – ближнее окружение – до 18 лет являются первыми учителями в освоении азов полового поведения.

После призыва или заключения контракта семьи военнослужащих включаются в процесс институционализации его сексуальной культуры лишь в том случае, когда условия её образования и существования соответственно влияют на образ жизни: проживание в военном городке (или массовое проживание военнослужащих), супруга (супруг) – из семьи военного, период ухаживания и заключение брака хотя бы у одного из супругов приходится на период службы в армии и др. Поэтому детерминацию сексуальной культуры российских военнослужащих в семье можно рассмотреть как бы с двух сторон: в семье родителей как таковой и в собственной семье военного. Но прежде всего следует сказать несколько слов о браке как основе сегодняшней семьи.

Брак в привычном, моногамном, понимании – это союз на всю жизнь двух свободных, самостоятельных, зрелых личностей, делящих между собой жизнь и любовь. Это союз, который способствует собственному развитию и благосостоянию своих детей. Такая форма брака уже столетия считается неисчезающим культурным идеалом, который не исключает и иные виды союзов: групповой брак (полигамный или полиандрический, шведские семьи и семейные пары гомосексуалистов), беспорядочные половые отношения, свободную любовь, религиозную и половую проституцию.

Приведем некоторые примеры половых отношений, которые описывал И. Блох в начале ХХ века:

У намазонов из Африки, жителей Балеарских островов, есть обычай, согласно которому если мужчина женится впервые, то его невеста в первую брачную ночь должна спать по порядку со всеми гостями, причем каждый гость после совершения соития оставлял ей подарок, который принес из дома.

У бурят в Сибири мужчины и женщины танцуют «надан», время от времени пары исчезают в ночи, потом возвращаются, чтобы исчезали другие пары.

У жителей Тибета мужчина не женится на женщине, сохранившей свою девственность. Родители предлагают ее путешественникам для того, чтобы она получила колечко. Чем больше у нее таких подарков, тем большим успехом она пользуется у охотников жениться.

По мнению Шульца – ученого начала XX века, у европейских пролетариев безобразные жилищные условия вызывали беспорядочные половые отношения.

Брак – это не только объединение в союз, это и ограничение свободы. И в первую очередь свободы сексуальной. Те мужчины, кто верит в раскрытие своих сексуальных возможностей с единственной партнершей в браке, счастливы, если они добились гармоничного союза (в физиологическом, психологическом и социокультурном контексте). Другие страдают, мучаются, разводятся.

ПРИЧИНЫ несчастных БРАКОВ (по И. Блоху):

Привычка, однообразие,

Слишком раннее вступление в брак,

Разница в возрасте,

Плохое материальное положение,

Тяжесть супружеских обязанностей,

одиночество в браке (когда ждешь чуда, а его нет), болезни.

Российские военнослужащие строили и строят свои семьи и заключают брачные союзы с оглядкой на традиции и обычаи прошлого. И в первую очередь они вспоминают о патриархальных семьях и христианском браке. Правда, у большинства в памяти всплывает домостроевская фраза: «Муж бьет жену – значит любит»

По мнению современных теологов, христианские супруги до конца жизни должны исполнять свой обет, «не нарушая его святости гнусным распутством», так как «блудники Царствия Божия не наследуют» (см: Христианская семья и брак. М.: Воскресение,1992. С.6). Они утверждают, что величайшая мудрость христианского брака – дать полную свободу тому, кого любишь, ибо земной наш брак – подобие брака небесного – Христа и Церкви, – а там полная свобода (С.15). При этом самое страшное в браке – потеря любви (С.15).

«БРАК – просвещение и одновременно тайна. В нем происходит преображение человека, расширение его личности. Человек обретает новое зрение, новое ощущение жизни. Только в браке возможно полное познание человека, видение другой личности. В браке человек погружается в жизнь, входя в нее через другую личность. Это познание и жизнь дают то чувство завершенной полноты и удовлетворения, которое делает нас богаче и мудрее.

Вот, к примеру, некоторые христианские заповеди из Евангелия:

…Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в сердце своем (от Мат. 5, 28).

…Кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует (от Мат.5, 32).

…Бог мужчину и женщину сотворил их. Посему оставит человек отца своего и мать. И прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть (от Марка. 10, 6, 7, 8).

…Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела.

…Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим. Впрочем это сказано мною как позволение, а не как повеление. Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе.

…Хорошо человеку не касаться женщины. Но, в избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.

…Если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться.

…Выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше (сохранит себя для Господа. – Авт.) (Первое послание к Корфинянам. Гл. 7).

…Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу… как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем (Послание к Ефесянам. Гл. 5).

…Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью. А учить жене не позволяю… Ибо прежде создан Адам, а потом Ева (Послание к Тимофею. Гл. 2.).

Такой подход к браку и семейным отношениям предполагал своеобразные правила, которые предписывались мужу и жене. Например, в былые времена жених дарил невесте кольцо (прежде – печать, перстень) из железа, серебра (как подобие Луны, блистающей солнечным светом), золота (свету которого уподобляется муж), в зависимости от состоятельности жениха. Обручальное кольцо одевалось на безымянный палец (так как один из тончайших нервов этого пальца непосредственно соприкасался с сердцем – по крайней мере, на уровне представлений того времени) «… Не для внешнего украшения ее, но для того, чтобы положить печать на хозяйство, которое с тех пор переходит в ее распоряжение и поручается ее заботам,» – говорил Климен, епископ Александрийский во 2-й гл. своего «Педагога».

В России православными кольцо возлагается на палец правой руки, ибо этой рукой приносится обет верности, творится крестное знамение. Ею благословляют, приветствуют, держат как орудие труда, так и меч в праведной битве.

Не разрешается венчание (все исключения – с разрешения правящего архиерея):

В течение всех четырех постов, в сырую седмицу, Пасхальную седмицу;

В период от Рождества Христова до Богоявления (святки);

В субботу, накануне двунадесятых, великих и храмовых праздников, дабы предпраздничный вечер не проходил в шумном веселии и развлечениях;

По вторникам и четвергам (накануне постных дней среды и пятницы);

накануне и в дни Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 авг.) и Воздвижения Креста Господня (14 сент).

Принципиальным в сексуальной культуре православных является то, что христианским законам противоречит многоженство и многомужество, браки между близкими родственниками. Церковь не допускает вступление в брак более трех раз и определяет следующие препятствия к вступлению в брак:

Если один из брачующихся ярый атеист, не крещенный;

Один из брачующихся состоит в браке с другим лицом;

Если есть кровное родство жениха и невесты;

С исповедующими нехристианскую религию, (мусульманство, иудаизм, буддизм);

Со священниками и дьяконами после их рукоположения;

С теми, кто однажды связал себя монашеским обетом девственности;

если имеется родство духовное, через восприемничество при крещении.

Православное христианство рекомендует: «Люби жену красивой и здоровой, сестру богатой, а ты сам поступай так, как требует Библия – без условностей и ограничений». При этом половые отношения с законной супругой не рекомендованы в воскресенье, в среду, в пятницу, по праздникам Господним, в Великий пост.

Детерминация современной сексуальной культуры военнослужащих семейными факторами приводит к появлению своеобразных её черт, не свойственных иным социально-профессиональным формированиям. Одно то, что 67% военнослужащих и членов их семей находятся в состоянии психического напряжения дома, сознавая, что в любую минуту возможен вызов на службу77, ключевым образом влияет на их сексуальное поведение.

Найти жену, соответствующую идеалу, трудно вообще, а курсанту, молодому офицеру – тем более. Если учесть, что основное количество браков в среде военных приходится на пик сексуальности мужчин, когда еще физиологическое влечение преобладает в поступках юноши, то вероятность ошибки в выборе спутника жизни многократно возрастает. В первый и во второй год в семьях военнослужащих преобладает наибольшая частота половых сношений, молодым людям кажется, что они любят друг друга, и брак удерживается, но в последующем однообразие половой жизни, сексуальной техники нередко приводит к изменам и разрыву семейных отношений.

Как показывают исследования и наблюдения последних лет, большинство браков сохраняется и выдерживает нелегкие испытания изменением социального и материального положения, отделением взрослых детей и т. д. В то же время после 1991 года возросло количество разводов в семьях офицеров, проживающих в крупных городах: Москве, Санкт-Петербурге. Инициаторами являются женщины в «цветущем возрасте» – от 25 до 35 лет, питающие надежду изменить к лучшему свою судьбу. Одни увидели лучший уровень жизни, другие нашли себя в новом социальном окружении, и их не привлекает неустроенность жизни в армейских гарнизонах. На других повлияло снижение социального статуса военнослужащих России и престижа военной службы.

Согласно данным специалистов из Института социологии РАН под руководством О. Крыштановской из числа престижных к 1997 году совсем исчезли профессии космонавта, военного, ученого. (См.: Аргументы и факты. №1-2 (846-847).1997. С. 5). По результатам социологического исследования 1994-1995 года, профессия военнослужащего (офицера) заняла в ряду других видов деятельности (из числа следующих профессий: бизнесмен, дипломат, бухгалтер, юрист, программист ЭВМ, экономист, фермер, журналист, инженер-радиоэлектронщик, ученый, шахтер, священник, водитель, врач, инженер-строитель, милиционер, токарь, учитель, искусствовед) одно из последних, малопрестижных мест)78.

Появилась тенденция сокращения числа женатых курсантов и офицеров среди выпускников военных училищ: возросло количество потенциальных невест, которых пугает перспектива неустроенного быта и низкого прожиточного уровня молодых лейтенантов.

Согласно материалам выступлений на Второй российской конференции ассоциации «Планирование семьи» в 1994 году средний возраст вступающих в брак: у мужчин – 24,4 года, у женщин – 21,7 года.

в шестидесятые годы – около 5% курсантов,

в семидесятые годы – до 35-75% курсантов,

в девяностые годы – 12-24% курсантов.

Анализируя факторы, способствующие успеху в супружеской жизни, можно утверждать, что достичь гармонии, счастья смогут, прежде всего, те партнеры, которые серьезно и с чувством ответственности подходят к заключению брака, принимают своего партнера со всеми его (её) особенностями, воспринимают его (её) как личность, проявляют бескорыстие, альтруизм, эмпатию, испытывают взаимную любовь, находятся на одном уровне сексуальной культуры. Однако в воинских субкультура гарнизонах у жен военнослужащих складывается своеобразная в процессе вынужденного повседневного отсутствия собственных мужей. Они обмениваются мнениями о важности полового общения, информируют друг друга об особенностях сексуального поведения, о вопросах сексуальности на собственном уровне сексуальной культуры. Неадекватное ожиданиям кого-либо из партнеров сексуальное общение, обусловленное такого рода социализацией, нередко приводит к конфликтам и трагедиям.

Одна из типичных черт сексуальной культуры военнослужащих – наличие сексуальных дисгармоний в семейно-брачных отношениях на почве принадлежности к армии. В сексологической литературе принято рассматривать наличие физиологических, психологических, сексопатологических и некоторых других дисгармоний, определяемых индивидуальными особенностями личности. Социокультурные дисгармонии обусловлены внешними и внутренними факторами, затрудняющими поддержание гармоничных взаимоотношений между мужем и женой, родителями и детьми. Об этом пишет А. Харитонов.

Еще одна характерная черта, обусловленная уровнем сексуальной культуры военнослужащих и проявляющаяся в семейной жизни, – уклонение от активной роли в половом воспитании детей по причине собственной некомпетентности в вопросах детской педагогики, особой деликатности темы, неумения к ней подойти и в силу привычки – «сами свои знания получили от друзей и подруг». Это замечено многими исследователями: К. Бушем, О. Лахнером, В. Н. Колбановским, Э. Г. Костяшкиным, И. С. Коном, В. И. Барским, Л. А. Богдановичем, А. Г. Хрипковой, А. Н. Шибаевым, И. Форманом, И. Хаасом и другими.

В последние годы акселерация детей привела к более раннему получению информации о половой жизни. Существует даже такой анекдот. На вопрос отца: «Сынок, ты хотел бы поговорить со мной о половых проблемах?»– ребенок замечает: «А что тебе объяснить?»

Известно, что из-за увеличения продолжительности периода между половым созреванием и вступлением в брак растет добрачная сексуальная активность россиян. Военные же, ограниченные спецификой своей службы и ее условиями, пытаются самостоятельно разрешить появляющиеся в связи с этим половые проблемы. Тем не менее, не исключая влияние добрачных и внебрачных половых отношений на развитие индивидуального сексуального поведения, следует отметить важность семьи как одного из факторов детерминации того уровня сексуальной культуры военнослужащих, который определяет их сексуальное поведение.

В конце ХХ века под активным натиском пропаганды аморальности и бездуховности, коммерциализации сексуальной культуры и духовной деградации в массовом сознании военнослужащих срабатывает гендерный эффект. Тогда именно семья как символ традиционных нравственных ценностей вступает на защиту. Она и только она способна привести в действие механизм защитной реакции конструктивного консерватизма, доставшегося нам от православия. Ситуация, образовавшаяся в российском обществе принижает место семьи в жизни мужчин и женщин. Но лишь в семье возможно разрешение противоречия между упадком общественной нравственности и укреплением в массовом сознании духовных ценностей.

Из книги Интимные мышцы автора Муранивский Владимир Леонидович

Из книги Секс в семье и на работе автора Литвак Михаил Ефимович

Из книги Мужчиноприобретение. Пособие по завоеванию и удержанию мужчин автора Рыбицкая Наталья Борисовна

Семья – дело тонкое Скажите, чем мы руководствуемся при выборе профессии? Принимаются любые ответы от высокой зарплаты до личных пристрастий. Вот так и при создании семьи: каждый преследует свою цель, но не каждый получает то, чего ожидал. Естественно, ведь семья Из книги О чем молчат предки автора Маркова Надежда Дмитриевна

Из книги Любовь без границ. Путь к потрясающе счастливой любви автора Вуйчич Ник

Из книги Женщина. Руководство для мужчин автора Новоселов Олег

Из книги Сексуальность в цивилизации: социогенез сексуальности автора Кащенко Евгений Августович

А. Семья Значительный интерес для понимания процессов социализации в русской семье представляют исследования С. С. Малявиной, проведенные в течение 2004-2005 гг. в г. Саранске и четырех районах Мордовии. Ею были обследованы 314 семей, имеющих детей старшего дошкольного

Из книги Почему любят одних, женятся на других, а живут с третьими автора Петрушин Сергей Владимирович

Личная семья и семья родителей: где граница? С точки зрения системных законов новая система имеет приоритет над предыдущей. Человек вырастает и женится - и его новая семья для него должна быть более важной, чем родительская. Логично, что при конфликте между матерью и

Из книги Теория семейных систем Мюррея Боуэна. Основные понятия, методы и клиническая практика автора Коллектив авторов

Из книги Секс в армии. Сексуальная культура военнослужащих автора Кащенко Евгений Августович

4.5. Личностные ценности военнослужащего В социокультурной сексологии накоплены уникальные данные относительно взаимозависимости отдельных черт личности и сексуальной активности. Благодаря этому сегодня общеизвестно, что на сексуальную культуру личности

Из книги Интеллект, семья и дети [Портрет на фоне свадебной фаты] автора Весельницкая Ева Израилевна

Семья - это для взрослых Семья - социальная функция. Классики марксизма-ленинизма дали когда-то очень точное определение: семья - это ячейка общества. С точки зрения социума семья действительно часть социальной структуры. И поэтому, когда приходят молодые и говорят: «Мы

Из книги автора

Семья как целое

Из книги автора

Семья, род, вид человеческий Такое содержание понятия семьи я имею в своем представлении, когда говорю о проблемах, которые возникают, которые она порождает. И когда говорю о проблемах, которые возникают у женщин в процессе мечтаний о семье.С этой позиции можно и нужно

Статут и описание утверждены 1 июня 1995 г. Автор рисунка ордена - художник А.Б.Жук, являющийся также автором рисунка советского ордена Дружбы Народов, учрежденного Указом Президиума Верховного Совета СССР 17 декабря 1972 г. в ознаменование 50-летия образования СССР для награждения за большие заслуги в укреплении дружбы и братского сотрудничества социалистических наций и народностей, за значительный вклад в экономическое, социально- политическое и культурное развитие СССР и со-юзных республик и бывшего предшественником новой российской награды. Сам А.Б.Жук является кавалером российского ордена Дружбы, в то время как советским орденом Дружбы Народов он не награждался. В разработке эскизов при-нимал участие кандидат исторических наук П.K.Корнаков.

В иерархии российских орденов орден Дружбы занимает место после ордена Почета.

Орденом Дружбы награждаются граждане за укрепление дружбы и сотрудничества наций и народностей, за достижения в развитии экономики России, за особо плодотворную де-ятельность в развитии науки, сближении и взаимообогащении культур наций и народностей, укрепление мира и дружественных отношений между государствами.

Хотя в Статуте ордена Дружбы больше ничего не сказано, им награждают и за иные заслуги - за полеты в космос, за испытание новой техники, за спортивные достижения, за достижения в производственной деятельности, за работу по патриотическому воспитанию молодежи.

Первым кавалером ордена Дружбы №1 является губернатор Самарской области К.А. Титов, удостоенный этой награды 1 ноября 1994 г. за большой личный вклад в реализацию экономической реформы, проведение в жизнь демократических преобразований и активную работу по укреплению российской государственности.

Указом Президента РФ от 28 апреля 1995 г. орденом были награждены 144 ветерана Великой Отечественной войны, среди которых И.С.Мудрецова.

Среди кавалеров ордена: министр финансов РФ А.Я.Лившиц; президент Республики Бурятия Л.В.Потапов, президент Республики Калмыкия К.Н.Илюмжинов; президент Республики Тува Ш.Д.Доржак; депутат Государственной Думы РФ Р.Г.Абдулатипов; Маршал бронетанковых войск О.А.Лосик; генералы армии В.Л.Говоров, И.И.Гусаковский, В.Н.Лобов, Г.И.Обатуров; генерал-майор милиции А.Н.Захаров; председатель краевого Совета ветеранов Приморского края К.Ф.Кравченко; космонавт В.А.Джанибеков; писатели Ч.Т.Айтматов и А.А.Вайнер; дирижер В.Т.Спиваков; композиторы О.Б.Фельцман и В.Я.Шаинский; кинорежиссеры В.М.Котеночкин и В.Н.Шиловский; народные артисты О.В.Басилашвили, В.И.Гафт, Л.И.Голубкина, М.М.Державин, Л.К.Дуров, А.Д.Жарков, В.М.Зельдин, Л.И.Касаткина, И.B.Кваша, Э.Э.Кио, Б.В.Клюев, Ю.Д.Куклачев, O.K.Попов, В.В.Толкунова, A .Б.Фрейндлих, Г.В.Хазанов, Б.В.Щербаков; заслуженные мастера спорта Е.В.Бережная, И.А.Нетто, А.Т.Сихарулидзе, В.И.Старшинов, С.В.Хоркина, Г.А.Ярцев; главный тренер футбольного клуба ЦСКА В.Г.Газзаев; многодетная мать Р.Г.Назмуханова.

24 марта 1997 г. орден Дружбы был вручен 33 работникам предприятий Белорусского ВПК. Этой награды они были удостоены за большой вклад в разработку и создание системы проти-воракетной обороны Москвы. Большинство из них - специалисты КБ системного программи-рования российско-белорусской корпорации «Вымпел».

ОрденомДружбынаграждены475человекиз58 государств мира. Первыминостраннымкавалером ордена стал немецкий космонавт-исследователь Ульф Мерболд (24.01.1994г.), одним из последних - майор авиации ВВС Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии К.Хьюитт (04.09.2005г.), награжденный за самоотвержен-ность и высокий профессионализм, проявленные при спасении российских моряков.

Указом Президента РФ от 24 октября 2002г. «за большой вклад в развитие технического со-трудничества, подготовку и проведение операции по подъему АПЛ «Курск» орденом Дружбы были награждены 9 граждан Нидерландов и Великобритании, в том числе президент компании «Маммут» И.Ф.ван Сеумерен.

Высокой награды удостоены также 91 служитель церкви, в том числе Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, Митрополит Киевский и Всея Украины Владимир и Архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин.

Посмертно награды удостоены 4 человека - председатель Курского городского совета ветеранов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов Н.Г.Пресняков (04.05.2000г.); заместитель главы администрации г.Шали Чеченской Республики Л.Х.Абкаев (21.03.2003г.); заместитель главы администрации Шалинского района Чеченской Республики И.М.Джабраилов (21.03.2003г.); член Избирательной Комиссии Чеченской Республики Д.Д.Межидов (23.07.2003г.).

Варианты изготовления:

тип 1. Клеймо ММД круглое.

тип 2. Клеймо ММД продолговатое.