Недоношенная девочка мэ. «Мои безбашенные девочки»: отец создает смешные фото дочерей. Вакцинация: когда стоит делать прививки

Недоношенная девочка родилась с массой тела 1500 г, длиной 40 см, окружностью головы 29 см, окружностью груди 26 см. Ребенок от четвертой беременности, протекавшей на фоне фетоплацентарной недостаточности, гестоза второй половины беременности. Роды на 32-ой неделе, отмечалось дородовое излитие вод, однократное тугое обвитие пуповины вокруг шеи. Оценка по шкале Апгар 2/3 балла. В родильном зале начата ИВЛ, введен "Куросурф".

Состояние ребенка очень тяжелое. С четвертых суток - приступы клонико-тонических судорог. Находится на ИВЛ с частотой 46 в 1 минуту. Кормится через зонд сцеженным молоком. Кожные покровы бледные, чистые. Дыхание проводится во все отделы, хрипов нет. Тоны сердца ясные, ритмичные, 152 уд/мин. Живот мягкий, безболезненный, печень +1 см из-под края реберной дуги. Стул с примесью слизи. Диурез в норме. Рефлексы новорожденного не вызываются. Тонус мышц асимметричен: справа выше, чем слева. Сухожильные рефлексы справа оживлены, отмечается судорожная готовность. Большой родничок 3х3 см, пульсирует, отмечается расхождение сагиттального шва на 0,2 см, малый родничок открыт.

Гемограмма на 4-е сутки: гемоглобин 90 г/л, эритроциты 2,5xl0 12 /л, ЦП 1,0, лейкоциты 9,8xl0 9 /л, п/ядерные 3%, с/ядерные 44%, эозинофилы 0%, лимфоциты 47%, моноциты 6%.

Общий анализ мочи: прозрачная, белка и глюкозы нет, лейкоциты 3-4 в п/з.

Исследование ликвора (4-е сутки жизни): цвет - кровянистый, цитоз повышен за счет свежих эритроцитов (покрывают все поля зрения), подсчет невозможен.

Нейросонограмма (4-е сутки жизни): мозговая паренхима слабо дифференцирована. Левый боковой желудочек расширен во всех отделах, диаметр 12 мм, в полости - эхопозитивные включения. Правый желудочек расширен до 10 мм. Расширены полости прозрачной перегородки, большой цистерны, 3-го желудочка.

Задание:

1. Перечислите имеющиеся синдромы, укажите ведущий синдром.

3. Проведите дифференциальную диагностику.

4. Обоснуйте и сформулируйте клинический диагноз в соответствии с современной классификацией.

5. Какое дополнительное лабораторно-инструментальное исследование необходимо провести данному ребенку?

6. Этиология и патогенез данного заболевания.

7. Какие осложнения могут возникнуть при данном заболевании, исход?

8. Назначьте лечение.

9. Составьте план диспансерного наблюдения.

Ответ: Гипоксически-геморрагическое поражение ЦНС, двухстороннее внутрижелудочковое кровоизлияние III степени, острый период; синдром угнетения, судорожный синдром. Осл.: Постгеморрагическая анемия. Соп.: Недоношенность, гестационный возраст 32-33 недели, очень низкая масса тела.

19.11.2012, 21:29

Здравствуйте!
Дочка Женя родилась 680г и 31см, 28нед. естественные роды. Диагнозы при выпискедомой –церебральная, ишемия 2ст., ИПВК 2-3 степени, гипертензионный синдром, грубый синдром общего угентения. В настоящее время имеет диагноз - негрубый спастический тетрапарез, грубее в ногах, в неврологическом статусе - сходящееся косоглазие, на фоне диффузной гипотонии тонус мышц повышен в дистальных отделах конечностей, сухожильные рефлексы рук,ног спастичные, равные,
Сейчас нам 2 года. Вес 8500, рост 79см.
Моторное развитие:
-голову удерживает вертикально с 6 мес., но при утомлении до года примерно наклоняла вперед. На животе голову не удерживала пока не поползла на четвереньках - не было опоры на руки.
-перевороты с живота на спину - 10м., со спины на живот 11м., после операции на сердце по закрытию ДМПП в год разучилась на месяц переворачиваться на живот.
-по пластунски не ползала
-поползла на получетвереньках (голова на полу, руки либо под собой либо по сторонам, не участвуют в ползании) в 1г.4м.
-встала на четвереньки в 1г.5м.
-поползла на четвереньках в 1г.5м.2нед.
-встала, сама пошла у опоры в 1г.5м.2нед.
-села с четверенек в 1г.6м., с положения лежа не может садится до сих пор. Сидит в основном на коленках, попа между стопами. С выпрямленными ногами сидит неуверенно, если ножки согнуты, то может сидеть подольше, иногда помогает себе одной рукой. Спинка тоже не очень прямая в этой позе.
На данный момент быстро и уверенно ползает, встает у любой опоры, залезает-слезает с дивана, очень любит лазить по препятствиям – горки, ступеньки, подушки, стоит, держась одной рукой, может пройти пару метров вдоль дивана или обогнуть свою кроватку, в кроватке может перейти от одного длинного бортика до противоположного(т.е. поперек), Может ходить за одну ручку, но не очень уверенно, часто идет как-то боком. Отказывается ходить за каталками-толкалками, может шустро идти за ней на коленях, пытается ходить на коленках без опоры, но получается практически на месте топчется. Может довольно уверненно стоять на коленях без опоры, прыгает на них.
Основные проблемы – сама без опоры не встает и не стоит. Было несколько раз, что заигравшись и не заметив что ее не поддерживают, стояла сек.20-30, один раз на кровати встала оттолкнувшись от меня. Но это единичные случаи, сама не стремится и вообще очень боязлива и осторожна., в последнее время даже больше боятся стала, хотя не падала.

1) подскажите, как можно научить садится на корточки? У нас они полностью отсутствуют. Опускается от опоры, ставя ногу на колено. На попу шлепалась всего пару раз, когда не удерживалась у опоры. С большим трудом слезает с горшка-стульчика, опрокидывая его (пока только знакомимся с ним) И наверное это относится туда же – не умеет пружинить ногами, когда прыгает на мяче – ноги выпрямлены, стопы на цыпочки часто.
2) когда садится у опоры колени сводит внутрь, стопа ноги, которую опускает на колено, тоже смотрит внутрь и как-то боком. Встает правильно – стопа или прямо или чуть наружу, колено тоже наружу. Это патология? Как можно это скорректировать? Цыпочки тоже часто присутствует, когда встает у опоры. Как правило это первые одно-два движения, потом приноравливается и стоит на полной стопе.

И если позволите, еще по психо-эмоциональному развитию несколько вопросов.
Женя хорошо говорит (много слов, предложения из 2-3 слов, поет коротенькие песенки Железновой), произношение плохое. Называет и правильно показывает цвета, формы, животных и т.п. Хорошее воображение и память. Но есть несколько моментов, которые меня беспокоят:
1) Игры: не играет в кубики, пирамидку, сортер, пазлы. Мелкая моторика у нас сильно отстает, как только не получается, дочь сразу теряет интерес. Сортер у нас максимум - засунуть пару фигурок мимоходом и дальше уползти, к остальному даже такого интереса нет. Пыталась обыграть в ролевых - безрезультатно. Играет практически только в ролевые игры одна или с мягкой игрушкой (она хомяк, котенок, укладывается спать в домике, ест котлеты из миски, играет в догонялки и т.д.)- Одно время много рисовала, сейчас и это не интересует. Я не могу понять – то ли ей это совсем не интересно, то ли просто не понимает смысл таких игр? Опасен ли такой перекос?
2) Никак не могу научить играть в прятки, точнее прятаться саму. Ей интересно только искать меня. Если я ее спрячу и скажу тихонько сидеть, пока я буду ее искать, практически тут же вылезает. Аналогично догонялки – не убегает, отползет на метр и улыбается. Меня догоняет.
3) Женя плохо соотносит свои размеры и размеры окружающих вещей – т.е. будет пытаться залезть в коробку, в которую она явно не помещается
4) Не понимает, как вылезать с кроватки. Мы убрали пару прутьев, залезает туда сама, а вот вылезает там где захотелось прямо сейчас. Вообще с обхождением препятствий проблема, пытается идти напрямую, через диван, напр., или через свою кроватку.
5) Женя упорно просит достать предмет с картинки. Я очень давно ей объясняю, что это нарисованные предметы и их нельзя взять и потрогать, одновременно показывала настоящий и нарисованные игрушки. Она это знает, говорит что нарисованный и что нельзя взять, но осознания нет что ли, все равно то мячик с картинки попросит, то мышку. Пару раз такое было с телевизором.
Скажите, пожалуйста, это действительно проблемы или я себе напридумывала и лечить пора меня?
Большое спасибо! И извините за такой большой объем.

23.11.2012, 21:40

Добрый вечер.
-села с четверенек в 1г.6м., с положения лежа не может садится до сих пор. и не должна:)
Сидит в основном на коленках, попа между стопами. С выпрямленными ногами сидит неуверенно, если ножки согнуты, то может сидеть подольше, иногда помогает себе одной рукой. Спинка тоже не очень прямая в этой позе. Вот этим нужно заняться. попробуйте посадить на небольшое возвышение, а лучше на клиновидную подушку. В этой позе сидеть будет уверенно и спина выпрямится. Игрушки лучше предлагать на уровне груди, периодически свеху сбоку.
На данный момент быстро и уверенно ползает, встает у любой опоры, залезает-слезает с дивана, очень любит лазить по препятствиям – горки, ступеньки, подушки, стоит, держась одной рукой, может пройти пару метров вдоль дивана или обогнуть свою кроватку, в кроватке может перейти от одного длинного бортика до противоположного(т.е. поперек), Вот это замечательно.
Может ходить за одну ручку, но не очень уверенно, часто идет как-то боком. Отказывается ходить за каталками-толкалками, может шустро идти за ней на коленях, пытается ходить на коленках без опоры, но получается практически на месте топчется. Может довольно уверненно стоять на коленях без опоры, прыгает на них. За руки водить нельзя. Пробуйте помогать ходить, поддерживая сзади за таз.
Основные проблемы – сама без опоры не встает и не стоит. Было несколько раз, что заигравшись и не заметив что ее не поддерживают, стояла сек.20-30, один раз на кровати встала оттолкнувшись от меня. Но это единичные случаи, сама не стремится и вообще очень боязлива и осторожна., в последнее время даже больше боятся стала, хотя не падала. Пока не фиксируйтесь на этом, ее страх может быть вызван вашим вниманием.
Несколько вопросов, если можно:
1) подскажите, как можно научить садится на корточки? У нас они полностью отсутствуют. Опускается от опоры, ставя ногу на колено. На попу шлепалась всего пару раз, когда не удерживалась у опоры. С большим трудом слезает с горшка-стульчика, опрокидывая его (пока только знакомимся с ним) Так и учите: сажайте на возвышение, например диванную подушку, книгу и кладите игрушки впереди. В игре иногда будет попадать на четвереньки.
И наверное это относится туда же – не умеет пружинить ногами, когда прыгает на мяче – ноги выпрямлены, стопы на цыпочки часто. Если есть тенденция становится на носки, я бы эту сторону пока не форсировала. Пока рано
2) когда садится у опоры колени сводит внутрь, стопа ноги, которую опускает на колено, тоже смотрит внутрь и как-то боком. Встает правильно – стопа или прямо или чуть наружу, колено тоже наружу. Это патология? Как можно это скорректировать? Это внутренняя ротация. В движениях от нее трудно избавится, но в позах ее быть не должно.
Цыпочки тоже часто присутствует, когда встает у опоры. Как правило это первые одно-два движения, потом приноравливается и стоит на полной стопе. Не понятно: когда встает или когда стоит или когда ходит.
3) временами замечаю у Жени тремор рук с амплитудой ок.5мм, не быстрый – напр. когда ловит струйки душа, когда подносит кусок хлеба ко рту. Систему трудно выявить, но пожалуй чаще всего когда очень сосредоточена на процессе. Невролог сказала – проблемы с мозжечком. Но на НСГ никаких патологий не было никогда. Что это может
быть? (наверное, это не совсем ваш профиль, но может сталкивались?)
Это медицинский вопрос.
1) Игры: не играет в кубики, пирамидку, сортер, пазлы. Мелкая моторика у нас сильно отстает, как только не получается, дочь сразу теряет интерес. Сортер у нас максимум - засунуть пару фигурок мимоходом и дальше уползти, к остальному даже такого интереса нет. Пыталась обыграть в ролевых - безрезультатно. Играет практически только в ролевые игры одна или с мягкой игрушкой (она хомяк, котенок, укладывается спать в домике, ест котлеты из миски, играет в догонялки и т.д.)- Одно время много рисовала, сейчас и это не интересует. Я не могу понять – то ли ей это совсем не интересно, то ли просто не понимает смысл таких игр? Опасен ли такой перекос? ММелкой моторикой нужно заниматься.
2) Никак не могу научить играть в прятки, точнее прятаться саму. Ей интересно только искать меня. Если я ее спрячу и скажу тихонько сидеть, пока я буду ее искать, практически тут же вылезает. Аналогично догонялки – не убегает, отползет на метр и улыбается. Меня догоняет. Это нормально.
3) Женя плохо соотносит свои размеры и размеры окружающих вещей – т.е. будет пытаться залезть в коробку, в которую она явно не помещается Это может быть особенности зрительно восприятия. если со зрением разобрались, то только двигательный опыт может помочь разобраться в размерах.
4) Не понимает, как вылезать с кроватки. Мы убрали пару прутьев, залезает туда сама, а вот вылезает там где захотелось прямо сейчас. Вообще с обхождением препятствий проблема, пытается идти напрямую, через диван, напр., или через свою кроватку. Ответ аналогичный предыдущему.
5) Женя упорно просит достать предмет с картинки. Я очень давно ей объясняю, что это нарисованные предметы и их нельзя взять и потрогать, одновременно показывала настоящий и нарисованные игрушки. Она это знает, говорит что нарисованный и что нельзя взять, но осознания нет что ли, все равно то мячик с картинки попросит, то мышку. Пару раз такое было с телевизором. Опять вопрос о зрении.
Большой объем не позволяет отвечать подробно, так что выбор за вами. Хотите обсудить - задаете один вопрос.

23.11.2012, 23:58

Полина Львовна! Большое спасибо за ответ! Насчет одного вопроса поняла, исправляюсь.

Вот этим нужно заняться. попробуйте посадить на небольшое возвышение, а лучше на клиновидную подушку. В этой позе сидеть будет уверенно и спина выпрямится. Игрушки лучше предлагать на уровне груди, периодически свеху сбоку.

Идею поняла, спасибо! Тут и сидение и корточки освоить можно. Есть подходящая диванная подушка с наклонной поверхностью см 10-15 высотой. Только получается, что она на ней сидит как на стульчике., т.е. ножки согнуты в коленях. Или ножки д.б. полностью выпрямлены? Женя более-менее сидит на невысоких узких скамейках, когда ножки согнуты, если посадить на широкую, тут же зажимается вся и начинает заваливаться набок.
Есть небольшие подвижки - последние пару дней стала замечать, что уронив предмет у опоры уже не опускается как раньше на коленку,а пытается присесть.

24.11.2012, 18:32

Ножки должны быть согнуты в коленях.

27.11.2012, 00:44

Здравствуйте, Полина Львовна!
Пробуем сидение. Пока самое длительное время удается просидеть смотря мультики - мин. 10-15. Потом скругляет спину и заваливается налево с опорой на руку. К сожалению, пока подобрать игру с игрушками на уровне груди на более-менее длительное время не получается, быстро уползает, но экспериментирую.

Скажите еще, пожалуйста, есть ли толк от упражнения "паучок" по Муромову (не знаю, знакомы ли вы с его методикой, но это вариант корточек с опорой на руки в течение 1-2 мин. 5-7 подходов за день)?
Мы из этого положения потом у опоры поднимаемся, т.е. вроде как корточки тренируем.

Не понятно: когда встает или когда стоит или когда ходит.

Хотела бы вернуться, если позволите, к цыпочкам. Выглядит это так - Женя ставит опорную ногу на полную стопу, поднимается, вторая ножка, когда она поднялась, опирается уже на пальчики. Потом либо вторую ножку ставит на стопу либо опорную ставит на цыпочки. Немного постоит и опускается на полные стопы. Второй вариант чаще. Также в процессе передвижения вдоль опоры может вдруг подняться на цыпочки и так сделать один-два шага. По моим наблюдениям цыпочки у нас появляются при начальных движениях, страхе или сильном возбуждении. Парафин и массаж немного помогают, но потом все возвращается. Насколько это серьезно? Неужели дочка из-за тонуса стоп в ходьбе так запаздывает?

27.11.2012, 21:37

Повышенный тонус, конечно, в какой степени мешает.
В данном случае, по вашему описанию, это похоже на эмоциональный тонус. Попробуйте, как получится ходить босиком по колючему коврику.
Упражнение "паучок" неплохое, но особой значимости у нем нет. Можно делать в ряду других, особенно, если эта поза стала переходом в другие позы.

01.12.2012, 00:49

01.12.2012, 19:20

Спасибо! Попробуем с ковриком обязательно.
Можно еще вопрос по сидению? Как я писала Женя сидит часто на коленках с попой на полу. Как я понимаю, эту позу лучше пресекать и приучать садится ножками вперед? Она еще часто сидит одна нога вперед, другая назад. Так можно сидеть?
Много раз пыталась выяснить мнение по поводу такого сидения (первая поза) у ортопедов - ответа единого нет. Мне она не нравится если я вижу внутреннюю ротацию бедер. Это бывает. если колени вместе, я стопы врозь. Вторая поза у меня настороженности не вызывает.
Попробуйте усаживать на небольшое возвышение (книга, чемодан, диванная подушка) так проще привыкнуть выводить ноги вперед.

01.12.2012, 23:20

Полина Львовна, можно я выскажу свое мнение по поводу позы сидения, когда таз располагается между пяток с точки зрения биомеханики.Площадь опоры при таком сидении значительно больше, а значит держать туловище вертикально значительно легче.Но понятное дело, что за вертикализацию нужно бороться. И как всегда от простого(легкого) к сложному(трудному), поэтому и я поддерживаю предложение сажать ребенка на невысокую "седушку"
Извините меня, если я не имела права влезать в чужую тему.. и не баньте, пожалуйста...

Подпишись на канал Сонник!

Сонник - Родинка

Существует известная народная примета: «Родинка на таком месте, что самому видно – к худу, а не видно – к добру». Возможно, именно эта народная мудрость и послужила основанием для того, чтобы в Вашем сне появилась родинка.

А, может быть, родинка возникла в сновидении потому, что в реальной жизни Вы думали о символическом значении каждой родинки, ведь недаром в народе говорят: «Чем больше родинок, тем несчастнее и больнее человек» или «Родинка на носу – к заболеванию сердца», «Родинка на спине – быть воспалению легких».

Родинка может появиться в Вашем сне и потому, что наяву Вы встречались со своими родственниками.

Рассматривать во сне большую родинку на своем теле – знак того, что у Вас есть очень влиятельный и обеспеченный родственник, который готов прийти к Вам на помощь в любую минуту.

Если Вам приснилось, что у Вас все тело в родинках, то такой сон является плохим предзнаменованием. Вам предстоит несчастье, от которого Вы долго не сможете оправиться.

Возможно, такой сон говорит о том, что у Вас много родственников, с которыми Вам не следует забывать поддерживать отношения.

Удалять во сне со своего тела родинку медицинским путем, то в реальной жизни Вам удастся избежать угрожающей Вам опасности и злых сплетен Ваших недоброжелателей.

Если Вы сами удаляете у себя родинку, то такой сон говорит о том, что наяву Вы только способствуете тому, чтобы обстоятельства складывались не в Вашу пользу, и даете пищу для пересудов Вашим врагам.

Если Вам приснилось, что у Вас большая родинка на лбу, то в реальной жизни Вас ждет ухудшение самочувствия. Возможно, Вы подцепите инфекцию, от которой долго не сможете вылечиться. Будьте осторожны при общении с малознакомыми людьми.

Искать во сне на своем теле родинки и не находить их – знак того, что Вы сами виноваты в прохладном отношении к Вам Ваших родственников. Если Вы не перемените свое поведение, то в скором времени останетесь в полном одиночестве.

Если Вы нечаянно во сне содрали у себя родинку, то Вы в скором времени Вы получите неприятное известие от своих родственников, из-за чего Ваше отношение к ним заметно ухудшится.

Наблюдать за тем, как на Ваших глазах на теле вырастают родинки, – свидетельство того, что в реальной жизни много людей хотело бы подружиться, а, может быть, даже породниться с Вами. Будьте осторожнее в выборе друзей!

Толкование снов из

37-летней Виктории Брэдли сообщили, что ее дочь умрет - девочка родилась весом всего 1lbs 6oz (0,623 кг). Франческа Брэдли-Каран родилась в апреле, лишь на два дня позднее срока, который в Великобритании считается приемлемым для абортирования. Врачи говорят, что это настоящее «чудо» - им пришлось пройти через серьезные трудности в ходе борьбы за жизнь малышки.
Недоношенная девочка, ступни ножек которой были размером с пенни, родилась в Великобритании. Виктории Брэдли, 37 лет, сообщили, что ее дочь, скорее всего, умрет. Но у маленькой Франчески Брэдли Карран была огромная воля к жизни. А ведь родись она на 48 часов раньше, ей бы не была оказана врачебная помощь. Согласно действующему законодательству Великобритании, дети, рожденные до срока, когда еще можно делать аборт, не считаются «жизнеспособными» из-за их низкой выживаемости.
Но хотя показатели выживаемости таких деток низки, и их тела зачастую недостаточно развиты, бывают и исключения. Тем не менее, девять месяцев этот «чудо-ребенок» сражался с менингитом, сепсисом и проблемами с легкими.

Г-жа Брэдли из Ливерпуля, получила на память слепок крошечных следов ее дочери - медики сделали их, так как не ожидали, что она выживет.
Но теперь Франческа жива и здорова, ее выписали из больницы только через 17 недель после рождения. Г-жа Брэдли сказала: "Это просто здорово, наконец, приехать в свой дом. Я не думала, что доченька будет здесь. Страшно думать, если бы она появилась всего за два дня раньше, нам бы никто не помог спасти ее."

Медсестры позволили матери побыть с дочкой всего в течение нескольких часов, а затем поместили ее в изоляцию на отделении интенсивной терапии. Она добавила: «Я думала, что дитя все еще было больше похоже на плод. Ее кожа была прозрачной, и у нее не было бровей и ресниц. Ее глаза еще не были открыты. Она была просто нереально крошечная, ужас. Нам сказали, что она не выживет. Она сразу подхватила кучу инфекций."

В настоящее время аборты в Великобритании проводятся до 24-й недели беременности, и только с 25 недели плод считается человеком. Тем не менее, при определенных обстоятельствах, беременность может быть прервана и на этом сроке, если существует риск для матери или ребенка.
Тем, кто родился на сроке до 24 недель, медики не обязаны оказывать помощь и реанимировать, поскольку они не считаются "жизнеспособными". Но исследование, проведенное в 2006 году предположило, что 19% детей, рожденных в возрасте 23 недели выжили, в результате чего многие утверждают, что этот предел должен быть снижен.
В прошлом году Королевский колледж акушерок утверждал, что женщина, должна иметь возможность прервать беременность в любой момент, не опасаясь уголовного преследования. Эта позиция подверглась жесткой критике, так как есть основания полагать, что некоторые захотят прервать беременность, если плод "не того" пола, которого бы хотелось. Кампания в прессе началась после того, как 24-летняя женщина была заключена в тюрьму за намеренно вызванный выкидыш на восьмом месяце беременности.

Г-жа Брэдли имела диагноз бесплодие и была уверена, что никогда не сможет иметь детей из-за проблем с яичниками. Она и ее партнер, Пол Каран, 46 лет, были в шоке, узнав, что она забеременела. Беременность протекала очень тяжело, женщина испытывала боли в спине и сильный токсикоз, и на 24 неделе она??была доставлена??в больницу Ливерпуля 22 апреля, где родила дочь естественным путем.
Разместив малышку в инкубаторе на отделении интенсивной терапии, команда из 15 врачей и медсестер сражались, чтобы девочка осталась ее в живых. Прошло 11 минут, прежде чем она смогла сделать первый вдох.

Девочка перенесла 15 переливаний крови и лазерную хирургическую операцию глаз, чтобы не ослепнуть после сканирования. В первые несколько недель жизни также должна была победить менингит, сепсис, два случая отказа легких и проблемы с почками.
Г-жа Брэдли добавила: "Она просто продолжала становиться все сильнее с каждым днем." Через восемь недель она смогла жить без инкубатора, и это поразило врачей - они не перестают твердить, что это чудо, что она выжила. Гордая мать сделала татуировку крошечных следов Франчески на своем запястье, чтобы символически увековечить битву ее дочери за жизнь.

– это дети, родившиеся ранее срока родов, функционально незрелые, с массой ниже 2500 г и длиной тела менее 45 см. Клинические признаки недоношенности включают непропорциональное телосложение, открытые швы черепа и малый родничок, невыраженность подкожно-жирового слоя, гиперемию кожных покровов, недоразвитие половых органов, слабость или отсутствие рефлексов, слабый крик, интенсивную и длительную желтуху и др. Выхаживание недоношенных детей подразумевает организацию специального ухода - температурного режима, влажности, уровня оксигенации, вскармливания, при необходимости – проведение интенсивной терапии.

Общие сведения

Недоношенными считаются дети, рожденные в период с 28 по 37 неделю беременности, имеющие массу тела 1000-2500 г и длину тела 35-45 см. Наиболее устойчивым критерием считается срок гестации; антропометрические показатели, в силу их значительной вариабельности, относятся к условным критериям недоношенности. Ежегодно в результате самопроизвольных преждевременных родов или искусственно индуцированного прерывания беременности на поздних сроках недоношенными появляются на свет 5-10% детей от общего числа новорожденных.

По определению ВОЗ (1974 г.), плод считается жизнеспособным при гестационном сроке более 22 недель, массе тела от 500 г, длине тела от 25 см. В отечественной неонатологии и педиатрии рождение плода ранее 28 недели гестации, имеющего массу тела менее 1000 г и длину менее 35 см расценивается как поздний выкидыш . Однако, если такой ребенок родился живым и прожил после рождения не менее 7 суток, он регистрируется как недоношенный. Уровень неонатальной смертности среди недоношенных детей намного выше такового среди доношенных младенцев, и в значительной мере зависит от качества оказания медицинской помощи в первые минуты и дни жизни ребенка.

Причины недоношенности

Все причины, приводящие к рождению недоношенных детей можно объединить в несколько групп. К первой группе относятся социально-биологические факторы, включающие слишком юный или пожилой возраст родителей (моложе 18 и старше 40 лет), вредные привычки беременной, недостаточное питание и неудовлетворительные бытовые условия, профессиональные вредности, неблагоприятный психоэмоциональный фон и др. Риск преждевременного родоразрешения и рождения недоношенных детей выше у женщин, не планировавших беременность и пренебрегающих медицинским сопровождением беременности.

Вторую группу причин составляет отягощенный акушерско-гинекологической анамнез и патологическое течение настоящей беременности у будущей мамы. Здесь наибольшее значение имеют аборты в анамнезе, многоплодие, гестозы , гемолитическая болезнь плода , преждевременная отслойка плаценты . Причиной рождения недоношенных детей могут служить непродолжительные (менее 2-х лет) интервалы между родами. Нередко недоношенные дети рождаются у женщин, прибегающих к экстракорпоральному оплодотворению , однако это связано не с самим фактом использования ВРТ, а скорее – с «женским» фактором, препятствующим оплодотворению естественным путем. Неблагоприятно на вынашивании беременности сказываются гинекологические заболевания и пороки развития гениталий: цервицит , эндометрит , оофорит , фиброма , эндометриоз , двурогая седловидная матка , гипоплазия матки и др.

К третьей группе причин, нарушающих нормальное созревание плода и обуславливающих повышенную вероятность рождения недоношенных детей, относятся различные экстрагенитальные заболевания матери: сахарный диабет , гипертоническая болезнь , пороки сердца , пиелонефрит , ревматизм и др. Часто преждевременные роды провоцируются острыми инфекционными заболеваниями, перенесенными женщиной на поздних сроках гестации.

Наконец, рождение недоношенных детей может быть связано с патологией и аномальным развитием самого плода: хромосомными и генетическими болезнями, внутриутробными инфекциями, тяжелыми пороками развития.

Классификация недоношенности

С учетом обозначенных критериев (срока гестации, массы и длины тела) выделяют 4 степени недоношенности:

I степень недоношенности – родоразрешение происходит на сроке 36-37 недель гестации; масса тела ребенка при рождении составляет 2500-2001 г, длина – 45-41 см.

II степень недоношенности - родоразрешение происходит на сроке 32-35 недель гестации; масса тела ребенка при рождении составляет 2001-2500 г, длина – 40-36 см.

III степень недоношен ности - родоразрешение происходит на сроке 31-28 недель гестации; масса тела ребенка при рождении составляет 1500-1001 г, длина – 35-30 см.

IV степень недоношенности - родоразрешение происходит ранее 28 недель гестации; масса тела ребенка при рождении составляет менее 1000 г, длина – менее 30 см. В отношении таких детей используется термин «недоношенные с экстремально низкой массой тела».

Внешние признаки недоношенности

Для недоношенных детей характерен ряд клинических признаков, выраженность которых коррелирует со степенью недоношенности.

Глубоко недоношенные дети, имеющие массу тела гипотрофия II-II степени), телосложение ребенка непропорциональное (голова большая и составляет примерно 1/3 от длины тела, конечности относительно короткие). Живот большой, распластанный с явно заметным расхождением прямых мышц, пупок расположен в нижней части живота.

У глубоко недоношенных детей все роднички и швы черепа открыты, черепные кости податливые, мозговой череп преобладает над лицевым. Характерно недоразвитие ушных раковин, слабое развитие ногтей (ногтевые пластинки не доходят до кончиков пальцев), слабая пигментация сосков и околососковых кружков. Половые органы у недоношенных детей недоразвиты: у девочек отмечается зияние половой щели, у мальчиков – неопущение яичек в мошонку (крипторхизм).

Недоношенные дети, рожденные на сроке 33-34 недели гестации и позже, характеризуются большей зрелостью. Их внешний облик отличается розовым цветом кожных покровов, отсутствием пушка на лице и туловище, более пропорциональным телосложением (меньшей головой, более высоким расположением пупка и пр.). У недоношенных детей I-II степени сформированы изгибы ушных раковин, выражена пигментация сосков и околососковых кружков. У девочек большие половые губы практически полностью прикрывают половую щель; у мальчиков яички расположены у входа в мошонку.

Анатомо-физиологические особенности недоношенных детей

Недоношенность определяется не столько антропометрическими показателями, сколько морфофункциональной незрелостью жизненно важных органов и систем организма.

Характерными особенностями органов дыхания у недоношенных детей являются узость верхних дыхательных путей, высокое стояние диафрагмы, податливость грудной клетки, перпендикулярное расположение ребер относительно грудины. Данные морфологические особенности недоношенных детей обусловливают поверхностное, частое, ослабленное дыхание (40-70 в мин.), склонность к апноэ длительностью 5-10 секунд (апноэ недоношенных). Вследствие недоразвития эластической ткани легких, незрелости альвеол, сниженного содержания сурфактанта у недоношенных детей легко возникает синдром дыхательных расстройств (застойные пневмонии , респираторный дистресс-синдром).

Незрелость сердечно-сосудистой системы характеризуется лабильностью пульса, тахикардией 120-180 в мин., приглушенностью сердечных тонов, артериальной гипотонией (55-65/20-30 мм рт. ст.). При наличии врожденных пороков сердца (открытого Боталлова протока , открытого овального окна) могут выслушиваться шумы. Вследствие повышенной ломкости и проницаемости сосудистых стенок легко возникают кровоизлияния (подкожные, во внутренние органы, в мозг).

Морфологическими признаками незрелости ЦНС у недоношенных детей служат слабая дифференцировка серого и белого вещества, сглаженность борозд мозга, неполная миелинизация нервных волокон, обедненная васкуляризация подкорковых зон. Мышечный тонус у недоношенных детей слабый, физиологические рефлексы и двигательная активность снижены, реакция на раздражители замедлена, терморегуляция нарушена, имеется склонность как к гипо-, так и гипертермии. В первые 2-3 недели у недоношенного ребенка могут возникать преходящий нистагм и косоглазие , тремор, вздрагивания, клонус стоп.

У недоношенных детей отмечается функциональная незрелость всех отделов желудочно-кишечного тракта и низкая ферментовыделительная активность. В связи с этим недоношенные дети предрасположены к срыгиваниям, развитию метеоризма, дисбактериоза . Желтуха у недоношенных детей выражена интенсивнее и сохраняется дольше, чем у доношенных новорожденных. Вследствие незрелости ферментных систем печени, повышенной проницаемости гематоэнцефалического барьера и бурного распада эритроцитов у недоношенных детей может легко развиваться билирубиновая энцефалопатия.

Функциональная незрелость почек у недоношенных детей приводит к изменению электролитного баланса (гипокальциемии, гипомагниемии, гипернатриемии, гиперкалиемии), декомпенсированному метаболическому ацидозу, склонности к возникновению отеков и быстрому обезвоживанию при неадекватном уходе.

Деятельность эндокринной системы характеризуется задержкой становления циркадного ритма выделения гормонов, быстрым истощением желез. У недоношенных детей отмечается низкий синтез катехоламинов, часто развивается транзиторный гипотиреоз , в первые дни жизни редко проявляется половой криз (физиологический мастит , физиологический вульвовагинит у девочек).

У недоношенных детей более быстрыми темпами, чем у доношенных, развивается ранняя анемия , имеется повышенный риск развития септицемии (сепсиса) и септикопиемии (гнойного менингита , остеомиелита , язвенно-некротического энтероколита).

В течение первого года жизни нарастание массы и длины тела у недоношенных детей происходит очень интенсивно. Однако по антропометрическим показателям недоношенные дети догоняют рожденных в срок сверстников только к 2-3 годам (иногда к 5-6 годам). Отставание в психомоторном и речевом развитии у недоношенных детей зависит от степени недоношенности и сопутствующей патологии. При благоприятном сценарии развития недоношенного ребенка выравнивание происходит на 2-ом году жизни.

Дальнейшее физическое и психомоторное развитие недоношенных детей может идти наравне со сверстниками или запаздывать.

Среди недоношенных детей чаще, чем среди доношенных сверстников встречаются неврологические нарушения: астено-вегетативный синдром, гидроцефалия , судорожный синдром, вегето-сосудистая дистония , детский церебральный паралич , гиперактивность , функциональная дислалия либо дизартрия . Почти у трети недоношенных детей обнаруживается патология органа зрения – близорукость и астигматизм различной степени выраженности, глаукома , косоглазие, отслойка сетчатки , атрофия зрительного нерва . Недоношенные дети склонны к частым повторным

Глубоко недоношенные дети сразу после рождения помещаются в кувезы, где с учетом состояния ребенка поддерживается постоянная температура (32-35°С), влажность (в первые дни около 90%, затем 60-50%), уровень оксигенации (около 30%). Недоношенные дети I-II степени обычно размещаются в кроватках с обогревом или в обычных кроватках в специальных боксах, где поддерживается температура воздуха 24-25°С.

Недоношенные дети, способные самостоятельно поддерживать нормальную температуру тела, достигшие массы тела 2000 г, имеющие хорошую эпителизацию пупочной ранки, могут быть выписаны домой. Второй этап выхаживания в специализированных отделениях детских стационаров показан недоношенным, не достигшим в первые 2 недели массы тела 2000 г, и детям с перинатальной патологией.

Кормление недоношенных детей следует начинать уже в первые часы жизни. Дети с отсутствующим сосательным и глотательным рефлексами получают питание через желудочный зонд; если сосательный рефлекс выражен достаточно, но масса тела менее 1800 г – ребенка вскармливают через соску; дети с массой тела свыше 1800 г могут быть приложены к груди. Кратность кормлений недоношенных детей I-II степени 7-8 раз в сутки; III и IV степени - 10 раз в сутки. Расчет питания производится по специальным формулам.

В возрасте 1 года детям необходима консультация логопеда и детского психиатра .

С 2-недельного возраста недоношенные дети нуждаются в профилактике железодефицитной анемии и рахита . Профилактические прививки недоношенным детям выполняются по индивидуальному графику. На первом году жизни рекомендуются повторные курсы детского массажа , гимнастики, индивидуальных оздоровительных и закаливающих процедур.