Исполнился 1 месяц. Главные правила для мамы. Уход за месячным малышом: режим дня, гимнастика, массаж

Первый месяц в жизни младенца тянется невероятно долго! Во всяком случае, именно так кажется мамам, которые каждую минуту находятся рядом с крохой, а нередко не выходят из дома из-за холода или, наоборот, жары на улице. Но этот период позади и ваш малыш уже изменился. Заметили? Каким должно быть правильное развитие ребенка в 1 месяц, и какие полезные навыки стоит развивать уже сегодня?

С каждым днем ваш кроха становится все красивее. С личика уже ушла отечность, благодаря чему явно стали видны его черты. Теперь можно сравнить, на кого больше похож малыш, хотя эта схожесть может еще и несколько раз измениться.

Особенности физиологии младенца

Новорожденный ребенок 1 месяц уже не испытывает дискомфорта гипертонуса мышц, который сжимал кулачки крохи и заставлял прижимать ручки к телу. Они движутся свободно и неосознанно, так как младенец еще не научился управлять ими.

Пупочная ранка полностью зажила, превратившись в настоящий пупочек. А сон ребенка в 1 месяц столь продолжительный, что позволяет маме, наконец, почувствовать чуть больше свободы в выполнении домашних дел. В течение дня кроха будет спать не менее 6 раз, общее время отдыха составит 6-7 часов. Еще часов 8-10 малыш поспит ночью, возможно даже не потревожив вас для ночного кормления. Даже самые активные крохи месячного возраста бодрствуют лишь 6 часов в сутки, а настоящие сони отдыхают все 20 часов.

Стул ребенка в 1 месяц крайне индивидуален. Одни крохи могут радовать маму грязным подгузником хоть после каждого кормления, до 10 раз в сутки. В среднем же количество каканий составляет 4-6. Есть и совсем сдержанные малыши, которые опорожняют кишечник через день (особенно это актуально для искусственников). Но если кроха чувствует себя хорошо, его не беспокоит животик, который абсолютно мягкий, значит столь редкие испражнения для него норма.

Вес ребенка в 1 месяц также индивидуален, как и показатели роста, окружности головы.

Первое взвешивание в кабинете педиатра в 1 месяц жизни ребенка покажет динамику набора веса и его роста. Его показатели растут, значит, физическое развитие ребенка 1 месяца жизни проходит нормально.

Основные навыки

Что должен уметь делать ребенок в 1 месяц? Кушать и спать? Вовсе нет! Навыки ребенка в 1 месяц куда более разнообразны! Кроха умеет:

Особенности ухода для правильного развития

Правильный уход за ребенком 1 месяца обеспечит и его правильное развитие. Что вам нужно делать? Просто находиться рядом все время, которое вы можете себе позволить, и реагировать на просьбы малыша «по первому писку». Чаще берите его на руки, разговаривайте, играйте. И не обращайте внимания на советы бабушек и соседок, которые считают, что такое поведение сделает из ребенка эгоиста. Как раз наоборот. Детки, обделенные заботой мамы, чаще начинают кричать без причины просто, чтобы привлечь ее внимание. Малыш же, который знает, что мама придет по первому зову, лишний раз плакать не станет.

Игры

Развивать внимание и тактильные навыки ребенка помогут:

  • крупные контрастные фигурки и яркие игрушки тех цветов, которые младенец уже различает;
  • черно-белые картинки с крупными спиральными узорами или в виде шахматной доски;
  • воздушные шарики;
  • мобиль - или детская карусель с крупными фигурками и музыкой. Пусть количество этих фигурок будет небольшим, достаточно 3-4 шт.;
  • развивающий коврик или дуга - с последней можно играть просто в кроватке.

Плавание

Для новорожденного 1 месяца развитие вполне может включать грудничковое плавание в бассейне вместе с мамой и инструктором. Также можно плавать в домашней ванне. Купите для малыша надувной круг-бублик на шею и наберите полную ванную воды комфортной температуры. Опустите кроху в воду и помогите ему освоиться, придерживая под ручки. Уже на 3 раз ребенок с удовольствием будет плескаться сам, перемещаясь в воде. А вы сможете просто находиться рядом.

Начиная с 1 месяца жизни, развитие крохи будет очень активным. Ловите каждый момент, вооружившись фотоаппаратом. Уже через год вы будете с радостью рассматривать снимки, удивляясь, сколько всего умел ваш ребенок!

Распечатать

Вот и прошёл месяц после рождения малыша. Этот месяц был полон беспокойства, бессонных ночей и величайшей ответственности. Но вместе с тем это время радостных перемен, потрясающего чувства материнства, знакомства с самым родным человечком на земле.

Первые дни дома – это период становления отношений между малышом и родителями, взаимного приспособления друг к другу и к новым условиям существования. Это период поиска оптимальных и компромиссных вариантов решения проблем, которые возникают.

О своих проблемах малыш может сообщить только криком и повышенным беспокойством. А родители, безусловно, спешат выяснить причины и ищут, чем можно помочь и что нужно делать.

Ребёнок в 1 месяц плачет часто потому, что другого способа сообщить окружающим о своих неприятностях у него нет. Конечно, инстинктивное желание мамы немедленно взять на руки малыша целиком оправданно. Не стоит слушать, что таким образом можно дитя разбаловать: он должен быть уверенным, что его всегда утешат.

Это только на первый взгляд кажется, что все дети плачут всегда одинаково. Но очень скоро мама понимает, что ребёнок меняет интонацию в зависимости от причины. С помощью плача малыш может проявлять различные эмоции – обиду, жалобу, беспокойство, душевные страдания и др. Чтобы родителям можно было легче сориентироваться и помочь своему малышу, различают основные характеристики плача.

Виды и причины плача ребёнка

  1. Зазывной плач – ребёнок кричит несколько секунд, потом делает паузу в ожидании результата, потом кричит чуть дольше и снова умолкает. Такой цикл может повториться несколько раз, пока не перейдет в сплошной крик.
  2. Голодный плач начинается с зазывного плача. Если при этом мама взяла малыша на руки и не приложила к груди, начинается сердитый плач с характерными ищущими движениями головой. Если и после этого не покормить, плач переходит в сплошной крик во всю мочь.
  3. Плач при боли – монотонный беспрерывный плач, во время которого периодически возникают крики, скорее всего, показывает на усиление боли.
  4. Плач из-за желания уснуть. Особенности нервной системы таковы, что малыш легко переутомляется. При этом звучит достаточно монотонное хныканье, жалоба, которая сопровождается зеванием и частым морганием глазками.
  5. Плач при дискомфорте – малышу может быть холодно или жарко, может беспокоить опрелость или неудобное укутывание.

Любящие и внимательные родители очень быстро начинают разбираться в видах плача своего малыша и делают всё для того, чтобы ему стало легче.

Боли в животике

Если ребёнку 1 месяц, и он всё-таки плачет из-за боли, необходимо как можно раньше устранить её источник. Очень часто месячный ребёнок страдает от колик в кишечнике – спазмов, появляющихся при увеличении газообразования в кишечнике. Таким образом кишечник малыша приспосабливается к новым условиям питания. При болях в животике кроха активно двигает ножками, как будто перебирая ими. Малыш испытывает во время спазма сильную боль и своим криком просит о помощи. Есть несколько способов помочь ребёнку справиться с проблемой колик.

  • В первую очередь необходимо взять малыша на руки и прижать к себе, положив головку на своё плечо или положить животиком к себе на колени. Тепло расслабит мышцы кишечника и спазм ослабнет. С этой же целью можно приложить к животику младенца нагретую тёплую пелёнку. Иногда помогает массаж животика. Главное, чтобы малыш чувствовал, что мама рядом в такой неприятный момент и готова помочь.
  • Можно дать малышу настой специальной смеси трав, которые оказывают спазмолитическое действие, а также другие лекарства, но только по назначению врача.
  • Часто молодые родители пользуются газоотводной трубочкой, но ею злоупотреблять нельзя.
  • Мамы, кормящие грудью, должны очень тщательно контролировать своё питание. Употребление крепкого чая, кофе, капусты, бобовых, запретных овощей и фруктов может вызвать колики у малыша.

Ушная боль

У малыша может болеть не только животик. Часто это может быть ушная боль. Чаще так и происходит, если у ребёнка насморк. При неприятных ощущениях в ушках месячный малыш часто крутит головкой. Насморк часто приводит к воспалению среднего уха в таком возрасте.

Если родители заподозрили воспаление ушка у ребёнка, нужно обязательно обратиться к врачу, сначала к отоларингологу, затем – к педиатру. Возможно, врач назначит согревающий компресс на ушко или капли в нос.

Опрелости

Уход за малышом в один месяц – ежедневная работа мамы. Просыпаясь вместе с малышом, мама спешить поскорее его помыть, накормить, переодеть. А как она рада получить приветливую и радостную улыбку своего чада! Нужно посмотреть, как он подрос и окреп за ночь, а вместе с тем выяснить, нет ли ещё каких-либо изменений.

Переодевая малыша, обязательно следует внимательно осмотреть его кожу, ведь она отражает всё, что происходит в его организме. Особенное внимание нужно обратить на подмышечные впадины, область за ушками, складки на шее, в паховой области, ягодичные сладки, на ручках и ножках. В этих местах может обнаружиться опрелость, которая будет беспокоить малыша.

Опрелости – это покрасневшие участки нежной кожи ребёнка, которая воспаляется, становится болезненной. Поражённая кожа легко инфицируется, раздражается и беспокоит кроху. Опрелости необходимо ликвидировать как можно раньше. Их нужно промывать отварами ромашки, ноготков, зверобоя или другим раствором, имеющим слабое противомикробное действие. После этого следует промокательными движениями осушить кожу младенца. Можно воспользоваться детской присыпкой и стерильным детским маслом.

Следим за стулом

Беспокойство и плач ребёнка могут быть результатом нарушения работы желудочно-кишечного тракта. Частота испражнений у малышей в возрасте 1 месяца может быть разной. Малыш на грудном вскармливании обычно ходит в туалет по-большому после каждого приёма пищи, детки на искусственном вскармливании – раз в день или даже через день. Всё это – варианты нормы.

Важно, чтобы каловые массы были мягкими, однородными, а ребёнок оставался спокойным и нормально набирал вес. Если у ребёнка подозрение на запор, можно попробовать погладить его животик по часовой стрелке, прижать ножки к животику, сделать легкую гимнастику и подождать. Если малыш безрезультатно тужится, ему можно помочь, вставив газоотводную трубочку. Маме, которая кормит грудью, необходимо более тщательно относится к своему рациону.

Не кутаем

Важно правильно одевать малыша в первый месяц жизни. Следует помнить, что у детей первых месяцев жизни терморегуляция организма ещё не установилась окончательно. Если у ребёнка повышена температура тела, это может быть результатом простого перегрева.

Следует посмотреть, не слишком ли укутан малыш. Затем разверните его и осмотрите кожу: если она красная, а тем более влажная, то, конечно, малышу жарко. Если ребёнок пытается раскрыться, а его кожа красная и горячая на ощупь, необходимо раздеть его, оставив в более легкой одежде, пока кожа не приобретет нормальный цвет. Дайте малышу попить кипячённой остывшей водички.

Любовь и забота

Молодые родители должны знать, что иногда не от того, что голодный или что-то болит. Возможно, это простая просьба, чтобы его взяли на руки. Такое желание является естественной потребностью контакта с мамой. Если малышу месяц, его нельзя оставлять одного плакать, ожидая, пока он замолчит. Такая практика давно устарела.

Конечно, малыш умолкнет рано или поздно из-за усталости, но необходимость в маминых руках у него останется. Только к ней ещё добавится ощущение, что его бросили, что ему недостаточно любви и понимания. Такое равнодушие родителей может привести в будущем к тому, что малыш вырастет нелюдимым, замкнутым, с ним нелегко будет общаться. Именно поэтому дети, находящиеся в детских домах, редко плачут. Они знают, что на их плач не откликнутся, их не будут брать на руки так часто, как им хочется. Крохе в первую очередь необходимы любовь и забота, ведь с первых дней идёт формирование личности. Если малыша часто берут на руки, это вовсе не значит, что он вырастет избалованным и неженкой, как побаиваются некоторые родители.

Что умеет малыш в этом возрасте

Позади первый месяц малыша, развитие его прогрессирует. Ребёнок уже адаптировался к новым жизненным условиям, постепенно все функции маленького организма налаживают свою работу. Он значительно отличается от беспомощного новорождённого малыша, у него появляются новые навыки ребёнка в 1 месяц.

  1. Во-первых, ребёнок 1 месяца подрос примерно на 3 см и значительно прибавил в весе. В среднем это около 800 грамм. Если мама прикладывала его к груди по требованию, то возможна прибавка около килограмма.
  2. Развивается зрительная функция. Кроха не только умеет удерживать в поле зрения неподвижный предмет, но и следит за плавно движущейся игрушкой.
  3. Прислушивается к голосу взрослого, звучащей игрушке или музыке.
  4. Ручки в основном сжаты в кулачок, выражен хватательный рефлекс.
  5. Лёжа на животике пытается поднимать головку и удерживать ее.
  6. Выдает отдельные звуки в ответ на обращение к нему.

Малыш быстро привыкает к новым условиям жизни и окружению, он начинает улыбаться маме. Это означает, что у малыша всё хорошо, и он ищет общение. У ребёнка возникает интерес к близким, желание привлечь их внимание улыбкой, гуканьем и оживлением.

Малыш начинает эмоционально реагировать на взрослых. Если родители берут малыша на руки, общаются с ребёнком, подносят к разным предметам, то этим они развивают его эмоциональную и информационную потребность. Ничего, что ребёнок ещё слишком маленький. Для него крайне необходимо, чтобы близкие проявляли свою любовь и заботу ласковыми словами, интонацией голоса, улыбкой, нежными прикосновениями, тогда он будет расти здоровым, счастливым и жизнерадостным.

Почти все молодые мамы вспоминают свое возвращение из роддома примерно так: «Я положила малыша в кроватку и с ужасом осознала, что не знаю, что делать дальше…» . Первый месяц жизни ребенка — это, своего рода, «боевое крещение» молодых родителей .

Мама и малыш первый день дома

Стресс первых дней, когда родители остались один на один с ребенком, должен быть сведен к минимуму. Для этого:

  1. Отложите все другие дела, не связанные с адаптацией ребенка и семьи к новым условиям жизни. Другие дела подождут!
  2. В первые дни сведите к минимуму посещение посторонних людей (сослуживцев, соседей, друзей). Пребывая в роддоме, малыш и мама находились в стрессовой ситуации: малыш – рождаясь, адаптировался к новым жизненным условиям, а мама, испытывала сильнейшие эмоции — от невероятной боли, страха, тревоги до умиротворения и счастья. Поэтому, оказавшись дома, оба крайне нуждаются в заботе, уюте и внимании.
  3. В первый день возвращения для мамы и для ребенка важно сохранить установившийся в роддоме режим кормления и сна малыша.
  4. Именно сейчас маме пригодится опыт и навыки по уходу за ребенком, полученные ею в роддоме.

Не стоит бояться, если…

И вот малыш дома, и у родителей есть возможность быть постоянно рядом и наблюдать за ним. И тут может возникнуть тревога: на носике и лобике появилось много мелких прыщиков, цвет лица красный или желтоватый, появилась шелушащаяся кожа, ручки и ножки бывают синюшного цвета. Иногда родители замечают, что глазки ребенка как бы «бегают в разные стороны», нескоординированы или начинают «косить». Тревогу вызывает периодический плач ребенка, причем без появления слез.

Да, на самом деле, новорожденный ребенок в первый месяц может иметь все эти признаки, но со временем они пройдут. Это происходит адаптация ребенка к новым условиям после внутриутробного пребывания.

Нормальный цвет лица появится в течение недели, а слезки у малышей — через 3-4 недели.

Не стоит бояться, если головка новорожденного имеет несколько деформированную форму. Связано это с его прохождением через родовые пути. Со временем головка примет нормальную форму, для чего достаточно периодически во время сна поворачивать малыша с одного бока на другой.

Плач не всегда является проявлением болезненного состояния. Плачем ребенок привлекает к себе внимание, просит кушать, указывает на дискомфорт и желание спать. Буквально, через неделю мама прекрасно научится распознавать требования малыша, передаваемые через плач ().

Часто грудной ребенок плачет по причине беспокойства из-за так называемых кишечных колик, так что настоятельно рекомендуем ознакомиться со статьей ? Из-за колик, многие мамы просто сходят с ума и не понимают, ну что же так сильно беспокоит их малыша.

Так же малыша могут беспокоить газики:

Уход за ребенком

Первый месяц жизни ребенка — это адаптационный период, который проходит новорожденный и семья. При этом происходит перераспределение обязанностей между родителями и меняется ритм жизни всей семьи.

Самое главное и важное, что нужно сейчас малышу, — это уход. Он подразумевает под собой ряд процедур:

  • Кормление;
  • Бодрствование;
  • Купание;
  • Гигиена;
  • Прогулки на улице;
  • Закаливание и массаж.

Видео: Уход за малышом в первые дни жизни

Устанавливать ли режим ребенку?

Режим «сон-кормление-бодрствование» здоровый ребенок установит самостоятельно в зависимости от своей физиологии. Сон (до 2-3 часов), бодрствование (30-60 мин.) и кормление — это основная «работа» новорожденного. Не переживайте, если малыш не уснул, как вам кажется, вовремя. Дело в том, что биоритмы у новорожденных настолько четко отлажены, что родителям остается только поддерживать этот ритм, а изучив поведение малыша, они очень легко смогут распознавать «требования» ребенка. К концу второго месяца жизни у крохи сформируется свой режим дня.

Когда проводить первое купание

Купание новорожденного можно провести после отпадания пуповины и заживления пупочной ранки. До этого момента ребенка лучше обтирать, предварительно приготовив все необходимое: теплую воду, пеленальный столик, ватные шарики, детское мыло, пеленки для укутывания, крема и присыпки.

Режим купания на первом месяце жизни родители выбирают самостоятельно. Состояние кожных покровов ребенка не требует ежедневного купания. Это, в большинстве случаев, приятная процедура для новорожденного. Однако не все дети любят купаться. В таком случае, проводите ежедневные обтирания. Купать достаточно 2-3 раза в неделю. В воду можно добавлять настои трав. Использование мыла также определяется индивидуально, исходя из чувствительности кожи малыша.

Видео: первое купание новорожденного малыша — советы

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Обязательные процедуры гигиены

Гигиенические процедуры должны проводиться ежедневно. Сюда входит:

  • Умывание;
  • Подмывание;
  • Уход за глазками, носиком, ушками;
  • Осмотр кожи;
  • При необходимости обработка пупка ();
  • Расчесывание;
  • Удаление себорейных корочек на головке;
  • Стрижка ноготков на пальчиках ручек и ножек;

Читаем по теме гигиены и ухода:

Видео: гигиена новорожденного — уши, глаза, нос, кожа

Прогулки и закаливающие процедуры – залог здоровья

Важное значение в развитии здорового малыша имеет прогулка. Первый глоток воздуха новорожденный сделал по выходу из роддома. В дальнейшем прогулки будут зависеть от времени года и температуры за окном.

Система регуляции теплообмена у новорожденных несовершенна, поэтому родителям надо серьезно подойти к вопросу прогулок в холодное время года. В некоторых случаях, есть смысл выносить ребенка на балкон на несколько минут или устраивать ему сон при открытом окне.

До момента окончания сна, комната должна быть согрета до обычной температуры (). Естественно, ребенок для таких «прогулок» должен быть соответствующе одет. Одевайте и укрывайте ребенка так, как бы оделись вы и добавьте еще один слой (например, дополнительное одеяльце или кофточка).

Со второй недели жизни можно начинать , закаливание и , объединив это в одной процедуре. Для начала малыша можно оставить в распашонке буквально на 1 мин., делая легкие поглаживания по всему тельцу. Если ребенок не выказывает недовольства, это должно стать ежедневной процедурой. Массаж служит укрепляющим и развивающим средством для мышц.

Наблюдайте за ребенком, изучайте его поведение и в дальнейшем вы будете «чувствовать» и легко его понимать.

Видео: прогулки с новорожденным

Рефлексы здорового ребенка первого месяца жизни

В том, что развитие ребенка в первый месяц жизни происходит в соответствии с установленными нормами, родители могут проверить дома сами. Ниже приведены основные рефлексы, присущие здоровым новорожденным деткам.

  1. Хватательный — ребенок рефлекторно схватывает и удерживает то, что касается его ладони.
  2. Поисковый и сосательный — если дотронутся до щечки малыша или провести вокруг области губ соской, ребенок поворачивает головку и делает сосущее движение губами, ища грудь.
  3. Если слегка надавить в области пальчиков стопы — пальчики согнутся, а если слегка надавить на пяточку — пальчики разойдутся «веером» и малыш пошевелит стопой.
  4. Проявляется реакция на громкий звук — малыш сводит и разводит ручки и ножки.
  5. Плавательный рефлекс — если малыша положить на животик, он совершает движения, похожие на плавательные.
  6. Имитация ходьбы — если ребенка поставить вертикально и дать опору ножкам, он будет совершать движения схожие с ходьбой.

Видео: Рефлексы новорожденного

Реакции и умения ребенка

Развитие ребенка в первый месяц жизни происходит как будто незаметно, но постоянно: при кормлении, на прогулках, в моменты бодрствования, при купании. И, в первую очередь, при общении с мамой, которую малыш уже начинает узнавать. Он слышит ее голос, чувствует интонацию, прикосновение рук и, самое главное, очень чутко реагирует на все действия. И если проследить развитие ребенка первого месяца, то можно определить приобретенные реакции и умения новорожденного, а именно.

У Вас месячный ребенок. Что важно знать об особенностях развития месячного ребенка? Какие задачи нужно решить маме за этот важный второй месяц его жизни, чтобы помочь малышу успешно развиваться? Как развивать малыша? Что будет уметь малыш к двум месяцам?

Месячный ребенок: особенности малыша и задачи его развития. Советы специалистов

Когда ребенку исполняется 1 месяц, заканчивается период новорожденности, и начинается период младенчества. Знаком перехода к новому периоду становится первая осознанная улыбка малыша маме (как ее отличить от физиологической улыбки — в статье ). Значит, период адаптации закончился. И перед нами – взрослыми — стоят новые задачи развития крохи. Эти задачи полезно знать каждой маме, чтобы не упустить важные моменты в развитии своего малыша.

Задача развития №1. Развитие эмоционального общения, предпосылок речевого и музыкального слуха

На втором месяце жизни происходит существенное изменение общения младенца с мамой. Он узнает ее, радуется ей, вслушивается в ее слова и… начинает ей отвечать! Постепенно малыш перестает быть бессловесным существом с единственным инструментом воздействия на окружающих – плачем. Сначала в ответ на слова мамы у малыша появляются гортанные звуки – гуканье – «гы», «гхы» и т.п. Со второго месяца жизни ребенок начинает тянуть гласные звуки – «эу», «ау». Такое пение называют «вокализацией». Вокализация – это отдельные гласные звуки, которые малыш тянет на выдохе и которые потом преобразуются в гуление. Очень важно, что в гулении малыш полностью сосредотачивается на звуках – «поет» самозабвенно и с удовольствием.Эти реакции только появляются к 2 месяцам, а в дальнейшем интенсивно развиваются.

Гуканье и гуление исключительно важны для развития речи ребенка. Именно в них малыш тренирует речевой аппарат, совершенствуется его гибкость, подвижность. Для того чтобы развить эти речевые реакции малыша, очень нужны его «диалоги» с мамой. Пока в таких диалогах малыш только воспринимает то, что говорит мама, а потом начинает понемногу «отвечать» ей звуками. Вот как их можно проводить с малышом:

Диалог 1. Мама наклонятся над кроваткой и отчетливо, медленно, как бы пропевая, произносит гласные звуки, тянет их в своей речи, интонационно выделяет гласные: «Вот и проснууууууууулась наша девочка! Ах,ты, моя хороооооошая да пригоооооожая! Потягууууууунюшки!» Такие диалоги с мамой активизируют голосовые реакции ребенка, он начинает «отвечать» маме звуками. Хочу подчеркнуть, что очень важно именно протягивание гласных в речи мамы, т.к. таким утрированным протягиванием гласных мы даем малышу образец для его собственных речевых реакций. Он начинает выделять эти звуки из потока речи, а затем начнет и произносить их! А это уже и развитие слухового внимания, и развитие речи малыша!

Диалог 2. Можно проводить диалоги с месячным ребенком только гласными, без слов. Называются такие диалоги «перекличками». В перекличках то взрослый повторяет за малышом, то малыш повторяет за взрослым. Вот как это описывает в своем дневнике наблюдения за сыном исследовательница детской речи Валентина Ветрова:

«После появления той знаменитой первой улыбки Сашенька стал улыбаться чаще и легче, и в это же время участились звуки, сопровождавшие проявление радости. Происходило это так: ребенок очень внимательно смотрел на склоненное над ним говорящее лицо близкого человека, затем раздвигал губы в улыбку и издавал на выдохе «АААА». Иногда появлялась и другая улыбка – робкая, как бы неумелая, с поднятием только одного уголка рта и без вокализации. В это же время, когда я наклонялась над ним и произносила «Аааа», как можно больше подражая его собственному возгласу, улыбалась и смотрела в глаза, наступала паузка: ребенок замирал, сосредотачивался на моем лице (или, может быть, губах?) и в ответ произносил «Аааа» несколько раз, с очень широкой и яркой улыбкой. Иногда, прежде чем произнести свои ответные звуки, малыш интенсивно шевелил губами, делал сосательные движения, вытягивал губы трубочкой, чмокал ими и только затем произносил понравившийся звук. Это наблюдение показывает, что общение со взрослыми оказывает благотворное воздействие на развитие младенца».

Именно такого уровня общения со взрослым достигает малыш к 2 месяцам, если с ним занимается мама. Но все дети разные: один будит всех своим «распеванием – гулением гласных» на рассвете, другой больше хмыкает себе под нос, третий «болтает – поет» весь день напролет.

1) здоровое бодрое состояние малыша,

2) его тесный контакт с любящей мамой, разговаривающей с младенцем, гладящей его, поющей ему песенки, колыбельные,

3) организация игр с предметами – игрушками, которые проводит взрослый с малышом. Как мы видим, все эти три условия полностью зависят от нас, взрослых, и от того, как мы общаемся с малышом.

Диалог 3. Диалог с месячным ребенком с варьированием интонации речи. Малыш уже в этом возрасте чувствует эмоциональную окрашенность речи мамы и реагирует именно на нее (слов он еще не понимает). Поэтому очень полезно говорить ему потешки или стишки, написанные в форме диалогов. Важно, что эти диалоги должны произноситься очень выразительно с разной интонацией – радостно, огорченно, строго, воспросительно и т.д. Например,

«Лааааааадушки, лааааааадушки – очень радостно

Где были? – вопросительно

У бабушки! – радостно» и т.д.

Диалог 4. Диалоги в ходе разных режимных моментов. Нужно продолжать петь малышу простые песенки или говорить простые стишки во время купания, одевания, игр, отхода ко сну, пробуждения. Обязательно сопровождать эти моменты жизни ребенка своей речью, разговаривать с малышом, задавать ему вопросы и отвечать самой за него: «Вот проснулась наша Танечка! Как спала? Хорошо спала. Глазки открыла, потянулась» или «Мы сейчас помоемся. Где же наши ручки? Вот наши ручки! Мойся, ручка. Где же наши ножки? Вот наши ножки. Мойся, ножка. Мойся, другая! Водичка тепленькая кап-кап, кап-кап капает на Ваню. С гуся вода, а с Ванюшки нашего худоба. Вода книзу. Дитя кверху. А сейчас вытремся полотенцем. Полотенечко у нас беленькое, тепленькое, мягонькое. Вот какой у нас Ванюша чистый да румяный» Такие диалоги – лучшее средство предупреждения речевых нарушений в дальнейшем развитии ребенка. Малыш еще слов не понимает, но уже накапливает пассивный словарь, учится сосредотачивать свое внимание на речевом потоке, выделять из речи отдельные слова и звуки, различать разные интонации в голосе мамы. А еще он учится выделять из потока речи свое имя – поэтому имя ребенка нужно произносить много раз в таких диалогах. Пока Вы не видите результата Ваших диалогов с месячным малышом. Может быть, подобные диалоги многим кажутся излишними – ведь не понимает еще младенец еще ничего!!! («Вот когда будет понимать – тогда и говорить будем» — так иногда размышляют) Но такие диалоги как раз очень нужны месячному малышу для его хорошего эмоционального и интеллектуального развития. Когда малыш начнет говорить, Вы вполне ощутите результат этих диалогов в успехах своего ребенка и поймете, что усилия вкладывали не зря. А вот начинать вести такие диалоги после года – это уже опоздание, т.к. время будет упущено!

Диалог 5. Колыбельная – это тоже диалог с малышом! Ему нужно обязательно петь колыбельные песни. Колыбельные песни мамы для младенца незаменимы! Причем младенцу нужно слышать именно голос мамы, которая в колыбельной поет именно ему, называя его по имени! Колыбельные являются для ребенка программой его дальнейшей будущей счастливой жизни и прямо связаны с успешностью человека в жизни. О том, какие колыбельные нужны младенцу и как правильно их петь, чтобы они развивали ребенка, можно прочитать в статье

Диалог 6. Диалог с малышом в пестушках. Для развития месячного ребенка очень важно сочетание – зрительное + двигательное + слуховое + тактильное ощущение. Это сочетание традиционно использовалось в пестушках. Пестование младенцев максимально соответствует задачам развития ребенка первого полугодия жизни. Отсутствие пестушек в жизни многих современных семей приводит к большим проблемам в развитии малышей, которые проявляются уже после года. Многие полезные пестушки для месячного малыша Вы найдете в статье

А в этом ролике Вы увидите целую коллекцию пестушек для малышей! Причем не просто услышите мелодию и слова, но и научитесь движениям, которые надо делать с ребенком. Раньше дети учились пестованию с детства, так как нянчили своих младших сестричек и братишек. А сейчас нам приходится восстанавливать этот полезный опыт развития младенцев и учиться этому уже взрослыми. В конце ролика Вы увидите потрясающие кадры – маленькую девочку, поющую пестушки как само собою разумеющееся т.к. она на этом выросла.

Развитие месячного ребенка находится в прямой зависимости от тех впечатлений, которые он получает из окружающего мира. Поэтому очень важно развивать зрение, слух, тактильную чувствительность малыша.

Задача развития №2: развитие зрительного сосредоточения

Задачу развития зрительного сосредоточения на игрушке мы уже начали решать на первом месяце жизни ребенка. И начали делать развивающие упражнения с крохой (см. ). В играх с месячных ребенком мы будем увеличивать длительность времени упражнений – учить малыша более длительно следить за движущимся предметом, более плавно вести свой взгляд по сложной траектории перемещения предмета, более длительно сосредотачивать на нем внимание (помните, что для этого мы передвигаем предмет, затем делаем остановку, чтобы малыш зафиксировал взгляд, затем снова передвигаем предмет и т.д.). Заниматься по-прежнему нужно несколько раз в день по 5 минуток, не более.

Что очень важно знать каждой маме месячного ребенка:

1.Младенец в возрасте одного месяца в отличие от новорожденного может с удовольствием рассматривать игрушки , висящие над ним в кроватке (расстояние до них должно быть 50 см от глаз ребенка).

2.Считается, что если до возраста 2-2,5 месяца вешать игрушки на расстоянии ниже 50 см, то есть риск возникновения косоглазия у малыша. Поэтому до 2,5 месяцев советуют игрушки помещать на расстоянии 50 см от головы малыша. Минимальное расстояние – 30-40 см. Ниже спускают игрушки только для игр с малышом — чтобы он мог дотянуться до них. После игры (обычно это не более 5 минут) игрушки поднимают на высоту 50 см.

С 2,5 месяцев ребенок уже подрос, изменяются ведущие задачи развития малыша и поэтому нужно изменить расстояние до игрушки. С 2,5 месяцев для развития малыша более целесообразно низко подвешивать игрушки, чтобы он мог захватить игрушку, тянуться к ней, удерживал ее в руках.

3.На игры с рассматриванием игрушек оказывает влияние то, где расположена кроватка малыша по отношению к источнику света. Лучше всего, если ребенок будет лежать головой к окну, чтобы свет не мешал ему рассматривать погремушки.

4.До 1 месяца малышу подвешивают одну игрушку для наблюдения за ней ребенком (см. «Упражнения для новорожденных»). С 1 месяца игрушек уже может быть несколько.

Очень полезно для ребенка наблюдать за покачивающейся или крутящейся игрушкой. Это может быть как одна игрушка, так и мобиль. Мобиль может быть как самодельный, так и готовый- музыкальный. Но нужно учесть, что одна и та же игрушка быстро надоест малышу. Ее хватит лишь на 3-4 дня наблюдений. Поэтому лучше всего приобрести мобиль, в котором можно менять игрушки. Делать это рекомендуется каждые 3-4 дня. На мобиль нужно подвешивать игрушки крупные (8-10 см), ярких цветов (больше всего привлекает внимание малыша алый и оранжевый цвет, но это не означает, что не нужны другие цвета) и разной формы. Игрушки рекомендуется заменять каждый 3-4 дня. Но потом, после перерыва, их можно снова подвешивать на мобиль, и они будут восприняты малышом как новые.

Для месячного ребенка можно использовать две связанные друг с другом погремушки. Для этого вторую новую погремушку привязывают лентой к первой погремушке, уже знакомой ребенку. Новую погремушку подвешивают на ленте на высоте 10 см, знакомую на высоте 30-40 см. Ребенок, слыша голос мамы, начинает шевелить ручками и ножками и случайно задевает нижнюю погремушку. При этом начинает раскачиваться верхняя погремушка, повешенная для рассматривания. Малыш начинает сосредотачивать свой взгляд на верхней качающейся игрушке и рассматривать ее. Эту игру можно продолжать не более 5 минут, после чего нижнюю погремушку нужно убрать, а верхнюю поднять выше на расстояние 50 см. Игра более 5 минут утомляет малыша. Сразу же это может быть и незаметно. Но проявится позже, когда кроха вдруг станет капризничать. Лучше еще раз повторить эту игру после сна.

Любят месячные малыши и такую полезную для них игру. Нужно связать погремушку и колокольчик лентой. А два оставшихся конца этой ленты опустить вниз. Игрушки должны висеть так, чтобы одна из них была на расстоянии 15-18 см от глаз малыша, а другая на расстоянии 30-40 см. Поглаживая ладошку малыша, вкладывают в нее концы ленты. Ребенок, начиная двигать ручками, случайно приводит в движение и подвешенные за ленты погремушку и колокольчик. Это его очень радует. Игра также длится не более 5 минут. После чего одну игрушку убирают. А вторую поднимают выше на расстояние 50 см от малыша.

Задача развития №3.Развитие тактильной чувствительности

Для развития тактильной чувствительности в играх с месячным ребенком используют:

  • Игры с прикосновениями, в которых мама, говоря с ребенком гладит его разными лоскутками: шелк, бархат, флис, шерсть, вата.
  • Мамин массаж с пестушками, о котором мы уже говорили.

Задача развития №4: развитие слухового сосредоточения

Очень важно развивать слуховое внимание месячного ребенка: учить его искать источник звука, находящийся на расстоянии 40-50 см, поворачивая при этом голову к звуку. Можно использовать колокольчик, неваляшку, бубен, музыкальный треугольник, шаркунок.

  • Сначала музыкальная игрушка должна появляться всегда в одном и том же месте и двигаться в одну и ту же сторону по горизонтали.
  • Когда малыш научится следить за звучащей игрушкой с поворотом головы вправо и влево, можно усложнить задачу и, звуча игрушкой, обходить вокруг его кроватки. Это учит малыша следить за удаленным звучащим предметом. Можно не только звучать игрушкой, но и петь песенку, обходя вокруг кроватки малыша или разговаривать с ним ласково. Главное – чтобы был перемещающийся источник приятного для ребенка звука.
  • Когда малыш научится следить за перемещающимся удаленным источником звука, можно еще усложнить для него задачу — менять местонахождение музыкальной игрушки, стимулируя ребенка искать, откуда идет звук. Каждый раз звук будет появляться из нового места – оттуда, где ребенок не ожидал его.

Для этого упражнения можно использовать детские музыкальные инструменты, самодельные шумовые музыкальные инструменты – шаркунки (простейшие из них – это бутылочки, наполненные горохом и т.д.), музыкальную шкатулку с мелодией. Месячному ребенку можно уже и поставить прослушать спокойную колыбельную или народную плясовую (1-2 минуты), чтобы малыш определил, откуда слышится музыка и вслушался в нее.

Для проведения таких игр с малышом нужны музыкальные игрушки с мелодичным нерезким звучанием. В том числе с возраста в 1 месяц можно использовать и мягкие тканевые погремушки-бубенцы (бубенчик зашит в хлопковый чехольчик с синтепоном), которые привязывают к ручке или ножке малыша. Каждый раз, когда малыш будет двигать ручкой или ножкой, бубенцы начинают звенеть. После игры бубенчик снимают с ручки или ножки.

Задача развития №5: развитие мышечной системы умения удерживать голову

Очень важно заниматься с месячным малышом, развивая его мышечную систему и умение удерживать голову. Трудности удерживания головы объясняются ее большим размером по отношении к телу, ведь пропорции тела малыша существенно отличаются от пропорций тела взрослого человека. Для этого малыша до кормления нужно укладывать на животик на ровную твердую поверхность (стол, покрытый одеялом и т.д., но не мягкий диван!!!). При этом ребенка нужно поддерживать своей ладонью под нижней частью его грудки и говорить с ним, чтобы он поднял головку вверх на Ваш голос.

Такое упражнение нужно всем детям. Оно не только развивает нужные мышцы, но и облегчает боли от колик.

Малышу сложно лежать на животе и держать головку. Чтобы он полюбил это занятие, нужно его привлекать яркой игрушкой, чтобы ему захотелось поднять голову и рассматривать ее, передвигать игрушку в разных направлениях, вращать ее.

Как только младенец устает и начинает опускать голову, его нужно переворачивать на спинку. Такое упражнение надо проводить несколько раз в день. Также с возраста примерно 1,5 месяца полезно брать малыша на руки и держать его в вертикальном положении. Подробнее об умении держать голову, его развитии по месяцам у ребенка и об интересных играх и упражнениях для развития этого умения Вы можете прочитать в статье

Что нужно знать родителям о месячном ребенке: физическое развитие малыша

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ: Физическое развитие ребенка в 1 месяц: рекомендации врача. Нормальные особенности ребенка в возрасте 1 месяц: чего не надо бояться, что нужно и не нужно делать (что показано и что противопоказано ребенку в 1 месяц).

Массаж ребенка в 1 месяц: рекомендации детского врача. Как подготовить место для массажа, какой массаж можно и полезно делать малышу дома, что показано и что противопоказано в возрасте 1 месяца. Почему нельзя использовать лосьоны и присыпки при массаже? Это очень важно знать! Очень толковое видео для мам! Рекомендую посмотреть, редко когда можно встретить столь хорошие видео.

Чему научится месячный ребенок к двум месяцам при благоприятном развитии:

  • Поворачивать голову вслед за движущейся игрушкой как вправо, так и влево.
  • Поворачивать голову на звук, раздающийся каждый раз в новом месте.
  • Поворачивать голову вслед за перемещающимся звучащим предметом.
  • Поворачивать голову в сторону голоса мамы.
  • Поворачивать голову в положении лежа на животе вслед за двигающейся звучащей игрушкой.
  • Прислушиваться к звукам в течение 5 секунд.
  • Тянуться к игрушке.
  • В положении лежа на животе удерживать голову более длительное время, чем в один месяц – минимум 5 секунд. В вертикальном положении на руках у мамы удерживать голову, но с трудом.Если Вы возьмете ребенка на руки и ненадолго уберете поддерживающую руку, то он сможет несколько секунд удерживать голову.
  • Легко выделять в пространстве взрослого и тот предмет, который ему показывают
  • Фиксировать взгляд на неподвижной игрушке в течение 20-25 секунд.
  • Следить за перемещающимся предметом, игрушкой, взрослым (в течение 10-20 секунд непрерывно) как из положения лежа на спине, так и из положения лежа на животе и из вертикального положения. При этом игрушка двигается в разных направлениях – горизонтально, вертикально, по кругу.
  • Рассматривать подвешенные в кроватку игрушки.
  • Улыбаться маме (длительно и эмоционально) и гулить при ласковом общении с мамой в ответ на обращение к нему, петь в гулении гласные звуки.
  • Гукать – произносить короткие гортанные звуки, в которых уже видны будущие звуки речи – кхы, гы, гу и т.д.
  • Цепко хватать взрослого за палец, вложенный в ладошку малыша. Цепко хватать любой другой предмет, вложенный мамой в ладошку.

Еще одна полезная статья о развитии малышей —

За первый месяц жизни человеку предстоит привыкнуть к новым условиям существования, адаптироваться к новым условиям жизни. Теперь это уже не новорожденный человечек, а грудной ребенок. За этот месяц он незаметно многому научился, уже многое умеет.

Физическое развитие

  • К концу первого месяца малыш постепенно перестает принимать позу эмбриона, активнее двигается, сучит ручками и ножками. Все его движения пока разбалансированы, но постепенно они становятся более координированными. На это уйдет еще 2-3 месяца.
  • Некоторым деткам в 1 месяц удается слегка приподнимать голову, когда они лежат на животике. Ребенку удается некоторое время удерживать головку, когда его держат вертикально.
  • Лежа на животике, он должен уметь одновременно слегка приподнять попку и головку. Если в это время ему подставить под пяточки ладонь, он оттолкнется от нее и продвинется на несколько сантиметров.

Эмоциональное развитие

  • За первые четыре недели жизни ребенок уже умеет отличать мамин голос от всех остальных. Он прекрасно знает ее запах, ее прикосновения.
  • Малыш копирует все, что способен увидеть. Чаще улыбайтесь ему. И очень быстро на вашу улыбку он ответит улыбкой. И это уже будет не рефлекторная непроизвольная улыбка новорожденного, а вполне осознанная, предназначенная именно вам.
  • В один месяц он уже несколько минут рассматривает яркие неподвижные предметы недалеко от его глаз. Он уже способен провожать взглядом игрушку, которую медленно проносят у него перед глазами.
  • Малыш постоянно копирует звуки, с которыми к нему обращаются. В этом возрасте ребенок начинает гулить, отвечает, когда к нему обращаются.
  • В месячном возрасте ребенок умеет показать свое настроение — плачем или улыбками.
  • Малыш реагирует на звуки, может определить, откуда он исходит, поворачивать голову в ту сторону.

Вот сколько, оказывается, уже умеет малыш! А вы говорите — месяц!

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Читаем также: | |

Что умеет ребенок в 1 месяц видео

Видео: Развитие новорождённого от рождения до 1го месяца. Что должен уметь? Как развивать малыша в этом возрасте? Как бороться с самыми распространёнными проблемами этого возраста (колики, отрыжка, плач и тд.)