История одной девушки или почему молодежь уезжает из туркменистана. Брак между гражданкой россии и гражданином туркменистана

Сегодня с коллективом были на свадьбе у коллеги . Миве Р., учительница из нашей школы, выдавала дочь замуж. Свадьба была необычная – без жениха. Жених не смог приехать в Туркменистан, он гражданин другой страны. Невеста Лейли сразу после тоя (праздник, свадьба) улетает в Стамбул, где ее будет встречать будущий муж и откуда они вместе улетят к нему на родину. Там планируется и официальная регистрация брака.

У Миве глаза весь вечер были, что называется, на мокром месте. Конечно, жаль с дочкой расставаться неизвестно на сколько, но главное то, что она, мать, не видела в глаза ни будущего зятя, ни родственников с его стороны. А у туркмен так не полагается, у туркмен родня парня должна прийти и сосватать девушку. А тут неизвестно кому отдают дочь. Конечно, Лейлиша уже не ребенок, 26 исполнилось, не только сердцем человека выбрала, но и умом, но для своих родителей она всегда останется ребенком

Впрочем, обе стороны и хотели все по-человечески сделать. Родственники жениха хотели приехать, познакомиться, но не получилось. Миве еще в ноябре отправилась в миграционную службу, чтобы узнать всю процедуру приглашения иностранных гостей в Туркменистан . Там ее спросили: “этот парень вам кто, зять?”
“Нет, — ответила она, — пока только жених дочери. Хочет приехать со своим отцом и братом сватать ее”.
Офицер понизил голос: “что вы, трое мужчин-иностранцев!?”
“И что такого, — удивилась женщина. — Всего-то на три дня хотят приехать”.
Формально , — сообщил офицер, — вы можете подавать документы на приглашение, но я вас предупреждаю, что вам скорее всего откажут… Если не жалко денег на госпошлину и времени на сбор документов, то подавайте. Но помните, что я вас предупредил…”.

Иностранцы смогут заключать брачные союзы с гражданами Туркмении лишь после внесения страховой суммы в 50 тыс. долларов. В четверг дополнение об этом к статьям Кодекса о браке и семье единогласно принято депутатами туркменского парламента? Меджлиса, передает ИТАР-ТАСС.

В законе говорится, что страховая сумма в размере не менее 50 тыс. долларов должна быть внесена на расчетный счет государственной страховой организации Туркменистана. Это сумма будет гарантией для несовершеннолетних детей в случае расторжения брака.

Кроме того, чтобы взять себе спутника жизни, иностранец должен иметь не менее года стажа проживания в Туркменистане и жилье в личной собственности.

Для вступающих в брак с иностранцами возрастной ценз повышен до 18 лет. Сами граждане Туркмении могут заводить семьи с 16 лет

Кто-то посоветовал Лейли подать документы в загс от обоих, а потом эту справку показать в миграционной службе. Но этот номер не прошел – требовалось присутствие самого жениха и его подлинных документов, а не ксерокопий. Девушка на всякий случай поинтересовалась у заведующей и насчет госпошлины в 50 тысяч долларов, которую должны уплачивать иностранные женихи, беря в жены туркменскую невесту.
Оказалось, что подобного сбора уже давно нет, был отменен еще в 2006 году. А ведь издавал покойный Туркменбаши такой указ, который в то время, в 2001 году, насмешил весь мир. Помимо уплаты налога за невесту, там были еще некоторые условия: наличие недвижимости в Туркменистане, проживание в стране не менее одного года, почитание туркменских традиций, еще что-то…

Помню, в те годы меня приглашали на целый ряд свадеб с иностранцами. Выходили местные девушки за турков, американцев, ребят из ближнего зарубежья… Но никто из женихов тогда не платил налога, потому что молодые люди лишь играли свадьбу в Туркменистне, а затем забирали своих невест к себе и уже там оформляли отношения, и семьи свои строили там же.
Это, правда, имело отношение к тем женихам , у которых был либо доступ в страну, либо они тут работали или пребывали по иной визе. Турки, например, играли свадьбы с нашими девушками, а потом увозили их к себе на родину и там официально женились. Граждане Туркменистана, выехавшие в Россию на постоянное место жительства и все еще обладавшие правом приезжать на родину, тоже приезжали и забирали туркменских невест с собой. Знаю не один случай , когда волонтеры Корпуса мира из США увозили наших девушек в Америку.
Я сейчас решила посчитать всех своих знакомых, кто замужем за иностранцами и живет за пределами Туркменистана. Марал, Алтын, Гульшат, Лена, Оля, Люба, Барно, еще одна Алтын в разное время вышли замуж за американцев. Дочери моих знакомых учителей из разных школ, всего вспомнила пятерых, уехали в Турцию. Джемал, Гульрух и Айша живут в Германии. Есть знакомые девушки на Кипре, в Швеции, Великобритании . Живущих в разных российских городах с мужьями-россиянами насчитала больше десяти. А еще есть узбечки, вышедшие замуж в Ташкент, Самарканд, Ургенч, есть девушки , оставшиеся после учебы в Бишкеке, Оше, Душанбе или Алматы, выйдя замуж за местных парней…

Все эти браки регистрировались вне Туркменистана. В общем, сложно, практически невозможно выйти официально замуж за гражданина другой страны у себя на родине.
Сегодняшний девичник навел меня еще на некоторые мысли. Выйти замуж в Туркменистане не только за иностранца, но даже за своего парня девушками невероятно проблематично. Если до 23-25 лет не вышла, то шансы стать чьей-то женой снижаются в разы. И причин этому много .
Как правило, в возрасте после 23-х девушки при выборе жениха «включают» разум и за первого встречного идти не хотят. Рассуждают они примерно так, как дочери наших с мужем друзей – 27-летняя Джерен и ее 25-летняя сестренка – Гульширин: “ Наши ровесники давно женаты. Когда нам было по 20 лет, мы учились, а они женились. Парней и так-то меньше, чем девушек, а умных , образованных, способных найти достойную работу, вообще мало. А других мы сами не хотим”.

Встречаюсь с молодым человеком из Туркмении. Возвращаться обратно не хочет, но страну свою, несмотря ни на что, любит. В межнациональных спорах отстаивает ТМ, непроизвольно нахваливает)

Попытаюсь скоро туда поехать, познакомиться с его родственниками.

По его словам и словам его многочисленных друзей, в Ашхабаде более или менее разрешено женщинам существовать свободно. Но в клубы и ночные заведения им отдыхать нельзя — увезут в каталажку 8)

Всё зависит от семьи на самом деле.

Но, как я поняла, там куча фанатиков, любящих ТМ и гордящихся ею.

Права и свободы людей защемляют, однозначно.

Одно только то, что президент побеждает с процентом 97 с чем-то — говорит о «свободном» выборе граждан 8))

Люди — есть дикие достаточно, есть обычные светские, в основном молодежь. Половина моего ВУЗа в Москве — туркмены.

Национальная черта — хитрость)))

А судя по тому, как бешено тут (на форуме) отстаивают «честь» страны туркменки, как нахваливают... Как-то это наигранно, чисто восточно-азиатская черта)

Россию особо никто не нахваливает) потому что и так знают, что здесь уровень жизни сильно поднялся) и свобода слова, особо правда ненужная. Но типо «как везде») Но что русский народ, что туркменский народ — мне не шибко нравятся))) Хотя и хороших людей и там, и там достаточно знаю!

А уж ТМ кроме как красивым видам, дешевому газу и бензину, статно отстроенным городам — завидовать я не нашла чему) И то — за красоту только порадуюсь!

в общем, ругаться нечего. А с любимым рай и в шалаше. Так что — кто хочет, пускай едет) Но лучше конечно по миру поездить, вернуться всегда успеете.

И таких, как Гульширин и Джерен, очень много в Туркменистане. Эти девушки образованны, привлекательны, работают, прилично зарабатывают. И реально смотрят на жизнь. Надо либо мириться с ситуацией, либо искать личного счастья где-то в тридевятых царствах-государствах. Но ни Джерен, ни ее сестра не хотят уезжать из своей страны, при этом прекрасно осознавая свою бесперспективность в качестве потенциальных невест.
Практически бесперспективны русские девушки в Туркменистане , а также метиски. Выйти замуж за туркмена для них практически нереально, а русские парни и молодые мужчины давно уехали из страны. Полукровки — в этом же ряду уехавших.

Моя приятельница Анна и ее муж тоже готовятся к свадьбе – женят сына в апреле. Дочь их живет в Питере и хотела бы приехать на свадьбу брата со своим другом. Родители еще месяц назад собрали все необходимые документы, заполнили анкету в миграционной службе, чтобы пригласить друга дочери приехать на свадьбу. И вот сегодня Анна получила отрицательный ответ – им с мужем отказали в приглашении молодого человека. Повод для отказа — “Нет родственных связей”.
Возвращаясь к Миве. Когда жениху ее дочери не разрешили приехать за невестой, его семья предложила родителям девушки самим приехать к ним и вместе отпраздновать радостное событие. Миве только было заикнулась о поездке директору школы, в которой работает, как та сразу же замахала на нее руками и поставила перед выбором: или поездка за границу , или работа в школе! Точно такой же ответ получил и ее муж – работник прокуратуры. Для него поездка в принципе невозможна, он не может поехать даже в соседний Узбекистан, не говоря уже о дальнем зарубежье.

Погоревала семья, погоревала да и выбрала самый простой выход : собрать той и красиво проводить дочку в новую жизнь и в другую страну.

Основной формой современной туркменской семьи является малая семья, обычно состоящая из супругов и их детей, с которыми иногда живут также родители мужа или один из них. Семья насчитывает в среднем пять-семь человек. Главой семьи обычно бы­вает мужчина, но семьи, во главе которых стоит женщина, не являются исключением и составляют значительный про­цент. Доходы семьи складываются из заработков всех взрослых трудо­способных членов семьи.

Женщина, если в доме нет маленьких детей, обычно работает в колхозе или на производстве; в городах, где сеть дет­ских учреждений развита лучше, чем на селе, работают также и многие женщины, имеющие маленьких детей. Все дети школьного возраста хо­дят в школу.

Малая семья в современной ее форме сложилась в последние два-три десятилетия в результате переустройства хозяйства и быта в Советских республиках. Большую роль сыграли декреты и постановления Советской власти, направленные на ликвидацию неравенства женщин, упорядочение семьи и т. д. После земельно-водной реформы не стало безземельных и малоземельных семей, укрепилась малая семья. На I съезде Советов Турк­менской ССР в феврале 1925 г. было отменено брачное право на воду, по которому владеть наделом поливной земли мог лишь женатый мужчина; по новому закону водой и землей наделялись и все неженатые взрослые сыновья, выделившиеся из семьи отца, а также вдовы.

Наряду с малыми семьями до сих пор в сельских местностях нередко встречаются большие неразделенные семьи, широко бытовавшие в Турк­мении в прошлом и вплоть до начала коллективизации. Такая неразделен­ная семья, насчитывающая 10-20 человек, состоит из семей нескольких братьев или семьи родителей, в которой, кроме маленьких детей, живут один или несколько женатых, но не выделившихся сыновей со своими детьми. Живут все обычно в одном доме, каждая малая семья чаще всего занимает отдельное помещение. В тех районах, где наряду с домами еще сохраняется юрта, родители или старший брат с семьей обычно живут в юрте, поставленной около дома. В юго-западных районах, где юрта до недавнего времени сохранялась как основной вид жилья, члены неразде­ленной семьи жили в двух-трех юртах, стоящих рядом. В прошлом чле­ны такой семьи часто жили все в одной юрте, отгораживая часть ее зана­веской для молодоженов; две-три юрты имели лишь богатые семьи. Приз­наком неразделенной семьи является общий котел: все запасы находятся в общем владении, основные доходы ее членов также поступают в общую казну. Во главе семьи стоит мужчина, иногда и женщина, обычно стар­шие по возрасту. Но и в больших неразделенных семьях произошли ко­ренные изменения, стала проявляться значительная экономическая само­стоятельность ее членов, исчезла прежняя беспрекословная патриархаль­ная власть главы семьи.

Родоплеменное деление и племенные связи , прочно сохранявшиеся в хозяйственном и семейном быту туркмен до 30-х годов XX в., в сельских местностях имеют некоторое значение в их жизни и в настоящее время. Они проявляются в довольно тесных связях между родственными семьями, в их взаимной помощи в различных хозяйственных делах и семейных со­бытиях.

При единоличном хозяйстве, когда на семье лежало значительно боль­ше хозяйственных обязанностей, между отдельными родственными семь­ями существовала своего рода кооперация: одна семья, обычно отца или старшего брата, занималась скотоводством, другая - земледелием, затем семьи обменивались продуктами своего хозяйства. В больших семейных общинах подобное разделение труда происходило между отдельными ма­лыми семьями.

Колхозный строй сделал излишним такого рода кооперацию.

В большей степени пережитки родоплеменных связей продолжают сохраняться в идеологической жизни туркмен. Празднование всякого ро­да семейных торжеств и советских праздников часто организуют совмест­но: в случаях отправки сына или дочери на учебу, при организации свадь­бы семья находит помощь у своих родственников и сородичей. До сих пор еще довольно часто при решении какого-нибудь важного вопроса об­ращаются за советом к старшему родственнику.

Патриархально-родовые пережитки, еще частично сохранившиеся в семье, мешают установлению подлинного равноправия и независимости женщины.

Патриархальные традиции в туркменской семье еще в первой четвер­ти XX в. сохранялись в полной неприкосновенности. Власть главы семьи была неограниченной, она выражалась не только в том, что глава семьи распоряжался всем имуществом семьи и судьбою каждого из ее членов, но сказывалась и на поведении членов семьи. В присутствии главы семьи даже представители мужской части семьи не могли громко разговаривать и смеяться, к нему нельзя было обращаться с вопросами. Глава семьи сам распределял работу между ее членами; старшая женщина, обычно его жена, была полной хозяйкой над всей женской половиной семьи. Осо­бенно тяжелым в семье было положение невестки; она не имела никаких прав, хотя обязанности ее были многочисленны. Сразу же после выхода замуж молодая женщина оказывалась под действием многих запретов по отношению к старшим родственникам мужа, независимо от их пола и возраста. Женщина обязана была закрывать себе рот концом головного платка (яшмак), а в молодые годы, кроме того, скрывать свое лицо и фигуру большой шалью. У йомутов было принято, чтобы молодая женщина закрывалась дома в присутствии старших родственников мужа, особенно свекра и свекрови.

Говорить в присутствии старших членов семьи молодая могла только сдавленным шепотом. Она вообще не имела права обращаться непосред­ственно к родственникам мужа - мужчинам и разговаривала с ними в случае необходимости через мальчика или подростка. В песнях лэле посвященных женской доле, девушка, выдаваемая замуж, сравнивается с камнем, брошенным в глубокий колодец, с цветком, побитым морозом. Особенно тяжелым было положение бедной девушки, бесприданницы, ко­торую мог за выкуп (калым) взять всякий и которая не могла рассчиты­вать на защиту и поддержку своих родных. Со временем положение мо­лодой женщины улучшалось; став старшей в семье по возрасту - кейваны, она считалась уже госпожой над своими невестками и младшими женами своего мужа.

Легче было положение женщины в малой семье, где над ней старшим был только ее муж. Однако власть мужа и здесь была велика, о чем крас­норечиво свидетельствует пословица, имевшая хождение у прибрежных туркмен: эри аялынъщ кичи тац рысыдыр (муж для своей жены младший бог, т. е. второй после бога).

Муж мог развестись с женой, не спрашивая ее согласия, женщина же имела право требовать развода лишь в немногих случаях. Даже если муж был захвачен в плен, пропал или скрывался, избегая кровной мести, что особенно часто случалось до присоединения к России, жена обязана была дожидаться его и не могла выходить замуж за другого.

Хозяйственные обязанности женщины были многочисленны, но они ограничивались лишь работой по дому и домашним хозяйством: уход за детьми, приготовление пищи, ткачество, обработка шерсти и войлока, шитье, уход за домашним скотом, сбор топлива. Отлучаться из дома на большие расстояния женщине одной не разрешалось. На базар женщина выезжала только в сопровождении мужа; если ей нужно было навестить родных, живших далеко, ее обычно сопровождала какая-нибудь родствен­ница старуха. В полевых работах женщина почти не участвовала. Жен­щина была экономически бесправной, так как все средства находились в распоряжении главы семьи. Ее экономическая зависимость была скреп­лена юридически: по адату женщина не могла быть наследницей имущест­ва ни после мужа, ни тем более после отца. Бесправное положение жен­щины в туркменском обществе обнаруживалось особенно четко, если уми­рал ее муж. Вдову старались выдать замуж снова, причем интересы ее родственников и родственников ее мужа не совпадали: первые хотели выдать ее за постороннего семье человека, чтобы снова получить калым, родственники мужа старались удержать вдову в семье и выдать ее за млад­шего родного или двоюродного брата мужа (левират), который иногда был значительно моложе ее. Женщина, имеющая маленьких детей, со­глашалась обычно на такой неравный брак, чтобы не разлучаться с детьми, гак как в случае ухода из семьи покойного мужа она навсегда лишалась детей, которые оставались у родных отца. По договоренности с опеку­нами женщина могла откупиться от насильственного брака, но в таких случаях была обязана оставаться вдовой навсегда.

Несколько иным было положение старшей женщины: с ней считались, ее советов слушались не только дети, но и другие родственники; нередки были случаи, когда после смерти мужа она оставалась фактической главой семьи. Внешне сыновья были совершенно самостоя­тельны в своих действиях, но советы и указания матери играли очень большую роль.

С первых лет существо­вания Советской власти на­чалась борьба за раскрепо­щение женщины. Декреты Советской власти об отмене калыма и повышении брачно­го возраста, об упорядочении книг актов гражданского со­стояния и введении граж­данского брака ликвидиро­вали неравноправие женщи­ны. Кроме того, этими декре­тами было положено начало борьбы за фактическое рас­крепощение женщины. II сес­сия ЦИК Туркменской ССР (1927 г.) подтвердила ранее изданные постановления об отмене калыма и других пат­риархально-родовых обыча­ев. Однако эти обычаи в семье и семейной жизни, господствовавшие в течение многих веков, изживались очень медленно. Ломка их вызывала сопротивление культурно отсталых людей старшего поколения, в том числе и женщин, которых

поддерживали в заблуждении муллы и баи. В борьбе с этими пережитка­ми погибло немало передовых женщин-общественниц.

На основе постановления Совнаркома РСФСР «О привлечении рабо­чих и крестьянок к работе в советских учреждениях» (1921 г.) в Туркме­нии развернулась работа по организации женских производственных кружков, артелей, мастерских. Женщины, вступившие в ковровые, шел­коткацкие и другие артели, становились экономически самостоятельными. В этот же период в городах Туркмении были созданы рабфаки с интер­натами, куда поступали на учебу юноши и девушки, что приучало юно­шей к товарищескому отношению с девушками, учившимися с ними; это было также большим достижением в деле установления равноправия женщин. Прежде девочка с девяти лет считалась невестой и ей не разре­шалось быть вместе с юношами.

Очень долгое время, в некоторых районах Туркмении почти до Вели­кой Отечественной войны, женщины не участвовали в коллективных сель­скохозяйственных работах. Главную роль в этом играл укоренившийся порядок, запрещающий женщине появляться там, где есть посторонние мужчины. Культурно-просветительная работа в колхозах, повышение культурного уровня туркменских женщин привели к постепенному пре­одолению этого пережитка.

Большие сдвиги в сознании произошли в период Великой Отечест­венной войны, когда женщины вышли на полевые работы в колхозах, заменив ушедших на фронт мужей.

Теперь в Туркмении, как и везде в Советском Союзе, женщины стали активными участницами социалистического строительства: 7 тыс. турк­менок работает на промышленных предприятиях страны. В колхозах женщины стали большой силой; в Туркменской ССР 50 колхозниц (1961 г.) имеют звание Героя Социалистического Труда, сотни колхозниц награждены орденами и медалями.

Колхозная звеньевая Айнабат Бегенчева прославилась в годы Вели­кой Отечественной войны сбором исключительно высоких урожаев хлоп­ка. Она же явилась инициатором создания пришкольных хлопковых уча­стков, на которых стали обучаться и воспитываться будущие мастера высоких урожаев. За трудовые успехи Айнабат Бегенчева удостоена вы­сокого звания Героя Социалистического Труда. В настоящее время она ра­ботает председателем колхоза им. Ленина Каахкинского района. Многие другие женщины также работают председателями колхозов, заместителя­ми их. Много женщин - председателей сельских Советов, бригадиров, заведующих животноводческими фермами и т. п.

Среди туркменок большое число учителей, агрономов, врачей и немало представительниц других специальностей. 15 туркменок (1961 г.) имеют звание кандидатов наук. Научной общественности хорошо известно имя кандидата филологических наук, члена-корреспондента Академии наук Туркменской ССР 3. Б. Мухаммедовой, которая ведет большую научно-исследовательскую и педагогическую работу, сочетая ее с обще­ственной деятельностью и воспитанием детей. Кандидат медицинских наук Сачли Дурсунова, мать которой была убита за то, что не хотела быть рабыней бая, работает в Ашхабадском научно-исследовательском институте эпидемиологии и гигиены. За подвиги на фронтах Отечествен­ной войны она награждена орденами и медалями. Женщины принимают активное участие в развитии литературы и искусства республики, Вы­сокое звание народных артистов СССР имеют туркменки Майя Кулиева и Сона Мурадова. Аннагуль Аннакулиева, Сурай Мурадова и другие удо­стоены звания народных артисток Туркменской ССР.

«На учебу или работу – неважно, важно оттуда уехать!» – так скажут вам многие молодые туркменистанцы, которые правдами и неправдами оказались за пределами родины.

Наша героиня, назовем ее Марал, в 2008 окончила среднею школу в одном из поселков Лебапского велаята. Начиналась взрослая жизнь. Семья жила не богато, поступить в вуз или даже училище денег не было. Работать хочется, но где? Ехать в Турцию? Отзывы побывавших там далеко не всегда положительные.

Четыре года Марал не могла найти работу, но потом ей повезло. Через знакомых в Ашхабаде нашла работу официантки в одном из кафе. Да работа не легкая, но главное что она есть. Однако Марал проработала всего два месяца и тут начинаются проблемы.

20-го ноября 2012 года вечером в кафе пришли пять посетителей. Поведение их было странное. Присели за столик, и буквально через 15 минут начали махать своими корочками. Приехала спецмашина 02. Закрыли вход в кафе и начали всех девушек и женщин сажать в эту машину. Никто ничего не понимал, владелец кафе что-то хотел объяснить этим людям, но его никто не слушал. Задержанных девушек и женщин привезли в отделение полиции Азатлыкского этрапа столицы и препроводили за решетку. У задержанных была паника, никто ничего не понимал, кто-то плакал, кто-то ссорился с сотрудниками полиции. Через два часа люди поняли за что их задержали. Это был обычный рейд на нелегально находящихся в Ашхабаде.

Среди задержанных были местные, и так как за ними приехали мужья, отцы или братья их отпустили. Тех, кто не был прописан в Ашхабаде, оставили ночевать в холодных, грязных камерах. Ведь за ними никто не приедет. У хозяина кафе нет ни времени, ни желания «вытаскивать» своих работниц, ему легче принять на работу новых официантов.

Время шло. На возмущение задержанных никто не реагировал. Позвонить не разрешали. Только через 1,5 сутки дали воды и кусок хлеба.

А за что их задержали? В чем причина временного ареста? На эти вопросы никто не отвечал. Был только один ответ: «Нелегально (т.е. без прописки) находились в столице». А столица что – это отдельное государство, надо получать визу?

После трех дней, когда за ними никто не приехал, сотрудники полиции поняли, что с них нечего взять. Всех, в сопровождении конвоя, посадили на поезд Ашхабад – Атамурат и отправили по месту прописки. Когда девушки приехали домой им не давали покоя и дома. Каждый день вызывали в местное отделение полиции. Хотели поставить на учет, ссылаясь на приказ из Ашхабада.

В своем городе или поселке каждый имеет знакомых, через которых можно решить возникшие проблемы. Так и закрыли вопрос с полицией.

В конце концов, не найдя себя в Туркменистане Марал уехала в Турцию, где сейчас работает, находясь на нелегальном положении. «Уж лучше быть нелегалом на чужбине, чем нелегалом у себя на родине» – считает Марал. И тысячи других молодых туркменистанцев, которые не смогли найти работу или поступить в учебные заведения в Туркменистане, с ней согласны.

Вконтакте

August 28th, 2015 , 05:35 pm

“Я хочу жениться на русской”- мантра любого турка. Но почему? Все эти байки про “русский дэвушка ухоженный, хозяйственный, красывый” меня больше не впечатляют, турецкие женщины также обладают всеми вышеперечисленными качествами. Да тем более редко турки берут себе в жены моложавую красотку, зачастую им достаются девушки со "вторичного рынка", так сказать. Те, что “залежались”, у которых вот-вот подойдет к концу срок годности. Хотя некоторым и везет.

Поэтому, когда я в очередной раз услышал от своего турецкого коллеги Мехмета сладостные вздохи при виде русской секретарши (кстати, так себе секретарша), я не выдержал и спросил, чем же их прельщают русские женщины? К моему удивлению, он охотно стал отвечать. Оказалось, что я был прав. Дело вовсе не в “красивый - хозяйственный”.

Турецкие мужчины просто хотят любви. Нежной, преданной и… бесплатной. Бесплатная - вот главное преимущество российских мадемуазелей.

Ведь на турчанке “за красивые глаза” не женишься. За ней стоит вся ее семья, традиции, местные обычаи и правила. Достойная, образованная, умная девушка стоит дорого. Перед замужеством ее семья попросит у жениха три ключа - от дома, от офиса и от автомобиля. Чуть менее образованную и менее красивую могут отдать со скидкой. Но, в любом случае, ты должен уже крепко стоять на ногах, потому что в Турции любовь далеко не на первом месте. Гораздо важнее - способность мужа достойно обеспечивать семью и желание отца отдать дочь в хорошие руки. Даром отдают только самых страшненьких из деревень.

Поэтому все финансово нестабильные, не прошедшие кастинг потенциальные женихи обращают свои пылкие взгляды в сторону русских женщин, мысленно прикидывая, за какую марку ее бы отдали на родине. Продешевить не хочется, но и сильно не наглеют, останавливаются в районе тойоты.

Почему именно русские? Потому что они менее прихотливые из всех иностранок. Одиноких россиянок, по словам Мехмета, содержимое карманов волнует не так сильно, им главное - чувствовать себя любимыми. Плюс ко всему, с русскими девушками не стыдно пойти в общество, они хорошо разбираются в этикете, моде, умеют себя вести на публике. “Правда, не так хорошо готовят и не такие чистоплотные, как турчанки”, - грустно вздыхает Мехмет.

Еще турки не нарадуются на раскрепощенность россиянок. Они общительны, с легкостью заводят романы, с ними можно долго не регистрировать отношения. Чего не скажешь про турчанку, пофлиртовал разок - изволь жениться.

Собственно все эти качества и делают россиянок самыми желанными на рынке невест. И теперь мне вполне понятен этот ажиотаж.

Добрый день. да, Вы можете заключить брак на территории РФ. ДЛя этого необходимо

1. Лица, вступающие в брак, подают в орган записи актов гражданского состояния совместное заявление о заключении брака в письменной форме лично или направляют указанное заявление в форме электронного документа через единый портал государственных и муниципальных услуг. Указанное заявление может быть подано через многофункциональный центр.

В совместном заявлении должны быть подтверждены взаимное добровольное согласие на заключение брака, а также отсутствие обстоятельств, препятствующих заключению брака.

В совместном заявлении о заключении брака также должны быть указаны следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, возраст на день государственной регистрации заключения брака, гражданство, национальность (указывается по желанию лиц, вступающих в брак), место жительства каждого из лиц, вступающих в брак; фамилии, которые избирают лица, вступающие в брак; реквизиты документов, удостоверяющих личности вступающих в брак.Лица, вступающие в брак, подписывают совместное заявление о заключении брака и указывают дату его составления.

Одновременно с подачей совместного заявления о заключении брака необходимо предъявить :

  • документы, удостоверяющие личности вступающих в брак;
  • документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака, в случае, если лицо (лица) состояло в браке ранее.

В случае, если государственная регистрация расторжения предыдущего брака производилась органом записи актов гражданского состояния, в который было подано заявление о заключении брака, предъявление документа, подтверждающего прекращение предыдущего брака, не требуется и орган записи актов гражданского состояния на основании сведений, изложенных заявителем в заявлении, устанавливает факт прекращения предыдущего брака на основании имеющейся записи акта о расторжении брака.

В этом случае лицо (лица), вступающее в брак, вправе предъявить документ, подтверждающий прекращение предыдущего брака, по собственной инициативе;

2. В случае, если одно из лиц, вступающих в брак, не имеет возможности явиться в орган записи актов гражданского состояния или в многофункциональный центр для подачи совместного заявления, предусмотренного пунктом 1 настоящей статьи, волеизъявление лиц, вступающих в брак, может быть оформлено отдельными заявлениями о заключении брака. Подпись такого заявления лица должна быть нотариально удостоверена, за исключением случая, если заявление направлено через единый портал государственных и муниципальных услуг. К нотариально удостоверенной подписи лица, совершенной на заявлении о заключении брака, приравнивается удостоверенная начальником места содержания под стражей или начальником исправительного учреждения подпись подозреваемого или обвиняемого, содержащегося под стражей, либо осужденного, отбывающего наказание в исправительном учреждении.

Статья 156. Заключение брака на территории Российской Федерации
1. Форма и порядок заключения брака на территории Российской Федерации определяются законодательством Российской Федерации.

2. Условия заключения брака на территории Российской Федерации определяются для каждого из лиц, вступающих в брак, законодательством государства, гражданином которого лицо является в момент заключения брака, с соблюдением требований статьи 14 настоящего Кодекса в отношении обстоятельств, препятствующих заключению брака.

3. Если лицо наряду с гражданством иностранного государства имеет гражданство Российской Федерации, к условиям заключения брака применяется законодательство Российской Федерации. При наличии у лица гражданства нескольких иностранных государств применяется по выбору данного лица законодательство одного из этих государств.4. Условия заключения брака лицом без гражданства на территории Российской Федерации определяются законодательством государства, в котором это лицо имеет постоянное место жительства.