Плетения паласа своими руками. Плетеный ковер своими руками. Домотканые половики и коврики

Ковер своими руками из старых вещей

Перед началом работы нам нужно приготовить «пряжу». Для вязания ковриков лучше всего подходит трикотаж (футболки, майки, кофточки). Будет прекрасно, если вещи окажутся яркими и натуральными, тогда коврики своими руками будут сочными и приятными на ощупь. Расстилаем приготовленную вещь на ровной поверхности.


Отрезаем нижний отделочный шов.


Затем режем полоску шириной 2−3 см от одного шва изделия к противоположному. Не дорезая 3 см до второго шва, останавливаемся.

И такими полосками разрезаем всю ткань до линии проймы.


В итоге у нас получается одна целая лента. Таким способом можно разрезать любую вещь, даже детские колготы. Учтите, что ширина ленты зависит от толщины ткани, которую вы режете. Чем толще ткань, тем более узкие ленты должны быть.



Оставшуюся часть вещи можно разрезать по спирали. Округлите прямые уголки на спиральной ленте. Получившиеся ленты разной длины свяжите или сшейте. Способом «по спирали» можно разрезать самые маленькие лоскутки и остатки тканей.

Сматываем получившиеся ленты в клубочки и берем следующую вещь. Ленты разного цвета лучше сматывать в разные клубки, так при вязке будет удобнее подбирать цвет. Чем больше у вас получится разноцветных клубочков, тем интереснее работать и веселее получатся коврики. Новая жизнь старых вещей: 10 остроумных идей.


Вязаные ковры своими руками

С вязанием коврика справится даже начинающая вязальщица. Нам понадобится крючок (от №7 и больше) и ваши клубочки. Прежде чем сделать вязаные ковры своими руками, решите, куда вы постелите этот коврик. Тогда будет легко рассчитать необходимый размер и подобрать цветовую гамму.

Набираем необходимое количество воздушных петель — это ширина будущего коврика. И вяжем коврик самым простым способом — столбиком без накида. Свяжите первый коврик прямоугольной формы — такой вязать проще простого. Следующий пусть будет круглым. Для этого 5 воздушных петель соедините в кольцо и далее вяжите по кругу, не забывая прибавлять петли.







Ковер своими руками из пряжи

Симпатичные коврики получаются, если делать 2−3 ряда одного цвета, потом менять на другой цвет и опять возвращаться к первому. Все зависит только от вашей фантазии и наличия разноцветного материала. Мне очень нравится завершающая яркая обвязка всего изделия. Преимущество этого способа в том, что можно связать коврик, идеально подходящий по размеру!

Плетение

Чтобы сплести коврик, понадобится рама (подойдет рамка для фотографий). Можно сделать самостоятельно по размерам 30 на 45 см с набитыми по длинным сторонам рядами гвоздиков с маленькими гладкими шляпками. Расстояние между гвоздиками 2,5 см.


Натягиваем нити-основы на гвоздики попарно. Основа может быть нейтрального цвета. Если плотно стягивать ряды, то её совсем не будет видно. Если плести свободно, то, учитывайте, она будет видна.


Теперь возьмите рабочую нить и начинайте пропускать её то под нитью-основой, то над ней.


Когда первый ряд закончится, проведите нить через последнюю нить-основу и направляйте в обратную сторону. По своему усмотрению делайте желаемое количество рядков.


Когда вы решите сменить цвет рабочей нити, просто отрежьте и свяжите конец с нитью другого цвета. Если вам хочется сделать коврик с бахромой, соединяйте концы рабочих нитей разного цвета, оставляя «хвостики».

Периодически подтягивайте сплетенные ряды к самому первому ряду. Уберите все узелки и швы на изнаночную сторону и аккуратно снимите изделие с рамы.


Коврик готов! Добавьте веселых хвостиков и — на примерку!



Это лишь несколько вариантов того, как сделать ковер своими руками. Мне они кажутся самыми простыми и занимательными. Такими, которыми можно заниматься даже с детьми.

Вам понадобится

  • - рама;
  • - палочка длиной 20 см;
  • - шерстяные нитки разных цветов;
  • - нитки для основы;
  • - игла;
  • - ножницы;
  • - кусок картона.

Инструкция

Подготовьте материалы для небольшого коврика. Сделайте рамку. Она представляет собой прямоугольник, размеры которого несколько больше размеров будущего изделия. Постарайтесь, чтобы углы были строго прямыми. Нижняя планка жестко крепится к боковинам, верхняя вставляется в специальные пазы. Параллельность регулируется специальными клиньями. Рама обычно закрепляется на станине.

Решите, будете вы делать ковер с ворсом или без. В любом случае, вам нужно определить примерную плотность плетения, чтобы разделить рисунок на клетки. Оптимальный вариант – 22 узелка на каждые 10 см для ковра с ворсом. Начинать, правда, лучше с гладкого, образованнго простым переплетенем. При выполнении рисунка считают не отдельные нити основы, а пары. На некоторых станках нити основы натягивают на гвоздики. Но довольно часто ими просто обматывают верхнюю и нижнюю планки рамы. Лучше обе рейки разметить, чтобы соблюдать параллельность.

Нить для основы должна быть крученой и достаточно прочной. Она может быть хлопчатобумажной, льняной или синтетической. Для ковра с ворсом выберите бесцветную основу или такую, которая подходит по цвету к шерстяным ниткам. Для безворсового изделия больше всего подойдут неокрашенные хлопок или лен.

Натяните нить. К нижней планке ее необходимо прочно прикрепить. Верхнюю рейку немного опустите. Привяжите нить к нижней рейке на расстоянии примерно 10 см от боковины, затем проведите ее строго вертикально, перекиньте через верхнюю рейку и опустите вертикально вниз. Заведите нить из-под нижней планки. Повторяйте процедуру, закончив формировать основу примерно за 10 см до второй боковины. Если вы начинали наматывать основу снизу, то и заканчиваться нитка должна внизу.

Между боковинами и крайними нитями основы сделайте закраины, натянув еще по несколько ниток. Они нужны, чтобы ваш коврик не закручивался.

Подберите по цвету шерстяные нитки. Перед тем как начинать ткать, проверьте, линяют они или нет. Стирать коврик, конечно, придется нечасто, однако это не исключено. В первый раз лучше избегать тонких цветовых переходов. Подберите яркие нитки основных цветов. Пряжу лучше смотать в клубки.

Сделайте рисунок. Если вы не умеете рисовать, найдите подходящее изображение в интернете. Желательно, чтобы это была картинка с крупными полями, с небольшим количеством деталей. Рисунок можно обработать в программе Adobe Photoshop, сделав его черно-белым и убрав лишнее. Распределите цветовые поля. Их можно для наглядности раскрасить карандашом или фломастером. Разбейте узор на клеточки. Процесс примерно такой же, как и при подготовке рисунка для вышивки крестиком или гобеленом. В каждой клеточке учитываются 1 пара ниток основы, а нитки поперечного переплетения (утка) считаются по количеству прокладок.

С помощью клиньев немного поднимите верхнюю планку, чтобы нитки основы натянулись. Определите четные и нечетные нити. Расстояние между ними принято называть зевом. Вложите между четными и нечетными нитями длинную круглую рейку, Она должна быть несколько больше ширины основы. Для больших ковров применяется рейка диаметром около 2,5 см. При изготовлении изделий из тонких ниток ее функцию нередко выполняет картонная полоска.

Прикрепите к правой рейке такую же нить, как и для основы. Она нужна для того, чтобы объединить пары нитей. Если ковер широкий, можно для удобства смотать ее в маленький клубок. Выведите нить вперед, обмотайте первую пару ниток основы одним витком, проведите до следующей пары и тоже ее обмотайте. Таким образом тяните нить до конца. Конец привяжите к левой боковине. Сверху проделайте то же самое.

Пометьте четные пары. Сделать это можно с помощью коротких ниток. Это необходимо, чтобы не путаться в процессе, ведь при переплетении идет чередование – сначала пара нитей оказывается впереди нити утка, в следующем ряду она же будет сзади.

Пряжу для утка смотайте в небольшие клубочки. Очень удобно использовать достаточно крупные челноки для фриволите. Первый ряд проложите слева направо. Проводите нить, как при обычном плетении, сначала впереди пары нитей основы, затем позади. Прижимайте ряд утка к краю, то есть к той нити, которой вы обмотали петли. Для того чтобы ряды ложились плотно, очень часто используют специальную колотушку с несколькими металлическими зубьями. Следующий ряд плетите справа налево. Проводите нить утка поверх пары нитей основы, если в предыдущем ряду она была под нею, и наоборот.

В без ворса узор по периметру обычно образуется благодаря чередованию нитей разного цвета. Но ничто не мешает сделать растительный или геометрический орнамент и по схеме. Не забывайте только закреплять нити. Основной узор плетите по рисунку.

Каким бы ни было покрытие пола в жилых комнатах, без ковра невозможно создать атмосферу домашнего тепла и уюта, а также достичь законченности в композиции деталей интерьера. Нередко этот аксессуар является ключевым элементом стиля, соединяя разрозненные детали обстановки.

Наилучшим образом с этой задачей справляются гладкие тканые ковры килимы, обладающие яркой интерьерной индивидуальностью, умеющие вписаться в разный стиль дизайна.

История появления

Килим - тканый двусторонний ковер ручной работы, издавна любимый кочевниками. Эти тканые изделия использовались не столько для декорирования, сколько для бытовых нужд: защиты пола от истирания, заворачивания товаров, в качестве попон для домашнего скота. Для кочующих племен килим был своего рода домашним оберегом. В древности люди верили, что вытканный узор охраняет жилище от злых духов и защищает близких.

Технология изготовления ковровых полотен берет начало в Древней Персии (ныне территория Ирана). Первое упоминание в летописных источниках о них имеет возраст 2500 лет. Старейшее изделие с изображением диких животных, изготовленное ковровыми умельцами 2000 лет назад, сегодня хранится в Эрмитаже. Из Ирана килимы перекочевали в страны Европы и вошли в обиход многих жителей. Сегодня эти тканые ковры являются предметом быта и украшением интерьера любого жилища.

Особенности

Килимы обладают рядом особенностей, каждое такое изделие:

  • имеет гладкую фактуру, что делает его практичным и простым в уходе;
  • доступно широкому кругу покупателей, имеют приемлемую ценовую категорию;
  • идеально вписывается в дизайн интерьера, добавляя в него восточную нотку;
  • гипоаллергенно: его могут позволить себе даже аллергики.

Способ плетения

Современная технология изготовления тканых полотен осталась верной древним традициям. Как и в далеком прошлом, сегодня их создают руками на специальных станках. В качестве материалов используют шерсть, изредка шелк. На деревянные рамы станков натягивают нити основы, после чего начинают плести изделие плотными стежками. Поперечную нить чередуют с нитями контрастных оттенков для создания затейливого орнамента.

Оборудование напоминает систему для изготовления шпалеров (по-французски «гобеленов»).

Благодаря особой технике, найти ковры с идентичными рисунками сложно. Каждый килим индивидуален, соответствует творческой фантазии и эстетическому вкусу мастера: не зря на Востоке изготовление ковра редко именуют ремеслом, называя его искусством. Из-за вынужденного обрывания поперечных нитей в готовом полотне встречаются щели на стыке двух цветов. Визуально их сложно заметить, хотя при желании можно посмотреть изделие на просвет.

Иногда в линейках встречаются коврики контрастного плана, в которых долевые нити одного цвета, а нити утка - другого. Такой килим называют пестротканым. Стоимость этих изделий чуть ниже: это связано с лаконичностью узора. Фигуры и орнаменты данных ковровых покрытий могут быть не только вытканы: ковроделы часто вышивают их на готовом полотне. Узор в таком случае получается богаче и сложнее, чем в классической вариации, отсутствуют зазоры на стыках соседних цветов. Вышитые модели по лицевой стороне имеют некоторые шероховатости.

Традиционные узоры

Для килимов характерен древний этнический орнамент. Изначально, когда восточные ковры имели лишь бытовое назначение, тематика рисунков отражала жизненные устои и традиции простых людей. Служили эти тканые изделия и домашними оберегами, если в орнаменте присутствовали изображения тотемных животных.

Данные ковры уникальны тем, что отличаются разнообразием народностей, которые посредством мастерства выражали на ковровых полотнах свои общенациональные символы:

  • Для иранских изделий в орнаменте характерны жуки-скарабеи, геометрические фигуры и драгоценные камни. Все это выполняется в сочных оттенках розового, рубинового, изумрудного, синего цвета или оттенка слоновой кости.
  • Кавказские модели ковровых покрытий выглядят всегда торжественно и имеют украшение в виде медальона, расположенного в центре ковра. Ковроделы Кавказа традиционно изображают на тканых изделиях орла, который символизирует силу духа и прозорливость.

  • Анатолийские ковры славятся такими орнаментами, как женский образ (символ зарождения новой жизни), или рога барана (символ мужского начала, порождающей силы и творческой энергии). Часто в принтах этих полотен присутствует дуальный символ, подобный инь-ян.
  • Турецкие образцы килимов изначально применяли в качестве подстилки для молитв, поэтому материалом для изготовления ковровых изделий служит грубое волокно. Для ковров характерен узор по краям и однотонная центральная часть. Излюбленными оттенками являются рубиновый, лазурный, сочно-желтый и коричневый.
  • Берберские килимы своим орнаментом больше напоминают ковровую дорожку. Родиной этих ковриков является столица Марокко, Рабат, поэтому другое название тканых изделий - «рабатские». Они лаконичны, имеют незначительный вес и компактные параметры. Килимы Рабата очень практичны, легко поддаются уходу и чистке.

  • Наиболее разнообразны в плане орнаментов и украшений болгарские и греческие модели ковров. В узоры вплетают цветочные мотивы, драгоценности, виноградную лозу, силуэты людей.

Отличительной особенностью ковров является использование сочных оттенков ниток: желтого, красного, оранжевого. Ковроделы любят изображать в орнаменте силуэты птиц и животных, изредка абстрактные геометрические фигуры.

Ткачеством в основном занимаются женщины, используя в работе натуральную шерсть.

Как выбрать?

Выбор тканого ковра – задача творческая. Чтобы упростить ее, стоит взять на заметку несколько рекомендаций (исходим из того, что ковер будем класть на пол).

Выбор коврового изделия может происходить по двум сценариям:

  • в наличии уже есть готовый дизайн интерьера (или его концепция), к которому подбирается ковер;
  • вы увидели в продаже килим, который запал вам в душу, независимо от того, насколько он соответствует стилю комнаты.

Нельзя назвать однозначно правильным какой-либо способ: оба варианта имеют право на существование.

Но стоит учесть, как действовать в каждом случае:

  • Если вы подбираете изделие к интерьеру, возьмите во внимание цвет основных поверхностей (стен, напольного покрытия, обивки мебели, штор). Ведущий оттенок ковра не должен их повторять, иначе уникальный этнический аксессуар потеряется на общем фоне. Чем спокойнее и лаконичнее цветовая палитра комнаты, тем красочнее и насыщеннее должен быть килим.
  • Во втором случае ковру требуется «поддержка» другими аксессуарами. Актуальнее всего для этих целей подходят подушки в восточном стиле, выбранные в той же тоновой гамме или мягкий пуф с чехлом из материала с похожей фактурой.

Когда были изобретены искусственные красители, производство ковров, да и сами они, сильно изменились (натуральная краска сохраняет долгое время сочные цвета). Постепенно дешевые красители стали вытеснять сложный, дорогостоящий и трудоёмкий процесс ручного изготовления красок и покраски нити.Это сильно сократило время производства нити и цену за такой ковёр. Одно время мастера пытались бороться с этим, но проиграли. Известен исторический факт, когда в мире начали использовать искусственные красители, иранский шах издал указ, строго запрещающий использование таких красителей для персидских ковров.
Нарушившему этот указ, отрубали правую руку! Но это не спасло ручное ковроткачество, и сейчас на рынках и в магазинах вы видите 99% ковров изготовленных на искусственных красителях.
Думаю, вы уже поняли, сегодня я рассказываю про ручное производство ковров, которое существует в Дагестане, и чтобы сделать один большой ковёр, в общей сложности, тратится около двух лет. В эти два года входит сбор трав и кореньев, их сушка, перемалывание. Потом сама покраска и сам процесс изготовления ковра. Пришлось изрядно попотеть, чтобы снять покраску ниток.

Мастерская по покраске нити находится в частном доме. Кстати, на втором этаже живёт семья и, я надеюсь, они не сильно страдают от того, что у них творится в подвале. Сама покраска бывает не часто, и нам очень повезло оказаться в Дагестане в это время. Как правило, нити красят раз в месяц, а то и в два месяца. Процесс варки происходит в полуподвальном помещении, где стоит несколько котлов. Если летом на улице очень жарко, то там невыносимо жарко и к тому же очень влажно. Две три минут съёмки и эффект сауны обеспечен.

На самом деле, ручное ковроткачество было давно утеряно в этих краях и потребовалось много лет, чтобы восстановить и даже где-то по новой изобретать и воссоздавать условия. Только на поиски красителей ушло больше четырёх лет, ребята ездили по разным странам и смотрели, как работают там мастера, перенимали опыт и, в итоге, сегодня можно любоваться красивыми коврами высочайшего качества и, что самое главное, полностью сделанными руками.

Всё начинается с заготовки красителей. Их собирают в разное время, там тоже свои особенности и секреты, когда сок идёт, когда не идёт, когда пигмент такой, а когда недостаточно яркий, всё это было экспериментальным путём опробовано.

Добытый материал сушат, измельчают и хранят в мешках на импровизированном складе, который устроили у себя же дома. На отдельное помещение у ребят нет денег, эти ковры вообще производятся больше на энтузиазме.

Собственно, начало покраски. В почти кипящую воду засыпаются размолотые растения. Небольшое время варятся и потом закидывают пряжу. Пряжу надо закидывать всю и сразу, иначе будет разброс по цвету. Даже если закидывать всё сразу, бывает так, что часть пряжи более светлая, а часть темнее. Впрочем, это только добавляет оригинальности ковру)

Время варки зависит от того, какой цвет нужен (какие красители используют) и смотря какая интенсивность цвета нужна. Нити не заготавливают впрок, а на конкретный ковёр.

В подвале действительно нереально жарко. Пять минут и я мокрый весь. Но я то могу выйти и покурить, а ребятам надо там торчать полдня если не весь день. Помогает душ из холодной воды.

В нашем случае, через час нитка жёлтого цвета готова, теперь её надо промыть. Первая промывка происходит ещё в котле, затем её загружают в большую “стиральную машину” где она бултыхается ещё минут 15-20.

Теперь на просушку на задний двор, который практически весь увешан разноцветными мотками нити.

Нитка скоро высыхает и теперь её можно упаковывать в мешки, которые будут доставлены в “мастерскую”. Пряжей занимаются в нескольких деревнях. Работы у деревенских жителей практически нет, и эта “фабрика” если можно так сказать, единственное место, где есть рабочие места. Мастера, вернее мастерицы, которые делают ковры на дому, не в счёт. Впрочем, зачастую они покупают нитку не с синтетическим красителем, а натуральную. Мы отправились в село Кожерек табасаранского района, что бы посмотреть как там идёт процесс.

В цеху стоит несколько станков, и ни один из них не простаивает. Над одним ковром работает от трёх до пяти женщин.

Так делают основу ковра.

И сидят девчонки, женщины и прядут, прядут. Совсем не простая работа.

Основной инструмент, вот такой незатейливый крючок.

Заглянули в частный дом к мастерице.

Только на изготовление этого ковра, относительно небольшого, у этой женщины ушло 3 месяца. При этом надо следить за домом, у неё двое детей и целое хозяйство. Тут работают не покладая рук, чтобы была возможность жить достойно. В принципе, можно было бы выращивать скот и какие то фрукты-овощи, но все попытки продавать на базаре в городе, пресекаются перекупщиками. А смысл сдавать мясо за три копейки. Кстати, на эту ситуацию жаловались во многих сёлах.

Вокруг села шикарные леса, поля, пастбища. Мне тут очень понравилось.

Дальше мы снова вернёмся в Махачкалу. Так сказать, надо добить тему ковров.
После того как его сделают, его надо тщательно вычистить и обжечь! Это делается для того, чтобы убрать лишний ворс. После обжига его начинают стирать, и длится этот процесс не меньше часа.

Пока ребята работают, я наслаждаюсь виноградом, который растёт прям тут же во внутреннем дворе дома.

Ковёр огромный. Надо представлять, в каком интерьере он будет смотреться гармонично. Цена его на первый взгляд тоже удивляет 650 тысяч, но вспомнив весь процесс и время, затраченное на работы, становится понятно, что не так и дорого он стоит. Хотя, заводские ковры будут стоить на несколько порядков меньше. Тут, как говорится, кто во что вкладывает деньги.

После помывки, ковёр надо просушить и он готов на продажу. Нас даже пригласили снять дом, интерьер, в котором он будет теперь жить. Не уверен, успеем ли мы закончить поездку и заскочить в гости к новому владельцу ковра, но было бы интересно. Многие, кстати, рассматривают покупку таких ковров как вложение денег. Кстати, огромное количество старых ковров ручной работы было скуплено и через Турцию ушло на запад. Благодаря тому, что некий американец создал каталог орнаментов используемых на коврах, теперь можно восстановить этот промысел.

Я хочу вам рассказать историю про плетения ковра, силами самих детей и средствами… да всем тем, что им уже мало и от чего пора бы уже избавиться - ненужной одежды.

Отмечу: из новых благородных ниток и тканей можно сделать тоже самое, даже, могу поспорить, выйдет и покрасивее. Но в чем особое удовольствие - сделать красиво из совсем безнадежного. Это к вопросу используемых материалов. А остальные плюсы вы, несомненно, рассмотрите, когда поймете, как это просто, и как нравится детям сам процесс, а вам - результат.


Итак, начнем?
Смотрите, что я нашла в сарае:


Неужели у вас на даче или рядом не завалялось чего-то подобного? Да, возможно это когда-то и была рама для окна, но меня такая история не устраивала. Мне же нужна была основа для плетения ковра:)
А для этого необходимо сделать крепления для поперечных рядов, выглядит это примерно так:
(расстояние 5 см, сверху и снизу)


А в домашних условиях почему бы не взять любую рамку, даже от фото или картины? Или даже спортивный обруч (это я сама подсмотрела на просторах, тогда коврик будет круглым).
В разных руководствах по домоткачеству говорится о том, что: «… сделайте расстояния между рядами 0,5-1 см». Но, на самом деле, отталкиваться необходимо от используемых материалов. В моем случае, это были трикотажные полосы шириной 3-4 см и канва из хлопковой косой бейки 1 см. Трикотаж вещь хорошая, но в ковриках лучше заложить нерастяжимую основу, например, продольные хлопковые нити. Тогда он, если и будет немного гулять, то только по ширине, не теряя своей основной формы.
Вы спросите, где взять трикотажные полосы? Все очень просто, перебираете гардероб и все трикотажное (любое вообще), что не представляет совершенно никакой художественной и практической ценности, режете преспокойно на лоскуты (а вы думали откуда появились самые настоящие бабушкины коврики?). Майка, футболка, юбка - режется вместе с боковыми швами, начиная от края изделия и по спирали вверх. А если углубиться в тему и придумать рисунок, то материалами для расскрашивания ковра может стать все, что угодно, даже искусственный мех или пряжа. Чем необычнее фактура, тем гарантированно необычнее получится результат.
У меня это выглядело вначале так:


Здесь и дальше я предлагаю перейти на черно-белый формат, когда будут вечерние фото, чтобы не травмировать вас беспощадным рыжим цветом. Все потому что занятие это, домоткачество, настолько медитативное и расслабляющее, что им сам бог велел заниматься вечерами. И мы эти вечера проводили с большим удовольстивем за станком. Но увы, деревянный фон и плохое освещение с успехом сделают из любой фотографии шикарное рыжее нечто.
Поэтому, добро пожаловать в сумерки:)
Пока вы режете на лоскуты все, что только попадается под руки, детям можно предоставить их часть работы, сматывать в клубки нарезаные нитки:
Монтессори и не снилось, как замечательно работает мелкая моторика в простом сматывании клубка.


Потом, если случайная вещь оказалась ненужного цвета, кидайте ее в краситель, хуже уже точно не станет. В детском варианте вообще, чем ярче, тем веселее. У меня были красители Батик для ткани, но для коврика это слишком жирно. Но это у меня выбора не было, я же в деревне. Поэтому вам я рекомендую выбирать для покраски более экономичные и простые красители.


Потом, сушим наши макаронины:


Хотя, вот вы можете не повторять моих ошибок, а просто сначала покрасить саму ткань, а потом ее нарезать, ведь так? :)
Я потом тоже к этому же выводу пришла, но фотографию макарон все-таки добавлю.
А потом у нас самое приятное. Фиксируем поперечную хлопковую канву на сделанные нами крепления.
Берем в руки первый клубок и… а дальше не помню. Очнулись - коврик.
Ну почти так, честное слово:) Захватывает совершенно! Даже ребенок с абсолютно неусидчивым темпераментом (от слова вообще) прилип к станку на несколько дней. Да, вышло не абсолютно идеально, но в таком изделии это, во-первых, совершенно незаметно, а во-вторых, представляете какая гордость у человека от осознания своих результатов? Не каждое дело приносит такое удовольствие и такой легкий, приятный результат.
Но давайте вернемся к процессу.
На поперечных нитях основы начинаем вести первый продольный ряд. Здесь все просто: завязали узелок и дальше через одну нить продеваем клубок. Причем клубок желательно не очень большого размера, так, чтобы удобнее было его продевать через ряды.


Закончили ряд и дальше в обратном, шахматном порядке, не разрывая нити (связывая конец одного клубка с другим), прядем до нужного нам размера. Каждый ряд пятерней, как гребешком, прижимаете к предыдущему.


Вот это все за один присест сделала одна принцесса почти шести лет:


А дальше, пока она отвлеклась, я не смогла остаться в стороне и тоже с огромным удовольствием помедитировала. Примерно на 20 см:) Я оказалась такая не одна, любопытных набежало целая комната. Такой ажиотаж.
Рыжий кот на рыжем фоне - это нечто.