Неизвестные факты о женщинах древнего рима. Положение женщины в обществе древнего рима

Последние изменения: Август 24, 2018

Когда разговор заходит об истории Рима, его могуществе и величии, выдающихся личностях и их достижениях, в памяти невольно всплывают имена римских императоров, известных полководцев, понтификов, деятелей искусства и др. Однако мало кто знает, что самые знаменитые женщины Рима сыграли довольно значимую роль в развитии и истории Вечного города. Именно о них и пойдет речь в данной статье.

Рея Сильвия — первая женщина, имя которой связано с Римом

Марс и Рея Сильвия. Рубенс 1617-1620


Одной из самых важных в истории Рима женщин является Рея Сильвия — весталка из благородного рода, которую по праву можно назвать прародительницей Вечного города. Согласно легенде именно эта женщина явила на свет , один из которых основал Рим и стал его .

Лукреция

Тарквиний и Лукреция. Рубенс (1609-1611гг)


Еще одна легендарная женщина, волею судьбы в значительной степени повлиявшая на ход истории, стала Лукреция, жившая в VI веке до нашей эры. Дочь римского консула и супруга известного военачальника Тарквиния Коллатина отличалась неистовой красотой и великодушием. Однажды сын римского царя Секст, угрожая оружием, обесчестил Лукрецию. Рассказав обо всем случившемся своему мужу и не выдержав позора она заколола себя. Этот случай спровоцировал народное восстание, результатом которого стало свержение царской власти и рождение республики.

Ливия Друзилла — самая влиятельная женщина Рима

Среди наиболее известных женщин Рима — Ливия — первая леди римской империи. Супруга , мать, бабка, прабабка и прапрабабка императоров. Ее личность весьма неоднозначна, однако ее влияние очевидно.

Ливия Друзилла. Древнеримская статуя


В возрасте 16 лет Ливию выдали замуж за ее двоюродного брата — Тиберия Клавдия Нерона — политического деятеля и военачальника, от которого она родила двоих сыновей. Супруг Ливии, также как и ее отец, был сторонником республиканцев, после убийства Гая Юлия Цезаря воевал против Октавиана. Вскоре после победы последнего в битве при Филиппах, Ливия с супругом были вынуждены уехать из Рима во избежание преследований, однако через некоторое время вернулись. Говорят, что Октавиан влюбился в Ливию в тот самый миг, как ее увидел. Вслед за этим он взял ее в жены. На протяжении всей карьеры императора Августа Ливия оставалась его главным советником, интересовалась государственными делами, распоряжалась финансами и приводила в высшие политические круги нужных людей. Так первая леди империи привела к власти своего сына Тиберия и обеспечила ему непоколебимость позиций. По странному стечению обстоятельств за довольно короткий промежуток времени перешли в лучшие миры все, кто мог бы унаследовать власть: племянник Августа и его родные внуки. Говорят им помогла именно Ливия, расчищавшая дорогу своим сыновьям.

Мария Пророчица — знаменитая женщина-алхимик



Женщина, жившая то ли в первом, то ли третьем веке нашей эры, знаменита своими изобретениями, некоторые из которых используются по сей день. Мария Пророчица, известная также под именами Мария Коптская и Мария Профетисса, стала первой женщиной-алхимиком. Она нашла способ разделения жидкостей на отдельные субстанции, изобрела аппарат, напоминающий конструкцию водной бани, и др.

Елена Августа — женщина Рима, имя которой стало святым

Сон Святой Елены. Паоло Веронезе (ок. 1580г)


Не менее выдающейся личностью в истории стала Флавия Юлия Елена Августа, жившая на рубеже III и IV веков. Будучи матерью Константина I — первого римского императора, принявшего христианство, эта женщина прославилась тем, что на закате своей жизни занималась распространением христианской религии по территории империи. Она руководила раскопками в Иерусалиме, в результате которых был обретен Животворящий Крест и другие важнейшие реликвии. Кроме этого, благодаря Елене были возведены многочисленные христианские церкви, среди которых храм Гроба Господня, базилика Рождества Христова в Вифлиеме, в Риме и др.

Папесса Иоанна — женщина-папа

Папесса Иоанна рожает ребенка во время церковной процессии. Миниатюра (1450)


Единственная женщина в истории Рима, занимавшая папский престол. Ее существование до сих пор не имеет никаких подтверждений, также как и обоснованных опровержений того, что это вымышленная личность. Согласно легенде, Иоанна была англичанкой, родившейся в семье миссионера в немецком городе Майнц. Будучи совсем юной, она, облачившись в мужские одежды, сбежала с монахом из фульдского аббатства на Афон. После продолжительных паломнических странствований она оказалась в Риме где по стечению обстоятельств получила должность в папской курии. Позже она стала кардиналом а затем и главой Святого Престола. Разоблачение произошло в ходе одной из процессий, когда Папесса внезапно родила сына. Вплоть до XV века никто не отрицал факта существования Папессы, однако позже достоверность сведений об этой личности начали ставить под сомнение.

Беатриче Ченчи

Беатриче была совсем юной, когда ее подвергли смертной казни. История жизни этой девушки, словно сюжет кровавой драмы, не оставила равнодушным ни современников, ни последующие поколения. Измученная ненавистью собственного отца, выражавшейся в том числе и в кровосмесительном насилии, Беатриче Ченчи, вступив в заговор со своим братом и мачехой, отважилась на страшный грех — отцеубийство. Ее приговорили к смертной казни также, как и ее сообщников, однако это вызвало волну возмущений и протестов в обществе.

Гвидо Рени, пишет портрет Беатриче Ченчи в каземате. Ахилле Леонарди. XIXв.


Не смотря на то, что современные историки предполагают, что убийство Франческо Ченчи совершил возлюбленный Беатриче — Олимпио, желая не только отомстить извергу, но и защитить свою женщину, эта трагическая история послужила фундаментом для многих литературных и художественных произведений.

Ванноцца Каттанеи — самая знаменитая любовница Рима

О происхождении этой женщины известно не много, однако ее любовная связь с папой Александром VI Борджиа, явившая миру четырех детей, прославила Ваноццу и сделала ее одной из самых влиятельных представительниц слабого пола второй половины XV — начала XVI века.

Ванноцца Каттанеи. Инноченцо Франкузи, XVI век. Рим, галерея Боргезе


Ваноцца Каттанеи, вероятней всего, познакомилась с в период с 1465 по 1469 года, в возрасте 23-27 лет. Их отношения длились полтора десятилетия и носили практически официальный характер. Эта женщина формально считалась любовницей кардинала Борджиа, ставшего в последующем римским понтификом, вступившего на трон Святого Престола под именем Александра VI. Их совместных детей — Джованни, Чезаре, Лукрецию и Джоффре — Папа признал официально и поспособствовал их должному положению в обществе.

Джулия Фарнезе

Красивая, мудрая и расчетливая женщина, вошедшая в историю как еще одна любовница Папы Александра VI Борджиа, затенившая своим очарованием Ванноццу Каттанеи.

Дама с единорогом. Рафаэль Санти (ок.1506)


Джулия Фарнезе прославилась своим неистовым стремлением к возвеличиванию рода и увеличению владений через свою любовную связь с понтификом. В частности она поспособствовала карьере своего брата Алессандро, ставшего с подачи Папы в 25 лет кардиналом и епископом трех (в последующем пяти)епархий. В результате это привело Алессандро Франезе на папский трон. Подробнее о династии Фарнезе:

Феличе делла Ровере

Одна из самых известных и влиятельных женщин эпохи Возрождения. Феличе была незаконнорожденной дочерью Папы Юлия II, в миру Джулиано делла Ровере, появившаяся на свет в результате его любовной связи с Лукрецией Норманни. Говорят, эта женщина имела влияние не только на Юлия II, но и на его последователей — Льва X и Клемента VII, представителей рода Медичи.

«Месса в Больсене» Феличе делла Ровере, изображённая Рафаэлем на одной из фресок Апостольского Дворца в Ватикане (1540 г.)

Форнарина — легендарная возлюбленная валикого маэстро

Женщина-легенда, известная как Форнарина (в переводе с ит. «Булочница»), прославилась как возлюбленная и натурщица знаменитого . Маргерита Лути — таково было ее настоящее имя — получила прозвище по профессии своего отца, работавшего булочником.

Форнарина. Рафаэль Санти. (1518-1519) Палаццо Барберини. Рим


Достоверность ее существования до сих пор является предметом споров и требует исследований, однако легенда гласит, что ее дом располагался в районе Трастевере, а точней на Via Santa Dorotea 20. Любовь Рафаэя к Форнарине вспыхнула мгновенно и угасла лишь вместе с последним стуком сердца великого гения. Принято считать, что она изображена мастером на таких полотнах как «Форнарина», находящееся сегодня в Палаццо Барберини, и «Донна Велата», хранящееся в палаццо Питти во Флоренции. Кроме этого, Форнарина послужила прототипом для многих других произведений Рафаэля, относящихся к римскому периоду творчества.

Маргарита Савойская — Королева-Мать


На рассвете Римской империи положение женщины в обществе было плачевным. Она представляла собой имущество, которым владел муж, а в раннем возрасте - отец. Молодых девушек выдавали замуж, закрепляя тем самым сделку между двумя влиятельными семьями.

Прелюбодеяние женщины расценивалось как посягательство на имущества мужчины и жестоко наказывалось, но в отношении мужчин все было иначе. В знак крепкой дружбы или гостеприимства, мужчина мог предоставить для ночной утехи свою жену, и это считалось нормальным. Женщина не могла противиться воли мужчины, т.к. к ней относились как к вещи.

Также одним из обычаев Древнего Рима была евгеника. Многие ученые считают, что именно оттуда этот обычай переняли некоторые народы мира. Обычно к ней прибегали менее статусные семьи, которые жаждали на генетическом уровне улучшить свое потомство. Для этих целей обычно использовались мужчины выше по рангу, положению в обществе.

Муж отправлял свою жену в дом статного мужчины, и она находилась там до тех пор, пока не забеременеет. Но после рождения отцом ребенка считался глава семейства, а не биологический отец.

Также мужчины отдавали своих жен во временное пользование иногда за вознаграждение, иногда в знак дружбы, или же для оплаты какой-либо услуги или товара.

С появлением кровной семьи и смены полигамии на моногамию, общественный статус женщин повысился. Через некоторое время положение женщины в Риме стало лучше, и развивалось в положительном русле.

К примеру, в этот период греческая женщина также была ограничена в отношении выбора спутника жизни и создании семьи, но римская барышня уже имела право выбирать себе мужа, при этом, в семье она считалась матерью, хозяйкой дома. Мужчины в семье обязаны были ее уважать и ценить.

Такая резкая смена обычаев и привычек немного шокирует, но все это произошло благодаря матриархату, который предшествовал этим коренным изменениям.

При этом то, что даже для некоторых сегодняшних народов является невозможным, во времена Рима уже существовало. Речь идет об образовании женщин. Девочки получали начальное образование наравне с мальчиками, при этом им никто не запрещал в дальнейшем учиться.

Помимо этого, женщин никто не запирал в доме, они также ходили в театры, цирки и на всевозможные представления, а также вечеринки, если их так можно назвать.

Римские женщины организовывали свои клубы, иногда они были исключительно для замужних, а некоторые принимали всех, вне зависимости от статуса девушки.

В этих клубах не преподавали уроки кройки и шитья, там женщины иногда решали даже государственные вопросы. К примеру, в 396 году до н.э. Рим воевал с Вейи, и на одном из таких собраний женщины решили сдать все свои золотые украшения в государственную казну.

Также в римском обществе женщины-матроны (т.е. замужние, к ним также относили овдовевших и разведённых) были разделены на несколько рангов.

Первый ранг был самый высокий, в него входили все родственники императора женского пола. Эти женщины могли позволить себе все, но, конечно, не нарушая внешние нормы приличия.

Они могли устраивать приемы или забыть о них на некоторое время. Но в случае, если эта дама решила все-таки провести вечеринку, никто из приглашенных не имел права отказаться. Они должны были следить за модой и всегда соответствовать ей. Никто не имел права обойти их приглашением на какое-либо крупное мероприятие, это считалось верхом бестактности.

Ко второму рангу относились женщины, которые составляли основной актив общества. Они были обязаны регулярно устраивать приемы. К ним относились высокопоставленные дамы, умные или влиятельные. Они должны были обязательно следовать моде и принимать активное участие в общественной жизни. Но при этом они не имели права высказывать свое мнение на людях, думать они конечно могли, но высказываться, и тем самым будоражить общественность, запрещалось.

К третьему уровню относили замужних женщин или матрон, как их называли. В отличие от первого и второго уровня, они были намного свободнее в своих желаниях. Они могли принять приглашение на прием или же отказаться. Они могли или устраивать приемы, или нет, а также приглашать кого душе угодно.

К четвертому рангу относили матрон, которые упали в глазах общества. Или не таких активных, или же чем-то прогневавших авторитетных дам.

Был и пятый ранг в римском обществе - в него входили все незамужние девушки, иностранки и представительницы плебса.

Не под один ранг не подпадают жрицы – версталки, они занимают свою особую нишу в обществе, но при этом полностью освобождены от бремени светской жизни, моды и правил. Они руководствуются обычаями и традициями. Подвластны они только Великому Пантифику и Богам.

Из этого экскурса в историю можно сделать вывод, что женщины в Древнем Риме имели обширные свободы и права. Некоторые мужчины того времени даже говорили, что они управляют всеми мужами, а ими их жены. Женщины негласно были такой же политической силой, как и их мужья.

Выражение « За каждым успешным мужчиной стоит сильная женщина» - характеризует положение женщин в римском обществе.


Ирина Шведова

Положение женщин в древнем Риме

На ранних ступенях развития общества женщина была не субъектом, а объектом имущественных сделок: отцы продавали своих дочерей в замужество, мужья приобретали себе жён разбоем или покупкой; те и другие распоряжались телом дочери или жены как своим имуществом; прелюбодеяние женщины преследовалось как преступление против собственности мужа, но сами мужья охотно, в знак дружбы, гостеприимства, или за вознаграждение, или ради произведения себе потомства уступали своих жён на время другим мужчинам.

Появление брака и кровной семьи повлекло за собой повышение правового статуса женщины, особенно по мере перехода от полигамии к моногамии; но право женщины на обладание имуществом предшествовало образованию этих институтов; оно было следствием матриархата.

В период ранней Республики римская женщина, в отличие от греческой, свободно выбирала себе мужа; как мать семейства (mater familias ), матрона, почитаемая рабами, клиентами и детьми, она была хозяйкой своего дома.

Знаками достоинства свободнорождённой замужней женщины служили стoла (stolг - длинное просторное платье, которое запрещалось носить проституткам и женщинам, уличённым в прелюбодеянии), а также особая головная повязка (vittг ).

В ДР девочки получали начальное образование наравне с мальчиками. Римляне не держали своих женщин в тишине и уединении - она появлялась у них и в театрах, и в цирках, и на празднествах, и на пирах. Римские женщины могли иметь свои объединения, своего рода клубы, о чём свидетельствуют, в частности, сохранившиеся надписи. Так, в Тускуле существовало особое общество, куда входили местные женщины и девушки, а в Медиолане (ныне Милан) юные девушки справили в честь своей покойной подруги, принадлежавшей к их обществу, поминальные торжества (Parentaliг ). В самом Риме было хорошо известно и признано в законном порядке общество замужних женщин (conventus patronвrum ). Участницы этого общества посещали собрания, на которых иногда обсуждались весьма важные дела, касавшиеся даже общего положения в государстве: напр., решение римских женщин отдать свои золотые украшения и другие драгоценности в государственную казну во время войны с городом Вейи (396 г. до н.э.) было принято, очевидно, как раз на одном из таких собраний.

Впрочем, в публичном месте или на общественном собрании женщин можно было встретить не часто - стародавние обычаи сделали римскую женщину домоседкой, её обычное место было у домашнего очага в атрии (atrium ). Атрий служил центральным помещением в римском доме, общим залом, где собиралось всё семейство и где принимали гостей. Здесь у очага возвышался жертвенник домашним богам (ларам), и вокруг этого святилища размещалось всё, что было самым ценным и почитаемым в семействе: брачное ложе, скульптурные изображения предков (imagines ), холст и веретено матери семейства, сундук с документами и домашней кассой. Все эти вещи находились под надзором матроны. Как и сам домовладыка (pater familias ), она приносила жертвы богам-ларам, руководила домашними делами рабов и воспитанием детей, которые до самого юношеского возраста оставались подчинёнными её надзору. Каждый в доме, не исключая мужа, почтительно называл её госпожой (dominг ). Катон Старший (Cato Major ) высказал в шутку, но по существу верное замечание: «Везде мужи управляют мужами, а мы, которые управляют всеми мужами, находимся под управлением наших жён».

Правомочия всех остальных римских женщин были заметно ущемлены. Идеологическим обоснованием такой дискриминации служило убеждение, согласно которому дееспособность женщины ограничена по причине «ненадёжности женского пола», а также «из-за легкомыслия и небрежного отношения к финансовым делам».

Ко времени Империи правомочия женщины начинают расширяться. Власть отца ограничивается государством; оно обязывает его выдавать дочь замуж или, же, снабдить её приданым; в случае отказа дочь вправе жаловаться магистрату; отец более не вправе расторгнуть её брак, как прежде, и приданое более не возвращается в его исключительную собственность. Власть мужа также ограничивается: преследование прелюбодеяния и развод становятся не личными его делами, решаемыми самоуправно или домашним судом, а делами публичного обвинения. Опека над женщиной начинает убывать по мере того, как отцы назначают своим дочерям опекунов по завещанию, т. е. помимо законного опекуна, родича и наследника.

Закон очень строгим для женщин. Сами римляне были такого мнения… «Наши предки, — говорит Тит Ливий, — запретили женщине заниматься частным делом без поддержки мужа. Они хотели, чтобы она всегда была под главенством своего отца, или брата, или своего мужа». Когда она не занята вместе с рабами меливом пашни или приготовленим еды, она должна вместе с рабами прясть и ткать погрубелыми и потрескавшимися руками етруйскую шерсть, заботиться о хозяйстве, кормить детей, она не может сама выйти на улицу, только в обществе своего мужа, или служанок; не может сама распоряжаться своим имуществом, она по закону является дочерью своего отца, который, как отец, может налагать на нее любое наказание. Положение ее, как видим, не очень отличается от положения рабыни. Вместе с тем мы замечаем, как действительность далека от теории. В самом начале истории Рима оказывается, как велика была разница между положением одной и второй.

Эта женщина, которая замкнута в доме и является первой из служанок, пользуется у себя дома всеобщим уважением, даже со стороны главы семьи. Она сидит рядом с ним за столом, а не прислуживает ему, день рождения празднуется и она получает подарки: на улице прохожие уступают ей дорогу, запрещено прикоснуться к ней, даже когда ее привлекают к суду. Мужчина часто поручает ей вести разные дела и советуется с ней в делах, касающихся их обоих.

Потому и женщина играет важную роль в римской истории. «На всякой странице», говорит М. Гюде, «упоминается о ней». Напрасно закон исключает ее от участия в общественных делах. Непрестанное ее вмешательство явное или скрытое имеет решительное влияние на государственные дела. Кажется, что римляне облюбовали себе в своих летописях и легендах связывать имя какой-нибудь героини с каждым славным историческим событием. Если верить традиционной истории, то Рим обязан своим величием не менее добродетели своих женщин, чем мудрости законодателей и храбрости войска. Супружеская преданность и дочерняя любовь, соединившие сабинян и латинян, образовали римский народ. Дважды порабощенный тарквиниями и децемвирами Рим обязан своему освобождению добродетели Лукреции и невинности Виргинии. Мольбы жены и матери помогли упросить Кориолана (выдающегося древнеримского генерала) спасти республику. Наущения амбициозной жены вдохновили Лицинию славные аграрные законы, которые довершили триумф римской демократии, последних героев римской республики, обоих братьев Гракхов воспитала и руководила своими советами славная мать Корнелия.

Хотя все эти рассказы может и полулегендарные, это неважно, в них мы видим проявление народного чувства, непоколебимое свидетельство уважения и почета, которое римляне в старину чувствовали к своим женам и матерям.

Идеал женщины и жены, его выработал себе римлянин в старые времена, такой: мы с одной стороны видим пренебрежение к женщине, будто к старшей служанки, командированной на кухню, а с другой стороны высокое уважение к подруге, на которой лежит домашнее хозяйство, к матери его детей, это откровенно проявляется в надгробных надписях республиканской эпохи. Чаще всего вспоминают такую: «Прохожий, я хочу тебе сказать всего несколько слов. Задержись и читай. Видишь здесь могилу достаточно красивой женщины. Родственники назвали ее Клавдией. Она любила своего мужа душой, имела двух сыновей, одного оставляет на земле, второго сама похоронила. Язык ее был приятен, ход почтенен, берегла дом, пряла шерсть. Я сказал. Продолжай свой путь».

На другом читаем: «Здесь покоится Аммона, жена Марка, очень хорошая и очень красивая, неутомимая прялка, набожная, целомудренная, сберегательная, невинная, берегла дом». Такое восхваление вошло в обычай и его употребляли на надгробных надписях даже и в эпоху империи, и в далеких провинциях, которые еще не были романизированы. Разумеется, не все то, что было написано, соответствовало действительности, потому что редко встречались мужчины, как Ульпий Цердо, который на могиле своей жены написал: «… К Клавдии. В день ее смерти я составил благодарность богам и людям». Наконец у римлян сложилась поговорка «De mortuis aut nihil aut bene» — «или ничего не вспоминать об умерших, или только хорошо».

Таким образом, римлянка вынуждена было жить в суровых условиях и материальных заботах, с другой же стороны ее окружали уважение и почет, зато выработался у римлянок заранее особый характер: серьезность, в основе которой была решимость. Она не знала нежности, ласки, мягкости, посему не встречаем у римлянок мечтательности и сентиментальности, которые так свойственны особенно женщинам славянского происхождения. Римлянка, прежде всего, старалась твердо бороться с жизненными трудностями. И это наблюдаем не только у женщин, но и у молодых девушек.

Но было бы ошибкой думать, что тип римской матроны со временем не претерпел модификации. Под конец республики медленно наступали различные изменения в условиях, в которых находились женщины. Изменились обычаи, законы, верования. Мы видели, что в старину через самое замужество женщины подвергались ничем неограниченной власти мужчин. Впоследствии отмечено, что из этого возникают большие злоупотребления. Чтобы это исправить, придумано соответствующие комбинации. Выдавая молодую девушку замуж, принимают меры, которые бы воспрепятствовали мужчине своевольно распоряжаться приданым жены. Одновременно вводят юридические формы, благодаря которым женщина становится почти полной обладательницей своего имущества.

С облегчением условий брака распространяется обычай разводится. В первые пять веков истории Рима случаи разводов были очень редкими; начиная с шестого века разводы бывают все чаще и что очень важно без серьезных причин, просто из-за желания изменений, большей роскоши, чтобы добыть большего влияния и поддержки. Женитьба становится недолговременной связью, которую завязывают и развязывают по прихоти и выгоде. «… Какая женщина, — пишет Сенека, — стесняется теперь будучи разведенной, когда уважаемые и славного рода матроны считают свои годы не по наименованию консулов, а наименованию своих мужей? Они разводятся, чтобы жениться, и женятся, чтобы развестись». Честолюбцы считали ряд последовательных бракосочетаний необходимыми мерами в своей политической карьере.

Так Сулла принудил Эмилию, дочь Скавра к замужеству, развелся с Глабрионой, чтобы жениться на Помпее, а Кальпурний Пизон расстался с вдовой Цинны, он хотел тоже разлучить Цезаря с дочерью Цинны, но Цезарь не согласился на это. Помпей, имея дело в суде, которое боялся проиграть, обручился с дочерью Антистия, председателя суда, но выиграв дело, он тут же покинул невесту и женился на Эмилии, а потом женился последовательно, как того требовали политические обстоятельства, с Муцией, дочерью Сцеволы, с Юлией, дочерью Цезаря, и под конец с Корнелией, вдовой Лициния Красса. Вообще он был пять раз женат, Цезарь и Антоний четыре раза, а Сулла, как Помпей пять раз. Во времена империи сатирики вспоминают женщин, которые восемь, а то даже и десять раз вступали в брак.

Такие примеры «благородных» римских патрициев легко нашли последователей и среди более простых плебеев. Аристократия научила честолюбивых демократов, которые хотели с ними сравниться, что браки можно так же легко развязать как и связать, почему и в нижних верстах римского общества весьма распространяются разводы.

Продолжение читайте в следующих статьях.


Люди, которые интересуются историей, знают о Римской империи достаточно много - и о её правителях, и о законах, и о войнах, и об интригах. Но куда меньше известно о римских женщинах, а ведь на женщине во всем времена держалась не только семья, но и устои общества. И Древний Рим не исключение.

1. Римские женщины и грудное вскармливание



Богатые римские женщины обычно не кормили грудью своих детей. Вместо этого они передавали их кормилицам (обычно рабыням или нанятым женщинам), с которыми заключали договор на вскармливание. Соранус, автор известной работы II века по гинекологии, писал, что молоко кормилицы может быть предпочтительнее в первые дни после рождения. Обосновывал он это тем фактом, что мать может быть слишком истощена, чтобы полноценно кормить грудью. Также он не одобрял слишком частое кормление по факту того, что ребенок проголодался, и рекомендовал в шестимесячном возрасте уже переводить ребенка на «твердую» еду, такую как хлеб, смоченный в вине.


Но это не нашло поддержку у большинства римских врачей и философов. Они предположили, что материнское молоко лучше для здоровья ребенка, на том основании, что «кормилица может передать рабские дефекты своего характера ребенку». Эти же люди высказали мнение, что женщины, которые не кормят своего ребенка грудью, являются ленивыми, тщеславными и неестественными матерями, которые заботятся только о своих фигурах.

2. Кукла Барби для девочек Древнего Рима

Детство заканчивалось очень быстро для римских девочек. Согласно закона, они могли выходить замуж в возрасте 12 лет. Причиной этого было было то, что от девочек ожидали, чтобы они начали рожать как можно раньше (ведь в ту пору был очень высок уровень младенческой смертности). Накануне свадьбы девушка выбрасывала свои детские вещи, в том числе ее игрушки.


Эти же игрушки могли быть погребены с ней, если она умирала до достижения брачного возраста. В конце XIX века был обнаружен саркофаг, принадлежащий девушке по имени Креперея Трифена, которая жила во II веке в Риме. С ней была похоронена кукла из слоновой кости с руками и ногами на шарнирах. Рядом с куклой даже лежала небольшая коробка одежды и украшений, сделанных специально для нее. Но в отличии от современной Барби, у куклы Крепереи были широкие «детородные» бедра и округлый живот. Очевидно, что девушку с раннего детства готовили к роли будущей матери - к «достижению», которое было наиболее ценным для римских женщин.

Деревянная кукла из саркофага Крепереи Трифены

3. После развода ребёнка оставляли с отцом

Развод был быстрым, простым и распространенным процессом в древнем Риме. Брак обычно использовался для облегчения политических и личных связей между семьями. Тем не менее, брачные узы можно было разорвать в короткие сроки, когда они больше не были полезными для той или иной стороны.


В отличие от сегодняшнего дня, не было никакой правовой процедуры для получения развода. Брак фактически считался закончен, когда муж (или, что встречалось гораздо реже, жена) заявлял об этом. Отцы также могли инициировать развод от имени своих дочерей, благодаря тому, что отец сохранял правовую опеку над своей дочерью даже после ее брака. Подобное позволяло семье невесты возвращать приданое в случае развода. Однако некоторые мужья пытались использовать юридическую лазейку, заявляя, что могут оставить приданое у себя, если их жены были уличены в неверности.

Женщины неохотно разводились, поскольку римская правовая система благоприятствовала отцу, а не матери в случае развода. На самом деле, у римских женщин не было никаких юридических прав по отношению к ее собственным детям. Однако, если это было удобнее отцу, то дети оставались жить с матерью после развода.


Известным примером подобного является случай с дочерью императора Октавиана Августа Юлией и ее матерью Скрибонией, от которых император отказался после знакомства с третьей женой Ливией.

4. Странная косметика

Римские женщины стремились хорошо выглядеть. Считалось, что внешний вид женщины свидетельствует о возможностях её мужа. Но с другой стороны модниц, пытающихся соответствовать идеалу красоты, зачастую высмеивали за это. Римский поэт Овидий (43-17 годы до н.э.) радостно глумился над женщиной за попытку сделать ей самодельный краситель для волос: «Я сказал Вам, что нужно просто не смывать краску, а теперь посмотрите на себя. Уже нечего и красить». В другом сатирическом памфлете писатель Ювенал (55-127 годы н.э.) рассказывает, как женщина пыталась сделать себе волосы пышными до тех пор, пока они не начали напоминать копну сена.


В Древнем Риме была процветающая косметическая промышленность. Хотя некоторые рецепты были вполне «толковыми», такие как маски из измельченных лепестков роз и меда, другие могут заставить очень удивиться. К примеру, пятна на коже рекомендовалось лечить куриным жиром и луком. Раковины устриц использовались в качестве эксфолианта, а смесью измельченных дождевых червей и масла маскировали седые волосы. Другие авторы упоминали о крокодильем помете, используемом в качестве румян. В ходе археологических раскопок в Лондоне в 2003 году нашли небольшую коробочку, содержащую остатки 2000-летнего римского крема для лица. При анализе было установлено, что он был сделан из смеси животного жира, крахмала и олова.

5. Женское образование

Образование женщин было спорным вопросом в римский период. Базовые навыки чтения и письма преподавали большинству девушек в римских школах, а некоторые семьи использовали домашних учителей, чтобы научить своих дочерей более передовой грамматике или греческому языку.


Все это было предназначено для облегчения будущей роли девушки в управлении домашним хозяйством, а также служило для того, чтобы сделать ее более грамотной, и, следовательно, более интересной компаньонкой своего мужа. Хотя сохранилось очень мало примеров письменности женщин с древних времен, это не означает, что женщины не писали. К примеру, при раскопках римского форта Виндоланда нашли письма солдатских жен.

Однако, многие римляне считали, что чрезмерное образование может превратить женщину в претенциозное создание. Что еще хуже, интеллектуальная независимость могла считаться синонимом сексуальной распущенности. Тем не менее, некоторые элитные семьи поощряли своих дочерей учиться как можно больше.

6. «Первые леди»

Римские женщины не могли занимать никакие политические должности, но они могли оказывать влияние, к примеру, на результаты выборов. Фрески, сохранившиеся на стенах Помпеи, свидетельствуют о том, что женщины оказывали поддержку определенным кандидатам.


Жены политиков, тем временем, играли роль, практически не отличающуюся от роли супруг современных президентов и премьер-министров, выстраивая им образ «семьянина». Большинство римских императоров выстраивали идеализированные образы себя со своими женами, сестрами, дочерьми и матерьми. Разрабатывались даже монеты и скульптурные портреты, чтобы представить «первую семью Рима» гармоничной и сплоченной единицей, независимо от того, что было в реальности.


Когда Август стал первым императором Рима, он пытался сохранить иллюзию, что является «выходцем из народа». Вместо дорогостоящей одежды, он предпочитал носить простые шерстяные одежды ручной работы, которые вязали для него родственницы. Поскольку вязка считалась идеальным времяпрепровождением для послушной римской матроны, это способствовало созданию имиджа императорского дома в качестве образца морального приличия.

7. Римские императрицы - отравительницы и интриганки?



Императриц Рима изображают в литературе и кино, как отравительниц и нимфоманок, которые не останавливались ни перед чем на своем пути. Утверждали, что жена Августа Ливия убила его после 52 лет брака, смазав ядом зеленый инжир, который император любил срывать с деревьев вокруг их дома. Агриппина, как говорят, также отравила своего пожилого мужа Клавдия, добавив смертельный токсин в его обед из грибов. Предшественница Агриппины Мессалина - третья жена Клавдия - запомнилась в первую очередь тем, что планомерно убивала своих врагов, а также имела репутацию ненасытной в постели.

Не исключено, что все эти истории были домыслами, которые распускали люди, которые беспокоились из-за близости женщин к власти.

Сегодня весьма интересно увидеть, . Серебряные клады той эпохи были найдены не так давно.