Самый простой способ научить читать. Методика обучения чтению дошкольника в домашних условиях. Физическая подготовка и развитие мелкой моторики

5 5 186 0

В реалиях сегодняшнего дня ребенок, который только готовится стать первоклассником, уже должен уметь читать. Поэтому сами родители должны позаботится подготовкой малыша к школе. В данной статье мы расскажем, как дома научить ребенка читать.

Что означает умение читать

Задание, на первый взгляд, кажется элементарным, но не каждый с ним справится. Чтобы освоить беглое чтение, необходимо не только проштудировать алфавит, составлять из букв слоги, слова и предложения.

Обучение заключается в том, чтобы помочь ребенку читать и прорабатывать формулировки осознанно.

Когда начинать обучение

Многие родители считают, что лучше будет, если начать обучение пораньше. Конечно, взрослым очень хочется воспитать гения и они начинают нагружать малыша чуть ли не с пеленок. Но не вредит ли это его здоровью?

Если прислушиваться к мнению невропатологов, то чтение в слишком раннем возрасте негативно сказывается на развитии ребенка.

Созревание человеческого мозга проходит поэтапно, шаг за шагом. Родители, которые слишком спешат, могут сделать своего ребенка . Эти психологичные сложности возникают из-за того, что те участки мозга, которые еще не могут работать насыщенно, начинают усиленно развивать.

Родители могут самостоятельно распознать, когда ребенок будет готов к обучению.

  • В малыша отсутствуют логопедические проблемы (произношение звуков, нарушение мелодики, темпа речи и прочие).
  • Хорошее развитие фонетического слуха, умение распознавать звуки в любом месте слова.
  • Малыш уже может говорить предложениями и складывать их в стройное повествование.
  • Хорошее развитие пространственной ориентации. Ребенок знает, что такое “направо”, “налево”, “вверху”, “внизу”.

С чего начинать

Большинство родителей считают, что обучение начинается с букв. А вот и нет! Буквы являются только символами, обозначающими то, что ребенок уже знает, уяснил. Буквами заканчивается процесс обучения, а не начинается.

Первый этап подготовки – это движение. Но не движение глазами по строкам.

Дальнейшая восприимчивость к учебе формируется в раннем возрасте. Она обусловлена тем, в какой мере малыш может ориентироваться в пространстве, насколько он активен и подвижен.

Немаловажное значение имеет развитие чувства ритма. Здесь подойдет разучивание с ребенком песенок.

Хорошо бы поиграть на бубне, дудочке, барабане. Сгодятся любые простые музыкальные инструменты. Полезными являются всякие подвижные игры с предметами, будь это мяч, скакалка или что-то другое.

Продуктивным является повторение стишков, просто слов, мелодий. Старайтесь научить малыша прислушиваться к незнакомым и негромким звукам, к примеру, на лоне природы. Важное значение имеет развитие фонематического слуха. В пять лет дети уже могут различать звуки в начале и в конце предложенного им слова.

Какую методику выбрать

Методики, обучающие чтению, столь разнообразны, что родителям порой трудно определиться с выбором. Но все их можно поделить на несколько видов.

  • Буквы складывать в слова. Сначала малыша учат названию букв, затем он из букв складывает слова.
  • Ребенок учится читать сразу по слогам.
  • Малыша учат запоминать целые слова, используя зрительную память.
  • Методика, основанная на восприятии звуков и соотношении их с буквами.

Звуко-буквенный метод

  • Когда ребенок учится читать сразу слогами или словами, ему сложно понимать текст, а от этого хромает грамотность. Частенько малышу не дается произношение сложных слов.
  • Другие методики сразу погружают ребенка в сложную систему символов. Нарушение главного педагогического принципа – от простого к сложному – плохо сказывается на обучаемости.
  • С самого рождения каждый малыш слышит вокруг себя прежде всего звуки. Потому обучение начинаем со звуков, а не букв или других символов. При заучивании целых слогов или слов, ребенок не может их анализировать.

  • Вначале необходимо вызвать интерес у малыша.

Попробуйте рассказать ему о том, какие существуют письменности, как люди научились писать. Здесь можно продемонстрировать несколько иероглифов, других способов начертания букв. Припомните ваш собственный опыт обучения чтению (но ваше повествование должно стимулировать желание учиться, а не отбивать его). И почаще зачитывайте тексты вслух.

  • Можно осваивать звуки.

Прививайте ребенку желание прислушиваться к окружающим звукам. Настаивайте на том, чтобы он показал жужжание пчелы, шорох листьев и прочее. Придумайте игры с использованием звукоподражательных слов. Малыш должен научиться на слух отличать согласные звуки от гласных. Задайте вопрос, можно ли этот звук пропеть, какие звуки стоят в начале слова и в его конце, какое слово начинается этим же звуком. Если малыш легко отвечает на такие вопросы, можно продвигаться вперед.

  • Переходим к буквам.

Довольно часто родители с самого рождения вешают рядом с кроваткой малыша красочный алфавит с картинками. Таким образом у него выстраивается прочный ассоциативный ряд, что буква “г”, к примеру, это гусь. На вопрос, что он слышит в начале слова “газета”, ребенок может ответить – “гусь”. Откажитесь от таких приемов, позволяйте ассоциативному ряду расширяться.

Человек слышит звуки, а в письменном виде они принимают образ букв. Поэтому малыша нужно спрашивать, какой звук он слышит в слове, а не какую букву.

Помните, что ребенок контактирует с миром посредством движения. Как же тогда запоминать буквы? Нарисуйте большие буквы на песке или асфальте и вместе с малышом пройдитесь по ним. Смастерите изображение букв из пластилина, проволоки, теста, любого другого материала. Вовлекайте по максимуму умение малыша впитывать окружающий мир посредством органов чувств. Поиграйте в забаву, когда вы пальцем на спине ребенка пишите букву, а он ее отгадывает.

  • Можно переходить к слогам.

Начинать следует с простого – слогов, состоящих из двух гласных. Затем переходим к открытым слогам и закрытым.
Можно изготовить несколько табличек (к примеру, изображающие домик), где из левого окошка выглядывает согласная буква, а в соседнее правое подставляется гласная. И оборотное задание, когда в гости к гласной букве приходят согласные, создавая слоги.

Базисные задания для малышей:

  1. Присоединить отсутствующий слог в слове, которым подписана картинка.
  2. Поменять одну букву так, чтобы вышло другое слово.
  3. Скомплектовать все вариации слогов из некоторого количества букв.
  4. Отыскать ненужную в слове букву и убрать ее.
  5. Вставить в слово необходимую букву.
  6. Разобрать перемешанные слоги.
  7. Собрать слова из ассортимента слогов.
  8. Сделать задания на расширение внимательности во время написания.

Напишите целую строчку одинакового слога, в которую вкралась ошибка. Малыш должен отыскать неправильный слог. К примеру: бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бе бб.

  • На завершающем этапе переходим к предложениям.

Если малыш свободно читает короткие слова, можно начать составление простых предложений сначала из двух слов. Далее задания нужно усложнять, добавляя слова.

В составлении первых предложений должны быть задействованы простые, знакомые ребенку слова. Не придумывайте длинные предложения, чтобы дочитав до конца, ребенок мог помнить его начало. От чтения стихов пока нужно отказаться. Малышу еще сложно соблюдать ритм стихотворения и при неудачных попытках он может отказаться продолжать занятия.

Очень продуктивно чтение потешек и коротеньких песенок. Но, так как это ритмичные произведения, нужно к ним приступать только тогда, когда ребенок сможет прочесть хотя бы два слова подряд.

Если раньше дети шли в первый класс и там учили буквы, затем слоги и только потом осваивали чтение слов и словосочетаний, сегодня ситуация кардинально изменилась. Первоклассники садятся за парты уже умея читать как минимум по слогам, а некоторые дети довольно бегло озвучивают страницы букваря. Ведь сегодня раннему развитию ребёнка уделяется огромное внимание, и обучение чтению стоит на одной из главных и самых важных ступеней. Но многие родители сталкиваются с тем, что малыш не может правильно складывать буквы в слоги. Не стоит огорчаться раньше времени, возможно, кроха ещё не готов освоить эту науку, а может превратить обучение в игровой процесс и прогресс сразу станет виден. Что же делать родителям, которые хотят научить ребёнка читать по слогамв домашних условиях?

Время пришло: как определить, что физиологически ребёнок готов к обучению чтению

Многие родители задаются вопросом: с какого возраста можно начинать обучение чтению? Детские психологи и педагоги не дают на этот вопрос однозначного ответа, ведь все зависит от психологической и физиологической готовности самого ребёнка. Некоторые дети уже в 4 года без проблем складывают буквы в слоги, а другие осознают сам процесс только к школе. Тем не менее специалисты выделяют несколько признаков, по которым взрослые могут понять, что малыш уже готов переходить к обучению:

  • связная и чёткая речь: ребёнок умеет говорить предложениями, чётко формулировать свои мысли и желания, его понимают не только родители, но и окружающие люди;
  • у малыша нет серьёзных логопедических проблем и дефектов речи. Будущий ученик не должен картавить или шепелявить, чтобы чётко и правильно произносить буквы и слоги в процессе обучения. Если ребёнку исполнилось пять лет, а он не выговаривает несколько звуков, необходима консультация логопеда;
  • хорошо развита координация: малыш понимает, где право и лево, верх и низ. Казалось бы, какое отношение это имеет к чтению? Самое прямое: это нужно для того, чтобы кроха читал слова и слоги правильно. Также дети, у которых нарушена координация, часто путают похожие буквы: Р и Ь, Э и Е;
  • достаточно развит фонетический слух: малыш должен уметь определять, с какой буквы начинается слово, какие слова имеют одинаковые буквы в составе;
  • терпение и усидчивость: во время процесса обучения ребёнок должен сконцентрировать внимание как минимум на 10 минут, чтобы понять новый материал и запомнить слоги. Малыша, который не хочет сидеть на месте и сконцентрировать внимание на букваре или других пособиях, учить чтению ещё рано;
  • интерес к буквам и чтению у ребёнка: если родители замечают, что малыш часто рассматривает книги, просит взрослых прочитать, что написано на той или иной странице, проявляет интерес к буквам, значит ему будет интересно учиться читать самостоятельно.

Вышеперечисленные навыки, в большинстве случаев, формируются у ребёнка к пяти годам. Именно с этого возраста можно приступать к обучению чтению. Желательно, чтобы к тому времени, как малышу нужно идти в первый класс, т.е. к 7 годам, он умел читать по слогам.

Если ребёнок готов к обучению чтению, процесс проходит довольно легко

Родители должны учитывать желания ребёнка, прежде чем начать его обучение чтению. Если малыш не интересуется буквами и книгами, плачет во время занятий, не хочет концентрировать внимание, лучше оставить попытки на более позднее время. Даже если ребёнок - ровестник вашего малыша уже читает слова и предложения, а ваш только выучил буквы, но дальше дело не двигается, не стоит заставлять кроху. Этим можно только усугубить ситуацию и отбить всю охоту к занятиям. Когда придёт время, кроха быстро освоить буквы и слоги.

С какого возраста начинать обучение малыша в домашних условиях

В этом вопросе многие специалисты придерживаются разных мнений:

  • педагоги раннего развития настаивают, что необходимо начинать заниматься с детьми с рождения или не позже двенадцати месяцев. Они объясняют свою позицию тем, что мозг малыша интенсивно развивается до трёх лет, и в это время необходимо успеть познакомить его с буквами и словами. Чаще всего для обучения раннему чтению используют методику Глена Домана, когда детям показывают слова не слогами, а целиком, и ребёнок именно в таком виде запоминает информацию;
  • логопеды и детские психологи, наоборот, не рекомендуют начинать обучение, пока ребёнок не будет полностью готов по тем признакам, которые мы рассмотрели выше. Специалисты рекомендуют начинать учить читать детей не ранее пяти - шести лет. Именно в этом возрасте ребёнок осознанно сможет запомнить, а главное, понять, правила чтения.

Но в первую очередь все зависит от решения родителей и желания самого ребёнка.

Когда начинать учить малыша читать - видео

С чего начать: правильная подготовка к обучению чтению

Этот этап является предшествующим самому обучению читать. Чтобы освоить навыки составления слогов, а затем слов и предложений, ребёнка необходимо подготовить к изучению букв. Прежде всего у малыша должно быть хорошо развито чувство ритма, координации и фонематический слух.

Учить малыша улавливать ритм можно начинать с самого раннего возраста. Для этого педагоги рекомендуют включать крохе весёлые детские песенки и просить малыша танцевать или просто двигаться под звуки музыки. Родителям нужно показывать пример, чтобы ребёнок старался повторять движения за взрослыми. Такие упражнения положительно влияют на развитие ритмического слуха.

Для успешного освоения чтения по слогам необходимо развивать у детей фонематический слух

Очень важное значение имеет развитие фонематического слуха, чтобы ребёнок научился правильно произносить разные звуки, а также узнавать их в словах. Для этого специалисты рекомендуют ежедневно заниматься с детьми с помощью таких упражнений:

  • называйте крохе слова, а его задача состоит в том, чтобы сказать, на какую букву они начинаются;
  • дайте малышу задание: называть слова, первая буква которых только А, Б, П и другие;
  • немного измените правила: пусть кроха называет вам букву, на которую оканчивается слово;
  • называйте слова, лучше начинать с коротких с одним или двумя слогами в составе. Задача малыша, найти нужный звук. Например, мама говорит, что нужно определить, есть ли в словах звук «а» и называет разные слова, как только встречается слово с нужным звуком, малыш должен его повторить. Педагоги рекомендуют начинать эту игру с гласных звуков, их дети легче определяют, а только потом переходить к согласным.

Быстрые и лёгкие способы научить ребёнка читать по слогам

В первую очередь ребёнок должен знать все буквы. Специалисты рекомендуют родителям изучать не название букв, а сразу звуки. Например, не «эр» а звук <р> и т.д. Начинать следует с гласных звуков, как только малыш их освоит и запомнит, можно переходить к согласным.

Следует чётко понимать, что для чтения нужны именно звуки, не название букв. Если ребёнок запомнит только буквы, ему будет очень сложно переучиться и воспринимать только звуки.

Сегодня существует множество методик и способов, с помощью которых родители могут научить будущего ученика читать. Рассмотрим самые популярные из них.

Соединяем буквы в слоги с помощью букваря Н. Жуковой

  1. Каждый день можно учить не более одного звука. Перед знакомством с новым, необходимо повторить все предыдущие, чтобы малыш не забывал их.
  2. После удачного запоминания всех звуков, можно пробовать составлять слоги. Начинать необходимо из одного согласного и одного главного звуков. Первые слоги необходимо составлять из сонорных согласных: м, р, н, л и гласных. Когда ребёнок освоит эти навыки, можно пробовать слоги с шипящими звуками.
  3. Не стоит спешить во время составления слогов. Детям часто сложно понять, как произносить звуки вместе, а не по отдельности. Для этого необходимо заниматься каждый день минимум по 10 минут для достижения положительного результата.
  4. Сначала слог читают родители, затем ребёнок повторяет. Через некоторое время малыш поймёт принцип составления слогов из звуков.

Прежде чем начинать обучение чтению, необходимо определиться с учебником. Для детей отлично подойдёт букварь Н. Жуковой. По этому букварю дети занимаются в школе, поэтому приобрести его не будет лишним. По методике Жуковой занимаются многие педагоги и добиваются отличных результатов. Принцип обучения чтению основан на «бегающих буквах», т.е. на страницах книги буквы стремятся навстречу друг другу. Это сделано для того, чтобы ребёнок понял: нельзя читать, произнося звуки отдельно друг от друга. Правильное чтение слогов - произносить звуки вместе.

С помощью этой методики ребёнок быстро освоит чтение по слогам

Принцип, который лежит в основе методики Жуковой, представляет собой постепенное соединение двух звуков в слог. Например «МА»: сначала необходимо протяжно произнести первый звук «мммммм…» и в конце прибавить «а». Затем первый звук укорачиваем, а второй, наоборот, необходимо протягивать: «маааааааа». Как только ребёнок научится соединять оба звука и произносить их вместе, можно не протягивать звуки, а произносить один слог.

Для родителей в конце каждой страницы написаны подсказки, как правильно заниматься с ребёнком во время обучения чтению. На них следует обращать внимание обязательно.

Читаем слоги по букварю Жуковой - видео

Учимся читать по кубикам Зайцева

По этой методике дети не изучают отдельно звуки, а потом составляют их в слоги. Они сразу запоминают целый слог, который написан на одной из сторон кубика. Занимаются малыши исключительно с кубиками и только в игровой форме.

Принцип этой методики состоит в том, что ребёнок запоминает визуально, заучивает, целый слог, а потом учится составлять из слогов слово.

Во время обучения по методике Зайцева дети запоминают целые слоги, им не объясняют, как складывать их из звуков

Но у этой методики есть один минус: малыш может столкнуться с проблемами обучения чтению в школе. Дело в том, что по школьной программе детей сначала учат буквам и звукам, потом составляют из них слоги, а затем слоги складывают в слова. Ребёнок, который запомнил и выучил по две буквы сразу с помощью кубиков, не понимает принцип классического метода обучения.

Принцип методики Зайцева - видео

Что делать, если ребёнок не понимает, как складывать слова в слоги

Часто бывает так, что малыш просто не может осознать, как произносить два звука вместе, не разделяя их. Специалисты предупреждают, что родители не должны допускать такого произношения слогов. Если ребёнок привыкнет говорить «мэа» вместо «ма», переучить его будет крайне сложно, на это могут уйти месяцы, а это нам совершенно не нужно. Педагоги предлагают родителям несколько способов, чтобы малыш быстрее понял, как правильно читать два звука вместе :

  • петь слоги: этот метод очень эффективен, дети быстро понимают, как нужно читать слог, если его поют. Но задача взрослых - не дать ребёнку привыкнуть именно к пению. Как только малыш познакомится со слогом и хорошо его запомнит, предлагайте ему просто читать этот слог. Чередуя занятия таким образом: знакомые слоги ребёнок читает, а новые поёт, малыш быстро научиться произносить два звука вместе;
  • прибегайте к помощи визуальных пособий: очень хорошо помогают обучающие мультфильмы, где яркие слоги появляются на экране и голос автора их озвучивает;
  • купите ребёнку магнитную азбуку: пусть он сам составляет слоги из знакомых звуков;
  • на стене можно повесить слоговую таблицу, обычную или со звуковым сопровождением. В первом случае родители произносят слоги, а ребёнок повторяет их, а во втором малыша сам может нажимать на нужный слог, и автор будет называть его.

Такой звуковой плакат поможет ребёнку быстрее запомнить слоги

Не стоит забывать, что каждый ребёнок индивидуален, поэтому темпы освоения чтения по слогам у каждого крохи могут отличаться. Родителям стоит набраться терпения и не торопить малыша. Главное условие успешного освоения навыка чтения - регулярные занятия. Пусть они будут недолгими, но ежедневными и положительный результат гарантирован.

Игры для обучения чтению по слогам

Психологи и педагоги в один голос твердят, что лучших результатов в процессе обучения можно добиться, если занятия будут проходить в игровой форме. Каждый ребёнок любит играть, поэтому ему будет интересно учить слоги именно в процессе игры. Существует множество разных игр, которые наверняка заинтересуют вашего маленького ученика.


Задействуя свою фантазию и зная предпочтения и интересы малыша, родители могут придумать множество игр, которые помогут крохе быстро освоить чтение по слогам. Все зависит от желания крохи и терпения взрослых, которые должны мягко подводить будущего ученика к регулярным занятиям чтением.

Обучающий мультфильм для детей: учим слоги - видео

  1. Больше играйте с ребёнком, он должен воспринимать занятия как весёлое времяпровождение, а не обязанность.
  2. Никогда не заставляйте малыша читать, это негативно повлияет на процесс обучения. Лучше показывайте на своём примере, что читать - это замечательно и увлекательно. Дети многое повторяют за взрослыми.
  3. Всегда повторяйте пройденный материал, так малыш лучше запомнит слоги.
  4. Занимайтесь в любое свободное время: гуляя по улице, играйте в слоги и т.д. Чем чаще заниматься с крохой, тем быстрее он запомнит слоги и начнёт составлять слова.
  5. Больше разнообразия: не останавливайтесь только на букваре или слоговой таблице. Включайте малышу обучающие видео и мультфильмы.
  6. Читайте вместе: разработайте своеобразный ритуал и читайте малышу вслух перед сном или в обед. Предлагайте ребёнку прочитать одно слово, а вы закончите предложение. Постепенно малыш захочет читать больше: словосочетания, а потом и предложения.
  7. Не делайте перерывов в чтении: старайтесь заниматься ежедневно хотя бы по нескольку минут. Если ребёнок не настроен воспринимать информацию, в игровой форме, повторите с ним уже пройденный материал, знакомые ему слоги.
  8. Заинтересуйте малыша: напишите ему записку и пусть пробует прочитать её, или придумайте игру в стиле квест, где подсказки написаны на карточках. Если ребёнок все прочитает и поймёт задания, его ждёт приз.
  9. Не следует ругать детей: если у них не получается читать, просто наберитесь терпения, объясните один, два, три раза, столько, сколько это потребуется. Подбадривайте малыша, чтобы у него не пропало стремление идти дальше.
  10. Обязательно поощряйте кроху: хвалите его, дарите подарки, покупайте то, что он давно хотел. Ребёнок должен знать, что его старания приносят положительные результаты и он будет стремиться к следующим высотам. Мотивация - лучший способ стимулировать интерес малыша к чтению.

Похвала очень важна в процессе обучения, так ребёнок будет стремиться быстрее освоить чтение

Особенности обучения в зависимости от возраста ребёнка

Хотя многие специалисты не рекомендуют учить детей читать до пятилетнего возраста, пока они не будут готовы физически и психологически, большое количество родителей предпочитают начинать занятия с детьми в более раннем возрасте, с двух-трёх лет. Некоторые мамы и папы отдают детей с года в детские развивающие центры, где малышей уже в этом возрасте учат читать.

Принцип обучения чтению детей разного возраста - таблица

Критерий 1 - 3 года 4 года 5 - 6 лет
Методика обучения Чаще всего детей обучают по карточкам Глена Домана. Принцип этой методики состоит в том, что детям показывают карточки, на которых написаны определённые слова. Малыши запоминают из визуально целиком, а не отдельные слоги или буквы. В этом возрасте детям будет интересно заниматься по кубикам Зайцева. Малыши в процессе игры могут строить слова и словосочетания. Классический метод обучения чтению по букварю. Детей учат гласным и согласным звукам, затем составляют из звуков слоги, а только потом слова.
Обучающие пособия Большие карточки с написанными красным цветом словами. Деревянные или картонные кубики. Можно также включать детям обучающие мультфильмы со слогами. Букварь, карточки с буквами, обучающие видео и игры.
Регулярность занятий Занятия проходят только при желании малыша, если кроха капризничает, плачет и не настроен на запоминание информации, занятия лучше отложить. Как минимум три раза в неделю нужно заниматься с ребёнком с помощью кубиков. Если у крохи будет желание играть чаще, родителям не стоит этому препятствовать. Желательно заниматься каждый день и не делать перерывов в обучении
Время занятий 3–5 минут за один раз. Занятия можно проводить до трёх-пяти раз в день. Если ребёнку нравится читать и выполнять упражнения, не стоит ограничивать его по времени. Как правило, дети занимаются не более 20 минут, а затем переключаются на другое занятие. Педагоги рекомендуют читать как минимум по одной станице букваря в день. Если ребёнок хочет продолжить занятие, родителям нужно помочь ему в этом и похвалить за стремление читать.

Возможные последствия слишком раннего и неправильного обучения

Несмотря на то, что сегодня так популярны детские центры раннего развития, где детей учат читать, писать и считать с первых месяцев жизни, многие неврологи и психологи отмечают негативные последствия для малышей. Специалисты обуславливают свою точку зрения тем, что взрослые вмешиваются в мозговую деятельность малыша, когда он ещё не готов к такой нагрузке. И последствия этого могут проявляться:

  • неврозами, истериками и агрессивным поведением: несформированная нервная система не готова к восприятию такого количества информации, которую предоставляют педагоги раннего развития. Поэтому по мере взросления дети плохо спят, становятся нервными, склонными к агрессии и неадекватному поведению. Это симптомы перегрузки нервной системы, поэтому такая ситуация требует консультации врача;
  • функциональные нарушения в работе головного мозга: это проявляется в полном отсутствии интереса к учёбе у ребёнка. Причём педагоги не устают повторять, что малыш может учиться, все схватывает с первых минут, обладает хорошей памятью и логикой, но у него нет стремления и желания что-либо делать. Это связано с ранними нагрузками на мозговую деятельность и с возрастом организм как бы защищает себя от перенапряжения и перебора информацией, хотя уже готов её воспринимать;
  • у некоторых детей значительно уменьшаются шансы и возможности полностью раскрыть свой интеллектуальный потенциал.

Многие педагоги и психологи настаивают, что обучать детей чтению до четырёх-пяти лет не только не желательно, но и опасно. В раннем возрасте дети не готовы к восприятию и дифференциации звуков, которые необходимо знать, чтобы освоить чтение. Если учить ребёнка читать до четырёх лет, то у него вырабатывается неэффективный механизм чтения, т.е. малыш просто визуально запоминает слова, слоги, но не способен понять, как сложить буквы в слоги. Этот механизм восприятия остаётся и в более старшем возрасте. И переучить ребёнка правильному принципу чтения очень сложно.

Неврологи подтверждают, что негативные последствия раннего обучения чтению могут проявиться в более позднем возрасте, например, когда ребёнку пора идти в школу. Малыш начинает часто болеть, у него проявляется аллергия. В некоторых случаях у детей может быть диагностировано нервное перенапряжение, неуклюжесть, нарушение координации. Поэтому специалисты настаивают, не нужно подгонять время: ребёнок научится читать тогда, когда будет к этому готов, не стоит перегружать мозг крохи, чтобы избежать негативных последствий для его здоровья.

Почему не нужно учить читать детей слишком рано - видео

Родители - главные помощники детей на пути к обучению чтению. Малыш доверяет маме, ведь он привык, что она читает ему сказки и различные истории. Многие специалисты и педагоги настаивают, что не стоит спешить и пытаться научить читать ребёнка в год, который ещё не может говорить. Малыш должен быть полностью готов к началу восприятия букв и звуков. Постепенно можно знакомить кроху с буквами, потом слогами, а затем словами. Проводите все занятия в игровой форме, чтобы ребёнок был заинтересован. А также не забывайте поощрять малыша и тогда успех обучающего процесса вам обеспечен.

Вам понадобится

  • Карточки с буквами, слогами и целыми словами, кубики или домино с буквами, специальные пазлы, буквенные апликации, говорящая Азбука, книги, обучающие чтению

Инструкция

Для начала запаситесь терпением и приготовьтесь к тому, что все может пойти не так гладко как вам бы хотелось. Не стоит перегружать ребенка и ожидать от него быстрого результата, занятия нужно проводить в форме игры, продолжительностью по 15-20 минут. Сейчас огромное количество различных методик чтению, выбирайте на свое усмотрение, главное, чтобы она подошла вашему ребенку.

Закупите или сделайте самостоятельно учебный материал. Вам понадобятся карточки с буквами, слогами и целыми словами, кубики или домино с буквами, специальные пазлы и собственно сама , по которой вы будете обучать ребенка. Полезная покупка – говорящая азбука, ребенок будет самостоятельно нажимать на с буквами, и запоминать их название. Хороший вариант – буквенные аппликации, развивается мелкая моторика и попутно малыш запоминает букву.

Для ребенка 6 лет уже не годится методика чтения слов целиком, лучше использовать послоговый вариант обучения. Сначала он научится составлять слоги, зрительно их запомнит, а позже из получившихся слогов уже будет составлять слова. Используйте в работе карточки с буквами. На белом толстом картоне напишите цветным маркером буквы. Показывайте ребенку их каждый день, на каждой буквы отведите 3-4 дня. Не спешите и обязательно закрепляйте результат через повторение ранее пройденного материала. Как вариант – распечатайте раскраску с буквами, пусть малыш проговорит вслух название буквы (точнее – звука), а затем раскрасит ее.

Для быстрого понимания процесса, учите звуки, а не буквы. В этом случае ребенку будет гораздо проще их преобразовывать в слоги. Звуки нужно громко повторять, можно пропеть для лучшего запоминания. Выучите сначала А, О, И, У, Е, а только потом переходите к звонким согласным и в конце – к шипящим. Составляйте из них простые слоги, пусть малыш попробует их прочесть. Напоследок оставьте сложные буквы и знаки: Ы, Ь, Ъ, Э.

Как только ребенок научится читать по слогам, удостоверьтесь, что он понимает прочитанное. Например, два слога «ли» и «са» превращается в слово «лиса». Однако ошибочно сразу требовать осмысленности не просто слова, но и всего предложения в целом. Поймите, что пока ребенок нарабатывает технику, он не способен понять все предложение. Только через некоторое время он сможет осознавать прочитанное.

Уделите внимание разным шрифтам. Если вы занимаетесь по какой-то одной книге, то малыш может привыкнуть именно к такому шрифту, а другой уже будет понимать или совсем не сможет прочесть. Составляйте слоги и слова из разных магнитиков на холодильнике, сделайте карточки с буквами и слогами, набранными разным шрифтом. Покажите ему, прописные буквы, но заставлять их писать совсем не обязательно.

Обязательно хвалите малыша даже за небольшие успехи. Поддерживайте его, подбадривайте, даже если достижения совсем небольшие, и вы увидите результат своих . Выдержка и терпение – залог успеха, а если будете раздражаться и ругать ребенка, у него пропадет всякое желание научиться читать. Достигнуть положительного результата намного быстрее можно лишь в эмоционально-привлекательных занятиях и доброжелательной атмосфере.

Не стоит расслабляться даже после того, как ребенок успешно освоил навыки чтения, их необходимо регулярно поддерживать. Подберите для него интересную детскую литературу, соответствующую возрасту и регулярно просите ребенка немного вам прочитать. Обсуждайте прочитанное, пытайтесь заинтересовать ребенка историей, чтобы у него появилось желание читать книгу и дальше.

Оценить результаты ваших занятий поможет простая методика подсчета прочтенных слов в – техника чтения. Дайте малышу новый несложный текст и засеките ровно одну минуту. Норматив по окончанию первого полугодия – 25 слов, а для шестилетки хорошим результатом является 15-20 слов в минуту.
Главное – терпение, доброжелательность и желание заниматься с ребенком. Пройдет немного времени и с вашей помощью малыш откроет для себя увлекательный мир книг.

Обратите внимание

Существуют наиболее распространенные ошибки, которые допускают родители, когда пытаются научить ребенка читать.
1. Учат ребенка буквам, а не звукам. Например, нужно говорить звук «к», а не буква «кэ», иначе малышу будет трудно перестроиться, и он начнет неправильно читать: «кэотэ» вместо «кот».
2. Родители нервничают и ругают ребенка за промахи. Обучение должно быть увлекательным и приносить радость. В противном случае у ребенка сформируется негативное впечатление, и желание учиться чтению совсем пропадет.
3. Если ребенок не проявляет интерес к раннему чтению, не стоит его принуждать и пытаться насильно освоить Азбуку. Современные психологи выяснили, что созревание необходимых для чтения отделов головного мозга и возможность безопасно обучаться чтению имеют 30% детей к 8-ми годам, и 70% только к 6-7-ми годам.
4. Занятия должны быть систематическими, но не обременительными для ребенка. Некоторые родители хотят побыстрее увидеть результаты, поэтому мучают малыша часовыми уроками, это в корне неправильно. Начните обучение с 5 минут в день, постепенно увеличивая продолжительность занятий до 30-40 минут. Таким образом, у ребенка не будет стресса, и он будет подготовлен к школе.

Полезный совет

Еще одна небольшая хитрость-подспорье родителям – специальные детские обучающие мультфильмы и передачи. Пусть ребенок их смотрит и вместе с персонажами учится чтению. Только не сваливайте всю работу на сказочных героев, это просто дополнительный бонус, а не панацея. Одной серии подобного мультфильма в день будет достаточно.

Молодые родители часто спрашивают, как научить малыша читать по слогам? В домашних условиях, без помощи опытного педагога справиться с задачей можно, нужно лишь знать секреты обучения. Обязательные элементы: терпение, настойчивость, понимание потребностей ребёнка.

Школьная программа первого класса рассчитана на деток, имеющих начальные навыки чтения. Полезные советы пригодятся родителям, желающим привить сыну или дочери любовь к книгам.

Когда начать обучение

Не откладывайте начало обучения, если малыш «созрел» для общения с книгой:

  • ребёнок достаточно владеет речью, строит осмысленные фразы, описывает окружающий мир, может внятно выразить свою мысль;
  • у сына или дочки отсутствуют проблемы с произношением/слухом. Проверьте, получается ли выговаривать звук «р», «л», шипящие. Если на раннем этапе обучения выявлены проблемы, посетите логопеда. Врач назначит комплекс упражнений для развития речи. Иногда произношению мешает короткая уздечка языка. Дефект корректируется на протяжении одного дня;
  • сын или дочь свободно ориентируются в базовых направлениях. Вправо – влево, вниз – вверх – эти понятия должны быть известны.

Обратите внимание! Малыша проще научить читать, если родители показывают личный пример. Ребёнок – существо любознательное. Если мама или папа часто читают книгу/журнал с яркими картинками, ни один ребёнок не устоит перед соблазном узнать, чем же так увлечены родители. Книжки-малышки с красочными иллюстрациями, панорамные книги обязательно должны быть дома – дошкольник заинтересуется ими.

Как научить деток читать по слогам

Пять важных правил:

  • выберите подходящий момент. Психологическая готовность к обучению не менее важна, чем знание букв алфавита. Чаще всего читать детки учатся с пяти-шести лет. Иногда четырёхлетняя малышка настойчиво просит: «Мама, научи читать». Попробуйте, возможно, дочка активно развивается, обучение ей по силам. В 3 года начинать обучение ещё рановато;
  • не заставляйте. Слишком настойчивые попытки отобьют желание читать, спровоцируют конфликт. Подогрейте интерес, покажите на своём примере: читать интересно. Рассказывайте малышу интересные истории, объясняйте, что узнали всё «вон из той книги». Дома много литературы? Дочка/сын наверняка проявят интерес к чтению;
  • подходящий букварь. Первая книга для обучения должна быть яркой, понятной. Многие педагоги образовательных центров, родители рекомендуют букварь Н.С. Жуковой и А.Н. Ткаченко;
  • регулярность занятий. Проявите терпение, будьте настойчивы. Мини-занятия должны длиться до 15 минут, но проходить регулярно. По поведению, интересу ребёнка вы сами увидите, проводить уроки чтения ежедневно или через день. Одним деткам так нравятся занятия, что они сами просят самостоятельно «что-нибудь почитать» каждый день, других приходится заинтересовывать (к сожалению, не всегда успешно);
  • не требуйте от малыша невозможного. Реальная оценка возможностей – ключ к успеху. Завышенные требования, условия «за неделю ты должен выучить пять букв» и так далее, быстро отобьют желание, возведут чтение в ранг ненавистного занятия. Никогда не сравнивайте дочь или сына с чужими детьми, которые добились больших успехов. Обида на родителей, комплексы, сознание ущербности помешают личностному развитию, серьёзно понизят самооценку.

Прислушайтесь к мнению педагогов, советам опытных родителей. Следуйте правилам, и ваш ребёнок непременно научится читать.

  • первое правило. Начните обучение со звуков (р, к, м), позже объясните, что такое буквы (эр, ка, эм). Детки плохо понимают, почему буква называется «эр», а в слове «роса» нужно читать «р»;
  • второе правило. Сразу учите слоги. С этим утверждением полностью согласны педагоги. Многие родители убедились: слоги или короткие слова ребёнок запоминает проще, чем какие-то непонятные буковки;
  • третье правило. Двигайтесь от простого к сложному. Вначале учите деток произносить звуки. Сразу объясняйте правильное произношение. Когда понятно, что звуки разные, научите точно повторять их, читать по слогам. Дозированная информация – защита от «каши в голове», смешения новых плюс недавно изученных понятий;
  • четвёртое правило. Объясните отличие согласных от гласных. Детки проще понимают разницу, если показать: гласные можно петь. Логопеды считают: это хорошее упражнение для выработки правильной речи;
  • пятое правило. Первыми выучите слоги с буквой А. Нарисуйте новый символ, вылепите его из пластилина/теста, выложите из карандашей/палочек. Покажите ребёнку буковку на крупном кубике, страницах букваря. Теперь выучите 4–5 согласных, составьте слоги из них и буквы А. Вначале такой порядок (открытые слоги): МА, ПА, ЛА, БА, затем «обратный». Учите закрытые слоги – АМ, АП, АЛ, АБ. Детки должны понимать, что при разном положении буковки меняется слово: БА – РАН, АБ – РАМ;
  • шестое правило. После изучения нескольких гласных и согласных, когда юный чтец понял, что из двух буковок можно составить слог, учите читать самые простые слова. Хорошее начало для тренировки речевого аппарата, закрепления навыков: МА – МА, ПА – ПА, БА – БА. Позже составляйте слова из трёх открытых слогов: МО – ЛО – КО, КО – РО – ВА. Выбирайте слова, которые легко объяснить, нарисовать предмет. Для начального этапа нужны не абстрактные понятия, а конкретные вещи, животные, люди;
  • седьмое правило. Всегда закрепляйте результат. Повторение пройденного материала – обязательно условие для движения вперёд. Не переходите к следующему этапу, если малыш путает материал, выученный на прошлом занятии. Закрепляйте материал в форме игры, откажитесь от сложных тестов, чтобы сын или дочка не думали, что у них всё плохо получается, сохранили интерес;
  • восьмое правило. Поощряйте юного ученика. Заведите специальную доску, отмечайте успехи. За каждую выученную букву ставьте звёздочку для юной феи, высаживайте цветочек на «клумбу» из цветного картона. Возможно, у вас есть свои варианты наград для юных учеников. Поделитесь знаниями, многие родители будут вам благодарны.

Маленькие хитрости

Опытные мамочки делятся секретами, которые помогли заинтересовать ребёнка. Ваша задача: сделать процесс обучения чтению лёгким, нескучным.

Несколько советов:

  • первые слова должны иметь одинаковые буквы: БА – БА, МА – МА;
  • если малыш не понимает, что такое слог, скажите, что буковки соединяются, потому что так проще создавать слова. Предложите повторить простое упражнение. Произнесите согласную, лучше шипящую, с протяжкой, затем добавьте гласную. Пример: ШШШШ + А – получается ША, ХХХХ + О, получается ХО;
  • когда юный ученик научился читать слова из двух открытых слогов, покажите конструкцию «слог плюс буква»: КО + Т, РО + Т, МА + К. Обязательно сопровождайте рассказ картинкой, показывайте предмет или живое существо в букваре. Конструкции типа: Ю + ЛЯ, О + СЁЛ изучайте после запоминания слов первого типа СО + Н, НО+ Ж;
  • закрытые слоги (АП) всегда учите после открытых (ПА), сложные буквы: Й, Ъ и Ь оставьте на потом. Слова, в которых слог состоит из трёх букв, учите только после того, как сын/дочка правильно читают более простые конструкции. Сравните: МО – ЛО – КО и КО – ЛО – БОК, СО – ВА и СО – ВОК, ЖУ + К и ЖУЧ – КА.

Интересные идеи:

  • запомнить новые символы помогут кубики с яркими буквами. Составляйте слоги и слова, просите маленького ученика найти среди трёх – четырёх гласных (согласных) «лишнюю» согласную (гласную);
  • во время чтения предложите деткам красивую закладку, чтобы удобнее было отделить новый материал от прочитанного. Широкой указкой или закладкой удобно показывать нужную буквочку, передвигать по слогам при чтении. Сделайте указку вместе, чтобы предмет нравится юному чтецу;
  • хорошее упражнение: читать рекламные вывески на магазинах или кафе во время прогулки. Крупные буквы легко узнать (выбирайте вывеску без витиеватых «закарючек»);
  • многие мамы советуют лепить буковки из теста или пластилина. Поищите печенье «Алфавит». Некоторые компании выпускают макаронные изделия в форме буквочек;
  • всегда проводите занятия в лёгкой, весёлой форме. Хорошо помогает игра, когда нужно вспомнить всех мультперсонажей/сказочных героев на выученную буквочку. Например, Р – Репка, Русалочка и так далее;
  • после изучения новой буквы, придумайте с ней как можно больше слов. В «Города» играть рановато, но названия животных, блюд, продуктов, имена мультяшных героев ребёнок 4–6 лет укажет легко;
  • деткам 5–6 лет предложите стать «поваром». Его задача: составить меню, чтобы блюда начинались на выученную буковку. Если таких блюд мало, попросите найти в холодильнике или шкафу продукты, которые начинаются на К или М;
  • ещё одна игра, чтобы научить ребенка читать по слогам. Перед едой попросите почитать по слогам, что у малыша в тарелке. Помогайте сыну или дочке, проговаривайте некоторые слова вместе, задавая тон и ритм: ПЮ – РЕ, СУ + П, КА – БАЧ – КИ, МО – ЛО – КО;
  • игра в школу. Проверенная годами методика, улучшающая восприятие материала. Конечно, роли здесь меняются: мама – «ученик», ребёнок – «учительница». По просьбе учителя взрослый пишет диктант, но непременно, с ошибкой. Ребёнок должен показать, где неправильная буква, конечно же, поставить оценку. Не делайте слишком много ошибок, чтобы не получить «двойку».

Доброжелательное отношение, терпение, любовь к ребёнку помогут справиться с таким сложным занятием, как обучение чтению по слогам.

Только представьте, что уже в 3 года малыш может сам читать вам сказки на ночь. Кто-то спросит, зачем это нужно и не рановато ли. Но наш обзор больше заинтересует тех, кто загорелся мыслью о том, легко ли научить ребенка читать быстро и хорошо, и как все сделать правильно.

Если раньше чтение задолго до школы было явлением редким и приравнивалось к настоящему чуду, то сегодня все чаще родители работают именно в этом направлении. Научить малыша чтению в раннем возрасте - не дань моде, не желание выделиться или показать, какой молодец ваш малыш. Это необходимость, и добиться результатов вполне реально.

Зачем это нужно

Те, кто провожал своих деток в первый класс, наверняка заметили, что большинство из них уже умеют читать. Некоторые делают это достаточно быстро. Малыши, которые едва выучили буквы и научились складывать их в слоги, будут заметно отставать . Чтение дает возможность отличиться на всех уроках. Это простой секрет успеваемости ученика.

Прежде чем обучать, родителям необходимо понимать, что это в первую очередь необходимо будущему школьнику .

Навык чтения в раннем возрасте облегчит его учебу , поможет успевать на уроках и в дальнейшем отразится на оценках.

Только представьте, к концу первого класса школьник должен читать от 30 слов в минуту, а заканчивая 4 класс - от 100 слов в минуту.

В каком возрасте учить

Большинство педагогов приходят к выводам, что чем раньше малыш познакомится с буквами , тем лучше. Даже двухлетнему под силу освоить чтение. Насколько это правильно, остается под вопросом, но только лишь потому, что это явление в нашей жизни пока еще новое.

  • Психологи говорят : раннее чтение приводит к проблемам в социальном развитии. Ведь когда малышу нужно было учиться находить общий язык со сверстниками, его мозг был занят - учился читать и писать.
  • Логопеды говорят : тенденция раннего чтения приводит к тому, что дети не понимают смысла прочитанного. Они лишь соединяют буквы в слоги и слова, а пересказать содержание не могут.

Начинать обучать навыкам чтения следует тогда, когда у детей сформировались следующие физиологические признаки :

  • Малыш уже говорит предложениями, пусть даже простыми.
  • У него достаточно развит фонематический слух. Он четко слышит каждый звук в слове.
  • Ему не требуется помощь логопеда.
  • У него сформировалась пространственная ориентация - знает разницу между «вправо-влево», «верх-низ».

Как правило, эти признаки формируются к пяти годам, но все очень индивидуально. Наблюдайте за детьми, общайтесь с ними. Если видите, что они уже могут осилить науку складывания букв в слова, а слов в предложения, дерзайте.

Измена любимого человека может нанести психологическую травму. О том, как пережить измену и возможно ли простить человека, .

Известные методики

Многие родители пытаются научить дошкольника читать «по старинке»: так, как учили их. Они знакомят с алфавитом, затем складывают буквы в слоги, позже - в слова. В центрах дошкольного развития используют различные методики , которые получили популярность благодаря своей эффективности. Предлагаем краткий обзор нескольких из них.

  • Методика Марии Монтессори.

    Итальянский педагог и доктор медицины предлагает начинать обучение чтению с письма . По наблюдениям Монтессори, детям писать, а точнее, рисовать прописные буквы намного легче.

  • Методика Николая Зайцева.

    Наблюдения за лепечущими детками подсказало педагогу, что учить детей читать следует с помощью склада . Не путать со слогом. Склад - пара согласной и гласной буквы, двух согласных, согласной с твердым или мягким знаком или даже одна буква.

    В обучении используются пособия в виде «Кубиков Зайцева». Они различаются по размеру, цвету и даже звуку. Методика позволяет обучить даже годовалого малыша и быстро подтянуть первоклашек, которые отстают от сверстников.

  • Методика Глена Домана.

    Нейрофизиолог много лет проводил эксперименты, пока не разработал методику из пяти этапов . На первом малышу показывают не буквы, а целые слова. В этом помогают карточки.

    Простые слова показывают на расстоянии 35 см в течение 1-2 секунд. Для начала используют 15 слов. Количество постепенно увеличивается. На втором этапе из выученных слов составляются разные комбинации. Затем малыш учится простым предложениям, распространенным и, наконец, целым книгам.

У каждой из методик есть свои плюсы и минусы, но все они сходятся в одном - обучение должно происходить в игровой форме, не быть скучным и однообразным. Если процесс тяготит малыша, он занимается «из-под палки», желаемого результата не будет.

Основные правила техники чтения

Если применение одной из методик кажется слишком сложным процессом, тогда научить ребенка читать в домашних условиях помогут простые правила .

Как только вы начнете следовать этим правилам и заниматься с ребенком регулярно, то уже через два месяца вы сможете научить малыша бегло читать.

Узнайте, – советы в преодолении трудностей дает известный доктор Комаровский.

Советы красоты для вас на нашем сайте: можете почитать о том, что такое альгинатная маска, и о ее потрясающем эффекте омоложения.

Мечтаете покорить мужчину, рожденного под знаком зодиака Рак? узнаете о его характеристиках, и как он поведет себя в любви и отношениях.

Почему читают медленно

В начальной школе уже должен сформироваться навык беглого чтения. Но не всем удается читать быстро . Основные причины этого:

Еще больше практических советов о том, как правильно и быстро научить ребенка читать по слогам, и как можно сделать это в игровой форме, узнайте из этого видео:

Упражнения для тренировки скорости

Если ваше чадо читает медленно, это нужно и можно исправить. Для начала выявляют причину, а затем подбирают упражнения , которые помогут решить проблему. С этим родители могут справиться самостоятельно. Понадобится немного времени и терпения.

На улучшение концентрации внимания

Читайте одновременно вслух разные тексты . Продолжительность чтения – 5 минут. Повторяйте процедуру по несколько раз в день.

Читайте параллельно . Малыш следит, взрослый читает, меняя темп. Затем следует спросить, заметил ли он, где скорость чтения менялась.

При низком объеме оперативного зрения

Используйте таблицу Шульте . Ее можно нарисовать самостоятельно. Она представляет собой квадрат 25 см на 25 см, разделенный на 25 одинаковых ячеек. Впишите в ячейки цифры в хаотичном порядке.

Называйте цифру и попросите малыша найти ее. Ускоряйте темп. Для поиска нужного знака понадобится концентрация внимания.

Для борьбы с регрессией

Чтобы ребенок постоянно не возвращался к предыдущему слову, покажите ему, как использовать закладку или чистый лист бумаги. Им закрывают прочитанное слово.

Обучать чтению желательно до школы. Вне зависимости от методики, процесс должен происходить ненавязчиво, регулярно, в игровой форме. Воспитывайте интерес детей к книгам, больше разговаривайте, объясняйте незнакомые слова и тогда проблем со скоростью чтения можно избежать.