Сообщение «Воспитание детей у разных народов. Воспитание детей у разных народов: интересные факты из разных стран

Почему нельзя без разрешения входить в комнату к англичанам, принято ли ругаться у индусов и до какого возраста разрешают хулиганить японцам.

Похвала в Англии

В Англии принято с раннего детства воспитывать в ребенке высокую самооценку. Детей хвалят за любые, даже самые незначительные достижения. Главное, чтобы ребенок чувствовал уверенность в себе. Только так, по мнению англичан, он сможет вырасти самодостаточным человеком, который сможет принимать решения в трудных ситуациях. Ни одна уважающая себя английская мама не сделает замечание чужому ребенку. Даже воспитатели в яслях и детских садах относятся к малышам с редкостным терпением. Они делают все возможное, чтобы не делать замечаний и не ругать детей. Если ребенок капризничает, то его внимание стараются переключить на игру. Главное, вырастить из детей свободных и раскрепощенных людей без комплексов и предрассудков. С ребятами постарше ведут долгие беседы, пытаясь разъяснить, к каким последствиям может привести то или иное их поведение. В школе тоже приветствуется проявление ребенком индивидуальности. К каждому ученику — свой подход. Ребенок свободен в принятии решений — где ему учиться, на какие дополнительные занятия ходить. Дома ребенку выделяют собственную комнату уже с пеленок. Подрастая, он сам решает, когда ему там убираться, и взрослые не могут входить к своему чаду без спроса.

Ольга Меженина, семейный психолог центра «Мир вашего Я»:

«Система воспитания в каждой стране складывается исторически и во многом зависит от тех задач, которые ставит перед собой общество. Эта модель воспитания — самая приемлемая для европейских стран, где взят курс на толерантность. Здесь каждый человек должен чувствовать свою уникальность, и очень важно в детях с ранних лет воспитать самоуважение. Англичане всегда трепетно относились к своему имуществу и личному пространству. Поэтому-то там лучшее средство воспитать в ребенке чувство собственного достоинства — это неприкосновенность его комнаты»

Взаимопомощь в Турции

Турецких детей до школы в основном воспитывают мамы. Мало кто отдает ребят в детские сады, тем более что государственных садиков в стране нет в принципе, а частные не всем по карману. Но главное — здесь так принято, что женщины обычно не работают, а занимаются детьми. В Турции еще сильны вековые традиции. Развивающие игры и дошкольное обучение тоже не распространены. Считается, что все нужные знания дети получат в школе, а дома лучше развлекаться. Поэтому ребята играют в игрушки и развлекаются как могут. Обычно детям не скучно, ведь в семье их, как правило, несколько. Кстати, с ранних лет ребят приучают к взаимопомощи. Братья и сестры растут дружными и сплоченными. Главная цель воспитания — научить детей помогать друг другу, приходить на помощь, одним словом, чувствовать себя семьей. Во многом поэтому семьи в Турции такие крепкие. Кстати, и взрослеют дети рано. Уже в 13 лет у них появляются свои обязанности. Девочки помогают маме, мальчики — отцу. При этом в семьях принято, что старшие дети помогают заботиться о младших, порой выполняя ту же функцию, что у нас бабушки и дедушки.

Ольга Меженина: «Мусульмане очень чтут границы своей семьи. Чем крепче внутрисемейные связи, тем легче людям жить. В восточных странах люди привыкли рассчитывать не только на себя, но и на помощь родных. И они всегда готовы оказать ответную помощь. Если старшие дети принимают участие в воспитании младших, то это очень сильно сближает их. К тому же младшие быстрее социализируются, так как перенимают опыт и навыки старших. В результате дети вырастают близкими не только по крови, но и по духу, у них формируются общие интересы и взгляды на жизнь»

Возраст в Японии

Японская система воспитания детей построена на контрасте. К ребенку совершенно по-разному относятся в зависимости от его возраста. До пяти лет малышу позволительно все. Даже если он разрисует мебель фломастером или ляжет в лужу на улице, родители ругать его не будут. Взрослые стараются потакать всем капризам малыша и исполнять все его пожелания. Совсем по-другому относятся к детям 6-14 лет. В это время ребенок узнает, что такое японская строгость. Его начинают воспитывать в стиле: любое слово родителей — закон. В школе к детям предъявляют очень высокие требования и ждут полнейшего повиновения. Именно в этом возрасте и закладывается известная на весь мир высокая работоспособность японцев, трудолюбие, послушание и строгое соблюдение общественных норм, правил и законов. Воспитание мальчиков и девочек в это время тоже отличается. В Японии считается, что мужчине не нужно уметь готовить, зато надо получить как можно больше знаний. В результате мальчиков после школы принято отдавать в различные кружки и спортивные секции. Для девочек это не обязательно, и часто после школы они идут домой. Зато мамы учат их основам домашнего хозяйства. С 15 лет к ребенку начинают относиться на равных, считая его самостоятельной и полноценной личностью.

Ольга Меженина: «Япония — страна мононациональная. Здесь дети растут в однородной среде, где с юных лет впитывают в себя атмосферу трудолюбия и почитания традиций. Ничего другого они просто не видят. В таком обществе, действительно, к 15 годам человек уже становится сформированной личностью, который может гармонично вписаться в жизнь и уже по собственной воле следовать сложившимся нормам и правилам поведения. Зависимость стиля воспитания от возраста в такой среде — самая правильная. Но она была бы не уместна в многонациональных странах, где дети подвержены влиянию разных культур. Там не все люди могут четко определить свои жизненные позиции, цели и приоритеты к 15 годам»

Равенство в Китае

В соседнем Китае, наоборот, мальчиков и девочек воспитывают одинаково. В китайских семьях и разделения на мужские и женские обязанности тоже нет. Женщины часто много работают, а мужчины спокойно выполняют любую работу по дому. Этому их учат с детства. Система воспитания в Китае довольно проста. Во главе угла — жесткое послушание. Уже в детских садах воспитатели делают акцент на покорность — ребенок во всем должен слушаться старших. Еда, игры и сон — четко по расписанию. Детей с самых ранних лет приучают к самостоятельности в быту и трудолюбию. Например, уже в полтора года ребята начинают рисовать и осваивать азы чтения. При этом мнение ребенка мало кого волнует. Его задача — беспрекословно выполнять волю взрослых. Только родители решают, в какие секции и кружки будет ходить ребенок после школы, в какие игрушки он будет играть и как ему проводить досуг. Похвалу китайские дети слышат очень редко.

Ольга Меженина: «В Китае огромная численность населения, и главная задача родителей — научить ребенка жить и работать в условиях высокой конкуренции. Там сильно общественное сознание. К тому же страна сейчас занимает значимое место в мировой экономике и хочет укреплять свои позиции. Китайцы понимают, что поодиночке многого они не достигнут и надо действовать сообща. Соответственно, очень важно воспитать в ребенке умение общаться и жить в коллективе, а это, в частности, означает умение подчиняться старшим — как по возрасту, так и по должности. Поэтому строгое воспитание в детстве позволяет людям успешно выживать в обществе, где нужно много работать и биться за свое место под солнцем»

Терпение в Индии

Воспитывать своих детей индусы начинают фактически с рождения. Главное, чему здесь учат, — это терпению и умению жить в гармонии с собой и окружающим миром. Родители стараются привить своему ребенку доброе отношение не только к людям. Здесь учат уважать природу, животных и растения. В сознание детей вносят: не принеси вреда. Поэтому у индийских ребят не принято бить собак или разорять птичьи гнезда. Очень важное качество — это самообладание. Детей с ранних лет учат сдерживать свои эмоции, подавлять гнев и раздражительность. В школах на учеников не кричат, а родители, какими бы уставшими ни пришли домой, никогда не выместят свое раздражение на детях и не повысят голос, даже если те напроказничали. В частности, из-за такого воспитания молодые люди достаточно спокойно относятся к тому факту, что жениха или невесту им выбирают родители. Порой молодые не видят друг друга до свадьбы. С ранних лет детям внушают важность семейных ценностей, готовят к браку.

Одним словом, система воспитания в Индии основана на подготовке человека к созданию крепкой семьи. Образование и карьера отходят на второй план. Кстати, терпению и спокойствию учат даже в школе. Там преподают йогу, проводят уроки медитации и даже рассказывают, как правильно улыбаться. В результате дети в Индии выглядят счастливыми и жизнерадостными, хотя многие живут за чертой бедности.

Ольга Меженина: «В Индии связь между природой и человеком заложена в религии. Главная задача человека — достичь гармонии с самим собой и внешним миром. И для этого ему не надо, как европейцам, стремиться к каким-то материальным благам. Достаточно обрести чувство внутреннего покоя. Если в ребенке с детства воспитывают смирение и умение бороться с гневом, учат улыбаться и радоваться жизни, то он совсем по-другому относится к земным ценностям. У людей появляется невероятный внутренний ресурс для саморазвития. В результате человек чувствует себя счастливым независимо от того, сколько он смог заработать денег»

* * * * * * *

«Ребенок - это любовь, которую можно увидеть», - сказал кто-то из великих. А мы добавим: и не только увидеть, но и обнять, и поцеловать, и крепко-крепко прижать к себе это маленькое хохочущее счастье. Но, собственно, любим мы все одинаково, а вот воспитываем по-разному. В каждой стране, у каждой нации и народа есть свои неписаные правила по «выращиванию» молодого поколения. Эти законы передаются из поколения в поколение. Их чтут и беспрекословно им следуют.

Именно поэтому человечество так многолико. Сегодня мы раскроем секреты воспитания французов, японцев, немцев, американцев и пары десятков других стран. Берите всё лучшее себе на заметку и, возможно, создадите собственную методику воспитания, которая позволит вырастить ребенка не только умным, талантливым, аккуратным и вежливым, но главное - счастливым.

1. Франция

Французская семья настолько крепка, что дети с родителями не спешат расставаться и преспокойно живут вместе до тридцати (а то и более!) лет. Поэтому мнение о том, что они инфантильны, безынициативны и безответственны, небезосновательно. Это вовсе не означает, что мамы сидят неотлучно при них с утра до вечера - французская мама вполне рационально распределяет время между работой, личными интересами, мужем и ребенком. Для современной француженки самореализация и карьера имеют не меньший вес, чем для других западных эмансипированных женщин.

Ребенок рано идет в садик, мама возвращается на работу. Французский ребенок далеко не всегда оказывается в центре внимания своих родных, рано учится развлекать себя сам, растет самостоятельным, быстро взрослеет. Мамы Франции, кроме того, считают, что ребенок должен расти социально адаптированным и поэтому с ранних лет детей помещают в коллектив. С другими малышами ребенок познает все, начиная с умения одеваться самостоятельно и кушать с использованием столовых приборов, и заканчивая чтением, рисованием.

Таким образом, он учится всему в компании новых друзей и для него нормально, что мама работает, сколько он себя помнит. В отличие от славянских семей, где заботы мам часто на себя перенимают бабушки, во Франции это не распространено. Бабушки и дедушки живут своей насыщенной, полноценной жизнью - путешествуют, занимаются спортом или рукоделием в кружках по интересам. Поэтому вся забота о внуках полностью ложится на родителей (может, это и правильно). А «родители родителей» изредка видят внуков и лишь иногда могут отвести их на занятия в секцию или кружок.

2. Англия

Великобритания славится своим строгим воспитанием. Детство маленького англичанина наполнено массой требований, которые направлены на формирование чисто английских традиционных привычек, взглядов и особенностей характера и поведения в обществе. С маленького возраста детей учат сдерживать проявление своих эмоций. Родители сдержано показывают свою любовь, но это совсем не означает, что они любят их меньше, чем представители других народов.

В этой стране не принято заводить детей рано, средний возраст молодой мамы - 35-40 лет. Считается, что юная девушка не сможет воспитать ребенка правильно, ведь у нее еще нет жизненного опыта. Англичане считают, что сначала нужно создать материальную базу, купить дом, а потом уже заводить ребенка. В современной английской семье, как правило, трое детей. Английские мамы часто пользуются услугами нянь, которые помогают им воспитывать и обучать малыша. Причем, многие могут позволить себе нанять такую помощницу. С самого раннего возраста в Англии мамы берут с собой детей в кафе, в кино, в магазины или в другие общественные места. Таким образом, дети очень быстро адаптируются к окружающей среде, начинают смелее общаться со сверстниками.

Можно сказать, что сама страна приспособлена к детям: везде есть детские уголки, стульчики для малышей, удобные сьезды на тротуарах для колясок, детские площадки имеют безопасное резиновое покрытие, а в машинах англичане перевозят детей только в специальных креслах и обязательно пристегнутыми. Поэтому Англию считают самой безопасной страной для детей в Европе.

Деток англичане постоянно хвалят и считают, что это повышает самооценку и уверенность в себе, что поможет в дальнейшем выходить победителем из сложным жизненных ситуаций, как и подобает истинному англичанину. В этой стране принято баловать детей. Здесь нельзя применять к детям телесные наказания, так как это может травмировать ребенка. И еще одна особенность - английские мамы не имеют права делать замечание чужому ребенку.

3. Ирландия

Ирландцы очень трепетно относятся к подрастающему поколению. Они стараются не повышать голос на детей даже тогда, когда они что-либо ломают в магазинах - скорее, вежливо поинтересуются, не испугался ли он. В первую очередь ирландские родители интересуются самочувствием ребенка. Здесь нетрудно встретить беременных женщин в зрелом возрасте. Подобно англичанам, ирландцы стремятся сначала достичь определенного благосостояния и лишь потом рожать.

Но, несмотря на это, детей в семьях много - зачастую четверо или пятеро.
Интересно, что в этой стране совсем нет детских домов: для всех сирот непременно найдется приёмная семья.

4. Бельгия

Детей с раннего возраста учат быть частью общества: уже с 2,5 лет малыши посещают школу. В классе преподает один учитель, который работает с детьми постоянно. Он учит их быть аккуратными, дружить, помогать друг другу, проявлять уважение к сверстникам.

5. Дания

Датские дети растут в атмосфере свободы и равноправия. С ранних лет ребёнок - полноценный член семьи, который имеет право на своё мнение и может принимать участие в решении любых вопросов. Главный метод воспитания у датских родителей и воспитателей - игра, а потому детские сады на высочайшем уровне оснащены всем необходимым для самых разнообразных игровых программ.

6. Германия

Немцы предпочитают заводить детей после тридцати лет, когда уже сделают карьеру на работе. Обычно подыскивают няню до рождения ребенка.

В Германии дети до трех лет воспитываются дома. Когда они становятся старше, их раз в неделю водят в «игровую группу». Там они учатся общаться со сверстниками. После этого их отдают в детский садик.

Воспитание детей в Германии можно охарактеризовать словами «защита» и «безопасность». И как ни странно защищает государство детей даже от собственных родителей. С детства маленьких граждан приучают к тому, что их никто не должен обижать, бить, наказывать и в том числе повышать голос. Такие отношения приводят к вседозволенности и избалованности и к тому, что родители, дабы, вдруг не вызвать негативной реакции в свою сторону со стороны закона, не слишком привязаны к детям, и передают свои родительские обязанности посторонним - няням.

7. Австрия

В процессе воспитания детей в Австрии практикуется строгий подход. Дело в том, что родители стремятся правильно мотивировать своих отпрысков с ранних лет. Считается, что австрийские родители - одни из самых строгих в мире. С другой стороны, именно здесь на покупку игрушек ребёнку ежегодно тратится денег больше, чем в любой другой европейской стране. Но преподносятся все великолепие не во вред воспитательному процессу.

8. Италия

Семья в Италии - это клан. Святое понятие. Какое бы дальнее отношение к своим родственникам ни имел человек, каким бы никчемным он ни был, если он член семьи, можно не сомневаться: она его не оставит. Рождение ребенка в такой семье - событие не только для его ближайших родственников, но и для всех остальных, проходящих по категории «седьмая вода на киселе». Малыш - это дар небес, маленькое божество, все им шумно восторгаются, балуют напропалую, задаривают игрушками и сладостями.

Дети растут в атмосфере вседозволенности и бессистемности, при этом в условиях тотального контроля, в результате чего вырастают такими же экспансивными, грубыми, невоздержанными, капризными, как их родители. Опросы турагентств показывают, что итальянские дети - самые невоспитанные туристы в Европе: именно они чаще всего не дают спокойно отдыхать другим туристам, шумят, не слушаются старших, неаккуратно едят в ресторанах, делают только то, что считают нужным, не сообразуясь с мнением окружающих.

Детям в Италии позволяется всё. В этой стране ребенок в первую очередь - ребенок, поэтому если он активный, если он балуется, стоит на голове, делает все что хочет, то родители никогда его не накажут, потому что он ведет себя, как ребенок и это нормально. Такие дети вырастают артистичными, раскрепощенными и не зажатыми, потому что слово «нельзя» они не слышали вообще, или слышали крайне редко.

Итальянские мамы и папы достаточно времени проводят со своими чадами, но не слишком опекают и заботятся, как это принято, например, в славянских странах.

9. Греция

Греческое воспитание в чем-то схоже с итальянским. Только у хорошего греческого родителя есть еще один небольшой «бзик»: ребенок должен быть всегда накормлен, перекормлен и даже закормлен. Поэтому упитанный греческий малыш с гиросом (лаваш с мясом и овощами) наперевес - довольно распространенное зрелище. Еще одна отличительная особенность греческих семей - мамы непозволительно балуют сыновей, а папы выполняют любой каприз своих дочерей. Причем такое отношение сохраняется, когда повзрослевшим чадам уже глубоко за сорок.

10. Нидерланды

«Дети должны расти свободными» - вот главное правило этой страны. Детям разрешают абсолютно всё, лишь бы только это не угрожало их здоровью. Пусть с утра до вечера строят, ломают, бегают и шумят - никто и слова не скажет. Учёба тоже должна быть радостной и приятной. В школу дети ходят практически налегке: берут с собой только бутерброды, а всё необходимое для занятий им выдают непосредственно на уроке.

11. Швеция

Швеция, как и другие скандинавские страны, лидирует в рейтинге государств наиболее комфортных для детей и их мам. Как и немцы, шведы негативно относятся к тому, чтобы ударить ребенка, даже если он провинился. Дети с ранних лет знают о своем праве неприкосновенности. Тем не менее, определенные рамки и границы строгости в шведских семьях существуют, так как считается, что вседозволенность и избалованность приводят к тому, что человек вырастает несчастным. Но если родители что-то запрещают своему малышу, то они обязаны объяснить почему, выслушать его аргументы и мнение, шведы - за диалог.

12. Испания

Основная цель всех родителей Испании - это счастливые дети. Испанцы любят рассказывать о своих детях, восхищаются ими, дарят подарки за что-то и просто так. В силу своей южной эмоциональности возможны вспышки гнева, направленные в сторону ребенка, но, как правило, длятся они недолго, и заканчиваются крепкими объятиями, поцелуями и извинениями.

Дети не вырастают эгоистичными и избалованными, потому что понятия добра и зла, плохих поступков и таких, которые можно ставить в пример другим, четко разделяются. Прожив такое детство, взрослые испанцы становятся достаточно уверенными в себе, жизнерадостными и умеют, как и их родители наслаждаться жизнью и веселиться.

13. Россия.

Если в России в среднем завести ребенка решают пары в возрасте 25-28 лет, то в Америке и Европе - не ранее 31-33. Родители более старшего возраста имеют больше финансовых возможностей для воспитания и обеспечения своего ребенка, имеют большую финансовую независимость от государства и больше времени уделяют семье.

Если российский ребенок идет в детский сад (ясли) в 1,5 года, то немецкий или американский - только в 3-4 года. То есть ребенок меньше времени находится дома, с матерью. Хотя наиболее эффективным считается домашнее образование, которое позволяет воспитать в ребенке яркую личность.

Второе отличие российского воспитания - количество уделяемого ребенку времени. Если в России не принято брать ребенка на праздники и вечеринки, то в США легко можно взять ребенка на корпоратив, если нет возможности нанять няню. Зато у нас есть бабушки-дедушки, тёщи и свекрови! Которые столько времени проводят с детьми, что родители могут запросто съездить отдохнуть на море.

У нас, в отличие, скажем, от Японии, всегда считалось, что ребенка нужно начинать учить еще тогда, когда его можно уложить поперек лавки. Другими словами, прививать ему общественные правила и нормы с самых малых лет. В порядке вещей и приучение малыша к самостоятельности. Многие мамы не стремятся поднимать своего ребенка при первом же падении. Он должен преодолевать трудности сам.

Российская семья, как правило, всегда озабочена вопросом жилья и вопросом денег. Отец - кормилец и добытчик. Он не участвует в делах по дому и не вытирает сопли хнычущим детям. Мама пытается сохранить рабочее место все три года декретного отпуска. Но обычно не выдерживает и выходит на работу раньше - либо от нехватки денег, либо из соображений психического равновесия.

Современная Россия хоть и пытается руководствоваться западными и прочими теориями воспитания детей (кормление грудью до трех лет, совместный сон, вседозволенность и пр.), но домостроевские классические установки у нас в крови - то кнут, то пряник.
Няня в России недоступна большему числу россиян. Детские садики зачастую неинтересны, поэтому дошколята обычно достаются бабушкам и дедушкам, пока родители в поте лица зарабатывают на хлеб насущный.

Под крылом родительским ребенок остается настолько долго, насколько его могут удержать папа и мама.
Русская мама не может спокойно наблюдать, как чадо прыгает по лужам в новых кроссовках или прыгает через заборы в белом платье. И поэтому на улицах можно увидеть маму, которая ругает ребенка.

Русский менталитет не понятен Западу.
Душевные и сердечные, смелые до сумасшествия, хлебосольные и дерзкие, за словом в карман не лезут. Русские ценят простор и свободу, легко отвешивают подзатыльники детям и тут же целуют их, прижимая к своей груди. Русские совестливы, участливы и, одновременно, суровы и непреклонны.

14. США

В США все заботы о ребенке лежат на плечах молодой мамы, которая и не торопится выходить из декрета. К детям отношение терпеливое и демократичное. Основных способов наказания за какую-либо провинность два: первый - лишение игрушки или возможности смотреть телевизор, второй - «стул отдыха», где следует молча посидеть и подумать, в чем ты был не прав. А если ребенок кому-нибудь скажет, что дома его выпороли, то услышавший это взрослый, скорее всего, вызовет полицию.

Детям дают свободу действий, приучая к самостоятельности. Еще в садике детям говорят, что они имеют право на свое мнение. С американскими детками чаще гуляют папы. И ситуации, когда мама работает, а папа сидит с детьми, тоже встречаются куда чаще, чем у нас. Дети - это всегда предмет восхищения, центр вселенной. Семья в полном составе обязательно ходит на все школьные и садовские праздники.

Семья для жителей США - это святое, поэтому на выходных они часто выезжают на природу или пикник, чтобы проводить время вместе. Чего в Америке точно нет, так это вовлеченности бабушек в процесс с воспитания. Американские бабушки в большинстве своем - энергичные работающие дамы, которые искренне рады повозиться с ребенком в выходные, но не более того.

В США, как можно увидеть из многих фильмов, дети - полноценные граждане государства, обладающие правами, нарушение которых чревато последствиями. Здесь дети с младых ногтей пользуются уважением со стороны взрослых. Им предоставляется свобода слова, свобода действий. Родители могут лишь пожурить ребенка за плохой поступок, но руку на него не поднимут.

Американские дети знают свои права, и при необходимости могут ими воспользоваться. А вот с обязанностями порой возникают проблемы, так как дети быстро привыкают к тому, что их превозносят до небес.

15. Канада

Дети могут все. Или почти все. Они не знают слова «нет», а все воспитание направлено на развитие свободного творческого самовыражения. Все стремятся просто наслаждаться жизнью: и дети, и взрослые.
Отсутствие жестких требований, режима и дисциплины не всегда положительно сказывается на конечном результате. На выходе получается излишне амбициозный эгоцентрик, не способный адекватно оценить свои недостатки и слабые стороны.

16. Куба

Каждая кубинка с младых ногтей обучается женской роли. Девочки помогают по дому матерям, а вот мальчиков воспитывают как мужчин, поощряя смелость и силу. В семье всегда очень доверительные отношения, и у маленьких кубинцев, как правило, нет никаких тайн от их родителей.

Ребёнком занимается мама или бабушка; если все заняты - существует много государственных садов и родители не испытывают затруднений с тем, чтобы пристроить ребенка в дошкольное учреждение. А а вот нянечек кубинки приглашают крайне редко.

17. Япония

В Японии существует градация способов воспитания по возрасту. До 5 лет малыш может делать все, что душе угодно. Ему будут потакать во всех капризах, исполнять любые его желания. С 5 до 15 лет с ребенком принято обращаться в буквальном смысле как с рабом. В этот период любое слово родителя для ребенка - закон. Зато после 15 лет к подростку относятся на равных и считают его самостоятельной личностью, заслуживающей уважения.

Японский родитель никогда не повысит голос на своего ребенка и тем более, никогда не шлепнет его. Японский малыш может быть уверенным в том, что его всегда внимательно выслушают, придут на помощь. Секрет спокойствия японских родителей и послушания детей прост: это только на первый непредвзятый взгляд может показаться, что детям все позволено. Поэтому выражение «японское воспитание» уже стало нарицательным. Но на самом деле все не совсем так. Японцы разрешают ребенку многое только до пяти лет, потом его ставят в жесткие рамки.

Японские родители никогда не воспитывают детей на людях. Они делают им замечания, но наедине и по возможности спокойно.
К тому же следует помнить, что у японцев совсем другой менталитет - зачастую маленькому японцу просто не придет в голову сотворить что-то экстраординарное (ведь перед ним хороший пример - всегда сдержанные, аккуратные родители).

18. Китай

Так как многие китайцы не заводят больше одного ребенка, они практически одинаково подходят к воспитанию, как мальчиков, так и девочек. Поэтому в обычной китайской семье чаще всего нет разделения на мужские и женские обязанности. Мальчиков, например, с детства приучают выполнять работу по дому: мыть посуду, убирать и даже готовить.

К тому же, большинство китайских детей отличаются вежливостью и хорошими манерами. Дети с раннего возраста ходят в детские сады (иногда даже с трех месяцев), где живут по правилам коллектива в полном соответствии с принятыми нормами. Жесткий режим дает и свои положительные плоды: малыши рано начинают ходить на горшок, спят и едят строго по расписанию, растут послушными, в жестких рамках раз и навсегда установленных правил.

Китайский ребенок поражает иностранцев на отдыхе тем, что беспрекословно выполняет указания матери, не скандалит, может часами сидеть на месте, в то время как дети других туристов громят ресторан. Секрет в том, что ребенка с колыбели приучают к покорности и держат его в строгости. Китайцы не жалеют сил и средств для разностороннего развития ребенка и поиска его таланта, и если таковой находится, то ребенок с привитым навыком к ежедневному труду добивается немалых результатов.

О маленьких китайцах целиком и полностью заботится государство, пока родители пропадают на работе. Уже в детском саду дети учатся читать и писать. Роль родителей тут заключается в том, чтобы приучить ребенка к послушанию. Для китайцев идеальный ребенок - это послушный ребенок. Шкодливость тут не в чести, и если ребенок переступит поставленные родителями рамки, то его ждет суровое наказание.

19. Вьетнам

Отношение вьетнамских семей к воспитательному процессу можно охарактеризовать, как ненавязчивый авторитет. Несмотря на то, что очень многое дети берут на улице, варясь в кругу себе подобных и перенимая социальные нормы у сверстников и старших ребят, в сознании формируется четкая позиция по отношению к родителям. Но у каждого ребёнка есть свой критерий «добра и зла»: дети очень привязаны ко всем членам семьи и стараются не совершать поступков, которые могут расстроить родителей.

20. Таиланд

«Лучший учитель - личный опыт». Тайцы не болеют гиперопекой, в отличие от многих славян. Они считают, что опыт научит лучше любых слов, поэтому не наседают на детей с обильными поучениями. Тайские родители не вскрикивают и не несутся со всех ног поднимать упавшего малыша. Сам отряхнется, встанет и побежит играть.

Они, конечно, рассказывают малышу, что некоторые поступки опасны, а некоторые - неприличны, но свой выбор в конечном итоге ребёнок делает сам. То есть любое устное наставление носит ознакомительно-рекомендательный характер, а ребенок выбирает.

21. Алжир

Родители много рожают и постоянно работают на обеспечение семьи, поэтому большую работу по организации воспитательного процесса берет на себя государство. Частично дети предоставлены себе, частично их развитие зависит от работы воспитателей, учителей и представителей дополнительного образования. С другой стороны, они рано приучаются к самостоятельности и так или иначе интегрируются в среде себе подобных.

22. Намибия

Население Намибии состоит из множества разных племен, проживающих вместе с потомками колонизаторов. Естественно, столь разный национальный состав сказывается на некоторых различиях в отношении к воспитанию детей. Вместе с тем, есть и общие моменты. В основном женщины рожают много детей. Малышей носят на спинах, закрепляя их с помощью отрезов красивой цветной ткани. Несмотря на нехватку образовательных учреждений, дети имеют некоторые другие преимущества. Они свободно играют с животными и исследуют мир, в то время как матери стараются находиться поблизости.

23. Исламские страны

Ребенок с позиции родителей, воспитанных в Исламе, лишь дан им на хранение. Чистое сердце следует учить добрым делам. В противном случае именно родители несут ответственность за плохое воспитание, несут все бремя его греха на себе. Сразу же, как только разум и чувство стыда начинают формироваться, малыша берут на контроль. При этом родители стараются не порицать ребенка подолгу, избегая появления «иммунитета» к поучениям.


*************
В каждой стране - свои традиции и свои принципы воспитания детей. Английские родители заводят малышей в возрасте около сорока лет, пользуются услугами нянь и растят из детей будущих победителей всеми доступными методами. Кубинцы детей купают в любви, с легкостью спихивают бабушкам и позволяют вести себя настолько раскрепощенно, как того желает ребенок. Немецкие чада закутаны только в нарядные одежки, защищены даже от родителей, им все позволено, и гуляют они в любую погоду.

В Южной Корее дети до семи лет - это ангелы, которых наказывать запрещено, а в Израиле за крик на ребенка можно попасть в тюрьму. В Африке матери при помощи отреза ткани прикрепляют малышей к себе. В исламских странах особое внимание уделяется поощрению хороших поступков. В Гонконге ни одна мама не доверит малыша даже самой доброй, ласковой няне.

В западных странах считается, что детям нежелательно спать днем, чтобы им хорошо спалось ночью. В японских и китайских странах дети обычно спят с родителями. Родители придерживаются этой методики, чтобы детей не страдали от кошмаров.

Процесс воспитания детей разных стран дает разные результаты. В Нигерии среди двухлетних малышей 90 процентов умеют умываться, 75 процентов могут делать покупки, а 39 процентов умеют мыть свою тарелку. В США считается, что к двум годам ребенок должен катать машинку на колесиках.

Но какие бы ни были традиции воспитания в той или иной стране, всех родителей объединяет одно – любовь к детям.

Что входит в детское воспитание? Полнота картины воспитания детей складывается из многих паззлов. Это и приучение детей к труду, и прививание отношения к учебе, и тот настрой, который передается родителями на общение их детей со сверстниками. Также это прививание родителями детям моральных качеств – доброты, честности, искренности, способности помочь и поддержать, способности дружить. Либо не прививание их, либо прививание прямо противоположных вещей – жестокости, невежества и так далее. Также в сферу воспитания ребенка входят те правила и отношение, следуя которому, родители строят свою систему воспитания.

Азиатские обычаи воспитания детей. Например, в Японии не принято ругать, наказывать, шлепать ребенка до возраста 5 лет. Японские родители стараются предоставить ребенку максимальную свободу изучать мир до этого возраста. Не принято кричать на малыша, даже если он что-то сломал, разлил или разбил. Японцы стараются в этот период поменьше ребенку запрещать. А уж о том, чтобы воспитывать его ремнем, речь вообще не идет.

Но вот дитя идет в школу – и все, к нему теперь предъявляются высокие требования. Нагрузка в школе высока, и мать чаще всего контролирует и проверяет уроки ребенку ежедневно, также помогает ему в их выполнении. Ребенка учат строгой дисциплине, уважению к старшим, учат ставить карьерные цели.

Детство в России. В России, как говорят психологи, ситуация несколько иная. У нас к ребенку предъявляется меньше требований по учебе, ребенка меньше ориентируют на получение знаний, ему дают больше свободного времени на прогулки и вольное провождение времени. При этом бытовых требований к детям больше. При этом россияне больше учат детей на словах, чаще ругают, повышают на него голос, и намного чаще применяют телесные наказания.

А как аграрное общество? У индейцев Южной Америки, что живут в джунглях, принято носить детей всегда на руках, кроватки и коляски так и не вошли в обиход большинства племен. Здесь нет распорядка дня, по нему не живут ни дети, ни взрослые - они едят, когда хотят, и детей кормят так же. Ребенок может проснуться и есть среди ночи, спать, когда хочет – его не укладывают в кроватку по графику. Понятно, что понятия строгой дисциплины в плане времени у маленьких индейцев нет.

Здесь не принято ни ругать, ни осуждать, ни поучать ребенка. Но точно так же не принято его и хвалить, а также поощрять за любое действие, как в европейской культуре. Одобрить иногда может лишь отец, у матерей вообще не принято обращаться к детям первой. Если ребенок что-то хочет, узнать, спросить, попросить, он должен подать матери голос.

Как вы видите, на нашей планете применяются совершенно разные системы воспитания, отличные друг от друга. В итоге вырастают различные люди, различных способностей, характера, психологии.

Министерство образования и науки РФ

Федеральное агентство по образованию

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

²Амурский гуманитарно-педагогический

государственный университет²

(ФГОУ ВПО «АмГПГУ»)

Тема: Семья и семейное воспитание детей у разных народов мира

Комсомольск-на-Амуре


2. Воспитание в Японии

3. Воспитание в Америке

4. Дошкольное и детское воспитание в Европе

Библиографический список


1. Понятие семьи и особенности семейного воспитания

Многие авторы популярных публикаций рассуждают о семье так, словно это определение ясно всем, как понятие «хлеб», «вода». А вот учёные – специалисты вкладывают в него разный смысл. Так, видный демограф Б.Ц. Урланис дал ей такое определение: это – малая социальная группа, объединённая жильём, общим бюджетом и родственными связями. Такая формулировка принята и у многих западных демографов, прежде всего – у американцев. А венгры за основу принимают «наличие семейного ядра», то есть берут только родственные связи, отбрасывая территориально-экономическую общность. Профессор П.П. Маслов считает, что трёх показателей недостаточно для того, чтобы признать определение, данное Урланисом, полным. Потому что при наличии всех трёх «составляющих» семьи может и не быть вовсе, если между её членами нет взаимопонимания, взаимопомощи, что и необходимо ввести в определение семьи.

ЭТНОПЕДИАТРИЯ - новая наука, изучающая различия в подходах воспитания детей у разных народов в разных странах мира. Новорожденные одинаковы во всем мире, их рефлексы отточены миллионами лет эволюции, они инстинктивно "знают", когда и сколько спать и есть, каким образом "общаться" с родителями и как сообщать им о своих желаниях. Но способы реакции на эти младенческие сигналы у разных народов различны. Например, в развитых странах грудных детей кормят не более 6-8 раз за день, а в племени охотников и собирателей кунг-сан их докармливают примерно каждые 15 минут; соответственно, сами дети в этом племени свое желание поесть выражают более коротким плачем, чем их "цивилизованные" ровесники.

Как заметил канадский педиатр Рональд БАРР, спят дети также по-разному: считается нормальным, если в обычных семьях 4-месячные дети спят всю ночь, в то время как в племени кипсиги в Кении детям "положено" просыпаться по несколько раз за ночь. В Голландии родители считают, что важно соблюдать режим, в США, напротив, полагаются прежде всего на желание самого грудничка, в результате, дети в Америке ложатся спать в среднем на 2 часа по местному времени позже их европейских сверстников.

2. Воспитание в Японии

Традиционная японская семья – это мать, отец и двое детей. Раньше семейные роли были четко дифференцированы: муж – добытчик, жена – хранительница очага. Мужчина считался главой семьи, и все домашние должны были беспрекословно ему подчиняться. Но времена меняются. В последнее время сказывается влияние западной культуры, и японские женщины все больше пытаются совмещать работу и семейные обязанности. Однако до равноправия с мужчинами им еще далеко. Их основным занятием по-прежнему остается дом и воспитание детей, а жизнь мужчины поглощена фирмой, в которой он работает.

Такое разделение ролей находит отражение даже в этимологии. Широкоупотребительным словом по отношении к жене является существительное канай, которое буквально переводится «внутри дома». А к мужчине принято обращаться сюдзин – «главный человек», «хозяин». Субординация прослеживается и в отношениях к детям. В японском языке нет слов «брат» и «сестра». Вместо них говорят ани («стрший брат») и отоото («младший брат»), анэ («старшая сестра») и имоото («младшая сестра»). Поэтому идея выше- и нижестоящего никогда не покидает сознание ребенка. Старшего сына заметно выделяют среди остальных детей, он считается «наследником престола», хотя престол – это всего-навсего родительский дом. У старшего ребенка больше прав, но соответственно и больше обязанностей.

Раньше браки в Японии заключались по сговору: мужа и жену выбирали родители, принимая во внимание социальное и имущественное положение. Сейчас японцы все чаще женятся по взаимной симпатии. Но родительский долг явно превалирует над эмоциональными связями. В Японии тоже бывают разводы, но их процент значительно ниже. Сказывается ориентация японцев на групповое сознание, при котором интересы группы (в данном случае семьи) ставятся выше индивидуальных.

Воспитанием ребенка занимается мама. Отец тоже может принять участие, но это бывает редко. Амаэ – так называют матерей в Японии. Этому слову трудно подобрать аналог в русском языке. Оно означает чувство зависимости от матери, которое воспринимается детьми как нечто желательное. Глагол амаэру означает «воспользоваться чем-то», «быть избалованным», «искать покровительства». Он передает суть отношений матери и ребенка. При рождении малыша акушерка отрезает кусок пуповины, высушивает его и кладет в традиционную деревянную коробочку размером чуть больше спичечного коробка. На ней позолоченными буквами выбито имя матери и дата рождения ребенка. Это символ связи мамы и младенца.

Ребенку ничего не запрещают, от взрослых он слышит только предостережения: «опасно», «грязно», «плохо». Но если он все-таки ушибся или обжегся, мать считает виноватой себя и просит у него прощения за то, что не уберегла. Когда дети начинают ходить, их тоже практически не оставляют без присмотра. Мамы продолжают следовать за своими карапузами буквально по пятам. Нередко они организуют детские игры, в которых сами становятся активными участницами.

Папы появляются на прогулке только в выходные, когда вся семья выезжает в парк или на природу. А в плохую погоду местом проведения семейного досуга становятся крупные торговые центры, где есть игровые комнаты.

Мальчики и девочки воспитываются по-разному, ведь им предстоит выполнять различные социальные роли. Одна из японских поговорок гласит: мужчина не должен заходить на кухню. В сыне видят будущую опору семьи. В один из национальных праздников – День мальчиков – в воздух поднимают изображения разноцветных карпов. Это рыба, которая может долго плыть против течения. Они символизируют путь будущего мужчины, способного преодолевать все жизненные трудности. Девочек же учат выполнять домашнюю работу: готовить, шить, стирать. Различия в воспитании сказываются и в школе. После уроков мальчики обязательно посещают различные кружки, в которых продолжают образование, а девочки могут спокойно посидеть в кафе и поболтать о нарядах.

Японцы никогда не повышают на детей голос, не читают им нотаций, не говоря уже о телесных наказаниях. Широко распространен метод, который можно назвать «угрозой отчуждения». Самым тяжелым моральным наказанием является отлучение от дома или противопоставление ребенка какой-то группе. «Если ты будешь так себя вести, все станут над тобой смеяться», - говорит мама непослушному сынишке. И для него это действительно страшно, так как японец не мылит себя вне коллектива. Японское общество – это общество групп. «Найди группу, к которой бы ты принадлежал, - проповедует японская мораль. - Будь верен ей и полагайся на нее. В одиночку ты не найдешь своего места в жизни, затеряешься в ее хитросплетениях». Вот почему одиночество переживается японцами очень тяжело, и отлучение от дома воспринимается как настоящая катастрофа.

Японка никогда не пытается утвердить свою власть над детьми, так как, по ее мнению, это ведет к отчуждению. Она не спорит с волей и желанием ребенка, а выражает свое недовольство косвенно: дает понять, что ее очень огорчает его недостойное поведение. При возникновении конфликтов, японские мамы стараются не отстраниться от детей, а, наоборот, усилить с ними эмоциональный контакт. Дети же, как правило, настолько боготворят своих матерей, что испытывают чувство вины и раскаяния, если доставляют им неприятности.

Основная задача японской педагогики – воспитать человека, который умеет, слажено работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, это необходимо. Но перекос в сторону группового сознания приводит к неумению самостоятельно мыслить. Более того, идея соответствия единому стандарту настолько прочно укореняется в сознании детей, что если кто-то из них и высказывает собственное мнение, он становится объектом насмешек или даже ненависти.

Наблюдаются в Стране Восходящего Солнца и явления, которые свойственны, в том числе России: растет инфантилизм подростков, возникает неприятие молодежью критики со стороны взрослых, проявляется агрессия по отношению к старшим, в том числе и к родителям. Но чуткое и заботливое отношение взрослых к детям, внимание к проблемам нового поколения, ответственность родителей за судьбу ребенка – качества, которым вполне можно поучиться у японцев, несмотря на все различия в менталитете.

3. Воспитание в Америке

Со времен освоения «дикого Запада» граждане Америки сумели выработать в себе уникальный набор качеств, благодаря которым их можно узнать в любой стране мира: это раскованность, умение без паники выходить из затруднительных ситуаций и ощущение полной внутренней свободы при подчеркнутой политкорректности и законопослушности. Основы подобного менталитета закладываются с ранних лет. Каковы же особенности американского воспитания детей?

Воспитание в семье до сих пор - важный аспект для американцев. Родители, даже занятые и поглощенные работой, считают своей непременной обязанностью уделять как можно больше времени своим детям, интересоваться их успехами и развитием, вникать в их увлечения и проблемы. Семейные походы на природу, экскурсии, пикники, хотя бы регулярные ужины вместе - неотъемлемая часть быта многих американских семей. И утренник, организованный в детском саду, клубе, при церкви или национальной культурной организации, на котором яблоку негде упасть от пап и мам с видеокамерами, а любая незамысловатая песенка или стишок из детских уст вызывает бурю аплодисментов, - совершенно обычная картина.

2. Предложи ребятам рассказать в классе о любой национальной культуре или провести день знакомства с культурой разных народов. Обязательно подберите иллюстрации, которые познакомят с национальной живописью, скульптурой, архитектурой; послушайте записи национальной музыки.
3. Расскажи о своих любимых произведениях, объясни, почему они тебе нравятся.

Во все времена мальчиков и девочек воспитывали по-разному готовя их к выполнению различных социальных ролей в обществе.Составьте основные правила

воспитания мальчиков и девочек в современном обществе.

Мне ОЧЕНЬ НУЖНО ПОМОГИТЕ 1.Какие физические изменения происходят в подростковом возрасте? 2. У разных народов в разное время

привлекательная внешность понималась по разному. А можно лм говорить о едином взгляде на привлекательность?

3.Очень часто высокие люди хотят стать ниже,низкие-выше,полные мечтают похудеть,а худые-полтостеть.Блодинки хотят быть темными,а брюнетки-блодинками. Как вы это можете объяснить?

4.Почему важно научиться принимать своювнешность?

СОСТАВЬТЕ ПЛАН ПУНКТОВ Каждый из нас принадлежит к определенному полу, мы определяем себя как мужчина или женщина. В основе половых различий

лежат, как известно, биологические, анатомические черты. Из курса биологии вы знаете, что одна пара хромосом определяет пол будущего ребенка. Уже на очень ранней стадии развития эмбриона формируются либо мужские либо женские половые органы.

Но есть и такие составляющие половой принадлежности, которые определяются не природой, а обществом. Эти составляющие получили название гендер - социальный пол. Сложившиеся в обществе представления о месте, роли, предназначен ли мужчины и женщины, о том, в чем выражается мужественность и женственность, зависят во многом от культуры этого общества, его традиций и меняются со временем. В одних культурах половые различия могут быть очень значимы, а других им придается меньшее значение.

Различия между мужчиной и женщиной проявляются также в стилях ролевого

общения с другими людьми.

Гендерное воспитание начинается с младенчества.С девочками и мальчиками родители общаются по-разному, даже если не всегда осознают это. С учетом пола выбираются первые игрушки, одежда. Дети довольно рано осознают свою принадлежность к определенному полу и усваивают характерный тип поведения. Так, мальчик, упавший во время игры и сильно ударившийся, старается сдерживать слезы, потому что «ревут только девчонки». Под влиянием семьи, ближайшего окружения, телепередач у детей складываются определенные личностные качества, модели поведения, которые помогу: им выполнять тендерные роли.

В известной стене ни закрепляет модели тендерногоно ведения школа. Например, различны для девочек и мальчиков занятия на уроках технологии, "В последние годы все чаще возвращаются к идее раздельного обучения. А как к этому относитесь вы? Обсудите эту проблему в классе.

Местом, где тендерные роли проявляются чаще всего и весьма отчетливо, является дом. Женщина и мужчина выполняют по дому, как правило, разную работу. Женщины заботятся о детях, убирают жилище, готовят, стирают и т. п. Мужчины занимаются ремонтом автомобиля, бытовой техники, в сельской местности - работают во дворе. В целом основная часть домашних забот ложится на женщину.

На работе тендерные роли также сохраняют свое важное значение. Количество работающих женщин возросло во всем мире. Однако сохраняются профессиональные Ограничения, связанные с принадлежностью к определенному полу. Отчасти это связано с физическими особенностями полов, но в не меньшей степени и со сложившимися в обществе представлениями и предрассудками. Есть профессии: преимущественно мужские (летчик; сталевар, сантехник и др.) и женские (воспитатель детского сада, швея и др.). Женщины реже занимают руководящие посты, часто за одинаковую с мужчинами работу получают меньшую зарплату.

Для современного постиндустриального общества характерно изменение тендерных ролевых установок. Женщины все активнее осваивают новые для себя роли - руководителей крупных предприятий, политиков, судей, прокуроров и др. Расширяется ролевой диапазон и у мужчин, так, многие из них стремятся больше времени проводить с семьей, активно занимаются воспитанием детей, берут на себя часть забот по дому.