День Мёртвых в Мексике. День мёртвых в Мексике Мексика фотографии день свечи на кладбище


Мексиканцы - народ особый. Кому ещё, как не предком Майя, придёт в голову память об умерших превращать в праздник, да ещё и в самый популярный праздник в стране? В "День мёртвых" на мексиканских кладбищах пьют, пляшут и веселятся, поэтому стоит ли удивляться карнавалам скелетов?


Корни традиции отмечать праздник "День мёртвых" (Day of the Dead) уходят в 2500-3000 годы. Празднование происходило в девятый месяц ацтекского календаря. Но с тех пор, как ко "Дню мёртвых" присоединились испанцы, праздник перенесли на конец октября - начало ноября. Сегодня праздник также начинают отмечать 31 октября. В этот день принято поминать умерших детей. По этой причине первые два дня праздника называют "День маленьких ангелов". 1 и 2 ноября уже поминают взрослых умерших.



В "День мёртвых" на улицы Мексики выходят люди, переодетые в костюмы женских скелетов, которые называются Катрина. Красочные уличные шествия проходят по-разному. В одних местах страны они проходят в виде похоронных шествий - люди устраивают мрачные факельные процессии. В других люди предпочитают веселиться - петь, пить и танцевать.

Вечером люди идут на кладбища, где похоронены их близкие. В юмористическом тоне мексиканцы общаются с душами покойников. Затем на кладбище начинается веселье - люди пьют, едят, танцуют, а также рвут на себе одежду и посыпают голову пеплом. Утром собеседники умерших расходятся по домам.



Главный символ праздника - череп. Также люди охотно покупают мрачноватые фонарики и угощают детей жуткими на вид леденцами. Этим мексиканская традиция напоминает Хэллоуин.

Праздник привлекает туристов со всего мира. В 2004 году "День умерших" был признан ЮНЕСКО достоянием человечества. О празднике есть упомянание в Книге рекордов Гиннеса - в том же году студенты выстроили стену из 5667 съедобных черепов.

– самый значимый народный праздник в мексиканской культуре. Его отмечают в течение двух дней: 1-го ноября вспоминают ушедшие детские души, 2 ноября – день памяти взрослых. Календарно событие совпадает с католическим Днем Всех Святых, а также с Хэллоуином, отмечаемым в ночь на 31 октября, который, как и День Мертвых, имеет символическую нагрузку, касающуюся смерти. Однако кельтское празднование подразумевает, что смерть является тем, чего следует опасаться, а по мексиканскому верованию, имеющему древнее доиспанское происхождение, в этот день души умерших родственников возвращаются домой.

Истоки праздника дня Мертвых

Исторически истоки Дня Мертвых относятся к обычаям ацтеков, пурепеча, майя и тотонаков, и, следуя ацтекскому солнечному циклу, праздник приходился на девятый месяц календаря, август, когда почиталась богиня всех умерших Миктлансиуатль и ее супруг, бог Миктлантекутли – властитель подземного мира. Так, культ смерти был в почитании на мексиканской земле и во всей Мезамерике, а с приходом европейцев и католической религии в колониальную эпоху трансформировался в уникальную традицию, богатую обрядами и церемониями, составившими часть мирового нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.


Календарь празднования дня Мертвых

Особенности празднования Дня Мертвых варьируются от региона к региону, в некоторых поселениях мероприятия стартуют 18-го октября и заканчиваются 5-го ноября, но в большинстве случаев торжества сокращаются до двух дней, которым предшествуют некоторые обычаи:

— 27-го октября необходимо предложить кувшин воды и хлеб тем душам, у которых на земле не осталось живых родственников;
— 28-го октября вода и хлеб предлагаются грешным душам, совершившим преступления в прошлом, грабежи или убийства. При этом подношение делается вне дома или в храме;
— 30-го октября поминаются безымянные младенцы и все те, кто не принял обряд крещения;
— 31-го октября поминаются крещеные дети, души которых возвращаются в этот день в родной дом.


Семейный праздник

День Мертвых – в первую очередь, семейный праздник, и подготовка к торжествам начинается за несколько недель. С середины октября в продаже появляются бархатцы, жуткие игрушки в виде скелетов, гробов и костей, а также выпекаются специальные сахарные черепа, пирожные и хлеб, которые используются для украшения алтарей, предназначенных для приветствия духов. Для устройства алтаря в доме отодвигается мебель, над устланным скатертью столом сооружается цветочная арка, символизирующая переход между жизнью и смертью. В центре помещается фотография человека, которому посвящено событие, вокруг расставляются свечи, цветы, кувшин с водой, фрукты и другая еда, а также любимые вещи или игрушки усопшего – оставлять дар на алтаре является одной из главных традиций праздника.


Ночь перед праздником

В ночь перед праздником люди приходят на кладбище, где молятся, вспоминают умерших родственников, оставляют закуски, мясные ассорти, пироги с текилой и ставят сотни зажженных свечей – считается, что необходимо осветить путь домой для душ. Кроме свеч и лампад могилы украшаются лепестками бархатцев, желтый цвет и сильный запах которых символизирует дух смерти и помогает найти дорогу домой.


Рифмы дня Мертвых

Накануне Дня Мертвых пишутся аллегорические стихотворные композиции, высмеивающие некоторых людей так, как если бы они были мертвы. Как правило, рифмы сопровождаются сатирическими рисунками черепов, олицетворяющими юмористическое отношение к смерти. Наиболее известная карикатура – гравюра «Катрина» Хосе Гуадалупе Посады, изображающая присутствие смерти во всех социальных слоях общества, даже самых высоких. Традиция писать рифмы появилась в XIX веке как способ обойти цензуру и показать недовольство политикой или конкретным человеком, а в современных празднованиях этот обычай выражается в проведении конкурсов между лучшими сатирическими композициями.


Прошлый пост про историю Катрины был неким экскурсом в древнюю историю Мексики и закончился 1947 годом, а следующей важной датой в создании современного праздника стали 1960-е годы, потому что именно в это время мексиканское правительство в культурных и политических целях решило сделать День Мертвых национальным праздником и распространить традиции на всю страну.

Дело в том, что этот праздник первоначально в Мексике имел большое значение только в южных ее частях, а также в соседних Белизе и Гватемале, там, где когда-то существовали древние индейские цивилизации майя и ацтеков.

Более того, этот праздник до такой степени был связан с местными локальными обычаями, что даже местные названия у него могли быть разными. На полуострове Юкатан его называли Ханал Пиксан (Hanal Pixan на языке майя "Путь души через сущность пищи"), в горах Мичоакан его называли Джимбанква (Jimbanqua), а в штатах Сан-Луис-Потоси, Идальго и Южной Оаксаке использовали название Ксантоло (Xantolo). А вот на севере Мексики, где индейцы больше напоминали североамериканских, то есть кочевников, День Мертвых как-то особо не был популярен и не праздновался.

В 1960-e годы в мире, как известно, рушилась колониальная система, страны во всем мире обретали независимость и национальное самосознание.

И хотя Мексика в то время уже была независимой страной, с национальным самосознанием возможно были некоторые проблемы.

Лично мне кажется, что мексиканцам не хотелось выглядеть потомками варваров-дикарей, какими их в свое время описывали испанцы. Мексиканцам хотелось выглядеть потомками многовековой цивилизации с собственными корнями, культурной идентичностью и традициями.

И какой-то национальный праздник или праздники могли стать базисом для такой вот объединяющей страну идеи o мексиканской цивилизации.

Видимо, Дня Независимости Мексики было недостаточно, а День Мертвых был связан с древней индейской цивилизацией, жившей на территории Мексики до прихода испанцев и имел явно выраженный культурный фон, уходящий в века. И он был объявлен национальным праздником.

И теперь это любимейший национальный праздник, посвящённый памяти умерших, в который по поверью души умерших родственников посещают родной дом. Для того, чтобы их встретить как можно более радушно, семьи сооружают алтари в честь покойных родственников, как дома, так и на кладбище, украшают их черепами из сахара (напомню, что у древних ацтеков череп умершего часто хранился дома, как жилище души TONALLI, которая отвечала за любовь и огонь, об этом было в предыдущей части), любимыми продуктами и напитками умершего, свечами, игрушками и цветами, в первую очередь оранжевыми бархатцами.


Сахарные черепа



Украшение могилы на кладбище

С точки зрения значимости и денежных трат это самый главный мексиканский праздник года, семьи часто тратят все свои заработки за пару месяцев, чтобы соорудить приличный алтарь, за который не будет стыдно, и который покажет пришедшим в гости умершим родственникам, как их в семье помнят и любят.


Алтарь для умершего

Еще в Мексике есть традиция, по крайней мере в деревнях, одеваться в одежду умерших и мазать лицо белой краской, чтобы пришедший в гости умерший родственник не чувствовал себя как-то уж сильно "другим" со своим черепом вместо лица. И нарядные костюмы часто называют "Щеголеватый скелет" или "Элегантный череп", в связи с чем эти слова сейчас являются синонимами для Катрины.


Алтарь для умершего

А еще популярно устраивать гуляние с компарсами.

Компарса (Comparsa) — это в испанском и латиноамериканском мирe группа самодеятельных артистов, певцов, музыкантов и танцоров, которые принимают участие в каких-то народных гуляниях, часто каких-то специфических карнавалах.


Компарса на ходулях во время празднования Dia de Los Muertos

Как я уже писала в предыдущем посте, на День Mертвых в Мексике популярно придумывать и читать литературные калаверы - шуточные поэмы - эпитафии в честь умерших. Кроме того Мексика, это страна мариачи и очень красивой музыки. Так вот в мексиканской культуре существует огромное количество песен, исполняемых специально на День мертвых, так же как в англоязычных странах существует огромное количество песен, исполняемых специально на Рождество.

И раз уж я взялась знакомить тут народ с мексиканской культурой и этим конкретным праздником, то выложу я некоторые самые известные из этих песен, исполняемых на День Мертвых.

Автор песни La Llorona (Плачущая женщина) неизвестен, но создана она где-то на перешейке Техуантепек в Оахаке. Песня рассказывает историю любви и боли в стиле, характерном для времён мексиканской революции.

История La Llorona отсылает к легенде о мексиканской богине Чихуаатль, которая как-раз перед прибытием испанцев, зная ужасающее будущее своих мексиканских детей, которое ждало их после завоевания испанцами, громко рыдала на стенах Теночтитлана, и ее крик был услышан

Песня La Bruja была написана Хосе Гутьерресом и братьями Очоа и рассказывает о незамужней женщине, которая пыталась найти себе мужчину и завладеть им. За этой песней стоит легенда о женщине, известной как "Ведьма из Уастеки", очень популярная в Веракрусе.


Песня "El día de Muertos" или "День мертвых" очень хорошо передает идею о том, как индейцы относились к смерти, рассказывая о боли, вызванной безответной любовью. Это одна из самых популярных романтическиx мелодий в песенных книгах "pireris", которая всегда исполняется на праздник

Песня "La Calaca" ("Скелет"), которая была написана Хосе Эрнандесом и увековечена Ампаро Очоа, рассказывает о том, что происходит на крупнейшем кладбище Мехико Сити "Пантеоне Долорес". Она повествует о различных событиях, происходящих вокруг смерти и калаки. У мексиканцев есть выражение se lo (la) llevó la calaca - его забрала калака/скелет, что означает, что человек умер, смерть его забрала.


Песня "Viene la Muerte Echando Rasero" рассказывает о том, что цвет кожи, раса, религия, возраст или что-то еще не имеют значения перед лицом смерти, смерть настигнет каждого из нас и в конце концов мы все там будем.

Ну вот такие популярные песни поют на народных гуляниях в Мексике во время празднования Дня Мертвых.

B большинстве деревень и мелких населенных пунктов Мексики компарса — это просто группа местных жителей без каких-то сногсшибательных театральных или вокальных талантов. Это в чистом виде народное гуляние с художественным исполнением именно на уровне самодеятельности.

Однако, в Мексике есть туристические места, где компарсы сделали более профессиональными и коммерческими именно в целях привлечь туристов. В частности, одним из таких очень известных мест является город Оахака, где выступление компарс называют фестивалем.

А вот так выглядит компарса в городе Темпоаль-де-Санчес

Эти два видео - традиционные выступления компарс. То есть традиционно никаких тебе специальных парадов и шествий специальной колонной на кладбище или еще куда-то. В конце-концов посещение кладбища - дело личное и семейное, колонной туда не маршируют. Сцена (площадь в центре города/деревни) для выступлений, народные танцы, народные костюмы.

Так традиция карнавала-парада во главе с Катриной откуда взялась?

Día de los Muertos ) - праздник, посвящённый памяти умерших, проходящий ежегодно и 2 ноября в Мексике , Гватемале , Гондурасе , Сальвадоре . По поверью в эти дни души умерших родственников посещают родной дом. Традиция восходит к индейцам майя и ацтекам , которые приносили дары богине Миктлансиуатль и сооружали стены с изображением черепов - тсомпантли . Празднование календарно совпадает с двумя католическими праздниками - Днём Всех Святых (1 ноября) и Днём Всех Душ (2 ноября). Традиции, связанные с праздником включают в себя создание частных алтарей в честь покойного, включающие черепа из сахара, вербену, любимые продукты и напитки умершего и посещение могилы с этими подарками.

Ко дню мертвых украшают кладбища лентами и цветами, дороги к домам умерших их родственники заставляют свечами, чтобы покойник мог найти дорогу домой. День мёртвых-день празднования жизни.

Происхождение праздника

День мертвых стали отмечать на территории современной Мексики ещё древние народы, такие как ольмеки и майя . По мнению ученых ритуалы, связаны с почитанием умерших отмечались ещё 2,500 - 3,000 назад. В период до испанской колонизации местные жители часто держали в домах настоящие черепа умерших - как своеобразную семейную реликвию, их часто демонстрировали во время различных ритуалов, они должны были символизировать смерть и воскрешение.

Во времена империи ацтеков праздник, похожий на День мертвых, отмечался в девятый месяц ацтекского календаря, который приходится на современный август. Ацтеки праздновали этот праздник целый месяц, во время которого почиталась богиня Миктлансиуатль - богиня смерти. В современной мифологии этой богини соответствует символ Катрины. Во многих областях Мексики этот праздник празднуется в течение двух дней: 1 ноября почитают умерших детей и младенцев, который ещё называют Днем ангелочков (исп. Día de los Angelitos ). 2 ноября, в День умерших (исп. Día de los Difuntos ) почитают всех взрослых мертвецов.

Культурное и религиозное значение

Многие из тех, кто отмечает этот праздник верят, что в День мертвых души умерших могут посетить живых родственников и друзей. В этот день люди посещают кладбища чтобы пообщаться с душами умерших, на могилах строят алтари с фотографиями и реликвиями, приносят любимые напитки и еду умерших. Все это делается для того, чтобы побудить душу усопшего посетить живых. Иногда празднования приобретают весёлую окраску, когда родственники умерших вспоминают у надгробия смешные или веселые факты из жизни умершего.

Празднование Дня мертвых в разных регионах имеет свои отличия . Как правило, к празднику готовятся на протяжении целого года, когда понемногу собирают вещи, которые должны быть на алтаре умершего. Во время празднования 1 и 2 ноября родные украшают цветами и фруктами могилы умерших. Очень часто в украшениях на могилах используют специальные цветы - оранжевые бархатцы, которые по повериям притягивают души умерших. В Мексике эти цветы называются «Цветы мертвых» (исп. Flor de Muerto ). В День ангелочков приносят игрушки для детей и сладости. Для взрослых же чаще всего приносят текилу , пиво и другие алкогольные напитки.

Литература

  • Октавио Пас . День всех святых, праздник мертвых// Он же. Поэзия. Критика. Эротика. М.: Русское феноменологическое общество, 1996, с. 22-35.
  • Рэй Брэдбери . Канун всех святых, Сахарный череп

См. также

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "День Мёртвых" в других словарях:

    - (исп. Día de los Muertos) праздник, посвящённый памяти умерших, проходящий ежегодно 1 и 2 ноября в Мексике. По поверью в эти дни души умерших родственников посещают родной дом. Традиция восходит к индейцам майя и ацтекам, которые приносили дары… … Википедия

    День Мёртвых: День Мёртвых (исп. Día de los Muertos) праздник, посвящённый памяти умерших, проходит ежегодно 1 2 ноября в Мексике. День мёртвых (Вавилон 5) (англ. Day of the Dead) эпизод сериала «Вавилон 5» 1998 года. См. также… … Википедия

    День Мёртвых (англ. Day of the Dead) имеет следующие значения: День Мёртвых мексиканский праздник памяти умерших. День мёртвых (Вавилон 5) эпизод сериала Вавилон 5 1998 года. День мертвецов (фильм) фильм ужасов Джорджа Ромеро … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. День Мёртвых (значения). День мёртвых Сериал Вавилон 5 … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Вампир (значения). Вампиры: День мёртвых Vampires: Los Muertos … Википедия

    День мертвецов (фильм, 1985) У этого термина существуют и другие значения, см. День мертвецов. День мертвецов Day of the Dead … Википедия

    День Мёртвых (исп. Día de los Muertos) праздник, посвящённый памяти умерших, проходящий ежегодно 1 и 2 ноября в Мексике. По поверью в эти дни души умерших родственников посещают родной дом. Традиция восходит к индейцам майя и ацтекам, которые… … Википедия

    - (англ. Day of the Dead): День мертвецов (фильм, 1985) фильм ужасов, США, 1985 год. Режиссёр Джордж Ромеро. День мертвецов (фильм, 2008) фильм ужасов, США, 2008 год. Режиссёр Стив Майнер. См. также День мертвецов 2:… … Википедия

1 ноября в Мексике по всей стране отмечают День Мертвых (Dia de los Muertos). Собственно, мы и спланировали свое путешествие так, чтобы попасть на этот мексиканский праздник.

Несмотря на то, что День Мертвых отмечают в то же время, что и Хэллоуин, празднование имеет несколько иной смысл. Кроме того, по настоянию католической церкви, празднование Дня Мертвых было перенесено с августа на конец октября – начало ноября. Уже с вечера 31 октября люди выставляют на улицы алтари в память об умерших родственниках .

Считается, что именно в этот день духи умерших людей возвращаются из другого мира, повидаться с родными и близкими.

Сам праздник не носит какого-то жестокого характера и, в отличие от Хэллуина, на котором торжествует всякая нечисть, в День Мертвых мексиканцы вспоминают своих ушедших в другой мир родственников и друзей .

В 2003 году День Мертвых был включен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Этот праздник – древнейший культурный обычай индейцев майя и ольмеков , сохранившихся до наших дней. Сейчас День Мертвых отмечают не только в Мексике, но и в Гватемале, Гондурасе, Сальвадоре.

Стоит отметить, что празднования в разных регионах Мексики несколько отличаются.

Накануне праздника, вечером 31 октября, в Тулуме вдоль главного проспекта Тулум (Avenida Tulum) можно встретить множество людей с раскрашенными лицами.

Магазины и рестораны, чтобы привлечь посетителей, тоже сооружают алтари в честь известных личностей.

Обязательными атрибутами алтаря на День Мертвых являются: свечи, вода, соль, цветы, фотография умершего (или нескольких), специально приготовленный Хлеб Мертвых (что-то на подобии кулича на Пасху), а также на алтарь ставят любимую еду покойника и напитки. Алтари украшают сахарными или шоколадными черепами. Раньше, во времена майя и ольмеков люди дома хранили настоящие черепа умерших родственников и демонстрировали их во время разных ритуалов. Черепа символизируют смерть и воскрешение.

На алтарях также размещают личные вещи умершего человека для того, чтобы его душа была рада и спокойна, когда придет посетить этот мир.

На алтарь кладут оранжевые бархатцы, эти цветы называют «цветы мертвых» (Flor de Muerto) , они притягивают души умерших.

Люди, выставившие на улице алтарь в память о своих родственниках, благодарят, если проявляешь искреннее и доброе внимание к алтарю. Вообще, мексиканцы представляются мне добрым и дружелюбным народом.

После майя традицию праздника переняли племена ацтеков. Ацтеки отмечали это праздник целый месяц, отдавая почести богине смерти Миктлансиуатль.

На центральной площади в Тулуме проводят городской конкурс на лучший алтарь . Группы людей, представляющих семьи или компании, сооружают импровизированные алтари и демонстрируют их горожанам и туристам. На многих «стендах» угощают посетителей традиционной едой этого праздника. У одного из алтарей досталось и нам – угостили завернутым в банановый лист пирожком из кукурузной муки. Начинка – курица и фасоль.

В городе повсеместно в этот день устраивают развлекательные мероприятия.

На нескольких площадках, в Тулуме мы насчитали четыре сцены, выступают творческие коллективы.

Одно выступление сменяется другим. Энергичные танцы индейцев произвели на всех наибольшее впечатление.

Праздник День Мертвых сейчас все больше похож на карнавал . В наше время дети также переняли традицию Хэллуина – выпрашивать сладости, поэтому в городе много детей с раскрашенными лицами и специальными корзинками для сладостей.

Современным символом праздника День Мертвых является скелет девы Катрины (La Calavera de la Catrina) , наряженный в изысканные платья. По всему Тулуму были расставлены ее клоны. В многочисленных сувенирных лавках продают миниатюрные копии Катрины.

Этот символ праздника (Катрина) появился лишь в начале ХХ века. Катрина изображает скелет богатой женщины, тем самым показывая всем, что независимо от важности человека, его богатств и статуса в обществе, все люди смертны .

Конечно, в этот день памяти об умерших, люди посещают кладбище. С собой мексиканцы берут угощения для духов, любимые напитки и продукты умерших. Чем-то эта традиция напоминает Родительский день в России.

Чтобы посмотреть, как местные жители в Тулуме празднуют День Мертвых на кладбище, мы в этот день посетили его дважды – днем и ночью.

К сожалению, каких-то особых и интересных действий мы там не увидели. Днем люди украшали и убирали могилы, оставляя на них принесенные подношения.

Ночью на кладбище, кроме нас и еще пары туристов с фотоаппаратом, никого не было.

Кладбище в Тулуме весьма интересное для посещения место. Не ожидаешь увидеть такого буйства красок в таком месте. Оно находится на улице Calle Luna Sur , которая начинается от проспекта Тулум.

После дневного посещения кладбища, мы зашли в один из ресторанов для местных. Так получается, что пока в Мексике мы не питаемся в туристических местах, отдавая предпочтение готовке дома и небольшим кулинарным экспериментам в аутентичных местах.

На этот раз решили попробовать традиционные пирожки с начинкой Эмпанада (Empanada) . Эмпанада – это блюдо популярное в Латинской Америке и на Пиренейском полуострове.

Наше внимание к этому заведению, находящемуся на улице Calle Sol привлекло то, что мы увидели, как женщина бойко лепит на специальном деревянном механизме похожие на чебуреки пирожки.

В пирожки эмпанада в качестве начинки могут добавляться мясо, сыр, овощи. Обжаривают эмпанадас в кипящем масле.

Мы решили попробовать эмпанадас с четырьмя разными начинками. Эмпанадас подали с двумя соусами – острым помидорным и соусом из авокадо. Также к эмпанадас полагается густые сливки, что придает блюду фантастический вкус.

А еще сегодня мы попробовали тортас (tortas) . я описал, чем отличается тортас от такос (tacos). Этот тортас даже рядом не стоял с теми эмпанадос.

Уже в ночи мы снова отправились на городское кладбище, так как думали, что какие-то праздничные действия там будут проходить в это время суток. Полночь, кладбище, День Мертвых. Символично, только почему-то мексиканцев на кладбище нет. Живых мексиканцев. Лишь тишина, кошки, сидящие на могилах и горящие свечи, освещающие душам умершим путь в наш мир.

Вообще, я настолько был под впечатлением от ночного освещаемого кладбища. Прозвучит странно, но место романтическое .

Теперь я понимаю эту моду на «веселенькие» черепа на сумках и одежде. И это теперь совсем не страшно – лишь напоминание о том, что все мы смертны.

Вспомнилось, что некоторое время назад на российский рынок компания Danone выводила линейку продуктов, объединенную маркой «Скелетоны». Под этим брендом продавались молочные продукты, в том числе йогурты, а их реклама на телевидении выбивалась из общего ряда. Если обратить внимание, то в самой рекламе отражается восприятие в нашей культуре подобного рода символов. Зато теперь у нас есть «Чудо», не хватает «нежности» и «добра».

Была такая паника, скандал. О, ужас! Что показывают нашим детям в рекламе? В итоге, бренд «Скелетоны» на российском рынке с треском провалился. Не готовы пока еще мы мириться со своей физиологией и законами бытия.

Кажется, это праздник День Мертвых еще долго не приживется в России, так как в нашей культуре по мертвым принято скорбить и печалиться, а здесь совсем наоборот – вспоминать, помнить и почитать.

Мы ищем для вас самые интересные направления и предлагаем варианты маршрутов для самостоятельного путешествия.
и вы первым узнаете все самые лучшие спецпредложения авиакомпаний на составленные маршруты и другие новости.

Быстро, просто, не отходя от компьютера вы можете