История кошек на руси. Когда на руси появились кошки

Домашние кошки появились на территории Руси раньше, чем наши предки стали христианами. Например, на территории бывшего СССР, в Армении, в ходе раскопок холма Кармир-Блур были обнаружены развалины древней урартской крепости Тейшебаини VI-VII веков до н. э. ходе. Когда-то это была могучая крепость с обширными кладовыми для хранения товаров, вина и хлеба. В одной из амфор был обнаружен скелет кошки, что подтвердило факт существования домашней кошки в древнем Урарту. В Урарту и Ольвию VII-VI веков до н.э. первых кошек предположительно завезли торговцы и воины, так как эти центры имели обширные связи со Средиземноморьем. Позднее, кошка была найдена в древнем городе Ольвии - греческой колонии в Северном Причерноморье и датирована VI веком до н. э. Мы видим, что 2700-2600 лет назад домашние кошки уже посилились в жилищах наших предков. Эти кошки являются современницами самых ранних из известных европейских кошек и, по всей вероятности, проникли в Армению и Крым из Азии и Египта - родины домашних кошек через государство Урарту, с которым азиатские страны и Египет вели бойкую торговлю, о чем свидетельствуют найденные при раскопках предметы. Затем последовали археологические находки кошек в других древних городах Северного Причерноморья – Пантикапее, Танаисе, Фанагории и относятся к рубежу старой и новой эры. Эти кошки – жили в больших и богатых городах Римской империи. В сельских поселениях кошки обнаружены не были, за исключением скифского поселения, именуемого Каменским городищем. Скифы оставили после себя богатое наследие в виде изделий из золота, изображающих различных животных. Однако изображение кошки или животного похожего на нее практически не встречается. Для скифов кошка оставалась редким зверем. Надо полагать, что древние греки, торгуя со скифами золотыми украшениями, утварью и всякой живностью, в то же время берегли редчайших домашних кошек для себя.
Путешествие домашней кошки от берегов Черного моря далее на север происходило медленно. Найденные археологами останки на территории Кировоградской, Одесской и Черкасской областей относятся ко II-V векам новой эры. В каждом из этих трех поселений было найдено только по одной кошке. Но уже в раскопках, относящихся к VI-VII векам, археологами найдены кошки в Пскове, городах Прибалтики и вблизи Ярославля. В VII-IX веках кошки попадают в район Старой Ладоги и в Среднее Поволжье, а к XIII веку распространяется по всей Руси. Так, в Ярославском Поволжье археологи вскрыли более 600 погребальных курганов, и в 200 были останки жертвенных животных, в том числе в 93 курганах были найдены лошади. Однако, кошки были найдены только в двух курганах, где были погребены женщины. В Старой Рязани при раскопках слоя, относящегося к XII веку, было найдено 7 кошек, а также стилизованное изображение кошки на тонкой резной костной пластинке. Предполагают, что когда-то эта пластинка украшала переплет рукописной книги. Другая находка относится ко времени разорения Киева нашествием хана Батыя в декабре 1240 года. Там археологи раскопали жилище, названное "мастерской художника", где нашли полуобгоревший скелет кошки и ее хозяйки - девочки. А в Древнем Поволжье лишь в двух из двухсот курганов Х-ХI веков найдены останки кошек.
Интересно, что на Руси кошку первыми оценили служители культа и по ставили этих животных под защиту церковного закона. Кошка была и остается единственным животным вхожим в храм. О почтении к кошке церковников свидетельствует то, что во Владимире, Суздале и других русских городах можно увидеть в храмовых воротах отверстия, проделанные специально для кошек. Языческая славянская мифология также не относила кошку “к нечистым” животным. В России кошка всегда олицетворяла домашний уют и благополучие, ее здесь величали "хозяйкой дома". При переезде "хозяйка" должна первой переступить порог нового дома, иначе не будет в нем уюта и счастья. Народное поверье утверждает, что трехцветная кошка приносит в дом счастье.

До ХIV в. кошка ни в одном источнике не упоминается. Предполагают, что она была достаточно дорогим животным, чтобы не всякий мог себе позволить ее купить. Какова же была стоимость кошки? В "Правосудии митрополичьем", датированном ХIV в., говорится что за украденное животное устанавливался штраф: за голубя платили 9 кун, за утку, журавля и гуся - по 30 кун, за корову - 40 кун, за лебедя - 30 кун, за вола, собаку и кошку - по З гривны (гривна - слиток серебра массой примерно 205 граммов, а куна - 50-я часть гривны). Кошка по стоимости была равна волу. Гривна в начале татаро-монгольского ига в XIII веке была самой крупной денежной единицей, а три гривны были большой суммой. Следовательно, владеть кошками могли только богатые люди. Однако, уже к XV-XVII векам кошка поселяется в жилищах простых людей. Став доступным животным, кошка распространилась в самых различных слоях общества.

Постепенно кошки "прописывались" в крупнейших русских городах таких как Москва и Санкт-Петербург. Например, однажды императрица Елизавета Петровна, дочь Петра I, обеспокоенная количеством мышей во дворце, издала указ от 13 декабря 1745 года, в котором повелела губернатору Казани: "...сыскав в Казани здешних пород кладенных самых лучших и больших котов, удобных к ловле мышей, прислать Санкт-Петербург».

Горожане всегда любили и уважали кошек. В патриархальной Москве кошка была атрибутом благополучия и достатка в доме. Владимир Гиляровский описывает рынки старой Москвы и толстых довольных котов, восседающих на прилавках. Купцы соревновались, споря у кого кот толще. Держать в доме кошку считалось очень престижным делом - вспомните картину Кустодиева «Купчиха за чаем»!
А каких кошек больше всего любили в Москве и России в прошлом? На картинах художников того времени можно встретить кошек по типу сибирской, с белыми отметинами на груди и лапках.

Домашние кошки появились на территории Руси раньше, чем наши предки стали христианами. Например, на территории бывшего СССР, в Армении, в ходе раскопок холма Кармир-Блур были обнаружены развалины древней урартской крепости Тейшебаини VI-VII веков до н. э. ходе. Когда-то это была могучая крепость с обширными кладовыми для хранения товаров, вина и хлеба. В одной из амфор был обнаружен скелет кошки, что подтвердило факт существования домашней кошки в древнем Урарту. В Урарту и Ольвию VII-VI веков до н.э. первых кошек предположительно завезли торговцы и воины, так как эти центры имели обширные связи со Средиземноморьем. Позднее, кошка была найдена в древнем городе Ольвии - греческой колонии в Северном Причерноморье и датирована VI веком до н. э. Мы видим, что 2700-2600 лет назад домашние кошки уже посилились в жилищах наших предков. Эти кошки являются современницами самых ранних из известных европейских кошек и, по всей вероятности, проникли в Армению и Крым из Азии и Египта - родины домашних кошек через государство Урарту, с которым азиатские страны и Египет вели бойкую торговлю, о чем свидетельствуют найденные при раскопках предметы. Затем последовали археологические находки кошек в других

древних городах Северного Причерноморья - Пантикапее, Танаисе, Фанагории и относятся к рубежу старой и новой эры. Эти кошки - жили в больших и богатых городах Римской империи. В сельских поселениях кошки обнаружены не были, за исключением скифского поселения, именуемого Каменским городищем. Скифы оставили после себя богатое наследие в виде изделий из золота, изображающих различных животных. Однако изображение кошки или животного похожего на нее практически не встречается. Для скифов кошка оставалась редким зверем. Надо полагать, что древние греки, торгуя со скифами золотыми украшениями, утварью и всякой живностью, в то же время берегли редчайших домашних кошек для себя.
Путешествие домашней кошки от берегов Черного моря далее на север происходило медленно. Найденные археологами останки на территории Кировоградской, Одесской и Черкасской областей относятся ко II-V векам новой эры. В каждом из этих трех поселений было найдено только по одной кошке. Но уже в раскопках, относящихся к VI-VII векам, археологами найдены кошки в Пскове, городах Прибалтики и вблизи Ярославля. В VII-IX веках кошки попадают в район Старой Ладоги и в Среднее Поволжье, а к XIII веку распространяется по всей Руси. Так, в Ярославском Поволжье археологи вскрыли более 600 погребальных курганов, и в 200 были останки жертвенных животных, в том числе в 93 курганах были найдены лошади. Однако, кошки были найдены только в двух курганах, где были погребены женщины. В Старой Рязани при раскопках слоя, относящегося к XII веку, было найдено 7 кошек, а также стилизованное изображение кошки на тонкой резной костной пластинке. Предполагают, что когда-то эта пластинка украшала переплет рукописной книги. Другая находка относится ко времени разорения Киева нашествием хана Батыя в декабре 1240 года. Там археологи раскопали жилище, названное "мастерской художника", где нашли полуобгоревший скелет кошки и ее хозяйки - девочки. А в Древнем Поволжье лишь в двух из двухсот курганов Х-ХI веков найдены останки кошек.
Интересно, что на Руси кошку первыми оценили служители культа и по ставили этих животных под защиту церковного закона. Кошка была и остается единственным животным вхожим в храм. О почтении к кошке церковников свидетельствует то, что во Владимире, Суздале и других русских городах можно увидеть в храмовых воротах отверстия, проделанные специально для кошек. Языческая славянская мифология также не относила кошку “к нечистым” животным. В России кошка всегда олицетворяла домашний уют и благополучие, ее здесь величали "хозяйкой дома". При переезде "хозяйка" должна первой переступить порог нового дома, иначе не будет в нем уюта и счастья. Народное поверье утверждает, что трехцветная кошка приносит в дом счастье.

До ХIV в. кошка ни в одном источнике не упоминается. Предполагают, что она была достаточно дорогим животным, чтобы не всякий мог себе позволить ее купить. Какова же была стоимость кошки? В "Правосудии митрополичьем", датированном ХIV в., говорится что за украденное животное устанавливался штраф: за голубя платили 9 кун, за утку, журавля и гуся - по 30 кун, за корову - 40 кун, за лебедя - 30 кун, за вола, собаку и кошку - по З гривны (гривна - слиток серебра массой примерно 205 граммов, а куна - 50-я часть гривны). Кошка по стоимости была равна волу. Гривна в начале татаро-монгольского ига в XIII веке была самой крупной денежной единицей, а три гривны были большой суммой. Следовательно, владеть кошками могли только богатые люди. Однако, уже к XV-XVII векам кошка поселяется в жилищах простых людей. Став доступным животным, кошка распространилась в самых различных слоях общества.

Постепенно кошки "прописывались" в крупнейших русских городах таких как Москва и Санкт-Петербург. Например, однажды императрица Елизавета Петровна, дочь Петра I, обеспокоенная количеством мышей во дворце, издала указ от 13 декабря 1745 года, в котором повелела губернатору Казани: "...сыскав в Казани здешних пород кладенных самых лучших и больших котов, удобных к ловле мышей, прислать Санкт-Петербург».

Горожане всегда любили и уважали кошек. В патриархальной Москве кошка была атрибутом благополучия и достатка в доме. Владимир Гиляровский описывает рынки старой Москвы и толстых довольных котов, восседающих на прилавках. Купцы соревновались, споря у кого кот толще. Держать в доме кошку считалось очень престижным делом - вспомните картину Кустодиева «Купчиха за чаем»!
А каких кошек больше всего любили в Москве и России в прошлом? На картинах художников того времени можно встретить кошек по типу сибирской, с белыми отметинами на груди и лапках.

Странствовал когда-то Велес, скотий бог, по земле и остановился вечером у стога сена переночевать. В котомке у него был хлеб, а ночью мышки-норушки хлеб-то весь и погрызли. Рассердился Велес, швырнул в мышь свою рукавицу - а рукавица-то превратилась в кошку.
С той поры и начался кошачий род.


Кошка - зверь, очень любимый народом. С нею связано множество примет и пословиц: «Кто кошек любит - будет жену любить!», «Без кошки не изба», «На мышку и кошка зверь!», «Кошки дерутся - мышкам приволье!».
Кошка свертывается клубком к морозу, крепко спит брюхом кверху - к теплу, скребет лапами стену - к ветру непогожему, умывается - к ведру (и к приходу гостей), лижет хвост - к дождю, на человека тянется - обновку (корысть) сулит. Существует старинное поверье, что кошка так живуча, что только девятая смерть и может ее уморить до смерти.
Загадки загадывает посельшина-деревеншина про этого живучего зверя такие, например: «Две ковырки, две подковырки, один вертун, два войка, третья маковка!»


А. Маскаев


Заводит русский мужик кошек для борьбы со страшным для него зверем, маленьким, но свирепым, когда об иную пору мышиный народ у него чуть не весь хлеб на гумнах да по амбарам поедает! И
даже особыми заговорами, из уст ведунов-знахарей, заговаривает свои скудные запасы - «от мышеяди».


А. Маскаев


Кошка у всех народов была спутницею колдунов. Народное суеверие приписывает ее видящим в темноте глазам необычайную силу, почерпнутую из мира таинственного. Трехшерстная кошка, по мнению наших пахарей, приносит счастье тому дому, где живет; семишерстный кот является еще более верным залогом семейного благополучия.


По словам русских сказок, кошка - чуть ли не самое смышленое животное. Она сама сказывает сказки и не хуже дотошного знахаря умеет отводить глаза. Кот-Баюн был наделен голосом, слышным за семь верст, и видел за семь верст; как замурлыкает, бывало, так напустит, на кого захочет, заколдованный сон, которого и не отличишь, не знаючи, от смерти. В некоторых сказках земляная кошка охраняет клады.
Черная кошка является, по народному слову, олицетворением нежданного раздора: «Им черная кошка дорогу перебежала!» - говорят о врагах, недавно еще бывших чуть не закадычными друзьями. В стародавние годы знающие всю подноготную люди говаривали, что на черную кошку можно выменять у нечистой силы шапку-невидимку и неразменный червонец.
Нужна-де ей, окаянной, черная кошка, чтобы прятаться в нее на свят-Ильин день, когда грозный для всякой нежити-нечисти пророк сыплет с небес своими огромными стрелами.
Кошка нужна для того, чтобы добыть кость-невидимку - древнейшее колдовское средство.

А.Маскаев


По мнению ведьм и колдунов, следует отыскать черную кошку, на которой ни единого волоса не было бы другого цвета, и, убив ее и ободрав, сварить в котле. Затем выбрать все кости и, положив перед собой, сесть перед зеркалом. Каждую кость надобно класть себе на голову и при этом смотреться в зеркало. Когда при какой-то кости себя в зеркале не увидишь - она и есть кость-невидимка. С нею можно куда угодно ходить, делать что угодно - и никому об том ведомо не будет.

А.Маскаев


Еще и в наши дни говорят на Руси, что кто убьет чьего-нибудь любимого кота, тому семь лет ни в чем удачи не будет. Кто любит-бережет кошек, того этот хитрый зверь охраняет от всякой «напрасной беды».
Много и других поверий связано с ним в богатом суеверной памятью русском народе.

А. Маскаев


Кот Баюн — персонаж русских волшебных сказок, огромный кот-людоед, обладающий волшебным голосом. Он заговаривает и усыпляет своими сказками подошедших путников и тех из них, у кого недостаточно сил противостоять его волшбе и кто не подготовился к бою с ним, кот-колдун безжалостно убивает. Но тот, кто сможет добыть кота, найдет спасение от всех болезней и недугов — сказки Баюна целебны. Само по себе слово баюн означает «говорун, рассказчик, краснобай», от глагола баять — «рассказывать, говорить» (ср. также глаголы баюкать, убаюкивать в значении «усыплять»).
В сказках говорится о том, что Баюн сидит на высоком, обычно железном столбе.
Обитает кот за тридевять земель в тридесятом царстве или в безжизненном мёртвом лесу, где нет ни птиц, ни зверей. В одной из сказок о Василисе Прекрасной Кот Баюн проживал у Бабы-Яги.

Iney aka AnHellica

Существует большое количество сказок, где главному действующему персонажу дают задание изловить кота; как правило, такие задания давали с целью сгубить доброго молодца. Встреча с этим сказочным чудовищем грозила неминуемой смертью. Чтобы захватить волшебного кота, Иван-царевич надевает железный колпак и железные рукавицы. Поборов и поймав животное, Иван-царевич доставляет его во дворец к своему отцу. Там побеждённый кот начинает служить царю — сказки сказывать и исцелять царя убаюкивающими словами.
… пришел Андрей-стрелок в тридесятое царство. За три версты стал его одолевать сон. Надевает Андрей на голову три колпака железных, руку за руку закидывает, ногу за ногу волочит — идёт, а где и катком катится. Кое-как выдержал дремоту и очутился у высокого столба.

Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову — один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий. Тут Андрей-стрелок ухватил кота клещами, сволок наземь и давай оглаживать прутьями. Наперво сёк железным прутом; изломал железный, принялся угощать медным — и этот изломал и принялся бить оловянным.

Кот Баюн
Оловянный прут гнется, не ломится, вокруг хребта обвивается. Андрей бьёт, а кот Баюн начал сказки рассказывать: про попов, про дьяков, про поповых дочерей. Андрей его не слушает, знай охаживает прутом. Невмоготу стало коту, видит, что заговорить нельзя, он и взмолился: — Покинь меня, добрый человек! Что надо, всё тебе сделаю. — А пойдёшь со мной? — Куда хочешь пойду. Андрей пошел в обратный путь и кота за собой повёл.

— «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что», русская сказка

Сейчас трудно найти человека, который не любил бы кошек. С раннего детства мы слушаем сказки и песенки про них, и нам кажется, что эти четвероногие питомцы жили с людьми всегда. Но так ли это на самом деле? Давайте узнаем, когда наши предки впервые завели домашнего кота.

Вначале были котъки

Домашняя кошка (или по-латыни Felis silvestris catus) относится к классу млекопитающих, отряду хищников, семейству кошачьих, роду кошек, виду лесного кота, чьим является подвидом. Несмотря на то, что усатые мурлыки – одиночки, они считаются социальными животными. Доказательством тому служит широкий спектр сигналов, адресованных и понятных только для их собратьев: различные звуки (мяуканье, урчание), запахи (они оставляют их, теряясь мордочкой о предметы) и телодвижения (положение хвоста).

В V веке в латинском языке слово felis было вытеснено словом cattus. И именно оно дало название кошкам во всех языках Ближнего Востока и Европы: английское слово cat, ирландское catt, испанское gato, итальянское gatto, литовское kate, немецкое Katze и французское Chat.


Позднелатинское cattus также попало и в русский язык, но преобразовалось в котъка. А кошка – это уменьшительное от него образование.

Одомашнивание

Принято считать, что котов приручили древние египтяне. У них издревле существовал культ богини Баст – женщины с головой львицы. Но около 10 000 лет назад из центральной Африки в страну Нила была завезена степная кошка: египтянам она показалась уменьшенной копией львицы, то есть богини. Её поселили в храмах, и со временем дикий хищник одомашнился. С тех пор Бастет изображали с кошачьей головой, а женщина-львица стала ипостасью Сехмет, агрессивной богини войны и солнечного жара. В Нижнем Египте в храмах богини Бастет обязательно жили кошки, уход за которыми считался уважаемой работой. Правда, честь кормить, чесать и убирать за котами была доступна только жрецам, и передавалась она по наследству.

В Египте кошки были не просто дороги, им поклонялись как воплощению Бастет. Их запрещалось убивать и отдавать в чужие руки. Но предприимчивые финикийские торговцы незаконно вывозили мурок с родины. Так постепенно мурки распространились по всему Средиземноморью. Плохо знакомые с культом Бастет, греки использовали их в борьбе с грызунами. И благодаря грекам, коты попали в Европу, на Балканский полуостров и далее – к славянам.

Кошки на Руси

Они попали к славянам около Х века нашей эры. Как это ни странно, но до этого времени наши предки не приручали кошек. Хотя на территории Руси обитали и до сих пор обитают камышовый кот, лесной кот и та же степная кошка. Похоже, никому просто в голову не приходило принести из леса дикого зверька и использовать его в борьбе с мышами. Это кажется ещё более странным, но даже после появления домашнего кота, славяне не оценили их достоинств – мурки оставались редкими и дорогими животными.

С приходом христианства роль кошек возросла: их стали держать при монастырских амбарах и складах. Постепенно они попадали в семьи князей, бояр и зажиточных крестьян. В судебнике 14 века за кражу мурлыки налагался штраф в размере 3 гривен. Это в несколько раз больше, чем за утку и даже корову!

А кот царя Алексея Михайловича (1629-1676) удостоился даже того, что с него написали портрет. Гравюра принадлежит Вацлаву Холлару, графику и рисовальщику из Чехии. Правда, существует предположение, что изображённый кот – это ни кто иной, как сам царь, представленный котом!

Но всё же, усатые мурчалки оставались привилегией знати очень долго. В сказке про Репку кошка, которая тянула за Жучку, стала фигурировать только в издательстве от 1863 года. В ранних вариантах сказки её просто нет! Да и все «кошачьи» песенки, басенки и считалочки появляются только с 18-19 веков.

Кошки в России

Эта дата неслучайна. Во время своей заграничной поездки по Европе (1697-1698) царь Пётр увидел, насколько успешно коты борются с мышами и крысами на складах. Он привёз домой голландского кота (существует легенда, что его звали Василием) и издал указ, который обязывал держать при амбарах котов. С тех пор кошки стали распространяться в народе.

В 18 веке Зимний дворец в Петербурге (главная императорская резиденция) сильно страдал от мышей и крыс, и императрица Елизавета Петровна в 1745 году велела привезти из Казани 30 лучших котов-крысоловов. Те так прекрасно справились с этой задачей, что их оставили там, а их потомки до сих пор живут в Эрмитаже и спасают прекрасные экспонаты от мышиной грызни. Служители музея говорят, что даже не думают заменять кошек на мышеловки и химическую отраву.

Вот так с 18 века кошка стала постоянным жильцом в наших домах и квартирах. И, чем ближе к современности, тем чаще их заводили просто так, для души. И вы только подумайте, раньше наши усатые друзья стоили круглые суммы, а сейчас такую «роскошь» может позволить себе каждый.

Кот Алабрыс. Лубок, конец XVII века

Древнейшая кошачья особа и первый кошачий портрет

Давно уже домашняя кошка обитает в наших краях, она гораздо старше матрешки, самовара, картошки, и даже крещение Руси случилось на ее глазах. Наиболее ранние сведения о ней дают археологические находки.

На территории бывшего СССР самые древние останки домашней кошки - кошки «номер один» - найдены на юге (не потому ли, что там больше искали?) - в Закавказье. Никто, конечно, специально кошку не искал, просто при раскопках холма Кармир-Блур в Армении археологи обнаружили там развалины древней урартской крепости VII века до н. э. Тейшебаини. Некогда это была великолепно оснащенная крепость, с громадными кладовыми для хранения товаров, вина и хлеба, но увы. Тейшебаини погибла в начале VI века до н. э. во время штурма ее ассирийцами.

Так вот, при раскопках развалин Тейшебаини в одном из винных сосудов был обнаружен скелет кошки. Трудно сказать, что ее туда занесло - то ли погналась за мышкой, угодила сгоряча в пустой кувшин и не сумела выбраться назад, то ли пыталась спрятаться от огня да так и осталась на века в коварной западне. Как бы там ни было, маленькая трагедия позволила сохранить для истории любопытный факт существования домашней кошки в древнем Урарту. Археологи полагают, что эта почтенная по возрасту кошачья персона вполне могла нежиться под жарким солнцем Закавказья в любом году того же VII века до н. э., на который приходится расцвет и благоденствие Тейшебаини.

Останки кошки «номер два» также найдены на юге нашей страны - в развалинах античного города Ольвии, заложенного греческими колонистами в Северном Причерноморье в том же VII веке до н. э. Археологи утверждают - а они весьма тщательны в своих оценках прошедшего времени, - что найденные в древней Ольвии кошачьи косточки относятся к VI веку до н. э. Следовательно, уже около 2600 - 2700 лет назад домашние кошки бродили в жилищах обитателей наших краев, а появились впервые в них наверняка еще раньше.

Появление самых первых экземпляров домашней кошки именно в Урарту и Ольвии вполне закономерно. Урартцы известны как весьма предприимчивые люди. Они оживленно торговали с соседними странами, с греческими колониями в Северном Причерноморье и даже с Египетом. В кладовых Тейшебаини найдены египетские фаянсовые амулеты и другие ювелирные изделия, и полагают, что в Закавказье египетские предметы в древности попадали именно через Урарту. Его правители, кстати, дружили со скифами и выступали вместе с ними против ассирийцев, которые весьма завистливо смотрели на торговые занятия процветающего Урарту и чинили ему зло. Существовали накатанные дороги для проникновения домашней кошки в Закавказье из ее египетской родины, и, скорее, было бы удивительно не найти следов ее раннего появления там.

Возраст единственного кошачьего экземпляра, найденного в ранних слоях античной Ольвии, практически совпадает с возрастом этого города - и тому и другому более двух с половиной тысяч лет. Вероятно, кошка была доставлена в Северное Причерноморье первыми поселенцами в числе необходимейших предметов. Основавшие Ольвию выходцы из Древней Греции перенесли на эти пустынные берега свойственный им образ жизни и привычные мелочи быта. Знаменательно, что в их число попала и домашняя кошка.

Позднее, в римское время на рубеже старой и нашей эры, домашние кошки появляются в других античных городах Северного Причерноморья - Танаисе, Нимфее, Пантикапее, Фанагории, Тиритаке. Как видим, они предпочитают обитать в больших и богатых городах. В селищах никаких следов кошачьего обитания не обнаружено.

А что же скифы, властители причерноморских земель, ближайшие соседи и современники греческих колонистов, - знали ли они такого зверя, как домашняя кошка? Тончайшая ниточка - одна-единственная косточка домашней кошки, найденная археологами за всю историю раскопок скифских памятников, буквально символически удостоверяет - да, скифы имели представление о домашней кошке.

Эта редчайшая, так сказать, «уликах была найдена при раскопках скифского поселения, которое археологи скромно именуют Каменским городищем. В свое время -в V - III веках до н.э. - это был громадный город площадью 12 квадратных километров, столица степных скифов. Севернее него, по Днепру, да и южнее тоже уже не было подобных величественных поселений. Располагался он на левом берегу Днепра против теперешнего Никополя. Город был удобно расположен на своеобразном выступе территории, защищаемом с севера и запада обрывами над Днепром, рекой Конкой и Белозерским лиманом, а со стороны степи - земляным валом и рвом.

В возвышенной части города находился акрополь, где располагалась крепость, какие-то скифские святыни и жила скифская знать. Даже после запустения города в III веке до н. э. в этой части его жизнь продолжалась еще в течение нескольких веков. Вот в этом-то акрополе и нашли археологи уникальное свидетельство того, что в скифском царстве водилась по крайней мере одна домашняя кошка (кстати, останков собак в акрополе найдено двадцать).

А вот при раскопках Неаполя скифского, бывшего в те годы столицей крымских скифов, среди множества исследованных археологами костей животных не найдено ни одной кошачьей. Не правда ли, парадоксален археологический баланс - на все скифское золото, многочисленные украшения, предметы утвари и многие другие ценные в историческом смысле находки приходится пока что одна-единственная кошка?

Верно, дорожили античные греки своими драгоценными домашними кошками и, оживленно торгуя со скифами всякой живностью, предметами рукоделия и ремесла, золотыми украшениями «звериного» стиля, ревниво берегли редчайших домашних зверьков для себя.

В начале нашей эры путь от берегов Черного моря в суровые северные края будущих русских городов был не очень гладким, а кошачье поголовье не отличалось изобилием, поэтому мода на кошек, да и сами они продвигались на север неторопливо. Тем не менее во II - V веках н. э. археологи отмечают появление домашней кошки в трех поселениях, существовавших на территории нынешних Одесской, Черкасской и Кировоградской областей.

В каждом из этих поселений снова найдена одна-единственная кошачья особь! Не подумайте, что археологи ленились или плохо искали. Насколько редким было в те времена это существо, говорят простые цифры - найденная в поселении Журовка ископаемая компания домашних зверей при сорока трех собаках располагала опять-таки всего одной кошкой.

Снова прошло несколько сот археологических лет, и в VI - VII веках кошка появляется в лесных краях - останки ее найдены при раскопках мерянского поселения вблизи Ярославля, а также в древнем Пскове. Приблизительно в это же время она объявляется в северо-западных краях - в Литве и Латвии. Археологи относят самые ранние находки прибалтийских домашних кошек к V - VIII векам н. э.

Затем, в VII - IX веках, кошка попадает в Старую Ладогу, в тот же период она была уже известна в Среднем Поволжье, а в X - XIII веках - в землях Древней Руси. Археологические находки ее отмечены в Новгороде, старой Рязани, Москве, Подмосковье, Киеве. А вот в древнерусском охотничьем городе Гродно, скрытом дремучими лесами с изобилием дикого зверя, домашняя кошка не была известна вплоть до XIII века.

Интересные находки сделаны при раскопках погребений X - XI веков в Ярославском Поволжье. Ученые вскрыли там около 600 курганов, из которых 200 выделялись одной особенностью - в них найдены останки жертвенных животных. И только в двух курганах из 200 (интересно", что оба раза это были женские погребения) найдены кошачьи кости.

История домашней кошки на Руси будет неполной, если не упомянуть еще о двух любопытнейших археологических находках. Одна из них сделана при раскопках старой Рязани - богатого древнего русского города, жестоко разоренного татаро-монголами в 1237 году и более не поднявшегося из пепла на прежнем месте. Здесь интересны не столько найденные в слоях XII века останки целой компании - семи кошачьих особ, сколько находка тонкой резной костяной пластинки в виде стилизованной кошки. Полагают, что некогда она могла украшать весьма ценную вещь - переплет рукописной книги. Пластинка обнаружена в жилище, которое ученые склонны считать домом-мастерской древнего мастера-костореза.

Любопытно, что манерой исполнения этот первый на Руси кошачий портрет напоминает русскую деревянную резьбу более позднего времени. Будто и затейливые львы на наличниках русских крестьянских изб XVI века резаны той же привычной рукой, что и древняя кошка на костяной пластинке из старой Рязани. Когда-то считалось, что такую манеру резьбы занесло на Русь с Запада вместе с книжными картинками, но вот находка столь древнего кошачьего портрета заставляет пересмотреть это мнение.

Другая необыкновенная находка относится к тем же суровым и драматичным временам нашей истории - разорению древнего Киева татаро-монголами в декабре 1240 года. Город погиб в огне, и лишь следы пожарищ встречаются при раскопках слоев того времени.

Целый комплекс обгоревших остатков жилищ разведан археологами в Киеве, все они сильно повреждены, но одно из них, самое интересное, к счастью, сохранилось лучше других. Найденные в жилище замечательные своей редкостью и назначением предметы - заготовки и осколки всевозможных поделочных камней - дали основание назвать его «мастерской художника».

Когда возник пожар, хозяев мастерской не было дома - запертый ими много веков назад уцелевший замок и по сей день крепко удерживает несуществующую дверь. Однако отлучились они не насовсем и даже не надолго, ибо внутри оставались многие ценные даже по нынешним временам вещи, но, главное, взаперти было оставлено живое существо - кошка. Тщетно пыталась выбраться она из огня, да так и погибла в горящем помещении - полуобгоревший скелет ее найден на полу мастерской.

Самое примечательное, что хозяйка кошки - мы даже знаем, что это была девочка, - не забыла о своей любимице и попыталась спасти ее. Неведомо как пробралась она сквозь пожар к своему дому - он был уже совсем рядом, но преодолеть последние метры ей не удалось. Девочка погибла у своего дома под обвалившимся горящим зданием. Подле жилища художника найден детский скелет, на руке у девочки сохранились три стеклянных браслета, а в кулачке, пожалуй, был ключ, рассыпавшийся в прах.

Столь же печальная участь постигла и другую кошку, обгоревший скелет которой найден позднее еще в одном хорошо сохранившемся жилище того же комплекса. Но то было совсем отличное от «мастерской художника» помещение. Остатки большого деревянного ларя и россыпь горелых зерен разных злаков на полу не оставляют сомнения в том, что там хранились запасы хлеба. И кошка, стало быть, погибла «на службе».

Кот Московского царя. Гравюра Голлара, 1661 год

Три гривны за кошку

Если отвлечься от романтики археологических находок и перейти, как говорят, к прозе жизни, то выяснится нечто неожиданное. Сугубо официальные документы Московской Руси говорят о том, что кошка представляла в былые времена весьма ценное имущество. И стоила она громадных денег.

В старину на Руси рублей и копеек еще не знали, а оценивали стоимость вещей и тяжесть проступков, противных закону, в гривнах, ногатах и кунах. Самой крупной, так сказать, купюрой служила гривна, которая представляла чаще всего слиток серебра весом около 205 граммов. Естественно, что пользоваться гривной при повседневных расчетах было примерно так же удобно, как стрелять из пушки по воробьям. Поэтому гривна могла делиться на более мелкие доли - либо на 20 частей (тогда они назывались ногатами), либо на 50 частей (в этом случае их звали кунами). Наименование более мелких долей гривны - куна - произошло от названия распространенных меховых шкурок - куньих, которые служили когда-то, еще до появления металлической монеты, деньгами на Руси.

Ногата, не говоря уже о гривне, представляла собой немалые деньги. В древнем Киеве при князе Ярославе сооружалась церковь, но работа шла не так проворно, как того хотелось бы князю. Тогда он приказал возвестить на торгу, что за работу будут платить по ногате в день, «и бысть, - как сообщает летописец, - множество делающих». Выходит, что ногата была суммой, весьма даже солидной для дневного заработка, которую мог себе позволить выплачивать лишь великий князь, да и то в исключительных случаях - строились ведь первые храмы только что крещеной Руси. Поросенок или баран стоил в те времена ногату, раб - 5 гривен, а за куну можно было даже скромно пообедать.

Не сохранилось прямых свидетельств того времени о цене, которую давали за кошку. Да это и не столь важно, ибо до нас дошел иной замечательный документ, в котором точно определена относительная ценность по тогдашним меркам и кошки, и собаки, да и всех других домашних животных Древней Руси. Это своеобразный свод законов, который историки называют «Правосудье митрополичье».

Он является одним из древнейших исторических документов на Руси, в котором упомянута кошка как домашний зверь. Она появляется в статье, определяющей наказание -денежный штраф - за хищение домашних животных.

Естественно, что величина штрафа зависела от ценности украденного животного и косвенно говорила о его стоимости. Вот какие штрафы взимались со злоумышленников - татей - в XIV веке за хищение живности и как соответственно ценились тогда домашние животные: «За голубя платить 9 кун, за утку 30 кун, за гуся 30 кун, за лебедя 30 кун, за журавля 30 кун, за кошку 3 гривны, за собаку 3 гривны, за кобылу - 60 кун, за вола 3 гривны, за корову 40 кун, за третьяка 30 кун, за лоныцину полгривны, за теля 5 кун, за барана ногата, за поросенка ногата, за овцу 5 кун, за жеребца гривна, за жеребенка 6 ногат». Каковы цены?!

А кошка оценивалась, таким образом, в три гривны - так же, как и незаменимый в крестьянстве вол. Кошка приравнивалась к трем резвым скакунам или к целому стаду баранов! Одна лишь собака ценилась еще столь же высоко. Чтобы заработать 3 гривны, даже при сказочном жалованье, положенном князем Ярославом строителям древней киевской церкви, надо было трудиться не разгибая спины два полных месяца.

Видимо, имелся свой крепкий резон у наших предков, отдавших первые по важности три места таким несопоставимым на сегодняшний взгляд животным. Одинаково незаменимы были они в крестьянском хозяйстве тех времен, выполняя каждый свою ответственную роль - вол был незаменим на хозяйственных работах, кошка охраняла хлеб, собака стерегла стадо и дарила счастливую охоту.

Статьи о наказаниях за хищения домашней живности есть и в других судебниках. Если сравнить такие статьи из более ранней по времени написания

«Русской правды» и созданного позднее «Правосудья митрополичья», то выяснится, что они совпадают. И тут и там указан тот же перечень животных, те же штрафы, за одним лишь исключением - в «Русской правде» отсутствует упоминание о кошке. Все другие животные есть, а кошки нет! Удивительный этот факт можно истолковать таким образом, что в XI веке кошка еще не являлась распространенным домашним существом, хищения ее были крайне редки и составляли скорее исключение, нежели правило.

Но уже к XIV веку она стала заметным деловым домашним животным. Первыми оценили кошку в этом качестве святые отцы и, дабы пресечь участившиеся хищения ценного зверя, поставили его под защиту подходящей статьи церковного свода законов. Но и тогда еще кошачье поголовье на Руси было невелико, о чем красноречиво свидетельствуют громадные размеры охранных штрафов.

Любопытно, что одной этой охранной статьи составителям «Правосудья митрополичья» показалось недостаточно. Ведь кошку могут не только украсть, но и запросто убить. Поводов для этого у простого люда тогда имелось немало. На редкостное создание смотрели косо. Кошка - животное подвижное и любознательное, с вредоносными и бесовскими повадками, шныряет по чужим погребам, чуланам да птичникам, а владеют ею лишь богатые дома. Все зло идет от них, так не грех и отплатить им.

И вот в судебник включается единственная в своем роде во всем русском законодательстве статья: «А кто собаку убьет, ли кошку - вины гривна, а собаку даст вместо собаки, а кошку - вместо кошки». Удивительно читать эти выполненные славянской вязью слова древнего закона, столь ревностно защищавшего обыденных в наши дни животных. Ничего подобного более на Руси не встречалось никогда. Невольно вспоминаются суровые законы Древнего Египта, каравшие смертью за убийство кошки, и средневековые указы принца Уэльского, бравшие под защиту это существо. Есть своя глубокая закономерность в таком уважительном отношении к домашней кошке в разных (но непременно земледельческих) краях на определенном этапе их истории.

Естественно, что такой дорогой предмет был не по средствам даже зажиточным людям, не говоря уже о бедняках. Поэтому первоначально кошка, как редкая диковина и своего рода полезный предмет роскоши, попадала лишь в богатые дома. Однако, принятая вначале с горячим интересом, она, похоже, быстро утрачивает расположение своих имущих боярских и княжеских покровителей и начинает постепенно «просачиваться» в круги победнее.

Такой внешне не показной зверь не мог, конечно, сравниться по своей декоративной привлекательности и производимому впечатлению с другими существами, составлявшими гордость какого-нибудь боярского дома. Бояре да князья любили удивлять и потешать гостей домашними медведями, сворой гончих псов, скакунами, охотничьими соколами или редчайшими тогда заморскими попугаями либо павлинами.

Их всех можно было показать в деле, чего никак нельзя сказать о кошке. Она блистает иными талантами и может быть достойно оценена лишь в сравнении с себе подобными. Да и трудно было ужиться этому независимому зверю взаперти, в тщательно оберегаемых боярских теремах, светлицах да хоромах.

В наше время обыкновенная кошка ничего не стоит. Тому, кто возьмет лишнего котенка, еще и спасибо скажут. И мы, избалованные этой всеобщей распространенностью привычного зверя, совсем забыли его истинную ценность. Бывают, однако, в истории редчайшие моменты, когда она возрождается на миг во всей своей первозданной весомости.

Блокадный Ленинград... Тяжкие испытания выпали на долю людей, но не менее страшными были они для зверья, всегда сопутствующего человеку в его городской жизни. В дневниковых записях писателя Л. Пантелеева о блокадной зиме 1941/42 года есть скупые строки об «осажденном городе... где вымерли все кошки и собаки. Где вымерли даже мыши и птицы». Люди выстояли. Выстояли, победили и фактически начинали жизнь снова. Среди больших и малых примет возрождения городской жизни, увиденных Л. Пантелеевым в январе 1944 года, была и такая: «Котенок в Ленинграде стоит 500 рублей. Вероятно, приблизительно столько же он стоил бы до войны на Северном полюсе». Если вспомнить, что зарплата, скажем, городского сторожа составляла тогда рублей 120, а килограмм хлеба продавался с рук за 50 рублей, то, может, и перетянут на весах истории эти ленинградские послеблокадные 500 рублей те невероятно щедрые 3 гривны, в которые оценивало кошку «Правосудье митрополичье».