Мокасины виды. Во что одевались женщины. Лучшие бренды мокасин

С незапамятных времен на территории современной Америки проживали представители удивительно сильного, выносливого и загадочного народа. Эти люди верили в то, что все живое на земле наделено душой. Говорят, они умели разговаривать с животными и растениями. А души их предков всегда оставались с ними в дуновении ветра, в мерцании солнечного света и тихом шелесте деревьев. Охотились эти люди не ради наживы, а для пропитания, почтительно оберегая свою землю и дары, которые она им давала. А для общения чаще использовали язык жестов и всевозможных сигналов, чем голос. Сейчас народ этот называют общим термином «индейцы», но в былые времена существовало несколько сотен отдельных племен. Только в Северной Америке их насчитывалось около 400. Они отличались друг от друга традициями, культурой, способом жизни. Некоторые из них были охотниками, иные - отважными воинами, третьи - разводили скот и занимались земледелием. Одежда индейцев Америки также была различна.

Некоторые индейские племена

Индейцы - это общее название А все потому, что когда Христофор Колумб открыл эти места, он ошибочно считал их землями Индии. В Северной части проживали оттава и оджибве. Ближе к Востоку - ирокезы и могикане. Юго-восток был заселен чероки и семинолами, Центральная Америка - народами майя и ацтеков. В Южной Америке охотились инки, а в пустынях Юго-Запада - апачи и навахо.

Одежда индейского воина

Одежда индейцев (фото представлены в статье) была разной в зависимости от ситуации и погодных условий. В обычные дни, собираясь на охоту, они одевались просто и удобно. Но для проведения ритуалов, в торжественные моменты или в период ухаживания за девушками индейцы наряжались богато и красочно. состояла из или леггинсов и мокасин. Обычно мужчины предпочитали ходить с обнаженным торсом. Эти люди не придавали особого значения гардеробу, как принято у европейцев. Отправляясь на охоту, мужчины натягивали на щиколотки ноговицы, напоминающие современные гетры. Вожди индейцев прерий ходили в белых рубахах, украшенных скальпами врагов. В холодную погоду на плечи накидывался плащ из бизоньей шкуры, мехом к телу. Постепенно индейцы стали предпочитать накидки из овечьей шерсти. Одежда северных индейцев была дополнена рукавицами и рубахой из кожи оленей и антилоп. Также у них были плащи, похожие на одеяла, изготовленные из хлопка. На охоту некоторые племена надевали широкие кожаные пояса или безрукавки для защиты от травм. Только в XIX веке, подражая богатым европейцам, индейцы стали использовать бархат, ситец, шелк, атласные ленты для пошива нарядов. Кечуа любили надевать пончо - плащ из двух кусков прямоугольного полотна с отверстием для головы посередине, сшитый из овечьей шерсти. В теплое время года плащ складывали вдвое и носили в виде шарфа.

Во что одевались женщины

Одежда индейцев женского пола была менее заметной и более простой. Жительницы южных районов носили только юбки, другие - пояс стыдливости, стянутый на талии шнуровкой. В центре Америки женщины прикрывали интимные места кусочками меха, позднее заменив их хлопковой тканью. В холодную погоду женщины носили шаль из шерсти овцы. На спине ее можно было подвернуть и положить в образовавшееся пространство какую-либо ношу или даже ребенка. Женщины прерий носили длинные прямые рубахи, сделанные из замши. Зато все они были искусными ткачихами. На импровизированных станках они изготовляли рубахи, платья, плащи-пончо и покрывала. Женщины вышивали бисером и нитями, пришивали бахрому и тесьму, делали Тело и лицо девушек часто расписывались татуировками. У знатных представительниц племени лицо и руки были покрыты вычурными узорами, женщины из простого сословия наносили лишь несколько линий на кожу. В некоторых племенах рисунки на лице свидетельствовали о низком положении в обществе, а на руках, наоборот, о высоком статусе.

Одежда индейцев-детей

Дети до 5-6 лет ходили и вовсе голышом. Считалось, что взрослые наряды они достойны носить только тогда, когда усвоят правила поведения и обучатся необходимым навыкам. Именно в детском возрасте начинали обрисовывать тело первыми узорами. Старые и уважаемые женщины делали это с помощью рыбьих костей или колючек кактуса.

Головные уборы

Индейцы не стриглись. Поэтому даже у мужчин были шикарные волосы, перехваченные сзади широкой лентой, повязкой или ремнем. В некоторых племенах, чтобы навести страх на противника, головы брили, оставляя гребешок или тонкую косичку. Или они смазывали волосы жиром, придавали им немыслимые формы. Национальная одежда индейцев, скорее, была украшением, возможностью покрасоваться, чем необходимостью. На голове носили перья, разнообразно покрашенные и подрезанные, на теле - выдры, лисицы или другого животного. Количество перьев и вид меха определялись воинским рангом или особыми заслугами перед племенем. Например, шкуру пантеры можно было надевать только самому выдающемуся воину. В будни индейцы носили шляпы из древесной коры или соломы, которые защищали их от жаркого солнца. Равнинные племена сооружали корону из перьев. Южное население использовало сеточки для волос, а на лоб цепляло красную нить с нанизанными на нее ракушками, бисером.

Обувь

На ногах индейцы носили мягкие мокасины. Это был кусок кожи, стянутый сверху шнуром, который протягивали в дырки по краям. Такая обувь позволяла им бесшумно приблизиться к добыче или врагу. Но в то же время она защищала от многочисленных ядовитых змей и насекомых. Отправляясь на охоту, мужчина брал с собой сразу несколько пар мокасин про запас. Существовала обувь с мягкой или более жесткой подошвой, высокая и низкая. Индейцы прерий богато украшали мокасины иглами дикобраза.

Украшения

Стиль индейцев в одежде отличался своеобразными этническими украшениями. На изделия из кожи наносились рисунки, вышивка, прикреплялась бахрома, бисер, ракушки. Особым атрибутом были перья. И мужчины, и женщины любили браслеты не только для рук, но и для ног, серьги. Ожерелья делали из перьев, семян плодов, оленьих копыт, скорлупы, когтей гризли, раковин и зубов животных. Позднее стали изготавливать украшения из меди, серебра и латуни. Чем массивнее они были, тем более высокое положение в обществе человек занимал. Индейцы очень любили наносить на тело татуировки, особенно это касается народов Юга. Но мужчины в основном применяли боевую раскраску, которая смывалась, чтобы выглядеть устрашающе на охоте и войне.

Одежда индейцев совсем не говорила о принадлежности их к определенному племени. Зачастую многие из них после победы в битве забирали трофеи себе и с гордостью их носили. Женщины украшали добытые в бою мужчинами рубахи бисерной вышивкой, охрой. И уже невозможно было разгадать, представителю какого племени принадлежит наряд. К тому же воины могли надевать головные уборы убитых соперников, чтобы сбить с толку противника.

Аксессуары

Одежда индейцев имела не столь большое значение, как другие дополняющие наряд вещи. У мужчин обязательно был томагавк - небольшой топорик, который являлся символом чести и доблести воина. Его рукоятку мастерили из оленьего рога или дерева, а лезвие было кремниевым или металлическим. Томагавк предназначался для ближнего боя, его украшали бахромой из замши и берегли.

До сих пор считается священным предметом для немногочисленных потомков индейцев. Изначально она была символом плодородия. Ее раскуривали по кругу, по очереди, чтобы призвать дождь. Дым символизировал облака. Позже трубку курили с европейцами для скрепления мирных соглашений. Украшением трубки мира были орлиные перья.

Индейцы до сих пор проживают на территории Америки. Сейчас четкие границы разделения народа по племенам практически стерлись. Но, несмотря на то что чистокровных индейцев осталось совсем мало, им все-таки удалось сберечь свою культуру и индивидуальность, и они продолжают глубоко чтить память своих предков.

Мокасины

Цельнокроеные мокасины с вышивкой иглами дикобраза. Восточный Вудленд. XVIII или нач. XIX в.

Зимой могли носить мокасины из шкуры с шерстью - мехом внутрь. Для тепла в мокасины набивают шерсть, сухую траву или используют по нескольку вкладок из тонкого фетра . Иногда они имеют широкие отвороты, которые в холодное время могут поднимать и перевязывать длинными шнурками. Иногда эти отвороты делаются сплошными и придают мокасинам вид коротких сапожек. У племён южной части Великих равнин женские мокасины могут сшиваться с леггинами или ноговицами в виде сапог до колен или выше, которые часто зашнуровываются или застёгиваются сбоку. На Юго-Западе к женским мокасинам прикрепляются леггины в виде обмоток из толстой белой кожи. В старинной одежде атапасков Канады обувь вообще составляет одно целое со штанами. У ирокезов , кроме обычных мокасин был и своеобразный старинный вид. Для него использовали цельную шкуру задней ноги лося, которая имеет подходящую для этого форму. Также у ирокезов известны плетёные мокасины из листьев кукурузы и древесных волокон.

Отличительной особенностью мокасин является то, что они не шнуруются через ряды отверстий. Их шнурки служат стягивающими обмотками или просто завязками. Мокасины часто вышивают бисером , иглами дикобраза и другими материалами. Отвороты иногда делают из ткани или украшают их тканевой аппликацией. Оформление несёт определённый символический смысл. На Юго-Западе обычно обходятся без украшений или ограничиваются круглыми бляхами из серебра или мельхиора.

Использовались и европейскими поселенцами, особенно охотниками и т. п.

Современные туфли-мокасины - это лёгкая обувь в стиле унисекс , своим покроем напоминающая некоторые виды традиционных мокасин.

См. также

Литература

  • Кох Рональд П. Мокасины индейцев равнин // Первые Американцы. Индейцы Америки: прошлое и настоящее / Пер. с англ. - 2000. - № 6. - С. 76, 78-81.
  • Лобин Р. , Лобин Г. Мокасины сиу // Первые Американцы. Индейцы Америки: прошлое и настоящее / Пер. с англ. - 2000. - № 6. - С. 82-86.
  • Мокасины // Первые Американцы. Индейцы Америки: прошлое и настоящее. - 2000. - № 6. - С. 77.
  • Морган Л. Г. Лига ходеносауни, или ирокезов / Пер. с англ. - М.: Глав. ред. восточной лит-ры изд-ва «Наука», 1983. - С. 188, 189.
  • Стюарт Тайрон. Мокасины шайенов // Первые Американцы. Индейцы Америки: прошлое и настоящее / Пер. с англ. - 2000. - № 6. - С. 87-103.
  • Сэйджер Дэйв. Мокасины с жёсткой подошвой у черноногих // Первые Американцы. Индейцы Америки: прошлое и настоящее / Пер. с англ. - 2000. - № 7. - С. 95-102.
  • Хэйс Джо С. , Рэмси Тим. Дастеры - мужские мокасины индейцев южных равнин // Первые Американцы. Индейцы Америки: прошлое и настоящее / Пер. с англ. - 2000. - 2000. - № 7. - С. 74-85.
  • Ясененко О. Н. Мокасины черноногих // Первые Американцы. Индейцы Америки: прошлое и настоящее. - 2000. - № 7. - С. 91-94.
  • Ясененко О. Н. , Уланов Т. А. , Горшкова О. А. Особенности мокасин команчей, кайова и шайенов // Первые Американцы. Индейцы Америки: прошлое и настоящее. - 2000. - № 7. - С. 86-90.
  • Hungry Wolf Adolf. Traditional dress: knowledge and methods of Old-Time clothings. - Summertown, TN USA: Book Publishing Company; Skookumchuck, BC Canada: Good Medicine Books, 1990. - (A Good Medicine book, № 3). - P. 12-19. - ISBN 0 913990 72 8
  • Laubin R. , Laubin G. The Indian Tipi: Its History, Construction, and Use. - Second Edition. - Norman, London: University of Oklahoma Press, 1989. - P. 91-103. - ISBN 0 8061 2236 6
  • Wissler Clark. North American Indians of the Plains. - N. Y., 1927. - P. 44, 45.

Ссылки

  • Мокасины (как изготовить и украсить мокасины прерийных индейцев)
  • Мокасины на сайте, посвящённом ремёслам индейцев (англ.)
  • Мокасины криков / семинолов (англ.)
  • Канадский Музей цивилизации - мокасины (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Можно ли найти обувь удобнее, чем мокасины?

Бизнесмены, хипстеры, городские пижоны и даже те, кому нет дела до трендов, уважают эту обувь .

Вроде бы, и не туфли, и не ботинки – мокасины самодостаточны, они занимают отдельное место в обувной эволюции, причем уже сотни лет.

Изначально moccasins носили североамериканские индейцы. Обувь не имела твердой подошвы, украшалась орнаментом.

Сегодня же мокасины вышли далеко за пределы этнического стиля, являя неотъемлемой частью повседневного Casual.

Их легко можно отличить от любой другой обуви по внешнему виду. Верхняя часть кожи пришита отдельно и прострочена швом наружу – это своеобразная особая примета и конструктивная особенность обуви.

Мокасины изготавливаются из замши, а также из натуральной кожи разной выделки, фактуры и цвета. Ценовой диапазон этой обуви довольно демократичен.

Можно купить брендовые мокасины (к примеру, Ральф Рингер), в пределах 5 000 рублей.

За что ценятся

Мокасины обладают сразу комплексом преимуществ перед другими видами обуви:

  • Исключительный комфорт и мягкость . Ничто не натирает, кожа приспосабливается под форму ноги (почему рекомендуется покупать изначально плотно облегающие ногу мокасы);
  • Легкость – в смысле веса и ощущений при ходьбе. Мокасины настолько органично сидят на ноге, что порой про них забываешь и не чувствуешь обуви;
  • Гибкость . Подошвы у некоторых моделей можно согнуть в 2 раза;
  • Универсальность . Подходят практически к любой повседневной одежде, а также под разный сезон. Например, бывают зимние мокасины на меху, которые согреют и поздней осенью, и теплой зимой;
  • Бесшумность . В них легко проскочит мимо врага шпион или ниндзя.

Недостатки

  • Довольно быстро теряют первоначальную форму и вид . Поскольку кожа для их изготовления мягкая и пластичная, она хорошо поддается растяжению. И в месте, где упирается большой или выпирает другой палец, может не только натянуться, но и в конце концов порваться по шву;
  • Не сочетается с офисным стилем , поэтому поклонникам мокасин, работающим в деловой сфере, приходится наслаждаться этой обувью только в выходные;
  • Легко промахнуться с размером , по привычке выбрав свободную обувь. В процессе носки мокасины растягиваются на полразмера, а то и на один. Если они изначально свободные, то через месяц будут болтаться, слетая при ходьбе.

С чем носить

Итак, мокасины – это повседневная обувь.

А значит, и сочетаться она будет с одеждой на каждый день:

  • Базовые предметы гардероба: футболки-поло, неформальные рубашки;
  • Джинсы или джинсовые шорты;
  • Льняная одежда;
  • Бриджи, шорты, укороченные брюки-кэжуал.

К чему не подходят

Есть вещи несочетаемые, надев которые одновременно, можно напрочь уничтожить свой имидж.

Мокасины совершенно не подходят к:

  • Строгому деловому костюму. Если стиль костюма более-менее свободный, то к нему могут подойти мокасины в нейтральном цвете, из твердой глянцевой кожи (лоферы), напоминающие по виду классические туфли;
  • Спортивной одежде;
  • Парадному смокингу.

И, что очень-очень важно помнить, — мокасины не носят с носками. Только на голую ногу!

Единственный возможный компромисс – носков не должно быть видно, то есть либо верх у мокасинов должен покрывать значительную часть ноги, либо носки должны быть короткими, как подследники.

Цветовые сочетания

Мокасины не только практичны, но и смотрятся стильно, подчеркивают вкус хозяина, создают выгодные контрасты с одеждой.

Перед покупкой мокасин нужно перебрать свой гардероб и определить основные цвета, на которых он строится:

  • При преобладании серого и черного в одежде покупайте черные, темно-красные или бежевые мокасины;
  • Коричнево-песочные тона вещей будут сочетаться с такими же оттенками обуви.
  • К модному хаки отлично подойдут медовый или песочный.
  • Белая, серая, голубая и желтая одежда сочетается с синими или черными мокасинами.

Резюме

Мокасины – не роскошь, а неотъемлемая часть повседневного гардероба. Это самая подходящая обувь для чувствительных ног, которые всегда натираются обновками.

А также очень выручают они тех, чья работа заставляет долго находиться на ногах.

Разумеется, мы говорим об обуви из натуральной кожи, все остальные варианты – это уже не мокасины, а суррогат.

Фотогалерея

Richard A. Pohrt

(American Indian Art Magazine, Summer, 1977)

Изучение мокасин представляет проблему и для коллекционеров, и для изучающих искусство американских индейцев. По-видимому, бесчисленное множество стилей мокасин и есть причина путаницы при попытках определить племенную принадлежность. Однако, обращая внимание на пошив (покрой), материалы и орнамент, в этом можно разобраться. Время и усилия не оставят Вас без награды.

Мокасины индейцев равнин с декорированными подошвами вызывают интерес у коллекционеров многие годы. Как правило, подошвы расшивались бисером, но иногда для этого использовались иглы дикобраза. Достаточное количество мокасин такого типа сохранились до сих пор, их можно увидеть во многих музеях и многих частных коллекциях. Образцы представлены в современных экспозициях, устраиваемых музеями, и в выставочных каталогах. Они также размещены во многих аукционных каталогах и удерживают довольно высокую цену на момент продажи. Интерес к этим мокасинам породил некоторые недоразумения, что вызывает беспокойство у людей, серьёзно изучающих искусство индейцев.
В попытке обеспечить простое объяснение этого вида декорирования мокасин торговцы, писатели и коллекционеры выдумали неправильные термины, которые, как мы видим, также используют многие музеи, уверенные в надёжности этих вводящих в заблуждение терминов. Некоторые из них определяют мокасины с декорированными подошвами как «церемониальные», «свадебные» и «погребальные». Употребление этих терминов создаёт впечатление, что такие мокасины делались специально для этих целей. Это не так. Я не говорю, что они никогда не носились во время религиозных событий или во время христианской церемонии бракосочетания, или не надевались на ноги усопшего перед погребением. Тем не менее, эти мокасины не изготавливались для этих специфических целей и не могут так называться.
Наиболее преувеличенное название - «церемониальные». Оно употребляется как удобное толкование для всех видов индейских предметов (вещей), которые кажутся необычными. Пора нам более осторожно использовать это слово. Название «свадебные мокасины» должно быть немедленно исключено как ошибочное. Достаточно увидеть в центре ФОТО №2 детские мокасины.
Термин «погребальные мокасины» имеет драматический характер, вызывая в воображении «вождя», облачённого в пышный наряд для путешествия в Земли Счастливой Охоты. Виной тому - Голливуд, хотя это берёт начало в более раннее время. Этот термин мог произойти от слишком рьяного торговца, объясняющего своим покупателям, что невозможно носить мокасины с декорированными бисером или иглами подошвами. Некоторые исследования дают повод опровергнуть мнение, что такие мокасины предназначались для умерших. В отдалённых группах (общинах) в территориально разбросанных поселениях было обязанностью семьи и друзей подготовить тело умершего человека к погребению. И это надо было делать безотлагательно. Для изготовления и декорирования подобной обуви просто нет времени. Делать мокасины в ожидании смерти человека не свойственно индейцам и неправдоподобно. Часто встречаются куклы, на которых мокасины полностью расшиты бисером. То, что индейцы могли декорировать игрушки своих детей в манере, ассоциируемой со смертью, представляется маловероятным. Следы ношения видны на многих мокасинах подобного рода. Внутри мокасин часто видны пятна от сырости или потения ног. Потёртости на внешних сторонах подошв более чем очевидны. И это вполне обычное дело, видеть сточенный бисер из-за ношения мокасин по неровной поверхности. Две пары мокасин, представленные на ФОТО № 3 и №4, демонстрируют сильные повреждения, на больших пространствах бисер совершенно стёрся. К статье прилагается несколько фотографий, на которых отчётливо видны живые индейцы, носящие мокасины с декорированными подошвами.
Можно только предполагать, когда идея декорирования подошв мокасин воплотилась в жизнь. Я исследовал мокасины с декорированными подошвами во многих музеях и частных коллекциях и обнаружил, что подавляющее большинство из них были сделаны западными или teton sioux. Я полагаю, что идея рождена ими в ранний резервационный период, время больших изменений и стресса для sioux. Разрушение старого общественного строя привело к новым жизненным реалиям. Распространилась популярность Grass Dance, Pow Wow стал более социально значимым. Это было важно для чувства собственного достоинства отдельного человека и коллективной репутации, чтобы народ поверил в своё будущее.
Ограничения резервационной жизни обеспечивали женщинам sioux достаточно времени для изготовления сложных, расшитых бисером и иглами, предметов. Это было время экспериментов и нововведений в их ремёслах и искусстве. Широко распространённое принятие фабричных тканей, получаемых от правительства, от торговцев или из обычных резервационных лавок, вводило в употребление новые модели и способы шитья. Существует обширный ряд предметов, изготовленных sioux, которых нет в коллекциях вещей, сделанных до 1880-го года, но они видны на фотографиях, сделанных до этого времени. Это брюки, жилеты, пиджаки (пальто), перчатки, капоры для женщин и короткие штанишки для мальчиков.
Отличительная черта искусства sioux того времени - это полностью расшитые бисером вещи. Традиционные предметы, такие как женские платья, детские люльки, сумки для трубок и мокасины декорировались подобным образом. Идея полного покрытия бисером предметов распространилась и на коммерческие вещи, такие как небольшие чемоданы, оловянные (жестяные) чашки (кружки) и даже стеклянные бутылки. Сплошное декорирование мокасин, включая подошвы, является просто ещё одним примером популярного в то время стиля вышивки бисером среди sioux.
Те немногие образцы подобных вещей других племён, которые я видел, все исходят из резервации Fort Belknap, Montana. Они были сделаны женщинами gross ventre или assiniboin. Первоначально Fort Belknap был резервацией gross ventre. Позднее часть assiniboin была также зарегистрирована здесь. Тесная связь этих двух племён привела к развитию стиля резервационного искусства, который полностью установился около 1890-го года. В обширной коллекции фотографий, сделанных в Fort Belknap Sumner(ом) W. Matteson в 1905(06 ?), я не смог найти различий в их искусстве. Я предпочитаю идентифицировать образцы, представленные здесь, как стиль Fort Belknap, если нет информации, указывающей на племенное происхождение. Развитие резервационного стиля встречается в нескольких резервациях, заселённых более, чем одной племенной группой. Ограниченные познания и неразбериха относительно искусства и ремёсел, представленных в Fort Belknap, привели к тому, что многие образцы были неверно идентифицированы как blackfeet. В то время, как sioux мокасины с декорированными подошвами общеизвестны, подобные образцы из Fort Belknap встречаются не часто. Одна пара мокасин, приписываемая assiniboin, представлена в экспозиции North Dakota Historical Museum в городе Bismark. Другую пару можно увидеть в Indian & Fur Trade Museum в Medora, North Dakota. Ещё одна пара представлена здесь (см. ФОТО №4).

Имеются несколько публикаций, иллюстрированных полностью расшитыми мокасинами, которые приписываются другим племенам, что не совпадает с более ранними упоминаниями. После тщательного изучения этих фотографий, я пришёл к уверенности, что идентификация неверна и что это мокасины sioux. Эти неточности, вероятно, следуют из коллекционной истории: образцы часто неверно идентифицировались по месту их приобретения (в резервации)…
Мокасины с декорированными подошвами делались короткий период времени, с ранних 1880-х и примерно до 1910 года, когда они вышли из моды. Это именно тот период, когда художники и мастера sioux были так продуктивны. Этот стиль декорирования мокасин, несомненно, развился у западных sioux, большая часть работ сделана в резервациях Pine Ridge и Rosebud. По какой-то необъяснимой причине, этот стиль распространился от sioux в Fort Belknap, где он был популярен короткое время, а затем вышел из моды, как и у sioux. Интересно, что две фотографии мужчин, обутых в мокасины с расшитыми бисером подошвами (ФОТО № 5 и 6), были сделаны в один и тот же день, 4-го июля 1905-го года. Одна пара была сделана в агенстве Fort Belknap, а другая в Kyle, резервация Pine Ridge.
Из девяти пар мокасин, представленных в этой статье, семь относятся к западным, или teton sioux. Одна пара принадлежит восточным, или santee sioux. И ещё одна из резервации Fort Belknap, Montana. Не существует коллекционных историй для всех этих мокасин, кроме пары на ФОТО № 2, крайняя правая, которая была приобретена художником Joseph(ом) Scheurele в разервации Pine Ridge около 1905-го года.
Пять пар мокасин западных sioux очень типичны для них. Все они сделаны из воловьих шкур (домашний скот) и выкроены по стандартной для равнин двух-кусковой выкройке, обычной для мокасин с твёрдой подошвой. Язычки во всех случаях пришиты. Каждая пара мокасин с расшитыми бисером или иглами подошвами, которые я исследовал, имеет мягкие, из выделанной кожи, подошвы. Однако, из-за более ранних неточных описаний этого типа мокасин у читателя может возникнуть неверное мнение, что подошвы делались из сыромятной кожи. Четыре пары мокасин имеют декорированные язычки, стандартные для мокасин этого типа. Вышиты ленивым стежком, сухожилиями. Большинство рядов (полос) бисера нормальной ширины, но кое-где встречаются ряды (полосы) бисера пошире, используемые для заполнения свободного пространства. Несколько необычны мокасины на ФОТО № 3, с короткой бахромой, пришнурованной к передку. Эта пара мокасин имеет необычной ширины ряд зелёного бисера, окружающий мокасин, который прошит посередине так называемым стежком crow. На одной паре мокасин использован гранёный (faceted) латунный бисер (ФОТО № 2, справа). Гранёный металлический бисер, латунный и железный (?), вошёл в употребление около 1890-го года и был популярен у sioux. Он встречается на множестве предметов и может помочь в определении их возраста. Интересно отметить склонность sioux на протяжении этого периода к увеличению количества горизонтальных рядов (полос) бисера по периметру мокасин. Это уменьшает пространство для вышивки на передке мокасина и увеличивает высоту бордюра. Когда треугольный орнамент используется на бордюре мокасин, это часто придаёт им несомненно шайенский вид (ФОТО № 7). Если идентификация основывается только на этой особенности, то она может быть ошибочной.
Два образца расшитых иглами мокасин с декорированными подошвами представлены в этой статье. Обе пары принадлежат западным sioux и выкроены по стандартной для равнин выкройке из двух кусков кожи. Они из воловьей кожи, использованы сухожилия. На одной паре (ФОТО № 9) верх мокасин декорирован бисером и иглами, подошвы бисером. Декорированные язычки из оленьей кожи. Интересна вариация флага США на передке в жёлтом и синем (голубом) цветах (ФОТО № 10). Древки флагов простираются из рогов орнамента, изображающего рогатый головной убор. По верху мокасин обёрнутая иглами «бахрома». Использование патриотических символов в бисерной и игольной вышивках было популярно у sioux в то время и присутствует на большом количестве предметов, ими изготовленных. (“The American Indian and the American Flag” Flint, Michigan, 1975) Иглами дикобраза декорированы подошвы одной пары мокасин, и это необычно (ФОТО № 8). Полоски, вышитые иглами жёлтого, красного и пурпурного (фиолетового) цветов, есть и на передке и на подошвах. По периметру подошв идёт бордюр бирюзово-голубого бисера. Короткая надставка добавлена к верхам мокасин, узкая лента из чёрной ткани вшита в шов.
Пара мокасин, определённых как восточные sioux, наиболее необычна (ФОТО № 1). Они изготовлены около 1890-го года из оленьей кожи. Выкроены из двух кусков. В этой выкройке язычок является частью верха, третий кусок кожи добавлен (пришит) к верху мокасин. Основная бисерная техника на верху мокасин - это applique, использованы и сухожилия, и нитки (хлопок). Орнамент - стилизованный цветочный. На подошвах геометрический орнамент, вышивка ленивым стежком сухожилиями. Племенная принадлежность этих мокасин вызывает сомнения. Считается, что они были сделаны беглецом (беженкой) santee, осевшей в одной из резерваций sioux в Южной Дакоте. Эти мокасины выкроены и декорированы в стиле, показывающем смешанное влияние.
Многие santee были вытеснены в результате восстания в Миннесоте в 1862 году. Одни бежали в Канаду, другие на запад в Дакоту и Монтану. Впечатления от их странствий нашли отражение в развитии более позднего интересного и отличительного декоративного стиля. Орнаменты были обычно стилизованные или абстрактные цветочные и в бисере, и в иглах. Часто использовался стеклянный fine-cut бисер.
В этой статье представлены не только мокасины sioux. На ФОТО № 4 мокасины gross ventre или assiniboin из резервации Fort Belknap. Изготовлены около 1890-го года из оленьей кожи, выкройка двух-кусковая с пришитыми язычками. Техника вышивки, преимущественно, applique, бордюр вышит ленивым стежком. Орнамент геометрический. Использованы и сухожилия, и нитки (хлопок).

Фотографии мокасин, которыми иллюстрирована эта статья, предоставлены Joan Heim, за исключением ФОТО № 4.

(Перевод Филина, 2010 год)

1) Мокасины. Восточные Sioux (?). Около 1890 г. Коллекция Chandler-Pohrt. Стеклянный fine-cut бисер и металлический бисер (латунный и железный) использован в стилизованном цветочном орнаменте на верхе мокасин и в геометрическом на подошвах. (См. также обложку).

2) Три пары мокасин: мокасины взрослых слева и справа, детские в центре. Западные sioux, около 1890 г. Коллекция Chandler-Pohrt. Приобретены художником Joseph(ом) Scheuerle в резервации Pine Ridge, South Dakota, около 1905 г.

3) Мокасины, западные sioux, около 1890 г. Коллекция Chandler-Pohrt. Бахрома добавлена к передку мокасин, что необычно.

4) Gross ventre - assiniboin, Fort Belknap Reservation, Montana, около 1890 г. Chandler-Pohrt Institute, Lessard Collection, Mission, South Dakota. Заметны повреждения на бисерной вышивке на подошве.

5) Празднование 4-го июля, 1905(06?) год. Резервация Fort Belknap, Montana. Gross ventre и assiniboin. На мужчине в центре мокасины с декорированными подошвами. Фотография Sumner(a) W. Matteson, негатив этой фотографии является собственностью Milwaukee Public Museum.

6) Празднование 4-го июля 1905(06?) года в Kyle, резервация Pine Ridge, South Dakota. Западные sioux. Мокасины с декорированными подошвами видны в левом нижнем углу фото. Фотография Fannie Hoyt, коллекция Chandler-Pohrt.

7) Мокасины. Западные sioux, около 1890 г. Коллекция Chandler-Pohrt. Четыре ряда (полосы) бисера на бордюре мокасин.

8) Мокасины. Западные sioux, около 1890 г. Коллекция Chandler-Pohrt. И подошвы, и верх мокасин декорированы полосами, вышитыми иглами дикобраза.

9) Мокасины. Западные sioux, около 1890 г. Коллекция Chandler-Pohrt. Передки этих мокасин декорированы иглами, а подошвы бисером. Увеличенное изображение вышивки иглами на ФОТО № 10, а вышивки бисером на ФОТО № 11.

Кажется невероятным, но полюбившиеся всему миру мокасины являются по совместительству одним из старейших видов обуви.

Самые первые мокасины в истории человечества

Этот старейший вид обуви изобрели индейцы Северной Америки, а название произошло от слова «mohkisson», присутствовавшего в диалекте индейцев-алгонкинов.

Ранее считалось, что первые мокасины были сотворены ещё 5000 лет назад, однако во время недавних раскопок, проводившихся в пещере Армении в 2008 году, была обнаружена ещё более древняя пара аналогичной обуви возрастом 5500 лет. У её обладателя была нога 37 размера (длина стопы 24,5 см), а сами изделия были выполнены из коровьей кожи.

Интересно, что обувь индейцев из кусков кожи различных животных сменила плетеные обувки, которые существовали 8-10 тысяч лет назад. И если первоначально мокасины изготавливалась из цельных кусков кожи, то в 700-900 году н.э. они стали выполняться швейным способом, благодаря чему появилась выраженная пяточная часть (задник) и исчезли излишки кожи.

Мокасины во время колониального периода

Совершенствуясь от века к веку, к 18-19 столетиям обувь индейцев стала классифицироваться на 2 категории:

  • Цельнокроеные,
  • Сыромятные.

Первые встречались чаще у индейцев северо-восточных и юго-восточных племен: они выкраивались целым полотном и, как правило, сшивались в центре или сбоку. Уже тогда мокасины начали украшать вышивкой и дополнять боковой шов язычком. Эта обувь была универсальной - мягкая, прочная, удобная и бесшумная, она идеально подходила для охоты и для любой другой деятельности. Исходным материалом для её изготовления служила кожа лося, бизона или оленя.

Почти никогда мокасины не оставляли без покраски - бледный оттенок становился ярче в результате способа копчения, времени обработки и вида дров, используемых для костра.

Уже тогда у каждого индейского племени сформировались свои секреты и уникальные особенности изготовления мокасин:

  • Ирокезы изготавливали зимнюю обувь из шкуры лося, причем использовались куски кожи с задних ног, которые напоминали по форме стопу человека,
  • Атапаски изготавливали штаны и обувь как единое целое,
  • Племена на южных равнинах обязательно прикрепляли к пяточному шву бахрому.

Кстати, бахрома на такой обуви была не просто декором - она выполняла защитные функции: считалось, что так можно замести как физические, так и ментальные следы своего обладателя.

Обувь индейцев: 18-19 века

В 19 веке индейцы изготавливали в основном сыромятные мокасины, и именно тогда в качестве верха стали использовать замшу. Роль подошвы же выполняла более толстая, грубая и жесткая сыромятная кожа.

Интересен и тот факт, что именно в этот период времени нити из сухожилий, использовавшиеся для сшивания деталей обуви, были заменены на прочные капроновые нитки. Тогда же (вот что творит индустриализация!) сыромятная кожа была заменена на телячью, изготавливающуюся на фабриках.

Сменился и способ окраски. Теперь белую кожу оставляли как есть, а при необходимости получения других оттенков стали использоваться красящие пигменты - как натуральные, так и искусственные.

Важным отличием мокасин того времени от сегодняшних является тот факт, что обувь позапрошлого века была высотой до колена, как женская, так и мужская, что позволяло надежно защитить ноги от укусов змей, ссадин и царапин.

Кстати, обратите внимание на язычок мокасин - с конца 19 века он стал изготавливаться отдельно, имел прямоугольную или трапецевидную форму. Однако изредка можно было встретить пару обуви с раздвоенным язычком - он символизировал силу и мощь, напоминая бизоний след.

К этому времени индейские туфли становятся все более эстетичными, богато декорируются бисером, аппликациями, бахромой разного вида (в том числе из шелковых нитей) и даже иглами дикобраза.

Мокасины сегодня и завтра - будут ли их носить через 100 лет?

Ну а самые известные мокасины промышленного производства - это, без сомнения, изделия обувной фабрики Minnetonka Moccasin, которые начали выпускаться с 1946 года, став культовым брендом. Их модели носят Наоми Кэмпбелл, Кейт Мосс и другие звезды.

В 1958 году появился ещё один американский бренд - Hush Puppies, который начал выпускать мокасины, да не простые, а с латексной стелькой и мягкой подушечкой под пяткой. Особенно популярной продукция этой компании стала в 90-е годы, когда в ассортименте появились цветные мокасины. Не отставала и Европа.

Если сначала мокасины завозились из Северной Америки в качестве сувениров, то позднее начали открываться обувные производства - это итальянские бренды Arfango, Vittorio Spernanzoni, «Car Shoe», французский Celine. Самыми же известными в мире стали шипованные мокасины от итальянской фабрики Tod’s - их носила неподражаемая Одри Хэпберн, а Билл Клинтон собрал самую большую коллекцию обуви этого бренда.

Модельеры и дизайнеры уверены - учитывая комфортность и эстетичность мокасин, они будут в тренде ещё 50-70 лет. Скорее всего, в будущем будет использоваться более недорогой и практичный материал, возможно, дизайн также будет видоизменяться, но что точно останется неизменным, так это их потрясающее удобство!