НОД «В гости к Жульке. Наблюдение за собакой. Наблюдение за питанием собаки

Зоя Разумная

Цель: формировать представление о внешнем виде собаки, расширять представления о породах собак.

Задачи:

Обучающие : уточнить представления детей о собаке, о характерных признаках внешнего вида, формировать представление о его повадках, закреплять обобщающее понятие «Домашнее животное».

Развивающие : развивать знания о необходимых условиях для нормального самочувствия животного, развивать, зрительное внимание, диалогическую речь.

Воспитательные: воспитывать потребность заботиться о домашнем животном, воспитывать заботливое отношение к бездомным животным.

Предварительная работа: дидактическая игра «Кто в домике живет", рассматривание иллюстраций с изображением собак, чтение стихов А. Барто, отгадывание загадок.

Ход наблюдения:

Организационная беседа.

Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами пойдем в гости к нашим четвероногим друзьям, с которым повстречались на одной из прогулок. Вспомните, кого мы видели на прогулке? (собачек).

В будке живет,

Кости грызет.

Лает и кусается –

Как называется?

К своим ласкается,

На чужих ругается.

У своего теремочка

Сидит на цепочке. (собака)



Дети с воспитателем идут на прогулку, где опять встречают знакомую собачку (на этот раз только одного щенка).

Фронтальная беседа. Наблюдение.

Воспитатель: Дети, давайте поприветствуем нашего старого друга (дети радуются встрече).

Мы узнали, что собачку зовут Жулька.



Воспитатель: Как вы думаете, Жулька рада вас видеть?

Воспитатель: Посмотрите, какая собачка веселая и добрая. Какие у нее лапки, хвостик, ушки.


Воспитатель: Дети, собака-это домашнее или дикое животное? (домашнее животное)

Воспитатель: Чем домашние животные отличаются от диких животных? (домашние животные живут рядом с человеком).

Воспитатель: Кто ухаживает за собакой? (человек)

Воспитатель: Давайте поиграем.

Речевая игра «Опиши собаку». (умная, добрая, веселая, красивый хвост, густая шерсть.)


Воспитатель: Правильно, дети, шуба у Жульки густая, теплая, темно-коричневого цвета. Голова большая, мордочка вытянутая, на голове висячие уши коричневого цвета, красивый хвост колечком, когда радуется, виляет хвостом. У нее четыре лапы с когтями светло-коричневого цвета, покрытые шерстью, чтобы зимой не замерзали.

Воспитатель: Чем кормят собаку? (косточками, мясом, творогом)

Воспитатель: Домашние животные могут быть как травоядными, так и хищными. К каким животным относится собака? (хищным)

Воспитатель: Правильно, а почему к хищным животным? (питается мясом)

Воспитатель: А где живет сторожевая собака? (в домике, построенном человеком)

Воспитатель: Как человек заботится о своем верном друге? (хорошо кормит)

Воспитатель: Правильно, нужно хорошо кормить, содержать в чистоте, если заболел, то отвести к доктору-ветеринару.

Скажите, собака домашнее или дикое животное? (домашнее животное).

Воспитатель: Зачем люди заводят собаку? (для охраны, для души)

Сторожит собака дом,

Без ружья, одна притом!

В холод, ветер, дождь, мороз

Служит верно людям пёс.

У собаки чуткий слух

И отличный, тонкий нюх.

Воспитатель: Собака верный друг человека. Собаки бывает: служебные, охотничьи, декоративные.

Они все верно служат человеку. Овчарки помогают пограничникам охранять границу, стерегут отары овец.

Лайки помогают охотникам выслеживать зверя в лесу, на севере собаки перевозят грузы.

Красивых и умных декоративных собак - пуделей, болонок, пекинесов, чихуахуа, йоркширских терьеров, ши-тцу, шпицев заводят для удовольствия.

Декоративно-комнатные породы собак специально выведены для общения с человеком. Эти собачки любят сидеть на руках хозяина, обожают спать на диване среди подушек.

Комнатных собачек надо выгуливать на поводке с ошейником. Больших собак выгуливают с намордником.

Воспитатель : Ребята, наш песик очень добрый, не бросается на нас, не лает, потому что вы к нему относитесь с добротой, играете с ним.

Воспитатель читает стихотворение:

Это - пес сторожевой,

Он может лаять, он живой.

Но он не лает потому,

Что мы понравились ему.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называются детёныши у собак? (щенята)

Воспитатель: Верно. У собак на свет может появиться 5-6, а иногда и больше детенышей. Они бывают очень маленькие. Скажите, что нужно делать, чтобы собаки не болели, всегда были веселые и игривые? (заботиться о них, лечить).

Воспитатель: Дети, запомните, если человек заводит собаку, то он берет на себя ответственность по ее содержанию, питанию и воспитанию.

Некоторые, плохие люди, наигравшись, выбрасывают собак на улицу, и животные становятся бродячими и злыми.

Так, ни в коем случае нельзя поступать, мы должны заботиться о своих любимцах и помогать бездомным животным.

Очень важно ответственно подходить к решению завести себе домашнего питомца, ведь вся его дальнейшая жизнь будет зависеть от его хозяина.

Рефлексия.

Дети, понравилась ли вам прогулка?

Почему собаку относят к домашним животным?

Как человек должен заботиться о верных друзьях?

Подвижная игра с собакой «Дай лапу»

Цель: воспитание доброты.

Подвижная игра «Лохматый пес».

Цель: активизация речевой деятельности, развитие памяти и быстроты реакции, формирование способности имитировать животных (собаку).

Из числа детей выбирают «пса». Он сидит в стороне. Другие дети медленно идут к нему, приговаривая:

Вот сидит лохматый пес, в лапки свой, уткнувши нос.

Тихо, мирно он сидит, не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему, разбудим и посмотрим

Что же будет?

Дети тихонько подходят и хлопают в ладоши. Пес вскакивает, рычит, лает и ловит детей.

Пойманный игрок становится водящим «псом».

Цель: учить двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения.

Дети от общения с собакой получили массу удовольствия и положительных эмоций.

Счастливые и радостные они вернулись с прогулки, а потом еще долго вспоминали Жульку и рассказывали о ней.

Благодарю всех, кто заглянул ко мне на страничку!

Отличного вам настроения!

Специалисты, изучающие поведение животных, утверждают, что наблюдая за кормлением собаки, можно понять много нового о ее психике и поведении.

В итальянской лаборатории Canis Sapiens, сотрудники которой занимаются изучением поведения собак, провели исследование, чтобы выяснить, могут ли наблюдения собаки за действиями своего хозяина повлиять на ее выбор количества корма, и понимают ли собаки разницу между большой и маленькой порциями.

В исследовании приняли участие 54 собаки разных пород (22 кобеля и 32 суки), которые участвовали в трех экспериментах.

В первом тесте изучалась способность собаки самостоятельно выбирать между большим и маленьким количеством одного и того же корма.

Во втором испытании хозяин собаки показывал ей, что он отдает предпочтение миске с малым количеством еды.

В комнату, где находились привязанная собака и ее хозяин, экспериментатор приносил и ставил на пол две миски с кормом. Владелец собаки подходил к той миске, где корма было меньше, брал в руку гранулы и говорил убеждающим тоном: «Прекрасный корм, как приятно пахнет». Затем он должен был вернуться, сесть на стул, отпустить собаку с поводка и не смотреть в ее сторону.

Таким образом, собака не воспринимала подсказку хозяина, как обязательную к выполнению команду.

В третьем эксперименте собака должна была выбрать между двумя мисками с равным небольшим количеством еды. Перед этим ее хозяин произвольно выбирал одну из мисок и показывал на нее своему питомцу.

Для того чтобы собаки были достаточно мотивированы для выбора корма, некоторое время перед тестами их не кормили. Ход каждого эксперимента снимали на видеокамеру и затем анализировали поведение животных.

В первом эксперименте каждая собака уверенно выбрала миску с большим количеством еды. Таким образом было доказано, что все собаки различают большие и маленькие порции.

Зато во втором тесте, когда владелец указывал на миску с меньшим количеством корма, большинство собак последовали его выбору.

Также и в третьем опыте, все без исключения животные предпочли подойти к миске, на которую указал хозяин.

Результаты исследования показали, что большинство собак следует выбору человека даже в ущерб себе, несмотря на то, что отличают «большее» от «меньшего».

В природе стайные животные (какими и являются собаки) очень часто копируют поведение опытного и сильного вожака стаи (в данном случае — своего хозяина).

Это исследование в очередной раз подтверждает, что собаки в значительной степени привыкли полагаться на вожака стаи (хозяина) и очень доверяют сигнальным жестам людей, даже если человек делает «неправильные» подсказки. Псы не только ищут помощи у человека при решении какой-либо задачи, но зачастую делегируют принятие решения своему хозяину, даже если это оказывается в ущерб их интересам.

Интересно, что более тренированные и психологически развитые собаки были в меньшей степени склонны следовать подсказке хозяина. Они полагались на свой опыт и предпочитали самостоятельно принимать решение в пользу большой порции.

Во многих службах от собаки требуется способность к принятию самостоятельных решений. Кроме того, хорошо обученные собаки показывают больший уровень гибкости и адаптации в новых ситуациях, потому что они привыкли обучаться новому.

Если итальянские ученые выясняли, насколько собаки подчиняются выбору хозяина, то их американские коллеги преследовали другую цель. Они решили узнать, насколько собаки послушны. Ученые ставили собаку в ситуацию, когда она могла «незаметно» стащить вкусный кусочек, и оценивали, воспользуется ли она удобным моментом.

Группа исследователей под руководством Шеннона Канди из колледжа Худ штата Мэриленд изучала поведение 40 собак .

На глазах собаки экспериментатор (незнакомый животному) прятал вкусный корм в два контейнера, один из которых был оснащен колокольчиком. Собака внимательно наблюдала за всеми манипуляциями человека и слышала, что один из контейнеров громко звенит, каждый раз, когда его трогают.

Задачи:

1. Закрепить умение узнавать домашних животных и их детенышей.

2. Познакомить с внешним видом щенка (на голове широкие ушки, мордочка, на мордочке глаза, нос, рот, туловище большое, заканчивается хвостиком, короткие ноги заканчивается лапками, щенок покрыт мягкой пушистой шерсткой).

3. Познакомить с его повадками (лакает, лает, визжит, рычит, скулит, виляет хвостиком, когда радуется, любит играть).

4. Воспитывать в детях доброжелательные отношения к животным.

Словарная работа: ввести в активный словарь детей следующие слова и выражения: лакает, рычит, лает, визжит, виляет, продолговатые туловище, мягкая, пушистая шерстка.

Структура занятий

I Вводная часть

а) указание

б) игровой прием (дидактическая игра)

в) прием неожиданного появления

II Основная часть - наблюдение

а) указание;

б) вопросы;

в) прием приближение детей к объекту;

г) игровой прием.

III Заключительная часть

а) вопросы к детям (обобщающего характера)

б) загадывание загадок

в) анализ (поощрение)

Конспект занятия

В.: Дети, сядьте правильно (ноги поставьте вместе, руки положите перед собой)

Дидактическая игра: «Узнай, чья мама»

В.: Дети, сейчас мы с вами поиграем в игру «Узнай, чья мама». Я буду показывать всем картинки с изображением животных, а вы будете называть, кто их детенышей.

Показываю иллюстрации с изображением козы, коровы, лошади, кошки, собаки.

Последней показываю иллюстрацию с изображением собаки.

В.:Дети, а на этой картинке кого вы видите?

Д.: Собаку.

В.:А кто ее детеныши?

Д.: Щенок.

В.:А вы хотите рассмотреть щенка? (ответы детей)

Выбегает щенок.

В.: Посмотрите, ребята, вот и щенка! Какой он? (ответы детей)

В.: Давайте его рассмотрим. Посмотрите, наш щенок повернулся и смотрит на Настю. Что повернул щенок?

Д.: Голову.

В.: Какая голова у щенка? (обвожу по контору голову)

Д.: Круглая.

В.: Артур какая голова у щенка?

Д.: Круглая.

В.: А чем слушает щенок?

Д.: Ушками.

В.: Посмотрите, какие у щенка ушки?

Д.: Широкие.

В.: Правильно, широкие, как блинчики висят.

(активизировать детей)

В.: Агата, какие ушки у щенка? (широкие)

В.: Илья, какие у щенка ушки? (широкие)

В.: Дети, а это у щенка мордочка? (обвожу границы мордочки)

В.: Что, ребята я показываю?

Д.: Мордочку.

В.: Давайте все вместе скажем мордочка.

В.: Покажи, Имилия, мордочку у щенка. (Воспитательный момент: «Не бойся, он не кусается и т.п.)

В.: Саша, что показала Имилия? (мордочку)

В.: Ребята, наш щенок смотрит на Арину. А чем он на нее смотрит?

Д.: Глазками.

В.: Да, щенок смотрит на Арину глазками. А какие глазки у щенка?

Д.: Круглые, черные.

(активизация детей)

В.: А что еще есть у щенка на мордочке?

Д.: Рот, нос.

В.: Где находится у щенка глаза, рот, нос?

Д.: На мордочке.

В.: А это у щенка туловище (показываю). Оно большое, толстенькое. Дети, а чем виляет щенок, когда радуется?

Д.: Хвостиком.

В.: Расскажи Алина, какой хвостик у щенка (длинный или кроткий)?

Короткий.

В.: Правильно, хвостик короткий и загнут колечком. А на чем стоит щенок?

Д.: На ножках.

В.: Посмотрите, сколько ног у щенка?

В.: Ноги у щенка заканчивается лапками (показываю). Чем заканчиваются ноги у щенка?

Д.: Лапками.

В.: Скажите, а чем покрыт щенок?

Д.: Шерсткой.

В.: Правильно, щенок покрыт шерсткой. Он, как и все животные, любит ласку, любит, когда его гладят. Я сейчас поглажу нашего щенка, а вы посмотрите: глажу я щенка от головы к хвостику, чтобы ему не было больно. А сейчас я подойду к вам, и каждый из вас погладит щенка, как я показывала, а потом расскажите, какая у него шерстка.

Д.: Шерстка у него хорошая, наш щенок хороший.

В.: Дети, наш щенок очень любит играть

Игра со щенком

В.: Посмотрите, как он весело играет. Он радуется: весело, звонко лает, виляет хвостиком.

Ребята, когда щенок играет, он не только бегает, но и прыгает. Давайте покажем, как прыгает щенок.

Физминутка

В.: Ребята, наш щенок, наверное проголодался. Давайте дадим ему молоко. (кормление щенка). Посмотрите как щенок лакает молоко: высунет язычок, подтянет молочко и спрячет язычок. Покажите, как он это делает.

Что так делает щенок?

Д.: Лакает молоко.

В.: А теперь дадим ему мясо. Что делает щенок?

Д.: Ест мясо.

В.: А что он сейчас делает?

Д.: Облизывается.

В.: Собаки всегда после еды облизываются. Они очень чистоплотные… Ребята, щенку было очень с нами хорошо- он поиграл, поел. А сейчас отпустим его к его маме- собаке.

Итог занятия

В.: Дети, а сейчас я загадываю вам загадку:

«Гладишь- ласкается,

Дразнишь- кусается.»

Д.: Щенок.

Закрепление пройденного

В.: Кого же мы сегодня рассматривали на занятии?

Какой был щенок?

Что он у нас делал?

Поощрение детей за хорошие ответы на занятии.

Занятие окончено.

После занятия предлагаю детям помыть руки с мылом.

Баянова Юлия Владимировна

Цели прогулки :

Закреплять знания о собаке , ее характерных особенностях, способах приспособления к окружающей среде;

Воспитывать чувство ответственности за тех, кого приручили.

В ожидании вновь принятых малышей я работаю на старшей группе . Их участок огораживает забор, отделяя садик от пешеходной части улицы. И вот сегодня во время прогулки нам посчастливилось увидеть двух великолепных, пушистых, белых собак , выгуливающих своих хозяев. Дети так и прилипли к забору!

Хозяева, как и собаки , были очень дружелюбно настроены и, увидев такой интерес со стороны ребят, любезно притормозили неподалёку от нас. Нам поведали, что питомцев породы "самоед" зовут Шанди и Шамту, они брат и сестра.

И даже во время прогулки с родителями при встрече разрешат их погладить в следующий раз! И теперь я мечтаю о встрече с этими пушистиками!

Детям стало интересно, почему собак называют "самоедами". В поисках ответа на вопрос нам помог наш друг смартфон с интернетом. Название «самоед» произошло от аналогичного самоназвания народностей, которые населяли Север России и Сибирь. Они разводили этих собак , которые становились их верными помощниками. Самоед – древняя порода собак , история которой насчитывает не одно тысячелетие. Созданная для того, чтобы охотиться, возить сани и пасти оленей, самоедская собака была верным товарищем для северных народов. Эти собаки не только сопровождали своих владельцев в длительных переходах, но и согревали их по ночам. По характеру самоеды, или, как их еще называют, «белые арктические шпицы» – дружелюбные, спокойные и преданные собаки .

Самоедская собака очень привязана к семье, в которой живет. Верные и бдительные собаки , они могут стать хорошими охранниками. Но самоеды ни физически, ни психологически не приспособлены к содержанию в вольере. Эти собаки испокон веков жили бок о бок с людьми, и им необходимо находиться рядом с владельцами. Оставить самоеда надолго одного – верный способ сделать его несчастным.


После того, как дети познакомились с собакой породы "самоед", я задала им общие уточняющие вопросы :

1. Почему собака домашнее животное ?

2. Как выглядит собака ?

3. Чем питается?

4. Какие ещё породы собак вы знаете ?

5. Как называются детеныши собаки ?

6. Какую пользу людям приносят собаки ?

7. Как готовятся собаки к зиме ? (К зиме шерсть у собак меняется . Летняя линяет, и животные покрываются более густой и темной)

У некоторых детей оказались домашние питомцы в лице собак разных пород . И они с большой любовью поделились с нами своими рассказами!

Публикации по теме:

В гармонии с природой и с собою, На свете чтобы жили малыши, Воспитывайте в детях, берегите, Храните экологию души! Н. Луконина Воспитанники.

ЦЕЛЬ ПРОГУЛКИ: обобщить и углубить представления детей о весне по существенным признакам сезона; учить устанавливать связь между состоянием.

Цель: учить детей воспринимать объект в целом, выделяя характерные признаки внешнего вида: стебель, лист, цветок; развивать умение видеть.

Задачи: продолжать детей знакомить с домашними животными, их поведением, внешним видом, строением тела, способом передвижения; учить любоваться.

Наблюдение на прогулке за зимующими птицами в средней группе Наблюдение за зимующими птицами. Цель: продолжать знакомить детей с зимующими птицами. Формировать представление о добывании пищи птицами.

НАВЫКИ НАБЛЮДАТЕЛЯ

Для того чтобы наладить хороший контакт с собакой, важно научиться распознавать сигналы, которые она посылает, а также знать, как помочь ей в различных ситуациях, подражая ее языку. Для этого необходимо научиться наблюдать за собакой.

Если вы не овладели навыками наблюдения до сих пор, вы можете овладеть ими сейчас, тренируясь самостоятельно.

Немного потренируйтесь в наблюдении за своей собакой в часы отдыха. Для этого просто сядьте и следите за ее движениями. В такой обстановке вы увидите не очень много сигналов, однако уже это будет хорошим стартом на пути изучения ее языка. Позже, когда вы начнете ходить по дому и чем-то заниматься, когда придут гости или в доме будут происходить какие-то другие события, собака станет более активной и начнет показывать больше сигналов примирения, поэтому вы сумеете развивать свои навыки наблюдения дальше.

С другими собаками

Используйте различные ситуации, в которых ваша собака общается с другими собаками, например, в парке или в других местах выгула, где собакам разрешается бегать без поводка. Сконцентрируйтесь на том, что делает ваша собака. Внимательно смотрите на нее в тот момент, когда она видит другую собаку на расстоянии, и замечайте, какой сигнал при этом она использует.

Когда фотокамера направлена прямо на собак, они отворачиваются, выражая свой дискомфорт.

Наблюдение одного сигнала за другим

Вы можете учиться распознавать сигналы примирения последовательно, один за другим. Возможно, вы уже часто замечали, что ваша собака использует некоторые из них, например, облизывание или зевание. Тогда вы можете поставить перед собой задачу наблюдать за этими сигналами на протяжении последующих недель. Для этого вам надо постараться смотреть на собаку как можно чаще, чтобы замечать ее действия. Вначале наблюдения потребуют от вас немного концентрации. Позже вы будете замечать сигналы собаки почти автоматически.

Когда вы почувствуете уверенность в определении выбранного сигнала и поймете, в каких случаях собака его использует, выберите один или два следующих сигнала, например, поворот головы, приближение по дуге или нюхание земли.

Довольно скоро вы заметите, что непроизвольно замечаете коммуникативные сигналы всех собак, с которыми встречаетесь. Так наблюдение сигналов примирения станет интереснейшим хобби, которое будет тем увлекательнее, чем дольше вы им занимаетесь.

Добро пожаловать в мир языка собаки!


Вероятно, этот тервюрен облизывается в связи с присутствием камеры, а может, он старается успокоить малыша.