Свадьбы в ссср. как это было. Интересно о советских свадьбах и свадебных традициях

Сегодня свадьба – это, зачастую, масштабное событие с сотнями гостей, шикарными нарядами, стильным декором и продуманной до мелочей организацией. А вот в СССР все выглядело совершенно по-другому и когда-то было писком моды!

СССР существовал 70 лет, за это время образы жениха и невесты менялись, но можно выделить характерные черты.

Невесты советских времен в своем наряде руководствовались минимализмом: скромное свадебное платье, высокая свадебная прическа, туфли на каблуке. Стоит отметить, что образ советской невесты немыслим без фаты - она может быть и длинной, и короткой.

Что касается жениха, то его наряд традиционно украшала бутоньерка из искусственных цветов, обычно белого цвета. Костюм у жениха был строгий: двойка, иногда тройка.

В СССР флористика в общем, а также искусство оформления букетов еще не было развито на таком уровне, как в наши дни. Для своего букета невесты зачастую выбирали не розы, а гладиолусы разных цветов, гвоздики – красные, розовые, белые.

Ах да, для украшения букета обязательно использовалась декоративная травка и прозрачная фольга.

На всех советских свадьбах была обязательная фотография: молодожены, свидетели, родители, другие родственники и гости - все выстраивались в несколько рядов. Такое фото наверняка есть у всех пар, которые выходили замуж в советское время. Такие групповые фото были самыми популярными. Кстати, фотографами на советской свадьбе были родственники и друзья, которым посчастливилось иметь свой фотоаппарат.

Что касается свадебной прогулки молодоженов, то популярно было запечатлиться на память с городским памятником, возле железной дороги.

Богатые граждане СССР праздновали свадьбу в ресторане, а те, кто победнее – в столовой. Это вовсе не считалось зазорным, ведь в советское время столовые были широко распространены и популярны.

Из крепких спиртных напитков подавались шампанское и водка, так что к концу свадьба превращалась в шумное веселье. Ресторанное торжество не обходилось без живой музыки. Кстати, многое из всего этого есть и сейчас!

Свадебный декор в СССР

Для декора зала часто использовались искусственные цветы, так как большое количество живых цветов достать было просто сложно. Очень популярно было делать украшения из бумаги, а также из веток ели и фольги. Часто на стенах квартиры или столовой можно было увидеть задорные плакаты с красующимися на них надписями: «С милым рай и в шалаше, если милый атташе». Главное, чтобы было ярко!

О марке машины для свадебного кортежа молодоженов можно не говорить - "Москвич", "Запорожец" или "Жигули" (кто богаче - "Волга"), а вот про оформление - попробуем! Свадебные машины в СССР обязательно украшали куклы-невесты, которых усаживали на капоте. Также обязательно были воздушные шары - хоть и дефицит, но красиво!

Венчание в СССР

Стоит сказать, что во времена СССР никто не венчался. Так как правительство сразу «разругалось» с церковью, то в некоторые годы попытка совершить церковный обряд могла даже привести к суровому наказанию. Запуганные люди перестали ходить в церкви, а зачастую и верующими оставались только про себя.

Обряд венчания возродился только после перестройки. Тогда эта красивая традиция стала вспоминаться, постепенно обрастая всевозможными необходимыми деталями.

Свадебное путешествие в СССР

Свадебное путешествие в СССР - это отдых на одном из советских курортов, известным своими минеральными водами или целебными источниками и горным воздухом, или же на море, на какой-нибудь базе отдыха, куда от работы давали бесплатные путевки.

В целом, свадьбы во времена СССР, и некоторые сегодняшние традиционные свадьбы во многом схожи. Те же классические ритуалы, те же конкурсы для новобрачных. На самом деле, мало что поменялось. Правда, свадьбы тех времен приходилось организовывать своими силами, а сегодня можно организовать шикарное торжество с помощью специалистов (были бы деньги!). Но суть-то остается одна: свадьба - это радостное и веселое торжество!

Смотрите фотографии свадеб в СССР в галерее:













В разные годы СССР существовало довольно много отличающихся друг от друга свадебных традиций. В этой статье вы прочитаете интересные факты о свадебных ритуалах и традициях народов СССР и увидите довольно любопытные архивные фотографии. Конечно, свадьба полвека назад и современное свадебное торжество

1 ноября 1959 года в Ленинграде, в великолепном особняке на Английской набережной, 28 (тогда набережная Красного Флота) был открыт первый в СССР Дворец бракосочетания.

Новость об этом событии моментально облетела всю страну, которая кроме строгих ЗАГСов ничего не знала. Это было очень необычное и действительно важное для советских граждан событие…

1 ноября 1959 года ровно в 12 часов дня перед Калашниковыми Вадимом Иосифовичем и Людмилой Васильевной под звуки марша Мендельсона распахнулись двери торжественного зала Дворца бракосочетаний.

Все было скромно – платье без кринолина, колечко одно на двоих и по-комсомольски сдержанный поцелуй. Но можно представить, какими счастливыми чувствовали себя молодожёны! Ленинградский дворец бракосочетания или “Дворец счастливых” до 1917 года был особняком великого князя Андрея Владимировича Романова. Конечно, свадьба полвека назад и современное свадебное торжество - это совершенно разные вещи.

После Великой Отечественной войны в здании располагалось проектное бюро. А к открытию Дворца здание оформили в подобающем, “советском”, стиле: на столе, покрытом красной скатертью, стоял бюст Ленина, на стенах висели портреты членов политбюро. Над всем этим возвышалась кафедра, так же выкрашенная в красный цвет с гербом Советского Союза.
Само собой, в первый в стране “Дворец бракосочетаний” мечтали попасть многие женихи с невестами.

1963 год. По словам некоторых свидетелей свадеб того времени, посещение ленинградского Дворца с непосредственном «участием» в церемонии даже входило в программу пребывания финских туристов в северной столице.

60-е годы, обычную советскую невесту привезли на место регистрации брака.

Конечно же, на самом “торжественном” автомобиле –“Чайка”.

Машины обычно украшались разноцветными лентами, шарами, иногда-куклой. На фото: Свадьба 1974 года.

А это уже подпись свидетельства в среднестатистическом ЗАГСе.

Кстати, с 50 годов, в целях увеличить рождаемость в стране, советское государство всячески поддерживало желание граждан официально оформить отношения. На холостяков, которые желают жить в «гражданском браке» и чувствовать себя холостыми оно накладывало налог.

А семьям, наоборот, помогало: государство приветствовало каждый новый брак и даже выплачивало деньги на покупку обручальных колец. Молодые семьи имели льготы и на получение бесплатного жилья.

Хрущев на свадьбе Валентины Терешковой.

Свадьба в Рязанской области в 1965 году.

Издавна девушка выходила замуж не одна, а с приданым - имуществом, которое родители невесты начинали готовить едва ли не со дня ее рождения. Если приданое измерялось телегами, как у этой кыргызской невесты, шансы найти хорошего мужа были высокими.

Свадьба как одно из главных событий в жизни молодоженов и их родителей - мероприятие массовое. Так, невесте, изображенной на фото, завидовал весь колхоз. Ведь в 30-е годы прошлого века "въехать" в семейную жизнь на тракторе доводилось не каждой.

Говоря о традиции непосредственно церемонии бракосочетания, стоит отметить, что несмотря на повальную «стандартизацию», в республиках бывшего Советского Союза сохранялись свои народные и религиозные обычаи: в Таджикистане даже спустя 40 лет после победы советской власти никто не мог видеть лица невесты во время церемонии.

К концу прошлого века сценарии проведения городских таджикских свадеб приблизились к европейским, девушки стали выходить замуж с открытыми лицами.

В некоторых регионах многонационального Союза свадебный ритуал выглядел очень ярко и колоритно. Например, грузинская невеста должна была уметь не только остановить коня на скаку, но и при необходимости его оседлать.

А в Прибалтике – наоборот, жених должен был впечатлить невесту, помыв ей ноги.

У многих народов накануне свадьбы невеста должна заплести не одну косу, как в девичестве, а две. По киргизской традиции, косы украшают бусами, раковинами и медными пуговицами. Концы косы должны свешиваться ниже пояса. Если длины своих волос не хватает, к ним привязывается лошадиный волос, на который привешиваются ключи.

На Украине, по старинной традиции, принято стучать в дверь специальной резной тростью, перед тем как молодожены войдут в дом.

На ненецкой свадьбе невесте положено прыгать через веревку. В тяжелой шубе это делать непросто. Но и пасти в тундре оленей не легче. Жених должен быть уверен, что его будущая жена с этой задачей справится

Молодежь, в свою очередь, тоже пыталась всячески разнообразить свадьбу: считалось, что дабы уберечь будущую жену от злых духов, муж должен внести ее в дом на руках. Строители БАМа так и делали, но по несколько иным соображениям – чтобы уберечь белые туфли жены от грязи.

Фотография советской свадьбы, сделанная в 1977 году для журнала National Geographic.

В славянской традиции новобрачных встречают караваем. Кто - жених или невеста - откусит больший кусок, тот и будет главой семьи

После торжественного бракосочетания обычно ехали с цветами к памятнику Ленину, к Вечному огню, на Кремлевскую площадь.

Обязательная фотосессия на Красной площади в Москве.
Интересная подробность о «брачной» терминологии: обозначать сожительство «гражданским браком» начали относительно недавно. В советское время гражданским браком назывался брак, записанный в актах гражданского состояния ЗАГСе (отсюда и название пошло…). По-существу в СССР было всего два вида брака: гражданский и церковный…

Чтобы окончательно не запутаться во время последней переписи в России ввели обозначения двух видов браков: «гражданский» и «официальный».

В современных сериалах про жизнь в СССР не­редко показывают, как парень с девушкой побудничному забежали в ЗАГС, расписались, полу­чили справку, а с утра, как ни в чем не бывало, отправились на работу. В этом сериалы не сильно грешат против истины. Долгое время в Советском Союзе из свадьбы не делали культа.

Советская’ власть озабо­тилась вопросами семьи и брака с первых месяцев своего существования. 18 декабря 1917 года вышел Де­крет «О гражданском браке, о детях и о ведении книг актов состояния». Согласно этому документу, устанавливалась единая форма брака для всех граждан России, вне зависи­мости от вероисповедания. Для того чтобы считаться му­жем и женой, достаточно было просто зарегистрировать­ся в государственных органах власти. Не возбранялось до­полнительно венчаться в церкви, но обряд не имел ни­какого официального статуса.

Вступить в брак стало очень просто. Брачный воз­раст был определен в 16 лет для девушек и в 18 лет — для молодых людей. Единствен­ными причинами, по которым не допускалось заключение брака, были наличие у кого-либо из супругов душевного заболевания, нахождение бу­дущих супругов в близкой сте­пени родства и наличие нерасторгнутого брака. После принятия декрета законно­рожденные и незаконнорож­денные дети стали равны в своих правах. Демократизи­ровали и разводы. Декрет «О расторжении брака» был при­нят 19 декабря 1917 года. Согласно ему, разводами стала заведовать не церковь, как ранее, а местные суды.

Так называемые «красные свадьбы» уже мало напомина­ли дореволюционные торже­ства. У молодых зачастую по­просту не было денег, чтобы устроить даже самый скром­ный банкет. Поэтому они не­редко просто расписывались в ЗАГСе и начинали жить вме­сте, а потом уже собирали близких и друзей на какой-ли­бо советский праздник.

Отношение к браку изме­нилось в связи с ростом бла­госостояния советских людей после войны. Эти изменения наметились еще в 1950-х го­дах, когда невесты все чаще начали снова надевать белые платья, а после регистрации молодые отправлялись на пышные застолья. Начали ме­няться и ЗАГСы. В 1959 году в Ленинграде по предложению комсомольцев производ­ственного объединения «Светлана» и при поддержке обкома партии был создан первый в стране Дворец бра­косочетаний. В следующем году в Москве в ДК Горбунова была проведена массовая выездная регистрация бра­ков. Одновременно сочета­лись 80 пар. А еще в 1960 году в Москве открылся Дворец бракосочетания №1 — един­ственное место, где реги­стрировали браки с ино­странцами.

Легитимную основу изме­нениям придало законода­тельство. 18 февраля 1964 года вышло постановление Совета Министров под инте­ресным названием: «Внедре­ние в быт советских людей новых гражданских обрядов». Это постановление придало самому брачному ритуалу но­вые грани. Теперь для заклю­чения брака требовалось присутствие свидетелей с обеих сторон. И молодоже­нам предоставлялась возможность справить свадьбу. Отныне для них создавались специальные салоны для но­вобрачных, и официально по­лагалось 2-3 дня отгулов на работе. Но словно бы для того, чтобы повысить ответ­ственность брачующихся, те­перь их расписывали не в день обращения в ЗАГС, а только через месяц.

«Новые гражданские обря­ды» потребовали от людей де­нег, и немалых. Но не эконо­мить на свадьбе очень быстро вошло в моду. Для жениха считалось святым делом ку­пить кольца и костюм. А для невесты — обзавестись сва­дебным нарядом. Поскольку в стране царил дефицит, моло­доженам при подаче заявле­ния выдавали талончики на приобретение свадебных ко­стюмов и обуви, а также колец в салонах для новобрачных. Требовались только деньги. В 1960-е годы у невест самым модным считалось платье из плотной ткани под названием «космос» — плотной, негибкой, похожей на вафлю. Но ника­ких вольностей в виде де­кольте, шлейфов и оголенных плеч не допускалось.

Непосредственно в день свадьбы молодые встреча­лись в ЗАГСе. Ритуал с выку­пом невесты возник позже. Сначала выслушивали пафосную речь о важности семьи как ячейки общества для строителей коммунизма, по­том обменивались кольцами, расписывались в книге реги­страции и официально стано­вились мужем и женой.

Традиция с поездками по городу возникла довольно давно. Престижно было прокатить молодых на «Волге» или «Чай­ке». Машины украшались лен­тами, кольцами и куклами. В обязательную программу вхо­дило патриотическое посещение Могилы Неизвестного Солдата с Вечным огнем.

Ну а потом начиналось главное — праздничное засто­лье. На нем в придумывании ритуалов изощрялись друзья и родственники. Например, было принято ставить перед молодыми каравай, а за по­дарки гостям вручать шиш­ки — печеные сладкие булочки, которые за­казывали вместе с ка­раваем. Если свадьба справлялась дома, мо­лодых старались са­жать на фоне ковра — как символа будущего достатка.

Недаром говорили не «побывать», а «по­гулять» на свадьбе. Ро­дители молодых вле­зали в долги, но выворачивались наи­знанку, добывая прав­дами и неправдами, дефицитные делика­тесные продукты. В результате столы ло­мились от изобилия еды и алкоголя. Свадь­ба действительно на­поминала пир на весь мир. Для нее снимали кафе или столовую, и гостей туда набива­лось под завязку. Порой по несколько сотен человек. За устроенный для них праздник гости не скупились на подар­ки. Особенной популярно­стью свадьбы пользовались у молодежи. Для нее это был своеобразный клуб зна­комств. Многие впоследствии сами женились, познакомившись на чьей-нибудь свадьбе. Обычно советская свадьба пела и плясала два дня. Вто­рой день начинался с друж­ной опохмелки после перво­го. Но сил, чтобы пить и веселиться два дня подряд, у народа хватало.

С повышением благосо­стояния советских людей на­чало происходить и их рас­слоение. Появились элитные свадьбы, отличавшиеся особенным размахом и амбици­озностью. Родители щеголя­ли перед гостями, приглашая знаменитостей в качестве «свадебных генералов», удивляя присутствующих ши­ком, кортежем из иномарок и «живой музыкой». Простым смертным на подобные ме­роприятия путь был практи­чески заказан, а потому рож­дались слухи. Самым известным из них стал слух о свадьбе, которую якобы устро­ил в 1974 году руко­водитель Ленинград­ского обкома Гри­горий Романов для своей дочери Ната­льи. На следующий день радиостанции «Свобода» и «Голос Америки» поведали, что свадьбу дочери Романова отмечали в Таврическом дворце, а гости на ней раско­лотили царский сер­виз, специально взя­тый из запасников Эрмитажа! Информа­ция о сервизе позже неоднократно опро­вергалась, но леген­да о «романовской свадьбе» гуляет и по­ныне.

Антиподом элитных были скромные комсомольские свадьбы. Часто они справлялись где-нибудь в общаге, без родителей и родственников. Во времена горбачевского су­хого закона безалкогольные комсомольские свадьбы ста­вились в пример.

В селах свадьбы играли осенью, после сбора урожая. И основательно готовились к ним, запасаясь мясом, разно­солами и самогонкой. В день бракосочетания на улице ста­вили в ряд столы, и на свадьбу приходили все жители села. Обычно им даже не требова­лось специального приглаше­ния — все кругом были друзья и родня. В деревенских свадь­бах было больше ритуально­сти, имеющей древние корни. Например, обвязывание же­ниха и невесты вышитым по­лотенцем, поливание воды перед молодоженами, посы­пание их крупой и еще много чего. Но главной их особенно­стью были гармонь и море са­могонки. От этого и возникли поговорки: «Какая свадьба без баяна» и «Какая свадьба без драки».

Фрагменты книги «Советские традиции, праздники и обряды» 1986 года издания. 300-страничный иллюстрированный труд представляет собой инструкцию на все случаи жизни - от свадьбы до обряда посвящения в хлеборобы. Книга была отпечатана в Москве тиражом 70 тысяч экземпляров и стоила по тем временам 2,5 рубля…

До войны из свадьбы никто не делал культа - не до того было. Люди просто заходили в загс и ставили свои подписи, не задумываясь над нарядами. В послевоенных 50-х почти ни у кого не было денег, поэтому на торжества не тратились. Мужчины часто женились в военной форме или самом приличном костюме, женщины доставали свой, часто единственный, вечерний наряд.

Если и праздновали, то дома. Никаких изысков - небольшая вечеринка. В 70-е, когда благосостояние советского народа начало расти, появились и первые проблемы.

В 80-е свадьба в СССР стала по-настоящему хлопотным делом. В условиях дефицита у молодоженов возникала масса проблем. Сложно было достать и платье, и приличный костюм. Во времена антиалкогольной компании возникла еще одна проблема - где взять водки? Именно в эти годы и была написана книга по советским традициям и обрядам.

Глава, посвященная свадебным торжествам, начинается с разъяснения серьезности всего происходящего.

Отдельное место отведено под описание заведующего районным отделом загса и его подчиненных. Так заведующий загсом должен обеспечивать «образцовую работу всех служб, причастных к обрядовому обслуживанию населения, оказывает методическую помощь исполнителям обрядов…

Он должен иметь достаточные знания и опыт, чтобы самому проводить обряды на высоком идейно-художественном уровне». К вопросу о том, какую специальность имеют регистраторы: «исполнители обряда имеют специальное образование, которое устанавливается областными и районными комиссиями.

К исполнению этих функций, особенно в сельской местности, наряду со штатными работниками загса и депутатами местных Советов, привлекаются также работники культуры, учителя и другие лица, которые имеют необходимые способности». К сожалению, пояснения того, какими именно способностями они должны обладать, не приводится.

Поскольку регистратор на свадьбе символизирует госвласть, его наряд также был регламентирован.

Судя по всему, форма работников загса так и не поменялась. Женщины по-прежнему облачаются в бесформенные, но очень торжественные балахоны светлых тонов.

Желательно, чтобы в гостиной Дома или Дворца бракосочетания была установлена чаша-факел.

Сегодня в загсах факелы не жгут по причинам техники безопасности, да и на молодежных праздниках тоже, за исключением футбола, и то исподтишка.

Исполнитель обряда обращается к жениху и невесте:

Жених и невеста повторяют за регистратором слова клятвы:

После произнесения этих слов, представители трудовых коллективов и общественности поздравляют молодоженов и дарят им подарки. После выхода молодоженов из обрядового зала их поздравляют родственники и друзья. Родственникам и друзьям рекомендуется дарить не только небольшие букеты былых роз невесте и гвоздик жениху, но и ягоды калины и рябины.

Председатель колхоза им. С.М. Кирова Вознесенского района Николаевской области Герой Социалистического Труда Н.Н. Рябошапка вручает молодым хлеб-соль.

В день свадьбы молодожены обязательно должны посетить памятник В.И. Ленину, монумент или братскую могилу павших воинов и возложить там цветы «в знак глубокого уважения к людям, жизнь которых была великим подвигом и примером служения священному делу Октябрьской революции и защиты социалистической Родины».

Эта традиция не исчезла, а преобразовалась. До сих пор в каждом городе есть свой свадебный маршрут. Делегации молодоженов практически выстраиваются в очередь, чтобы сфотографироваться на память у различных объектов культурного наследия.

Есть в книге и действительно дельные, вечные замечания:

На советских картинах часто изображаются свадебные гуляния. На их обязательно присутствуют дети - желательно в школьной форме, а также люди в национальных костюмах. Часто это женщина в расшитой украинской рубахе и с платком или лентами на голове. Если свадьба проходит в деревне - то гуляют всем селом, с баяном, соседями и самогонкой.

После свадьбы молодой семье рекомендуется отправиться в «свадебное туристское путешествие в столицу, в города-герои, по родной стране». Эта традиция жива и поныне, изменились только направления. Сегодня мало кто поедет осматривать город-герой, молодожены выбирают море и загар…


Свадебная обрядность – один из наиболее устойчивых компонентов традиционно-бытовой культуры. Она вбирает в себя фрагменты разных эпох – от верований и магических действий прошлого до образцов церемониального поведения, выработанных в новейшее время. Социальная сущность брака определяется господствующими в обществе отношениями.

В предреволюционные годы российское семейное законодательство было объектом серьезной критики со стороны общества. Регистрация актов гражданского состояния находилась в ведении религиозных институтов, и правовая практика постоянно выявляла расхождение реального положения дел и декларируемых постулатов. Церковные правила различали браки первые, вторые и третьи, браки лиц одной веры и смешанные браки. Для ряда категорий населения существовал церковный запрет на регистрацию брака и на признание отцовства или материнства. Несовершенство процедур заключения и расторжения брака привело к тому, что к началу XX века порядка 1/6 от рождавшихся по России в целом и более 1/4 по столице, Санкт-Петербургу, были незаконнорожденными. При этом такие дети и их матери оказывались поражёнными в гражданских правах.

Мероприятия новой власти по реформированию семьи были продиктованы коммунистической идеологией, объявлявшей “буржуазную” семью виновной в моральной и социальной патологии старого общества. Одними из первых советских законов были декреты от 18-20 декабря 1917 г. о расторжении брака и о гражданском браке как акте, устанавливающем гражданское и моральное равенство супругов, об уравнении в правах внебрачных детей с законнорожденными, а также о ведении книг актов гражданского состояния (работа с регистрационными книгами была возложена исключительно на советские органы; дореволюционные документы о регистрации брака, выданные церковью, приравнивались к документам, выданным советскими ЗАГС ами, подведомственными НКВД ).

Новый уклад внёс изменения в символику и обрядность брака и семьи. В их основе лежали идеологические установки правящей партии, нацеленные на утверждение советского образа жизни, поведения и норм.

В противовес церковному венчанию в 1920-х гг. стали практиковаться т. н. “красные свадьбы”. Они рассматривалась прежде всего не как семейное, а как общественно-политическое событие, как повод для антирелигиозной агитации, и как массовое явление просуществовали до первой половины 30-х. Первой красной свадьбой была свадьба наркомов Александры Коллонтай и Павла Дыбенко (брак просуществовал с середины марта 1918 года по 1923 год).

19 ноября 1926 года был принят Кодекс РСФСР о браке, семье и опеке (вступил в действие 1 января 1927 года). По этому кодексу церковный брак стал “частным делом брачащихся”, а совместная жизнь супругов без регистрации в ЗАГС е была приравнена к браку, официально зарегистрированному государством (фактический брак признавался имеющим юридическую силу по судебному решению). Это декларировалось и законодательствами ряда союзных республик, кроме Азербайджанской, Таджикской, Узбекской и Украинской ССР .

В художественной литературе и кинематографе 20-х годов нет описаний свадебного церемониала, и это неслучайно. Советская семья не была самоценностью (часть большевиков ратовали за ликвидацию института семьи как такового), а воспринималась как часть коллектива единомышленников – строителей нового общества, а основная ответственность за воспитание подрастающего поколения возлагалась государством на дошкольные и школьные учреждения, призванные исправлять “негативное” воздействие семьи на формирование личности ребенка.

Тем не менее, уже к 1930-м годам большевики оказались вынуждены отказаться от радикализма в темах семьи и отношений полов. Здесь важно отметить: сложность разговора о советском свадебном церемониале обусловлена базовым явлением советской культуры – невозможностью доверия “официальному слову”. Риторика брака и семьи, возникшая в первые годы советской власти, сохранялась в официальной культуре до середины 50-х, однако реальное состояние дел было не столь революционным.

20 марта 1933 года в дополнение к Кодексу была принята Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния (новая редакция вступила в силу 29 августа 1937 года), а 27 июня 1936 года – постановление ЦИК и СНК СССР “О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неуплату алиментов и некоторых изменениях в законодательстве о разводах”. Законодательство 1936 года по сути восстановило, хотя и в новых формах, дореволюционный институт семьи. Идеология “пролетарского брака любви” потерпела фиаско. Это проявила и статистика: в стране неуклонно рос процент зарегистрированных союзов между очень молодыми женщинами и пожилыми хорошо обеспеченными мужчинами; аборт и даже совет его сделать достаточно сурово наказывались (в начале 1920-х годов в стране осуществлялось около 2 млн. абортов ежегодно). Советская власть активно противодействовала лишь двум традиционным в ряде регионов явлениям – многожёнству и принуждению к браку.

Угроза депопуляционной катастрофы, ставшая очевидной в годы Великой Отечественной войне, предопределила принятие законов, направленных на укрепление брачно-семейных отношений. Так, 8 сентября 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР стало возможным записывать усыновлённых детей как родных с сохранением тайны усыновления (в 20-е годы “приписки” в определении отцовства и материнства осуждались). А 8 июля 1944 года был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР “Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания “Мать-героиня”, учреждении ордена “Материнская слава” и медали “Медаль материнства”“. В соответствии с этим документом была утверждена обязательная регистрация брака. Выражение “законный брак” вновь стало общеупотребимым. Все супружеские пары, состоящие в незарегистрированных фактических брачных отношениях, для их официального признания обязаны были посетить отделы ЗАГС . В случае смерти одного из супругов или пропажи его без вести на фронте в военное время другой супруг был вправе обратиться в суд с заявлением о признании его супругом умершего или пропавшего без вести лица. 14 марта 1945 года принят Указ, установивший, что родители, вступившие в брак после рождения ребенка, имели право признать его законнорожденным Процедура развода ужесточалась (было введено обязательное разбирательство в народном суде). Брак без регистрации в органах ЗАГС стал официально называться слово “сожительство” (этот термин просуществовал до конца 1990-х годов – лишь в последнее десятилетие употребляется выражение “фактический брак”).

Середина 1950-х годов была ознаменована двумя эпохальными событиями в области семьи и брака.

Во-первых, вновь были легализованы аборты (указом Президиума ВС от 5 августа 1954 года было прекращено уголовное и административное преследование женщин, а указом от 23 ноября 1955 года аборты, проводимые по желанию женщины и исключительно в медицинских учреждениях, были вновь разрешены).

Во-вторых, в 1956 году состоялась передача органов ЗАГС из подчинения МВД в ведение местных Советов депутатов. Ранее размещавшиеся в отделениях милиции органы ЗАГС получили отдельные помещения и были укомплектованы более квалифицированным контингентом сотрудников (большинство делопроизводителей имели полное среднее образование; тогда как прежде у сотрудников в основном были за плечами начальная школа или семилетка).

В ЗАГС ах крупных городов было выделено специальное время для регистрации рождения и браков: эти акты регистрировали с 15 до 19 часов во все дни недели, кроме среды, а остальные акты (смерть, разводы, исправления в документах и т.д.) – с 10 до 14 часов.

Торжественность регистрации бракосочетания обеспечивали районные Советы народных депутатов и их органы записи актов гражданского состояния. В населенных пунктах, где отсутствовали органы ЗАГС , проведение гражданских обрядов осуществляли сельские, поселковые Советы народных депутатов. А в 1958 году по предложению комсомольцев Ленинградского производственного объединения “Светлана” и при поддержке Ленинградского горкома партии был создан первый в СССР дворец бракосочетаний.

Что касается Москвы, то здесь стали практиковаться выездные регистрации брака: в 1959 году в Доме культуры Горбунова была произведена массовая единовременная регистрация браков (80 пар).

15 декабря 1960 года по решению исполкома Моссовета в столице был открыт Дворец бракосочетания № 1 (Грибоедовский), в котором стало возможным регистрировать и браки с иностранцами.

Общее методическое руководство органами ЗАГС в 1956-1971 годах осуществляли специальные юридические комиссии.

В конце 1950-х – начале 1960-х годов в процедуру регистрации брака были вновь внесены изменения направленные на “внедрение в быт советских людей новых гражданских обрядов” (так называлось постановление Совмина, вышедшее 18 февраля 1964 года, на основании которого стала вестись широкомасштабная работа по созданию системы обрядов, сопровождающих акты гражданского состояния). Был установлен определённый срок ожидания регистрации брака (один месяц с момента подачи заявления), введен институт свидетельства (присутствие свидетелей со стороны обоих новобрачных стало обязательным). Для помощи в организации свадебных торжеств были созданы салоны для новобрачных. По месту работы новобрачным стали предоставлять 2-3 дня отгулов – “на свадьбу”.

Отошли в прошлое годы, когда вступающие в брак праздновали свадьбу только в скромной семейной обстановке, – теперь для них работали фирма “Весна”, Ювелирторг, Цветторг, управление автомобильного транспорта, фабрики фоторабот и т.д. Свадебный обряд стал индустрией.

Свадьбы, как правило, стали играть с приглашением большого количества людей. При этом значительное распространение получили обряды, имитирующие вековые народные традиции. К ним относились, в частности, родительское благословение, украшение свадебного кортежа (машина оформлялась лентами, на бампер сажали игрушечных медведей, а позже – кукол в костюмах жениха и невесты), комсомольские напутствия, а также полулегальные гадания на счастливую жизнь (ставшие популярными на рубеже 1970-х -80-х годов астрологические прогнозы).

В 1960-80-е годы в процедуру свадьбы был введён ряд обязательных ритуальных элементов: поездка по “местам памяти” (посещение памятника вождю мирового пролетариата В.И. Ленину, монумента или братской могилы павших воинов и возложение цветов), символическое напутствие молодым (чтение “Обета верности”, вручение “ключа” от семейного счастья, “Летописи семьи”, медали “Совет да любовь”), посадка “деревца семьи” или участие в создании “аллеи молодоженов”… Популярностью стало пользоваться свадебное путешествие в столицу, в города-герои, по родной стране (путёвку получали в салонах новобрачных или в общественных организациях учреждений по месту работы или учёбы). Полиграфия выпускала миллионными тиражами открытки “Приглашение на свадьбу” (традиционное оформление – цветы и два соединённых кольца)…

В 80-х годах в обряд бракосочетания стали вводиться народные элементы: так, при встрече жениха и невесты исполнялись величальные песни, на вышитом полотенце преподносился хлеб-соль. В те же годы уделялось большое внимание серебряным и золотым свадьбам, брачным юбилеям.

Кроме того, при проведении свадебных торжеств нередко учитывались актуальные социально значимые мероприятия и кампании. Например, во время активной борьбы с пьянством и алкоголизмом проводились свадьбы, исключающие употребление алкогольных напитков.

В 1968 году были приняты Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о браке и семье, на основании которых в республиках были разработаны Кодексы о браке и семье (КОБИС ).

В 1977 году семейные нормы впервые вошли в Конституцию СССР : “Статья 53. Семья находится под защитой государства. Брак основывается на добровольном согласии женщины и мужчины; супруги полностью равноправны в семейных отношениях. Государство проявляет заботу о семье путем создания и развития широкой сети детских учреждений, организации и совершенствования службы быта и общественного питания, выплаты пособий по случаю рождения ребенка, предоставления пособий и льгот многодетным семьям, а также других видов пособий и помощи семье”, “Статья 66. Граждане СССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества. Дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь” (глава 7 “Основные права, свободы и обязанности граждан СССР ”).

Во второй половине 80-х советский брачный церемониал, как и общество в целом, претерпевал кризис: годы перестройки ознаменовались, с одной стороны, взлетом популярности церковных обрядов легитимизации брака, а с другой – ростом процента отказов от государственной регистрации брачных отношений.

Арманд И.Ф. Коммунистическая мораль и семейные отношения. – Л., 1926.

Эволюция семьи и семейная политика в СССР / Отв. ред. А.Г. Вишневский. – М.: Наука, 1992.

Семейные узы: модели для сборки / Cост. и ред. С. Ушакин. – М.: НЛО , 2004. – В 2-х кн.

Татьяна Воронцова