Фейковая мода: как Gucci стал подделывать сам себя. Как отличить Gucci Soho от подделки Как отличить оригинал гуччи от подделки

Казалось бы, ничего нового: фальшивые сумки Gucci, отваливающиеся логотипы Prada и другие подделки с нами уже не один десяток лет. Но сейчас с этой историей происходит кое-что необыкновенное: фальшивки начинают производить сами оригинальные бренды.

Дизайнеры подделывают бренды

Одна из самых известных работ Авы Нируи - свитер с совмещенными на нем логотипами Gucci и спортивной марки Champion.

Известно, сейчас подделывают все что угодно, не только бренды высокой моды - в азиатских интернет-магазинах можно купить фальшивую одежду любых марок. И покупателям нравится не переплачивать за оригинальную вещь. Эта любовь народа к подделкам стала вдохновляющей для целого ряда дизайнеров.

Сначала появились дизайнеры, подражающие подделкам вещей класса люкс. Самый яркий пример — Ава Нируи, австралийская художница, прославившаяся свитерами, на которых она совместила два логотипа разных брендов - Gucci и Champion. Совместила, естественно, не имея разрешения вообще использовать эти эмблемы. Получилась арт-подделка. За основу своих работ Ава берет оригинальные вещи, а потом их модернизирует.

Этой весной появилась фейковая совместная коллекция двух других крупных брендов - Raf Simons и OFF-WHITE. Нет, настоящего сотрудничества между Рафом Симонсом и Верджилом Абло (основатель OFF-WHITE) не было. Потому что коллекция — плод фантазии художника, работающего под псевдонимом Shirt. Ранее он же представил в Сети аналогичную коллекцию Nike и Adidas, подражая в своих работах оригинальным вещам обоих производителей. Вскоре художник получил письмо-предупреждение от одного из брендов, в котором говорилось, что Shirt’у стоит прекратить подделывать вещи.

Футболка из коллекции Nike и adidas.
Футболка из фейковой коллекции художника Shirt. На ней — фирменные кавычки основателя OFF-WHITE Верджила Абло, а в них - название бренда Рафа Симонса.
Заглавное изображение коллекции: надпись Raf Simons на фоне основателя OFF-WHITE Верджила Абло.

Но в большинстве случае брэнды не трогают шаловливых дизайнеров — почти о каждом проявлении Fake Fashion пишут модные СМИ, то есть художники и дизайнеры, эксплуатирующие идею нарочитой подделки, привлекают внимание не только к своим работам, но и к самим брендам. Поэтому реакция на дизайнерские подделки со стороны крупных лэйблов снисходительная – они им выгодны.

Бренды подделывают себя

В итоге и сами бренды поняли, что неправильно упускать тренд и стали заниматься самостоятельно заниматься подделкой собственного стиля. Так, на одном из последних показов Gucci (это самая подделываемая марка) появилась футболка с логотипом, получившим название Fake Gucci за счет своей схожести с тем лого, что, как правило, неудачно получается на неоригинальных вещах.

А до этого модный дом Vetements представил коллекцию «The Original Fake», позиционирующую себя как пародию на подделки, которые можно увидеть в сомнительных онлайн-магазинах.

Очередь у гаражной распродажи Vetements в Сеуле, где были представлены вещи The Original Fake.

Эта тенденция, которую в западных медиа о моде называют Fake Fashion.

Это значит, что в сферу моды пришла эпоха постмодернизма. Раз потребитель хочет покупать нелепо выглядящие подделки, не заботясь об их качестве - пусть он покупает их у нас, говорят большие бренды, и выпускают Fake Fashion на подиумы больших показов.

Да, они стоят столько же — в этом и заключается некая ирония:

Есть еще одна сторона: покупатель. Как ему относиться к такому тренду? Вещи с закосом под фейк выглядят достаточно странно. А стоят не меньше оригиналов. Но потребители на Западе готовы тратить деньги на оригинальные подделки. Фейк-коллекции Gucci и Vetements раскупаются быстро.

Раньше подделка была непризнанным бастардом моды. А сейчас стала признанным.

До России, правда, этот тренд еще не дошел.

Дарья Лобанова

На заставочном снимке к тексту : футболка Fake Gucci.

Чтобы не оказаться обманутым, следует ознакомиться с основными признаками оригинальной сумки.

Краткое содержание:

Премиальные материалы

Бренд Gucci всегда придавал своим материалам особенное внимание. Для изготовления сумок используется только натуральная кожа премиум класса. Премиальная кожа сочетает в себе мягкость и плотность, что будет сразу заметно. Подделку легко заметить по жесткости материала. Если обшивка на ощупь кажется твердой — это прямой показатель того, что были использованы заменители кожи. Фирменное качество не допустит чтобы краска на поверхности лежала неправильно. Все края ровные, без заломов и прочих дефектов. Если при покупке вы заметили какие-либо недочеты — перед вами подделка.

Качество

Брендовую продукцию легко заметить по её швам. Все стежки и швы прошиты безупречно. «Gucci» всегда заботились о том, чтобы их продукция выглядела идеально не только с внешней стороны, но и внутренней.

Логотип

Практически с первых дней существования, на сумках бренда присутствуют две буквы — GG, которые перекрещены между собой. Их стандартное расположение — на обратной стороне изделия. Заметьте, буквы должны стоять ровно, без наклона. Подделку легко вычислить. Чаще всего, вместо двух букв GG изображаются C и E.

Фурнитура и мелкие детали

Фурнитура является важным показателем качества. У оригинальных сумок фурнитура немного тяжелая, выполненная из особого металла. Молния должна быть тонкой, а кисточка кожи такой же мягкой как на обшивке. Стоит заметить, что на каждой детали фурнитуры должна быть метка бренда.

Ткань внутри сумки должна колоритно вписываться под основной цвет. Все швы на подкладке должны быть ровными и одинаковыми по длине.

Один из самых верных способов отличить оригинальную продукцию — посмотреть на кожаный ярлык, на котором изображается серийный номер изделия. Иногда его расположение может меняться. В некоторый моделях он расположен на месте внутреннего кармана.

Каждый серийник включает в себя дату производства. Он должен совпадать с тем номером, который указывается на упаковочном мешке.

Если сумка покупалась в магазине — стоит проверить все документы. В них должны быть указаны место и дата производства. Довольно часто прилагается образец кожи, используемый при производстве.

Комплектация

Отдельного внимания требует упаковка. В комплекте с изделием должен быть двухслойный мешок для хранения, выполненный в темных цветах. Он изготавливается из хлопка и тоже имеет знак бренда. Буквы выполнены в золотистом цвете.

Цена

Запомните, даже самая дешевая модель сумки «Gucci» стоит не меньше тысячи долларов. Даже если на прилавке старая коллекция — её цена будет не ниже 600-700 долларов. Если при изготовлении сумки были задействованы более редкие материалы — она не подлежит скидкам.

Где можно купить?

Совет достаточно прост. Отдавайте свое предпочтение оригинальным сайтам и бутикам. Так вы будете уверены в том, что приобретаете оригинальную продукцию.

Пока белорусские швеи отшивают для московских бутиков вещи Givenchy, в Европе устраивают акции по борьбе с фейками. Лилия Магамадова рассказывает, что произойдет, если вас поймают в аэропорту с поддельной сумкой «шанель», и что нужно знать, покупая оригинал.

В прошлом году в одном из европейских аэропортов произошел случай: к молодой паре, проходящей регистрацию, подошли представители охраны аэропорта и попросили пройти с ними. Когда пара возмутилась и потребовала объяснений, им ответили, что ничего страшного, это формальность: в рамках проходящей в Европе акции по борьбе с копиями на продукцию знаменитых брендов представители администрации аэропорта обязаны по общему распоряжению удостовериться в оригинальности аксессуаров. У женщины был чемодан и сумка Louis Vuitton, у молодого человека - ремень и бейсболка Gucci. В итоге, вещи оказались поддельными, а паре был выписан достаточно крупный штраф.

Изготовление подделок (или как еще их называют - копий, реплик, фейков) на именитые бренды уже давно приняло масштаб всемирного промышленного картеля, стало бизнесом, приносящим доход, сравнимый с доходом от продажи оригинальной продукции Модными домами. Что касается существования подделок на рынке, то бороться с их существованием и изготовлением, пожалуй, уже бесполезно.

Подумайте: если сумка Hermes в среднем стоит 5000 у.е., а ее качественная копия - 500 у.е., есть шанс, что выбор потребителем более бюджетного варианта модели не будет единичным случаем. Причем подделка может быть настолько качественной (ровные строчки, логотипы на внутренних карманах и фурнитуре в соответствии с требованием торговой марки), что от оригинала ее не отличит даже эксперт. В одном из проектов Discovery, где среди экспертов были Том Форд и Пэрис Хилтон, Форд не смог отличить оригинал Gucci (!) от качественного фейка, а Хилтон ошиблась, « сканируя » сумку Vuitton.

Позиция по отношению к копиям у производителей оригиналов различна. Некоторые не противятся распространению подделок на рынке, считая это «внедрением модели » в массы и « повышением ее узнаваемости » . Также некоторые дизайнеры считают, что покупатели, приобретающие поддельную одежду, обувь и аксессуары, не являются их потенциальными покупателями в принципе. Поэтому, с точки зрения прибыли, Модные дома ничего не теряют. Разве что страдает их статусность (представители более обеспеченной прослойки, на которую дизайнеры изначально ориентируются при изготовлении своего товара и позиционируют его, как на атрибут «сильных мира сего», наверняка, учитывая снобизм большинства из них, не придут в восторг, увидев аналогичную вещь или аксессуар на «простых смертных»).

Но и тут есть «оправдательная» версия - адепты оригиналов и адепты подделок вряд ли обитают в одних и тех же местах.

Есть и менее лояльные бренды. Они просто так не закрывают на это глаза и предпочитают разоблачать воров. Среди подобных случаев последним нашумевшим скандалом была продажа интернет-аукционом ebay якобы сумок одной популярной дизайнерской компании Hermes. На самом деле вся продукция была качественной подделкой, которая реализовывалась с позволения вышеупомянутого интернет-сообщества. Комиссия от продаж действительно уходила к eBay, а, следовательно, этот аукцион потакал подобным продажам. В результате таких бесчестных махинаций адвокаты Hermes подали в суд на продавца, реализующего поддельную продукцию всемирно известного Модного дома. В результате судебного расследования интернет-аукциону было поручено выплатить Модному дому 20 тысяч евро. А покупателелей фальшивого Hermes до сих пор ждут в аэропортах комиссии по борьбе с копиями брендов .

Пару лет назад в Париже одна минчанка пришла в бутик Chanel. В руках у нее была сумочка этого бренда, приобретенная в Минске и привезенная, по ее словам, подругой из аутлета. Однако сумку консультанты изъяли. Проверили по базе и… разрезали на глазах у хозяйки. И отдали 100 евро - максимальную стоимость подделки.

Вот так безжалостны к копиям своего товара акулы фэшн-индустрии. Недавней была и история, услышанная мною от знакомой профессиональной швеи с большим опытом работы, которая рассказала о том, как она » отшивала » под заказ для одного из московских бутиков несколько вещей из новой коллекции Givenchy: » У бренда очень сложный крой, мне было безумно интересно работать с этой тканью и этими фасонами. Заказчики остались довольны » .

Есть несколько основных моментов, на которые нужно обратить внимание, если планируете купить оригинал модели известного бренда:

1. Стоимость оригинала гораздо выше, чем стоимость фейка. И дело не только в качестве, имени и материале. Пошив изделия может быть осуществлен только профессионалами своего дела, поэтому и вещь сделана так, что и не подкопаешься. Плюс затраты на рекламу, которая выгодно расписывает новое творение автора. Между тем, производитель подделок весьма экономит на затратах, ведь он просто берет готовый вариант дизайнерского изделия, которое по умолчанию будет пользоваться успехом у покупателей.

Тут есть нюанс: стоимость копии можно варьировать в любую сторону, в том числе цену на товар несложно подогнать под стоимость оригинала. То есть ориентир только на цену гарантом оригинальности вещи не является, тем более, что в некоторых бутиках бывают распродажи вплоть до 70%.

2. Интернет-магазины. В интернете крупные производители и фэшн-бренды не будут сбывать штучный товар, если только это не онлайн-магазин на официальном сайте бренда.

3. Шанс приобрести оригинальный товар в монобутиках всегда выше, чем в мультибрендовых. Товар в бутике всегда должен быть представлен в нескольких коллекционных линиях.

4. Особенности фурнитуры, размещения логотипа на изделии и так далее - с этими подробностями и особенностями можно ознакомиться на официальном сайте того бренда, изделия которого вы планируете приобрести.

5. На этикетке оригинала всегда есть голограмма или водяной знак.

6. И, пожалуй, главное отличие - специальный код на этикетке, который определяет принадлежность изделия к той или иной коллекции. Его можно найти на официальном сайте. На оригинальном изделии этот идентификационный код тяжело открепить от этикетки. В то время как в копии, если такой код и имеется в наличии, не составляет ни малейшего труда его с этикетки снять.

Ну, и естественно, кривые швы, торчащие нитки, неровная отстрочка - все это выдаст копию уже при первом же внешнем осмотре.

Моральный аспект

Есть еще несколько аспектов по теме, о которых нельзя не упмянуть. Первое - это личное отношение каждого человека, заинтересованного в покупке не бюджетного товара, к такому явлению, как копия. Пусть даже и очень качественная. И как банально и смешно это ни звучит, но многие люди по умолчанию пользование поддельными вещами не приемлют. И это вряд ли можно обозначить, как нарушенная самоидентификация или снобизм. Это уважение себя и разумный перфекционизм: я достоин самого лучшего, самого качественного.

Есть немало людей, предпочитающих годами заниматься «накопительством»: откладывать деньги, экономить - для того, чтобы приобрести оригинал того или иного бренда. Точно так же, никто не отменял существование другой точки зрения, более терпимой к наличию фейков и к их приобретению. С удя по количеству и востребованности копий, многие вполне свободно подходят к этому вопросу. Нет смысла рассуждать на тему правильности того или иного взгляда относительно фейков. Каждый выберет то, что больше соответствует его отношению как к этому вопросу.

Второе - это стереотип или «джентельменский набор» человека, принадлежащего к, так сказать, «высшему сословию». И здесь целый перечень того, что у тебя, дабы казаться статусным, должно быть в наличии. Тут все: начиная от часов известных швейцарских брендов, заканчивая украшениями. Именно так. Если часы, то определенного бренда, если обвувь, то известного итальянского производителя, если украшения, то изготовленные именно теми дизайнерами, которые нынче «в тренде». И только тогда ты сможешь почувствовать свою «причастность к сильным мира сего».

И если первый аспект - это твое личное ощущение, сугубо частная позиция каждого и выбор, то второй - это уже привнесенное в наши умы окружающей нас реальностью. Складывается это постепенно, начиная от цитат, которыми пестрит глянец (в стиле «лучшие друзья девушек - это бриллианты» и " у состоявшегося мужчины должен быть костюм от Armani»), постепенно подбираясь к парадоксу фейс-контроля, дресс-кода и прочим явлениям, классифицирующим людей по принципу «достоин-не достоин» и так далее, и, наконец, заканчивая менталитетом и привычкой «встречать по одежке» (обувке, часикам, колечкам).

Вопрос: что же было изначально - появление в нашем быту фейков, повлекших за собой «брендоманию» посредством «доступности» желаемого товара, или же наоборот - человеческое пристрастие к брендам привело к тому, что индустрия копий процветает не хуже, чем торговля оружием?

Как бы там ни было, но нигде не встретишь такого количества «адептов» Dior, Gucci, Fendi, DG, Hermes, как на постсоветском пространстве. И, с сожалением замечу, эти копии далеко не лучшего качества. Задаешься вопросом: а не лучше ли просто пошить модель такого же фасона у швеи, но только с той разницей, что будет она из хорошей ткани и с ровными швами? Да, она будет без бирки с вожделенным лого, но ведь и подделка тоже, если задуматься, без бирки.Не сочтите все написанное за агитацию «за» или «против» чего-то. Любое мнение, касаемое данной темы, имеет право на существование и уважение. Но феномен фейков существует. И не просто, а распространяется со скоростью света и процветает, как процветают нефтяные шейхи. О целесообразности приобретения оригинала или копии, о моральной стороне и о своих эмоциях на этот счет каждый из нас должен подумать сам.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Сумки итальянской марки Gucci являются одними из немногих дизайнерских вещей, которые уместны при выходе в свет и украсят любой повседневный ансамбль. Неудивительно, что практически все женщины мира мечтают о чудо-сумках этой марки. Им «навстречу» охотно идут ловцы легкой наживы, выпускающие поддельные сумки.

Отличить оригинал «Гуччи» от подделки вовсе не сложно. Пиратские копии уступают подлинникам во многих деталях.

Как не купить подделку сумки Gucci

Обычно отличить оригинал «Гуччи» от подделки либо очень просто (обычно фейки низкого качества выдает неправильное написание названия марки), либо достаточно сложно – нужно иметь наметанный глаз.

Ряд советов поможет определить подделку, даже качественно изготовленную.

1. Натуральные материалы

Сумки «Гуччи» не бывают из заменителей кожи – исключительно натуральные материалы. Обычно это кожа: мягкая (копии отличаются большей жесткостью), равномерно окрашенная (некачественная окраска – серьезный огрех), правильно натянутая (неровности, вмятины и морщинки недопустимы).

2. Качество пошива

Как любое дизайнерское изделие, сумка Gucci отличается идеальными швами со стежками одинаковой длины. Даже внутри не найти плохо обрезанной кожи – шедевр остается шедевром с любого ракурса. Кожа на стыках также выглядит идеально и никогда не отделывается резиной.

3. Логотип

Выглядит как две буквы GG, которые обращены лицом друг к другу и перекрещены. Лого четко и ровно прострочено посредине лицевой стороны сумки, рельефно на ощупь, а буквы не залазят чересчур друг на друга и не заваливаются в сторону.

4. Мелкие детали

Качественная фурнитура обычно достаточно тяжелая, тонкая молния движется плавно. Большинство деталей (застежки, замки, заклепки) сопровождают фирменные надписи – хотя бы на одном-двух приспособлениях они должны присутствовать.

5. Что внутри?

Подкладка обычно выполнена из мягкой льняной ткани, подобранной под основной цвет сумки, и отличается идеально ровной прострочкой.

Под внутренним карманом на молнии (на его месте, если модель сумки не предусматривает кармашек) пристрочен кожаный ярлычок с надписью в две строки «Gucci Made in Italy». На оборотной стороне кусочка кожи (как вариант, в подкладку может вшиваться отдельный тканевый ярлык) расположен серийный номер изделия – это не просто бессмысленный набор цифр, который могут напечатать и на подделке. Настоящий код содержит дату производства сумки и совпадает с цифрами на упаковочном мешке.

6. Обертка для «конфеты»

Упаковка желанной сумки может сказать о ее подлинности многое. Изделие упаковывают в двухслойный хлопковый мешок-пыльник темных цветов с надписью по центру Gucci или просто логотипом GG. Буквы должны быть обязательно золотого цвета, а мешочек на шнурке отличается высоким качеством и мягкостью.

7. Карта подлинности

Своеобразным сертификатом качества служит так называемая controllato-карта с названием бренда. К ней прилагается буклет с подробным описанием выбранной модели на разных языках. Отдельно может быть вложен кусочек образца кожи, из которого пошита сумка.

8. Цена роскоши

Она варьируется в зависимости от модели и материала изделия. Модный дом не стыдится устраивать периодические распродажи из остатков старых коллекций, но даже на них цены не опускаются ниже 600-700 долларов. Очевидно, что 300 долларов для настоящего аксессуара «Гуччи» - неправдоподобная цена. Новая сумка будет стоить не менее 1 тысячи долларов. Обратите внимание: сумочки из экзотических видов кожи (питоновой или страусиной) стоят куда дороже тысячи долларов и уценке не подлежат!

9. Где покупать, чтобы быть уверенным?

Если вы заказываете сумку на официальном сайте Gucci, покупаете в фирменных бутиках (желательно за рубежом) или одном из крупных западных универмагов, можете смело отринуть сомнения и спокойно делать выбор.