Физическое развитие детей. Физическое и умственное развитие детей

Физическое воспитание для детей то же, что и фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больше успехов он достигнет в общем развитии; в науке; в умении работать и быть полезным для общества человеком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Физическое воспитание для детей то же, что и фундамент для здания. Чем прочнее заложен фундамент, тем выше может быть возведена постройка; чем больше забот о физическом воспитании ребенка, тем больше успехов он достигнет в общем развитии; в науке; в умении работать и быть полезным для общества человеком.

Ни в каком другом возрасте физическое воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как первые семь лет. В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия, всесторонней двигательной подготовленности и гармоничного физического развития

Растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными - задача не только родителей, но и каждого дошкольного учреждения, так как дети в них проводят большую часть дня. В детских садах предусмотрены занятия по физической культуре, которые следует строить в соответствии с психологическими особенностями конкретного возраста, доступности и целесообразности упражнений. Комплексы упражнений должны быть увлекательными, а также должны предусматривать физиолого-педагогические оправданные нагрузки, удовлетворяющие потребность ребенка в движении.

Положительные эмоции, эмоциональная насыщенность занятий являются основными условиями при обучении детей движениям. Подражание - рождает эмоции, которые активизируют ребенка. Освоение движений хорошо влияет и на развитие речи ребенка. Совершенствуется понимание речи взрослого, расширяется словарь активной речи. Вот почему справедливо отмечал выдающийся советский педагог В.А. Сухомлинский: "Я не боюсь еще раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя". Поэтому крайне важно правильно поставить физическое воспитание именно в этом возрасте, что позволит организму малыша накопить силы и обеспечить в будущем не только полноценное физическое, но и умственное развитие.

На современном этапе проблема развития умственных способностей дошкольников в процессе физического воспитания приобретает особую значимость, так как по-новому осмысливаются содержание, формы, методы умственного и физического воспитания детей в условиях дошкольного учреждения. Актуальность данной темы была определена по следующим параметрам:

Во-первых, на фоне социально-экономических преобразований России изменяются представления о детстве, которое рассматривается теперь как самоценный период человеческой жизни;

Во-вторых, в настоящее время дошкольное образование ориентирует педагога в процессе воспитания на необходимость раннего обучения, которое обосновывается «Конвенцией о правах ребенка», а также данными научных выводов о возможностях развития ребенка раннего возраста, что может помочь обеспечить плавный переход ребенка в начальную школу;

В-третьих, физическое воспитание предусматривает развитие у детей в процессе различных видов деятельности - внимания, восприятия, мышления, а также способов умственной деятельности (умение элементарно сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать простейшие причинно - следственные связи и др.).

К средствам умственного воспитания относят специально организованные проблемные ситуации в процессе занятий физическими упражнениями, разрешение которых требует умственных действий (прием и переработка информации, анализ, принятие решения и т.п.).

К методам умственного воспитания относятся опрос по преподаваемому материалу; наблюдение и сравнение; анализ и обобщение изучаемого материала; критическую оценку и анализ двигательных действий.

Физические упражнения оказывают прямое и опосредованное влияние на умственное развитие детей в процессе физкультурных занятий

Умственное развитие определяется интеллектом, интеллектуальными способностями. В широком смысле интеллект - это совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения; в более же узком смысле - это мышление. Интеллект является основной формой познания действительности.

Одним из факторов интеллектуального развития является двигательная активность, в результате двигательной деятельности улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, улучшается функциональное состояние центральной нервной системы, повышается умственная работоспособность человека. Достижения в сфере интеллекта и креативности в значительной мере связаны с уровнем развития психомоторной сферы ребенка. В специальных исследованиях зафиксированы факты, свидетельствующие о том, что дети, более развитые в физическом отношении, получают более высокие оценки в учебе. Дети, занимающиеся в спортивных секциях, имеют лучшие показатели умственной работоспособности.

Физические упражнения создают возможности для успешного протекания всех психических процессов, т.е. требуют внимания, наблюдательности, сообразительности. Разнообразие движений, богатство координации повышают пластичность нервной системы. Так, имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции.

Бойко В. В. пишет, что за период дошкольного детства в умственном развитии ребёнка происходят глобальные изменения: от нерасчленённого восприятия предметов, к умению пользоваться самостоятельно приобретёнными знаниями, навыками.

Под воздействием физических упражнений у детей дошкольного возраста эффективней происходит формирование различных видов мышления:

1) Наглядно-действенное мышление.

2) Наглядно-образное мышление

3) Словесно-логическое мышление начинает формироваться у детей старшего дошкольного возраста. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Рассуждать значит связывать между собой разные знания для того, чтобы получить ответ на стоящий вопрос, решить мыслительную задачу.

Двигательная активность стимулирует перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы. Дети, имеющие большой объём двигательной активности в режиме дня характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния центральной нервной системы, вследствие чего, у ребенка улучшается память, и все мыслительные процессы которые определяют интеллект.


  • Лекция 2. Особенности познавательных процессов у детей с трудностями в интеллектуальном развитии
  • 1. Познавательная деятельность и познавательные процессы
  • 2. Особенности ощущений и восприятий умственно отсталого ребенка
  • Лекция 3. Особенности деятельности детей с трудностями в интеллектуальном развитии
  • 1. Общая характеристика деятельности умственно отсталых детей
  • 4. Трудовая деятельность
  • Лекция 4. Особенности эмоционально-волевой сферы ученика специальной (коррекционной) школыviii вида
  • 1. Эмоции и чувства
  • 2. Воля
  • Лекция 5. Нравственное воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
  • 1. Основные задачи нравственного воспитания в школеViii вида
  • 2. Нравственное воспитание учащихся на занятиях по внеклассному чтению
  • 1) Основные направления внеклассного чтения в школе VIII вида в начальных классах
  • 2) Условия эффективности нравственного воспитания на занятиях по внеклассному чтению
  • 3) Советы классному руководителю, воспитателю
  • Задания к теме:
  • Лекция 6. Эстетическое воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы viiiвида
  • 1. Теоретические основы эстетического воспитания в школеViii вида
  • 2. Сущность и особенности эстетического воспитания школьников с интеллектуальной недостаточностью
  • 3. Задачи эстетического воспитания
  • 4. Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых школьников
  • 5. Особенности музыкального воспитания умственно отсталых школьников
  • 6. Эстетическая направленность в работе с природным материалом
  • 7. Эстетическое воспитание на уроках чтения
  • 8. Эстетическое воспитание на уроках физической культуры
  • 9. Воспитание культуры поведения учащихся школыViii вида
  • 10. Заключение
  • Задания к теме:
  • Лекция 7. Детский коллектив специальной (коррекционной) школы VIII вида
  • 1. Воспитание школьников в коллективе
  • 2. Психологическая характеристика школьного класса
  • 3. Взаимоотношения школьников в коллективе
  • 4. Отношения учителя к детскому коллективу как фактор формирования межличностных отношений
  • 5.Тактика педагога по отношению к детям, занимающим различное положение в классе
  • 6. Сочетание игровой, трудовой и познавательной деятельности в коллективе
  • 7. Приемы вовлечения школьников в коллективную деятельность
  • Задания к теме:
  • 1. Психологическая подготовка к труду
  • 2. Практическая подготовка к труду
  • 3. Общественно полезный труд
  • 4.Производственное обучение и производительный труд
  • Задания к теме
  • Классификация экскурсий
  • Подготовка экскурсии
  • Определение цели
  • Выбор темы
  • Отбор и изучение экскурсионных объектов
  • Составление маршрута
  • Подготовка текста
  • Речь учителя
  • Использование методических приемов
  • Природоведческие экскурсии
  • Коррекционно-воспитательное значение экскурсии
  • Примерная разработка природоведческой экскурсии1
  • Подготовка учителя к экскурсии
  • Подготовка учащихся к экскурсии
  • Проведение экскурсии
  • Закрепление полученных знаний.
  • Итоги экскурсии
  • Лекция 10. Физическое воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
  • Особенности физического развития и двигательных способностей учащихся вспомогательной школы
  • Значение физического воспитания в школеViii вида
  • Связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания
  • Единство нравственного и физического воспитания
  • Связь умственного и физического воспитания
  • Единство трудового и физического воспитания
  • Задачи физического воспитания в школеViii вида
  • Лекция 11. Организационные формы внеклассной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида
  • 1.Задачи и основные направления внеклассной воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида
  • 2. Совместная коррекционно-воспитательная работа воспитателя и учителя в специальной (коррекционной) школе viiIвида
  • 3. Общие замечания к проведению внеклассных и внешкольных воспитательных мероприятий
  • 4. Кружковая работа и ее значение в воспитании учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
  • 5. Некоторые выводы
  • Лекция 12. О некоторых актуальных проблемах современной олигофренопедагогики
  • Лекция 13. Педагогическая этика учителя и ее особенности в работе с учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида
  • 2. Педагогическая этика учителя и ее особенности в работе с учащимися школы VIII вида
  • Б и б л и о г р а ф и я
  • Связь умственного и физического воспитания

    В аспекте задач умственного воспитания в процессе физического воспитания предусматривается:

    Обогащение специальными знаниями, относящимися к сфере физической культуры, спорта; систематическое расширение и углубление их, формирование на этой основе осмысленного отношения к физкультурной, спортивной деятельности, содействие формированию научного мировоззрения;

    Развитие познавательных способностей, качеств ума, содействие творческим проявлениям личности, в том числе в самопознании и самовоспитании средствами физической культуры, спорта.

    Реализация этих задач в процессе физического воспитания связана, прежде всего, с физическим образованием, причем педагогической основой являются дидактические принципы, средства и методы.

    Освоение их в конкретном приложении, т.е. в единстве с практическими навыками и умениями, составляет основную образовательную линию в физическом воспитании. Эта линия должна быть тесно связана с воспитанием познавательной активности и качеств ума, таких, как любознательность и пытливость, динамичность, гибкость и тонкость мыслительных операций (острота мышления), для чего в процессе физического воспитания имеются немалые возможности.

    Передавая знания непосредственно в рамках занятий физическими упражнениями, преподаватель пользуется своеобразными методами, особенности которых обусловлены спецификой физического воспитания (лаконичное объяснение, инструктирование, сопроводительные пояснения по ходу выполнения двигательных заданий, оперативный разбор результатов их выполнения и т.д.). Это придает динамичность познавательной деятельности обучаемых.

    На связь физического и умственного воспитания указывали многие ученые-дефектологи (А.С.Самыличев 1 , А.А.Дмитриев 2 , Н.А.Козленко и др.). Так, А.С.Самыличев проводил исследования по определению соотношений развития умственной работоспособности и физических качеств у учащихся вспомогательной школы. В результате было установлено, что в подавляющем большинстве случаев имеется прямая зависимость изучаемых показателей – дети с более высокой умственной работоспособностью отличаются лучшим развитием физических качеств, и наоборот. То есть, повышая в процессе физического воспитания уровень развития физических качеств у умственно отсталых детей с помощью целенаправленных индивидуально дозированных упражнений, мы тем самым будем опосредованно оказывать влияние и наразвитие их умственных способностей, что является одной из важнейших задач коррекционно-воспитательной работы во вспомогательной школе. Итак, развитие умственной работоспособности и уровень физических качеств у умственно отсталых детей находится в определенной взаимосвязи, что является доказательством наличия связи между физическим и умственным сторонами воспитания. Физическое и умственное воспитание являются двумя взаимодополняющими сторонами учебно-воспитательного процесса в школах как для нормальных, так и для умственно отсталых детей.

    Единство трудового и физического воспитания

    Трудовое воспитание представляет собой, по сути, не столько отдельную часть воспитания, сколько главное прикладное направление всех сторон воспитания. Трудовая направленность системы физического воспитания в нашей стране четко выражена в ее цели, задачах, фундаментальных принципах. Роль физического воспитания в трудовом воспитании и основные линии их взаимосвязи характеризуются следующими положениями:

    1.Физическое воспитание имеет общеподготовительное и непосредственно прикладное значение для трудовой деятельности. Значение физического воспитания для труда обусловлено, прежде всего, объективным единством функций организма. Как бы различны ни были отдельные виды полезного труда или производительной деятельности, с физиологической стороны это, во всяком случае, функции человеческого организма, и каждая такая функция, каково бы ни было содержание, по существу, есть трата человеческого мозга, мускулов, органов чувств и т.д. Физическое воспитание, обеспечивая увеличение функциональных возможностей организма, тем самым создает важнейшие предпосылки высокой работоспособности для всех видов труда, где требуются аналогичные функциональные возможности.

    На этом основан, в частности, эффект профессионально-прикладной физической подготовки. Если физическое воспитание формирует двигательные навыки и умения, непосредственно применимые в избранной трудовой деятельности, то оно является в таком случае, по существу, одной из форм практического трудового воспитания.

    Вместе с тем физическое воспитание имеет и более широкое значение для трудовой деятельности. Всесторонне развивая физические способности и создавая богатый запас разнообразных двигательных навыков и умений, оно гарантирует общую физическую подготовленность как предпосылку высокой производительности в любом виде труда.

    2.Путь к физическому совершенству – это путь многолетнего упорного труда по преобразованию самого себя, своей “природы”, он проходит через преодоление возрастающих нагрузок, нередко весьма тяжелых, требующих максимальной самомобилизации. В таком добровольном повседневном труде вырабатывается и отношение к труду вообще, особенно когда физическое неразрывно связано с нравственным им другими видами воспитания. Тогда оно является одним из основных факторов воспитания трудолюбия, формирующим привычку трудиться с полной отдачей сил и развивающим созидательные способности.

    3.В физкультурном движении нашей страны большое место отводится добровольному и безвозмездному участию физкультурных коллективов в общественной работе и общественно полезных делах, связанных с конкретными трудовыми операциями.

    4.Трудовому воспитанию в процессе занятий физическими упражнениями содействует также систематическое выполнение практических обязанностей по самообслуживанию и обслуживанию группы (подготовка и уборка мест занятий, инвентаря, уход за спортивным снаряжением, экипировкой и т.д.).

    Важно, чтобы система выполнения таких обязанностей была связана с удовлетворением не только личных потребностей, но и нужд коллектива. Благодаря этому занимающиеся не только усваивают элементарные приемы бытового труда, но вместе с тем приучаются к ответственности, сознательной дисциплине, организованности, согласованности действий в совместном деле, а также приобретают умение руководить и подчиняться, получая удовольствие от хорошо налаженной, хотя и будничной, но необходимой и полезной для коллектива работы.

    Итак, мы видим, что физическое и трудовое воспитание неразрывно связаны между собой. На связь физического и трудового воспитания умственно отсталых детей указывали такие ученые-дефектологи, как Д.И.Азбукин (1943) 1 , А.Н.Граборов (1961), Г.М.Дульнев и др.

    Физическое воспитание играет важную роль в подготовке учащихся вспомогательной школы к труду. Физическое воспитание способствует всестороннему физическом развитию и укреплению здоровья, корригирует недостатки умственного и физического развития, формирует правильные навыки жизненно важных движений и расширяет двигательные возможности путем коррекции недостатков моторики, развивает готовность к овладению новыми умениями и навыками.

    Выпускники школы VIII вида после ее окончания должны трудоустроиться. Проблема социально-трудовой адаптации выпускников школы VIII вида является в настоящее время одной из важнейших специальных проблем дефектологии. От того, насколько успешно овладеет умственно отсталый школьник рабочей профессией, зависит его дальнейшее социальное положение и, следовательно, успешная адаптация в самостоятельной жизни. В связи с этим значительное внимание уделяется физическому воспитанию школьников, что позволяет выявить и развить интересы и склонности учащихся, их потенциальные возможности.

    Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что нравственное, эстетическое, умственное, трудовое и физическое воспитание являются взаимосвязанными, взаимодополняющими сторонами учебно-воспитательного процесса во вспомогательной школе.

    Новое исследование ученых из Финляндии предполагает, что активность играет одну из ключевых ролей в умственном развитии ребенка, особенно в начальных классах школы. Исследователи выяснили, что хорошую успеваемость можно связывать с физическим состоянием. Важна хорошая физическая подготовка среди мальчиков.

    Експеримент

    Исследователи из Университета Восточной Финляндии обнаружили, что для мальчиков, в течение первых 3 лет в школе, навыки чтения и подсчитывания были выше, кто имел хороший уровень физической подготовки и был активен. Под понятием активность ученные имели виду как прогулки пешком, или езду на велосипеде, так и поведение на переменах.

    Риски сидячего образа жизни все чаще документируются. Малоподвижный образ жизни в детстве увеличивает риск хронических заболеваний, таких как сердечно-сосудистые проблемы в зрелом возрасте.

    В 2012 году в клинике Майо сообщили, что 50-70% американцев тратят за целый день 6 и более часов на сидение, а 20-35% людей проводят 4 и больше часов сидя перед телевизором.

    Авторы утверждают: уровень физической активности снижается, в то время как от сидячего образа жизни, как просмотр телевизора, ничего хорошего ждать не следует. Предыдущие исследования также предполагали, что низкий уровень физической активности негативно влияет на успеваемость детей в школе.

    Другие изучения обнаружили связь между физической культурой и успеваемостью, но авторы говорят — данные ограничены, поскольку нужно больше времени и сил для того, чтобы проанализировать и классифицировать данные разных по уровню активности людей, с совершенно уникальными привычками у каждого.

    Физическая активность против пассивности

    В своем исследовании, опубликованном в PLoS ONE, авторы пишут, что «нет никаких перспективных исследований, которые бы сравнивали отношения различных типов физической активности (ФА) и сидячего образа жизни с учебными навыками детей».

    Они уже изучили разные типы поведения среди первоклассников и попытались связать результаты с успеваемостью детей в арифметике, чтении. Участниками теста стали 186 финских детей, которые принимали участие на протяжении первых трех лет школьного обучения.

    Они обнаружили, что высокие уровни физической активности все-таки влияли на арифметические способности детей, и занятие спортом — только улучшало результаты на тестах по математике.

    Улучшения в учебных достижениях были наиболее выразительно проявлены среди мальчиков. Те, кто предпочитал бегать и прыгать в свободное от учебы времени достигли лучших результатов, чем мальчики, которые после уроков проводил время сидя. Хорошие результаты в обучении также связывают с умеренным пользованием компьютером.

    К подобным выводам ученые не смогли дойти относительно девочек. Возможно, это можно объяснить гендерными различиями, но связь между физической активностью или пассивностью и умственными достижениями не столь заметна среди женского пола.

    «Дети должны больше двигаться во время перемен. Они сидят за школьной партой достаточно долго, поэтому активная деятельность никому не помешает, а только поможет. Кроме того, подобный стиль поведения только улучшит личные успехи».

    Исследование показало, что существуют значительные различия между мальчиками и девочками в плане влияния роли физической активности. Кроме того, слишком большая физическая активность среди женского пола только ухудшала школьные показатели.

    Физическое и умственное развитие детей дошкольного возраста. Роль семьи в развитии дошкольника. Психолого-педагогическое тестирование по методике Кушнир Н.Я. и дополнительные методики по определению умственного развития у детей пятилетнего возраста.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Министерство образования Республики Беларусь

    Учреждение образования

    "Гомельский государственный университет

    имени Франциска Скорины"

    Биологический факультет

    Кафедра физиологии человека и животных

    ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

    ХАРАКТЕРИСТИКА УМСТВЕННОГО И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (НА ПРИМЕРЕ Г. ГОМЕЛЯ )

    Исполнитель:

    студентка группы Б-52

    Коршак Людмила Ивановна

    Научный руководитель:

    ассистент Дроздов Денис Николаевич

    Гомель 2012

    Содержание

    • Введение
    • 1. Обзор литературы
    • 2.2 Методика исследований
    • Заключение
    • Список использованных источников

    Введение

    Дошкольный возраст - это период, в течение которого происходит колоссальное обогащение и упорядочение чувственного опыта ребенка, овладевание специфически человеческими формами восприятия и мышления, бурное развитие воображения, формирование произвольного внимания и смысловой памяти .

    Важную роль в формировании личности ребенка играет также определенный уровень физической подготовленности, овладение специальными знаниями, двигательными навыками и умениями.

    Многие психологи считают, что ребенок шестилетнего возраста психологически готов к обучению в школе и достаточно физически развит.

    Однако, по мнению отечественного психолога Кушнир Н.Я., попытки реализации этого положения нельзя назвать полностью удачными. Возраст ребенка от шести до семи лет принято считать переходным. С одной стороны, этот возраст можно назвать старшим дошкольным, с другой, младшим школьным .

    Как правило, когда ребенок идет в школу, он обладает индивидуальными способностями в физическом и умственном развитии, которые он получил в процессе воспитания.

    В настоящее время актуальным становится вопрос умственного и физического развития детей дошкольного возраста, а также, что немаловажно, личностного роста при приеме детей в школу. Педагоги и психологи анализируют основные факторы, условия, влияющие на полноценное развитие ребенка дошкольного возраста: семья с ее устоями и традициями, атмосфера семьи; дошкольные учреждения, в частности детские сады, где основной формой обучения является занятие, а также детский коллектив с его межличностными взаимоотношениями.

    Целью работы явилась оценка умственного и физического развития детей дошкольного возраста.

    Практическое значение работы заключается в том, что исходя из результатов исследований, установить общий уровень развития детей пяти - и шестилетнего возраста, воспитывающихся в дошкольном учреждении. Обратить особое внимание на дошкольников, отстающих в развитии, и разработать для них рекомендации по психической коррекции их развития.

    1. Обзор литературы

    1.1 Особенности физического развития детей дошкольного возраста

    Физическое развитие ребенка - это сложный процесс, который выражается в изменении размеров тела и соотношении отдельных частей тела между собой. Развитие включает в себя рост (увеличение массы организма, изменение числа его клеток или их размеров), дифференцировку органов и тканей, и формообразование (приобретение организму присущих его форм).

    Характерной особенностью процесса роста детского организма являются его неравномерность и волнообразность. Периоды усиленного роста сменяются его некоторым замедлением.

    Именно в период от 5 до 7 лет наблюдается увеличение скорости роста тела в длину (так называемый "полуростовой скачок") причем конечности в это время растут быстрее, чем туловище . Происходит интенсивный рост трубчатых костей ног, рук, оформляются изгибы позвоночника, изменяется строение костей: хрящевая ткань заменяется костной . Кости содержат больше органических веществ и больше снабжаются кровью .

    Позвоночник здорового ребенка принимает нормальную, постоянную форму и физиологическую осанку только к 6-7 годам. Детская осанка имеет не стабильный характер, и может улучшаться или ухудшаться. Поэтому необходимо проводить физические упражнения с детьми в течение дня, для предупреждения искривления позвоночника.

    Межпозвоночные диски у детей относительно толще, чем у взрослых людей. С возрастом они уменьшаются и становятся менее эластичными .

    С 3 до 7 лет продолжается рост всего черепа, особенно его основания. К 7 годам рост основания черепа в длину в основном заканчивается, и оно достигает почти такой же величины, как у взрослого человека .

    умственное физическое развитие дошкольный

    Сращение частей решетчатой кости черепа и окостенение слухового прохода к шести годам заканчивается. Сращение же между собой частей затылочной, основной и обеих половин лобной костей черепа к этому возрасту еще не завершено. Между костями черепа сохраняются хрящевые зоны, поэтому рост головного мозга может продолжаться. (Объем или окружность головы у ребенка к шести годам примерно 50 см.). Не заканчивается и окостенение опорных частей носовой перегородки .

    Наружный слуховой проход формируется в височной кости уже к 6 годам, когда его длина достигает 24 мм, а ширина - 17 мм. В течение первых 6 лет жизни формируются воздушные ячейки сосцевидного отростка височной кости. Костный лабиринт органа слуха к этому времени уже сформирован. Лобные пазухи, имеющие к 4 годам величину горошины, к 7-8 годам достигают размеров лесного ореха и лишь к 12 годам половины размеров взрослого .

    В результате "полуростового скачка" изменяется форма грудной клетки, проявляется ее типологическая конфигурация, которая тесно связана с развитием и функциональными возможностями легочной ткани .

    Рост грудной клетки замедляется , увеличивается ее подвижность, укрепляется сердечно-сосудистая система, совершенствуется пищеварительный аппарат .

    В этот период начинается сращение бугров плечевой кости с ее телом; в локтевом суставе уже налицо ядра окостенения, но мыщелки хрящевые. В кисти ребенка наблюдаются центры окостенения всех костей запястья .

    В костях предплюсны точки окостенения появляются в период от 3 месяцев до 5 лет .

    В костях таза хорошо выражен Х-образный хрящ в области вертлужной впадины, где с туловища на конечности передается большая нагрузка. Плохо выражен хрящевой гребень бедренной кости и ее малый вертел, к 5 годам они сливаются в единую кость, на верхнем конце малоберцовой кости появляются ядра окостенения. У детей 4-5 лет кости предплюсны в значительной мере хрящевые, хорошо выражены лишь ядра 1 и 2 клиновидных костей, ядро окостенения пяточного бугра до 7-8 лет отсутствует .

    В период пяти - семи лет наблюдается и незавершенность строения стопы. В связи с этим необходимо предупреждать появление и закрепление у ребенка плоскостопия, причиной которого могут стать обувь .

    Параллельно с ростом скелета идет увеличение мышечной массы. У детей на долю мышц приходится - 20-25 % массы тела .

    Мышцы становятся плотными, возрастает их сила. Особенно быстро развиваются мышцы груди, спины, таза. Мелкие мышцы кисти руки и стопы находятся еще в стадии развития .

    Возраст 3-7 лет является важным периодом в становлении произвольной двигательной функции, которое в дальнейшем влияет на морфологическое созревание и развитие функциональных возможностей двигательного анализатора.

    Дети с высоким уровнем физического развития и функционального состояния, как правило, ведут активный "здоровый образ жизни", в первую очередь с помощью родителей, вторую - коллектива воспитателей детских дошкольных учреждений.

    Дети с низкой физической подготовкой - очень часто болеют и редко посещают дошкольные учреждения . Это, в свою очередь, отрицательно влияет на характер умственной работоспособности детей. Поэтому основная задача воспитателя - целенаправленно и последовательно преодолевать недоразвитие детской моторики и движений.

    1.2 Особенности умственного развития детей дошкольного возраста

    Внутри каждого периода развитие детей протекает неравномерно: то одна, то другая задача выступает в развитии личности на первый план (то физическая, то умственная, то нравственная, то трудовая, то эстетическая) при одновременном решении других задач воспитания.

    Особенность развития детей 6-7 лет состоит в огромных возможностях формирования у них тех психических качеств, которые нужно выработать у ребенка, опираясь на его естественные (природные) предпосылки и наиболее соответствующие возрасту виды деятельности.

    Замечательной чертой развития ребенка является то, что самой природой выработана удивительная способность беспрерывного и бесконечного индивидуального развития и совершенствования.

    Однако эта потребность и способность организма ребенка к постоянному изменению, совершенствованию является только предпосылкой для успешного психического развития личности. Психическое развитие - это процесс формирования познавательной деятельности детей, развитие у них чувств и воли, формирование различных свойств личности (темперамент, характер, способность, интересы). ()

    При организации работы по воспитанию и обучению детей 6-7 лет необходимо давать достаточное количество внешних впечатлений, которые обеспечивали бы активную работу мозга.

    Внешние впечатления, воспитательные воздействия взрослых должны быть разнообразными, так как созревающий мозг ребенка очень чувствителен к перегрузкам, быстро утомляется от однообразной деятельности.

    Характерным в развитии ребенка является его собственное участие в своем развитии. В дошкольном возрасте имеют место такие формы саморазвития, как ориентация на личность или коллектив, приспособление, подражание и зарождающиеся начала самовоспитания.

    Самовоспитание как высшая форма участия ребенка в своем развитии в 6-7-летнем возрасте возможно в элементарных проявлениях, но оно не является определяющим, так как предполагает самоуправление развитием, высокую осознанную требовательность к себе, что дошкольникам еще недоступно.

    Для развития детей 6-7 лет характерно явление акселерации, т.е. ускорение физического и психического развития. Ускоренное психическое развитие психологи объясняют усилившимся потоком сведений, которые дети получают из разных источников - радио, телевидения, общение с взрослыми и сверстниками, чтения книг, обучения и т.д. .

    В дошкольном периоде активно совершенствуются анализаторно-синтетические функции головного мозга, продолжается дифференцировка нервных клеток, и к концу периода кора головного мозга по строению похожа на кору мозга взрослых.

    Быстро развиваются интеллектуальные способности ребенка, формируются суждения, дети овладевают моторной речью, начинают формироваться грамматические формы речи .

    С развитием ребенка не только обогащаются формы и виды его физической активности, усложняется ее структура. Возникает новый тип активности - умственная деятельность.

    Ребенок сначала осмысливает действие, которое он совершает, затем начинает его планировать, ставит цель, обдумывает способ ее достижения, рассуждает, критикует, исправляет.

    Шестилетние дети интересуются не только новым для него предметом, но и хотят узнать и его устройство, назначение, способ использования, происхождение. Мотивом, побуждающим дошкольника манипулировать предметами, является познавательный интерес. На основе его у дошкольников отчетливо выступает в том, что растет желание детей заниматься умственной деятельностью.

    На протяжении дошкольного возраста происходят заметные изменения, как в содержании чувств, так и в форме их протекания.

    Ранее возникшие чувства углубляются и становятся более устойчивыми, разнообразными, четко выраженными .

    В дошкольном возрасте ребенок интенсивно овладевает речью как средством общения: с помощью речи он учится рассказывать о значимых для него событиях, делится своими впечатлениями.

    Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. При определенных условиях воспитания ребенок начинает не только пользоваться речью, но и осознавать ее строение, что имеет важное значение для последующего овладения грамотой.

    По сравнению с ранним детством словарь ребенка-дошкольника увеличивается, как правило, в три раза. При этом рост словарного запаса непосредственно зависит от условий жизни и воспитания .

    И к шестилетнему возрасту запас ребенка увеличивается настолько, что он может легко объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов .

    То, что ребенок усваивает грамматические формы языка и приобретает большой активный словарь, позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи .

    Возможности общения дошкольников с взрослыми расширяются, содержание его углубляется, чему способствует достигнутый уровень развития речи .

    В дошкольном возрасте для ребенка характерны произвольные действия - наблюдение, рассматривание, поиск. Ребенок воспринимает окружающие его предметы осмысленно, анализируя их. Восприятие - это сложный активный процесс, включающий анализ и синтез поступающей информации. .

    Ребенок, не только различает цвета, форму, величину предметов и их положение, он может также изобразить простейшие формы и раскрасить их в заданный цвет .

    В то же время образное начало, очень сильное в этом периоде, часто мешает ребенку сделать правильные выводы относительно того, что он наблюдает .

    В возрасте от четырех до семи лет, по мнению Ж. Пиаже, происходит постепенная концептуализация мыслительной деятельности, которая подводит ребенка дошкольного возраста к дооперациональному мышлению. Мышление - это активный процесс отражения объективного мира при помощи слов и образов.

    Мышление дошкольника остается в значительной степени наглядным, включающим элементы умственных абстрактных операций, что может рассматриваться как прогрессивное изменение по сравнению с предыдущим ранним возрастом.

    Если в раннем детстве ведущая форма мышления ребенка - наглядно-действенная, то дошкольный возраст - период доминирования наглядно-образного мышления. В старшем дошкольном возрасте начинают появляться элементы более зрелого - словесно-логического мышления .

    Дошкольник образно мыслит, он еще не приобрел взрослой логики рассуждений .

    В условиях целенаправленного обучения дети могут достигнуть более высокого уровня мышления. В результате специально организованной разносторонней ориентировочной деятельности у детей формируются правильные, точные, богатые образы, содержательные представления о предметах, которые становятся основой для развития мышления. Моделирование звукового состава слова способствует формированию фонематического слуха и на его основе более эффективному овладению чтением и письмом .

    Мышление шестилетнего ребенка отличается эгоцентризмом, особой умственной позицией, обусловленной отсутствием знаний, необходимых для правильного решения определенных проблемных ситуаций.

    Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное "зачем?", "как?", "почему?".

    Дошкольный возраст - возраст интенсивного развития памяти. Память - это процесс накопления, хранения и воспроизведения поступающей информации . Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей .

    Память схватывает значимые для ребенка события и сведения и сохраняет их. Шестилетний ребенок может запомнить произвольно. Когда запоминание становится условием успешной игры или имеет значение для реализации притязаний ребенка. Однако непроизвольное запоминание остается более продуктивным .

    Развитие памяти приводит к перестройке интересов и мотивов деятельности ребенка. Впервые в жизни, в дошкольном возрасте, интерес начинает определяться опытом, хранящимся в памяти .

    Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Внимание - состояние психики, выраженное в сосредоточенности на чем-либо.

    Избирательность произвольного внимания дошкольника является функцией его спонтанной игровой деятельности, так как в игре он произвольно направляет свое внимание на то, что ему необходимо для нее.

    Хотя дети шести лет могут произвольно регулировать свое поведение, непроизвольное внимание преобладает. Детям трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности .

    Главным итогом развития всех видов деятельности, с одной стороны, выступает овладение моделированием как центральной умственной способностью, с другой стороны - формирование произвольного поведения .

    1.3 Роль семьи в развитии дошкольника

    Появившись на свет, малыш вступает в определенные взаимоотношения с окружающей средой и людьми. В системе этих взаимоотношений и идет становление его личности. Это долгий и сложный процесс, в ходе которого ребенок с помощью взрослых усваивает нравственные нормы.

    Дошкольник отличается любознательностью, что отражается в его бесконечных вопросах "почему?", "зачем?". У ребенка развивается стремление упражнять себя в действиях, поступках, в которых он пытается показать свою самостоятельность.

    Особое влияние на развитие любознательности и познавательных интересов оказывает совместная деятельность родителей и детей, организовать которую по силам каждой семье. В процессе такой деятельности старшие члены семьи разумно поощряют усилия ребенка, оказывают поддержку и своевременную помощь при встретившихся трудностях, положительно оценивают достигнутые результаты. Все это укрепляет познавательные интересы и любознательность дошкольника.

    Ребенок 3-6 лет осваивает элементы учения, занимается игрой, лепкой, трудом, конструированием и другими видами деятельности, которые организуются взрослыми.

    На протяжении дошкольного детства изменяется степень осознанности при выполнении детьми правил. Дети 5-6 лет уже выполняют правила не по привычке, а сознательно, понимая их значение.

    Основной путь влияния взрослого на развитие личности детей - организация условий для практического усвоения ими моральных норм. Первым таким условием является образец взрослого, его отношения и поступки. Ребенок склонен подражать, перенимать манеру взрослых, заимствовать у них оценку людей, вещей, событий. Немаловажно значение имеют также образцы поведения, представленные в рассказах и сказках. Для ребенка очень важна оценка взрослыми поступков, действий его сверстников, его самого, сказочных персонажей.

    Ребенка обучают правилам поведения, которые со временем усложняются. Предъявляя детям требования и оценивая их поступки, взрослые добиваются от детей выполнения правил. Постепенно и сами дети начинают оценивать свои поступки, исходя из представления о том, какого поведения ждут от них окружающие. Происходит процесс усвоения опыта и его индивидуализация, то есть осознание себя. Так формируется личность.

    Игра - основная деятельность дошкольника, и поэтому на ее основе идет личностное развитие ребенка. Игра формирует у него важные качества, в том числе коллективизм. Копируя деятельность взрослых, подражая им в ролевых и сюжетных играх, ребенок глубже узнает окружающую его действительность, знакомится с жизнью людей, их трудом. В игре у детей развивается не только мышление, но и воображение. В процессе игры ребенок осуществляет определенные задачи и цели, подчиняется ее правилам, что воспитывает и укрепляет его волю. Посредством игры воспитатели и родители приобщают ребенка в доступной форме к социальным и нравственным нормам. Поэтому одна из важных задач воспитателя - организация деятельности детей. Выполняя определенную роль, ребенок выделяет те правила и нормы, которые приняты в окружающей его социальной среде. Они становятся правилами его игрового поведения .

    Игра способствует формированию самооценки дошкольника. Она создает благоприятные возможности для удовлетворения и развития потребности ребенка в самоутверждении, признании.

    В игре, как в ведущем виде деятельности дошкольников, активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и кончая сложными.

    Важно и то, что в игре активно формируется способность становиться на точку зрения другого человека, партнера по игре, смотреть на вещи с его позиции.

    Чрезвычайно важно также, что в процессе игровой деятельности у ребенка формируется воображение как психологическая основа творчества, делающая субъекта способным к созданию нового в различных сферах деятельности и на разных уровнях значимости .

    В игре он сам определяет, как надо себя вести в той или иной ситуации, что должно делать, а чего делать не следует. Ребенок не ждет за это одобрения окружающих. Наградой ему являются чувства удовлетворения и радости, которые он испытывает от выполнения своей роли. Следует отметить, что элементы ролевой игры возникают и начинают развиваться уже в младшем возрасте .

    Конечно, и дошкольник, и "детское общество" развиваются и в других видах деятельности. Но особое значение в этом процессе принадлежит игре. Она является ведущей деятельностью в дошкольный период и, как никакая другая деятельность, отвечает особенностям психики ребенка, наиболее свойственна и характерна для него .

    В настоящее время стоит острая проблема воспитания детей в неблагополучных семьях, что отрицательно влияет на нравственное и психическое развитие детей.

    Семьи, где родители злоупотребляют алкоголем, называют семьями социального риска, поскольку поведение их взрослых членов, их образ жизни не соответствует требованиям общества. В таких семьях чаще формируются личности с отклонениями в нравственном и психическом развитии, представляющие опасность для общества.

    Есть другой тип неблагополучия: внешне семья также вполне благополучна, но родители постоянно заняты приобретением вещей или устройством личной жизни. Воспитанием детей в таких семьях серьезно никто не занимается. Интересы и потребности ребенка не принимаются во внимание, внутренний мир ребенка кажется не заслуживающим серьезного отношения. Родители не создают условий для детских игр и занятий, отсутствует совместный досуг, занятия спортом, чтение книг.

    К неблагополучным должны быть отнесены и семьи, где к ребенку не предъявляется никаких требований, где удовлетворяются все его капризы, что создает основу для формирования эгоизма, высокомерия, неуважения к окружающим. В семье растят человека, не желающего ни с кем считаться, в том числе и с собственными родителями.

    Таким образом, наиболее типичными причинами неблагополучия в семье являются: алкоголизм, открытые и скрытые конфликты между родителями и другими членами семьи, ориентация родителей лишь на материальное обеспечение ребенка, отсутствие заботы о его воспитании, о его духовном развитии. Все названные причины обычно сочетаются друг с другом.

    В ряде семей неблагополучие возникает в связи с разводом родителей. Период распада семьи дети переживают особенно тяжело. В детском саду они капризны, упрямы, замкнуты, слезливы. Образовавшаяся в результате развода неполная семья может стать неблагополучной.

    В большинстве неблагополучных семей, когда все хозяйственные и родительские заботы ложатся на плечи матери. Это ведет к ее переутомлению, раздражительности, что вызывает ссоры и, в конечном итоге, пагубно отражается на неокрепшей нервной системе ребенка.

    Как видно, родители часто не сознают неблагополучия своей семьи, а также тех тяжелых последствий, к которым оно может привести .

    2. Обьект, программа и методика исследований

    2.1 Объект и программа исследования

    Объектом исследования являются 106 детей дошкольного возраста. Обследование происходило в детском садике № 3 г. п. Лоева и ясли - сад № 114 г. Гомеля. В исследование вошли 3 выборки, которые изображены в таблице 1.

    Таблица 1 - Количество обследуемых дошкольников

    Программа исследований включала следующие задачи:

    1) Определение уровня умственного развития детей дошкольного возраста по методике Кушнир Н. Я.;

    2) Использование дополнительных методик, разработанных для детей пятилетнего возраста;

    3) Измерение антропометрических показателей у детей дошкольного возраста;

    4) Сделать анализ результатов обследуемых детей.

    2.2 Методика исследований

    Психолого-педагогическое тестирование, разработанное Кушнир Н.Я. позволило выявить у детей:

    уровень произвольного запоминания;

    уровень развития мышления;

    уровень саморегуляции.

    А также были включены дополнительные методики, для определения умственного развития детей пятилетнего возраста. Эти методики позволили выявить:

    уровень наглядно-действенного мышления;

    уровень образно-логического мышления;

    память, на основании узнавания.

    Измерение детей, на основе которого можно судить о степени их физического состояния организма, включает:

    рост стоя, см.;

    масса тела, кг.;

    окружность груди в покое, см.

    2.2.1 Психолого-педагогическое тестирование по методике Кушнир Н.Я. и дополнительные методики по определению умственного развития у детей пятилетнего возраста

    Обследование начинается с вводной, доверительной беседы, позволяющей вступить в неофициальный контакт с ребенком. В данном случае оценка результатов не производится. Затем педагог переходит непосредственно к тестированию.

    1. Выявление уровня произвольного запоминания

    Методика "Заучивания десяти слов". Детям предлагаются десять одно - и двусложных слов: книга, луна, звон, мед, вода, окно, лед, день, гром, брат. Высокий уровень: после первого прочтения не менее 4-5 слов, после четвертого - 8-10 слов; средний уровень: после первого прочтения не менее 3-4 слов, после четвертого - 6-7 слов; низкий уровень: после первого прочтения не более 3 слов, после четвертого - 4-5 слов.

    2. Выявление уровня развития мышления

    Методика "Назови одним словом". Ребенку предлагается десять предложений.

    яблоки, сливы, груши - это …

    собака, кошка, медведь - это …

    стол, скамья, кровать - это …

    майка, кофта, платье - это …

    рука, лицо, уши - это …

    красный, черный, желтый - это …

    туфля, сапоги, ботинки - это …

    Настя, Юля, Саша - это …

    сыр, мясо, хлеб - это …

    тарелка, чашка, вилка - это …

    Ребенок должен обобщить понятия. Оценка результатов: допущено 1-2 ошибки - 3 балла, допущено 3-4 ошибки - 2 балла, допущено 5-6 ошибок - 1 балл. Высокий уровень: 8-10 баллов, средний уровень: 4-7 баллов, низкий уровень: 0-6 баллов.

    3. Выявление уровня саморегуляции

    Методика "Да" и "Нет". Ребенку предлагается ответить на вопросы, но при этом нельзя отвечать словами "да" или "нет".

    1) У тебя много друзей, подруг?

    2) Тебе нравится писать, читать, считать?

    3) Тебе нравится ходить в детский сад?

    4) Ты хочешь в школу?

    5) Ты помогаешь дома родителям?

    6) Ты любишь животных?

    Высокий уровень: ребенок сдерживает желание ответить словами "да" или "нет", обдумывает вариант ответа, средний уровень: ребенок подменяет слова "да" или "нет" утвердительным и отрицательным мотанием головы, низкий уровень: ребенок не соблюдает правило.

    На основании полученных результатов обследования для каждого ребенка выводится среднее значение показателей уровня умственного развития.

    4. Методика "Вырежи фигуры"

    Данная методика предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги, нарисованные на ней фигуры. На рисунке 1 в шести квадратах, на которые он разделен, изображены различные фигуры. Этот рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельнымквадратам. Для этого экспериментатор предварительно разрезает его нашесть квадратов.

    Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их предъявления помечен номерами на самих рисунках), ножницы и задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее. (Первый из квадратов просто разрезается ножницами пополам по горизонтальной линии, прочерченной в нем.)

    Оценка результатов

    В ходе оценивания полученных результатов в данной методике учитываются время и точность выполнения ребенком задания:

    10 баллов - все фигуры вырезаны ребенком не более чем за 3 мин, а контуры вырезанных фигур не более чем на 1 мм отличаются от заданных.

    8-9 баллов - все фигуры вырезаны ребенком за время от 3 до 4 мин, а их

    контуры отличаются от оригиналов на величину от 1 мм до 2 мм.

    6-7 баллов - все фигуры вырезаны ребенком за время от 4 до 5 мин, а их контуры отличаются от оригиналов на 2-3 мм.

    4-5 баллов - все фигуры вырезаны ребенком за время от 5 до 6 мин, а их

    контуры отличаются от оригиналов на 3-4 мм.

    2-3 балла - все фигуры вырезаны ребенком за время от 6 до 7 мин, а их

    контуры отличаются от оригиналов на 4-5 мм.

    0-1 балл - ребенок не справился с заданием за 7 мин, и вырезанные им

    фигуры отличаются от оригиналов более чем на 5 мм.

    Выводы об уровне разв и тия

    10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий.

    4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий.

    Рисунок 1 - Контуры вырезаемых фигур к методике "Вырежи фигуры"

    5. Методика "Что здесь лишнее?"

    Эта методика предназначена для детей от 4 до 5 лет и дублирует предыдущую для детей этого возраста. Она призвана исследовать процессы образно-логического мышления, умственные операции анализа и обобщения у ребенка. В методике детям предлагается серия картинок (рисунок 2), на которых представлены разные предметы, в сопровождении следующей инструкции:

    "На каждой из этих картинок один изчетырех изображенных на нейпредметов является лишним. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним". На решение задачи отводится 3 минуты.

    Оценка результатов

    10 баллов - ребенок решил поставленную перед ним задачу за время, меньшее, чем 1 мин, назвав лишние предметы на всех картинках и правильно объяснив, почему они являются лишними.

    8-9 баллов - ребенок правильно решил задачу за время от 1 мин до 1,5 мин.

    6-7 баллов - ребенок справился с задачей за время от 1,5 до 2,0 мин.

    4-5 баллов - ребенок решил задачу за время от 2,0 до 2,5 мин.

    2-3 балла - ребенок решил задачу за время от 2,5 мин до 3 мин.

    0-1 балл - ребенок за 3 мин не справился с заданием.

    Выводы об уровне развития

    10 баллов - очень высокий.

    8-9 баллов - высокий.

    4-7 баллов - средний.

    2-3 балла - низкий.

    0-1 балл - очень низкий.

    Рисунок 2 - Картинки к методике "Что здесь лишнее?"

    6. Методика "Узнай фигуры"

    Эта методика на узнавание. Данный вид памяти появляется и развивается у детей в онтогенезе одним из первых. От развитости данного вида существенно зависит становление других видов памяти, в том числе запоминания, сохранения и воспроизведения.

    В методике детям предлагаются картинки, изображенные на рисунке 3, в сопровождении следующей инструкции:

    "Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырех картинок, расположенных в ряд справа от нее. Необходимо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку".

    Сначала для пробы ребенку предлагают решить эту задачу на картинках, изображенных в ряду под номером 0, затем после того, как экспериментатор убедился в том, что ребенок все понял правильно, предоставляют возможность решить эту задачу на картинках с номерами от 1 до 10.

    Эксперимент проводится до тех пор, пока ребенок не решит все 10 задач, но не больше чем 1,5 мин даже в том случае, если ребенок к этому времени не справился со всеми задачами.

    Оценка результатов

    10 баллов - ребенок справился со всеми задачами меньше чем за 45 сек.

    8-9 баллов - ребенок справился со всеми задачами за время от 45 до 50 сек.

    6-7 баллов - ребенок справился со всеми предложенными задачами в течение периода времени от 50 до 60 сек.

    4-5 баллов - ребенок справился со всеми задачами за время от 60 до 70 сек.

    2-3 балла - ребенок решил все задачи за время от 70 до 80 сек.

    0-1 балл - ребенок решил все задачи, затратив на это более чем 80 сек.

    Выводы об уровне развития

    10 баллов - очень высокий.

    8-9 баллов - высокий.

    4-7 баллов - средний.

    2-3 балла - низкий.

    Рисунок 3 - Картинки к методике "Узнай фигуры"

    Данное тестирование было оценено количественно. Для каждого из тестов по полученным данным находилось соотношение по формуле 1:

    y=, (1)

    y - коэффициент, характеризующий уровень по каждому из показателей;

    x - количество верных ответов, число слов или время, за которое ребенок справился с поставленной задачей;

    n - общее количество исследуемых.

    2.2.2 Исследование уровня физического состояния детей шести лет

    Обследования уровня физического состояния детей шести лет организуется во время занятий в спортивном зале детского сада. Проводятся следующие измерения:

    1) измерение роста - проводится с помощью ростомера. Испытуемый должен встать на платформу ростомера, касаясь вертикальной стойки пятками, ягодицами, межлопаточной областью и затылком. Полный результат фиксируется;

    2) измерение окружности груди - измеряется с помощью сантиметровой ленты. Испытуемый поднимает руки, лента касается так, что бы она проходила по нижним углам лопаток. Спереди лента проходит по среднегрудинной точке и плотно прилегает к телу. Показатель измеряется в паузе;

    3) определение массы тела - измерения проводятся с помощью медицинских весов;

    Для каждой группы по каждому показателю рассчитывалось среднее значение, стандартное отклонение и средняя ошибка m .

    =, (2)

    x - значение признака; n - число значений

    , (3)

    x 2 - сумма квадратов разностей между каждым значением признака и средней;

    n - 1 - число степеней свободы, равное числу объектов в группе без одного.

    , (4)

    Полученные данные статистически обработаны.

    3. Результаты исследований и их обсуждение

    3.1 Анализ результатов по физическому развитию дошкольников

    По результатам исследования было установлено, что у детей в физическом развитии отклонений от нормы не наблюдается. Данные приведены в таблицах 2,3, 4.

    Таблица 2 - Статистические данные по росту тела

    Таблица 3 - Статистические данные по массе тела

    Таблица 4 - Статистические данные по окружности груди

    Из таблиц 2, 3, 4 видно, что как для мальчиков, так и для девочек возрастной группы 5 - 6 лет не было установлено достоверного различия и отклонения рассматриваемых показателей от границы нормы (Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие. 2-е изд. - М.: Академия, 2002. - 480 с.) для данных возрастных групп.

    3.2 Анализ результатов по умственному развитию дошкольников

    Таблица 5 - Результаты обследования по произвольному запоминанию у пятилетних детей

    № обследуемого

    мальчики

    Произвольное запоминание

    Рисунок 1

    Анализируя таблицу 5, следует сказать, что среднее значение мальчиков особо не отличается от среднего значения девочек. Но из рисунка 1 видно, что мальчики по исходным данным показали более высокий результат, чем девочки.

    Таблица 6 - Результаты обследования по мышлению у пятилетних детей

    № обследуемого

    мальчики

    Мышление

    Рисунок 2

    Исходя из данных таблицы 6, следует, что среднее значение мальчиков равно среднему значению девочек. Отсюда из рисунка 2 видно, что по исходным данным результаты как девочек, как и мальчиков почти одинаковы.

    Таблица 7 - Результаты обследования по саморегуляции у пятилетних детей

    Количество

    обследуемых

    мальчики

    Саморегуляция

    Рисунок 3

    Аналогично таблице 6 в таблице 7 видно, что средние значения мальчиков и девочек одинаковы. Из рисунка 3 следует, что мальчики особо не различаются от девочек по исходным данным.

    Таблица 8 - Результаты обследования по наглядно-действенному мышлению у пятилетних детей

    № обследуемого

    мальчики

    Наглядно-действенное мышление

    Рисунок 4

    По результатам таблицы 8 видно, что среднее значение мальчиков на 0,1 единицу больше, чем у девочек. Если рассматривать рисунок 4, то по исходным данным видно, что мальчики показывают более высокий результат, чем девочки.

    Таблица 9 - Результаты обследования по развитию памяти у пятилетних детей

    № обследуемого

    мальчики

    Рисунок 5

    Анализируя таблицу 9, следует сказать, что девочки имеют большее среднее значение, чем мальчики. Исходя из рисунка 5 видно, что девочки по исходным данным показывают более высокие результаты.

    Таблица 10 - Результаты обследования по образно-логическому мышлению у пятилетних детей

    № обследуемого

    Мальчики

    Образно-логическое мышление

    Рисунок 6

    По результатам из таблицы 10 следует, что девочки и мальчики немеют различий в среднем значении. В рисунке 6 не выделено особого различия в результатах, как девочек, так и мальчиков.

    Таблица 11 - Результаты обследования по произвольному запоминанию у шестилетних детей

    № обследуемого

    мальчики

    Произвольное запоминание

    Рисунок 7

    Исходя из данных таблицы 11, следует, что среднее значение мальчиков меньше среднего значения девочек. Отсюда из рисунка 7 видно, что по исходным данным результаты девочек превышают результатов мальчиков.

    Таблица 12 - Результаты обследования по развитию мышления у шестилетних детей

    № обследуемого

    мальчики

    Мышление

    Подобные документы

      Организация условий физического воспитания и развития детей дошкольного возраста. Особенности разностороннего развития детей: умственного, нравственного, эстетического, трудового. Комплекс упражнений. Методические основы здоровьесбережения у дошкольников.

      дипломная работа , добавлен 20.10.2011

      Диагностика физического развития и функционального состояния как часть мониторинга по укреплению здоровья детей. Методы оценки физического развития дошкольников. Исследование состояния сердечно-сосудистой и дыхательной системы детей дошкольного возраста.

      курсовая работа , добавлен 14.11.2012

      Понятие о познавательных процессах в психолого-педагогической литературе. Развитие психики у детей дошкольного возраста. Дидактические игры и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Развитие познавательной активности посредством дидактической игры.

      курсовая работа , добавлен 04.09.2014

      Место и роль физкультуры в общей системе воспитания детей дошкольного возраста. Характеристика подвижной игры как средства физического воспитания дошкольников. Формы взаимодействия ДОУ и семьи по обучению детей дошкольного возраста подвижным играм.

      дипломная работа , добавлен 21.07.2010

      Психолого-педагогическая характеристика и особенности физического развития детей старшего дошкольного возраста. Роль, значение и влияние подвижных игр на данный процесс. Организация соответствующего исследования, а также анализ полученных результатов.

      курсовая работа , добавлен 15.12.2014

      Характеристика физических качеств детей дошкольного возраста. Возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста. Методика проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста в процессе развития движений.

      дипломная работа , добавлен 12.06.2012

      Категория творческих способностей. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста. Потенциал музыки в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста. Роль интегрированных музыкальных занятий в детском саду.

      курсовая работа , добавлен 13.03.2017

      Понятие "физическое воспитание" и его развитие. Метод круговой тренировки. Анализ программ по развитию физических качеств детей старшего дошкольного возраста. Диагностика уровня сформированности физических качеств у детей старшего дошкольного возраста.

      курсовая работа , добавлен 12.05.2014

      Лингвистические особенности формирования лексикона ребенка. Анализ педагогических условий развития запаса слов детей среднего дошкольного возраста. Разработка и апробация комплекса заданий по развитию словарного запаса детей пятилетнего возраста.

      курсовая работа , добавлен 15.01.2014

      Особенности и этапы формирования умственного развития детей старшего дошкольного возраста. Дидактические игры и их влияние на умственное развитие ребенка. Разработка методических рекомендаций для практической работы воспитателей, методистов и родителей.

    Физические упражнения, несомненно, очень хорошо влияют на умственное развитие ребенка. Можно стимулировать организм ребенка при помощи логического ума впервые годы учебы, и это будет большой победой для вашего ребенка, но если не развивать физическое здоровье, то со временем эти преимущества будут уменьшаться. В дальнейшем за счет появления хронических заболеваний, умственное развитие детей будет сильно снижаться.

    Ребенок развивается и подрастает. Большую пользу для этого оказывает физическая активность. Поэтому не нужно постоянно заставлять сидеть ребенку за столом и не выполнять никаких движений, а только учить, читать и т.д. И дети не смогут сидеть в спокойном состоянии долго, если перед этим они не набегались, то есть не совершали физической активности. Но очень важно, чтобы ребенок не переусердствовал, ведь он не контролирует своей усталости. Для родителей очень важно вовремя остановить ребенка, сменив вид деятельности.

    Есть интересный факт, что, если ребенок может больше хорошо управлять своим телом, то он лучше запоминает теорию, и может долго применять ее на практике.

    Для ребенка школьного возраста вполне достаточно зарядки по утрам, подвижных игр, и не очень больших нагрузок вечером. Если даже этот минимум не выполняется, то это не очень, то хорошо отразится на умственном развитии ребенка. Например, ухудшится процесс обмена веществ, это приводит к тому, что ребенок стает не внимательный, не способный мыслить логически.

    Хорошее влияние на умственное развитие ребенка оказывают много видов спорта. Наиболее лучшим считается гимнастика. Но есть и другие, например, футбол, баскетбол, плаванье.

    У родителей, которые имеют возможности, есть шанс записать ребенка в какую- то секцию по занятию физическими упражнениями, спортом. Там обычно работают профессионалы, и для вашего ребенка подберут индивидуальный вид роботы, график занятий. Это сыграет большую роль, и, придя домой, он сможет сразу сесть за исполнение своих заданий.

    Влиянию физических упражнений на умственное развитие детей, необходимо приделять очень много внимания и оно требует много сил и терпения. К примеру, если дитю необходимо что - нибуть выучить, начать лучше с физической разминки или же дать ему поиграть с другими детьми в подвижные игры. Это поможет не только легче выучить стих, а и учится в школе отлично. Также ребенок укрепит здоровье.

    Необходимо запомнить, что активный образ жизни хорошо влияет на кровообращение, поэтому элементы, которые так полезны для юного дошкольника, расходятся по всему организму ребенка. По всему организму ребенка находятся рецепторы, от них поступают сигналы в мозг ребенка. Если выполнять достаточное количество упражнений, то ребенок хорошо будет развит, как физически, так и умственно. Чтобы ребенок был развит хорошо, ему необходимо нормально питаться. А получить достаточное количество полезных веществ можно только через систему пищеварения, для которой обязательно нужны не очень великая физическая нагрузка. При этом будет здоровый аппетит, нормальная робота органов пищеварения.
    Есть много факторов, которые оказывают положительное влияние физических упражнений на умственное развитие детей. Самое главное для родителей смотреть за этим процессом, и остановить его, если ребенок переусердствует, выяснить, какое количество упражнений подходит для него. И тогда ваш ребенок будет и умен и здоров и физически развит.

    Растите здоровые!