Театрализованная деятельность - как средство развития способностей детей. Театрализованная деятельность как средство формирования активного читателя

Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. Одним из них является развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. Творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. Так как элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, то справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д.

Медведевым Д.А. в 2010 году был представлен новый проект развития системы образования «Наша новая школа», в котором поставлена цель преобразовать школу в «школу будущего». Для достижения цели выделены главные задачи:

  • - развитие творческой среды для выявления особо одарённых детей с раннего возраста;
  • - развитие творческих способностей у детей.

Творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом. По утверждению выдающихся психологов Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина и др., основой творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: художественной, музыкальной, сфере социальных отношений, психомоторной, творческой, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.

Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития творческих способностей. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Психологи советуют начинать развитие творческих способностей с раннего возраста, так как мозг ребёнка особенно быстро растет и «дозревает» именно в первые годы жизни. Этот период «дозревания» есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и широчайших возможностей. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к моменту этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать талантливым и гениальным. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Немаловажная роль в реализации задач обозначенной педагогической проблемы принадлежит учреждениям дошкольного образования, специфика деятельности которых позволяет успешно содействовать развитию творческих способностей воспитанников. Выявление и развитие творческих способностей у детей считается актуальной задачей на сегодняшний день и каждый педагог должен найти пути ее решения.

Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. (Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2011).

Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства и позволил обратиться к театральной деятельности в ДОУ не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредоточивает в единое целое средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, чем способствует осуществлению цели современного образования.

Таким образом, приходим к выводу, что выявлять и развивать творческие способности дошкольников лучше именно через театральную деятельность, так как театральная деятельность ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов. Способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы; создает условия для социализации ребенка; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости, возникающих в результате выявления скрытых талантов и потенций. Театральная деятельность не только развивает психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.

Целью дальнейшей работы явилось развитие творческих способностей дошкольников через театральную деятельность. Исходя из поставленной цели, определились следующие задачи :

  • · Создавать условия в ДОУ и группе, способствующие развитию творческих способностей дошкольников.
  • · Последовательно знакомить детей с видами театров.
  • · Совершенствовать артистические навыки детей: умение создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений, умение пользоваться разнообразными жестами, речевым дыханием, артикуляцией, дикцией.
  • · Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
  • · Учить детей планировать процесс создания спектакля, следовать плану, используя различные творческие способности.
  • · Воспитывать культуру поведения в театре, уважение к сценическому искусству, доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

Деятельность с детьми строится на следующих принципах

  • 1) Принцип создания развивающей среды - создание в ДОУ и группе условий, которые будут способствовать творческому развитию детей.
  • 2) Принцип психологической комфортности - создание в группе атмосферы безусловного принятия каждого ребенка.
  • 3) Принцип активности и свободы самовыражения - создание в группе условий, способствующих постижению и преобразованию своих возможностей.
  • 4) Принцип наглядности - имеет особо важное значение в обучении дошкольников, потому что мышление носит наглядно - образный характер.
  • 5) Принцип индивидуального подхода к детям - педагог организует работу с детьми с учетом их индивидуальных особенностей.
  • 6) Принцип преемственности взаимодействия взрослых с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье.

Организация работы по данной теме осуществлялась в три этапа.

Была изучена психолого-педагогическая и методическая литература по данной теме.

Изучение литературы показало, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт по организации театрально-игровой деятельности в детском саду. Вопросы, связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности, широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов - Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой и Т. Шишовой, Н. Сорокиной, Л. Миланович, М. Маханевой и др. Анализ методической литературы и опыта работы показывает, что при разработке театрально-игровой деятельности ученые и практики обращали большое внимание на развитие детского творчества.

Для осуществления работы по развитию творческих способностей за основу была взята программа «Театр - творчество - дети» (автор Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович), т.к. именно в ней авторы впервые систематизировали средства и методы театрально-игровой деятельности, а также научно обосновали поэтапное использование отдельных видов детской творческой деятельности (песенной, танцевальной, игровой, импровизации на детских музыкальных инструментах) в процессе театрального воплощения. Авторы данной программы выдвинули и подтвердили гипотезу о том, что театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной, т.е. важнейшим в детском творческом театре есть процесс репетиций, процесс творческого проживания и воплощения, а не конечный результат. Именно в процессе работы над образом происходит развитие творческих способностей и личности ребенка.

С целью выявления интереса к театру и для отслеживания творческой активности детей в процессе театрально-игровой деятельности были проведены наблюдения, беседы, опросы родителей.

Для успешной работы создана предметно-пространственная среда:

в группе руками воспитателей и родителей оборудован театральный уголок для самостоятельной деятельности детей с различными видами театров, изготовлены элементы костюмов, простые декорации. Изготовлены куклы-марионетки и пальчиковый театр, наглядно-дидактические пособия, включающие в себя мимические изображения эмоций, пиктограммы, подобраны карточки с изображением сказочных персонажей для работы над пантомимикой. Сделана картотека театральных этюдов, упражнений по ритмопластике, игр на выражение различных эмоций, игр - превращений, игр для развития мимики и пантомимики, коммуникативных игр-упражнений.

Составлен перспективный план кружковых занятий, которые организуются систематически 1 раз в неделю, по подгруппам, состав подгруппы 10-12 детей, длительность занятий 20 минут. Данной работой охвачено 100% детей группы.

Занятия кружка проходят в двух направлениях:

  • 1. Освоение детьми основ актерского мастерства в процессе выполнения упражнений творческого характера;
  • 2. Освоение детьми технических приемов, характерных для различных видов театрального искусства.

Строятся по единой схеме:

  • 1часть - «Вводная» - введение в тему, создание эмоционального настроения;
  • 2 часть - «Рабочая» - театрализованная деятельность (в разных формах), где педагог и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
  • 3 часть - «Завершающая» - эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Для выполнения поставленных задач используем такие методы и приемы обучения.

Таблица 1. Методы и приемы обучения

Игровая деятельность

Игра - ведущий вид деятельности дошкольника. В игре есть все для полноценного развития личности. В игре ребенок пробует свои силы и возможности, учится преодолевать как внешние, так и внутренние препятствия. Именно в игре дошкольник получает возможность непосредственного жизненного опыта, который может отобразить в театральной деятельности.

Моделирование

Освоение детьми метода моделирования, положительным образом влияет на развитие абстрактного мышления, умения соотносить схематический образ с реальным. В качестве модели используются: схемы, карты, пиктограммы, макеты, графические изображения, «подвижные аппликации».

Использование произведений художественной литературы

Благодаря сказке ребенок познает жизнь, мир не только умом, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Ведь литературные произведения для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность / дружба, доброта, честность, смелость и др./

Наглядность

Наглядность один из основных наиболее значимых методов обучения дошкольников, так как у них преобладает наглядно - образное мышление.

Беседа - обсуждение

Метод направлен на развитие коммуникативных навыков, на развитие речи, развивает умение выслушивать друг друга, поддерживать общую беседу, обсуждать возникшие идеи по очереди, четко и ясно выражать свое мнение. В процессе коллективного обсуждения дети раскрываются для себя и друг для друга с самых неожиданных сторон.

Проблемные ситуации

Метод направлен на развитие умения искать и находить выходы из различных ситуаций. Позволяет услышать многообразие мнений других детей, мотивирует на активность в разных видак детской деятельности, в том числе и в театрализованной.

Изобразительная деятельность

Само рисование несет множество развивающих функций: развивает чувственно - двигательную координацию, способом постижения и преобразования своих возможностей и окружающего мира, является способом выражения различных рода эмоций.

Наблюдения

Метод помогающий проследить за эмоциональными проявлениями людей в определенных жизненных ситуациях для более легкого воспроизведения в спектаклях, этюдах, играх каких либо эмоциональных состояний.

Целенаправленное использование этюдов помогает детям развивать выразительность жеста, уметь воспроизводить отдельные черты характера, тренировать определенные группы мышц, развивать память. Работа над этюдами развивает ребенка, дает ему необходимые навыки.

На занятиях использовали различные упражнения, игры с целью помощи детям в овладении средствами образной выразительности. Знакомили детей с различными эмоциональными состояниями (радость, грусть, испуг, безразличие, возмущение и т.п.), анализировали средства выражения, позволяющие окружающим правильно понять их, затем предлагали различные ситуации, к которым необходимо подобрать наиболее соответствующее настроение, состояние, чувство.

Например, ситуация «заблудились в лесу» - какое настроение, чувство возникает сразу (грусть, страх, испуг); какое качество человека больше всего пригодится в данной ситуации (решительность, находчивость, смелость и т.п.). Здесь были задействованы разные средства выразительности (мимика, жест, пантомимика). Например, предлагали детям отобразить определенный жест («Стой на месте!», «Я боюсь», «Идём со мной» и т.д.) подобрать картинку (или выразить мимически), соответствующую эмоциональной реакции партнера на этот жест. Для этого использовали карточки с изображением животных, находящихся в различных эмоциональных состояниях.

В дальнейшем использовали графические модели различных эмоций, разыгрывали мини-сценки, этюды. Также предлагали детям следующие задания:

  • а) Подойти к стулу и рассмотреть его, как будто это - королевский трон, цветок, стог сена, костёр и т.д.;
  • б) Передать друг другу книгу, как будто это - огонь, кирпич, хрустальная ваза, цветок созревшего одуванчика;
  • в) Взять со стола нитку, как будто это - змея, горячая картошка, пирожное;
  • г) Пройти по нарисованной мелом линии, как будто это - канат, широкая дорога, узкий мостик;
  • д) Прогуляться по многолюдной улице, как солдат, как старый человек.

Дети моментально включались в «предполагаемые обстоятельства» и действовали в них активно, правдоподобно и самозабвенно.

Работая над темой, столкнулись с определенными трудностями. Одна из них тесно связана с формированием мимических и двигательных проявлений, необходимых для активизации театрализованной деятельности. Дети часто не владеют способами выражения эмоционального состояния с помощью мимики и жестов, их творческая фантазия не может выразить или придумать какой либо образ. У тревожных, замкнутых детей мимика бедная, движения не выразительные. С такими детьми работу строим по - другому - для начала такие дети являются зрителями на спектаклях, также им отводятся такие роли, как кассир, гример, костюмер, художник и т. д. На занятиях они участвуют в небольших этюдах, сценках, играх, направленных на расслабление мышц; работают с пиктограммами.

В результате дети начинают лучше понимать разнообразные эмоциональные проявления и могут их изобразить. Постепенно пропадает скованность и они с большим удовольствием и интересом сочиняют элементы движений, могут увлеченно импровизировать, используя при этом мимику, жесты, перевоплощаться в образы различных героев сказок, зверей. Еще одна проблема, с которой столкнулись в ходе работы - это нехватка костюмов, кукол, декораций. Решить проблему помогли родители. Многие из них участвуют в создании декораций к детским спектаклям, изготавливают вместе с ребятами костюмы, помогают в заучивании текстов ролей. Например, для спектакля «Мешок яблок», родители совместно с детьми подготовили костюмы вороны, крота, белочки и др.

В сотрудничестве с родителями стремимся достичь таких отношений, когда мамы и папы небезучастны к творчеству детей, а становятся активными союзниками и помощниками воспитателя в организации их художественно - речевой деятельности. Одной из интересных форм является привлечение родителей для участия в театрализованных представлениях в качестве актеров. Например, на литературной викторине родители совместно с детьми с удовольствием поиграли в сказку «Теремок». Видя веселую игру родителей, дети с еще большим интересом относятся к театрализации. Также мамы и папы привлекаются и к работе над кукольной театрализацией. Ими оказывается помощь в изготовлении кукол различных театров, декораций. Целенаправленно совместно с детьми родители читают произведения, просматривают видеофильмы, посещают театры. Для проведения эффективной работы по театрализованной деятельности в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций. Все это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное - учит членов семьи взаимопониманию, сближает их. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.

Результатом работы стало участие детей в музыкальных спектаклях: «Путаница» и «Теремок» в средней группе»; «Коза и семеро козлят на новый лад» в старшей группе; «Происшествие в лесу» и «Кошкин дом» в подготовительной группе. Кроме того, ребята выступали в инсценировках на утренниках, в фольклорных праздниках, на родительских собраниях, фестивалях детского творчества дошкольного учреждения. В скором будущем надеемся на показ спектаклей в других детских садах. Элементы театрализации используются в непосредственно - образовательной деятельности, самостоятельной и совместной деятельности с детьми.

Итоги наблюдений, осуществленных в процессе этой сложной, но такой важной и интересной работы, позволили сделать выводы о позитивных результатах:

  • · большинство детей умело используют средства театральной выразительности: мимику, жест, движения и средства интонации;
  • · владеют техникой кукловождения;
  • · владеют простейшими исполнительскими навыками и активно участвуют в театрализованных представлениях;
  • · с удовольствием выполняют творческие задания;
  • · стали намного добрее, общительней, внимательней друг к другу;
  • · дети самостоятельно импровизируют, с удовольствием перевоплощаются в образы разных героев, соотносят восприятие со своим опытом, чувствами и представлениями;
  • · дети проявляют интерес к истории театра. В самостоятельной театрализованной деятельности дети свободно применяют полученные знания и умения;
  • · у дошкольников появилось желание самостоятельно организовывать небольшие театрализованные постановки со сверстниками и малышами;
  • · дети владеют приемами нанесения театрального грима;
  • · у детей появился интерес к подготовке театрализованного показа;
  • · к 6-7 годам дети свободно, без принуждения передают настроение, характер героев пластикой своего тела, создают яркие и незабываемые образы.

По окончании детского сада, выпускники продолжают заниматься в кружках дополнительного образования. Многие дети учатся в музыкальной школе, посещают театральные, танцевальные кружки. Выступают на школьных и городских мероприятиях. В конкурсах получают призовые места.

Таким образом, опираясь на полученные результаты, можно сделать следующий вывод: уровень развития творческих способностей детей посредством театрально-игровой деятельности достиг значительного подъема и соответствует поставленным целям и задачам. Театрализованная деятельность всесторонне развивает личность. Дети имеют возможность проявить свой талант, умеют творчески мыслить, самостоятельно принимать решения и находить выход из сложившихся ситуаций. Формируется нравственная позиция по отношению к сверстникам и старшим, а значит, ребенок легче входит в сложный социальный мир.

Перспективу мы видим в продолжении дальнейшей работы по данной теме; изучении, обобщении и применении на практике новых методик, ознакомлении с опытом работы других педагогов - практиков. Продолжать работу с детьми, ставить новые спектакли, включать детей в исследовательскую деятельность в ходе их подготовки. Осуществлять выход детей со спектаклями в другие детские сады.

Из опыта работы

«Театрализованная деятельность как средство развития связной речи дошкольников»

Чекунова Елена Александровна,

воспитатель МБДОУ № 61,

г. Апатиты Мурманской обл.

«… Не только интеллектуальное развитие ребенка,

но и формирование его характера,

эмоций у личности в целом,

находится в непосредственной зависимости от речи»

(Лев Семенович Выготский)

Человек всю жизнь доводит до совершенства личную речь, овладевая богатствами языка, и любой возрастной рубеж вносит что-то новое в его речевое становление. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также оказывает большую услугу в познании мира, в котором мы живем.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь — высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (монологической и диалогической) речи. Это объясняется тем, что, собственно, речь считается приемом формирования и формулирования идеи, средством общения и воздействия на окружающих.

Согласно ФГОС дошкольного образования речевое развитие является одним из сквозных механизмов развития ребёнка. Полноценное овладение речью в среднем дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей. Чем раньше будет начато обучение владению речью, тем свободнее ребенок будет общаться в дальнейшем.

Исследования психологов, педагогов (Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина) создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников. Развитие речи осуществляется в различных видах деятельности детей: ознакомлении с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, а также в игровой (игра-драматизация) и художественной деятельности, в повседневной жизни.

Проанализировав литературу и требования программ по данной теме, сделала вывод, что действенным средством для развития связной речи детей является творческая театрализованная деятельность.Мои наблюдения показывают, что театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко и полно проявляется принцип обучения: учить играя.Театрализованные игры пользуются у детей неизменной лю­бовью.Книги, сказки, спектакли являются для ребенка неисчерпаемым источником развития чувств и фантазии, а в свою очередь развитие чувств и фантазии приобщает его к духовному богатству, накопленному человечеством. Театрализованная деятельность развивает речевую сферу дошкольников, помогает развитию коммуникативных способностей, усвоению новых требований и правил коррекции черт детей.

Работу над темой «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи » осуществляю в соответствии с основной образовательной Программой дошкольного образования МБДОУ № 61 г. Апатиты, которая разработана на основе содержания общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Данная тема выбрана мной не случайно, так как в последнее время возросло число детей с нарушениями связной речи и недостатком словарного запаса. Среди родителей воспитанников группы было проведено анкетирование, в результате которого отмечены социально-педагогические проблемы воспитания и развития. Также в группе детей проводилось обследование в области «Социально-коммуникативного развития» и «Речевого развития», в результате которого выявлены проблемы в улаживании конфликтов с помощью убеждений и объяснений; дети не всегда берут ответственность и самостоятельность в выполнении поручений; редко умеют договариваться о теме игры и вести ролевой диалог. Наблюдения за детьми показали, что дети испытывали трудности при выполнении разных заданий:

  • в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова;
  • умении вслушиваться в текст;
  • улавливать интонации;
  • особенности речевых оборотов;
  • четко, последовательно излагать мысль;
  • самостоятельно пересказать текст;
  • в исполнении роли ребенок не владел разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью).

Задачами работы по театрализованной деятельности являются:

формировать умение детей излагать свои мысли связно, последовательно;

— формировать грамматический, лексический строй речи;

— развивать навыки активной, разговорной, образной речи;

— продолжать развивать диалогическую, монологическую речь;

— продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей в разных видах театрализованной деятельности;

— продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи.

Для решения поставленных задач в группе создана развивающая предметно пространственная среда , обеспечивающая совместную театрализованную деятельность детей и педагога, а также самостоятельное творчество каждого ребенка. Для этого в группефункционируютцентры, которые способствуют самореализации и самовыражению ребенка. Их оснащение периодически пополняется.

Наполняемость среды (центров) в рамках данной темы:

«Центр игры»

В данном центре находятся: сюжетные игрушки; игрушки транспорт разного вида; игрушки, изображающие предметы труда и быта; ролевые атрибуты к играм-имитациям и сюжетно-ролевым, отражающим простые жизненные ситуации и действия («Кукольный уголок», «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин», Больница», «Мастерская», «Гараж», «Почта», «Путешествия», «Ателье»); игрушки-животные; куклы; наборы разных видов посуды; разграниченные зоны (кукольный уголок, салон красоты, магазин, больница, почта и т.д.).

«Центр театра»

В группе функционирует театрализованный уголок с разными видами театра (настольный, би-ба-бо, плоскостной, теневой, дисковый, пальчиковый); маски, шапочки, парики, элементы костюмов, бутафория (носы, очки, усы и т.д.); театральный грим; картинки и иллюстрации к сказкам; фланелеграф, ширма; атрибуты для ярмарки (платки, ленты, шапки, венки и др.); наглядно-дидактические игры и пособия («Герои сказок», «Какая это сказка?» и т.д.). Разработан перспективный план работы по теме, создана картотека театрализованных и сюжетно-ролевых игр.

«Центр речевого развития»

В данном центре имеются: дидактические наглядные материалы; предметные и сюжетные картинки и др.; книги по тематикам, развивающие журналы по развитию речевых навыков; «Чудесный мешочек» с различными предметами; наглядно-дидактические пособия и игры: «Рассказы по картинкам», «Что было сначала, а что потом», «Добавь словечко», «Последовательности», «Расскажи почему?»; картотеки коммуникативных и речевых игр.

Для реализации поставленных задач использовала основные направления работы:

  1. Работа с детьми, которая включала в себя:

— диагностику эмоционально-личностного развития (2 раза в год);

— практико-ориентированную направленность в реализации задач.

Осуществляла данную работу посредством следующих форм работы:

  • просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
  • игры-драматизации (подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок);
  • речевые игры и упражнения (на развитие монологической и диалогической речи);
  • упражнение «Интервью из сказки» (развитие умения отвечать на вопросы);
  • придумывание сказок и рассказов по детским рисункам;
  • составление рассказов по картинкам из сказок и по схемам;
  • задания для развития речевой интонационной выразительности;
  • игры-превращения, образные упражнения;
  • упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
  • театральные этюды;
  • отдельные упражнения по этике во время драматизаций;
  • знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации- жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой и т.д.;
  • показ театрализованных представлений, спектаклей.

Детское художественное творчество носит поэтапный характер

На первом этапе — обогащается восприятие за счёт жизненного опыта детей и ознакомления с литературными произведениями.

Знакомлю детей с произведениями разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения), с их содержанием, художественной формой, с выразительным, мудрым языком народных сказок.

Осуществляю знакомство с окружающим миром в соответствии с содержанием литературного произведения. У детей развивается внимание, наблюдательность, самостоятельность и активность.

Второй этап — собственно процесс детского творчества, который непосредственно связан с возникновением замысла, поисками художественных средств, освоением интонации слова, мимики, походки. Развивается речь со всех сторон: обогащается словарь образной лексикой, совершенствуется звуковая сторона речи (интонационная выразительность, дикция, сила голоса), дети обучаются навыкам диалогической речи (умение спросить, ответить, подать реплику, выслушать).

С воспитанниками провожу работу по развитию сценических навыков для воссоздания образов сказочных персонажей средствами интонации, мимики, жестов, движений; пластических этюдов.

Третий этап — характеризуется появлением новой продукции.

С детьми разыгрываю игры-драматизации и спектакли по мотивам прочитанных литературных произведений.

Таким образом, важное условие успешности драматизации – глубокое понимание литературного произведения на уровне эмоциональных переживаний и чувств. Именно в процессе восприятия произведений разных жанров у детей развиваются творческие способности, меняется их поведение.

Они узнают из сказок особенности поведения тех или иных персонажей, представляют их действия и у них возникает потребность самим показать те или иные движения. На первых порах далеко не у всех детей появляется способность соединить слово и движение. Для такого понимания необходимо шире использовать упражнения и пластические этюды.

Когда дети начинают выполнять пластические этюды, их действия сопровождаю словами, характеризующими повадки зверей. Затем усложняю задачу. Уже начиная со среднего возраста дошкольники умеют проводить этюды без речевого сопровождения.

У детей 5-6 лет характеризуется формированием контекстной (связной) речи. Ребенка привлекает повествование-импровизация, у него проявляется интерес к творческому рассказыванию, сочинению разных типов фраз.

При этом стараюсь использовать игры на словообразование. Перед детьми ставлю цель — оформить свои мысли в виде рассказа, затем оказываю им необходимую помощь, подсказываю сюжетные ходы, логические связи, а иногда и начало предложения.

В своей работе использую метод составления рассказа «Размытое письмо». Это грамматическое упражнение. При составлении рассказов совершенствуются связная речь, понимание смысловой стороны слова и особенно-синтаксической структуры предложений.

Организую театрализованные игры через такие виды деятельности как театрализованная игра в организации образовательной деятельности, в совместной деятельности воспитателя с детьми и в самостоятельной деятельности детей.

  1. Организация театрализованной игры.

1) В ходе непрерывно образовательной деятельности. Стараюсь включать театрализацию как игровой приём (вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки).

Например: в гости приходит Лисичка, которая путает цвета, и дети ей рассказывают о них.

2) Совместная деятельность воспитателя с детьми. В своей работе использую игровые ситуации на прогулке, организовываю игры-драматизации, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов в течение дня, игры-рисования на

свободную тему. Все это является толчком для творческой мысли, идеи, требующей воплощения.

3) Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей . Вечером наблюдаю, как после прочтения сказок в театрализованных играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей, как они пропускают через себя характер героев. И вижу результат своей работы. Как постепенно «растворяется» закомплексованность и дети преодолевают страхи.

Также включаю игры и речевые упражнения. Упражнения не только повышают умственную активность, но и совершенствуют речевые навыки, способствуют развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность. Дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Правильно формулирую вопросы, чтобы помочь детям вычленить главное – действие основных персонажей, их взаимоотношения и поступки. Правильно поставленный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к нужным выводам и в то же время замечать и чувствовать художественную форму произведения. Заимствуем из сказок образные выражения, меткие слова, обороты речи, пословицы и поговорки, дети обогащают свою речь, делая её интересной и выразительной.

После ответа на вопросы предлагаю детям «показать» сказку в игре-драматизации. Особенно важна игра-драматизация для детей среднего дошкольного возраста, т.е. пятого года жизни. При повторном рассказывании сказки использую настольный театр. Затем дети прослушивают аудиозапись сказки, смотрят презентацию. Каждое новое прочтение сказки вызывает у детей новые чувства, у них появляется желание снова слушать и видеть хорошо знакомую сказку в новых формах.

Наблюдение за детьми показали, что при таком подходе даже самым робким детям легче справиться с волнением участвуя в игре-драматизации.

  1. Работа с родителями

Формирование у дошкольников устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, использую различные формы взаимодействия:

Родительские собрания (традиционные и нетрадиционные формы).

— Анкетирование: «Ваше отношение к театрализованной деятельности».

— Оформление папки — передвижки: «Как играть с детьми в театр дома?», «Какие игрушки нужно приобрести ребенку?».

— «Трудовой десант»- изготовление и подбор атрибутов к праздникам.

— Консультации: «Кукольный театр дома», «Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольника», «Развитие связной речи детей в театрализованной деятельности».

— «Родительские посиделки».

— Разработки памяток «Домашний театр», «Развиваем речь детей через театрализованные игры».

— Дни открытых дверей «Мы всегда вам рады!»

— Участие в психолого-педагогическом проекте по сказкотерапии с детьми и родителями «Вместе лучше» (совместно с педагогом-психологом).

  1. Работа с педагогами

Достижение планируемых результатов предполагает совместное взаимодействие воспитателя с другими педагогами ДОУ.

В процессе работы были проведены:

— показ ОД: «Интеллектуальное кафе «Дикие животные» для детей старшей группы (ОО «Речевое развитие»).

— показ театрализованных игр, сказок: «Репка на новый лад», «Английские песенки», «Карусель сказок».

— показ сюжетно-ролевой игры «Поезд» для детей средней группы.

— Консультации для воспитателей: «Кукольный театр», «Праздник для всех».

Свой педагогический опыт обобщила и распространила на разных уровнях:

— Участие в городском Фестивале экологических театров г. Апатиты «Солнечный лучик» с экологической сказкой «Лесной спецназ».

— Выступление с опытом работы по теме самообразования на педсовете МБДОУ №61.

Международный конкурс «Педагог по призванию». Номинация: «Творческие работы и методические разработки педагогов». Работа: конспект ОД «Хрустальная зима»для детей старшей группы (ОО «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»).

— Международный конкурс «Ты-гений». Номинация: «Лучший открытый урок». Название работы: конспект ОД «В поисках Бурёнки» (ОО «Речевое развитие»).

— Выступление на региональном семинаре-практикуме:«Создание условий для развития социальных возможностей ребёнка в рамках педагогической деятельности» на базе ГОБУЗ г. Апатиты с сообщением из опыта работы на тему: «Организация коммуникативных игр в социально-личностном развитии воспитанников».

— Показ ООД по ОО «Речевое развитие» на тему: «Потерянные письма» с детьми старшей группы (уровень ДОУ).

— Выступление с опытом работы по теме «Театрализованная деятельность как средство развития связной речи» на педсовете №3 МБДОУ №61.

При проведении данной работы я наблюдала положительную динамику развития речевых навыков в освоении детьми средней группы образовательной программы по образовательной области «Речевое развитие». Высокий уровень по данной области имеют 10 детей (47,7%); средний уровень – 11 детей (52,3%). Низкий уровень не выявлен. Общая динамика по сравнению с началом года составила рост показателей на 20%.

На начало 2016-2017 учебного года анализ диагностики ОО «Речевое развитие» в старшей группе показал средний уровень сформированности навыков и умений воспитанников. Высокий уровень по данной области имеют 10 детей (50%); средний уровень – 10 детей (50%). Низкий уровень не выявлен. Прогноз положительный.

По результатам учебного года наблюдения показали, что у детей повысился интерес к театрально — игровой деятельности, обогатился и активизировался словарь, усовершенствовалась интонационная выразительность речи.

Видны результаты: дети умеют проводить этюды с речевым сопровождением, повысилось исполнительское умение в создании художественных образов, могут показать небольшую знакомую сказку, умеют оценивать поступки героев

Таким образом, овладение всеми сторонами речи, развитие языковых способностей, посредством театра, рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Алёна Александровна Мананникова
Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников (из опыта работы)

Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда внедрены Федеральные государственные образовательные стандарты и усложняются задачи, стоящие перед педагогами – дошкольниками , очень важной остается задача приобщения детей к .

Театрализованная игра – деятельность необыкновенно эмоционально насыщенная, что делает ее привлекательной для детей. позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т. д.) . Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка . Стимулирует активную речь за счет активизации словарного запаса, совершенствует звуковую культуру речи, ее грамматический строй, артикуляционный аппарат.

Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне .

Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

Игры-драматизации;

Разыгрывание разнообразных сказок и сценок, небольших этюдов и малых литературных форм;

Упражнения по формированию выразительности исполнения;

Упражнения, направленные на развитие социально-эмоциональной сферы детей дошкольного возраста ;

Упражнения и творческие задания имитационного характера с опорой на опыт ;

Речевые упражнения;

Разыгрывание пластических и мимических этюдов;

Знакомство с музыкальными средствами выразительности ;

развитие певческих способностей ;

Физкультурные досуги и т. д.).

Основная цель : развитие речевых , двигательных и ритмических способностей детей в театрализованной деятельности .

Задачи :

1. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра , театральными жанрами , с разными видами кукольных театров ).

2. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество , развивать способность свободно держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики , выразительных движений, интонации и т. д.).

3. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами в едином педагогическом процессе (музыкальные развлечения младшими ) .

5. Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.

В группе я создала условия для театрализованных игр . Для обеспечения оптимального баланса совместной и самостоятельной театрализованной деятельности были оборудованы зона театрализованной деятельности и уголок уединения , где ребенок может побыть один, посмотреть иллюстрации любимых книг, отрепетировать роль и др.

В зоне театрализации широко представлены разные виды кукольного театра : би-ба-бо; пальчиковый театр , фигурки и декорации для театра на фланелеграфе , игрушки для настольного театра , театра на круге ; приготовили атрибуты и костюмы для самостоятельных игр детей.

Дети стали с удовольствием включаться в игру, отвечать на вопросы кукол, выполнять их просьбы и поручения. Театрализованные игры создали в группе радостную и непринужденную обстановку. Дети веселились, грустили, играли вместе с персонажами сказок. Увидев положительный результат, решила систематизировать работу по театрализованным играм .

Я решила организовать кружок театрализации «Антошка» . Моя работа с детьми носит целенаправленный, системный характер. Театрализованная деятельность проходит 20-25 минут два раза в неделю.

В работу беру сюжеты стихов , песенок, потешек, сказок доступных детям по содержанию и технике исполнения, привлекаю детей к кукловождению и проговариванию диалогов. Для большей эмоциональности, использую музыкальное сопровождение, которое по моей просьбе подбирает музыкальный руководитель нашего детского сада. Также обучаю детей играм-драматизациям, исполнительское искусство детей развиваю посредством работы над выразительностью мимики, жестов, пантомимики, ритмопластики.

Для того чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя, я использовала такие приемы, как выбор детьми роли по желанию, проигрывание ролей в парах, взаимозаменяемость детей и другие. Так, в свободные минутки использую в своей работе упражнения и стихи , которые можно рассказывать руками, этюды на выразительность движений, на передачу различных эмоциональных состояний.

Перед тем как предложить детям драматизировать, или разыгрывать сценку с куклами я провожу игры по типу : «Узнай и назови» , «Узнай по описанию» , «Кто это говорит» , которые направлены на воссоздание важных действий, характеров героев, описаний места действий.

Любая театрализация , драматизация предполагает углубленную работу над текстом . Например, при ознакомлении со сказкой «Два жадных медвежонка» , мы обращаем внимание детей на красоту леса, в котором жили медвежата : «По ту сторону стеклянных гор, за шелковым лугом стоял нехоженый, невиданный густой лес…». После чтения предлагаю детям словесно описать этот лес, а в настольном театре прошу детей не только передать диалог героев, но и придумать продолжение сказки. Это развивает творческое воображение .

Как игровой элемент театрализации мы используем пересказ текста от имени героев. Этот прием очень эффективен, развивает речь , логическое мышление, творческое воображение , память.

Изобразительная деятельность и художественный труд неотъемлемая часть литературных произведений, так как в драматизации нужны декорации и маски, шапочки, реквизиты. Мы рисуем маски, элементы костюмов и вырезаем их. На декоративном рисовании разрисовываем элементы костюмов : кокошник, короны, рукавички.

Если дети не владеют мимикой, интонацией, выразительностью жестов, то на занятиях диалоги могут быть не интересными, утомительными, поэтому я придаю большое значение работе моего кружка средствам образной выразительности и приемам кукловождения.

Элементы театрализации мы также активно используем по развитию движений для формирования правильной осанки, умение выполнять движения осознанно и красиво, и быстро. Дети очень любят образовательную деятельность , сюжет которых построен по содержанию знакомых сказок «Доктор Айболит» , «Буратино» и другие.

Сказки вводят детей в мир приключений и побуждают проявлять двигательную активность. В физкультурной деятельности – мы постоянно вводим этюды на развитие выразительности движения : «Поссорились два петушка» , «Сова» , «Заколдованный ребенок» , «Фея сна» . Таким образом, создается система, при которой многие виды деятельности оказываются связаны между собой сюжетом, где действуют одни и те же герои. А это отвечает потребности детей многократно переживать сказочную ситуацию.

В своей работе стараюсь развивать творческую самостоятельность детей. Большое значение придаю импровизации, т. е. обыгрыванию темы без предварительной подготовки. Например, я предлагаю детям игру «Мы готовимся к празднику» . Дети при помощи пантомимы (жестов, поз, походки) показывают, как они готовятся к празднику : одеваются, смотрятся в зеркало, расчесываются. Задание довольно сложное, ведь здесь нет ни атрибутов, ни слов, но, не смотря на эти трудности, дети прекрасно справляются с ним и проявляют свое творчество при помощи мимики , жестов, поз. Также включаю мелодии без слов и предлагаю детям передавать свои чувства под музыку. Слушая вальс, они плавно кружились, изображали пушинки, снежинки, под марш – шли как солдаты, чеканя шаг. Дети сами в игре драматизируют сюжеты знакомых произведений. Благодаря такой организации работы у детей возрос творческий потенциал .

Театр формирует у детей целеустремлённость, собранность, взаимовыручку. Театральные импровизации способствуют эмоциональному воспитанию детей, умению выплеснуть свою энергию, передать своё видение мира.

Благодаря проделанной работе дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.

Кроме этого в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как : находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, умение работать в коллективе , силу воли, целеустремленность, эстетические потребности личности, излучают энергию, бодрость, любят творческие задания , с удовольствием участвуют в театральных постановках , кукольных спектаклях, играх - драматизациях.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей , а также та деятельность , в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения : учить играя. С помощью театрализованной деятельности можно решать практически все задачи программы развития речи . И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа .

Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки ребенок учится многому, учится тому, как навыки, полученные в театральной игре можно использовать в повседневной жизни.

Перспективы на будущее :

1) Продолжать обогащать театральный опыт детей .

2) Привлекать детей к участию в театрализованных играх :

* разыгрывание стихов, потешек, песенок, мини – сценок, сказок, басен;

* развитие речевого творчества детей .

* продолжать обучать детей владению куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, театр на пяти пальцах , настольный театр , театр мягкой игрушки , театр кукол – перчаток , театр ручных теней , теневой, плоскостной, театр на фланелеграфе , магнитный театр , театр масок , пальчиковый и др. виды театра доступные детям )

3) Привлекать родителей к изготовлению кукол, игрушек; к участию родителей в спектаклях и совместному празднованию Дня театра (последняя неделя марта)

Работая с детьми , я не ставлю перед собой задачу воспитать профессиональных артистов. Но кем бы ни были в будущем дети, я верю, что они будут творчески относиться к своему делу. Надеюсь, что искренность, доброта, чистота помыслов и поступков будет присутствовать с ними всегда.

Ирина Алейник
Театрализованная деятельность как средство развития творческих и социально-коммуникативных способностей

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Центр образования №4» ,структурное подразделение №1

Консультация

Тема : «Театрализованная деятельность как средство развития творческих и социально-коммуникативных способностей дошкольников ».

Выполнила : воспитатель Алейник И. А.

Ефремов 2018 г.

«Театр – волшебный край ,

в котором ребёнок радуется, играя,

а в игре он познаёт мир»,

С. И. Мерзлякова

Человек без коммуникации не может жить среди людей , развиваться и творить . Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный возраст, поскольку именно в этот период дети легче приобретают, долго сохраняют и удерживают сформированные умения и навыки.

Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными способностями .

Имеющийся опыт использования игровых методик доказывает, что формирование коммуникативных умений лучше всего закрепляется в процессе театрализованных игр . Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Но как это сделать? Как научить малыша играть, брать на себя роль и действовать? Этому поможет театр . Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство , ведь малыш во время игры чувствует себя более раскованно, свободно, естественно.

Проблемы коммуникативных способностей традиционно находятся в центре внимания отечественных педагогов. Изучение психолого-педагогической и методической литературы, передового опыта показывает, что в настоящее время накоплен большой теоретический и практический опыт организации театрально-игровой деятельности в детском саду . Вопросы, связанные с организацией и методикой , широко представлены в работах отечественных педагогов, ученых, методистов : Н. Карпинской, А. Николаичевой, Л. Фурминой, Л. Ворошниной, Р. Сигуткиной, И. Реуцкой, Л. Бочкаревой, И. Медведевой, Т. Шишковой и др. В настоящее время, благодаря усилиям ученых, методистов и практиков, работа с детьми по театрализованной деятельности получила научное обоснование и методическую проработку. Ученые единодушны во мнении, что театр является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой. Таким образом, является эффективным средством гармоничного развития ребенка , в том числе его творческих способностей .

По мнению Т. И. Петровой, театр - это проверка мышления, памяти, речи, внимания, коммуникативных навыков. В работе «Театрализованные игры в детском саду » Петрова Т. И., Сергеева Е. А., Петрова Е. С. отмечают, что в процессе театрализованной деятельности происходит развитие личности ребенка , а именно :

1. в процессе театрализованных игр расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

2. развиваются психические процессы : внимание, память, восприятие, воображение;

3. происходит развитие различных анализаторов : зрительного, слухового, речедвигательного, кинестетического;

4. активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп и выразительность речи;

5. совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;

6. развивается эмоционально - волевая сфера;

7. происходит коррекция поведения;

8. развивается чувство коллективизма, ответственности друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;

9. стимулируется развитие творческой , поисковой активности, самостоятельности;

10. участие в театральных играх доставляет детям радость, вызывает интерес, увлекает их.

Театрализованные игры делятся на две основные группы : режиссерские игры и игры-драматизации. К режиссерским играм относят : настольный, теневой театр , театр на фланелеграфе . Где ребенок или взрослый не являются действующими лицами, а только создают сцену, ведет роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Ребенок действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Под понятием «режиссёрские игры» подразумеваются самостоятельные игры с различными мелкими предметами, которыми ребёнок манипулирует, как режиссер : сам создаёт сюжет, сценарий. Именно эта самостоятельность в придумывании сюжета считается особенно важной для дальнейшего формирования игровых действий и воображения. Важная особенность этих игр состоит в том, что ребёнок начинает переносить функции с одного объекта реальности на другой. Сходство игр с режиссёрской работой состоит в том, что ребёнок сам придумывает мизансцены, т. е. организует пространство, исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом.

Игры-драматизации предполагают произвольное воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Они основываются на действиях исполнителя, который использует пальчиковые куклы, куклы

би-ба-бо, «шапочки» героев произведения, маски и т. д. и соответствует определению : «Драматизировать, значит разыгрывать в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нём эпизодов и передавая характеры персонажей». Поскольку ребёнок играет сам, он может использовать все средства выразительности : интонацию, мимику, пантомиму.

В педагогической литературе театрализованная игра рассматривается не только, как вид игровой деятельности , но и как средство всестороннего воспитания ребенка дошкольного возраста. Они обогащают детей новыми впечатлениям, знаниями, развивают интерес к литературе и театру .

Игры-драматизации способствуют развитию психических процессов и различных качеств личности : самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображения. Этот вид игры оказывает большое влияние на развитие речи . Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства , использует интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам, старается говорить четко, чтобы его все поняли. В игре-драматизации формируется диалогическая, эмоционально-насыщенная речь, активизируется словарь ребёнка. С помощью игр дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность, Игра-драматизация способствует освоению элементов общения .

Роль педагога в организации театрализованной деятельности в детском саду сводится к тому, что педагогу самому необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т. е. владеть основами актёрского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, а это - искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания.

Театрализованная деятельность включает в себя :

Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

Игры - драматизации;

Подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

Упражнения по формированию выразительности исполнения;

Отдельные упражнения по этике;

Упражнения в целях социально- эмоционального развития детей .

Строится по единой схеме :

Введение в тему, создание эмоционального настроения;

- театрализованная деятельность (в разных формах, где воспитатель и каждый ребенок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал ;

Эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности .

Таким образом, развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей , когда каждый ребенок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого необходимо использовать разнообразные приемы :

Выбор детьми роли по желанию;

Назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

Распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

Проигрывание ролей в парах.

Во время театрализованной деятельности необходимо :

Внимательно выслушивать ответы и предложения детей;

Если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с персонажем;

При знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;

В заключение различными способами вызывать у детей радость.

Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра . Дошкольники очень любят игры, напоминающие театральные представления , где одни дети – артисты, другие – зрители.

Театр - один из самых доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные :

С художественным образованием и воспитанием детей;

С формированием эстетического вкуса;

С нравственным воспитанием;

С развитием коммуникативных качеств личности;

С развитием памяти , воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога) ;

С созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения , методы и организация которых опираются на закономерности развития ребенка , при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает :

Снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов;

Раскрепощённость, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности ;

развитие реальных мотивов :

1. игра и обучение не должны быть из-под палки;

2. внутренние, личностные мотивы должны преобладать над внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого;

3. внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности, продвижения вперед («У тебя обязательно получится!» )

Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Она тесно взаимосвязана с основными видами музыкальной деятельности – пением , движением под музыку, слушанием, песенным и танцевальным творчеством . Музыка и театрализация увеличивают заинтересованность и обостряют впечатления детей.

Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх , дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что даёт им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру .

Огромно и воспитательное значение театрализованных игр . У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Дети становятся более раскрепощёнными, общительными; они учатся чётко формулировать свои мысли и излагать их публично.

Приобщение детей дошкольного возраста к театральной деятельности возможно лишь при соблюдении следующих условий :

С раннего возраста учить детей вслушиваться в художественное слово, эмоционально откликаться на него, чаще обращаться к потешкам, пестушкам, попевкам, шуткам, стихотворениям , в том числе побуждающим к диалогу;

Воспитывать у детей интерес к театральной деятельности , создавать ситуации, в которых персонажи кукольного театра вступают с детьми в диалог, разыгрывают сценки;

Заботиться об оснащении театрализованных игр : приобретении театральных игрушек , изготовлении игрушек-самоделок, костюмов, декораций, атрибутов, стендов с фотографиями, отражающими театрализованные игры воспитанников ;

Уделять серьёзное внимание подбору литературных произведений

для театрализованных игр : с понятной для детей моральной идеей, с динамичными событиями, с персонажами, наделёнными выразительными характеристиками.

Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

Игры-драматизации;

Упражнения для социально-эмоционального развития детей ;

Коррекционно-развивающие игры ;

Упражнения на дикцию (артикуляционная гимнастика) ;

Задания для развития речевой интонационной выразительности;

Игры-превращения («учись владеть своим телом» , образные упражнения;

Ритмические минутки (логоритмика) ;

Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук ;

Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы;

театральные этюды ;

Подготовка и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

Знакомство не только с текстом сказки, но и со средствами её драматизации : жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями (реквизит) и т. д.

Большую роль в развитии дошкольников играет кукольный театр .

Очень хочется упомянуть о таком виде деятельности театрализации , как театр кукол ! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним. Куклы могут всё или почти всё! Они творят чудеса : веселят, обучают, развивают творческие способности дошкольников , корректируют их поведение. «Актёры» и «актрисы» в нём должны быть яркими, лёгкими, доступными в управлении. Для организации детского театра нужны куклы различных систем, формирующие у детей определённые умения и навыки, стимулирующие детское творчество (песенное, танцевальное, игровое, побуждающие к импровизации на детских музыкальных инструментах.

Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, можно сделать вывод, что с театрализованной деятельностью тесно связано и развитие общения , совершенствование речи. В театрализованной игре дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса) . Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Театрализованная деятельность требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.

Список используемой литературы :

Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников .

М., КНОРУС", 2003 г.

Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду.

(пособие для работников дошкольных учреждений) – М.: ТЦ “Сфера”, 2001 г.

Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности .

творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Творческие способности у детей проявляются и развиваются на основе театрализованной деятельности. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению. Существует проблема, волнующая многих педагогов, психологов, родителей: у одних детей возникают страхи, срывы, заторможенность, а у других, наоборот, развязанность и суетливость. У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память, внимание и речь. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие сжатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, связывает художественное творчество с личными переживаниями, ведь театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка.

2.1. Творческие игры как вид театрализованной деятельности

Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

Это объясняется двумя основными моментами: в - первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.

Как отмечает Петрова В.Г., театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых.

В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует снова в действительность, хотя бы и условную. Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление.

Другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой. Драматизация ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества.

В этом и заключается наибольшая ценность детской театрализованной деятельности и дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. И, наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение

Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических знаний физического совершенства.

Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности театрализованной деятельности дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности и развитие творческих способностей (2, 21).

А умело, поставленные вопросы при подготовке к театрализованной деятельности побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, «совершенствуется звуковая сторона речи» Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.

Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.

Это способствует развитие творческих способностей проявляются в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатления, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок.

В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики.

Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших .

В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Тематика и содержание театрализованной деятельности, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке.(5,41). Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него, живет его жизнью это самый частый и распространённый вид театрализованной деятельности как развитие детского творчества. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подрожать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создаёт уних удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает вкус, воспитывает чувство прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят.