Обзор методик раннего развития. Методики дошкольного развития детей

Практически все родители стремятся развивать своего ребенка буквально с пеленок. И они правы, так как ученые считают, что пик развития умственных и творческих способностей приходится на 1,5-3 года. Именно в этом возрасте занятия с ребенком наиболее эффективны. Существуют различные методики раннего развития ребенка. Рассмотрим плюсы и минусы наиболее популярных методик.

1. Главным принципом системы Марии Монтессори является уверенность, что ребенок сам знает, в каком направлении ему двигаться. Задача, которую решает данная методика: создать благоприятные условия для саморазвития ребенка. Роль родителя или педагога – организовать среду развития с помощью специальных материалов. Пособия раскрывают ребенку представления о сенсорных эталонах (цвете, форме, величине) и организации окружающего мира. Недостаток этой методики: отсутствие ролевых и спонтанных игр. Эта методика раннего развития ребенка подходит больше всего усидчивым, «вдумчивым» детям, которые способны подолгу сосредотачиваться на предмете.

2. Кубики Зайцева помогают обучать чтению детей, начиная с 2-х лет. Они так же подходят детям с задержкой психического развития, детям с психоневрологическими проблемами и аутистам. Обучение происходит с помощью кубиков, таблиц и музыкальных записей, под которые ребенок пропевает «склады»- части слова. Это улучшает качество речи, расширяет словарный запас. Но есть и противники этого способа раннего развития. Специалисты считают, что такое обучение мешает ребенку в школе осваивать разбор слов по составу и фонетическому разбору слов.

3. Система Никитиных представляет собой набор спортивных и развивающих заданий, расположенных в порядке возрастания их сложности. Взрослый не должен давать способа решения поставленных задач. Если ребенок не справляется, задание откладывается до тех пор, пока он подрастет. Плюсом системы является то, она позволяет рационально организовать время, помогает закаливанию и спортивной подготовке детей. Минус: отсутствие индивидуального подхода и недостаточное внимание развитию речи и сюжетно-ролевой игре.

4. Метод Гленна Домана разработан автором для детей с поражениями центральной нервной системы. Принцип, заложенный в основу – стимулирование клеток мозга с помощью внешних раздражителей. Ребенку показываются карточки с изображением и названием различных предметов на 1-2 секунды. Считается, что ребенок подсознательно их запоминает и может заучить большой объем информации. Недостаток такого метода раннего развития в том, что большие объемы информации могут принести вред детской психике.

5. Методика Сесиль Лупан связывает обучение и развитие ребенка с возникновением у него интереса к окружающему миру. Детям пытаются дать именно те знания, и в тот момент, когда им этого хочется. Метод опробован автором на своих детях, поэтому у нее все более тонко и индивидуально. Большим плюсом является то, что для обучения используется то, что оказывается под рукой, никаких специальных пособий не требуется. Проблемным для родителей может оказаться ее настоятельная рекомендация обучать ребенка плаванию с пеленок.

Заниматься с малышом нужно обязательно, но стоит разобраться в плюсах и минусах каждой методики раннего развития ребенка, с учетом его индивидуальности.

Благодаря современной педагогике, существует много разных методик, которые помогают развивать малыша. Как и любой метод воздействия, они имеют свою положительную сторону и некоторые слабые места, требующие доработки. Для вас важно определить, какие методики больше всего подойдут вашему ребенку.

Методика Рене Жиля

Дает ценную информацию об отношении ребенка к семье, а также к ближайшему окружению. Эта проективная методика состоит из 42 заданий, где имеются изображения детей и взрослых, а также членов семьи. С помощью данного теста можно оценить поведение ребенка при разных модулируемых ситуациях, а также выяснить отношение малыша к родителям, братьям и сестрам, другим людям. Выполнять задания нужно в игровой форме. Не рассчитывайте пройти с ребенком этот тест за один день, он достаточно утомительный. Для удобства можно разбить его на отдельные блоки. Методика подходит для оценки отношений ребенка с окружающими людьми, семьей, степени социальной адаптации, а также определения особенностей личности и поведения малыша.

Методики математического развития

Данная методика представляет собой комплекс специальных игровых упражнений, направленных на развитие способностей к математике. С помощью этих простых и веселых игр можно легко подготовить ребенка к школе, не прибегая к помощи специалистов.

  • Игра «разложи карточки» предусматривает тренировку памяти, а также учит сравнению и логике. Для выполнения задания, ребенку нужно разложить по порядку предложенные карточки с изображенными цифрами.
  • «Посчитай предметы» - игра для которой нужно заранее подготовить карточки с цифрами, где дополнительно будут изображены разные предметы. Малыш должен посчитать количество предметов, а затем обвести карандашом соответствующую цифру.
  • Игра «Сравнение» довольно простая. Для выполнения этого задания следует подготовить карточки с цифрами. Нужно показать малышу две карточки с разными цифрами и попросить сравнить их. Например: «Что больше, три или семь? Насколько семь больше трех?»

Для обучения счету хорошо подходят сказочные методики, например, «Сказочный дровосек» . Во время этой игры ребенку предлагается включить воображение и перенестись в волшебный лес, где дровосек должен нарубить дрова для печки. Ребенок должен посчитать, сколько дров уже заготовлено, а сколько осталось. В качестве наглядного пособия можно использовать щепки, веточки или спички.

Методики для развития логики

Обучение должно осуществляться в игровой форме, чтобы ребенок не уставал. Для этого хорошо подходит игра на обобщение . Можно, к примеру, взять карточки, на которых изображены разные предметы и предложить объединить их в одну группу.

Игра с фигурами прекрасно подходит для развития логики, а также мелкой моторики. Для выполнения задания нужно разрезать большую бумажную геометрическую фигуру на несколько частей и предложить малышу собрать их в одно целое.

Для тренировки памяти можно использовать наборы букв, из которых ребенок самостоятельно будет составлять слова. Можно спрятать набор и попросить ребенка написать буквы по памяти. Это поможет дополнительно подготовить кисть руки к письму.

Существует большое количество методик, позволяющих развивать ребенка и готовить его к самому ответственному этапу – поступлению в школу. Вы легко можете придумать свою, которая подойдет вашему ребенку. Ваша фантазия ничем не ограничивается. Можно, например, придумывать разные истории, сказки и включать в них элементы счета, письма, загадки и логические игры.

А какой методике вы отдали предпочтение?

О различных приемах обучения, игровых методиках , на этот раз хотелось бы поговорить о развитии детей дошкольного возраста. Прямо сейчас рассмотрим самые популярные методики, реализуемые в игровой форме.

Монтессори

Монтессори - одна известных схем развития детей дошкольного возраста. Она предполагает практически полное невмешательство родителей в игровой процесс. Ребенок занимается в основном самостоятельно, а взрослый - помогает ему в случае необходимости. Среди игр в системе чаще всего используются предметные, основанные на сенсорном типе восприятия. Все нюансы методики

Зайцева

Это следующая по популярности методика, применяемая в обучении детей дошкольного возраста. С её помощью можно быстро научиться считать, читать. Базируется схема на играх, которые затрагивают различные органы чувств. Важно также цветовое, звуковое, тактильное восприятие. Подробнее о методике расскажем в

Никитина

Методика, которая предостерегает от крайностей и не позволяет родителям чрезмерно опекать своих малышей. Главное, не пускать всё совсем на самотек: должны быть ответственность и чувство меры. Значительная роль отводится интеллектуальными игровым занятиям, нацеленным на активное творческое развитие.

Доман

Методу Домана принадлежит своя ниша в области дошкольной педагогики, ориентированная на раннее развитие детей: именно в первые годы жизни малыши усваивают новую информацию лучше всего. В состав методики входят интеллектуальные, дидактические игры, способствующие эффективному развитию навыков и умений. Важная составляющая у Домана - активные игры, потому в состав схемы входит отдельный комплекс физических нагрузок.

Другие схемы

Дьенеш делает ставку на интеллект, значимое место в системе занимают логические игры, они же учат ребенка делать выводы, рассуждать и анализировать информацию.

Вальдорф во главу угла ставит игру, за счет чего методика является не только уникальной, но и высокоэффективной. Данный метод отсылает нас к первобытным, естественным системам, главными в нём являются педагог и его непрекословный авторитет. Игр в рамках схемы задействуется много, основная роль принадлежит ролевым и подражательным.

Вы ознакомились с основными методами развития детей дошкольного возраста, каждый из которых имеет свои сильные и слабые стороны. Главной составляющей любой из них является игра. Какую систему выбрать с учетом интересов, личных потребностей ребенка, должен решать только грамотный педагог. Возможно сочетание различных приемов, техник, методик и их отдельных элементов для достижения лучших результатов.

Молодой маме легко запутаться в популярных методиках развития малыша. Короткое описание поможет разобраться, что к чему и выбрать те методики, которые подойдут именно вашему ребенку.

1. Система Ховарда
Методику так же называют «Английский - мой второй язык». Во время занятий педагог или мама разговаривают с малышом исключительно на английском языке, однако никаких оценок не ставится. Большое внимание уделяется также становлению характера ребенка, особенно поощряется его самостоятельная работа над собой. Пока ребенок не освоит материал, к новому не переходят.

2. Методика Марии Монтессори
Одна из самых популярных. Система состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель. В центре всей системы стоит ребенок. Вокруг него создается специальная среда, в которой он живет и учится самостоятельно. Постулатом системы Монтессори является наблюдение за ребенком и невмешательство в его дела, если ребенок сам об этом не попросит.

3. Музыка интеллекта
Автор методики, Алиса Самбурская, считает, что музыка влияет не только на духовное развитие ребенка, но и на физическое (регулирует кровяное давление, тонус мышц, стимулирует процессы восприятия и памяти; активизирует творческое мышление и др). Методика подходит абсолютно всем детям, независимо от способностей. Заключается в том, что любые обучающие занятия ребенка сопровождаются специально подобранной музыкой.

4. Система Дьеныша
Основана на развитии логического мышления. Разработанные автором игры способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач.

5. Система Глена Домана
Развивая ребенка всесторонне и одновременно (чтение, письмо, энциклопедические знания и т.д.) еще во время первого года жизни можно сделать очень серьезный задел на всю его будущую жизнь, считает Доман. Методика безусловно результативна, и если вы хотите вырастить нобелевского лауреата, то она находка для вас. Основной отрицательный момент: практически не уделяется внимание творческому развитию ребенка.

6. Методика Николая Зайцева
Методика раннего обучения чтению. В методике используется «складовой принцип» (не путать со слогами). Самые известные его пособия - «Кубики Зайцева». Весь материал подается в игровой форме.

7. Методика Никитиных
Предпосылкой создания методики Бориса и Лены Никитиных явились частые соматические заболевания их собственных детей, поэтому изначально в методике большое внимание уделяется физическому развитию. К плюсам методики так же можно отнести позицию естественного усвоения знаний, отказ от «натаскивания» детей.

8. Система Макадо Шичида
Одна из самых популярных в Японии. Макато Шичида считает, что все дети рождаются с уникальным природным способностям, которые легко развить пользуясь специальными методиками подготовки, которые направлены на развитие фотографической памяти.

9. Методика Сесиль Лупан
Метод Лупан родился из ее попыток учить своих дочек по Доману. В отличие от Домана, у Сесиль все более тонко и индивидуально, она связывает те или иные методики раннего развития с возникновением у ребенка интереса. Самая известная ее книга - «Поверь в свое дитя» - написана очень доступно. Ознакомившись с методикой, родители легко могут заниматься с ребенком сами.

10. Грудничковое рисование Марии Гмошинской
Грудничковое творчество предполагает рисование ребенка красками с 6 месяцев. Техника рисования - пальцы, ладошки. Малыш может работать как правой, так и левой рукой. Методика развивает интеллект и творческое начало ребенка.

Подготовка ребёнка к школе начинается с самого раннего детства, можно сказать с рождения. Мы постоянно занимаемся развитием своих детей для того, чтобы они многому научились: говорить, познавать окружающий мир, а позже - читать, писать, рисовать. Таким образом, мы готовим благоприятную почву для формирования успешной личности в будущем. На сегодняшний день на помощь молодым родителям приходят современные развивающие методики для детей дошкольного возраста.

8 919263

Фотогалерея: Развивающие методики для детей дошкольного возраста

Что дают ребёнку развивающие методики? Прежде всего, они позволяют преподнести малышу материал в интересной, легкодоступной и эффективной форме. Как раз это и есть главным преимуществом современных развивалок над устаревшими методиками прошлых десятилетий. Конечно, новомодные развивающие методики не дают повода полностью отказаться от старых, хорошо проверенных годами программ обучения детей дошкольного возраста, но, тем не менее, обучение по-новому даёт положительный продуктивный результат. Поэтому, рассмотрим несколько наиболее распространённых и эффективных методик раннего развития детей дошкольного возраста.

Методика раннего развития детей от 0 до 4 лет Глена Домана

Развивающая методика Глена Домана для детей дошкольного возраста, прежде всего, направлена на обучение ребёнка чтению. Многие при этом забывают, что развитие по Доману, это не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и активное физическое развитие. При этом развитие и совершенствование мозга ребёнка напрямую связано с освоением и совершенствованием многих двигательных навыков. Материал гораздо легче и быстрее усваивается, если ребёнок проявляет физическую активность.

Суть обучения чтению и энциклопедическим знаниям по методике Глена Домана заключается в том, что взрослый, всего на короткий промежуток времени (на 1-2 секунды), предлагает взглянуть ребёнку на карточку с написанным словом, при этом произнося написанное слово. Как правило, рядом со словом рекомендуется помещать соответствующее изображение. Надписи делаются большими ровными красными буквами. Методика опирается на то, что ребёнок запоминает слово целиком, а не обучается чтению по слогам, как предлагает стандартная методика обучения.

Недостатки методики Глена Домана.

Данная методика неоднократно подвергалась критике со стороны педагогов и родителей. Во-первых, ребёнок при обучении выполняет пассивную роль - просто смотрит на карточки. С другой же стороны, время просмотра карточек довольно непродолжительное, поэтому пассивность длится очень недолго. Во-вторых, процесс изготовления карточек очень трудоёмкий, требует больших затрат вспомогательного материала (картон, бумага, краски или заправка картриджей для принтера). В-третьих, наблюдалась такая тенденция, что ребёнок неплохо запоминает само слово, написанное на карточке, но не «узнаёт» такое же слово, указанное в другом месте.

Раннее развитие ребёнка по системе Марии Монтессори

Методика Марии Монтессори была разработана для детей в возрасте от трёх лет, тем не менее её последователи рекомендуют применять эту методику немного раньше: когда ребёнку исполнится 2-2,5 года. Главный принцип этой методики раннего развития заключается в том, что ребёнку предоставляется возможность полной свободы выбора. Ребёнок самостоятельно выбирает чем, как и как долго ему заниматься.

Ребёнка не нужно заставлять обучаться, его нужно заинтересовать. Методика Монтессори представлена целым комплексом занятий из многочисленных упражнений. Многие из упражнений требуют подготовки различных материалов, например, различных дощечек, фигур, рамок и вкладышей.

Обучение чтению с помощью кубиков Зайцева

Благодаря кубикам Зайцева многие дети начинают довольно рано читать: в три и даже в два годика. Набор представлен из 52 кубиков, на грани которых нанесены склады. Играя с кубиками, ребёнок составляет различные слова. Эти же кубики различаются по объёму, цвету, весу, по вибрации и звучанию наполнителя. В дополнение к кубикам предлагаются плакаты с нарисованными складами для чтения и сопоставления. Многие кубики, имеющиеся в продаже, нужно предварительно собрать: склеить, закрепить и наполнить наполнителем. Обучение ребёнка чтению с помощью кубиков Зайцева требует усидчивости со стороны родителей. Если вы готовы регулярно заниматься со своим малышом, то эта методика для вас, если же нет - то лучше отдать ребёнка в специальный развивающий центр, обучающий чтению по кубикам Зайцева.

Игры для раннего развития детей по системе Никитиных

Семья Никитиных, Елена Андреевна и Борис Павлович, - по сути, классики отечественной педагогики и воспитания. Они на примере собственной многодетной семьи в далёкие советские времена продемонстрировали яркий пример воспитания самостоятельной и гармонично развитой личности.

По мнению семьи Никитиных родители зачастую допускают две крайности: либо это чрезмерная заорганизованность, когда родители всячески стараются занять и развлечь ребёнка, тем самым не давая ему возможности для самостоятельной деятельности; либо это полная заброшенность ребёнка, когда родители за обычными бытовыми делами по обслуживанию ребёнка (кормёжка, уборка, укладывание спать и т.д.) забывают о важности общения и интеллектуального развития.

Главная задача воспитания, согласно методике Никитиных, заключается в максимальном развитии творческих способностей ребёнка, его подготовка к будущей взрослой жизни.

Интеллектуальные развивающие игры семьи Никитиных очень популярны. Они развивают у ребёнка логическое мышление, учат принимать решения. Такие игры доступны в продаже и рекомендуются деткам уже с 1,5-годовалого возраста. Автор развивающей методики предлагает 14 правил игры, шесть из которых считаются обязательными. Широко известны игры «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Уникуб» и «Точечки», а также рамки и вкладыши Монтессори.

Воспитание и развитие ребёнка по Вальдорфской системе

Эта методика раннего развития ребёнка возникла приблизительно сто лет назад в Германии, автор её Рудольф Штейнер. Согласно с этой методикой, ребёнка до возраста семи лет (до периода смены молочных зубов) не следует нагружать обучением чтению и письму, а также логическими занятиями. В раннем детском возрасте необходимо всячески раскрывать творческий и духовный потенциал ребёнка. Главный принцип Вальдорфской системы: «Детство - полноценная жизнь, которая прекрасна!» Ребёнок воспитывается и развивается в гармонии с природой, он учится творить, слышать и чувствовать музыку, рисовать и петь.

Методика раннего развития Сесиль Лупан

Сесиль Лупан - последователь Глена Домана и многих других методик раннего развития. Накопив собственный опыт и изменив методики предшественников, она разработала свою собственную «стратегию» раннего развития ребёнка. В своей книге «Поверь в своё дитя» она рассказывает свои советы и решения о воспитании ребёнка. Главное утверждение Сесиль Лупан: «Ребёнку не нужна ежедневная обязательная программа занятий».

Для развития речи ребёнка имеет огромное значение чтение ему книг. Автор методики предлагает читать и объяснять малышу сложные сказки и басни. Чтобы легче учить буквы и цифры, нужно вместе с буквой нарисовать изображение на букве. Например, на букве «К» нарисовать кошку. Как и в методике Глена Домана, С.Лупан рекомендует обучать малыша чтению с помощью карточек. Только вот на этих карточках буквы она рекомендует писать не красным цветом, а разными цветами, а точнее: согласные буквы - чёрным цветом, гласные - красным, а те буквы, которые не произносятся - зелёным. В своей книге автор даёт подробные советы по обучению ребёнка верховой езде, плаванию, живописи, музыке, а также иностранным языкам.

Коротко о главном

Итак, на сегодняшний день существует множество развивающих методик для детей дошкольного возраста, главные из которых описаны в этой статье. Кроме того, в продаже имеется достаточное количество вспомогательного материала для занятий по этим методикам. Не последнее место в роли источника обучающих материалов принадлежит интернету. Решив заниматься по одной из вышеизложенных методик, нужно заранее обдумать план и последовательность занятий.

Лично я приверженец занятий по нескольким методикам и некоторых позиций Вальдорфской системы. Я, как родитель, считаю, что ребёнку нужно создавать благоприятную атмосферу для всестороннего развития в раннем детском возрасте. Это будет хорошим фундаментом для дальнейшего формирования его как личности. Тем не менее, не нужно забывать, что детство - это период радости и беззаботности, и не нужно у ребёнка забирать это сладкое детство. Главный мой принцип воспитания: делать всё то, что доставляет удовольствие и радость моему ребёнку. Думаю, со мной согласятся многие ответственные родители. Успеха вам и вашим деткам в познании окружающего мира, ведь он (мир) так прекрасен! Подарите красочный и многогранный мир своим малышам!