Особенности детского пищеварения. Особенности пищеварения в кишечнике у детей

Система пищеварения у детей существенно отличается от таковой у взрослых. Вот поэтому некоторые продукты детям нужно давать с определенного возраста, и то - дозировано. Например, грибы. Как же меняется с возрастом эта система детского организма?

Возрастные особенности пищеварительной системы

Характерной особенностью детской системы пищеварения является нежность слизистых оболочек органов ЖКТ, обильное кровоснабжение и недоразвитие их эластичности.

Железы детского кишечника и желудка до периода школьного возраста развиты не до конца и малочисленны. Поэтому в желудочном соке ребенка низкая концентрация соляной кислоты, а это снижает бактерицидные свойства пищеварения и, конечно же, повышает чувствительность деток к желудочно-кишечным инфекциям. Количество желез в желудке интенсивно увеличивается до 10 лет, а в 14-15 лет почти соответствует уровню взрослого человека.

И состав ферментов желудочного сока меняется в первые годы жизни. Так, фермент химозин, действующий на молочные белки, активно вырабатывается железами желудка в первые 2 года жизни, затем его выработка снижается. У взрослых, для сравнения, этот фермент почти отсутствует. Активность иных ферментов желудочного сока нарастает к 15-16 годам и в этом возрасте уже достигает взрослого уровня. Возрастной особенностью системы пищеварения ребенка является то, что до 10 лет очень активно в желудке происходят процессы всасывания. У взрослых эти процессы осуществляются только в тонком кишечнике.

То есть развитие органов пищеварения у детей происходит параллельно с развитием всего организма. И это развитие делится на периоды первого года жизни, дошкольного возраста и подросткового.

В это время работа органов пищеварения контролируется нервной системой и зависит от состояния коры головного мозга. В процессе формирования системы пищеварения у детей легко вырабатываются рефлексы на время приема еды, её состав и количество.

Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей раннего возраста

Пищевод у деток раннего возраста имеет форму веретена. Он короткий и узкий. У детей в год жизни его длина составляет 12 см. На слизистой пищевода нет желез. Его стенки тонкие, но он хорошо снабжается кровью.

Желудок у детей раннего возраста расположен горизонтально. И по мере развития ребенка он занимает вертикальное положение. К 7-10 годам желудок уже размещен так, как у взрослых. Слизистая желудка толстая, а барьерная активность желудочного сока по сравнению с взрослыми низкая.

Главным ферментом желудочного сока служит сычужный фермент. Он обеспечивает створаживание молока.

Поджелудочная железа ребенка раннего возраста имеет маленькие размеры. У новорожденного это 5-6 сантиметров. Уже в 10 лет она вырастет втрое. Этот орган отлично снабжен кровеносными сосудами. Поджелудочная железа вырабатывает поджелудочный сок.

Самым большим органом пищеварительной системы в раннем возрасте, занимающим треть брюшной полости, является печень. В 11 месяцев ее масса удваивается, к 2-3 годам утраивается. Возможности печени в таком возрасте довольно низкие.

Желчный пузырь в раннем возрасте достигает размера 3 сантиметра. Грушевидную форму он обретает к 7 месяцам. Уже в 2 года детский желчный пузырь достигает края печени.

Для деток до года большое значение имеют вещества, поступающие с молоком матери. С введением прикорма активизируются механизмы систем ферментов ребенка.

Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте у деток продолжается рост и развитие органов пищеварения. Однако по причине разных темпов общего роста и развития до 3 лет край печени выходит из зоны правого подреберья, без труда пальпируется на 1-2 см ниже дуги ребер.

Поджелудочная железа малыша очень активно развивается до 1 года, а затем скачок в ее развитии происходит в 5-7 лет. По своим параметрам этот орган достигает уровня взрослого лишь к 16 годам. Такие же темпы развития характерны печени ребенка и всем отделам кишечника.

В связи с развитием органов пищеварения деткам до 3 лет нужны ограничения в питании.

Следует отметить, что в дошкольном возрасте у детей острые расстройства пищеварения встречаются очень часто. Однако протекают они чаще всего легче, нежели у деток первого года жизни. Родителям детей дошкольного возраста важно правильно кормить детей, учитывая и рост их зубов, и режим, и сбалансированность питания. Тяжелые для желудка продукты, с которыми легко справляется желудок взрослого человека, нередко отторгаются детским организмом, вызывая несварение желудка.

Пищеварение у подростков и его особенности

В подростковом возрасте органы пищеварения уже развиты хорошо. Они активно функционируют, а сам процесс пищеварения почти не отличается от взрослых. Частота опорожнения кишечника в подростковом возрасте составляет 1-2 раза в день.

В 12 лет на гладкой ранее поверхности поджелудочной железы появляется бугристость. Эти бугорочки обусловлены выделением долек поджелудочной железы.

Печень детей тоже активно увеличивается. Так, к 8 годам она вырастает в 5 раз по сравнению с размером при рождении, к 16-17 годам ее масса возрастает в 10 раз. Следует отметить, что уже с 7 лет нижний край этого органа не пальпируется в положении лежа. К 8 годам жизни гистологическое строение печени ребенка такое же, как и у взрослых. Жёлчный пузырь к 10-12 годам возрастает в размерах почти в 2 раза.

Необходимо учесть специфику строения желудочно-кишечного тракта подростков при организации их питания. Речь идет о ежедневном соблюдении режима питания и его организации в школе. Ведь диетологи констатируют, что для развития здоровой системы пищеварения детям школьного возраста нужно принимать пищу четыре раза в день в связи с их энергетическими затратами.

Нарушение пищеварения у детей

Проблемы с желудочно-кишечным трактом у детей возникают довольно часто. Особенно это характерно раннему возрасту. Диарея либо запор не только портят самочувствие детей, но и заставляют родителей корректировать их питание. Если у вашего ребенка в дошкольном возрасте такие расстройства возникают часто, то не следует полагаться на себя, а нужно проконсультироваться у хорошего опытного педиатра. Обращаться к доктору родители должны и потому, что только врач может определить начало серьезной патологии.

Диарею может вызывать инфекция, а функциональную диарею провоцируют даже стрессы ребенка. Тогда у него стул кашицеобразный или жидкий. Возникает он 2-4 раза в сутки, но без примесей гноя и крови.

Немытые руки и грязная вода, даже проглоченная невзначай при купании, несвежие продукты или недостаточно обработанные термически являются главными причинами кишечных инфекций у детей.

Симптомы кишечных инфекций - это рвота и частый понос, боли в желудке и повышение температуры тела. Когда у ребенка случается диарея, то только врач может исключить хирургическую патологию и инфекцию в кишечнике.

Главная опасность детских кишечных инфекций - обезвоживание организма. Дитя с поносом утрачивает много жидкости, а пить вволю не может из-за рвоты.

Предупреждение кишечных инфекций - это соблюдение простых правил гигиены:

  1. Употребление лишь кипяченой или минеральной столовой воды.
  2. Мытье рук перед едой и после туалета.
  3. Табу на покупку продуктов со стихийных рынков, особенно тех, которые продаются с земли. Отсутствие санитарного контроля может спровоцировать серьезные проблемы с пищеварением. Например, на таких рынках часто продают молоко лейкозных коров.
  4. Правильное хранение продуктов и контроль над сроками их годности.
  5. Тщательное мытье овощей и фруктов перед их употреблением.

Огромное значение в профилактике расстройств пищеварения играет диетическое питание. Дети хотя бы до шестимесячного возраста должны питаться материнским молоком. Это их иммунитет и своеобразная прививка для органов ЖКТ. Детишек до трехлетнего возраста нельзя кормить жирными и острыми продуктами, шоколадом и наваристыми бульонами. Пища для таких малышей должна готовиться на пару. Хорошо, если вы будете запекать ее, а не жарить.

Не менее распространенной проблемой нарушения пищеварения у детей является запор. Его провоцирует обычно ранний переход на искусственное вскармливание, введение прикорма раньше срока, недостаток жидкости у ребенка.

Родители должны знать об еще одной особенности запоров у детей . Это подавление позыва на дефекацию за пределами дома. Такое явление характерно стеснительным ребятишкам и может происходить, например, в период адаптации к садику. Со временем такая негативная привычка приводит к затвердению каловых масс, травмированию слизистой прямой кишки. Следствием этого бывает боязнь дефекации.

А еще запоры могут быть результатом хронических патологий пищеварительной и эндокринной систем, частого употребления определенных лекарств. Поэтому родителям нужно следить за стулом малыша, за изменениями в его поведении и вовремя обращаться за помощью к педиатрам во избежание развития хронических недугов пищеварения.

Специально для - Диана Руденко

В эмбриональном периоде основным видом питания является гистотроф-ное (после имплантации бластоцита зародыш питается секретом слизистой оболочки матки, а затем материалом желточного мешка), а после образова­ния плаценты (со II -III месяца внутриутробного развития) - гемотрофное (за счет трансплацентарного транспорта питательных веществ от матери пло­ду). Основой на этой стадии является внутриклеточное пищеварение. На фоне гемотрофного питания, начиная с 16 -20-й недели, проявляется деятельность собственно органов пищеварения, что выражается в амниотрофном питании. Плод начинает энтерально получать питательные вещества: белок, глюкозу, воду, минеральные соли и др. Появление протеолитической и аминопептидаз-ной активности тонкой кишки отмечается с 8-й недели, причем преимуще­ственно в дистальной половине. Дисахаридазная активность формируется не­сколько позже протеазной. С V-VI месяца беременности увеличивается активность мальтазы, которая становится максимальной на VIII месяце. Не­сколько позже нарастает сахаразная активность и с VIII - IX лунного месяца - лактазная, причем к рождению ребенка активность лактазы достигает макси­мума.

Темп развития органов пищеварения к рождению быстро нарастает, од­нако даже у новорожденного остается относительная функциональная незрелость слюнных желез, желудка, поджелудоч­ной железы, печени и других органов, сек­реты которых обеспечивают дистантное пи­щеварение. Поэтому лактотрофное питание является важнейшим этапом адаптации но­ворожденного к внеутробному существова­нию в первые дни, недели и месяцы жизни Молочное питание является итогом эволю­ции жизни, позволяющим разрешить, каза­лось бы, неразрешимые противоречия между огромными потребностями быстрорастущего организма и относительно низкой степенью функционально­го развития аппарата дистантного пищеварения.

Хотя к рождению ребенка слюнные железы морфологически сформиро­ваны, однако секреторная функция их в течение первых 2 - 3 мес постнатального развития низкая. Скорость слюноотделения натощак составляет всего 0,01-0,1 мл/мин, при сосании она возрастает до 0,4 мл/мин, а-Амилаза слюны у новорожденных низкая, но в последующие месяцы быстро нарастает и максимальной активности достигает к 2 -7 годам. Если в первые месяцы жизни слюна способствует лучшей герметизации ротовой полости при соса­нии, а также образованию мелких рыхлых сгустков казеина молока, то у де­тей, находящихся на искусственном вскармливании, и после введения прикор­ма, содержащего большое количество углеводов, слюна приобретает важное значение в переваривании углеводов и формировании пищевого комка. К 4 -5 мес наблюдается обильное слюнотечение, что обусловлено недоста­точной зрелостью центральных механизмов регуляции слюноотделения и заглатывания.

После начала энтерального питания емкость желудка быстро увеличи­вается и после рождения появляется его рефлекторное расслабление. Нейрогу-моральная регуляция желудочной секреции начинает проявляться к концу пер­вого месяца жизни. У новорожденных желудочная секреция после введения гистамина низкая (составляет 0,1-0,3 мл/мин, а интрагастральный рН не па­дает ниже 4). Лишь к концу первого года жизни секреция возрастает до 1 мл/мин, а интрагастральный рН снижается до 1,5 - 2,0, что обеспечивает оптимальное действие пепсина. Предполагают, что источником водородных ионов у двухмесячных детей является молочная кислота. Лишь с этого време­ни появляется соляная кислота. Среди протеолитических ферментов преобла­дает действие ренина (химозин) и гастриксина. В то же время у детей первого года жизни относительно высокая активность желудочной липазы, особен­ностью действия которой является способность гидролиза жиров в отсутствие желчных кислот при оптимуме действия в нейтральной или близкой к ней сре­де. Допускают, что 1 /з жиров женского молока гидролизуется в желудке. К рождению эндокринная функция поджелудочной железы относительно незрелая, но вполне обеспечивает гидролиз легкоусвояемых пищевых веществ, содержащихся в молоке. Панкреатическая секреция довольно быстро нара­стает, особенно на первом году жизни, после введения прикорма, причем при искусственном вскармливании функциональное созревание поджелудочной же­лезы опережает таковое при естественном. Количество панкреатического сока к концу первого года возрастает в 10 раз, а в последующие годы - еще в 10 раз, достигая цифр, свойственных взрослому человеку. Аналогично сокоотде-лению происходит нарастание ферментообразования. Среди различных фер­ментов поджелудочной железы при рождении особенно низка амилолитиче-ская активность, что отражает эволюционно сложившийся механизм молоч­ного питания (в женском молоке содержится дисахарид лактоза). Активность панкреатической а-амилазы только в течение первого года жизни увеличи­вается в 25 - 50 раз, а с переходом на обычное питание, при котором 60 % по­требности в калориях начинает покрываться за счет углеводов (преимуще­ственно за счет полисахаридов), амилолитическая активность к 4-5 годам достигает цифр, свойственных взрослому человеку. Более быстро происходит увеличение активности трипсина, химотрипсина, липазы, фосфолипазы. Дина­мика активности других ферментов менее изучена.

Хотя к рождению печень относительно велика, она в функциональном от­ношении незрела. Выделение желчных кислот, которые играют важную роль в процессе пищеварения, невелико, что, вероятно, нередко служит причиной стеатореи (в копрограмме выявляется большое количество жирных кислот, мыла, нейтрального жира) вследствие недостаточной активации поджелудоч­ной липазы. С возрастом нарастает образование желчных кислот с увеличе­нием отношения глицина к таурину (за счет снижения последнего) (табл. 45). В то же время печень ребенка первых месяцев жизни (особенно до 3 мес) обладает большей «гликогенной емкостью», чем у взрослых.

Таблица 45. Содержание желчных кислот в дуоденальном содержимом у детей.

Соотношение глицин/таурин

Соотношение кислот холевая/

хонодезоксихолевая/

дезоксихолевая

колебаний

Пределы колебаний

Печеночная желчь

Пузырная желчь

Примечание. 1 мг-экв=0,4 г свободной желчной кислоты.

Кишечник у новорожденных как бы компенсирует недостаточность тех органов, которые обеспечивают дистантное пищеварение. Особое значение приобретает мембранное пищеварение, осуществляемое как собственно фер­ментами энтероцитов, так и ферментами панкреатического происхождения (а возможно, слюнного и желудочного), абсорбированными различными слоями гликокаликса. Хотя к рождению ребенка все ферменты мембранного пищева­рения обладают высокой активностью, топография ферментативной активно­сти на протяжении тонкого кишечника у новорожденных имеет дистальный сдвиг, что уменьшает резервные возможности мембранного пищеварения. В то же время внутриклеточное пищеварение, осуществляемое пиноцитозом. у детей первого года жизни выражено значительно лучше, чем в более стар­шем возрасте. Таким образом, у ребенка периода новорожденности эволю­ционно сформировался особый механизм полостного пищеварения, адаптиро­ванный к лактотрофному питанию. Секрето- и ферментообразование ос­новных желез верхних отделов желудочно-кишечного тракта, обеспечивающих полостное пищеварение, созревает в постнатальном периоде развития. (табл.46)

Таблица 46. Некоторые показатели активности ферментов и секреции у детей.

Желудочный сок 1

Количество мл/ч

Дебит НСL (ммоль/ч кг)

Дебит пепсина (мг/ч кг)

Дуоденальное содержимое

Количество, мл/ч

α-Амилаза, ед.

Трипсин, мг

Липаза, ИЕ

1 цифры приведены после стимуляции гистамином

2 цифры приведены после стимуляции секретином и панкреозимином

На протяжении первого года жизни происходит особенно быстрое разви­тие дистантного пищеварения, значение которого с каждым годом возрастает. У детей первых дней и недель жизни наряду с общими свойственными челове­ку механизмами собственного пищеварения большое значение, в некоторой степени компенсирующее недостаточность полостного пищеварения, приобрел аутолитический компонент, при котором частично гидролиз полимеров осу­ществляется за счет ферментов, содержащихся в женском молоке. Поэтому при вскармливании ребенка первых дней и недель жизни процесс пищеварения по существу является смешанным, т. е. собственно аутолитическим. Посколь­ку в полости рта молоко находится очень короткое время, оно не подвергает­ся сколько-нибудь существенным изменениям. Молоко также относительно быстро эвакуируется из желудка. Поэтому гидролиз молочного сахара в ос­новном происходит в области щеточной каймы кишечного эпителия. Там же происходит всасывание образующихся моносахаридов (галактозы и глюкозы).

Дисахариды (сахароза, мальтоза, изомальтоза) подвергаются, как и лак­тоза, гидролизу в тонком кишечнике соответствующими дисахаридазами. На процесс усвоения ди- и моносахаридов в тонком кишечнике большое влияние оказывает осмолярность пищевого химуса. Преимущественное содержание в молоке дисахаридов является по существу эволюционно развитым приспо­соблением, обеспечивающим поддержание оптимальной осмолярности химуса у детей первого года жизни.

После введения прикорма, содержащего большое количество крахмала, возрастают роль и значение амилазной активности слюнных желез и подже­лудочной железы.

Особенностью переваривания и усвоения белков у новорожденных и де­тей первых дней и недель жизни является большая доля внутриклеточного звена пищеварения, что подтверждается более легким переходом пищевого белка в неизмененном состоянии в кровь. Особенно легко переходят лактоглобулины. Казеиноген же подвергается в начале створаживанию в желудке под влиянием ренина (химозина, сычужного фермента).

Под влиянием ферментов желудочного и панкреатического сока белки расщепляются до полипептидов, которые собственно кишечными протеазами энтероцитов подвергаются дальнейшему гидролизу до составляющих их ами­нокислот. Образовавшиеся аминокислоты активируются и всасываются, при­чем имеются некоторые различия во всасывании отдельных аминокислот в за­висимости от их рН (кислые, нейтральные, щелочные). Образовавшиеся полипептиды абсорбируются путем пиноцитоза, причем его роль в процессе утилизации белка, особенно у детей первых месяцев, значительна.

После введения прикорма значение полостного гидролиза белка значи­тельно возрастает. У детей старше одного года переваривание белка не отли­чается от такового у взрослого.

У детей первых месяцев жизни переваривание жира зависит от вида вскармливания. Желудочная липаза способна расщеплять жиры, образо­ванные жирными кислотами с короткой углеродной цепью (С 12), которых много в женском молоке. Жиры с более длинной углеродной цепью расщеп­ляются под влиянием панкреатической липазы в присутствии желчных кислот. Относительная незрелость внешнесекреторной функции печени оказывает су­щественное влияние на коэффициент абсорбции жира. Абсорбция жира в тон­ком кишечнике осуществляется преимущественно в проксимальных и средних отделах. При этом происходит усвоение как жирных кислот и глицерола, так и ди- и моноглицеридов. Жирные кислоты с длинной углеродной цепью в слизистой оболочке тонкого кишечника вновь эстерифицируются и посту­пают в лимфу в виде хиломикронов. Жирные кислоты с короткой цепью угле­родных атомов не ресинтезируются и поступают в большей степени в кровь, чем в лимфу.

В тонком кишечнике происходит также абсорбция витаминов. Витамин А в основном всасывается в верхней и средней трети тонкой кишки. Витамин D также абсорбируется в тощей кишке. В проксимальных отделах усваиваются витамины С, группы В (В 1 ,В 2 , биотин, пиридоксин, пантотеновая кислота).

Итак, проксимальные отделы тонкого кишечника являются основными местами усвоения составных частей пищи. Подвздошная кишка служит ре­зервной зоной для резорбции. Только витамин В 12 и желчные кислоты утили­зируются в подвздошной кишке. В то же время следует подчеркнуть, что пре­обладание проксимальных отделов в абсорбции питательных веществ становится окончательным уже в постнатальном периоде развития. В первые же дни, недели и месяцы жизни ребенка все отделы тонкого кишечника обла­дают высокой гидролитической и абсорбционной активностью. Это, вероят­но, эволюционно сложившийся тип формирования пищеварения у человека.

Пищеварительная система у детей : рост и развитие ребёнка определяются оптимальным функционированием органов пищеварения.

Функциональные возможности пищеварительной системы на разных этапах развития организма не одинаковы, что требует дифференциального подхода к вскармливанию и питанию в зависимости от возраста ребёнка. Формирование пищеварительной системы у детей начинается с 3—4-й недели эмбрионального развития.

Полость рта у новорождённого в связи с процессом сосания имеет характерные особенности. У годовалого ребёнка размеры полости рта относительно малы; на твёрдом нёбе уже нет поперечных складок; слизистая оболочка нежная, суховатая, ярко-красная (из-за множества кровеносных сосудов). Язык большой и почти полностью заполняет ротовую полость; мышцы языка и губ хорошо развиты; на языке - все виды вкусовых сосочков; хорошо развиты жевательные мышцы.

Слюнные железы у новорождённого развиты слабо и в первые 6—8 недель жизни слюны выделяется немного, однако железы созревают быстро и к концу 2-го года по строению подобны железам взрослых. См. также Зубы.

Пищевод у новорождённых детей и детей раннего возраста имеет воронкообразную форму с расширением в кардиальной его части; эластическая и мышечная ткань развита слабо, в слизистой оболочке много кровеносных сосудов и почти полностью отсутствуют железы. Желудок у новорождённых имеет цилиндрическую или плоскую форму, при наполнении жидкой пищей становится округлым; по мере развития мышечных слоёв и изменения характера пищи принимает ретортоподобную форму.

Вместимость желудка у новорождённых 30—35 мл, к 3-м месяцам - до 100 мл, к году - до 200- 300 мл. Дно и кардиальная часть его у новорождённых и детей раннего возраста развиты слабо; пилорическая часть оформляется к 4—6, дно — к 10-11 мес., а сфинктер кардиальной части — лишь к 8 годам. Слизистая оболочка желудка богата сосудами и бедна эластической тканью; имеет те же железы, что и у взрослых.

Мышечные слои стенки желудка развиты слабо, а привратника — сравнительно сильно, что предрасполагает к срыгиваниям и рвотам у детей первых месяцев жизни. Двенадцатиперстная кишка у новорождённых и детей первых месяцев жизни имеет кольцевидную форму, но после 6 месяцев становится такой, как у взрослых. Наиболее интенсивный рост её происходит в первые 5 лет.

Форма и размеры тонкого кишечника у детей с возрастом изменяются. Слепая кишка у новорождённых и детей 1-го года жизни воронкообразной формы, после года похожа на слепой мешок, к 7 годам приближается к форме взрослых. Червеобразный отросток в первые 2 года имеет форму воронки с широким входом, через который внутрь его попадает содержимое слепой кишки и также свободно выходит оттуда; длина его у новорождённых несколько больше, чем у взрослых.

Восходящая часть толстой кишки у детей раннего возраста относительно короткая, поперечно-ободочная в связи с малой длиной брыжейки менее подвижна, нисходящая - относительно длинная. К 4 годам восходящая и нисходящая части по длине становятся примерно равными. Сигмовидная кишка в первые годы жизни относительно длинная, с широкой брыжейкой; может иметь глубокие изгибы, способствующие развитию первичных запоров, особенно на 1-м году жизни.

Прямая кишка у новорождённых и детей грудного возраста также несколько длиннее, чем у взрослых; ампулярная часть отсутствует. Слизистая и подслизистая оболочки её плохо фиксированы и легко могут выпадать при напряжении ребёнка.

Печень у новорождённых занимает почти половину объёма брюшной полости и составляет 4,38% массы тела. В постнатальном периоде увеличение её массы замедляется и отстаёт от увеличения массы тела. У детей первых 6 месяцев жизни печень выступает из-под края рёберной дуги на уровне правой сосковой линии на 2—3 см, в возрасте до 2 лет — на 1,5 см, 3—7 лет — 1,2 см. Печень, выполняя многообразные функции пищеварения и метаболизма веществ, является одним из основным кроветворения органов. Дольчатое строение печени выявляется к году. К 8 годам гистологическое строение печени идентично печени взрослого.

Жёлчный пузырь у новорождённых имеет веретенообразную форму, у более старших - грушевидную; до 5 лет дно его проецируется вправо от средней линии на 1,5—2 см ниже рёберной дуги. У большинства детей расположение жёлчного пузыря не выходит из-под края печени.

Поджелудочная железа у новорождённых гладкая, к 5—6 годам уплотняется и принимает такую же форму, как у взрослых; масса её у новорождённых от 2 до 3,6 г, длина — 4-6 см, толщина — 1— 2 см; к 2—2,5 года масса увеличивается до 20 г, к 10-12 - до 30 г. Поджелудочная железа у новорождённых располагается на границе брюшной полости и забрюшинного пространства на уровне XII грудного — I поясничного позвонков; тело её спереди прикрыто желудком, головка лежит в пространстве, огибаемом двенадцатиперстной кишкой, хвостовая часть направлена косо кверху.

На 2-м году жизни устанавливаются такие же топографические взаимоотношения поджелудочной железы с другими органами, как у взрослых.

М.Ю. Буслаева

Вопросы агрессии и агрессивного поведения являются актуальными в научной литературе и рассматриваются с точки зрения философии, педагогики и психологии. До начала Х1Х века агрессивным считалось любое активное поведение, как доброжелательное, так и враждебное. Позднее, значение этого слова изменилось, стало более узким. Но, тем не менее, в современной психологии существует проблема определения агрессии и агрессивности, т.к. эти термины подразумевает большое разнообразие действий.

Развитие самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности

А.С. Микерина
Актуальность рассматриваемой проблемы объясняется тем, что современное общество нуждается в гражданах, которых отличают целеустремленность, наблюдательность, эрудированность, умение находить выход из трудной ситуации, мобильность. В связи с этим образование направлено на формирование у детей самостоятельности, активности в познании окружающего мира, субъектной позиции в деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает необходимость развития самостоятельности детей дошкольного возраста в специфических для них видах деятельности: игровой, коммуникативной, двигательной, изобразительной, познавательно исследовательской и т.д.

Просветительская деятельность в дошкольной образовательной организации

И.Ю. Иванова

Одной из актуальных проблем современного дошкольного образования является формирование родительской компетентности в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста. Это отражено в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», где создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания названо одной из стратегических целей. Однако, несмотря на усиление внимания государства к решению данной проблемы, в обществе наблюдается тенденция снижения духовности и культурного уровня взрослых и детей, распад системы семейных ценностей воспитания детей.

Подготовка родителей к продуктивной коммуникации с детьми старшего дошкольного возраста

Л.И. Савва

Семья и, в первую очередь, родители, их поведение и жизненные ценности являются основным источником передачи ребенку социального опыта, а также знаний, умений и навыков, необходимых для конструирования социальных контактов и взаимоотношений между людьми. Через систему внутрисемейных отношений ребенок дошкольного возраста вырабатывает свои собственные взгляды, установки, идеи, осваивает моральные нормы и учится разбираться в социальных ситуациях.

Теоретико-методологические основания личностного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе организованной коммуникативной деятельности

О.Г. Филиппова

Существующие преобразования в стране привели к изменению современных целей и ценностей образования. Информационно-коммуникационная эпоха сегодняшнего мира позволила определить необходимость стремления каждой языковой личности к коммуникативно-творческому становлению и личностному развитию. Начиная с дошкольного возраста, важно формировать у детей умения устанавливать позитивные взаимоотношения между людьми, адекватно воспринимать и оценивать происходящие взаимосвязи и события, а также познавать себя и другого в общении через собственные речевые действия и осознание своей роли и места в поликультурном окружающем пространстве.