"рисуем волнистые волосы". Секреты и текстурирование

Несколько советов по рисованию различных видов завитков и причесок.

Шаг 1.

Всем привет! С вами снова я, автор сайта и наикрутейший переводчик уроков рисования на абсолютно любую тему, Нерд. И сегодня я приглашаю вас на небольшой мануал по рисованию кудрей. Думаю, мы еще займемся основами рисования волос и лиц на наших уроках. Так что, я настоятельно рекомендую вам не забывать нас навещать регулярно и следить за последними уроками. Oк, сейчас же мы займемся довольно интересной темой для рисования. На рисунке у нас показаны три различных вида завитков. Присмотритесь и заметьте их отличие: волнистые, свободные c колечками и жесткие, так что видена форма большого завитка.

Шаг 2.

Для тех, кто немного запутался в локонах и колтунах я искренне соболезную, потому что очень обожаю кудряшки и сам готов их наматывать себе часами на ночь, лежа в кровати с любимой книгой. Сейчас же начнем рисовать с самых основных фигур, которые нам нужны. Это самый лучший способ нарисовать быстро и красиво. Просто нарисуем диагональные прямоугольники, которые постепенно сокращаются по размеру. Затем соединяем противоположные углы в две линии как у нас на втором рисунке.

Шаг 3.

Теперь вы готовы уже к более серьезному шагу, но только не пугайтесь, милые художники, все будет очень просто. Давайте попробуем заложить основу на практике для наших новых навыков рисования. Нарисуйте основную базу для головы. Мы сделаем здесь два лица, одно будет с волнами на голове, а второе с небольшой смесью локонов и волн. Обе прически крайне красивы.

Шаг 4.

Нарисуйте само . Добавьте глаза, нос и рот. Автор решил, что хочет, чтобы они, смотрели в пол-оборота через плечо, так что мы добавим еще шею и плечо.

Шаг 5.

Рисуем простую, но симпатичную челку (этакая бахрома). Если вы добавили в базе линии направления волос, это поможет вам увидеть, куда рисовать из концы по направлению. Потому что кудри имеют довольно много подробностей и деталей, рисунок может получиться весьма забавным.

Шаг 6.

Будем рисовать волосы по сторонам от головы. Вы сможете увидеть здесь разницу у причесок девушек в зависимости от типа волос. У девушки справа локоны, которые я показал вам чуть раньше на первых шагах. Нарисуйте основные контуры волос и постарайтесь заранее решить, где вы хотите их разместить.

Шаг 7.

Добавьте некоторые детали. Рисуем небольшие линии, чтобы подчеркнуть направление волос. Добавим как много линий в основах и темных местах и небольшое количество тонких по направлению. Отличная практика.

Шаг 8.

Теперь нарисуем заднюю часть волос. Способ абсолютно такой же. Лучше всего рисовать базы, прежде чем сделать основную часть волокон, поскольку это ставит направление и формы. Обратите внимание, что волосы лежат довольно далеко от самой формы головы, поскольку природные кудри обладают сильным объемом и занимают место. Левая девушка будет иметь кудри на самых кончиках волос. Это необязательно и зависит от ваших вкусов.

Шаг 9.

Теперь так же как задние волосы прически, нарисуем центральную прическу. Просто продолжайте добавлять их по середине с небольшими пробелами. Посмотрите, как тут уже кудри немного распрямляются под своим весом у основания. Потому что гравитация тянет верхнюю часть волос вниз и уже там дает слабину.

Шаг 10.

Теперь нарисуем верхнюю часть головы. помните, что волосы растут из черепа человека, но именно наверху это становится более важным (опять же под действием силы тяжести). Добавим детали для волос по направлению прически. Теперь вы можете остановиться здесь и заняться уже раскраской и затенением участков.

Шаг 11.

Теперь я уже просто покажу вам процесс окрашивания. Я не буду вдаваться в подробности, но добавлю шаги в качестве дополнительного материала для урока.

  1. Кладем на базовые формы цвет.
  2. Добавим основные тени. Рисуем только тени на сторонах для каждого кольца.
  3. Детали. Добавляем более светлым цветом на каждом выступе витка волос. Делаем это мягкими волнами.
  4. Используем любой метод для смешивания, которые вам понравится и добавляем больше теней.

Вот и все уже сделано! Я надеюсь, что вам это очень помогло. Удачи, друзья!

Уже нарисовал +7 Хочу нарисовать +7 Спасибо +24

В этом поэтапном уроке показано как нарисовать миленькую кудрявую девушку. Нам понадобится: карандаш HB, 3B, 7B.

Рисуем миленькую кудрявую девушку поэтапно

  • Шаг 1

    Рисуем лицо и опорные линии. Стоит заметить что линии с изгибом, что бы потом лицо не вышло плоским.


  • Шаг 2

    Рисуя лицо обратите внимание, глаз с левой стороны должен быть меньше правого, но не слишком сильно.


  • Шаг 3

    Стираем ненужные линии, рисуем стрелки и блики на глазах.


  • Шаг 4

    Мягким карандашом B7 зарисовываем глаза оставляя белые овалы снизу.


  • Шаг 5

    Белые овалы, которые мы оставили заштриховываем тоном светлее тем же карандашом. Шея находится ближе к правой стороне и плече с левой стороны меньше. Рисуем брови, ухо.


  • Шаг 6

    Начинаем рисовать кофту, я начала с рукава.


  • Шаг 7

    Рисуя кофту обратите внимание что она должна свисать, а не быть по талии. Ближе к низу она немного растянута поэтому шире. Рисуем вырез нижней кофты.


  • Шаг 8

    Дорисовываем нижнюю кофту так, чтобы у девушки была талия. Ноги быстро расширяются, но становятся тоньше плавнее. Также начинаем рисовать самые темные участки волос. Волосы рисуем сильно волнистыми линиями. Волосы - B7.


  • Шаг 9

    Заканчиваем волосы карандашом B7, но теперь чуть чуть реже. Что бы волосы были более реальные они должны немного торчать.


  • Шаг 10

    Разукрашиваем лицо карандашом НВ. Лоб сверху и с обеих сторон утемнен. Веки тоже утемнены с обеих сторон. С носа тень падает в левую сторону. Щеки тоже стоит несильно утемнить ближе к уху. Губы темнее к уголкам и нарисованые В7. Также у девушки есть веснушки.


  • Шаг 11

    Рисуем косточку на шее, тень с головы падает больше в левую сторону


  • Шаг 12

    Зарисовываем нижнюю кофту В7 и рисуем самые большие узоры на верхней кофте, они у нас будут опорными.


  • Шаг 13

    Заканчиваем узоры, чтобы рисовать было легче можно провести параллельные линии легонько карандашом.


  • Шаг 14

    Накладывает тени как показано на рисунке, карандаш В3. Тень с верхней кофты я показала вертикальном линиями, но нельзя каждую тень рисовать во всех направлениях. Также тень на верхней кофте под мышками и чуть чуть на с другой стороны руки, также голую часть руки следует утемнить больше снизу и совсем немного сверху.


  • Шаг 15

    Осталось несильно затемнить дырку между верхней нижней кофтами(В3) утемнив как будто там есть узор(В7). Поздравляю, ваш рисунок готов)

Для этого урока вам понадобится: 1) карандаш или 2) планшетная ручка. Я не советую работать мышкой – не получится так хорошо.

Первым делом нужно нарисовать голову. Я могла бы много говорить о пропорциях головы, но не будем вдаваться в подробности. Оставим это на потом для урока анатомии, а пока нужна только голова. Для этого урока я создала несколько голов с общими очертаниями: одна из них смотрит прямо, вторая развернута на ¾, и третья представлена сбоку. Вам, наверно, интересно, почему я потрудилась создать именно три головы. Ответ прост: под разными углами прически смотрятся по-разному. Одна из самых сложных проблем с волосами заключается в том, как изобразить конский хвост, косички, пучки и даже челку под разными углами. Они выглядят довольно просто, если смотреть на них прямо или сбоку, но иногда это не так, поэтому мы и будем рассматривать все три позиции головы. Итак, головы:

Вы, возможно, рассмеетесь над моими кривоватыми головами. Насмеялись? Отлично, тогда двигаемся дальше. Начнем с основ. Первое, что нужно запомнить о волосах: они только наполовину подчиняются гравитации. Вы теперь сидите и думаете «чего?...», потому что до сегодняшнего момента все говорили вам, что гравитация напрямую влияет на волосы – и это, в принципе, так. В некоторой степени. Волосы - очень легкий материал, поэтому да, когда в дело вступает гравитация, волосы практически без усилий могут игнорировать законы гравитации. Движение, ветер, даже гель для волос будут заставлять волосы полностью игнорировать гравитацию на какое-то время. Даже сама природа волос, – любовь к сохранению любой формы, которую им придали на определенный промежуток времени, - иногда заставляет делать их странные вещи. У вас когда-нибудь был «взрыв на макаронной фабрике» на голове?

Это нормально - иногда игнорировать гравитацию, чтобы создать более красивую форму волос, пока вы осознаете, что гравитация играет свою определенною роль при движении и потоке волос. Ее нельзя просто взять и выбросить в окно.

Итак, давайте взглянем на несколько «состояний» волос и рассмотрим, как на них могут повлиять различные обстоятельства.

ОБЪЕМ

Первое, на что нужно обратить внимание при рисовании волос, это объем. У всех людей разная толщина волоса, и существует множество факторов, которые влияют на объем волос конкретного человека. Генетика, чистота волос, степень повреждения плойкой… что угодно. В общем, здоровые волосы обладают большим объемом, чем нездоровые, и у детей обычно волосы тоньше, чем у взрослых (хотя, у мужчин волосы тоньше, чем у женщин…). Иногда, объем это только выбор стиля прически.

Если волосы тонкие, или объема у них очень мало, рисуются они близко к поверхности головы. Такие волосы иногда выглядят дряблыми или жидкими. Обычно так рисуются мокрые волосы.

Густые или очень здоровые волосы рисуются намного выше, чем линия черепа, что создает ощущение большой копны волос.

Теперь, когда с объемом мы разобрались, давайте перейдем к вопросу о гравитации. Чем волосы тяжелее, тем больше они будут подвластны гравитации. На мокрые волосы гравитация действует больше, чем на сухие, также как и на густые волосы, в отличие от тонких. Длинные волосы тяжелее коротких. Это нужно помнить всегда. Давайте рассмотрим несколько примеров, иллюстрирующих эти положения.

Вот хороший пример того, как гравитация оказывается под воздействием силы тяжести волос. Поехали дальше, разберем этот случай.

Крупные пряди волос больше подвержены действию гравитации, чем более мелкие пряди – это потому, что у них вес больше. Обратите внимание, как эти пряди волос падают практически прямо вниз под своей тяжестью.

Этот эффект можно увидеть даже на волосах, которые были собраны в неестественную для них форму. Обратите внимание на то, как волосы, собранные в хвостик, все еще свисают вниз возле самого хвостика.

С другой стороны, более короткие волосы, как челка на этом рисунке, имеют меньший вес и склонны слегка как бы игнорировать гравитацию. Обратите внимание, как челка приподнимается у корней, а не сразу опускается вниз. Также обратите внимание на то, как основание хвостика повторяет то же движение, и слегка приподнимается. Другим примером здесь могут служить тонкие пряди волос. Посмотрите, как они «выбиваются» из общей массы волос и приподнимаются у основания, прежде чем подвергнуться действию гравитации. Из-за того, что эти пучки очень маленькие и легкие, даже малейшее дуновение ветерка могут изменить их направление.

Мокрые волосы весят еще больше. Так давайте же обольем нашу голову ведром воды и посмотрим, что произойдет.

Обратите внимание на то, что стало с прической после небольшого (ну ладно, большого) количества воды. Из-за воды волосы стали тяжелее, поэтому гравитация в данном случае действует по максимуму. Естественный наклон волос соответствует источнику гравитации, за исключением случаев, когда волосы просто вынуждены не подчиняться законам гравитации (хвостик). И даже после этого хвостик провисает под весом волос.

Другой побочный эффект мокрых волос – это «прилипчивость». Мокрые волосы будут прилипать ко всему, к чему можно – коже, одежде, самим к себе. Обратите внимание, что на картинке выше из общей прически не торчат свободные волоски, как из сухих волос, и волосы приглажены к голове – они больше не приподнимаются у корней.

Теперь давайте посмотрим, что будет происходить, если добавить что-то, что идет против гравитации… например, ветер.

Ветер иногда заставляет волосы противостоять законам гравитации. Сила противостояния равна силе ветра. Чем сильнее ветер, тем больше волосы будут игнорировать гравитацию. Обратите внимание на картинку выше, где сильный ветер сдувает волосы на лицо в левую сторону.

Сильный ветер может привести волосы в абсолютно неестественную для них форму.

Но ветер не всегда идет прямыми потоками, и не всегда дует сильно. Важный элемент, который нужно запомнить о ветре, это то, что он дует ПОТОКАМИ.

Он может изменять направление как угодно, но меняется при этом не резкими рывками.

Обратите внимание, как поток ветра на этом рисунке закручивает волосы в спираль.

Другим источником анти-гравитации для волос является вода. Я не буду никого обливать ведром воды (как было в предыдущем примере), я говорю о полном погружении в воду, о подводном плавании в океане, например. Волосы достаточно легкие, намного легче, чем вода, и поэтому они игнорируют гравитацию при полном погружении под воду. Поток и форма волос в таком случае зависят от потока воды и движений персонажа.

Начнем, пожалуй, с движений.

Допустим, например, что ваш персонаж делает обороты под водой, как маленькая русалка. Обратите внимание на то, как волосы полностью повторяют движение тела. Они скручиваются в спираль, потому что тело совершает обороты на одном месте. Можно даже сказать, что крутится она в правую сторону, потому что волосы скручиваются в обратную сторону.

В этом примере можно сказать, что персонаж плывет по диагонали вниз, потому что волосы ее направлены назад и вверх.

А этот пример немного замысловат.

Когда персонаж некоторое время находится под водой в «плавучем» состоянии, волосы начинают принимать свободное положение. Волосы по-прежнему будут тянуться к точке исхода (в данном случае персонаж двигался в том же направлении, что и на предыдущем примере, но затем остановился, и оставался на одном и том же месте некоторое время). Волосы по-прежнему плывут позади нее потому, что она плыла вперед, а теперь волосы, ударившись о тело девушки, начали завиваться в произвольной форме и противоположном направлении. Если бы она ныряла вниз и потом резко остановилась, то ее волосы скрутились бы под большим углом, как на первом примере.

Такой же принцип движения применим и к волосам, не находящимся под властью водной стихии. У персонажа с сухими волосами, совершающего резкий рывок вверх, волосы будут «прилеплены» к голове, потому что, помимо движения здесь также действует гравитация, которая утяжеляет волосы. С другой стороны, у персонажа, падающего вниз на землю, волосы не будут так вздыматься, как ожидалось бы, потому что, несмотря на действие ветра и совершенное действие, которые должны были бы «приподнять» волосы, гравитация все-таки будет «тянуть» волосы вниз.

Обратите внимание на этих примерах на то, как при движении персонажа к источнику гравитации волосы склонны «погружаться» в это движение. Когда персонаж движется в противоположную от источника гравитации сторону, ее волосы выпрямляются под еще большей силой.


Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

В этом примере персонаж кружится (как на примере с погружением в воду), но из-за того, что гравитация здесь имеет определенное воздействие, удар гравитационного источника заставляет волосы терять свой импульс намного быстрее, образуя более свободную спираль из волос. Также заметьте, что некая сила заставляет волосы «наползать» на лицо, и кончик спирали тоже.

Последнее, но не менее важное в Первой части данного урока, это «Внешняя Сила». Внешние силы иногда влияют на волосы. Таковыми могут быть конские хвосты, заколки, или если волосы зацепятся за что-то или даже если кто-то за них дергает. Эти внешние силы очень явно влияют на волосы. Приведем ниже несколько примеров.

Обратите внимание, что волосы сходятся в точке «стягивания» внешней силы (в данном случае это резинка и заколки).

По причине того, что эти внешние силы намного сильнее силы гравитации, волосы будут стремиться к точке стягивания, и обретут свою естественную форму только тогда, когда этот внешний фактор больше не будет действовать (обратите внимание, как волосы в хвосте начинают падать вниз сразу после точки стягивания резинкой).

Теперь, когда вы овладели основами движения и потока волос, мы поговорим о технике и стилях.

Сначала поговорим о технике, потому что, когда вы с этим разберетесь, все остальное будет намного проще. Самое важное, что я бы хотела до вас донести о рисовании волос в этой серии уроков, это следующее: ПЕРЕСТАНЬТЕ ОБ ЭТОМ ВОЛНОВАТЬСЯ. Кажется очевидным, но большой ошибкой, которые совершают новички по сравнению с художниками, которые уже научились очень хорошо рисовать волосы, заключается в том, что они слишком сильно пекутся об этой мелочи. Они очень аккуратно вырисовывают каждую прядь, и прорисовывают каждую линию по сотни раз, прежде чем двигаться дальше… дамы и господа, именно таким методом и получаются ненатуральные волосы. Но не расстраивайтесь, все начинают рисовать волосы именно так (даже я). Не верите?

Знаю, вас так и норовит сказать что-то, но не стоит. Да, можете смеяться, я бы посмеялась, если бы еще больше мне не хотелось плакать. Не обращайте внимания на надпись Craig Curry в углу, по правде сказать, я нарисовала этот рисунок на обложке тетради по музыке, когда я училась еще в старших классах. Да да, как всякая девочка-фанатка, я тоже рисовала аниме. Этот пример показывает, почему я прекратила это дело. LOL. У меня получалось паршиво.

Обратите внимание, какими пластиковыми кажутся волосы (lol…до сих пор смешно). Каждые линии были тщательно (и неубедительно) прорисованы, создавая некое подобие волос. Прошу вас, умоляю, не рисуйте таким образом.

Лучше, конечно, вообще не рисовать ничего таким методом, это просто ужасно.

Как же тогда рисовать волосы правильно? Невпопад.

Волосы не должны быть идеальными до тех пор, пока вы не начнете прорисовывать их чернилами. Так что будьте небрежны! Старайтесь наносить линии легко, и прорисовывайте волосы от макушки до самых кончиков, если можете, это поможет избавиться от ощущения запутанных волос. Под запутанными волосами я имею ввиду… если вы только заботитесь о том, где заканчивается или начинается «прядь» волос, и не прорисовываете линии, которые соединяют две пряди, то, когда вы закончите рисовать волосы, волосы не будут смотреться одной прической. Вы можете подумать, что это не так важно, но ваш мозг точно знает, что это не правильно. Прорисовывая линии от макушки до кончиков волос, даже если в итоге придется большую часть линий стереть, можете быть уверены, ваши волосы будут правильными.

Другой важный «закон волос» заключается в следующем: волосы «слипаются» в пряди – но не клочки. Волосы склонны слипаться в разные по толщине пряди. Они не образуют однотипных клочков. Как часто вы такое встречали?

Обратите внимание, что на большей части волос пряди практически одинакового размера.

Размеры клочков/прядей должны быть разными, и они не должны всегда лежать в одном направлении. Обратите внимание на то, как некоторые из этих прядей, кажется, пересекаются с другими, направляются в левую или правую стороны.

Как пример, посмотрите на этот штриховой рисунок (лайн-арт), который я нарисовала совсем недавно. Обратите особое внимание на верхнюю часть прически девушки, а также на «ежики» на голове парня. Видите, как пряди меняются в размере?

Заметили, как пряди их волос постоянно меняют свое направление? Это добавляет жизни волосам!


Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Ладно, я не хочу, чтобы вы слишком много думали о толщине прядей – об этом хорошо знать, но, верите или нет, если ваши эскизы будут произвольными, подобные вещи будут происходить сами по себе, вам даже не нужно будет планировать каждую прядь.

Вот так выглядел мой первоначальный эскиз. Произвольно. По мере продвижения, я слегка разгладила линии. Финальный эскиз получился вот таким:

Я просто добавила несколько линий по ходу дела, и обвела линии, которые мне нравились. Ничего сверхестественного или просчитанного в моем методе рисования этих волос не было, я просто небрежно наносила линии и потом прорабатывала их более тщательно. Я обычно не думаю дважды, прежде чем взяться за какую-нибудь прядь.

Знаю-знаю, нелегко поверить, что нет в этом деле никакой магии.

Чуть не забыла, давайте теперь рассмотрим несколько разных стилей причесок, и посмотрим, как они смотрятся на головах под разными углами (да-да, здесь снова возвращаются голубые головы)…


Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.


Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.


Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Я собиралась представить больше примеров, но мне стало лень:D

Обратите особое внимание на то, как пучки/хвостик меняют свое положение по отношению к голове.

Теперь давайте взглянем на линию роста волос. У всех она немного отличается. У кого-то она низкая, у других она в форме сердца, у кого-то она совсем круглая. Но среднестатистическая линия роста волос выглядит вот так:

Обратите внимание, как линия волос выдвигается вперед на висках, прежде чем опуститься до баков.

Также обратите внимание на то, что вокруг ушей волосы не растут.

На данном этапе остается не так много вещей, которые нужно знать о «рисовании волос». Большую часть здесь занимает воображение, и необходимость помнить о том, чтобы линии были произвольными. Но есть, все же, еще кое-что, о чем я хотела бы сказать.

Выбивающиеся из общей прически волосы.

«Что?» Именно! Выбивающиеся волоски являются финальным штрихом, который добавляет картинке больше оживленности, при этом практически никаких усилий прикладывать не нужно.

Обратите внимание на красные линии на примере выше. Это произвольные линии, которые слегка отклоняются от общего направления волос. Просто наносим их тут и там, пока не получится что-то приличное. Но будьте осторожны, не перестарайтесь! Переборщите, и волосы будут как у бабы Яги.

Первым делом давайте поговорим о некоторых различных типах волос, и о том, как их рисовать.

ПРЯМЫЕ ВОЛОСЫ

Прямые волосы являются одним из самых базовых типов волос, и его очень легко рисовать – однако прямые волосы не обязательно 100%-но прямые. Множество новичков рисуют волосы абсолютно прямыми линиями… волосы так не растут! Прямые волосы имеют небольшой изгиб, и тонкие кончики. Единственным исключением здесь является прическа с прямым срезом, или свежее отстриженные волосы. Ниже представлено несколько примеров прямых волос.

Обратите внимание на то, как нарисованные мной прямые волосы падают не прямыми линиями, они немного изгибаются в одном или другом направлении. Этот небольшой изгиб, пусть и еле заметный, придает волосам ощущение мягкости. Если бы вы нарисовали прямые волосы, используя только прямые линии, они выглядели бы пластиковыми и тяжелыми.

Теперь обратим особое внимание на челки. По определенной причине у людей возникают сложности с этими прямыми челками, поэтому я немного расскажу о них.

Рис. 1: Самый простой способ нарисовать прямую челку – начать с основы, обрисовывающей общую форму.

Рис. 3: Здесь есть два варианта… либо просто вырезать небольшие участки, как показано на примере, чтобы челка не выглядела как кирпич и больше была похожа на живые волосы, либо…

Рис. 4: Можно убрать нижнюю линию, где челка заканчивается, и просто соединить вертикальные линии, которые у вас уже имеются. Здесь можно использовать одну маленькую хитрость – варьировать длинную прядей, или слегка наклонять их в одну сторону, или через нижнюю линию. Это добавляет немного оживленности, и избавляет от ощущения пластиковых волос.

Рис. 5: Еще один способ рисовать прямую челку – использовать вариант челки, срезанной лезвием, а не ножницами. Этот метод также очень прост, просто нужно нарисовать пару изогнутых линий, изображающих пряди волос и…

Рис. 6: Соединить пряди, как показано на рисунке. Если вы хотите убедиться, что все пряди одинаковой длинны, просто нарисуйте пунктирную линию по нижней части челки, и проверьте, совпадают ли они по длине!

КУДРИ И ЗАВИТКИ/СПИРАЛИ

Следующий тип волос, о котором я хочу поговорить – это кудри и завитки. Это одни из моих любимых типов волос в рисовании, но для того, чтобы нарисовать их, нужна практика. При рисовании кудрей очень важно помнить одну вещь – нужно следить за течением линий. Давайте рассмотрим несколько примеров…

Извиняюсь за свой корявый рисунок – кудрявые волосы обычно выглядят просто смешно, пока не очистишь лист от лишнего, а причина заключается в следующем: хитрость вьющихся волос заключается в том, чтобы создавать кудри не намеренно. Накладывайте линии произвольно! Ваши кудри, при этом, будут выглядеть свободно и натурально. Когда вы наложите основу для кудрей, всегда можно будет вернуться и что-то исправить.

Еще одна важная деталь, которую нужно запомнить, заключается в том, чтобы варьировать направление кудрей. Если все ваши кудри будут направлены в одну сторону (мы сейчас не говорим о завитках/спиралях…), то прическа будет выглядеть очень странно.

Присмотритесь к маленьким красным стрелочкам, закручивающимся вокруг головы на рисунке выше.

Видите, как одни из них завиваются влево, другие вправо, некоторые направлены вниз, а какие-то вверх? Такое разнообразие направлений добавляет прическе натуральности… Теперь давайте рассмотрим рисунки по правую сторону от кудрей.

Рис. 1: Простой способ нарисовать кудряшку – начать с базовой линии, одной линии, которая покажет направление вашей кудри… затем добавьте еще несколько сопутствующих линий (посмотрите на верхнюю правую часть кудряшки и на внутренний крючок), чтобы добавить объема. Если бы мне нужно было сохранить этот рисунок для контурных работ (лайн-арт), я бы еще немного проработала его, добавив еще несколько линий на другую сторону кудряшки, чтобы показать, где заканчиваются эти добавленные пряди (потому что здесь создается впечатление, что они просто исчезают где-то), однако на самой прическе их видно не будет, потому что они, по идее, прячутся за другими кудрями. Хотя одиночные кудри можно оставить и так.

Рис. 2: Еще один простой способ нарисовать кудри показан на этом примере. Обратите внимание на составные части кудряшки, которые отмечены разными цветами. Создается ощущение, что кудряшка завивается вокруг своей оси.

Рис. 3: Теперь давайте рассмотрим примеры того, как можно оформить кончики кудрей. (ТРЕУГОЛЬНИК) Можно завершить прядь заостренным кончиком (я обычно так и делаю), (КВАДРАТ) можно этот кончик затупить, или (КРУГ) можно оформить его виде крючка. Все зависит от выбора стиля, однако треугольник выглядит наиболее натурально… квадратные кончики хорошо подойдут для изображения искусственных волос, например, кукольных, а закругленные кончики отлично подойдут для инопланетных существ.

Завитки, с другой стороны, имеют более сложную структуру.

Самый простой способ рисования завитков, который я для себя открыла, заключается в том, чтобы представить, будто вы оборачиваете прядь волос вокруг металлической трубки, таким образом можно забыть про заднюю часть спирали и сосредоточиться на прорисовке передней части. Далее, можно вернуться и дорисовать заднюю часть спирали, чтобы соединить все пряди. Видите красные стрелочки в середине рисунка? Именно в таком потоке идут пряди волос.

Теперь, чтобы добиться еще больших результатов, нужно помнить о том, чтобы варьировать размеры прядей, и в некоторых местах оставлять пробелы между ними. Так спирали будут выглядеть естественнее, и приятнее для глаза.

Особое примечание к рисунку в нижнем правом углу. Обратите внимание, что волосы закручиваются вокруг невидимой металлической трубки… но это не тоже самое, что красная краска на шлагбауме, где она заканчивается на краю трубы. Прядь накручивается на нее и протягивается по всей длине. Это придает объем волосам. На красно-фиолетовом примере выше на рисунке вы видите, как рисуется спираль, которая только слегка накручена, и ее линии не соприкасаются друг с другом. Разделяя прядь таким образом, создается впечатление, что спиральки раскрутились и теперь нам видны и задняя и передняя стороны пряди.

ПЛОТНЫЕ КУДРИ / ДРЕДЫ

Здесь вы видите пример дредлоков – которые, на самом деле, очень легко рисовать. Как и при работе с обычными волосами, нужно варьировать толщину прядей (но не так очевидно, как с обычными волосами), а вместо острого кончика рисуем закругленный. Можно использовать изогнутые линии, чтобы показать, что волосы плотно накручены вокруг себя.

Дредлоки выглядят как земляные червячки (бедный червячок озадачен).

Плотные кудри (как прически афро), наверное, самая простая прическа, которую только можно изобразить. Просто рисуйте каракули. Невозможно прорисовывать каждую волосинку и получить нормальную картинку, поэтому мы рисуем очень-очень плотные кудри, нанося только внешний контур прически, и тени, когда закрасим волосы. Можно добавить больше деталей, чем у меня здесь, но тут и так все хорошо.

СВОБОДНЫЕ ХВОСТИКИ / КОСИЧКИ

Свободные хвостики по форме практически прямые. Будет хорошо, если вы немножко выпустите волосы над узлом резинки, чтобы показать, что он не сильно затянут. Я считаю, что добавление выпадающих прядей (как на рисунке выше) добавляет волосам естественности и делает прическу красивей. Также, если немного скрутить хвост, или позволить волосам немного нависнуть над резинкой, то прическа приобретет свой характер.

С косичками все немного сложнее, но, когда вы освоите все хитрости, все получится. Если вы знаете, какой толщины косу вы хотите получить, нарисуйте две линии, иллюстрирующие внешние границы косы. Далее, отметьте ¾ с обеих сторон (как это делается при рисовании глаза, если вы знаете). И отсюда начинаем перекрещивать линии до отметки внутренних линий на ¾ (второй рисунок на примере), а когда закончите, просто округлите края (как на рисунке 3). Все просто! Только кажется сложно.

Ааа! Я выбегаю из комнаты, так что на сегодня это все, ребят. Скоро выйдет большой урок со множеством примеров причесок. Извините, что не вписала все в эту часть урока!

Показать характер персонажа, его эмоциональное состояние, типаж и т.п. также можно и с помощью волос. Как известно, волосы бывают разной структуры. Некоторые типы волос мы рассмотрим на данном уроке. Для начала определим несколько правил изображения волос.

1. Волосы не должны изображаться идеальным кругом на верху головы или сзади. Даже расположенные на затылке волосы должны изображаться криволинейно. Основу эскиза волос представляют линии, имеющие начало на голове. Под силой тяжести пряди волос естественно направляются вниз.

На анимированных рисунках отдельные полоски волос не изображаются индивидуально, даже слипаясь, они переходят в отдельные линии позже. Выходящие из основной части головы и из челки волосы на окончаниях редко имеют прямую структуру.

2. Рисунок волос начинается с передней половины лица. Важный момент, поскольку позволяет художнику наблюдать кадр лица. После появления общей бахромы, можно приступать к остальным волосам. На рисунке видно, что волосы рисовали, начиная с линии бахромы и до затылка, при этом с помощью нескольких линий подчеркнули такое направление. Для придания стройности и «живости» волосам мы добавили определенные небольшие компоненты, напоминающие тонкие нити. Затем рисуем прядь, висящую на плечах.

Изображая мужские волосы аниме, художник имеет обширные возможности для придания специфики конкретному «герою». С помощью длинных волос можно сделать персонаж более женственным. В то время, как короткая стрижка, конечно же, будет иметь обратный эффект.

На рисунке изображены примеры волос, имеющих среднюю длину. Совершенно не важно, какой тип волос вы собираетесь изобразить: всегда надо начинать спереди и идти по направлению роста.

Ознакомившись с общими правилами рсования волос в аниме, пора узнать, как же сделать волосы красивыми и утонченными.

1.Волнистые волосы

Встречаются довольно часто, распространенный тип волос. Если такие волосы попались короткими, можно привнести в рисунок несколько деталей, выделить определенные локоны, — это придаст больше реалистичности.

2. Вьющиеся волосы

Пожалуй, наиболее сложный тип волос. Вполне логично, ведь приходится показывать массу деталей. Для отображения локонов в таком же виде, как на рисунке выше, придется потренироваться определенное время. Внизу можно нарисовать щелчки, что позволит добавить дополнительную реалистичность.

3. Волнистые, дикие волосы

Для придания более распущенного вида прическе стоит добавить нити в различных местах.

4. Прямые волосы

Прямой тип волос часто характерен для представителей азиатской расы, хотя примеры можно найти и в других народах. Узнать такие волосы немудрено: прямая структура и «мягкий» конец.

Считается, что рисование является природным талантом, и если человек не может изобразить красивого кота с детского возраста, то и в дальнейшем успехов на данной ниве ждать не приходится. Однако подобные навыки можно отточить, что позволит ваять что угодно, быстро и эффектно. Таким образом, в данной статье мы узнаем не только приемы рисования волос, но и основы карандашного искусства.

Основы

Для того чтобы с головой окунуться в мир искусства и понять, как рисовать волосы, руки, ноги, пейзажи, зверят, словом, все, потребуется научиться основам штриховки. Почему это имеет такое значение?

Дело в том, что процесс нанесения чего-то оригинального на бумагу станет гораздо доступнее, если узнать, как играть с оттенками. Тона задаются благодаря интенсивности нажатия на карандаш: чем сильнее давление, тем контрастнее цвет, и наоборот. Кроме того, большую роль играет плотность линий штриховки, ведь чем они дальше друг от друга, тем светлее рисунок. Так что, ответ на вопрос «как научиться рисовать волосы, людей, животных и птиц» лежит на поверхности: необходимо внимательно изучить основы этого жанра изобразительного искусства.

Различные типы штрихования

Каждый вид потребует определенной сноровки и умения, которые можно достичь только при постоянной практике. Итак, штриховка бывает:

  • Диагональной. Данный тип отличает динамичность и легкость. Накладывая один штрих на другой, можно изобразить космос, открытое пространство, например, небо.
  • Крестообразной. Если хочется придать своей картинке глубины и контрастности, то нет ничего лучше данного варианта. Применяя подобную штриховку, можно добиться четкой тени на изображении, а светлые места рисунка станут еще выразительнее.
  • Творческой. Когда хочется изобразить милого и пушистого звереныша, то нет ничего достойнее хаотических касаний листа грифелем. Они придадут животному объемности, создадут причудливую игру тени со светом, иными словами, оживят картинку.
  • Горизонтальной. Данная штриховка привносит в изображение стиля и движения. Кроме того, с помощью данного типа, зачастую, изображают глянцевые блики и шерстку представителей фауны.
  • Точечной. Здесь все просто: легкие касания карандашом бумаги придает необычности рисунку.

Знание вариаций штриха поможет лучше усвоить, как рисовать волосы, людей и все остальное, а также придаст изображением нужной глубины или легкости.

Нанесение штриховки на бумагу

Для того чтобы прочувствовать карандаш и научиться точно трансформировать мысли в картину, потребуется определенная практика. Итак, небольшая тренировка:

  • Прежде всего, стоит побаловаться со штриховкой. Сначала попытайтесь начертить горизонтальные линии, расположенные на небольшом расстоянии друг от друга.
  • Затем, в другом месте, проделайте ту же операцию, но приблизив штрихи. Тем самым будет заметно небольшое потемнение изображения.
  • Более сильное уменьшение расстояния между линиями создаст оттенок, который будет немного темнее предыдущего.
  • Продолжать необходимо до тех пор, пока будет возможно не задевать одним мазком другой.

Помогут ли эти операции понять, как рисовать волосы, деревья или ребятишек? Безусловно, так как, играя тонами, можно достичь большей глубины изображения либо придать ему легкости.

Подбор карандаша

Главный герой в изобразительном искусстве требует внимательного отношения к своей персоне. Карандаши имеют неодинаковую мягкость, таким образом, для корректности отображения желаемого следует знать, какой цвет он выдает.

Например, чем тверже грифель, тем светлее штрих. Так, карандаш 2Н является очень плотным, а его противоположность - 2Н, наоборот, мягок. Первый выдаст на-гора при легком нажиме на грифель светлую штриховку, а второй - темную. Кроме того, для пограничной цветовой гаммы стоит использовать НВ. Так что, перед тем как рисовать волосы или что-нибудь проще, следует вдоволь изучить разницу в мягкости карандашей, чтобы получать необходимую цветовую гамму.

На чем лучше рисовать?

Если уж карандаши различаются, то должны различаться листы бумаги, не так ли?

Это чистая правда. Чтобы рисовать было проще и удобнее, следует обратить внимание на плотную бумагу, которая будет слегка шероховатой, но без фактуры. Почему последнюю характеристику необходимо исключить? Все просто: фактурная бумага имеет небольшие ложбинки, в которые будет попадать грифель, что приведет к неравномерному распределению цвета. С другой стороны, если цель художника - создать нечто очень оригинальное, то такой лист будет в самый раз, так как он добавит хаотичности рисунку.

Как правильно рисовать волосы

Изучив некоторые особенности графического искусства, стоит перейти к насущной теме - изображению волос. Нанести их на рисунок непросто, так как это не константа, ведь у людей они растут в разные стороны, когда как. Потому, изучив базу, придется некоторое время практиковаться, чтобы можно было ваять различные прически.

Для того чтобы понять, как правильно рисовать волосы карандашом, определимся с физиологией человека и следующими этапами:

  • Итак, природная шапочка на голове растет не из одного пучка, а по всей площади головы. Таким образом, стоит начать с определения зоны волосяного покрова, которая будет проходить на голове сверху. Ее передней линией будет расположение корней челки, они не концы последней! Ее можно будет приподнять или занизить, в зависимости от высоты лба объекта. Кроме того, следует помнить, что сначала чертится контур головы, лишь потом - зона волос.
  • Необходимо помнить, что чело не должно ограничивать шапку. Волосы немножко поднимаются над макушкой, придавая объем. Таким образом, если прическа насыщенная, то можно линию повысить над головой, либо наоборот.
  • При изображении головы сбоку выдерживается линия корней, проходящая сразу за ухом и касающаяся лба.
  • Вторая часть волосяного покрова начинается ото лба и следует до затылка или начала шеи.
  • Если голова слегка повернута, стоит начертить выгнутый отрезок от уха до того места, где было бы второе, но ввиду положения чела оно вне рисунка.
  • Над макушкой изображается изогнутая линия, которая обозначит объем волосяного покрова.

Подробная инструкция

Ответить на вопрос, как рисовать волосы карандашом поэтапно, поможет данный алгоритм.

  • С помощью карандаша очерчивается контур будущей прически. При наличии шероховатостей стоит пользоваться ластиком.
  • Далее вступает в игру мягкий карандаш, так как потребуется заштриховать места, где волосы обладают самыми темными оттенками. Действовать надо в сторону роста последних, чтобы обеспечить точность изображения.
  • Следует действовать аккуратно и мягко, чтобы не получилась соломенная копия волос. Места потемнения все так же заштриховываются.

  • Продолжается нанесение точечных линий, но уже с возвратом на прежде окрашенные волосы, чтобы усилить глубину картинки.
  • Если наносить штрихи неудобно, то можно вращать лист бумаги так, чтобы было удобнее. Продолжается затемнение волос, но очень аккуратными движениями, чтобы избежать ненужных бликов.
  • После конца окрашивания всего контура, следует взять растушевку и пройтись ею по направлению роста волос, но так, чтобы один штрих не попадал на второй, так как это приведет к нечеткости картинки.
  • Закончив предыдущий этап, следует вновь аккуратно пройтись карандашом по завиткам волос, еще немного затемнив их.

Таким образом, данная примерная инструкция немножко проливает свет на то, как рисовать волосы поэтапно. Стоит отметить, что это большой труд, так как каждый волосок индивидуален и нужно отображать все, чтобы получить максимально реалистичное изображение.

Как рисовать волосы в фотошопе

Если требуется изобразить красивую прическу в данном графическом редакторе, то данные инструкции могут помочь сделать шаги в нужном направлении:

Заключение

Надеюсь, данная статья хоть немного пролила свет на то, как рисовать волосы в фотошопе или карандашом. Кроме того, зная виды и возможности штриховки, можно попытаться поэкспериментировать и вывести свою собственную уникальную формулу красивых прядей.