Русские народные гулянья. Традиционные праздники на руси

Русский народ отличается богатой культурой, множественными обычаями и красочным фольклором. , как память, выделяет русский народ из других, позволяет ощутить неподдельную связь между временами и поколениями, дает возможность получить жизненную опору и духовную поддержку.

В основном, связаны и с календарем, и с церковными таинствами, праздниками и непростыми обрядами. Календарь на Руси называли месяцесловом, который охватывал и описывал абсолютно весь год жизни крестьян. В нем каждому дню соответствовали определенные или будни, народные приметы, всевозможные погодные явления, обычаи, и суеверия.

Народный календарь был земледельческим, что существенно отразилось в названиях месяцев, и являлся своего рода энциклопедией, которая включала и включает в себя сельскохозяйственный опыт, нормы общественной жизни, обряды.

Народный календарь русского народа - это слияние христианского и языческого начал с помощью народного православия. Обряды, которые из покон веков приурочены к достаточно большим , включали огромное количество песен, хороводов, игр, приговоров, танцев, масок, драматических сценок, народных костюмов и своеобразного реквизита. Русские традиции бесспорно богаты фантазией и произведениями искусства.

Интересными являются на масленицу. Они связаны с темой семейно-брачных отношений, так как на масленицу чествовали тех молодоженов, которые поженились в предыдущем году. А вот обычаи, связанные с , характеризуются Священным писанием - Библией, а также украшением столов освященными пасхами из творога, расписными яйцами и куличами.

Рождество традиционно является возвращения и возрождения, его обычаи исполнены подлинной добротой, человечностью, высокими нравственными идеалами. На Рождество дарят вечери, собирали и собирают дорогих родственников и гостей, а молодые девушки в ночь перед этим праздником увлекались народными гаданиями.

А вот день летнего солнцестояния русский народ олицетворял с праздником Ивана Купала. Теплыми вечерами распевались песни, а молодежь прыгала через костер. Это действие смешивало языческую и христианскую традицию.

В быту связаны с такими событиями, как ожидание и рождение младенца, крестины, свадьбы и похороны. Пополнение в семье всегда было радостной вестью и связано со множеством примет, которые многие будущие мамы соблюдают и по сей день. После рождения ребенка было не принято показывать его в течение 40 дней посторонним людям.

Обряд крестин олицетворялся с омовением ребенка в свяченой воде и наречением, то есть ребенку давали имя. Свадьбы проводили с выкупом невесты, разнообразными конкурсами и похищением молодой супруги. А вот похороны проводились только по церковным обрядам.
Несмотря на сходство обычаев с другими народами, русский народные обряды наиболее красочны, музыкальны и красноречивы .


Пожалуй ни что так ярко не характеризует народ, как те , которые он любит и отмечает. В праздниках, как в зеркале отражается характер, культура и самобытность каждого народа. Ведь даже территория, на которой этот народ проживает, накладывает свой отпечаток, придаёт только этой местности свойственный колорит.

И хотя, любой праздник - это прежде всего радость и веселье, вы никогда не спутаете праздничное торжество в рыбацкой деревушке на берегу Балтийского моря с праздником в высокогорном ауле или в казахской степи. Так какие же они, ? Они такие же, как наша земля, такие же, как русский характер - широкие, светлые, раздольные, с неуёмным весельем и лёгкой грустинкой.

Слово "праздник" происходит от старославянского слова "праздь", означающее отдых, безделье. Поэтому большинство были связаны с рабочим земледельческим календарём, со сменой времён года. Они начинали и завершали все этапы крестьянского труда.

Ещё одна весомая часть русских праздников связана с дохристианскими языческими верованиями. Эти праздники, так же, были связаны с природными явлениями. Самые поздние русские праздники пришли к нам вместе с принятием христианства и связаны с православным календарём.

Что же было позволено, а что запрещено в ? Дурным тоном считалось ссориться и сквернословить в эти дни, упоминать о болезнях и прочих неприятных вещах. Особым грехом считалось обидеть кого-нибудь в праздничный день. Даже недругу полагалось сделать что-то хорошее, а лучше, и вовсе, забыть обиду и помириться. Ну, а позволено было всё остальное, чего душа пожелает - гулять, веселиться с размахом и удалью.

Ни один не обходился без песен, плясок, обильного застолья. Считалось, что чем обильнее стол, чем разнообразнее он уставлен яствами, чем больше гостей пребывает за вашим столом, тем богаче, обильнее и счастливее будет дальнейшая жизнь. Не забывали в такие дни и о домашних животных - в праздничный день они должны были быть ухожены и накормлены лучше обычного.

Что ещё отличает ? Ну конечно же русская тройка и захватывающая дух езда! Безудержное веселье, сытые нарядные кони, с украшенными лентами гривами! Всё в праздничные дни должно было быть самым лучшим! Ну, а когда дело близилось к ночи, наступало время девичьих гаданий, и магия праздника из буйной и раздольной переходила в тихую и таинственную.

Праздничных гаданий и примет на было великое множество. И хотя, гадания считались развлечением девичьим, но и старшее поколение не гнушалось выйти ночью в сад, постучать по стволам деревьев, приговаривая “волшебные слова”, чтобы деревья щедро родили, или заглянуть в хлев, чтобы по особым приметам узнать, хорошо ли будут плодиться домашние животные, будут ли они здоровы?

Каждый вопрошал о своём - девушки о любви и замужестве, старшие о достатке и здоровье. Считалось, что в праздничные дни судьба особо благосклонна к человеку, а святые, ангелы, души предков приближаются настолько близко, что стоит только попросить, и всё исполнится.

Умели на Руси поработать - умели и отдохнуть. К сожалению, многие русские народные праздники ныне забыты. Утерян целый пласт самобытной русской культуры. Будем надеяться, что возрождение интереса к нашей культуре, позволит, хотя бы частично, по крупицам, восстановить утраченное.


Мудрость русского народа невозможно переоценить: у него ничего не бывает случайно, повсюду присутствует символика, всему придается значение. Правда, в XX веке в связи с изменением идеологии множество праздников и примет было утеряно и забыто. Коснулось это и свадебных обрядов.

Третий Спас — христианско-народный праздник. Он приходится на 29 августа и завершает Успенский пост.

Для верующих людей «Спас» — это праздник Спасителя, посвящённый его добрым делам, но некоторые исследователи считают, что праздник имеет более древние дохристианские корни.

Церковный праздник

В церковном календаре он больше известен, как «Перенесение Нерукотворного образа Господня». По преданию Авгарь, правитель Эдессы, болел проказой. Молва о чудесах, которые сотворил Христос, долетела до него. Он уверовал в Божьего Сына и отправил с гонцом письмо, в котором попросил об исцелении.

При гонце Христос умыл лицо водой и вытерся полотенцем, к изумлению многих, на нём остался отпечаток его Лика.

В МБОУ СШ №12 г. Волгодонска прошел народный праздник "Рябинкины именины". Ребята познакомились с традициями и обычаями праздновать "Рябинкины именины" на Дону. Узнали много интересного о рябине, полезных свойствах плодов, как заготавливали рябину на зиму, а также как почитали рябину в старину.

Каждый народ имеет свои вековые традиции и обычаи, являющиеся не только основополагающими чертами, определяющими весь образ мыслей, стиль жизни и само будущее того или иного народа, но и главным связующим мостом между многими поколениями.

Сколько стран и народов - столько и различных обрядов, обычаев, которые отличаются идейной направленностью, своего рода философией, смысловым и эмоциональным содержанием. У русского народа существует множество традиций, которые насчитывают не одну сотню лет.

Свадьба - очень важный момент в жизни человека. Это ритуал, важное событие и праздник. Она является началом новой семейной жизни двух людей. Конечно, обряды и обычаи, характерные для предсвадебного периода, а так же самой свадьбы, не всегда были одинаковыми.

Постепенно идя из глубины веков, эти обряды и обычаи трансформировались, некоторые из них и вовсе исчезли. То есть, они не представлены в современной культуре или же сохранились как отголоски тех далёких времён.

Все чаще мы приветствуем друг друга коротким и, зачастую, безликим “привет”. А как здоровались ? Обычай или ритуал приветствия у славян уходит вглубь веков и таит много интересного, и даже таинственного. Для представителей различного социального статуса и разного пола, различалась форма приветствия и его содержание. И, все - таки основным в приветствии у славян всегда было пожелание здоровья, мира и благополучия. Славяне всегда были мирным народом и верили, что их окружают только живые существа. В сохранившихся былинах герой-богатырь обращается к лесу, реке или полю как к живому существу. По обычаям славян на пожелание здоровья должны были ответить тем же, если вы не враги, конечно. Поэтому они верили, что приветствие в виде пожелания здоровья образует обережный круг, через который не может проникнуть зло.

До сих пор в сельской местности, особенно в маленьких деревнях, с незнакомым человеком обязательно поздороваются. Пожелание здоровья это не только признак хорошего тона, но и дань уважения. До принятия христианства, славяне почитали множество богов, и среди особо почитаемых, был бог Рода. Отсюда культовое отношение к пращурам и почитание предков. От этого культа осталась традиция приветствия хозяина дома и всех его сородичей словами «Мир вашему дому!».

Согласно церковному календарю, отмечают этот 21 ноября, и в церковной традиции это - не только день архангела Михаила, но и всех других архангелов. Народный же календарь дает свои названия этому дню: Михаил, Михайловские грязи, Куделица Поморья, Дворовой.

Церковное значение праздника. В христианской традиции архангел Михаил - один из самых почитаемых. Св. Иоанн Богослов в своем откровении говорил о нем как о защитнике христиан от искушений и телесных болезней. Ему молятся о даровании исцеления, а также об избавлении от скорбей и бед. Кроме того, ему обычно возносят молитву, начиная строительство дома и первый раз переступая его порог. В русской православной традиции Михаила почитали как небесного воина, который возглавляет воинство Господа.

Значение праздника . Данный праздник призван напомнить всем христианам о том событии, которое случилось, согласно церковной истории, в 326 г. близ Голгофы в Иерусалиме (места, где был распят Спаситель) - именно в этом году был обретен крест, на котором принял смерть Христос. Позднее, с VII в., этот день соединили с днем возвращения Креста из земель Персии греческим императором. Оба раза, и во время обретения, и во время прославления, Крест поднимался (воздвигался) предстоятелем, чтобы все собравшиеся почтить Святыню смогли, ее увидеть.


Этот - один из самых малоизвестных, и проходит незаметно для большинства людей. Тем не менее, важность его трудно переоценить, поскольку именно в день 14 сентября по новому стилю начинается церковный год. Установление праздника 1 сентября (по старому стилю) 312 года император Константин Великий победил Максентия, и в честь своей победы даровал христианам право свободно исповедовать свою веру.

В память о такой милости в 325 году отцы Первого Вселенского Собора постановили считать началом года именно первое сентября, поскольку этот день стал первым днем «христианской свободы».

Их множество. И связано это с удивительной историей нашего государства, которому от роду многие и многие столетия. Кто-то из ученых насчитывает их тринадцать и ведет начало с времен правления варяга Рюрика. Официально же 1153 годовщина России была отмечена в 2015 году. И первое упоминание о Руси было обнаружено в летописях, датируются которые 862 годом. Кстати, "Россия" - не исконно русское название: им наше древнее государство нарекли греки. И как-то само собой оно у нас прижилось. А что такое Древняя Русь? Помимо главного - державы, это и обычаи, традиции, верования и тому подобное, складывавшиеся веками, прижившиеся у нас, пусть даже они на фоне современности и выглядят архаичными, оторванными от действительности, под завязку напичканной технологиями космического масштаба, которые нашим предкам и не снились.

Праздники официальные, государственные

Конечно в России-матушке они на первом месте. И их более трех сотен. Перефразируя великого Гоголя, можно сказать: "А кто из русских не любит хорошие праздники?!". Среди популярных и горячо любимых государственных - , Международный день , Первомай, ну и так далее и так по порядку. Несколько лет назад к ним прибавилось . И хотя статуса официального и государственного у него нет, праздник объявлен выходным.

А сколь много у нас профессиональных праздников! Начнем с мирных профессий - День стоматолога, День российской науки, День транспортной полиции, День космонавтики, День работников геодезии и картографии. Продолжим - связанные с военными историческими и памятными событиями - День Военно-Морского Флота, День инженерных войск, День танкиста, День ракетных войск и артиллерии, День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 г) День воинской славы - список можно продолжить. А есть хотя и сугубо профессиональные, но широко отмечаемые населением - День работников сельского хозяйства, День работников торговли, День работников бытового обслуживания и ЖКХ - и этот список можно продолжать. В году на планете 365 дней, в високосный - на день больше, 366. И практически каждый день у нас что-то празднуется, отмечается. Так уж в России сложилось!

Народные праздники стоят особняком

И вот они как рас тесно и связаны с верой (религией), обычаями и традициями. Возьмем, к примеру, Пасху. Во времена СССР особенно коммунистам и комсомольцам праздновать ее не то что не рекомендовалось, а строго запрещалось! "Религия - опиум народа!" Это, ставшее впоследствии крылатым, выражение впервые произнес английский социалист Чарльз Кингсли (1819 - 1875). Потом оно в борьбе с религией активно использовалось Лениным. Результат - разрушались церкви, храмы, за веру в Бога преследовались духовные лица. Дошло до того, что в Москве был взорван Храм Христа Спасителя. Но прошли лихие времена и он был восстановлен, в том числе и на собранные народом деньги. А Пасха теперь стала одним из любимейших всенародных праздников и отмечается широко, как и в старину - красят яйца, пекут куличи, приветствуют друг друга: "Христос воскресе" и отвечаю: "Воистину воскресе!" Пасхальные угощения освещаются в церкви и щедро раздаются родным, друзьям, сиротам, нищим. Таков обычай.

Прижился в России и обычай встречать Старый Новый год. Во всем мире этому очень удивляются. А для россиян - это лишний повод встретится за праздничным столом, еще раз отпраздновать наступление Нового года, с удовольствием посмотреть полюбившуюся искрометную комедию Эльдара Рязанова "Ирония судьбы, или С легким паром!", а некоторым "Голубой огонек" - да и мало ли развлекательных программ показывает в Старый Новый год отечественное телевидение! Происхождение же популярного у нас праздника объясняется расхождением в тринадцать дней между юлианским и григорианским календарями. Последний используется всем миром. Отсюда появилось - "старый стиль". Согласно ему 13 января у нас да во многих других странах отмечается Старый Новый год. Как, впрочем, и несколько позднее - Новый год по восточному календарю, который выпадает на ночь с 27 на 28 января.

Среди народных праздников популярны - Троица, Страстная неделя, Яблочный спас, Масленица, Вербная неделя, Покров день, Чистый понедельник, Ильин день, Святки, Крещенский сочельник, День Петра и Февронии, Крещение Господне и другие. На некоторых из них остановимся подробнее.

Двунадесятый праздник православного календаря, отмечаемый на пятидесятый день после Пасхи, на десятый день Вознесения. Другие названия Троицы - день Святой Троицы, Пятидесятница, день Сошествия Святого Духа на апостолов. В этот день православная церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов и чествует Святую Троицу. Событие, изложенное в новозаветной книге «Деяния святых апостолов», имеет непосредственную связь с учением о Троице – одним из основных положений христианской веры. Согласно этому учению, Бог существует в трех неслиянных и нераздельных лицах: Отца – безначального первоначала, Сына – логоса и Духа Святого – животворящего начала.

Страстная неделя

весна

Седьмая последняя неделя перед Пасхой, длиться 6 дней , начинающаяся с понедельника и заканчивающаяся в субботу перед пасхальным воскресеньем. Значение праздника - подготовка к Пасхе. Традиции на празднике: убираться в доме, обязательное купание, поминание предков, ставить качели, красить яйца, печь куличи. По верованиям народа, крашеные яйца обладают магической силой например, если положить скорлупу на огонь, то дымом от этого яйца можно исцелить человека от куриной слепоты, еще считают, что такое яйцо способно исцелить больной зуб. Приметы на этот праздник: если истопить в Великий четверг печь осиновыми дровами, то колдуны придут просить золы, петрушка, посеянная в Страстную Пятницу, даёт двойной урожай.

Народное название праздника Преображения Господня у восточных славян, празднуемый 19 августа , а еще до этого праздника запрещено есть яблоки и разные блюда из яблок, в праздник же надо наоборот - срывать как можно больше яблок и освящать их. Цель праздника - освящение яблок, проводы солнца на закате с песнями. У Яблочного спаса есть еще другое название - первые осенины, то есть встреча осени. Согласно традиции нужно угостить яблоками сначала всех родных и близких, потом сирот, неимущих, как поминание об уснувших вечным сном предков и только потом самим есть яблоки. Вечером, после праздника, все выходили на поле, чтобы с песнями вместе проводить закат солнца, а вместе с ним и лето.

Святки

зима

Славянский народный праздничный комплекс, отмечается с 6 января по 19 января . Святки перенасыщены различными магическими обрядами, гаданиями, приметами, обычаями и запретами. Цель праздника: народные гуляния, колядование, посевание, ряженье, эротические игры, ритуальные бесчинства молодёжи, гадания на суженого, хождение в гости, обряды на благополучие и плодородие. Поговорки праздника: на Святках волки женятся, от Рождества до Крещения охотиться на зверей и птиц грех - с охотником несчастье случится. Согласно народным верованиям, незаметное обычным глазом присутствие духов среди живых людей, давало возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.

Крещенский сочельник

весна

Этот праздник православной церкви принадлежит к числу двунадесятых. В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан и совершается Великое водоосвящение. Также это вечер-приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне или Крещение. Вкушается крещенская вода натощак, по ложечке, по чуть-чуть. Православные хранят ее в Красном углу, рядом с иконами. Кроме того, капля святыни море освящает. Можно взять обыкновенную, неосвященную воду и добавить туда капельку крещенской, она вся и освятится.

Народно-православный праздник, отмечается 8 июля . Традиции праздника: купаться без оглядки, т.к. считалось, что в этот день последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов и засыпают. После купальских игр определялись пары суженых, и этот день покровительствовал семье и любви, кроме того, в старину с этого дня и до Петра игрались свадьбы. Первый покос - день всякой нечисти такой как: ведьмы, русалки, оборотни и многие другие. Отмечается 8 июля (25 июня по старому стилю) . Пётр и Феврония - православные покровители семьи и брака. Согласно календарю восточнославянских народных праздников, соотносящемуся с православным, это день первого покоса. Считалось что в этот день последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов, поэтому купаться уже было безопасно. В Российской Федерации с 2008 года 8 июля отмечается День семьи, любви и верности. Поговорки: впереди сорок жарких дней, после Ивана не надо жупана, коли в этот день идёт дождь, то будет хороший урожай мёда, свиньи и мыши сено едят - к худому покосу.

Традиционный праздник у восточных и южных славян, празднуется 2 августа . В традиции праздника входит: коллективные трапезы, заклание быка или барана. У праздника языческие корни, так как сначала это был праздник бога грома Перуна, но с принятием христианства у славян вместо образа Перуна возник образ Ильи - пророка, откуда собственно говоря и название праздника. Поговорки на празднике: Илья грозы держит, Илья словом дождь держит и низводит, Илья наделяет хлебом, не мечи на Илью копны - небесным огнём пожжёт. С Ильина дня, по народным преданиям, начиналось ненастье, а также запрещалось купаться.

Вербная неделя

весна

Шестая неделя Великого поста. Главные народные обряды недели связаны с вербой и выпадают на субботу и воскресенье. Есть легенда связанная с этой неделей, которая гласит, что некогда верба была женщиной, и у неё было столько детей, что женщина поспорила с самой Матерью-Землёй о том, что она плодовитее Земли. Рассердилась Мать-Земля и превратила женщину в вербу. На этом празднике существует верование - освящённая верба может остановить летнюю грозу, а брошенная в пламя - помочь при пожаре. Традиции праздника: освящение вербы, битиё вербными веточками, заклички весны.

Традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием. Дата празднования - в ночь с 6 января по 7 января . Значение праздника - поворот солнца с зимы на лето. Празднование - колядование, ряженье, святочные игры, гадания, семейная трапеза. По народному верованию, Мать-сыра-земля могла разверзнуться только из-за лжи, за ложной клятвы или из-за лжесвидетельства.

Масленица

весна

Славянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом . Цель праздника - прощание с зимой. Традиции: печь блины, ходить в гости, устраивать застолья, кататься на санях и санках, наряжаться, сжигать или хоронить чучело Масленицы. Празднуется с мясопустной субботы по прощёное воскресенье. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота, со стимуляцией плодородия связана третья сторона Масленицы - поминальная.

Пасха

весна

Древнейший христианский праздник, главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. Празднуется в первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта . Традиции: освящение крашеных яиц и куличей, приветственное целование. Большинство пасхальных традиций возникли в богослужении. Размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста- времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи. В конце 19 века в России стало традицией отправлять тем родным и знакомым, с кем не сможешь христосоваться, на Пасху как основной праздник пасхальные открытые письма с красочными рисунками.

Праздник восточных славян, который начинается 14 сентября . Суть праздника - торжества по поводу приближения осени: накануне заканчивалось лето и начинался новый год. В этот день совершаются обряды: новоселье, засидки, возжигание огня, обряд пострига, похороны мух, предание о воробьях. Семёнов день считается счастливым, поэтому советуют справлять новоселье. Приметы: Семён лето провожает, бабье лето наводит; на Семёна - последняя гроза; на Семёна колосовые не убрали - считай пропали; если гуси улетают на Семён-день, жди ранней зимы.

Чистый понедельник

весна

Первый день Фёдоровой недели и Великого поста. В этот день все друг друга прощают и начинают день с чистой совестью и чистой душой. Это день очень строгого поста так же как и в последующие дни. Название праздника произошло от стремления провести первый день поста в чистоте. В этот праздник, во время первого великопостного Великого повечерия, начинают читать Великого покаянного канона св. Андрея Критского и другие покаянные молитвы. В конце 19 века, большая часть масляничных кутил, несмотря на строгий пост, в этот день "полоскали рот" или опохмелялись. Так как это день поста, то все, что можно съесть или выпить в этот день это: немного черного хлеба с солью и водой или несладким чаем. Молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», в дальнейшем будет возноситься во все дни Великого Поста.

Один из праздников восточных славян, празднуется 14 октября . Значение праздника - окончательное наступление осени, в этот день раньше отмечали встречу Осени и Зимы. В народе говорят, что с Покрова перестают бродить по лесам лешие(по-другому их называют лесными хозяевами). Накануне этого праздника, молодые деревенские девушки сжигают свои старые соломенные постели, а старухи сжигают свои старые, изношенные за все лето лапти. Русские люди, празднуя посвященные Богоматери дни, ждали от Неё помощи.

Православный праздник, отмечаемый 14 августа . Суть праздника - малое водосвятие. Традиции праздника - начало сбора мёда, его освящение и трапеза - «вдовьи помочи». Праздник празднуется в честь Происхождения древ Креста Господня в конце XIV в. Значение праздника - первый день Успенского поста. Медовый спас еще называют "Спасом на воде", это из-за малого водосвятия. По традиции, именно в этот день на Руси освящали новые колодцы и чистили старые. Называют этот праздник "Медовым спасом" из-за того, что в этот день пчелиные улья обычно наполнены до отказа и пасечники идут собирать медовый урожай.

Летний праздник языческого происхождения, празднуется с 6 по 7 июля . Праздник связан с летним солнцестоянием. Традиции: жечь костры и прыгать через них, водить хороводы, плести венки, собирать травы. Начинается праздник накануне вечером. Название праздника произошло от имени Иоанна Крестителя(эпитет Иоанна переводится как «купатель, погружатель»). Главной особенностью Ивана Купалы являются очищающие костры, для того чтобы очиститься от находящийся внутри человека нечисти, он должен бы прыгать через эти костры.

Красная Горка

весна

Весенний праздник у восточных славян, который отмечается в первое воскресенье после Пасхи . В этот день празднуются: весенние девичьи хороводы, трапеза с яичницей, молодёжные игры. Красная горка символизирует полный приход весны, именно этим праздником встречают эту пору года. Кроме того что Красная горка символизирует приход весны, праздник символизирует еще встречу парней и девушек, потому что весна - это начало новой жизни для всей природы. На празднике Красной горке есть одна пословица, которая гласит: "Кто на Красной горке жениться, тот вовек не разведется."

Жизнь русских людей в далёком прошлом состояла из череды будней и праздников. Будни – это время, наполненное трудами и заботами. В будни пахали, сеяли, жали. Их отличительной чертой была обыденность домашнего существования, умеренность в еде, простая и удобная одежда. Будням противопоставлялся праздник - когда люди осознавали себя частью единого сообщества. Праздничных дней в России 18 – 19в. в было много: 140-150 в году. Самыми древними были праздники, связанные с земледельческим календарём. Их называли календарными или годовыми праздниками. Главными среди них были Святки, Масленица, Иван – Купала, а так же праздники сбора урожая, то есть те, которыми отмечались четыре самые важные природно – астрономические явления: зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие. Они и определяли жизнь наших предков и народный календарь – живое отражение этой жизни. Он складывался веками и вобрал в себя все наблюдения человека над природой. А потом на Русь пришло христианство. Оно слилось с традиционной культурой и духовно обогатило её. Церковное счисление придало быту стройность и строгость. В основе этих праздников лежали представления об устройстве мира, взаимоотношении людей с космосом, природой, божеством. Праздники имели магический характер и были направлены на благополучие и здоровье людей. Праздники и сопутствующие им обряды были приурочены к определённым дням и отданы под покровительство христианских святых. Так и возникло совмещение народных и церковных праздников.

Эту дату теперь принято отмечать как День знаний. Кажется, что так было всегда. Однако в давние времена всё было по-другому. Присмотримся к родной старине. И мы увидим, что к 1 сентября были приурочены важные события. С середины 14 в. и до 1700 г. в московском государстве существовал особый ритуал встречи 1 сентября: ровно в полночь, в глубокой тишине, со стены Московского Кремля раздавался грохот заревой (то есть вестовой) пушки, вслед за тем гудел самый большой колокол на колокольне Ивана Великого, а за ним начинали звонить колокола во всех московских храмах. Растворялись городские ворота, в церквах начиналась служба. В домах тушили огни, а с появлением солнца зажигали новый огонь. Так хлопотали потому, что в те давние времена 1 сентября считалось днем начала нового года. И сейчас в православии 1 сентября считается днем церковного Новолетия. Его называют днём Сименона – летопроводца.

Народное название праздника – Сдвижение, так как считалось. что к этому сроку весь урожай с полей сдвинулся на гумно и в амбары. Считалось также, что это был и срок окончания литовки для лягушек, змей и разных букашек. Верили, что к Сдвижению они должны спрятаться в норы и гнёзда, чтобы уснуть до весеннего тепла. В старину не советовали 2 7 сентября ходить в лес, чтобы случайно не встретиться со «змеиной свадьбой» - клубком катящимися к зимним норам змеями.

Это один из любимых осенних праздников. В этот день молятся: «Батюшка Покров! Покрой избушку теплом, а хозяйку добром!» Топили печь и шли за дожиночным снопом – тем, что был сжат последним. Его хранили в переднем углу, под божницей, так как верили, что последний сноп хранит силу со своего сжатого поля. На покров этим снопом кормили домашнюю скотину. В этот день девушки молились о хороших женихах.

В православии Пароскева-пятница заменила старорусскую богиню Мокошь, которая покровительствовала земле, воде, браку, прядению и ткачеству. Этому женскому божеству был посвящён свой день – пятница. В этот день устраивались «льняные смотрины» - женщины и девушки выносили на улицу напоказ обработанный лён, угощали друг друга пшённой кашей, заправленной свежим льняным маслом.

2. 2 Зимние праздники

Зима в России стоит по нескольку месяцев. Поэтому сани в старину ценились как надёжное средство передвижения. В этот день повсюду открывались санные торги. На разукрашенных санях устраивали праздничный выезд молодожёны.

(На Катерину-санницу детям дарили маленькие санки. Такие санки называли козырёчками или козырьками.)

Волчьи праздники

Начало зимы – это и волчья пора. Волк занимает особо почётное место в мифологических представлениях народов мира. Очень древние корни имеет русская народная сказка «Иван –царевич и серый волк»,в которой волк –верный помощник царевича. Ритуал переодевания в волчьи шкуры или хождение с чучелом волка приурочивались к осенне-зимнему сезону. В народном месяцеслове у русских есть дни, специально отмеченные волчьей темой. Например, в день Клима холодного (8 декабря) говорили, что «на Клима холодного волки собираются у изб тех, кто в этот день именинник»; на следующий день (9 декабря), который называют Егорием – осенним или Юрием – холодным, говорили: « Медведь в берлоге засыпает, а волки жмутся к деревенским задворкам». На 22 декабря, который называют Анной-темной, говорят: « На Анну-тёмную волки в стаи сходятся».

Христианский православный праздник. Накануне Рождества не ели до первой звезды. В этот вечер первая вечерняя звезда на небе была своего рода знаком, когда начиналось исполнение разных рождественских обычаев. Первыми в рождественский вечер появляются колядовщики. Это группы детей, которые, объединившись, ходят от дома к дому с исполнением колядок. В колядках дети желали богатого урожая. Такой же обычай повторялся на новый год. К Рождественскому сочельнику, в избах делали большую уборку, полы натирали можжевельником, а столы застилали чистыми скатертями. В навечерие Рождества Христова соблюдали пост: ели капусту с квасом,хлеб, взвар или сочиво (например, компот из яблок и груш). От названия обрядовой еды и происходит народное название праздника –Сочельник.

История рождественской ёлки.

В 19 в. в семьях более или менее состоятельных горожан – но не у всех - стало, принято в рождественский сочельник зажигать ёлку. Рождественская ёлка пришла к нам на Русь во времена Петра 1. Тогда же, в 1700г. , было установлено считать начало нового года 1 января, а не 1 сентября, как было раньше. Рождественская ёлка к нам, как и в другие европейские страны, пришла из Германии, где на Рождество в 14 в. было перенесено начало года. Вечная зелень ели была символом вечной, обновляющейся жизни. В России рождественские ёлки поначалу устанавливались только на главных городских площадях. Ёлки в том виде, как мы их знаем теперь (украшенные свечами, игрушками, сладостями, фруктами), появились в Германии лишь в конце 18 в. В качестве детского празднества рождественская и одновременно новогодняя ёлка в России известна с начала 19 в. Но это был праздник лишь для детей из состоятельных семей. Дети из простых семей этого праздника не знали.

Новый год.

Утром и днём в первый день нового года повсюду в России исполнялись благопожелания и величания- колядки, авсеньки, таусеньки, виноградья. За исполнение величаний детям дарили вкусную еду, в том числе варёные свиные ножки. Свиные ножки высоко ценились подростками из-за косточек лодыжек, которые называют бабками. Игра в бабки в канун и в первые дни нового года некогда имела священный смысл, поскольку в древности предполагала обращение к небесным светилам. Время от Нового года до Крещения воспринимались как время чудес, гаданий, ряжений, игр.

Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках вода освящается. Старые люди говорят: «Крещение такой великий праздник, что в этот день даже может расцвести верба». Существовало обыкновение ходить в полночь на Крещение за водой на реку. Уверяли, что в эту пору вода в реках колышется. Почерпнув воды, приносили ёё домой и сохраняли: считалось, что вода эта может стоять несколько лет в закрытом сосуде, не портясь, только бы никто нечистый к ней не прикасался. Существовало правило, по которому те, кто принимал участие в колядовании. играх ряженых, гаданиях, должны были очиститься крещенской водой, а если грех был серьёзным. То очищались купанием в проруби. (Коляда. Тот. кто рядился. , обязательно должен соблюдать правило: нельзя быть узнанным, поскольку ряженый становился особым персонажем, принадлежащим другому миру).

2. 3 Весенние праздники

Масленица

Масленица – это весёлый всенародный праздник. Справляется за семь дней до Пасхи. Обычно приходится на конец февраля. Масленичная неделя полна обрядовых действий проводов зимы, традиционных игр и всяческих затей. Катание с гор на санях, катание на тройках доставляли много радости и детям и взрослым. Главным угощением на Масленицу были блины, приправленные сыром, яйцами, икрой, мёдом. Каждый день масленой недели имел своё название. Понедельник – «встреча» (первые блины); вторник – «заигрыши» (катание с гор), среда – « лакомка» (приглашение зятя к тёще); «широкий четверг» (кулачные бои); пятница –«тёщины вечёрки»; суббота – « золовкины посиделки»; «прощёное воскресенье» - проводы Масленицы, сжигание чучела, испрашивание прощения у родных и знакомых, одаривание подарками.

(Когда провожали масленицу, то возили чучело в сопровождении ряженых,которые потом сжигали на костре.

22 марта, в день весеннего равноденствия, не было такого уголка в России, где бы не пеклись жаворонки, и другие печенья в форме птиц. В православии день 22 марта посвящён Сорока мученикам, поэтому в народе его называют Сороками. Говорят, что на Сороки из – за моря прилетают сорок птиц вешних. Повсюду в этот день дети песенками, закличками и печёными жаворонками призывали приход весны. Девушки использовали фигурки из теста для гаданий. В одну из птиц запекали кольцо, кому оно достанется, той и замуж идти.

Вербница. Пасха.

Вербница – это большой праздник, который празднуют в субботу и воскресенье за неделю до Пасхи. Вербница стала своего рода детским праздником с обязательным посещением вербного базара. В Москве такой базар устраивали на Красной площади. Здесь детям покупали красочно оформленные ветки вербы, яркие бумажные цветы, красные шары, искусные игрушки, свистульки и дудки, сладости. Из старинных традиций и сейчас ещё сохраняется обычай рано утром в Вербное воскресенье слегка стегать детей для здоровья освящённой веткой вербы. Пасху называют в православии праздником праздников. Пасха – самый большой христианский праздник.

Символ Пасхи – крашенное яйцо. Поэтому начиная с Пасхи и вплоть до Троицкой недели, то есть в течение времени, когда сеяли зерновой хлеб, а затем наблюдали, как начинала колоситься озимая рожь, зацветали луга и поля, разрешались игры с крашеными яйцами – красными (пасхальными), жёлтыми (покрашенными на весенний Егорьев день – 6 мая) и зелёными (троицкими). Крашенные яйца катали по земле и озимям, подбрасывали повыше вверх, били острыми концами. Все эти игры являются отражением верований и магических приёмов, цель которых – способствовать возрождению и расцвету природы. Любимые развлечения на Пасху – катания (разбивание) яиц и качания на качелях. На народных гуляньях поют песни, водят хороводы. Молодёжь нередко отправляется по дворам колядовать.

2. 4 Летние праздники

Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году, в нём принимало участие всё население, причём традиция требовала активного включения каждого во все обряды, особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев. С утра всенародно купаются в реках, обливают водой всякого встречного. Вечером жгут очищающие костры, прыгают через огонь, чтобы очиститься от скверны. Сжигают в кострах одежду больных, так как существовало поверье, что вместе с нею сгорают и болезни. Иванова ночь издавна считается ночью нечистой силы, когда ведьмы слетаются на шабаш, а лешие, водяные и русалки всячески вредят людям.

(В ночь « на Ивана «, по народным поверьям, следует запасать лекарственные травы)

Илья – пророк – великий угодник Божий и чудотворец, один из самых любимых в народе Святых. Он грозный и карающий, в то же время – щедрый. Он заботится о плодородии. В его распоряжении дожди,гром и молнии.

Ильин день один из великих праздников народного календаря. Не только в сам Ильин день, но порой всю Ильинскую неделю не работали, опасаясь гнева пророка. В Ильин день пекли первые пироги из муки нового помола. Когда – то горох и морковь считались лакомством – их тоже срывали впервые в Ильин день. Во время празднования Ильина дня устраивались конские выезды. Пастухам готовили праздник у колодцев. Но самая важная черта, которая определяла разнообразие обрядов и обычаев Ильина дня, - его календарное пограничье между летом и осенью. Считалось, что Илья в этот день кидает в воду камни и лёд. Выпадают холодные росы. Поэтому говорили: «На Илью до обеда лето, а после обеда – осень».

Заключение

Праздники играли значительную социальную роль в жизни русского народа. Прежде всего, они способствовали консолидации людей, живших в одном селе, деревне. Молебен, праздничная гульба – всё это сближало людей, поддерживало в них чувство коллективизма. Праздник, на который сходилась, вся ближняя и дальняя родня способствовал укреплению родственных связей, развитию родственной взаимопомощи.

Праздник давал передышку в тяжёлом труде крестьянина и ремесленника, создавал иллюзию равенства всех людей, хотя и на непродолжительное время.

Праздники, с их весельем, плясками, песнями, кулачными боями позволяли людям продемонстрировать свои творческие возможности, таланты.

Народный календарь даёт житейское представление о борьбе добра и зла, света и тьмы, связывая человека с природой в гармоничное целое.

Наши предки ощущали своё единство с окружающей их природой, были убеждены, что своими добрыми делами, игрищами, обрядами они помогают весеннему пробуждению солнца, появлению цветов, прилёту птиц.

Новый год (в ночь с 31 декабря на 1 января). В Новый год принято украшать помещение новогодней ёлкой или ветками. В полночь на 1 января слушается поздравление главы государства и бой курантов. На стол принято подавать, среди прочего, салат оливье и шампанское. Детям дарят подарки (от «Деда Мороза»). Согласно социологическим опросам, это наиболее отмечаемый праздник.

6-7 января - Коляда . Коляда - традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием. Дата празднования - в ночь с 6 января по 7 января. Значение праздника - поворот солнца с зимы на лето. Празднование - колядование, ряженье, святочные игры, гадания, семейная трапеза. По народному верованию, Мать-сыра-земля могла разверзнуться только из-за лжи, за ложной клятвы или из-за лжесвидетельства.

Конец февраля - начало марта - . Дата начала праздника "плавает", она связана с лунным календарем, начинается за 8 недель до первого весеннего полнолуния.
Масленица - славянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом. Цель праздника - прощание с зимой. Традиции: печь блины, ходить в гости, устраивать застолья, кататься на санях и санках, наряжаться, сжигать или хоронить чучело Масленицы. Празднуется с мясопустной субботы по прощёное воскресенье. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота, со стимуляцией плодородия связана третья сторона Масленицы - поминальная.

Вербное воскресенье - православный праздник (вход Господень в Иерусалим). Принято декорировать помещение ветками вербы, символизирующими пальмовые ветви тех, кто встречал Иисуса Христа.

Вербница это большой праздник, который празднуют в субботу и воскресенье за неделю до Пасхи. Вербница стала своего рода детским праздником с обязательным посещением вербного базара. В Москве такой базар устраивался на Красной площади. Здесь детям покупали красочно оформленные ветки вербы, яркие бумажные цветы, красные шары, искусные игрушки, свистульки и дудки, сладости. Из старинных традиций и сейчас еще сохраняется обычай рано утром в Вербное воскресенье слегка стегать детей для здоровья освященной веткой вербы.

Седьмая последняя неделя перед Пасхой, длиться 6 дней, начинающаяся с понедельника и заканчивающаяся в субботу перед пасхальным воскресеньем. Значение праздника - подготовка к Пасхе. Традиции на празднике: убираться в доме, обязательное купание, поминание предков, ставить качели, красить яйца, печь куличи. По верованиям народа, крашеные яйца обладают магической силой например, если положить скорлупу на огонь, то дымом от этого яйца можно исцелить человека от куриной слепоты, еще считают, что такое яйцо способно исцелить больной зуб. Приметы на этот праздник: если истопить в Великий четверг печь осиновыми дровами, то колдуны придут просить золы, петрушка, посеянная в Страстную Пятницу, даёт двойной урожай.

Древнейший христианский праздник, главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. Празднуется в первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта. Традиции: освящение крашеных яиц и куличей, приветственное целование. Большинство пасхальных традиций возникли в богослужении. Размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста- времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи. В конце 19 века в России стало традицией отправлять тем родным и знакомым, с кем не сможешь христосоваться, на Пасху как основной праздник пасхальные открытые письма с красочными рисунками.

Первое воскресенье после Пасхи - . . Красная Горка (Фомино воскресенье) - весенний праздник у восточных славян, который отмечается в первое воскресенье после Пасхи. В этот день празднуются: весенние девичьи хороводы, трапеза с яичницей, молодёжные игры. Красная горка символизирует полный приход весны, именно этим праздником встречают эту пору года. Кроме того что Красная горка символизирует приход весны, праздник символизирует еще встречу парней и девушек, потому что весна - это начало новой жизни для всей природы. На празднике Красной горке есть одна пословица, которая гласит: «Кто на Красной горке жениться, тот вовек не разведется.»

В ночь с 23 на 24 июня - Ивана Купала . Иван Купала - летний праздник языческого происхождения, празднуется с 6 по 7 июля. Иван Купала (иванова ночь, иванов день) - один из главных праздников календаря, день Рождества Иоанна Крестителя, день летнего солнцестояния. Праздник связан с летним солнцестоянием. Традиции: жечь костры и прыгать через них, водить хороводы, плести венки, собирать травы. Начинается праздник накануне вечером. Название праздника произошло от имени Иоанна Крестителя(эпитет Иоанна переводится как «купатель, погружатель»). Главной особенностью Ивана Купалы являются очищающие костры, для того чтобы очиститься от находящийся внутри человека нечисти, он должен бы прыгать через эти костры.

24 июня - Праздник летнего солнцестояния . В православном календаре в это время празднуется Рождество Иоанна Предтечи (24 июня), потому праздник именуют Ивановым днем (в православии его отмечают 7 июля). Верили, что в ночь «на Ивана» природа открывает человеку свои сокровенные тайны и силы, клады и чудесные свойства цветущего мира. Собирать травы русские считали настолько принципиальным занятием, что в большинстве мест Иванов день именуют Иваном Травником, Иваном Травным, Иваном Цветным, пореже - Иваном Купалой.

8 июля - день Петра и Февронии . День Петра и Февронии - народно-православный праздник, отмечается 8 июля. Традиции праздника: купаться без оглядки, т.к. считалось, что в этот день последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов и засыпают. После купальских игр определялись пары суженых, и этот день покровительствовал семье и любви, кроме того, в старину с этого дня и до Петра игрались свадьбы. Первый покос - день всякой нечисти такой как: ведьмы, русалки, оборотни и многие другие. По «Повести о Петре и Февронии Муромских», князь Пётр с неохотой женился на Февронии, скорее всего их союз был бездетным и завершился постригом обоих супругов в монахи. Поговорки: впереди сорок жарких дней, после Ивана не надо жупана, коли в этот день идёт дождь, то будет хороший урожай мёда, свиньи и мыши сено едят - к худому покосу.

Августовские Спасы. В день Яблочного Спаса освящали спелые яблоки и остальные фрукты. В сей день непременно посещали кладбище, оставляя яблоки на могилах предков. Церковное заглавие этого праздника - Спас Преображение
Августовскими Спасами - Медовым (14 августа), Яблочным (19 августа), Ореховым (29 августа). Похоронами уздечки на праздник покровителей лошадей Флора и Лавра (31 августа) завершалось лето.

Медовый спас - православный праздник, отмечаемый . Суть праздника - малое водосвятие. Традиции праздника - начало сбора мёда, его освящение и трапеза - «вдовьи помочи». Праздник празднуется в честь Происхождения древ Креста Господня в конце XIV в. Значение праздника - первый день Успенского поста. Медовый спас еще называют «Спасом на воде», это из-за малого водосвятия. По традиции, именно в этот день на Руси освящали новые колодцы и чистили старые. Называют этот праздник «Медовым спасом» из-за того, что в этот день пчелиные улья обычно наполнены до отказа и пасечники идут собирать медовый урожай.

Яблочный спас - народное название праздника Преображения Господня у восточных славян, празднуемый , а еще до этого праздника запрещено есть яблоки и разные блюда из яблок, в праздник же надо наоборот - срывать как можно больше яблок и освящать их. Цель праздника - освящение яблок, проводы солнца на закате с песнями. У Яблочного спаса есть еще другое название - первые осенины, то есть встреча осени. Согласно традиции нужно угостить яблоками сначала всех родных и близких, потом сирот, неимущих, как поминание об уснувших вечным сном предков и только потом самим есть яблоки. Вечером, после праздника, все выходили на поле, чтобы с песнями вместе проводить закат солнца, а вместе с ним и лето.

2 августа - Ильин день . Ильин день - традиционный праздник у восточных и южных славян, празднуется 2 августа. В традиции праздника входит: коллективные трапезы, заклание быка или барана. У праздника языческие корни, так как сначала это был праздник бога грома Перуна, но с принятием христианства у славян вместо образа Перуна возник образ Ильи - пророка, откуда собственно говоря и название праздника. Поговорки на празднике: Илья грозы держит, Илья словом дождь держит и низводит, Илья наделяет хлебом, не мечи на Илью копны - небесным огнём пожжёт. С Ильина дня, по народным преданиям, начиналось ненастье, а также запрещалось купаться.

14 сентября - Семен Летопроводец . Семён Летопроводец - праздник восточных славян, который начинается 14 сентября. Суть праздника - торжества по поводу приближения осени: накануне заканчивалось лето и начинался новый год. В этот день совершаются обряды: новоселье, засидки, возжигание огня, обряд пострига, похороны мух, предание о воробьях. Семёнов день считается счастливым, поэтому советуют справлять новоселье. Приметы: Семён лето провожает, бабье лето наводит; на Семёна - последняя гроза; на Семёна колосовые не убрали - считай пропали; если гуси улетают на Семён-день, жди ранней зимы.

27 сентября - Воздвижение . Народное название праздника - Сдвижение, потому что числилось, что к этому сроку весь урожай с полей двинулся на гумно и в амбары. Считалось и, что это был и предел окончания летовки для лягушек, змей и различных букашек. Верили, что к Сдвижению они должны спрятаться в норы и гнезда, чтоб заснуть до весеннего тепла. В старину не рекомендовали 27 сентября ходить в лес, чтоб случаем не встретиться со «змеиной свадьбой» - калачиком катящимися к зимним норам змеями.