Главные задачи хореографии в детском саду. Танцы и хореография в детском саду

Большинство взрослых считают, что занятия танцами — это пустое времяпрепровождение. Особенно если их чадо, будет в детском саду танцевать, а не заниматься дополнительно математикой. Правы ли они? Ответ однозначный - нет.

Танцы - это интереснейшее и приятное занятие. Через в детском саду решается огромное количество задач, связанных с развитием мелкой и крупной моторики, музыкального слуха, гибкости и плавности движений, умений работать в паре, коллективе, дисциплинированности, творческих способностей, интеллекта и памяти. А самое главное, танец даёт возможность ребёнку хорошо провести время.

в детском саду дают правильную нагрузку на сердце, отлично тренируют всех групп мышц, суставы, вестибулярный аппарат, формируют правильную осанку.

Но стоит помнить, что танцами рекомендовано заниматься с трёх лет. Надо понимать, что в дошкольном возрасте начинают формироваться и закладываться основы личностного, умственного и физического развития. В данном виде деятельности дети запоминают танцевальные композиции, учатся взаимодействовать друг с другом, импровизировать и правильно ориентироваться в пространстве.

Педагог, проводя танцы в детском саду, приобщает детей к культурному наследию своей страны через народные танцы. Кроме того, дети любят выполнять ритмичные движения и под современную музыку, одно из направлений - . И неважно, правильно ли двигается ребёнок или нет, самое главное, выразить себя через выполнение движений под музыку.

При организации занятий не должен держать ребёнка в определённых рамках, он обязан давать только положительную оценку его действиям.

В 4-5 лет дети изучают простые движения и несложные танцевальные композиции. В 6-7 лет овладевают более сложными движениями с привлечением реквизитов. Свои таланты дети демонстрируют на праздниках и развлекательных мероприятиях. Родителей восхищают выступления маленьких танцоров. Показ своего мастерства и таланта перед большой аудиторией позволяет избавиться от скованности, чувства страха, что, несомненно, пригодиться в дальнейшем.

Элементы хореографии используют при театральной постановке для более раскрытого и яркого развития сюжета.


Психологами давно доказан тот факт, что дети, которые занимаются данным видом деятельности, опережают своих сверстников в развитии, успешны в учебе лучше развиваются математические и логические представления, речь, умение быстро ориентироваться в пространстве.

Помогает развитию таких качеств личности, как: трудолюбие, целеустремлённость, организованность. Замкнутые в себе дети становятся общительными и раскрепощёнными. Данный вид деятельности может помочь решить даже некоторые психологические проблемы, поэтому очень часто умственно отсталых детей записывают в специальные танцевальные кружки.


Роль хореографии в развитии ребёнка важна и многогранна. В укреплении здоровья, физических сил она гармонично, равномерно и с одинаковой степенью активности развивает все группы мышц, в том числе и лицевых (мимика).

Ребёнок быстрее усваивает различные жанры музыки (вальс, полька, марш), если это подкрепляется движениями, комбинациями.

Хореография даёт следующие возможности в развитии и воспитании ребенка:

  • развивает у ребёнка чувство ориентации и размещения в пространстве;
  • формирует социальное поведение в духе гуманных ценностей и норм;
  • чувство взаимовыручки;
  • ответственность за правильность исполнения.

Назначение занятий хореографией в дошкольном учреждении:

Первое - научить детей свободной координации движений, умению владеть свои телом, выполнять различные движения под музыку. Здесь важно использовать метод импровизации. Научить ощущению пространства, ориентации по сценической площадке.

Второе - осознанное исполнение как отдельного движения, так и танца в целом; получение удовлетворения от занятий, утренника.

Третье - свобода выражений эмоций и мимики. Навыки выразительного исполнения. Творческое воображение через образное мышление.

Основные требования к работе хореографа в детском саду

1. Доступность при исполнении и грамотность при подборе движений.

2. Разнообразие и регулирование нагрузки.

Хореографу необходимо составить несколько комплексов движений, различных упражнений, руководствуясь принципом «от простого к сложному».

В комплекс должны входить движения и упражнения, развивающие различные группы мышц, на координацию, внимание, дыхание, на подвижность суставов, ритмические движения.

Каждый комплекс упражнений должен соответствовать возрастной категории детей, их физическим возможностям.

Необходимо менять подбор упражнений каждый месяц: повторение движений, упражнение должно выполняться не более 8 раз.

3. Образность при объяснении и показе.

4. Наглядность при обучении.

Стремиться живо и интересно показать движения. Находить движения, которые ассоциативно связаны с животными, птицами, вещами, предметами. Хореограф сам должен в полную силу выполнять все движения и упражнения наравне с детьми.

5. Чёткое ритмическое и разнохарактерное музыкальное сопровождение.

6. Использование и применение предметов.

7. Обязательное присутствие эмоциональной окраски занятий.

Хореографам рекомендуется проводить занятия в игровой обстановке. Не ставить целью «именно сегодня выучить данное движение», а вводить его регулярно, ненавязчиво. Занятия проводить в хорошем темпе и ритме; важны настроение и эмоциональный подъем.

8. Создать условия для самовыражения каждого ребёнка.

Основные требования при сочинении и постановке танцев и танцевальных этюдов в дошкольном учреждении

1. Учитывать психологические и возрастные особенности в поведении и движении ребёнка.

2. Учитывать интерес детей, их увлечённость, двигательные навыки.

У хореографов при постановке танцев есть понятие «пустой танец», или «танец ради танца» - т. е. танцы, не несущие смысла, образа, идеи, мысли и т. д.

Хочется предостеречь хореографов, работающих в детских садах, от сочинения таких танцев. Вся деятельность дошкольника независимо от возраста связана с игрой. У него огромный диапазон фантазии в игре. Достаточно понаблюдать за его игрой и, используя его интересы, увлечённость, сочинить танцы.

Виды и формы танцев хореографических композиций

1. Танцы с предметами - можно использовать кубики, мячи, куклы, «султанчики», стульчики и другие предметы.

Основное, на что нужно обратить внимание при постановке танца, - это разнообразие положений предметов в руках, их применение, разнообразие рисунка.

(Например: «Ложкари» - со стульчиками, с султанчиками, с кубиками, со скакалками.)

2. Танец-игра - в основе лежит сюжет конкретной игры. (Например: «Дразнилки», «Задаваки», «Кошки-мышки».)

3. Хореографические картинки - в основе танца содержание какого-либо события или действия.

В этом виде сюжет песни оказывает огромную помощь в постановке танца и подборе движений. (Например: «Утро», «Рыжий, рыжий, конопатый», «На рыбалке с котом Леопольдом», «В первый класс», «А у нас во дворе», «Мальчишки-девчонки» и др.)

4. Танец-образ - в основе танца используются образы насекомых, животных, предметов, их вид деятельности или особенности поведения. (Например: «Муравьи», «Опята», «Подсолнухи», «Воробьи», «Кузнечики», «Зайчики», «Снеговики», «Лисички».)

5. Танцы народов мира: испанский танец, еврейский танец, «Цветы Индии», «Африканские ритмы», «Бразильские современные ритмы» и др.

6. Народные танцы: «Карусель» (русский танец), «Кадриль» (русский танец), «Трясуха» (белорусский танец), «Эскимосы» (танец народов Севера).

7. Бальные танцы: вальс, танго.

8. Историко-бытовые танцы: «Менуэт», «Полонез» и др.

9. Современная хореография: «Счастье», «Дуэт», «Вернисаж».

10. Хореографические композиции на фрагменты из балетов: «Щелкунчик», «Чиполлино», «Мойдодыр» и др.

Как музыкальное сопровождение можно использовать инструментальную музыку, народную музыку, песни из мультфильмов, классическую музыку, детские песенки.

Нужно учесть, что таких перестроений должно быть не более трёх-четырёх в зависимости от возраста детей, от приобретённых ими навыков, таких, например, как:

  • приставной шаг вперёд, назад;
  • прыжки с продвижением с ноги на ногу.

Для детей 6-7 лет к ранее выученному следует добавить:

  • шаг польки;
  • шаг вальса;
  • усложнённые прыжки в координации с руками, разворотом туловища, головы;
  • мелкие шаги.

Методические приёмы

Только в педагогической практике хореограф осваивает методику во всей её сложности, и тогда у него вырабатывается свой собственный стиль.

Проводя уроки ритмики, необходимо наблюдать за ходом занятий, свободно экспериментировать: применять тот или иной приём и пытаться создать новые хореографические элементы.

Следует избегать чрезмерного насыщения занятий применением разнообразных методических приёмов. К ним можно прибегать постепенно и только в конкретных случаях.

Задачи работы по возрастным группам

для детей 4 лет

  • научить двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки;
  • различать и точно передавать в движениях начало и окончание музыкальных фраз, частей и музыкального произведения в целом;
  • научить передавать в движениях простейший ритмический рисунок, отработка точности движений;
  • развивать творчество, умение выразительно действовать с воображаемым предметом;
  • научить детей внутренней собранности, подтянутости, сохранять правильную осанку.

для детей 5 лет

  • научить эмоционально передавать игровые образы, выразительно двигаться;
  • научить самостоятельности в выполнении движений;
  • ввести в процесс обучения элементы народно-сценического танца, историко-бытового танца;
  • закреплять умение свободно ориентироваться в пространстве;
  • добиваться лёгкости, непринуждённости в выполнении движений.

для детей 6 лет:

  • научить слушать и самостоятельно менять ритмический рисунок;
  • развивать чувство ансамбля, синхронности;
  • ввести в процесс обучения элементы классического танца, модерн-танца;
  • разнообразить программу обучения по хореографии через введение разных форм и видов танцев и хореографических композиций.

Занятия хореографией, помогут приобщить Вашего ребенка к танцевальному искусству, разовьют умение импровизировать под музыку, актерское мастерство, сформируют осанку, физическую форму, гибкость, координацию движений, концентрацию внимания, разовьют умение управлять своим телом.

Чувство ритма и способность творчески реагировать на музыку заложены в детях от природы. В дошкольный период важно уделить этому аспекту достаточно внимания и активно развивать танцевальный талант. Ритмика и хореография в детском саду «Развитие XXI век» помогут каждому воспитаннику освоить базовые навыки, красивые движения и приемы, с легкостью и удовольствием раскрыть свой потенциал.

Активное движение: основа бодрости и здоровья

Хореография и музыкальное развитие в детском саду оказывают позитивное влияние на физическое состояние и самочувствие малышей. В каждом филиале нашей сети работают талантливые педагоги, использующие адаптированные методики и эффективные обучающие программы, которые действуют комплексно:

  • формируют мышечный корсет, здоровую и красивую осанку;
  • обучают искусству самоконтроля и импровизации под музыку;
  • развивают гибкость, координацию движений, концентрацию;
  • вырабатывают уверенность в собственных силах и способностях;
  • предотвращают развитие многих заболеваний.

Наши преподаватели используют различные упражнения, которые улучшают кровообращение, укрепляют опорно-двигательную систему и иммунитет, нормализуют сон и способствуют гармоничному развитию организма. Занятия хореографией в детском саду помогают избежать проблем со здоровьем , а приятные эмоции, которые вызывают ритмичные движения под музыку, улучшают настроение и общее самочувствие.

Хореография: эмоциональные и психологические аспекты обучения

Для любого ребенка в возрасте от 2 до 6 лет крайне важно найти адекватный способ снятия эмоционального напряжения. Часто проблемы с поведением связаны именно с тем, что малыш просто не знает, как можно с пользой и удовольствием потратить запас своей безудержной энергии. Хореография в детском саду «Развитие XXI век» проводится с несколькими целями:

  • приобщение воспитанников к культуре активного и приятного времяпрепровождения;
  • выработка важной способности эффектно проявить себя и свои умения;
  • развитие актерского мастерства, умения перевоплощаться в процессе танца;
  • чередование интеллектуальных упражнений с физической активностью.

Занятия построены таким образом, чтобы каждый участник имел возможность не только узнать что-то новое и интересное, но и избавиться от психологического напряжения, дискомфорта, закрепощенности и различных комплексов. Интегральный подход и внимание педагогов позволяют мягко корректировать проблемы с поведением и коммуникабельностью , решая их наиболее конструктивным способом и достигая успешных результатов.

Знакомство с музыкальной культурой

Осваивая волшебный мир музыки через различные танцы, дети учатся чувствовать звуки и ритм, соотносить их с определенными эмоциями и ощущениями. Регулярные занятия хореографией в детском саду познакомят малышей с шедеврами мировой классики и современными произведениями, а также позволят:

  • выработать собственные танцевальные предпочтения;
  • различать и оценивать музыкальные направления;
  • развить способность эмоционально воспринимать звуки.

Уроки хореографии в детском саду нашей сети могут без ограничений посещать все дети . Программы составляются опытными специалистами, поэтому обязательно понравятся мальчикам и девочкам разных возрастов.

Оптимальные условия для развития танцевальных талантов

Мы предлагаем родителям дошкольников профессиональную помощь в гармоничном воспитании и развитии детей. Занятия танцами в детском саду проводятся:

  • в веселой и увлекательной игровой форме, что позволяет избежать переутомления и напряжения;
  • в просторных, теплых, светлых и хорошо проветриваемых помещениях, оборудованных зеркалами;
  • под руководством лучших в Москве специалистов по раннему развитию, в том числе в сфере хореографии.

Даже если Ваш малыш не проявляет выраженного интереса к танцам и музыке, стоит познакомить его с новыми возможностями для самореализации. Мы сделаем все, чтобы посещение хореографических занятий приносило максимум пользы и радости каждому воспитаннику.

« Зачем нужна хореография в детском саду?»

Хореография – искусство, любимое детьми. И работать с ними – значит ежедневно отдавать ребенку свой жизненный и духовный опыт, приобщать маленького человека к миру прекрасного.

Хореографическое искусство обладает редкой возможностью воздействия на мировоззрение ребенка. Просмотры спектаклей, видеофильмов, посвященных танцу – все это нужно и важно.

Наиболее эффективной представляется собственная хореографическая деятельность детей, где каждый ребенок становится на время актером, творчески осмысляющим происходящее.

Преподавателю необходимо суметь привить каждому ребенку нравственные качества, уметь понимать внутренний мир каждого ребенка, уметь проникнуть в этот мир, стать человеком, открывающим малышу красоту танца, музыки, - вот каким должен быть педагог, работающий в дошкольном учреждении. Кроме требовательности к детям, необходима требовательность к самому себе. И здесь все имеет значение: интонация, взгляд, настроение, внешний вид.

Ребенка легко ранить окриком, грубым бестактным замечанием. Но так же легко и потерять его доверие, излишне умиляясь его успехами. В общении с детьми нужна приветливая, уважительная, спокойная интонация. Каждый ребенок должен чувствовать, что в него верят, его любят и понимают.

Обучение хореографии – это всегда диалог преподавателя и ребенка.

Первостепеннуюроль на занятияхиграет музыкальное сопровождение. Музыкальные произведения, используемые для сопровождения занятия очень разнообразны: по жанру, стилю, форме, размеру, темпу и т.д. Но при всем этом, музыкальныепроизведения доступны пониманию детей, музыкальны, выразительны, пробуждаютудетейфантазиюивоображение. Все это позволяет сформировать у детей наиболее полное представление о разнообразии музыкальных произведений, обогатить их эмоциональными и эстетическими переживаниями, помогает в воспитании музыкального вкуса.

Чтобы учебный процессудетей4-7летбыл эффективным, назанятияхпохореографии, максимально используется ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника – игра. Используя игровыеупражнения, имитационныедвижения, сюжетно-творческие зарисовки усиливают эмоциональное восприятие музыки детьми ипомогают полнее и всестороннеерешитьпоставленныезадачи.

Отдельныеигровыеупражнения могут быть использованы на занятиях в качестве динамических пауз – физкультминуток – в том случае, если достаточно большая часть занятия проводится сидя на стульях; или же наоборот – для отдыха – если всё занятие проводится в достаточно большом темпеиподразумеваетмногодвижений.

Комплексыигровыхупражненийвключаются в различные части занятия: в разминку или в занятие целиком. Комплексы объединяются сюжетом, темой или предметом – атрибутом, с которым выполняются движения.

Вработе над выразительностью движений, над пластикой, над эмоциональнойнасыщенностьюобраза,включаютсяназанятияхимитационныедвижения, которыеоченьценныдлядошкольноговозраста. Формируетсяэстетическийвкус, помогаятемсамымприводитьвгармониювнутренниймирребёнка. Движения под музыку рассматриваютсякак важнейшее средство развития телесного опыта ребенка и, следовательно, развития его личности в целом.

Занятия хореографией призваны:

Развивать силу, выносливость, ловкость, гибкость, координацию движений, умение преодолевать трудности, закалять волю;

Укреплять здоровье детей;

Способствовать становлению чувства ритма, темпа, исполнительских навыков в танце и художественного вкуса;

Формировать красивые манеры, походку, осанку, выразительность телодвижений;

Избавлять от стеснительности, зажатости, комплексов;

Учить радоваться успехам других.

Потребность в двигательной активности у детей дошкольного возраста настолько велика, что врачи называют этот период « возрастом двигательной расточительности».

И именно занятия хореографией помогают творчески реализовать эту потребность.

Нужно отметить, что дети, занимающиеся хореографией, гораздо реже болеют, чем их сверстники. И если занятия ведутся грамотно, продуманно, то обязательно вызывают у детей положительные эмоции, желание заниматься.

Именно детство особенно восприимчиво к прекрасному – музыке, танцу. И это позволяет нам смотреть на хореографическое воспитание как на важный и нужный процесс развития детей в дошкольном учреждении.

    Занятия по ритмике в детском саду.

Я знаю, что на сайте есть много хореографов, работающих в детских садах, поэтому сегодня я решила затронуть тему: «Специфика работы хореографа в ДОУ» и выяснить отличается ли работа хореографа, скажем в ДК, ДШИ, школе и др. заведениях от работы хореографа именно в детском дошкольном учреждении.

У меня был не большой опыт работы в детском саду, правда, не долгий, но кое-что я из этого опыта вынесла. Так, что попробую проанализировать свою работу, что нравилось, что нет, какие ошибки совершила в этом направлении и дать несколько советов по этому поводу. Ну, а Вы, уважаемые коллеги, работающие в детских садах, присоединяйтесь к разговору.

В основном, насколько я знаю, хореографы в ДОУ работают на коммерческой основе, потому, что такая должность в детском саду не предусмотрена. Хотя есть дошкольные учреждения, которые умудряются взять хореографа в штат и это вызывает, у меня лично, уважение к руководителю ДОУ.

Я в свое время, как основная масса хореографов, работала в детском саду на коммерческой основе. Отдавала по-моему 30% выручки за аренду, т.к. занималась в музыкальном зале детского сада. Проблем договориться с заведующей о начале занятий не было вообще никаких. Она мое предложение восприняла с энтузиазмом. Договорились об условиях работы тоже быстро.

Единственное, что я рассчитывала приходить на занятия к детям утром, но заведующая сказала, что с утра у детей и так много занятий, прогулка, игры и это время им не подходит. В результате договорились на 16 часов.

Повесила объявления о наборе, договорилась с воспитателями о том, чтобы они записывали всех желающих заниматься в отдельный список. Назначила день и время родительского собрания.

Желающих заниматься оказалось много. Во всяком случае список мне воспитатели дали внушительный и это при том, что набор я делала только детей 5-6 лет.

Проанализировав потом, почему родители так активно записывали детей на занятия я сделала вывод, что хореография в детском саду для родителей очень удобна. Дети находясь в саду позанимаются и после детского сада их уже не нужно никуда вести и ждать под дверью хореографического зала целый час, а можно сразу идти домой. Тем самым для родителей эти занятия проходят вообще безболезненно, в плане времени.

Ну, это я не много отвлеклась…

Настало время X, т.е. день родительского собрания. Удивлению моему не было предела, на собрание пришло аж 4 человека из всей записавшейся братии. Что ж, провела собрание для тех кто был. Все рассказала. Назначила время занятий.

Начались трудовые будни. На занятия, как ни странно, приходили фактически все записавшиеся, периодически кто-то болел. Но основная масса ходила исправно. Приходя, в детский сад и подготовившись к занятию, я сама ходила и забирала детей из групп в зал.

Мы занимались партерной гимнастикой, я проводила музыкально-ритмические упражнения и игры, в общем, весь так называемый комплекс работ, который положен в этом возрасте.

Но поведение детей было отвратительным. Это удивило, потому, что на занятиях по основному месту работу такой проблемы у меня не было. О причинах стоит только догадываться. Может быть причина была в том, что детей было слишком много. В общем, я решила разделить их на 2 группы. Разделила. Заниматься стало значительно проще и легче, но желаемого результата я все равно так и не достигла, т.е. поведение все так же страдало только не в таких масштабах, как раньше. Но все равно меня это не очень устраивало.

Детей я каждое занятие отмечала и в конце месяца воспитателям групп подала список тех, кто в течение месяца посещал мои занятия. Надо сказать, что сбор денег растянулся на целый месяц, кто-то два месяца нес деньги, а кто-то так и не заплатил.

Ладно. На дворе был ноябрь и я стала ставить девочкам танец снежинок. Получалось не плохо. Но… я работавшая всегда с детьми школьного возраста не учла того, что малыши часто болееют.

Ближе к Новогоднему празднику началось! Из 8 танцующих осталось только 3 или 4 здоровых. Продолжали репетировать несмотря ни на что. Но самое интересное, что на праздник пришли все! И ВСЕ встали в танец и стали «выступать»! Они же его учили, они же танцевали этот танец, а то, что были на паре репетиций, так это ерунда. Я была в легком шоке. Станцевали по принципу кто-что вспомнил…

В общем, Новогодних каникул я еле дождалась и дала себе зарок больше никогда не работать в детском саду. А продержалась я там ровно 3 месяца.

Какие я совершила ошибки?

1. Прежде, чем брать ребенка на занятия нужно обязательно побеседовать с родителями. Если они не смогли прийти на собрание, значит встретиться лично. Чтобы быть уверенной, что их устраивают Ваши условия работы и условия оплаты.

2. Время 16.00 не самое лучшее время для занятий в саду. Дети после сна, кто расслаблен, кто-то наоборот слишком возбужден, кто-то просто устал к концу дня и ничего не хочет.

3. Оплату лучше брать на месяц вперед. Кто оплатил? тех детей Вы и берете на занятия. Иначе потом оплаты не добьешься.

4. Неудобство работы в саду для меня заключалось еще и в том, что общение с родителями проходило в основном через воспитателя, а не напрямую. Это ослабляет ответственность родителей и по оплате и по посещению занятий. На вашей территории все проходит через Вас.

5. Когда дети приходят в хореографический зал, то они приходят к Вам. Это не их территория и они более сдержаны, чем в детском саду, где Вы их гость.

6. Если ребенок по какой-то причине не пришел в сад, то и на занятиях он присутствовать не будет 100%. Если занятия проходят в другом месте, то есть шанс, что ребенка приведут. И Ваш номер будет станцован, как положено.

7. Хореографический зал, форма и мама за дверью дисциплинируют сами по себе. Дети более собранные.

Я много лет подряд набирала дошкольников, но работала с ними в своем хореографическом зале. Поработав в детском саду сделала вывод, что лучше, когда дети приходят ко мне, чем, когда я прихожу к ним.

На первый взгляд разницы никакой. Если следовать законам математики вроде как от перестановки слагаемых сумма не меняется, но в этом случае оказалось, что разница есть. Во всяком случае для меня.

Мой опыт, конечно же, не показатель! Наверно детский сад это просто не мое! Иначе можно было бы попытаться проанализировав свои ошибки исправить их и работать дальше, но я не захотела.

Хореографы ДОУ, присоединяйтесь к разговору!

С уважением, Наталья Довбыш