Русский национальный свадебный костюм. Интересное в сети

Ещё
Во всех ты, душенька, нарядах хороша
Русский музей представляет...

Пыляев писал, что «Екатерина ввела при дворе изящную простоту русского платья». Все должны были являться ко двору в платьях с элементами русского национального костюма. При Павле Петровиче эта традиция не соблюдалась. Александру Павловичу было всё равно кто во что одет. Все одевались по французской моде. Ещё , в т.ч.


Но однажды, во время Отечественной войны, Голицына, которая «пиковая дама», в знак протеста явилась на бал наряженной в русское народное платье. Говорят, это произвело фурор. К сожалению, никто точно не описал, во что конкретно была наряжена «усатая графиня». Сарафан, душегрея, шугай? Из парчи, штофа или шелка? На голове кокошник или, может быть, сорока? Весной этого года в корпусе Бенуа проходила выставка русского народного костюма XVIII-XIX веков «Во всех ты, душенька, нарядах хороша» . Представлено было около 400 предметов одежды и украшений, составляющих 50 костюмов зажиточных горожанок и купчих. Таким образом можно было увидеть костюмы, вдохновившие Наталью Петровну на создание её бального платья.

Девичий праздничный костюм. Конец XVIII века. Венец, поднизь, душегрея, сарафан

Сарафан. Конец XVIII века

Сарафан – от персидского слова «сарапа», которое означает буквально, «одетый с ног до головы». Это название в России употреблялось с XIV до середины XVII века применительно к мужской одежде. В дальнейшем термин «сарафан» сохранился только в отношении женской одежды. Старинные сарафаны были с рукавами или просто с широкими проймами, распашные, с застежкой на пуговицах до самой шеи. Спинка старинного косоклинного сарафана кроилась вместе с лямками, этот «треугольник» в Нижегородской губернии называли «лягушкой».

Девичий праздничный костюм. Конец XVIII века. Рубаха, сарафан, повязка, фата.

Женский праздничный костюм. Конец XVIII – начало ХIХ века. Сарафан, рубаха, повойник, фата

Крой сарафана: три прямых полотнища соединены на спине, на уровне лопаток, где и располагаются швы, в которые вставлены косые клинья – по шесть с каждой стороны. Подол сарафана образует почти полный круг.


5.


6.


Фата. XVIII век

Фата. XVIII век

Женский праздничный костюм. Конец XVIII– начало ХIХ века. Сарафан, шугай, кокошник, фата-канавата

Шугай – верхняя одежда с длинными рукавами, большим воротником или без него; с отрезной спинкой. Шугай являлся праздничной одеждой и шился из дорогих материй: штофа, бархата, парчи.

Канаватное покрывало или канаватная фата, по названию сирийского города Канават, где производился шелк, - большой платок прямоугольной формы. Канаватные покрывала стоили дорого, от семи до сорока пяти рублей. В поговорке «Голь перекатна, а фата канватна» звучит удивление тем, что бедные люди могли носить эту дорогую вещь.

Женский праздничный костюм. Конец XVIII– начало ХIХ века. Сарафан, шугай, кокошник, покрывало, сумочка

Женский праздничный костюм. Конец XVIII– начало ХIХ века. Сарафан, шугай, кокошник, покрывало, кошелек

Костюмы зажиточных горожанок и купчих обычно шили из роскошных тканей – шелковой и золотой парчи, бархата, штофа, шелковой ткани «каннеле». Даже подкладка сарафана могла быть шелковой.


11.


12.


Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века. Шугай, юбка, кокошник, платок


13.


14.


Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века. Сарафан, шугай, платок

У жительниц Торжка правый рукав шугая заметно длиннее левого:


15.


16.


Женский праздничный костюм. Первая половина ХIХ века. Тверская губерния. Рубаха, сарафан, душегрея, головной убор «тверской укрут», платок.

В Торжке в 1848 вышивкой туфель и сапог занималось до пятисот мастериц. Обувь, предназначаемая для горожан, шилась из тончайшего цветного сафьяна; её также украшали золотым шитьем.

Казанская губерния была крупным центром обувного производства. В Казани работали русские и татарские мастера, изделия которых продавались на крупнейших ярмарках России. Женские, детские и мужские сапоги, туфли шились из цветного сафьяна – мягкой, тонко выделанной кожи. Приемы шитья «в тачку», своего рода аппликации из кожи, получили широкое распространение по всей России, их переняли и мастера из Торжка.

Женский праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния. Рубаха, сарафан, душегрея-сборы, кокшник

Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния. Повязка, рубаха, душегрея, ожерелье

Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния. Повязка, сарафан, душегрея

Женский праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния. Шугай, сарафан, кокошник, очелье, платок

Женский праздничный костюм. ХIХ век. Нижегородская губерния

Женский старообрядческий костюм. Нижегородская губерния. Сарафан, платок, лестовка

Женщины из старообрядческих семей носили большие квадратные платки, полностью покрытые вышитым орнаментом, особым образом – «в роспуск», «на распустиху». На лоб низко опущена полоса галуна, пришитая к середине одной из сторон. Такие дорогие золотошвейные платки были доступны не каждой женщине, даже из богатой семьи.


36.


37.


В старообрядческом селе Чернуха Аразамасского уезда Нижегородской губернии костюм отличался богатством м обилием золотной вышивки. Сарафаны и рубахи дополнялись парчовыми и атласными передниками. До 1928 года в селе Чернуха стоял монастырь, где и вышивались головные уборы, «сороки» и повойники, «мышки» - оплечья рубахи, сарафаны, нагрудники передников.

Женский старообрядческий праздничный костюм. Село Чернуха, Нижегородская губерния. Рубаха, сарафан,пояс, передник-запон, сорока, нагрудное украшение «борода», нагрудное украшение – «витейка».

Замечу также, что все православные карелки тоже носили головной убор «сорока».

«Борода» - нагрудное украшение, дополняющее женский праздничный костюм села Чернуха. Представляла собой длинную, от семи до тридцати метров, полосу металлизированной бахромы, уложенной вокруг шеи на груди ровными рядами так, что верхний ряд слегка перекрывал нижний. Бахрома дополнялась шнуром-«витейкой».

«Мышка» (оплечье рубахи)

Девичий старообрядческий праздничный костюм. Село Чернуха, Нижегородская губерния. Рубаха, сарафан, пердник-запон, пояс, «борода», головной убор – «ленка» (лента), вязаные сапоги.

Город Арзамас славился по всей России своими сапожниками и скорняками. В 1860-х в Арзамасе, Никольском монастыре и селе Выездная Слобода изготовлялось до десяти тысяч и более пар в год вязаной обуви. Обувная промышленность Арзамаса «производила и торговала на миллионы» . Более тысячи арзамасских мещан занимались вязанием на спицах обуви с войлоком внутри, причем занятие это было преимущественно мужское.

Бархатные, шитые золотом туфли и вязаные из цветной шерсти сапожки и полуботинки на кожаной или войлочной подошве носили на посиделки в коробках как «сменную обувь».

Женский праздничный костюм «штофный». Вторая половина ХIХ века. Село Чернуха, Нижегородская губерния
«Штофный» - верхняя одежда, повойник, платок, пояс, полусапожки

На масленичные гулянья в Чернухе поверх праздничного наряда носили «штофный» (или «штофный сарафан»), непременно бордовый или вишневый, украшенный галуном, бахромой, с косым рядом пуговичек и петлями из шнура.


46.


47.


Зимний праздничный костюм. Архангельская губерния. Шубка, сарафан, кичка, шаль

Праздничная одежда жительниц Севера – шубки. В собрании Русского музея сохранилась шелковая шубка, подбитая ватой и отделанная мехом. На груди она завязывается лентами на три банта. В конце XVIII – первой половине XIX столетия шубка входила в состав венчального костюма девушки, была модной одеждой в городах Русского Севера.


48.


49.


Девичий праздничный костюм. ХIХ век. Вологодская губерния. Рубаха, сарафан, нагрудник, повязка, полушалок

В Сольвычегодском уезде костюм дополняли шелковые платки и шали. Причем девушки часто носили сложенные шали на руке, одновременно по несколько штук.


50.


51.


Костюм «повязочницы». ХIХ век. Архангельская губерния. Рубаха, сарафан, аловицы – два шелковых платка, повязка, шаль

«На Пинежье в конце ХIХ века самые нарядные одежды и украшения можно было увидеть на «метище» - гуляньях, которые устраивались в престольные праздники. Они обычно длились два-три дня, и девушки меняли наряды по несколько раз в день. На «метище» выбирали невесту, приглядывали жениха… «Украшением этих праздников были девушки-«повязочницы» - так на Пинежье называли девушек, имеющих парчовую повязку. Они стояли на «метище», не смея шелохнуться, роскошно разряженные… на затылке к золотой повязке привязано множество ярких лент, на лбу и на висках «жемчужные переплеты». Шелковые ярко-красные платки, которые носили на плечах, продевая концы под лямки сарафана, назывались «аловицы».

Необходимыми атрибутами праздничного наряда были также ювелирные изделия: серебряные браслеты и кольца, несколько рядов крупных янтарных бус. Шея девицы была увешена множеством крестов. Вся их одежда могла весить около сорока килограммов.

Свадебный костюм. ХIХ век. Архангельская губерния. Девичий головной убор – повязка, свадебный убор «венец», ширинка – платок невесты, рубаха, душегрея, сарафан

Один из торжественных моментов пинежской свадьбы – обряд «смотренья», когда невесту, «разубранную и сияющую, как жар птица», выводили к жениху и его родным. На девушке поверх золотой повязки появлялся еще низанный жемчугом большой плоский венец. Невеста кланялась каждому гостю, а одна из женщин – свадебниц – поддерживала это великолепное сооружение.

Свадебный костюм. Конец XVIII - начало ХIХ века. Архангельская губерния. Рукава, сарафан, венец, ленты к венцу, шейное украшение


54.


55.


Женский праздничный костюм. ХIХ век. Вологодская губерния. Рубаха, сарафан, передник, косынка, пояс, головной убор – сборник


56.


57.


Рубаха – «подольница». Начало ХХ века. Вологодская губерния

Подол рубахи называли стан, станушка, а сама рубаха с богато украшенным подолом – подольница. Ворот женской рубахи часто широко открывал шею и плечи. Иногда невысокая стойка туго охватывала шею, застегивалась на маленькую пуговицу.

Рубаха-покосница. ХIХ век. Ярославская губерния

Рубахи, предназначенные для сельскохозяйственных или иных работ, называли по роду этих занятий – «покосница», «рыболовка». Жатвенные и покосные рубахи часто надевали без сарафана или же его подол поднимали и затыкали за пояс, так чтобы были видны узоры на рубахе.

Рубаха-рыболовка. ХIХ век. Ярославская губерния

На Пинеге ловить рыбу к столу было женским делом. Отправляясь удить рыбу, женщины одевались в длинные белые рубахи с прямым рукавом – «рыболовки». Сарафана в этом случае не полагалось.

Рубаха-подольница и юбка. 1880-е. Вологодская губерния

В западной культуре невесты традиционно носят белое платье в день своей свадьбе, однако свадебные наряды, которые можно увидеть на невестах из разных стран мира вовсе не ограничиваются привычным для нас одеянием. Некоторые невесты украшают себя красочными одеждами, другие разрисовывают руки узорами соответствующими их культуре, а некоторые полностью скрывают свои лица за слоями ювелирных изделий или вуали.

Индийская свадьба

По традиции свадебной одеждой невесты является сари, ленга чоли (лехенга) или сальвар камиз. Классический индийский свадебный наряд невесты должен быть красного цвета, хотя иногда встречаются и другие, например, пурпурный, бордовый, оранжевый, золотистый и зелёный.

Нигерийская невеста

Нигерия является большой страной, поэтому свадебные обряды меняются в зависимости от региона, религии и этнической принадлежности. Тем не менее, нигерийские невесты часто носят яркие свадебные одежды и повязывают на голову головной убор под названием Геле.

Традиционная свадьба в Гане

Традиционные свадьбы в Гане часто очень красочны, и свадебные наряды каждой семьи имеют свой собственный узор.

Монгольская невеста

Для традиционной монгольской церемонии бракосочетания жених и невеста носят то, что известно как Deel. Deel является формой узорной одежды, которую носили в течение многих столетий монголы и другие кочевые племена в Центральной Азии.

Японская свадьба

Для традиционной японской свадьбы невеста часто надевает чисто белое кимоно, которое символизирует чистоту и девичество.После церемонии невеста может переодеться в красное кимоно, символизирующее удачу.

Казахстанская невеста

Для традиционной казахской свадьбы невесты, как правило, надевают головной убор, известный как "саукеле", а также покрывают своё лицо вуалью. Саукеле обычно готовят задолго до того, как девочки достигают брачного возраста.

Шотландская свадьба

На свадьбе мужчины в Шотландии традиционно носят килт своего клана.После церемонии, невеста надевает платок, украшенный родовыми цветами своего нового мужа, чтобы показать ее переход в новую семью.

Свадьба гуцулов

В горных селах украинских Карпат свадьба - как сказка! Даже в наши дни гуцулы придерживаются таких свадебных традиций, каким следовали их родители и деды-прадеды. И сегодня они одеваются в национальные одежды, украшают свои жилища, коней и даже деревья. Нужно отметить, что на венчание в церковь молодые едут на празднично украшенных конях.

Румынская невеста

Свадьба в северо-западной Трансильвании считается важным событием. Обычно свадьбу организовывают родители, проводя различные ритуалы, включающие подготовку приданого и костюмы.

Горанская невеста

Горанцы - одна из малых народностей Балкан. Горанцы являются мусульманами по вере, но их традиции и обычаи содержат различные языческие элементы.

Китайская свадьба

В Китае красный цвет считается символом удачи, а также китайцы полагают, что он отпугивает злых духов. Поэтому не удивительно, что традиционные китайские свадебные наряды почти всегда красного цвета.

Яканская невеста

Яканцы являются этнолингвистической группой, которая в основном населяет остров Басилане на Филиппинах. Традиционные свадьбы, как правило, состоят из двух церемоний, включающих исламскую и более старую, доисламскую.

Перуанская невеста

Традиционные перуанские свадебные наряды часто яркие и включают в себя сотканные накидки и шляпы, украшенные кистями и светоотражающим материалом. Специальная юбка и пончо делается для невесты в день свадьбы.

Свадьба в Норвегии

В Норвегии традиционный свадебный костюм называется Bunad. Кроме того, его можно носить в других случаях, таких как крестины.

Индонезийская свадьба

Индонезия имеет более 17 000 островов, поэтому свадьбы здесь сильно различаются в зависимости от того, где живут люди и к какой из 300 этнических групп они принадлежат.

Хамарская невеста

Хамары – это народ в Восточной Африке, живущий в юго-западной части Эфиопии, в плодородном регионе долины Омо. Незамужние женщины здесь носят большие воротники из красного, зеленого и черного бисера, а замужние носят воротники из двух различных металлов.

Корейская свадьба

Корейский национальный костюм называется ханбок, одну из вариаций которого корейцы надевают на собственную традиционную свадьбу.

Традиционный российский свадебный наряд, Нижний Новгород

В России насчитывается более 185 различных этнических групп, и многие из них имеют свои собственные отдельные свадебные традиции. Многие российские свадьбы длятся в течение по крайней мере двух дней, а некоторые могут длиться целую неделю.

Узбекская невеста

Для традиционной узбекской свадьбы невеста надевает красочный наряд ручной вышивки с замысловатыми узорами. Церемония бракосочетания играет существенную роль в узбекской жизни.

Туркменская невеста

В Туркменистане традиционная свадебная церемония предполагает невесту, одетую в красное платье из шелковой ткани с различными серебряными и позолоченными украшениями.

Бедуинская свадьба

Бедуинские невесты часто носят на своём лице тяжелую вуаль, состоящую из различных ювелирных изделий.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Самые ранние сведения о древнерусской одежде восходят к эпохе Киевской Руси. Со времени принятия христианства (конец 10 века) крестьянский мужской костюм состоял из холщовой рубашки, шерстяных штанов и лаптей с онучами. Декоративный акцент в эту простую по покрою одежду вносил узкий пояс, украшенный фигурными металлическими бляшками. Верхней одеждой служили шуба и островерхая меховая шапка. С 16 века простота и малая расчлененность форм одежды бояр, придававшая фигуре торжественность и величавость, стали сочетаться с особой эффектностью декоративного оформления. Старинная русская одежда по покрою была одинакова как у царей, так и у крестьян, носила одни и те же названия и отличалась только степенью убранства.

3 слайд

Описание слайда:

Как известно, женский русский костюм не был одинаковым на всей территории России. На Севере носили рубаху, сарафан и кокошник, на Юге - рубаху, юбку-поневу и кичку. В прошлом отчетливо прослеживался средневеликорусский комплекс одежды. Для него характерны: женская рубаха с прямыми поликами, косоклинный (распашной) сарафан и более поздний прямой "московский", тип плетеной обуви (лапти, ступни), кокошник с закругленным верхом и пр. Рубаха называлась "рукава", (из-под сарафана видны были только рукава). Нижняя часть рубахи доходила до подола сарафана - называлась "стан" и шилась из более дешевого и часто не отбеленного холста. Распространенным кроем был крой рубахи с поликами (плечевыми вставками с озборенными у горловины) и ластовицами (ромбовидными вставками под рукавами, создающими удобства при поднятии руки.

4 слайд

Описание слайда:

Сарафаны до середины ХIХ века были большей частью косоклинные, распашные. К концу ХIХ века стали преобладать сарафаны прямые, круглые "московские". Название говорит о его городском происхождении. Появился он, видимо, в Москве как праздничный у богатого купечества, затем как московская "мода" распространился в другие города, а потом проник и в крестьянскую одежду, что подтверждается его повседневным бытованием.

5 слайд

Описание слайда:

Сарафаны из шелковых тканей с пышными букетами и гирляндами украшались золотным галуном, металлическим кружевом, серебряные и позолоченные пуговицы вдоль шва выполняли декоративную функцию. Такие сарафаны носили с белыми рубахами („рукавами") из линобатиста и кисеи, богато расшитыми тамбурным швом белыми нитями, или с шелковыми рубахами из „сарафанных" тканей с букетами. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству из поколения в поколение.

6 слайд

Описание слайда:

На Руси существовал общий для славян древний обычай, по которому всюду девичий головной убор отличался от головного убора замужней женщины, так же как и прическа. Девушка могла носить волосы распущенными или заплетать их в одну косу, а замужняя женщина должна была заплетать две косы и по обычаю не имела права показываться с непокрытой головой. Отсюда специфические формы головного убора - у женщины покрывающие волосы, у девушек оставляющие их открытыми.

7 слайд

Описание слайда:

Женщины носили кокошники полумесяцем, вышитые на бархатной или шелковой основе. Первый раз кокошник одевали в день свадьбы, затем носили его по большим праздникам до рождения первого ребенка. После этого женщины носили волосники и платки. Крепостные вышивальщицы или монашки в монастыре золотыми или серебряными нитями, бисером и жемчугом расшивали красный бархат. Бархатная заготовка кокошника натягивалась на твердую основу (на бересту, позже – на картон).

Некоторым парам хочется сделать из традиционного свадебного торжества нечто особо запоминающееся. Вариант с оформлением свадьбы «а-ля русс» вполне приемлемое решение. Для этого надо декорировать зал, и сшить наряды для жениха и невесты в русском стиле. Свадебные платья в русском стиле по старой традиции шьются с преобладанием красного цвета. Этот цвет издавна считается на Руси праздничным и нарядным.

Отличительные черты свадебных нарядов в народном стиле

Подвенечный наряд на Руси был многослойным и богато украшенным. Рубаха, сшитая из льняной, шёлковой, позже и из хлопчатобумажной ткани, служила нижней одеждой, а у крестьян и верхней. На рубаху надевался сарафан. Крой сарафана отличалась простотой. Его шили из прямых кусков ткани, которые расширялись книзу за счёт вшитых клиньев.

Поверх сарафана одевалась душегрея. Все элементы одежды были богато украшены вышивкой. Сарафан и душегрея делались из холста, парчи, плотной тафты и шёлка, и украшались позументом, медными пуговицами, серебряным или золотым шитьём, обшивались бисером или жемчугом.

Современные свадебные наряды «а-ля русс»

Современной невесте не обязательно придерживаться строгих обрядовых правил старины. Достаточно стилизовать свой свадебный наряд в духе того времени.

Главное руководствоваться старинными идеями, в которых заложены живописность и красота былого. Вышивка, выполненная по народным мотивам, цветочный узор ткани и простота кроя сделают из каждой невесты неотразимую русскую красавицу.

По традиции наряд не должен быть слишком открытым или коротким. Первозданность образа подчеркнут платья в пол, с длинными рукавами. На первый взгляд современного человека отделка и яркие цвета подвенечного наряда «а-ля русс» могут показаться пёстрыми и вычурными, но этого не стоит пугаться – таковы традиции наших предков.

Открытые платья с расклешённым низом и укороченным лифом идеально подчеркнут достоинства фигуры новобрачной, воздушный полупрозрачный рукав и слегка открытая зона декольте отчеркнут женственность и девическую нежность невесты.

Современный крой фасонов свадебных платьев с элементами русского стиля одежды высшего сословия великолепно подойдут невесте, желающей иметь более пышный подвенечный наряд.

А старорусский городской свадебный костюм добавит величавости и подчеркнёт стать невесты. Подобный наряд можно заказать в мастерских по изготовлению народных костюмов.



Вовсе не обязательно строго придерживаться традиционных канонов русской вышивки в отделки костюма. Для создания узнаваемого русского образа можно использовать мотивы и цветовую гамму известных народных промыслов, таких как хохлома и гжель. На фото приведены варианты подобной отделки.


Идеальный вариант для пары, решившей остановить свой выбор на свадьбе в русском стиле, но не желающих добавлять себе дополнительных хлопот по этому поводу, разнообразить некоторые модели свадебных платьев деталями русского декора.

Например, если к платью в стиле прованс добавить болеро или шаль из вологодских кружев, ни у кого не возникнет сомнения в принадлежности к русскому стилю подобного фасона.


Чувственный и нежный образ русской красавицы создаст тончайшая накидка, связанная мастерицами из Оренбурга.

Белый меховой палантин, согревающий нежные хрупкие плечи невесты, это так по-русски.


Аксессуары, необходимые для свадебного платья «а-ля русс»

Всякий свадебный наряд обязательно дополняется украшениями. А наряд в русском народном стиле без них просто немыслим.


  • Не надо торопиться при выборе подвенечного наряда. Прежде всего, необходимо учесть свои предпочтения, посоветоваться с родными и близкими друзьями. Вероятнее всего они помогут сделать правильный выбор или подсказать решение проблемы.
  • Не следует игнорировать предметы и аксессуары, дополняющие костюм, именно они добавляют оригинальность и неповторимый колорит наряду.
  • Претворяя свою мечту сделать день бракосочетания необыкновенным и запоминающимся, следует больше опираться на свой вкус и желания.