Свадебные обряды на руси. Старинные свадебные обряды

Русская свадьба берет своё начало в древности, сочетая в себе как древнерусские языческие обряды, так и более новые, христианские обычаи. На стыке культур, проверенные временем, свадебные обряды на Руси известны своей сложностью и красотой. Как правило, торжеству предшествовала долгая .

Из древности – в наши дни, с любовью от далеких предков


Подготовка к торжеству

Сватовство

Как многие знают, традиция русской свадьбы подразумевает начало с обычая сватовства – родственники жениха громко, с песнями и богатыми дарами, отправлялись в дом невесты, где сваты рассказывали, насколько хорош будущий муж и насколько богат его дом. Считалось, что невеста и жених должны обязательно соответствовать друг другу по материальному положению.

Неравные браки были крайне редки и считались скорей исключением, а потому важным качеством при выборе спутника жизни для своего чада родители считали благополучие и здоровье

Смотрины

Следом обряд русской свадьбы подразумевает смотрины – по сути то же, что и сватовство, но чуть позднее и с точностью до наоборот. Теперь родственники невесты стремились показать, что девушка достаточно хороша собой и хозяйственна. На смотринах часто в качестве даров использовались вышитые невестой вручную полотенца или скатерти – это должно было показать талант девушки к рукоделию.

Если обе стороны оставались довольны, заключалась помолвка и начиналась подготовка к торжеству. Свадьба на Руси традиционно справлялась осенью или зимой – так, согласно православной традиции, новая семья оказывалась под покровительством Богородицы, способствовавшей благополучию и здоровью будущих наследников.

Мальчишник и девичник

Обряд свадьбы на Руси включал также мальчишник и девичник, проходившие за три дня до торжества. И девичник совсем не был веселым: невесте положено было плакать. Русская свадебная традиция для этого предлагала приглашать в дом всех девушек села, родственниц и подруг, а также особенную гостью – вытницу. Их(плакальщиц), в селах очень уважали, и её присутствие на девичнике считалось обязательным.

Вытница – часто женщина в возрасте – заводила грустную песню, «плач», и невеста обязательно должна была плакать. Это нужно, чтобы слезами попрощаться со своей беззаботной юностью. Даже если невеста вовсе не была несчастна, и очень даже хотела замуж, плакать было обязательно, а голос вытницы создавал подходящее настроение. Нельзя сказать, что «плач» – всего лишь песня.

Настоящая вытница, исполняя плач, часто подбирала слова на ходу, впадая в некое подобие транса, и все присутствующие женщины в конце концов плакали вместе с ней и невестой

Свадебный обряд в древней Руси далее подразумевал, что женская часть семьи невесты и её подруги ведут девушку в баню, где все вместе, под песни, омывают ее перед предстоящим торжеством. Жених к данному времени тоже должен был находиться в бане, но мальчишник был еще менее весёлым – юноша обязан был провести эту ночь в одиночестве и молчании, чтобы:

  • Подумать о будущем супружестве.
  • Стать из мальчишки мужем.
  • Подготовиться к сложной роли главы семейства.

Девичник и мальчишник остались в современной традиции, но совсем в другом качестве



Как и раньше, целью мальчишника и девичника является прощание с холостой жизнью. Но если раньше ее принято было провожать слезами, сегодня молодые предпочитают в последний раз «погулять»

Наряды молодых

Старинные свадебные обычаи русского народа имеют упоминание также и о наряде молодых на момент торжества. И если жених должен был выглядеть богато, но невесте положено было обряжаться в платье, которое она сама и сшила, и вышила. В зависимости от состоятельности семьи, платье могло быть вышито как цветной нитью, так и золотом, и даже жемчугом. Чем богаче семья – тем больше драгоценностей на платье невесты.

Гуляние на всё село

Выкуп или как доказывали свою удаль и силу

День свадьбы начинался с выкупа – жених с друзьями и родственниками громко, с песнями, криками и колокольчиками, приезжали в санях или повозках к дому невесты. Чем ярче повозки, чем громче кортеж – тем лучше, каждый в селе должен был знать, что сегодня – свадьба.

Перед домом невесты жениха могла ждать «засада» – братья или другие родственники невесты могли преградить путь к дому и потребовать плату за проезд – «выкуп».

У самого дома невесты жениха снова ждали трудности – ему предстояло выполнить несколько заданий, доказать свою удаль и силу.

Такая демонстрация изначально имела всю серьёзность и практическую ценность – сельская жизнь на Руси не была простой, и только сильный телом и духом мужчина мог достойно обеспечить всем необходимым будущую жену и детей.

Патриархальная традиция, принятая на Руси, прослеживается и в свадебных обрядах. Мужчина не только принимал решения, но и брал на себя ответственность за свою семью, обеспечивая истинно «мужскую руку и плечо» любимой хранительнице очага и своим наследникам

Старинное свадебное застолье

Разумеется, в древней Руси нельзя было просто заказать – за свадебное застолье отвечала семья жениха. Свадьба обязана была быть богатой, семья молодого, в особенности его мать и сестры, занимались столом, украшали дом и ждали гостей.Приглашены на свадьбу по традиции были все знакомые, соседи, друзья и просто прохожие – заглянуть на торжество и выразить почтение молодым мог любой желающий.

Свадебное застолье, согласно русской традиции, длилось три дня, и все три дня молодые должны были присутствовать за столом. При этом им не позволялось употреблять алкоголь, кушать разрешалось по минимуму, а пить – только воду. Таким образом родители способствовали скорейшему появлению внуков. На второй день свадьбы молодоженов отправляли на специально подготовленное «ложе», куда на третий день впускали всех желающих, чтобы показать ночную рубаху невесты и доказать ее добродетельность и чистоту.

Подарки для молодоженов

Дарить подарки принято было не только молодоженам, но и их родителям. Популярными подарками на свадьбу, как и сегодня, была домашняя утварь, посуда, текстиль… а также обрядовые вещи.

Например, на свадьбу жениху часто дарили плётку – в назидание невесте, чтобы «знала своё место и не перечила мужу». По большей части такая вещь, конечно, имела символическое значение

Издревле на Руси принято дарить молодым вещи, которые могли бы упростить их семейный быт



Современное русские традиции

Сегодня свадебное застолье молодые могут устроить так, как посчитают нужным, а старинные русские свадебные обряды носят, скорей, рекомендательный характер. В древности же их соблюдение было строго обязательным.

Кстати, планируя свадебное застолье, не забудьте уделить внимание мелочам:

  • Подобрать достаточно разнообразное меню.
  • Позаботиться о транспорте для всех гостей.
  • Не забыть о запасных букете и подвязке для броска.
  • Подобрать на свадьбу.

Соблюдать свадебные традиции древней Руси или довериться веянию изменчивой моды – личное дело каждой пары. Важно лишь сделать так, чтобы главный день надолго остался в памяти как самый светлый и радостный в жизни молодой семьи.

Большинство нынешних праздничных традиций нашей страны имеют корни, уходящие глубоко в прошлое. Так и со свадьбой. Все самое захватывающее и впечатляющее: предложение, предсвадебные гуляния и сам процесс бракосочетания - все эти свадебные обычаи достались нам от предков. И именно это скрашивает процесс. То, что придумано в наши дни, к сожалению, не может похвастаться яркостью и незабываемостью проведения. И еще печальнее тот факт, что не все традиции предков дожили до наших дней.

Как это происходит в наши дни?

По сути, что такое современные русские свадебные обряды?

Обрисуем вкратце. Молодой человек делает предложение своей избраннице, в большинстве случаев отводя такие мероприятия, как "попросить у родителей невесты ее руки" и "получить родительское благословение" на задний план. А бывает, что и вовсе не прибегает к таким действиям.

После принятия невестой предложения жениха начинаются активные подсчеты, во сколько обойдется сие торжество. Подается заявление в ЗАГС, что позволяет определить точную дату свадьбы. Невеста, прибегая к помощи подружек, выбирает себе свадебное платье, украшения и туфли. За сам же сценарий свадьбы отвечает ответственное лицо - тамада. Обычно она не имеет родства ни со стороной жениха, ни со стороной невесты.

Непосредственно перед свадьбой проходят такие мероприятия, как мальчишник и девичник.

Ну и в завершение наступает этот день - свадьба. С визитом в церковь или без него, молодые на своем кортеже приезжают к дверям ЗАГСа, где и происходит основная церемония бракосочетания. И лишь после подписи обеих сторон брак считается действительным.

Как это было раньше?

Изначально не было единого русского народа, а только лишь различные племена язычников. Каждому из них были свойственны свои культурные обычаи. Естественно, что и свадебные обряды этих племен различались между собой. У полян наблюдалось особое почитание к брачным узам. Они приветствовали гармонию в доме и трепетно относились к созданию новой семьи в своей общине. Чего нельзя сказать, например, о древлянах. У них преобладало варварское отношение к данному вопросу. Свадебные обряды и обычаи казались им чуждыми. И для мужчины такого племени не считалось постыдным украсть понравившуюся ему девушку. Причем она могла быть как из чужого племени, так и из своего.

Со временем племена сближались и сплачивались. Таким образом, объединяя свои культуры в одну единую.

Языческий древний свадебный обряд представлял собой пляски возле идолов. Так наши предки почитали своих богов, тем самым, закрепляя брак. Танцы при этом сопровождались массовым обливанием водой, прыжками через костер и пением ритуальных песен.

Значительные перемены принесло с собой крещение Руси. Таким образом, язычество и христианство тесно переплелись между собой. Как бы церковь не пыталась искоренить проявления язычества, так ничего и не вышло. По сей день в наших традициях присутствуют его элементы.

Тем не менее, с приходом христианства стало обязательным в день свадьбы посещать церковь. Таким образом, брак считался освященным. В остальном же все было как прежде - пир, затягивающийся до семи дней, танцы и катание на санях.

Какое время считалось подходящим для проведения свадьбы?

Как и в наши дни, старинные свадебные обряды старались проводить в определенное время года. Чаще всего это делалось осенью и зимой, так как в данный период не было надобности заниматься сельскохозяйственными работами. В случае особенной надобности (например, незапланированной беременности невесты) свадьбу играли весной или летом. Но это было крайне редко.

Несмотря на это, дней для проведения торжества было не так много. Свадебные обычаи запрещали проводить венчание:

Во время поста;

Во время Святок;

В Пасхальную Седмицу;

На Масленицу;

В православные праздники.

Также было не принято заключать брак в мае.

Религиозно-магические действия во время свадьбы

Свадебные обряды на Руси славились своей суеверностью, в чем опять же немалая заслуга язычества. И считалось, что время свадьбы - это подходящий момент для нечистой силы. Чтобы уберечь молодых от ее воздействия, проводилось множество ритуалов. Таким образом, молодоженов защищали от дурного влияния духов, а также от порчи и сглаза.

Свидетели, коими являлись друзья молодых, были нужны для того, чтобы запутать нечистую силу. Так, по верованиям предков, нечисть не могла найти настоящих будущих супругов, что не давало ей исполнить свои грязные замыслы. Помимо того, что в отводе злых сил участвовали друзья и родственники молодых, для этого использовались и различные предметы-обереги. Например, фата невесты служила некой защитой от темных духов. Когда передвигались на санях, то специально заметали дорогу после себя, что тоже должно было сбить со следа злые силы.

Выполняя все вышеупомянутые меры, родственники и друзья обеспечивали супругам счастливый брак, достаток и здоровье. В случае если свадьба происходила у овдовевших ранее людей, то подобным традициям отводилось мало внимания.

Когда и как проводилась подготовка к свадьбе?

Со стороны невесты приготовления к будущей свадьбе начинались практически с самого ее детства. Ее учили готовить, шить и прочим домашним делам.

Кроме того, существовала традиция, заключающаяся в том, что к свадьбе невеста обязана была сшить по полотенцу каждому родственнику со стороны жениха. Самому же будущему супругу предназначалась рубашка, сотканная руками невесты. Отрез материала для сарафана и платок для головы предназначались матери жениха.

Кто делал выбор?

Как правило, выбор целиком ложился на плечи родителей молодых. Сватовство, смотрины и сговор также происходили под их контролем.

Если дети сами выбирали себе пару, то это считалось неуважением к родителям, и такие браки считались несчастливыми. Однако были случаи, когда родители одобряли выбор своего ребенка.

Молодые люди могли познакомиться на площадях, где часто проходили массовые гуляния. Девушки пели и танцевали. Парни играли на музыкальных инструментах (гуслях и балалайках), а также устраивали катания на лошадях, где демонстрировали перед прекрасным полом свою ловкость и смелость.

Приданое

Приданым называли имущество, которое прилагалось вместе с невестой после свадьбы. В основном, это были мебель, женская одежда и украшения, деньги (исключительно серебро и золото), а также скот и недвижимость. Приветствовалось, чтобы девушка была из обеспеченной семьи. В случае если семья не имела приданого, то его им обеспечивала сторона жениха.

Сватовство

Свадебные обряды на Руси отличались тем, что данное действие происходило без участия молодых. Это мероприятие, обычно, планировали на воскресенье или какой-либо другой праздничный день. Родители жениха брали с собой поверенного человека - сваху. Именно ей предстояло представлять интересы молодого человека перед стороной невесты. Она всячески расхваливала жениха и обсуждала приданое с родителями невесты. В завершение сваха брала за руки обе стороны и трижды проводила их вокруг стола, после чего они крестились перед иконами. Уходя, отец жениха назначал дату смотрин. Как правило, они проходили спустя неделю после сватовства.

Смотрины

Неделю до смотрин сторона жениха тщательно готовилась к данному мероприятию. Украшались сани, шились одежды и готовились подарки.

В доме невесты все проходило еще более трепетно. Будущая супруга должна была собственноручно провести уборку в той комнате, где соберутся гости. Доставались лучшие одеяния и готовились угощения.

Свадебные обряды на Руси не позволяли жениху участвовать в смотринах. Невесту осматривали его родители. Главной ее задачей являлось произвести впечатление скромной девушки.

После тог, как смотрины подходили к завершению, сторона жениха выходила во двор для совещания. Это было уже формальностью, так как окончательное решение было принято еще после сватовства.

Сговор

Этот важный пункт включал в себя каждый свадебный обряд в древней Руси. Сговор сопровождался более пышным застольем, нежели сватовство и смотрины. И во время его обеими сторонами подписывался договор. Таким образом, у наших предков происходила помолвка. В договоре прописывалась точная дата проведения свадьбы. И после того как подписи были поставлены, единственной причиной, что смогла бы нарушить обряд бракосочетания, была смерть кого-либо из молодых.

После того как договор был подписан, в комнату входила сестра (или подруга) невесты и вручала подарки каждому родственнику со стороны жениха.

Венчание

До принятия христианства языческие свадьбы заключались в уходе молодых из населенного пункта. В окружении своих сверстников (старших не должно было быть) они уходили на опушку леса. Там плели венки, пели обрядные песни и водили хороводы. Считалось, что, таким образом, молодых благословляет сама природа.

Когда языческие свадебные обряды вытеснила православная церковь, то стало обязательно заключать союз в храме.

Перед днем свадьбы невеста и ее подружки устраивали девичник. Они мылись в бане, пели песни и гадали о том, какая судьба ждет девушку в замужней жизни.

В день свадьбы сначала все собирались в доме жениха и пировали. Проводились различные обряды, контролируемые свахой. В целом, весь сценарий свадьбы принадлежал именно ей. После того как было подано третье блюдо, молодые и гости отправлялись в храм.

В храме батюшка благословлял брак, и отец передавал дочь ее, теперь уже, мужу. При этом ударял по дочери плетью, что означало родительский наказ слушаться и почитать своего мужа. Плеть передавалась ее супругу. Иногда этим и ограничивалось, но есть сведения, что некоторые свадебные обряды на Руси проводились путем хлестанья будущей супруги ее мужем. Ударяя ее плетью три раза, по поверью, муж делал жену покорной.

После длительного обряда в церкви, все возвращались обратно в дом жениха. Там и проводились остальное время гуляния. Русские свадебные обряды, как правило, проходили в три дня.

Ночью молодых провожали в их ложе и больше не беспокоили. Начиная же со второго дня гуляния, их могли спокойно разбудить среди ночи, одеть и вернуть к столу.

Ночную рубашку невесты проверяли на наличие лишения девственности. Если таковых пятен не имелось, то свадьбу могли разорвать, а девушку осмеять. Пятна на рубашке показывали гостям за столом, что служило хорошим показателем для невесты.

Где можно встретить подобные традиции в наше время?

Мало мест, где еще сохранились подобные традиции венчания. Однако в нашей стране еще есть земли, где люди, хоть и не полностью, сохранили старые обычаи. Так, например, свадебный обряд на Кубани вполне напоминает свадьбу, которую проводили когда-то на Руси. Казаки всегда славились тем, что почитали историю и традиции своего народа, тем самым сохранив его наследие для своих потомков.

История культуры каждого народа включает в себя самые разнообразные обряды и верования. И, наверно, самыми красочными и разнообразными были .

Повлияли на формирование вышеупомянутых в первую очередь старинные народные поверья.

История формирования свадебных обрядов на Руси

Свадебные обряды на Руси уходят своими корнями в языческие времена, до принятия христианства, люди просили у различных божеств расположения к новообразовавшейся семье, проводя для этого всевозможные ритуалы. После крещения Руси произошло слияние верований, что и породило уникальную, свойственную только ей систему свадебных обрядов. Немалое влияние на традиционный русский свадебный обряд оказали и иностранные традиции. Так, например, обмен обручальными кольцами и венчальные свечи пришли на территорию Руси с древней Греции, осыпание новобрачных льном – от римлян. Все это придало необычайный колорит русским свадебным обрядам.

Предварительные свадебные обряды

Выбором невесты на Руси согласно древней традиции занимались только родители жениха, и чаще всего его мнение при этом не учитывалось. В то время очень популярными были весенне-летние гулянья, на которых и происходила своеобразная презентация невест.

Девушки в лучших своих нарядах с песнями ходили по деревням, давая возможность хорошенько себя рассмотреть. Оценивалась не только красота девушки, но и её умение вести домашнее хозяйство, мастерство рукоделия, и самое главное её приданое. После того, как выбор был сделан, в семью будущей невесты засылали сватов.

Сватовство

Старинные предания гласят, что для удачного брака необходимо было найти отличных сватов. Выбирали их из замужних людей, обладающих талантом ораторства и убеждения. Самыми удачными днями для сватовства считались четверг, вторник, суббота и воскресенье.

Дабы избежать сглаза имена сватов и сам день сватовства держали втайне, и в путь они должны были отправляться только после заката солнца. Ни в коем случае нельзя было разговаривать с кем-либо по дороге. На некоторых территориях древней Руси, сватов перед дорогой забрасывали головными уборами или же хлестали. Придя в дом потенциальной невесты, сваты начинали бойко расхваливать жениха, не забывая при этом рассматривать все вокруг. Если родители девушки соглашались, наступал очередной этап свадебных обрядов – смотрины.

Смотрины

Примерно через неделю после обряда сватовства происходили смотрины – такая своеобразная презентация невесты родителям жениха. Помимо будущих молодоженов, на смотринах всегда присутствовали родственники с обеих сторон, а также близкие подруги девушки, которые сопровождали весь обряд песнями.

Для будущей невесты это было нелегкое испытание.Разговаривать во время обряда она могла лишь в самых крайних случаях, нередко её просили продемонстрировать своё мастерство рукоделия или приготовить ужин для собравшихся под суровыми взглядами будущих родственников. Если презентация проходила успешно, отец жениха целовал невесту в обе щеки в знак того, что девушка ему понравилась. На смотринах девушка могла и отказаться выходить замуж. Однако встречалось подобное довольно редко, так как в те, далекие времена, мало какая девушка осмеливалась перечить своим родителям.

Сговор

После смотрин происходил обряд сговора, на котором и решались все главные вопросы, относительно предстоящей свадьбы. Когда стороны договаривались, в избу приглашалась молодая, которую с этих пор называли невестой. Будущие молодожены целовали иконы и друг друга.

Отказ от свадьбы с этого момента был невозможен и считался страшным грехом.

День накануне свадьбы

Накануне свадьбы для невесты обязательно растапливали баню – своеобразный символ прощания с девичеством и отчим домом. Туда её сопровождали подружки, неся с собою красиво украшенный веничек. Все это сопровождалось песнями и специальными ритуалами, которые должны были уберечь невесту от сглаза, порчи и укрепить её связь с будущим мужем. Девушке в последний раз заплетали девичью косу, а потом начинался своеобразный девичник, на котором пелись песни. Но в некоторых местах древней Руси, вместо распевания веселых песен, девушке полагалась горько плакать за своим девичеством.

Жених в это время тоже не скучал. С друзьями и родственниками мужского пола они весело праздновали завершение его холостой жизни, распивая мед и пиво и вспоминая различные истории.

Свадебный наряд невесты

Первым делом утром невеста умывалась холодной водой, а после шла к родителям за благословением. После этого начинался обряд одевания невесты. Прежде всего, голое тело девушки обматывали лыком, для того чтобы защитить её от чар злых колдунов. Под пазуху клали немного шерсти, льна и мыла, для того, чтобы одежда её всегда была качественной и чистой. На шею вешали пряники и крендельки – символы сытой жизни.

Традиционный свадебный наряд невесты на древней Руси сильно отличался от современного варианта. Но все же белый цвет был обязательной его составляющей. Наряд состоял из рубахи и широкой юбки или же сарафана. Рубаха искусно украшалась вышивкой, каждый элемент которой имел свое символическое значение. Юбка и низ сарафана были пестрых расцветок и подшиты снизу бисером, дабы уберечься от злых сил, живущих под землей. Кроме традиционной косы, голову невесты могли украшать ленточки и живые цветы.

Свадебный наряд жениха

Главным элементом свадебного наряда жениха на Руси был платок, подаренный ему невестой. Повязывали его ему на шею, или же он выглядывал из кармана брюк. Костюм состоял из светлых штанов и яркой, желательно льняной или шелковой рубахи. Непосредственно перед венчанием жениха подпоясывали роскошным вышитым рушником.

Выкуп

Ни одна свадьба на Руси не проходила без выкупа. Пока невесту наряжали к свадьбе, в семье жениха готовились к выкупу молодой. По одной из традиций все подарки для выкупа молодой должен был изготовить своими руками. Первые испытания поджидали жениха еще на пути к дому девушки. Как говорится, дорога к счастью легкой не бывает. Родственники и друзья невесты делали все возможное, что б жених прочувствовал это на себе.

Жениху приходилось перепиливать широкие бревна, чтобы доказать насколько он силен. Пройдя дорожные испытания, он оказывался у дома невесты, где его поджидали родители с новой порцией сюрпризов. Жениху предстояло отгадать несколько каверзных загадок, и за неправильный ответ его штрафовали. Войдя в комнату невесты, ему предстояло угадать свою суженую среди сидящих к нему спиной, одинаково одетых девушек. В итоге, угадав наконец-то свою будущую супругу, жених занимал место возле нее, и родители невесты благословляли их, после молодые отправлялись в церковь. Дорогу перед ними тщательно подметали, что б никто из недоброжелателей не смог подкинуть им заговоренную вещицу.

Венчание

До принятия христианства молодые отправлялись на луг, где им надевали специальные венки, проводились хороводы вокруг украшенной березы, пелись обрядовые песни. При этом от молодых всячески отгоняли злых духов водой, дымом и огнем. С приходом христианства старинные обычаи венчания древней Руси заменил церковный . При выходе из церкви молодых осыпали льняными семечками.

После венчания все отправлялись в дом жениха, где начинался свадебный пир. Самое интересное, что молодые за столом ничего не ели, а только принимали поздравления. И при третьей смене блюд их провожали в супружескую постель, а пир разгорался еще сильнее. Утром молодоженов будили, сваха демонстрировала всем любопытным рубашку невесты со следами невинности, и после молодых провожали в натопленную баню.

Свадебные традиции на Руси отличались неимоверным колоритом, проходили весело и с задором и заслуживают того, что б их помнили.

Сегодня мы видим возвращение интереса к традиционному русскому свадебному обряду. Поэтому, вступая в брак, молодые люди стремятся отметить день его заключения запоминающимся образом, так как современный, искусственно созданный порядок регистрации, чаще всего отталкивает своей казённой формой. Народные традиции, и особенно свадебные, всегда сопровождались пением живых песен, согретых душой поющих.

От многих старых и не очень сельских бабушек и сегодня ещё можно записать настоящие свадебные песни, уходящие своими корнями в глубокое прошлое нашего народа. В старину без этих песен свадьба просто не могла состояться. Сам христианский обряд венчания в некоторых местах не считался достаточным для того, чтобы община признала брак, совершённый без соблюдения народных обычаев.

Свадьба изначально являет собой торжественное театрализованное действо со своими законами, устойчивым сюжетом, режиссёром-дружкой, набором обязательных персонажей. Недаром говорят "играть свадьбу". Разные её этапы дают широкий простор для воплощения. Интересен, к примеру, момент сбора свадебного поезда: одновременно в двух домах жениха и невесты - совершаются обряды, поются песни (жениху поют женщины-соседки, невесте - подруги).

Кроме того, свадебные обряды и песни, их сопровождающие, существуют на территории России в массе разных вариантов, и дают возможность выбирать наиболее понравившиеся.

Во-первых, - это время проведения свадеб . Никогда не гулялись свадьбы во время поста, в дни больших, "двунадесятых" православных праздников.

Больше всего свадеб гулялось в старину и продолжает гуляться по сей день осенью, после уборки урожая. Затем наступает филлиповский пост и надо ждать, пока пройдут святки; После крещения и до масленичной недели снова влюблённые могут соединять свои жизни. Самой же счастливой считалась свадьба, сыгранная на Красную горку, после Пасхи, во время Фоминой недели.

У русских свадьба как система обрядов, закрепляющих брак, сложилась примерно к 15-му веку. Многие из этих обрядов носили юридический характер, например, если при сватовстве отец невесты выпивал предложенное роднёй жениха вино, это расценивалось как согласие, и в этот момент пелась определённая обрядом песня. У обеих сторон были закреплённые и освящённые традицией права и обязанности: выкуп, приданое, кладка и т. п.

Первоначально свадебный обряд был связан с магией , недаром до сих пор старики в пословицах упоминают, что главное на свадьбе - обвести молодых вокруг печного столба, дерева и т. п. Переход девушки из рода отца в род мужа влёк за собой, и переход под покровительство духов мужнего рода, и обставлялся специальными оберегами, способствующими чадородию, плодородию и здоровью молодых.

Постепенно, с течением времени, свадебный обряд стал осознаваться как эстетическое действие, своего рода игра. Мало кто из женихов и сегодня, перенося невесту в дом через порог на руках, знает, что это делалось с целью обмануть домового, заставить его принять девушку как новорожденного члена семьи, который в дом не входил, - а в доме оказался. Но обряд этот распространён повсеместно благодаря своей красоте : мужчина демонстрирует им свою силу и любовь к молодой жене. Так и другие обряды: одни сохранились из-за поэтичности формы, другие - благодаря традиции, "деды наши так делали".

Существует два типа свадеб: драма и праздник . Первый характерен, прежде всего, для русского севера, старожилов Сибири (в основе своей северных выходцев), семейских Забайкалья. Со дня сговора невеста начинала причитать, причитала её мать, подруги. На юге же России, у казаков, некоторых групп белорусов, и украинцев свадьба была весёлым действом. Невеста причитала на могиле родителей, и пелись грустные песни, только если она оставалась сиротой. Венчание являлась обычно частью свадьбы, и делило гулянье в доме невесты до него, и в доме жениха после обряда венчания. И окончательное соединение молодых совершалось только после свадебного пира.

Свадебные обряды начинались со сватовства. Со стороны жениха в дом невесты приходили специально подготовленные люди, чтобы договориться о возможности породнения двух родов. Где-то это была сваха (Алтай), где-то родители жениха, или родственники - мужчины. У настоящих свах были свои секреты. Например, считалось, что до того, как у девушки спросят, согласна ли она, её обязательно нужно похлопать по левому плечу - тогда она не сможет отказать.

Как правило, за сватовством следовали смотрины хозяйства жениха , особенно в том случае, если сваты приезжали издалека. Удовлетворившись результатами "домоглядства", как ещё назывались смотрины, родители невесты назначали день гласного сватовства - рукобития . "Сговор", "заручины", "просватанье", "своды", - вот далеко не все обозначения этого обряда. На рукобитье приглашали родню, подруг невесты. Жених должен был узнать и выбрать свою наречённую из ряда нарядных девушек, поцеловать её. Собственно "били по рукам", скрепляя согласие на брак, сами наречённые, и их родители. На сговоре решали вопросы организации свадьбы, распределяли свадебные чины .

Жених и невеста уподоблялись князю и княгине, сама свадьба - княжескому пиру, потому и многие свадебные чины именовались подобно: большими боярами - близкая родня и почётные гости, меньшие - родня дальняя и гости попроще. Обязательно избирался дружка - часто это был не просто весельчак, балагур, а способный уберечь свадьбу от порчи знахарь. В роли свахи чаще всего выступали крёстные матери. Тысяцкий - воевода, начальник свадебного поезда - крёстный или дядька жениха. У дружки - шафера всегда был помощник - полудружье . Невесте полагалась подневестница , жениху - подженишник . Их основная роль - держать венцы над молодыми во время венчания. Нередко на свадьбу из родни невесты выбиралась постельница , в задачи которой входило охранять от порчи постель молодых по дороге из родительского дома невесты, во время свадебного пира в доме жениха. Она же продавала постель, набивая цену повыше.

Иногда на свадьбу звали вопленницу ("вытницу", "подсказуху"), которая, как явствует из названия, выла и причитала, вводя невесту и окружающих в то особое состояние, когда голосить начинали все.

Когда о дне начала собственно свадьбы было решено (обычно выбиралось воскресенье), в доме невесты начинали собираться девушки: помогали украшать приданое, шили дары, а вечерами невесту с подругами навещала компания жениха с ним самим во главе. Ежедневно жених дарил своей наречённой небольшие подарки. На предсвадебных вечёрках играли, пели, пили чай. Последний перед свадьбой день (вечер, неделя) назывался девичником. С утра невеста начинала причитать; девушки ещё с вечера делали "девью красоту" - украшали соломенную или льняную косу лентами, цветами. Расчёсывали волосы невесты, вечером вели её в баню, где она продолжала причитать, прощаясь с девичьей волей.

Утро свадебного дня начиналось вновь с причета невесты. Фактически продолжался девичник - прощание с красотой , с подругами, с родительским домом. Наряжали невесту, а в доме жениха шли свои обряды: подготовка к бранью . Свадебный возок украшался ещё с вечера; утром мать чесала сыну кудри - он ведь тоже прощался со своим холостяжеством. Чтобы уберечь парня от "сглаза", крестообразно вырезала из головы по пучку волос, и подпаливала места срезов. Одевали жениха, как и невесту, во всё новое - рубаху, вышитую невестой и пояс, сотканный ею же... В древности во время бранья устраивались кулачные бои между родами жениха и невесты, в ходе которых родственники невесты, оказав символическое сопротивление родне жениха, сдавались.

Во многих традициях сваха невесты перед приездом свадебного поезда мела дорогу перед домом.

Обязательным обрядом после встречи поезжан был выкуп косы и места рядом с невестою. Платил обычно дружка, необязательно деньгами, часто сладостями, девкам - по ленте. Косу продавал младший брат или сестра невесты.

Перед отъездом к венцу молодых благословляли иконой и хлебом родители девушки. Отец вкладывал правую её руку в руку жениха со словами: "пои, корми, обувай, одевай, на работу посылай и в обиду не давай!". Невеста, уходя из дому, причитала, даже если брак ей был по душе. "Наплачешься за столбом, коли не наплачешься за столом" - говорила пословица.

К венцу ехали с песнями, возвращались вновь под песни. По дороге в дом жениха, как считалось, свадьбу можно было легко испортить недоброму человеку, поэтому дружка соблюдал все меры предосторожности: читал молитвы и заговоры, убирал с дороги камни, на которые могло быть напущено колдовство.

Односельчане нередко останавливали свадебный поезд, загородив дорогу и выставив хлеб-соль. Это считалось добрым знамением, за это поезжане угощали их вином. Громкие звуки отпугивают нечистую силу, - и с ружьями навстречу поезду выходили парни, стреляли в воздух. И им доставалось угощение.

У родного дома жениха со свитой встречала мать, одетая в вывернутый тулуп; посыпала сына с невесткой овсом, пшеном, - всё это должно было оберегать молодую пару и сулило богатство. Выходил и отец жениха, они вдвоём с матерью благословляли молодых , провожали за свадебные столы. На пиру в основном пелись величальные и корильные песни; величали невесту с женихом, родню. За величание полагалось одаривать поющих, угощать. Задержка угощения - и певицы сейчас же заводили корилку тому, кого только что расписывали всеми красками.

В определённый момент пира молодую "окручивали" , "повивали", "перевязывали". Производили этот обряд обыкновенно свахи, они закрывали невесту пологом от глаз гостей, разделяли волосы надвое, укладывали на голове в виде кос, жгутов, или "рожков" и покрывали женским головным убором, разным для всех губерний. Иногда в двух соседних сёлах женские уборы отличались.

Провожали молодых на покой обычно в баню, в клеть или на сеновал. Жена обязана была снять с мужа сапоги, демонстрируя свою покорность, и подать плеть. Муж в ответ должен был загодя заложить в сапоги деньги, которые шли молодой жене в знак того, что он будет содержать её, а, приняв плеть, трижды слегка ударял жену - чтобы в семейной жизни больше никогда не бить.

Наутро, а иногда в тот же вечер, происходило вскрывание молодых . Тысяцкий открывал чулан или баню (ключи от спальни молодых хранились у него), и свахи шли за простыню или рубахой молодушки. Этим предметам придавалась большая магическая сила, через них невесту навсегда невесту могли сделать бесплодной, и свахи относились к своим обязанностям со всей серьёзностью. В честь невесты о дверь спальни били горшки, наряжали упряжку и ехали утром за родителями невесты (после венца на пиру у жениха их не было), приводили и начинали угощать и величать.

Второй день свадьбы назывался "пирожными столами" . Все гости наряжались в красную одежду, повязывали красные же платки на шесты и с такими знамёнами шествовали по селу. Нередко пришедших гулять второй день встречали шуточной "баней" . В этот день молодожёнов ждало множество испытаний: и сор от денег отделять, и дрова колоть в доме на полу, и гостей блинами подчевать, и дары принимать. Свадебный каравай , испечённый в доме невесты ещё до воскресенья, украшенный "шишками" из теста или фигурками птичек, на юге России ещё и свадебным деревцем, разрезали и угощали гостей.

На Масленицу и после Пасхи молодожёнов катали с горки, обязательно стремясь опрокинуть в снег, требовали у жены выкуп за мужа, закопанного в снег - чаще всего - поцелуй. После Пасхи молодых "окликали" , обряд назывался очень красиво - "вьюнины" , - существовали специальные "вьюнишные" песни, за которые поющих нужно было вновь одаривать.

Иногда пир продолжался и на третий день, и далее - уже в домах родственников. Называлось это "отводины" ; молодые ходили ко всем, кто их приглашал, чтобы со всей роднёй водить "хлеб-соль".

Вот некоторые, основные обрядовые моменты, о которых нам хотелось рассказать в этой статье.

По материалам сайта «Сибирь» http://http://www.tmn.fio.ru/works/89x/311/index.htm

Подготовила МарияR

История русского народа очень интересна и совсем понапрасну забыта. Предлагаем вам узнать свадебные обряды и традиции, которые проводились в древней Руси и являлись частью свадебного ритуала, а сегодня они с успехом позабыты или переделаны на новый лад.

Сватовство

Сватовство - это не только неожиданный приезд жениха в сопровождении родственников в дом невесты, чтобы в иносказательной форме посвататься (себя показать да товар посмотреть). Сватовство было той отправной точкой, с которой буквально начиналось перерождение главных участников свадебного обряда, жениха и невесты. С момента самого просватания на невесту (сговоренку) налагалось ограничение в передвижении, ее жизненное пространство резко сужалось до пределов родительского дома. Если девушка и выходила, то только в сопровождении подруг и, по сути, только для того, чтобы пригласить гостей на свадьбу. Невеста также отстранялась от всех домашних дел, становилась недееспособной. Так происходило постепенное “расчеловечивание”, необходимое для рождения нового человека, уже семейного.

Смотрины


Через два-три дня после сватовства жених и его близкие родственники вновь приезжают в дом невесты, теперь на смотрины, во время которых девушка должна показать себя во всей красе и продемонстрировать все свои навыки и уменья, точно так же как и жених, который красуется перед всеми собравшимися. После этого мать жениха пристально рассматривает и оценивает приданое невесты. Все происходящее обязательно сопровождается песнями и причитаниями,- чаще всего в исполнении подруг невесты. Однако девушка могла отказаться от женитьбы, не выйдя к жениху.

Рукобитие


Незадолго до намеченного дня свадьбы происходило рукобитье или же запой, событие, которое окончательно закрепляло договоренность о свадьбе. После рукобитья отказ от свадьбы был невозможен. Жениха и невесту усаживали рядом за стол и величали в песнях, которые исполнялись подругами невесты.

А что же делают сами жених и невеста? Невеста не разговаривает, а причитает, а в некоторых домах и вовсе зовут выльницу, которая «воет», то есть исполняет причеты, а невеста охает и плачет. И, несмотря на видимую активность жениха, его постоянные перемещения (он приезжает в дом невесты практически каждый день после рукобитья на «побывашки», «поцелуи», «проведки»), все же он остается пассивным: за него говорят и делают всё сваты, родственники, дружки.

Девичник

Неужели этот обряд тоже исчез? Дело в том, что девичник на Руси - это не только прощальные посиделки невесты с подругами накануне венчания, но и изготовление «красоты» («воли»), расплетение косы, мытье невесты в бане, уничтожение или передача «красоты» подруге или жениху. Девичья «красота» - последнее, что связывает невесту с ее девичеством. Это мог быть кудель, деревце, украшенное лентами и лоскутами, венок, платок. После изготовления «красоты» ее сжигали либо невеста раздавала ее близким подругам. Каким бы ни был предмет, символизирующий «красоту», он неизменно связан с головой, точнее волосами, а волосы – своего рода олицетворение девичьей красоты, воли. С уничтожением или раздачей «красоты» девушка аллегорически лишалась девичества.

Также невесте могли отрезать косу и передавали ее жениху. А ритуальное омовение в бане окончательно завершало процесс: невеста становилась: ”ни жива, ни мертва”, и в этом состоянии ее передавали жениху, устраивался торгом, а невеста и ее подруги изо всех сил сопротивлялись.

Прическа молодухи


Сразу после венчания невесте делали прическу молодухи: заплетали две косы и покрывали голову платком или же сразу «окручивали по-бабьи»: заплетенные в две косы волосы закручивали на затылке в пучок, а поверх надевали головной убор замужней женщины (повойник, очток, наметка). С этого момента волосы невесты мог видеть только муж: показаться с непокрытой головой постороннему мужчине было равносильно измене, а сорвать с женщины головной убор - оскорбление. Перемена прически означает переход девушки во власть мужа, а также представляет собой формирование нового облика человека, его перерождение в новом статусе. Девушка начинает «оживать»: к ней возвращается способность самостоятельно передвигаться, а также способность все делать своими руками: невеста, войдя в дом, начинает активно осваивать его пространство, бросает рожь, кладет коровай, бросает пояс и др.

"Раскрывание невесты"


Особый обряд был посвящен «раскрыванию» невесты, когда молодые приезжали из-под венца в дом жениха. Этот обряд наделялся двойным смыслом: для невесты он означал возвращение зрения; невеста, продолжая оживать, смотрела теперь на все иными глазами, а для жениха это было своего рода узнаванием любимой, так как она теперь была иная. В некоторых деталях обряда прочитывается эротический смысл, когда невесту «вскрывают»: свекор или дружка приподымает подол кнутовищем, ухватом, пирогом или палкой. Или же на голову невесты клали пирог без начинки, символизирующий дитя, и заворачивали его в платок, клали его в чулан, где молодые отдельно от всех сначала ели, а затем проводили брачную ночь. В некоторых областях был обычай устраивать постель новобрачным в клети или хлеве, что связано с идеей плодородия, деторождения.

"Отводины"


«Отводины» (совместное посещение молодых родителями невесты) знаменует конец свадьбы как особого состояния для всех ее участников. Этот элемент свадебного обряда особенно важен для невесты, которая приезжает ненадолго и в качестве гостьи, что подчеркивает необратимость всех превращений, произошедших с ней во время свадьбы. Впрочем, встречаются и другие данные о связи невесты со своим домом. Например, в Воронежской губернии, молодица в течение первого года замужества жила у матери и занималась прядением для своих будущих нужд.