Правила крещения ребенка в православной церкви. Какие правила важны при крещении младенца. Погружение в купель

Как проходит Таинство Крещения в церкви? В этой статье Вы найдёте подробный фоторепортаж о том, как крестят младенца, с описанием всех частей обряда.

Как проходит Таинство Крещения?

Крещение – Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына, и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную. В Крещении человек очищается от первородного греха – греха прародителей, сообщаемого ему через рождение. Таинство Крещения может совершаться над человеком только один раз (равно как человек только один раз рождается на свет).

Второй брак и брак между разведенными лицами

Церковь терпит это из-за ее пастырской заботы и любви к верующим. Таким образом, смешанный брак не является нормой, но разрешен в надежде, что неправославный супруг будет искать вход в Церковь. Прошение о смешанном браке должно быть представлено епархиальному иерарху для его благословения. В смешанном браке православный партнер не должен соглашаться на то, чтобы дети крещения за пределами Православной Церкви являлись добрачным соглашением. Толерантность смешанного брака не распространяется на брак между православным христианином и нехристианским человеком, таким как христианский ученый, Свидетель Иеговы, еврей, мормон, мусульманин, унитарий и т.д. активное участие в неправославном духовенстве в этой службе, как и во всех тайнах Православной Церкви, не допускается. И наоборот, православное духовенство не может участвовать в неортодоксальных службах и обрядах. Однако он признает, что из-за человеческих слабостей и греховных браков иногда распадаются и заканчиваются гражданским указом. В своей милости и мудрости Церковь может предоставить разрешение на повторный брак через епархиального иерарха. Ходатайство направляется к иерарху через приходского священника.

Брак за пределами Православной Церкви

Православные христиане, которые выходят замуж за пределы Православной Церкви, тем самым исключают их семейную жизнь из жизни Церкви, исключают себя из участия в Святой Евхаристии и, следовательно, исключают себя из полного членства в Церкви. Такие лица после периода покаяния могут быть восстановлены в евхаристическом общении по рекомендации священника и об утверждении иерарха. Обычно такой акт восстановления включает подтверждение брака через обряд, одобренный иерархом. Священникам напоминают, что новообращенные в Святое Православие не должны вступать в повторный брак, когда они принимают православную веру.
  • Православная норма для тех, кто вступает в брак, - это один брак.
  • Второй брак допускается при определенных условиях.
  • Третий брак продлевается при определенных точных обстоятельствах.
  • Церковь не дает разводов.
Ибо, если мы верим, что Иисус умер и воскрес, так и Бог принесет с Ним тех, кто спит в Иисусе.

Крещение младенца совершается по вере восприемников, на которых лежит святая обязанность научить детей истинной вере, помочь им стать достойными членами Церкви Христовой.

Крестильный набор вашему малышу должен быть таким, какой Вам порекомендуют в том храме, где вы будете его крестить. Там без труда вам подскажут, что необходимо. Главным образом это крестильный крестик и крещальная рубашечка . Крещение одного младенца длится около сорока минут.

Для этого мы говорим вам словом Господа, что мы, живые и оставшиеся до пришествия Господа, ни в коем случае не должны предшествовать тем, кто спит. Ибо Сам Господь сойдет с неба с криком, с голосом архангела и с трубой Божией. И мертвые во Христе воскреснут первыми. Тогда мы, живые и оставшиеся, пойдем вместе с ними в облаках, чтобы встретить Господа в воздухе. И таким образом мы всегда будем с Господом.

Поэтому утешайте друг друга этими словами. Это требует молитв о прощении ради усопших и призывает членов приходской общины к покаянию и печали. Православная Церковь обычно отрицает церковное захоронение человека, совершившего самоубийство. Однако факторы, имеющие отношение к конкретному делу, могут стать известны священнику, который должен делиться этой информацией с епархиальным иерархом; иерарх рассмотрит факторы и примет решение относительно Похоронных Услуг.

Состоит это таинство из Оглашения (чтения над готовящимся к крещению особых молитв – «запрещений»), отречения от сатаны и сочетания Христу , то есть соединения с Ним, и исповедания православной веры. Здесь за младенца соответствующие слова должны произносить крестные.

Сразу по окончании Оглашения начинается последование Крещения . Самый заметный и важный момент – троекратное погружение младенца в купель с произнесением слов:

Завершение обряда крещения

Кремированные останки не следует вводить в храм для погребения или по любой другой причине. В общем, миряне должны воздерживаться от того, что должным образом принадлежит священнику, который один отвечает на епархиального иерарха - это включает в себя вопросы литургического или рублевого изменения, составление расписания совещаний или любые другие действия, которые могут разумно подпадать под авторитет священника. Те, кто был избран и установлен на руководящие должности, могут действовать в рамках этой позиции, по благословению священника. Никто не может приглашать любого духовенства для участия в литургической службе без одобрения ректора. У Церкви нет конкретных правил, определяющих продолжительность времени между смертью и погребением. Вмешательство варьируется в зависимости от климата, гражданских таинств, обычаев и обстоятельств и может быть проведено сразу же после смерти или через несколько дней. Час погребения также не фиксируется; это может быть в любое время дня в соответствии с правилами кладбища и приходами. Предполагается, что, если смерть не была случайной или несвоевременной, священник служил стареющему человеку или страдающему от недуга или болезни, и подготовил человека к смерти через участие в Мистериях покаяния и святых Евхаристия. Священник должен читать Молитвы при уходе из Души и отрывков из Священного Писания. Просто, чтобы присутствовать у постели своего духовного ребенка и не случиться с слышимой молитвой, недостойно священства. Если священник не был у постели умирающего прихожанина во время смерти, он должен установить контакт с семьей, предлагая помочь им во время скорби и траура. Служба для Отступников поется в канун погребения, находится ли тело в храме, похоронном бюро или где-либо еще. Тело усопших может быть доставлено в храм в любое время до времени Похоронной службы, будь то дни до или в день. В соответствии с традиционной практикой, шкатулка открыта с первой службы для отдела до окончания Похоронной службы. Покойный делается по образу и подобию Бога; физическое тело не следует избегать или отклонять, поскольку оно находится в измененном состоянии. Для просмотра тела в похоронном бюро, но не в церкви, нелогично. Шкатулка расположена так, что ноги ушедших относятся к иконостасу. Таким образом, человек, если он жив, будет стоять перед Святым Алтарем. Похоронная служба обычно подается в храме в день погребения. Божественную литургию можно отметить в день похоронной службы. Это происходит перед службой похорон. Празднование Божественной литургии запрещено во время Великого Поста, когда будничная литургия не отмечается. Похороны и погребения, как правило, не проводятся в воскресенье или в Пасху. Если Похоронная служба назначена на понедельник, тело может быть доставлено в храм только после службы вечерни в воскресенье вечером. Могут быть обстоятельства, при которых может потребоваться немедленное захоронение, и в этом случае следует использовать пасторальное усмотрение. Между днем ​​Пасхи и воскресенью Св. Фомы похоронная служба следует за Типиконом в течение этих конкретных дней празднования. Православный священник не может участвовать в служении для неправославного умершего, даже если это лицо связано с прихожанином. Однако, если он приглашен, он может предложить некоторые утешительные слова на могиле или похоронах. Неправославное духовенство не может быть приглашено для участия в Похоронной службе или предлагать любую форму проповеди или публичного заявления в храме или участвовать в служении могиле. Однако священник-постановщик не может контролировать то, что происходит после того, как православное служение погребения было заключено на публичном кладбище. Молитвы для умерших обычно предлагаются сразу же после захоронения на мемориальной трапезе, на третий, девятый и сороковой день после смерти, и каждый год после этого. Суббота - обычный день для поминальной службы. Таким образом, молитвы о прощении и упоении перед этими службами освещены через провозглашение Воскресения Господня в гимнах, которые исполняются в следующих службах. Однако Служение Отступникам может быть подано после воскресной Божественной Литургии, если иерарх дал свое благословение, чтобы это произошло в то время. Церковь отложила определенные дни, на которых должно происходить воспоминание о мертвых. Среди них Мечеть суббота, вторая, третья и четвертая субботы Великого Поста, суббота, предшествовавшая Пятидесятнице, и суббота Св. Дмитрия. В дополнение к этим конкретным временам верующие могут иметь имена умерших, которых помнят в Проскомеде и во время Божественной литургии. Мемориальные услуги не допускаются в праздничные дни или от Рождества нашего Господа до Богоявления и от Вербного воскресенья до воскресенья Святого Фомы. Ректор несет ответственность за внесение в метрическую книгу необходимой информации о захоронениях.

  • Никто не может запланировать литургическую службу без одобрения ректора прихода.
  • Это также относится к встречам, затрагивающим жизнь прихода.
Признайтесь, что Иисус Христос является Посредником между Богом и людьми и является Прославленным Господом.

«Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца, аминь. И Сына, аминь. И Святаго Духа, аминь».

В это время крестный (одного пола с крещаемым), взяв на руки полотенце, готовится принять своего крестного от купели.

Принявший Крещение после этого облачается в новую белую одежду, на него надевается крест.

Сразу после этого совершается другое Таинство – Миропомазания , в котором крещаемому при помазании освященным Миром частей тела во имя Святого Духа подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в жизни духовной.

Признаться Святому Духу как единосущному Отцу и Сыну и который присутствует через его действия в христианской общине. Примите, что Библия, как Ветхий, так и Новый Завет, является откровением Бога для его народа. Нет другой книги, равной или превосходящей Библию.

Верьте и провозгласите веру в воскресение мертвых. Не должно быть недостатка в свидетельстве о жизни в соответствии с Евангелием Иисуса Христа. Это основное учение о христианстве, мы находим его в трех исторических вероучениях: одном из Апостолов, одном из первого Совета Никеи и одном из Сан-Атанасио.


После этого священник и крестные с новокрещенным трижды обходят вокруг купели в знак духовной радости соединения со Христом для вечной жизни в Небесном Царстве .


Три запрещения на нечистых духов

Правила, которые необходимо учитывать для обоснования крещения. Поэтому, если ритуалы, литургические книги или установленные обычаи Церкви или Экклезиальной общины предписывают один из этих способов крещения, таинство должно считаться действительным, если нет серьезных причин сомневаться в том, что министр наблюдал правила своего собственного Сообщества или Церкви.

Мы должны усомниться в крещении, управляемом коллективным разбрызгиванием. Нет уверенности в том, что предмет причастия получает воду. Кодекс Закона о Каноне гласит: Те, кто крещен в некатолическом церковном сообществе, не должны креститься, если нет серьезных оснований сомневаться в этом вопросе и формуле, используемой в его администрации, например, намерении крещеных, если Он был взрослым и служителем.

Затем читаются отрывок из послания апостола Павла к Римлянам, посвященный теме крещения, и отрывок из Евангелия от Матфея – о послании Господом Иисусом Христом апостолов на всемирную проповедь веры с повелением крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа.

После миро омывается священником с тела крестившегося специальной губкой, омоченной в святой воде, с произнесением слов:

Как только рождается малыш, в православных семьях остро встает вопрос о его крещении

Таинство крещения не может быть повторено, поскольку оно отпечатывает характер, это духовная и неизгладимая печать, напечатанная на субъекте, который ее получает. Мы можем заключить, что если крещение управляется водой и во имя Отца, Сына и Святого Духа, это действительно.

Что касается того, кто управляет крещением, недостаточная вера министра в отношении крещения никогда не делала сама по себе, что крещение недействительно. Облицовочное крещение при условии. После того, как экзамен показывает, что есть серьезная причина для сомнений в этом вопросе, формула, обозначенная для крещения, намерение крещенного взрослого и крестившегося министра, в этом случае обряд должен проводиться наедине и объяснять причины, по которым делать это.

«Оправдался еси. Просветился еси. Освятился еси. Омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Крестился еси. Просветился еси. Миропомазался еси. Освятился еси, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь».

Далее священник крестообразно постригает волосы новокрещенного (с четырех сторон) со словами: «Постригается раб(а) Божий (имя) во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь», складывает волосы на восковую лепешку и опускает ее в купель. Пострижение символизирует собой покорность Богу и одновременно знаменует ту небольшую жертву, которую новокрещаемый приносит Богу в благодарение за начало новой, духовной жизни. После произнесения прошений о крестных родителях и новокрещенном Таинство крещения завершается.


Обычно сразу же за этим следует воцерковление , обозначающее первое принесение в храм. Младенец, взятый священником на руки, проносится им по храму, подносится к Царским вратам и вносится в алтарь (только мальчики), после чего отдается родителям. Воцерковление символизирует собой посвящение младенца Богу по ветхозаветному образцу. После крещения младенца следует причастить.

– Почему в алтарь вносят только мальчиков?

– Девочек не проносят через Царские врата по той причине, что женщины вообще в современной практике Православной Церкви в алтарь не допускаются, ибо не могут быть церковно- и священнослужителями. А каждый мальчик, хотя бы потенциально, таковым может стать, посему через Царские врата и проносится.

– Говорят, что, прежде чем крестить своего ребенка, следует исповедаться и причаститься.

– Безусловно, даже безотносительно Крещения ребенка православные христиане призываются Церковью к тому, чтобы с определенной регулярностью приступать к таинствам исповеди и святого причащения. Если вы не делали этого до сих пор, то хорошо будет первый шаг навстречу полноценной церковной жизни сделать, предваряя Крещение собственного младенца.

Это не формальное требование, а естественная внутренняя норма – потому что, приобщая ребенка к церковной жизни через таинство Крещения, вводя его в ограду Церкви – что же будем сами оставаться вне ее? Ибо взрослый человек, который много лет, или никогда в жизни не каялся, не приступал к принятию Святых Христовых Тайн, – на этот момент является очень условно христианином. Лишь побудив самого себя к жизни в таинствах Церкви, он актуализирует свое христианство.

Что происходит во время крещения?

Слово «крещение» означает «погружение». Главным действием крещения является троекратное погружение крещаемого в воду, что символизирует собой трехдневное пребывание Христа во гробе, после которого совершилось Воскресение.

Каждый крещаемый повторяет путь Христа. Подобно тому, как Христос умер на Кресте в жертву за наши грехи, в таинстве крещения мы умираем для греховной жизни и творения воли сатаны, чтобы затем воскреснуть для жизни с Богом. Все наше естество при этом обновляется до самых своих оснований.

Нам оставляются все наши грехи, в которых мы искренне раскаялись. Если крестится младенец, то у него должны быть крестные родители, в обязанности которых входит христианское воспитание своих крестников. За них они дадут строгий ответ на Суде Божием.

Тот, кто согласился стать крестным, должен осознать, что он принимает на себя огромную ответственность за ребенка.

Чтобы дать ребенку христианское воспитание, сами крестные должны жить христианской жизнью, молиться за своего крестника.

Чин оглашения

Совершению крещения предшествует чин оглашения, во время которого священник читает запретительные молитвы, направленные против сатаны.


Иерей трижды дует крестообразно на крещаемого, произнося слова: «изгони из него (или из нее) всякого лукавого и нечистого духа, скрытого и гнездящегося в сердце его…».

Они являются напоминанием того, что «создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2.7).

Рука священнослужителя – рука Самого Господа Иисуса Христа, являющаяся жестом защиты и благословения, ибо в будущем этому человеку предстоит смертельная схватка с силами тьмы.

Три запрещения на нечистых духов

Церковь повествует нам о восстании против Бога в сотворенном Им духовном мире части ангелов, обуянных гордыней. И источник зла заключается не в их неведении и несовершенстве, а, напротив, в тех знаниях и совершенстве, которые привели их к искушению гордыней и отпадению.

Сатана принадлежал к самым первым и лучшим созданиям Бога. Он был достаточно совершен, мудр и силен, чтобы знать Господа и не подчиниться Ему, восстать против Него, пожелать «свободы» от Него. Но поскольку такая «свобода» (т. е. произвол) невозможна в Царстве Божественной Гармонии, которое существует лишь при добровольном согласии с Волей Бога, сатана и ангелы его изгоняются Богом из этого Царства.

Вот почему при крещении прежде совершается запрещение «сатаны и всех аггелов его». Св. Кирилл Иерусалимский говорит в огласительном поучении: «Содержание сих запрещений следующее: первое – отревает и гонит диавола и всякое его действие страшными для него Божественными именами и таинствами, изгоняя диавола, повелевает и демонам его бежать от человека и не творить ему напастей.

Подобным же образом и второе запрещение изгоняет демонов Божественным Именем.

Третье запрещение есть вместе и молитва, возносимая Богу, умоляющая всесовершенно изгнать лукавого духа от создания Божия и утвердить его в вере».

Отречение от сатаны

Крещаемый (или крестные родители, если крестится младенец) отрекается от сатаны, т. е. отвергается от греховных привычек и образа жизни, отказывается от гордыни и самоутверждения, сознавая, что некрещеный человек всегда является пленником страстей, сатаны.

Исповедание верности Христу

Однако, сам человек никогда не сможет вести брани с диаволом без союзничества с Христом. Поэтому после объявления войны сатане в чине оглашения следует сочетание с Христом.


Ребенок становится членом Христова воинства. Его оружием будут пост, молитва, участие в церковных таинствах. Ему предстоит сражаться со своими греховными страстями – злом, кроющимся в сердце его.

Крещаемый исповедует веру, читает Символ веры. Если крестится младенец, то за него должен читать Символ Веры восприемник.

СИМВОЛ ВЕРЫ

1 Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

2 И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.

3 Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.

4 Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.

5 И воскресшаго в третий день по Писанием.

6 И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.

7 И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.

8 И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.

9 Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.

10 Исповедую едино крещение во оставление грехов.

11 Чаю воскресения мертвых,

12 и жизни будущаго века. Аминь.

Символ веры содержит все основные христианские истины.

В древности человек должен был изучить их прежде крещения. И теперь это необходимое условие при крещении.

Освящение воды

В начале самого Таинства Крещения священник совершает каждение вокруг купели и читает молитвы на освящение воды, затем благословляет воду, в которой крещаемому предстоит омыть свои грехи.

Он трижды осеняет ее крестным знамением, дует на нее, произнося молитву:

«Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего все супротивные силы».

Освящение воды для Крещения – одна из важнейших частей чинопоследования, имеющая глубочайшую связь с самим таинством.

В молитвах и действиях при совершении освящения воды для Крещения раскрываются все стороны таинства, показывается его связь с миром и материей, с жизнью во всех ее проявлениях.

Вода является древнейшим религиозным символом. С христианской точки зрения представляются важными три основные стороны этой символики. Во-первых, вода – первичная космическая стихия. В начале творения «Дух Божий носился над водой» (Быт. 1, 2).

Одновременно она является символом разрушения и смерти. Основа жизни, животворящая сила и, с другой стороны, основа смерти, разрушительная сила – таков двойственный образ воды в христианском богословии. И, наконец, вода – символ очищения, возрождения и обновления. Эта символика пронизывает все священное писание, входит в повествование о творении, грехопадении и спасении. Святой Иоанн Предтеча призывал народ к покаянию и очищению от грехов в водах Иордана, а Сам Господь Иисус Христос, приняв от него Крещение, освятил водную стихию.

Освящение елея

После освящения воды священник читает молитву на освящение елея (масла) и вода помазуется им. Затем священник совершает помазывание крещаемого елеем: лицо, грудь, руки и ноги. В древнем мире елей употреблялся, прежде всего, как лечебное средство.

Елей, символизирующий исцеление, свет и радость, был знаком примирения Бога с человеком. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, вернувшись, принес ему масличную ветвь, «и Ной узнал, что вода сошла с земли» (Быт. 8, 11).

Итак, в помазании елеем воды и тела крещаемого елей знаменует полноту жизни и радость примирения с Богом, так как «в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 4-5).

Крещение обновляет и восстанавливает всего человека в его первозданной целостности, примиряет душу и тело. Елеем радования помазуются вода и тело человека для примирения с Богом и в Боге с миром.

Погружение в купель

Сразу после помазания наступает самый главный момент крещения – погружение в купель.


Священник трижды погружает крещаемого в воду со словами:

Крещается раб Божий (называется имя) во имя Отца, аминь (первое погружение). И Сына, аминь (второе погружение). И Святаго Духа, аминь (третье погружение).

Сразу после погружения на новокрещенного возлагается крест – знак принятия им крестной жертвы Господа Иисуса Христа, веры, что Христос истинно умер и истинно воскрес из мертвых, так что в Нем мы можем умереть для греха по отношению к нашей смертной жизни и стать причастниками – здесь и теперь – жизни вечной.

Облачение новокрещенного

Облачение в «ризу светлу» после Крещения знаменует, прежде всего, возвращение человека к целостности и невинности, которыми он обладал в раю, восстановление его истинной природы, искаженной грехом.

Святой Амвросий, епископ Медиоланский, сравнивает эту одежду с блистающими ризами Христа, преобразившегося на горе Фавор. Преобразившийся Христос явил Себя ученикам не в обнаженном виде, но в одежде «белой, как свет», в нетварном сиянии Божественной славы.

В таинстве Крещения человек вновь обретает свое изначальное одеяние славы, верующей душе явно и реально открывается основная истина христианства: приняв Крещение, «вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол 3, 3-4).


Совершается глубочайшая тайна: единение человеческого и Божественного в «обновленной жизни». Благодать, подаваемая человеку в Крещении, как и в остальных таинствах, – это плод жертвенной смерти Христа и Его Воскресения. Она сообщает человеку волю к спасению и силы, чтобы идти по жизни, неся свой крест.

И потому Крещение может и должно определяться не образно, не символически, а по существу как смерть и воскресение. В христианском понимании смерть – это, прежде всего, духовное явление. Можно быть мертвым, еще живя на земле, и быть непричастным смерти, лежа в могиле.

Смерть – это отдаленность человека от жизни, то есть от Бога. Господь – единственный Податель жизни и Сама Жизнь. Смерть противоположна не бессмертию, а истинной Жизни, которая была «свет человеков» (Ин. 1,4). Жизнь без Бога есть духовная смерть, которая превращает человеческую жизнь в одиночество и страдание, наполняет ее страхом и самообманом, обращает человека в рабство греху и злобе, пустоте.

Мы спасены не потому, что веруем в сверхъестественную власть и могущество Господа, так как не такой веры Он хочет от нас. Веровать во Христа означает не только признавать Его, не только получать от Него, но, прежде всего, трудиться во славу Его.

Нельзя ожидать помощи от Него, не выполняя Его заповедей и, прежде всего, заповеди любви; нельзя называть Его Господом и преклоняться перед Ним, не исполняя волю Отца Его. Погружение в воду означает то, что крещаемый умирает для жизни греховной и спогребается со Христом для того, чтобы жить с Ним и в Нем (Рим. 6, 3-11. Кол. 2, 12-13). Это самое главное в таинстве Крещения. Только по благодати Божией мы знаем, что «эта вода есть истинно для нас и гроб, и матерь…» (св. Григорий Нисский).

Таинство Миропомазания

После погружения в купель и облачения в белую одежду священник помазует новопросвещенного святым Миром: запечатлевает «печатью дара Духа Святаго».

Через миропомазание Святой Дух сходит на каждого из нас, исполняя нас силой Божией, как некогда в день пятидесятницы он сошел на учеников Христовых. Святое миро – это особым образом приготовленное масло, которое раз в год освящается патриархом и затем рассылается по всем епархиям, где архиереи раздают его настоятелям. Священник помазывает святым миром уже крещеного человека.


Помазываются его лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. Святым Миром помазываются разные части тела, дабы через помазание освятить всего человека: и его тело, и его душу.

Помазывается лоб для снятия позора, покрывшего его по преступлению Адама, и для освящения мыслей наших.

Помазываются глаза, чтобы мы не шли ощупью впотьмах по пути порока, но чтобы шли по пути спасения под руководством благодатного света; уши – чтобы наше ухо сделалось чутким к слышанию слова Божия; уста – чтобы они стали способными к вещанию Божественной истины.

Помазываются руки для освящения на труд благочестивый, на дела, угодные Богу; ноги – для хождения нашего по стопам заповедей Господних; и грудь – чтобы мы, облекшись благодатию Духа Святого, победили всякую вражескую силу и все могли совершать в укрепляющем нас Иисусе Христе (Флп. 4. 13).

Одним словом, освящаются наши мысли, желания, наше сердце и все наше тело, чтобы сделать их способными для новой христианской жизни.

Помазание Миром есть видимый знак, печать того, что новокрещенному даруется от Бога Дух Святый. С той минуты, как на нас положена эта священная печать, Дух Святый вступает в обручение, в тесную живую связь с нашей душой. С той же самой минуты мы становимся христианами.

Всякий раз священник повторяет слова: «Печать дара Духа Святаго», а восприемник по окончании помазания отвечает: «Аминь», что значит «Подлинно, истинно».

Миропомазание – новое самостоятельное таинство, хотя оно связано с Крещением и совершается, по правилам Православной Церкви, сразу же после троекратного погружения в купель. Приобретая через Крещение нового сына, заботливая мать наша – Святая Церковь – без всякого отлагательства начинает прилагать к нему свое попечение. Как в телесной жизни для укрепления сил младенца нужен воздух и пища, так и для родившегося духовно через Крещение нужна особенная, духовная пища.

Такую пищу преподает святая Церковь в таинстве Миропомазания, через которое происходит сошествие на нашу душу Святого Духа. Оно подобно сошествию Святого Духа в виде голубя, бывшее при Крещении Господа Иисуса Христа.

Чтение Священного писания и шествие вокруг купели

После Таинства Миропомазания бывает троекратное шествие вокруг купели. Торжественное обхождение купели с пением «Елицы во Христа креститеся…» есть, прежде всего, выражение радости Церкви о рождении нового ее члена Духом Божиим.


С другой стороны, так как круг есть знак вечности, то это шествие показывает, что новопросвещенный выражает желание вечно служить Богу, быть светильником, который ставят не под спудом, но на свечнике (Лк. 8, 16), да светит всем людям своими добрыми делами и просит у Господа сподобить его вечного блаженства. Непосредственно после шествия вокруг купели бывает чтение Апостола и Евангелия. Во время чтения крестные родители стоят с зажженными свечами.


Завершающие обряды Крещения

Завершающие обряды чинопоследования Крещения и Миропомазания – смывание святого Мира и пострижение волос – совершаются сразу же после чтения Евангелия. Первый обряд – это смывание с тела новокрещенного святого Мира. Теперь могут быть устранены внешние, видимые знаки и символы, потому что отныне только внутреннее усвоение человеком дара благодати, веры и верности поддержит его и даст силу.

Христианин должен нести печать дара Духа Святого в своем сердце. Пострижение волос, которое совершается сразу после смывания с тела новокрещенного святого Мира, с древнейших времен было символом послушания и жертвы. Люди чувствовали в волосах сосредоточение силы и энергии. Этот обряд встречается и в чине посвящения в монашество, и в чине посвящении чтецов. В падшем мире путь к восстановлению Божественной красоты, затемненной, униженной, искаженной, начинается с жертвы Богу, т. е. с принесения Ему с радостью и благодарением того, что в этом мире стало символом красоты – волос.

Особенно живо и умилительно раскрывается смысл этой жертвы при Крещении младенцев. Ребенок не может предложить Богу ничего другого, и поэтому отрезаются у него несколько волос с головы со словами: «Постригается раб Божий (раба Божия) [имя] во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

Заключение

Святое Крещение является духовным рождением человека, т.е. началом его духовной жизни, и в ранние годы от родителей и крестных зависит каким будет продолжение. Постарайтесь, чтобы общение Вашего ребенка с Богом продолжилось, прежде всего, в Таинстве Святаго Причащения, в котором человек воистину соединяется с Богом.

Ребенка можно причащать в любом православном храме. Младенцу (до 7 лет) перед Причастием не требуется исповедь, и не обязательно быть всю службу в храме. Его можно приносить/приводить после начала богослужения в зависимости от его духовного возраста. Совсем маленьких детей можно причащать после кормления (но не сразу после; детям в храме перед причастием не следует давать грызть баранки, сухари и пр.). При кормлении следует исключить мясную пищу. По возможности раньше старайтесь начать причащать детей натощак, приучая их к навыкам поста, т.е. после полуночи в день причастия не следует ребенку давать есть и пить. После 4-х лет причащать можно только натощак.

Но. Правмир - это ежедневные статьи, собственная новостная служба, это еженедельная стенгазета для храмов, это лекторий, собственные фото и видео, это редакторы, корректоры, хостинг и серверы, это ЧЕТЫРЕ издания сайт, Neinvalid.ru, Matrony.ru, Pravmir.com. Так что вы можете понять, почему мы просим вашей помощи.

Например, 50 рублей в месяц – это много или мало? Чашка кофе? Для семейного бюджета – немного. Для Правмира – много.

Если каждый, кто читает Правмир, подпишется на 50 руб. в месяц, то сделает огромный вклад в возможность нести слово о Христе, о православии, о смысле и жизни, о семье и обществе.

Крещение ребенка - значительное событие и для него самого, и для родителей. Этот православный обряд символизирует принятие ребенка в Царство Божие и его церковное рождение. Ребенок рождается грешником, и таинство крещение необходимо, чтобы снять с него грехи и поручить ангелу -хранителю, который будет всю жизнь оберегать и защищать его.

Подготовка к таинству крещения

Несколько советов, которые помогут родителям и крестным родителям подготовиться к столь важному церковному обряду.

1. Если у родителей нет привычной церкви, которую они постоянно посещают, то подготовка к крещению начинается с ее выбора. Лучше всего выбирать церковь, основываясь на свои ощущения - возможно, вам стоит отстоять службу в нескольких церквях.

2. Разговор со священником. Переговоры с проводящим обряд священником помогут вам почувствовать его отношение и к самому обряду, и к детям. Уточните у батюшки , как пройдет обряд - с полным окунанием или только с омовением головки ребенка. Коллективно будет проходить крещение или индивидуально.

3. Определитесь, в каком возрасте вы будете крестить своего ребенка. Обычно детей крестят после 40 дней после рождения, но бывают и исключения.

Лучший возраст для крещения – от трех месяцев до полугода. Считается, что именно в этом возрасте дети лучше всего переносят обряд.

4. Ответственно подойдите к выбору крестных родителей. Помните о том, что они перед Богом отвечают за вашего ребенка и должны воспитывать своего крестника в православии .

Обряд крещения

Проводится обряд в самой церкви, или крещальне - отдельном помещении, в которой располагается чаша с освященной водой - крестильная купель. Длится крещение час или полтора, в зависимости от количества детей.

После того, как батюшка даст знак, будущие крестные вносят в храм завернутого в белую пеленку (крыжму) ребенка. Священник объясняет, куда встать, задает интересующие его вопросы. Один из крестных держит малыша, второй в левой руке держит свечу, правой - крестится .

Желательно, чтобы во время крещения девочку держал крестный отец, а мальчика - крестная мать.

Начинается крещение с прочтения восприемниками крещальных обетов. Так как малыш еще маленький и не может отвечать на вопросы батюшки, то за него отвечают на все вопросы и отрекаются от сатаны крестные. После прочтения молитв батюшка мажет елеем части тела малыша - лобик, ротик, глазки, ушки, носик, грудь, ручки и ножки. Затем накладывает на ребенка руки, символизируя Господне покровительство. Крестные становятся рядом с купелью и произносят молитву "Символ веры", обещая отречься от дьявола и выполнять заповеди Божьи.

Священник освящает воду, трижды омывает ребенку голову или окунает его в купель. В это время совершается и крестообразное помазание миром, или миропомазание. Омовение младенца считается вторым рождением. Теперь он под охраной своего Ангела-хранителя, а ответственность за него возлагается на крестных родителей.

Батюшка надевает на малыша крестик, крестные одевают его в крестильную рубашечку, а девочке еще и чепчик или косыночку. В знак покорности Богу Батюшка выстригает у младенца крестообразно пряди волос.

Крестные со своим крестником или крестницей трижды обходят купель. Это символизирует появление нового члена Церкви. Девочек подносят к вратам Божьим и прикладывают к иконе Божьей матери, а мальчиков проносят в алтарь . При этом туда входит только батюшка с ребенком. Воцерковление может сопровождаться и первым причастием .

Мать ребенка совершает молитву за своего младенца и совершает три поклона. Обряд крещения завершается, в церковных книгах делается запись о крещении, а родителям или крестным выдается Свидетельство о крещении.