Стадии человеческой жизни

Каждый из нас задумывается о смысле жизни, о том, куда стоит двигаться дальше и что мешает этому движению.

Бизнесмен и блогер Марк Мэнсон рассказал о 4 этапах, на которые делится наша жизнь. Эта информация поможет разобраться во многих вопросах.

Этап 1. Мимикрия

Ребенок рождается беспомощным, он постепенно учится узнавать мир вокруг и подражает взрослым, затем совершенствует социальные навыки и в итоге становится частью общей культуры, принимает нормы и правила общества.

Основная цель этого этапа – познать общество, научится взаимодействовать с ним, при этом развиваясь самодостаточной личностью со своими индивидуальными особенностями.

Взрослые должны помогать в таком становлении, однако так происходит далеко не всегда. Часто нас ругают за независимость, не хотят поддерживать наши решения, а в результате мы не можем научиться независимости. Из-за этого многие задерживаются с переходом на следующий этап.

Первый этап должен закончиться в подростковом возрасте, однако многие задерживаются в нем и до 35-40 лет, сами того не осознавая. Чрезмерная опека или строгость родителей не дают сформироваться нашей собственно личности, самостоятельности и независимости. Конечно, все должны вести себя в соответствии с общепринятыми нормами поведения, но иногда необходимо проявить смелость и сделать что-то вопреки принятым стандартам и ожиданиям, если мы чувствуем, что это действительно нужно.

Этап 2. Самопознание

На первом этапе человек должен научиться взаимодействию с обществом и культурой, в которой он живет. Второй же этап мы должны посвятить самосознанию – пониманию того, чем и почему мы отличаемся от других. Это этап принятия решений и прохождения испытаний, в результате которых мы должны осознать себя как уникальную личность.

На этом этапе допустимы пробы и ошибки, эксперименты в поиске верного пути. Для этого мы должны путешествовать, общаться с множеством разных людей, познавать другие культуры, пробовать разные социальные роли. Конечно, у каждого человека этот этап будет проходить по-своему.

Основная задача второго этапа – беспрерывное самопознание.

singleness.org

На этом этапе нужно пробовать разные вещи, с успехом или провалом. Так мы набираемся опыта и постепенно понимаем, что нам нравится и куда двигаться дальше.

Этот этап длится до того момента, пока вы сами для себя не начнете устанавливать определенные ограничения. Это должен быть сознательный процесс. Человек начинает отсеивать ненужные контакты, выбирать общение только с интересными ему людьми. Он осознает, что с экранов телевидения или из чужих уст нельзя услышать дельные советы, потому что никто из этих людей не знает вас и вашу ситуацию.

Человек осознанно выставляет ограничения для себя, выбирает определённую работу, питание, образ жизни с полезными или вредными привычками. Эти ограничения помогают в итоге понять, что прежние ошибки нельзя повторять все время, что жизнь не бесконечна и необходимо расставить приоритеты как можно раньше.

На этом этапе важно понять: если вы что-то можете сделать, то это необязательно необходимо делать.

Человек должен взять на себя ответственность за свою жизнь, осознать последствия своих плохих и хороших действий в будущем. Например, как пагубно влияют на ваш жизнь определенные привычки, какие черты характера нужно развивать, какие недостатки исправлять и т.д.

Если этого не осознать и не выставить себе ограничения, можно еще не один десяток лет жить в самообмане, боязни признать свои неудачи и надолго застрять на этом этапе. Такие люди годами не могут начать хорошо зарабатывать или завести семью, потому что все время ждут, что завтра появится что-то лучше. Вместо осознания своих недостатков они практикуют позитивное мышление.

Важно понять, что не все мечты и планы сбываются, но нам необходимо двигаться вперед, ведь жизнь у нас одна, и второго шанса прожить её уже не будет.

Этот этап обычно проходит в промежутке от 20-22 до 32-35 лет.

Все, кто застряли на втором этапе, большую часть жизни убеждают себя в безграничности своих возможностей, в том, что когда-нибудь они преодолеют все преграды. Однако с высоты третьего этапа становится понятно, что эти люди бегут на месте, совершенно никуда на двигаясь. В итоге к 40 годам они продолжают ждать чуда, долго и безуспешно искать себя, словно застревая в подростковом возрасте.

Этап 3. Обязательства

you-and-them.com

Человек уже осознал свои привычки и выставил ограничения. Расставив нужные приоритеты, мы понимаем, что все успеть нельзя, и делаем выбор в пользу занятий, которые действительно важны или не принесут негативных последствий.

Этот этап – время консолидации сил для достижения успеха. Вы перестаете общаться с некоторыми старыми друзьями, с которыми, кроме привычки, уже нет ничего общего, забрасываете бесполезные хобби, забываете старые «наивные» мечты. Вместо этого, вы бросаете вдвое больше сил на развитие в тех областях, где вы уже добились успеха. Вы становитесь экспертом в работе, которую знаете досконально, вы готовы развивать отношения, которые действительно важны в вашей жизни.

Этот этап – этап объединения внутренних сил. Никакого нытья, только важная результативная деятельность. Вам нужно оставить свой след в жизни.

Этот этап завершается, если:

1. Вы чувствуете, что не успеете воплотить все свои юношеские планы.

2. Вы испытываете физические ограничения. Например, быстро устаете и чувствуете, что работать в том же темпе стало тяжелее и хочется больше отдыха.

Третий этап длится в норме с 32-35 до пенсионного возраста.

Застрявшие на этом этапе долго не могут отпустить свои прежние амбиции и осознать, что времени и сил их реализовать уже не хватит. Они могут продолжать тяжело работать до 70-80 лет, так и не позволив себе спокойной старости.

Этап 4. Наследие

you-and-them.com

Этого этапа достигают те, кто потратил много времени для достижения всех целей. Теперь они могут спокойно осознать, что не в силах двигаться дальше, что они сделали и так достаточно. У них есть дом, семья и богатый жизненный опыт.

Цель этого этапа – осознать, что вы оставите после себя что-то важное, что вы не зря потратили жизнь и ваше наследие стало результатом усилий.

Возможно, вы вырастили хороших детей или сделали много для развития фирмы. Теперь можно расслабиться и просто получить удовольствие от жизни.

Этот этап очень важен психологически. Человек чувствует приближение завершающего этапа жизни. Очень важно понять, что жизнь была прожита не зря, есть её результаты и опыт.

you-and-them.com

В чем смысл разных этапов?

Переходя на каждый последующий этап, человек становится более счастливым и благополучным. Например, на 2 этапе многие заняты карьерой, погоней за заработком и статусом. В это время тяжело расслабиться и почувствовать себя счастливым. Переходя на 3 этап, эмоции и стремления становятся более стабильными: вы уже построили определенный фундамент, теперь радоваться жизни получается чаще. Последний этап – осознание плодов своего труда позволяет получить удовлетворение от прожитой жизни.

Каждый следующий этап – переход к более яркому ощущению счастья, которое не зависит от внешнего мира.

Надо заметить, что переход от этапа к этапу никогда не бывает резким. На промежуточных стадиях происходит смена приоритетов, вы можете терять то, что было для вас важно раньше. И это нормально. Если ваши друзья упорно не хотят переходить на 3 этап, а вам уже удалось это сделать, то общение с ними само собой подходит к концу, потому что ваши приоритеты и стремления уже разные. Это и есть развитие. И иногда его стимулом могут быть какие-либо негативные события в жизни.

Что сдерживает развитие и переход на следующий этап?

Перейти на следующий этап всегда мешает чувство неполноценности, неудовлетворенность результатом.

На первом этапе не всегда получается понравиться всем, хотя этого очень хочется. На втором этапе иногда кажется, что в жизни слишком мало впечатлений, что у других их значительно больше. На третьем может казаться мало влияния или успеха, кажется, что нужно что-то делать еще больше.

В чем секрет продвижения на следующий этап?

Постарайтесь осознать то, что является необходимым результатом текущего этапа, чтобы перейти на следующий. На первом этапе важно понять, что всем нравиться невозможно; на втором – перестать жить мечтами и расставить приоритеты, выделив самое важное; на третьем – осознать, что сил уже не так много и надо сбавить обороты, дать возможность расти другим и давать им советы; для перехода на 4 этап – понять, что перемены неизбежны и что вы уже многого добились, а результаты вашей жизни останутся жить в вашем деле, в ваших детях и внуках.

Помните, жизнь продолжается. И только от вас зависит, будете ли вы и дальше стоять на месте или успешно шагать вперед.

05 Янв

Каждая человеческая жизнь уникальна и, вместе с тем, существуют некие универсальные этапы, ступени и кризисы, проживание которых неизбежно для каждого человека. Одним из базовых психологических знаний является понимание психосоциальных стадий развития личности. Наиболее признанной теорией о «возрастах человеческой жизни» стала концепция американского психолога Эрика Эрикосона.

Итак восемь стадий развития человека по Эриксону:

1. Младенчество: доверие / недоверие. Первая психосоциальная стадия - от рождения до конца первого года. В этот период закладываются основы здоровой личности в виде общего чувства доверия, «уверенности», «внутренней определенности». Главным условием выработки чувства доверия к людям Эриксон считает качество материнской заботы - способность матери так организовать жизнь своего маленького ребенка, чтобы у него возникло ощущение последовательности, преемственности, узнаваемости переживаний.

Младенец со сложившимся чувством базового доверия воспринимает свое окружение как надежное и предсказуемое; он может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу «отделения» от нее. Чувство недоверия, страха, подозрительности появляется, если мать ненадежна, несостоятельна, отвергает ребенка; оно может усилиться тогда, когда ребенок перестает быть для матери центром ее жизни, когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время (скажем, возобновляет прерванную карьеру или рожает следующего ребенка). Способы обучения доверию или подозрительности в разных культурах не совпадают, но универсален сам принцип: человек доверяет социуму, исходя из меры доверия к матери.

Эриксон показывает огромное значение механизма ритуализации уже в младенчестве. Главный из ритуалов - взаимное узнавание, который сохраняется всю последующую жизнь и пронизывает все отношения с другими людьми.

Надежда (оптимизм в отношении своего культурного пространства) - это первое положительное качество Эго, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта «доверие - недоверие».

2. Раннее детство: автономия / стыд и сомнение . Этот период продолжается от одного до трех лет. Биологическое созревание создает основу для появления новых возможностей самостоятельного действия ребенка в целом ряде областей (например, стоять, ходить, карабкаться, умываться, одеваться, есть). С точки зрения Эриксона, столкновение ребенка с требованиями и нормами общества происходит далеко не только при приучении ребенка к горшку, родители должны постепенно расширять возможности самостоятельного действия и реализации самоконтроля у детей. Идентичность ребенка на этой стадии может быть обозначена формулой: «Я сам» и «Я - то, что я могу».

Разумная дозволенность способствует становлению автономии ребенка. В случае постоянной чрезмерной опеки или же, напротив, когда родители ожидают от ребенка слишком многого, того, что лежит за пределами его возможностей, у него возникает переживание стыда, сомнение и неуверенность в себе, приниженность, слабоволие.

Таким образом, при удачном разрешении конфликта Эго включает в себя волю, самоконтроль, а при негативном исходе - слабоволие. Важным механизмом на этом этапе является критическая ритуализация, опирающаяся на конкретные примеры добра и зла, хорошего и плохого, разрешенного и запрещенного, красивого и безобразного.

3. Возраст игры: инициативность / вина. В дошкольном периоде, который Эриксон называл «возрастом игры», от 3 до 6 лет, разворачивается конфликт между инициативой и виной. Дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями, пробовать новое, контактировать со сверстниками. В это время социальный мир требует от ребенка активности, решения новых задач и приобретения новых навыков, у него появляется дополнительная ответственность за себя, за более младших детей и домашних животных. Это возраст, когда главным чувством идентичности становится «Я - то, что я буду».

Складывается драматическая (игровая) составляющая ритуала, с помощью которой ребенок воссоздает, исправляет и научается предвосхищать события. Инициативность связана с качествами активности, предприимчивости и стремлением «атаковать» задачу, испытывая радость от самостоятельного движения и действия. На этой стадии ребенок легко идентифицирует себя со значимыми людьми (не только с родителями), с готовностью поддается обучению и воспитанию, ориентируясь на конкретную цель. На этой стадии в результате принятия социальных запретов формируется Супер-Эго, возникает новая форма самоограничения.

Родители, поощряя энергичные и самостоятельные начинания ребенка, признавая его права на любознательность и фантазию, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей.

Близкие взрослые, жестко ограничивающие свободу выбора, чрезмерно контролирующие и наказывающие детей, вызывают у них слишком сильное чувство вины. Дети, охваченные чувством вины, пассивны, скованны и в будущем мало способны к продуктивному труду.

4. Школьный возраст: трудолюбие / неполноценность. Четвертый психосоциальный период проходит в возрасте от 6 до 12 лет. Это выход ребенка за пределы семьи и начало систематического обучения, в том числе приобщение к технологической стороне культуры. Универсальным в концепции Эриксона признается именно стремление и восприимчивость к обучению чему-то, что значимо в рамках данной культуры (умению обращаться с инструментами, оружием, ремесленничеству, грамоте и научным знаниям).

Термин «трудолюбие», «вкус к работе» отражает основную тему данного периода, дети в это время поглощены тем, что стремятся узнать, что из чего получается и как оно действует. Эго- идентичность ребенка теперь выражается так: «Я - то, чему я научился».

Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Связанный со школьными порядками ритуал - совершенство исполнения. Опасность этого периода состоит в появлении чувства неполноценности, или некомпетентности, сомнения в своих способностях или в статусе среди сверстников.

5. Юность: эго – идентичность / ролевое смешение. Юность, пятая стадия в схеме жизненного цикла Эриксона, считается самым важным периодом в психосоциальном развитии человека: «Юность - это возраст окончательного установления до минирующей позитивной Эго. Именно тогда будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жизни». Эриксон уделил очень большое внимание подростковому и юношескому возрасту, считая его центральным в формировании психологического и социального благополучия человека. Уже не ребенок, но еще и не взрослый (от 12 - 13 лет до примерно 19-20 в современном западном обществе), подросток сталкивается с новыми социальными ролями и связанными с ними требованиями. Подростки оценивают мир и отношение к нему. Они размышляют, могут придумывать идеальную семью, религию, философскую систему, общественное устройство. Осуществляется стихийный поиск новых ответов на важные вопросы: «Кто я? », «Куда я иду?», «Кем я хочу стать?». Задача подростка состоит в том, чтобы собрать воедино все имеющиеся к этому времени знания о самих себе (какие они сыновья или дочери, студенты, спортсмены, музыканты и т.д.) и создать единый образ себя (эго- идентичность), включающий осознание как прошлого, так и предполагаемого будущего. Восприятие себя молодым человеком должно подтверждаться опытом межличностного общения.

Ритуализация становится импровизационной. Кроме того, в ней вычленяется идеологический аспект. Согласно Эриксону, идеология - это неосознанный набор ценностей и посылок, отражающий религиозное, научное и политическое мышление той или иной культуры. Идеология предоставляет молодым людям упрощенные, но четкие ответы на главные вопросы, связанные с конфликтом идентичности.

Резкие социальные, политические и технологические изменения, неудовлетворенность общепринятыми социальными ценностями Эриксон рассматривает как фактор, который также может серьезно мешать развитию идентичности, способствуя возникновению чувства неопределенности, тревоги и разрыва связей с миром. Подростки испытывают пронзительное чувство своей бесполезности, душевного разлада и бесцельности, иногда кидаются в сторону «негативной» идентичности, делинквентного (отклоняющегося) поведения. В случае негативного разрешения кризиса возникает «ролевое смешение», расплывчатость идентичности у индивидуума. Кризис идентичности, или ролевая спутанность, приводит к неспособности выбрать карьеру или продолжить образование, иногда к сомнениям в собственной половой идентичности.

Причиной этого может быть и чрезмерная идентификация с популярными героями (кинозвездами, суператлетами, рок-музыкантами) или представителями контркультуры (революционные лидеры, «бритоголовые», делинквентные личности), вырывающая «расцветающую идентичность» из ее социального окружения, тем самым подавляющая и ограничивающая ее.

Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса периода юности, - это верность, т.е. способность сделать свой выбор, найти свой путь в жизни и оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять общественные устои и придерживаться их.

6. Молодость: достижение близости / изоляция. Шестая психосоциальная стадия продолжается от поздней юности до ранней зрелости (от 20 до 25 лет), обозначает формальное начало взрослой жизни. В целом это период получения профессии («устройства»), ухаживания, раннего брака, начала самостоятельной семейной жизни.

Эриксон использует термин интимность (достижение близости) как многоплановый, но главное при этом - поддержание взаимности в отношениях, слияние с идентичностью другого человека без опасения потерять самого себя. Именно этот аспект интимности Эриксон рассматривает как необходимое условие прочного брака.

Главная опасность на этой психосоциальной стадии заключается в излишней поглощенности собой или в избегании межличностных отношений. Неспособность устанавливать спокойные и доверительные личные отношения ведет к чувству одиночества, социального вакуума и изоляции.

Положительное качество, которое связано с нормальным выходом из кризиса «интимность / изоляция», - это любовь. Эриксон подчеркивает важность романтической, эротической, сексуальной составляющих, но рассматривает истинную любовь и близость шире - как способность вверять себя другому человеку и оставаться верным этим отношениям, даже если они потребуют уступок или самоотречения, готовность разделить с ним все трудности. Этот тип любви проявляется в отношениях взаимной заботы, уважения и ответственности за другого человека.

7. Зрелость: продуктивность / инертность. Седьмая стадия приходится на средние годы жизни (от 26 до 64 лет); ее основная проблема - выбор между продуктивностью и инертностъю. Продуктивность выступает как забота более старшего поколения о тех, кто придет им на смену, - о том, как помочь им упрочиться в жизни и выбрать верное направление. Хороший пример в данном случае - чувство самореализации у человека, связанное с достижениями его потомков.

Если у взрослых людей способность к продуктивной деятельности настолько выражена, что преобладает над инертностью, то проявляется положительное качество данной стадии - забота.

Те взрослые люди, кому не удается стать продуктивными, постепенно переходят в состояние поглощенности собой, когда основной предмет заботы - их собственные, личные потребности и удобства. Эти люди не заботятся ни о ком и ни о чем, они лишь потворствуют своим желаниям. С утратой продуктивности прекращается функционирование личности как деятельного члена общества, жизнь превращается в удовлетворение собственных нужд, обедняются межличностные отношения. Это явление - «кризис старшего возраста» - выражается в чувстве безнадежности, бессмысленности жизни.

8. Старость: целостность эго / отчаяние. Последняя психосоциальная стадия (от 65 лет до смерти) завершает жизнь человека. Практически во всех культурах этот период знаменует начало старости, когда человека одолевают многочисленные нужды: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье, привыкать к более скромному материальному положению и уединенному образу жизни, адаптироваться к смерти супруга и близких друзей, а также к установлению отношений с людьми своего возраста. В это время фокус внимания человека сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту, люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. Эриксона интересовала эта внутренняя борьба, этот внутренний процесс переосмысления собственной жизни.

По убеждению Эриксона, для этой последней фазы жизни характерен не столько новый психосоциальный кризис, сколько суммирование, интеграция и оценка всех прошлых стадий развития Эго: «Только у того, кто каким-то образом заботился о делах и людях, кто переживал триумфы и поражения в жизни, кто был вдохновителем для других и выдвигал идеи - только у того могут постепенно созревать плоды семи предшествовавших стадий. Я не знаю лучшего определения для этого, чем эго-интеграция (целостность)».

Чувство интеграции Эго основывается на способности человека оглядеть всю свою прошлую жизнь (включая брак, детей и внуков, карьеру, достижения, социальные отношения) и смиренно, но твердо сказать себе: «Я доволен». Неотвратимость смерти больше не страшит, поскольку такие люди видят продолжение себя или в потомках, или в творческих достижениях. Эриксон полагает, что только в старости приходит настоящая зрелость и полезное чувство «мудрости прожитых лет». Но в то же время он отмечает: «Мудрость старости отдает себе отчет в относительности всех знаний, приобретенных человеком на протяжении жизни в одном историческом периоде. Мудрость - это осознание безусловного значения самой жизни перед лицом самой смерти».

На противоположном полюсе находятся люди, относящиеся к своей жизни как к череде нереализованных возможностей и ошибок. Теперь, на закате жизни, они осознают, что уже слишком поздно начинать все сначала или искать какие-то новые пути, чтобы ощутить целостность своего Я. Недостаток или отсутствие интеграции проявляется у этих людей в скрытом страхе смерти, ощущении постоянной неудачливости и озабоченности тем, что «может случиться». Эриксон выделяет два преобладающих типа настроения у раздраженных и негодующих пожилых людей: сожаление о том, что Жизнь нельзя прожить заново, и отрицание собственных недостатков и дефектов путем проецирования их на внешний мир.

В книге «Жизненная вовлеченность в старости» (1986), написанной в соавторстве, Эриксон рассуждает о путях оказания помощи пожилым людям в достижении чувства эго-интеграции. Книга основана на изучении историй многих людей в возрасте старше семидесяти лет. Эриксон прослеживал истории их жизни, анализировал, как они справлялись с жизненными проблемами на предыдущих стадиях. Он приходит к выводу о том, что пожилые люди должны участвовать в таких видах деятельности, как воспитание внуков, политика, оздоровительные физкультурные программы, если они хотят сохранить жизнеспособность в преддверии снижения физических и психических способностей. Коротко говоря, Эриксон настаивает на том, что если пожилые люди заинтересованы в сохранении целостности своего Я, то они должны гораздо больше делать, чем просто размышлять о прошлом.

Модель психосоциального развития личности представляет значительный интерес для психологии личности и возрастной психологии. Несмотря на некоторую абстрактность основных понятий и положений теории, идеи Эриксона получили широкую известность, дали толчок некоторым эмпирическим исследованиям (например, работам Д. Марсиа по изучению предпосылок и последствий формирования идентичности у подростков), нашли практическое применение в области индивидуального и профессионального консультирования, в сфере образования и социальной работы.

Часть из книги Эрика Эриксона “Детство и Общество”, посвященную этапам человеческой жизни можно прочитать

Категории: / / от 05.01.2011

Невероятные факты

Каждый из нас за свою жизнь проходит 12 возрастных этапов, каждый из которых соответствует своему знаку Зодиака. Существует так называемая точка жизни, движущаяся со скоростью 4,3 градуса ежегодно. Она начинает свою дорогу в Овне и заканчивает в Рыбах.

Человек всегда может точно определить, с какой именно проблемой он столкнется в определенном возрасте. Каждый должен закрыть свою программу в каждом возрастном этапе, а в итоге и за всю жизнь. Проанализируйте то, как у вас происходит закрывание этапов и сделайте соответствующие выводы.

Жизненные этапы

0 – 7 лет


Точка жизни в данном возрасте передвигается по самому неуемному знаку Овна. Дети полны энергией, им трудно усидеть на одном месте, они очень любознательны, хотят знать все обо всех и обо всем. Не существует такой силы, которая их остановит.

В этом возрасте ребенка сдерживать не нужно, наоборот, предоставьте ему по максимуму свободу, потому ему крайне важно проявить себя и самоутвердиться. Перед родителями стоит следующая задача: они должны привить маленькому человеку чувство любви и сострадания к другим людям, не дать жестокости и эгоизму пустить свои корни, потому что в этом возрасте, так же как и девиз Овна: «Я хочу!»

Не разрешайте своему ребенку обижать других детей и животных, учите его беречь природу, воспитывайте в нем силу воли. Если вы не сможете привить ребенку эти черты до семилетнего возраста, то, увы, уже никогда он не сможет ими овладеть.

Этапы жизненного цикла

7 – 14 лет


Точка жизни в данном возрасте пришла к Тельцу. Настоятельно рекомендуется всем родителям не потакать каждому материальному желанию и капризу своего ребенка. В этом возрасте очень важно научить ребенка держать под контролем свои эмоции, в особенности агрессию и гнев. Ребенок должен тренировать память и развивать ее.

Родители должны культурно, но в твердой форме создать круг общения своего подростка, так как именно в этом возрасте в человеке собирается отрицательная энергетика толпы, что впоследствии может превратиться в непримиримость к окружающим и в жесткость. Однако, не стоит изолировать подростка от ровесников.

Огромное влияние на него оказывает атмосфера и место их времяпрепровождения. Очень важно заложить в ребенке основы и важность обучения в системе. Родители должны постараться, чтобы их подросток усвоил как можно больше разного материала и информации.

В этом возрасте человеку не сложно привить любовь к эстетике и искусству. Период отлично подходит для занятия в художественной и музыкальной школах. В 13-14 лет у ребенка должно формироваться правильное отношение к своим корням и предкам. Родители могут разговаривать с ним на различные философские темы, так как время пришло.

Этапы жизненного пути

15 – 21 год


Точка жизни передвигается по Близнецам

Самое время активно работать над развитием интеллекта и мышления как самостоятельной единицы. В 15 – 16 лет подросток входит в общество, в котором существуют свои правила и законы, их надо соблюдать для того, чтобы быть принятым. В этом возрасте важно изжить в себе тягу к спекуляциям, сплетням, несобранность и безответственность.

Раньше в этот период родители занимались половым воспитанием своих детей, но в сегодняшнем мире начинать в этом периоде уже поздно, так как дети уже сами все знают. Поэтому начинайте раньше. В этом возрасте очень полезно путешествовать, знакомиться с культурами разных стран, поглощать разную интересную информацию.

Основные этапы жизненного пути

21 – 28 лет


Точка жизни движется по Раку. Этот этап в жизни каждого человека является необыкновенно важным, потому что главные его задачи – это работа над своим внутренним миром и формирование своей системы ценностей на базе опыта старших поколений. Человек духовно совершенствуется, занимается самоанализом. В это время он должен постараться избавиться от некоторых отрицательных качеств: жадности, мнительности и обособленности от людей.

Самое тяжелое в этом возрасте – это справиться с рубежом 25-26 лет. В этом возрасте большинство людей хотят бросить все и начать новую жизнь. Это возраст, когда невероятно важно сделать верный выбор, потому что у многих уже созданы семьи. Зачастую опрометчивые поступки могут поломать жизнь не только самому человеку, но и его близким.

Для того, чтобы не наломать дров, стоит наладить прочную духовную связь с родственниками и родителями, со старшим поколением. В тяжелой ситуации они на самом деле могут помочь, причем и словом, и делом. 25 – 26 лет – это замечательный возраст для рождения ребенка, так как малыш возьмет от родителей самые лучшие их качества.

Различные жизненные этапы

28 – 35 лет


Точка жизни передвигается по Льву. В этом возрасте у человека могут появиться склонности к алкоголизму, наркомании, чрезмерному авантюризму. Человек получает большой поток энергии, который не каждый может использовать по назначению, многие начинают ее тратить впустую, предаваясь никчемным и пустым утехам.

Отличный способ борьбы с нахлынувшими искушениями – это чтение книг, занятия религией, философией. Они делают душу чище и увеличивают уровень нравственности. Важно найти для себя правильную философскую концепцию, не свернуть в секту, не собрать отрицательной энергии, которая может разрушить любого.

Переломный момент наступает в возрасте около 32 лет. Примерно с 28 лет семейные неурядицы уходят на второй план, уступив место человеческому эго. Мы стараемся активнее проявлять себя в коллективе, чтобы не остаться незамеченным и недооцененным. В 29 лет многие в первый раз подводят первые жизненные итоги.

Для женщин 32 года – это невероятно важный период. Это время пересмотра своих личностных взаимоотношений, время смены чувств.

Зачастую в этом возрасте случаются разводы, человек вступает в новую любовную связь. Однако, важно тщательно анализировать свое прошлое, хорошо взвешивать все и, конечно же, не рубить с плеча. Часто бывает так, что новые чувства длятся очень недолго.

Жизненные этапы развития

35 – 42 года


Точки жизни передвигается по знаку Девы. Это время, когда человек должен отдать большое количество накопившейся в предыдущем возрастном периоде энергии. У человека должны выработаться методичность и четкость в решении проблем различного характера. Это хороший период для совершенствования в профессиональной сфере, а также для браков по расчету.

В 37-38 лет происходит кармическая проверка. Это ваш самый первый экзамен на то, следуете ли вы своей жизненной программе, соблюдаете ли неписанные принципы.

Если ответ отрицательный, то ждите проблем. Это может быть предательство друга, трудная болезнь, увольнение с работы. В этом возрастном периоде уделите очень много внимания своему здоровью. Займитесь своим питанием, не зашлаковывайте организм. В данном возрасте у человека могут проявляться в характере не самые приятные особенности: скупость, брезгливость, пренебрежение к окружающим, придирчивость.
Также важно подготовиться к невероятно ответственному моменту в жизни – полуцикл Урана, который происходит в 42 года. В этом возрасте ваша точка жизни пересекла жизненный экватор. В этом возрасте многие люди пытаются изменить свою жизнь, как они думают, только в лучшую сторону: они создают новые семьи, меняют место жительства и работы, обзаводятся новыми увлечениями.

Характеристика этапов жизненного цикла

42 – 49 лет


Точка жизни передвигается по Весам. Теперь человек хочет посвятить себя делу, которое он выбрал в 42 года. Про этот возраст говорят, что это самое настоящее бабье лето, потому что случается гармония в социальной и личной жизни. Все, что человек накопил за прошедшие годы, разложено по полочкам, проанализировано и ждет применения.

Венера – это основная планета знака Весы. Она руководит человеком в его желании создать крепкие гармоничные связи, а также соблюдать законы морали и этики в чувствах и в работе. В этот период человек налаживает социальные связи, изживает свои недостатки (к примеру, себялюбие, эгоцентризм, предрасположенность к диктату), устраивается на новую работу, показывает свои организаторские способности. Это время отлично подходит для развития имеющихся талантов.

Жизненные этапы человека

49 – 55 лет


Точка жизни передвигается по знаку Скорпиона. Это довольно трудный и критический период в жизни каждого из нас, особенно в жизни женщины. Приходится изменять давно устоявшимся взглядам, что дается очень нелегко. Ломка эта болезненная и сложная. У людей в этом возрасте часто обнаруживаются онкологические болезни, часто, примерно в 52 года, можно встретить сексуальную неудовлетворенность. В этом возрасте у человека есть невероятная саморазрушительная сила, потому часто ради достижения своей цели он готов идти на все.

Важно держать под контролем свои эмоции, не увлекаться самокопанием и не замыкаться в себе.

Встречайтесь с друзьями, изучайте психологию, занимайтесь творчеством, выходите в свет. В этом возрасте можно раскрыть у себя оккультные или магические способности. Женщины в 52 года особенно склонны к этому. Людям, которые до сих пор вел не совсем правильный образ жизни, судьба дает возможность начать жить на базе новых принципов, отказавшись от заблуждений и исправившись.

Последовательность этапов жизненного цикла

56 – 63 года


Точка жизни передвигается по Стрельцу. Человека тянет в религию и в философию. Многие в этом возрасте замечают за собой суетливую тягу к знаниям, которые они когда-то не получили. Им хочется изучать различные философские течения, разные науки. В большинстве случаев это не получается, потому что когда человек хватается за слишком много вещей сразу, он не достигает вообще никаких результатов. Лучше выбрать что-то одно, и глубоко изучать выбранную тему.

В 56 лет социум еще раз проверяет человека. Здесь наружу выходят все промахи и ошибки, которые были совершены в 37-38 лет.

Кто жил с умом, тот к этому возрасту занимает в обществе высокий пост. Те, кто не прошел проверку, к поставленным целям не приходит и уходит на отдых.

Этапы развития жизненного цикла

63 – 70 лет


Точка жизни передвигается по Козерогу. Это последний шанс. В 63 года у человека может произойти его последний выбор, потому что при желании даже в таком позднем возрасте можно изменить свою жизнь.

Тот, чей выбор был неправильный, либо сильно ломает свою жизнь, либо уходит из нее. В особенности это относится к людям, которые хотят создать другую семью, так как в 90 процентах случаев этого не получается. Старое можно легко разрушить, но новое создать практически невозможно.

Подлинный путь – это тот, который приносит блаженство прямо сейчас. Подлинное учение обращает вас к тому блаженству, которое уже есть, которое не требует создавать это блаженство. Все пути, которые предполагают долгое прохождение, достижение целей, постепенное продвижение, – эти пути фальшивы, как фальшива идея о том, что только в будущем могут быть достигнуты эволюционные состояния, неизвестные в настоящем. Такие пути основаны на отчуждённости и отделённости и являются лишь формами поиска. Понимание – это блаженство в настоящий момент, безусловная свобода и реальность, само сознание, без необходимости двигаться куда-то. Блаженство – это реальность сознания, основа всего творчества, трансформации и эволюции.

СЕМЬ СТАДИЙ ЖИЗНИ

Высшая цель нашего человеческого воплощения - открыть или реализовать Истину нашей жизни. Однако, чтобы сделать это, мы должны прежде всего наблюдать, понимать и трансцендировать самих себя. «Семь стадий жизни» Мастера Да Лав-Ананды оказываются важнейшим ключом для самопонимания. Но, прежде чем углубиться в его схему, нам придется приобщиться к культуре самотрансценденции, превосхождения самого себя.

«Мы можем познать или Реализовать то, что есть только через самопонимание, которое становится не просто самоинформацией, но и самотрансценденциеи, превосхождением себя. Поэтому мы должны сначала стать способными (посредством самопонимания и са-мотрансценденции) к владению собой, к свободному участию в том, что имеет для нас значимость, вопреки самоумалению.

Я не предлагаю просто идею Бога, или души, или Трансцендентного Бытия. Такая идея и такое предложение, по сути дела, не могут быть приняты отделённым умом и отделяющим Эго. Поэтому идеи той религии, которая обращается к Эго и к культуре самоотстраненного сциентизма, основанной на идее Эго, в основе своей фальшивы и представляют собой не более чем мучительное и неизбежно безрезультатное стремление к любви, благополучию и иллюзорному счастью. Напротив, я предлагаю самонаблюдение, подлинное самопонимание и реальную самотрансценденцию. И на Пути самотрансценденции по ме-ре возрастания степени и взаимности участия - сопричастности - открывается Божественное, неограниченное, вечное, трансцендентное Счастье».

Модель, или схема, семи стадий жизни даёт структуру, с которой мы можем реально соотнести себя, свои проблемы роста и духовные стремления, а также всю информацию о духовных учениях и переживаниях, которая доступна человеку сегодня. Таким образом, семь стадий – это средство для «калибровки» нашего человеческого и духовного роста, свободное от предрассудков и табу конвенционального общества, которое стремится поддерживать и даже навязывать множество фальшивых взглядов, тем самым заслоняя нам путь к Реализации истины Божественного Бытия.

СТАДИЯ 1
(от одного года до семи лет)

Первая стадия жизни, охватывающая период от зачатия и рождения до 7-летнего возраста, - это стадия индивидуальной витально-физической адаптации человека к миру, в котором он родился. На первой стадии человеческое существо осваивает «простые» навыки, такие, как фокусирование глаз, хватание и манипулирование объектами, ходьба, разговор, поглощение и переваривание пищи. Организм учится превращать в энергию дыхание и пищу, контролировать мочевой пузырь и кишечник; лишь минимальное внимание уделяется понятийному мышлению и взаимоотношениям с окружающими людьми.

СТАДИЯ 2
(от семи до четырнадцати лет)

На второй стадии происходит развитие, интеграция и координация эмоционально-сексуальной сферы и чувств человеческого существа с растущим физическим телом. В личности человека растёт осознание себя как социального существа и внимание к своему окружению; становятся значимыми различные аспекты взаимоотношений с другими людьми. Точно так же, как на первой стадии мы учимся контролировать свой организм, поглощать и усваивать элементарную пищу, на второй стадии мы должны подобным же образом овладеть новым измерением питания и поддержки, адаптироваться к нему. Когда дыхание сочетается с эмоциями и телесной релаксацией, мы начинаем чувствовать Универсальный Поток Жизненной Энергии, пронизывающий наше тело и всю жизнь. На второй стадии жизни мы учимся соотносить друг с другом и «выравнивать в линию» тело, эмоции, ощущения и дыхание как функциональную реализацию себя в наших взаимоот-ношениях и в любви. Таким образом мы учимся трансцендировать эмоциональные реакции, тенденции к невротическим проявлениям и деструктивные проявления, касающиеся как нас самих, так и других.

Необходимо понять, что эмоционально-сексуальный рост на второй стадии жизни - это прежде всего развитие всех гормональных систем организма. «Сексуальное общение», или йога сексуальной любви, становится реально важной для индивида только тогда, когда в результате завершения первых трех стадий жизни - стадий, связанных с проявлением любви на витальном уровне, - возникает гармония и ответственность, и человек пробуждается к измерению Сердца, к четвертой стадии жизни (описанной ниже).

СТАДИЯ 3
(от пятнадцати дет до двадцати одного года)

Третья стадия - это этап развития мышления, ума и воли, а также интеграции витально-физической, эмоционально-сексуальной и ментально-интенциональной функций. Эта стадия означает переход к реальной человеческой автономии, в которой первые две стадии жизни адаптированы к практическим потребностям, с ними соотнесен аналитический ум и сознательная воля, или интенция; здесь человек берёт на себя ответственность за свою жизнь и контролирует свою витальность.

»Эта третья стадия сама по себе не есть конец или завершение роста человека и реализация его потенциала. В действительности она лишь означает пробуждение самосознающего ума, становление индивидуалистской позиции и личностной мотивации. Человек на этой стадии жизни всё ещё не является человеком. Он лишь привносит индивидуальные силу и форму в витальную сферу и в мир своего опыта. Он умеряет, а также одновременно и расширяет сферу биологических потребностей в пище и сексе за счёт процессов вербального и аналитического мышления. Человек на третьей стадии характеризуется безумием ума - безумием проблем и их решений.

Подлинно человеческое бытие возникает лишь на четвёртой стадии жизни, где витальная, элементальная, эмоционально-сексуальная и низшая ментальная функции суммируются и объединяются сердцем - душой (psyche), привносящей целостность во все телесное бытие.

Так пробуждаются нравственные и духовные основы, в которых Истина становится Принципом сознания, и рост высших структур становится возможным, беспрепятственным и благотворным. Так, закон подлинно человеческого бытия устанавливается на осно-ве целостной индивидуальности, целостного человеческого тела-ума, посредством любви как наиважнейшей интуиции Божественной Реальности. Священное пространство человека – это духовная практика любви и интуиции Реального во всех жизненных переживаниях; на её основе происходит дальнейший рост".

СТАДИЯ 4

Первые три стадии в общем могут быть связаны с первыми двадцатью одним годами жизни (три периода по семь лет), но последние четыре стадии (которые выводят человека за пределы всех основных структур и функций) не могут укладываться в определенные временные пределы, какими бы они ни были. Каждая стадия связана с процессом адаптации (или реадаптации) к специфической функциональной точке зрения, связанной с тотальностью переживания.

Четвёртая стадия, как и все последующие, не может рассматриваться в рамках фиксированного периода времени. Продолжительность высших стадий жизни полностью зависит от индивидуальных качеств и духовной практики человека, направленной на самотрансценденцию.

Четвертая стадия жизни означает начало подлинно человеческого бытия. На этой стадии пробуждается глубинная душа нашего существа, которая начинает резонировать с Духом или «Живым Потоком», как это называет Мастер Да, «Великого Единого Божественной Реальности». Эта четвёртая стадия – стадия «свободной религии», стадия «сдачи и адаптации всего тела к универсальной жизни через Любовь-Общность (которая своей чистой энергией определяет позицию сердца или глубинной души)».

Реализация физической, эмоциональной, ментальной и моральной ответственности первых трех стадий жизни создает необходимый фундамент для трансформации, которая неизбежно сопровождает подлинную духовную жизнь. Без этого базиса мы можем, к примеру, войти в йогические и мистические переживания и наслаждаться ими, но оказаться не способными быть свободными, понимающими и любящими в обычных условиях человеческого существования. Если элементарные функции нашей телесной, ментальной и эмоциональной адаптации к жизни не пройдены и не испытаны в течении первых двадцати одного года нашей жизни, то мы, будучи эгоистически ограниченными, «застреваем» на низших стадиях. Мы неизбежно должны подчиниться мудрости самотрансценденции.

Однако рост и вызревание того внутреннего существа, которое находится за пределами механических структур первых трёх стадий жизни, не является результатом понимаемого обычным образом процесса изменения человека во времени, когда «мы становимся стар-ше и мудрее». В реальности индивидуальное вхождение в четвертую стадию жизни начинается с пробуждения «сердца души», которое можно узнать по появлению ясного восприятия и чувству Потока Жизни. На этой стадии Божественное Присутствие Силы Жизни ощущается как нечто независимое от тела-ума и высшее по отношению к нему. Совер-шенствуя сознательное взаимоотношение с этим Присутствием, человек, совершающий духовную практику, начинает переживать радость и обнаруживает в себе духовные каче-ства веры, любви и сдачи. Так сдача, вверение себя Живой Реальности, является сущностной чертой четвёртой стадии жизни. Человек начинает подниматься над обусловленностью любыми конвенционально-религиозными нормами посредством, как подчеркивает мастер Да, «непрерывного и сосредоточенного самопосвящения через сердечное чувство - внимание к Высшей Реальности».

СТАДИЯ 5

Пятая стадия связана с мистическим аспектом духовности. Индивидуальное внимание, отвлекаясь от театра внешних событий, действий и активности, обращается внутрь, к субъективным переживаниям и внутреннему опыту «Тонкой физиологии» мозга-ума. Мистический рост и подъём от одного психического центра тела-ума к другому обусловлен качеством функционирования нервной системы. Переживания этой стадии достигают своего пика в состоянии «обусловленного нирвикальпа самадхи», или бесформенного экстаза. Завершение этой стадии означает трансценденцию индивидом своей привязанности к ментальным формам и образам. Мастер Да поясняет:

«На пятой стадии - стадии иогического мистицизма - внимание обращается к нюансам тонкого внутреннего опыта, или к Небесам сокровенного знания. Но Свобода в Боге не достигается на этой стадии и подобными средствами. Для того чтобы Поток Жизни пре-одолел разделение между телом-умом и Бесконечностью, движение внимания и иллюзия независимой сознательной души (self) должны быть растворены в подлинной Душе (или Я - Self).

Высший пик восхождения называется «нирвикальпа самадхи», или полной Погруженностью самосознания в Сияющее Трансцендентное Сознание. Но в действительности и в этой Погружённости внимания остаётся семя разделённости, отделённого Я. Внимание всё ещё охватывает области, находящиеся вне сердца, или корня самосознания; это подобно движению внимания к независимому объекту, и поэтому, хотя такое самадхи - это не просто временный феномен, в нём остаётся форма субъект-объектного созерцания».

СТАДИЯ 6

Шестая стадия жизни - это «стадия действительной смерти Эго или трансценденции ума, любого чувства «Я» и «первичного страха». Она означает переход от «эзотерической медитации» (субъект-объектного созерцания) пятой стадии к трансценденции внимания и, таким образом, к трансценденции чувства бытия субъектом (сознания, обусловленного Эго), противостоящего объекту (миру во всех его аспектах и всем видам отношений). Это - Пробуждение к Трансцендентному Сознанию. Духовная практика шестой стадии жизни - это углубление чувства идентичности с сознанием, пока это чувство не становится более значимым, чем внимание, направленное на объекты.

С помощью Передачи Благодати от Духовного Мастера, Живое чувство Потока Блаженст-ва пробуждается в «безмерном пространстве в правой части сердца». Именно с этим местом справа от сердца связывается «Сияющее Трансцендентное Сознание, которое переживается как импульсы жизни на уровне единого тела-ума». Мастер Да описывает это «Пространство» как «Местопребывание счастья», или как дверь, ведущую к Божествен-ному Присутствию Сияющего Трансцендентного Сознания, к седьмой стадии жизни.

Мастер Да Фри Джон поясняет:

«Шестая стадия - последняя в ряду стадий, предшествующих Трансцендентному Пробуждению. Это основная стадия, на которой происходит переход от земного и космического понимания Божественного или Реального бытия к пониманию Высшей Реальности как Трансцендентной Реальности – Условия и Тождества всех отдельных бытийных феноменов и условий. Поэтому здесь процесс самопосвящения трансформируется от усилия, направленного на развитие знания и переживания на различных уровнях психофизической личности, к прямому усилию безусловной самотрансценденции».

«На шестой стадии жизни тело-ум просто расслабляется в Потоке Жизни, а внимание (корень, или фундамент ума) разворачивается от грубых и тонких состояний и объектов тела-ума по направлению к своим собственным Корням, глубинным Корням Эго-сознания, которые одновременно есть и сознание «Свидетеля» (когда внимание активно), и простое Сознание (первичное по отношению к объектам и самоопределению). Конечным результатом этого является обусловленная Самореализация, или интуиция Сияющего Транцендентного Бытия; эта интуиция достигается только в переживании «Я», отстраненного от всех объектов».

СТАДИЯ 7

На седьмой стадии жизни освобожденная «индивидуальность» узнает всё сущее как модификацию Сияющего Трансцендентного Бытия.

Теперь Трансцендентное «Я» более не противостоит проявленному миру. Напротив, мир воспринимается как постоянно возникающий в Высшем Бытии, которое по сути своей неразличимо с «Я». Этот последний акт или жест самопосвящения продлевается в бесконечность. Мастер Да резюмирует седьмую стадию следующим образом:

«На седьмой стадии жизни возникает естественная и глубинная интуиция тождества с Сияющим Трансцендентным Бытием, интуиция Тождества Всех существ »(или субъектов) и Условий всех условий (или объектов). Это интуитивное отождествление (или радикальное «Я»-пребывание) является прямой Реализацией, полностью отличающейся от разделяющих действий любого тонкого, внутреннего усилия. И в этом Пребывании любые условия, объекты или состояния тела-ума просто осознаются и узнаются в Сияющем Трансцендентном Бытии (как Его явные и неразрывно с ним связанные модификации). Таково «сахаджа самадхи», и оно внутренне свободно от всех возможных вовлеченностей, отождествлений и ограничений или от обусловленности и скованности силой феноменальных проявлений. Если в нём нет никаких объектов, то оно - просто Сияющее Трансцендентное Бытие. Таково «бхава самадхи», о котором ничто по-настоящему не может быть сказано, и за Его пределами нет Никого, Ничего и Нигде, что ещё могло бы быть достигнуто».

Человеческая жизнь очень интересна! Многие изменения в ней связаны с возрастом, а своего возраста человек не чувствует.

Чем дольше живёт человек на свете, тем больше успевает сделать - овладеть профессией, приобрести больше друзей, побывать в разных частях света, вырастить детей, внуков и правнуков. Да мало ли чего ещё?

Человечество стареет

Среднестатистический землянин живёт 60 лет - в Европе или Японии ещё больше, а в Африке - меньше (в некоторых странах отдельные люди - долгожители - живут более 80 лет). Учёные установили, что средняя продолжительность жизни в первобытном обществе составляла 15-22 года, в Древнем мире - 20-30 лет, а к концу XIX столетия - 50 лет.

Но эго в среднем. Средняя продолжительность жизни учитывает следующее: ранние смерти, военные потери, рекорды долгожития. Всё складывается и делится на численность населения. Вот почему в Российской империи сто лет назад средняя продолжительность была 30 лет, а в современной России - 69 лет. Но тогда и сейчас можно встретить седовласых старцев и благородных старушек.

    Интересные факты
    Шанс дожить до 116 лет имеет один человек из двух миллионов.
    Если верить паспорту азербайджанского чабана Ширали Мислймова, он прожил 168 лет.
    Сара Бернар сыграла 13-летнюю Джульетту в 70 лет в спектакле по пьесе У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Чарли Чаплин впервые выступил на театральной сцене в 1894 году, в возрасте пяти лет, заменив в программе мюзик-холла свою мать, и потом играл в театре и кино до 1957 года.

А вообще человечество понемножечку стареет. Иначе говоря, доля старшего поколения в численности всего населения возрастает, а молодого - сокращается.

Причины данного явления - успехи медицины продлевают нашу жизнь и повышают её качество, а желание жить в удовольствие «пока молод» заставляет откладывать рождение детей или вовсе его избегать.

Ещё в XIX веке в российских семьях было по 7-10 детей, им рано приходилось начинать работать, они часто болели, и многие умирали, не став взрослыми. Сегодня в обычной российской семье - 1-2 ребёнка. Детей стало меньше, но о них больше заботятся: покупают развивающие игрушки, водят в художественные кружки и в спортивные секции.

Этапы жизни человека

Основных возрастных ступеней шесть: детство (до 11-12 лет), подростковый возраст (11-15 лет), юность (15-30 лет), зрелость (30-60 лет), пожилой возраст (60-80 лет) и старость (от 80 лет и старше).

Возраст пятиклассников соответствует младшему подростковому возрасту.

Уважение к возрасту - отличительная черта человечества с древнейших времён. Детей ценили как основу будущего. Взрослых уважали как главных участников производства, его защитников и творцов бессмертной культуры. А перед стариками преклонялись за их мудрость, великое терпение и огромные знания, которыми они делились с молодёжью (тем более что на большем протяжении истории человечества до старости доживали очень немногие люди, не то что сейчас).

Представителей каких возрастов жизни человека вы видите на снимке? Опишите их согласно материалам параграфа.

Первая половина жизни - это период накопления жизненных сил и энергии, вторая - период её потребления. Мы знаем, что скелет человека заканчивает формироваться в 18-20 лет, набирает силы до 30 лет. Оставшиеся годы человек как бы использует свои природные ресурсы. Некоторые делают это хищнически, чрезмерно потребляя алкоголь и наркотики, подвергая себя нервным стрессам и физическим травмам, плохо или нерационально питаясь.

Возраст и социальные отношения

Человеческое общество устроено достаточно мудро, и на каждом этапе жизни оно открывает человеку определённые возможности, определённый круг доступных только его возрасту видов труда, деятельности и ролей. Например, в школу нельзя поступить до 6 лет. Раньше наступления определённого возраста нельзя получить паспорт (в России - 14 лет), занимать государственные должности, служить в армии (с 18 лет) и делать многое другое. Достигнув пенсионного возраста (55 лет - женщины, 60 лет - мужчины), человек с почётом может уйти на заслуженный отдых.

Все люди одного возраста, живущие в одну и ту же историческую эпоху, называются поколением. Люди одного поколения сформировались в одинаковых исторических условиях. Вы и ваши родители, бабушки и дедушки - люди разных поколений.

У людей каждого возраста свои физические и психологические возможности, свои обязанности и социальные роли, т.е. свой возрастной статус.

    Советуем запомнить!
    Возрастной статус - совокупность прав и обязанностей, характерных для того или иного возраста.
    Поведение человека в соответствии со своим возрастным статусом называется возрастной ролью.

Люди разных возрастов различаются между собой ролями и функциями: 30-летнему доступно большее число занятий, нежели 14-летнему или 60-летнему. Ему приходится осваивать много социальных ролей, переходить из одного круга общения в другой. У 30-летнего мужчины гораздо больше прав и ответственности, чем у 12-летнего подростка. Его могут привлечь к уголовной ответственности, он может голосовать на выборах, занимать любой государственный пост, даже стать президентом. С другой стороны, у него шире круг обязанностей: семейных, бытовых, профессиональных.

Не бывает так, чтобы одному человеку пришлось выполнять все роли одновременно. Они распределены на всех этапах человеческой жизни. Например, в детстве вы только сын или дочь, в зрелом возрасте - ещё мать или отец, в старости - бабушка или дедушка.

Какие права и обязанности есть у представителей разных возрастов, изображённых на фотографиях? Какие у них социальные роли?

Каждый возраст по-своему уникален и незаменим. Он решает свои задачи, те, что не способен выполнить другой, пусть и более зрелый возраст.

В младенчестве и приблизительно до 15 лет, что соответствует детству и подростковому возрасту, у человека нет каких-либо точных целей. Ребёнок живёт настоящим и имеет о будущем весьма смутное представление, ответственность за него несут взрослые. В этот период происходит в основном развитие физических и умственных способностей.

Период с 15 до 30 лет соответствует юности. На этой стадии человек осознаёт свои потребности, способности и интересы. Он вынашивает великие жизненные планы, связанные с выбором профессии, спутника жизни, осуществлением карьеры и пониманием смысла собственной жизни.

Следующий период длится с 30 до 60 лет и соответствует зрелости вплоть до её расцвета. Для него характерна постановка чётких целей. В это время добиваются успехов в выбранной профессии, принимаются решения, связанные с созданием и укреплением собственной семьи и рождением детей.

Следующая стадия продолжается с 60 до 80 лет. Это солидный пожилой возраст, когда человек подводит итоги своей жизни и своим свершениям. Отныне, заглядывая в будущее, человек вынужден пересматривать свои цели с учётом профессионального положения, физического состояния и семейной жизни.

Завершающая стадия - старость - начинается в преклонном возрасте - 80 лет. Оставшиеся силы люди тратят на общение с родными и близкими, различные формы досуга, делятся своим жизненным опытом с детьми, внуками и правнуками.

    Подведём итоги
    Учёные выделяют несколько возрастных периодов жизни человека: детство, подростковый возраст, юность, зрелость, пожилой возраст и старость.
    Каждый возраст связан с определёнными правами, обязанностями, ответственностью, статусом, возможностями и ограничениями.
    Возраст пятиклассника соответствует младшему подростковому возрасту.

    Основные термины и понятия
    Возрастной статус, возрастная роль, поколение.

Проверьте свои знания

  1. Какие этапы жизни проходит человек? В чём их особенности?
  2. Как называется ваш возрастной период? Дайте его характеристику с учётом материала учебника и вашего собственного опыта.
  3. Сравните возможности и ограничения следующих возрастных периодов: подростковый возраст и зрелость; подростковый возраст и старость.
  4. Согласны ли вы с утверждением, что «каждый возраст хорош по-своему»? Свой ответ обоснуйте.

Практикум