Индийская свадьба. Свадебные традиции Индии: древние ритуалы, церемонии и обряды

Добрый день, меня зовут Маша, мне 31, в ноябре прошлого года я вышла замуж в Бомбее (Мумбаи) в Индии. Удивительно, что тэга с этим городом я в сообществе не нашла, даже не верится.

Свадьба прошла по сикхскому обряду, под катом 50 фото: подготовка, церемония и послесвадебные торжества. 7 ноября 2015 года.

1. Мы живем в том же отеле, где проходит церемония. Просыпаюсь в 8 утра от звонка: добрые люди с ресепшена предупреждают, что пришла парикмахер. Голова болит, потому что вчера мы с друзьями до двух ночи танцевали в клубе. Ладно! Быстро заказываю двойной эспрессо и круассаны, бегу в душ и надеваю ленгу — мой свадебный наряд. Жених спит рядом, ему-то не надо готовится несколько часов! Всем привет!

2. На руках и ногах у меня менди (мехенди) — рисунок хной, который четыре(!) мастерицы наносили мне в течение двух часов. В рисунок вплетено имя жениха, которое он должен будет искать брачной ночью.

3. Фотографирую вид из окна: мы находимся в южном Бомбее, район Колаба. Город можно представить ввиде треугольника, один из углов которого уходит в океан — вот он и есть.

4. Расстраиваю парикмахера тем, что не хочу добавлять искуственные волосы: у индийских невест толстая коса часто спускается до плеч или пояса, косу украшают золотом. Меня пугают тем, что я буду "слишком скромной невестой") Всего лишь закрепляют тикку (украшение на лоб) и цветы.

5. Цветы парикмахер попросила белые, но потом покрасила их лаком под цвет моего платья.

6. 10.30: Приходит мастер по макияжу делать из меня болливудскую звезду.

7. Надеваем украшения. В них моя свекровь выходила замуж и потом подарила мне. Для этого они со свекром и бабушкой, которая практически не выходит из дома, специально приехали, купили цветы и приготовили речь. Это было так трогательно, что я расплакалась. Три ожерелья и необычные серьги: тонкая жемчужная нить наматывается 3-4 раза за ухо, а конец свисает.

8. Я почти готова, дело за малым: задрапировать шарф-дупату. Мастер спрашивает меня: "В каком стиле? Панджаби/Гуджарати/Ленга Чоли?" По отдельности я знаю значения всех слов, по отношению к драпировке - нет. Выбираю наугад, но потом решаю позвонить будущей свекрови, и приходится все переделывать. Двадцать минут туда, двадцать сюда, невеста опаздывает.

9. 11.15 Мне звонит семья, хотят знать, не задумала ли я бежать))

10. Приходит папа, он будет вести меня вниз в зал, где проходит церемония. Я счастлива его видеть, хотя он крадет мой кофе! Мне важно разделить этот момент с ним.

11. Церемония должна была начаться в 11 утра, в 11.40 мы спускаемся вниз. Во время церемонии все должны быть босиком, так что папа помогает мне снять обувь. В это время четыре мужчины с моей стороны готовят специальное покрывало, которое будут нести над нами до входа в гурдвару (гурдвара храм или любое место, где находится Священная Книга сикхов).

12. Готовы и входим!

13. Зал выглядит так: посередине чтец и Священная Книга на специальном постаменте, слева музыканты, по разные стороны от Книги мужчины и женщины. У всех гостей в гурдваре должна быть покрыта голова, так что для мужчин мы наняли крутильщика тюрбанов. Тюрбаны розовые, под цвет моего платья.


14. У женщин голова покрыта сари или шарфом.

15. Начинается музыка и песнопения. Мой жених не индус, а сикх, к тому же не слишком религиозный, так что мы сделали короткую церемонию (45 минут). В иных обстоятельствах торжества могут идти неделями. Кстати, в России сложилась традиция называть всех индийцев индусами, но это не совсем верно: индус это последователь индуизма, а индиец/индианка это жители Индии.

16. Один из чтецов Священной Книги. Если увидите такого в аэропорту, то не бойтесь, это не террорист, а сикх, верующим сикхам положено носить тюрбаны и не удалять волосы. Если упрощенно про сикхизм: каст нет, женщины и мужчины равны. Нет понятий рая и ада: считается, что заставлять человека быть хорошим из-за награды или наказания это манипуляция. Нет священников (сикхи думают, что клир как класс провоцирует коррупцию и манипуляции) . Ц еремонию проводит любой уважаемый член общины.

17. Пока мы слушаем, жених наклоняется и что-то ласковое мне говорит, я не могу сдержать эмоций.

18. Ждем, когда начнутся четыре гимна с наставлениями (Лаава). Тогда мой папа даст нам шарф, и мы после каждого гимна будем обходить Священную Книгу.

19. Идем вокруг. По углам стоят четыре гостьи, которые осыпают нас лепестками роз.

20. Я крепко держусь за шарф, отпускать нельзя. Он особенный, несколько дней назад семь замужних женщин со стороны жениха собрались вместе, и каждая сделала на нем несколько стежков, на счастье.

21. После каждого обхода мы кланяемся Книге, в знак согласия вступить в брак.

22. Мама жениха лучше всего знает, что следует дальше, так что периодически консультируемся с ней))

23. После обходов нам дам дают зажженые свечи, и мы произносим пуджу (молитву), описывая подносом небольшие круги.

24. Потом передаем поднос родителям и близким родственникам.

25. Следующий шаг: покрывала для Книги: тоже сначала мы...

26. ...а потом родители. Моя семья молодцы, очень искусно и терпеливо лавировали в незнакомых традициях, другой культуре и религии, я им невероятно благодарна.

27. Осталось чуть-чуть! Снова садимся, на нас надевают гирлянды из жасмина, роз и искусственного жемчуга.

28. Всем разносят прасад — сладкий пудинг из муки, масла и сахара. Складываем руки чашей одна в другую, чтобы его принять.

29. Все! Принимаем поздравления!

30. 13.30 гости перешли в соседний зал на ланч, а я ушла в отдельную комнату: дожидавшаяся меня кузина с помощницей помогают передрапировать шарф-дупату. Из-за вышивки она очень тяжелая, и мне хотелось чувствовать себя удобно. Вот результат. Рядом Мегги, моя кузина.

31. Иду в зал в надежде поесть, но не тут-то было! Гости едят ланч и подходят поздравлять молодоженов. Мы сидим на специальной сцене, принимаем подарки и поздравления, фотографируемся.

32. Гости сменяют друг друга, так проходит почти 2 часа... 15.00 Наконец-то можно перекусить! Рядом со Священной Книгой нельзя употреблять алкоголь и мясо, поэтому ланч вегетарианский, а коктейли фруктовые. Я думала, что гости расстроятся (как это без шампанского после церемонии), но все было так вкусно и здорово, что это совершенно не помешало!

33. Время для традиционной свадебной игры: кто первый найдет кольцо в чаше с молоком, тот в доме хозяин! Очень весело, потому что охватывает азарт, да еще гости болеют за своих!

34. Искали три раза, нашли вместе, то есть ничья!

35. Мы на 35 этаже, из ресторана открывается панорамный вид, так что можно разглядеть знаменитое "Ожерелье Королевы": когда вечером зажигаются огни, то полукруг берега похож на драгоценность.

36. 16.00 Гости идут отдыхать, а мы идем делать фотосессию. Я хочу к гостям в бассейн, потому что температура в ноябре в Бомбее около 30 градусов, а наряд-ленга из-за вышивки очень тяжелый, около 9-10 кг!

37. Тем более, что вид из бассейна вот такой:

38. 18.00 Возвращаемся в отель, я уставшая от впечатлений и после часов на жаре снимаю ленгу и летаю. Отправляемся поспать хотя бы час, потому что впереди еще длинный вечер.

39. 20.00 Конечно, мы проспали и опаздываем! Быстро одеваемся и приходим в ресторан, благо, идти всего пять минут!

40. Вечер решено было сделать русским, так что многое здесь непривычно индийцам. Например, приглашенные на свадьбу сидят за столами. На индийских свадьбах бывает по тысяче гостей, поэтому обычно устанавливаются коктейльные столики и ряд стульев для пожилых людей. Все остальные гости едят стоя, поздравляют молодых и отправляются танцевать.

41. Во-вторых, шампанское и тосты, на индийских свадьбах они не приняты. Мы попросили сторону жениха подготовить несколько речей, все очень смущались и предупреждали, что они в первый раз выступают на свадьбе.

42. В-третьих, всякие видео: мои замечательные гости подготовили несколько, да еще на разных языках! Однако ж, когда жениха попросили выехать на слоне, то смущаться уже было поздно.

43. Ну и наконец, обмен кольцами: в сикхской церемонии этого обычая нет, так что мы сделали это вечером.

44. И все привычно: торт.

45. И потом танцы — наш подготовленный.

46. И эээээ.....импровизация от гостей.

47. 00.30 Букет невесты под конец.

48. Довольная гостья.

49. Полвторого ночи, кто-то из гостей отправился веселиться дальше, а мы убегаем в отель: скоро у нас самолет!

50. 4 утра, опять опаздываем! Уставшие, мы запихнули все в чемодан, я оставила ленгу и, как мне кажется, половину имущества в Бомбее, и мы быстро улетели в свадебное путешествие! Последний кадр перед тем, как я заснула после длинного дня: пересадка в аэропорту Кералы (если присмотреться, то видно, что указание на трех языках).













Свадьба в Индии - не просто праздник соединения жениха и невесты законным браком. Это целый ряд традиций и ритуалов, рожденных многие тысячелетия назад и оставшихся неизменными даже в нашем современном мире. Настоящая индийская свадьба состоит из нескольких церемоний, и первая из них - помолвка.

Во время помолвки жених надевает невесте на палец обручальное кольцо. По традиции это украшение должна передать ему мать, получившая когда-то кольцо своей свекрови, а та - от своей. Обручальному кольцу, передающемуся из поколения в поколение, может быть несколько сотен лет. Получить именно такое традиционное кольцо - большая честь для невесты.

После церемонии помолвки наступает время приготовления к свадьбе, которое длится от одного до двух месяцев. Родители невесты старательно собирают своей дочери приданое: разные сари на все случаи жизни, украшения, посуду. Два последних дня перед свадьбой девушка проводит дома, не имея права куда-либо выходить. Затем наступает время минди - своеобразного девичника. В специальном салоне невесте, её подругам и родственницам наносят татуировки хной - «мехенди». Руки будущей жены должны быть расписаны по локоть. На правой ладони по традиции символически изображен жених, на левой - невеста. Среди причудливых узоров скрыты имена будущих супругов: считается, что если жених в день свадьбы сможет найти свое имя на ладони невесты, их брак будет счастливым. Помимо рук невесте по традиции расписывают и ступни.

Санджит - ужин накануне дня свадьбы - характерен не только обилием блюд традиционной индийской кухни, но и танцами. В семье невесты совершается обряд благословления: её одевают в специальный костюм, который после прочтения молитв сжигают. Пройдя эту церемонию, девушка до самого утра остается в своей комнате без возможности общения с мужчинами. Исключение составляют только члены её семьи.

И вот наступает день свадьбы. Девушка надевает традиционный наряд невесты - праздничное сари.

В Индии сари - национальная женская одежда, представляющая собой полосу ткани шириной 1 м и длиной до 9 м. Один его конец в два слоя обертывают вокруг бедер, а второй, верхний, укрепляют на поясе нижней юбки и перебрасывают через плечо. Выходя на улицу, женщины обычно накидывают его на голову, как шаль. Под сари надевают кофточку с коротким рукавом.

Обычно свадебный наряд невесты изготовлен из шифона, парчи или шелка красного цвета, но на юге страны в этот день отдают предпочтение зелёному. На настоящее сари уходит несколько метров ткани и множество украшений - золотых нитей, бисера, страз, подвесок. Общий вес свадебного наряда может достигать 12 килограммов.

Руки невесты украшены браслетами и кольцами. Ярко-красный цвет браслетов говорит о том, что девушка выходит замуж.

В день свадьбы жених в праздничной одежде, украшенной золотым шитьем, с красным поясом и в ярком тюрбане приезжает верхом на лошади. У дверей его встречает мать невесты. Она отгоняет от будущего зятя злых духов и благословляет его. Для совершения обряда бракосочетания сооружают маленький храм, покрытый тентом и украшенный по углам пальмами и цветами. Стоя на плоском камне, жених ждет, когда в деревянном паланкине вынесут невесту. По традиции носильщики обходят вокруг жениха семь раз, а затем просят молодых посмотреть друг другу в глаза. Затем священник произносит молитву, а новобрачные обмениваются гирляндами из цветов. Жених наносит красную краску на лоб и пробор своей будущей жены. Один конец сари невесты привязывают к кушаку жениха, что символизирует их союз и привязанность друг к другу. После этого молодые, взявшись за руки, четыре раза должны обойти вокруг огня, горящего в центре храма. Каждый круг - символ одной из четырех основ жизненного пути. Первый Дхарма - религия и праведное поведение, второй Арта - богатство и благополучие. Карма - символ любви и исполнения желаний, Мокша - союз с высшей реальностью. Первые три круга жених ведет невесту, последний - невеста жениха. Затем они вместе делают ритуальные семь шагов. Как и круги вокруг огня, каждый шаг имеет свой смысл, является своеобразной клятвой.

Первый - обещание беречь друг друга. Второй - клятва расти вместе с физической, ментальной и духовной силой. Третий - обещание сохранять богатство и благополучие. Четвертый - клятва служить в счастье и в гармонии. Пятый - забота о детях. Шестой - обещание быть вместе во всех делах и обязанностях и седьмой - клятва в вечной дружбе и доверии.

Празднование обряда бракосочетания сопровождается песнями и танцами и длится всю ночь, а затем гости сопровождают молодых в дом мужа, где новобрачных ждут подарки и благословение. На следующий день устраивают прием родственников жены - принимают от них подарки, сажают за стол и празднование свадьбы продолжается.

Самое популярное время для празднования свадеб - февраль. В это время в Индии самый разгар весны, уже тепло и сухо, но еще не настало время изнуряющей жары. Многие пары стараются сочетаться браком именно в этом месяце.

Wedding Travel поможет сделать вашу свадьбу яркой и запоминающейся. Проведите церемонию бракосочетания в Индии - удивительной и загадочной стране любви, полной прекрасных обрядов и древних традиций! Цветочные венки и роскошные наряды, ароматы специй и изысканность блюд национальной кухни, народные песни и танцы станут незабываемой частью самого важного и ответственного события в жизни влюбленных.

Индийская свадьба - это не просто торжественная формальность, это дань традициям, соединение судеб и начало новой жизни. Роскошь и богатство - неотъемлемая черта этих свадеб. В этом посте вы узнаете о ритуалах, свадебных обычаях в Индии, а так же увидите красоту, которая витает вокруг церемонии.
Прежде всего, стоит понимать то, что индийские свадьбы несут в себе глубокий смысл. Индусы убеждены: свадебный ритуал связывает жениха и невесту на все следующие семь жизней, потому следует подойти к нему со все ответственностью и провести торжество на высшем уровне.

Индийская свадьба обычно проходит в три этапа: церемонии до свадьбы, свадебный обряд и постсвадебные церемонии. Длится свадьба по обыкновению 4-5 дней.

Церемония помолвки (Тилак) является одним из первых важных мероприятий. Традиционно она организуется за месяц до свадьбы. Участвуют в ней только мужчины, так как индуистское общество патриархально и особо почитает мужское начало. Отец невесты направляется в дом жениха и сообщает ему, что невеста будет счастлива принять его в мужья. Затем он наносит на лоб жениха красную точку (Тилак из кумкума - порошка красной куркумы или шафрана), как символ принятия его в будущие зятья. Так же жениху преподносят подарки, а он, в свою очередь, передает подарки невесте.

Семья невесты приглашает всех родственниц, которые собираются и танцуют, поют народные песни на свадебную тематику под звуки дхолака (деревянного барабанчика).

Бинди - красная точка, которую наносят на лоб невесты, как знак того, что она замужняя женщина.

Сухагин - одна из церемоний, которая проводится в доме невесты. Во время этой церемонии воздаются молитвы женщинам, которые умерли раньше своих мужей. Этих женщин называют сухагин.

Когда девушка выходит за муж, ей все желают быть сухагин. Ведь в Индии все благосостояние мужа находится в руках жены. О том, чтобы мужчина был всегда радостен, здоров, доволен жизнью должна заботится его жена. Она не может показывать при муже никаких отрицательных эмоций, которые могли бы омрачить его настроение.

Если муж умирает раньше жены (особенно если от болезни), то жена должна снять с себя все украшения, разломать их, одеть белое сари и носить траур до конца своих дней. Как правило, ко вдовам относятся очень прохладно, избегают приглашать их в свет, а их социальный статус - самый низкий.

Церемония Менди является неотъемлемой частью досвадебных обрядов, проходящих в доме невесты. Этот обряд подразумевает нанесение рисунков из хны на тело. Считается, что, придя в дом жениха, невеста не должна работать, пока рисунки менди не смоются на ее теле.

После этой церемонии девушка не должна покидать дома до дня свадьбы.

В день свадьбы или за день до него обязательно проходит обряд Халди. Согласно нему, на лицо, руки и ноги жениха и невесты наносят пасту из куркумы, чтобы придать таким образом сияние.

Наряд невесты и жениха

Невеста должна уделить большое внимание прическе. По традиции, волосы должны быть собраны и заплетены в косу, украшены драгоценностями, цветами, умаслены душистыми маслами. С распущенными волосами в публичном месте появляться нельзя. Это разрешено только несовершеннолетним девочкам.

Важным атрибутом так же является Натх - колечко, которое носят на левой ноздре. Оно так же как и красная точка, и окрашенный в красный цвет пробор невесты являются символами замужества.

Браслеты, серьги, тяжелые ожерелья - все это дань традициям.

Традиционный свадебный наряд невесты красного цвета, хотя встречаются и синие, и пурпурные и зеленые... Черный и белый цвета запрещены. Черный говорит о нечистоте, а белый - цвета траура.

Свадебный наряд жениха обычно также эффектен. Длинный сюртук, расшитый золотыми нитями, узкие штаны, туфли с загнутыми носами и тюрбан. Считается, что жених и невеста должны быть одеты так, чтобы ослеплять всех своей красотой. И, похоже, им это удается.

Свадебная церемония

В день свадьбы жених отправляется к дому невесты вместе со своей процессией, которую называют Барат Никаси. Традиционно он должен ехать на лошади или слоне, то сейчас многие обходятся просто автомобилями.

В доме его встречает мать невесты, а затем он следует к месту проведения свадебного обряда, где ожидает появления своей избранницы.

Этот момент - ключевой и каждая семья старается оформить его как можно эффектнее.

Конечно же, невеста выглядит просто потрясающе! Теперь вы знаете, сколько подготовки для этого нужно.

Конечно, традиции традициями - но люди есть люди:) Устают индийские жених и невеста во время всей этой кутерьмы не хуже, чем наши, русские)

Когда невеста появляется, она несет в руках гирлянду из цветов. Молодые обмениваются гирляндами, что и является признанием женой мужа и наоборот.

Брак священен и не должен быть расторгнут, для чего концы одежды невесты связывают в узлы, развязывать которые она не должна после свадьбы.

Еще один традиционный обряд - это Ладжа Хома. Брат невесты насыпает в ее ладони рисовые зернышки. Половина из них сыплется в ладони к жениху. Невеста сыплет зерна в огонь, прося таким образом бога смерти даровать ее мужу долгую и счастливую жизнь.

Кульминация обряда - обход священного огня по часовой стрелке три раза.

Завершающий ритуал индийского бракосочетания - нанесение женихом на пробор невесты красного порошка из киновари. Так он принимает ее в жены.

А затем начинает грандиозный пир. Молодожены кормят друг друга сладостями, что символизирует их заботу друг о друге. К слову сказать, кушанья на индийских свадьбах выглядят просто роскошно.

Затем невеста прощается со своим домом и родными и едет в дом мужа.

Прибыв в дом мужа, невеста встречается со свекровью. При входе невеста должна наступить в поднос с красной краской и оставить красные следы на белой материи - на удачу:)

Вот такие красивые свадебные традиции существуют в Индии.

Индия - одна из самых древнейших стран мира. В ней до сих пор соблюдаются самые старинные традиции. Одна из них - это знаменитая своей пышностью и красотой свадебная церемония в Индии. Здесь все также как и было множество лет назад. Все те же браки по навету родителей. Ничего не изменилось. От желания молодых почти ничего не зависит. Особенно это касается девушек, им вообще могут приказать выйти замуж за совсем незнакомого человека, и они не имеет права на ослушание. Поэтому индийская свадьба и называется «брак по предварительной договоренности». Яркое проявление этого мы видели множество раз в ярких и красочных индийских фильмах.

В Индии - это большой религиозный процесс, в котором восхваляются боги. Это своего рода жертвоприношение. И тех, кто не вступил в священные узы брака, называют «не имеющий жертвоприношения» Это очень презрительно для любого индийца.

Родители жениха, прежде чем принять решение о выборе подходящей невесты для сына, сравнивают их гороскопы, если результат получается благоприятным, тогда происходит сговор и обе стороны союза обмениваются подарками. Обычно, за несколько месяцев до свадьбы у родителей невесты начинаются не легкие времена. Ведь им нужно собрать приданое: сари на все случаи жизни, кухонную утварь и т.д. Вообще приданое многие начинают собирать с того момента, как узнают о том, что в семье родилась девочка. Свадьба в Индии - это очень дорогостоящее событие, на которое приглашается 700-800 человек и их числе есть даже незнакомые люди. Все зависит от материальных возможностей родителей невесты, ведь расходы на свадьбу полностью ложатся на них.

В жених и невеста не могут принимать пищу до самого торжества. У самых ворот дома с женихом встречается младший брат невесты, он целует будущего затем в знак мира между ними, моет ему ноги. В доме жениха его родственницы устраивают танцы и поют песни. После этого проводится обязательный ритуал восхваления желтого цвета. Для индийцев символизирует верность и ассоциируется с цветом солнца. Далее отцом жениха перечисляются имена усопших родственников, таким образом, он призывает их быть свидетелями, сообщая, что их потомок соединяется узами брака. После все отправляются в дом невесты, где этот обряд повторяется.

Обряд бракосочетания происходит в специально построенном маленьком храме и только в доме невесты. Жених стоит на плоском камне в ожидании, когда вынесут невесту в деревянном паланкине - в красивом, богатом, чаще всего красном сари. Невеста вся в украшениях и золоте. Особенно популярны у индийских девушек украшения в носу, которые называются Нат. традициям и символ замужества у женщин. Еще одна - это семь почетных кругов вокруг жениха, прежде чем, новобрачные посмотрят в глаза друг другу. Этот обряд называется «шубхо дришти» - переводится, как первый взгляд. После этого один конец сари невесты привязывают к кушаку жениха - это символизирует крепкую привязанность их друг к другу. Новобрачные садятся возле огня и, взявшись за руки, они делаю семь кругов вокруг него. «Огонь свидетель» - так считают индийцы. Огонь их главная святость, и если молодые не прошли семь кругов вокруг него, брак не считается действительным.

Далее свадебная процессия перемещается в храм, где новобрачные дают священную клятву, которая оказывается очень похожа на европейскую. После этих слов руки молодых соединяют гирляндой цветов. В это время жених наносит красную краску на пробор и лоб невесте, после этого они становятся мужем и женой. Дальше празднование переносится в помещение, где начинается настоящее веселье с танцами и песнями. Индийская свадьба - это настоящее красочное шоу и оно длится всю ночь. Наутро гости покидают дом новоиспеченной жены, забирая её с собой в дом жениха. Там их ждут подарки и благословения, дальше все отдыхают. А на следующий день собираются родственники жены, чтобы продолжить веселье. Вообще индийская свадьба может праздноваться очень долго, но это по желанию.

Индийская свадьба очаровательна своей легендой об идеальной паре во всех отношениях. Были такие муж и жена, которые прожили счастливую жизнь в браке, ни один из них за всю жизнь больше ни на кого не взглянул. Жизнь их была полна любви и взаимопонимания. Эта легенда является идеалом для всех индийцев, к которому они всегда стремятся.

С вадебные обряды Индии отличаются четкой традиционностью - это означает, что они остались почти такими же, как и тысячелетия назад. Сразу подчеркну то существенное, чем индийский брак отличается от всех остальных. В других странах обычно юноша выбирает девушку, нередко встречается и обратная ситуация. В Индии же брак полностью зависит от решения родителей жениха. Они подыскивают подходящую невесту для своего сына и договариваются с ее родителями о будущем брачном союзе. От девушки мало что зависит: в конце концов, родители могут просто приказать ей выйти замуж даже за малознакомого юношу, и она обязана повиноваться. Именно поэтому индийскую матримониальную систему называют "браком по предварительной договоренности".


После договоренности между родителями организуется две встречи будущей ячейки общества, которая называется «ашир-вад» или «благословение». Первая встреча проходит в доме невесты, вторая - в доме жениха. Во время этих встреч молодые получают подарки от будущих родственников и одаривают друг друга.

Конечно, времена меняются, и все больше и больше браков в Индии заключается по любви, но столь продвинуты в этих вопросах лишь жители крупных городов, остальная же Индия живет по старинке.


На счастье молодых также сильно влияет принадлежность их к той или иной касте. Напоминаю, что в Индии существовало 4 основные касты - брахманов (священнослужителей), кшатриев (воинов), вайшьев (торговцев, скотоводов и земледельцев) и шудр (слуг и разнорабочих). Естественно, брак можно заключить только среди семей в своей касте. Если же семья молодого человека выдавала его за девушку из более низкой касты, то престиж семьи снижался до касты семьи невесты. В современной Индии официально кастовая система отменена, но на деле - это не так. Принадлежность к той или иной касте легко определить (легко, конечно, индийцу, а не нам).


Но, какие-то подвижки есть… можно даже встретить такие объявления в газетах, в рубрике знакомств:
«Профессиональный образованный мужчина 79/5’7″CA/CPA/MBA, работающий в США, ищет образованную девушку. Каста не важна.»

Но, наравне с такими смелыми заявлениями, есть и такие:
«30-летний сикх в тюрбане(!), имеющий отдельный дом и доход в 50000 рупий»

В день свадьбы жениху и невесте не разрешается ничего есть вплоть до начала церемонии бракосочетания. В доме жениха девушки из числа родственниц исполняют свадебные танцы и песни. Затем совершается небольшой, но важный ритуал под названием "гайе холуд" - обряд восхваления желтого цвета, который у индийцев ассоциируется с цветом солнца и служит символом верности. Церемония "гайе холуд" очень напоминает праздник красок "холи", с той лишь разницей, что краска здесь одна - желтая. Сначала все присутствующие красят себе лбы, а потом обсыпают друг друга желтым порошком.

После "гайе холуд" отец жениха торжественным голосом перечисляет имена усопших родственников этой семьи, как бы призывая их в свидетели и сообщая духам предков, что их потомок женится. Затем все участники церемонии направляются к дому невесты, где церемония "гайе холуд" повторяется.

Костюмы жениха и невесты
Традиционные индийские свадебные наряды - самые изысканные и красочные подвенечные платья во всем мире. Красный цвет платья является общепринятым во всех областях Индии, однако, современные модницы стали использовать и другие цвета. Индийские свадебные платья очень сильно отличаются от традиционных западных нарядов. Невеста в день свадьбы должна буквально искриться - именно этого эффекта и пытаются достичь богатой вышивкой, украшениями и использованием отражающих тканей для платья - атласа, шелка или шифона.


Индия - страна большая и от области к области стиль подвенечного платья немного меняется, но неизменными остаются виды свадебных одеяний:

Сари - традиционная индийская одежда - кусок длинной ткани, особым образом обернутый вокруг тела.
. гагра чоли - традиционный североиндийский наряд, состоящий из длинной в пол юбки (лахенга), блузки с коротким\длинным рукавом и длинного шарфа, перекинутого через плечо.
. салвар (шалвар) камиз - появился в Индии во время монгольских завоеваний, но, в отличие от монголов, остался навсегда. Это крайне удобная одежда «на каждый день», состоящая из брюк и удлиненной блузы.



Почему именно красный и оттенки красного? Красный цвет - это цвет удачи, он принесет много счастья будущей семье.

Жениха и невесту, олицетворяющую собой красоту и изящность, облачают в роскошные одежды так, чтобы взоры гостей были устремлены на счастливую пару. Обязательными 16 элементами свадебного гардероба невесты, называемыми Солах Шрингар являются:

Свадебный наряд . По традиции, свадебной одеждой невесты является сари, ленга чоли (лехенга) или сальвар камиз. Однако свадебный наряд может соответствовать одежде, носимой в определённом регионе Индии. Классический индийский, соответствующий ведическим предписаниям свадебный наряд невесты должен быть красного цвета, хотя иногда встречаются и другие, например, пурпурный, бордовый, оранжевый, золотистый, в Махараштре - зелёный. Свадебное одеяние невесты у древних славян также было красного цвета, а старинное выражение "красна девица", пришедшее к нам из глубокой древности, означает следующее: невинна, чиста, скромна, красива, подобно невесте, облачённой в красное.

Чёрный и белый цвета запрещаются, т.к. чёрный считается символом невежества, нечистоты, тьмы, а белый ещё с ведических времён у индийских женщин считается цветом вдовства, траура. К слову стоит отметить, что в древности траурным цветом у всех индоевропейских народов, к примеру, славян также считался белый цвет. Чёрный же появился с приходом христианства, заимствовавшего его, как и традицию завешивания зеркал в доме усопшего, из иудаизма. В XVI в. английская королева Анна установила традицию носить черные одежды в знак траура. С тех пор во многих странах мира вдовы носят черные платья.

Кешапашарачана . Чтобы сделать великолепную свадебную причёску (кешапашарачану) , необходимо умастить волосы невесты душистыми маслами, украсить их цветочными гирляндами и ювелирными украшениями. Традиционной свадебной причёской является коса, украшенная цветочными гирляндами. Длинные волосы, заплетённые в косу, - важнейшая деталь внешности индийской женщины, сохранившаяся еще с ведических времён. В соответствии с ведическими традициями, у благочестивой женщины должны быть длинные волосы, заплетённые в косу. Расплетать волосы женщина может в следующих случаях: а) в периоды интимной близости с супругом; б) при совершении омовения.
Распущенные волосы допускаются и у девочек, не достигших половой зрелости.

Появление как говорится "на людях" в публичном месте с распущенными волосами считалось величайшим грехом и позором. Только гетерам (куртизанкам), блудницам и рабыням дозволялось носить распущенные волосы. Древнеславянские (старорусские) выражения "распутная" и "распутница" указывают нам на то, что и на Руси когда-то придерживались древних ведических традиций.

Каджал или анджана - чёрная подводка для глаз, делает взгляд невесты привлекательным и загадочным.

Бинди - красная точка на лбу, являющаяся священным символом замужней женщины. Иногда бинди дополняется маленькими белыми точками или изящными узорами вокруг бровей.

Синдур - пробор невесты, окрашиваемый в красный цвет во время свадебного обряда.

Мангтика - ювелирное украшение на проборе.

Натх - колечко для носа, которое носят в левой ноздре. Подобно бинди и синдуру, оно (носимое в левой ноздре) является символом замужней женщины.

Карн Пхул - необычайно красивые свадебные серьги, обычно в изобилии инкрустированные драгоценными камнями, отчего бывают довольно тяжёлыми.

Хаар - свадебное ожерелье, традиционно сделанное из золота и украшенное драгоценными камнями, имеющее различные варианты в зависимости от региона. Во многих семьях хаар передаётся по наследству.

Баджубанх (бааджубанд ) - браслеты, которые надевают на руки выше локтя.

Менди - узоры, нанесённые хной на руки и стопы.

Чудиян - браслеты, надеваемые на запястье, обычно красного цвета.

Итар - ароматические масла.

Камарбанд (камербанд ) - изящный золотой или серебряный пояс, инкрустированный камнями, который носят на пояснице для поддержания свадебного наряда.

Паял - серебряные ножные браслеты с множеством маленьких колокольчиков, издающих нежный мелодичный звон в такт походке.

Аарси - большое изящное кольцо-зеркальце, которое носят на большом пальце руки.




Помимо платья, существуют обязательные украшения, которые завершают образ невесты и несут в себе дополнительную символику - это ожерелья, стеклянные браслеты на обоих руках, серебряные браслеты на ногах, кольца на обеих руках, кольца на пальцах ног, сережки, серьга в носу с цепочкой к уху и специальные украшения на волосы - украшений в Индии не бывает много. Такое обилие - норма для индийской невесты, которая, как я уже говорила, должна блистать в прямом смысле этого слова. Чтобы там ни было, и жених и невеста сверху обильно посыпаются гирляндами цветов.

Есть еще одно украшение, мангаль-сутра (ожерелье тали), которое жених повязывает невесте на шею во время церемонии - это украшение символизирует то, что мужчина отдает себя под магическую защиту женщине (ведь именно женщина способна обеспечить процветание и удачу мужу). Ожерелье состоит из бисера или бусин черного цвета и золотой вставки.

Неотъемлемой частью украшения невесты служит также менди (мехенди) - кратковременная татуировка хной. Эти татуировки наносятся невесте, ее подругам и родственникам женского пола во время предсвадебных празднований. Менди в Индии наносится только во время крупных торжеств - Дивали (фестиваль Огней), свадеб, помолвки.

Менди или хна имеют различные оттенки и цвета, начиная от красноватых и апельсиновых, заканчивая коричнево-черными. Другие цвета также доступны, путем смешивания красок и добавления их к хне.

Чем изысканнее и замысловатее узор менди, тем более счастливой будет дальнейшая жизнь молодой семьи. Чаще всего в узоры вкрапляются символы плодородия и религиозные мотивы, а также можно зашифровать имя возлюбленного.



Свадебный наряд жениха, также как и наряд невесты, красив и изящен. Традиционно он состоит из шервани (длинный сюртук, застёгивающийся до воротника) различных цветов, украшенного вышивкой золотыми нитями, и чуридаров (узкие штаны). В дополнение к костюму одевают традиционные, расшитые бисером туфли с загнутыми носами, называемые джути, а также великолепный тюрбан, называемый пагди (пагри) или сафа . В Пенджабе лицо жениха закрывают подвесками из бусин или цветов, которые называются сехра. Одетые в богатые свадебные одежды жених и невеста подобно богу и богине ослепляют своей красотой.

Большая часть жителей Индии разделяет верования Индуизма и практикует традиционные ритуалы, существующие еще во времена зарождения религии. Одним из таких ритуалов служит свадебная церемония. Индийские свадьбы - грамотно продуманные изящные праздники, длящиеся от трех дней до нескольких недель (в зависимости от обеспеченности семей и таланта брахмана - ведущего церемонии). Причем каждый день совершаются определенные ритуалы, несколько меняющиеся от области к области и содержащие от восьми до восемнадцати основных шагов. У современной быстро развивающейся Индии, к сожалению, уже не хватает времени следовать всем многочисленным свадебный традициям, но все самое главное, все же, осталось неизменным.

В первую очередь, это касается оформления свадьбы, ведь блистательным жениху и невесте должны быть под стать и свадебные декорации. Традиционные цвета индийской свадьбы - красный и золотой. Красный, как я уже упоминала, приносит удачу, а золотой или желтый цвет - символ солнца и верности.


Из цветов для украшения чаще всего используются орхидеи, гвоздики, маленькие розочки, лилии - все это заплетается в гирлянды. Причем, нормой считается использование искусственных и живых цветов вместе. В декоре наравне с цветами используются ковры, гобелены, свечи и ладан. На украшение места празднования тратится обычно не меньше средств, чем на одеяния самих молодоженов и их близкой родни, поскольку свадьба - это еще и публичное объединение двух семей.




Сценарий свадебного дня и предсвадебных торжеств разнится от штата к штату, так что приводимый ниже список - только один из многочисленных вариантов празднований в Индии.

До церемонии

Sagaai (помолвка)
Сагааи - церемония обручения: невеста приходит в дом жениха со специальным подношением - matli, который приносит удачу. Обычно это некая шкатулка с конфетами и подарками для жениха и его семьи. Этот ритуал символизирует принятие семьей невесты союза их дочери и ее будущего мужа. Затем проходит небольшая церемония, на которой пять женщин от каждой семьи благословляет будущую пару.

Garba (вечеринка перед церемонией, мальчишник)
Гарба - танцевальная вечеринка, которая проводится накануне церемонии. Гарба - отличная возможность родственникам будущих молодоженов встретиться и приятно провести время накануне церемонии.


Pithi (церемония восхваления желтого цвета)
Желтый цвет в Индии символизирует верность, и просто нелепо было бы не воздать ему хвалу перед церемонией… что и делается в доме жениха и невесты, где собираются их родственники и друзья. Они наносят молодым на лоб желтую краску, тем самым очищая новобрачных перед церемонией, и обсыпают друг друга желтой краской.

Менди (украшение невесты, девичник)
За день до церемонии в доме невесты собираются ее близкие подруги и члены семьи, ее ноги и руки расписывают хной, после чего одевают в свадебный наряд под пение свадебных песен и вед.


Mandap Mahurat
Это типичный ритуал, проводящийся накануне какого-либо важного события в жизни семьи - Пандит проводит обряды в доме жениха и невесты, во время которых семьи молятся Ганешу и ищут его благословение.

Griha Shanti (Мир Вашему Дому!)
Это обряд изучения гороскопов будущих молодоженов и выбора наиболее благоприятной даты и времени церемонии. Обряд проводится Пандитом для невесты, ее родственников и членов семьи жениха. От выбора благоприятной даты зависит счастье и мир в семье.

Собственно свадьбу играют, как правило, вечером - и обязательно в доме невесты, куда в урочный час прибывает жених в сопровождении родственников и друзей. К этому моменту уже готов маленький храм, специально построенный для совершения обряда. Он покрыт тентом, украшен по углам четырьмя пальмами и убран множеством душистых цветов, в основном желтого цвета. Жених становится на плоский камень и ждет, когда несколько человек вынесут в деревянном паланкине невесту - в богатом, обычно ярко-красном сари, со множеством украшений. Семь раз носильщики обходят вокруг жениха, а затем, остановившись, просят молодых взглянуть друг другу в глаза. Взгляд этот называется "шубхо дришти" - самый первый взгляд.


День церемонии

Baraat (Свадебный кортеж)
Жених прибывает к месту проведения церемонии со своими друзьями и членами семьи. Многие в качестве транспорта используют лошадей или специальные повозки. Прибытие жениха сопровождается шумными празднованиями и танцами. Традиционно жители Гуджарта выбирают себе невест из других городов или деревень, поэтому в день церемонии свадебный кортеж жениха прибывает в деревню невесты.


Ponkvu (Прибытие жениха, начало церемонии)
Прибытие жениха считается официальным началом церемонии. Жениха приветствует его теща, пытаясь выполнить символический ритуал - ухватить жениха за нос, что должно напомнить ему, что именно он стучался в их дверь, чтобы просить руку их дочери.

Jaimala (Обмен цветочными гирляндами)
После церемонии Ponkvu появляется невеста, и они с женихом надевают друг другу на шею цветочные гирлянды. Традиционно, во время этого обряда жених находится выше невесты, обычно об этом заботятся друзья жениха, тем самым показывая, что невеста не может «забрать» жениха из семьи и от друзей.

Madhuparka (Семья невесты принимает жениха)
Теща приводит жениха в Мандап - специальный навес или шатер для молодоженов, где происходит самый главный обряд вечера. В мандапе горит традиционный огонь и произносятся священные молитвы. Вторым не менее важным элементом свадьбы служит Шамиана - матерчатый шатер для гостей, где они угощаются в ожидании жениха и невесты. В мандапе брат невесты омывает жениху ноги, тем самым «принимая» его в семью, а сестра невесты в это время пытается «украсть» его ботинки. Ведь по традиции жених должен покинуть свою свадьбу в той же обуви, в которой он на нее пришел, а если ботинки «украдены», их нужно «выкупать» у своей невестки.


Kanya Agamana (Выход невесты)
Невесту в мандап приводит ее дядя по материнской линии. Перед началом церемонии между женихом и невестой натянут специальный занавес (antarpaat), отделяющий их друг от друга. Гуру начинает обряд, занавес опускается и пара может обменятся гирляндами. Церемония проводится перед священным огнем.

Kanya Daan (Передача невесты)
Обряд передачи невесты ее родителями жениху - рука невесты помещается в руку жениха. Родители невесты ничего не едят перед церемонией, тем самым очищая себя. Считается, что на свадьбе родители передают свою дочь, Богиню Лакшми, жениху - Богу Вишну.

Hasta Milap (Союз двух душ)
Шарф жениха привязывается к сари невесты, что символизирует союз двух душ. Гуру произносит молитвы, призывая Богиню Лакшми и Богиню Парвати. Родственники пары объединяются, посыпая молодых рисом и лепестками.

Varmala
Шеи новобрачный обвязываются шнурком, дабы защитить их от зла. Это делают старшие родственники молодоженов.

Mangal Pheras
Молодожены 4 раза обходят священный огонь, символизируя основные человеческие цели в жизни - Дхарма (мораль, праведность), Artha (богатство, материальное благо), Кама (радость, душевное удовлетворение) и Moksha (освобождение, вечное блаженство). В это время Гуру произносит молитву и жених повторяет за ним. Забавно, что после 4 кругов молодые очень спешат занять свои места, поскольку есть такая примета, что тот, кто первый сядет на свое место, будет управлять домом.



Saptapadi (Семь ритуальных шагов)
Жених помогает невесте сделать семь ритуальных шагов (коснуться большим пальцем правой ноги семи «ступеней»), в то время, как они произносят семь клятв. Каждый шаг также сопровождается молитвой, которую произносит жених.

1. С первым шагом пара просит у богов чистой, безбедной и благородной жизни.
2. Со вторым шагом они молятся о физическом и психическом здоровье и просят для себя здоровую и мирную жизнь.
3. Третий шаг - это просьба о духовной силе для выполнения духовных обязательств.
4. На четвертом шаге просят счастья и гармонии, которые можно достичь через взаимную любовь, доверие и долгую жизнь вместе.
5. Пятый шаг делается с молитвой о благосостоянии всех живущих родственников и о рождении благородных детей.
6. Шестой шаг обещание быть вместе и пройти вместе через все радости и невзгоды.
7. Во время последнего седьмого шага они молятся о жизни в целом, прося взаимопонимания, уважения, единства не только для себя, но и для всего мира.


Sindoor Daan
Далее черед ритуала Синдхур даан. Синдхур - красный порошок, которым жених наносит полоску на пробор невесты. Эта красная полоска в волосах, так же как и точка посредине лба, говорит о замужнем статусе женщины.

Saubhagyavati Bhava
Семь замужних женщин со стороны невесты проходят мимо пары и шепчут благословения в правое ухо невесты.

Ashirwaad
Свадьба традиционно заканчивается тем, что молодая семья просит благословения у старших.



После церемонии

Vidaai
Церемония отъезда недавно поженившейся пары - часто сопровождается слезами радости и печали.

Ghar Nu Laxmi
Когда пара приезжает в дом жениха, невеста приветствуется, как Богиня Лакшми, приносящая удачу в новый дом. Свекровь (мать жениха) помещает емкость с рисом при входе в дом. Если невеста просыплет рис, касаясь его правой ногой, то это к богатству. Таким образом, невеста принимает свои обязанности в ее новом доме.

Aeki Beki
Игра, смысл которой заключается в поиске кольца, которое помещается в поднос с водой, красным порошком, молоком и несколькими монетами. Считается, что тот, кто найдет кольцо четыре из семи раз, будет главой дома и станет управлять домашним хозяйством. День заканчивается молитвами с просьбами о счастье и любви молодых.


Вся свадебная процессия движется потом к тому месту, где священник, произнеся молитву и выслушав клятву молодых, соединит руки новобрачных гирляндой цветов. Жених в этот момент нанесет красную краску на лоб и пробор своей невесты: теперь они уже муж и жена. Затем все отправляются праздновать в помещение, называемое “бозарган”, где устраивается целое представление с танцами и песнями. Веселье длится всю ночь, а утром гости покидают дом молодой жены, уводя ее в дом мужа, где молодых также ждут подарки и благословение. В этот день никаких церемоний не происходит: все отдыхают. И только на следующий день в доме мужа принимают родственников жены с подарками, устраивают для них обед и развлечения.

Жениха проводят в пандал и сажают возле чаши с рисом. Появляется невеста в сопровождении матери, родственников и друзей. Жених встает, под звуки свадебной мелодии невеста медленно надевает ему на шею цветочную гирлянду и получает от будущего мужа такую же. Затем молодые обмениваются кольцами, и жених дарит невесте золотую цепочку, которую она отныне будет носить до конца своих дней.

Женщины на юге не выкрашивают пробор и не ставят на лбу знак замужества. Для них таким знаком служит золотая цепочка. Снять ее - плохое предзнаменование.

Вечером молодых уводят в отведенную для них комнату, где Мужу вручают стакан с молоком и оставляют одного, а молодую жену уводят к гостям. Начинается праздничный ужин. после которого все гости со стороны жениха уходят домой, а невеста возвращается в комнату к мужу. Наутро он увозит ее в свадебное путешествие.

А теперь о самой дешевой в мире свадьбе, которая обходится в 1 рупию и 25 пайсов (примерно 16 копеек). На самом севере страны живет племя нандхари. Свадьбу здесь празднуют исключительно просто, даже аскетично. Приданое, подарки, любая демонстрация богатства, хвастовство обеспеченностыо категорически запрещены. Одиночных свадеб у нандхари не бывает. Несколько раз в году устраиваются коллективные торжества, в которых принимают участие 30-50 пар новобрачных.

Зачастую это происходит вблизи маленьких деревень, и для того, чтобы вместить всех многочисленных родственников и просто гостей, жители строят целый городок из палаток и шалашей. Ритуал венчания начинается рано утром под открытым небом. Женихи и невесты с ног до головы одеты в белое. Девушкам из украшений разрешено надеть на шею только гирлянду из белых цветов. Сначала выходят женихи. Они торжественно рассаживаются на циновках из рисовой соломы. Затем подходят невесты, разумеется, каждая к своему суженому. Впрочем, бывает и так, что девушка не помнит или не уверена в том, ее ли это избранник, и тогда на помощь приходит чудо техники - фотография. (Бедные девушки, которые выходили замуж до изобретения фото!) Невесты надевают на женихов белые гирлянды и садятся по левую сторону от своих будущих мужей. При этом невозможно определить степень обеспеченности невесты - все равны.

Священнослужитель поочередно подходит к парам и наливает "святую" воду в пригоршню каждой невесте и каждому жениху. Молодые должны сразу же ее выпить. Затем священник разжигает огонь и произносит молитвы, время от времени подливая масло - делает он это специальной ложечкой, выполненной в виде небольшого челнока.

Затем все пары поднимаются, и женихи привязывают концы своих кушаков к концам шарфов невест. В этот узел жених обязан вложить плату за свадьбу - так сказать, свадебный взнос. По традиции он равен 1 рупии 25 пайсам. Разрешается, правда, его увеличить до 13 рупий, но ни пайсой больше, иначе это будет расценено как предосудительное мотовство. Связавшись, пары образуют круг и начинают медленно двигаться в обход огня. Они должны совершить пять полных кругов, после чего священнослужитель благословит молодых. Он призывает бога ниспослать милость новобрачным и желает им долгой и счастливой супружеской жизни.

Далее все пары расходятся по своим местам, садятся в том же порядке, как и в начале церемонии, а священник обходит их, развязывая концы шарфов и вынимая спрятанные деньги. Все собранные деньги передаются главным распорядителям, на них покупают пищу для участников церемонии и гостей. Обычно обед устраивается чрезвычайно скромный, состоящий из сластей и фруктов.

По окончании свадьбы невеста отправляется в дом мужа, не неся с собой ни приданого, ни подарков. В этом доме она должна прожить не менее недели, и только потом ей будет дозволено нанести визит родителям.

В Индии существует красивая легенда о муже и жене, которые были идеальной парой во всех отношениях:

ни он, ни она никогда в жизни не взглянули на кого-либо другого. Жили супруги дружно и счастливо и умерли в один день. В тот же вечер недалеко от Полярной звезды взошла новая звезда Анадурата — в честь счастливой семейной пары. Вот эту звезду и показывает в день свадьбы жених своей невесте, как бы призывая ее следовать примеру тех счастливых влюбленных.

Вот краткий очерк нескольких свадебных обрядов в их традиционном виде. Разумеется, на самом деле их очень много, различные обряды можно встретить и в пределах одного штата, и в пределах города, и даже общины, но важно отметить то общее, что присуще абсолютно всем индийским свадьбам. Прежде всего это огонь, олицетворяющий присутствие самого бога: все клятвы благочестия даются при нем. Другая особенность - многочисленность. На любую свадьбу, какой бы бедной она ни была, приглашают огромное количество людей.

И еще несколько слов - об украшениях. Ювелирные изделия - это не столько признаки роскоши, сколько важная дань символике. Для такого торжественного события, как свадьба, обычно готовят известное количество специальных изделий, которые вручают как невесте, так и жениху. Например, для невесты делают брачное ожерелье - "тали", или "мангель-сутра", которое во время свадебной церемонии жених надевает суженой на шею. Отныне женщина будет носить "тали" всю жизнь (если только не овдовеет). Вручение браслета во многих районах страны связывается со вступлением в родственные, братские и сестринские, отношения.

Индийская семья многочисленна. Она зачастую состоит из родителей, их женатых сыновей с женами и детьми, неженатых сыновей и незамужних дочерей - порой в доме живет до шестидесяти человек. Традиция отдает невестку в полную власть свекрови, а если девушка выходит замуж за младшего в семье, то на нее распространяется и власть старших невесток. Только воспитанная с детства сдержанность помогает свекрови подавить ревнивую неприязнь к жене сына и не очень обижать ее.

Мужчины отдают родителям весь свой заработок, и хозяйка дома определяет, на что и как надо тратить деньги. Если свекровь не балует невестку подарками, последняя должна обходиться теми вещами, что привезла из родного дома или получила в подарок на свадьбу. Если свекровь не считает нужным привлекать невестку к обсуждению бюджета семьи, к вопросам воспитания и обучения детей и решению других проблем, невестка будет жить как бесплатная прислуга, проводя свои дни у очага, детской кровати, за стиркой, мытьем посуды, полностью лишенная права голоса. Найдет родня мужа нужным отослать детей к каким-нибудь родственникам - отошлют. Найдут нужным взять для мужа вторую жену - возьмут.

К счастью, тяжелые отношения в индийской семье - скорее исключение из правил. Кроткие, работящие, терпеливые невестки, особенно те, кто "сумел" родить сына, довольно быстро вписываются в семейный круг. Ступенью ниже стоят те, кто рожает девочек. Но поскольку в Индии принято иметь много детей, то с годами появляются и мальчики, и девочки, и женщина-мать занимает в семье прочное место.

Дети в семьях растут в атмосфере доброжелательности. Первые слова, которые они слышат, призывают к доброму отношению ко всему живому. "Не раздави муравья, не ударь собаку, козу, теленка, не наступи на ящерицу, не бросай камней в птиц, не разоряй гнезд, не приноси никому вреда" - эти правила со временем принимают новую форму: "Не обижай младших и слабых, уважай старших, не подними нескромного взгляда на девушку, не оскорби нечистой мыслью женщину, будь верен семье, будь добр к детям".

Для индийцев характерна естественность - здесь не увидишь в семейном кругу вызывающее поведение, кокетство. Женщина до такой степени прочно замыкает кольцо своего внутреннего мира вокруг мужа, его жизни, его интересов, что для нее просто перестают существовать все другие мужчины.

Иностранцы, неглубоко знающие Индию и ее народ, часто удивляются "неконтактности" здешних женщин, которые вроде бы совсем не реагируют на присутствие незнакомых мужчин. Они любят красиво одеваться - для мужа. Холят свою кожу, убирают волосы, сурьмят веки, выкрашивают красной краской пробор в волосах, надевают украшения - для мужа. Учатся петь и танцевать - для мужа. И если муж жив и здоров, если он предан семье - а это правило, исключения из которого очень редки, -женщина счастлива, она ничего больше и не желает.

При всем различии свадебных церемоний в разных штатах и уголках страны есть и общее. Очень похожи всюду слова торжественной клятвы, которую произносят юноша и девушка, вступая в брак:

"Клянемся быть вместе и в горе, и в счастье - до того дня, когда смерть разлучит нас..."

В принципе все индийские свадьбы в обеспеченных семьях очень дорогие. Они обходятся от пяти тысяч до двадцати тысяч рупий, в зависимости от материального положения родителей. Но в штате Пенджаб свадьба - особенно дорогостоящее предприятие: во-первых, за невестой полагается большое приданое, а во-вторых, родители молодых стараются перещеголять друг друга и блеснуть щедростью и богатством.

Обычно между помолвкой, во время которой жених надевает невесте на палец обручальное кольцо, и свадьбой проходят один-два очень напряженных месяца. В эти дни родители невесты собирают приданое дочери:

множество сари на все случаи жизни, другую одежду, украшения, кухонную утварь... Два дня до свадьбы невеста никуда не выходит. Дом ее украшают фольгой, гирляндами цветов и разноцветных лампочек.

Наконец наступает день свадьбы, на которую собирают до 700-800 гостей. Родители невесты должны обеспечить их угощением и жильем. Невесту одевают в ярко-красное сари, на руках у нее обязательно ярко-красные браслеты, означающие, что девушка выходит замуж. Она будет носить эти браслеты, по крайней мере, еще месяц после свадьбы.

Вечером невесту выводят на открытую площадку перед домом, где она терпеливо дожидается прибытия жениха. Пенджабские девушки считаются очень скромными и застенчивыми. Это подчеркивается тем, что лицо невесты наполовину прикрыто сари. Наконец верхом на лошади прибывает жених - его одежда расшита золотым шитьем, он подпоясан огненным кушаком, на голове яркий тюрбан. Позади на разукрашенной лошади скачет дружка - "маленький жених" в таком же наряде.

Эту процессию обычно сопровождают музыканты. Поскольку гости веселятся, поют и танцуют прямо на дороге, то всем прохожим без объяснений понятно, что происходит на этой улице. Встретив жениха у ворот, родители невесты ведут его к новобрачной, и молодые обмениваются гирляндами цветов - это, собственно, и означает венчание.

После ужина молодых ведут в "веди" - маленький храм, сооруженный из пяти бамбуковых палок, покрытых тентом. В центре его горит огонь. Один конец сари невесты привязан к кушаку жениха, что должно означать их союз и привязанность друг к другу. Молодых сажают возле огня. Затем молодые должны подняться, взяться за руки и обойти вокруг огня семь раз.


Вот теперь они уже супруги. По возвращении в дом невесты молодого мужа с шутками и прибаутками укладывают спать в отдельной комнате, а жена остается в своей девической спальне. Родственники мужа отправляются ночевать к себе домой. Утром молодую жену все в том же свадебном наряде уводят в дом мужа. Теперь молодая жена придет в дом родителей в гости только через месяц - нанесет "первый визит".

Во многих районах Южной Индии церемонии обручения не существует. Родители жениха и невесты не спешат объявить о дне свадьбы, а первым делом изучают гороскопы молодых. Только в том случае, если звездные предначертания совпадут, родители невесты приглашают будущих свойственников на смотрины.

Наконец начинаются торжественные приготовления. За четыре дня до свадьбы съезжаются все родственники невесты. Во дворе ее дома воздвигают особый навес - пандал, украшенный цветами, гирляндами из кокосов и бананов, разноцветными огнями.


В центре пандала устанавливают большую чашу, до краев наполненную рисом, поверх которого лежит цветок кокосовой пальмы, - все вместе это символизирует счастье. Вокруг чаши зажигают огни. Однако церемония начинается не в пандале, а в храме, присутствует на ней только невеста, до жениха очередь еще не дошла. В половине седьмого утра девушку, одетую в свадебное сари, ведут в храм. Там невеста бросает на пол четыре кокосовых ореха, раздает милостыню беднякам, а затем возвращается домой.

Жениха встречают только отец и дядя невесты. Ни одна женщина из дома не должна попасться на пути будущего мужа. У самых ворот жениха встречает младший брат невесты, моет ему ноги и целует его. Это означает, что будущие зять и шурин породнились.