Ритуалы на самайн. Ворота в зиму — Самайн (Самхейн): традиции и ритуалы праздника

Какие ритуалы на Самайн принято проводить? Какие традиции связаны с этим торжеством? Что таинственного и мистического скрыто под этим необычным названием праздника кельтов?

На все эти вопросы я отвечаю в данной статье.

В ирландском эпосе Самайну отведена большая глава, в которой рассказано о важности празднования этой поры. Это особенный период, когда мир живых и мир мертвых переплетаются между собой. Умершие ходят среди нас – некоторым удается даже дотронуться до них. Разве это не удивительно?!

Похожие традиции наблюдаются у всех народов мира, но именно кельты первыми начали почитать этот период в году. Чем же он так особенен и почему ритуалы, проведенные на Самайн, имеют очень сильный эффект? Давайте разбираться.

История происхождения праздника Самайн

В кельтском календаре есть два периода – светлый и темный. Самайн – это начало второй части года, когда солнце прячется за тучами, и наступают холода.

Связывали этот момент со многими важными вещами. К примеру, это время, когда собирают урожай после тяжелого трудового года. Также не забывают в холодные дни поминать родственников, которые перешли в иной мир.

Самайн – это великий бог, который олицетворяет замершее на миг Солнце. Светило умирает, но это временное явление. Весною мы вновь ощутим его теплые лучи и насладимся ярким сиянием.

Легенды гласят, что умершие возвращаются на землю и им позволено творить, что они пожелают. Они участвуют в праздновании, посещают свой дом и родных людей, даже общаются с ними. Но все это заканчивается первым ноябрьским утром.

Самайн – это соединение жизни и смерти. Праздник, который задействует, как живых, так и умерших.

Следует понимать, что на землю спускаются не только добрые духи – двери открыты и для злых демонов. Они могут воспользоваться удобным моментом и причинить кому-либо вред.

По кельтским традициям в этот период народ занимался сбором урожая и забоем домашнего скота. Определенную часть из всего этого люди оставляли для жертвоприношений, другая часть служила запасом на зиму.

В некоторых поселениях в жертву приносили не только животных, но и людей. Обычно это были плененные враги.

Считалось, что урожай, который не успеют собрать в срок, больше не принадлежит людям. И те, кто рискнет съесть такие плоды, будет наказан Вселенной.

Существовали также и особые ритуалы в этот день. К примеру, люди считали, что очиститься от негатива, собранного за год, поможет огненная стихия – она смоет все плохое и приведет к обновлению.

Поэтому принято было прыгать через костер. Также между двумя кострами проводили маленьких деток, чтобы обезопасить их от бед и опасностей.

А после того, как пламя догорало – гадалки пристально изучали остатки веток и пепла. Все это служило для предсказаний грядущих событий.

В древних сказаниях часто упоминаются сиды, которые на протяжении всего года живут в высоких холмах, а в Самайн выходят к обычным людям.

Они дружат с ними, играют, признаются женщинам в любви (а некоторых даже забирают с собой). Сиды могут подарить вечную жизнь и молодость. Сами они намного красивее людей и имеют идеальное тело. Им известны все тайны Вселенной.

В некоторых легендах речь идет о том, что даже боги спускаются с небес на землю в этот особый период.

Волшебная ночь Самайна — шабаш ведьм?

Во время празднования Самайна в жизни каждой ведьмы наступает особенный период. Ведь это необыкновенное время, которое идеально подходит для колдовских затей.

Все колдуны и ведьмы становятся сильнее – их энергетика достигает своего максимума.

Каждый день праздника имеет свое мистическое значение для ведьмовских групп. В году имеется несколько праздников, которые считаются особенными среди колдунов. Ночь Самайна занимает в этом списке почетное место. Это день, когда реальность начинает меняться – в воздухе витает магическая атмосфера.

В мире все течет и все меняется – что-то умирает, а что-то рождается. Этот беспрерывный цикл носит название Колесо Года. Оно олицетворяет перерождение Бога Солнца, который умирает, чтобы вновь возродится.

После холодной и темной ночи наступит радостный и яркий день – по-другому быть не может.

У ведьм Самайн – это начало нового жизненного круговорота. Шабаш имеет связь с сезонностью природы, а также зависит от фаз луны. Самайн считается главным шабашем, ведь он совмещает два несовместимых понятия – рождение и смерть.

В эти дни открываются все двери в потусторонние миры, и ведьмы могут путешествовать сквозь пространство и время. Есть возможность устанавливать контакты с неземными духами.

Если у человека имеются вопросы к умершему близкому родственнику, Самайн – самое подходящее время разузнать нужную информацию. И ведьмы издавна пользовались этим.

Маги всего мира проводят многочисленные ритуалы в праздник всех мертвых.

Не только у кельтов есть подобная традиция, схожее торжество было и у славян. Оно носило название Ночь Велеса. Все приметы также были похожи на кельтские.

Традиции магического праздника Самайн

Главной, но не единственной традицией праздника считается общение с умершими людьми. Для них оставляли различные угощения, развешивали любимую одежду.

Те, кто и сейчас уважительно относится к данному периоду, обязательно достают старые фотоальбомы и вспоминают моменты из жизни, когда родные были еще рядом.

Также в это время принято слушать музыку и смотреть фильмы, которые нравились близким.

У всех нас есть уникальная возможность попросить прощения у тех, кто отошел в мир мертвых. Они гарантировано услышат ваше искреннее обращение и, если оно действительно идет из самого сердца, простят вам любые провинности.

Если вы отмечаете праздник за семейным столом, не забудьте оставить одно или несколько лишних мест. Выставьте все блюда и напитки около этих стульев.

Вспоминайте о своих родных лишь хорошее. Но не нужно все время разговаривать о том, что уже прошло. Поверьте, духам очень интересны события, которые случились после их смерти. Говорите о своих детях, о внуках, о соседях – обсудите все важные события, что произошли за год.

Не расстраивайтесь, если вам приходится встречать волшебную ночь в полном одиночестве. Это не повод молчать. Ведите беседу так, как будто рядом с вами собралась целая компания.

При выборе блюд остановитесь на тех, которые нравились усопшим, но и о себе не забудьте. Главное, чтобы вечер принес положительные эмоции. Из напитков отдайте предпочтение красному сухому вину.

Не нужно покупать уже готовую еду в магазинах. Выделите время и сделайте все своими руками. Пусть блюд будет и не так много, но они будут созданы с душой.

Особо почитались в давние времена сезонные блюда. Так как Самайн – осенний праздник, то и яства были соответствующими.

Во-первых, на столе были всевозможные овощные рагу, во-вторых, особое место занимали фрукты (яблоки, груши), в-третьих, после забоя скота было много мяса, которое жарили, варили и тушили. Отдельно место уделялось молочным продуктам.

Главное, что вы должны усвоить – духов не нужно бояться. Вполне вероятно, что вы заметите что-то паранормальное. Это хороший знак – предки заметили ваше внимание и спешат к вам.

Очень хорошая традиция – избавление от лишнего хлама. Согласитесь, за всю нашу жизнь скапливается столько ненужных вещей, которыми мы почти не пользуемся, но, как только речь заходит, о том, чтобы их выбросить, нам становится жалко.

Так вот, данный праздник – это повод наконец-то навести порядок вокруг себя. Даже самая обычная уборка превращается в магический таинственный обряд, избавляющий от негатива.

Если вы добавите в воду для мытья полов соль и сбор трав, то очистите свое жилье от плохой энергетики и защитите его от злых демонов.

Хорошей традицией является преобразование дома – украсьте стены и окна по своему желанию. Включите в декор огненные краски – цвета осени. Также можете расставить по углам горящие лампадки и свечи.

Бог Солнца умирает и возрождается. То же самое можно сказать о зернышке, которое сначала кладут в землю (словно хоронят), но оно начинает оживать и наконец-то дает росток.

Зерно пробивается сквозь преграды и появляется на свет обновленным и полным жизненной энергии. Зерно служит символом магического торжества. Им украшают дом, высыпают на стол.

Если у вас есть камин, обязательно разожгите его. Пусть потрескиванье поленьев согревает вас в осеннюю ночь, а огненная стихия наполняет ваш тихий семейный уголок уютом и теплом.

Если камина нет, подойдет и обычная свеча. Но огонь должен присутствовать в этот период в доме обязательно!

Хорошая идея – провести празднование на свежем воздухе. В таком случае можно разжечь костер и прыгать через него, как делали это кельты. После того, как пламя утихнет, заберите несколько угольков с собой. Они станут вашими счастливыми талисманами.

Самое главное: в этот период не забывайте о своих самых близких людях – и живых, и мертвых. Ни в коем случае не ссорьтесь, не пытайтесь доказать свою точку зрения. Ведите мирные и спокойные беседы. Создайте вокруг себя тихую атмосферу.

Не помешает поразмыслить о смерти и предстоящем переходе в иной мир. Каждому из нас это предстоит. Наша задача – избавиться от страха смерти.

Ритуалы на Самайн — обрядовая церемония

Интересное


Самхейн. Праздник поминовения предков. День второго полнолуния после Осеннего равноденствия. Окончание сбора урожая, начало зимы.

Период между Самхейном и Зимним Солнцестоянием считается самым тёмным в году, в это время любое тёмное колдовство будет действенным, даже если совершается на растущей Луне. Этот же период самый спокойный: все полевые работы закончены (что не было убрано остаётся на полях как дар Зиме), запасы подсчитаны и убраны, природа уже подготовилась к зиме и отдыхает. Время сна и наивысшего покоя, время накопления сил. Все живут старыми запасами, строят планы на будущее, выдумывают проекты и прожекты, которые должны принести плоды в следующем году. В то же время этот период очень благоприятен для торговли и заведения новых знакомств. После Самхейна открывались зимники, люди везли плоды своих летних трудов на ярмарки, продавали излишки и покупали то, что сами сделать не могли.

Самхейн не единственное прочтение этого древнего кельтского слова. Другим вариантом является более распространённое "Самайн", но возможно прочитать его также как "Саван". Такое соответствие не случайно: Самхейн это праздник поминовения предков, время, когда грань между Миром Живых и Миром Мёртвых истончается и Деды смотрят на нас, радуясь нашим подвигам и достижениям или огорчаясь из-за наших неблаговидных поступков. В этот день мы можем просить у них помощи и защиты, но можем получить и наказание, если дела наши недостойны и постыдны. У кельтов покровителями праздника считались бог Дагда и богиня Морриган В славянской мифологии Морриган соответствует Мара, Марена – разрушающая ипостась Великой Матери, воплощение зимы, хозяйка мёртвой воды. Дагду соответствует Велес – хранитель стад, полей и лесов, но он же и проводник в Мир Мёртвых. Именно Велесу посвящалось часть урожая, оставшаяся неубранной.

Столь модный ныне Хэллоуин – это поздняя христианская пародия на Самхейн. Принявшие чуждую веру, предавшие обычаи и законы предков не могли больше рассчитывать на их поддержку и помощь, но совершенно справедливо опасались наказания, от которого их не мог защитить новый бог. Страх заставлял людей прятать лица под масками, устраивать шумные оргии и карнавалы, а вскоре и срок празднования Дня Предков был забыт, оказавшись привязанным к формальному, гражданскому календарю. Этот шабаш не имеет никакого отношения к настоящему, красивому и строгому празднику.

В 2009 году второе полнолуние после Осеннего равноденствия случится 2 ноября в 22 часа 05 минут 38 секунд по Московскому (зимнему) времени, соответственно ночь с 2 на 3 ноября и будет ночью Самхейна или, как её называли на Руси – Велесовой Ночью.

Как же правильно отпраздновать Самхейн, Велесову Ночь?

Днём вспомните о своих живых родственниках, пошлите поздравления им, напомните о себе, пожелайте им чего-то хорошего. Впрочем, дело это полезное, делать его можно не только в Самхейн, но в Самхейн – обязательно.

Придя с работы домой поставьте на окне свечу – маяк, на который придут души Ваших предков. Соберите праздничный ужин. На столе должны быть печёные овощи: тыква, репа, яблоки, орехи, кабачки, свежий хлеб. Будет очень хорошо, если этот хлеб (обязательно дрожжевой!) хозяйка испечёт сама. Можно ли подавать на стол овощи, привезённые из Америки – помидоры, баклажаны, перцы? Думаю, да, они уже стали частью нашей традиции и многие национальные кухни Старого Света (та же украинская, например, или болгарская) без них уже не мыслимы. Из мяса на столе должны быть свинина и/или птица, очень хорошо, если будет дичь, ведь Велес – покровитель охотников. Обязательно красное вино или медовуха (смешивать их не рекомендуется из медицинских соображений).

Садясь за стол погасите весь электрический свет в квартире и зажгите свечи. В древности кельты на Самхейн гасили весь огонь в своих домах, разжигали на главной площади поселения или города большой костёр – Королевский Огонь – и от него снова зажигали очаги. Сделайте свой Королевский Огонь, зажгите свечи от той, которую поставили на окно, как маяк для душ предков. Поставьте к столу несколько пустых стульев, для тех, кто может в это время случайно заглянуть в Ваш дом, для предков, которые придут на Ваш зов. Самхейн – праздник щедрости и гостеприимства.

Поднимите бокалы за своих предков, помяните их добрым словом, скажите им спасибо за то, что вы вообще есть на этом свете! Помяните поимённо тех кого помните, помяните и тех, чьи имена уже забыты. Скажите спасибо живым, родителям, дедушкам бабушкам. Пожелайте добра и успеха детям и внукам, ведь они наше продолжение, они будут поминать нас, когда нас уже не станет. Самхейн это праздник связи поколений, день, когда мы смотрим не только назад, но и вперёд.

Самхейн это ещё и день подведения итогов. Вспомните всё, чего удалось добиться за прошедший год, что было хорошего. Поблагодарите Высшие Силы за это. Подумайте, от чего бы Вы хотели избавиться? Напишите на листе бумаги: "Да уйдёт из моей жизни..." и это. Сожгите эту записку и развейте пепел по ветру.

Самхейн это время построения планов на будущее. Подумайте, чего Вы бы хотели добиться? Мечтайте!

И не забудьте выставить на улицу угощение – пусть даже маленькое блюдечко – для тех умерших, кого забыли, чей род пресёкся, кого некому помянуть. Пусть они помянут Вас добрым словом где-то там, в своих мирах...

Самайн - кельтский праздник, знаменующий собой окончание периода сбора урожая и завершение выпаса скота. При этом Самайн не ограничивается сельскохозяйственной тематикой. С этим днем также связаны колдовские обряды, а его современная интерпретация - Хэллоуин - любим многими детьми и взрослыми в разных странах мира.

Ежегодно дата праздника одна и та же. Так и в 2019 году Самайн пройдет в ночь с 31 октября на 1 ноября. Однако традиционно этот праздник длился неделю: три дня отводились на подготовку: 29, 30 и 31 октября. А собственно празднования шли вечером и ночью 31 октября, а затем с 1 по 3 ноября.

Название праздника происходит от древнеирландского «Samhain», что значит «собрание», «сход». Правильно произносить это слово «савань» или в современном варианте «саунь». Но в русском языке прижилось слово Самайн.

Для многих кельтских племен 1 ноября было началом Нового года (другие отмечали начало года на ). Так что дни Самайна — это дни Безвременья. Старый год уже закончился, а новый еще не начался. Кстати, праздник делит год на две части:

  • темную (начинается в конце октября-ноябре);
  • и светлую (ее начало в марте-апреле).

В Самайн эти две части года соединяются, открывая врата между Миром людей и Иным миром, который называли Сид. Согласно древним легендам, в праздничную ночь раскрываются холмы, и силы хаоса прорываются в наш мир.

Через магические двери духи умерших и различные божественные создания могут свободно перемещаться туда и обратно. Они способны даже вмешаться в жизнь людей на земле.

Глубинный смысл Самайна состоит в том, что люди в преддверии холодов заручаются верой в обновление природы, неисчерпаемости природных благ и круговороте сезонов года. Также этот день традиционно считался возможностью общения с представителями Иного мира.

Духи и другие существа

Среди магических существ, в которых верили кельты, были:

  • боги;
  • духи;
  • монстры;
  • фэйри (феи).

Ночь Самайна

Самайн — лучшее время, чтобы избавиться от всего ненужного, отжившего. Следует убрать помехи на пути к счастливому будущему. Расчистить дорогу к новым возможностям. Ведь когда освобождается пространство, всегда появляется что-то новое.

Попробуйте остановиться в суете жизни и подумать о себе. Чего вы добились? Чего бы хотели? В каком направлении движетесь?

Смотреть на себя следует трезвым и критичным взглядом. Возможно, выводы будут горькими и неприятными, но именно сейчас нужно их принять.

Традиции и обряды

Существовало множество различных обрядов и традиций, принятых на праздник.

Раздел урожая

На Самайн было принято делить собранный урожай. Часть уходила на зимние запасы, часть оставляли на праздничный пир.

Также решали, какая скотина останется зимовать, а какая не переживет зиму. Этих животных кололи и делали запасы на зиму.

Очищение священным огнем

Наиболее известным праздником, связанным с Огнем, считается . Однако Самайн, как и многие другие кельтские праздники, тоже связан с Огнем.

  1. Сначала в селении гасили все источники освещения, все печки и т.п.
  2. Далее нужно было добыть «чистый» огонь, то есть от трения либо от искры.
  3. Этот огонь на факелах носили по всем улицам и домам, чтобы защититься от колдовства и нечистой силы. Его дымом окуривали жилище и подсобные помещения.
  4. Скотину проводили сквозь пелену дыма с целью очищения от скверны.
  5. В каждом доме от «чистого» огня разжигали очаги.

Кроме того, популярным было разведение костров. Через них прыгали. Либо проходили между двумя близко расположенными кострищами.

В костры кидали кости, оставшиеся после трапезы, а также клоки шерсти домашнего скота. Все это делали, чтобы обеспечить урожай в следующем году.

Пир на весь мир

На Самайн устраивались широкие трапезы. В стародавние времена был распространен королевский пир. Считалось, что он защищает население от темных сил, а кто придет на пир — неподвластен злу.

Монарх устраивал большой пир для всех граждан. На земле расстилали шкуры, усаживались на них. В центре сидели более знатные господа. Еду приносили на подносах: бронзовых, глиняных или деревянных.

В основу трапезы были включены:

  • хлеб;
  • много мяса — свинины, говядины, баранины;
  • рыба — вареная, печеная, соленая;
  • молоко, масло, сыр;
  • орехи и яблоки.

Из напитков в разных регионах предпочитали разные: пиво, вино, медовуху. Во время пира народ развлекали барды, которые пели под звуки музыкального инструмента — аналога лиры.

Люди веселились от души, поскольку понимали: после Самайна грядет период холодов и экономии продовольствия.

Ритуалы на Самайн

Праздник отмечается в энергетически сильные дни, потому отлично подходит для выполнения различных ритуалов. Вот некоторые из них.

Ритуал избавления

Так как Самайн считался началом нового года, накануне праздника самое время избавиться от ненужного:

  • пустых переживаний;
  • печальных воспоминаний;
  • неуверенности в себе;
  • страхов и огорчений.

Для проведения ритуала подойдут числа: 29, 30 или 31 октября. Вам нужно прийти на берег любого водоема (речки, озера, пруда) и набрать камешки.

Сядьте на берегу возле воды. Возьмите в руку один камешек. Подумайте о чем-то одном, от чего хотели бы избавиться. Бросьте камень в воду со словами «Отпускаю».

Возьмите второй камень. Проделайте то же самое. Таким образом, избавьтесь от всего, что мешает вам найти дорогу к новой, счастливой жизни.

Застолье

Самайн немыслим без праздничной трапезы. Если есть возможность, пригласите родственников. Обязательно оставьте на столе дополнительные тарелки с едой и приборы, чтобы умершие родственники могли присоединиться к вам.

Во время застолья вспоминайте ваших предков, непременно добрыми словами и благодарностью. Помните, они защищают ваш род.

На праздничном столе в Самайн готовили блюда из следующих продуктов:

  1. поздние овощи, например, картофель, репа, морковь, тыква, кабачки;
  2. мясо и потроха в разных вариантах приготовления;
  3. сливочное масло;
  4. хлеб — вкусный, ароматный, только из печи;
  5. орехи;
  6. десерты с яблоками.

Еда была сытной, обильной и достаточно жирной. Всем хотелось наесться от души и согреться холодным вечером накануне ноября.

Медитация во время прогулки

Самайн — время для углубления в себя, для созерцания природы. Днем 31 октября или 1 ноября погуляйте по лесу или парку, сходите к озеру.

Наслаждайтесь осенними красками. Вдыхайте запахи, ощущайте на лице порывы ветра.

Подумайте о смене времен года, о таинстве рождения и смерти. О перерождении и вечной душе.

Гадания

В это время можно гадать, в особенности на картах Таро или рунах. Если вы владеете иными способами гадания, они также подходят. Подумайте о том, как решить ваши проблемы, как преодолеть сложности.

Посмотрите рассказ о ритуалах и традициях в викканской традиции (магия):

Праздник у разных народов

Разные народа отмечают Самайн и его аналоги по всему миру.

Хеллоуин по всему миру

Для начала давайте разберемся, как кельтский Самайн связан с известным нам Хеллоуином.

В попытке укрепления веры в Христа языческие праздники старались заменить на христианские. Об этом гласил указ Папы Римского в 7 веке.

Самайн не запрещали, но подменили Днем Всех Святых (All Hallows Day), который отмечается 1 ноября. А его канун (31 октября) назвали All Hallow e’en (evening). Именно отсюда идет название современного праздника.

После христианизации Самайн сильно изменился. Теперь его основным значением стало поминовение умерших.

Спустя годы в народном представлении существа из Иного мира превратились в демонов, их стали бояться. Кроме того, если раньше умерших предков почитали и считали их защитниками рода, то теперь стали опасаться любых мертвецов.

Люди начали верить, что благочестивым поведением и усердными молитвами можно защитить себя от нечисти и прогнать духов прочь. Отсюда многие запреты на Хеллоуин.

Например, в этот день запрещается выплескивать воду за дверь, чтобы случайно не попасть в мертвеца и не навлечь гнев.

Тыква-светильник

Известным символом праздника считается светильник из тыквы, на которой вырезано зловещее лицо. Впервые они появились в 1837 году Америке. По легенде, такой светильник помогает душам умерших найти путь в чистилище.

Позднее люди стали полагать, что подобные светильники защитят их дом от нечисти, которая в избытке летает ночью с 31 октября на 1 ноября. Светильники выставляли возле дома.

Карнавальные костюмы

На Хеллоуин многие дети надевают карнавальные костюмы. Даже устраивают костюмированные вечеринки. Популярны образы всевозможных:

  • монстров;
  • вампиров;
  • оборотней;
  • фей и ведьм.

Выпрашивание сладостей

Издавна идет традиция, согласно которой бедняки ходили по домам и выпрашивали «духовные пирожные» — специальная выпечка ко Дню всех святых. В благодарность они молилисья за души умерших родственников хозяина дома.

Позднее появился особый термин Trick-or-treat , что означает «проделка или угощение». Дети ходят по домам и выпрашивают сладости. Тем, кто откажет, они могут причинить мелкую пакость. Например, сломать забор.

Впрочем, в 21 веке угроза стала шуточной. Конечно, никто не станет портить чужое имущество. К тому же те жители домов, которые хотят принять участие в угощении детей сладостями, особым образом украшают фасад своего дома. Поэтому отказов не случается.

День мертвых в Мексике

Отмечается 1 ноября (как день умерших детей) и 2 ноября (день остальных умерших). Согласно верованиям, в эти дни души умерших родственников посещают живых.

В Мексике принято ходить на кладбище с целью общения с духами. На могилах устанавливают алтари с фотографиями умерших, приносят еду и напитки, которые человек любил при жизни.

Несмотря на печальный смысл праздника, он проходит радостно и весело. На кладбище принято смеяться, вспоминать веселые случаи из жизни.

Популярны фигурки и выпечка в форме черепов. А главным символом праздника считается Катрина — скелет девушки в модной шляпе с цветами. Катрина показывает богатую при жизни даму, напоминая, что все смертны, вне зависимости от денег при жизни.

Велесова ночь у славян

Этот праздник имеет много общего с Самайном. Он также отмечается в ночь с 31 октября на 1 ноября и считается ночью великой силы.

В это время раскрываются Врата Нави, то есть врата в потусторонний мир. Длится она до первых петухов 1 ноября. Это время объединения прошлого и настоящего, умерших предков и ныне живущих.

Ночь с 31 октября на 1 ноября — самое лучшее время года для общения с усопшими, в эту ночь нужно попросить у них прощение за те обиды которые мы наносили им при их жизни.

Самайн — время одиночества, в темные ночи мы пробираемся к скрытому в собственной душе, в своих тайниках. Это возможность разобраться в себе.
Именно поэтому в неделю до и после праздника часто появляется ощущение новой освоенной ступени, инициации. Получается то, чего раньше не выходило, прежние умения становятся еще точнее.

В канун Самайна приходит знание о лишнем, мы осознаем, что в нашей жизни- ненужное украшение, досадная помеха. Изжившие себя отношения, старые вещи, любая обуза — все это, бережно хранимое когда-то, теперь нужно отпустить. Мы не просто испытываем потребность расстаться с этим, мы, наконец, можем это сделать – и в Ночь Духов разбрасываем камни без боли и сожалений.

В этот вечер даже обычная уборка приобретет магическое значение — соберите весь хлам, копившийся годами и собиравший на себе пыль и ваше собственное раздражение, и избавьтесь от него. Выметите за ворота ваши обиды и не позволяйте более никому устраивать мусорные кучи на вашем пути, будь то самые настоящие кучи пыли или же кучи чужих проблем, аккуратно перегружаемые на ваши плечи.

Поэтому кроме ритуалов объединения и подведения итогов прошедшего года в Самайн вспоминают своих родственников, тех, кто встретился на пути в этой и других жизнях. Вспоминают добрым словом, зажигают светильники и свечи в их честь, пьют в их память и память их дел. Духов, почтивших собрание своим присутствием, приглашают к трапезе.

Застолье на Самайн сродни поминальной тризне:

— принято угощать всякого, кто по прихоти судьбы оказался рядом;

— по этой же причине на Самайн не устраивают бурного веселья и фейерверков: это светские удовольствия, оставьте их для общественных мероприятий;

— Самайн — тот праздник, когда не принято отказывать искренне просящему;

Помяните дела друзей и врагов ваших, оцените по заслугам то, что было ими сделано для вас. Если ранее вы хотели возмездия — постарайтесь осознать, что вас — такой или такого — не было бы, не существуй всех, кто так или иначе повлиял на ваше мироощущение. Не просите мести или бед на чьи-то головы. Просите воздаяния, отдайте решения в руки предков и освободитесь: вдохните покой Ночи Самайна.

Самайн — Главный кельтский праздник (Праздник перехода к зиме), который открывал один из четырех сезонов, отмечался в ночь на 1 Ноября, дабы задобрить и умиротворить темные силы неизвестного.

В ирландской эпической традиции это день великих деяний. Вот, что говорится в старинной уладской (Улад — самая большая область в древнейшей Ирландии) саге про Самайн:

«Раз в год собирались все улады вместе в праздник Самайн, и длилось это собрание три дня перед Самайном, сам день Самайна и три дня после него. И пока длился праздник этот, что справлялся раз в году на равнине Муртемне, не бывало там ничего иного, как игра да гулянье, блеск да красота, пиры да угощенье. Потому-то и славилось празднование Самайна во всей Ирландии.»

Самайн — момент открытого столкновения внешнего и потустороннего мира. В этот день разверзались холмы и из них выходили сиды c целью сватовства или добычи чудесных предметов. Мудростью, ростом и красотой они, естественно, превосходили простых смертных. В человеческую же жизнь они предпочитали по возможности не вмешиваться. Сиды обладали даром прорицания и некоторые сиды обладали долголетием. Они также владели тремя магическими дарами — Фед Фиадой (магическая дымка, делающая их невидимыми), пиром Гоибниу (те, кто принимал участие в этом пире, был избавлен от старости и смерти) и чудесными свиньями Мананнана, вновь являющимися целыми и невредимыми наутро после пира.

1 Ноября также конец выпасного сезона (кельты перво-наперво были отменными скотоводами). В этот день все земные дела откладывались для отпугивания нечисти, на холмах жгли костры вокруг которых танцевали и пели, а по улицам ходили ряженные. В начале начал, Самайн был несомненно пастушеским праздником, дающим содействие силам прироста и плодородия, задабривающий смерть и держащий в безопасном положении силы зла, угождающий богам (и позже определенному святому, который заменил их) жертвами, и как четкое разграничение между радостями сбора урожая и трудностями приближающейся зимы.

В средние века на Самайн пекли особые хлебцы из овсяной муки, покрытые заварным кремом. Хлебцы эти были разнообразной формы — треугольные, квадратные круглые с отверстием по середине, причем предпочтение отдавалось последней форме. При выпечке старались их не поломать, так как тогда это считалось дурным знаком. В этот день пастухи выходили в поле и разламывая пополам хлебцы кидали их через плечо, что считалось лучшей оградой скота от волков, орлов и лисиц.

Samhain, — а позже «Hallowe’en», судя по самым ранним кельтским записям был самым важным и зловещим праздником Кельтского года. Изначально он праздновался в ночь на 1 Ноября и далее весь следующий день. Тогда верили что весь мир кишит богами и духами язычников-кельтов и потусторонний мир становится видимым и доступным человеческому роду. Обитатели сверхестественного мира могли свободно смешиваться с толпой, обладая особенностями связанными с опасностью для человеческого существования.

Изначально Друидический праздник, Самайн сопровождался, как указывают Ирландские укописи, многими примирительными соглашениями и остался самым популярным календарным праздником, праздновавшимся, сохранив многие ритуалы, еще в этом столетии.

В этот день обычно предсказывали будущее по середине ореха, по капустным кочерыжкам, капали яичный белок в воду и так далее, но иногда человеческое стремление к знанию будущего получало неожиданные и возможно нежеланные ответы на заданные вопросы. Главное было соблюдать осторожность. Потусторонний мир мог показаться в непривычном и устрашающем человеческий взор виде, или же кто-нибудь из того мира, мог сыграть злую шутку с одним из искателей ответов, заставив его поверить в то, что ему пригрезилось, как в то, что произошло с ним на самом деле.

Во многих районах каждый дом имел свой собственный костер, зажигаемый только в Самайн — «samhnag» и обычно один из домов был местом собрания всех жителей.

В ранней кельтской традиции, Самайн близко ассоциировался с похоронными холмами, где, как полагали, существуют входы в потусторонний мир, и в этом смысле празднование Хэлловина в Фортингэйле, в начале Долины Льва в Пертшире особенно интересно.

Сам праздник там состоял отчасти в необычной манере проведения, будучи по существу праздником общинной природы, отдельно от чего-либо еще, и это продолжалось и в этом столетии.

Другой необычной чертой в этом районе Высокогорья, где сохранилось так много архаичных (устаревших) традиций, была дата, в которую праздник обычно имел большую силу — 11 ноября. Необычная дата Самайна здесь, была приурочена к дате Фортингэйл Фейл (Фортингальской Ярмарки) и между двумя этими собраниями было много общих ассоциаций. В других местах, церемония проходила в традиционную дату, и активность в праздновании менялась из региона в регион.

Когда праздник подходил к концу, новый огонь, зажженный от священного общинного огня переносился в каждый дом, и это происходило потому, что подобно Бельтановским огням, огонь Самайна был сделан из огня защищающего от беды, огня зажженный трением двух кусков дерева.

Этот древний праздник почти окончательно сошел на нет не только потому, что молодежь перестала интересоваться им, и не потому, что люди перестали помнить о нем, но потому что было остановлено хранителем, который утверждал, что это великое действо на холме заменилось только игрой и потеряло свой глубинный смысл.

(Академия эзотерического интернет образования «Энергомагия»)



Древнеирландское слово Samain произносится с ударением на первый слог. Ирландская буква "m" в межвокальном положении читается как звук "v", гласная "i" смягчает следующую за ней "n". И хотя правильное прочтение будет "савань", мы будем употреблять принятое в России традиционное "Самайн" (в современном ирландском пишется - Samhain, читается - "саунь").

Происхождение слова samain возводят к санскритскому samana - "собрание", "сход".

На галльском материале Самайн зафиксирован как Samonios в календаре из Колиньи.


Традиция Самайна

Самайн - один из четырех главных календарных праздников кельтов, знаменует собой начало зимней, темной половины года. У многих кельтских народов 1 ноября - начало нового года (у древних ирландцев новый год начинался в Бельтайн).

Обрядность Самайна да и других календарных праздников у кельтов сложилась в период, когда в их хозяйстве преобладало скотоводство. Самайн знаменует скотоводческий, а не земледельческий цикл. Календарная датировка Самайна подтверждает это предположение.

Самайн - типичный календарный праздник, связанный, прежде всего, с окончанием пастбищного сезона. В конце октября овец и рогатый скот собирают в одно стадо и возвращают к людским жилищам. Часть скота идет на убой, часть - для размножения. Эта древняя скотоводческая практика в Европе была известна еще в эпоху неолита.

Период Самайна длится семь дней. Ирландская сага повествует о гуляньях уладов в другие дни Самайна (три дня до и три дня после) на равнине Муртемне. В Самайн собирались короли, вожди и весь народ. Король или вождь давал пышные пиры, на которых принято было обильно есть и пить до полного опьянения. Традиционные праздничные игры и соревнования тоже проводились в Самайн, а так же разрешение соперничества с помощью поединка.

Самайн - срок уплаты долгов, подати, принесения даров. Каждый пришедший на пир должен был принести дар своему господину, чаще всего продовольственный, например, поросенка для того же пира.

Одним словом общественная сторона праздника сводилась к сбору всех людей в традиционном месте - на пиру у вождя или короля, а так же к сопутствующим этому пиру народным гуляньям и играм. Ритуальная сторона праздника более сложная и ее концепция до конца не выяснена. Друиды проводили некую службу, жертвоприношения, обряды, одним из которых было возжигание огня. В ночь повсюду гасились огни, и новый огонь возжигался друидами.

На стенах домов и на частокол вокруг крепости насаживали и вывешивали человеческие головы и черепа, но отнюдь не с целью испугать случайного путника. Головы убитых врагов должны были отпугивать нечисть. Видимо, такое убеждение происходит от веры кельтов в то, что жизненная сила и дух человека заключены в его голове. Этот обычай был зафиксирован еще в 16 веке.

К Самайну непременно тщательно убирали дом, чистили очаг. Для умерших оставляли еду и питье.

Сакральный смысл Самайна

Самайн - своеобразный эпилог года, эпилог жизни, в это время подводится итог. Франсуаза Леру в книге "Друиды" пишет: "все знаменательные мифологическо-эпические события концентрируются вокруг него (Самайна), в нем обретают свое предвестье и в нем же - свой эпилог: кажется, все время словно бы сжимается в нем".

Само понятие Самайн обозначает некий вневременной период, замкнутый цикл, в который успевают начать и завершиться все события, это священное время - время, которое может длиться сутки, год или вечность. Самайн соединяет две половины года, темную и светлую, соединяет два мира - Верхний Мир людей и Сид, Иной Мир. Священные дни не входят ни в год наступающий, ни в год уходящий, это Дни Безвременья. Это праздник верховного божества, представляющего Тьму и Свет.

Самайн - промежуток времени не принадлежавший ни будущему, ни прошедшему. В дни Самайна истончается граница между мирами, открываются Переходы, раскрываются холмы, Сид и "все сверхъестественное устремляется наружу, готовое поглотить людской мир". В мир людей проникают бессмертные, а герои могут пройти в Сид. В ночь Самайна вырываются на свободу силы хаоса.

Ритуальный смысл Самайна состоит в обретении гарантии неисчерпаемости природного ресурса, повторения, возрождения, обновления календарного года.

Первоначальная суть Самайна - в общении людей с сидами и другими существами из Иного Мира. Самайн - день поклонения сидам. О том, кому именно поклонялись и приносились жертвы в эти дни, существует несколько версий.

Н.Пенник и П.Джонс утверждают, что Самайн был посвящен "союзу бога племени (в Ирландии - Дагда) с богиней верховной власти Морриган". Этой же версии придерживается и Т.Пауэлл.

В "Старине Мест" говорится: "ему (идолу Кромм Круаху) бесславному, - должны были они принести своих первенцев, с множеством стенаний, пролить их кровь вокруг Кромм Круаха; молока и хлебов - вот чего они тотчас просили, треть их хороших плодов, и велики были ужас и шум". Многие исследователи полагают, что речь идет о человеческих жертвоприношениях. Однако, вероятней всего, первенцы - это детеныши домашних животных.

Согласно легенде золотой идол Кромм Круаха стоял на равнине Маг Слехт в окружении еще двенадцати каменных "истуканов". Святой Патрик расколол этого идола молотом. Имя Кромм Круаха означает "Склонившийся с Холма", и вероятно, это имя он получил уже после того, как был сокрушен святым Патриком. Некоторые специалисты предполагают, что изначальное имя этого божества было Кет Круах, т.е. "Повелитель Холма".

В саге "Смерть Кримтанна" (Aidid Crimthaind) рассказывается, что Колдунья из Сида Монгинн умирает в канун Самайна, из-за чего "простой народ" называл Самайн "Праздник Монгинн". (Conid de dogarar feil Miongfhinde frisin Samain icon da escursluagh). Далее повествуется, что "простой народ" возносит молитвы к Монгинн в ночь Самайна.

В связи с праздником Самайна в сагах упоминаются и фении. Фении собирались в ночь Самайна в Таре. В древних сагах упоминаются также и "отряды разбойников Самайна", хотя вероятней всего подразумеваются те же фении, тем не менее, их ставят в один ряд с призраками, фоморами и сидами. Так же среди сил Самайна упоминаются "хранители дорог".

Ритуал Разжигания Огня

Один из самых главных ритуалов, совершаемых в Самайн, - это, конечно, разжигание священного огня. Ритуальный огонь непременно должен быть "новый", "живой", "чистый", т.е. только что добытый. Это требование к ритуальному огню существует не только у друидов, но и у большинства других народов. Все другие огни: светильники, очаги в домах, костры во дворах - должны быть погашены, чтобы вновь быть зажженными от этого нового ритуального огня. Возжигать огонь раньше огня, разведенного жрецами в очаге короля, было запрещено под страхом смерти.

Добывание нового огня производилось древнейшими способами - высеканием или трением. Считался священным и огонь, зажженный ударом молнии. Не смотря на появление более современных способов добычи огня, возжигание огня трением по-прежнему считается обязательной частью ритуала.

Наиболее распространенным и древним видом ритуального огня является, конечно, костер. Священный огонь из костра разносился по жилым домам с помощью факелов, где им разжигались очаги. Также горящие факелы обносили вокруг земельных участков и домов. Шествие с факелами вокруг деревни, вокруг полей и поселений - один из самых живучих обрядов.

Огонь может уничтожить любое зло, предохранить от колдовства, ведьм, нечистой силы. Огню и дыму ритуального костра придаются целительные свойства. Постройки окуривали дымом для очищения. Больных и детей подносили к огню, к дыму костра. Через дым костра прогоняли скот, чтобы он был здоров. Золу от священного костра ссыпали в воду, которая использовалась как целебная. Головни от костров и угольки считались оберегами от удара молнии.

В Шотландии в костер бросали кости домашних животных, клочки их шерсти, а на Шетландских и Оркнейских островах - кости рыб. Обряд этот, кроме как жертвоприношение, имеет и другое толкование - вера в продуцирующую силу огня, магия воспроизводства. Подобные обряды широко зафиксированы в плодородных ритуалах - возвращение земле части ее урожая, чтобы улучшить урожай следующего года.

Жертвоприношения Самайна

Приношение жертвы носит две цели: первая - получить помощь богов (духов) или благодарение за эту помощь, вторая - оградить себя от их дурного воздействия. Это особенно касается духов умерших.

Поскольку культ умерших в большей степени развит у земледельческих народов, можно предположить, что изначально в Самайн умершим не уделялось столько внимания, поскольку древние кельты были скотоводческим народом, лишь со временем освоили земледелие, что и повлекло за собой изменения в структуре празднества.

Основным жертвенным материалом служил скот - в жертву приносилось мясо домашних животных, кровь и кости. В прибрежных районах среди жертв присутствовала так же рыба. В основном жертвы приносились с помощью огня. Но известны и более кровавые жертвоприношения, когда жертве перерезали горло или закалывали. Таков ритуал заклание ягненка, чьей кровью мазали лбы детям. Вероятно и это является пережитком более древнего ритуала, в котором в жертву приносились сами дети.

Ритуальная Пища

Пища делилась на два вида - обычная праздничная еда, составляющая пир, и обрядовая пища, которая была часть магического ритуала. Такая пища воспринималась не как удовольствие, нередко ее остатки сохранялись с магическими целями (обереги, исцеление, увеличение плодородия, благосостояния) целый год.

На угольях обрядовых костров выпекали ритуальный хлеб, который по поверьям, обладал особой целебной силой. Магические свойства обрядового хлеба переходили ко всем, кто получал его кусок. Все члены рода приобщались к нему, хлеб давали даже домашним животным, крошки хлеба разбрасывали по полям.

Испеченные на золе лепешки из цельных зерен - ритуальное блюдо Шотландцев. Такие же рецепты были известны в Древней Галлии.

Пекли так же хлеб из овсяной муки с отверстием посередине. Такой хлеб пастухи разбрасывали по полям, чтобы оградить скот от хищников.

Поедание пищи рассматривалось как способ защиты от нечистой силы и одновременно как путь к контакту с потусторонними сущностями. Пища так же приносилась в дар различным богам, духам, божествам, стихиям, умершим.

Часть жертвенной пищи полностью отдавалась божествам, часть - в форме причастия к божественному и сверхъестественному - поедалась людьми.

Главное место в ритуальной трапезе занимал хлеб. Месить тесто и готовить обрядовые лепешки нужно было на овечьей шкуре, обладавшей магическими свойствами оберега и плодородия.

Рыбные блюда тоже входили в ритуальную трапезу. У жителей прибрежных районов рыба была повседневной пищей, и в ритуале ей придавалось особое значение. Например жители Оркнейских и Шетландских островов приносили с собой рыбу, когда шли праздновать Самайн, чтобы год был изобильным.

Человеческие жертвы

Безусловно, в традиции древних кельтов человеческие жертвоприношения на Самайн практиковались. Человеческая жертва сжигалась на костре, она воплощала в себе что-то плохое, от чего в новом году люди хотели избавиться, была даром божествам и духам либо откупом.

В жертву приносились преимущественно преступники, военнопленные, чужестранцы, но при нехватке таких жертв могли привлекать и местное население.

Уже в предхристианские времена участились случаи замены человеческой жертвы на жертвенное животное или чучело человека. Появились обряды имитации человеческой жертвы. На Британских островах в средние века было принято бросать жребий среди празднующих, тот, кому он выпал - считался "посвященным" костру. Шутя, участники делали вид, что собираются бросить его в огонь, после чего он должен был прыгнуть через костер. Принято считать, что все прыжки через костер - отголосок человеческих жертвоприношений.

В Корнуолле на вершину костра помещали метлу или старую шляпу, которые символизировали сжигаемую ведьму.

Пир Самайна

Значение Пира Самайна в древности нельзя недооценивать. Это было не просто совместное принятие пищи и напитков. Королевский пир Самайна является своеобразной защитой от сил тьмы, тот, кто присутствует в ночь на пире, не подвластен злу.

"Сага о Конховаре" (Scela Conchobair maic Nessa) так описывает пир в Эмайн Махе:

"Сам Конховар устраивал для них пир Самайна из-за большого стечения народа. Нужно было накормить великое множество людей, ибо для каждого улада, не пришедшего в Эмайн в ночь на Самайн, не было больше надежды, и на следующий день видели его курган, его могилу и его надгробный камень".

У уладов существовал некий гейс - запрет находиться в ночь Самайна вне стен Эмайна. Злые силы, вырвавшиеся в эту ночь на свободу, должны были погубить любого, не присутствовавшего на пиру.

В поэме о Шлиге Дала говорится о подобном же гейсе на пир в Таре.

Как же мог выглядеть королевский пир у древних кельтов? Вот описание, сохранившееся в одной из рукописей. Большое общество во время пира садилось кругом на разостланные по земле шкуры. Пища подавалась на глиняных, бронзовых и деревянных подносах. Самый знатный сидел обычно в середине. Пиршество частенько сопровождалось поединками, где победителю полагался лучший кусок мяса. Обильная еда в древности была уже сама по себе праздничным удовольствием.

Пир состоял из хлеба и большого количества мяса говядины, баранины, свинины. Мясо варили в гигантских котлах или поджаривали на вертеле. Свинина особенно любима кельтами, как жаренная и вареная, так и солонина. В изобилии присутствовала рыба - печеная, вареная и соленая. В текстах упоминается один из способов приготовления рыбы - варить в соленой воде с уксусом и тмином - простота рецепта, свойственная древним традициям. Кости, оставшиеся от трапезы приносились в жертву - через огонь или зарывались в земле.

Кроме того на столе Самайна обязательно присутствовали молоко, масло, сметана, сыр, яблоки, орехи.

Пир сопровождался пением бардов под аккомпанемент древнего аналога лиры.

В Галлии большое распространение получило вино. Полибий упрекает галльских воинов в неукротимом пристрастии к пьянству и обжорству. В других кельтских странах пальма первенства принадлежала пиву, которое варили почти в каждом доме. В более древние времена готовили медовуху (mid) - напиток на основе забродившего меда.

Пышность и изобилие пиршества обусловлено и тем, что после Самайна наступает период сезонного ограничения в еде, связанный с необходимостью экономить запасы. Ритуальные праздничные трапезы в этот период почти отсутствовали.

События Самайна

Древнеирландский эпос подтверждает огромное значение, придаваемое Самайну. Почти все, описанные в нем важные события, происходят в Самайн.

Сага "Ночное видение Фингена" (Airne Fingein) повествует о Фингене мак Лухта, которому каждую ночь на Самайн на склоне хребта Друйм Фингейн являлась женщина из сида по имени Ротниам и рассказывала ему о чудесах Ирландии. В одну их таких ночей Самайна в Ирландии появились пять дорог и пять деревьев, священных для Ирландии, а так же реки и озера.

В той же саге в ночь Самайна рождается Конн Кетхатах один из первых верховных королей Тары, зафиксированный в анналах, однако являющийся более мифологическим, чем историческим лицом.

В саге "Разговор Старейшин" рассказывается, как Финн приходит в Тару и вступает в схватку со злобным Айленом, который являлся каждый Самайн из Сида и сжигал королевскую крепость своим дыханием. Финн вызвался на бой с Айленом и победил его.

В ночь на Самайн в 560 году был проведен последний Пир Тары. Он упоминается в "Анналах Тигернаха" как "Последний пир в Таре при Диармайде мак Кербайлле" (Cena postrema Temrach la Diarmuit mac Cerbaill).

Легенда рассказывает, что король Диармайд вызвал гнев ирландских монахов, среди которых были Руадан из Лоррха и Брендан из Бирра. Тогда "двенадцать апостолов Ирландии" пришли в Тару и прокляли ее. С тех пор Тара была покинута королями и воинами, и сакральный пир в Таре больше не проводился.

Те случаи ритуального умерщвления короля, которые известны нам по ирландским сагам, происходили обычно в Самайн. Такова смерть короля Конайре, описанная в саге "Разрушение Дома Да Дерга".

В дни Самайна происходят основные мифологические сражения. Битва при Маг Туиред, центральная битва ирландского эпоса, в которой Племена Богини Дану (Сиды) сражались с Фоморами, приходится на Самайн. В эти же дни заключаются браки людей с обитателями Сида. В Самайн умирают боги и герои. Кухулин, как и многие другие, умирает в Самайн.

Самайн в христианский период

Самайн был христианизирован и преображен в День Всех Святых (All Hallows" Day), который отмечается 1-го ноября (Хеллоуин - Halloween - вечер 31 октября, церковным праздником не является). Под влиянием христианства Самайн сильно изменился, как в традиционном, так и в сакральном значении. Он стал днем поминовения мертвых, днем, когда умершие возвращаются в наш мир.

В более поздние времена, когда в сознании людей сиды и существа из Иного Мира превратились в демонов, а умершим перестали поклоняться и желать встречи с ними, ирландцы старались не покидать домов в ночь Самайна, дабы избежать встречи с призраками. А уж если им приходилось оказаться ночью вне надежных стен, то они всеми силами старались избегать кладбищ. В ночь Самайн не рекомендовалось оборачиваться, чтобы не встретить взгляд мертвеца. Хеллоуин требовал от верующих наибольшего воздержания и смирения, дабы молитвой и благочестием они могли защитить себя от сил зла. Так же среди тех, кого добрые христиане опасались в Самайн, были и духи кельтов-язычников, вернувшиеся в наш мир, видимо, с какими-то коварными целями.

Появилось множество обычаев и запретов, надуманных или преобразованных из языческих, исконный смысл которых забылся. Например, нельзя было выплескивать воду за дверь, чтобы случайно не попасть в мертвеца и не обидеть его. Вместо голов вывешивали мешки набитые соломой с нарисованными черепами. Те же головы символизируют и тыквы, появившиеся значительно позже, поскольку привезены из Америки.

Остался и обряд разведения костров, и прыжки через них. Образовалось множество примет, связанных с прыжками. Прыгали через огонь, чтобы быть здоровым, для защиты от сглаза. Пары, держась за руку, прыгали через костер, если руки не разжали, значит, союз будет крепким и состоится скорая свадьба.

В Шотландии и на Шетландских островах еще в 19 веке в костер бросали кости домашних животных, клочки их шерсти, кости рыб. В Англии в конце 19 века в жертву огню приносился пирог или освященный в церкви хлеб.

Дети, наряжаясь ряженными, ходили по домам, пугали, пели, танцевали, выпрашивали подаяния. Тот дом, который отказывал им, мог и поплатиться - дети принимались забрасывать его комьями грязи, а то и наносили более тяжелые убытки, ломали заборы, калитки, телеги.

Естественное стремление узнать будущее ввело в обычай гадание, которое, вероятно, заменило друидистические пророчества и предсказания сидов. В основном гадали девушки, конечно же, на женихов. Видов гаданий довольно много, в некоторых используются яблоки и орехи, традиционные предметы Иного Мира. Так же обращались к популярному во всей Европе гаданию - запекание в пироге маленьких оракулов - кольцо, монетка, желудь и т.д.

Перепечатка информации возможна только с письменного согласия