Виды швов и их названия. Машинные швы

Ручные швы и стежки чаще всего используются для рукоделия, вышивания. Но нередко, без них не обойтись и при пошиве одежды на швейной машине. Каждой швее обязательно нужно уметь выполнять ручные стежки и различные виды ручной строчки, поскольку без обычной ручной иглы с ниткой не обойтись при сметывании деталей одежды и проведении примерки.
Ручные строчки потребуются при соединении прокладочных материалов с основной тканью изделия. Ручным скорняжным стежком соединяются шкурки натурального меха, например, при пошиве меховых варежек или меховой жилетки .
При вышивании используется множество видов специальных стежков. Но, мы предлагаем вам ознакомиться только с основными видами и типами ручных стежков и строчек, используемых при пошиве одежды.


Любая одежда перед примеркой сметывается. Сметочный ручной шов должен хорошо соединять детали кроя, и одновременно легко распускаться. Именно этими свойствами и обладают ручные стежки для сметывания деталей кроя. Это самый распространенный ручной стежок, используемый портными.

Сметочные ручные стежки используют также и для обозначения линии стачивания вытачек, закладки складок и нанесения на ткань рельефных линий.
Цвет ниток для смёточного стежка желательно использовать контрастный.

2. Ручной косой стежок, стежок "козлик"


Потайными ручными стежками подшивается подгибка изделий с открытым срезом несыпучих тканей. Эти стежки выполняются через край. Нитку сильно затягивать не следует. Таким стежком можно выполнять невидимый подшивочный шов на юбке, платье и др.

Стежок крестиком выполняются слева направо, образуя крестообразную строчку.
Ручной стежок крестиком имеет очень много разновидностей и часто используется для декоративных целей и ручной вышивки.

3. Техника выполнения потайного подшивочного стежка


Чтобы сделать потайной стежок, ткань у кромки подвернутого края нужно слегка перегнуть. После этого, проколоть иглой ткань на нужную глубину (в зависимости от толщины ткани). Не выводя иглу на другую сторону сделать сквозной прокол отогнутого края ткани. Нить в стежках не нужно затягивать, достаточно лишь слегка подтянуть излишки нитки. Потайной подшивочный стежок рекомендуется выполнять слева направо.

Потайными стежками соединяют подкладку с изделием и подшивают подогнутые кромки.

4. Обметочный, петельный ручной стежок


Если ваша швейная машина не производит выметывание петли , то петли на одежде можно сделать вручную петельными стежками. Петельными стежками обметывают края прорезанной петли, а также обрабатывают края несыпучих тканей, вместо обработки оверлоком.

Чаще всего, обметочный стежок применяется в качестве одного из видов ручного стежка, используемого для обметывания разреза петель. Ткань нужно прокалывать на 2-3 мм от линии среза и делать петлю, забрасывая нить за иглу. Таким швом можно выполнять декоративную отделку кожаных сувениров, самодельных ковриков и т.д.

5. Ручные стежки "назад иглой"


Ручной шов, состоящий из таких стежков, считается наиболее прочным среди всех видов ручных швов. Его целесообразно применять, когда нужно восстановить машинный шов в труднодоступных местах. Им удобно пользоваться, когда нужно прикрепить обтачку к припускам шва в изделиях из тонких тканей. Таким швом можно пришить вручную застежку "молнию" и т.п.

Ручной стежок "назад иглой" выполняется справа налево. Сделайте маленький стежок, введите иглу в ткань, справа от точки, в которой нить выходит из ткани.

6. Виды стежков. Ручной стежок "вспушка"

Это профессиональный шов портных, используемый при пошиве верхней одежды, головных уборов из меха. Такой ручной шов используется портными для незаметного пришивания, закрепления деталей верхней одежды, например подборта мужского пиджака, пальто. Используется также при изготовлении меховых воротников. Игла на лицевой стороне захватывает еле заметный участок ткани, а с внутренней стороны захват иглой делается на всю ширину стежка.


Также как и для пошива одежды на швейной машинке, для ручной работы имеется целый арсенал швейных игл. Для разных видов работ и материалов используются иголки соответствующего размера и типа. Для легких и тонких тканей нужно использовать острые и тонкие иглы.


Ручные стежки можно использовать в тех местах, где швейная машина не может сделать строчку. Появляются либо пропуски стежка, либо нитка рвется. Оставьте этот участок и продолжайте пришивать молнию. Подберите иглу и теми же нитками, что стоят в катушке на машинке, сделайте имитацию машинного стежка ручной строчкой.


Ручные стежки при пошиве штор не используются. Шторы должны иметь везде только машинную строчку. Ручные строчки, сделанные даже опытной мастерицей, всегда будут отличаться от аккуратно простроченных машинных строчек.


Подшить джинсы можно не на любой швейной машинке. Швейная машина ломает иглы на грубых, сложенных в четыре слоя, участках джинсов. Самое время вспомнить про ручные строчки и подшить джинсы одним из таких ручных стежков.


При пошиве чехлов иногда необходимо защитить внутренние края от "высыпания" ткани. Сильно сыпучие ткани после стирки чехла могут "расползтись". Чтобы этого не произошло, используйте ручной стежок для обметывания края ткани. Широкими, не слишком частыми стежками, укрепите срезанные края деталей чехлов.

Шить одежду вручную давно уже не выгодно. С помощью швейной машинки это происходит быстрее и качественнее. А разные виды машинных швов позволяют сделать изделие максимально прочным. Оно хорошо переносит не только длительную эксплуатацию, но и частые стирки. Главное - знать, в каком случае как надо шить.

Классификация швов

Еще в школе дети изучают разнообразные машинные швы. 7 класс даже разбирается на практике, как их выполнять с помощью швейной машинки.

Все швы делятся на три вида: соединительные, краевые и отделочные. Соединительные швы предназначены для того, чтобы скреплять между собой разные части будущего изделия. Такие считаются базовыми. Есть, конечно, среди них и совсем необычные, но они используются крайне редко.

Краевые швы призваны оформлять края изделия, чтобы они не растрепывались и не портили Они настолько же важны, как и соединительные. Хотя и есть некоторые техники, когда края оставляют не обшитыми. Но это частные случаи.

Отделочные швы редко соединяют части изделия или оформляют его края. Они призваны декорировать и создавать необычные эффекты. Отделочные швы машинные находятся где-то посередине между вышивкой и обычным швом.

Разновидности соединительных швов

В специальной литературе терминология машинных швов довольно обширна, а порой и немного синонимична. Один и тот же шов может иметь несколько названий, но технология его исполнения от этого не меняется.

Портные выделяют такие основные виды швов:

  • Стачной и обтачной используются для простого соединения двух деталей ткани.
  • Двойной выворотный шов уместен в постельном белье и детской одежде. Он имеет не такой грубый рубец, а края ткани, обработанные этим способом, не вытрепываются.
  • Расточной шов используется в тех местах, где границы соединения ткани необходимо максимально скрыть.
  • Запошивочный шов имеет два варианта. Чаще всего он встречается на Поэтому его второе название - джинсовый.
  • Настрочный шов необходим для того, чтобы максимально надежно скрепить две детали в том месте, где на них будет максимальная нагрузка.

Как видим, машинные швы очень разнообразны, и применяются они под конкретные задания. Для того чтобы они имели максимальную эффективность, необходимо правильно соблюдать технологию их выполнения.

Стачной и обтачной швы

Основные машинные швы, которыми соединяют детали швейных изделий - стачные и обтачные. По сути, это варианты одного шва, применяемые в разных целях.

Стачной шов основывается на ниточной соединительной строчке. При этом ширина самого шва напрямую зависит от качества и свойства ткани, а также от целей использования изделия. Шириной называют расстояние от края детали до строчки.

Его технология выглядит так: детали изделия складываются лицевыми сторонами друг к другу и прошиваются на определенном ранее расстоянии от края. Далее срезы можно разутюжить, то есть разложить на разные стороны и пригладить утюгом, либо заутюжить в одну сторону или на ребро.

Для воротников, хлястиков, клапанов карманов и манжет уместнее использовать обтачной шов. Сначала изделие прострачивается стачным швом. Потом с лицевой стороны необходимо изделие выметать так, чтобы получился небольшой кант - шириной 1-2 мм. Но это не аксиома. К примеру, обтачной шов может быть до 8 мм, если это осыпающаяся ткань. Таковы виды машинного шва, являющиеся основными для портных.

Джинсовый шов

Это очень прочный и надежный шов. Его видел каждый, у кого дома есть джинсы. А они есть у всех. В любом пособии вы найдете разные виды машинных швов, таблица которых всегда содержит и несколько разновидностей запошивочного (джинсового). Его преимущество еще и в том, что он одинаково красиво смотрится как с лицевой стороны, так и с изнаночной.

Технология его изготовления понятна и сравнительно проста. Складываем две детали лицевыми сторонами внутрь. При этом нижняя должна выступать на расстояние около 1 см из-под верхней. Прострачиваем детали между собой на расстоянии около 7 мм от края верхней. Первый этап работы над швом завершен.

Нижний срез изделия необходимо подогнуть до самой строчки и накрыть верхним слоем ткани. Перевернув изделие на другую сторону, прострачиваем складку на расстоянии 1-2 мм от ее края с обеих сторон. У нас выйдет складка с двумя параллельными строчками, которые одинаково выглядят как с лицевой стороны, так и с изнаночной.

Другие соединительные машинные швы

Накладные швы широко применяются при соединении карманов или кокеток с изделием. Они имеют среднюю степень прочности. В то же время нуждаются в высоком уровне мастерства швеи, поскольку неровная строчка испортит внешний вид изделия.

Этот шов бывает двух видов: с открытым и закрытым краем. Для закрытого края деталь предварительно проглаживается и наметывается, чтобы облегчить работу с ней. Технология выполнения шва проста. На заранее намеченное место накладывается необходимая деталь и пришивается обычной или декоративной строчкой. Место пришивания хорошенько разглаживается.

Расстрочный шов относится к соединительно-декоративным. Он выполняется на основании стачного шва. Его ширина должна быть немного больше, поскольку с изнаночной стороны края шва разглаживаются и прошиваются параллельно основному. Расстояние при этом может быть любым. Главное, соблюсти два важнейших условия:

1) швы должны быть строго параллельны относительно середины;

2) расстояние от центрального шва к боковым должно быть идеально одинаковым.

Иначе весь декоративный эффект исчезнет, а будет только неаккуратное изделие.

Способы отделки краев

Немаловажно для любого изделия правильно отделать его края. В промышленных целях и у профессиональных портных для этих целей есть оверлок. Эта машина позволяет так обшить край, что он никогда уже не рассыплется. Но внешне это выглядит не очень аккуратно. Поэтому видимые края поддают дополнительной обработке.

В этих целях используют как подгибание ткани, так и ее окантовку. Это зависит от вида и структуры материала, с которым работает мастер. Также эксплуатационные характеристики накладывают свои особенности на обработку краев.

Чаще всего используют разнообразные швы в подгибку и окантовочные машинные швы. 7 класс в школах разбирает технологии основных из них. Поэтому каждой женщине примерно известно, как они выполняются и когда их лучше применять.

Иногда для придания большего декоративного эффекта можно объединять их с отделочными швами или декоративными строчками.

Швы в подгибку

Самые распространенные виды машинного шва для отделки края изделия - это разнообразные швы в подгибку. Начнем с самого простого - с открытым краем. Берем изделие и проглаживаем его края на изнаночную сторону. После этого прошиваем обычной или декоративной строчкой на расстоянии 5-7 мм от изгиба. Если имеем дело с осыпающейся тканью, то ее лучше сначала оверлочить. Этот используется, чтобы не утяжелять низ изделия. Но край всегда подвержен растрепыванию.

Двойной шов позволяет спрятать необработанный край внутрь. Для этого сначала проглаживаем край в направлении изнанки, а потом подгибаем и еще раз проглаживаем, пряча край внутрь. После этого прошиваем шов таким образом, чтобы прострочить оба слоя. Такой шов получается более надежным, но и объемным одновременно, что не очень хорошо для легких изделий.

Еще один вариант в подгибку - двойной шов прострачивается дважды, за 2-3 миллиметра от места нижнего изгиба, и такое же расстояние отступаем от верхнего внутреннего подгиба. Такой вид шва встречается в основном в брюках и джинсах, которые больше всего подвержены изнашиванию.

Окантовочные швы

Для горловины и низа рукавов в блузах порой нужна кардинально другая технология. Машинные швы здесь должны быть легкими и с минимальными рубцами, чтобы не натирать кожу. В таких случаях используются окантовочные швы.

Выполнить их без предварительной наметки довольно сложно, поскольку швее приходится следить за тремя краями. При этом кант подгибается внутрь, что существенно усложняет процесс.

Кант - это лоскут ткани, которым закрывается внешний край изделия. Его подбирают такой длины, чтобы хватило на отделку по всему периметру. С обеих сторон окантовочный лоскут проглаживается в направлении изнаночной стороны. Далее приметывается к изделию и прострачивается максимально близко к краю.

Немного усложненным вариантом выступает предварительная сборка края изделия в складки. В таких случаях кант просто необходим для того, чтобы добавить долговечность изделию. Но застрочить его намного сложнее, чтобы складки имели равномерный характер.

Декоративные швы

Пошить изделие - не проблема. Намного сложнее сделать его красивым, изящным и модным. Для этих целей существуют разные виды машинных швов. Таблица декоративных строчек всегда идет в комплекте к швейной машинке. Их использование уже существенно оживит изделие. Но можно прибегнуть и к более профессиональным способам. Для этого нужно проявить немного фантазии и швейного мастерства.

По сути, все декоративно-отделочные швы основываются на соединительных и краевых. Просто в их исполнении используются не совсем специфические для них приемы. Какие именно, рассмотрим ниже.

Усложненный крой

Все мы знаем, что, к примеру, блуза состоит из двух передних полочек и спинки. В этом нет ничего особенно декоративного. Чистая классика и скукота. Но те же полочки можно выкроить из двух и более деталей, а для их соединения использовать разные виды машинных швов, схемы которых мы рассмотрели выше.

Добавим немного "хулиганства" в манжетах. Пошьем их накладным швом, да еще и из нескольких лоскутов. При этом края последних немного растрепаем, как будто это небольшие заплатки. Конечно, такой прием получится лишь с натуральной тканью, которая практически не осыпается. Но это показывает главный принцип отделочных швов - не бойтесь экспериментировать.

Швейные машинки

Чтобы выполнять основные виды машинных швов, достаточно бытовой швейной машинки. К тому же в наборе с современными моделями часто идут дополнительные лапки и насадки, которые облегчают этот процесс. Некоторые из них даже позволяют выполнять небольшие вышивки, что немаловажно в процессе декорирования изделий.

В то же время некоторые мастерицы говорят, что ни одна современная модель не может сравниться с классическими советскими машинками. Это свидетельствует о том, что для качественной работы достаточно мастерства и немного профессиональной интуиции.

Ручные швы чаще всего незаменимы на первоначальной стадии изготовления изделия, например для простого соединения и закрепления деталей - это стежки временного назначения, которые чаще всего выполняются контрастными нитками, и, которые после выполнения всех необходимых операций просто удаляются.

Так же стежки могут быть постоянного назначения - использоваться для , выполнять декоративную функцию и т.д. Если углубляться в терминалогию, то самой маленькой единицей ручного шитья является стежок, который представляет из себя законченное переплетение нитей или нити между проколами ткани либо другого материала, произведенного на некотором расстоянии друг от друга иглой. Повторяющиеся на материале стежки называются строчкой, а строчка или строчки наложенные для скрепления двух или нескольких участков ткани представляют шов. Строчка при ручном шитье чаще всего и является швом, так как в таком случае большинство швов состоит из одной единственной строчки. Ниже представлены виды ручных стежков и строчки, которые они образуют.

Прямые ручные стежки

Служат в основном для временного соединения и закрепления деталей при начальной стадии подготовки изделия к примерке и корректировке, к обработке швейной машиной. Прямыми стежками выполняют следующие строчки:

Прямая сметочная строчка

Прямая сметочная строчка (шов) - для выполнения строчки (шва) параллельно тканевому срезу или просто по намеченной линии прямыми стежками.

Прямая наметочная строчка

Прямая наметочная строчка (шов) - для скрепления двух деталей, разных по величине, чаще всего нитью контрастного цвета.

Прямая заметочная строчка

Прямая заметочная строчка (шов) - для фиксирования подгибаемых краев деталей (низ изделий и тд.)

Прямая выметочная строчка

Прямая выметочная строчка (шов) - для закрепления краев отдельных деталей, которые были предварительно соединены (машинной или ручной строчкой) и вывернуты на лицевую сторону (клапаны, воротник, манжеты).

Прямая копировальная (силки)

Прямая копировальная строчка (силки) - для переноса контрольных знаков и меловых линий с одной детали на другую. Стежки при этом не затягивают, а образуют небольшие петельки - после завершения работы детали равноудаленно разводят в стороны и разрезают между ними нити. По оставшимся обрывкам нитей проводят меловые линии для создания контура.

Прямая сборкообразующая строчка

Прямая сборкообразующая строчка - для образования сборок, путем прокладывания одной, а чаще всего, двух параллельных прямых наметочных строчек с дальнейшим стягиваем ниток на желаемую величину.

Косые ручные стежки

Представляют собой более эластичные соединения, к тому же они прочнее и в связи с этим часто используются как стежки временного или постоянного назначения. Косыми стежками выполняются следующие строчки:

Косая наметочная строчка

Косая наметочная строчка (шов) - для получения устойчивого соединения деталей, с исключением возможности их сдвига при дальнейшем процессе обработки. Либо для закрепления верхней детали на нижней с посадкой (верхний воротник на нижний и тд.).

Косая выметочная строчка

Косая выметочная строчка (шов) - для временной обработки краев деталей, после выполнения обтачивания машинной строчкой. Применимо в тканях без рисунка, так как при влажно-тепловой обработке не исключается возможность искажения рисунка.

Косая обметочная строчка

Косая обметочная строчка (шов) - для закрепления по срезам деталей с целью предотвращения их от осыпания. Особенно актуально при изготовлении изделий без подкладки.

Косая стегальная строчка

Косая стегальная строчка - для скрепления деталей по поверхности в виде основной и прокладочной ткани в целях увеличения их упругости. При этом верхнюю деталь прокалывают насквозь, нижнюю - лишь на половину его толщины и материал верхней детали слегка припосаживают (лацкан, воротники и т.д.). При правильном исполнении на лицевой стороне верхней детали не должно быть следов стежков.

Косая подшивочная строчка

Косая подшивочная строчка - для закрепления подогнутого края обрабатываемой детали с открытым срезом из несыпучих или мало сыпучих материалов (в основном используется при изготовлении верхней одежды). Бывают открытые, потайные и фигурные.

Косая штуковочная строчка

Косая штуковочная строчка - для скрепления деталей встык в местах разрыва или прореза. Применяются в основном при ремонте одежды из неосыпающихся, плотных материалов. Материал прокалывается лишь на половину толщины - и с лицевой стороны такая строчка невидима.

Прямые, косые, крестообразные, петлеобразные, специальные стежки. Ручные швы.

Детали швейных изделий соединяют между собой одной или несколькими нитками. Это соединение называют стежком. Повторяющиеся один за другим стежки образуют строчку. Строчки, скрепляющие несколько деталей, образуют шов.
Ручные стежки выполняют швейными иглами 12 номеров диаметром от 0,6 до 1,8 мм. Для плательных и бельевых тканей используют иглы № 1, 2, 3 (диаметром 0,6 - 0,7 мм), нитки хлопчатобумажные № 80, 60, 50; шелковые № 65; для костюмных тканей иглы № 4, 5, 6 (диаметром 0,6 - 0,9 мм), нитки хлопчатобумажные № 40, 50, шелковые № 33, для пальтовых тканей - иглы № 7, 8, 9, 10 (диаметром 0,9 - 1,2 мм), нитки хлопчатобумажные № 40, 30, шелковые № 18.

Ручные стежки образуются двумя способами в зависимости от того, как прокалывается материал. При первом способе иглу вводят и выводят при проколе с одной стороны (рис. 1). Этот способ имеет наибольшее применение, как более производительный. При втором способе иглу вводят с одной стороны, а выводят с другой (рис. 2). Второй способ используют при обметывании петель, срезов деталей, выполнении закрепок в конце карманов, скреплении складок.
При шитье одежды применяют пять основных видов ручных стежков: прямые, косые, крестообразные, петлеобразные и петельные.
Прямые стежки . Прямые стежки в основном используют для строчек временного скрепления, так как они наиболее простые и легко распускаются.
Сметочный стежок (рис. 3) применяется при предварительном соединении основных деталей изделия - сметывании плечевых, боковых срезов, вметывании рукавов в пройму изделия.
Копировальным стежком (рис. 4) переносят линии разметки с одной детали на другую. По нужной линии прокладывают сметочные стежки, которые не затягиваются, а образуют петли по линии, требующей переноса. Затем ткань раскрывают (стежки при этом растягиваются), нитки между сшитыми частями разрезают. Отрезки ниток, выходящие из ткани, своими концами определяют направление намеченной линии.
Наметочным стежком скрепляют две детали, которые накладывают одну на другую (рис. 5). Этими стежками прикрепляют подборта к изделию, наметывают бортовую прокладку на полочку.

Заметочным стежком (рис. 6) закрепляют подгибаемый край детали, например, низ рукавов и низ изделия.
Выметочным стежком скрепляют края деталей, предварительно обработанные машинной строчкой и вывернутые налицо (рис. 7.). Выметывают клапаны, борта, воротники перед утюжкой и перед прокладыванием отделочной строчки.
С помощью прямых стежков образуют сборки (рис. 8) при изготовлении легких женских и детских платьев. Сборки собирают на нитку, длина которой зависит от желаемой длины сборки. Чтобы сборки лучше прилегали, рекомендуется прокладывать нитку в два ряда, захватывая во втором ряду те же нитки ткани, которые были захвачены и в первом, на расстоянии 0,3 - 0,5 см от первого ряда.

Косые стежки. Косые стежки более эластичные и дают более прочное скрепление материалов, чем прямые. Ими также выполняют временное (наметочные и выметочные) и окончательное скрепление деталей (обметочные, подшивочные и внутренние для незаметного соединения деталей).
Наметочным стежком (рис. 9) пользуются при расположении строчки на небольшом расстоянии от срезов деталей (1,5 - 2,0 см). Например, при наметывании подбортов на полочки, верхнего воротника, на нижний, клапана на подклапан.
Выметочный стежок применяют при выметывании краев воротников, бортов, клапанов верхней одежды (рис. 10). Для тонких тканей и материалов с геометрическим рисунком ими не пользуются, так как косые плотные стежки при стягивании могут исказить рисунок.
Обметочным стежком (рис. 11) пользуются с целью закрепления срезов деталей от осыпания. Обметку применяют на открытых швах при пошиве изделий без подклада, а также для закрепления прорезанных отверстий петель. При обметке нитка должна плотно обхватывать место среза ткани и ложиться с форме спирали.
Стегальными стежками (рис. 12) соединяют два слоя ткани, например, при соединении прокладок с тканью верха (лацкан, воротник), при этом ткань верха захватывается частично. Прокладка не должна быть натянута по отношению к ткани верха.
Подтшивочные стежки (рис. 13) применяют для закрепления (подшивки) подогнутых краев деталей с открытым срезом из неосыпающихся тканей и краев с закрытым срезом (рис. 14) на тонких тканях. Подшивочную строчку можно применять и при закреплении среза верхнего воротника к нижнему. Открытыми подшивочными стежками спиралеобразной формы (рис. 15) подшивают подогнутые края деталей из несыпучих тканей. Выполняя эти стежки, иглой одновременно прокалывают нижнюю деталь, захватывая лишь часть ее толщины, и подогнутый край второй детали. Стегальные и подшивочные стежки относятся к потайным, так как нитки заметны только со стороны прокалывания. Крестообразные стежки . Крестообразные стежки состоят из перекрещивающихся ниток, которые прочно закрепляют срезы, предохраняя их от осыпания (рис. 16).
Фигурные подшивочные стежки («козлик») применяются для подшивки низа юбок, брюк. Эти стежки выполняют в два приема: первым проколом иглы в подогнутый край закрепляемой ткани и вторым проколом с выходом иглы в основную ткань. Крестообразные стежки можно выполнять при небольшой длине нитки, проходящей внутри ткани, благодаря чему в шве с лицевой стороны подогнутый край ткани незаметен (нет пролегания подгибки).
Петлеобразные стежки . Петлеобразные стежки дают наиболее прочное соединение тканей (рис. 17). Ими выполняют подшивочные, вспушные строчки (внутренние соединительные между двумя слоями ткани), а также закрепляют конец строчки.
Подшивочные петлеобразные стежки применяют для подшивки подогнутых краев с закрытым срезом (рис. 18), например, накладных карманов, подкладки изделия по низу и в пройме рукавов.
Вспушная строчка с лицевой стороны изделия имеет малозаметные короткие стежки в виде точек (рис. 19), а с другой стороны - короткие стежки. Вспушные стежки применяют для скрепления и отделки деталей по краю. Например, по краю бортов, клапанов, воротника, низа мужских пиджаков и женских жакетов.
Петлеобразными стежками закрепляют и концы строчек. Строчки временного соединения деталей закрепляют одним или двумя стежками, а окончательного - двумя-тремя. Нитку в конце обрезают.
Специальные стежки. Специальными стежками выполняют закрепки, петли, пришивают пуговицы, крючки, кнопки.
Петли обметывают петельными стежками . В зависимости от вида изделия применяют петли с глазком (пиджаки, жакеты, пальто); прямые (на белье, платье, брюках); широкие (отделка лацканов пальто, костюмов).

Широкие петли являются отделочными (рис. 20 а) и выполняются непрорезными. Прямые петли обметывают после прорезания (рис. 20 б). При обметывании петли с глазком (рис. 20 в) прокладывают укрепляющую нитку для рельефности узора и прочности петли. Один конец петли закрепляют двумя поперечными стежками, которые обвивают несколькими витками.
Закрепками (скрепками) скрепляют концы карманов, петель, разрезов, складок. Они состоят из двух натянутых ниток (так называемых основных), плотно покрытых той же ниткой. Чтобы сделать скрепку, сначала прокалывают ткань снизу, затем сверху вниз (рис. 21). Третий прокол делают снова на месте первого. Нитку, вышедшую на лицевую сторону ткани, натягивают и на ней образуют витки. При этом для каждого витка нитку обводят вокруг основы. Витки нужно накладывать возможно плотнее друг к другу. Заполнив основу, нитку проводят на изнаночную сторону и закрепляют двумя-тремя стежками.
Пуговицы на верхней одежде пришивают на ножке (рис. 22 а), не затягивая стежков, чтобы между пуговицей и тканью остался зазор для образования ножки. Нитки стежков между пуговицей и тканью обвивают несколькими витками, концы ниток закрепляют петлеобразными стежками.
В платьях, белье, пуговицы пришивают вплотную к ткани (рис. 22 б). Пуговицы вплотную к ткани пришивают при полном затягивании стежков, и конец нитки также закрепляют петлеобразными стежками. Пуговицу с ушком сразу пришивают вплотную к ткани (рис. 22 в). Крючки, петли и кнопки пришивают к изделию косыми стежками (рис. 23).

Шов в закрутку (рис. 24) применяется для подшивки края детали, вырезов для кружевных прошв, при заделке пристроченного шитья гладью. Во время подшивки большой палец левой руки закручивает ткань, прижимая ее к указательному пальцу той же руки.
Шов через край (рис. 25) применяется в тех случаях, когда необходимо сшить кромки полотна, пришить кружево и т. п.

Сегодня настал черёд изучить средства художественной изобразительности в вышивке - различные швы. Будьте терпеливы, дочитайте статью до конца, вас ждёт мотивация и вдохновение!

Скажу сразу, что при таком невероятном многообразии швов и техник в вышивке мы будем рассматривать только самые важные и интересные, на мой взгляд, мои любимые способы вышивания.

Крестик. Начну с самого простого, но вместе с тем с самого значимого элемента и способа вышивки. Про его связь с обрядами и верованиями древних русичей мы уже говорили в первой части нашей беседы о вышивке. Крест считался защитой от тёмных сил и любого зла. Его и сейчас используют в тех же целях. Крест лаконичен и красив, но самое магическое и невероятное его свойство для меня в том, что благодаря маленькому колючему ёжику» получаются картинки. Всё дело в размере и количестве этих «ёжиков», конечно. Крестики как пиксели: чем их больше, тем изображение чётче и реалистичнее.

Расход ниток будет меньше, работа будет продвигаться гораздо быстрее, вышивка будет выглядеть аккуратнее, если вы сначала вышьете нижние диагонали всех крестиков (например: справа налево снизу вверх). А потом уже будете заканчивать крестики перпендикулярной перекладиной (например: слева направо снизу вверх). Обратите внимание! На рисунке показан способ экономии времени: не обязательно вытягивать иголку под пяльцами, а потом снова возвращать её на лицевую сторону вышивки. Можно одним движением сделать стежок и сразу оказаться в нужном месте! 🙂 Вот такая маленькая хитрость.

Когда говорят про вышивку крестиком, сразу представляется простой крест или «русский крестик» , а ведь существует ещё множество видов вышивки крестом.

Остановлюсь ненадолго на сложном (двойном) кресте и на счётной глади.

Двойной крест или «болгарский крест» немного похож на снежинку и состоит из двух крестов, наложенных друг на друга со сдвигом.

К вышивке крестом относится также и счётная гладь. Напомню, «счётной» эта гладь называется потому, что длина стежка определяется считанным числом нитей основы (канвы).

Теперь логично будет познакомиться с тёзкой счётной глади - с гладью несчётной . На Руси её называли Поверхность готовой вышивки ровная и гладкая как атлАс. Атласник отличается от счётной глади тем, что длина и направление его стежка определяются только контуром той или иной детали вышивки.


Для важно подготовить «настил» - это как скелет для костно-мышечной ткани, как фундамент для будущего дома. Настилом может быть контур детали вышивки (листка, лепестка и т.д.) «обведённый» тамбурным или другим швом (тамбурный шов мы рассмотрим позже).

Если деталь вышивки крупного размера, то необходим настил (как я его называю) по всей её площади, который чаще выполняется нитками в тон фона. Стежки настила могут быть достаточно редкими, они не должны покрывать всю площадь детали, но важно, чтобы они были перпендикулярны будущей основной вышивке атласником. Такой «фундамент» поддержит верхнюю вышивку, сделает её объёмной, придаст ей аккуратный и ровный вид. Лицевые (верхние) стежки самой глади не будут проваливаться или провисать. Обратите также внимание на натяжение нити во время вышивания, чтобы стежки ложились плотно, но в то же время не стягивали ткань.

Для экстра объёма деталь можно вышить гладью в два слоя, стежки которых будут перпендикулярны друг другу.

Следующим номером нашей программы будет Шов «цепочка» или «тамбур» - это непрерывная цепочка петелек, выходящих одна из другой. Петельки могут быть мелкие и крупные в зависимости от толщины нитки и длины выполняемого стежка. Тамбурной цепочкой вышивают различные узоры по свободному контуру или застилают рядами всю плоскость мотива. Этот шов тоже имеет свои вариации и усложнения.

«Петлю с прикрепом» можно считать разновидностью тамбурного шва или скорее отдельно взятым его элементом.

А теперь на нашей сцене «французский узелок» - милейшее изобразительное средство в вышивке! С его помощью можно легко придать работе объём и шарм. Сами видите, какие разные образы можно создать с помощью этого маленького, да удаленького узелка. 🙂

А между тем, делается он очень просто: иголка обвивается двумя кругами нитки, вкалывается в ткань рядом с выходом конца нитки из ткани и протаскивается сквозь эти петли. Узелок готов!


Следующий шов - рококо. М не это название напоминает курочку. 🙂 И если «французский узелок» - это цыплёнок, то рококо - его мама, потому что рококо - это усложнённая интерпретация французского узелка, на мой взгляд. Для рококо иголку нужно вкалывать на расстоянии от выхода нити из ткани, а когда конец иглы появится рядом с выходящей из канвы нитки, на него нужно намотать немного больше петелек нитки, чем для узелка. После того, как вы протянете иголку с ниткой сквозь петли, у вас получится «гусеничка» или «улыбка», как кому нравится. Её мы укладываем, как этого требует задумка и композиция вышивки, и фиксируем, вкалывая иголку в ткань в нужном месте. Обратите внимание на то, что нитка должна быть полностью прикрыта петлями: «гусеничка» должна получиться плотная. Для этого количество оборотов нитки вокруг иглы должно соответствовать расстоянию между выходом нитки из ткани и последующим входом иглы в ткань. Вы можете немного подтянуть и уплотнить петельки на нитке, но не до бесконечности.

Рококо чаще всего используют для вышивки цветов и листьев.

А сейчас… Моя любимая. Когда моя мама преподавала «мастерские» (труд) в педагогическом училище, она по собственному желанию освоила и этот вид рукоделия, хотя и так владела и владеет внушительным набором творческих навыков. Вечерами я с упоением наблюдала, как мама колдует над пяльцами и вытворяет чудеса с ниточками…

По-моему, самое неприятное в мережке - это скучный и довольно-таки трудоёмкий процесс вытягивания ниточек из ткани (продёргивание), чтобы создать «плацдарм»: для дальнейшего творчества. А дальше необходимо вооружиться какой-нибудь оптикой и обеспечить хорошее освещение (как и для любого вида рукоделия). Если наберётесь терпения, то шедевр вам обеспечен! Мережка - это дух народной вышивки! Это невероятно красиво, самобытно и нежно! Смотрите сами:

Существуют разные мережки. Есть виды мережки, предназначенные для работы с«дорожками» (как я для себя называю дырявые продёрнутые полосатые пространства на ткани). А есть виды мережки подходящие для украшения и обработки углов будущего узора.


Чтобы избежать разочарований, начать нужно с «забега на короткую дистанцию» - с простого вида мережки и короткой «дорожки». Когда положительный результат вас вдохновит, можно браться и за более трудные варианты этой сквозной вышивки. Дерзайте!

На мой взгляд, мережка - сестра плетения и родственница макраме.

Преклоняюсь перед красотой и благородством ещё одного вида вышивки. Знакомьтесь! Великолепное собственной персоной. Также как и мережка, этот способ вышивки пограничный с другими видами рукоделия. Ришелье очень похоже на кружево. Также ришелье близко к вязанию и макраме, потому что содержит «навесные» (как я их называю) элементы над фрагментами ткани, которые впоследствии будут вырезаны. Эти плетёные из ниточек перетяжки, похожие на канатные мосты над пропастью, как атланты держат на себе всю композицию и центральные фрагменты ажурной, сквозной вышивки.


Следующий шов, который мы с вами рассмотрим - стебельчатый. С вашего позволения, на нём я и закончу. Но не торопитесь уходить. 🙂 В конце этой статьи вас ждёт самое интересное!

Это был наш последний «экспонат» на сегодня. Но прошу вас, прочитайте публикацию до конца.

Если вы всё это время восхищались изделиями мастеров, любуясь картинками и фотографиями, и с грустью думали, что вам создание таких шедевров не по плечу… Приведу вам причины, которые смогут вас вдохновить.

1.В Китае живёт женщина, которая родилась без рук в прямом смысле этого слова. Самое удивительное заключается в том, что она является талантливой вышивальщицей!

Согласитесь, что после такого говорить о себе полноценной и здоровой: «безрукая» или «не из того места руки растут» - просто грех!

2.Современный мир предлагает в помощь столько всяких приспособлений, которые облегчают процесс творчества и помогают получать одно сплошное удовольствие от вышивания.

В вашем распоряжении удобные лампы с увеличительными стёклами, чтобы сберечь зрение. Сконструированы пяльца разнообразных размеров, форм и моделей, целые установки для закрепления тканей во время вышивки.

3. Мы имеем гораздо больше возможностей, времени и сил для творчества ради удовольствия , чем наши прапрабабушки, на которых было натуральное хозяйство с домашними животными и птицами, сад-огород, как правило, многодетные семьи и тяжёлый физический труд в поле.

4. Вы можете не только наслаждаться процессом творчества, но и использовать результат (продукт своей деятельности). Он может стать прекрасным подарком для родных и близких, оберегом вашего дома, украшением для вас самих. Кто-то за своё хобби ещё и материальное вознаграждение получает, как мастера Ярмарки, например.

5. И наконец, самое главное, на мой взгляд! Творчество даёт современной женщине возможность почувствовать себя немного феей, доброй волшебницей, созидательницей уюта и доброй атмосферы в доме. Вышивка или другой вид творчества способно сделать из вас ещё более «добрую и счастливую» женщину, жену, маму, сестру, подругу… Любое рукоделие во много раз полезнее для душевного равновесия и здоровья вообще, чем просмотр сериалов по ТВ или сплетни с соседями. Творчество помогает снять стресс, найти внутреннюю гармонию и покой.

Поэтому занимайтесь творчеством и будьте счастливы, дорогие волшебницы!