Что символизирует сжигание масленицы. Чучело Масленицы – традиции в древности и в современности

На Масленой неделе в нашей законодательно светской стране начинают полыхать костры, в том числе и на школьных дворах. Вместе с поеданиями блинов, играми и прочим весельем сжигание чучела Масленицы стало одним из атрибутов праздничных гуляний.

Может ли подобное действо нанести психологический вред ребенку? Отвечают психологи Екатерина Бурмистрова, Лидия Сиделева, Евгения Андреева и протоиерей Максим Первозванский.

Бессмысленнее действо на грани хулиганства

Екатерина Бурмистрова, семейный психолог:

Екатерина Бурмистрова. Фото Юлии Маковейчук

Что такое символическое сжигание Масленицы? Языческое действо еще из дохристианских времен. Тогда люди считали, что они, сжигая, прогоняют. К нашему времени это никакого отношения не имеет – с духовной точки зрения потому, что у нас есть Благовестие.

Все языческое было настолько давно, что утратило смысл. Сжигание Масленицы стоит в одном ряду и с другими языческими обрядами. Сейчас никто не закапывает вместе с умершим его жен, детей, коня… Все это давно ушло из нашей жизни.

И потому, понятное дело, сжигая чучело, мы ничего этого ребенку не рассказываем.

Тут есть ряд и других моментов. Если делали Масленицу своими руками, раскрашивали, украшали, а потом видят, как ее сжигают - это может быть для них сильным стрессом. У детей этого возраста «мистическое» мышление, они все одушевляют. И получается, что они сжигают одушевленное существо… Зрелище, явно не полезное для детской психики.

Для школьников вообще эта акция - бессмысленнее действо на грани хулиганства, сродни поджигания мусорных бачков и скамеек.

Дохристианские времена прошли. Символический смысл сжигания чучела утерян. Остался нехороший, дурной фольклор, совсем не нужный человеку, живущему в христианскую эпоху.

Мотивируем агрессию?

Лидия Сиделёва, психолог, главный редактор женского консервативного журнала «Матроны. РУ »:

Чем отличается человек от животного? Например, умением видеть смысл в том, что он делает. И делать то, в чём видит смысл. Во всяком случае, я на это очень надеюсь.

Тот смысл, который вкладывали в масленичные гулянья наши предки, практикующие язычество, сильно отличается о того, что в этом видят христиане или атеисты, физики, культурологи или фольклористы.

Первоначально была праздником перехода от зимы к весне, символом магической трансформации, умирания одного процесса и рождения нового. Чучела, надо сказать, сжигали весной (и “направляли” дух вверх, дабы он там “договорился” на тему плодородия), а пеплом удобряли землю. На день осеннего равноденствия чучело сплавляли по реке, в нижний мир. И все эти обряды составляли из себя единый годовой круг, неся не только магический смысл, но и мировоззренческий. Что-то вроде учебника биологии.

На важные с точки зрения аграрного хозяйства, связанные с активностью солнца, дни происходили некие инициации, позволяющие структурировать время и знания, которыми в том числе делились и с подрастающим поколением.

С появлением христианства такая необходимость отпала, потому что появилась иная символика, высшего уровня. Тем, кто видит смысл в жизни вечной, куда важнее иные символы трансформации, которые уже не вокруг солнца и луны вращаются, а вокруг Христа, не вокруг хлеба как пищи физической, сколько вокруг Хлеба сакрального: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6, 51).

Что же мы имеем сегодня в праздновании Масленицы? Мы вырываем из контекста некий символ и устраиваем из него некое непонятное действо, за которым вроде бы и смысла никакого нет. В аграрных ритуалах смысл хотя бы можно увидеть. Ребёнку когда-то рассказывали о земледелии, о временах года, о том, что и когда уместно делать. У современного ребёнка есть учебник по естествознанию, где ему подробно рассказывают о временах года, о том, почему зимой холодно, а летом жарко. На уроках ботаники его знакомят с тем, как устроены колоски, он разглядывает под микроскопом кожицу лука, видит жизнь клетки…

Казалось бы, нет смысла и в том, чтобы задабривать умерших предков, которые находятся под землёй и могут оттуда влиять на успехи в земледелии, да и Бог Евангелия не нуждается в том, чтобы Его задабривали или подкармливали, Он сам является Тем, Кто даёт любовь и силу, этого добра у Него и самого с избытком. Современная аграрная промышленность опирается опять же на научные знания. Сведения Гидрометцентра заранее оповещают о снегопадах и граде, можно подготовиться. Нет смысла снижать тревогу относительно судеб своих посевов, почва не станет плодороднее от ритуальных совокуплений или эротических танцев. Практика показала, что химическая промышленность с данной задачей справляется куда лучше.

Не только для ребёнка, но и для взрослого практика сжигания чучела Масленицы непонятна, она не имеет ни начала, ни конца. Для малыша, который уверен, что булки растут в ближайшем супермаркете, для ребёнка, который не сможет сказать, что общего у сладкого чая и сахарной свёклы, эти символы пусты. Более того, они ему не очень-то и нужны.

Можно, конечно, притянуть за уши проводы зимы. Но зачем зиму обязательно сжигать? Чему это может научить? Немотивированной агрессии? Сначала мы делаем нечто, а потом сжигаем и радуемся? Сначала строим, а потом ломаем? Сначала созидаем, а потом разрушаем, совершенно бессмысленно и беспощадно? Дети чувствительнее нас, и как они должны реагировать, когда им предлагаем радоваться разрушению и смерти?

Более мотивирующим действием, кажется, будут только слова: «Радуйся ещё, что ты не инвалид какой-нибудь». То есть радуйся чужому горю, дружочек, факт, что кому-то плохо, должен тебя веселить и придавать жизненных сил и энергии на то, чтобы стал хорошим взрослым и мама с папой тобой гордились и при возможности уели всех соседей, чьи дети не такие прекрасные и достойные.

Допустим, мы сжигаем чучело, потому что зима уже устарела. Но почему мы тогда не сжигали ёлочку, когда кончились соответствующие праздники? Почему мы не сжигаем мусор? (К слову сказать, предки наши вместе с масленицей сжигали что-нибудь ненужное, сломавшееся, вышедшее из строя).

Если мы хотим поговорить о символах перехода, то можно найти за этим более понятную для ребёнка метафору. Та же самая ёлочка. Мы её принесли в дом, мы её украсили, вокруг неё водим хоровод, поём песни, находим подарки. Но праздники заканчиваются, и на их место приходят будни, взрослые снова ходят на работу, а детишки - в школу или детский сад. Мы с ёлочки снимаем красивые украшения, да и сама она уже стала осыпаться, поэтому мы её убираем. Она выполнила свою функцию, принесла нам радость.

Ёлочка - это вещь, она добавляет красоты празднику, и ей не больно, когда она осыпается. А вот котёнку больно, потому мы его не выгоняем, когда он напакостил. На таких примерах гораздо лучше объяснять детям о праздниках и буднях, о работе и отдыхе, об ответственности и свободе, о привязанности и расставании.

Странно было бы, если бы мы начали ёлочку рубить на мелкие кусочки или сжигать, прыгая вокруг. Это непонятно, а непонятное пугает. Как пугает и бессмысленно агрессивное. Взрослые - это те, кто создают почву под ногами, а не лишают её.

Почему же мы так хватаемся именно за этот символ? Ведь нам совершенно не нужны те значения, которые в него вкладывали наши предки.

Я вспоминаю одну историю. Моя подруга пришла устраивать в детский сад своего ребёнка, и заведующая всячески расхваливала их учреждение. Одним из плюсов она указала и тот факт, что детей знакомят с русской традицией, духовностью. «И в чём это выражается?», - настороженно спросила подруга. «Вот на Масленицу мы устраивали проводы зимы, пекли блины и сжигали чучело», - заявила заведующая детским садом. Других способов познакомить детей с традицией она не припомнила.

В самом деле, блины и чучело будут попроще, чем, например, посещение нуждающихся в тюрьмах и детских домах (или хотя бы групповое чтение прекрасной книги «Маленькие женщины» Луизы Мэй Олкотт, где девочки поделились с голодающими своими любимыми рождественскими лакомствами).

Блины и чучело могут дать иллюзию связи с нашей историей, с традицией, которую на протяжении стольких лет выжигали калёным железом. Мы - нация, уставшая от сказки о новом мире, который придёт на смену старой, никчёмной, полной горя и притеснений действительности. Вот только одновременно продолжаем в эту сказку верить, постоянно пребывая в рутинном постоянстве, своеобразном дне сурка, из которого хочется выбраться хоть как-нибудь. Хоть чучело сжечь, и то разнообразие, и то отличие от обычных офисных или кухонных будней. С другой стороны, в нас жива тоска по старому, по традиционному и навеки ушедшему, но так и неоплаканному и не похороненному в муках скончавшемуся прошлому.

Но только при чём здесь Масленица?

Масленица в школе: рассказать, а не показать

Евгения Андреева, психолог, Научный сотрудник Института Психолого-Педагогических проблем детства РАО :

За каждой традицией обычно изначально стоит какое-то символическое значение. Сжигание чучела на Масленицу - древний обряд, который символизировал воскрешение новой жизни через смерть, разрушение чего-то старого. В настоящее время это действие имеет развлекательное значение. Далеко не во всех семьях детям объясняется его суть, да и не все взрослые о ней знают.

Но при этом сжигание Масленицы - все-таки языческий обряд. Однако если говорить о школе, то в одном классе могут учиться как неверующие, так дети из христианских, мусульманских, иудейских семей. И если в школе во время празднования Масленицы сжигают чучело, то и у родителей разных детей может быть различное отношение к подобным акциям. Да и сами дети могут реагировать по-разному, в частности, эта реакция зависит от тех ценностей и отношения, которое существует в семье.

Таким образом, важно иметь в виду, что для разных детей эта традиция может быть наполнена разными эмоциями и смыслом. Дети отличаются, в том числе, по темпераменту, своему психологическому настрою, чувствительности, и их реакция на обряд сжигания может быть также разной, причём более острой, чем на празднование или 8 марта.

В некоторых семьях игрушкам приписывают какие-то чувства, что ей может быть больно, да и сам ребенок, в силу своего внутреннего восприятия, может так думать, и в этом случае сжигание чучела, которое все-таки напоминает куклу-девочку, может стать для него переживанием.

В какой-то степени кукла-чучело может восприниматься ребенком как модель человека. А у детей есть способность идентифицировать себя с какими-то персонажами, ощущать те или иные ситуации через призмы чего-то личного. Поэтому если ребенок будет реагировать как-то особенно эмоционально, может быть, расстроится или испугается, важно поговорить с ним, разобраться, что именно вызвало у него такие чувства, подумать, что происходит в его жизни в настоящий момент.

Вспомните, в книге и в фильме «Чучело» Ленка Бессольцева, увидев, что сжигают чучело, одетое в ее платье, бросилась в огонь - тушить, ей казалось, что хотят сжечь именно ее. И даже не в такой конкретной ситуации, как сжигание абстрактной Масленицы, ребенок может каким-то образом идентифицировать себя с происходящим.

Если преподаватель решает все-таки участвовать с детьми в этом обряде, важно, во-первых, рассказать о символическом значении этой традиции, предложить детям участвовать в нем добровольно, спросить, есть ли у них какие-то опасения или вопросы. Ориентируясь на реакцию детей, на то, есть ли у них интерес или больше опасений, можно уже принять решение, проводить ли этот обряд или, может, стоит ограничиться рассказами о том, как праздновали масленицу в древние времена.

Психологический вред ничтожен по сравнению с духовным…

Протоиерей Максим Первозванский:

Мне странно слышать, когда сжигание Масленицы приравнивают, скажем, к традиции поедания блинов.

В том, как мы едим блины, нет никакого языческого обряда. Ведь мы печем их не потому что это - символ солнца, а потому что это хорошая благочестивая русская традиция, вполне соответствующая Масленой неделе. А сжигание чучела Масленицы - это совершенно конкретный ритуал, в котором никакого утилитарного смысла, вроде того, что можно наесться перед постом, нет, а есть только языческие корни. Поэтому я категорически против того, чтобы христиане участвовали в этом языческом обряде. Как не называй его - «Проводы зимы», «Сжигание зимы», - все равно это будет языческий обряд.

Я обычно не отказываюсь, когда меня приглашают на Масленичные гуляния, только узнав, что там Масленицу сжигать не планируют.

Понятно, что психологически языческие обряды оказывают вред ребенку. Но он ничтожен по сравнению с духовным вредом. Говорить о психологическом вреде, физическом вреде в данном случае – что говорить, скажем, о психологическом вреде спиритизма…

Сжигание Масленицы - обряд, который знаком сегодня, наверное, если не всем, то большинству. Но не все наши современники знают, что изначально этот праздник не был христианским.

Несколько слов об истории Масленицы

Почему на Масленицу принято много и сытно есть, веселиться, устраивать народные гуляния и сжигание Масленицы?

Обычай пришел из дохристианских времен. Праздновать начинали за неделю до весеннего солнцестояния. В тот день марта, когда день становится «на куриную лапку» длиннее ночи, славяне ходили будить медвежьего бога Кома. Это ему несли первый блин - символ солнца. Обычно медведя изображал парень. Его будили с помощью горящих головней, песен и танцев. Но просыпался он только после того, как самая смелая девушка усядется ему на спину. После этого гуляние набирало обороты. Семьи и даже целые роды славян ходили друг к другу в гости, много ели и веселились. Им нужно было как следует насытить организм после голодной зимы, чтобы хватило сил на весенние сельхозработы.

С приходом на Русь христианства архипастыри запретили любые языческие действа и праздники. В 17 веке была введена Масленица. Но окончательно победить древнюю Комоедицу не удалось. До сих пор празднество сопровождается разгульными гуляньями, обильным угощением, шуточной демонстрацией силы. Завершает праздник сжигание Масленицы. Так же, как в Комоедицу жгли горящие головни, так сегодня сжигают чучело, символизирующее прошедший год. А главной едой является старинный языческий - блин.

Масленица в христианстве

Для нас сегодня Масленица - это неделя перед Великим Постом. В церкви проводятся специальные службы, а на улицах полным ходом идет гуляние. Люди ходят друг к другу в гости, угощают и угощаются сами.

Масленица считается еще и В селах раньше поздравляли молодоженов, заключивших брак в прошлом году. Для них готовили особое развлечение: катание в санях. За это молодые должны были как следует угостить всех гуляющих. Если угощение было скудным или невкусным, горе-хозяев окунали лицом в снег.

Сегодня все, наверное, видели, что собой представляет обряд под названием сжигание финального аккорда яркого праздника известен даже в городах. Однако раньше костры жгли на протяжении недели. В них бросали старые вещи, изломанную утварь, рваную одежду. Эти костры служили символом очищения и обновления. Мероприятия проводились на площади, которую украшал высокий столб - символ весеннего солнца.

Сегодня сжигание Масленицы (фото представлены в статье) проводится во многих странах мира, во всяком случае там, где есть русские общины.

Масленичные правила

Возможно, для многих основные правила станут откровением. Однако нужно помнить: праздник с языческими корнями имел не только мистически-религиозное, но и сугубо функциональное значение. Отсюда - многие его правила.

  • На Масленицу можно есть все, что угодно, кроме мяса и мясных продуктов. Мясоед (так называется период между Рождественским и Великим постами) заканчивается накануне Масленицы, в воскресенье.
  • Единственный раз в году, на масленичной неделе, обильная пища должна стать формой жизни. Есть пословицы о том, что есть нужно столько раз, сколько прокаркают вороны или махнут хвостом собаки. Этот обычай тоже уходит корнями в дохристианские времена. Оголодавшие за зиму люди не смогли бы заниматься весенними работами. Им следовало накопить силы. Вот почему во время масленичной недели нужно ходить в гости, звать гостей к себе.

Чем обильнее, веселее и сытнее пройдет Масленица, считали наши предки, тем богаче и удачнее будет наступивший год.

Совсем скоро наступит масленичная неделя. А значит, нужно готовиться к проводам зимы и весёлым гуляньям. Что означает обряд уничтожения куклы на костре, что сжигают на Масленицу вместе с чучелом в России и в других странах, вы узнаете из нашей статьи.

Чьё чучело сжигают на Масленицу: Зимы или Масленицы, и зачем по традиции его сжигают

Во времена язычества на Руси праздник Масленицы был не просто забавой. Он носил явный религиозный подтекст и был посвящён проводам холодного времени года. Люди верили в силу жертвоприношений, поэтому, по традиции, для привлечения богатого урожая сжигали чучело Масленицы, которое символизировало уходящую зиму. Считалось, что обряд проносил плодородие и приближал приход тепла. Масленичные гулянья в те давние времена длились целых две недели, а чучело сжигалось в каждом дворе. Делали его из соломы и тряпок: дорисовывали глаза, рот, приделывали тряпичные косы. Оно изготавливалось по образу девушки, которая путешествовала в сопровождении Масленицы по всей деревне. Завершался обряд ритуальным сожжением куклы на площади, песнями и плясками, которые вызывали религиозный транс. В костёр бросали все старое и ненужное, остатки еды с праздничного стола, а пепел закапывали в землю.

Для чего сжигают чучело в обряде на Масленицу

Со временем обряд приобрёл иное значение. Масленичная неделя предваряла Великий пост, поэтому смысл праздника заключался в обильном угощении. Воскресенье – последний день, в который выбиралось самое большое и красивое чучело и сжигалось у всех на виду. Чьё чучело сжигают на Масленицу: Зимы или Масленицы, и зачем по традиции его сжигают в наши дни? Масленицу справляют, потому что это весело. Народные гулянья объединяют людей и дают возможность прикоснуться к древним традициям, которые так близки славянскому народу.

Что сжигают на Масленицу вместе с чучелом Зимы и зачем сжигают куклу

Вместе с чучелом Зимы на Масленицу в наши дни уже ничего не сжигают, кроме самой куклы, которую мастерят из подручных средств. Да и сам символ торжества уже никто не делает самостоятельно: его заранее заказывают профессионалов. Раньше вместе с куклой в костёр бросали остатки еды с праздничного стола, чтобы во время строгого поста не было искушений. Маленьким детям объясняли, что блины вчера сожгли. Также сожжению подлежала старая одежда, которая символизировала болезни и беды. Ещё делали небольших куколок из лоскутков, которые называли «домашней масленицей».

Обряды Масленицы: какое чучело сжигают на костре и зачем

Зачем сжигают куклу на Масленицу, что сжигают вместе с чучелом Зимы наверняка интересует любого человека, который хоть раз в жизни видел этот красочный обряд.
Для изготовления чучела берут старые тряпки, которые туго сматывают и насаживают на кол. Можно использовать для этих целей солому. Подобным образом формируют голову и руки. Одевают куклу в женский сарафан, а на голову повязывают косынку. Затем выполняют «макияж» с помощью красок или женской косметики. Можно использовать свёклу и уголь, как в древности. В некоторых деревнях и сейчас бросают в огонь старые и ненужные вещи, чтобы вместе с наступающей весной принести в дом обновление. Но делается это, в основном, ради развлечения.

Что и для чего сжигают на Масленицу в других странах

Не только Украина, Россия и Беларусь отмечают Масленицу. Похожие праздники есть и в других странах. Только традиции отличаются. Не всегда в других странах на Масленицу что-то сжигают. Например, в Великобритании по первому удару колокола на главной ратуши нужно испечь блин, по второму пробежать короткую дистанцию, не уронив угощение со сковородки. Кто первым достигает финиша – получает поцелуй или крепкое рукопожатие звонаря. Во Франции с карнавалами и поеданием блинов встречают праздник Марди Гра, который обязательно должен закончится в полночь. В Исландии с приходом весны принято готовить особые пирожные, а затем отправляться гулять всей семьёй. В Дании устраивают весёлые представления и концерты, обмениваются анонимными записками.

Как празднуют Масленицу в других странах: чьё чучело сжигают и зачем

Что и для чего сжигают на Масленицу в других странах? Польское чучело называется Мажана. Оно делается по образу красивой девушки с косами и в сарафане. Всю неделю Мажана, как и Масленица, путешествует по селу, а потом ей создают пару – Маженяка, в рваном кафтане и с бутылкой водки. Мажану с Маженяком заносят в каждую избу, чтобы они забрали пьянство и беды. Потом сжигают или топят.

По традиции за семь недель до Пасхи наступает время попрощаться с зимой. Пригревает солнце, тает снег, оживает природа — наступление весны отмечают с давних времен блинами и народными гуляниями.

Масленица — это праздничная граница между зимой и весной, и обычно по календарю она приходится на конец февраля-начало марта. Дело в том, что масленичная неделя — подвижный праздник.

Вошедшая в церковный календарь как сырная неделя, Масленица отсчитывается от Пасхи и предшествует началу Великого Поста. В древности же Масленица зависела от дней весеннего солнцеворота. Церковь не стала перечить народным традициям и накануне длительного периода воздержания даже верующим разрешается есть сытно и празднично. В честь наконец-то выглянувшего из-за туч солнца пекут жирные блины, делают маленькие булочки-жаворонки. Сдобные блины с медом и сметаной да с горячим чаем — обалденно вкусная вещь, особенно с мороза!

Почему бы не провести выходные весело и ярко? Собрать родных или друзей и отправиться на народные гуляния, которые традиционно проводятся в эти дни на центральных площадях города. Весна сияет пестрыми красками, шумит разными играми веселая Масленица, целую неделю в домах и кафешках можно есть масляные блины с всевозможными начинками и без. Накануне — самое время оживиться, запастись мукой, новыми рецептами и хорошим настроением в ожидании весенней суеты и гостей.

Покататься на горке, поездить в санях, поиграть в снежки, поперетягивать канат, попрыгать в мешках, походить на ходулях, потолкаться в петушиных боях, пометать палки в снег на дальность, а картонные блины в коробки на точность — море простых забав на свежем воздухе запросто поднимут вам настроение!

Но самым ярким событием любого праздника Масленицы, его кульминацией считается сжигание чучела Масленицы. В детстве меня удивляло, почему Масленица должна быть одновременно и очень красивой и очень страшной, да при этом еще и смешной.

Понятно, что чучело — это символ холодной и трудной зимы, поэтому прощаясь с ним, народ радовался тому, что все печали, горести и обиды прошедшей зимы превращаются в пепел. С другой стороны, это же было чучело Масленицы — румяной дородной бабы, символа весенней сытости и благополучия, которая всех угощает жирными и вкусными блинами. Явное противоречие.

Но если вспомнить историю праздника, то эта двуликость образа станет понятной. Масленица в древние времена воспринималась как своеобразный земледельческий новый год. И если рассматривать сожжение чучела в этом контексте, то смысл обряда заключается в выражении идеи вечного обновления. В костер, на котором сжигалось чучело, обычно выкидывали и старые вещи, чтобы все дурное осталось в прошлом, а пепел развеивали, оставшуюся солому же растаскивали по полям в знак обеспечения хорошего урожая.

Возрождение жизни, ее обновление через смерть, природная цикличность умирания и воскресения — об этом напоминает старый обычай. Холод-голод и благоденствие, тоска и безудержное веселье, безделье и тяжелый труд — жизнь создана из противоречий, бесконечная смена которых придумана самой природой. Недаром в некоторых областях в последний день Масленицы сжигали и оставшиеся блины — после большого скоромного праздника наступал Великий пост.

А в день большого народного праздника Масленицы тоже можно присоединиться к старинной народной мудрости — выбросить старое и ненужное и загадать, глядя на огонь, заветные желания. Ведь для того, чтобы устроить веселый семейный праздник, вполне хватит обыкновенного старого веника.

Масленица является долгожданным для многих праздником. В дни празднования масленичной недели соблюдаются многие традиции, и самой зрелищной из них считается сжигание чучела.

Масленица — это проводы зимы, именно поэтому в народе принят обычай мастерить чучело. Оно олицетворяет собой студеную пору, которую приходит пора прогонять. Дата празднования Масленицы привязана к Пасхе, поэтому высчитать ее не составляет труда. Этот праздник проходит за неделю до Великого поста, и в 2018 году масленичная неделя ранняя: с 12 по 18 февраля.

Традиция сжигания чучела

Традиционный обряд сжигания чучела пришел к нам из времен язычества. Наши предки ассоциировали зиму с Богиней Марой, повелительницей холодов. Мастерили чучело из соломы и одевали в старые одежды, затем возили по улицам с веселыми песнями. В последний день масленичной недели, когда гулянья завершаются, чучело сжигают. Пеплом от костра, на котором сгорело чучело, принято было посыпать поля. Люди верили, что Мара возрождалась через новый урожай. Этот обряд символизирует смерть на костре и возрождение через борьбу, когда зерно пробивает себе путь через толщу земли к долгожданному свету.

В 2018 году чучело Масленицы будут сжигать 18 февраля , так как именно в этот день завершается масленичная неделя. Также этот день в народе назван Прощеным воскресеньем , когда каждый может попросить прощения за свои неблаговидные поступки и простить всех своих обидчиков. Перед началом Великого поста обязательно помиритесь со всеми, с кем у вас разлад, чтобы начать путь очищения души от негатива. Вечер завершите молитвой и обязательно раскайтесь в своих проступках.

В современном мире сжигание чучела уже не несет такого сакрального смысла, однако проводы зимы всегда завершаются красочным шоу. Чтобы прогнать зиму и открыть дорогу долгожданной весне, необходимо прокричать: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». Желаем вам прекрасного настроения и веселой масленичной недели. Пеките блины по старинным рецептам и не забывайте нажимать на кнопки и

12.02.2018 06:39

Сретение Господне - важный христианский праздник. Именно в этот день верующие люди читают молитвы, чтобы...

Кому покровительствуют муромские святые и в чем смысл праздника. Какие приемы любовно магии в этот день помогут найти...