Можно ли носить обручальное кольцо на цепочке на шее

Женщины племени падаунг, в Бирме, начиная примерно с пятилетнего возраста, носят на шее медные кольца (точнее спирали из прута толщиной около одного сантиметра, производящие впечатление колец), которые устанавливаются местными женщинами, имеющими должную квалификацию. Постепенно количество колец (вернее оборотов спирали) увеличивается, что приводит к эффекту «вытягивания шеи», поэтому туристы называют их женщинами-жирафами.

У взрослой женщины количество колец может достигать пары десятков, а их вес - четырёх-пяти килограмм. Периодически кольца (спирали) по желанию, или по необходимости, снимаются и надеваются вновь, вреда здоровью это не причиняет.

В случае полного отказа от ношения колец, шея принимает обычный вид за период от года до трех. Существует расхожий миф, что женщины-жирафы не могут жить без этих колец. Это не так, женщины со снятыми кольцами не страдают от их отсутствия.

Наращивать кольца женщины прекращают к моменту выхода замуж, но так же к этому времени шея просто больше не удлиняется, из-за возрастных изменений скелета, а их замена, например с целью улучшения внешнего вида, или при неудобстве ношения старых, допускается и после этого, в любом возрасте.

Рентгеновские исследования женщин падаунг показали, что фактически за счёт колец шея не вытягивается, а деформируется плечевая зона, плечевой пояс постепенно опускаются под тяжестью колец, поскольку он крепится к скелету с помощью всего одного сустава. В результате создаётся видимость длинной шеи, но в самой шее никаких изменений не происходит.

Иногда спирали специально делаются излишне высокими, - очень плотно прилегающими к плечам и голове, и держат голову постоянно в приподнятом состоянии. В этом случае женщина может потерять способность поворачивать и наклонять голову, просто потому что это становится сделать достаточно сложно, а не из-за анатомических изменений. Также, в случае снятия таких спиралей, существует опасность сломать шею, т.к. мышцы, её поддерживающие, могут атрофироваться. Но такое наблюдается не часто, чаще всего верхний край колец не достает до подбородка, что дает некоторую свободу перемещения головы.

Женщины также носят кольца на руках и ногах. Их костюм обычно состоит из длинной белой кофты с застежкой спереди и юбки по колено.

Причина обычая носить кольца не ясна. По рассказам, они якобы защищают от укусов тигра. Говорят также, что кольца призваны ограничить их возможность убежать в соседнее селение, что было связано с обычаями торговли женщинами. По другим данным так в семье «хранились» драгоценные металлы. Сами женщины утверждают, что это - традиция самоидентификации племени, которую они получили от матерей. Кроме того, длинная шея считается признаком красоты и благополучия.

По местной легенде предки падаунгов произошли от союза ветра и драконихи. Услышав от драконихи, что она беременна, ветер стал радостно кружить вокруг жены, пока она не родила большой кокон, из которого появился падаунг. В память об этом кружении счастливого ветра женщины носят обручи на шее.

Хотя снятие обручей возможно, движение против этого обычая в Бирме оказалось безуспешным. В настоящее время женщины продолжают носить кольца ещё и потому, что это привлекает туристов и создаёт хорошую возможность для продажи ручных поделок. По сути, длинные шеи превратились в своеобразный бизнес, по привлечению туристов. Самая большая деревня Най-Сой принимает ежегодно 1200 туристов, установив оплату за въезд в деревню 250 таиландских бат, деньги остаются в собственности таиландских туристических агентств.

На высокогорьях у границ Бирмы и Таиланда проживает экзотическое племя падаунгов. Когда-то все они жили в Бирме. Но отношения с правящей там долгие годы военной хунтой у племени не сложились, и примерно половина его перебралась в соседний Таиланд, где и живет на «птичьих правах».

Как и все местные народы, падаунги сажают рис. Мужчины славятся, как погонщики и содержатели слонов. Дома членов племени заметно отличается от домов остальных бирманцев тем, что стоят на земле. У большей части местного населения жилища устанавливаются на сваях для защиты от наводнений и змей. Но не эти особенности сделали племя одним из известнейших в мире. Необычны у падаунгов женщины. Их даже называют женщины – жирафы из-за чрезмерно удлиненной шеи. Согласно местным поверьям, первый падаунг родился от сексуальных игрищ ветра и самки дракона. Однако, когда возлюбленная сообщила ветру о зачатии, тот отнюдь не попытался скрыться. Напротив, он был так рад, что обвивал ее шею до самого рождения. Наконец, самка дракона принесла огромный кокон, из которого и появился первый падаунг. Потом появился второй и третья. В память о влюбленном ветре, обвивавшем шею своей возлюбленной, девочкам народа падаунг с детства надевают на шею кольца. Точнее, спирали из медной проволоки толщиной примерно в сантиметр. Первое кольцо одевается в возрасте пяти лет. В дальнейшем количество витков увеличивается, и так до самого замужества. После этого новые витки не добавляются, но замена старых колец на новые допускается. Зарегистрированный книгой Гиннеса рекорд длины шеи у женщины народа падаунг составил 40 сантиметров.
Долгое время считалось, что надеваемые кольца вызывают удлинение шейных суставов. Однако рентгеновское исследование показало, что удлиняется не шея, а опускается плечевой пояс. Ничего странного в этом нет. К моменту замужества женщина падаунг носит на своей шее около пяти килограммов меди, которая и давит на плечевой пояс, прикрепленный к костяку всего одним суставом. Долгое время считалось, что взрослая женщина народа жить без колец на шее не в состоянии. Утверждалось, что мышцы шеи от ношения браслетов атрофируются, и в случае их снятия шея сложится, А женщина задохнется. Среди туристов до сих пор циркулируют слухи, что именно таким способом падаунги избавлялись от неверных жен. Однако последние исследования такую версию не подтвердили. Да, у некоторых женщин медная спираль настолько плотно упирается в плечи и подбородок, что они крайне ограничены в движениях головой. Но если снять медную спираль, то женщина не только не задохнется, но наоборот, получит большое облегчение. Более того, в течение примерно трех лет ее фигура восстановится. И она лишится своей жирафьей шеи.
Однако женщины племени расставаться со своей национальной особенностью не спешат, хотя военная хунта Бирмы активно пыталась этого добиться. Вот и живет теперь половина женщин – жирафов в соседнем Таиланде. Дело в том, что, во-первых, шейные браслеты резко отличают падаунгов от других племен и служат им для национальной самоидентификации. Во-вторых, длинная шея, с килограммами надетой на нее меди - свидетельство высокого социального статуса ее носительницы. Именно по этим кольцам и судят о состоятельности семьи. Ну и главное, эти браслеты как магнитом притягивают туристов. Все приехавшие на отдых в Таиланд стремятся посетить деревни падаунгов, в которых кроме как смотреть на длинные шеи местных женщин, в общем-то, и делать нечего. Самая большая деревня падаунгов, Най – Сой принимает ежегодно более тысячи двухсот туристов.
Основная прибыль от экскурсий, правда, достается владельцам туристических агентств. Но женщины научились умело продавать ротозеям, глазеющим на их шеи, различные кустарные изделия. Да и сфотографироваться с женщиной – жирафом стоит доллар. А если учесть, что неподалеку всегда их мужья с предложением прогулки на слонах… Длинные шеи женщин народа падаунг и есть сейчас основа экономики племени. Вот так вот довольно новый, набирающий миллиардные обороты, туристический бизнес и древние традиции народа падаунг, не только не мешают друг другу, но и способствуют общему дальнейшему развитию.

Ининский сад камней расположен в Баргузинской долине. Огромные камни как будто кто-то специально разбросал или расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Одной из достопримечательностей Бурятии является Ининский сад камней в Баргузинской долине. Он производит удивительное впечатление – огромные камни, разбросанные в беспорядке на совершенно ровной поверхности. Как будто кто-то специально то ли разбросал их, то ли расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Сила природы

Вообще «сад камней» - это японское название искусственного ландшафта, в котором ключевую роль играют камни, расставленные по строгим правилам. «Карэсансуй» (сухой пейзаж) в Японии культивируется с 14-го века, и появился он не просто так. Считалось, что в местах с большим скоплением камней обитают боги, вследствие этого и самим камням стали придавать божественное значение. Конечно, сейчас японцы используют сады камней как место для медитации, где удобно предаваться философским размышлениям.

А философия здесь вот при чём. Хаотичное, на первый взгляд, расположение камней, на самом деле строго подчинено определённым законам. Во-первых, должна соблюдаться асимметрия и разность размеров камней. В саду есть определённые точки наблюдения – в зависимости от времени, когда вы собираетесь созерцать устройство своего микромира. И главная хитрость – с любой точки наблюдения всегда должен быть один камень, который… не виден.

Самый известный в Японии сад камней находится в Киото – древнейшей столице страны самураев, в храме Рёандзи. Это пристанище буддийских монахов. А у нас в Бурятии «сад камней» появился без усилий человека – его автором является сама Природа.

В юго-западной части Баргузинской долины, в 15 километрах от посёлка Суво, где река Ина выходит из Икатского хребта, расположено это место площадью более 10 квадратных километров. Значительно больше, чем любой японский сад камней – в той же пропорции, как японский бонсаи меньше бурятского кедра. Здесь из ровной земли выступают крупные глыбы камня, достигающего 4-5 метров в поперечнике, а в глубину эти валуны уходят до 10 метров!

Удаление этих мегалитов от горного хребта достигает 5 километров и более. Какая же сила могла разметать эти огромные камни на такие расстояния? То, что это сделал не человек, стало ясно из недавней истории: для гидромелиоративных целей здесь был прорыт 3-километровый канал. И в русле канала там и сям лежат огромные глыбы, уходящие на глубину до 10 метров. С ними бились, конечно, но безуспешно. В результате все работы на канале были остановлены.

Учёные выдвигали разные версии происхождения Ининского сада камней. Многие считают эти глыбы мореными валунами, то есть ледниковыми отложениями. Возраст учёными называется разный (Э. И. Муравский считает, что им 40-50 тысяч лет, а В. В. Ламакин - более 100 тысяч лет!), в зависимости от какого оледенения отсчитывать.

По предположениям геологов, в древности Баргузинская котловина представляла собой пресноводное неглубокое озеро, которое было отделено от Байкала неширокой и невысокой горной перемычкой, соединяющей Баргузинский и Икатский хребты. При повышении уровня воды образовался сток, превратившийся в русло реки, которая все глубже и глубже врезалась в твёрдые кристаллические породы. Известно, как ливневые потоки воды весной или после сильного дождя размывают крутые склоны, оставляя глубокие борозды балок и оврагов. Со временем уровень воды упал, и площадь озера из-за обилия взвешенного материала, приносимого в него реками, уменьшилась. В результате озеро исчезло, а на его месте осталась широкая долина с валунами, которые отнесли позже к памятникам природы.

А вот недавно доктор геолого-минералогических наук Г.Ф. Уфимцев предложил очень оригинальную идею, никак не связанную с оледенениями. По его мнению, Ининский сад камней образовался в результате сравнительно недавнего, имевшего катастрофический характер гигантского выброса крупно-глыбового материала.

По его наблюдениям, ледниковая деятельность на Икатском хребте проявилась только лишь на небольшой площади в верховьях рек Турокчи и Богунды, в средней же части этих рек следов оледенения не наблюдается. Таким образом, по мнению ученого, произошёл прорыв плотины подпрудного озера в течении реки Ины и её притоков. В результате прорыва с верховья Ины селем или грунтовой лавиной в Баргузинскую долину был выброшен большой объем глыбового материала. В пользу этой версии говорит факт сильного разрушения коренных бортов долины реки Ины на месте слияния с Турокчей, что может свидетельствовать о снесении селем большого объема горных пород.

На этом же участке реки Ины Уфимцевым отмечены два крупных «амфитеатра» (напоминают огромную воронку) размерами 2,0 на 1,3 километра и 1,2 на 0,8 километра, которые, вероятно, могли быть ложем крупных подпрудных озер. Прорыв плотины и спуск воды, по мнению Уфимцева, мог произойти в результате проявлений сейсмических процессов, поскольку оба склоновых «амфитеатра» приурочены к зоне молодого разлома с выходами термальных вод.

Здесь шалили боги

Удивительное место издавна интересовало местных жителей. И для «сада камней» люди придумали легенду, уходящую корнями в седую древность. Начало нехитрое. Поспорили как-то две реки, Ина и Баргузин, кто из них первым (первой) добежит до Байкала. Баргузин схитрил и отправился в дорогу тем же вечером, а утром рассерженная Ина помчалась следом, в гневе отбрасывая огромные валуны со своего пути. Так и лежат они до сих пор по обоим берегам реки. Не правда ли, это просто поэтическое описание мощного селя, предложенного для объяснения доктором Уфимцевым?

Камни всё ещё хранят тайну своего образования. Они ведь не только разного размера и цвета, они вообще из разных пород. То есть выломаны были не из одного места. А глубина залегания говорит о многих тысячах лет, за которые вокруг валунов наросли метры грунта.

Тем, кто видел фильм «Аватар», туманным утром камни Ины напомнят висячие горы, вокруг которых летают крылатые драконы. Вершины гор выступают из облаков тумана, как отдельные крепости или головы великанов в шлемах. Впечатления от созерцания сада камней удивительные, и люди не случайно наделили камни магической силой: считается, если прикоснуться к валунам руками, они будут забирать отрицательную энергию, взамен одаряя положительной.

В этих удивительных местах есть ещё одно место, где шалили боги. Это место прозвали «Сувинским саксонским замком». Это природное образование находится недалеко от группы солёных Алгинских озёр возле села Суво, на степных склонах сопки у подножья Икатского хребта. Живописные скалы очень напоминают развалины древнего замка. Эти места служили для эвенкийских шаманов особо почитаемым и священным местом. На эвенкийском языке «сувойя», или «суво» означает «вихрь».

Считалось, что именно здесь обитают духи - хозяева местных ветров. Главным и самым известным из которых был легендарный ветер Байкала «Баргузин». По легенде, в этих местах жил злой правитель. Он отличался свирепым нравом, ему доставало удовольствие приносить несчастья бедным и неимущим людям.

У него был единственный и любимый сын, которого заколдовали духи в наказание жестокому отцу. После осознания своего жестокого и несправедливого отношения к людям правитель пал на колени, стал умолять и слёзно просить вернуть здоровье сыну и сделать его счастливым. А все свои богатства он раздал людям.

И духи освободили из власти недуга сына правителя! Считается, что по этой причине скалы разделены на несколько частей. Среди бурят есть поверье, что в скалах живут хозяева Суво - Тумуржи-Нойон и его жена Тутужиг-Хатан. В честь сувинских владык были установлены бурханы. В особые дни в этих местах проводят целые ритуалы.

В очередной раз мы приготовили для тебя удивительную историю о том, на какие . Обычаи некоторых диких племен могут показаться тебе жуткими, но, с другой стороны, ринопластика тоже не для слабонервных. Во всяком случае, далеко не всегда подобные преображения действительно приносят счастье, и женщины племени Падаунг – живой тому пример.

Племя Падаунг – настоящая достопримечательность Мьянмы и Таиланда. Дело в том, что женщины этого небольшого народа облают фантастически длинными шеями, на которые надеты золотые кольца. Такими же кольцами девушки украшают ноги и руки. Непропорционально длинная шея считается здесь эталоном красоты.


Этот обычай называется «ян па дунг». Кольца на шее девочки начинают носить с пяти лет. Опытные женщины плотно наматывают на шею ребенка спираль из латунного прута толщиной в 1 см − вначале не более десятка колец, но с возрастом количество витков увеличивается. Весь процесс занимает несколько часов. Взрослые женщины носят около двадцати колец общим весом примерно 10 кг, а иногда и более. Благодаря постоянному увеличению количества витков спирали в среднем шея женщины вытягивается до 30 см, но бывают и исключительные «красавицы» с шеями длиной до 40 см.


Из-за постоянного давления кожа в местах, где железо давит на плечи, воспаляется и покрывается коркой, а позвоночник сильно деформируется. Люди говорят, что без колец эти женщины жить уже не могут: если их снять, шея просто переломится. Но это не так. Конечно, атрофия и деформация мышц не проходит бесследно, но время от времени эти женщины все-таки снимают свои кольца, чтобы вымыть шею.

Ряд исследователей утверждают, что на самом деле от колец шейные позвонки не деформируются, но под тяжестью металла деформируются и сильно опускаются вниз плечи, вследствие чего шея кажется длиннее. Однако после снятия колец шея и плечи возвращают себе нормальный вид уже через год.


Удивительно, как эти женщины терпят такие неудобства, ведь в своих кольцах они и спят, и едят, и работают. В них совершенно невозможно согнуть шею или размять ее. На все эти муки они идут только ради красоты.


Единой теории происхождения этой традиции нет, но существует мнение, что таким образом мужчины племени Падаунг отмечали своих женщин, чтобы те не убегали в соседние племена. По другой версии, так женщины хранили семейные драгоценности. Как бы то ни было, сегодня этот обычай служит всего лишь приманкой для туристов и единственным средством заработка для племени Падаунг.

Вероятно, девушки, которые носят туфли Louboutin, испытывают похожие ощущения, однако кольца на шее – это, на наш взгляд, все-таки перебор. Женщины племени Падаунг продемонстрировали всему миру, что в погоне за красотой можно легко потерять голову!

Женщины с кольцами на шее — Племя Каян Таиланд. Очутившись в приграничной зоне с Мьянмой, приходиться решать – пересечь границу и окунуться в атмосферу десятилетней давности или посетить один из питомников в северной части Таиланда. Но если хочется чего-то и впрямь неординарного и запоминающегося, стоит посетить диковинное племя карен, расположившееся недалеко от тайско-бирманской границы. А необычно это поселение тем, что в нем проживают туземцы с неестественно длинными шеями.

Женщины с кольцами на шее. История

Племя карен сформировалось около двадцати лет назад, когда спасающиеся от агрессии бирманских военных жители Мьянмы пересекли границу. Сами же представители племени называют себя каян. Большинство из жителей поселения – уроженцы Таиланда, однако гражданства этого государства не имеют. В одно время ООН попыталось внести предложение, согласно которому предоставляется помощь в поиске места жительства для длинношеего племени. Однако, правительство Таиланда присвоило тем статус экономических мигрантов, а не беженцев. Именно поэтому ООН не имеет никакого влияния в этом вопросе. Только поговаривают, что подобное положение дел очень выгодно неким бизнесменам, которые с помощью возведения деревни для племени карен и завлечения в них туристов зарабатывают вовсе неплохие деньги.

Женщины с кольцами на шее. Услуга для туристов

В относительной близости от города Маэхонгсон (Mae Hong Son), расположившемся на северо-западе Таиланда, проживают разные племена, в том числе и каян. За экскурсию в это место каждому желающему придется выложить 500 бат. Много туристов ждут незабываемых и ярких впечатлений от поездки на территорию карен, однако, иногда их ожидания не оправдываются.

Женщины с кольцами на шее племени в течение всего дня сидят за прилавком сувенирных лотков, ожидая, чтобы кто-то приобрел одну из памятных вещиц, большинство из которых слишком однообразные настолько, что позже задаешься вопросом: «И зачем я это покупал?» Кто-то мастерит клетчатые полотна за ткацким станком. Находятся и те, кто пытается заработать с помощью пения и игры на гитаре. Попадаются даже диски с записями мировых синглов, не очень умело перепетых местными на их родном языке. Чем-то все это напоминает сумбур в зоопарке.

Но по признаниям самих жителей племени, лучше жить здесь, чем в том месте, где над тобой издеваются, насилуют или даже убивают. Это хоть какое-то убежище. Вот так живут представители их племени в Мьянме. Но непонятно: жестокие гонения над ними совсем недавно то ли прекратились, то ли существуют до сих пор. Почему-то и кажется, что все живущие здесь женщины с кольцами на шее осознают, что они выставляют свою жизнь на всеобщее обозрение. И в их взгляде читается: «Спустя несколько лет никто не сможет заставить меня сделать еще хоть что-то для этих любопытных зевак».

Пытаясь завести разговор с местными на тайском, которым большинство жителей владеет на базовом уровне, наталкиваешься только на недвусмысленные ответы, вялые улыбки и простую вежливость. Мало кто искренне здесь может улыбаться и хохотать. Наверное, приезд туристов – не совсем подходящий для этого момент.

Женщины с кольцами на шее. Мифы и реальность

Не все женщины и девушки племени карен носят кольца на шее. Это зависит, прежде всего, от даты рождения. Среди местных была маленькая девочка с такими кольцами, а присутствующая рядом ее мать – вообще без единого кольца. Оказывается, что кольца шею не удлиняют, а, наоборот, давят на ключицы. В будущем это влечет за собой неприятные и даже прямо-таки опасные последствия: тело укорачивается, начинаются проблемы в работе дыхательной системы, так как легкие постоянно испытывают серьезное давление. Возникают логичные, но несколько неудобные вопросы: «А как почесать шею?» или «Каким образом вы моете шею?»

Иногда можно услышать разговоры о том, что кольца ни в коем случае нельзя снимать. Из-за атрофированных мышц шеи, неспособных удерживать голову, произойдет удушье. Однако это не соответствует действительности. В сувенирных лавках встречаются фотографии женщин со снятыми с шеи кольцами. Только подобное зрелище приводит в состояние непонятного смятения и ступора. Это было бы подобно тому моменту, когда женщин заставляют оголиться на потеху любопытным туристам.

Женщины с кольцами на шее. Мужская гордость

Когда именно появилась традиция украшать шею кольцами – неизвестно. Ясно только то, что мужчины племени каян прямо-таки благоговеют перед женщинами с кольцами и считают подобный атрибут важным показателем женственности и красоты. Конечно, это очень поражает. Но, наверное, это сродни попыткам выделиться, корректируя внешность с помощью хирургических операций.