Конспект занятия по экспериментированию на тему "воздух" в старшей группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 116»

г. СЫКТЫВКАРА

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух-Невидимка»

Старшая группа

Составитель:

Воспитатель Григорьева И.А.

г. Сыктывкар

Конспект занятия по опытно – экспериментальной деятельности в старшей группе «Воздух - невидимка »

Задачи:

Образовательные: Расширить представления детей о воздухе. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пустые пространства и создавать ветер.

Развивающие: Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, логическое мышление, внимание, память, умение делать выводы. Активизировать речь детей.

Воспитательные: Воспитывать позитивное отношение к неживой природе. Желание исследовать её всеми доступными способами.

Ход занятия:

Воспитатель : Тихонько усаживаемся. К нам на занятие пришли гости. Посмотрите на них и больше не отвлекайтесь. Сосредоточьтесь, занятие будет интересным.

Воспитатель : Дети, вы находитесь в научной лаборатории. Давайте вспомним, чем занимаются в лабораториях (ответы детей: экспериментируют, проводят различные опыты).

Воспитатель : А вы знаете, как называют людей, которые делают опыты? Их называют исследователями. Хотите побывать в роли исследователей? (ответы детей: да)

Воспитатель : Уважаемые исследователи! Я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям. В нашей лаборатории есть всё необходимое для этого.

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

Воспитатель : Что такое воздух? (ответы детей)

Воздух – это то, чем мы дышим. Без воздуха на нашей планете была бы невозможна жизнь. Если без воды мы можем продержаться несколько дней, то без воздуха нельзя прожить и 10 минут, ведь нельзя 10 минут не дышать! Мы с вами дышим постоянно, даже во сне, не замечая этого. А кто ещё дышит кроме человека? (ответы детей). Верно, растения и животные тоже дышат, им необходим воздух, как и людям. Давайте положим руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (грудная клетка поднялась). Что в это время происходит с легкими? (они наполняются воздухом). А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (она опускается). А что происходит с нашими легкими? (из них выходит воздух).

Делаем вывод : при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще (ответы детей)

Воспитатель: А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (ответы детей: мы должны его почувствовать) Воспитатель: Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод) Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер) Воспитатель: Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (ответы детей: ветер).

Воспитатель: можем ли мы увидеть воздух? (ответы детей: нет, он невидим).

Воспитатель : Давайте с вами проверим это.

Опыт №1 «Воздушные вихри»

Для опыта нам понадобится стакан, маленькие шарики из бумажной салфетки и трубочка для коктейля. Чтобы создать «бурю», шарики положите в стакан, опустите туда трубочку, закройте ладонями поверхность стакана и подуйте. Бумажные шарики закружатся в воздушном вихре.

Делаем вывод : Опыт показывает, что воздух, двигаясь, образует ветер, который может перемещать предметы.

Воспитатель : ребята, как вы думаете, есть ли у воздуха запах?

Опыт №2 «Узнай по запаху»

Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах (лимона, чеснока, куска мыла) - что вы чувствовали?

Воспитатель : вы чувствовали запах того вещества, которое я вам давала понюхать. Имеет ли свой запах воздух? (нет)

Воспитатель: А для чего нам необходим воздух? (ответы детей: для дыхания).

Воспитатель : А теперь предлагаю убедиться в том, что мы действительно дышим воздухом.

Опыт № 3 «Дыхание»

Возьмём воздушный шарик. Если мы его надуваем, он наполняется воздухом. Когда это происходит с нашими лёгкими? (При вдохе). Выпускаем воздух из шарика, он уменьшается. Когда это происходит с лёгкими? (При выдохе).

Воспитатель : А мы можем не дышать? (Нет).

Делаем вывод : без дыхания жизни нет.

Воспитатель : Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Что же приводит к загрязнению воздуха? (Ответы детей).

Воспитатель : Мы должны заботиться о своём здоровье. Что мы можем сделать, чтобы воздух был чистым? Правильно, сажать больше цветов, деревьев.

Воспитатель: Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пойдём немного разомнемся.

Физкультминутка Беленькое облако (округленные руки перед собой, пальцы в замок)

Поднялось над крышей (не расцепляя рук, поднять их над головой)

Устремилось облако (выпрямить руки)

Выше, выше, выше (потянуться руками вверх)

Ветер это облако (плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону)

Зацепил за кручу (сцепить руки кончиками пальцев над головой)

Превратилось облако (руками описать через стороны вниз большой круг)

В дождевую тучу (присесть).

Молодцы, присаживаемся на свои места.

Воспитатель : ребята, как вы думаете, где можно встретить воздух? (ответы детей) Давайте это проверим.

Опыт № 4 «Сухой из воды»

Воспитатель: Посмотрите, что внутри этого стакана? (ответы детей: стакан пуст). Вы уверенны, что в нем ни чего нет? Смотрите внимательно! Воспитатель плавно и ровно опускает стакан вверх дном в ёмкость с водой. Воспитатель : ребята что происходит? Входит ли вода в стакан? (ответы детей)

Воспитатель : Что ей мешает заполнить стакан, ведь он пуст?

Может в стакане спрятался невидимка? Давайте опустим его глубже и потихоньку наклоним в сторону (воздух с бульканьем устремляется вверх в виде пузырей, исчезающих на поверхности).

Воспитатель : Что это? Кто прятался в стакане? (ответы детей)

Воспитатель : Оказывается, он был наполнен воздухом, это он не давал воде зайти в стакан, а когда его наклонили, воздух легко выбрался наружу и пузырьками поднялся вверх. Воздух вышел, и стакан заполнился водой.

Опыт №5 «Как поймать воздух».

Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите (ответы детей)?

Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Воспитатель : Правильно, воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Воздух прозрачный, он не имеет цвета –бесцветный.

И так, подведем итог:

1. Воздух – невидимка. Воздух мы не видим, но без него не можем обойтись. Воздух, двигаясь, образует ветер.

2. Воздух не имеет запаха. В каждом помещении пахнет по – разному. В аптеке, парикмахерской, столовой разные запахи, а воздух не имеет запаха.

3. Мы дышим воздухом, без воздуха жизни нет. Он часть природы. Воздухом дышат люди, животные и растения.

4. Воздух есть везде.

5. У воздуха нет цвета - бесцветный, но мы может его почувствовать, воздух – прозрачный, сквозь него видно все окружающее.

Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «юный исследователь» и вручить медали.

Желаю вам продолжать экспериментировать, делать выводы и узнавать много нового и интересного. Спасибо!

Воспитатель «МБДОУ Д/сад №10» Е.Л. Токарева.

Цель:

Обогащать познавательный, эмоциональный и сенсорный опыт детей о свойствах песка, с помощью приемов экспериментирования (опытов) . Познакомить с новым способом рисования - рисование цветным песком. Развивать у детей речевую активность, обогащая словарь детей названиями свойств песка (влажный, сухой, сыпется, движется) , логическое мышление с помощью решения проблемных ситуаций (оказание помощи гному: исследовать песок для строительства дома) , приемов экспериментирования (творческих заданий) , вопросов развивающего характера, творческую активность через использование нетрадиционных приемов рисования (с помощью песка) . Воспитывать желания заниматься, умение доводить начатое дело до конца.

Материал к занятию

«Волшебные дощечки» с буквами «П» «Е» «С» «О» «К» . Готовый образец цветка.

На каждого ребёнка две тарелочки с сухим песком, вода в стаканчике, разнос, полотенце, цветной песок, дощечка, клей ПВА, трафарет цветка, кисточка и увеличительное стекло.

Ход занятия

Я приглашаю вас на увлекательное занятие...

А что это? (обращает внимание детей на письмо) . Ответ детей.

От кого оно? От гнома.

Хотите узнать, что здесь написано?

«Добрые знатные умельцы! Наслышан я о ваших делах славных, о ваших руках умелых, об опытах интересных. И хочу вас попросить помочь мне исследовать одно вещество для строительства дома. А какое, вам подскажут волшебные картинки. Не откажите в моей просьбе.

Ваш друг Гном.

Ребята вы согласны помочь Гному? (ответы детей) . В конверте лежат пять волшебных картинок (достаёт их, выкладывает на стол) . Вам нужно с помощью стенки снять верхний слой (дети выполняют задания)

  • Что это? (Буквы) .
  • Нужно сложить картинки так, чтобы получилось одна полоска.
  • Какое слово получилось? (песок)
  • Какое вещество мы будем исследовать? Пройдите в нашу лабораторию. Вы должны с помощью исследования свойств песка дать ответ гному: Из какого песка ему можно построить дом.

1 ОПЫТ У вас на столах в чашечках находится песок. Возьмите щепоточку

песка и потрите между пальцами.

  • Что вы заметили?
  • Какой песок? (Сухой, сыпучий, рыхлый и т.д.)

2 ОПЫТ Насыпьте на тарелочку немного песка и с помощью увеличительного стекла внимательно рассмотрите его.

  • Из чего состоит песок? (песчинки, маленькие камешки) .
  • Как выглядят песчинки? (разные, разной формы, размера, отличаются друг от друга по цвету) .
  • Осторожно дуньте на них. Что происходит? (они разлетаются, потому что песчинки не прилипают друг к другу) .

ВЫВОД: В сухом песке каждая песчинка лежит отдельно и она не прилипает к своим «соседкам» . Сухой песок состоит из маленьких песчинок, которые разные по форме, цвету, размеру и не прилипают друг к другу.

3. ОПЫТ. Добавьте в чашечку с песком воды.

  • Что происходит? Аккуратно перемешайте ложечкой.
  • Куда исчезла вода? (она «забралась» в песок и «уютно устроилась» между песчинками.)
  • Каким стал песок? (мокрый влажный) . Попробуйте мокрый песок посыпать.
  • Что происходит? (он не сыпется)

ВЫВОД: Песок не сыпется, потому что песчинки намокли от воды и прилипли друг к другу.

4. ОПЫТ. Возьмите сухой песок и попробуйте из него, что-нибудь слепить.

  • Что происходит? (он рассыпается) .

Возьмите влажный песок и попробуйте слепить из него что- нибудь.

  • Почему вы смогли слепить? (потому что он мокрый, влажный и т.д.) .
  • Что можно слепить из мокрого песка? (ответы детей) . ВЫВОД:

Правильно он не сыпется, и из него можно лепить, потому что когда он намокает, воздух между песчинок исчезает, мокрая песчинка слипается со своей «соседкой»

  • Какой ответ мы дадим Гному?
  • Из какого песка ему нужно строить песочный дом? (из мокрого)
  • А что можно сделать с сухим песком?

Ребята, а сухим песком можно рисовать. Попробуйте пальчиком нарисовать на сухом песке: дорожки, домик, солнышко.

А сейчас мы немного с вами отдохнем. Подойдите к тазикам и вымойте руки.

Физкультминутка.

Жил да был весёлый гном
С круглыми ушами
Он на сахарной горе
Спал под воротами

Вдруг, от куда не возьмись
Великан Явился
Слопать гору он хотел
Только подавился!

Ну, а что ж веселый Гном?
Так и спит глубоким сном

Гномик спит и ему снится сон, что около его песочного домика растут красивые, яркие, разноцветные цветы. Но это сон. Ребята, я предлагаю сделать для гномика сюрприз.

Мы посадим возле его песочного домика, песочные цветы. Вы согласны? Как их сделать, я сейчас расскажу. Подойдите к моему столу. У меня на столе в тарелочках лежит разноцветный песок. Я возьму трафарет и наложу его на дощечку. Нанесу на трафарет побольше клея и на клей посыплю цветной песок. Убираю трафарет с дощечки, стряхиваю лишний песок. У меня получился вот какой красивый цветок.

У вас на столах стоит разноцветный песок.

Вам нужно выбрать любой трафарет. Если вы всё правильно сделаете, у вас получится красивый цветок. Самостоятельная деятельность.

Замечательные цветы у вас получились, они обязательно понравятся Гному и украсят его домик.

Конспект игрового занятия – экспериментирования для детей старшего возраста «Бывает ли воздуху жарко»?

Конспект может быть полезен для воспитателей старших групп детского сада, родителей, которые заинтересованы в развитии познавательной активности своих детей, тем, кто хочет экспериментальным путем знакомить детей со свойствами природных явлений. Он может быть использован в серии познавательно- игровых занятий по знакомству детей со свойствами воздуха.
Цель: развитие познавательной активности детей.
Задачи:
Познакомить детей с «умением» воздуха расширяться при нагревании.
Активизировать в речи применение качественных прилагательных и упражнять в формулировании вопроса с использованием этих прилагательных.
Уточнить знание детьми игры «настольный теннис», расширить представление о способах игры с теннисным шариком, упражнять в умении образовывать однокоренные глаголы с различными приставками.
Напомнить правила безопасности при работе с горячей водой.
Продолжать формировать умение и желание зарисовывать эксперимент, как одного из приемов развития моторной (двигательной) и зрительной памяти.
Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

Ход занятия.

Воспитатель:
Учат нехотя уроки
Болтуны и лежебоки
Любознательные дети
Всё желают знать на свете!
Почему на небе тучи?
Почему ежи колючи?
Почему снежинка тает,
До ладошки долетая?
Почему ползут барханы?
Почему висят туманы?
Почему земля и море
Целый век друг с другом в споре?
Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Видно надо не лениться,
А учиться и учиться!

Очень много вопросов «почему», «как», «бывает - не бывает» возникает у любознательных детей. И это очень хорошо. Что надо делать, чтобы получит ответы на все эти вопросы?
Дети: Прочитать в книге. Спросить у взрослых.
Воспитатель: Правильно. А еще можно поэкспериментировать. И сегодня именно эксперимент поможет нам с вами узнать что-то интересное об одном знакомом природном явлении. Догадайтесь, о каком:
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем.

Дети: О воздухе?!
Воспитатель: Да. Когда на улице печет солнце, нам с вами жарко. А как вы думаете, воздуху бывает жарко?
Дети:
Воспитатель: Ответить на этот вопрос нам поможет предмет, спрятанный у меня в чудесном мешочке. Что это за предмет вы сейчас попробуете отгадать. Давайте поиграем в игру «Да – нет».
Посмотрите на экран.

На экране алгоритм описания предмета:
1. Перечеркнутые геометрические фигуры: круг, прямоугольник, треугольник.
2. кисть руки.
3. весы.
4. картинки кусочков материала: дерево и ткань (мех).
5. картинка с изображением фигур мамы, папы и детей.

Алгоритм подскажет вам, что можно спросить о спрятанном предмете. Вопрос надо формулировать так, чтобы я могла ответить только «да» или «нет». О форме предмета спрашивать нельзя. Можно спросить: какой он на ощупь, легкий или тяжелый, из какого материала сделан и как с ним можно играть.

Проводится игра "Да - нет".

Ребенок: Этот предмет мягкий?
Воспитатель: Нет.
Ребенок: Он твердый?
Воспитатель: Да.
Ребенок: Этот предмет гладкий?
Воспитатель: Да.
Ребенок: Предмет тяжелый?

Воспитатель: Нет.
Ребенок: Значит легкий?
Воспитатель: Да.
Ребенок: Он деревянный (металлический, стеклянный)?
Воспитатель: Нет.
Ребенок: Предмет пластмассовый?
Воспитатель: Да.
Ребенок: Он может ездить (летать).
Воспитатель: Нет.
Ребенок: Он может прыгать (катиться)?
Воспитатель: Да.
Ребенок: Это шарик
Воспитатель: Вы правильно догадались. Это шарик! (Показ) Теннисный шарик! Как называется игра, в которой используют такой шарик?
Ребенок: Настольный теннис.

Показ картинки с изображением игры на экране.

Воспитатель: Правильно. Это игра называется настольный теннис, потому, что играют на столе.

Рассматривание и обсуждение правил игры.

Воспитатель: А если у нас нет теннисного стола, можно как-нибудь еще с шариком поиграть?
Дети: Можно просто подбрасывать вверх и ловить, можно бросать и ловить от стены, можно перебрасывать с руки на руку, как жонглеры в цирке, можно просто учиться отбивать ракеткой.
Воспитатель: А еще можно… сделать ворота, и играть в футбол.
Кстати, очень полезное упражнение для развития дыхания.

На экране: фотография детей, играющих в "футбол.

Воспитатель: Давайте посмотрим, какие еще упражнения мы не назвали.

На экране таблица со схематично нарисованными возможными вариантами игры.

Дети с воспитателем: Шарик можно подбрасывать, перебрасывать друг другу, прокатывать в воротики, дуть на шарик, сбивая цель, бросать и ловить от стены, отбивать ракеткой, катать. Но нельзя играть ногами.
Воспитатель: Какие качества развивают эти упражнения?
Дети: Ловкость, терпение (ведь не сразу все получится, надо потренироваться), развитие пальчиков, чтобы в школе хорошо писали…

Физкультминутка, во время которой дети пробуют играть с шариком.

Воспитатель: Молодцы, вы попробовали поиграть с шариком. А скажите, пожалуйста, почему мы можем, дуя на шарик, сдвинуть его с места?
Дети: Потому, что он легкий.
Воспитатель: А почему он такой легкий?
Дети: Потому, что внутри у него воздух.
Воспитатель: Правильно. Давайте вспомним, что мы уже знаем про воздух и поиграем в игру «Бывает – не бывает». Правила следующие:
1.отвечать на вопрос может тот, кому я брошу шарик;
2.«да», «нет» говорить нельзя.

Проводится игра "Бывает - не бывает".
Воздух бывает теплый? (Бывает).
Воздух бывает чистый? (Бывает).
Воздух бывает пушистый? (Не бывает).
Воздух бывает легкий? (Бывает).
Воздух бывает грязный? (Бывает).
Воздух бывает сердитый? (Не бывает).
Воздух бывает холодный? (Бывает).
Воздух бывает полосатый? (Не бывает).
Воздуху бывает жарко?(…).
Воспитатель: Ответ на этот вопрос мы и попытаемся сегодня с вами найти ответ. А поможет нам в этом теннисный шарик. Только не из нашего «чудесного мешочка», а вот этот.

Показ «аптечки» (коробочки с медицинским крестиком), в которой лежит теннисный шарик с вмятиной.

Воспитатель: Кто – то плохо обращался с шариком. Может быть, неправильно играл (ногой, например) или наступил на него. Посмотрите, что с ним случилось.
Дети : Вмятина!
Воспитатель: Что же теперь делать, как починить шарик? Попробуйте, может у кого- нибудь получится его «починить».

Дети пробуют выправить вмятину, но ничего не получается.

Воспитатель: А что, если нам шарик помыть, может это его исправит?
Дети: Нет!!!
Воспитатель: А может быть, всё - таки поможет? Помните, как в сказке Корнея Чуковского:

Ой, вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять.

Давайте и мы попробуем «окатить» наш шарик кипяточком? Вот у меня и чайник как раз вскипел.
Только давайте вспомним правила безопасности: кипятком можно обжечься, получить ожог (такие большие пузыри на коже, очень опасные и болезненные). Поэтому детям самостоятельно нельзя пользоваться только что вскипевшим чайником: может случиться беда. Надо попросить взрослых о помощи. Если вы используете обычную банку, а не стакан, то перед тем, как налить кипяток, необходимо положить в нее ложку, т. к. банка от очень горячей воды может лопнуть. Проводить эксперимент нужно обязательно на подносе, для безопасности. Если вдруг вода прольется, то она окажется на подносе, не ошпарит вас.
Сегодня я буду вашей помощницей. Я положу наш «больной» шарик в стаканчик и, придерживая его ложечкой, чтобы он «не выпрыгнул», буду осторожно лить горячую (!!!) воду.
Готово! Считайте до пяти.
Дети: Раз, два, три, четыре, пять.

Воспитатель: Осторожно достаю шарик…
Посмотрите…
Куда исчезла наша вмятина? Куда она пропала? Чудеса!
Дети: Вмятины не стало?!
Воспитатель: Да, вмятина исчезла. Куда?
Что произошло, когда мы налили в стакан кипяток?

Выслушиваются предположения детей.

Воспитатель: Внутри нашего шарика, как мы знаем, находится воздух. Этот воздух от горячей воды начал нагреваться, ему стало жарко и он начал как бы раздвигаться, и давить на стенки шарика и выпрямил его. Про такое свойство воздуха говорят - «воздух расширяется».
Вот мы с вами и узнали, что оказывается, воздуху тоже «бывает жарко», и при этом он расширяется.
Давайте с вами, как настоящие учёные, зафиксируем такое важное открытие. Возьмите листочки бумаги и карандаши. Сейчас мы вспомним, что мы делали.

Зарисовка эксперимента.

Воспитатель: Рисуем шарик. Старайтесь, чтобы размер у него был, как у настоящего. (Развиваем глазомер). На шарике – вмятина, рисуем такое неровное пятно.
Дальше рисуем стакан (в нем – шарик с вмятиной) и чайник, из горлышка которого льется кипяток. Из носика чайника идет пар. А потом – ложку с шариком, но уже без вмятины.
Воспитатель: Вот мы сегодня с вами сделали небольшое открытие: узнали, что воздуху «бывает жарко», т. е. узнали, что воздух расширяется при нагревании.
Мы помогли шарику снова стать нужным и полезным. Теперь этот шарик тоже можно использовать для игры. Но к вам большая просьба: запомните, пожалуйста,что детям нельзя самостоятельно играть с кипятком, пользоваться горячим чайником.
А сейчас я вам покажу еще один "фокус".Называется он "оживающий воздушный шарик".

Показ эксперимента «Оживающий воздушный шарик».

На горлышко стеклянной бутылки надевается воздушный шарик (шарик свисает). Бутылка ставится в металлическую ёмкость, в которую наливается кипяток. Нагревающийся в бутылке воздух расширяется, ему становится мало места, и он «переходит» в шарик, поднимая его (шарик «встает»).
Опыт проводится на подносе.

Метод экспериментирования создаёт необходимые условия для активного познания, открытия ребёнком новых знаний об окружающем мире. Кроме того, экспериментирование стимулирует исследовательскую активность малыша, развивает логическое мышление, речь и аналитические способности, учит видеть и понимать причинно-следственные связи, формирует азы научного мировосприятия. Важно, чтобы в дошкольной системе образования одним из ведущих инструментов развития интеллектуальной культуры малышей стал такой вид деятельности, как детское экспериментирование.

Цели опытно-экспериментального занятия в старшей группе, конкретные задачи и приёмы

Шестилетние дети - это маленькие любознательные исследователи окружающего мира, неугомонные почемучки. Почему дует ветер? Почему замерзает вода зимой? Почему светит солнце? Почему появляется радуга? Столько любопытных вопросов, на которые так весело и здорово находить ответы. Эксперимент поможет в доступной для ребёнка форме объяснить малышу суть сложнейших природных процессов и явлений.

Знания, не рождённые опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок.

Леонардо да Винчи

Детское экспериментирование - познавательный и увлекательный приём практического исследования мира, нацеленный на создание наиболее благоприятных условий, в которых предметы и явления наиболее красноречиво проявляют свою скрытую природу.

Экспериментальная деятельность помогает формировать у старших дошкольников конкретные представления о свойствах природных и искусственных материалов

Целью опытно-экспериментального занятия является моделирование природного или физического явления, наглядная демонстрация процесса его возникновения и свойств взаимодействующих объектов, что позволяет ребёнку в результате собственных наблюдений и размышлений прийти к самостоятельным выводам.

Задачи экспериментальной деятельности воспитанников старшей группы:

  • формировать опыт соблюдения правил безопасного поведения в процессе экспериментирования;
  • знакомить с природой физических явлений (преломление света, магнетизм, отражение);
  • формировать конкретные представления о свойствах песка, воды, глины, воздуха, других природных и искусственных материалов (дерево, кожа, резина, пенопласт, пластмасса);
  • познакомить с некоторыми свойствами химических веществ: сода, краситель, уксусная кислота;
  • учить прослеживать элементарные причинно-следственные связи в мире природы;
  • стимулировать познавательную деятельность;
  • познакомить с правилами безопасного поведения с бытовой химией (стиральные порошки, мыло, шампуни);
  • воспитывать бережное отношение к окружающему природному миру;
  • развивать любознательность, логическое мышление, память и внимание.

Виды экспериментирование в старшей группе:

  • знакомство со свойствами песка и глины;

    Опыты с песком: знакомство со свойствами

  • воздух, его свойства и значение;

    Изучение свойств воздуха и воды

  • изучение свойств воды;

    Опыты с водой и зеркалом (преломление света)

  • формирование знаний о теле человека;
  • природные и искусственные материалы, их существенные признаки и свойства;

    Изучение свойств природных и искусственных материалов

  • наблюдение за явлением магнетизма;

    Изучение явления магнетизма

  • почва, её свойства и влияние на жизнь и рост растений.

    Знакомство со свойствами почвы

Приёмы, которые используются на занятиях по опытно-экспериментальной деятельности:


Изучение свойств различных материалов в природных усоловиях

Формы работы на занятии:

  • фронтальные;
  • групповые;
  • индивидуальные.

Опытно-экспериментальное занятие в старшей группе

Занятие по экспериментированию в старшей группе длится 25–30 минут имеет свою логическую структуру:

  1. Организационный этап - мотивирующее начало в игровой форме (до пяти минут).
  2. Основной этап - наиболее активная практическая часть занятия, которая включает:
    • проведение опытов;
    • дидактические игры;
    • физкультминутка, пальчиковая или дыхательные гимнастики, которые помогут расслабиться, отдохнуть, снять физическое и интеллектуальное утомление.
  3. Заключительный, итоговый этап (до пяти минут) - выводы, уборка рабочих мест.

Что можно использовать в качестве мотивирующего начала занятия

Увлекательное и оригинально начало занятия создаст благоприятный эмоциональный настрой, раскрепостит ребят и пробудит искреннее желание экспериментировать и получать новые знания. Активизировать познавательный интерес, стимулировать поисковую деятельность и внимание своих маленьких воспитанников педагогу помогут разнообразные мотивирующие средства и педагогические приёмы:

  • сюрпризный момент - введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, любимого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, озадачит и порадует, пригласит детей в увлекательное путешествие.
  • видеообращение сказочного или вымышленного героя;
  • стихотворения и загадки;
  • познавательный рассказ;
  • игры и задачи;
  • диалог с детьми;
  • проблемная ситуация;
  • музыкальное сопровождение, просмотр картинок, демонстрация презентаций, видео или мультипликационных фильмов.

Красочная презентация и демонстрация наглядности поможет пробудить познавательный интерес

Дидактические, подвижные игры, логические задачи:

  • «Чудесный мешочек» - ребёнок определяет на ощупь признаки предмета, какой это предмет: твёрдый или мягкий, лёгкий или тяжёлый, гладкий или шершавый, маленький или большой. Определяя форму, предполагает, что это за предмет (мячик, кубик, кирпичик), затем материал, из которого сделан предмет (резина, пластмасса, поролон).
  • «Рассели гостей» - педагог предлагает «расселить» предметы, сделанные из пластмассы, поролона и резины, на соответствующие этажи в макете трёхэтажного дома из бумаги или картона.
  • «Король ветров» - подуть на вертушки, чтобы они завертелись, чья вертушка дольше двигается, тот и побеждает.
  • «Летающие шарики» - ребята подбрасывают шарики вверх и ловят, побеждает тот, чей шарик летит выше и не падает.
  • Придумайте, как собрать мелкие металлические детали, рассыпанные в тарелке с крупой?
  • Как достать гвоздики из ведёрка с водой, не намочив рук?
  • «Волшебный камень» - педагог показывает «танец» скрепок, рассыпанных на поверхности альбомного листа, а затем просит детей пояснить, как у него это получилось (движение магнита под листом бумаги).
  • «Оживлялки» - к обратной стороне силуэтов сказочных героев (колобок и зайчик), вырезанных из картона, прикреплены монетки. Дети должны раскрыть секрет передвижения бумажных фигурок по поверхности листа бумаги.

Фотогалерея: свойства бумаги (презентация)

Титульный лист презентации «Изучаем бумагу» Примеры использования бумаги (полиграфическая продукция) Примеры использования бумаги Свойства, которыми обладает бумага Из чего производят бумагу Виды современной бумаги Опыт «Вдоль и поперёк» на растяжение бумаги Правила безопасного поведения в лаборатории Процесс изготовления бумаги из салфеток и туалетной бумаги Изготовление веера из бумаги Опыт: «Бумага летает»

Итог: ветер - это перемещение воздуха.

Извержение «лавы», состоящей из воды, соды, жидкого мыла, красителя и уксусной кислоты

Видео: эксперимент «Воздух вокруг нас»

https://youtube.com/watch?v=GM0rh_yjV4s Video can’t be loaded: Фрагмент занятия - эксперимента «Воздух вокруг нас» (https://youtube.com/watch?v=GM0rh_yjV4s)

Таблица: конспект НОД на прогулке «Большая экспедиция маленьких геологов»,
  • «Социально - коммуникативное развитие». Совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей. Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения, следовать игровым правилам. Развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых действий. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, умение доводить начатое дело до конца. Развивать творчество, инициативу.
  • «Познавательное развитие». Расширять и уточнять представления детей о неживой природе.Формировать интерес к изучению камней, умение их исследовать, называть свойства и особенности. Упражнять в умении анализировать, делать выводы. Закрепить умение ориентироваться на территории участка с помощью карты-схемы.
  • «Речевое развитие». Развивать все компоненты устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи, монологической формы связной речи) во всех видах деятельности.
  • «Художественно - эстетическое развитие». Формировать умение создавать сюжетную композицию из природного материала, дополняя деталями, обогащающими изображение. Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам. Развивать эстетическое восприятие, умение созерцать красоту окружающего мира. Поощрять инициативность детей, умение располагать природный материал на плоскости.Способствовать развитию эстетического вкуса.
  • «Физическое развитие». Обеспечивать оптимальную двигательную активность в процессе образовательной деятельности. Развивать быстроту, силу, выносливость, ловкость. Закрепить умение соблюдать правила участия в играх с природным материалом.
Дети выходят на прогулку, на асфальте возле детского сада лежат стрелки, которые ведут на спортивный участок
- Ой, ребята, что это? Наверное, стрелки нас куда-то ведут.
(На спортивном участке, на столе стоит сундучок с разными предметами, изготовленными из камней).
- Ребята, как вы думаете, что находится в этом сундучке?
(Воспитатель открывает сундук, в котором находятся: статуэтка, бусы, кольца, серёжки, браслет, подвески. Дети называют предметы)
- Ой, смотрите, сколько здесь разных предметов, возьмите по одному, рассмотрите и назовите их.
- Ребята, а что общего у этих предметов?
- А я знаю интересное стихотворение.
В серёжках у мамы огнём он горит.
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке, годится на тысячу лет.
Он может, быть мелким - в ладошке лежать.
Тяжёлый, большой - одному не поднять.
- Действительно, все эти предметы изготовлены из камней, которые находятся в недрах нашей земли. А камни все разные, отличаются цветом друг от друга. Может кто-нибудь знает, как они называются?
- Ой, ребята, на дне этого сундучка лежит какое-то послание.
Да это - же карта!?
А для чего она нужна?
- Видимо карта нам подсказывает маршрут, по которому мы сегодня отправимся в интересное путешествие.
А компас поможет нам сориентироваться в пути.
-Вы готовы?
- Ребята, помните мы с вами читали рассказ про мальчика Мишу, который нашёл камни самоцветы. Кем он хотел стать? (геологом). Вы бы хотели, как настоящие геологи, отправиться в экспедицию на поиски необычных камней?
- Какими должны быть геологи?
(Геологи должны быть сильными и смелыми, выносливыми, уметь находить дорогу)
-А мы обладаем этими качествами? Тогда мы сможем преодолеть все препятствия и достичь цели.
А карта укажет нам маршрут.
Перед дальней и трудной дорогой давайте скрепим нашу дружбу, и произнесём девиз:
«Только смелый и упорный путь преодолеет гордо,
А ещё в дороге нужно знать секреты прочной дружбы.
Один за всех - и все за одного!».
- Ребята, вы не против если я возьму на себя роль руководителя экспедиции?
(воспитатель надевает компас на руку)
-По компасу нам нужно двигаться на запад.
-Я предлагаю Илье и Ильнару взять с собой фотоаппараты и все интересное в экспедиции сфотографировать.
- Ну что ж, нам пора отправляться в путь. А чтобы нам не потеряться, встанем друг за другом.
(Дети строятся в одну колонну, движутся вперёд друг за другом, преодолевая различные препятствия)
Ходьба змейкой между конусами
Прыжки через лесенку - чудесенку
Перешагивание через лесенку-чудесенку (Воспитатель заранее прячет камешки в песочнице.)
-Ребята, давайте обратимся к карте, так, где же мы начнём поиски камней (изображение песочницы под номером 1)
- Да, ребята, именно в этой песочной долине нам предстоит найти по одному камню. Давайте воспользуемся инструментами, которые здесь лежат.
(возле песочницы лежат лопатки, грабельки)
- Работаем аккуратно, не мешаем друг другу, аккуратно снимаем верхний слой песка.
(Дети ищут в песочнице камни с помощью лопаток и грабель)
- Ребята, к какой природе относятся камни?
- Почему?
-А где мы можем их увидеть?
(на улице, в горах, в море, на даче, в аквариуме, в лесу).
-Как люди используют камни в своей жизни?
(Строят мосты, дороги, дома, станции метро)
- Давайте рассмотрим, изучим наши находки с помощью лупы.
- Чем они отличаются? (размером, цветом, формой, рисунком).
- Давайте поиграем с нашими находками в игру «Найди пару».
- Ещё раз скажите, по каким признакам можно подобрать пару? Пока музыка играет - мы танцуем, как только музыка замолчала, подбираем пару.
- По какому признаку вы подобрали пару?.. Поменяйтесь камнями.
- Как вы думаете, легко ли сломать камень? Как это можно сделать? Попытайтесь.
- Так какой можно сделать вывод?
(Камни прочные, твёрдые.)
- Как вы думаете камень тверже дерева? А как мы это можем проверить? Ну что ж давайте проведём эксперимент.
(Воспитатель предлагает двум мальчикам вбить гвоздь в камень и в брусочек дерева)
- Что получилось?
(гвоздь вошёл в дерево, а в камень вбить невозможно).
Какой сделаем вывод:
(камень тверже дерева.)
-А вам интересно, как камень и дерево будут себя вести в воде?
(Дети подходят к бассейну с водой. Аккуратно опускают сначала камни, затем брусочки дерева в воду)
-Ребята, а сейчас, какой мы можем сделать вывод?
(Камень тонет, он тяжелее воды; дерево плавает, оно легче воды.)
- Ребята, в старину люди считали, что камни различаются магическими свойствами: лечат разные болезни, влияют на самочувствие человека, его настроение.
- А чтобы у нас было весёлое настроение, предлагаю поиграть.
Музыкально-ритмическая игра «Поднимаем настроение»
- Мы продолжаем нашу экспедицию, рассмотрите карту и назовите следующий пункт назначения.
(На карте изображён вулкан под номером 2).
- Ребята, вы догадались, что это? Давайте подойдём и рассмотрим его.
- Как называется верхняя часть вулкана?
- Кратер вулкана - это огромная чаша с крутыми склонами.
- А вы знаете, как называется огненная жидкость, выходящая из вулкана? (лава)
-Какие бывают вулканы? (спящие, действующие, потухшие).
Вы хотите увидеть пробуждение вулкана?
- Сейчас резервуар наполняется необыкновенной жидкостью и вы увидите, что произойдёт (извержение вулкана).
- А вы знаете, что некоторые горы образуются после извержения вулкана?
– Давайте построим гору.
Игра “Гора”
Стоит гора - старушка, (поднимают руки вверх)
До небес макушка (тянутся на цыпочках)
Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)
Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)
Стоит гора, страдает, камешки теряет (прикладывают ладошки к щекам и качают головой)
И каждый день, и каждую ночь (педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).
Катятся, катятся камешки прочь.(часть детей отходят в сторону)
Раскатились камешки, и с той самой поры
Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).
- Раз, два, раз, два - собирается гора.
- Смотрите, ребята, сколько камней лежит у подножья горы. А для чего же они нам могут пригодиться? Может они нам пригодятся в нашей творческой мастерской? Предлагаю их собрать и взять с собой.
- Давайте обратимся к карте, так где у нас находится творческая мастерская?
(на карте изображена веранда под номером 3).
- Посмотрите, художник начал изображать картину, но не закончил её.
- А какими изобразительными средствами можно создать картину?
(мелками, карандашами, красками).
-Ребята, картины могут создаваться не только красками и карандашами, но и природными материалами. Как вы думаете, чем мы можем её украсить?
-Какого цвета камни подойдут для изображения реки?
-Для изображения горы, солнца, облаков?
- Ну что ж, приступаем к работе.
(Практическая часть: выкладывание картины из камней.Дети выполняют работу под музыкальное сопровождение.)
- А давайте попробуем выложить у подножья горы камни, которые покрупнее, а остальную часть горы выложим из мелких.
- Посмотрите, как удачно у нас получилось, гора выглядит, как настоящая.
- Какая красивая и необычная картина у нас получилась, мы обязательно вечером покажем её своим родителям.

Видео: занятие «Чудо-песок»

Video can’t be loaded: Видео занятия на тему Чудо песок (https://youtube.com/watch?v=N4MByE6lqpk)

Как провести открытое занятие в старшей группе

Выбор темы для открытого показа или процесс подготовки ничем не отличается от работы над обычным занятием, и всё же открытое занятие должно соответствовать определённым условиям:

  • высокий уровень профессиональной подготовки педагога, проводящего занятие;
  • ориентация на обучающую работу с молодыми педагогами, включая методические мастер-классы;
  • презентация результатов работы педагога в рамках темы самообразования по использованию детского экспериментирования;
  • демонстрация эффективности метода экспериментальной деятельности;
  • необходимость психологической подготовки ребят к присутствию большого количества посторонних людей.

Основными критериями эффективного занятия являются:

  • соблюдение детьми правил безопасности;
  • оригинальность замысла темы занятия и сценария;
  • разнообразие мотивирующих приёмов;
  • создание привлекательного и стимулирующего обучающего пространства;
  • логическая последовательность заданий и опытов;
  • активные и самостоятельные действия детей.

Видео: открытое занятие «Опыты с водой»

https://youtube.com/watch?v=PH98_x54vYU Video can’t be loaded: Открытое занятие в детском саду. «Опыты с водой» (https://youtube.com/watch?v=PH98_x54vYU)

Таблица: сценарий развлечения «Волшебный мир фокусов»,
  • Мольберт, «волшебная» бумага (белый лист А3, на котором нарисован букет восковым белым мелком), разбавленная водой тушь и крупная кисть;
  • Прозрачный стакан, тазик с водой, листы бумаги.
  • Баночки с завинчивающимися крышками, покрашенные гуашью с обратной стороны, ящик фокусника, лейка с водой.
  • Музыка для танца «буги-вуги».
  • Лист белой бумаги, стакан, к горлышку которого приклеен бумажный кружок, монета, «волшебный» платок.
  • 1.5-литровая бутылка, сода, лимонная кислота или уксус, воронка, вода, воздушный шарик.
  • Стеклянная бутылка, варёное яйцо, спички.
  • Ваза с конфетами и верёвка.
  • Музыка для танца «Разноцветная игра».
На сцену выходит другой «ученик» и обращается к зрителям:
- Кто-нибудь может перевернуть стакан с водой, чтобы вода не пролилась?
Фокусник помогает выбрать ребёнка в ассистенты ученика.
Приглашённый пробует перевернуть стакан с водой и у него не получается сделать так, чтобы вода не пролилась. Тогда ученик набирает в стакан воды, накрывает листом бумаги и переворачивает его. Демонстрирует зрителям.
Бывает, что зрители знают секрет фокуса, на этот случай можно подстраховаться: воду налить в ведёрко и быстро раскрутить его; в стакан с водой насыпать абсорбента, который превращает воду в гель. Выходит на сцену третий «ученик» школы фокусов. Перед ним на столе лежит ящик фокусника, в котором находятся волшебные крышки. Юный фокусник говорит:
- Я умею превращать обычную воду в цветную, какую пожелаете.
Наливает в баночку из лейки воду, показывает её детям, что она прозрачная, потом спрашивает у зрителей в какой цвет её обратить. Приглашает к себе из зала помощника, который называет любой цвет.
Юный фокусник достаёт из своего волшебного ящика крышку с загаданным цветом, плотно закрывает баночку с водой и просит её потрясти своего помощника под волшебное заклинанье.
Фокус может повториться несколько раз.
Объявляется музыкальная пауза. Дети танцуют с фокусником-ведущим танец «буги-вуги», садятся снова на свои места.

Игры и развлечения вызывают живой интерес у детей

Диагностика детей по опытно-экспериментальной деятельности

Исследование уровня опытно-экспериментальной деятельности проводится педагогом в начале и в конце учебного года. Критерии оценивания:

  • Видеть и определять проблему.
  • Ставить и формулировать цель.
  • Самостоятельно решать проблемную ситуацию.
  • Анализировать свойства предмета и природу явления.
  • Выделять основные признаки и причинно-следственные связи.
  • Сравнивать и систематизировать различные факты.
  • Предлагать гипотезы, формулировать предположения.
  • Делать самостоятельные выводы.

Каждый критерий рассматривается и оценивается отдельно:

  • Высокий уровень - ребёнок справляется с поставленными задачами самостоятельно, без помощи взрослых.
  • Средний уровень - ребёнок выполняет работу частично самостоятельно, прибегая к подсказкам взрослых.
  • Низкий уровень - ребёнок не может действовать самостоятельно, с трудом реализует поставленные задачи даже с помощью педагога.

Оформление центра экспериментирования

Уголок экспериментирования поможет детям окунуться в мир самостоятельного исследования и поиска ответов на интересующие их вопросы. В специально отведённом месте ребята смогут потрогать, понюхать, попробовать на вкус, рассмотреть интересный материал, полистать красочные страницы увлекательных энциклопедий, провести опыт по карточке-схеме, почувствовать себя настоящими первооткрывателями. На открытых полочках в доступной и безопасной для детей форме должно быть отведено место для приборов, книг и материалов. Важно ознакомить детей с правилами поведения в уголке экспериментирования и проконтролировать соблюдение ими мер безопасности.

В специально отведённом месте ребята смогут самостоятельно провести опыт по карточке-схеме

Для оформления центра детского экспериментирования в старшей группе детского сада используются такие материалы и приборы:

  • природные материалы: песок, камушки, ракушки, листья, веточки, каштаны, шишки и т. д.;
  • пищевые материалы: крупы, мука, соль, сахар, семена растений, пищевые красители;
  • оборудование и инструменты: контейнеры для хранения, пробирки, лупы, магниты, пластиковые и деревянные палочки, ложечки, лейки, шприцы без иголок, стаканчики, зеркало, песочные часы, резиновые груши, весы;
  • литература, карточки-схемы;
  • цветная бумага, краски, ножницы, лоскуты тканей и т. д.

На открытых полочках в доступной и безопасной для детей форме должно быть отведено место для приборов, книг и материалов

Таблица: карточки-схемы для экспериментирования

«Волшебная бумага» - бумага, сложенная гармошкой выдерживает вес стакана с водой «Дружба красок» - смешивание красок с стакане с водой и получение новых цветов и оттенков «Волшебный круг» - образование белого цвета при вращении круга с тремя цветовыми секторами «Растения пьют воду» - добавление пищевого красителя в воду, которую пьёт растение «Волшебный магнит» - притягивание магнитом металлических предметов через стенки стакана «Вес воздуха» - взвешивание воздушных шариков позволяет доказать, что воздух имеет вес «Волшебная пирамидка» - собрать пирамидку наоборот и проверить её устойчивость «Угадай по запаху» - дать понюхать ребёнку с завязанными глазами продукты с сильным запахом

Современное дошкольное образование делает ставку на обеспечение саморазвития и самореализации ребёнка, важно пробудить внутреннюю потребность в знаниях, активизировать познавательный интерес. Детское экспериментирование является наиболее эффективным средством познания закономерностей явлений окружающего мира, расширения кругозора, обогащения опыта самостоятельной деятельности. Эксперименты не только знакомят с новыми фактами, но и позитивно влияют на формирование умственных операций синтеза и анализа, способствуют раскрытию творческого потенциала, формированию первичных математических понятий.

44 года. Высшее педагогическое образование, специальность: история и право, аспирантура. Стаж работы в высшей школе - 22 года. Сфера профессиональной деятельности - проведение лекционных и семинарских занятий, учебно-методическая и научная работа (есть научные публикации).

Наталья Калиберда

Ведущая образовательная область: познавательное развитие.

Цель: экспериментальным методом познакомить детей со свойствами воздуха.

Задачи:

Дать детям представление о свойствах воздуха;

Опытным путем определять наличие воздуха вокруг нас (в комнате, в пакете, в человеке) и показать способы его обнаружения;

Развивать умение делать выводы, обосновывать свои суждения;

Вызвать интерес к оживлению необычных форм (клякс, закрепить умение дорисовывать детали объектов (клякс) для придания им законченности и сходства с реальными образами;

Воспитывать любознательность, взаимопомощь, интерес к экспериментальной деятельности.

Оборудование: емкости для воды, стаканы, трубочки для коктейля, полиэтиленовые пакеты, чистые листы бумаги, гуашь, веер, воздушные шары, мнемотаблицы.

Образовательная деятельность

Воспитатель:

Один, два, три, четыре, пять,

Вы хотите поиграть?

Я открою Вам секреты,

Только надо знать при этом,

Что нельзя: громко кричать,

Друг другу мешать.

А надо: внимательно слушать,

На вопросы отвечать,

Друг другу помогать.

Отгадайте загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

Невидимка он, и всё же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

Вы хотите узнать про воздух много-много интересного? Тогда мы отправляемся в лабораторию. Вокруг себя все покрутились, и в лаборатории очутились. И так, мои маленькие учёные – исследователи, нас ждут новые интересные открытия.

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать.

Ребята, посмотрите, на доске – шарики с секретом. Мы с вами попробуем разгадать все секреты.

А помогут нам в этом: глаза, нос, рот, уши, руки. Поиграем в игру «Кому нужен воздух?». Я называю слова, если ответ положительный, вы хлопаете в ладоши, если отрицательный – не хлопаете. (Человек, собака, камень, берёза, стол, медведь, воробей, дом, бабочка, щука, телефон, ромашка, автомобиль, сорока.)

Кому нужен воздух? (Человеку, животным, растениям, птицам, рыбам - т. е. объектам живой природы).

Как вы думаете, в нашей группе есть воздух? Да, иначе мы не смогли бы дышать. И в домах, и на улице, и в самолётах есть воздух.

Мы его видим? Значит он – невидимка.

Давайте убедимся, что он есть.

Опыт № 1.

У меня в руке стакан. Как вы думаете, он пуст? На дно стакана я закреплю бумажку. Если я опущу стакан в воду, бумажка намокнет? Я переворачиваю стакан вверх дном, медленно опускаю его в воду (стакан держать прямо) . Вынимаю. Намокла бумажка? Бумажка осталась сухой, т. к. в стакане есть воздух, и он не пустил воду в стакан.

Опыт № 2.

Сейчас мы попробуем узнать, есть ли воздух внутри нас? Возьмите коктельные трубочки, опустите их в воду и подуйте. Что вы видите? (пузырьки) . Это воздух выходит из нас, и в воде превращается в пузырьки. Воздух лёгкий, и пузырьки поднимаются на поверхность воды.


Опыт № 3.

Давайте попробуем поймать воздух. Перед вами полиэтиленовые пакеты. Они пустые. Возьмём пакеты, взмахнём, скажем: «Раз, два, три – пакетик, лови» и закрутим. Пакет раздулся. Что внутри пакета? Какого цвета воздух? (Бесцветный, прозрачный, невидимый)


Был пакет бесформенный, а стал упругий, плотный. Какие предметы мы можем заполнить воздухом, накачать? (Мяч, воздушный шар, автомобильная шина, матрас, спасательный круг, резиновая лодка)

Опыт № 4

Мы воздух не видим, но мы можем его почувствовать,

Возьмите палочку и проколите пакет, Поднесите пакет к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете? (ветерок) Воздух выходит из пакета, он движется, а движение воздуха – это ветер. Какой бывает ветер? (холодный, теплый, сильный, легкий, штормовой) . Как можно создать движение воздуха? (помахать веером, подуть на ладошку) .

Физкультминутка

Непоседа – ветер (взмахи руками над головой)

Знает все на свете.

Знает, как поет лягушка (приседаем и прыгаем) Ква – ква – ква

Знает, как шумит ракушка (сложить ладошки лодочкой и поднести к правому, а затем к левому уху) Шу – шу – шу

Знает, как кричит ворона (машем руками, как крыльями ) Кар – кар – кар

Знает, как мычит корова (хлопаем в ладоши) Му – му – му.

Опыт №5

Давайте попробуем проглотить воздух. Имеет ли воздух вкус? (нет)

Опыт №6

Имеет ли воздух запах? (нет) Собственного запаха у воздуха нет. Воздух переносит запахи. У меня две баночки, в них что-то лежит. Закройте глаза, я открываю баночки. Что вы чувствуете, чем пахнет? (апельсином, чесноком, луком) .

Чем пахнет воздух возле клумбы? (цветами) . Возле костра? (дымом) . После дождя? (свежестью) В столовой? (едой) .

Опыт № 7

Имеет ли воздух форму?

Что у меня в руках? (воздушные шары, один круглый, другой в форме сардельки, надутая резиновая перчатка)

Что находится внутри этих предметов? (воздух)

Одинаковой ли формы эти предметы? (нет)

Воздух формы не имеет. Он принимает форму того предмета, куда его поместили.

Опыт №8

А как вы думаете, сможем ли мы услышать воздух?

Звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед. Это называется колебание. У нас есть свистульки и музыкальные инструменты. Давайте подуем и услышим воздух.

Итог: Давайте вспомним, что мы сегодня узнали про воздух и откроем наши шарики с секретом (мнемотаблица):


1) воздух – невидимка;

2) воздух не имеет формы;

3) воздух не имеет запаха;

4) воздух не имеет вкуса;

5) воздух не имеет цвета;

6) воздух можно услышать;

7) ветер – движение воздуха.

Итак, воздух нам нужен, чтоб дышать. Без воздуха жить нельзя. И очень важно для нас, чтобы мы дышали чистым воздухом.

Что нужно сделать, чтобы очистить воздух в помещении? (протирать пыль, мыть полы, проветривать, посадить цветы)

А на улице? (поливать дороги, сажать деревья, цветы, очищать дым от заводов специальными фильтрами).

Мы знаем, что с помощью воздуха можно рисовать. Как называется техника рисования воздухом? (Кляксография) Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, краски и трубочки рисовать (капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктельной трубочки в разные стороны) .


Ребята, мы сегодня узнали много интересного о воздухе.

Вам понравилось проводить опыты? Какой опыт вам показался интересным? А теперь нам пора возвращаться. Вокруг себя все покрутились и в группе очутились.

Публикации по теме:

Познавательно-исследовательская деятельность. Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.

Интегрированное занятие по экспериментированию в старшей группе «Свойства воздуха» Область познание. Познавательно-исследовательская деятельность Цель: Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию.

Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной к школе группе «Воздух-невидимка» Конспект занятия по экспериментированию в подготовительной к школе группе. «Воздух невидимка» Цель: Продолжать знакомить со свойствами.

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебник-невидимка» Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебник- невидимка». ОО – познание. Разработала воспитатель ГБДОУ детский сад №.