Интеллект. Виды интеллекта. Понятие и структура интеллекта

Можно быть умным по-разному. Есть в нашем разуме что-то такое, что невозможно измерить стандартными тестами. Говард Гарднер (Howard Gardner), профессор Гарварда, считает, что кроме двух видов интеллекта, определяемых нашими умственными и , есть ещё шесть сфер, в которых мы можем оценивать человека. К сожалению, не существует тестов, которые могли бы перевести эту оценку в стандартизированные числовые данные.

Giphy

Люди зачастую считают, что музыка - это талант, а не умственная способность. Однако профессор Гарднер уверен: если мы оцениваем словарный запас и как компоненты интеллекта, то и умение понимать, чувствовать и обращаться с ритмами и тембрами нужно рассматривать в том же ключе.

2. Пространственный интеллект

Способность с лёгкостью воспринимать и воспроизводить положение вещей в пространстве позволяет шахматисту выиграть очередную партию, а хирургу - сотворить ещё одно медицинское чудо. То, насколько хорошо вы ориентируетесь в пространстве и определяете траекторию передвижения, - ещё один критерий оценки ваших умственных способностей.

3. Телесно-кинестетический интеллект

Стоит позабыть о том, что «все спортсмены тупые». Координация движений требует большой работы интеллекта, просто этого не измеришь стандартным IQ-тестом. Этот тип интеллекта существует в двух измерениях. Одно из них - это возможность использовать всё своё тело для решения проблемы или поставленной задачи. Другое измерение - это способность использовать отдельные части тела. Хороший пример тому - ремёсла, поэтому человек, который много работает физически, является интеллектуалом, согласно Гарднеру.

Немного похоже на понятие эмоционального интеллекта, не правда ли? Межличностный интеллект - это то, как вы понимаете других людей, мотивируете и ведёте их, как работаете с ними. Этот тип интеллекта особенно важен для .

5. Личностный интеллект

Личностный интеллект, или способность к самопознанию, оценить очень сложно. Однако, по мнению Гарднера, он является критически важным в сегодняшнем мире.

В современном развитом обществе люди сами определяют то, какой будет их жизнь. Мы строим карьеру и меняем профессии. Мы можем покинуть родительское гнездо, когда повзрослеем. Поэтому очень важно осознавать, кем мы являемся на самом деле. Если такого понимания нет, это рано или поздно станет проблемой.

Способность воспринимать связи между видами живых существ, понимать принципы их взаимодействия - это важнейший вид интеллекта. Гарднер называет его интеллектом естествоиспытателя, интеллектом Чарлза Дарвина.

И прежде, чем вы скажете, что живёте в городе и не нуждаетесь в подобном виде интеллекта, стоит отметить: всё, что вы делаете в этом современном, технологичном и коммерческом мире, основано именно на способности понимать окружающую среду. Вы выбираете этот симпатичный свитер, а не тот ужасный синтетический, потому что ваш мозг способен отличить «вкусную ягоду» от «ядовитой».

Так или иначе, вы используете свой инстинкт естествоиспытателя, даже если не ездите по субботам в лесопарк.

Если этот список кажется вам громоздким, спешим расстроить вас: по мнению Гарднера, перечень должен быть длиннее. Можно выделить ещё два типа интеллекта, однако психология всё ещё продолжает их изучать.

Самый простой вывод, который вам нужно сделать, заключается вот в чём. Если вы надеетесь развить свой интеллект, просто читая книги, вам однозначно стоит обратить внимание и на другие сферы умственной деятельности.

Кстати, а какой тип интеллекта более всего развит у вас?

Эта тема интересна моей дочери, она поделилась ссылкой, я делюсь с вами

Интеллект (от лат. intellectus - восприятие, понимание, рассудок) - общая способность к познанию и решению задач.
Если взять все четыре формы проявления личности: мысли, чувства, речь и поступки, можно говорить и о четырех видах интеллекта.
Умственный интеллект - способность успешно совершать основные мыслительные операции: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификация, систематизация.
Эмоциональный интеллект - способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Вербальный интеллект - способность проводить анализ полученной информации, систематизировать ее и воспроизводить посредством слов.
Поведенческий (или социальный) интеллект - способность понимать свои собственные поступки и поведение других людей, реально оценивать происходящее и вести себя адекватно ситуации.
В этих определениях заложены и критерии оценки уровня того или иного вида интеллекта.

Как это взаимосвязано?
Мне кажется, здесь четыре составляющих распадаются на две пары: мысли и чувства больше как каналы восприятия, а слова и поступки больше как формы проявления. Кто-то воспринимает всё на уровне логики, но учитывает чувства как фактор; кто-то сначала считывает на эмоциональном уровне, а уже потом задает себе вопрос: что происходит и почему? то есть включает логику. Для кого-то важно сформулировать, прежде чем действовать; кто-то действует интуитивно, а потом уже формулирует, что он делал и зачем. По логике, приоритет мыслей должен сочетаться с приоритетом речи, а чувства стыковаться с интуитивными действиями.
Как это происходит у вас? Это важно понять, чтобы,
во-первых, признать правомерность своей системы,
во-вторых, признать правомерность другой системы для другого человека.
Важно, чтобы вы оба были успешны. Хотя договориться вам будет сложно.

Посмотрим, как одно и то же явление выглядит применительно к разным видам интеллекта. То, что мы определяем как стереотипность мышления, в речи будет выглядеть как использование штампов, в эмоциональном - как застревание на одних и тех же эмоциях, в поведенческом - использование одних и тех же моделей поведения.
Изначально стремление ума и психики к обобщению объяснимо - это оптимизирует процесс. Вопрос, насколько это обобщение верно, и насколько эта оптимизация действительно эффективна.

Как это проявляется в общении?
Интеллектуально развитый человек стремится к общению с равными себе или выше по уровню. А иначе зачем? Но если ты выбрал того, кто выше тебя по уровню, то какой смысл ему общаться с тобой? Вот тут разнообразие спасает.
Да простят меня мои хорошо знакомые люди, но я попыталась по 10-бальной системе оценить их уровень по всем четырем видам интеллекта. И себя тоже оценила. И, проанализировав обширный опыт общения, пришла к тому, что общение взаимовыгодно, когда у одного умственный интеллект, скажем, 8, а эмоциональный - 10, а у другого наоборот. Каждому есть, что отдать, и что получить взамен. Аналогично полезен тандем людей с разными уровнями в одной профессиональной команде. Но! При условии, что нижний предел у них одинаков.
При полном равенстве уровней общение комфортно, при компенсаторном варианте общение вызывает приступы дискомфорта, но созидательно в целом.
Общение при большой разнице в уровне деструктивно для того, кто выше. Но почему? Казалось бы, ты должен чувствовать себя благодетелем, и это приятно, а ты злишься. И ненавидишь себя за то, что сразу не отказал человеку в общении. Из лучших побуждений.
Я сторонник использования понятия энергии как
объединяющего. Мысли, эмоции, слова и поступки человека имеют свою энергетическую ценность. Чем выше интеллектуальный уровень человека, тем выше энергетическая ценность того, что он производит. И он не может искусственно эту энергоемкость снизить. Он может подобрать более простые слова, чтобы собеседник его понял, но затраты от этого не только не уменьшаются, но наоборот увеличиваются, потому что для человека этот режим неоптимален.
Человек воспринимающий тоже имеет свой диапазон. Но что происходит с той энергией, которую человек производящий выдал, а человек принимающий не воспринял? Не воспринял именно в той форме, в которой ему это транспортировали - в виде мыслей, слов, эмоций, действий… Так вот, я думаю, что он забрал это как энергию в чистом виде. То есть ты ему продал дизайнерскую мебель по цене дров. Посмотри, как ему при этом хорошо. И с каким удовольствием он общается с тобой, как настойчиво ищет встреч. И посмотри на себя, Продавец Года. И перестань стыдиться своей злости. А просто наведи порядок в отношениях.

Пятый вид интеллекта, ломающий целостность системы
В начале материала я назвала не все виды интеллекта, которые упоминаются в специальной литературе. Психолог Роберт Стернберг ввел понятие «практического интеллекта» - «знание того, что, когда и кому сказать, и что сделать, чтобы добиться максимального результата». Этот вид интеллекта еще называют «житейским». Говоря иначе, человек с высоким уровнем житейского интеллекта умеет эффективно использовать те ресурсы, которые у него есть, насколько бы малы они не были. Парадокс, но иногда именно эти люди в силу своей активности и уверенности более успешны, чем те, кто умнее и одареннее его. В русском языке есть определение, которое очень точно определяет таких людей - «ушлые». Словари дают следующие синонимы к этому слову - хитрый, вёрткий, хваткий, изворотливый, пронырливый, оборотистый.
Как житейский интеллект сочетается с низким уровнем основных четырех видов интеллекта?
Вербальная недоразвитость маскируется штампами, пафосом или манипулятивными приемами (например, излишней сентиментальностью); применением сложных слов и модных терминов; использованием чужих текстов, порой без ссылки на автора.
Эмоциональная недоразвитость в сочетании с природной активностью порождает человека импульсивного, не контролирующего свои поступки, идущего на поводу своих желаний. Они часто не могут сбалансировать бюджет, при достатке не ниже среднего хронически имеют долги и кредиты. Они берутся за много дел сразу, устают, демонстрируя эту усталость. Не любят выполнять рутинную работу, стараются скинуть ее на других людей, а если и вынуждены ею заниматься, компенсируют это ее демонстрацией.
Причина поведенческой недоразвитости заключается в том, что человека на стадии формирования личности окружали люди с примитивными моделями поведения. Более сложные модели ему не понятны. Он будет их объяснять с позиции своего уровня. И поверьте, эти объяснения будут не в вашу пользу. Потому что его «житейская мудрость» состоит в том, чтобы оставаться правым. А потому он применит несколько стандартных манипуляций, легко опознаваемых человеком с развитым эмоциональным интеллектом. Он абсолютно искренне будет уверен, что перехитрит вас, особенно если до сих пор это работало, так как либо люди рядом оказывались с эмоциональным и поведенческим интеллектом столь же невысокого уровня; либо, кто поумнее, играли с ним в поддавки; либо из вежливости поддерживали человека за «житейские» достижения. Игра в поддавки - слабость социально недоразвитых. Она им дает чувство значимости. Для них очень важны награды, звания, публикации в прессе. Причем, акцент смещается от дела к личности. Такие люди не любят упоминать партнеров, благодарить помощников. Даже не то что не любят, они об этом искренне забывают, потому как внутренне сосредоточены на собственной значимости.
Что делать, если жизнь свела вас с таким человеком? Во-первых, понять, что происходит. Убрать эмоции и выстраивать свои
действия так, чтобы человек вынужден был «играть по правилам». Не по вашим правилам, а по правилам этики. Для вас это будет очень энергозатратно, поэтому подумайте, стоит ли оно того. Модель поведения этот человек не изменит. Потому что другой модели у него нет. Чем больше вы мешаете ему воспроизводить привычную для него модель поведения, тем изощреннее он будет в своем стремлении.

в любой деятельности. Но в том то и дело, что «в любой» — это ложное обобщение. Если человек отличный математик, признанный гений в этой области, то это совершенно не означите, что дома у него все в порядке. Что в личной жизни или, вообще, в общении с людьми он успешен.

«Если ты такой умный, почему не богатый? »

Американская поговорка, которая с точки зрения формальной логике не совсем верна. После прочтения этой статьи, я надеюсь, вы поймете почему…

Наука и технический прогресс развивается в геометрической прогрессии. И познания человечества о самом себе так же. В таком случае приходится переосмысливать старые понятия и по другому смотреть, к примеру, на интеллект.

Виды интеллекта

Интеллект – это способность или умение применять память, навыки, мышление и воображение согласно текущей деятельности. (крат. определение)

Оказывается мы можем быть очень умны в одном, и совершенно бездарны в другом. Хотя нет – не оказывается, мы это и так знали, не так ли? Чтоб достичь успеха в определенной области, нужно развивать соответствующий интеллект(мышление) для этой области!

Никакие правильные правила или нам не помогут, без достаточного ума их применять.

10 видов интеллекта:

Умышленно я отдел каждому кусочку интеллекта 10%, на практике же — все иначе. В чем то мы на все 60% лучше разбираемся (в той же математике), а вот в социальной области – меньше 5% (не умеем общаться с людьми). Проценты выражают не общую развитость соответственной сообразительности, а то насколько в одном деле мы умнее, чем в другом.

Вообще, это деление — условность (интеллект целостен и виды интеллекта всецело взаимосвязаны), но полезная условность. Как уже подмечал ранее, чтоб добиться успеха в определенном деле – архиважно развивать соответствующий интеллект (или мышление, в контексте данной статьи, что мышление, что интеллект — суть одна).

Например, хотим – финансового благополучия. Какой интеллект за это в ответе? Вот так на вскидку, пока еще не описывал детально каждый из этих видов? По-моему, это социальный, творческий, личностный и физический.

Физический интеллект

«В здоровом теле – здоровый дух». Это способность (умственный навык) поддерживать свой организм в прекрасной, как физической форме, так и обладать отличным здоровьем. Анекдотический пример: про «качка», который знает, как правильно жать штангу в 260кг, но при этом думает, что голова ему дана – чтоб через нее есть.

Пространственный интеллект

Какое точное расстояние от вашего дома до ближайшей заправки? За эти знания и умения ориентироваться в пространстве, способность визуально реконструировать у себя в воображении любую объёмные сцену – отвечает пространственный интеллект. Показательный пример, у кого лучше всего развит: водители -дальнобойщики, футболисты, архитекторы….

Математический интеллект

Как у вас было с математикой в школе? Ваша оценка по этому предмету точно соответствует вашей умности в этом. Данный случай, я думаю, не нуждается в примерах.

Речевой интеллект

Оценки по языкам и ваши способности к иностранным – выражают этот вид интеллекта. Часто тесты проверки как умственных способностей, так и другие основаны с речевым интеллектом. Другими словами – если вам тяжело составлять речевые конструкции или даже чтение дается с трудом – стандартные псих. тесты – для вас не точны. (тест на IQ заведомо даст ложный результат). К счастью, он легко развивается, было бы только желание.

Социальный интеллект

Умение общаться, быть душой компании, способность повести за собой людей – это не полный перечень за что отвечает социальный интеллект. Это один из фундаментов для построения личного . Часто людям с ярко выраженным социальным умом – доверяют больше, чем они того заслуживают, и прощают больше. Примеры: политики, ораторы… Любопытно то, что быть интересным, это не значит быть экспертом в той области о которой этот человек так интересно выражается.

Сексуальный интеллект

Ему посвящены все курсы по пикапу (соблазнению), многие тренинги уверенности в себе. Это умение «договорится» с противоположным полом. Думаю вам известны случаи, когда девушка или парень, весьма умны и хороши собой, но выбирают не ту пару. Да все просто: у тех, кого они «выбрали», хорошо развит сексуальный интеллект, они знают как увлечь собой.

Чувственный интеллект

Этот интеллект до недавней поры игнорировался. Это способность пользоваться всеми пятью физическими чувствами (плюс «шестое чувство» — интуиция). Примеры: успешный музыкант, художник, кулинар… Если хотим добиться успеха в том, что можно ощутить нашими органами обаяния – нужно развивать именно этот интеллект. Интересно то, что ученые установили – это не просто данность природы – видеть, слышать, и т.д., а настоящее умение которое развивается. Теперь понятно, почему у древних индейцев всего было 8 оттенков цвета, другие цвета – они просто не видели! (у эскимосов более 20 характеристик снега, но мы даже не догадываемся, что снег бывает разный)

Личностный интеллект

Самопознание – вот ключевая характеристика этого интеллекта. Отвечает за то, насколько вы себя знаете, уверенны в себе. Ведь верно и объективно смотреть на , и на свои способности их реализовать – определяющий фактор успеха! (Удачливые люди берут тяжёлые цели, а неудачники берут — неосуществимые).

Духовный интеллект

Гуманизм в высшее ее степени – характеризует людей с высоким духовным интеллектом. Без разнице к какой вере принадлежит человек или к какой конфекции – главная цель таких людей: чтоб наши дела были всем во благо! Духовный интеллект развит в каждом – это наше внутреннее понимание добра и зла, что правильно, а что нет.

Творческий интеллект

Отвечает за умение изобретать новое, или находить другое примените традиционному. Хорошая новость в том, что его можно улучшить. Обычно, все гении наделенный очень высоким творческим интелектом.

В повседневном общении часто понятия «способность» и «интеллект» употребляются как синонимы. Это неудивительно, так как трудно себе представить способного, одаренного или гениального человека с низким интеллектом. В этой связи целесообразно рассмотреть интеллект в рамках проблемы способностей.

Интеллект относится к наиболее сложным умственным способностям личности . В понимании его сущности мнения психологов расходятся. Трудности возникают даже при самом определении интеллекта. Вот некоторые из определений.

Интеллект - это способность к мышлению.
Интеллект - это вид адаптационного поведения, направленного на достижение цели.
Интеллект - это характеристика рациональных мыслительных функций человеческой психики.
Интеллект - это целостная характеристика познавательных процессов человека.
Интеллект - это способность человека адаптироваться к окружающей среде.
Интеллект - это понятие, предназначенное для объяснения причин различий между людьми в решении сложных проблем.
Интеллект - это глобальная способность человека действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.
Интеллект - это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.

Налицо кризис понятия «интеллект». В этой связи имеются предложения вообще отказаться от этого понятия (Д. Кэррол, С. Максвелл) или заменить его другими, например «адаптабельностью» или «умственной структурой» (Д. Меллер и др.).

Обобщенное определение может иметь такой вид: интеллект - это система психических процессов, позволяющих человеку использовать свои способности для оценки ситуации, принятия рациональных решений и организации соответствующего поведения в изменяющейся среде.

В проблеме интеллекта не установлена четкая граница между понятиями «интеллект», «ум» и «мышление», которые рассматривают разные, но взаимосвязанные стороны личности. Попытка соотнести эти понятия в рамках общей проблемы способностей человека приводит к следующей схеме.

Интеллект можно рассматривать как способность к мышлению . При этом интеллект не увязывают с нравственностью, эмпатичностью, человеколюбием, профессией и даже с элитным образованием. Очевидно, именно это имел в виду А. Эйнштейн: «Не стоит обожествлять интеллект. У него есть могучие мышцы, но нет лица».

Мышление представляет собой процесс, через который интеллект проявляется, реализуется. Ум - обобщенная характеристика познавательных возможностей человека, процесса мышления. Ум - это целый комплекс качеств, так тесно связанных, что, взятые и отдельности, они проявляют себя по-иному. Когда человека называют умным, эта оценка относится одновременно ко многим его качествам.

Что касается структуры интеллекта, то в настоящее время из-за сложности и самого феномена, и несовершенства его формулировки трудно предложить полноценную его модель. Идет накопление информации по этому уникальному психическому образованию. А пока имеющиеся результаты в большей мере обусловлены спецификой научных позиций ученых. В понятие интеллекта включаются от нескольких до десятков факторов. Естественно, это затрудняет оценку интеллекта как целостного явления.

В структуре интеллекта различные исследователи выделяют несколько составляющих :

Общий интеллект (фактор G, от англ. general -общий) - совокупность психических свойств личности, которые предопределяют успех любой деятельности, адаптацию к окружающей среде и высокий темп переработки информации. Общий интеллект обеспечивается общими способностями. Например, коммуникативные способности человека востребованы многими видами деятельности: управленческой, педагогической, артистической, дипломатической.

Специальный интеллект (фактор S, от англ. spesial -специальный) - совокупность психических свойств, которые необходимы для решения узких задач в том или ином виде деятельности. Этот вид интеллекта обеспечивается специальными способностями человека. Примерами специального интеллекта могут служить:
- профессиональный интеллект, ориентированный на спе-1шализацию деятельности (музыкальный, математический);
- социальный интеллект, ориентированный на проблемы межличностных отношений, взаимодействие деловых партнеров.

Потенциальный интеллект - обусловливает способность человека к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Название связано с тем, что этот интеллект «созревает» примерно к 20 годам (по Р. Кет-теллу).

Кристаллический интеллект - «выкристаллизовывающийся» у человека в процессе накопления им знаний, навыков и умений при адаптации к среде и усвоении ценностей общества.

Интеллект А - врожденная часть интеллекта, его «гумус».

Интеллект В - результат взаимодействия интеллекта А с окружающей человека средой в процессе его жизни.

Имеются и другие подходы к пониманию структуры интеллекта человека. Так, Л. Терстоун выделил набор из 12 независимых способностей, определяющих интеллект, назвав их первичными умственными потенциями (скорость восприятия, ассоциативная память, словесная гибкость и др.). «Кубическая» модель интеллекта Д. Гилфорда включает 120 составляющих, характеризующих содержание умственной деятельности (чем заняты мысли индивида), ее операции (как она реализуется) и результат мыслительной деятельности (к какой форме приводится обрабатываемая информация).

Таким образом, при всех различиях во взглядах на проблему общее состоит в многокомпонентности феномена «интеллект», его тесной связи с познавательными психическими процессами, врожденными и социальными факторами.