Как сделать плавный переход цветов на ногтях. Как сделать градиентный маникюр гель лаком в домашних условиях: пошаговое руководство

Очаровательный маникюр с переходом цвета стал одним из самых интересных и ярких открытий прошедшего года. Он известен и под другим названием – омбре, деграде или градиентный маникюр.

Дизайн выполняют несколькими цветами (от двух до пяти). Создается плавный переход между оттенками, они словно перетекают, постепенно сменяют друг друга. На первый взгляд, кажется, что стильный маникюр могут выполнить только настоящие мастера. Но секрет омбре открыт! Сделать плавный переход цвета можно самостоятельно, с помощью простых инструментов и средств!

С каждым днем число вариантов дизайна увеличивается. В омбре соединяются новые цвета (и похожие, и кардинально противоположные), меняется направление переходов.

Самые популярные виды дизайна:

  • горизонтальный переход цвета;
  • вертикальное перетекание оттенков;
  • плавный переход цвета по диагонали;
  • изменение оттенка от одного ногтя к другому.

Мягкий, постепенный переход цвета можно выполнить по-разному. Детальнее остановимся на самом популярном из них. Для выполнения дизайна понадобиться два цветных лака, ватные палочки, ацетон, фольга или пластиковая тарелочка, белый лак для основы, база и закрепитель. И главный «инструмент» - губка. Подойдет самая обычная, для мытья посуды.

Опишем схему выполнения пошагово:

  • На обработанные ногти нанесите базовое покрытие. После того, как оно хорошо высохнет, покройте пластинки белым лаком в два слоя. Этот секрет используется для того, чтобы градиентный маникюр был более ярким. Поверхность пластинки обретет гладкость, цветные лаки будут ложиться на нее намного лучше.
  • Выберите лаки, которые хорошо сочетаются по цвету. Это могут быть похожие оттенки или кардинально разные. Стоит изучить сочетания цветов в маникюре и модные оттенки года, чтобы быть «в тренде».
  • Порежьте губку на кусочки, которые по площади будут немного больше, чем ногтевая пластинка.
  • На своеобразную «палитру» - плотную бумагу, фольгу, пластиковую тарелочку – нанесите два или три цвета вплотную, без пробелов. Границы цветов можно слегка растушевать, используя обычную зубочистку. Тут же приложите к лаку губку, чтобы средство проникло в отверстия. Нельзя медлить, чтобы лак не успел засохнуть.
  • Прижмите окрашенную губку к ногтю. Перекатывающими движениями перенесите лак на пластинку так, чтобы захватить всю основу. Промокните несколько раз, чтобы создать плотное, красивое покрытие.
  • Не дожидаясь полного высыхания цветного лака, нанесите слой прозрачного закрепителя. Шероховатости, которые остались после применения губки, сгладятся. Прозрачный финиш необходимо наносить несколькими мазками в направлении от корня пластинки к свободному краю.
  • Затем нужно снять излишки лака из кожи вокруг ногтевой пластинки, используя ватную палочку и жидкость для снятия лака.

Другие техники омбре

Дизайн ногтей с переходом цвета можно выполнить и другими способами.

Читайте также: Маникюр на 1 сентября для девочек 8, 9, 10 и 11 классов: эффектные ноготки для каждой

  • Вся пластинка покрывается одним из выбранных оттенков. На губку наносится другой цвет. После этого – отпечатайте его на пластинке, начиная от середины ногтя к свободному краю. Делают несколько прижиманий, немного сдвигая губку , чтобы на стыке оттенков произошло смешивание цветов.

  • На пластинку наносятся два цвета вплотную. Затем необходимо взять чистую кисточку и, не дожидаясь высыхания, проводить мазки на границе оттенков. Это приведет к частичному смешиванию лаков и формированию плавного перехода от одного цвета к другому. Окрашенная поверхность остается гладкой, а не шероховатой. Такую технику переходов называют .

  • Можно выполнить переход от одного оттенка к другому, используя похожие цвета лака на каждом ногте. Большой палец покрывается темным оттенком, а мизинец – наиболее светлым. Для этого не обязательно покупать пять разных лаков. Достаточно приобрести в качестве «осветлителя» белый лак, и смешивать его с цветным, постепенно меняя пропорции. Так мы получим мягкий переход цвета от темного к светлому на всех ногтях.
  • Очень трудно выполнить переход с помощью губки, не испачкав кутикулу и боковые валики. Снимать излишки лака не очень приятно, к тому же, неосторожным движением можно зацепить покрытие, испортив дизайн. Женщины практикуют альтернативный метод: оклеивание кутикулы скотчем перед нанесением лака. Это занимает немало времени. Но после снятия скотча боковые валики остаются идеально чистыми!
  • Если покрыть кожу вокруг ногтя жирным кремом, то очистить излишки лака после процедуры будет легче. Но крем не должен попасть на пластинку, иначе лак будет плохо держаться.

  • Если на кончик ногтя нанести темный цвет, то ногти будут выглядеть длиннее.
  • На коротких ногтях используйте переходы двух цветов. А вот на длинных пластинках гармонично будет смотреться омбре с использованием трех и более оттенков. Новичкам рекомендовано выполнять градиент, применяя два цвета. Со временем можно увеличивать количество оттенков.
  • Чем мельче дырочки на губке, тем красивее получиться дизайн. Переход получиться более мягким и плавным.

  • Вместо губки можно использовать спонж, аппликатор для теней. В этом случае маникюр получается более аккуратным, околоногтевое пространство пачкается меньше.
  • Эксперты рекомендуют использовать разные кусочки губки для каждого ногтя, чтобы градиент получился выразительным, а не грязным.

  • Цветные лаки можно наносить непосредственно на губку, а не на фольгу или бумагу. Только необходимо предварительно смочить ее водой и немножко отжать. Тогда губка будет вбирать меньше лака.
  • Некоторые мастера в качестве основы рекомендуют использовать не белый, а цветной лак, самый светлый из отобранных оттенков.

  • Если вы приняли решение сделать ногти с переходом цвета гель лаком, то техника нанесения существенно отличаться не будет. Специалисты утверждают, что омбре шеллаком легко создать и с помощью губки, и кисточкой. Конечно, для сушки каждого слоя потребуется УФ лампа. Также необходимо придерживаться всех остальных этапов работы, которые проводятся при маникюре гель лаком: нанесение праймера, снятие липкого слоя.

Как сделать плавный переход цвета в полимерной глине?

Многие поделки из полимерной глины делают с плавным переходом цвета. На этой страничке я хочу показать вам несколько примеров, с помощью которых вы сможете освоить этот прием работы с полимерной пластикой.

Плавный переход цвета с использованием паста-машины

Для работы понадобится пластика двух контрастных цветов, а также паста-машина.

Шаг 1. Сделайте два квадрата из контрастных цветов, сторона каждого квадрата должна быть равна шире ролика вашей паста-машины. Сложите каждый квадрат по диагонале и приложите друг к другу, как указано на фото. Либо можно разрезать каждый квадрат на два треугольника и у вас получится по две заготовки для перехода цветов.

Шаг 2. Сложите полученную заготовку, как показано на фото.

Шаг 3. Прокрутите заготовку через паста-машину, установленную на самый толстый режим. В случае если после первого прогона у вас переход цветов получился не очень плавный, операцию можно повторить.

Шаг 4. Обрежьте неровный край.

Шаг 5. Пропустите полученный лист через паста-машину, на режиме №2.

Шаг 6. Для получения более тонких листов и более плавной градации, установите паста-машину на толщину №4.

Шаг 7. Сложите полученный лист пополам и снова прогоните через паста-машину на режиме №4.

Шаг 8. Обрежьте неровные края.

Вот у нас получилась полоска полимерной глины с плавным переходом цвета.

Плавный переход цвета вручную

Если у вас нет макаронной машинки (паста-машины), не расстраивайтесь, плавный переход цвета в полимерной глине вы можете сделать своими руками.

Шаг 1. Берем два нужных цвета, формируем из них треугольники и складываем их в двуцветный квадрат (пластику разминать перед этим совсем не обязательно).

рис. 1

Шаг 2. Нарезаем квадрат на тонкие полосочки (10-12 штук обычно мне хватает).

рис. 2

Шаг 3. Смешиваем цвета в каждой полосочке - получается 10-12 кусочков разного оттенка, добавляем по 1 кусочку "чистого" цвета (в примере - золотой и белый) - итог 12-14 шариков.

рис. 3

Шаг 4. Каждый шарик вытягиваем в длиииинную колбаску. Длина важна, поскольку потом надо будет еще несколько раз складывать их пополам - чем длиннее первоначальный пласт, тем дольше будет возможность его складывать. Укладываем эти колбаски (раскатанные до одной длины, ширина не очень важна) плотно друг к другу от более светлого оттенка к более темному, по порядку.

рис. 4

Шаг 5. Раскатываем, разравнивая получившийся полосатый коврик.

рис. 5

Шаг 6. Складываем коврик пополам - еще раз раскатываем (аккуратно, без воздушных карманов).

рис. 6

Шаг 7. И еще раз складываем и раскатываем. И еще - сколько душе угодно (у меня обычно от 5 до 10 раз получается), или пока переход цвета не станет совсем плавным, а пласт коротким и широким - тогда его можно и в колбасу скрутить, если надо.

рис. 7

рис. 8

рис. 9

* Цветов можно брать не два, а больше. Тогда просто центральные цвета нарезать на ромбики, а два крайних - на треугольники, и из этого всего сделать прямоугольник, который также режется поперек на полоски.

** Складывать коврик нужно всегда вдоль, чтобы цвета ложились сами на себя (в примере - белый цвет, ложился на белый, а золотой - на золотой).

*** Раскатывать как можно ровнее, можно в разных направлениях - то вдоль, то поперек, но так, чтобы коврик максимально сохранял прямоугольную форму и, ровные и прямые (в идеале) края.

**** Если нужно, чтобы в колбасе цвет менялся не от центра к краю, а от одного конца к другому, то раскатывать коврик надо так, чтобы он был похож на рис.6 или рис.7 (максимально длинный, минимально широкий) - так его удобнее скатать в требуемую колбасу.

Еще один прием плавного перехода цвета в полимерной глине

В работе с полимерной глиной можно добиться множества разнообразных эффектов. Один из них - плавный переход цвета . Можно соединить красивым градиентом два, три, и даже больше цветов! Такой эффект можно применить в разных изделиях, всё зависит лишь от вашей фантазии. В этом уроке я покажу как соединить три цвета, а также варианты красивых переходов цвета в схемах.

В работе я использую паста-машину, которая значительно облегчает процесс создания плавного перехода, так как он получается из множества складываний и раскатываний слоёв полимерной глины.

Для работы понадобится:

Полимерная глина разных цветов. Пластика бывает разных фирм производителей, от чего зависят и её качества. В настоящее время я работаю с полимерной глиной Premo и Sculpey III. Они мне очень нравятся. Российская пластика "Цветик", "Сонет" или "Artifact" довольно быстро твердеет при хранении. Если купить свежую - то можно спокойно из них лепить, но никогда нельзя быть уверенным как их хранили в магазине. Пластика "Cernit" очень мягкая и не сильно липнет. По ощущениям она больше похожа на мягкий воск, чем на пластилин. "Fimo" - наверно, самая популярная. Она мягкая, не сильно липнет, с ней очень легко работать, похожа на пластилин. Подробнее о полимерной глине разных производителей можно прочесть в статье "Основные приемы работы с полимерной глиной" .

Скалка или паста-машина. Это то, чем раскатываются большие ровные поверхности. Здесь вариантов много: всевозможные кулинарные скалки (деревянную лучше сначала хорошенько отшкурить наждачной бумагой), бутылки, баллончики от лака, рукоятки, сантехнические трубки, то есть все предметы вытянутой цилиндрической формы. Паста-машина делает работу с полимерной глиной существенно проще. С её помощью можно раскатывать ровные поверхности полимерной глины, создавать плавный переход цвета, изготавливать текстурированные поверхности (например, отпечатки листьев или готовых текстур), подготавливать полимерную глину к работе. Толщина раскатываемого пласта регулируется самостоятельно.

Конкретно в этом уроке я использую паста-машину и рекомендую её для создания плавного перехода цвета. Процесс состоит из многократного складывания и раскатывания пласта полимерной глины. Вы можете использовать и скалку. Я пробовала её в этой технике и результат у меня получался тот же. Но с использованием скалки процесс значительно замедляется.

Шаг 1. Плавный переход цвета может состоять из двух, трёх и более цветов. Сам процесс для любого количества цветов одинаковый. Я выбрала три цвета, которые хочу объединить - это розовый, белый и голубой. При выборе цвета, следите за их сочетанием, чтобы переход получился красивым. Полимерную глину выбранных цветов я раскатываю в пласты одинаковой толщины.

Шаг 2. Вырезаю из пластов треугольники и складыаю таким образом, чтобы получился прямоугольник. При составлении плавного перехода из трёх цветов, необходимо, чтобы два треугольника были прямоугольными, а один, центральный, равносторонним. Тщательно соединяем треугольники друг с другом.

Не бойтесь неровных треугольников. Их можно сформировать и руками, не обязательно вырезать лезвием идеально ровные фигуры. Единственное, пласты должны быть желательно одной толщины.

Шаг 3. Я раскатала пласт, чтобы он стал подлиннее.

Шаг 4. Складываю пласт пополам. Обратите внимание, как это делаю я, и не перепутайте стороны. Если сложить прямоугольник в другом направлении, то перехода не получится.

Шаг 5. Сложенный прямоугольник я раскатала на паста-машине. На первом фото вы видите результат. Теперь я вновь складываю прямоугольник в том же направлении. Нужно всегда складывать прямоугольник только в одном направлении! Не перепутайте!

Шаг 6. После того, как я сложила прямоугольник, вновь его раскатываю. На фото видно, как слои ничинают просвечивать. Вновь складываем прямоугольник в том же напрвлении.

Шаг 7. Раскатываю вновь. Видно, что переход ещё не плавный, но довольно заметный. Складываем ещё раз.

Шаг 8. Очередной раз раскатываем и складываем прямоугольник. Этот процесс нужно повторить столько раз, сколько будет необходимо для плавного перехода цвета. С каждым складыванием он будет всё более явным, все чаще будут становится полосы. В результате полос станет так много, что мы их просто перестаём видеть! Это и есть плавный переход.

Шаг 9. Можно складывать сразу в несколько слоёв. Сложите прямоугольник пополам, хорошо прижмите. Затем снова его сложите, после чего раскатайте на паста-машине. Двойное и тройное складывание позволяет ускорить процесс. В среднем, на подобный переход я затрачиваю 5-10 минут.

Шаг 10. Если пласт становится длинным, т.е. широким, и его уже не удобно сгибать и раскатывать, нужно свернуть его в два-три раза, и немного сжать руками. Понемножку сжимайте к центру, затем раскатайте. После этого повторите, сложите в два-три раза, сожмите немного руками к центру, раскатайте. Если делать аккуратно, переход цвета абсолютно не пострадает! Толстый пласт, который получается при двойном склыдвании, будет довольно удобно сжать.

Желание отличаться от других толкает творческих людей на создание креативных решений, которые приходятся по вкусу многим мировым дизайнерам. Маникюр с переходом цвета называется градиент или омбре, мода на который быстро распространилась среди нейл мастеров. В нем используется несколько цветов лака. Выглядит омбре эффект очень оригинально и универсально. Научитесь делать такой нейл-арт самостоятельно в домашних условиях, и вы не пожалеете.

Особенности градиентного маникюра

Нейл-арт с эффектом омбре нетрудно сделать самостоятельно. Его особенность – универсальность, ведь сразу несколько цветов подойдут к большему количеству одежды, а не только к одному комплекту. В зависимости от сезона, выбирайте подходящие тона и оттенки, тогда результат будет выглядеть не скучно и тематически подходящим. Прогадать с выбором палитры сложно, но лучше изучить идеальные сочетания, которые придутся вам по вкусу.

Перед маникюром стоит привести свои пальчики в порядок. Вам понадобится апельсиновая палочка, маникюрные ножницы, кусачки, пилочка. В Европе чаще используют технику щадящего нейл-арта, когда кутикула только отодвигается, без обрезания. Если вам такой способ по душе, то вы ограничитесь на этом этапе апельсиновой палочкой. Кусачками обрежьте ногти, сделав желаемую форму, а пилочкой заточите острые углы, чтобы не задеть и не сломать пластину. Закончив процедуру обработки, преступайте к выбору цветов.

При монохромной комбинации маникюра окрашивание происходит двумя лаками с изменением тона. Пример: от синего до голубого (в первый цвет постепенно добавляется белый, меняя оттенок) или от ярко-малинового до нежного розового (тем же методом). Такой маникюр подчеркивает нежный, романтичный образ или броский эксцентричный. Если выбираются родственные комбинации, градиент делается лаками, которые расположены рядом в цветовой палитре. Примеры сочетания: ярко-желтый и оранжевый, глубокий синий и небесный голубой, темно-лиловый и алый, огненный оранжевый и красный.

Самая смелая комбинация маникюра – контрастный градиент. Примеры сочетания: солнечный желтый и сиреневый, глубокий синий и оранжевый, фиолетовый и изумрудно зеленый, голубой и розовый. Комбинации бывают в теплых, холодных, ярких горячих оттенках. Экспериментируйте, сочетая светлые и темные цвета, пастельные и насыщенные палитры. Двухцветный маникюр контрастных цветов подойдет под любое настроение, стиль или мероприятие, стоит только правильно выразить свое желание.

Еще одно праздничное сочетания маникюра – лак и глиттер с блестками. Относить к ним правила сочетания или нет – решать вам. Тут скорее нужно отталкиваться от праздничного наряда, который на вас будет надет, и макияжа. Темное, вечернее платье с красной помадой вдохновляет на яркий алый лак и фиолетовые или синие блестки. Если вы невеста, и впереди свадебная церемония, то белый цвет и серебряный глиттер – идеальная комбинация для маникюра.

Как накрасить ногти с переходом цвета мастер-класс

Если вы решились на смелые эксперименты с маникюром дома, вам необходимо ознакомиться с мастер-классами по окрашиваю ногтей с градиентным эффектом. Существуют два стиля нанесения лака – рисование кистью или с помощью губки. Каждый для себя выбирает, что лучше. Овладев такой техникой, мастера предлагают не только двухцветные варианты, но и трехцветный омбре маникюр. Цвета выбираются из той же палитры по принципам, описанным выше.

Губкой

Для маникюра градиент вам понадобится:

  • несколько цветов лаков от одного производителя или одинаковой плотности;
  • губка, разрезанная на пару кусочков;
  • прозрачный закрепитель;
  • жидкость для снятия маникюр;
  • ватные палочки;
  • палитра (обычное стекло или плоская поверхность, не впитывающая жидкость);
  • жирный крем.

Этапы нанесения:

  1. Жирным кремом смажьте пальчики в областях, близких к ноготкам. Тогда оплошности маникюра будет проще удалить.
  2. Выбрав основной цвет лака, нанесите его на все ногти. Это при условии, если везде будет одинаковый градиентный маникюр.
  3. Возьмите палитру для смешивания, смешайте 2 или 3 оттенка так, чтобы длина этой растянутой капли была примерно с ваш ноготок. Зубочисткой или иголкой смешайте лаки в точке, где они касаются.
  4. Возьмите губку, не намного шире ногтя. Мокните ее в лак.
  5. Сделайте отпечаток на ногте. Светлый цвет должен быть ближе к кутикуле, темный – на кончиках. Этот прием в маникюре визуально вытягивает пальцы. Если сделаете наоборот, то получится обратный эффект.
  6. Подождите, пока подсохнет и повторите процедуру.
  7. Удалите палочкой с жидкостью для снятия лака лишнее с пальцев.
  8. Нанесите глянцевый закрепитель. Маникюр готов!
  9. Небольшой секрет: если вы будете использовать аппликатор вместо губки, на пальцах почти не будет отпечатков лака.

Кисточкой

Этот метод подходит для тех, кто уже наловчился технике градиентного маникюра. Плюс его в том, что возможен эффект омбре из 3 и больше цветов. На губке такой градиент не будет выглядеть так четко. Минус маникюра кисточкой только в затратах времени и терпения. Если вы хотите градиент из пяти цветов, то нужно вытягивать вручную каждую стыковку. Наличие гель-лаков и ультрафиолетовой лампы значительно упрощает задачу.

Вам понадобится все то же, что и при маникюре с губкой, только вместо нее – кисточка. Если у вас гель-лаки, начинайте наносить базу, а затем уже цветовые вариации:

  1. Выбрав светлый оттенок, накрасьте половину всех ногтей от кутикулы до середины ногтя.
  2. Другим – темным цветом пройдитесь от кончиков до места стыковки.
  3. Возьмите нулевую кисточку, иголку или зубочистку, в точке соприкосновения сделайте вертикальные разводы. Важно их осуществлять, пока не высох.
  4. Повторите процедуру снова. У вас непременно получится мягкий переход от одного цвета к другому.

Видео: как сделать градиентный маникюр с переходом

Детальный мастер-класс по градиентному маникюру белого и синего цвета – то, что вам нужно? Посмотрите видео, чтобы освоить тонкости нанесения лака. В видеоуроке главный инструмент – губка. От нее в любом случае будут разводы на пальцах, но вас не должно это отпугивать от этой яркой затеи. Небольшая подсказка – если вы, вытирая ватной палочкой заденете больше, чем нужно, то возьмите тонкую кисточку, окуните в цвет лака у кутикулы, проведите тоненькую линию.

Видео-урок маникюра с переходом цвета губкой

Если вы заинтересованы в трехцветном градиентном нейл-арте, но пока не знаете, как воплотить его в жизнь, то видео-урок ниже – для вас. В качестве палитры используется фольга, инструмент – губка. Процедура нанесения повторяется 2 раза. В итоге получится нежный маникюр желто-зелено-голубого цвета, который подойдет для теплых времен года на любое мероприятие. Попробуйте воплотить этот нейл-арт.

Фото дизайна ногтей с переходом цвета 2019 года

Одной из новых, модных тенденций в маникюре является техника градиентного маникюра. Эта техника снискала себе большую популярность у женщин.

Креативный и аккуратно выполненный маникюр является идеальным дополнением к любому стилю в одежде. За последние несколько лет маникюр превратился в целое искусство: модницы и дизайнеры придумывают всё более изощрённые способы украшения ногтей.

Блёстки, наклейки, фольга, стразы, штампинг, ногтевой пирсинг, объёмные скульптуры – разнообразные украшения делают акцент именно на ногтях в женском образе. Поклонники нейл-арта всякий раз изобретают новые способы окрашивания ногтей: маникюр может быть лунный, мраморный, голографический, градиентный.

Что такое градиентный маникюр?

Градиентный маникюр стал популярным трендом в сезоне весна-лето 2013. Лето сменилось осенью, но этот изысканный маникюр не потерял актуальность — яркие летние тона уступили место более глубокими оттенками, соответствующими времени года.

Градиентный маникюр представляет собой особую технику покрытия ногтей лаком, при которой создаётся эффект плавного перехода одного цвета в другой. Постепенное изменение цвета на ногтях выглядит впечатляюще!

Цветовых решений для такого маникюра может быть бесчисленное множество. Цвет может постепенно бледнеть или становиться ярче, если использовать похожие тона разной насыщенности.

Для более выразительного маникюра можно сочетать контрастные или родственно-контрастные цвета – чтобы правильно составить гармоничную комбинацию, нужно воспользоваться цветовым спектром.

Техника градиентного маникюра

Техника градиентного покрытия ногтей не вызывает сложности, но потребует терпения. Есть несколько способов окрашивания достижения плавного перехода цветов.

Главный инструмент, который используется в любой технике выполнения градиентного маникюра – это поролоновая губка. Лучше всего использовать плотный спонжик для макияжа треугольной формы. Чем мельче поры на губке, тем лучше. Губка используется в качестве штампа для нанесения желаемого рисунка.

Основные способы нанесения

  • Ногтевая пластина покрывается бесцветным лаком-основой. Цветные лаки наносятся линиями на поверхность губки, после чего полученный рисунок быстро отпечатывается. Подробно эта техника будет рассмотрена ниже.
  • Лаки выбранных оттенков наносятся не на губку, а на поверхность пластиковой плёнки или крышки. Лаки нужно наносить так, чтобы цветные пятна соприкасались. В месте соприкосновения цвета смешиваются при помощи зубочистки, затем рисунок переносится на поверхность ногтевой пластины, которая предварительно покрывается основой для маникюра.
  • Этот способ достаточно простой и применяется при создании градиента из двух оттенков. Если делается переход от луны до кончика ногтя от тёмного к светлому, в качестве основы наносится более тёмный оттенок.
  • Если градиент необходимо сделать от свётлого у луны к тёмному на кончике, ноготь покрывают более светлым из выбранных оттенков, или лаком натурального оттенка. Затем второй оттенок наносится на губку и отпечатывается на верхней части. При помощи финишного покрытия лак равномерно распределяется по ногтю для создания плавного перехода.

Как сделать градиентный маникюр в домашних условиях

Сначала подберите оттенки – этот процесс может занять больше времени, чем сам процесс окрашивания! Вы можете выбрать оттенки одного цвета и сделать плавный переход, например, от лилового до нежно-розового.

Но цвета не обязательно должны быть похожи: маникюр с переходом от синего к жёлтому или от зелёного к чёрному будет выглядеть очень смело! Для создания эффектного вечернего градиентного маникюра можно использовать лаки с глиттером.

Можете составить цветовой блок из оттенков разных цветов – это будет выглядеть особенно выразительно : вспомните, как переходят один в другой цвета радуги. Поэкспериментируйте с различными комбинациями цветов, чтобы уже с готовым решением приступить к маникюру.

При выборе количества цветовых полос учитывайте длину ваших ногтей. На длинных удобнее работать, к тому же на них «поместится» больше переходов из одного цвета в другой. На коротких гармонично смотрится бленд из двух оттенков, иначе цвета слишком сильно смешаются, и маникюр будет смазанным.

Полезный совет: если у вас есть лаки белого или чёрного цвета, их можно смешивать с любыми другими лаками для получения более тёмного или более светлого оттенка.Переход цвета на ногтевой пластине можно сделать как по вертикали, так и по горизонтали.

Что понадобится для градиентного маникюра

Необходимые материалы:

  • пилочка, щипцы, ножницы для кутикулы
  • основа под маникюр
  • лаки выбранных оттенков
  • губка или спонж
  • пластиковая плёнка (файл) или пластиковая крышечка
  • чашка с водой
  • корректирующий карандаш или ватные палочки и жидкость для снятия лака
  • средство для финишного покрытия ногтей

Пошаговая инструкция


Для тех, кто всегда на бегу и не имеет лишней свободной минутки, можно сделать более простой маникюр с применением градиентной техники: эффект плавного перехода оттенков цвета можно получить, если красить ногти на одной руке разными лаками .

Если у вас богатая палитра лаков, можете подобрать пять близких оттенков одного цвета. Не беда, если вы не располагаете большим количеством лаков – используйте 2-3 флакона, смешивая оттенки между собой, чтобы получить плавный переход тона.

Для ногтя большого пальца выберите самый тёмный оттенок, постепенно «осветляя» его к ногтю мизинца – или наоборот. Каждый раз перед нанесением следующего оттенка промывайте кисточку растворителем.

Градиент. Несложные правила вязания

красивого полотна с плавным переходом цветов

В статье использованы фотографии из Интернета: источник «поиск Гугл»

Градиент – слово от лат. gradiens , обозначает «шагающий, растущий» или направление наибольшего возрастания определенной величины, в нашем случае – цвета вязаного полотна. Проще говоря, градиентом называют плавный переход от одного цвета к другому, причем самих цветов и количество переходов может быть любым. Например, перейти от черного к белому можно в два шага, а можно и в 5 или 10 шагов, подбирая между начальным (черным) и конечным (белым) оттенки от темно-серого до серебристого и белоснежного.

Также и с любыми другими цветами и оттенками

В вязании разноцветное полотно используется в самых разных моделях и фасонах, как для детей, так и для взрослых.



В общем, море фантазии и возможностей!!!

Можно связать вещь полосками разных цветов, можно предусмотреть переход оттенков в процессе вывязывания узора, а можно подчеркнуть «изюминку» вещи только через перелив красок в обычной лицевой (или платочной) глади.

Для ПЛАВНОГО перехода от одного цвета в другой используется несложная техника сочетания нитей — меланж. Википедия определяет Меланж как «способ совмещения и переплетения разноцветных ниток для вязания». И мы для выполнения полотна градиентом должны самостоятельно меланжировать выбранные цвета пряжи: все очень просто, но эффектно и красиво!

Часто в готовом виде все равно заметны «линии переходов», очень нечеткие и расплывчатые, но визуально видимые.


Если изделие вяжется с узором, например, косами или любым другим, то «видимость» полосок расплывается, переход становится менее заметным

Вот более яркий пример для сравнения лицевой глади и рисунка

Ни в коем случае нельзя сказать, что это некрасиво – это просто факт)) все изделия в такой технике смотрятся очень классно и эффектно!

НО! Можно добиться и почти идеально плавного перелива цвета, причем в той же технике вязания!!!

Вот, например, смотрите


На самом деле все очень просто – такого эффекта можно достичь двумя способами:

  1. чем больше используется полутонов между основными цветами, тем красивее результат и менее заметны переходы, т.е. используя три цвета, очень сложно добиться того же итога, что и 9-тью цветами пряжи.

Как пример, имея 3 мотка *черный-серый-белый* перелив будет именно заметными полосками, а при наличии 9 цветов нитей *черный/маренго/темно-серый/серый/светло-серый/темно-серебристый/серебристый/грязно-белый/белый/белоснежный*, это будет значительно более плавный градиент.

  1. вязание бОльшим количеством слоев нитей, постепенно заменяя каждую из которых на новый оттенок, будет достигаться именно плавность перехода цвета.

Картинки выше – это второй способ одной и той же техники вязания.

Есть еще вариант – другая техника, например, жаккард или рисунок, где разные цвета можно вводить точечно, в каждом следующем ряду наращивая объем нового оттенка и добиться, следовательно, постепенной, очень «медленной» смены цвета.

Мы рассматриваем способ вязания градиента, где присутствует меланжирование нитей!

НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛ для формирования «нужных» цветов при вязании градиента — меланжирования.

1.Толщина пряжи

В процессе вязания наши нити будут совмещаться в разных сочетаниях, т.е. рабочая нить будет ВСЕГДА состоять из нескольких нитей – можно взять всего 2 основных цвета пряжи, НО при этом от количества сложений будет зависеть и эффектность градиента. Т.е. при вязании в три нити переход будет обязательно более заметен, чем при вязании этой же пряжей в 6 или более сложений.

Поэтому первое правило классного результата — чем больше количество сложений нитей, тем более плавным будет переход оттенков в готовом изделии.

От этого зависит изначальный выбор пряжи — ориентируйтесь на «итоговую толщину» нити (= рабочая нить), которой будет вязаться полотно в несколько сложений: если в мотке 100 г. и длина нити составляет 400-500 м, то в три сложения толщина рабочей нити будет достаточно объемной, переходы цвета более заметны. Для такого же трехслойного варианта из нитей, каждая из которых длиной в 700-900 м в 100 г – уже толщина рабочей нити составит более тонкое полотно. Ну а при сложении в 6-8 нитей для пряжи в 1300-1500 м и более можно надеяться на практически «идеальный» результат градиента.

Ваш выбор пряжи первым делом должен предусматривать этот момент!

Но, повторюсь, это не значит, что вязание в 3 сложения некрасиво или неэффектно – все зависит от желаемой модели и вашего выбора!

Есть три цвета хлопковой пряжи, из которых должно быть связано градиентное полотно летней кофточки.

Пряжа 50% хлопок/50% вискоза, длина 425 м х 100 г. – нитью в 3 сложения я буду вязать спицами № 3,5 (возможно 4,0 в зависимости от индивидуальной плотности вязания).

Всего 2 основных цвета пряжи – Семеновская «Лидия», 100% шерсть, длина 1613 м х 100 г., цвета «Темно-синий» и «Айсберг» (бирюзовый). Будет вязаться шапочка в 8 (!) сложений


Обратите внимание, что в первом примере «полоски» от переходов цветов заметны, особенно на участке смены меланжированных и основных участков, в том время как при переходе от не очень контрастирующих оттенков «граница» более расплывчата. Т.е. при использовании бОльшего количества оттенков перелив был бы более плавным даже при малом количестве сложений рабочей нити.

Во 2-ом примере, на полотне шапочки, такой видимой «границы» цвета нет даже для резких цветовых тонов БЕЗ использования полутонов.

2. Как меланжировать нити

Т.е. как формировать «переходные» цвета нитей.

Основное правило меланжирования:

есть участки основных цветов и есть т.н. меланжированные участки вязаного полотна. Все участки вяжутся одинаковым количеством сложений (= рабочая нить): отрезки основных цветов — это сложение нитей только основных цветов, а меланжированные участки – сочетание нитей разных цветов. Каждый следующий переход осуществляется за счет замены одной из нитей в составе рабочей нити на нить другого цвета.

Например, при сложении в 5 нитей, первый переход будет осуществлен заменой одной из пяти нитей нитью другого цвета = 4 нити одного цвета + 1 нить другого цвета.

Процесс вязания выполняется так: провязав определенный вертикальный участок, меняем одну из нитей в составе рабочей нити на другую. Вяжем следующий вертикальный участок и меняем еще одну нить в составе рабочей на такую же, какой была первая замена. И так далее – постепенно заменяются все нити в составе рабочей на другой цвет.

2.1. Вяжем темной пряжей в 3 нити одинакового (сиреневого) цвета на нужную высоту*

*Как определить отрезок вязания в высоту для равномерного распределения цветов по длине изделия – ниже по тексту

Это первый участок основного цвета.

2.2. Первый переход на более светлую пряжу (розовую) = первый меланжированный участок. Для этого мы заменяем одну из трех нитей нашей рабочей нити на розовую нить – получаем тройное сложение из двух сиреневых и одной розовой нити. Так более светлая нить будет постепенно введена в полотно.

2.3. Связав этот отрезок на нужную высоту, заменяем одну нить из двух оставшихся сиреневых на розовую – получаем тройное сложение из двух розовых нитей и одной сиреневой.

Получаем полотно такого вида

2.5. Аналогичным способом будет выполняться и переход от розового цвета к белому:

— 2 розовые нити + 1 белая

— 1 розовая нить + 2 белые

— 3 белые нити

Таким образом, плавный перелив от начального темного цвета к конечному светлому завершен.

Ничего сложного и заумного)))

Это пример для вязания тремя цветами. Аналогичным способом будем меланжировать и 4 цвета (условно А, В, С, D), и переход будет более плавным, ведь отрезки будут более короткими и распределятся следующим образом:

— 4 нити А

— 3 нити А + 1 нить В

— 2 нити А + 2 нити В

— 1 нить А + 3 нити В

— 4 нити В

Соответственно и следующие отрезки переходов

Теперь становится понятно, что, чем больше нитей в составе рабочей, тем более плавным будет переход, ведь замена происходит постепенно и, следовательно, введение нового оттенка «менее» заметно. Поэтому даже вязание 2-мя основными цветами, но в бОльшем количестве сложений рабочей нити дает самый эффектный итоговый результат градиента – пример 2))

Я думаю, принцип меланжирования понятен независимо от количества основных цветов и количества переходов.

3. Как определить высоту отрезка перехода (вертикального участка полотна)

Если ваше изделие будет равномерно переходить от одного цвета к другому, т.е. все оттенки будут одинаковой высоты, то запланированную длину всего изделия (измеряем по центру изделия) от верхнего края (например, горловины кофточки или донышка шапочки) до нижнего края делим на количество основных цветов – БЕЗ учета меланжированных участков.

В вышеприведенном примере № 1 это 3 части: сиреневая, розовая и белая. Как пример, возьмем общую высоту кофточки 72 см.

72: 3 = 24 см. Т.е. полный переход от одного основного цвета к другому должен составлять 24 см. НО! в каждом таком переходе используется 3 подхода со сменой нитей = меланжированные участки (3 нити одного цвета, 2 одного + 1 второго цвета, 1 одного + 2 второго цвета), значит каждый отрезок основного цвета делим еще на 3 части = каждый вертикальный участок вязания, включая меланжированные, составляет 8 см. Ну а количество рядов – это уже в зависимости от индивидуальной плотности вязания))

Учитывая фасон, модель и количество желаемых переходов, вы уже можете изменить на свой выбор, какой из переходов должен иметь бОльшую высоту, а какие отрезки будут меньше или одинаковые. В частности, это очень важно, если количество пряжи у вас разное: какого-то цвета 4 мотка, а других только по 1-му – соответственно один из переходов будет более «затяжной», а другие – «короткие». Или просто по желанию один цвет (или один меланжированный участок) в вашей модели должен составлять 2/3 всей длины по задумке))

Для вязания разновысоких участков цветов используйте такую схему:

— определите желаемую высоту для каждого отрезка основных нитей

Пример № 2: для вязания шапочки рабочей нитью в 8 сложений из пряжи двух цветов: общая планируемая высота изделия от нижнего края до центра донышка будет составлять 23 см. Высота каждого участка основных цветов – по 7 см, соответственно «середина», т.е. ОБЩАЯ высота всех меланжированных участков для перехода от одного основного ко второму основному цвету составит 9 см.

— общий меланжированный участок для всех цветов распределите на количество переходов

В нашем примере это так:

7 нитей А + 1 нить Б

Т.е. всего будет выполнено 7 переходов на этом участке. Как рассчитывалось ранее, общая высота должна быть 9 см, соответственно каждый отдельный меланжированный участок составит ок. 1,5 см.

Все. Расчеты сделаны!

4. Плавный переход от одного участка к другому меланжированному или однотонному отрезку, если малое количество сложений в рабочей нити и достаточно контрастные оттенки пряжи.

Это тоже довольно тонкий момент вязания, ведь если количество основных цветов небольшое, например, наши 3 цвета в 1-ом примере, и колор достаточно контрастный, то, как и говорилось выше, все равно есть достаточно «четкая» линия разграничения разных оттенков.

Используйте правило постепенного введения, т.е. можно не вязать сразу весь ряд с заменой одной нити, а вводить новый оттенок за счет частичного вязания, например, провязав укороченными рядами небольшой отрезок, переход уже не будет четко «горизонтальным».

Или можно использовать технику жаккарда, буквально провязывая по 1-2 петли через 5-6 см в ряду, в следующем соответственно увеличивая участки нового цвета.

Еще один вариант – провязать новой рабочей нитью небольшой участок ряда, далее провязать также небольшой участок предыдущего оттенка, и снова прочередовать в этом же ряду «новую» и «текущую» рабочие нити, следующий ряд полностью провязать предыдущим оттенком, следующий – «новым» оттенком: так «слияние» будет не в линию, а эпизодами.

В нашем 1-ом примере особенно заметно «разграничение» участков при введении белой нити. Но «заморачиваться» с жаккардом или укороченными рядами не хочется)), есть 3 контрастных цвета и только 3 сложения рабочей нити, как и было запланировано.

При вязании я использовала как частичные отрезки вязания разными рабочими нитями (фото выше), так и такой способ: первый ряд перехода вязать в режиме чередования *2 п. предыдущего цвета (неважно меланжированный это ряд или основной) и 2 п. «нового» цвета*.

При переходе на основной участок от *1розовая + 2белые* к *3 белые нити* я вязала так: *2 п. текущего меланжированного цвета, следующие 2 п. белые* = весь ряд в шахматном порядке, и разные петельки смотрятся одинаково «пестро» в общем полотне.


Следующий ряд провязан «новым» цветом — белым. Но, конечно, можно еще увеличить «высоту» введения «нового» цвета, чтобы получить более плавный перелив!

На изнанке изделия, если вяжете по 2 петли разными раб.нитями, образуются маленькие протяжки, как при вязании жаккардовых узоров – вы можете не обращать на них внимания, ведь они короткие, но можете использовать для их «ликвидации» правила вязания жаккардов, когда протяжки «ввязываются» в текущий ряд.

Общий вид

Пример 2. Здесь во всех переходах просто выполнялась замена 1-ой нити без каких-либо дополнительных способов провязывания

Вот и все правила для вязания градиента. Несложные и достаточно эффектные для получения красивого результата в готовом изделии – вяжите разнообразные и очень аккуратные плавные цветовые переливы! Надеюсь, что как результат вашего труда, так и сам процесс вязания будет доставлять только одно удовольствие!