Служили два товарища… (квазитождественные отношения). Как научиться понимать друг друга? Учимся взаимопониманию

Люди общаются друг с другом всю жизнь, используя при этом не только слова, но и мимику, жесты. На занятии дети разбирают, что помогает в общении, а что мешает. Участники наблюдают за мимикой и жестами людей и учатся определять состояние другого человека. Дети работают в группах, во время занятия участники могут совещаться внутри группы, высказывать свое мнение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гольнева Ольга Борисовна,

социальный педагог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Старый Оскол,

Некрасова Наталья Анатольевна, социальный педагог МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Старый Оскол

«Как научиться понимать друг друга»

(по УМК «Все цвета, кроме чёрного»)

Классный час для учащихся 6 класса

Тема: «Как научиться понимать друг друга».

Цель: научиться при общении с другими людьми для более продуктивного общения использовать внешние проявления собеседника в разговоре (поза, жесты, мимика).

Ход занятия.

  1. Вступление.

Люди общаются друг с другом всю жизнь, используя при этом не только слова, но и мимику, жесты. Сегодня мы попробуем поучиться лучше понимать друг друга. Работать будем в двух группах, во время занятия участники могут совещаться внутри группы, высказывать свое мнение, когда им предоставят слово, и внимательно выслушивают друг друга.

  1. Разминка.

Бывают в жизни ситуации, что вы обижаетесь, ссоритесь, не понимаете друг друга. В классе от этого становится неуютно, а так хочется, чтобы царила дружба, чтобы было у всех хорошее настроение. Сейчас мы с вами попробуем найти общее, что сможет ещё больше вас объединить, сплотить, улучшить отношения в классе. Постарайтесь быть активными и искренними.

Внимание! Я попрошу:

  1. Встать тех, кто любит отдыхать.
  2. Поднимите правую руку те, кто считает себя любознательным.
  3. Закройте ладонями уши те, кто не любит, когда на него кричат.
  4. Погладьте себя по голове те, кто может доброжелательно относиться к другим.
  5. Хлопните в ладоши те, кто считает себя весёлым.
  6. Топните ногой те, кто считает себя смелым.
  7. Встаньте те, кто хочет, чтобы класс всегда был дружным.
  1. Основная часть.
  1. Задание «Что мешает – что помогает».

Вы, наверное, обратили внимание, что между нами есть как сходства так и различия. Сейчас мы попытаемся выяснить, что каждый из нас ждёт от других в общении, и что вам неприятно. Первое задание: подчеркните одной чертой то, что, по вашему мнению, мешает людям понять друг друга, двумя – то, что мешает именно вам:

Подчеркни то, что, на ваш взгляд, помогает в общении:

  • вежливость;
  • четкость изложения мысли, построение фраз и предложений;
  • краткость;
  • выразительная интонация;
  • последовательность, логичность высказываний;
  • использование в речи знакомых слов и понятий;
  • отсутствие в речи иностранных слов;
  • доброжелательное выражение лица;
  • открытый взгляд;
  • заинтересованность собеседника;
  • улыбка.

2) Игра «Пойми меня»

В первом задании мы говорили, в основном, об общении при помощи слов. Что ещё помогает людям в общении друг с другом? (мимика и жесты).

Следующая игра - «Пойми меня». Давайте сейчас потренируемся при помощи наблюдения за мимикой и жестами определять состояние другого человека.

Вам предлагаются карточки с названием чувства или эмоции, вы должны изобразить его при помощи мимики и жестов, а остальные участники – угадать. Тот, кто первым из отгадывающих правильно назвал изображаемое чувство, становится ведущим.

А теперь самостоятельно в тетради подпишите под картинками изображаемые эмоции.

  1. Игра «Как мы слушаем»

Вы все являетесь учениками. Каким важным качеством должен обладать ученик, чтобы быть успешным? (Умением слушать).

В следующем задании вам будет прочитан рассказ: одной команде предлагается изобразить одного из типов слушателей, а другой – угадать.

  • Человек внимательно, заинтересованно слушает.
  • Человеку безразлична тема беседы.
  • Человек обижен, не хочет продолжать беседу.
  • Человек рассержен, злится.
  • Человек не согласен с твоим мнением, настроен продолжать спор.

В тетрадях соедините название типа слушателя с его изображением.

  1. Заключение.

Наше занятие подошло к концу. А теперь хотелось бы услышать от вас, что вам больше всего запомнилось и понравилось.


Романтические и легкие отношения сменяются семейной жизнью. Вы так ждали этого события, представляли счастливое совместное проживание, строили планы. В реальности все оказывается по-другому. Радужные мечты разбиваются из-за ссор, обид, скандалов. С подобной ситуацией сталкиваются все пары. Далее муж и жена расходятся, не выдержав постоянных упреков, либо учатся понимать друг друга. Если вы за счастливый брак, то приготовьтесь к работе над собой. Как научиться понимать мужа и уступать друг другу?

Почему возникает непонимание?

Одна из причин – это спешка обустроить личную жизнь. Молодые люди, толком не узнав друг друга, начинают жить под одной крышей. Не удивительно, что возникают конфликты, перерастающие в крупные ссоры. Остановится в такие моменты очень трудно. В результате раздраженный или произносит слова, о которых затем жалеет.

Почему возникает непонимание? Причины кроются в разном предназначении мужчины и женщины. У сильного пола больше развито левое полушарие, отвечающее за логику и анализ данных. Эти качества помогают мужчинам быть добытчиками. У женщин развито правое полушарие. Поэтому дамы обладают интуицией и воображением. Они умело распоряжаются добычей и воспитывают наследников. Не только физиология влияет на непонимание между мужчиной и женщиной:


Задумайтесь, что разрушить брак просто, можно просто Но, в будущем вы столкнетесь с подобными проблемами. Проявите к мужчине терпение и уважение, и получите радостные и счастливые отношения.

Как научиться понимать мужа?

Первый шаг состоит в понимании себя и изучении поведения. Проанализируйте после ссоры, каким образом строили диалог. Сразу переходили на крик или пытались объяснить, хотели любой ценой вбить в голову мужа свои мысли или уступали супругу. Теперь задумайтесь, как бы вы хотели, чтобы разговаривали с вами.

Чтобы научиться понимать мужа, вовремя диалога обращайте внимание на такие моменты:


Намного проще, чем кажется на первый взгляд. Вспомните качества, за которые цените мужа. Учитесь понимать любимого, следите за его реакцией на поступки, слова. Будьте откровенны с мужчиной, не повышайте голос и решайте недоразумения сразу же.

Мы подвластны мнению и настроению окружающих. Если посмотреть статистику, то возникают из-за мелочей. Испортили настроение на работе, а дома муж не так отреагировал или неудачно пошутил, и началось выяснение отношений. Будьте мудрее, не плывите по течению, а промолчите. Через 10 мин. поймете, что раздражение прошло, а ссоры удалось миновать.

Как научиться уступать друг другу?


Результат приносят взаимные уступки. Если муж не реагирует на ваши старания, игнорирует просьбы и тянет одеяло на себя, то обсудите сложившуюся ситуацию. Заметили, что второй половинке важно отстоять свое мнение, задавив ваши интересы? В таком случае придется расстаться, не позволяйте близкому человеку подавлять себя.

Компромисс – это лучшее решение для семейных конфликтов. Именно он и предполагает умение уступать друг другу. Женщине свойственно чувствовать приближение ссоры, поэтому продумайте заранее варианты решения спора. Чтобы никто не чувствовал себя обделенным, предложите один раз поступить, следуя мнению мужа, а второй раз, наследуя ваши принципы. Такой мягкий переход позволяет понять мужа и снизить количество ссор.

Пусть это громко сказано, но я так по вам соскучилась, Мои Самые Хорошие, Самые Верные Друзья! И я начинаю сегодняшний, Самый Радостный для меня День, с Добрых Слов о ЛЮБВИ… о ВАС, мои Родные, Мои Милые! Вы улыбнулись! И я очень - очень этому Рада!

Солнце уже проснулось и разбудило весь Мир своим светом... Выйдите на крыльцо посмотрите в Небо и поблагодарите Господа за еще один прекрасный День, который он подарил... Ведь этот Мир Прекрасен, и Жизнь Прекрасна... Ну а Мир... он тоже улыбнется а Новый День вам самый Нежный букет... Букет из Удач!
Пусть Удача, Вдохновение и Радость не покидают вас ни на минуту...
Любовь - это единственный разумный и удовлетворительный ответ на вопрос о смысле человеческого существования...

Эрих Фромм

ПРИТЧА О ЦВЕТАХ..

В этой замечательной притче о Любви рассказывается о букете цветов. И вы сами выбираете степень вашей близости..
И вы можете остаться тем, кто просто читает притчу про букет цветов.
Вы можете сделать шаг по направлению к сцене, и тогда вы станете зрителем и своими глазами увидите эти цветы.
И вы можете сделать еще один шаг, и тогда вы окажетесь в самой комнате и почувствуете запах этих цветов и, может быть, даже коснетесь рукой их лепестков.

И это наибольшая степень близости...

Наибольшая во всех случаях, но только не в этой притче о Любви. Любовь допускает такую степень близости, которая выходит из рамок "дальше-ближе" и перестает быть близостью, становясь тем, что и назвать уже нельзя, потому что настоящая любовь вне слов. И тогда зритель, актер и действие сливаются в танце, в котором полностью теряют себя, хотя на самом деле - обретают. И вот тогда...

В огромную светлую комнату, окна которой распахнуты настежь, начинают входить звуки и запахи мира. Пение птиц, шелест листвы, запах тающего снега, голоса просыпающегося города. Что еще? Не знаю, теперь этот мир - ваш.

Посреди этой комнаты стоит ваза, сделанная лучшими мастерами земли. Она – само совершенство. Эта ваза могла бы стать украшением любого музея, но ее место не в музее, а именно здесь, в этой комнате.

Эта ваза наполнена водой из горных источников, холодной, как небо, и чистой, как утренний воздух. Потоки солнца, текущие из окна, разбиваются о воду и плещутся на стенах.

Но самое главное – это розы, стоящие в вазе. Среди них нет двух одинаковых цветков, каждый из них - само совершенство. Симфония цвета и запаха заполняет комнату и вырывается в мир. Капли росы блестят на лепестках роз. И если убрать хотя бы один цветок, этот букет рассыплется, как карточный домик. Но кто составил этот букет? Никто этого не знает...

Именно так выглядит, цветет и благоухает любовь, и она всегда прекрасна...

Все... Картинка нарисована - можно опускать занавес, но если хотите, вы можете остаться и посмотреть, что будет дальше...

Время не стоит на месте. Проходят дни. Иногда недели. А иногда и месяцы… У всех по-разному. И если вы посмотрите на картину, то увидите, что она меняется прямо на ваших глазах. Бутоны роз, которые еще недавно тянулись к солнцу, медленно склоняются вниз. Листья теряют свою упругость, капли росы высыхают, оставляя бурые пятна. Лепестки теряют свою свежесть, сворачиваются, засыхают и, наконец, опадают. Вода зацветает, а запах роз превращается в едва заметный аромат гербария. Сухой и колкий.

Пройдет еще немного времени, и чья-то рука выкинет розы в мусорное ведро.

Нужно иметь что-то общее, чтобы понимать друг друга, и чем-то отличаться, чтобы любить друг друга... Поль Жеральди

На этом притчу о Любви можно закончить, но если вы посмотрите вокруг, то увидите, что декорации не изменились... Осталась комната, в которой по-прежнему стоит ваза. Старую воду можно вылить, а вазу – вымыть. Лучше всего с мылом. А потом вновь наполнить ее чистой водой из горных источников и поставить другой букет. Из астр, пионов или васильков... Кому как нравится... Вот такая вот притча…

P.S. Я слышал, что иногда цветы, поставленные в эту вазу, стоят очень долго. Годы, десятилетия и даже всю жизнь... Говорить, что время не властно над ними, значит солгать - они меняются. И опадают лепестки, и расплескивается вода, и бьется посуда. Но букет продолжает жить. Хотя, быть может, это всего лишь красивая сказка...

Практическое занятие «Как научится понимать друг друга»

Цель: познакомить детей с различными формами сотрудничества.

формировать умение понимать и принимать другого человека;

развивать умение общаться невербальными способами;

развивать коммуникативные навыки;

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу,

способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоциональных напряжения.

l. Психологический настрой.

Дети сидят в кругу.

Добрый день! Очень рада встречи с вами. Сегодня поговорим об уважении и сотрудничестве. Каждый из нас по- своему выражается в манерах, разговоре, поведении.

2. Основная часть.

1. Игра «Снежный ком».

Стоя в кругу, ребенок называет свое имя; сосед слева называет предыдущее

имя и свое; следующий ребёнок называет имя первого ребенка, второго ребенка и свое и т.д.

Вывод: всем было приятно услышать свое имя.

2. Разговор по кругу.

Что такое уважение? Каждый ребенок высказывает свое мнение.

Вывод: уважение - почтительное отношение, основанное на признании чьих- то достоинств.

3. Игровые ситуации.

«Как ты поступишь?» (карточки с заданиями лежат в конверте).

На карточках написаны разные ситуации, которые нужно обыграть.

Пропустите в дверях взрослого.

Обратитесь к незнакомому человеку с вопросам: « Как пройти на пл.

Горького?»

Если тебя назвали обидным прозвищем, твоим действия.

Почему некрасиво есть во время разговора.

Обратитесь к соседу с просьбой взять карандаш.

Итог: Давайте помнить, что стиль поведения очень о многом говорит

окружающим.

4. Игра «Комплект».

Дети встают в круг. Ладошка правой руки кладется на ладошку левой руки соседа, стоящего справа. Ладошка левой руки подставляется под правую ладошку соседа, стоящего слева. Дети по очереди говорят друг другу

комплементы, глядя в глаза друг другу. После принятия комплимента

необходимо сказать «СПАСИБО».

Вывод: комплимент - это лестный отзыв, похвала, приятные слова.

5. Разговор по кругу.

На карточке написано слово «сотрудничество»?

Как вы понимаете слово « сотрудничество»?

Дать возможность каждому ребенку высказать свое мнение.

Вывод: сотрудничество - работать вместе, принимать участие в общем деле.

6. Работа в творческой мастерской.

(Предложить детям сесть за столы)

На столах лежит пара варежек (заготовки).

Мы с вами – дизайнеры. Нам необходимо нанести на две варежки красивый

узор, таким образом, чтобы их мог надеть один человек. Дети выполняют

работу в паре. После завершения работы ребята выходят и защищают свой дизайнерский проект, рассказывают, как они работали (договаривались, рисовали).

Итог: Все ли у них получилось? Почему? Что является важным для изготовления пары варежек разными людьми? (Договариваться, уметь сотрудничать, уважать другое мнение)

3. Итог занятия.

Понравилось ли вам занятие, что нового вы для себя узнали?