Поздний ребенок: проблемы и решения. Поздний ребенок – это хорошо или плохо

Четверть века назад большинство студенток к окончанию института становились мамами, а теперь они хотят сперва «погулять», потом «как следует устроиться в жизни», «состояться профессионально»… И, когда женщина дозревает до желания иметь ребёнка, ей нередко бывает далеко за тридцать.

Казалось бы, живи и радуйся. Поздний ребёнок практически всегда долгожданный. Для него создают все условия, ему отдают самое лучшее. Маме уже не хочется вечером сбежать от малыша в театр или к подружке, она купается в материнстве. У неё даже слово «я» исчезает из лексикона, заменяясь местоимением «мы»: «Мы уже головку держим…», «Нам пора прививку делать…»

Однако детские психиатры считают, что поздние дети часто уязвимы и в физическом плане, и в психическом, и особенно в психосоциальном, так как у позднородящих мам чаще возникают патологии беременности и родов, что отражается на здоровье младенцев.

Поздние дети больше других подвержены всевозможным расстройствам: эндокринным, аллергическим, психосоматическим.

С поздним ребёнком трудно избежать так называемой гиперопеки, которая порождает инфантилизм и дет-ские страхи. В результате и без того неустойчивая психика ребёнка расшатывается ещё больше.

Не с кем поиграть

Поздним детям часто бывает не с кем играть, ведь многие из них по состоянию здоровья несадовские, а у друзей их родителей дети гораздо старше и в приятели не годятся. Маме же легче почитать ребёнку книжку, чем часами катать с ним по полу машинки. Она охотнее (и это вполне понятно!) поучит его английским словам, чем полезет под стол, изображая зайца, спрятавшегося в норке от лисы. Поэтому в воспитании поздних детей так заметен крен в интеллектуальное развитие. Но интеллектуальная взрослость сочетается у них с социальной незрелостью, а «недоигранность» в детстве чревата неожиданным выбросом инфантилизма, неожиданным интересом к игре в том возрасте, когда уже пора зажить не понарошку, а всерьёз.

Зима тревоги нашей

Лет в 5-6 практически все дети начинают задумываться о смерти. Но за родителей обычно не очень волнуются, ведь те ещё молоды. Поздним детям сложнее. Они и так склонны к тревожным ожиданиям, а тут для тревог есть вполне реальные основания. У них часто нет другого тыла, кроме родителей, и страх их потерять очень силён.

Тревожность поздних детей усиливается и тревожностью их родителей. Получив на склоне лет долгожданное дитя, немолодые мамы и папы, конечно, очень беспокоятся за его жизнь и здоровье. А дети, как антенны, улавливают настроение взрослых.

В большой семье

В многодетных семьях, где, естественно, тоже может родиться поздний ребёнок, ситуация иная. Роды у мамы, как правило, протекают нормально, без травм и осложнений. У родителей богатейший опыт, подросшие старшие дети (конечно, при правильном воспитании) становятся надёжными помощниками маме и няньками малышу. Последыши в большой семье тянутся за старшими и быстро приобретают социально-бытовые навыки, как рыба в воде, чувствуют себя в разновозрастном детском коллективе. Это существенно облегчает им жизнь, в том числе и школьную, ведь значительная часть проблем школьной дезадаптации порождена психологическими трудностями ребёнка.

Поздние дети в многодетных семьях не страдают от одиночества. Большой семейный клан, старшие братья и сёстры для них - надёжный тыл. Да и родителям спокойнее, когда они понимают, что в случае чего об их младшеньком есть кому позаботиться.

Впрочем, в любом случае ребёнок - это огромное счастье. И пусть оно будет у самых разных людей: и молодых, и уже не очень…

Среди великих людей было немало поздних детей из многодетных семей. Великий русский учёный Дмитрий Менделеев был четырнадцатым ребёнком в семье. Испанский классик Мигель де Сервантес – четвёртым, писатель Антон Чехов – третьим. Князь Даниил Московский, которому Москва обязана своим возвышением, назван в летописи четвёртым из сыновей (следовательно, в семье имелись ещё и дочери).

Личное мнение

Юлия Михалкова:

Мнение о том, что у поздних детей масса проблем, поскольку родители часто их балуют, на мой взгляд, всё-таки заблуждение. Я соглашусь лишь с тем, что такие дети самые долгожданные. Но, на мой взгляд, это не повод любить ребёнка больше или меньше. Родительская любовь - величина постоянная.

С каждым годом процент появления «поздних» детей увеличивается. По статистическим данным, за последние 5 лет число женщин-первородок старше 35-ти лет, которых в Советском Союзе некорректно называли «старородящими», увеличилось вдвое.

После 35-40 лет впервые стали мамами многие звезды шоу-бизнеса: Джоди Фостер, Моника Белуччи, Холли Берри, Сальма Хайек, Ева Мендес, Наоми Уотс и другие. Эти звездные мамы подают пример миллионам простых женщин, что отнюдь не радует медиков. Сейчас дамы все чаще предпочитают сначала строить карьеру, а рождение первого малыша откладывать на неопределенный срок.

Гениальные дети

Главная причина столь поздних родов - материальная стабильность, достичь которой можно только в зрелые годы, - совсем не удовлетворяет врачей. Официальная медицина считает, что лучше всего рожать в более молодом возрасте, около 22-28 лет. Тогда и мать здоровее, и ребенок рождается крепким, без генетических отклонений.

Вопреки этому бытует мнение, что поздние детки имеют больше шансов стать успешными личностями или даже гениями, чем их сверстники с молодыми родителями. Примеров тому предостаточно. Поздними детьми были Вольфганг Амадей Моцарт, маршал Советского Союза Жуков, Петр Ильич Чайковский и многие другие талантливые люди.

Это расхожее мнение о поздних детках-гениях подтвердили британские исследователи. Группа ученых Лондонского колледжа Биркбек и Университетского колледжа проверила данные нескольких тысяч «поздних» и «ранних» малышей. Результаты исследования были представлены на конференции по педиатрии в Глазго в мае 2012 года.

Британцами было практически доказано, что у детей, рожденных мамами после 40-а, выше уровень интеллектуального развития. К пяти годам такие малыши в абсолютном большинстве случаев имеют более высокий показатель IQ, чем их сверстники, рожденные молодыми матерями. У «поздних» деток шире словарный запас, они лучше читают, логически мыслят и даже реже страдают от ожирения.

Причины рождения талантливых детей

Причины столь быстрого и раннего развития вполне объяснимы и даже предсказуемы. В них нет никакой загадки. Взрослые матери добросовестнее относятся к своим материнским обязанностям, начиная с внутриутробного развития плода. Они не курят, едят здоровую пищу, берегут нервы и дают максимум полезного своему будущему наследнику. Ребенок является для таких мам настоящим сокровищем, долгожданным и тщательно лелеемым.

После его рождения сорокалетние матери также прилагают максимум усилий для того, чтобы кроха гармонично развивался и преуспевал во многих сферах. В этом причина того, что «поздние» дети такие умненькие, говорливые и начитанные. Усиленная забота с лихвой перекрывает возможные риски рождения ребенка в столь позднем возрасте (например, высокой опасности появления малыша с синдромом Дауна).

Молодые мамы в силу отсутствия опыта, а зачастую и должного желания иметь ребенка не дают своему отпрыску даже половины того, что дарят своим долгожданным наследникам те самые «старородящие» мамы. Детские психологи считают, что благодаря такой огромной заботе и сознательности взрослых женщин их дети также отличаются более крепким психическим здоровьем. Они спокойнее и лучше адаптируются в жизни, чем обычные малыши.

И моду здесь задают знаменитости. Моника Беллуччи первую дочь родила в 39, вторую - в 45, Николь Кидман - в 40, а Холли Берри , Сальма Хайек , Ким Бейсингер стали мамами дочек в 41 год. Наши не отстают. Актриса Марина Могилевская родила дочку в 41 год, Светлана Пермякова - в 40, телеведущая Ольга Шелест стала мамой в 36, Ольга Дроздова - в 42 года.

И одновременно с увеличением возраста родителей всё чаще появляются данные исследований о том, что поздние роды имеют массу плюсов. Американские исследователи утверждают, что женщины, впервые родившие после 25 лет, чаще сверстниц, ставших мамами до 25, доживают до 90. В другом исследовании шведы выявили, что дети у возрастных родителей лучше учатся в школе, а англичане и вовсе уверяют, что первенцы, рождённые мамой после 40 лет, имеют выше уровень IQ, у них богаче словарный запас, они лучше читают и даже реже страдают от ожирения. Словом, поздние дети чаще бывают талантливыми и успешными во всех сферах жизни. И примеров в истории масса. Поздними деть-ми были Моцарт , Чайковский , маршал Жуков и другие.

Но реально ли существует прямая связь между возрастом родителей и успехом ребёнка? Или это всего лишь попытка оправдать эгоистичное поведение современных женщин (а их, видимо, немало среди тех же учёных-исследователей), которые хотят пожить для себя, построить карьеру, обрести достаток и только потом задумываются о рождении детей?

«Явный тренд современного общества - увеличение длительности подросткового возраста до 20 лет, - рассуждает старший научный сотрудник Института общественных наук РАНХиГС Кирилл Хломов . - Редкий студент сейчас параллельно работает, чтобы жить самостоятельно. Большинство содержат родители. С окончанием школы не происходит ни взросления, ни отделения от родительской семьи. А это приводит к тому, что следующие этапы взросления, такие как заведение семьи, ребёнка, тоже отодвигаются. Лет 10-15 назад молодёжь считала, что вступать в брак надо в 19-20 лет. Сейчас, по данным соцопросов, мужчины считают идеальным возрастом для брака 27 лет, а женщины 23 года. Реально же женятся и выходят замуж (в среднем) и вовсе в 28 и 26 лет соответственно. Более того, даже образовав семью, обзаводиться детьми не торопятся. Ждут лет до 30. Причин много. Например, увеличение количества молодых семей, которые берут ипотеку. При этом родители более старшего возраста, обретя стабильный доход, имеют больше возможностей развивать ребёнка, водить к лучшим педагогам, в спортивные секции, отдать в хорошую школу».

То есть таланты поздних деток обусловлены не возрастом родителей, а усиленной заботой о долгожданном и тщательно запланированном наследнике.

Среднего не дано

«Успех - это стечение большого количества обстоятельств, - считает Кирилл Хломов. - Это не то, что можно спланировать и проконтролировать. Знаю семьи, где женщины родили сыновей в 30 лет, один стал успешным, другой много лет без работы, имеет психическое заболевание. В раннем и позднем родительстве есть и плюсы, и минусы. Очевидно, что молодым родителям легче даются игры с детьми, в них больше куража для всякого «баловства». С возрастом мы зачастую становимся более раздражительными. У молодых родителей шум, крики и возбуждение ребёнка могут вызывать скорее желание присоединиться к веселью. Опять же в молодой семье ребёнок погружён в социальную активность - весёлые компании, встречи. Дети пожилых родителей быстрее адаптируются в традиционных школах - у них лучше саморегуляция, связанная с умением сосредоточиться, соблюдать тишину и дисциплину. То же самое с детьми, которых отдают на воспитание бабушкам и дедушкам. Ещё один нюанс - молодые родители не так боятся за детей. У них меньше опыт «побитости жизнью», душевных травм и разочарований. Дети в этом случае могут воспринимать себя более крепкими, сильными и ловкими. Среди успешных спортсменов, скорее всего, значительно меньше поздних детей. Дети пожилых родителей воспринимают мир как более опасный, а себя более хрупкими. Что, впрочем, не мешает тем и другим в подростковом возрасте поменяться местами. Из протеста и нереализованного накопленного азарта.

Наконец, после 40 первый ребёнок обычно остаётся единственным. А когда наследник один, то ожиданий от него больше. Так что в позднем родительстве нет ничего ужасного, и вместе с тем оно не гарантирует ничего выдающегося».

Однако врачи в большинстве своём стремление женщин рожать только после того, как встали на ноги, не поддерживают.

Резервы небезграничны

«Драгоценными клеточками, из которых в организме будущей мамы развивается новая жизнь, природа одаривает женщин неодинаково, - говорит акушер-гинеколог с 30-летним стажем Ирина Торганова . - В среднем к половому созреванию бывает 250 тыс. яйцеклеток, но у одной их может быть 20 тыс., а у другой 500 тыс. Запас яйцеклеток особенно стремительно уменьшается после 35 лет. К 40 их может не остаться вовсе. И, если резервы от природы невелики, рождение детей нельзя откладывать. После 35 лет возрастает риск наследственных заболеваний у будущего ребёнка. Да, есть женщины, которые вынашивают здоровых детей в 45 лет. Но таких единицы! Большинство в таком возрасте без помощи дорогостоящей медицины не рожают».

Казалось бы, живи и радуйся. Поздний ребенок практически всегда долгожданный. Для него создают все условия, ему отдают самое лучшее. Маме уже не хочется вечером сбежать от малыша в театр или к подружке, она купается в материнстве. У нее даже местоимение «я» исчезает из лексикона, заменяясь местоимением «мы»: «Мы уже головку хорошо держим... нас по вечерам газики мучают... нам завтра прививку делать...»
Однако детские психиатры настроены весьма критически. «Поздние дети — это группа риска, — считает профессор Козловская. — Они очень уязвимы и в физическом плане, и в психическом, и особенно в психосоциальном. Поздняя беременность часто протекает тяжело, с гипоксией плода, с обвитием пуповиной.
Родить женщина самостоятельно уже обычно не может, ей делают кесарево. А если она все-таки рожает самостоятельно, это бывают трудные роды. Все это, естественно, отражается на здоровье младенцев. Поздние дети больше других подвержены всевозможным расстройствам: эндокринным, аллергическим, психосоматическим. На первом году жизни они практически стопроцентно болезненны.
Твоя бабушка пришла!
Я ненавидела детский сад, — вспоминает девятнадцатилетняя Нина. — Но не потому, что там приходилось спать днем или меня там обижали. Нет, в саду с детьми мне было веселее, чем дома. Но каждый вечер я с тоской ждала возгласа ребят: «Нина, за тобой бабушка пришла!» Я не отваживалась сказать им, что это не бабушка, а мама.
Боялась насмешек, и это всякий раз было для меня серьезной травмой...»

Но это еще полбеды. В конце концов, мало ли какие уколы самолюбия вынуждены терпеть дети! Одних травмирует их полнота, других — необходимость носить очки с заклеенным стеклом для выправления косоглазия, третьих — неуклюжесть, четвертых — плохая успеваемость в школе. Все мы сталкивались в детстве с насмешками и чего-то боялись.

Тут опасней другое: то, что «поздняя» мама не только физически, но и психологически ближе не к маме, а к бабушке.

Молодости свойственна бесшабашность. Когда я вспоминаю, как мы с мужем колесили по кавказскому серпантину в сорокаградусную жару, а на заднем сиденье легкового автомобиля спал, намаявшись, наш двухлетний сынишка, мне становится жутко. Но мы, захлестнутые азартом юности, казались себе неуязвимыми.

Спустя несколько лет, немного поумнев и остепенившись, я уже совсем по-другому, гораздо бережней относилась к маленькой дочке. А родив в тридцать четыре года третьего ребенка, вообще старалась лет до двух как можно меньше перевозить его даже по Москве, поскольку опасалась инфекций и замечала, что малыша нервирует шум транспорта, обилие новых лиц...

С поздним ребенком очень трудно избежать так называемой гиперопеки. Особенно если он единственный, выстраданный, да еще не отличается завидным здоровьем. А гиперопека порождает инфантилизм и детские страхи. В результате и без того неустойчивая психика ребенка расшатывается еще больше. Мир кажется ему агрессивным, полным опасностей.
Такое мироощущение мешает детям нормально общаться, служит почвой для развития неврозов. В подростковом же возрасте, когда на первый план выходят самолюбие и желание самоутвердиться, это часто оборачивается отчаянным бунтом. «Как с цепи сорвался, ничего не желает слушать, пустился во все тяжкие» — вот типичные жалобы растерянных родителей, не понимающих, что случилось с их еще недавно таким несамостоятельным ребенком.

Где найти товарища по играм?
В молодых родителях еще в самих много детского. С одной стороны, это минус, поскольку взрослые подчас становятся на одну доску с ребенком. Папа играет с сыном в настольные игры как со взрослым партнером и ни в какую не желает уступать, мама всерьез обижается на дочку, как на подружку. Но с другой стороны, им и поиграть обычно с ребенком легче, и побегать, и попрыгать, и побороться. Они еще не забыли себя в детстве, да и в боку не колет, сердце не прихватывает.

Поздние дети и здесь оказываются в невыигрышном положении. Им часто бывает не с кем играть, не с кем возиться.

Большинство из них по состоянию здоровья «несадовские», а у друзей их родителей дети гораздо старше и в приятели не годятся. Маме же легче почитать ребенку книжку, чем часами катать по полу машинки. Она охотней (и это вполне понятно!) поучит его английским словам, чем полезет под стол, изображая зайца, спрятавшегося в норке от лисы.

Поэтому в воспитании поздних детей так заметен крен в интеллектуальную сторону. Чаще всего они рано взрослеют, бывают не по годам рассудительны. Но интеллектуальная взрослость сочетается у них с социальной незрелостью. А «недоигранность» в детстве чревата неожиданным выбросом инфантилизма и неудовлетворенной жаждой игры в том возрасте, когда вообще-то уже пора зажить не понарошку, а всерьез.

От тревожности к раздражительности

Лет в пять-шесть практически все дети начинают задумываться о смерти. Но за родителей обычно не очень волнуются, ведь те еще молоды, полны жизненной энергии.

Поздним детям и с этим сложнее. Они и так-то склонны к тревожным ожиданиям, а тут для тревог есть вполне реальные основания. Лишенный общества сверстников, не имеющий братьев и сестер (а часто и бабушек с дедушками!) ребенок чувствует себя одиноким. У него нет другого тыла, кроме родителей, и страх их потерять очень силен.

Тревожность поздних детей усиливается и тревожностью их родителей. Получив на склоне лет долгожданное дитя, они, конечно, очень беспокоятся за его жизнь и здоровье. А дети, как антенны, улавливают настроение взрослых, и их собственные страхи многократно усиливаются, когда от родителей исходят тревожные волны.

Тревожность, неуверенность, страх порождают раздражительность. Человек волнуется, справиться с собой не может и выплескивает свое раздражение на тех, кого не боится, — обычно на самых близких. «Поздние» мамы чувствуют себя неуверенно на педагогическом поприще. С одной стороны, у них нет родительского опыта, а с другой, уже очень развита самокритика. Им хочется дать ребенку всего по максимуму, они гораздо острее молодых родителей переживают свои педагогические ошибки, чаще страдают от чувства собственной несостоятельности.

Стремясь к совершенству, они нередко предъявляют к ребенку повышенные требования, сравнивают его с другими детьми. Им часто не хватает терпения — все кажется, что они не успеют, времени осталось мало, годы уходят, надо успеть вложить в ребенка как можно больше.

А поздние дети, как уже говорилось, бывают нервными, у них часто наблюдается синдром дефицита внимания, повышенная утомляемость, возбудимость, расторможенность. С ними и профессиональный педагог не всегда справляется, не то что неопытная мать.

Тогда мама закупает гору психолого-педагогической литературы, начинает следовать советам специалистов. Но советы в разных книжках даются разные, какую-то четкую линию выдержать не удается, а потому и результат бывает нулевой. Мать еще больше нервничает, начинает срываться.
А кто всегда оказывается рядом? Кто самый близкий и беззащитный? Конечно, ребенок. Круг замыкается. Самый дорогой и любимый, тот, ради кого она готова пожертвовать всем на свете, оказывается под ударом. И в переносном, а порой и в прямом смысле слова.

Все, о чем говорилось выше, в основном относится к единственным детям. В многодетных семьях, где, естественно, тоже может родиться поздний ребенок, ситуация принципиально иная. Роды, как правило, протекают нормально, без травм и осложнений. У мамы богатейший родительский опыт, подросшие старшие дети становятся надежными помощниками и няньками малыша.

Поздние дети тянутся за старшими и гораздо быстрее других приобретают социально-бытовые навыки, как рыба в воде чувствуют себя в разновозрастном детском коллективе. Это существенно облегчает им жизнь, в том числе и школьную, ведь значительная часть проблем школьной дезадаптации порождена психологическими трудностями ребенка.

Поздние дети в многодетных семьях не страдают от одиночества. Большой семейный клан, старшие братья и сестры для них — надежный тыл. Да и родителям спокойней, когда они понимают, что в случае чего об их маленьком сыне или дочке есть кому позаботиться.

Все это создает гораздо более благоприятные условия для психического и интеллектуального развития ребенка. Может быть, поэтому среди великих людей первенцев не так уж и много? Так, великий русский ученый Дмитрий Менделеев был четырнадцатым ребенком в семье. Немецкий композитор Людвиг ван Бетховен — седьмым.

Испанский классик Сервантес — четвертым, Чехов — третьим. Князь Даниил Московский, которому Москва обязана своим возвышением, назван в летописи четвертым из сыновей (следовательно, в семье имелись еще и дочери). Выдающаяся женщина екатерининской эпохи княгиня Дашкова родилась четвертой. Кстати, и наш нынешний президент Владимир Путин — поздний ребенок. И тоже не первенец.

Что мы говорим нашим детям и что действительно сообщаем?
Последнее время я уделяю большое внимание тому, что я говорю своей дочери. Так же «в глаза» бросается и то, что она слышит от других. А посидев пару часов в раздевалке детского сада и послушав общение воспитателей и детей, я поняла, что это суровое испытание для моих нервов. И причина не в том, что воспитатели говорят что-то ужасное.

Причина в том, что они не задумываются над тем, что же в действительности они сообщают детям, какой подтекст содержат их слова. Справедливости ради хочу сказать, что в детском саду люди говорят то же самое, что они слышали в детстве, что им говорили их мамы, что сегодняшние мамы говорят своим малышам… В общем, самые типичные и распространенные фразы. А что же стоит за ними?

. «Осторожно!» — кричит вслед бегущему карапузу отставшая мама. «Мир вокруг тебя полон опасностей!» — слышит ребенок. И все бы ничего, да только если жить, опасаясь всего вокруг, то жизнь превращается в выживание.

. «Ты чего так громко визжишь? Ты хочешь, чтобы у меня заболели уши???» — высказывание воспитательницы в детском саду. Смысл его сводится к следующему: «Не показывай свою радость, от этого мне становится плохо».

. «Успокойся! Не плачь!» — утешаем мы своих детей. И этим даем им понять, что свою обиду, печаль или боль надо тщательно скрывать от окружающих, загоняя все свои печали в самые дальние уголки души.

. «Не реви! Ты мешаешь читать мне книгу!» — заявила воспитательница моей дочери, страдающей от того, что мама оставляет ее одну и уходит в магазин. И тем самым дала ей понять, что взрослой тете нет никакого дела ни до нее самой, ни до ее переживаний. Куда важнее в данный момент была какая-то книга.

. «Не беги так быстро! Не лезь так высоко! Не кричи так громко!» — осаживаем мы своих детей. И вместе с этими словами в их сознание входит мысль: «Не живи на 100%, сдерживай себя и не рискуй».

. «Не ной и не проси! Все равно не дам (не куплю)». И ребенок привыкает к тому, что в этой жизни что-то просить и хотеть бесполезно. В итоге взрослый человек не знает, чего он хочет и к чему он стремится.

Одна моя знакомая рассказала, что в их компании всем новичкам предлагают написать 100 своих желаний (материальных, нематериальных - не важно). Делается это для мотивации персонала (человек знает, чего хочет и как он этого может достичь с помощью своей работы). Идея мне очень понравилась, я тоже решила зафиксировать свои желания на бумаге (мне казалось, что я так много чего хочу…).
Первые штук пять «мечт» пошли хорошо, дальше - хуже. В итоге я «наскребла» около 20 желаний. А когда задумалась, для чего мне все это надо и надо ли вообще, выяснилось, что действительно важными для меня являются одно — два желания.

Когда же я в ответ на очередную просьбу дочери полушутя-полусерьезно спросила ее: «А больше тебе ничего не надо?» Тут же услышала: «Надо! Еще хочу этот цветок. Еще хочу листик в трубу засунуть. Еще хочу конфетку. Еще хочу на качели покачаться…» Маленький человечек хочет все, и в этом одно из принципиальных его отличий от взрослого.

. «Сколько можно копаться? Давай я застегну тебе кофту сама». И тут же подрезаем ребенку крылья, ибо подтекст этой фразы таков: «Все равно у тебя ничего не получится, уж лучше я сразу это вместо тебя сделаю». Захочется ли дальше ребенку учиться застегивать пуговицы (зашнуровывать шнурки, чистить зубы и т. д.)?

Отлично. Выяснилось, что мы все говорим неправильно. Как же тогда общаться с ребенком, если что ни фраза - то страшные последствия? С одной стороны, все просто. С другой - все сложно. Простота состоит в следующем: надо просто следить за тем, что вы говорите.

Сложность же в том, что слежение это сродни обучению иностранному языку: чтобы сказать ребенку то, что вы ДЕЙСТВИТЕЛЬНО хотите до него донести, то надо

1. Осознать, какое послание у нас готово сорваться с языка;

2. Перевести это на то, что мы действительно хотим и чувствуем;
3. Сказать это по-новому.

Например, малыш лезет высоко по шведской стенке. Первое, что хочется сказать:

«Осторожно! Не лезь так высоко!»

Но на самом-то деле мы хотим сказать совсем не это (см. выше). На самом деле нам просто страшно за своего карапуза. Поэтому я в таких ситуациях начала говорить так: «Ты так здорово лезешь вверх, но мне снизу на тебя страшно смотреть. Можно, я постою рядом с тобой?»

Как правило, дочь с радостью соглашается на мое присутствие и еще уточняет: «А так тебе не страшно? А так?» При этом она себя чувствует ужасно смелой.

Вариант с плачем (или с радостью). Вообще, во всех ситуациях, где присутствуют чувства первым шагом должно быть признание этих чувств. Ведь каждый человек имеет право злиться, радоваться или испытывать боль. И каждый человек этим правом пользуется.

Так вместо того, чтобы говорить: «Чего ты плачешь? В чем дело?» лучше сказать: «Вижу, ты очень расстроилась. Хочешь мне рассказать причину?»

Или если ребенок визжит от радости, а у вас болит голова, то можно сказать: «Здорово, что тебе так весело! Но знаешь, я себя не очень хорошо чувствую. Может, ты будешь радоваться в другой комнате или здесь, но потише?» Продолжение

Во-первых надо начать с того, что поздние дети – это наш ответ «детоцентрированной» культуре. Культуре где принято всем жертвовать ради ребенка, где дети – цветы жизни, все лучшее детям и т.д. В результате чего – родители, родив ребенка становятся либо обслуживающим персоналом для своего чада, либо «бесплатным приложением», но в любом случае уходят в тень, теряют свою законную значимость как личности и т.п. Еще у нас в культуре принято в связи с рождением ребенка «ставить на себе крест» или приносить себя в «жертву». И те кто успешно проделывал все эти, так скажем, действия – становились хорошими родителями, уважаемыми и почитаемыми в обществе. А те кто не смог переступить через себя и стать хорошей матерью или отцом – ходили с колоссальным незаглаживаемым чувством вины и осуждением общества, да еще и обидой со стороны собственных детей. Были конечно еще варианты, но ни не такие распространенные как эти два. И даже те кто на самом деле был хорошим родителем для своих детей – все время находятся в фоновом напряжении и чувстве вины – а все ли я сделал что мог и должен был/была? А вдруг не все? А ведь наверняка мог больше. Мог еще меньше спать, есть, заниматься собой – а все это время посвятить детям. Всего себя посвятить детям. Ничего себе не оставив.

В результате мы получаем взрослую недееспособную личность, еще и отягощенную чувством вины и стыда. На карьере и самореализации ставился крест. А если нет – то это пафосно обозначалось как «во имя детей и их благополучия». А не дай Бог, женщина предпочла бы материнской реализации – личную. Позор! Неполноценная женщина! Да ей вообще лечится надо!

В чем засада. Нарушаются порядки семейной системы и иерархии. Теряется большая часть дееспособных зрелых личностей. Большая часть населения подсаживается на чувство вины и неполноценности. Дети вырастают либо эгоистами (эгоцентрированными личностями), либо по принципу комплиментарности подсаживаются на чувство обиды и попадают в связку вины и долга. Чем они могут оплатить жертву размером в двух взрослых людей, которую они кстати еще и не заказывали? Ничем. Плохо всем. Родители уже пожертвовали, и поставили на себе крест, дети вынужденно приняли неоплатную жертву, и теперь маются что им с ней делать. ..

Но это преамбула

Что происходит сейчас? Семейные пары стали рожать детей сильно позже. После 30, а то и ближе к 40. Врачи столкнулись с тем, что развеялся миф о том что поздние дети – все больные. Оказывается сейчас и в 40 рожают здоровых и полноценных детишек. Официально возраст так называемых «старородящих» женщин перенесен с 26 на 35.

А что происходит с психологической точки зрения. Выросло то самое поколение эгоцентрированных личностей, по нашему – эгоистов. И решило, что ну его нафиг - ставить на себе крест, посвящать всех себя детям. Как-то и для себя пожить хочется. Вот и живут. Лет до 35 – 40. К этому времени большинство– это уже состоявшиеся зрелые, а главное самореализованные люди. И тогда даже появление ребенка вряд ли сможет их с этого пути сбить. В крайнем случае женщина на пару-тройку лет сбавит обороты, а потом снова легко вернется «в строй». Потому как это уже состоявшийся путь состоявшейся личности.

И тогда дети получают осознанных, зрелых, ставших уже сами взрослыми людьми – родителей. Отсюда и возникло это направление, этот термин – «осознанное родительство».

И тогда дети получают чаще всего стабильную внешнюю ситуацию, большое количество возможностей, раскрывающихся перед ними благодаря обеспеченности и зрелости их родителей. Часто такие дети уже точно желанные (редко в этом возрасте залетают по случайности) – это уже обдуманные своевременные дети. Родители уже не разрываются между желанием строить карьеру и необходимостью воспитывать детей. Чаще всего эти вопросы грамотно и легко решаются. Да и карьера во многом уже построена и едет по накатанным рельсам. Институты закончены, специальность получена и опыт наработан. У детей перед глазами живой пример зрелой устоявшейся личности, который они считывают с пеленок. Редко возникают бытовые проблемы. Родители перед тем как рожать ребенка читают литературу, ходят на курсы – собирают информацию о правильном и грамотном подходе и уходе за ребенком. Они морально готовы и им уже не нужно чем-то таким отчаянно важным жертвовать ради ребенка. Это осознанный, продуманный шаг. Детям от этого сильно легче – не надо ничего оплачивать. Нет необходимости беспомощно смотреть на разрывающуюся между долгом и желаниями мать – ведь ребенок не может ничем ей помочь. Значимость такого ребенка для родителей сильно возрастает – ведь они его планировали, ждали, у них есть все возможности и главное уже желание растить его, быть его Родителями. Им не нужно самоутверждаться за счет детей – они это уже сделали сами по себе, каждый в своей области. Дети в таких семьях часто также самодостаточны, уверенны в себе, целостны и гармоничны. Удивительно, замечено, что они взрослеют быстрей своих сверстников рожденных в раннем браке, и быстрее развиваются. Легче учатся, с бОльшим удовольствием и быстрее

Есть ли минусы. Да есть. Их несколько. Один из них – в большом разрыве поколений. Взаимопонимание при таком разрыве становится сложней. Причем даже на социальном уровне. Плюс родители уже плохо помнят как это быть ребенком и могут быть излишне требовательными и серьезными. Хотя не обязательно. Для родителей в возрасте немного сложнее физически вынашивать и воспитывать детей, а также ухаживать за ними в раннем возрасте. И как это ни грустно, но они раньше уходят из жизни своих потомков. Просто в силу возраста. Это отдельная тема, достойная экзистенциального анализа. Плюс дети у таких родителей часто становятся что называется «нарциссическим продолжением» своих родителей. На них возлагается много надежд и ожиданий со стороны родителей. Им много дается, но с них и много спрашивается. Опять же плюсы оборачиваются иногда и обратной стороной. В силу осознанности и намеренности – теряется спонтанность и непосредственность. Любовь заменяется на воспитание и требовательность. Ребенок становится не свободной личностью, а некоторой функцией. У родителей как будто бы уже нет времени на эксперименты и ошибки. Необходимо все сделать идеально – и тогда дети становятся «результатом». Родители в возрасте намного «тяжелее» молодежи – потому общий семейный отдых из игрового превращается в чинный Плюс, еще возможно спонтанная искренняя любовь заменяется «правильностью воспитания». Как раз в силу добрых намерений – а именно осознанного подхода.

Но если подводить итоги – значит ли все это, что нужно рожать детей поздно или наоборот рано. Я бы ответила – нет. Это значит только одно – необходимо выстраивать в семье правильную иерархию, правильные порядки, чтобы все были на своих местах. Когда это будет так – не нужно будет «отмораживать уши назло маме», в ответ жертвенной детоцентрированной культуре. А можно рожать тогда когда хочется и правильно для вас и вашей семьи. И быть просто счастливым родителем, с удовольствием растящим своих детей, и при этом не ставить на себе крест, не приносить себя в жертву, не посвящать всего себя детям – поверьте – им много всех вас.

Есть два гениальных на мой взгляд выражения: «Не мешайте детям расти» и «Самое лучшее что мы можем сделать для наших детей – это быть счастливыми самим». Детям это очень важно. И тогда не важно сколько вам лет. Все будет происходить наилучшим именно для вас образом

Эта статья – только один фокус взгляда на эту тему. Тему позднего родительства.

Еще одним интересным аспектом в этой теме является тема потери ценности Семьи в современном обществе. Люди вдруг почему-то забыли и не понимают зачем им вообще семья, зачем отношения, зачем нужно рожать детей и помнить своих родителей… Семейные сборы за общим столом стали тяжелой неприятной обязанностью, а многодетные семьи вызывают недоумение. .. Но это отдельный разговор.

(Если вам откликнулось то что написано в этой статье и задело вас каким-то образом – приглашаю вас на группу «Счастливый Родитель или Есть ли жизнь после родов». Это о том, как же на самом деле «правильно» строить свою семью и свои отношения с детьми. Как быть счастливым родителем счастливого ребенка)