Любовь: виды. Родительская любовь и ее виды. Какой должна быть настоящая родительская любовь

«Как любить своего ребенка?» – странный вопрос подумают многие. «Как могу, так и люблю, разве любовь бывает разной»?

Все родители, за некоторым исключением, любят своих чад: заботятся о них, кормят, поят, водят на прогулки, пока маленькие, играют с ними.… А, что еще надо? И действительно, что еще нужно? Есть такие родители, которые до самой пенсии опекают детей, некоторые из них контролируют каждый шаг уже взрослого дитяти, не давая даже вздохнуть самостоятельно. « , я взрослый», – умоляет ребенок, но мама не понимает, что она делает ни так , она же, по ее мнению только счастья желает своему чаду.

Родительская любовь, какой она должна быть?

Равноправная любовь

Не успеют утихнуть радостные эмоции по случаю появления в семье , как родители, бабушки и дедушки начинают проявлять свою диктатуру. А как иначе, надо же вырастить достойного человека . И начинаются сплошные требования к подрастающему ребенку. Но требования должны быть не только к малышу, но и к себе в первую очередь.

«Ребенок превосходит нас силой чувств. В области интеллекта он равен нам, ему недостает лишь опыта». Януш Корчак

Ребенок не игрушка и не подопытный кролик. Маленькое крохотное существо уже человек и его нужно уметь слышать и понимать. Никакой диктатуры! «Я сказал или сказала и будет, по-моему». Так нельзя, отношения с малышом должны строиться на равноправной любви. А как же требовательность? Как без нее? Строгая требовательность должна быть, но и к ребенку и к себе.

Воспитывая малыша, родители воспитывают и себя, учатся вместе с ним, переживают и радуются.

Ребенка не обойдешь мимоходом, отделавшись дежурной улыбкой и потрепыванием по голове, он требует постоянного внимания и заботы, а главное понимания. Дети наши самые верные друзья.

Не отрекаться во имя завтра

«Не ленись, не балуйся, веди себя хорошо, а то, что из тебя вырастет ?» – постоянно родители твердят своим детям, – «Учись, чтобы потом хорошо жилось, а то потом локти кусать будешь ». Взрослые постоянно с младенческих лет рисуют своему чаду картину будущего, и все сводится к тому, что все, что происходит сейчас, во имя светлого будущего.

У ребенка получается как бы две жизни: одна сейчас, не очень ценная, вторая почтенная и важная – это будущее. Во имя Будущего и проживается детская жизнь. Правильно ли это?

По сути, мы все живем ради будущего, забывая о сегодняшнем дне. В детские оды ждем, когда станем взрослыми, а взрослыми постоянно думаем о том, что будет завтра. Получается настоящая жизнь не важная. Детей приучаем к этому же.

Возникает вопрос: «А зачем мы вообще живем?» Жизнь нам одна дана, и жить надо сегодня и ребенок должен жить сегодня и сейчас. Не нужно отрекаться во имя завтра. Разве малыш сумеет жить завтра, если ему не дают сегодня жить осознанной жизнью?

Сегодня у малыша беззаботное детство, которое никогда не вернется и не надо его торопить становиться взрослым. Детская жизнь – это не шутка, это важные годы в жизни человека.

Ребенок иностранец

Приезжая в другую страну, человек не знает ни обычаев, ни законов, частенько даже языка. Ему надо осмотреться, попросить помощи у гида. Малыш, придя в мир, подобно иностранцу ничего не знает, а родители в роле гида должны помочь ребенку осмотреться. Помочь! Незнание ребенка надо уважать, вежливо отвечая на вопросы. Это и есть проявление родительской любви.

Прежде, чем грубить, ругаться, лаяться с детьми, представьте себя на месте иностранца в чужой стране. Аферист, грубиян или просто плохой человек может грубо ответить или умышленно ввести в заблуждение. Вот так и родители, вместо разумного объяснения частенько отчитывают детей, наказывают и выговаривают.

Неудачи и слезы

Дети очень часто плачут, так как они не привыкли к боли, несправедливости и обиде. Не стоит над ними смеяться, называя «плаксами» и «нытиками».

Часто родители слезы воспринимают как нытье: «опять нюни распустил», – какой ». На самом, большей частью слезы ребенка это попытка протеста, жалоба на невнимание к себе, плохое самочувствие и страдание. Малыш страдает в любом случае. Прежде, чем награждать его эпитетами, не лучше ли разобраться в страданиях ребенка, в его боли или непонимании чего-то. Каждая оставленная на душе ранка, начнет рано или поздно кровоточить, каждая горькая минута станет призраком дурных воспоминаний. Ведь не только существует будущее, но и прошлое никуда не девается.

Не лучше ли позволить детям упиваться радостью каждого дня, каждого утра, светящему солнышку, пению птиц и ласкающейся кошке.

Работа, учение и развлеченье

Взрослые с детства настраивают детей на работу и учение, но не стоит забывать и о развлечениях. Развлечения – это не награда за проделанную работу или хорошую отметку, это часть жизни.

Дети должны уметь рисовать, читать, лепить, мыть посуду, и уметь играть. Для игры тоже нужно вдохновение и свобода выбора игры, свобода выбора друзей.

Нежелательно с раннего возраста усаживать ребенка за компьютер, есть немало интересных на свежем воздухе.

Искренняя любовь

Какой должна быть любовь к ребенку? Искренней! Но только не слепой! Не смотря на то, что для родителей сын или дочь всегда остается дитем, надо всегда помнить, что он личность, причем самостоятельная.

Посмотрите еще

Само собой разумеется, что большинство родителей любят своих детей. Но далеко не всем взрослым удается естественным образом проявлять эту свою сердечную привязанность к детям. И не потому что они какие-то черствые сухари, а потому, что просто не знают, как это делать.

В результате многие современные дети не чувствуют, что их искренне, безусловно, безоговорочно любят и принимают такими, какие они есть, даже им покупают игрушки оптом в Украине .

Но время летит так быстро, скоро дети вырастут и выражать свою любовь будет уже некому. Не теряйте драгоценные дни, подарите свою безусловную любовь ребенку уже сегодня.

Умение любить формируется у ребенка с рождения и напрямую зависит от качественного материнского ухода. Мать, заботясь о малыше, улыбается своему крохе, нежно воркует над ним, спешит к нему на помощь, если он вдруг заплачет.

В ответ на эти действия у ребенка формируется привязанность к матери (или к другим близким взрослым, ухаживающим за ним). Именно эта самая привязанность играет ведущую роль в развитии малыша: стимулирует в нем познавательный интерес, исследовательскую активность, формирует такие качества, как любознательность, дружелюбие, настойчивость.

Исследования ученых подтверждают: ребенок, у которого в раннем возрасте была сформирована привязанность к матери и другим близким людям, в дальнейшем реже имеет проблемы в учебе и в общении со сверстниками и взрослыми. У него лучше развиты память, внимание, мышление, он больше способен к исследовательской деятельности, чем его сверстники с меньшей степенью привязанности к матери в раннем возрасте.

1. Разговоры с ребенком

Проявлениями любви к ребенку являются разговоры во всех его видах деятельности в течение дня — кормлении, засыпании, пробуждении, одевании, купании.

Так, взрослый, собирая ребенка на улицу, говорит: «Сейчас мы оденемся на улицу: наденем шапочку, куртку, ботиночки». После возвращения с улицы взрослый комментирует следующие действия малыша: «Снимем ботиночки, расстегнем курточку — вот так, повесим ее на вешалку вот здесь. Теперь давай помоем ручки, намылим их, смоем мыло водичкой, вытрем насухо» — и т. д. Каждое действие ребенка должно быть прокомментировано. Объяснения взрослых развивают речь малыша, способствуют установлению связи между действием и результатом, стимулируют его познавательный интерес.

К сожалению, некоторые родители считают, что маленьким детям достаточно быть накормленными и ухоженными, а разговаривать с ними не обязательно, т. к. они еще слишком малы и ничего не понимают. Это большое заблуждение! На самом деле ребенок развивается только в общении со взрослым. Разговаривать нужно и с новорожденным: «Это твоя комната, видишь, какая красивая у тебя шторка? Она желтенькая, как солнышко. А ты — мое солнышко! Ты самый красивый и любимый! Самый лучший в мире!»

Дефицит общения со взрослым приводит к задержке психического развития ребенка. Как правило, дефицит общения наблюдается у детей, проживающих в интернате или в детском доме, попавших в больницу на длительный срок, а также в неблагополучных семьях. При задержке психического развития мышление, память, внимание, эмоционально-волевая сфера отстают в своем развитии от норм, положенных ребенку по возрасту.

2. Контакт глаз

Внимательнее всего ребенок слушает нас, когда мы смотрим ему прямо в глаза. Но, к сожалению, мы пользуемся этим и «выразительно» смотрим ему в глаза лишь в те моменты, когда мы критикуем, поучаем, упрекаем, ругаем.

Контакт глаз - это лучший способ выражения любви к ребенку. Взгляд добрый, ласковый, любящий для детей также важен, как и для взрослых. Именно так рождается и крепится самая прочная эмоциональная связь.

3. Физический контакт

Казалось бы, что может быть проще, чем выразить свою любовь к ребенку ласковым прикосновением! Однако большинство родителей прикасаются к своим детям только по необходимости: помогая им одеться, сесть в машину и пр. Редко родитель просто так, по доброй воле, без всякого повода воспользуется возможностью ласково прикоснуться к своему ребенку.

А ведь прикосновения это жизненно важно для ребенка. Эта потребность у детей закладывается с самого рождения. Малышу нужно чтобы его гладили, обнимали, баюкали, прижимали к груди, ласкали, целовали.

Для мальчика это физическое проявление любви принципиально важно и является решающим до 7-8 лет! По мере того, как мальчик растет и взрослеет, потребность в «телячьих нежностях» уменьшается, но потребность в физическом контакте остается.

Теперь его притягивают мужские способы удовлетворения этой потребности. Борьба, похлопывания по плечу, потасовки, шутливые драки позволяют мальчику демонстрировать растущую силу и ловкость и чувствовать мужскую поддержку отца.

Для девочек физический контакт, а особенно внешние проявления нежности, становится с годами важнее и достигает пика в возрасте 11 лет.

4. Пристальное внимание

Когда мы уделяем своему ребенку пристальное внимание, это означает, что мы сосредоточиваемся на нем полностью, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так, чтобы наш ребенок ни на мгновенье не сомневался в нашей полной, безоговорочной любви к нему. Он должен чувствовать себя важной и значимой личностью, которую умеют оценить по достоинству; он должен быть уверен в своем праве на нераспыленное внимание, заботливую сосредоточенность и подлинный глубокий интерес именно к нему, именно в эту минуту. Пристальное внимание позволяет ребенку почувствовать, что он в глазах своих родителей самый важный человек в мире.

Найти время, чтобы побыть с ребенком наедине, ни на что не отвлекаясь, - это, наверное, самое сложное в полноценном воспитании. Но можно сказать, что именно эта способность отличает любящих и заботливых родителей.

Последствия недолюбленности в детстве

Ученые, исследовав развитие детей раннего возраста, пришли к следующему выводу: у детей в возрасте от 9 месяцев до 2 лет, оставляемых надолго в одиночестве (в детской кроватке или в манеже), интеллектуальное развитие замедляется. И в будущем такой ребенок обязательно будет иметь эмоциональные проблемы в общении с окружающими.

И наоборот, малыш, получающий от своих родителей общение, любовь и ласку в достаточном количестве, развивается благополучно. На подсознательном уровне он усваивает — мир добр и безопасен. С таким мироощущением легко быть жизнерадостным и счастливым!

По мнению известного психолога Э. Эриксона, разработавшего теорию развития личности, в ребенке от рождения до 18 месяцев жизни закладывается базовое доверие к миру (либо, в противовес ему, недоверие). Что это означает? Любящие родители, заботливые, нежные, удовлетворяющие все потребности малыша (в еде, питье, полноценном отдыхе, общении и развитии), растят его спокойным и уверенным. В дальнейшем ребенок так и пойдет по жизни — ровным и твердым шагом.

Раздражительные, нервные, холодные родители, неудовлетворяющие потребности ребенка, приучают кроху выживать каждый новый день — практически выбивать себе громким плачем право на еду, сон и общение. Такой малыш растет в вечной тревоге и страхах. Конечно же из него вырастает нервный и подозрительный взрослый, не умеющий довериться ни себе, ни окружающим. Ведь еще в раннем детстве родители своим поведением внушили ему, что мир зол, жесток и бескомпромиссен. И бедный маленький человечек чувствовал себя в этом мире нелюбимым и ненужным - несчастным! В ответ на это у ребенка с миролюбивым характером формируется заниженная самооценка, робость, неуверенность в себе. У малыша с боевым характером и попытками самостоятельно защитить себя от «злого» мира вместо робости формируются агрессивные черты, закрепляется привычка устраивать ссору на пустом месте, защищать себя даже там, где защита и не требуется.

Следствием заниженной самооценки и агрессивности являются будущие жизненные неудачи. В детстве - неумение контактировать со сверстниками и взрослыми, неуспехи в школе. Во взрослой жизни - неспособность наладить отношения с членами семьи и коллегами по работе и, как следствие, неудачи в карьере, конфликты с любимым человеком, окружающими людьми, в том числе и со стареющими родителями.

Некоторые родители на полном серьезе считают, что ребенка нельзя баловать любовью, что его надо растить в жестких условиях, дабы подготовить к суровым реалиям жизни, закалить характер, сделать сильнее. Но позвольте! Сильным может быть только тот, кто вырос в любви! Именно такой человек уверен в себе и в безопасности окружающего мира. Он добр, умен и талантлив, сохранил в себе индивидуальность и несломленный дух. Он ничего не боится, умеет противостоять трудностям, смело идет вперед. А как же иначе, ведь за ним стоит любящая семья! И если в жизни у него вдруг появятся временные трудности, он не спасует перед ними, потому что дома его ждет поддержка близких. Вскоре он напитается их любовью, воспрянет духом и снова погрузится в бурную пучину жизни, чтобы прийти к новым свершениям.

Если в этой любви ребенка уважают, ценят, сохраняют его индивидуальность, развивают его таланты, относятся к нему по-честному, то он всеми фибрами души впитывает, что ЭТО И ЕСТЬ НАСТОЯЩАЯ ЛЮБОВЬ! Он запоминает: любовь должна быть именно такой! И в дальнейшем, встретив на своем жизненном пути «любовь» унижающую, оскорбляющую, нечестную, он не примет ее, а будет искать ту, истинную любовь, которой он действительно достоин!

И наоборот: ребенок, обделенный родительской любовью в детстве, во взрослой жизни не сможет одаривать любовью окружающих по той простой причине, что он не знает, как правильно это делать. Поэтому он будет «недолюбливать» партнера по браку, своих будущих детей, своих друзей, родственников и в том числе престарелых родителей. Покажите же своим детям пример такой любви в семье, которая сделает их в будущем счастливыми. Передайте им в наследство драгоценный дар — умение любить!

Помните о том, что самая первая любовь ребенка — это любовь к родителям. Любящая семья - это великая сила, она защищает своих любимых от всех невзгод, заряжает их бесконечной позитивной энергией, ведущей вперед к новым победам!

Каждому из нас необходима родительская любовь. Это тот особый случай, когда в проявлении нежных чувств самых близких и родных людей нуждается любой человек, независимо от возраста, социального статуса и финансовых возможностей. Младенец, который еще не может справиться со страхом к неизведанному и большому миру. Подросток, пытающийся разобраться в соблазнах и перспективах будущей взрослой жизни. Старик, который прошел долгий жизненный путь. Банкир, разнорабочий, бизнесмен и профессор – все нуждаются в проявлениях любви своих родителей.

Что такое родительская любовь? Почему на протяжении всей жизни каждый из нас так остро нуждается в ее проявлениях? Почему люди, не испытавшие этих эмоций, всю жизнь глубоко несчастны?

Разобраться в этих сложных вопросах попробуем в нашей статье.

Особенность семейных отношений

Каждый ребенок растет и воспитывается в семье. При этом численность этой ячейки общества никак не меняет ее определение. Будь то многодетная семья, у которой есть множество любящих и дружных родственников, или мать-одиночка, которая не представляет своей жизни без единственного чада. Следовательно, люди, которые проживают с ребенком и занимаются его обеспечением, воспитанием и образованием, являются его семьей.

С первых дней жизни малыш видит и чувствует не только эмоциональное отношение к нему, но и взаимоотношения близких родственников, а также их общение с другими людьми.

От того, насколько благополучны и психологически приемлемы будут эти отношения, зависит (и здесь нет никакого преувеличения) будущее малыша. Речь идет не только о психологическом комфорте (хотя это очень важный аспект), но и физическом и интеллектуальном развитии.

«Заряд» родительской любви, который малыш чувствует ежеминутно, позволяет ему быстро развиваться, с каждым днем становясь увереннее в своих силах и возможностях.

Интересным является тот факт, что наблюдения за поведением родителей закладывается как база будущих семейных отношений. То есть, безмерно любящая единственную дочь мать, которая постоянно ссорится с отцом и чувствует себя униженной, не сможет научить малышку гармонии семейных отношений.

Следовательно, родительские чувства можно считать главным, но не единственным составляющим фактором родительской любви. Гармоничные семейные отношения также важны для формирования уверенной в себе, счастливой и всесторонне развитой личности.

Сущность родительской любви

Для большинства из нас родительская любовь ассоциируется с бескорыстным и всеобъемлющим чувством, которое неподвластно никаким влияниям извне. Так ли это?

С физиологической точки зрения, такое чувство могут испытывать только матери, которые после мучительных родовых страданий производят малыша на свет. Тесная физическая связь в течение всего периода беременности, когда женщина чувствует движения крохи внутри себя, закладывает определенную психологическую привязанность. Эта привязанность и должна перерасти в то светлое и большое чувство, которое называется родительская любовь.

Однако послеродовые депрессии, непредсказуемое поведение детей в кризисные периоды, собственные неудачи в личной и профессиональной деятельности часто приводят к искажению тех эмоций, которые ощущает женщина сразу после родов.

Усталость, напряжение, непонимание и другие факторы, ежедневно встречающиеся в жизни каждой матери, накладывают отпечаток на взаимоотношения женщины и ее ребенка. Крики, угрозы, шлепки и подзатыльники, нежелание слушать малыша – факторы, которые встречаются в родительском воспитании достаточно часто.

Это вовсе не значит, что при таком поведении мать не любит своего ребенка. Она искренне переживает о нем, готовит еду и проверяет уроки. Но чувствует ли ее любовь ребенок? Понимает ли он, что такое агрессивное или равнодушное поведение матери связано с обычной усталостью? Вряд ли. С каждым днем у малыша будет появляться уверенность, что мама любит его все меньше или разлюбила вовсе.

Что касается проявлений родительских чувств отцами, то здесь ситуация еще сложнее.

Мужчины не испытывают мук токсикоза, они не чувствуют шевеления маленького тельца внутри себя. Их любовь – осознанное чувство, которое проявляется скорее на уровне интеллектуальных и социальных размышлений.

Конечно, нельзя отрицать, что сильная эмоциональная привязанность к матери ребенка приводит к тому, что мужчина подсознательно начинает любить ее малыша. Даже в том случае, если он не приходится биологическим отцом крохе.

Для мужчин в большей степени, чем для женщин, свойственно использовать воспитательную модель поведения из своей семьи. То есть, он считает, что должен воспитывать своих детей так, как когда-то воспитывали его. Если в детстве будущего главу семейства били, он будет считать данный воспитательный метод абсолютно правильным, утверждая при этом, что такая форма общения также является проявлением родительской любви.

Приведенные выше факты свидетельствуют о том, что проявления родительской любви зависят не только от эмоциональной привязанности. Выражение этих чувств происходит в процессе воспитания. То есть, от того, какая выбрана модель воздействия на ребенка, зависит, насколько сможет почувствовать и оценить любовь своих родителей малыш.

Причины изменения поведения

Прежде чем приступить к анализу ошибок в воспитании родителей, нужно более детально рассмотреть причины, из-за которых меняется отношение взрослых к собственным детям.

Эмоции и отношения, вызванные ими, долгое время исследуются психологами и социологами. До сих пор до конца механизмы их возникновения так и не выявлены. Поэтому остановимся на самых очевидных факторах, которые уже описаны в научных трудах.

Особенности психологии ребенка

Все родители в ожидании малыша мысленно представляют, каким же он вырастет. Они рисуют в воображении картинки, где их дети красивые и послушные, как их достижениями восхищаются родственники и друзья.

Когда же в процессе взросления ребенок не оправдывает таких радужных надежд, появляется раздражение. Раздражение от того, что малыш оказывается рассеянным, медлительным, импульсивным, шумным, непоседливым, непослушным. Данный список у всех родителей будет свой, в зависимости от того, каких надежд не оправдал их отпрыск.

Ситуация усугубляется, если к вышеназванным качествам характера ребенка присоединяется различие темпераментов. Родители, которые все привыкли делать после тщательных расчетов и рассуждений, с ужасом наблюдают за тем, как их отпрыск с энтузиазмом бросается в любое новое начинание, не удосужившись составить его план. А холерики, у которых любое дело спорится, с нескрываемым раздражением констатируют факт, что их дитя – «недотепа», ведь ему нужно так много времени, чтобы освоиться с новым заданием.

Перенос образов

Как известно, свои недостатки заметить значительно сложнее, чем чужие. А родители, видя негативные черты собственного характера у детей, самым критическим образом подходят к их выявлению.

В этом случае происходит подмена понятий. Взрослые искренне недоумевают, почему их дети, которым «они столько раз говорили», ведут себя совсем по-другому. Ответ кроется в простой истине: дети учатся не тому, что слышат, а тому, что видят.

То есть, малыш обманывает тогда, когда понимает, что это постоянно делают родители. Он начнет красть, когда видит, что мама или папа могут «тихонько» взять чужую, забытую кем-то вещь. Скандалят, дерутся и вызывающе себя ведут, когда видят, как папа гневно отчитывает кассира за неправильно подсчитанную сдачу или мама бьет в истерике посуду после очередной ссоры.

Особенности психологии родителей

В данном случае речь идет о психологических особенностях взрослых. Депрессивные, агрессивные или авторитарные люди переносят свой образ мыслей на детей как на часть своей жизни.

Особенно ярко проявляется отторжение дитя у взрослых, имеющих депрессивные расстройства. Предугадать, как именно образом отразится такое состояние на детях сложно, так как в период расстройства такие люди склонны в равной мере и к насилию, и к полному равнодушию.

Следствие посттравматического расстройства

Эта причина встречаются не так часто, как все остальные. Однако ее сложнее всего корректировать даже опытным психотерапевтам.

Отторжение ребенка происходит после какого-то трагического и знакового события. Например, когда жена умирает при родах, или в день рождения крохи погибает отец.

В данном случае малыш ассоциируется с трагедией, несчастьем и глубокими душевными переживаниями. В любом случае, речь идет о резко негативных эмоциях.

Нарушение привычного образа жизни

Психологи называют такие нарушения во взаимоотношениях родителей и детей феноменом «нежеланного ребенка».

Взрослые не могут смириться, что с появлением малыша на свет меняется их образ жизни. Например, они вынуждены приостановить свое продвижение по карьерной лестнице или не могут уделять себе столько времени, как раньше.

Кроха воспринимается как «препятствие», «помеха» в обыденной жизни.

Повышенная конфликтность в семье

Ситуация, которая чаще всего встречается в современных семьях. Недопонимания и ссоры в семье, ненависть ко второй половине, обиды и ссоры приводят к переносу неудовлетворенностью в личной жизни на малышей.

Проявления любви в воспитании

Воспитание воспринимается как педагогическая проблема. Возможно, поэтому многие родители не задумываются о том, как они воспитывают своих чад. А ведь именно от методов воспитательного воздействия самых близких и родных взрослых зависит, смогут ли они передать своим малышам те чувства родительской любви, которые есть в их сердцах.

Рассмотрим основные виды отклонений в родительском воспитании, описанные в научных трудах по детской психологии.

Условное

К малышу относятся так, как он «заслуживает». То есть, если чадо ведет себя хорошо, его любят, целуют и говорят о любви. В случае «сбоя программы», когда ребенок ведет себя плохо, ему отказывают в положительных эмоциях и ласке.

Амбивалентное

Взрослые очень любят своего малыша, но не считают нужным говорить с ним об этом, демонстрируя полное равнодушие к жизни и эмоциям ребенка.

Неопределенное

Такое воспитание распространено в семьях, где оба родителя очень молоды. Они не хотят или не могут демонстрировать свои эмоции.

Скрытое отвержение

Родители испытывают подсознательное раздражение ко всему, что делает их ребенок. Однако понимание, «что так нельзя» заставляет их скрывать свои эмоции. Раздражение накапливается и обязательно выльется при малейшей провинности малыша.

Открытое отвержение

Родители без стеснения демонстрируют свое негативное отношение к детям. Данная манера воспитания самая опасная, так как всегда приводит к аномальному развитию личности малыша.

Жалость

Взрослые демонстрируют свою любовь и привязанность, не забывая при этом указать малышу на то, что он далеко не совершенен в физическом или психологическом плане. При этом данные недостатки не всегда являются истинными. Родители открыто утверждают: « Я знаю, что мой малыш имеет проблемы, но все равно его люблю». Заниженная самооценка и неспособность к самостоятельной жизни – тот минимум неприятностей, которые ожидают в жизни ребенка таких родителей.

Отстраненность

Родители любят и демонстрируют свою любовь. Однако эмоциональные отношения не подкрепляются чувством доверия, желанием узнать о личной жизни и переживаниях дитя. Общение происходит в рамках необходимых действий, но отстраненно. Полное нежелание интересоваться внутренним миром крохи и решать такие важные для него проблемы.

Преследование

Комплекс чувств, основанный на антипатии, уважении и близости. Взрослые жестко контролируют свое чадо, не позволяя проявлять ему никаких индивидуальных особенностей. Он должен быть «такой как все». Желание сломить волю и свободное мышление сочетается с признанием волевых качеств ребенка.

Презрение

Взрослые уверенны в том, что их дитя – «неудачный плод их любви». В силу особенностей детской психики или физического развития родители вешают на малыша ярлык «неудачника». Заслуги и успехи крохи не замечаются и не поощряются. Более того, в этом случае взрослые испытывают пронзительную жалость к себе, так как они вынуждены быть родителями собственного чада. Воспитательное воздействие перекладывается на социальные институты, так как мама или папа считают, что они не могут повлиять на этого «несносного ребенка».

Безусловно, ни один из приведенных примеров родительской любви не встречается в чистом виде. Чаще всего речь идет о комбинированных моделях, когда решающим фактором в поведении взрослых является их собственное воспитание, взгляды на общество и отношения в нем.

И снова о семье

Почему же родители, которые с таким нетерпением ждут появления своих отпрысков на свет, часто допускают такие непоправимые ошибки в воспитании детей? (Конечно, сейчас речь не идет о психологических травмах, связанных со смертью родных, или других трагических случайностях).

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно опять вернуться к вопросу семейного воспитания. Цикличность жизни в данном вопросе играет скорее негативную роль. Ведь взрослые тоже когда-то были детьми, которые воспитывались в семье со своими правилами и законами. Эти правила автоматически переносятся в новую ячейку общества, имея свои дополнения в виде усталости и стрессов, о которых мы говорили выше.

Если вы распознали в приведенных примерах взаимоотношений родителей с детьми себя, стоит задуматься, почему так произошло. В этом случае нужно поговорить со своими родителями о воспитательных проблемах, возможно, ваше отношение к отпрыску связано с цепочкой вредных традиций, которые стоит уже прервать.

Любовь, как сердечная привязанность, возникает на протяжении жизни к разным людям. Но считается, что нет ничего сильней материнского чувства к своему малышу. Это не так. Есть более непогрешимое - любовь ребёнка. Доверчивое обожание и вера в совершенство родителей, представляемых полубогами, которые согревают, кормят, помогают преодолевать трудности. Как формируется это чувство, и каким трансформациям подвержено в течение жизни?

Мать в жизни ребёнка

У женщины просыпается материнский инстинкт сразу после рождения малыша. А вот отцовская любовь формируется постепенно. Она становится наиболее сильной, когда появляется возможность передать навыки, чему-то научить. Мать с раннего возраста проводит с малышом больше времени, кормит его грудью, проявляет заботу и ласку. Поэтому с первых дней любовь ребёнка к матери вырастает из отношений зависимости и неразрывной связи. Общение с ней новорождённого так важно для его развития, что лишение контакта на срок до трёх месяцев может привести к необратимым нарушениям психического развития.

Отношение к отцу как человеку, который дал жизнь, формируется матерью. Именно она транслирует, как нужно к нему относиться, какова его роль в жизни малыша, какой он. По сути, женщина становится посредником между ребёнком и отцом. Чувства малыша к родителю во многом зависят от её усилий и желания дать полноценное воспитание новорождённому.

Любовь ребёнка - это желание подражать

К началу формирования сознания (3 года) дети утверждаются во мнении, что лучшие люди на земле - мама и папа. У них просыпается к родителям настоящая нежность. Она проявляется в бесчисленном количестве комплиментов, отстаивании во дворе позиции, что именно они самые добрые, красивые, заботливые, а также в желании стать такими же. В два года ребёнок хватается за щётку, но делает это ради интереса к необычному предмету. Уже в три девочка старается подметать, чтобы быть похожей на маму. Она надевает её платье, крутится в нём перед зеркалом, повторяет её привычки.

Мальчик стремится походить на отца, осознавая свою половую принадлежность. Восхищаясь им, он дублирует манеры, поведение, даже внешность. Требуя такую же стрижку, сравнивая цвет волос, ревниво прислушиваясь к разговорам взрослых о том, насколько сын похож на отца. Он представляет будущую профессию, одобряемую родителем. С удовольствием перенимает навыки, наблюдает за его отношением к другим людям, женщинам, матери.

Романтическая привязанность

В этом же возрасте мальчик начинает испытывать романтическое обожание матери, а девочка - отца. Любовь детей к родителям напоминает отношения взрослых. Если раньше они были зависимы от них, то теперь мама и папа стали образцом женственности и мужественности. Малыш не представляет другой женщины рядом с собой. Ведь его мама самая красивая и добрая. Своей главной женщине года в четыре он способен даже сделать предложение руки и сердца. Плохо представляя себе назначение брака, он может ревностно относиться к родному отцу, отнимающему у него внимание матери. Такое эротическое отношение психоаналитиком Зигмундом Фрейдом описано как

На бессознательном уровне в дальнейшей жизни мальчик будет выбирать женщину, напоминающую родную мать. А девочка - отца, к которому начинает испытывать собственнические чувства. Желание заботиться о нём столь сильно, что она способна посоветовать матери уехать куда-нибудь на время, чтобы иметь возможность окружить его вниманием. Аналогичное отношение описывается как Романтическая любовь детей к родителям с годами проходит, подготовив к формированию новых чувств к будущим жёнам и мужьям.

Разделённая поровну

Малыш всегда воспринимает мать и отца как неразделимое целое. Любовь ребёнка к родителям одинакова, независимо от того, какое поведение в реальности им демонстрируется. Конфликтуя друг с другом, супруги часто пытаются доказать, что привязанность малыша к ним сильнее, ставя сына или дочь в тяжёлое положение выбора, сделать который им часто не под силу. Если они не подвергались явному насилию со стороны кого-то из родителей, испытывая страх и отторжение, то требование предпочтения формирует либо перед отцом, либо перед матерью.

Это доказывает, что любовь ребёнка совершеннее родительской. На раннем этапе ему не нужны какие-либо выгоды и преимущества. Он не оценивает время, уделяемое тем или иным родителем - ему неважно, кто с ним играл больше, а кто меньше. Мать и отца он воспринимает как часть себя, поэтому выполняет миссию их примирения любой ценой, порой вполне реально заболевая.

Любовь вопреки

Детская привязанность к родителям сильна на подсознательном уровне. И объясняется тем, что мать и отец подарили жизнь. Это чувство бескорыстно. Оно освобождено от желаний, и потому самое чистое и настоящее. Но добрая картина мира для детей существует лишь до той поры, пока в их отношениях с родителями присутствует гармония. Её разрушение - это пренебрежение родительскими обязанностями со стороны взрослых. Но даже такое потрясение (побои, алкоголизм, самоустранение от воспитания детей) не способно убить любовь ребёнка.

Есть много примеров, когда из детских домов дети убегают к непутёвым родителям, чтобы позаботиться о них, убедить лечиться, заработать для их нужд. Они верят до последнего в их пьяные слёзы, не осуждая, что бы те ни сделали. Это правильно по божьим законам, который гласит: «Чти отца и мать своих». Осуждение родителей - это грех, соотносимый с отречением от Бога.

Родительский бумеранг

По мере взросления безусловное доверие детей к миру взрослых утрачивается. Сталкиваясь с ложью, несправедливостью, непониманием со стороны родителей, ребёнок начинает сомневаться в искренности чувств к себе. Он ищет подтверждение проявления любви в поступках взрослых. В то время как они привыкают больше ориентироваться на слова. Любовь ребёнка к родителям в подростковом возрасте - это отражение тех чувств, которые он получает от них. В психологии это называют

Школьный конфликт, в котором родители поддержали учителя, не разобравшись в ситуации до конца, неприятие друзей, интересов, мнения ребёнка - всё может вызвать неуверенность в их любви. Подросток начинает провоцировать ситуации для получения подтверждения нужности собственным отцу и матери: от имитации болезни до побегов из дома.

Пожилые родители

Одни в старости окружены вниманием и заботой, став центром большой многоколенной семьи. Другие при жизни покинуты и забыты, вынужденные проводить время в одиночестве. Разное отношение детей к пожилым родителям лежит в плоскости воспитания. Любовь ребёнка к маме и папе, светлое и чистое чувство, данное от рождения, утрачивается с годами по многим причинам, главные из которых:

  • отсутствие позитивного примера отношения к старшему поколению со стороны самих родителей;
  • эффект бумеранга;
  • гиперопека на протяжении жизни.

Что бы ни случилось, общение с престарелыми родителями нужно не только в знак благодарности за дарованную жизнь, но и для примера собственным детям, в уважении которых каждый будет нуждаться в старости.