Что делать если папье маше не снимается. Рецепт бумажной массы

Дешевый и прочный материал, из которого можно создавать в домашних условиях любые трехмерные композиции – это папье-маше. По-французски папье означает «бумага», а маше – «перемолотая, пережеванная, сжатая». Дословный перевод точно передает технологию создания материала.

Скульптура создается двумя способами: наращивание объема или отсечение объема. Для наращивания объема нужно последовательно добавлять слои бумаги, пропитанной клеем. Для отсечения объема сначала нужно сформировать форму из вязкой и пластичной массы, в которую превращается бумага при смешивании с водой и клеем.

Какая бумага подойдет, чтобы приготовить папье-маше своими руками :

  • Мягкая многослойная или однослойная бумага . Салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца. Чем мягче волокна целлюлозы, тем быстрее они вбирают в себя воду с клеем.
  • Обычная бумага для принтера . Долго впитывает воду, но если другого варианта нет – этот подойдет.
  • Тетрадные листы, писчая бумага, блокноты, акварельная бумага . Можно использовать любой материал на основе целлюлозы, даже картон. Плотные и глянцевые листы плохо пропитываются водой, поэтому предварительно нужно сжать бумагу так, чтобы она стала мягче.
  • Газета . Это идеальный вариант, поскольку газетный лист достаточно прочный, и в тоже время мягкий. Сколько слоев газеты потребуется нанести зависит от величины изделия.

До начала процесса нужно определиться, в какой технике будет создаваться изделие :

  1. Маширование . Техника заключается в оклеивании жесткой каркасной формы. Для формы можно использовать: фольгу, бутылку, банку, деревянный брусок, любое изделие, которое выполняет функцию опоры для итоговой композиции.
  2. Лепка . Объемные фигуры можно формировать из папье-маше точно также, как из глины или скульптурного пластилина. Важный момент – это просушка, быстро просушить такое изделие не получится. Выгоднее сначала создать каркас и просушить его, а затем добавлять объем с помощью дополнительных слоев бумаги. Для лепки создается вязкая смесь из целлюлозы и клея, которая при застывании становится твердой. Руки после лепки нужно мыть сразу же, теплой водой и с мылом, тогда клей смоется.

Прежде, чем реализовывать свой замысел, нужно сделать эскиз и решить, как сделать папье-маше: лепкой или машированием. Эскиз поможет избежать ошибок, определить технику и детально проработать образ.

Эскиз может быть примерным, не подробным. Важно указать пропорции и примерные габариты изделия.

Маширование: мастер класс

Маширование – это такое медитативное занятие, которое проходит поэтапно и последовательно. Спешка может испортить изделие, поэтому стоит настроиться на размеренную работу.

Мастер класс по работе с папье-маше (видео)

Мк по этой технике папье-маше :

  1. Подготовить заранее нарезанную небольшими кусочками бумагу. Некоторые мастера утверждают, что рваная бумага лучше резаной, но на самом деле это вопрос личных предпочтений. Для укрепления можно применять бинт, его тоже нужно разрезать. Удобно, когда бумага разного цвета. Например, если берется газета, то слои с текстом будут чередоваться со слоями, на которых напечатаны яркие объявления. Разница в цвете поможет сориентироваться, где нужно добавлять следующий слой, а где он уже есть.
  2. Подготовить достаточное количество клея ПВА. Клей можно разводить водопроводной водой, тогда он быстрее проникает в бумагу. Максимальная пропорция разведения 3 части клея на 1 часть воды, чем больше используется воды, тем более рыхлым становится изделие. Слишком большое количество воды приведет к тому, что скульптура «поплывет» и потеряет форму. Для детальных и тонких изделий лучше подходит неразбавленный клей. Кроме ПВА можно использовать клей для бумажных обоев или клейстер собственного приготовления. Инструкция к клею содержит информацию о его токсичности, нужно выбирать экологически безопасный клей без резкого запаха, ведь клеить придется долго.
  3. Для клейстера нужен крахмал и крутой кипяток. В чашку высыпать крахмал, заливать кипятком и перемешивать до равномерной консистенции. По густоте клейстер должен напоминать сметану. После окончания работ клейстер нужно сразу смывать с чашки, после застывания, это будет проблематично.
  4. Если каркасную форму потом нужно будет вынуть из готового изделия, нужно смазать ее поверхность растительным маслом, вазелином или любой жирной субстанцией для того, чтобы не произошло склеивания массы бумаги с каркасом.
  5. Если форму вынимать не планируется, ее можно покрыть ПВА или клейстером. После того, как подготовка расходных материалов окончена, можно приступать к созданию скульптуры.

Техника выполнения работы очень проста, самому легко это сделать при наличии терпения. Бумага наносится слой за слоем, клей распределяется большой кистью. Просушивать слои нужно либо до сухого, либо до полусухого состояния.

Как быстро высушить папье-маше: варианты

После окончания наращивания объема изделие нужно оставить на 2 суток. При комнатной температуре сушить быстро не удастся.

Как можно ускорить процесс :

  • Поставить изделие в духовку на 50-100 градусов;
  • Использовать обогреватель, батарею или тепловую пушку.

Некоторые мастера утверждают, что изделие может потрескаться при нагревании. Это не соответствует истине. Чтобы проверить на личном опыте, как реагирует скульптура на температуру, можно слепить совсем небольшое изделие и поместить его в духовку. Если состав клея хорошо переносит жар, то сушить в духовке. Если возникли какие-либо дефекты – большую работу просушивать уже при комнатной температуре.

Как сделать папье-маше гладким после сушки :

  • Выровнять неровности с помощью шкурки или наждачной бумаги;
  • Отшлифовать поверхность мелкодисперсионной шкуркой;
  • Покрыть грунтовкой акриловой художественной или строительной;
  • Нанести краску, лак, мозаику или украшения.

Если из папье-маше своими руками делается большая и простая фигура, например, пень для дачи, для ускорения процесса применяется крупнодисперсная наждачная бумага.

Если фигура мелкая и подробная, например, цветы или фрукты, нужно сразу использовать мелкую наждачную бумагу.

Как снять папье-маше с формы

Если скульптуру нужно отделить от каркасной формы, нужно заранее до оклеивания смазать форму вазелином или любым жирным кремом. Для обработки формы также применяют обычную пищевую пленку. Ее туго оборачивают вокруг каркаса, чтобы не осталось воздушной прослойки. Потом снимают папье-маше вместе с пленкой.

Скотч хорошо сопротивляется клею, гладкая текстура скотча предохранит форму от адгезии с папье-маше. Оклеивание скотчем производится кусочками, без зазоров.

Папье-маше: как делать методом лепки

Техника маширования дает возможность создавать тонкие и прочные вещи. Если работа будет более цельной, без мелких деталей, выгоднее использовать лепку.

Чтобы подготовить смесь для лепки, потребуется:

  • Таз, чашка, ведро, любая подходящая по объему тара, которая есть дома;
  • Миксер или дрель с насадкой для перемешивания краски;
  • Сито или москитная сетка.

Чтобы смесь была прочной в нее добавляется обойный клей или клей ПВА. Чтобы смесь была пластичной, нужно приготовить клейстер.

Для клейстера :

  • Залить муку крутым кипятком, 1 часть муки на 3 части воды;
  • Довести до кипения, помешивая;
  • Разбить комочки, придать однородную консистенцию;
  • Остудить и добавить в смесь.

Можно использовать клейстер из крахмала.

Изготовление скульптуры из смеси для лепки :

  1. Высыпать мелкие кусочки бумаги в таз;
  2. Добавить теплую воду и клейстер;
  3. Добавить клей и взбить до однородной массы с помощью миксера или дрели с насадкой для размешивания краски;
  4. Дать настояться 2-3 часа;
  5. Перемешать еще раз;
  6. Дать настояться 2-3 часа;
  7. Отжать воду, если есть излишки, пропустить оставшуюся массу через сито или через сетку от комаров, чтобы отделить крупные кусочки;
  8. Лепить.

Масса должна быть достаточно пластичной для того, чтобы держать форму. Сушить можно при комнатной температуре, а если не трескается – то в духовке на 50-100 градусов.

Работа с папье-маше в домашних условиях

Качественная сушка и соблюдение пропорций – это необходимое условие для того, чтобы получилась красивая и аккуратная работа. Во время сушки изделие нельзя передвигать, трогать и тыкать острыми предметами для проверки готовности. Мокрое папье-маше нельзя ронять или сжимать. Сушить следует в тех комнатах, где не бегают дети и домашние животные, которые могут случайно испортить изделие.

Чтобы можно было перенести скульптуру с рабочего стола туда, где она будет сушиться, нужно сразу создавать ее на стекле, подносе или доске.

Если по несчастливой случайности какая-то часть папье-маше отделилась или изделие разбилось, следует досушить все до готовности, затем склеить и зашлифовать дефекты на стыке. Можно наращивать объем и реставрировать скульптуру, которая получила травмы.

Что можно сделать из папье-маше

Материал имеет широкую сферу применения, используется для создания любой круглой или плоской скульптуры, горельефа или барельефа, лепных украшений.

Применение папье-маше :

  • Декор стен лепниной;
  • Костюмы на детские праздники, шлемы, мечи;
  • Маски на стены;
  • Круглые вазы, объемные цветы, фигуры людей и животных;
  • Украшения интерьера, декоративные тарелки, бутылки.

Вазоны из папье-маше (видео)

После того, как изделие просохло, его отшлифовывают, грунтуют, а затем покрывают акрилом. Акрил – это лучшая краска для папье-маше, которая создает защитную пленку.

Закончить работу можно нанесением глянцевого или матового акрилового лака, кисточкой или баллончиком.

Техника папье-маше (фото)

В русский язык из французского пришло интересное слово «папье-маше». Что это такое? В переводе оно означает «жёваная бумага». На самом деле это материал, созданный на основе бумаги или картона с клеящими массами. Часто и саму поделку называют папье-маше. Фото замечательных вещей, выполненных в этой технике, приводят в восторг многих поклонников рукоделия.

Виды папье-маше

Существует несколько вариантов этого материала в зависимости от технологии, по которой его изготавливают.

1. Послойное наклеивание бумажных кусочков на шаблон называют папье-маше. Что это такое, знают практически все, ведь знакомство с данной техникой включено в школьную программу занятий ручным трудом.

2. Вязкая тестообразная масса, сделанная на основе бумаги, мела и клея, из которой методом лепки или формованной отливки изготавливаются различные вещи, тоже называется папье-маше. Что это такое, знают уже не очень многие, так как эта технология является более сложной в исполнении и рассчитана на долгое время изготовления самой массы.

3. Предметы геометрической формы изготавливают из нескольких слоёв картона, который склеивается послойно и высушивается под прессом - тоже папье-маше.

Что это такое - послойное наклеивание?

Это такой способ, которым можно сделать достаточно быстро простейшую оригинальную вещичку. Для того чтобы сделать поделки из папье-маше своими руками, мастеру понадобятся: модель-шаблон для оклейки, непосредственно сам клей и кусочки бумаги.

Чтобы модель осталась неиспорченной, первый слой бумаги смачивают простой водой и прикладывают двумя слоями на поверхность шаблона. Затем уже следующие слои приклеивают с помощью скрепляющих составов. С этой целью можно использовать любой но ради экономии стоит сварить клейстер из крахмала или обычной муки.

Обычно требуется нанести до 100 слоёв с тем, чтобы поделки из папье-маше, своими руками изготовленные, были достаточно прочными. Нередко для повышения крепости на разрыв между слоями бумаги прокладывают ткань, то есть армируют изделие. Но если речь идёт о папье-маше для начинающих, то армирование будет излишним.

Как сварить клейстер

Кроме обычного магазинного для экономии часто пользуются самодельной скрепляющей субстанцией, изготавливая папье-маше.Инструкция приготовления клейстера - состава на основе муки или крахмала - довольно проста. Если говорить коротко, то это принцип варки киселя.

1. В кастрюлю наливают воду (2 литра) и ставят её кипятить.

2. В это время в небольшой ёмкости, например в стакане, размешивают в 100 граммах холодной воды 3 столовых ложки крахмала или обычной муки (не подходит мука с добавками, такая как оладьевая или блинная).

3. В кипящую воду тонкой струйкой выливают при активном помешивании суспензию из муки с водой и доводят до кипения. Обычно после наступления этого момента клейстер приобретает матово-белый цвет с некоторой прозрачностью.

4. Клейстер нужно остудить, и можно приступать к изготовлению папье-маше из газет.

Как подготовить шаблон

Можно использовать готовые игрушки, маски, шкатулки для поделки. После оклеивания их бумагой обычно заготовку разрезают острым ножом или распиливают пилкой пополам, раскрывают половинки и достают игрушку-шаблон. Затем половинки необходимо склеить между собой по шву.

Но иногда под рукой нет подходящего шаблона для поделки из папье-маше. предмета, который мастер будет использовать для оклеивания, тоже не очень сложна. Чаще всего его конструируют из подручных материалов, скрепляя между собой картонные серединки-цилиндры из-под рулонов туалетной бумаги или бумажных полотенец, пустые спичечные коробки или картонные пакеты от соков и молока.

Существует ещё такой вариант подготовки шаблона, как вылепливание его из пластилина, глины и даже использование воздушных шариков.

Лепка изделия из бумажной массы

Если нужно изготовить куклы из папье-маше, то здесь можно обратиться и к первому, и ко второму варианту. Для обоих способов необходим шаблон. Если же такового нет, то нужно сделать его самостоятельно, как это было уже сказано выше.

Существует такой вариант, когда куклы из папье-маше изготавливаются методом обмазывания шаблона массой на основе бумаги. После высыхания также рекомендуется разрезать верхний слой, не задевая шаблона, отделить половинки друг от друга, вынуть макет. Затем половинки папье-маше складываются и склеиваются между собой.

Можно вылепить массы «с нуля», опираясь лишь на эскиз, фотографию или картинку. Однако этот способ походит лишь для тех людей, которые обладают определённым талантом.

Много вещей из папье-маше за короткий срок - это возможно!

Техника папье-маше, состоящая в формовочной отливке бумажно-клеевой массы, больше подходит для изготовления партии одинаковых предметов. Поэтому для формы следует воспользоваться силиконовым герметиком. Также можно изготовить её из гипса. В обоих случаях форма должна состоять из двух половинок.

Герметик наносится на смазанный жиром шаблон, по возможности ровным слоем. Пластилиновый макет можно не покрывать маслом. Затем заготовка должна хорошо просохнуть. После снятия формы с макета его необходимо закрепить в коробке с солью или песком кверху внутренней частью. Затем в пустоты накладывают плотным слоем, без воздушных прослоек, массу и снова оставляют для просушки.

После извлечения из полуформ заготовок их склеивают, покрывают грунтовкой и раскрашивают. В конце рекомендуется нанести слой лака.

Гипсовые полуформы изготавливаются в коробке, куда заранее закладывается гипс достаточно густой консистенции. Шаблон также смазывают жиром или глицерином и наполовину погружают в субстанцию. После высыхания первой полуформы макет извлекается. Алгоритм создания полуформы повторяется, но окунается в гипс вторая половинка шаблона.

Изготовление бумажной массы для поделок и скульптур

Если мастером выбрана техника папье-маше на основе размягчённой бумаги, сухих добавок и клея, то ему необходимо знать, как делать или отливки фигурок.

Существует несколько рецептур такой массы.

  1. Туалетную бумагу рвут и замачивают в горячей воде на сутки.
  2. Затем следует хорошо размять и прокрутить массу. Знатоки советуют делать это дрелью с насадками от кофемолки.
  3. Добавляя сухой гипс, мастер убирает тем самым лишнюю жидкость и добивается густоты массы. Можно засыпать муку в бумажную кашицу, но тогда существует вероятность, что вовремя не использованная субстанция может испортиться. Многие добавляют меловую муку, но тогда изделие получается более хрупким, чем это происходит с гипсовым папье-маше.
  4. Снова хорошо перемешанная масса разводится приготовленным по рецептуре его изготовления. Можно воспользоваться и другими клеями. Однако столярный не позволит быстро схватываться гипсу, что немаловажно. Масса на выходе должна напоминать нежирный пластилин, хорошо держать форму, но не липнуть к рукам.
  5. Полученную смесь используют не сразу, а дают ей отлежаться в холодильнике сутки. Для этого массу делят на части по килограмму (максимум по полтора килограмма) и упаковывают в полиэтиленовые пакеты.

Некоторые мастера предлагают добавлять в массу несколько ложечек растительного масла.

Второй способ отличается от первого тем, что в него не добавляется сухой компонент (мука, мел или гипс). Но зато после размачивания бумагу отжимают через марлю, удаляя лишнюю жидкость, но не добиваясь полной её сухости.

Подготовительный этап сотворения скульптурного шедевра

Конечно, начинается всё с задумки автора. Когда художник сделает эскиз будущей поделки папье-маше своими руками, его фантазия уже приобретает реальные контуры. Некоторые, правда, берут за основу уже готовые рисунки или фотографии, по которым и начинают работать.

Далее мастер из проволоки и подручных средств изготавливает каркас скульптуры. После всех этих подготовительных операций мастер приступает к самому процессу лепки. И через некоторое время на месте корявого остова вырисовывается настоящее произведение искусства.

Скульптуры из бумажной массы

Не каждому человеку фантазия может помочь представить то, что истинные художники умеют творить из папье-маше. Фото самых настоящих шедевров скульптурного искусства завораживают и заставляют восхищаться умениями мастеров этого дела.

После того как изделие будет вылеплено и просушено, наступает второй важнейший этап работ. Теперь мастер выравнивает поверхность скульптуры, нанося ещё один тончайший слой папье-маше. Обычно в состав для лепки поделки папье-маше своими руками добавляют жидкость (воду и клей) с тем, чтобы бумажная масса стала более нежной, чтобы можно было выполнять достаточно тонкую работу.

После ещё одной просушки мастер берёт в руки острый нож и аккуратно срезает всё лишнее. Затем при помощи тонкой наждачки зачищаются все неровности.

Грунтовка и покраска изделия - последний, заключительный этап работы. Можно покрыть готовое изделие лаком.

Покраска изделий из папье-маше

Даже самое простое изделие, такое как шкатулка или настенная посуда и подносы, настоящий художник может превратить в прекрасное творение. Обращаясь к классике, мастера создают великолепные произведения. Палех, хохлома и гжель, федоскинская и восточная миниатюра - все эти направления сегодня находят своё отражение в изделиях из папье-маше.

Коротко о главном...

Какую бы технику изготовления изделий из папье-маше ни выбрал мастер, какова бы ни была его творческая задумка, важно то, что художник через своё произведение реализует свой потенциал, самовыражается, пытаясь донести до окружающих то, что его волнует. Потому-то, наверное, после просмотра фотографий с шедеврами настоящих мастеров на душе становится светло и радостно. Творите и создавайте, созидайте, и да восторжествует в мире красота!

В предыдущем уроке мы рассказали вам, как сделать маску папье маше своими руками . Сегодня мы подробно поговорим о том,как делать папье маше - то есть массу,из которой мы будем ваять наши оригинальные поделки .
Папье-маше в переводе с французского языка означает "бумага жеванная". Это смесь
из картона или бумаги и клеящего элемента (крахмал, гипс). Маски, игрушки, шкатулки, украшения и даже предметы мебели можно создать из массы папье-маше.

Подготовьте рабочее место: большой просторный стол застелите клеенкой (которую не жалко выбросить), либо газетами. Под рукой должен Быть лоскут сухой ткани, чтобы вытирать ладони от клея. перед тем,как подробно рассказать о том,как делать папье маше своими руками и о том,какие материалы и инструменты потребуются для работы,коснемся немного вопроса техники изготовления поделок и некоторых нюансов.
С помощью техники
, тарелки, элементы для дизайна интерьера и многое другое. Интереснее всего участвовать в этом процессе детям 5-10 лет. У ребенка поднимается настроение, разрабатываются пальчики, развивается эстетическое восприятие. Выполнение работы из папье-маше не включает сложных действий: необходимо оклеить выбранную форму несколькими шарами не жесткой бумаги. Придется проявить усидчивость, потратить некоторое время, чтобы воплотить задуманное в реальность.

Сразу определитесь, останется форма внутри поделки или планируете ее достать. В первом случае форма смазывается клеющим веществом, во втором - вазелином, а сверху накладывается первый пласт бумаги.
Бумага (газета) рвется только руками, резать ее ножницами недопустимо. Первый бумажный слой папье маше должен полностью покрыть форму папье маше поделки. Потом его смазывают клеем и накладывают следующий пласт. Лучше брать для каждого слоя бумагу иного цвета, дабы не запутаться где сколько шаров наклеено. Сохраняя порядок действий форму нужно оклеить несколькими пластами бумаги .

Как делать папье маше поделки поэтапно? Чем меньшими кусочками нарвать бумагу или газету , тем дольше придется трудиться. Большие элементы следует опускать в клей (чтобы промокли), а потом накладывать на форму. Они могут создавать складки, которые необходимо сразу выравнивать пальцами. На форму клей не наносим.

Существует технология выполнения папье-маше из бумажной консистенции. Тут можно дать разгуляться воображению и обклеить, например, воздушный шар.

Выбор клейкого вещества для массы папье маше:
Для папье-маше идеальный вариант - клей обойный. Разведите его следуя инструкции на упаковке.
За неимением такового сварите клейстер.
Крахмал разводим в слегка теплой воде и помешиваем, пока консистенция не станет похожей на сметану. Не забывая постоянно мешать, доливаем кипяток, пока вещество не станет прозрачным и густым как кисель. Даем остыть готовому клейстеру. Жидкость не сохраняет свои качества долго, для каждого изделия ее нужно варить заново.

Далее мы подробно расскажем вам о то,как делать папье маше в домашних условиях своими руками . Приготовить специальную массу для создания удивительных поделок или причудливых масок очень легко! Вы узнаете,как подготовить к рабочий стол и какие материалы и инструменты потребуются для работы,а также сможете научиться технике изготовления изделий из папье маше своими руками . Делать поделки из разных материалов - увлекательное и полезное занятие и привлекать ребенка к процессу изготовления поделок желательно с самого раннего возраста (для начала можно познакомить маленького ребенка со свойствами бумаги и пластилина,а когда малыш подрастет,то можно научить его делать поделки из природных материалов,глины,пластика,фольги,ниток и т.д.)


Теперь вы сможете делать своими руками оригинальные поделки из такого замечательного материала,как папье маше. С помощью папье маше можно сделать изделие самой причудливой формы и раскрасить его в самые яркие цвета! Такая поделка станет прекрасным подарком к любому знаменательному событию для ваших друзей и знакомых - будь то Новый год,День Валентина или День Рождение.

СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ.

Папье-маше – древнейшее искусство, не утратившее своей популярности. Попробуйте это несложное творчество и найдите в нем источник для новых шедевров!


Папье-маше – простая техника изготовления объемных предметов с помощью бумаги и клейстера. Даже с появлением различных пластичных масс (супер пластиков), папье-маше не теряет своей популярности, оставаясь незаменимой для некоторых видов творчества (например, масок). Совершите краткий экскурс в историю этой необычной техники и узнайте, какие существуют варианты ее применения, как делать папье-маше своими руками, и чем это занятие будет полезно.

История бумажного творчества

Техника папье-маше проверена временем, ведь ее история насчитывает несколько тысяч лет! Древние египтяне делали посмертные маски, используя слои папируса, перемежеванного клеящим веществом. В Персии из многослойной бумаги изготавливали декоративные изделия, в том числе сундуки и кубки. Часто, поверх бумажного слоя наносили тонкие металлические пластины.

Прочность изделий из папье-маше с большим количеством слоев была подмечена еще в древнем Китае – там стали использовать эту технику для производства доспехов и щитов, которые могли защитить воина не только от стрелы, но и от удара мечом.

Многократное покрытие природными лаками прибавляло материалу дополнительную прочность. Кроме того, в Японии и Китае из этого материала изготавливали церемониальные маски, декоративные элементы к военному костюму, предметы домашнего декора (шкатулки, вазы) и даже пуговицы.

Часто поверхность изделий покрывали глянцевым лаком и, таким образом из сравнительно дешевого материала получали вещи, выглядящие роскошно. В Индии папье-маше можно было встретить на любом ремесленном рынке в виде богато-орнаментированных изделий для домашнего обихода.

С 17-го века папье-маше стало активно использоваться во Франции, а затем и в Англии, в кукольном деле – эта техника как нельзя лучше позволяла воспроизвести тонкие черты кукольных лиц. Большим преимуществом была высокая прочность материала. В отличии от фарфора, готовое изделие из папье-маше не было хрупким, а также было намного легче чем дерево.

В 18-ом веке папье-маше стало недорогой альтернативой архитектурной лепнине и резному дереву, позднее эту технику стали использовать даже для изготовления элементов мебели (например, спинок стульев) и церковной утвари.

По сегодняшний день папье-маше широко используется в кинопроизводстве и театре для изготовления бутафории (муляжей различных вещей: оружия, посуды, украшений, предметов интерьера, имитации рельефов в ландшафте или архитектурных конструкций), накладных элементов для грима (носов, подбородков), деталей сценического костюма (головных уборов, масок).

Минимум средств и максимум пользы

Папье-маше является одним из немногих видов творчества, который будет интересен практически каждому, ведь вариантов изделий из клееной бумаги огромное множество, а сам процесс работы в этой технике не требует художественной подготовки или определенных знаний. Несмотря на то, что для этого вида творчества используется бумага, оно не имеет ничего общего с другими бумажными хобби , плетением из бумажных трубочек.

Преимущества этого увлечения налицо:

  • оно не требует материальных затрат;
  • ему не нужно большое рабочее место;
  • можно обойтись без особых навыков;
  • техника представляет собой предельно простой процесс, овладеть которым под силу даже ребенку дошкольного возраста;
  • широкий творческий спектр (изготовление кукол, масок, фигурок, шкатулок, элементов для украшений, елочных игрушек, плафонов);
  • подходит для изготовления предметов любого размера;
  • готовые изделия имеют высокую прочность и не требуют особого ухода.

Что нужно для занятий и первых поделок

Как уже было подмечено, папье-маше очень экономный вид творчества. Основное, что нужно для папье-маше, это тонкая бумага и клей (ПВА, столярный, канцелярский, желатиновый или крахмальный клейстер). Существует два принципиально разных варианта этой техники:

  • кусочки бумаги наклеивают слоями на готовую форму;
  • из бумаги и клейстера готовят эластичную массу, из которой формируют объект.

Включить это хобби в список своих увлечений могут все, о успех ждет только тех, кто не любит бросать начатое. Качества, которые будут полезны в работе с папье-маше:

  • усидчивость;
  • аккуратность;
  • немного фантазии.

Особенности послойной техники и процесс работы

Первый вариант (из кусочков) подходит для изготовления масок, кукольных голов, фигурок, шкатулок. Поверхность готовых изделий поддается шлифовке, поэтому достичь идеальной гладкости весьма просто. Весь процесс работы можно разделить на несколько этапов.

Первый этап

Подготовить тонкую бумагу (хорошо подходит газета). Для этого можно нарезать или порвать ее на кусочки, их размер зависит от предполагаемого размера изделия – для мелких работ это может быть 1х1 см, для крупных до 4х4, 4х10 см. Порванная бумага сделает поверхность изделия более гладкой, чем нарезанная.

Подготовить форму, на которую будет наклеиваться бумага. Для этого можно взять как уже готовый предмет, так и вылепленный из пластилина или глины (например, голову куклы).

Если берете готовый предмет за основу папье-маше, помните, что для получения объемной формы нужно будет разрезать уже готовое папье-маше на две половины, чтобы достать базовую форму, а затем склеить их. Поэтому основа может быть повреждена при разрезе. Для шаровидной формы можно взять воздушный шар, который по окончании работы можно извлечь через предварительно оставленное отверстие в слоях бумаги.

Чтобы готовое папье-маше получилось легко отделить от основы (как готовой, так и лепленной), рекомендуется смазать форму вазелином либо обернуть ее пищевой пленкой, перед тем как наносить первый слой бумаги.

Второй этап

Обклеить форму слоями бумаги. Количество слоев зависит от желаемой толщины и прочности – минимальное количество 4–5, максимальное – не ограничено, но уже при 15 слоях толщина стенки изделия будет около 0,5–0,7 см, поэтому делать слоев больше этого количества обычно смысла нет.


Для равномерного покрытия формы бумагой, удобно чередовать слои разных цветов – так будет понятно, когда начинать новый.

Третий этап

Хорошо просушить изделие (в течение суток) и снять с формы. Если для снятия требуется разрез, удобно сделать его острым ножом для бумаги. После извлечения формы, нужно с внутренней стороны изделия вдоль разреза наклеить кусочки бумаги так, чтоб половина кусочка выходила за границу разреза, затем промазать их клеем и приложить вторую половину изделия.

Также нужно заклеить линию стыка половинок снаружи двумя слоями бумаги и для прочности покрыть еще одним слоем папье-маше всю форму (если предполагается дальнейшее окрашивание, то лучше слоем белой бумаги).


Хорошо просушенное изделие можно отшлифовать с помощью мелкозернистой наждачной бумаги.
Разукрашивать папье-маше можно любой краской, но лучше всего взять акрил – он не будет стираться с формы и быстро сохнет. При желании папье-маше вскрывают лаком.

Лепка из бумажной массы

Второй вариант папье-маше (из бумажной массы) подойдет для формирования готовых изделий методом простой лепки или лепки на каркасе. Кстати, само название техники переводится с французского как «жеванная бумага». Вариантов рецепта приготовления массы довольно много, и после нескольких проб Вы найдете собственное оптимальное соотношения ингредиентов.

Обычно ее делают таким образом: размачивают газетную бумагу, картон от коробок либо яичных лотков, или туалетную бумагу в теплой воде, оставляют ее на несколько часов, периодически разминая руками (можно поставить на плиту, чтобы поддерживать воду в теплом состоянии).

После размокания, массу тщательно отжимают и измельчают блендером или на мясорубке (более трудоемкий вариант – протирают через сито). Далее к массе прибавляют клей и вымешивают до тех пор, пока однородная эластичная масса не перестанет липнуть к рукам.


Сформированное изделие полностью высыхает за 2-3 дня – сушить на батарее его не стоит, так как это может привести к появлению трещин. Высохшая масса становится твердой и очень легкой. Ее также можно отшлифовать и покрыть краской так же, как и или .

Полезное занятие в удовольствие

Как уже было подмечено, в технике папье-маше можно делать совершенно разные виды изделий, это отличный способ изготовить как декоративные произведения, так и вещи для практического применения в доме. С помощью этой техники можно сымитировать более дорогостоящие материалы, например, металл, камень или керамику.

Домик для кошки

Работа с папье-маше успокаивает, помогает сосредоточиться на процессе и отдохнуть от повседневных забот, развивает творческое мышление. Начиная с простых и распространенных изделий, вы быстро перейдете к реализации собственных креативных идей.

Пошаговые мастер-классы для новичков

Чтобы вам легче было перейти от планов и сомнений к действиям, наши рукодельницы приготовили пошаговые инструкции с фото. Взяв за основу мастер-классы, вы быстро освоите технику папе-маше и научитесь создавать собственные шедевры, достойные подражания.

Техника папье-маше стала популярной уже очень давно. Её применяют для создания разных форм и фигур из массы, где в качестве основы используют бумагу. За долгое время существования такой техники собралось множество разных рецептов, как сделать массу для папье-маше в домашних условиях. В данной статье мы рассмотрим варианты самых популярных и проверенных рецептов папье-маше, которыми пользуются профессиональные мастера. Сделать самому своими руками такую массу абсолютно не сложно и не затратно.

Рецепт массы для папье-маше №1.

Нам понадобится:

Серая туалетная бумага.

Универсальный клей ПВА (может быть строительным).

Масло льняное.

1. В первую очередь рвём бумагу на мелкие кусочки и складываем в глубокую посуду.

2. После чего заливаем её кипятком и оставляем на сутки. Вся бумага должна быть погружена в воду.

3. Спустя отведённое время отжимаем замоченную бумагу. Для этого чаще всего используют обычную марлею или ткань, также можно это сделать с помощью синтетической сетки в мелкую дырочку. В итоге масса должна остаться немного влажной и отжимать её лучше небольшими порциями, приблизительно по 100-150 грамм.

4. Затем отжатые комки бумаги небольшими порциями размельчаем в блендере и складываем в свободную посуду. Делается это, для того чтобы в итоге масса для папье-маше получилась более однородной.

Рис.1 Маски, сделанные из массы для папье-маше

5. Когда вся бумага перемолота, к ней добавляем небольшими порциями универсальный клей ПВА. Приблизительно на один рулон туалетной бумаги уходит 200-250 г клея.

6. Все тщательно перемешиваем и добавляем льняное масло (1 ст. ложку на 1 рулон бумаги), после чего повторно замешиваем массу до однородной консистенции.

Благодаря льняному маслу рабочая масса получится гораздо пластичнее. Из такой массы можно создавать любые формы. Стоит учитывать, что после высыхания форма уменьшается в размере от 2% до 6%.

Рис.2 Фигуры, сделанные из массы для папье-маше

Рецепт массы для папье-маше №2.

Нам понадобится:

Туалетная бумага серого цвета.

Универсальный клей ПВА.

Шпатлёвка мелкозернистая.

Жидкое мыло.

Вся последовательность действий такая же, как и в первом рецепте папье-маше . Только здесь после клея ПВА мы добавляем шпатлёвку (5 ст. ложек на 1 рулон туалетной бумаги) и жидкое мыло (1 ст. ложка на рулон бумаги). Шпатлёвка нужна, для того чтобы масса получилась более пластичной, а жидкое мыло придаёт дополнительную гладкость полученным фигурам.

Рис.3 Украшения, сделанные из массы для папье-маше

Рецепт массы для папье-маше №3.

Нам понадобится:

Вода - 1 литр.

Сухой столярный клей – 500 г.

Тонкая бумага (газета) – 250 г.

Натуральная Олифа – 100 г.

Канифоль - 20 г.

Тонкосеяный мел - 3 кг.

1. В первую очередь замачиваем в воде столярный клей и варим его до образования однородной массы, не позволяя при этом закипать (соотношение воды и клея смотрите на упаковке).

2. Затем подготавливаем бумагу. Для этого её измельчаем на мелкие кусочки, заливаем водой и варим около часа на слабом огне.

3. После чего бумаге даем остыть до комнатной температуры, а затем её нужно размять, как можно сильнее до однородной массы.

4. Затем перед нами стоит задача - отжать всю бумагу с помощью марли, как можно лучше.

5. Полученные комки мелкими порциями добавляем в горячий клей и размешиваем.

6. Потом добавляем олифу и толчёную канифоль.

Рис.4 Еще маски, сделанные из массы для папье-маше

7. Всю массу для папье-маше нагреваем на огне и постоянно мешаем, пока канифоль полностью не растворится.

8. Полученной смеси нужно дать полностью остыть и только после этого можно приступать к замесу её в мел.

9. Для этого на ровную поверхность насыпаем горку мела и делаем углубление в центре.

10. Именно в него и подливаем небольшими порциями остывший клей.

12. Для большей пластичности добавьте олифы в небольшом количестве. Масса для папье-маше готова к работе.

Рис.5 Ваза, сделанная из массы для папье-маше

Рецепт массы для папье-маше №4.

Нам понадобится:

Коробки для яиц.

Мучной клейстер.

1. Подготавливаем коробки для яиц (с интересными идеями поделок из таких коробок вы сможете ознакомиться в ). В первую очередь их нужно довести до состояния, когда с ними можно работать. Для этого рвём коробки на мелкие кусочки и заливаем кипятком.

2. Оставляем в таком состоянии на сутки, после чего меняем воду и оставляем ещё на сутки.

3. Спустя указанное время они должны хорошо размокнуть, после чего их нужно хорошо отжать с помочью дуршлага.

5. К полученной массе начинаем добавлять мучной клейстер, консистенцией похожий на жидкую сметану и все тщательно перемешиваем.

6. В полученную массу для папье-маше замешиваем 2-3 столовых ложки муки. Масса должна получиться мягкой и пластичной. Такой массой хорошо делать маски.

Рис.6 Работы, сделанные из массы для папье-маше