Ребенок холерик: характер и рекомендации по воспитанию

Темперамент ребенка нельзя предугадать или предсказать. У спокойных родителей может родиться бойкий, энергичный малыш, а у активных – спокойный, со склонностью к меланхолии. Как свыкнуться с ситуацией, если в семье растет «вечный прыгатель»? Как правильно организовать систему воспитания, если ваш ребенок холерик ?

Проверьте себя

Некоторые ошибочно полагают, что холерики – это грубые, острые на язык, несдержанные люди, для которых не существует правил и запретов. На самом деле, темперамент и воспитанность – это различные понятия. В отличие от поведения, темперамент нельзя изменить, потому что это набор психологических особенностей конкретного человека, определяющих его реакции на окружающий мир, характер общения, мимики и жестов и т.д.

Скорее всего, вашему ребенку свойственен холерический темперамент, если

  • он всегда стремится действовать активно
  • не теряется в стрессовой ситуации
  • может резко реагировать на замечания воспитателя, демонстрирует желание поступать по-своему
  • энергично отстаивает свое мнение в компании сверстников, может при этом игнорировать мнения других
  • в непривычной обстановке перевозбуждается, начинает шалить

Если вы находите в своем сыне или дочке эти особенности, помогите им социализироваться, потому что из-за высокой активности с такими людьми бывает нелегко построить близкие долгосрочные отношения.

Вам нужно много терпения, тактичности, изобретательности, но результат того стоит: из таких людей вырастают прекрасные спортсмены, актеры, предприниматели, харизматичные политические деятели.

Как воспитывать холерика?

Отныне ваша задача – научиться направлять неуемную энергию своего ребенка в «мирное русло». Для этого подойдут любые полезные дела: развивающие игры, спорт, помощь по дому. Таким ребятишкам важно не сидеть долго на одном месте, им нужно менять виды деятельности.

Один мой знакомый папа, у которого сын-холерик пошел в школу, придумал способ мотивации на выполнение домашних заданий. Зная, что ребенок не признает рутины, он предложил ему поиграть. Малыш радостно согласился.

– Сейчас поднимись и спустись по шведской стенке

– Сделай десять приседаний

– Напиши строчку букв в прописи

Заметьте, сначала он просил ребенка делать то, что у него хорошо получается, и хвалил его за это. Упражнение на усидчивость давалось после того, как часть энергии малыш выплеснул при выполнении спортивных элементов.

Уделите внимание воспитанию , объясните, как следует вести себя в разной обстановке. Холерики не слишком дипломатичны от природы, поэтому крайне важно научить их самоконтролю.

Показывайте ребенку, что для вас важно его мнение, что вы придаете значение его мечтам, предложениям, пожеланиям. Если холерик понимает, что его ценят, у него повышается самооценка и не появляется соблазн доказывать свою состоятельность радикальными способами.

Если делаете замечание, то строго и спокойно, без физического воздействия. Не доводите дело до конфликта.

Особенности поведения детей-холериков приводят к тому, что воспитатели и учителя стремятся подавить их активность, и, к сожалению, далеко не всегда подходящими методами. Постарайтесь переговорить с педагогами, найти приемлемые способы воздействия на сорванца, без угроз и унижений.

Гораздо эффективнее не подавлять, а управлять холерическим темпераментом. Тогда из этих детей получаются прекрасные помощники классных руководителей, активные и заводные, которые всегда готовы поучаствовать в любом мероприятии.

Темперамент представляет собой сочетание индивидуальных качеств нервной системы человека. Одна из его составляющих определяется способностью нервной системы выдерживать сильное или длительное эмоциональное возбуждение (силой). Другая – способностью переносить как сильные эмоции, так и их длительное отсутствие (уравновешенностью). Третья – способностью быстро реагировать на изменение внешней среды (подвижностью). В зависимости от сочетания этих характеристик, выделяют четыре типа темперамента – меланхолик, холерик, сангвиник и флегматик.

Существует всего четыре типа темперамента:

  • Холерик

В чистом виде любой из этих типов встречается крайне редко. Но один из них, как правило, преобладает. Преобладающий тип чаще всего проявляется ещё в раннем детстве. Поэтому при воспитании ребёнка его трудно не учитывать. Холерик – это человек с ярким темпераментом. Но найти общий язык с ним зачастую непросто.

Ребёнок-холерик: сильные стороны и возможные трудности

Холерик – общительная, энергичная и решительная личность. Ребёнок с таким темпераментом активен, легко приспосабливается к незнакомым обстоятельствам. Ему легко запоминать что-то новое и интересное для него.

Но, вместе с тем, ребёнок с холерическим темпераментом часто бывает вспыльчив и даже агрессивен. Он легко идёт на конфликт, нередко становясь его главным зачинщиком. Юный холерик может страдать частыми перепадами настроения и быть невнимательным.

Дети с этим типом темперамента – большие непоседы. Чтобы дать выход переполняющей их энергии они часто и довольно успешно делают по нескольку дел сразу. Но при этом им трудно долго удерживать внимание на чём-то одном. Поэтому вскоре малыш-холерик обязательно захочет заняться чем-нибудь новым.

Повышенная эмоциональность холериков является главной причиной их конфликтности. Ребёнок-холерик легко вступает в ссоры, как со сверстниками, так и со взрослыми. Именно дети-холерики чаще всего начинают драки в песочнице.

Говорят дети-холерики быстро, эмоционально, энергично. Из-за спешки они часто «глотают» окончания слов или отдельные звуки. Но их речь при этом остаётся живой и красочной. Вырастая, холерики часто выбирают профессии, связанные с ораторским искусством и руководящей деятельностью, становятся артистами.

А вот внимательностью и собранностью холерики не отличаются. Забывают новую информацию они столь же легко, как и запоминают. Холерики открыты и общительны, внимание других людей имеет для них огромное значение.

При этом следует помнить, что воспитание с помощью неукоснительных повелений и правил чаще вызывает у юного холерика протест. Поиск разумных компромиссов и дипломатичных решений в этой связи куда более эффективен.

Самое трудное для ребёнка-холерика – чего-то спокойно ждать. Именно такие малыши часто устраивают истерики в торговых центрах, если родители не покупают желанную игрушку или лакомство. Не менее трудно – быстро и спокойно заснуть. То, в каком настроении проснётся маленький холерик, чаще всего зависит от планов и дел на сегодня.

Любимое занятие детей с холерическим темпераментом – это активные и шумные игры. Они никогда не устают осваивать и изобретать новые виды всевозможных забав.

Обучение ребёнка-холерика

Как мы уже говорили, воспитывать ребёнка-холерика порой непросто. И виной всему – его высокая эмоциональность. Поэтому, самоконтроль эмоций – самое главное, чему стоит научить такого малыша. Но не стоит стремиться изменить характер ребёнка в корне. Попытки «переделать» холерика не только будут безрезультатны, но и могут привести к ещё большей дестабилизации его эмоций.

Единственный выход – это принять ребёнка таким, какой он есть. А ещё – научить его контролировать и обуздывать свой природный темперамент. Но при этом не стоит ожидать, что непоседливый и озорной малыш может когда-нибудь превратиться в задумчивого тихоню.

Постепенное и планомерное воспитание в ребёнке самоконтроля поможет избавиться и от проблем с учёбой, характерных для холериков. К таким проблемам, помимо рассеянности и невнимательности, относится способность ребёнка запоминать и выучивать только то, что ему интересно. Всё скучное, каким бы оно ни было важным, что называется, пролетает у холерика мимо ушей.

Чтобы холерику было веселее учиться, можно разнообразить домашние уроки, превратив запоминание букв, цифр и слов подвижные игры. Для этого можно использовать флэш-карточки, классики, нарисованные на асфальте, развивающие коврики.

Учимся контролировать эмоции

Чтобы избежать проблем с лишней эмоциональностью или хотя бы минимизировать их, можно воспользоваться некоторыми рекомендациями.

Самый простой и понятный метод самоконтроля, которому можно обучить ребёнка – счёт до 10. Чтобы заинтересовать ребёнка, можно продемонстрировать эффективность этого действия на своём примере. После нескольких тренировок дома это станет для маленького холерика полезной привычкой.

Помочь снять эмоциональное напряжение могут различные игры в песочнице и бассейне, занятия со специальными водными раскрасками, лепка из глины и пластилина. С помощью этих занятий ребёнку будет проще переключиться с негативных переживаний на спокойное восприятие той или иной ситуации.

Неплохо помогают справиться с сильными эмоциями и дыхательные упражнения. Для начала можно научить ребёнка делать глубокие вдохи и выдохи, чтобы успокоиться.

Чем занять ребёнка-холерика

Помимо контроля эмоций в экстренной ситуации, ребёнку важно научиться действовать последовательно в повседневной жизни. Для этого у маленького холерика должны быть небольшие, но важные и обязательные дела по дому. Можно поручить ребёнку полив цветов на подоконнике или вынос мусора.

Если вы даёте ребёнку-холерику какое-то поручение, важно чётко сформулировать инструкцию к действию. Это приучит малыша при необходимости действовать по плану.

Игры с различными конструкторами, мозаиками, пазлами и головоломками научат ребёнка концентрировать внимание. Детям постарше могут понравиться различные виды рукоделия и изготовления поделок. Девочкам может подойти счётное вышивание, плетение из бисера и макраме. Мальчикам – кропотливое, но захватывающее моделирование и конструирование.

Занятия в спортивном кружке помогут ребёнку-холерику эффективно потратить энергию, сбросить негатив. Кроме того, в занятиях спортом ребёнок может в полной мере проявить присущее холерикам стремление быть лидером.

Для того, чтобы справиться с негативными эмоциями и сбросить возбуждение в обычной жизни, ребёнку пригодится специальная игрушка. Это может быть небольшая груша для бокса, мячик-антистресс или прочная подушка, которую можно немного побить.

Немаловажно много и спокойно разговаривать с ребёнком. Необходимо учить его вежливости, правилам общения, объяснять мотивы поступков других людей. Чтобы ребёнок мог победить негативные эмоции, он должен, в первую очередь, этого хотеть. Поэтому задача родителя – объяснить маленькому холерику вред негативных эмоций для него самого.

Помочь в этом может совместный просмотр с ребёнком мультфильмов и кино с соответствующими примерами. Детям, которые любят слушать истории перед сном, помогут любимые книги. Задача родителя – обсудить с ребёнком об услышанном и увиденном, помочь ему «проговорить» проблему. Дразнить и провоцировать ребёнка-холерика не стоит, а вот мягкий юмор – лучший инструмент воспитания.

В своеобразии поведения ребенка отражается его темперамент. В зависимости от силы или слабости, уравновешенности или неуравновешенности, подвижности или инертности основных нервных процессов возбуждения и торможения- складываются различные типы нервной системы . В поведении человека они и проявляются как тот или иной темперамент . И действительно в жизни мы различаем детей порывистых и легко возбудимых, медлительных и спокойных, живых и подвижных, застенчивых и замкнутых.

Ошибочно думать, что тип нервной системы определяет психическое развитие ребенка. При любом темпераменте можно развить все важнейшие качества личности. Однако без учета темперамента ребёнка неизбежны ошибки в самом подходе к нему.

Характеры человека: холерик

В воспитании детей различных темпераментов особого подхода требует так называемый холерический темперамент . Его еще называют безудержным, а детей такого типа - порывистыми, легковозбудимыми.

На первый взгляд холерики по характеру кажутся энергичными и работоспособными. Они легко берутся за любое дело и даже за несколько дел сразу. Обычно это сопровождается бурным проявлением чувств и энергии. Но, наблюдая за ними, замечаешь, что в их деятельности ярко проступает характерная черта холерика: период бурной активности (порой с неэкономной тратой энергии) сменяется периодом спада активности и настроения.

Объясняется это недостаточной уравновешенностью в нервной системе процессов возбуждения и торможения, отставанием вторых от первых. Это и создает впечатление «безудержности» в поведении человека такого типа. Он, по словам И. П. Павлова, «дорабатывается до того, что ему все невмоготу, наступает… период восстановления». Это мы замечаем и в поведении людей холериков , в отличие от других типов.

Особенности воспитания ребенка холерика

Чрезмерная возбудимость легко может сформировать такие отрицательные черты, как резкость, суетливость, неоправданная решительность в оценках и действиях. Это, конечно, не значит, что каждому ребенку такого типа свойственны подобные недостатки. Они возникают в тех случаях, когда в воспитании детей-холериков не учитывается необходимость постоянно тренировать у них привычку торможения.

Даже в таких, казалось бы, мелочах, как правильно сложить одежду, привычка класть шапку или портфель на свое место, имеются возможности тренироваться в задержке ненужных движений, излишней суетливости.

Или, скажем, в беседе с холериком мы делимся интересной новостью, которую до поры до времени предлагаем держать в секрете от всех. Ему хочется сейчас же рассказать ее, но… слово дано, и надо проявить выдержку. Важно следить за тем, чтобы такой
ребенок приучался ждать обеда, своей очереди, терпеливо ожидал обещанной покупки.

Воспитание хороших манер и культурной речи тоже ведет к тренировке подвижного торможения. Прямая посадка, стройная походка, привычка не прислоняться к стене н не шаркать ногами, не раскачивать при ходьбе сумкой, не смеяться развязно непосредственно связаны со сдерживанием ненужных действий, жестов.

Важно соблюдать гигиенические требования, особенно в отношении сна и труда. Чем глубже сон ребенка, тем к большей активности и сдержанности он будет способен.

Следите также за порядком в жизни детей. Когда в доме налажен хороший порядок и каждая вещь всегда на своем месте, это приучает и ребенка быть более собранным, аккуратным, владеть своими движениями, действиями.

Зная, что у порывистых, нетерпеливых детей может быстро наступить переутомление, обратите внимание на то, чтобы ребята своевременно переходили от работы к отдыху, чтобы они не тратили энергию на ненужные, бесполезные дела. При этом не всегда следует полагаться на заявления наиболее нетерпеливых ребят о том, что они «совсем не устали». Такие дети, не умея регулировать расход сил, нередко легко себя доводят до переутомления.

Вообще говоря, утомление полезно. Утомляясь и затем восстанавливая силы, мы укрепляем свою нервную систему, а переутомление ослабляет её. Утомление быстро проходит, для этого нужны часы. Чтобы снять переутомление, нужны дни.

Хорошее средство воспитания детей холериков - нравственное воздействие на их сознание, убеждение в необходимости сдерживать свои порывы.

Некоторые трудности воспитания детей холериков связаны с ошибками смешения темперамента и характера. Неуравновешенность порой принимают за грубость, за упрямство. Такого ученика, находящегося в возбужденном состоянии, трудно переубедить. Зато успокоившись, он легко может признать свою неправоту.

Последнее обстоятельство порой расценивается как непостоянство и даже неискренность. «У него на неделе семь пятниц»,- говорят в этих случаях. С другой стороны, стремительность, легкая возбудимость холерика нередко принимается за отзывчивость, задушевность, солидарность («Душу готов отдать за друга!»).

Для предотвращения случаев такого смешения важно внушить и самим ученикам, что некоторые моменты их поведения могут быть неправильно поняты.

Самой частой жалобой молодых родителей является неусидчивость ребенка, его чрезмерная подвижность и энергичность. Они жалуются на то, что он все время куда-то бежит, везде лезет, хватается за все и сразу. Все дело в том, что малыш родился с особенным типом темперамента - холерика . У него подвижная нервная система, изменить которую невозможно. А вот правильное воспитание с учетом ее особенностей - это то, что нужно.

Особенности детей-холериков

Таких детей отличает высокая подвижность, возбудимость. Часто окружающие называют его живчиком, так как он не может даже несколько минут усидеть на одном месте, все время бегает, шумит. Он даже кушает очень быстро, проглатывая пищу, не прожевав ее. Находясь практически все время в возбужденном состоянии, дети-холерики имею проблемы со сном. Они не могут долго заснуть по вечерам, а ночной сон очень беспокойный, просыпаются они даже от малейшего шороха.

У холериков часто меняется настроение, они очень вспыльчивы, импульсивны, нередко агрессивны. Они не умеют сдерживать своих эмоций, что приводит к постоянным ссорам и конфликтам с окружающими.

Дети-холерики просто обожают коллективные игры. У них отлично развита кратковременная память, они быстро запоминают правила, но и мгновенно забывают их. Они легко приспосабливаются к новым условиям.

Риск, приключения для маленьких холериков является жизненным смыслом. При этом они любят принимать любые решения самостоятельно, не терпят, чтобы кто-то вмешивался в них. Часто они работают на публику и при этом ждут поддержки и одобрения со стороны «зрителей».

Как воспитывать ребенка холерика

Энергии у маленького холерика слишком много, поэтому необходимо своевременно обратить ее в полезное русло. Отдайте его в какую-либо спортивную или танцевальную секцию. Особенно полезны для таких детей хоккей и футбол, так как они имеют правила, которые учат сдержанности.

Все силы следует бросить на развитие усидчивости. Любые спокойные занятия пойдут ребенку на пользу - лепка, рисование, конструктор и прочие.

Ни в коем случае не ограничивайте ребенка в движениях, они являются для него жизненно необходимыми. Помните, что это физиологическая особенность и сдерживать себя он не сможет, как бы ему этого ни хотелось.

По отношению к ребенку-холерику недопустимы любые силовые методы наказания. Они еще больше усилят возбуждение и напряжение у ребенка. Говорить с ним следует спокойно, но твердо.

Перед сном недопустимы различные подвижные игры. Предложите ему посмотреть спокойный развивающий мультфильм или поиграть в настольную игру. В противном случае вы не сможете уложить его долгое время.

Не пытайтесь учить ребенка, когда он возбужден. В этот момент он все равно не услышит вас. Для начала переключите его внимание на что-то спокойное, а только затем разговаривайте и учите.

Больше времени проводите на улице. Холерики, как правило, не выносят замкнутых пространств. На улице он сможет выложить всю свою энергию. После этого предложите ему заняться играми на развитие внимания или почитать интересную книжку.

Создайте дома мирную обстановку без ссор и конфликтов, не разрешайте ребенку смотреть телепередачи со сценами насилия, жестокости.

Не забывайте о похвале. Поощряйте его за сдержанность, терпеливость, усидчивость, а не только за какие-то конкретные успехи.

Большое внимание уделяйте и развитию таких качеств, как вежливость и толерантность. Покажите ребенку способы релаксации, благодаря которым он сможет контролировать свое состояние.

Как на земле нет ни одного дерева с одинаковыми листочками, так и нет двух детей, похожих друг на друга. Все они разные, со своими индивидуальными характеристиками. Кто-то податливый и послушный, а кто-то агрессивный и несдержанный. Но каким бы он ни был, это ваш ребенок. Найдите к нему подход, и тогда воспитание пройдет без особых затруднений.

Я и сама, в детстве, была холериком:) Им, собственно, и осталась:)

Холерик- это энергичный ребёнок с резкими движениями и ярко выраженными эмоциями. Активность, подвижность, смелость, напористость, эмоциональность помогают малышу занять в детском обществе благоприятное положение. Но холерик может и вспылить, тогда он не способен к самоконтролю, становится раздражительным и агрессивным.

Ребенок всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен, бесстрашен. Любит риск, отчаянные истории и приключения. С трудом идет на компромисс, не прислушивается к мнению других. Излишне самостоятелен, чтобы добиться своего, бывает вспыльчив и агрессивен. В его поведении многое зависит от воли, многого может добиться сам, не обращал внимания на синяки и шишки. Спит мало, просыпается рано. В еде неразборчив, любит «хватать куски». В его поступках часто отсутствует элемент обдумывания, импульсивен, подвержен вспышкам гнева, драчун и крикун, но затем может притихнуть и стать «золотым» ребенком. Играет в грубые, порывистые игры, часто конфликтует со сверстниками. В обращении с ребенком-холериком необходимо много терпения и спокойствия. В совместных занятиях рекомендуются подвижные, соревновательные игры, спортивные упражнения, полезно плавание, прыжки на батуте, ритмические танцы. Такому ребенку нужно большое жизненное пространство, полезны выезды на природу, походы. В играх желательно предусмотреть возможность проигрыша ребенка и показать, что часто прежде, чем что-то сделать, неплохо бы и подумать. Читать и рассказывать ребенку-холерику лучше книги и истории о героических подвигах и поступках, где воля и спокойствие творят чудеса, ругать и наказывать ребенка лучше после того, как он успокоится, может быть, даже через день, но не физически, а объясняя последствия его поступка. Ни в коем случае не стыдить при других! Ребенок и сам бы хотел научиться держать себя в руках, так поймите его и помогайте!

Бывает, что малыш перегружен впечатлениями, очень хочет спать, но ложиться отказывается, уверяя родителей, что он не устал. В таких случаях ребенок нуждается в щадящем режиме. Желательно ограничивать до умеренного количества все, что возбуждает (кино, телевидение, музыку, шумные игры). За два часа до сна для такого ребенка полезно организовать спокойные игры. К таким детям не следует применять наказания, связанные с лишением движений; сидение, укладывание в кровать (кровать- это место сна, а не наказания) и т.п. Крайне нежелательны окрики, угрозы - от этого возбуждение еще больше усиливается.

Желательно, чтобы у ребенка-холерика были какие-либо обязанности по дому (выносить мусор или мыть посуду и т.п.), которые бы он систематически выполнял. Таких детей полезно учить правилам общения: говорить спокойно, не перебивая друг друга; просить, а не требовать; извиняться, если нагрубил. Но здесь есть маленькая хитрость: всего этого следует добиваться не сразу после поступка, а позже, когда возбуждение стихнет. Следует помнить и о том, что сдержанность к детям приходит не сразу. Поэтому родителям не стоит очень уж переживать по этому поводу- с возрастом у ребенка скорее всего появится умение управлять собой.

Детям- холерикам полезны все занятия, развивающие сосредоточенное внимание, например, настольные игры (но не соревновательного характера), рисование, лепка - все, что требует усидчивости и терпения. Рекомендуются игры с внезапной остановкой или игры, в которых холерик должен выполнять приказы, а не руководить товарищами, к чему он всегда стремится.

Игры, полезные холерикам:
. Метание в цель,
. Катание мяча по дорожке из скакалок, шнуров, по гимнастической скамейке или половице,
. Прыжки через ручеёк, из кольца в кольцо,
. Перебрасывание и катание мяча друг другу,
. Лазание по канату, шведской стенке,
. Пролезание под дугами, сквозь обруч, под гимнастической скамейкой и т.д.
Бесцельность движений, утомляет таких детей, превратите эти игры в соревнования.

“Плюсы” характера ребенка-холерика?

Он энергичный, бесстрашный, рискованный, смелый, настойчивый, целеустремленный и т.д.

“Минусы” характера ребенка-холерика?

Он неугомонный, склонный к упрямству, шаловливый, задиристый, нетерпеливый, горячный, конфликтный и т.д.

Как ребенок-холерик общается с окружающими?

* “Театр-одного актера” не для малыша-холерика. Ему просто необходимы сподвижники и зрители.

* В коллективе детей предлагает себя на роль лидера, но не все дети с этим соглашаются и относятся к нему по-разному.

* Постоянных друзей у ребенка-холерика мало, он предпочитает их менять, чтобы не было скучно.

Какой холерик на занятиях в детском саду?

Навыки любой деятельности холерик усваивает легко, соответственно своему возрасту. Но, как правило, предпочитает делать только то, что интересно.

то нужно делать при нарастании эмоционального напряжения ребенка-холерика?

Можно применять отвлекающие приемы. Ребенка нужно переключить на другое занятие, заинтересовать чем-либо или просто успокоить. Родителям следует больше наблюдать за поведенческими проявлениями своих детей и воздействовать на малыша до того, как он расплачется или сильно разозлится.

Что нужно для избежания конфликтов, вызванных плохим настроением ребенка-холерика?

В таких ситуациях родители могут прибегать к добродушному юмору и созданию дружелюбной атмосферы. В минуту, когда ребенок перевозбудился, можно использовать известный прием, под названием “тайм-аут” (т.е. небольшая передышка). Увести малыша в тихое место, сделать легкий массаж; спокойно, ласково, без лишних эмоций поговорить или просто помолчать, пока не наступит ощущение покоя.

Как обуздать бьющую ключом энергию ребенка-холерика?

Родителям следует привлекать ребенка к выполнению нужных, полезных дел. При этом малыш обязательно должен видеть ближайшую цель, а затем и результат своей работы. Например, создание семейной галереи (изготовление рамочек, подбор фотографий, забивание гвоздиков и т.д.) надолго увлечет и успокоит ребенка.

Все новое - сказки, стихи - ребенок схватывает мгновенно, но в основном детали, и таке легко и быстро забывает их через короткий срок.

Малыш-холерик вынослив, устает он в зависимости от степени выражения своих эмоций.

ХОЛЕРИКИ В ШКОЛЕ.

Дети-холерики выдают себя с первого же урока, нередко с первой же минуты школьных занятий. Они неусидчивы и беспокойны, не могут надолго сосредоточить внимание. Задребезжали стекла от проехавшей машины, скрипнула парта в противоположном конце класса, кто-то заглянул в дверь — мгновенно их внимание переключается.

Такие дети не могут спокойно сидеть на уроке: вертятся, толкают соседей, дергают девочек за косички, затевают всевозможные игры. Тетради у них недописаны, грязны, рисунки недорисованы...

Даже обладая достаточно высокими умственными способностями, дети-холерики (при недосмотре) нередко становятся неуспевающими, а потому отвергаются сверстниками Успевающие ученики не хотят сидеть с ними за одной Партой. Эмоциональных контактов с одноклассниками становится все меньше и меньше.

Изолированность детей-холериков часто приводит к тому, что они полностью теряют познавательный интерес. И холерик стремится компенсировать свои учебные неуспехи подвигами на другом «фронте». Именно из таких детей в первую очередь получаются так называемые грудные — дезорганизаторы, драчуны, классные шуты, а впоследствии и правонарушители.

Ребенку 2 года. Нормально ли, если ребенок пляшет и поет по 1,5 часа в день, очень энергично бегает, прыгает? Не вредно ли это? Что делать в этом случае?

Для ребенка двух лет такое поведение абсолютно естественно. У него достаточно много энергии, которую ему просто необходимо выплескивать. Поэтому те действия, которые помогают ему выпустить свою активность: бег, прыжки, пение, пляски - не вредны, а даже полезны. Не стоит насильно сдерживать двигательную активность ребенка, это принесет лишь вред. Это все равно что сжимать пружину. Она, несмотря ни на что, «выстрелит», но, правда, не знаешь когда...

Что в этом случае можно посоветовать родителям? Прежде всего, необходимо направлять и организовывать активность ребенка, чтобы она не была бесцельной. Например, если ваш ребенок поет или пляшет, то можно включить музыку и придумать, что он великий певец, который готовится к предстоящему празднику, выступлению, Можно вокруг посадить кукол и зверей, которые будут зрителями представления. При этом следите, чтобы музыка вначале была достаточно энергичной и активной, но постепенно становилась все более медленной и спокойной. Это позволит плавно и постепенно перейти к более спокойной деятельности или переключить внимание ребенка на что-либо другое.

Если ребенок активно бегает и прыгает, то в этом случае можно побегать и попрыгать вместе с ним. Спросите, от кого он убегает или, быть может, за кем гонится. Поинтересуйтесь у него, куда и откуда он бежит, где он хочет оказаться. Отвечая на эти простые вопросы, которые, по сути, органично вплетаются в игру, малыш учится осмысливать свою деятельность.

В любом случае при проявлении безудержной двигательной активности обязательно спрашивайте ребенка, что в данный момент он делает, в какую игру он играет. Это важный момент, так как вы в этом случае можете включиться в игру, расширить ее границы, структурировать ее, предложив ребенку варианты, изменения, дополнения, ввода дополнительных правил. Главное, чтобы они органично вплетались в игру. При этом не настаивайте на своем варианте, хорошо уже то, что ребенок узнал о других возможностях, и может быть, в следующий раз он воспользуется именно вашим вариантом. Родители часто думают, что если ребенок никак не отреагировал на их предложение, то он его просто не услышал. Но это не так. Ребенку, может быть, именно сейчас необходимо заниматься тем, что он делает. Возможно, ему просто трудно переключиться, он вас слышит, но в данный момент не хочет играть по вашим правилам.

Зная, что энергия вашего ребенка требует выхода, вы можете заранее предлагать ему возможные варианты выплеска своей активности. Например, хороший вариант, полезный для здоровья ребенка, это занятие спортом или танцами. Любые физические упражнения помогают привести в равновесие процессы возбуждения и торможения у ребенка,

Как можно больше гуляйте с ребенком на улице, особенно на детских площадках, где много различных горок, лазеек, турников, полос препятствий. Зимой можно лепить снеговиков, кидаться снежками, кататься с горки на санках,

Дома ребенок также может испытывать потребность в резких активных движениях, поэтому дайте ему задание, где бы он мог приложить свои силы. Например, дайте вашему ребенку пылесос, и пусть он пылесосит свою комнату. Пусть помогает полоскать вам белье в ванной или вытряхивать покрывала.

Самое главное, чтобы ваши требования соответствовали возможностям ребенка. Если вы хотите от двухлетнего малыша полного повиновения и дисциплины, соблюдения порядка, способности долгое время заниматься одним и тем же делом, вы явно переоцениваете его возможности. То, что у ребенка так много энергии и активности, это его особенность, которую необходимо учитывать и принимать. В этом возрасте полностью контролировать себя и управлять своим поведением ему пока трудно, поэтому принимайте его таким, какой он есть, и не требуйте слишком многого.

Не надо ли сдерживать бурные положительные эмоции ребенка? Девочке 7,5 года. Сильно всему радуется.

Все люди по-разному переживают радостные события. Для кого-то впечатления должны быть очень сильными, яркими, кому-то достаточно просто встретить знакомого человека, и это вызовет бурю положительных эмоций. Для маленьких детей каждое новое событие, явление становится очень важным. Проживая их, ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, познает окружающий мир. Каждый малыш по мере своего взросления усваивает новый опыт, в том числе и эмоциональный. Он учится распознавать эмоции и чувства других людей, разбирается в своих переживаниях. Возраст полутора лет характеризуется очень активным развитием эмоциональной сферы, и не всегда ребенок легко может понять, что же происходит, и тем более контролировать свои переживания.

К полутора годам малыши уже представляют, что смех, улыбка, оживление - это проявления хорошего настроения. И если ребенок переживает большинство ситуаций как положительные, то не стоит ограничивать его в этом, а можно скорее порадоваться вместе с ним.

Если же эмоциональные проявления становятся утрированными или безудержными, то родители могут подать малышу пример того, как люди переживают разные эмоции. Маленький ребенок еще не до конца различает их, и очень важно расширять представления малыша о чувствах, переживаниях и способах реагирования в различных ситуациях. Родителям важно помнить о том, что моделью для малыша являются прежде всего они сами.

Когда ребенок станет постарше, очень полезно обсуждать с ним поведение различных персонажей мультфильмов, детских передач, сказочных героев, просто действий и переживаний близких людей.

Чему нужно научиться родителям холериков?

Поскольку дети-холерики - эмоционально нестабильны, то их родителям следует научиться контролировать свои эмоции. Прежде чем сказать что-либо в порыве страсти или гнева, рекомендуем остановиться и сосчитать до десяти или сделать несколько глубоких вздохов, или просто задуматься над тем, помогут ли окрики и нотации.

О чем нужно всегда помнить родителям холериков?

* Учитывая все минусы и плюсы холерического темперамента, не подавляйте, а управляйте им.

* Воспитывая, не пытайтесь превратить холерика в сангвиника или флегматика, то есть. в того, кто угоден и удобен для вас.

* Подавленный темперамент - тот же тигр в клетке. Человек, с подавленным темпераментом, устает от борьбы с самим собой, от внутреннего раздвоения.