Детский сад и его роль в формировании личности ребенка. Особенности восприятия дошкольником воспитателя, влияние воспитателя на развитие личности дошкольника

Мы имеем здесь в виду повседневное личное практическое отношение воспитателя, которое нельзя смешивать со знаниями об отношениях, передаваемыми детям воспитателем путем чтения, бесед и т. д. Больше того, повседневные требования и указания детям о том, как относиться друг к другу и к учению, то есть словесное воздействие на детей, оказывает слабое влияние, если не подкрепляется личным отношением учителя к детям, так как дети подражают в своем поведении действиям и поведению учителя.

Особое место в развитии личности ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте принадлежит окружающим его людям. В младшем дошкольном возрасте с их помощью дети знакомятся с некоторыми правилами общения («нельзя драться», «нельзя кричать», «нельзя отнимать у товарища», «нужно вежливо попросить у товарища», «нужно благодарить его за помощь» и т. п.).

Чем старше становится дошкольник, тем все большее число и более сложные правила взаимоотношений он усваивает. Усвоение их происходит с большим трудом, нежели освоение бытовых правил. К концу дошкольного возраста ребенок усваивает с помощью взрослых также немалое число правил, связанных с трудовой и учебной деятельностью.

Усвоение правил поведения - процесс постепенный. Детально исследовавшая этот процесс В. А. Горбачева так характеризует его: «...Дети младшего детского возраста вначале воспринимают все правила как частные конкретные требования воспитательницы, направленные только к ним самим. В ходе общего развития ребенка, в процессе воспитательной работы с ним, вследствие многократного восприятия одних и тех же требований к себе и другим детям и соблюдения этих правил дети, по мере установления связей с товарищами, начинают осваивать правило как правило, т. е. как обобщенное требование...».

Постепенно возрастает степень осознанности усвоенных правил поведения. Существенное влияние на их выработку оказывает жизненный опыт ребенка, его индивидуально-типологические особенности. Быстрее других воспринимают педагогические требования и усваивают их дети, перешедшие из ясельных групп в группы детского сада, пришедшие из семей, где их воспитывали правильно. Огромное значение в формировании правил поведения детей имеет педагогическая оценка.

К числу важных путей влияния воспитателя на формирование личности ребенка относится путь создания в группе детского сада благоприятного эмоционального климата для психического развития каждого ребенка. Выявление наиболее эффективных путей руководства системой межличностных отношений с Целью создания такого микроклимата является актуальной задачей современной педагогической, детской и социальной психологии.

Интересные данные в этом направлении были получены учеными в ходе социально- психологического исследования, проведенного под руководством Т. А. Репиной. При изучении ценностных ориентации детей, их оценочных отношений психологи обнаружили, что популярность ребенка в группе зависит в первую очередь от успеха, которого он достигает в совместной детской деятельности. Это позволило ученым предположить, что если обеспечить успех в деятельности детям малоактивным, с низким социометрическим статусом, то это может привести к изменению их позиции и стать эффективным средством нормализации их отношений со сверстниками, повысит их уверенность в себе, активность. В исследовании была поставлена задача выяснить, как влияет успех ребенка в деятельности на отношение к нему сверстников, как изменится их статус, если дать ему ведущую роль, предварительно подготовив его к этому.

Детей обучали способам конструирования со строительным материалом, принимая во внимание ряд преимуществ этой деятельности (результат ее предметно выражен, конструктивные умения, сформированные в этой деятельности, могут быть перенесены в игровую деятельность, сам процесс обучения конструктивной деятельности несложен, данная деятельность представляет интерес для детей детского возраста). Результаты эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу. Под влиянием успешной деятельности малопопулярных детей стало изменяться отношение к ним сверстников. Успех в совместной конструктивной деятельности ранее непопулярных детей положительно сказался как на изменении их статуса, так и на общей самооценке, уровне притязаний. Эмоциональный климат для этих детей в группе улучшился.

В ходе исследования А. А. Рояк были найдены конкретные, различающиеся между собой пути в налаживании отношений между детьми в зависимости от того, какого рода трудности взаимоотношений испытывал ребенок («операциональные » или «мотивационные»). Оказалось, например, что для налаживания положительных отношений со сверстниками у детей с «операциональными» трудностями необходимо было прежде всего обогатить предметно-содержательную сторону игровой деятельности, что осуществлялось путем совместных игр- занятий таких детей с воспитателем.

Требовалась и организация дальнейшего «активного устроения» ребенка в жизни детского общества. Положительные результаты дает объединение таких детей вначале с наиболее доброжелательными детьми, обладающими ярко выраженными положительными личностными качествами. У детей, испытывающих «мотивационные» трудности в общении со сверстниками, для тех, у кого недостаточно сформирована потребность в общении, не следует на первых порах активизировать контакты со сверстниками. Целесообразно вначале подбирать для них 1-2 партнеров, увлечения которых совпадали бы с их основными увлечениями, и лишь затем постепенно и осторожно расширять круг их общения. Успеху в работе с детьми, испытывающими «мотивационные» труд- ности иного характера (авторитарные организаторы), способствует работа, направленная на переориентацию неправильно сформированных мотивов общения, и прежде всего преодоление нежелания считаться с мнением партнеров по игре.

Влияние воспитателя на поведение ребенка

Организатором всей жизни и деятельности детей в школе является учитель. Учитель - самый авторитетный человек для ребенка-первоклассника. Отношение учителя к детям, к их деятельности - самый действенный фактор, формирующий поведение детей.

Мы имеем здесь в виду повседневное личное практическое отношение учителя, которое нельзя смешивать со знаниями об отношениях, передаваемыми детям учителем путем чтения, бесед и т. д. Больше того, повседневные требования и указания детям о том, как относиться друг к другу и к учению, то есть словесное воздействие на детей, оказывает слабое влияние, если не подкрепляется личным отношением учителя к детям, так как первоклассники подражают в своем поведении действиям и поведению учителя.
Важность и необходимость той или иной деятельности, требования ребенок оценивает в значительной степени по тому, какое значение придает им учитель, как учитель относится к данному требованию или деятельности. Поэтому учителю приходится тщательно продумывать каждое свое воздействие, обращение к детям, каждый способ проявления собственного отношения, чтобы форма его соответствовала содержанию и задачам воспитания. Особое значение в этом приобретает работа учителя над выразительностью, эмоциональностью своей речи, как средством передачи детям своего отношения к ним, богатства чувств и переживаний.

Кроме того, степень влияния личности учителя, его требований на поведение детей и особенно на устойчивость их поведения в отсутствие учителя в значительной мере зависит от того, насколько близким и заинтересованным в их успехах оказывается для них учитель, выражает ли он требования к детям только от своего лица или от всей школы и самого детского коллектива. У одних учителей наблюдается стремление постоянно подчеркивать, что их требования к поведению детей - это требования и всех людей, это требования, отражающие интересы и самих детей: «В правилах поведения школьников сказано, что на уроки надо являться без опозданий. Тот, кто опаздывает, мешает нам всем работать, а сам не будет знать того, чему мы научились без него», «Нельзя подсказывать, он должен сам думать, а вы мешаете ему. Я могу подумать, что он не знает» и т. п.
У других же учителей все требования, как правило, предъявляются только от лица учителя. Учитель говорит: «Я сказал», «Я требую», «Я этого не прошу», «Я за это накажу» и т. д. В результате дети прочно связывают все требования учителя только с его личностью, поэтому и перестают выполнять их, как только учитель уходит из поля их зрения. Дети I класса и без этого связывают каждое предъявленное им требование с личностью того, кто его предъявил, и выполняют требование для того, кто его предъявляет. Эта особенность создает известную трудность в формировании у них устойчивого поведения и должна преодолеваться учителем в процессе повседневной работы с детьми.
Постепенное формирование у детей понимания общности требований к ним со стороны всех людей - учителей, родителей, товарищей - является необходимой предпосылкой для приучения детей к правильному поведению не только в присутствии учителя, но и без него, не только в школе, но и вне ее.
Личный пример отношения учителя к детям и к их деятельности способствует усвоению детьми правил взаимоотношений и закреплению соответствующих им навыков, манеры поведения, формированию устойчивой культуры поведения, чувств и речевого общения.
Учитель в I классе - это центр, вокруг которого и под влиянием личного примера которого происходит первоначальное сплочение и становление классного коллектива. Дети, проникнутые безграничным доверием к учителю, привыкают коллективно жить и работать, руководствуясь требованием, словом учителя, поступать так, как поступает и показывает учитель.
Научение детей совместно работать под руководством учителя составляет первую ступень формирования детского коллектива как условия упражнения их в правильных поступках.

Первые коллективные связи, предпосылки и элементы общественного мнения, знания детей друг о друге являются опосредствованными деятельностью и поведением, личностью учителя.
Непосредственные же связи, непосредственный интерес детей друг к другу в I классе формируются постепенно на этой основе, в процессе коллективной деятельности.
Подражание учителю особенно ярко заметно при выполнении детьми общественных поручений, обязанностей дежурных, санитаров, когда они выступают в роли самостоятельных, активных организаторов жизни класса.

Когда учитель строг, требователен, но сухо относится к детям, поддерживает порядок в классе преимущественно наказаниями, дежурные также требовательны и строги в отношении друг к другу и без конца наказывают своих товарищей: «Выйди из строя», «Давай портфель, опять тебе придется поплакать перед учителем» и т. д.
В тех же случаях, когда учитель не только требовательно, строго, но в то же время очень внимательно и даже ласково относится к детям, редко наказывает и больше разъясняет ошибки, учит поступать правильно, там и дети требовательны, но в то же время отзывчивы, сочувственно и доброжелательно относятся друг к другу: «У В. сегодня опять грязные руки»,- заявляет санитарка. Выясняется, что В. дома моет руки хорошо, но пока идет в школу, пачкается. Л. предлагает: «Можно, я буду заходить за В. и следить, чтобы он ничего не брал в руки, когда идет в школу?» Дети не ждут наказания и осуждения В., а сами ищут возможность помочь ему.

В обстановке доброжелательного, чуткого и теплого отношения учи» теля даже резкие, грубые дети смягчаются, привыкают к другой манере поведения и речевого общения.
Первоклассники очень чувствительны к тону, интонации речи. Очень часто они реагируют на тон, эмоциональную сторону слов учителя, даже не вникая в их смысловое значение. Учитель раздраженно, осуждающе говорит, обращаясь к ученику, который разговаривает с соседом: «Милый мальчик! Что с тобой?» Не только С., но и все дети тотчас подтягиваются, умолкают, подталкивают друг друга, обращая внимание не на смысл слов, сказанных учителем, а на их тон.
Этими же словами данный учитель выражает насмешку, иронию, порождающие соответствующую реакцию детей.
Формирование взаимоотношений между детьми в I классе теснейшим образом связано с формированием культуры речевого общения детей, и самым действенным образцом здесь является речь учителя в единстве ее формы, содержания и эмоциональной выразительности.
Учитель воздействует на детей не только организацией их жизни, содержанием требований, разъяснений, словом, но и формой предъявления требований, формой оценок, замечаний, характером реплик, тоном и интонацией голоса, характером наказаний и поощрений, отражающих отношение учителя к детям, к их поступкам и действиям, а также к своим собственным требованиям, которые предъявляются детям.

Учитель предъявил детям требование приходить в школу чистыми, опрятно одетыми, научил выполнять это. Выделены санитары для наблюдения за выполнением данного требования, строго определены их обязанности. Но отношение детей к требованию учителя и отношение санитара к своим обязанностям, а следовательно, и соответствующее поведение детей зависит не только от знания детьми этого требования и даже умения его выполнять, не только от знания обязанностей санитаром, но и от отношения учителя к своим требованиям и к поступкам детей. Там, где от учителя никогда не ускользает невыполненная обязанность, оторванная пуговица, грязный воротничок, пыльная обувь или помятый костюм, так же как и хорошие примеры поведения, дети становятся все более требовательными к себе и друг к другу, проникаются сознанием важности и необходимости выполнять требования учителя, а в соответствии с этим определяются и их поступки. Безразличие учителя к фактам жизни и поведения и связанное с этим отсутствие постоянства требований к детям неизбежно влекут за собой неисполнительность, безответственное отношение детей к поддержанию установленного порядка, к выполнению своих обязанностей, а следовательно, и появление отрицательных поступков, разрушение привычек правильного поведения.

Поведение учителя является весьма важным фактором нравственного воспитания. Опыт полностью подтверждает глубокую правильность мысли М. И. Калинина о том, что воспитание есть прежде всего воздействие поведения воспитателя на психологию детей. Манеры и привычки поведения учителя, стиль и тон его обращения с детьми выражают особенности его личности и характера. На нравственное развитие детей воздействуют не только содержание и методика воспитательной работы учителя, но и его характер. Уместно напомнить, что еще К. Д. Ушинский подчеркивал особую важность воздействия характера учителя на формирование личности ребенка. Воспитанные под влиянием педагогических воздействий учителя и его характера, привычки поведения детей упрочиваются и развиваются в семейных отношениях, если достигается единство школы и семьи. Результаты нравственного воспитания детей в школе сказываются не только в школе, но и в семье, во всех обстоятельствах жизни детей.

Воспитатель и ребенок

Перед тем как отдать ребенка в детский сад многие родители интересуются уровнем профессиональной квалификации воспитателя. Родителям очень важно знать и иметь представление о человеке, который будет проводит время с их ребенком. Что это за человек, нравится ли он ребенку, - очень важный момент. Будет ли ребенок доверять этому человеку, возникнет ли у него желание сотрудничать и слушаться этого человека. Насколько он профессионален в своем ремесле? Какие знания он даст ребенку?

Данные полученные в ходе опроса свидетельствуют о том,что 68,8% родителей удовлетворены профессиональной квалификацией воспитателя, около 12% родителей в разной степени не удовлетворены профессиональной квалификацией воспитателя. При этом явно негативно оценивающих профессиональную квалификацию единицы, таких родителей 1%.

Данные этого опроса говорят о том,что большинство родителей доверяют воспитателю,что они полагаются на его профессионализм. Именно воспитатель в детском саду является главным источником знаний для ребенка.
В детском саду воспитатель заменяет ребенку близкого взрослого. Он занимается воспитанием, организацией досуга. Иногда бывает так,что взрослые, отдавая ребенка в детский сад,таким образом снимают с себя часть ответственности за воспитание ребенка и перекладывают эту ответственность на воспитателя. С одной стороны родители считают, что воспитатель сможет больше объяснить ребенку и больше передать знаний и умений. Это может быть и хорошо,потому что у воспитателей,как правило,большой опыт общения с детьми и всегда есть ответы на типичные "детские" вопросы.

Но как показывает практика, большинство родителей, отдавших ребенка в детский сад, частично отстраняются от обязанности его воспитывать, таким образом возлагая эту ответственность на воспитателей. Но вклад в развитие ребенка должны делать не только близкие взрослые или только воспитатели, а только их взаимодействие привет к тому,что ребенок будет быстрее получать знания и умения и перенимать культурно-исторический опыт.

Влияние воспитателя на эмоциональную стабильность ребенка

В последнее время проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов.

Те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального образования, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства. Эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания.

В настоящее время достаточно актуальна проблема взаимосвязи педагогического общения и эмоционального самочувствия дошкольника. Можно с уверенностью сказать, что через общение в педагогическом процессе складывается неуловимая, но чрезвычайно важная система воспитательных взаимоотношений, которая способствует эффективности воспитатния и обучения. Проблема педагогического общения занимает одно из центральных мест в психолого-педагогической науке (М.И. Лисина, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, О. Смирнова и др.)

Педагогическое общение - процесс сложный, многослойный. Оно представляет собой процесс непрерывно развивающихся и изменяющихся форм общения, которые образуют динамическую коммуникативную систему.

Предварительный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме влияния педагогического общения на эмоциональное развитие дошкольника позволило выделить ряд противоречий:

1. Между пониманием педагогом своей роли в личностном развитии дошкольника и недооценке своего воздействия на эмоциональное состояние ребёнка.

2. Между желанием ребёнка находиться в состоянии эмоционального комфорта и неумением выбрать средства выражения своих чувств и переживаний в общении со взрослым (воспитателем) и детьми.

Детский сад и его роль в формировании личности ребенка

Детство - это чудесная и уникальная пора нашей жизни, которую каждый из нас вспоминает с улыбкой. Первые шаги в познании мира, первые победы и разочарования, праздники, детский сад - все это веселой чередой проносится в наших воспоминаниях. Именно в детстве формируются основные черты характера человека, происходит становление личности, а также закладывается основа будущего здоровья. Основную роль в этом, наряду с семьей, играет детский сад, где малыш 2-6 лет проводит большую часть рабочего дня.

Детский сад - первая ступень социализации ребенка

Человек в своей сущности существо коллективное. Первым коллективом в жизни ребенка выступает семья. От атмосферы в семье зависит какое представление сформируется у малыша об окружающем мире, о взаимоотношениях, о том каким нужно быть. Но круг общения ограничивается близкими взрослыми, которые опекают малыша, говорят, что ему делать, предлагают играть по их правилам и т.д. Наступает момент, когда этого становится недостаточно. Возникает потребность в расширении круга общения в частности общения со сверстниками, где ребенок может проявить свои навыки и способности и приобрести другие. Решить эту проблему помогает детский сад, одна из основных задач которого научить маленького человека искусству общения - одному из важнейших факторов успешности взрослой жизни. Первоначальная задача - научить малыша сотрудничать с другими детьми, вырабатывать общие правила игры, считаться не только со своими желаниями, но и с интересами других.

Дети придают значение тому, что их окружает

Переступая порог детского сада, каждый из нас чувствует атмосферу детства, здесь все подчинено тому, чтобы детям было комфортно и удобно. Это касается и оборудования для детского сада, и детской мебели, и оформления залов и комнат. Игровые комнаты оборудованы ярко и красочно, учитывая современные тенденции и возрастные потребности детей. Все товары для детского сада, включая игрушки, отвечают санитарным требованиям, обладают хорошей износоустойчивостью и сделаны из качественных материалов. Все это вместе взятое формирует благоприятную атмосферу для малыша, базу для его всестороннего развития.

Режим дня

Режим дня играет большую роль в жизни каждого человека, а ребенка особенно. Выполнение режима дня способствует укреплению здоровья, в том числе психологического, позволяет малышу чувствовать себя уверенным и защищенным. Он, например, четко представляет, что после прогулки будет обед, после обеда дневной сон…а потом придет мама или папа. Кроме того распорядок дня предохраняет нервную систему от переутомления, чередуя фазы активности и отдыха, способствует гармоничному развитию личности, воспитывает пунктуальность и самодисциплину.

Главное достижение выполнения режима дня в дошкольном возрасте - это формирование простых полезных привычек, таких как: умываться по утрам и вечерам, чистить зубы, мыть руки перед едой, вовремя вставать и ложиться, кушать в одно и то же время и т.д., которые станут основой будущего характера.

Игра как средство развития и воспитания

Игра является основным видом деятельности дошкольника. Играя, решаются многие задачи, которые стоят перед детским дошкольным учреждением, в первую очередь это -

Формирование устойчивого интереса к знаниям, к учебе;

Обучение правил поведения;

Прививание любви к природе, родному краю;

Обучение ребенка жить в коллективе, а также правилам общения со взрослыми;

Способствовать формированию таких чувств как доброта, справедливость, чуткость, благородство, позитивное отношение к жизни и другие.

Игра в детском саду соответствует возрастным особенностям ребенка и его возможностям, что очень важно для создания ситуации успеха, его закрепления и перехода на новый уровень. Ребенок учится очередности выполнения задания, вниманию, умению следить за действиями педагога и других детей, концентрировать свое внимание и вовремя переключать его на другое.

Дидактические игры и дидактические наглядные пособия способствуют расширению кругозора воспитанника, его знаний о предметах, явлениях, животных и растениях, развитию умственных способностей, умению обобщать и сравнивать.

Словесные игры развивают речь, активизируют мыслительные процессы, учат высказывать свое мнение или желание.

Сюжетно-ролевые игры - это отражение окружающего мира малыша, в котором он подражает взрослым, в первую очередь родителям, их действиям и отношению к людям и различным ситуациям. Роль воспитателя при этом вовремя скорректировать эти представления, расширить знания малыша о профессиях и взаимоотношениях, научить думать, чувствовать, адаптироваться к изменяющимся правилам, принимать решения и управлять эмоциями.

Коллективные игры учат общению детей друг с другом, умению подчиняться правилам, считаться с интересами других, организованности, вниманию и ответственности за результат. В таких играх четко просматриваются лидерские качества ребенка, умение брать инициативу в свои руки.

Подвижные игры способствуют укреплению здоровья, умению владеть собственным телом, быть ловким и выносливым. Игры, которые носят соревновательный характер, воспитывают волю, настойчивость, умение преодолевать трудности.

В эстетическом воспитании важную роль играют творческие игры, театральные постановки и музыкальные занятия. Они наполняют жизнь ребенка приятными впечатлениями и позитивными эмоциями, развивают чувство прекрасного, учат сопереживать и дарить радость. Чтение книг, просмотр спектаклей, посещение концертов, умение делать что-то своими руками развивают воображение, творческое мышление и формируют художественный вкус.

Роль воспитателя в формировании личности дошкольника

В детском саду для малыша воспитатель самый главный человек в группе, непререкаемый авторитет, которому он доверяет, поверяет свои тайны и проблемы, который все знает и может помочь и поддержать.

Умение создать в коллективе такую психологическую атмосферу, где дети чувствуют себя комфортно и свободно, способствует формированию личности каждого ребенка.

Уважительное и справедливое отношение к малышу, искренний интерес к его успехам и нуждам, позитивный настрой, доброта и оптимизм, педагогический такт - вот качества, которые присущи настоящему профессионалу.

Социально-психологический портрет педагога дошкольного учреждения

контрольная работа

Роль воспитателя в развитии личности ребенка

Известный советский педагог А. С. Макаренко, подчеркивая роль и ответственность педагога, писал: «Я уверен в совершенно беспредельном могуществе воспитательного воздействия. Я уверен, что если человек плохо воспитан, то в этом исключительно виноваты воспитатели. Если ребенок хорош, то этим он тоже обязан воспитанию, своему детству»

Говоря описательно, воспитание в развитии личности выступает важным фактором наряду с наследственностью и средой. Оно обеспечивает социализацию личности, программирует параметры ее развития с учетом многогранности воздействия различных факторов. Воспитание -- это спланированный, долгосрочный процесс специально организованной жизни детей в условиях обучения и воспитания. И именно от воспитателя зависит, каким будет этот процесс, напряженным или психологически комфортным для детского коллектива.

М.И. Лисина в своем исследовании доказала, что уровень познавательной активности в раннем детстве определяется пережитым ребенком в первые годы жизни влиянием окружающей среды, главным фактором которой является общение ребенка с окружающими его людьми, прежде всего со значимыми взрослыми, отношения с которыми определяют отношения ребенка со всем остальным миром. А именно одна из задач дошкольного образования это развитие познавательной деятельности, очень важная для ребенка.

Отношения ребенка с окружающим миром осуществляются через взрослого, как посредника. Под руководством взрослого дошкольник овладевает новыми видами деятельности, умениями, навыками. И здесь собственная активность детей непосредственно связана с активностью, идущей от взрослого. Поэтому педагогическая деятельность требует от современного педагога, стремящегося сформировать познавательную активность ребенка, наличия следующих личностных параметров:

· способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;

· тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а при необходимости и защищать;

· умения обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение;

· знания особенностей психического развития детей;

· способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.

Поскольку многими учеными доказана важность общения в развитии ребенка, то как не педагог общается или направляет это общение в нужное русло. И если все перечисленные выше личностные параметры будут представлены в той или иной мере в педагоге, процесс развития личности ребенка будет несомненно выше. Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка со взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка. Именно взрослый открывает ребенку все разнообразие эмоции, речи, восприятия и т.д. и если взрослый не объяснит ребенку что снег белый, а земля черная, то ребенок сам этого так и не узнает.

Воспитание культуры здорового образа жизни

Воспитание -- процесс необычайно сложный, многосторонний и вместе с тем комплексный. Другими словами, многочисленные стороны воспитания должны формироваться одновременно, в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности. В обучении можно...

Воспитатель дошкольного учреждения – специалист по дошкольному воспитанию

«Любить детей -- это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их -- это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни» "right">Горький М На мой взгляд, воспитатель - это не только профессия, это призвание...

Понятие личности в педагогике

Развитие личности и становление ее свойств -- процесс закономерный и причинно обусловленный. Закономерностей много, но все можно свести в три взаимосвязанные группы: возрастные, социально-психологические и деятельностные...

Приемы коррекции речи детей на музыкальном занятии в детском саду

Психолого-педагогические аспекты выбора репертуара при обучении детей младших школьников в хореографическом коллективе

хореографический воспитание личность обучение Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания...

Развитие трудовой деятельности дошкольника

Самой главной особенностью детской трудовой деятельности является то, что, несмотря на наличие в ней всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого...

Речевые игры на уроках музыки, как средство развития речевого аппарата у дошкольников

Музыка глубоко и многообразно воздействует на чувства, мысли и волю людей, благотворно сказывается на их созидательном труде и опыте, участвует в формировании личности...

Роль коллектива в формировании личности как ведущая идея гуманистической педагогики

Одним из основных принципов реализации теории коллектива в педагогике является принцип формирования личности в коллективе. Данный принцип был разработан основоположниками советской педагогики Н.К. Крупской и А.В. Луначарским...

Роль музыки в эмоциональном развитии дошкольников

Развлечения в детском саду проводятся с целью позабавить детей, внести радость в повседневную жизнь. Занятия, игры, посильный труд составляют обычную программу каждого дня. Развлечения становятся радостным событием для ребенка...

Роль родного языка в развитии личности ребенка

Развитием называют процесс изменений, представляющих собой переходы от простого ко все более сложному, от низшего к высшему, процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к качественным изменениям. Гальперин П...

Роль старшего воспитателя в создании условий для самостоятельной художественно-творческой деятельности детей и руководство работой воспитателей

Воспитатель управляет процессом развития детей. Дети и сами любят художественную деятельность, и часто по собственной инициативе занимаются ее. Нельзя сказать...

Семейное воспитание и его особенности

У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение и часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие родители. Будущие родители думают, что хорошими можно стать...

Современный взгляд на педагогическое наследие А.С. Макаренко

Макаренко утверждал, что воспитываться должен не только воспитуемый, но и сам педагог. Причём, не нужно иметь педагогического таланта. Как писал Макаренко: «Я не обладаю педагогическим талантом и пришёл в педагогику случайно. Отец мой, маляр...

Театральная (театрализованная) деятельность как средство профилактики и коррекции агрессии в поведении детей школьного возраста

И.А. Фурманов делит агрессивное поведение детей на две формы: А. Социализированная Дети обычно не имеют психических нарушений, у них низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, нравственная нестабильность...

Управление качеством вариативной системы дошкольного образования

Важнейшим фактором и условием развития ребенка выступает социальная среда. Социальная среда - все то, что окружает нас в социальной жизни и, прежде всего, люди, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях...

Хан Лариса Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Гимназия №133"
Населённый пункт: город Уссурийск УГО
Наименование материала: статья
Тема: Роль педагога в формировании личности ребёнка.
Дата публикации: 19.04.2017
Раздел: начальное образование

Роль педагога в формировании личности ребенка.
На Земле много профессий, но самой важной является профессия - пе- дагог. Только она решает многие волнующие вопросы в жизни ребёнка. Это даже не профессия, а образ жизни. Это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, родителями и прежде всего перед ученика- ми. Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка. Социальные функции педагога – приобщить подрастающее поколение к культурному наследию, общественному опыту старших поколений. Общение со взрослым помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое непосредственное воздействие на особенности и развитие его общения со сверстниками. Взрос- лый является ребенку в качестве образца для подражания, эталона, а в обще- нии со сверстниками ребенок пробует присвоенные им в общении со взрос- лым способы деятельности, особые формы взаимодействия. Таким образом, и в общении со сверстниками до конца дошкольного возраста ведущей фигурой остается взрослый. В развитии личности ребенка важную роль играет переход из сферы стихийных детских и семейных групп в сферу педагогически организован- ных коллективов. Такой коллектив занимает особое место в становлении лич- ности, поскольку именно в нем наиболее целенаправленно и интенсивно фор- мируются необходимые обществу социальные установки, образцы поведения, приобретаются знания, умения и навыки общественной жизни. В отечественной литературе достаточно подробно проанализирована роль воспитателя в интеллектуальном развитии дошкольника, в воспитании у него тех или иных качеств, умений, навыков, а также проблема влияния лич- ностных качеств воспитания на развитие личности ребенка. Вследствие спе- цифики детского возраста (впечатлительность, эмоциональность, легкая вну- шаемость) педагогическое воздействие воспитатель оказывает не только своими интеллектуальными и педагогическими способностями, но и лич- ностными качествами. Воспитатель – это не только носитель различного рода служебных (ро- левых) обязанностей, призванный исправлять, учить, приучать ребенка. В этой связи вспоминается высказывание К.Д. Ушинского(1948) о том, что в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что «воспитательная сила изливается только от живого источника человеческой личности...». Ту же мысль приводит в своей работе видный советский педагог Е.А. Аркин: «Ни один фактор развития не в состоянии проникнуть так в глубь детского существа, найти скрытые там индивидуальные ценности, дать им выход и применение, укрепить их и усовершенствовать, как воздействие воспитателя». Способность воспитателя «быть личностью» во многом определяет процесс воспитания. Природа воздействия воспитателя на личность до- школьника сложна, глубока и многогранна. В работах А.А Бодалева (1982)
подчеркивается важность таких компонентов воздействия внешнего облика воспитателя, как мимика, голос, жестикуляция. АТ. Репина (1980), также ис- следовавшая значимые для детей внешние особенности, установила, что эмо- циональную окрашенность действий дошкольники легче всего воспринимают по мимике действующего лица. Например, эмоциональное содержание карти- ны воспринимается детьми через мимику изображаемых персонажей. Наряду с внешними особенностями поведения воспитателя наиболее значимым для детей является эмоционально-оценочное воздействие на них воспитателя. Дети четко фиксируют и ретранслируют в общении со сверстниками индиви- дуально-личностные особенности этой стороны поведения воспитателя. Воспитатель детского сада формирует рядом и вместе с родителями личность ребенка. Благополучие дошкольника, его положение в группе сверстников, душевный и социальный комфорт в значительной степени зави- сят от тех эмоций и оценок, которые воспитатель проявляет при общении с ним. Общение со взрослым помогает ребенку устанавливать социальные контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое непосредственное воздействие на особенности и развитие его общения со сверстниками. Взрос- лый является ребенку в качестве образца для подражания, эталона, а в обще- нии со сверстниками ребенок пробует присвоенные им в общении со взрос- лым способы деятельности, особые формы взаимодействия. Одной из приоритетных задач дошкольного образования на современ- ном этапе развития общества является организация учебно-воспитательного процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и ин- тересов ребенка. Как известно, в основе любой деятельности ребенка- дошкольника лежит его собственная активность, в том числе и познаватель- ная. Известно, что познавательная активность детей дошкольного возраста развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В старшем дошкольном возрасте на основе этой по- требности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятель- ности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как мож- но больше нового. Познавательная активность – стремление к наиболее полному позна- нию предметов и явлений окружающего мира; сложное личностное образова- ние, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов, как субъективных, так и объективных. Старший дошкольный возраст считается сензитивным периодом для развития познавательной активности личности. Но это не означает, что познавательная активность формируется самостоя- тельно. Известно, что ребенок – существо социальное. Среда для него высту- пает условием и источником развития. Уровень познавательной активности в раннем детстве определяется пережитым ребенком в первые годы жизни влиянием окружающей среды, главным фактором которой является общение ребенка с окружающими его
людьми, прежде всего со значимыми взрослыми, отношения с которыми определяют отношения ребенка со всем остальным миром. Отношения ребенка с окружающим миром осуществляются через взрослого, как посредника. Под руководством взрослого дошкольник овладе- вает новыми видами деятельности, умениями, навыками. И здесь собственная активность детей непосредственно связана с активностью, идущей от взрос- лого. Поэтому педагогическая деятельность требует от современного педаго- га, стремящегося сформировать познавательную активность ребенка, наличия следующих личностных параметров: способности к активной и разносто- ронней профессиональной и социально-культурной деятельности; тактично- сти, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а при необходимости и защищать; умения обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение; знания особенностей психического развития детей; способности к собствен- ному саморазвитию и самовоспитанию. Формирование познавательной активности дошкольников требует от педагога проявления творческого подхода к организации учебно-воспитатель- ного процесса. Творческий потенциал педагога характеризуется рядом осо- бенностей личности, которые называют признаками творческой личности: способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть пер- спективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение пред- ставить знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте; способность к ассоциациям (быстрое и свободное переключение мыслей, способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбина- ции); готовность памяти (овладение достаточно большим объемом системати- зированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность к обобщению; креативность, то есть способность превращать совершаемую деятельность в творческий процесс. Ребенок в дошкольном возрасте очень за- висим от отношения к нему взрослых (родителей, воспитателя), которое во многом определяет самооценку ребенка, формирует чувство уверенности в себе. Поэтому детям так важна поддержка, участие, интерес и внимание взрослого к его делам и проблемам. Взрослые должны уметь видеть и понимать индивидуальность ребенка, его особенности и возможности, рассматривать его как уникальную личность с присущими ей индивидуальными склонностями и творческим потенциалом. Необходимо учитывать индивидуальный темп развития каждого ребенка, на- блюдать за его ростом и развитием, сравнивать результаты работы с его соб- ственным продвижением, а не с успехами других детей или групповым уров- нем, никогда не позволять себе оценивать личность ребенка, а высказываться только относительно результатов его работы. Ребенка нельзя ругать и наказывать за неуспех в той или иной деятель- ности, так как это может привести к появлению стойкого отрицательного от-
ношения к процессу познания нового, педагогу, образовательной системе в целом. Необходимо формировать положительный микроклимат в группе, под- держивающий познавательный интерес и активность детей. Если ребенку трудно, и у него далеко не все получается, часто ему бывает сложно по- строить взаимоотношения с другими детьми, и здесь он нуждается в помощи тактичного воспитателя, умеющего, нивелируя недостатки, выделять пози- тивное. Для эффективного развития познавательной активности важно умение видеть и ценить в каждом ребенке единственную, неповторимую, самоцен- ную и свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чер- тами и особенностями. Все это поможет сохранить самооценку ребенка, бу- дет способствовать сохранению и поддержанию положительного отношения к познавательному процессу. Ребенок, как и взрослый, находится в постоянном процессе познания мира, он думает, анализирует, говорит, слушает, понимает, чувствует, общает- ся с другими людьми. В процессе общения со взрослыми и сверстниками, по- знавательной деятельности происходит интенсивное развитие личности ре- бенка, его познавательной активности Одним из основных побудителей по- знавательной активности детей является педагог. Реакции на побудительные действия бывают разные: мотивированные на познавательную активность и не мотивированные. Мотивированные на любые побуждающие действия реа- гируют включением в познавательную деятельность, не нуждаются в каких- либо специальных побудителях. У таких детей сформировался познаватель- ный интерес, сложилась установка на познавательную деятельность. Однако встречается немало детей с не мотивированной реакцией на побудительные действия со стороны педагога. Развитие познавательной активности таких детей начинается с воздей- ствия на органы их восприятия. В такой ситуации полезными оказываются яркие демонстрации, интересный краткий рассказ, которые сначала привле- кают внимание, заинтересовывают, создают проблемную ситуацию. Возни- кает неустойчивая познавательная активность низкого уровня – любознатель- ность в виде вопроса: «Что это такое было?». Мастерство педагога в этом случае постановкой умелых вопросов, воз- действием на воображение и эмоции ребенка должно привести возникшее любопытство к любознательности. Подключение мышления к решению вы- двинутой проблемы может привести к развитию познавательной активности. Весь этот процесс происходит под руководством педагога В условиях современного общества необходимы специфические тре- бования к педагогу дошкольного учреждения, для реализации целого ряда пе- дагогических функций: информационной, предполагающей умения пользо- ваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал и добиваться понимания, пользоваться различными методами изложения, ак- тивизировать детей в процессе усвоения материала; побудительной, преду- сматривающей умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активно-
сти, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, по- ступки, закреплять знания и умения детей в соответствии с возрастом; конструктивно-организаторской, включающей в себя ряд умений: планиро- вать педагогический процесс, подбирать материал, методы, приемы, средства для содержательной (учебной, игровой, трудовой и др.) деятельности, органи- зовывать выполнение режима в разных возрастных группах, создавать разви- вающую среду и использовать ее в качестве средства воспитания личности ребенка; диагностической, содержащей умения определять особенности фи- зического и психического состояния детей и учитывать это в собственной де- ятельности, осуществлять учет и контроль эффективности учебно-воспита- тельной работы в целом, устанавливать соответствие знаний, умений и навы- ков поведения требованиям программы, видеть связи развития ребенка с ис- пользованием различных методов учебно-воспитательной работы; координи- рующей, предполагающей наличие следующих умений: устанавливать дело- вые контакты с родителями и коллегами, участвовать в педагогическом про- свещении родителей, раскрывать им подержание, методы общественного вос- питания, побуждать родителей к активному участию в работе дошкольного образовательного учреждения; коммуникативной, требующей от педагога вы- соких нравственных качеств и черт характера, проявляющихся в умении быть в общении с детьми всегда доброжелательным, тактичным, приветливым, вежливым. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного воз- раста во многом будет зависеть от методов, с помощью которых педагог будет организовывать процесс познания воспитанников: метод неожиданных реше- ний (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи, которое противоречит имеющемуся опыту ребенка); метод предъявления за- даний с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы, направленные на получение дополнительной информации; метод, стимулиру- ющий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни; метод «преднамеренных ошибок» ,когда педагог избирает неверный путь достиже- ния цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и спосо- бы решения задачи. . Таким образом, педагог должен владеть всем педагогическим инстру- ментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную актив- ность старших дошкольников. Также значимыми являются личностные каче- ства воспитателя такие, как стремление к саморазвитию, знания особенно- стей психического развития детей, творческий потенциал, тактичность и тер- пимость в отношениях с детьми и родителями. Только знающий и любящий детей педагог-профессионал может сформировать у старших дошкольников познавательную активность Влияние взрослых на формирование самооценки дошкольника велико. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы его поведение было примером для его воспитанников. Воспитатель и ребенок, как измерить ответственность взрослого перед этим маленьким беззащитным человечком? Как вселить в его
душу уверенность в том, что его любят и никогда ни словом, ни делом не оби- дят, не ранят зарождающуюся личность? Именно в контексте взаимодействия педагогов с детьми, собственно, и происходит развитие личности ребенка. Да, семья – это первый социальный институт для малыша, и роль родителей в том, каким вырастет их ребенок, несомненно, определяющая. Но и от педаго- га, безусловно, зависит многое, ведь в стенах дошкольного учреждения ребя- та проводят значительную часть своей жизни. В группе детского сада воспитатель – самый главный человек для до- школьника. Ребенок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его непрере- каемым авторитетом и всеми мыслимыми достоинствами: умом, красотой, добротой. В глазах ребенка именно воспитатель определяет, когда можно иг- рать или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда вместе со всеми детьми нужно спокойно посидеть и послушать. Воспитатель умеет читать за- мечательные книжки, знает множество увлекательных историй. Он выступает в качестве последней инстанции в разрешении детских конфликтов, он уста- навливает правила, он все знает и может помочь, подержать. Поскольку вос- питатель является для ребенка фигурой настолько значимой, именно на него ложится огромная ответственность за создание условий для личностного раз- вития. Одним из самых важных таких условий является построение правиль- ного типа общения. Именно форма и стиль общения первоначально формиру- ют способность ребенка доверять себе и миру. В основе этого доверия лежит дальнейшее эмоционально-личностное и социальное развитие ребенка, его направление и качество. Общеизвестный факт, что искажения во взаимоотно- шениях взрослого и ребенка ведут к формированию негативного поведения – непослушанию, действиям наперекор, упрямству и капризам. Компетентность воспитателя во взаимодействии с ребенком является одной из основных составляющих профессионализма педагога. Человек, компетентный в общении, прежде всего, устанавливает определенную атмо- сферу общения, которая помогает его партнеру чувствовать себя свободно и комфортно. Определенная атмосфера присутствует в общении двух-трех че- ловек, но характеризует общую обстановку в постоянной группе людей. Группа детского сада не является исключением, и лишь переступишь порог, можно ощутить атмосферу, царящую в ней. Для развития ребенка психологи- ческий климат играет значительную роль. Климат в группе детского сада определяется как отношениями между воспитателем и детьми, так отношени- ями между самими детьми. Хороший климат в группе возникает тогда, когда все ее члены чувствуют себя свободно, но при этом уважают также и право других быть самими собой. Одним из приоритетных показателей благополучной атмосферы в кол- лективе является общение взрослого с ребенком в форме сотрудничества, ко- торое предполагает равную заинтересованность и педагога, и ребенка в их общей деятельности, совместное участие в ней. Позиция педагога при этом заключается в том, чтобы, понимая и уважая интерес ребенка к определенной деятельности, поддерживать и развивать этот интерес своим активным уча-
стием, деликатно помогать ребенку тогда, когда действительно требуется по- мощь. Сотрудничество исключает всякие формы давления со стороны педаго- га, и поддерживает при этом стремление ребенка к самостоятельности. Обще- ние педагога с ребенком в форме сотрудничества обеспечивает наиболее пол- ное его развитие. При взаимодействии с детьми очень важны реакции педагога на то или иное действие ребенка или событие. Искренне радуясь успеху малыша, со- чувствуя его беде, серьезно и заинтересованно относясь к его проблемам и неудачам, вы оказываете ребенку поддержку, в которой так нуждается ма- ленький человек. Ориентируясь на реакции воспитателя, ребенок строит представление о собственных успехах и неудачах, ошибках или достижениях, у него возникает представление о себе как о личности. Поэтому ни в коем случае не стоит допускать, чтобы плохое настроение, усталость или раздра- жение присутствовали при взаимодействии с ребенком. Все обращения к ребенку должны непременно нести позитивный отте- нок, даже если необходимо корректировать поведение или оценить выполне- ние действия с отрицательным результатом. Например, если ребенок не смог что-то сделать в ходе занятия, ни в коем случае нельзя говорить ему: «Эх ты, не смог сделать такую простую вещь!». Не стоит также отделываться и такой фразой: «Ну ладно, ничего страшного», так как теряется значимость действия и ориентация на положительный результат. Позитивным в данном случае бу- дет сообщение типа: «Спасибо тебе, ты очень старался». Такие сообщения, как: «Так уже гораздо лучше!», «Попробуй еще!», «Я не думаю, что для тебя это должно быть трудно», «У всех бывают неудачи» и т.п. не вызовут обиды и сопротивления, а значит будут побуждать к дальнейшим действиям. В этой связи хорошие рекомендации дает широко известный Дейл Карнеги. Будут эффективными такие его советы: Щадите гордость человека, старайтесь, как можно чаще, хвалить его при всех, а критиковать наедине. Прежде чем покритиковать человека, похвалите его, и он постарается оправдать ваше доверие. Не оставляйте без внимания малейших достижений и успехов. Даже на ситуации, связанные с опасностью для самого ребенка или других детей, согласно правилам конструктивного общения, необходимо реагировать не запретом и критикой, а позитивным сообщением, призванным изменить поведение ребенка. Такое сообщение должно включать в себя сле- дующие компоненты: описание произведенного действия (Когда ты …); опи- сание возможного результата этого действия (Может случиться, что…); предложение альтернативного варианта поведения (Лучше будет, если ты…). Причем особенно важно не ограничиваться объяснением, почему так делать не стоит или нельзя, а именно предложить другой вариант поведения в этой ситуации. Естественно, что любой неблаговидный поступок ребенка должен за- канчиваться какими-то мерами воздействия. Но при этом следует помнить, что если отрицательное подкрепление используется чаще, чем положитель- ное, то постепенно в сознании ребенка формируется устойчивый негативный стереотип, в котором нет места радости, удовольствию, любви. Доминирую-
щими чувствами по отношению ко взрослым становятся тревога и страх. А это, как известно, не способствует личностному росту. Одной из важных задач воспитателя, стоящего на позиции развивающе- го образования, является достижение хорошего контакта с ребенком. Для того, чтобы установить хороший контакт, необходимо быть искренне заин- тересованным в ребенке, как в личности, а следовательно, в его мыслях, пере- живаниях, настроении. Необходимым условием хорошего контакта является искреннее уваже- ние к партнеру по общению. Для ребенка уважение является особенно важ- ным условием взаимодействия, так как представляет собой сигнал о том, что он любим, значит, что он хороший и у него все получается. Даже у каждого шалуна можно найти что-то ценное, отличающее его от других, а значит по- ставить это качество в пример остальным детям. Ребенку, особенно начиная со старшего дошкольного возраста, быть примером для окружающих детей, наиболее ценно. Нужно помнить, что дети дошкольного возраста очень вну- шаемы. Поэтому, если ребенка не хвалить, не ставить в пример, а постоянно говорить, что он плохой, избалованный и т.п., он постепенно начинает вос- принимать себя именно с позиции негатива, а плохое поведение закрепляется и становится привычным. «Ребенок учится тому, чему его учит жизнь». Под таким заголовком из- вестный доктор Барбара Л. Вульф приводит список утверждений, которые выглядят, например, таким образом:
«
Если ребенка критикуют, он учится об- винять». Итак, от типа и качества общения педагога с ребенком зависит развитие всех его основных психических процессов, способностей и личностных ка- честв. Именно в период дошкольного детства закладывается базис личност- ной культуры. Будет ли ребенок успешен в дальнейшей жизни, инициативен, самостоятелен, ответственен, открыт миру и людям, в большой степени зави- сит от Вас уважаемые педагоги. Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии, как профессия – педагог. Именно она является фундаментом всех профессий в мире. Только учитель остаётся в сердцах каждого ученика и сопровождает их всю жизнь. Эта профессия по состоянию души, по зову сердца! Только педагог «ведёт ребёнка по жизни»: обучает, воспитывает, направляет духовное и телесное развитие. Только педагог Учитель:Хан Лариса Николаевна

Татьяна Лукьянова
Влияние роли воспитателя на формирование личности дошкольника

Очень важную роль в формировании психики ребенка играет воспитатель . Образцами для подражания в поведении дошкольника служат родители и конечно воспитатель .

Дети видят неподдельную радость воспитателя , когда в чем-либо они добиваются успеха, огорчение, когда у них неудача, беспокойство, когда малыш ошибается.

Воспитатель способствует знакомству детей с жизнью людей, которые могли бы служить достойными образцами поведения (сказочные герои, герои рассказов) .

Все правила, которым обучают детей в детском саду, постепенно усложняются. В младшем дошкольном возрасте , детей учат соблюдать режим, обращаться с игрушками. Формируют культурно-гигиенические навыки. Также детей этого возраста учат тому что : 1. нельзя драться;

2. нельзя кричать;

3. нельзя отнимать у товарища;

Чем взрослее становится дошкольник , тем больше и сложнее правила взаимоотношений. Усвоение их происходит с большим трудом.

Быстрее других воспринимают педагогические требования и усваивают их как правило поведения дети, перешедшие из ясельных групп в группы детского сада, пришедшие из семей, где их воспитывали правильно . Очень большую роль в освоении правил поведения дошкольником имеет педагогическая оценка. Когда воспитатель поощрает все успехи ребенка в выполнении правил, дети осваивают их быстрее.

Разумными являются формы самоутверждения дошкольника .

Воспитателю необходимо дать ему возможность для удовлетворения потребности в признании взрослыми его поступков, самоутверждения.

Если ребенок не находит понимания у воспитателя , то он находит другие формы самоутверждения , не лучшим образом влияющие на его психическое развитие (разрушает созданные другими постройки, нарушает дисциплину) . Важно верно понять истинные мотивы такого поведения ребенка и скорректировать собственную педагогическую деятельность.

Стремясь к самоутверждению, дошкольники получают мотив соревновательности выиграть, победить, быть лучше других. Особенно заметно это стремление у старших дошкольников .

Они любят сравнивать свои успехи с успехами других, могут прихвастнуть, очень переживают свои неудачи.

Интерес к чему- то новому у дошкольника может и не проявляться, если он всего лишь пассивно наблюдает за окружающим. Воспитатель должен помочь ребенку включиться в процесс активного познания действительности. Необходимо использовать в работе с дошкольниками элементы проблемного обучения, дающие возможность ребенку самостоятельно обнаружить новые качества предметов и явлений окружающего мира. С целью развития познавательных интересов у дошкольников (5 – 7 лет) используют насыщенный труд. Дети самостоятельно проращивают семена. Выращивают овощи, наблюдают за ростом растений. Важное значение в формировании поведения личности дошкольника имеют нравственные мотивы. К концу дошкольного возраста среди этих мотивов преобладают общественные желания сделать приятное, нужное людям. Принести пользу.

Уже в дошкольном возрасте в поведении одних детей проявляются формы созидательного типа личности , у других- разрушительного.

Воспитателю важно по незначительным на первый взгляд признакам заметить проявление определенной тенденции и умело скорректировать развитие ребенка, как личности , обеспечить каждому ребенку полноценные пути самовыражения и самоутверждения.

Ребенок с высокой самооценкой чувствует себя более уверенно, смелее, активнее проявляет свои интересы, способности, ставит перед собой более высокие цели.

Влияние взрослых на формирование самооценки дошкольника велико . Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы его поведение было примером для его воспитанников .

Публикации по теме:

Развитие интеллектуального потенциала личности дошкольника Развитие интеллектуального потенциала личности дошкольника. Профессия воспитателя сложна и многогранна. Многими знаниями и умениями нужно.

Игра как развитие личности дошкольника. Так же, как для каждого взрослого важна его работа, ребенку необходима игра. Через игру ребенок знакомится с окружающим миром. Игра в развитии.

Консультация для педагогов «Формирование личности дошкольника средствами физической культуры» ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В последние годы особое значение в педагогической науке приобрела проблема.

Консультация для педагогов «Влияние игры на психическое развитие и формирование личности ребенка с ОВЗ» Значение игры для психического развития детей с ОВЗ Долгое время о развитии ребенка судили по количеству выявленных у него знаний, по объёму.

Моральные качества личности дошкольника Моральные качества, которые необходимо освоить дошкольнику Этическое понятие Нравственное понятие (что должен знать и понимать) Нравственные.

Проект по воспитанию духовно-нравственных качеств личности дошкольника СЛАЙД №1 Воспитание духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника в процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения,.

Влияние физического воспитания на развитие личности старших дошкольников Влияние физического воспитания на развитие личности старших дошкольников Физическая культура представляет собой вид общей культуры, качественную.