Детский сад и его роль в формировании личности ребенка. Особенности восприятия дошкольником воспитателя, влияние воспитателя на развитие личности дошкольника
Мы имеем здесь в виду повседневное личное практическое отношение воспитателя, которое нельзя смешивать со знаниями об отношениях, передаваемыми детям воспитателем путем чтения, бесед и т. д. Больше того, повседневные требования и указания детям о том, как относиться друг к другу и к учению, то есть словесное воздействие на детей, оказывает слабое влияние, если не подкрепляется личным отношением учителя к детям, так как дети подражают в своем поведении действиям и поведению учителя.
Особое место в развитии личности ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте принадлежит окружающим его людям. В младшем дошкольном возрасте с их помощью дети знакомятся с некоторыми правилами общения («нельзя драться», «нельзя кричать», «нельзя отнимать у товарища», «нужно вежливо попросить у товарища», «нужно благодарить его за помощь» и т. п.).
Чем старше становится дошкольник, тем все большее число и более сложные правила взаимоотношений он усваивает. Усвоение их происходит с большим трудом, нежели освоение бытовых правил. К концу дошкольного возраста ребенок усваивает с помощью взрослых также немалое число правил, связанных с трудовой и учебной деятельностью.
Усвоение правил поведения - процесс постепенный. Детально исследовавшая этот процесс В. А. Горбачева так характеризует его: «...Дети младшего детского возраста вначале воспринимают все правила как частные конкретные требования воспитательницы, направленные только к ним самим. В ходе общего развития ребенка, в процессе воспитательной работы с ним, вследствие многократного восприятия одних и тех же требований к себе и другим детям и соблюдения этих правил дети, по мере установления связей с товарищами, начинают осваивать правило как правило, т. е. как обобщенное требование...».
Постепенно возрастает степень осознанности усвоенных правил поведения. Существенное влияние на их выработку оказывает жизненный опыт ребенка, его индивидуально-типологические особенности. Быстрее других воспринимают педагогические требования и усваивают их дети, перешедшие из ясельных групп в группы детского сада, пришедшие из семей, где их воспитывали правильно. Огромное значение в формировании правил поведения детей имеет педагогическая оценка.
К числу важных путей влияния воспитателя на формирование личности ребенка относится путь создания в группе детского сада благоприятного эмоционального климата для психического развития каждого ребенка. Выявление наиболее эффективных путей руководства системой межличностных отношений с Целью создания такого микроклимата является актуальной задачей современной педагогической, детской и социальной психологии.
Интересные данные в этом направлении были получены учеными в ходе социально- психологического исследования, проведенного под руководством Т. А. Репиной. При изучении ценностных ориентации детей, их оценочных отношений психологи обнаружили, что популярность ребенка в группе зависит в первую очередь от успеха, которого он достигает в совместной детской деятельности. Это позволило ученым предположить, что если обеспечить успех в деятельности детям малоактивным, с низким социометрическим статусом, то это может привести к изменению их позиции и стать эффективным средством нормализации их отношений со сверстниками, повысит их уверенность в себе, активность. В исследовании была поставлена задача выяснить, как влияет успех ребенка в деятельности на отношение к нему сверстников, как изменится их статус, если дать ему ведущую роль, предварительно подготовив его к этому.
Детей обучали способам конструирования со строительным материалом, принимая во внимание ряд преимуществ этой деятельности (результат ее предметно выражен, конструктивные умения, сформированные в этой деятельности, могут быть перенесены в игровую деятельность, сам процесс обучения конструктивной деятельности несложен, данная деятельность представляет интерес для детей детского возраста). Результаты эксперимента подтвердили выдвинутую гипотезу. Под влиянием успешной деятельности малопопулярных детей стало изменяться отношение к ним сверстников. Успех в совместной конструктивной деятельности ранее непопулярных детей положительно сказался как на изменении их статуса, так и на общей самооценке, уровне притязаний. Эмоциональный климат для этих детей в группе улучшился.
В ходе исследования А. А. Рояк были найдены конкретные, различающиеся между собой пути в налаживании отношений между детьми в зависимости от того, какого рода трудности взаимоотношений испытывал ребенок («операциональные » или «мотивационные»). Оказалось, например, что для налаживания положительных отношений со сверстниками у детей с «операциональными» трудностями необходимо было прежде всего обогатить предметно-содержательную сторону игровой деятельности, что осуществлялось путем совместных игр- занятий таких детей с воспитателем.
Требовалась и организация дальнейшего «активного устроения» ребенка в жизни детского общества. Положительные результаты дает объединение таких детей вначале с наиболее доброжелательными детьми, обладающими ярко выраженными положительными личностными качествами. У детей, испытывающих «мотивационные» трудности в общении со сверстниками, для тех, у кого недостаточно сформирована потребность в общении, не следует на первых порах активизировать контакты со сверстниками. Целесообразно вначале подбирать для них 1-2 партнеров, увлечения которых совпадали бы с их основными увлечениями, и лишь затем постепенно и осторожно расширять круг их общения. Успеху в работе с детьми, испытывающими «мотивационные» труд- ности иного характера (авторитарные организаторы), способствует работа, направленная на переориентацию неправильно сформированных мотивов общения, и прежде всего преодоление нежелания считаться с мнением партнеров по игре.
Влияние воспитателя на поведение ребенка
Организатором всей жизни и деятельности детей в школе является учитель. Учитель - самый авторитетный человек для ребенка-первоклассника. Отношение учителя к детям, к их деятельности - самый действенный фактор, формирующий поведение детей.
Мы имеем здесь в виду повседневное личное практическое отношение учителя, которое нельзя смешивать со знаниями об отношениях, передаваемыми детям учителем путем чтения, бесед и т. д. Больше того, повседневные требования и указания детям о том, как относиться друг к другу и к учению, то есть словесное воздействие на детей, оказывает слабое влияние, если не подкрепляется личным отношением учителя к детям, так как первоклассники подражают в своем поведении действиям и поведению учителя.
Важность и необходимость той или иной деятельности, требования ребенок оценивает в значительной степени по тому, какое значение придает им учитель, как учитель относится к данному требованию или деятельности. Поэтому учителю приходится тщательно продумывать каждое свое воздействие, обращение к детям, каждый способ проявления собственного отношения, чтобы форма его соответствовала содержанию и задачам воспитания. Особое значение в этом приобретает работа учителя над выразительностью, эмоциональностью своей речи, как средством передачи детям своего отношения к ним, богатства чувств и переживаний.
Кроме того, степень влияния личности учителя, его требований на поведение детей и особенно на устойчивость их поведения в отсутствие учителя в значительной мере зависит от того, насколько близким и заинтересованным в их успехах оказывается для них учитель, выражает ли он требования к детям только от своего лица или от всей школы и самого детского коллектива. У одних учителей наблюдается стремление постоянно подчеркивать, что их требования к поведению детей - это требования и всех людей, это требования, отражающие интересы и самих детей: «В правилах поведения школьников сказано, что на уроки надо являться без опозданий. Тот, кто опаздывает, мешает нам всем работать, а сам не будет знать того, чему мы научились без него», «Нельзя подсказывать, он должен сам думать, а вы мешаете ему. Я могу подумать, что он не знает» и т. п.
У других же учителей все требования, как правило, предъявляются только от лица учителя. Учитель говорит: «Я сказал», «Я требую», «Я этого не прошу», «Я за это накажу» и т. д. В результате дети прочно связывают все требования учителя только с его личностью, поэтому и перестают выполнять их, как только учитель уходит из поля их зрения. Дети I класса и без этого связывают каждое предъявленное им требование с личностью того, кто его предъявил, и выполняют требование для того, кто его предъявляет. Эта особенность создает известную трудность в формировании у них устойчивого поведения и должна преодолеваться учителем в процессе повседневной работы с детьми.
Постепенное формирование у детей понимания общности требований к ним со стороны всех людей - учителей, родителей, товарищей - является необходимой предпосылкой для приучения детей к правильному поведению не только в присутствии учителя, но и без него, не только в школе, но и вне ее.
Личный пример отношения учителя к детям и к их деятельности способствует усвоению детьми правил взаимоотношений и закреплению соответствующих им навыков, манеры поведения, формированию устойчивой культуры поведения, чувств и речевого общения.
Учитель в I классе - это центр, вокруг которого и под влиянием личного примера которого происходит первоначальное сплочение и становление классного коллектива. Дети, проникнутые безграничным доверием к учителю, привыкают коллективно жить и работать, руководствуясь требованием, словом учителя, поступать так, как поступает и показывает учитель.
Научение детей совместно работать под руководством учителя составляет первую ступень формирования детского коллектива как условия упражнения их в правильных поступках.
Первые коллективные связи, предпосылки и элементы общественного мнения, знания детей друг о друге являются опосредствованными деятельностью и поведением, личностью учителя.
Непосредственные же связи, непосредственный интерес детей друг к другу в I классе формируются постепенно на этой основе, в процессе коллективной деятельности.
Подражание учителю особенно ярко заметно при выполнении детьми общественных поручений, обязанностей дежурных, санитаров, когда они выступают в роли самостоятельных, активных организаторов жизни класса.
Когда учитель строг, требователен, но сухо относится к детям, поддерживает порядок в классе преимущественно наказаниями, дежурные также требовательны и строги в отношении друг к другу и без конца наказывают своих товарищей: «Выйди из строя», «Давай портфель, опять тебе придется поплакать перед учителем» и т. д.
В тех же случаях, когда учитель не только требовательно, строго, но в то же время очень внимательно и даже ласково относится к детям, редко наказывает и больше разъясняет ошибки, учит поступать правильно, там и дети требовательны, но в то же время отзывчивы, сочувственно и доброжелательно относятся друг к другу: «У В. сегодня опять грязные руки»,- заявляет санитарка. Выясняется, что В. дома моет руки хорошо, но пока идет в школу, пачкается. Л. предлагает: «Можно, я буду заходить за В. и следить, чтобы он ничего не брал в руки, когда идет в школу?» Дети не ждут наказания и осуждения В., а сами ищут возможность помочь ему.
В обстановке доброжелательного, чуткого и теплого отношения учи» теля даже резкие, грубые дети смягчаются, привыкают к другой манере поведения и речевого общения.
Первоклассники очень чувствительны к тону, интонации речи. Очень часто они реагируют на тон, эмоциональную сторону слов учителя, даже не вникая в их смысловое значение. Учитель раздраженно, осуждающе говорит, обращаясь к ученику, который разговаривает с соседом: «Милый мальчик! Что с тобой?» Не только С., но и все дети тотчас подтягиваются, умолкают, подталкивают друг друга, обращая внимание не на смысл слов, сказанных учителем, а на их тон.
Этими же словами данный учитель выражает насмешку, иронию, порождающие соответствующую реакцию детей.
Формирование взаимоотношений между детьми в I классе теснейшим образом связано с формированием культуры речевого общения детей, и самым действенным образцом здесь является речь учителя в единстве ее формы, содержания и эмоциональной выразительности.
Учитель воздействует на детей не только организацией их жизни, содержанием требований, разъяснений, словом, но и формой предъявления требований, формой оценок, замечаний, характером реплик, тоном и интонацией голоса, характером наказаний и поощрений, отражающих отношение учителя к детям, к их поступкам и действиям, а также к своим собственным требованиям, которые предъявляются детям.
Учитель предъявил детям требование приходить в школу чистыми, опрятно одетыми, научил выполнять это. Выделены санитары для наблюдения за выполнением данного требования, строго определены их обязанности. Но отношение детей к требованию учителя и отношение санитара к своим обязанностям, а следовательно, и соответствующее поведение детей зависит не только от знания детьми этого требования и даже умения его выполнять, не только от знания обязанностей санитаром, но и от отношения учителя к своим требованиям и к поступкам детей. Там, где от учителя никогда не ускользает невыполненная обязанность, оторванная пуговица, грязный воротничок, пыльная обувь или помятый костюм, так же как и хорошие примеры поведения, дети становятся все более требовательными к себе и друг к другу, проникаются сознанием важности и необходимости выполнять требования учителя, а в соответствии с этим определяются и их поступки. Безразличие учителя к фактам жизни и поведения и связанное с этим отсутствие постоянства требований к детям неизбежно влекут за собой неисполнительность, безответственное отношение детей к поддержанию установленного порядка, к выполнению своих обязанностей, а следовательно, и появление отрицательных поступков, разрушение привычек правильного поведения.
Поведение учителя является весьма важным фактором нравственного воспитания. Опыт полностью подтверждает глубокую правильность мысли М. И. Калинина о том, что воспитание есть прежде всего воздействие поведения воспитателя на психологию детей. Манеры и привычки поведения учителя, стиль и тон его обращения с детьми выражают особенности его личности и характера. На нравственное развитие детей воздействуют не только содержание и методика воспитательной работы учителя, но и его характер. Уместно напомнить, что еще К. Д. Ушинский подчеркивал особую важность воздействия характера учителя на формирование личности ребенка. Воспитанные под влиянием педагогических воздействий учителя и его характера, привычки поведения детей упрочиваются и развиваются в семейных отношениях, если достигается единство школы и семьи. Результаты нравственного воспитания детей в школе сказываются не только в школе, но и в семье, во всех обстоятельствах жизни детей.
Воспитатель и ребенок
Перед тем как отдать ребенка в детский сад многие родители интересуются уровнем профессиональной квалификации воспитателя. Родителям очень важно знать и иметь представление о человеке, который будет проводит время с их ребенком. Что это за человек, нравится ли он ребенку, - очень важный момент. Будет ли ребенок доверять этому человеку, возникнет ли у него желание сотрудничать и слушаться этого человека. Насколько он профессионален в своем ремесле? Какие знания он даст ребенку?
Данные полученные в ходе опроса свидетельствуют о том,что 68,8% родителей удовлетворены профессиональной квалификацией воспитателя, около 12% родителей в разной степени не удовлетворены профессиональной квалификацией воспитателя. При этом явно негативно оценивающих профессиональную квалификацию единицы, таких родителей 1%.
Данные этого опроса говорят о том,что большинство родителей доверяют воспитателю,что они полагаются на его профессионализм. Именно воспитатель в детском саду является главным источником знаний для ребенка.
В детском саду воспитатель заменяет ребенку близкого взрослого. Он занимается воспитанием, организацией досуга. Иногда бывает так,что взрослые, отдавая ребенка в детский сад,таким образом снимают с себя часть ответственности за воспитание ребенка и перекладывают эту ответственность на воспитателя. С одной стороны родители считают, что воспитатель сможет больше объяснить ребенку и больше передать знаний и умений. Это может быть и хорошо,потому что у воспитателей,как правило,большой опыт общения с детьми и всегда есть ответы на типичные "детские" вопросы.
Но как показывает практика, большинство родителей, отдавших ребенка в детский сад, частично отстраняются от обязанности его воспитывать, таким образом возлагая эту ответственность на воспитателей. Но вклад в развитие ребенка должны делать не только близкие взрослые или только воспитатели, а только их взаимодействие привет к тому,что ребенок будет быстрее получать знания и умения и перенимать культурно-исторический опыт.
Влияние воспитателя на эмоциональную стабильность ребенка
В последнее время проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание педагогов и психологов.
Те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального образования, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства. Эмоции проходят путь прогрессивного развития, приобретая всё более богатое содержание и всё более сложные формы проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.
Эмоциональное развитие дошкольника связано, прежде всего, с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства. Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания.
В настоящее время достаточно актуальна проблема взаимосвязи педагогического общения и эмоционального самочувствия дошкольника. Можно с уверенностью сказать, что через общение в педагогическом процессе складывается неуловимая, но чрезвычайно важная система воспитательных взаимоотношений, которая способствует эффективности воспитатния и обучения. Проблема педагогического общения занимает одно из центральных мест в психолого-педагогической науке (М.И. Лисина, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, О. Смирнова и др.)
Педагогическое общение - процесс сложный, многослойный. Оно представляет собой процесс непрерывно развивающихся и изменяющихся форм общения, которые образуют динамическую коммуникативную систему.
Предварительный анализ психолого-педагогической литературы по проблеме влияния педагогического общения на эмоциональное развитие дошкольника позволило выделить ряд противоречий:
1. Между пониманием педагогом своей роли в личностном развитии дошкольника и недооценке своего воздействия на эмоциональное состояние ребёнка.
2. Между желанием ребёнка находиться в состоянии эмоционального комфорта и неумением выбрать средства выражения своих чувств и переживаний в общении со взрослым (воспитателем) и детьми.
Детский сад и его роль в формировании личности ребенка
Детство - это чудесная и уникальная пора нашей жизни, которую каждый из нас вспоминает с улыбкой. Первые шаги в познании мира, первые победы и разочарования, праздники, детский сад - все это веселой чередой проносится в наших воспоминаниях. Именно в детстве формируются основные черты характера человека, происходит становление личности, а также закладывается основа будущего здоровья. Основную роль в этом, наряду с семьей, играет детский сад, где малыш 2-6 лет проводит большую часть рабочего дня.
Детский сад - первая ступень социализации ребенка
Человек в своей сущности существо коллективное. Первым коллективом в жизни ребенка выступает семья. От атмосферы в семье зависит какое представление сформируется у малыша об окружающем мире, о взаимоотношениях, о том каким нужно быть. Но круг общения ограничивается близкими взрослыми, которые опекают малыша, говорят, что ему делать, предлагают играть по их правилам и т.д. Наступает момент, когда этого становится недостаточно. Возникает потребность в расширении круга общения в частности общения со сверстниками, где ребенок может проявить свои навыки и способности и приобрести другие. Решить эту проблему помогает детский сад, одна из основных задач которого научить маленького человека искусству общения - одному из важнейших факторов успешности взрослой жизни. Первоначальная задача - научить малыша сотрудничать с другими детьми, вырабатывать общие правила игры, считаться не только со своими желаниями, но и с интересами других.
Дети придают значение тому, что их окружает
Переступая порог детского сада, каждый из нас чувствует атмосферу детства, здесь все подчинено тому, чтобы детям было комфортно и удобно. Это касается и оборудования для детского сада, и детской мебели, и оформления залов и комнат. Игровые комнаты оборудованы ярко и красочно, учитывая современные тенденции и возрастные потребности детей. Все товары для детского сада, включая игрушки, отвечают санитарным требованиям, обладают хорошей износоустойчивостью и сделаны из качественных материалов. Все это вместе взятое формирует благоприятную атмосферу для малыша, базу для его всестороннего развития.
Режим дня
Режим дня играет большую роль в жизни каждого человека, а ребенка особенно. Выполнение режима дня способствует укреплению здоровья, в том числе психологического, позволяет малышу чувствовать себя уверенным и защищенным. Он, например, четко представляет, что после прогулки будет обед, после обеда дневной сон…а потом придет мама или папа. Кроме того распорядок дня предохраняет нервную систему от переутомления, чередуя фазы активности и отдыха, способствует гармоничному развитию личности, воспитывает пунктуальность и самодисциплину.
Главное достижение выполнения режима дня в дошкольном возрасте - это формирование простых полезных привычек, таких как: умываться по утрам и вечерам, чистить зубы, мыть руки перед едой, вовремя вставать и ложиться, кушать в одно и то же время и т.д., которые станут основой будущего характера.
Игра как средство развития и воспитания
Игра является основным видом деятельности дошкольника. Играя, решаются многие задачи, которые стоят перед детским дошкольным учреждением, в первую очередь это -
Формирование устойчивого интереса к знаниям, к учебе;
Обучение правил поведения;
Прививание любви к природе, родному краю;
Обучение ребенка жить в коллективе, а также правилам общения со взрослыми;
Способствовать формированию таких чувств как доброта, справедливость, чуткость, благородство, позитивное отношение к жизни и другие.
Игра в детском саду соответствует возрастным особенностям ребенка и его возможностям, что очень важно для создания ситуации успеха, его закрепления и перехода на новый уровень. Ребенок учится очередности выполнения задания, вниманию, умению следить за действиями педагога и других детей, концентрировать свое внимание и вовремя переключать его на другое.
Дидактические игры и дидактические наглядные пособия способствуют расширению кругозора воспитанника, его знаний о предметах, явлениях, животных и растениях, развитию умственных способностей, умению обобщать и сравнивать.
Словесные игры развивают речь, активизируют мыслительные процессы, учат высказывать свое мнение или желание.
Сюжетно-ролевые игры - это отражение окружающего мира малыша, в котором он подражает взрослым, в первую очередь родителям, их действиям и отношению к людям и различным ситуациям. Роль воспитателя при этом вовремя скорректировать эти представления, расширить знания малыша о профессиях и взаимоотношениях, научить думать, чувствовать, адаптироваться к изменяющимся правилам, принимать решения и управлять эмоциями.
Коллективные игры учат общению детей друг с другом, умению подчиняться правилам, считаться с интересами других, организованности, вниманию и ответственности за результат. В таких играх четко просматриваются лидерские качества ребенка, умение брать инициативу в свои руки.
Подвижные игры способствуют укреплению здоровья, умению владеть собственным телом, быть ловким и выносливым. Игры, которые носят соревновательный характер, воспитывают волю, настойчивость, умение преодолевать трудности.
В эстетическом воспитании важную роль играют творческие игры, театральные постановки и музыкальные занятия. Они наполняют жизнь ребенка приятными впечатлениями и позитивными эмоциями, развивают чувство прекрасного, учат сопереживать и дарить радость. Чтение книг, просмотр спектаклей, посещение концертов, умение делать что-то своими руками развивают воображение, творческое мышление и формируют художественный вкус.
Роль воспитателя в формировании личности дошкольника
В детском саду для малыша воспитатель самый главный человек в группе, непререкаемый авторитет, которому он доверяет, поверяет свои тайны и проблемы, который все знает и может помочь и поддержать.
Умение создать в коллективе такую психологическую атмосферу, где дети чувствуют себя комфортно и свободно, способствует формированию личности каждого ребенка.
Уважительное и справедливое отношение к малышу, искренний интерес к его успехам и нуждам, позитивный настрой, доброта и оптимизм, педагогический такт - вот качества, которые присущи настоящему профессионалу.
Социально-психологический портрет педагога дошкольного учреждения
Роль воспитателя в развитии личности ребенка
Известный советский педагог А. С. Макаренко, подчеркивая роль и ответственность педагога, писал: «Я уверен в совершенно беспредельном могуществе воспитательного воздействия. Я уверен, что если человек плохо воспитан, то в этом исключительно виноваты воспитатели. Если ребенок хорош, то этим он тоже обязан воспитанию, своему детству»
Говоря описательно, воспитание в развитии личности выступает важным фактором наряду с наследственностью и средой. Оно обеспечивает социализацию личности, программирует параметры ее развития с учетом многогранности воздействия различных факторов. Воспитание -- это спланированный, долгосрочный процесс специально организованной жизни детей в условиях обучения и воспитания. И именно от воспитателя зависит, каким будет этот процесс, напряженным или психологически комфортным для детского коллектива.
М.И. Лисина в своем исследовании доказала, что уровень познавательной активности в раннем детстве определяется пережитым ребенком в первые годы жизни влиянием окружающей среды, главным фактором которой является общение ребенка с окружающими его людьми, прежде всего со значимыми взрослыми, отношения с которыми определяют отношения ребенка со всем остальным миром. А именно одна из задач дошкольного образования это развитие познавательной деятельности, очень важная для ребенка.
Отношения ребенка с окружающим миром осуществляются через взрослого, как посредника. Под руководством взрослого дошкольник овладевает новыми видами деятельности, умениями, навыками. И здесь собственная активность детей непосредственно связана с активностью, идущей от взрослого. Поэтому педагогическая деятельность требует от современного педагога, стремящегося сформировать познавательную активность ребенка, наличия следующих личностных параметров:
· способности к активной и разносторонней профессиональной и социально-культурной деятельности;
· тактичности, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а при необходимости и защищать;
· умения обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение;
· знания особенностей психического развития детей;
· способности к собственному саморазвитию и самовоспитанию.
Поскольку многими учеными доказана важность общения в развитии ребенка, то как не педагог общается или направляет это общение в нужное русло. И если все перечисленные выше личностные параметры будут представлены в той или иной мере в педагоге, процесс развития личности ребенка будет несомненно выше. Многочисленные психологические исследования показывают, что общение ребенка со взрослым является главным и решающим условием становления всех психических способностей и качеств ребенка. Именно взрослый открывает ребенку все разнообразие эмоции, речи, восприятия и т.д. и если взрослый не объяснит ребенку что снег белый, а земля черная, то ребенок сам этого так и не узнает.
Воспитание культуры здорового образа жизни
Воспитание -- процесс необычайно сложный, многосторонний и вместе с тем комплексный. Другими словами, многочисленные стороны воспитания должны формироваться одновременно, в тесной взаимосвязи и взаимообусловленности. В обучении можно...
Воспитатель дошкольного учреждения – специалист по дошкольному воспитанию
«Любить детей -- это и курица умеет. А вот уметь воспитывать их -- это великое государственное дело, требующее таланта и широкого знания жизни» "right">Горький М На мой взгляд, воспитатель - это не только профессия, это призвание...
Понятие личности в педагогике
Развитие личности и становление ее свойств -- процесс закономерный и причинно обусловленный. Закономерностей много, но все можно свести в три взаимосвязанные группы: возрастные, социально-психологические и деятельностные...
Приемы коррекции речи детей на музыкальном занятии в детском саду
Психолого-педагогические аспекты выбора репертуара при обучении детей младших школьников в хореографическом коллективе
хореографический воспитание личность обучение Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания...
Развитие трудовой деятельности дошкольника
Самой главной особенностью детской трудовой деятельности является то, что, несмотря на наличие в ней всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого...
Речевые игры на уроках музыки, как средство развития речевого аппарата у дошкольников
Музыка глубоко и многообразно воздействует на чувства, мысли и волю людей, благотворно сказывается на их созидательном труде и опыте, участвует в формировании личности...
Роль коллектива в формировании личности как ведущая идея гуманистической педагогики
Одним из основных принципов реализации теории коллектива в педагогике является принцип формирования личности в коллективе. Данный принцип был разработан основоположниками советской педагогики Н.К. Крупской и А.В. Луначарским...
Роль музыки в эмоциональном развитии дошкольников
Развлечения в детском саду проводятся с целью позабавить детей, внести радость в повседневную жизнь. Занятия, игры, посильный труд составляют обычную программу каждого дня. Развлечения становятся радостным событием для ребенка...
Роль родного языка в развитии личности ребенка
Развитием называют процесс изменений, представляющих собой переходы от простого ко все более сложному, от низшего к высшему, процесс, в котором постепенное накопление количественных изменений приводит к качественным изменениям. Гальперин П...
Роль старшего воспитателя в создании условий для самостоятельной художественно-творческой деятельности детей и руководство работой воспитателей
Воспитатель управляет процессом развития детей. Дети и сами любят художественную деятельность, и часто по собственной инициативе занимаются ее. Нельзя сказать...
Семейное воспитание и его особенности
У хороших родителей вырастают хорошие дети. Как часто слышим мы это утверждение и часто затрудняемся объяснить, что же это такое - хорошие родители. Будущие родители думают, что хорошими можно стать...
Современный взгляд на педагогическое наследие А.С. Макаренко
Макаренко утверждал, что воспитываться должен не только воспитуемый, но и сам педагог. Причём, не нужно иметь педагогического таланта. Как писал Макаренко: «Я не обладаю педагогическим талантом и пришёл в педагогику случайно. Отец мой, маляр...
Театральная (театрализованная) деятельность как средство профилактики и коррекции агрессии в поведении детей школьного возраста
И.А. Фурманов делит агрессивное поведение детей на две формы: А. Социализированная Дети обычно не имеют психических нарушений, у них низкий моральный и волевой уровень регуляции поведения, нравственная нестабильность...
Управление качеством вариативной системы дошкольного образования
Важнейшим фактором и условием развития ребенка выступает социальная среда. Социальная среда - все то, что окружает нас в социальной жизни и, прежде всего, люди, с которыми каждый индивид находится в специфических отношениях...
Хан Лариса Николаевна
Должность:
учитель начальных классов
Учебное заведение:
МБОУ "Гимназия №133"
Населённый пункт:
город Уссурийск УГО
Наименование материала:
статья
Тема:
Роль педагога в формировании личности ребёнка.
Дата публикации:
19.04.2017
Раздел:
начальное образование
Роль педагога в формировании личности ребенка.
На Земле много профессий, но самой важной является профессия - пе-
дагог. Только она решает многие волнующие вопросы в жизни ребёнка. Это
даже не профессия, а образ жизни. Это осознание огромной ответственности
перед государством, обществом, родителями и прежде всего перед ученика-
ми.
Личность педагога – мощный фактор формирования личности ребенка.
Социальные
функции
педагога
–
приобщить
подрастающее
поколение
к
культурному наследию, общественному опыту старших поколений.
Общение со взрослым помогает ребенку устанавливать социальные
контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое непосредственное
воздействие на особенности и развитие его общения со сверстниками. Взрос-
лый является ребенку в качестве образца для подражания, эталона, а в обще-
нии со сверстниками ребенок пробует присвоенные им в общении со взрос-
лым способы деятельности, особые формы взаимодействия. Таким образом, и
в общении со сверстниками до конца дошкольного возраста ведущей фигурой
остается взрослый.
В развитии личности ребенка важную роль играет переход из сферы
стихийных детских и семейных групп в сферу педагогически организован-
ных коллективов. Такой коллектив занимает особое место в становлении лич-
ности, поскольку именно в нем наиболее целенаправленно и интенсивно фор-
мируются необходимые обществу социальные установки, образцы поведения,
приобретаются знания, умения и навыки общественной жизни.
В отечественной литературе достаточно подробно проанализирована
роль воспитателя в интеллектуальном развитии дошкольника, в воспитании у
него тех или иных качеств, умений, навыков, а также проблема влияния лич-
ностных качеств воспитания на развитие личности ребенка. Вследствие спе-
цифики детского возраста (впечатлительность, эмоциональность, легкая вну-
шаемость)
педагогическое
воздействие
воспитатель
оказывает
не
только
своими интеллектуальными и педагогическими способностями, но и лич-
ностными качествами.
Воспитатель – это не только носитель различного рода служебных (ро-
левых) обязанностей, призванный исправлять, учить, приучать ребенка. В
этой связи вспоминается высказывание К.Д. Ушинского(1948) о том, что в
воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что
«воспитательная сила изливается только от живого источника человеческой
личности...». Ту же мысль приводит в своей работе видный советский педагог
Е.А. Аркин: «Ни один фактор развития не в состоянии проникнуть так в
глубь детского существа, найти скрытые там индивидуальные ценности, дать
им выход и применение, укрепить их и усовершенствовать, как воздействие
воспитателя».
Способность воспитателя «быть личностью» во многом определяет
процесс
воспитания.
Природа
воздействия
воспитателя
на
личность
до-
школьника сложна, глубока и многогранна. В работах А.А Бодалева (1982)
подчеркивается важность таких компонентов воздействия внешнего облика
воспитателя, как мимика, голос, жестикуляция. АТ. Репина (1980), также ис-
следовавшая значимые для детей внешние особенности, установила, что эмо-
циональную окрашенность действий дошкольники легче всего воспринимают
по мимике действующего лица. Например, эмоциональное содержание карти-
ны воспринимается детьми через мимику изображаемых персонажей. Наряду
с внешними особенностями поведения воспитателя наиболее значимым для
детей является эмоционально-оценочное воздействие на них воспитателя.
Дети четко фиксируют и ретранслируют в общении со сверстниками индиви-
дуально-личностные особенности этой стороны поведения воспитателя.
Воспитатель детского сада формирует рядом и вместе с родителями
личность
ребенка.
Благополучие
дошкольника,
его
положение
в
группе
сверстников, душевный и социальный комфорт в значительной степени зави-
сят от тех эмоций и оценок, которые воспитатель проявляет при общении с
ним.
Общение со взрослым помогает ребенку устанавливать социальные
контакты, познавать себя и других, оно оказывает самое непосредственное
воздействие на особенности и развитие его общения со сверстниками. Взрос-
лый является ребенку в качестве образца для подражания, эталона, а в обще-
нии со сверстниками ребенок пробует присвоенные им в общении со взрос-
лым способы деятельности, особые формы взаимодействия.
Одной из приоритетных задач дошкольного образования на современ-
ном этапе развития общества является организация учебно-воспитательного
процесса, направленного на максимальную реализацию возможностей и ин-
тересов
ребенка.
Как
известно,
в
основе
любой
деятельности
ребенка-
дошкольника лежит его собственная активность, в том числе и познаватель-
ная.
Известно, что познавательная активность детей дошкольного возраста
развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому
человеку от рождения. В старшем дошкольном возрасте на основе этой по-
требности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятель-
ности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как мож-
но больше нового.
Познавательная активность – стремление к наиболее полному позна-
нию предметов и явлений окружающего мира; сложное личностное образова-
ние, которое складывается под влиянием самых разнообразных факторов, как
субъективных, так и объективных. Старший дошкольный возраст считается
сензитивным периодом для развития познавательной активности личности.
Но это не означает, что познавательная активность формируется самостоя-
тельно. Известно, что ребенок – существо социальное. Среда для него высту-
пает условием и источником развития.
Уровень познавательной активности в раннем детстве определяется
пережитым ребенком в первые годы жизни влиянием окружающей среды,
главным фактором которой является общение ребенка с окружающими его
людьми, прежде всего со значимыми взрослыми, отношения с которыми
определяют отношения ребенка со всем остальным миром.
Отношения
ребенка
с
окружающим
миром
осуществляются
через
взрослого, как посредника. Под руководством взрослого дошкольник овладе-
вает новыми видами деятельности, умениями, навыками. И здесь собственная
активность детей непосредственно связана с активностью, идущей от взрос-
лого.
Поэтому педагогическая деятельность требует от современного педаго-
га, стремящегося сформировать познавательную активность ребенка, наличия
следующих личностных параметров:
способности к активной и разносто-
ронней профессиональной и социально-культурной деятельности; тактично-
сти, чувства эмпатии, терпеливости и терпимости в отношениях с детьми и
взрослыми, готовности принимать и поддерживать их, а при необходимости и
защищать; умения обеспечивать внутригрупповое и межгрупповое общение;
знания особенностей психического развития детей; способности к собствен-
ному саморазвитию и самовоспитанию.
Формирование познавательной активности дошкольников требует от
педагога проявления творческого подхода к организации учебно-воспитатель-
ного процесса. Творческий потенциал педагога характеризуется рядом осо-
бенностей личности, которые называют признаками творческой личности:
способность замечать и формулировать альтернативы, подвергать сомнению
на первый взгляд очевидное, избегать поверхностных формулировок; умение
вникнуть в проблему и в то же время оторваться от реальности, увидеть пер-
спективу; способность отказаться от ориентации на авторитеты; умение пред-
ставить знакомый объект с совершенно новой стороны, в новом контексте;
способность к ассоциациям (быстрое и свободное переключение мыслей,
способность вызвать в сознании образы и создавать из них новые комбина-
ции); готовность памяти (овладение достаточно большим объемом системати-
зированных знаний, упорядоченность и динамичность знаний) и способность
к обобщению; креативность, то есть способность превращать совершаемую
деятельность в творческий процесс. Ребенок в дошкольном возрасте очень за-
висим от отношения к нему взрослых (родителей, воспитателя), которое во
многом определяет самооценку ребенка, формирует чувство уверенности в
себе. Поэтому детям так важна поддержка, участие, интерес и внимание
взрослого к его делам и проблемам.
Взрослые должны уметь видеть и понимать индивидуальность ребенка,
его особенности и возможности, рассматривать его как уникальную личность
с присущими ей индивидуальными склонностями и творческим потенциалом.
Необходимо учитывать индивидуальный темп развития каждого ребенка, на-
блюдать за его ростом и развитием, сравнивать результаты работы с его соб-
ственным продвижением, а не с успехами других детей или групповым уров-
нем, никогда не позволять себе оценивать личность ребенка, а высказываться
только относительно результатов его работы.
Ребенка нельзя ругать и наказывать за неуспех в той или иной деятель-
ности, так как это может привести к появлению стойкого отрицательного от-
ношения к процессу познания нового, педагогу, образовательной системе в
целом.
Необходимо формировать положительный микроклимат в группе, под-
держивающий познавательный интерес и активность детей. Если ребенку
трудно, и у него далеко не все получается, часто ему бывает сложно по-
строить взаимоотношения с другими детьми, и здесь он нуждается в помощи
тактичного воспитателя, умеющего, нивелируя недостатки, выделять пози-
тивное.
Для эффективного развития познавательной активности важно умение
видеть и ценить в каждом ребенке единственную, неповторимую, самоцен-
ную и свободную личность, с индивидуальными, присущими только ей чер-
тами и особенностями. Все это поможет сохранить самооценку ребенка, бу-
дет способствовать сохранению и поддержанию положительного отношения
к познавательному процессу.
Ребенок, как и взрослый, находится в постоянном процессе познания
мира, он думает, анализирует, говорит, слушает, понимает, чувствует, общает-
ся с другими людьми. В процессе общения со взрослыми и сверстниками, по-
знавательной деятельности происходит интенсивное развитие личности ре-
бенка, его познавательной активности Одним из основных побудителей по-
знавательной активности детей является педагог. Реакции на побудительные
действия бывают разные: мотивированные на познавательную активность и
не мотивированные. Мотивированные на любые побуждающие действия реа-
гируют включением в познавательную деятельность, не нуждаются в каких-
либо специальных побудителях. У таких детей сформировался познаватель-
ный интерес, сложилась установка на познавательную деятельность. Однако
встречается немало детей с не мотивированной реакцией на побудительные
действия со стороны педагога.
Развитие познавательной активности таких детей начинается с воздей-
ствия на органы их восприятия. В такой ситуации полезными оказываются
яркие демонстрации, интересный краткий рассказ, которые сначала привле-
кают внимание, заинтересовывают, создают проблемную ситуацию. Возни-
кает неустойчивая познавательная активность низкого уровня – любознатель-
ность в виде вопроса: «Что это такое было?».
Мастерство педагога в этом случае постановкой умелых вопросов, воз-
действием на воображение и эмоции ребенка должно привести возникшее
любопытство к любознательности. Подключение мышления к решению вы-
двинутой проблемы может привести к развитию познавательной активности.
Весь этот процесс происходит под руководством педагога
В условиях современного общества необходимы специфические тре-
бования к педагогу дошкольного учреждения, для реализации целого ряда пе-
дагогических функций: информационной, предполагающей умения пользо-
ваться речевой выразительностью, точно, кратко, логично излагать материал
и добиваться понимания, пользоваться различными методами изложения, ак-
тивизировать детей в процессе усвоения материала; побудительной, преду-
сматривающей умения возбуждать интерес, внимание, побуждать к активно-
сти, переводить знания в практические действия, оценивать деятельность, по-
ступки,
закреплять
знания
и
умения
детей
в
соответствии
с
возрастом;
конструктивно-организаторской, включающей в себя ряд умений: планиро-
вать педагогический процесс, подбирать материал, методы, приемы, средства
для содержательной (учебной, игровой, трудовой и др.) деятельности, органи-
зовывать выполнение режима в разных возрастных группах, создавать разви-
вающую среду и использовать ее в качестве средства воспитания личности
ребенка; диагностической, содержащей умения определять особенности фи-
зического и психического состояния детей и учитывать это в собственной де-
ятельности, осуществлять учет и контроль эффективности учебно-воспита-
тельной работы в целом, устанавливать соответствие знаний, умений и навы-
ков поведения требованиям программы, видеть связи развития ребенка с ис-
пользованием различных методов учебно-воспитательной работы; координи-
рующей, предполагающей наличие следующих умений: устанавливать дело-
вые контакты с родителями и коллегами, участвовать в педагогическом про-
свещении родителей, раскрывать им подержание, методы общественного вос-
питания, побуждать родителей к активному участию в работе дошкольного
образовательного учреждения; коммуникативной, требующей от педагога вы-
соких нравственных качеств и черт характера, проявляющихся в умении быть
в общении с детьми всегда доброжелательным, тактичным, приветливым,
вежливым.
Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного воз-
раста во многом будет зависеть от методов, с помощью которых педагог будет
организовывать процесс познания воспитанников: метод неожиданных реше-
ний (педагог предлагает новое нестереотипное решение той или иной задачи,
которое противоречит имеющемуся опыту ребенка); метод предъявления за-
даний с неопределенным окончанием, что заставляет детей задавать вопросы,
направленные на получение дополнительной информации; метод, стимулиру-
ющий проявление творческой самостоятельности составления аналогичных
заданий на новом содержании, поиск аналогов в повседневной жизни; метод
«преднамеренных ошибок» ,когда педагог избирает неверный путь достиже-
ния цели, а дети обнаруживают это и начинают предлагать свои пути и спосо-
бы решения задачи.
. Таким образом, педагог должен владеть всем педагогическим инстру-
ментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную актив-
ность старших дошкольников. Также значимыми являются личностные каче-
ства воспитателя такие, как стремление к саморазвитию, знания особенно-
стей психического развития детей, творческий потенциал, тактичность и тер-
пимость в отношениях с детьми и родителями. Только знающий и любящий
детей педагог-профессионал может сформировать у старших дошкольников
познавательную активность
Влияние взрослых на формирование самооценки дошкольника велико.
Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы его поведение было примером
для его воспитанников. Воспитатель и ребенок, как измерить ответственность
взрослого перед этим маленьким беззащитным человечком? Как вселить в его
душу уверенность в том, что его любят и никогда ни словом, ни делом не оби-
дят, не ранят зарождающуюся личность? Именно в контексте взаимодействия
педагогов с детьми, собственно, и происходит развитие личности ребенка. Да,
семья – это первый социальный институт для малыша, и роль родителей в
том, каким вырастет их ребенок, несомненно, определяющая. Но и от педаго-
га, безусловно, зависит многое, ведь в стенах дошкольного учреждения ребя-
та проводят значительную часть своей жизни.
В группе детского сада воспитатель – самый главный человек для до-
школьника. Ребенок безоглядно доверяет воспитателю, наделяет его непрере-
каемым авторитетом и всеми мыслимыми достоинствами: умом, красотой,
добротой. В глазах ребенка именно воспитатель определяет, когда можно иг-
рать или пойти на прогулку, порисовать или побегать, а когда вместе со всеми
детьми нужно спокойно посидеть и послушать. Воспитатель умеет читать за-
мечательные книжки, знает множество увлекательных историй. Он выступает
в качестве последней инстанции в разрешении детских конфликтов, он уста-
навливает правила, он все знает и может помочь, подержать. Поскольку вос-
питатель является для ребенка фигурой настолько значимой, именно на него
ложится огромная ответственность за создание условий для личностного раз-
вития.
Одним из самых важных таких условий является построение правиль-
ного типа общения. Именно форма и стиль общения первоначально формиру-
ют способность ребенка доверять себе и миру. В основе этого доверия лежит
дальнейшее эмоционально-личностное и социальное развитие ребенка, его
направление и качество. Общеизвестный факт, что искажения во взаимоотно-
шениях взрослого и ребенка ведут к формированию негативного поведения –
непослушанию, действиям наперекор, упрямству и капризам.
Компетентность воспитателя во взаимодействии с ребенком является
одной
из
основных
составляющих
профессионализма
педагога.
Человек,
компетентный в общении, прежде всего, устанавливает определенную атмо-
сферу общения, которая помогает его партнеру чувствовать себя свободно и
комфортно. Определенная атмосфера присутствует в общении двух-трех че-
ловек, но характеризует общую обстановку в постоянной группе людей.
Группа детского сада не является исключением, и лишь переступишь порог,
можно ощутить атмосферу, царящую в ней. Для развития ребенка психологи-
ческий климат играет значительную роль. Климат в группе детского сада
определяется как отношениями между воспитателем и детьми, так отношени-
ями между самими детьми. Хороший климат в группе возникает тогда, когда
все ее члены чувствуют себя свободно, но при этом уважают также и право
других быть самими собой.
Одним из приоритетных показателей благополучной атмосферы в кол-
лективе является общение взрослого с ребенком в форме сотрудничества, ко-
торое предполагает равную заинтересованность и педагога, и ребенка в их
общей деятельности, совместное участие в ней. Позиция педагога при этом
заключается в том, чтобы, понимая и уважая интерес ребенка к определенной
деятельности, поддерживать и развивать этот интерес своим активным уча-
стием, деликатно помогать ребенку тогда, когда действительно требуется по-
мощь. Сотрудничество исключает всякие формы давления со стороны педаго-
га, и поддерживает при этом стремление ребенка к самостоятельности. Обще-
ние педагога с ребенком в форме сотрудничества обеспечивает наиболее пол-
ное его развитие.
При взаимодействии с детьми очень важны реакции педагога на то или
иное действие ребенка или событие. Искренне радуясь успеху малыша, со-
чувствуя его беде, серьезно и заинтересованно относясь к его проблемам и
неудачам, вы оказываете ребенку поддержку, в которой так нуждается ма-
ленький
человек.
Ориентируясь
на
реакции
воспитателя,
ребенок
строит
представление о собственных успехах и неудачах, ошибках или достижениях,
у него возникает представление о себе как о личности. Поэтому ни в коем
случае не стоит допускать, чтобы плохое настроение, усталость или раздра-
жение присутствовали при взаимодействии с ребенком.
Все обращения к ребенку должны непременно нести позитивный отте-
нок, даже если необходимо корректировать поведение или оценить выполне-
ние действия с отрицательным результатом. Например, если ребенок не смог
что-то сделать в ходе занятия, ни в коем случае нельзя говорить ему: «Эх ты,
не смог сделать такую простую вещь!». Не стоит также отделываться и такой
фразой: «Ну ладно, ничего страшного», так как теряется значимость действия
и ориентация на положительный результат. Позитивным в данном случае бу-
дет сообщение типа: «Спасибо тебе, ты очень старался». Такие сообщения,
как: «Так уже гораздо лучше!», «Попробуй еще!», «Я не думаю, что для тебя
это должно быть трудно», «У всех бывают неудачи» и т.п. не вызовут обиды и
сопротивления, а значит будут побуждать к дальнейшим действиям. В этой
связи хорошие рекомендации дает широко известный Дейл Карнеги. Будут
эффективными такие его советы: Щадите гордость человека, старайтесь, как
можно чаще, хвалить его при всех, а критиковать наедине.
Прежде чем покритиковать человека, похвалите его, и он постарается
оправдать ваше доверие. Не оставляйте без внимания малейших достижений
и успехов. Даже на ситуации, связанные с опасностью для самого ребенка
или других детей, согласно правилам конструктивного общения, необходимо
реагировать не запретом и критикой, а позитивным сообщением, призванным
изменить поведение ребенка. Такое сообщение должно включать в себя сле-
дующие компоненты: описание произведенного действия (Когда ты …); опи-
сание
возможного
результата
этого
действия (Может
случиться,
что…);
предложение альтернативного варианта поведения (Лучше будет, если ты…).
Причем особенно важно не ограничиваться объяснением, почему так делать
не стоит или нельзя, а именно предложить другой вариант поведения в этой
ситуации.
Естественно, что любой неблаговидный поступок ребенка должен за-
канчиваться какими-то мерами воздействия. Но при этом следует помнить,
что если отрицательное подкрепление используется чаще, чем положитель-
ное, то постепенно в сознании ребенка формируется устойчивый негативный
стереотип, в котором нет места радости, удовольствию, любви. Доминирую-
щими чувствами по отношению ко взрослым становятся тревога и страх. А
это, как известно, не способствует личностному росту.
Одной из важных задач воспитателя, стоящего на позиции развивающе-
го образования, является достижение хорошего контакта с ребенком. Для
того, чтобы установить хороший контакт, необходимо быть искренне заин-
тересованным в ребенке, как в личности, а следовательно, в его мыслях, пере-
живаниях, настроении.
Необходимым условием хорошего контакта является искреннее уваже-
ние к партнеру по общению. Для ребенка уважение является особенно важ-
ным условием взаимодействия, так как представляет собой сигнал о том, что
он любим, значит, что он хороший и у него все получается. Даже у каждого
шалуна можно найти что-то ценное, отличающее его от других, а значит по-
ставить это качество в пример остальным детям. Ребенку, особенно начиная
со старшего дошкольного возраста, быть примером для окружающих детей,
наиболее ценно. Нужно помнить, что дети дошкольного возраста очень вну-
шаемы. Поэтому, если ребенка не хвалить, не ставить в пример, а постоянно
говорить, что он плохой, избалованный и т.п., он постепенно начинает вос-
принимать себя именно с позиции негатива, а плохое поведение закрепляется
и становится привычным.
«Ребенок учится тому, чему его учит жизнь». Под таким заголовком из-
вестный доктор Барбара Л. Вульф приводит список утверждений, которые
выглядят, например, таким образом:
«
Если ребенка критикуют, он учится об-
винять».
Итак, от типа и качества общения педагога с ребенком зависит развитие
всех его основных психических процессов, способностей и личностных ка-
честв. Именно в период дошкольного детства закладывается базис личност-
ной культуры. Будет ли ребенок успешен в дальнейшей жизни, инициативен,
самостоятелен, ответственен, открыт миру и людям, в большой степени зави-
сит от Вас уважаемые педагоги.
Нет более гуманной, творческой, серьёзной, нужной профессии, как
профессия – педагог. Именно она является фундаментом всех профессий в
мире. Только учитель остаётся в сердцах каждого ученика и сопровождает их
всю
жизнь.
Эта
профессия
по
состоянию
души,
по
зову
сердца!
Только педагог «ведёт ребёнка по жизни»: обучает, воспитывает, направляет
духовное и телесное развитие. Только педагог
Учитель:Хан Лариса Николаевна
Татьяна Лукьянова
Влияние роли воспитателя на формирование личности дошкольника
Очень важную роль в формировании психики ребенка играет воспитатель . Образцами для подражания в поведении дошкольника служат родители и конечно воспитатель .
Дети видят неподдельную радость воспитателя , когда в чем-либо они добиваются успеха, огорчение, когда у них неудача, беспокойство, когда малыш ошибается.
Воспитатель способствует знакомству детей с жизнью людей, которые могли бы служить достойными образцами поведения (сказочные герои, герои рассказов) .
Все правила, которым обучают детей в детском саду, постепенно усложняются. В младшем дошкольном возрасте , детей учат соблюдать режим, обращаться с игрушками. Формируют культурно-гигиенические навыки. Также детей этого возраста учат тому что : 1. нельзя драться;
2. нельзя кричать;
3. нельзя отнимать у товарища;
Чем взрослее становится дошкольник , тем больше и сложнее правила взаимоотношений. Усвоение их происходит с большим трудом.
Быстрее других воспринимают педагогические требования и усваивают их как правило поведения дети, перешедшие из ясельных групп в группы детского сада, пришедшие из семей, где их воспитывали правильно . Очень большую роль в освоении правил поведения дошкольником имеет педагогическая оценка. Когда воспитатель поощрает все успехи ребенка в выполнении правил, дети осваивают их быстрее.
Разумными являются формы самоутверждения дошкольника .
Воспитателю необходимо дать ему возможность для удовлетворения потребности в признании взрослыми его поступков, самоутверждения.
Если ребенок не находит понимания у воспитателя , то он находит другие формы самоутверждения , не лучшим образом влияющие на его психическое развитие (разрушает созданные другими постройки, нарушает дисциплину) . Важно верно понять истинные мотивы такого поведения ребенка и скорректировать собственную педагогическую деятельность.
Стремясь к самоутверждению, дошкольники получают мотив соревновательности выиграть, победить, быть лучше других. Особенно заметно это стремление у старших дошкольников .
Они любят сравнивать свои успехи с успехами других, могут прихвастнуть, очень переживают свои неудачи.
Интерес к чему- то новому у дошкольника может и не проявляться, если он всего лишь пассивно наблюдает за окружающим. Воспитатель должен помочь ребенку включиться в процесс активного познания действительности. Необходимо использовать в работе с дошкольниками элементы проблемного обучения, дающие возможность ребенку самостоятельно обнаружить новые качества предметов и явлений окружающего мира. С целью развития познавательных интересов у дошкольников (5 – 7 лет) используют насыщенный труд. Дети самостоятельно проращивают семена. Выращивают овощи, наблюдают за ростом растений. Важное значение в формировании поведения личности дошкольника имеют нравственные мотивы. К концу дошкольного возраста среди этих мотивов преобладают общественные желания сделать приятное, нужное людям. Принести пользу.
Уже в дошкольном возрасте в поведении одних детей проявляются формы созидательного типа личности , у других- разрушительного.
Воспитателю важно по незначительным на первый взгляд признакам заметить проявление определенной тенденции и умело скорректировать развитие ребенка, как личности , обеспечить каждому ребенку полноценные пути самовыражения и самоутверждения.
Ребенок с высокой самооценкой чувствует себя более уверенно, смелее, активнее проявляет свои интересы, способности, ставит перед собой более высокие цели.
Влияние взрослых на формирование самооценки дошкольника велико . Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы его поведение было примером для его воспитанников .
Публикации по теме:
Развитие интеллектуального потенциала личности дошкольника Развитие интеллектуального потенциала личности дошкольника. Профессия воспитателя сложна и многогранна. Многими знаниями и умениями нужно.
Игра как развитие личности дошкольника. Так же, как для каждого взрослого важна его работа, ребенку необходима игра. Через игру ребенок знакомится с окружающим миром. Игра в развитии.
Консультация для педагогов «Формирование личности дошкольника средствами физической культуры» ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В последние годы особое значение в педагогической науке приобрела проблема.
Консультация для педагогов «Влияние игры на психическое развитие и формирование личности ребенка с ОВЗ» Значение игры для психического развития детей с ОВЗ Долгое время о развитии ребенка судили по количеству выявленных у него знаний, по объёму.
Моральные качества личности дошкольника Моральные качества, которые необходимо освоить дошкольнику Этическое понятие Нравственное понятие (что должен знать и понимать) Нравственные.
Проект по воспитанию духовно-нравственных качеств личности дошкольника СЛАЙД №1 Воспитание духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника в процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения,.
Влияние физического воспитания на развитие личности старших дошкольников Влияние физического воспитания на развитие личности старших дошкольников Физическая культура представляет собой вид общей культуры, качественную.