Конспект НОД по экологии в средней группе «Лес — наш общий дом. План-конспект занятия (средняя группа) на тему: Конспект НОД в ДОУ в средней группе по экологии "Воздух вокруг нас"

Тема: "Необходимые в жизни бумага и ткань"

Цель:
- познакомить детей со свойствами бумаги и ткани;
- дать сравнительную характеристику этим материалам;
- учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет и способом использования предмета;
- расширять словарный запас детей, учить правильно формулировать высказывания.

Активизация словаря : бумага, ткань, гладкая, твердая, теплая, шершавая, шуршит, ткань не издает звуков, бумага размокает, ткань намокает, мятый, состоит из ниток.

Ход занятия

1. Организационный момент
Воспитатель . Ребята! Вы любите ходить в гости?
Дети. Да!
Воспитатель. Нас позвал к себе в гости медвежонок Тишка, который живет в лесу. А вот зачем он нас позвал, мы сейчас узнаем. Вы готовы?
Дети. Да!
(Звучит веселая музыка, дети выстраиваются друг за другом и идут к домику Тишки.)
2. Вводная часть
Дети подходят к домику Тишки, стучат. Появляется медвежонок Тишка и со слезами рассказывает о своем несчастье… О том как его подружка Маша попросила помочь ей разобрать вещи, которые сделаны из бумаги и ткани. А мишка ничего не знает ни про бумагу, ни про ткань.
Воспитатель. Дети, поможем Тишке?
Дети. Да!
Воспитатель. Но для того, чтобы помочь мишке мы и сами должны многое узнать о бумаге и ткани.
Пожалуйста, проходите, рассаживайтесь на свои места.
(Дети рассаживаются по своим местам.)

3. Основная часть

(Изучение свойств ткани и бумаги.)
Воспитатель . Дети, посмотрите, на столе так много предметов: это и вода в стаканчиках, и шарф из бумаги, шарф из ткани, полотенце.
(1. Определяем на ощупь, какая ткань и бумага.)
Воспитатель. Сейчас возьмите в руки сначала шарф из бумаги, потрите его пальчиками, отложите. А теперь возьмите шарф из ткани, потрите его пальчиками.
(Вместе с детьми определяем свойства бумаги и ткани, сравниваем.)
Ответы детей. Ткань – мягкая, теплая, шершавая, быстро сминается; бумага – жесткая, холодная, гладкая, легко рвется.
Воспитатель . Молодцы, ребята!
Мне очень понравились ваши ответы! А тебе, Тишка? Что ты запомнил?
Тишка. (Все путает, дети с воспитателем его исправляют.)
Мне понравилось, как дети весело отвечали, потому что я веселый. А запомнил я то, что бумага теплая, мягкая, шершавая, а ткань холодная, жесткая и т.д.
(2. Рассматриваем бумагу и ткань на свет.)
Воспитатель . А теперь следующий эксперимент! Давайте повернемся лицом к окошку и посмотрим на свет сначала на шарф из бумаги, а потом на шарф из ткани.
Что мы видим, когда рассматриваем шарф из ткани?
Дети. Видим ниточки.
Воспитатель. А когда рассматриваем шарф из бумаги?
Дети. Ниточек нет.

Воспитатель . Давайте запомним, что шарф из ткани состоит из ниток, а из бумаги нет.
Ткань изготавливают из нитей на ткацкой фабрике, а бумагу прессуют из опилок на бумажной фабрике.
Ребята, а хотите узнать, могут ли бумага и ткань разговаривать?
Дети. Да!
(3. Мнем бумагу и ткань.)
Воспитатель. Но для этого нужно, чтобы к нам пришла тишина.
Давайте тихим голосом расскажем про нее стишок.
Тишина у пруда,
Не колышется вода,
Не шумят камыши,
Засыпают малыши.
Воспитатель. Сидим тихо-тихо и берем сначала шарф из бумаги, начинаем его мять. Что вы слышите?
Дети. Она шуршит, разговаривает.
Воспитатель. Правильно, она шуршит. (Вместе повторим – бумага шуршит.)
Теперь возьмите шарф из ткани, начинаем его мять. Прислушайтесь, разговаривает ли ткань? Вы слышите что-нибудь?
Дети. Ничего!
Воспитатель. Правильно, шарф из ткани не разговаривает, не издает никакого звука.
Значит, что мы можем объяснить мишке Тишке?
(Обращается к мишке) Тишка, запомни, что когда мнешь шарф из бумаги он шуршит, а из ткани – он не издает звука.
(4. Разглаживание бумаги и ткани.)
Воспитатель . Ребята, посмотрите какие наши шарфики стали мятыми, давайте попробуем их расправить. Сначала разглаживаем шарф из бумаги руками. Что у вас получилось?
Дети. Не получается разгладить!
Воспитатель. Да, вы правы! Шарф из бумаги настолько мятый, что не распрямляется.
Давайте попробуем разгладить руками шарф из ткани. Что получилось?
Дети. Он разглаживается!
Воспитатель . Правильно, шарф из ткани распрямляется при разглаживании.
Мишка Тишка. Что-то я устал! Хочу поиграть!
Воспитатель. Ребята, давайте поиграем!
Физкультминутка
Пантомима. Солнышко утром просыпается, растет цветок,
Распускается, вянет, мятая бумага, спортсмены.
Воспитатель. Молодцы! Хорошо играли!
А теперь нас ждет еще один эксперимент. Теперь мы узнаем, если наши шарфики испачкаются, и мы решим их постирать, что с ними будет?
Воспитатель. Берем сначала шарф из ткани, погружаем в воду, отжимаем. Что мы видим?
Дети. Он стал мокрым.
Воспитатель. Расправьте его и покажите мишке Тишке.
Видишь, Тишка, шарф стал мокрым.
Воспитатель. Теперь погрузите в воду шарф из бумаги, отожмите его, попробуйте распрямить. Что вы видите?
Дети. Он размок, стал рваться.
Воспитатель . Правильно, давайте разъясним мишке Тишке, что если мы решим постирать шарф из ткани, он намокнет, но не порвется. А если постирать шарф из бумаги, он размокнет, начнет рваться и его придется выбросить.
Значит, какой из шарфов прочнее – из ткани или из бумаги?
Дети. Из ткани шарф прочнее.
Воспитатель . Ребята, а мы можем из бумаги пошить одежду?
Дети. Нет, она не прочная и скоро порвется.
Воспитатель. А из ткани?
Дети. Можем, одежда из ткани прочная и долго носится.
Воспитатель. Мишка Тишка, теперь ты понял, что же прочнее – бумага или ткань?
Ребята, давайте еще раз повторим, что такое бумага и что такое ткань.
Бумага Ткань
жесткая мягкая
холодная теплая
не состоит из ниток шершавая
если ее мять – шуршит состоит из ниток
при разглаживании если ее мять – не издает
не распрямляется звуков
при намокании – рвется при разглаживании
распрямляется
в воде намокает, но не
рвется
4. Заключительная часть
Воспитатель . Вот теперь, Тишка, когда мы знаем все о бумаге и о ткани, мы можем тебе помочь!
Вставайте полукругом у коробки, сейчас мы ее откроем и посмотрим, что же там лежит.
(Открыли коробку.)
Здесь вещи из бумаги и из ткани. Возьмите по одной и разложите на 2 коробки:
– в коробку с цифрой 1 положите вещи из бумаги;
– в коробку с цифрой 2 положите вещи из ткани.
(Дети раскладывают вещи.)
Воспитатель . А теперь давайте посмотрим, правильно ли вы помогли мишке.
Мишка Тишка. Спасибо, ребята! Вы мне очень помогли!

Елена Мишарина
Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе по ФГОС на тему «Что мы знаем о воде?»

Конспект занятия по экологии для детей средней группы

"Что мы знаем о воде ?"

Программные задачи :

Закрепить с детьми свойства воды (вкус, цвет, запах, текучесть) . Уточнить значение её для всего живого.

Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова : жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.

Воспитывать бережное отношение к воде .

Методы и приёмы :

1. Игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты) .

наглядный (панно "Кому нужна вода", схемы, символы) .

2. Практический (опыты)

3. Словесный (беседы, рассказ воспитателя , вопросы поискового характера).

Предварительная работа :

Изготовление панно "Кому нужна вода"

Чтение рассказов, сказок познавательного характера.

Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд) .

Беседы на тему : "Где можно встретить воду", "Кто живёт в воде ".

Материала и оборудование :

Панно "Кому нужна вода", «Для чего человеку вода»

Инвентарь для опытов : стакан с молоком, стаканы с водой (по количеству детей, пустые стаканы, сахар, ложечки, кисточки, гуашь

Символы, обозначающие свойства воды

Ход занятия

Дети входят в группу , рассаживаются на стулья.

Воспитатель : Ребята, а у меня есть для вас один сюрприз! А что это, вы узнаете , когда закрасите волшебные листочки! (Ответы детей) .

Сейчас тихо проходим за стол и начинаем закрашивать свои листики голубой краской.

(Дети рисуют под музыку. Воспитатель обращает внимание на осанку и на правильность держания кисти).

(Когда дети закончили закрашивать листы, на них появляется капелька, нарисованная парафиновой свечкой).

В.: Ну что, какой рисунок появился на листочках? (капелька) Вы настоящие волшебники!

В.: Ребята, я предлагаю вам сегодня побыть учеными. А вы знаете кто такие ученые ?

В.: Это такие умные люди, которые все изучают, ставят опыты. Ну что вы хотите побыть учеными?

В.: Хорошо, и как настоящие ученые мы тоже будем, сегодня ставить опыты и исследовать! А исследовать мы сегодня с вами будем воду.

В.: И так, наша лаборатория по исследованию воды открыта.

Начнем первый опыт :

В.: У меня есть стакан наполненный водой. Что будет с водой если наклонить стакан? (вода потечёт, потому что она жидкая) . Вода – это жидкость, давайте повторим это слово, для нас это новое слово. Её можно налить во что-нибудь : в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.

Хотите, ребята, попробовать перелить воду из одного стакана в другой. (Ответы детей) . Проходите к столам, присаживайтесь

Опыт N 1 "Вода - это жидкость".

Вывод : вода - это жидкость, её можно наливать, переливать. А чтобы вам лучше это запомнить, я приготовила вот такой символ (показ слайда) . Вывешиваю на фланелеграфе

В.: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (Ответы детей) . Сейчас мы это проверим.

Опыт N 2 "Вода бесцветная".

На столе у воспитателя стакан с молоком , стакан с водой.

В.: Какого цвета молоко? (белого) . А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей) .

Вывод : вода не имеет цвета, она бесцветная

В.: Ребята, а как вы думаете, вода может изменять свой цвет? (Ответы) .

Проведем опыт, чтобы убедиться?

На ваших столах есть стаканы с водой, гуашь, кисточка.

В.: А сейчас в воду добавим концом кисти гуашь и посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?

Вывод : вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

(показ слайда)

Физминутка :

Раз, два, три, четыре, пять вышли капельки гулять

Мы ногами топ-топ, мы руками хлоп-хлоп

Раз туда, два сюда, повернись вокруг себя

Раз присели, два привстали

Руки кверху все подняли

Пошагали по дорожке и попрыгали немножко

Опыт №3. Вода не имеет запаха".

В.: А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Вывод : вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха.

Вывешивается символ этого свойства воды.

Опыт N 4. А теперь, следующий опыт, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается бутылированная вода) . Какая она на вкус?

Вывод : вода не имеет вкуса, она безвкусная.

(показ слайда символа этого свойства, вывешиваю на фланелеграфе)

(Детям раздаются пиалы с сахаром, ложечки) .

В.: Мы сказали, что вода безвкусна. А теперь положите в стаканчик с водой сахар, который находится у вас на столе. Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей) . Как вы думаете, почему? (Ответы детей) .

Вывод : оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.

В.: Мы с вами узнали, дети, что вода может изменить цвет, вкус, запах.

В.: А сейчас я предлагаю вам, ребята пройти на стульчики.

Мы сегодня, много говорили о воде , много о ней узнали. Но давайте посмотрим, для чего нужна вода и кому?

(Работа с панно "Кому нужна вода") (перечисляем) Вывод : вода нужна всему живому в природе

В.: Молодцы, ребята!

В.: Ребята, а где человек использует воду? (просмотр панно) .

В.: в детском саду вы пользуетесь водой? Что вы делаете? (моем руки)

В.: А вы знаете , что воду нужно беречь, и когда моете руки, нужно сразу закрыть кран?

В.: А зачем её беречь? (Чтобы она не закончилась)

В.: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран. Чтобы ее не тратить просто так.

Мы знаем , что снег, это тоже вода. А как вы думаете, может мы занесем целое ведро снега, пусть она растает, а потом можно будет пить эту воду? (нет, талую воду пить нельзя, потому что она грязная, пыльная, собаки кошки гуляют)

(показываю талую воду)

Скоро появятся лужи на улицах. Может оттуда будем набирать воду и пить? (нет, она грязная, а человеку необходимо пить только чистую воду)

Так что мы будем пить, только чистую бутылированную или кипяченную воду. И воду будем беречь.

В.: ребята, кем мы сегодня с вами были? (учеными) какие опыты порвели? (по символам)

Вода - это жидкость, её можно налить, перелить, вылить

Вода – бесцветная, прозрачная

Вода - безвкусная

Вода не имеет запаха.

А чтобы помнили, чтобы мы не тратили воду зря, я подарю вам волшебную капельку, повесим ее в умывальной комнате и всегда будем радоваться воде .

А сейчас у меня для вас есть ещё один сюрприз, подарки- медальончики, мы сегодня с вами были настоящими учеными.

Публикации по теме:

Конспект занятия-эксперимента для детей старшей группы «Что мы знаем о воде?» Конспект занятия-эксперимента для детей старшей группы «Что мы знаем о воде?» Цель: прививать интерес к исследовательской деятельности Программные.

Конспект итогового занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Что мы знаем о весне» Конспект итогового занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Что мы знаем о весне» Цель: Уточнить знания детей о признаках весны,.

Конспект НОД с детьми второй младшей группы (3–4 года) по познавательному развитию «Что мы знаем о воде?» Цель: познакомить детей со свойствами воды и её значением. Задачи: Образовательные: Дать детям понятия о свойствах воды (вкусе, цвете,.

Конспект образовательной деятельности по экологическому развитию детей «Что мы знаем о воде?» в средней группе Тема: «Что мы знаем о воде?». Пояснительная записка. В дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение.

Конспект открытого занятия для родителей на тему: «Что мы знаем о времени». Образовательная область «Познавательное развитие». ФЭМП Тема:.

Занятие проведено в рамках тематической недели, посвященной весне. Дети подготовительной группы, вместе с воспитателем, посещали среднюю.

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей в средней группе «Что такое лес?» Программное содержание: 1. Уточнять и закреплять представления детей о лесе, как сообществе растений и животных. 2. Развивать эмоционально-нравсвенную.

Конспект занятия «Неживая природа. Что мы знаем о воде». Средняя группа Конспект занятия. Средняя группа. Тема: Неживая природа. «Что мы знаем о воде». Программное содержание: Уточнить представление о том, что.

Конспект занятия в средней группе на тему «Что мы знаем о воде». Программное содержание. 1. Уточнить представление детей о том, что вода.

Экспериментирование во второй младшей группе «Что мы знаем о воде?» «Что мы знаем о воде». Цель: Формировать представления детей о воде, ее свойствах и значении воды в жизни людей. Задачи: - Изучать свойства.

Библиотека изображений:

Цель:

  • закреплять знания о характерных признаках осени, сезонных изменениях в природе;
  • расширить представление детей о поведении диких животных осенью (заяц, белка, медведь);
  • дать детям представление о том, как ёжик готовится к зиме;
  • воспитывать любовь к природе, чувство сопереживания и отзывчивости к животным.

Материал и оборудование: игрушечный заяц, медведь, белка, ёжик, музыкальное сопровождение, гуашь, широкие кисти, альбомные листы, листья с деревьев, ёлочки.

Ход НОД:

1. Пальчиковая игра «С добрым утром

С добрым утром, глазки! Вы проснулись?

С добрым утром, ушки! Вы проснулись?

С добрым утром, ручки! Вы проснулись?

С добрым утром, ножки! Вы проснулись?

С добрым утром, солнце! Мы проснулись!

2. Художественное слово.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен

И ёлочек. Я.... (Осень)

Воспитатель: Молодцы! А сейчас какое время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: Какие признаки осени вы знаете?

Дети: Листья желтеют и опадают, птицы улетают в тёплые края, солнце греет мало, частые дожди, небо серое, становится холоднее.

3. Игра: «Да или нет» (дайте правильный ответ).

Воспитатель: Ребята, хотите поиграть? Я буду задавать вопросы, а вы отвечать "да" или нет".

Осенью цветут цветы?

Осенью растут грибы?

Тучки солнце закрывают?

Звери норки закрывают?

Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?

Часто-часто льют дожди?

Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?

Можно детям загорать?

Ну а что же надо делать?

Куртки, шапки надевать?

4. Чтение стихотворений об осени.

Утром мы во двор идём, Вика Пасекан

Листья сыплются дождём.

Под ногами шелестят,

И летят, летят, летят.

Дни осенние настали, Маша Минаева

Лето красное прошло.

Только мы грустить не стали,

Осень - тоже хорошо!

Весёлый маляр наугад Мищенко Тимофей

Разбрызгал чудесные краски

И леса осенний наряд

Нас манит, как добрая сказка.

5. « Путешествие в осенний лес» .

Воспитатель: Ребята, хотите очутиться в осеннем лесу? (да)

Тогда давайте закроем глаза и произнесём волшебные слова:

"Глаза закрыли, покружились, и в лесу мы очутились!"

Воспитатель: Ой, ребята, кто это прячется под ёлочкой?

Отгадайте загадку:

1) Это что за зверь лесной

Встал, как столбик под сосной,

И стоит среди травы

Уши больше головы. (Заяц)

(Воспитатель достаёт из - за ёлочки игрушечного зайчика)

Воспитатель: Ребята, а что зайчик делает осенью?

Дети: Зайчик осенью меняет серую шубку на белую.

Воспитатель: Зачем зайчику белая шубка?

Дети: Чтобы лиса или волк не заметили зайца на белом снегу.

Воспитатель: Давайте попрыгаем, как зайчики. (Прыгают).

2) Воспитатель: Кого же ещё мы встретим в лесу?

Он в берлоге спит зимой

под большущею сосной,

а когда придет весна,

просыпается от сна. (Медведь).

(В - ль достаёт из - за ёлочки игрушечного медведя)

А вы знаете, что медведь делает осенью?

Дети: Все лето и осень медведь готовится к зиме: ест много ягод, ловит рыбу в реке, накапливает жир на зиму. В конце осени он находит себе место под сосной, где лежит много листьев и веток, и ложится спать до весны. Зимой выпадет снег, а ему в берлоге будет тепло.

Воспитатель: Давайте походим, как медведь. (Дети изображают медведя).

Как выдумаете, ребята, о каком животном пойдет речь сейчас?

В дупле живет, да орешки грызет. (Белка).

Показывает игрушечную белку.

Воспитатель: Что делает белка осенью?

Дети: Белочка собирает грибы, орешки, шишки.

Воспитатель: А белочка меняет шубку? (да)

Воспитатель: Какого цвета шёрстка становится у белочки? (серая)

Воспитатель: Почему серая? (потому что деревья серые)

Воспитатель: Давайте попрыгаем, как белочки. (прыгают)

4) Воспитатель: Ой, ребята, а это что за зверёк?

Сердитый недотрога живёт в глуши лесной.

Иголок очень много, а нитки - ни одной! (Ёжик)

Воспитатель: Правильно, ребята. Это ёжик. А вы знаете, что ёжик делает осенью?

Воспитатель: Я вам сейчас расскажу:

Ежи, как и медведи, всю зиму спят. Но перед тем, как залечь в зимнюю спячку, ёжик должен хорошенько подкрепиться. Ёж ест червей, лягушек,мышей. Ещё ёжик любит лесные яблоки, ягоды, грибы. На зиму ёжик устраивает себе норку из травы и листьев, сворачивается в клубок и засыпает.

Воспитатель: Ребята, скоро осень закончится. А у нашего ёжика было много дел и он не успел утеплить свою норку. Давайте ему поможем, нарисуем для него много листочков. Давайте пройдём на волшебную полянку (дети подходят к столам).

Мы будем рисовать необычные листочки. У нас есть несколько листочков с разных деревьев. Нам нужно нанести кисточкой краску на листик, затем сделать отпечаток на листе бумаги. Какого цвета литья осенью? (Красные, оранжевые, жёлтые).

6. Пальчиковая гимнастика:

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик - самый длинный, и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал!

7. Отпечатывание листочков (звучит музыка).

Воспитатель: Молодцы, ребята! Ёжик будет очень рад, увидев, сколько листочков мы ему нарисовали. Теперь - то ему будет в норке тепло всю зиму.

Воспитатель: А теперь, ребята, нам пора возвращаться из леса в нашу группу. Давайте скажем волшебные слова: "Глаза закрыли, покружились, и в нашей группе очутились!"

8. Подведение итогов:

Воспитатель: Ребята, о каком времени года мы сегодня говорили?

Что интересного вы сегодня узнали?

Что вам больше всего понравилось?

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему «Чудесная капелька» в средней группе.

Цель: Сформировать у детей знания о значении воды для всех живых существ,без воды не могут жить растения, животные, человек. Воспитать бережное отношение к воде, как источнику жизни человека и всего живого на земле.

Программные задачи:
1. Уточнить и обобщить сведения детей о воде, её свойствах.
2. Формировать представления детей о значении воды в жизни человека и всего живого на Земле.
3. Развивать логическое мышление детей через применение символов - моделей.
4. Закрепить представления детей о водоемах.
5. Активизировать познавательно-исследовательскую деятельность детей в процессе проведения опытов с водой.
6. Воспитывать бережное отношение к воде.

Методы и приемы:
1. Игровой (сюрпризные моменты)
2. Наглядный (схемы, символы, картинки)
3. Практический (опыты)
4. Словесный (беседы, рассказы воспитателя, вопросы поискового характера).

Ход занятия

Организационный момент:
Дети входят в зал и садятся на стульчики. Звучит аудиозапись «Шум моря».

Воспитатель: - Ребята, прислушайтесь и скажите, что это за звуки?

Ответы детей (звуки воды, шум моря)

Воспитатель: - Трудно найти на Земле место, где бы не было воды. Вода есть всюду: океанах, в морях, реках и озерах. Вода в земле, в растениях, животных и даже в человеке.

Воспитатель: - Ребята, а для чего нужна вода человеку?

Ответы детей (пить, мыться, готовить еду)

Воспитатель: - Но вода нужна не только человеку! А кому ещё?

Ответы детей (животным, растениям)

Воспитатель: - Вода необходима животным, растениям, насекомым. Без воды все живые существа не смогут выжить. Вода - это основа жизни!

Проблемная ситуация:

На столе стоит цветок в горшке с увядшими листьями.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, что стоит на столе?

Ответы детей.

Воспитатель: - Это цветок, только что-то он грустный очень, посмотрите, все листочки опустил. Как вы думаете, почему загрустил наш цветочек?

Ответы детей (хочет пить, не полит) .

Воспитатель: - Конечно, посмотрите, ребята, земля в горшочке совсем сухая, значит цветочек давно не поливали и без воды он может совсем погибнуть. Давайте с вами поможем нашему цветочку, польем его.

Дети с воспитателем поливают по очереди цветок из лейки.

Воспитатель: - Ну вот, мы полили цветок, скоро он снова поднимет свои листочки и станет красивым и веселым.

Сюрпризный момент:

Воспитатель: - Ребята, вы знаете из чего состоит вода?

Ответы детей.

Воспитатель: - Конечно! Вода состоит из маленьких капелек!

Звучит музыка «Капельки дождя», воспитатель вывешивает на фланелеграф каплю из картона.

Воспитатель: - Посмотрите, к нам пришла гостья - маленькая Капелька. Она попала на землю с дождиком, путешествовала со своими подружками капельками и заглянула к нам в садик, чтобы познакомиться с детками и узнать побольше о себе, ведь она ещё совсем маленькая.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, где путешествовала Капелька? Где она могла быть?

По ответам детей вывешиваются картинки водоёмов (ручеёк, река, море, океан)

Физкультминутка:
К речке быстро мы спустились
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре
Вот так славно освежились.
Делать так руками надо:
Вместе раз - это брасс,
Одной, другой - это кроль,
Все, как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой и отправились домой.

Воспитатель: - Ребята! А давайте поможем Капельке узнать еще больше о себе?

Ответы детей.

Воспитатель: - Вы знаете, что вода имеет волшебные свойства: с ней можно играть, проводить разные опыты и эксперименты. Для этого мы сейчас отправимся в лабораторию, превратимся в настоящих ученых-лаборантов и будем проводить опыты. А Капелька сможет узнать много интересного о себе.

Практическая часть:

Дети подходят к столам с расставленными на них материалами для опытов. Одевают шапочки ученых и садятся за столы.

Опыт №1 Вода - это жидкость».

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, перед нами два стаканчика, один пустой, а другой с водичкой, давайте попробуем, очень аккуратно, перелить воду из одного стаканчика в другой.

Воспитатель: - Что делает водичка? (ответы детей) Вода льётся. А почему она льётся? (ответы детей) Потому, что вода жидкая.

Вывод: Вода - это жидкость.

Опыт №2 Вода не имеет запаха».

Воспитатель: - Ребята, а как пахнут цветы? Какой у них запах?

Ответы детей (приятный, вкусный)

Воспитатель: - А давайте понюхаем воду в наших стаканчиках. Чем пахнет вода?

Ответы детей.

Вывод: Вода ни чем не пахнет, у воды нет запаха.

Вывешивается картинка с символом этого свойства воды.

Гимнастика для глаз «Дождик»:
Капля первая упала - кап!
И вторая прибежала - кап!
Мы на небо посмотрели
Капельки «кап-кап» запели,
Намочили лица,
Мы их вытирали.
Туфли - посмотрите -
Мокрыми все стали.
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем.
От дождя мы убежим,
Под кусточком посидим.

Опыт №3 «Вода не имеет вкуса».

Воспитатель: - Ребята, а какая соль на вкус? Лимон? Интересно, а какая на вкус вода?

Ответы детей.

Воспитатель: - А давайте проверим? Попробуем воду в своих стаканчиках.

Воспитатель: - Какой вкус у воды?

Ответы детей.

Вывод: Вода не имеет вкуса, она безвкусная.

Вывешивается картинка с символом этого свойства воды.

Воспитатель: - Тише, тише, ребята, Капелька что-то мне хочет сказать!

Воспитатель прислушивается, приближаясь к капельке.

Воспитатель: - Капелька говорит, будто знает, что вода может менять вкус. Давайте проверим!

Воспитатель: - Посмотрите, у нас на столе стоят тарелочки с солью и сахаром, давайте добавим их в наши стаканчики с водой и посмотрим что будет!

Дети ложечками добавляют соль и сахар в стаканчики и размешивают.

Воспитатель: - Ребята, а куда же делись соль и сахар, которые мы добавили в воду?

Ответы детей.

Воспитатель: - Они исчезли, растворились! А теперь, давайте снова попробуем воду. Какая она стала на вкус?

Ответы детей (сладкая, соленая)

Вывод: Вода может растворять некоторые вещества и приобретать вкус, растворенного в ней вещества.

Воспитатель: - Посмотрите, ребята, наша гостья Капелька улыбается! Ей очень нравится у нас в лаборатории! И как мы с вами экспериментируем!

Опыт №4 Вода может менять цвет».

Воспитатель: - Ребята, мне стало интересно, если вода может менять вкус, а может ли она менять свой цвет? Ведь мы с вами знаем, что чистая вода -прозрачная! Давайте проверим! Возьмем кисточки и добавим краску в воду.

Действия детей.

Воспитатель: - Что же случилось с водой? Она поменяла свой цвет.

Вывод: Вода приобретает цвет, растворенного в ней вещества.

Выводы: Молодцы! Ребята, давайте напомним Капельке, что мы узнали о ней: кому и для чего нужна вода? А из опытов мы узнали, что: вода-это жидкость, без вкуса и запаха, но может растворять некоторые вещества и приобретать вкус и запах, растворенного в ней вещества.

Воспитатель:
- Все мы славно потрудились
Поиграть пришла пора,
И у Капельки - подружки
Есть для нас одна игра!

Игра «Ходят капельки по кругу».
Воспитатель: - Ребята, Капелька говорит, что вы ей очень понравились. Все вы много знаете о воде, отлично потрудились в лаборатории и очень весело играли!

Капелька дарит вам на память о себе волшебные капельки, чтобы вы никогда не забывали о пользе воды и бережном к ней отношении.

Каждому ребенку вручается капелька.

Воспитатель: - Спасибо тебе Капелька, и вам, ребята, спасибо за вашу активную и заинтересованную работу.

Воспитатель: - Ребята. А чем мы сегодня интересным занимались? Кому сегодня помогали? Получилось у нас это сделать? (ответы детей) .

Образовательные задачи: закрепить знания детей среднего возраста о сезонных изменениях в природе, поведении диких животных и птиц осенью;

Активизация речевого словаря, творческого потенциала детей;

Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления, воображения.

Средняя группа детского сада

Ход занятия

1.Организационный момент

Дети под музыку входят в зал, воспитатель проводит с ними психогимнастику:

Мы ладошку к ладошке сложили

И друг другу дружить предложили.

Будем мы заниматься, играть,

Чтобы умными, добрыми стать.

Воспитатель: Ребята вы любите отгадывать загадки? Сейчас я покажу вам загадку-схему. А вы должны отгадать - что это?

(воспитатель показывает мнемотаблицу, поясняет свой показ)

Она имеет круглую форму, на ней есть горы, леса, реки, на ней живут люди, звери, птицы.

Дети: Земля.

Воспитатель: Правильно, ребята - это наша планета Земля. А это что?

Воспитатель показывает глобус.

Дети: Глобус

Воспитатель: Ребята, а какие цвета есть на глобусе? Как вы думаете, что они означают?

(ответы детей)

Воспитатель: Молодцы!

Зеленый цвет - леса;

Голубой - вода;

Белый - снег;

Желтый - земля.

Посмотрите, ребята, в лесу красный сигнал.

Кто-то просит нас о помощи. Вы согласны

отправиться в путешествие? Тогда в путь!

2. Основная часть

Дети встают со своих стульчиков и подходят к воспитателю.

Воспитатель: Прежде, чем отправиться в лес, давайте вспомним, что нельзя делать в лесу?

(Дети берут экологические знаки-листочки и объясняют значение каждого знака)можно отправляться в дорогу. Давайте закроем глазки и скажем такие слова: «Повертелись, покружились, и в лесу мы очутились!»

(Звучит музыка. Открывается занавес, и дети оказываются в осеннем лесу).

Воспитатель: Ребята, где мы с вами оказались? (Ответ детей).

Воспитатель: Но почему-то нас никто не встречает. В лесу темно и скучно. Нет, нет, смотрите - Лесовичок сидит! (обращает внимание детей на куклу Лесовичка на ширме). Здравствуй, Лесовичок! Это ты просил о помощи?

Лесовичок: Здравствуйте, ребята. Беда в нашем лесу! Шалунишка ветерок налетел на наш лес, поозорничал и улетел. Птичек всех распугал, часы времен года сломал. Звери к зиме не готовятся, скачут, играют, что делать - не знают. Тучек нагнал, солнышка совсем не видно, поэтому так скучно, грустно и не светло в нашем осеннем лесу.

Воспитатель: Не волнуйся, Лесовичок. Ребята, поможем Лесовичку и лесным жителям?

(ответы детей).

Воспитатель: Но для этого мы должны очень постараться. Много дел нам предстоит сделать, чтобы в лесу снова был порядок. Не будем терять время. Чтобы лесные часы ходили, их нужно...

(ответ детей)

Воспитатель: К какому времени года можно

отнести эту картинку? Укажите стрелкой, какое сейчас время года. (Дети раскладывают картинки по временам года и в конце задания прикрепляют стрелку на «Осень», звучит музыка работающих часов).

Воспитатель: Молодцы, ребята, лесные часы исправно ходят и время года «Осень» точно показывают.

Воспитатель: Теперь нужно помочь белочке, скажите, ребята, как она готовится к зиме?

Ответы детей.

Воспитатель: Давайте соберем для белочки грибочки на зиму. Собирать будем только какие грибы? (Ответы детей)

Звучит музыка, дети собирают грибы-муляжи, называют гриб и кладут в корзину)

Белочка: Спасибо, ребята! Заигралась я, совсем забыла запасы на зиму сделать, ведь осень скоро закончится, зима придет.

Лесовичок: Белочке вы помогли, теперь помощь нужна птичкам. Собрались они в стайку и не знают, кому пора улетать и зачем.

Воспитатель: Ребята, поможем птичкам? Куда должны лететь некоторые птички осенью?

(ответы детей)

Воспитатель: Давайте поиграем в игру.

Игра "Перелетные птицы"

Сейчас только услышите слово «Зима» - перелетные птички полетят к березке, а зимующие - к елочке.

Маленькие птички, (дети летают и машут руками, как крыльями)

Птички-невелички

По лесу летают,

Песни распевают.

Буйный ветер налетел, (руки вверх, раскачивают из стороны в сторону)

Птичек унести хотел.

Наступают холода, (дети подлетают к своему дереву)

Приближается зима.

Дети в шапочках зимующих и перелетных птиц разбиваются на 2 группы. Воспитатель: Молодцы, ребята! Теперь перелетные птички знают, что им пора улетать в теплые края, а зимующим птицам мы будем помогать, подкармливать их.

На ширме появляется зайчик. Воспитатель: Ребята, кто это? Дети: Зайчик.

Воспитатель: Видите, он тоже к зиме не готовится. Что ему нужно сделать к зиме? (ответы детей)

Воспитатель: Давайте поможем зайчику и его семье, приготовим для них белые шубки. Дети подходят к столам и закрашивают силуэт зайчика белой краской (на фоне негромко звучащей музыки). По окончании работы зайчики выставляются на панно «Осенний лес». После того, как дети выполнили работы, на занавесе под музыку из-за тучки появляется солнышко.

Лесовичок: Спасибо вам, ребята! Снова в нашем лесу радостно и светло. За ваши добрые дела хочу подарить вам подарок.

Сюрпризный момент

Лесовичок дает детям корзинку со сладостями

3. Заключительный этап.

Воспитатель: Ребята, нам пора поблагодарить Лесовичка, а на прощание мы подарим ему наш танец с листочками. Дети танцуют с осенними листочками.

Лесовичок: Спасибо вам, друзья, до свидания!

Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глазки и скажем все вместе: «Повертелись, покружились, и в саду мы очутились!»

Ребята, вам понравилось путешествие? Вы сегодня были молодцы! Скажите, кому мы помогли и что сделали? (ответы детей)

Воспитатель: А теперь мы пойдем в группу и попробуем угощение от Лесовичка.