Конспект занятий по лепке "осеннее дерево". Занятие о речевому развитию «Кто живет в осеннем лесу
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Буратино» города Гая Оренбургской области Выполнила: Тагирова Р.Р. воспитатель 1 квалификационной категории 2015-2016 учебный год
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие (ФЦКМ)
- Социально-коммуникативное развитие
- Речевое развитие
- Художественно-эстетическое развитие
- Физическое развитие
Программные задачи:
Образовательная область «Познавательное развитие»
- «много» , один»
Образовательная область :
Образовательная область «Речевое развитие» :
- воспитывать доброжелательность в общении.
Образовательная область (лепка)
- формировать интерес к лепке
- вызывать радость от восприятия результата общей работы.
Образовательная область «Физическое развитие» :
- развивать мелкую моторику пальцев рук
Планируемый результат:
- принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе
- активно, доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых задач
- активно участвует в продуктивной деятельности
Методические приемы:
Словесные - при создании игровой мотивации, чтение стихотворения, загадывание загадки, вопрос и ответы.
Игровые - игры «Собери грибочки» , «Зайки и ветерок» , «Ежик - мы друзья» .
Наглядные - игрушки (белка, медведь, заяц, еж) .
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций диких животных, отгадывание загадок, чтение Белорусской сказки в обработке Н. Мялика «Пых» , «Сказка про храброго Зайца-длинные ушки, косые глаза, короткий хвост» Мамина-Сибиряка; стихотворений о животных: «Ежик» Б. Заходера, «Зайчик» А. Блока; заучивание стихотворения А. Усачева «Мишка косолапый» дидактическое упражнение «Один-много» , дидактическая игра «Разложи по цвету» .
Материалы и оборудование:
- воздушный шарик
- игрушки (еж, медведь, белка, зайчик)
- соленое тесто
- дощечки для лепки
- декорация «Лес»
- грибы
- корзинки (большая и маленькая)
- салфетки влажные
- фонограмма: «Шум леса» , «Шорох листвы» , «Зайка длинные ушки» .
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Дети входят в группу
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей. Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети здороваются с гостями.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, какой красивый воздушный шарик у нас в группе. А какого он цвета?
Ответ детей.
Воспитатель: Ребята, на воздушном шарике мы полетим с вами в лес. Держитесь за веревочку, полетели!
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами и оказались в лесу.
«Здравствуй, лес!
Волшебный лес,
Полный сказок и чудес!»
Воспитатель: Послушайте, как птички поют, ручеек журчит?
Звучит фонограмма «Шум леса»
Воспитатель: А кто же это нас встречает?
Воспитатель обращает внимание детей на белочку
В дупле живёт,
Да орешки грызет.
Кто это?
Ответ детей.
Воспитатель: А какая белочка?
Ответ детей.
Воспитатель: Правильно. Белочка маленькая, быстрая, у нее пушистый хвостик.
А что любит кушать белочка?
Ответ детей.
Воспитатель: Посмотрите ребята, сколько грибов на полянке растет, а давайте мы с вами поможем белочке, соберем для нее грибочки.
Игра «Собери грибочки»
Воспитатель: Молодцы, ребята! Сколько грибочков мы собрали?
Ответ детей.
Воспитатель: Правильно, много.
Белочка благодарит и прощается
Звучит фонограмма «Шорох листьев»
Воспитатель: Слышите, кто это там шуршит?
То клубочком катится,
То под кустик спрячется,
На спине иголки - берегитесь волки!
Ответ детей.
Воспитатель: Правильно, это ежик! Не бойся ежик, мы тебя не обидим. Ребята, хотите поиграть с ежиком?
Ответ детей.
Воспитатель: Вставайте вокруг ежика.
Игра «Ежик - мы друзья»
Шли по лесу не спеша,
Вдруг увидели ежа,
Ежик, ежик - мы друзья,
Дай погладить нам тебя!
Воспитатель: Ребята, а какой у нас ёжик?
Ответ детей.
Воспитатель: Правильно. Ребята, ежик хочет спать, давайте укроем его листочками. Спи ежик. А мы дальше поспешим, посмотрите какой красивый домик, кто же в нем живет?
Кто-то косолапый,
По лесу идет
И мохнатой лапой
Он кору дерет
Ответ детей.
Воспитатель: Правильно! (Воспитатель достает медведя из домика)
Воспитатель: А какой у нас Мишка?
Ответ детей.
Воспитатель: А что медведь любит кушать?
Ответ детей.
Воспитатель: Правильно, ребята, мед, ягоды. Мишка, Даша хочет рассказать о тебе стихотворение. Даша расскажи, пожалуйста!
Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает и в карман кладет,
Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб,
Мишка рассердился и ногою топ!
Больше я не буду шишки собирать,
Сяду на машину и поеду спать
Медведь благодарит детей
Воспитатель обращает внимание детей на пенек
Воспитатель: Кто это там прячется за пеньком?
Длинные ушки,
Быстрые лапки,
Серый, но не мышка,
Кто это?
Ответ детей.
Воспитатель: Вот он трусишка, спрятался за пенек.
Воспитатель: Детки, а какой зайчик?
Ответ детей.
Воспитатель: Правильно. Ребята, а что любит кушать зайчик?
Ответ детей.
Воспитатель: Правильно, морковку, капусту. Ребята, а давайте поиграем с зайчиком!
Музыкальная игра «Зайки и ветерок»
Воспитатель: Молодец, Зайка поиграл с нами, нам понравилось! А мы хотим угостить тебя! Ребята, угостим зайчика морковкой?
Ответ детей.
Продуктивная деятельность детей (лепка «Морковка для зайчика» )
Воспитатель: Молодцы ребята, какие красивые морковки у вас получились!
Зайка благодарит детей
Воспитатель: Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. Где наш воздушный шарик? Держитесь все за веревочку, полетели.
Воспитатель: Вот и прилетели! Ребята, а вам понравилось летать на воздушном шаре?
Ответ детей.
Воспитатель: А где мы с вами сегодня побывали? Кого встретили в лесу? А что мы собирали для белочки? Чем мы угостили зайку?
Ответ детей.
Воспитатель: А теперь давайте, попрощаемся с гостями.
Дети прощаются с гостями и выходят из группы.
Самоанализ непосредственной образовательной деятельности образовательной области «Познавательное развитие» (ФЦКМ)
Тема: «Кто живёт в лесу?»
В данной непосредственной образовательной деятельности реализуются следующие образовательные области: основная - познавательное развитие (ФЦКМ) , социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Мною были поставлены следующие программные задачи:
Образовательная область «Познание» :
- продолжать знакомить детей с дикими животными и со средой их обитания
- расширять представления детей о диких животных
- закреплять знания детей о цвете и различать понятия «много» , один»
- воспитывать любовь к животным, доброту, желание оказывать помощь.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- создание игровых ситуаций, способствующих формированию внимательного, заботливого отношения к окружающим
- формировать умение принимать игровую задачу, выполнять действия в определенной последовательности.
Образовательная область «Речевое развитие» :
- формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него, говорить в нормальном темпе
- учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями
- воспитывать доброжелательность в общении
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» (лепка) :
- формировать интерес к лепке
- учить раскатывать комочки соленого теста прямыми и круговыми движениями
- закреплять умение аккуратно пользоваться соленым тестом
- вызывать радость от восприятия результата общей работы
Образовательная область «Физическое развитие» :
- развитие мелкой моторики пальцев рук
- закреплять умение строиться в круг, ходить по кругу.
В ходе непосредственной образовательной деятельности прослеживалось единство образовательных, развивающих и воспитательных задач.
Все задачи реализовывались через сочетание следующих методов и приёмов:
Словесные - при создании игровой мотивации, чтение стихотворения, загадывание
загадки, вопрос и ответы.
Игровые - игры «Собери грибочки» , «Зайки и ветерок» , «Ежик - мы друзья» .
Наглядные - игрушки (белка, медведь, заяц, еж) .
Метод контроля и стимуляции - одобрение и похвала.
Весь образовательный процесс построен, как игровая деятельность. Находясь в лесу, дети выполняли различные задания. Такая игровая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила познавательно-речевую активность. Все этапы непосредственной образовательной деятельности взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и программным задачам. Смена вида деятельности на каждом этапе образовательной деятельности позволяла предотвратить утомляемость каким-то одним видом деятельности. Для получения более высоких результатов деятельности детей, были использованы разнообразные материалы:
- воздушный шарик
- игрушки (белка, ежик, медведь, зайчик)
- муляжи грибов
- корзинки (большая и маленькая)
- декорация «Лес»
- соленое тесто (цветное)
- дощечки для лепки
- влажные салфетки
- фонограмма «Шум леса» , «Шорох листвы» , «Зайка и ветерок» .
На всех этапах активизировалась познавательная, игровая, речевая, двигательная деятельность.
При планировании непосредственной образовательной деятельности учитывались:
- индивидуальные и возрастные особенности детей
- разнообразие видов детской деятельности
- создание атмосферы доброжелательного отношения ко всем воспитанникам
- уважительное отношение к результатам детского творчества.
Считаю, что планируемые результаты были достигнуты в ходе непосредственной образовательной деятельности. Дети принимали живое, заинтересованное участие в образовательном процессе. Активно, доброжелательно взаимодействовали с педагогом и сверстниками в решении игровых задач. Активно участвовали в продуктивной деятельности. Поставленные мною задачи, в данной непосредственной образовательной деятельности, реализовались.
Цель: научится лепить грибы конструктивным способом из двух частей.
Задачи:
Обучающие:
- Продолжать учить приёмам раскатывания пластилина в шар и сплющивания; учить соединять две детали вместе;
- уточнить и расширить знания детей об осенней поре;
- обобщить представления детей о съедобных и несъедобных грибах;
- активизировать словарь детей по теме « Грибы» (мухомор, подосиновик, подберёзовик, белый гриб);
- совершенствовать умение детей внимательно слушать и отвечать на вопросы.
Развивающие: развивать познавательный интерес детей, внимание и творчество.
Воспитательные: воспитывать у дошкольников бережное отношение к природе, стремление помогать другим в трудных ситуациях.
Предварительная работа: целевые прогулки в лес, разучивание стихов об осени, чтение произведений художественной литературы.
Оборудование : музыкальная игрушка ёжик, муляжи мухомора, подосиновика, подберёзовика и лисички, сухие листочки и травинки; доски для лепки, стеки, пластилин разных цветов по количеству детей.
Ход занятия
Дети входят в студию изобразительной деятельности, где заранее всё оформлено в виде осеннего леса.
Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить прогулку по сказочному осеннему лесу. А вы когда-нибудь гуляли в настоящем осеннем лесу? (Ответы детей.)
Что можно увидеть в лесу осенью? (Ответы.)
А вот, что происходит в нашем сказочном осеннем лесу. Повторяйте все движения за мной:
Ветер дует не спеша (дети дуют )
Тихо листьями шурша (говорят звук [ш])
Где листок к листку прилип (хлопают)
Появился чудо-гриб (поднимают руки вверх)
Кто нашёл его друзья? (пожимают плечами )
Из-за пенёчка воспитатель достаёт игрушечного ёжика и озвучивает его:
Ёжик наш пыхтит: «фу-фу!
Я грибы, друзья, люблю
И вот этот вот грибок
Положу я в кузовок» (берёт мухомор и кладёт в кузовок)
Дети замечают, что этот гриб нельзя кушать, а если не замечают, то воспитатель сам спрашивает у них, как этот гриб называется, можно ли его кушать и почему.
Ёжик жалуется детям, что в лесу он нашёл всего несколько грибочков, а дома его ждут малыши ежата и надеются на то, что он принесёт им много грибов.
Воспитатель ставит перед детьми проблемный вопрос: как помочь ёжику? Дети сами предлагают варианты помощи (поискать грибы вместе, сделать их из пластилина и др.). Все варианты решения проблемы обязательно нужно попробовать осуществить на практике. Для этого воспитатель просит ёжика показать все собранные им грибы. Далее все вместе внимательно рассматривают их и называют, определяют съедобные они или нет. Воспитатель обращает внимание детей на то, что все собранные ёжиком грибы состоят из двух частей: ножки и шляпки.
Дети ищут грибы и, не найдя ничего подходящего, решают сделать их самостоятельно из пластилина. Затем, вместе с ёжиком проходят к столам и, после соответствующего показа воспитателем необходимых приёмов работы с пластилином, самостоятельно выбирают подходящий цвет пластилина и приступают к работе. Чтобы грибочки выглядели, как только что собранные, детям предлагается украсить их сухими листочками, сосновыми иголками и травинками.
Под огромною сосной,
На полянке на лесной,
Куча листьев где лежит,
С кузавочком ёж стоит.
К ёжику мы подойдём
И грибы преподнесём.
Ёжик внимательно рассматривает все грибочки, интересуется, нет ли среди них ядовитых, спрашивает у каждого, какой грибок он делал, отмечает, какие разные и красивые грибочки у всех получились. Затем дети складывают все свои поделки ёжику в кузовок, а он благодарит их, прощается и уходит.
Воспитатель ещё раз вспоминает с детьми, что нового они сегодня узнали на занятии, отмечает положительные моменты в работе каждого ребёнка и благодарит всех за старание.
Мастер-класс «Колючая сказка» по пластилинографии с детьми дошкольного возраста
Автор: Власова Ирина Тимофеевна, воспитатель высшей квалификационной категории.ГБОУ гимназия № 1409 г. Москвы, дошкольное структурное подразделение «Успех».
Мастер – класс рассчитан на детей старшего дошкольного возраста, педагогов и родителей.
Назначение
: оформление группы детского сада, поделка на выставку «Осень золотая».
Лепка из цветного пластилина является интересным занятием для дошкольников. А пластилинография обладает еще большей привлекательностью. Ведь ребенок может с помощью пластилина рисовать! Фон и персонажи могут быть не просто нарисованы, а вылеплены из пластилина, а значит, быть не плоскими, а объемными, выпуклыми. Также допускается использование дополнительных деталей – бисера, бусинок, природного и бросового материала.
Цели занятия:
- образовательные:
формировать умение создавать выразительный образ, расширить представления детей о лесном животном – еже, об особенностях внешнего облика, учить создавать композицию из отдельных деталей, используя имеющиеся умения и навыки работы с пластилином - скатывание, расплющивание, деление целого на части с помощью стеки, закрепить навыки рисования гуашью, получить серый цвет смешиванием черного и белого,
- развивающие:
развивать мелкую моторику рук при создании композиции из пластилина, зрительное и слуховое внимание, творческое воображение;
- воспитательные:
воспитывать аккуратность при работе с пластилином и гуашью.
Материалы для занятия:
Плотный картон, гофрированная бумага белого цвета, клей-карандаш, гуашь черного и белого цветов, вода, палитра, кисти, игрушка-ежик, иллюстрации с ежами, книга со стихотворением С.Я.Маршака «Тихая сказка», пластилин коричневого, желтого, красного, зеленого цветов, зубочистки, шаблоны туловища ежа и листьев, вырезанные заранее из белой бумаги.
Предварительная работа: чтение рассказов Е.Чарушина «Еж» и М.Пришвина «Еж», сказки В.Росина «Зачем ежику иголки?», рассматривание картины «Ежи» из серии «Дикие животные».
1) Предложить детям отгадать загадку:
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной;
Иголок очень много,
а ниток – ни одной. (Еж)
Прочитать отрывок сказки в стихах С.Я.Маршака «Тихая сказка».
Эту сказку ты прочтёшь
Тихо, тихо, тихо...
Жили-были серый ёж
И его ежиха.
Серый ёж был очень тих
И ежиха тоже.
И ребёнок был у них -
Очень тихий ёжик.
Всей семьей идут гулять
Ночью вдоль дорожек
Ёж-отец, ежиха-мать
И ребёнок-ёжик.
Вдоль глухих осенних троп
Ходят тихо: топ-топ-топ...
Предложить рассмотреть строение ежика на примере иллюстрации или игрушки. Описать словами характерные особенности внешнего вида: туловище округлое, чуть вытянутое, с заостренной мордочкой, колючей спинкой.
Предложить сделать «Колючую сказку» - изобразить ежика, который гуляет по осеннему лесу. А чтобы еж смог защитить себя от врагов, у него должно быть достаточно иголок. Нам надо будет помочь ежу – сделать колючую шубку из зубочисток.
2) Плотный картон обтянуть гофрированной бумагой белого цвета, края бумаги проклеить с изнаночной стороны. В центре приклеить шаблон туловища ежа.
3) Из коричневого пластилина прямыми движениями раскатать колбаски, прилепить их к туловищу ежа плотно друг к другу.
4) Подготовить материалы для рисования иголок ежа: гуашь, кисть, воду, зубочистки.
5) Смешать в палитре черную и белую гуашь для получения серого цвета. Раскрасить зубочистки, поворачивая, для получения равномерного цвета.
6) После того, как высохнет гуашь, раскрашенные зубочистки с помощью взрослого воткнуть в пластилин под острым углом. Сделать глазки и носик ежика.
7) Взять шаблоны листьев различной величины и формы. Взять небольшие кусочки желтого, красного и зеленого цветов, скатать шарики, расплющить их до блинчика, прилепить к шаблону листьев, расплющить пальчиками и заострить. Стекой или пластилином выделить прожилки листьев.
8) Вот такие получились яркие осенние листья!
9) Приклеить листья на поверхности картона вокруг ежа.
Хитрый ежик - чудачок
Сшил колючий пиджачок:
Сто булавок на груди,
Сто иголок позади.
Ходит еж в саду по травке,
Натыкает на булавки
Грушу, сливу - всякий плод,
Что под деревом найдет,
И с подарочком богатым
возвращается к ежатам! (П.Воронько)
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №78 комбинированного вида»
Конспект
комплексного занятия по художественно-эстетическому развитию (лепка)
«Кто живет в осеннем лесу?»
Подготовил: воспитатель высшей
квалификационной категории
ИГОНИНА Т.А.
г.о. Саранск 2015
Цель: Закреплять и расширять знание детей в новой нестандартной обстановке.
Задачи:
Образовательные: обобщать и систематизировать знания детей об осени. Закреплять умения детей выделять характерные признаки основных периодов сезона. Уточнить и расширить - знания детей о животных леса. Закреплять умения передавать характерные признаки животных, используя разные способы лепки (из целого куска и частями).
Развивающие: развивать умения анализировать, обобщать и сравнивать самостоятельно, делать выводы, развивать доказательственную речь, расширять знания детей о животном мире, обобщать и активизировать словарный запас по теме.
Воспитательные: воспитывать любознательность к миру природы, экологическую культуру, формировать навыки сотрудничества.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы»; «Социализация», «Художественное творчество», «Физическая культура».
Материал и оборудование
Игра «Кто, где живет», перфокарты, фишки красного, синего цвета, макет « Осень в лесу», пластилин, доски для лепки, стеки, по 2 салфетки на каждого ребенка (сухая, влажная).
Методы и приемы
Создание игровой обстановки, беседы, наглядный показ, художественное слово, отгадывание загадок, игры, игровые упражнения, практическая деятельность.
Предварительная работа
Чтение рассказов, стихов о животных леса, отгадывание загадок о животных, наблюдении за осенними явлениями, за изменениями в природе, изготовление макета «Осень в лесу».
Ход занятия
Воспитатель - Дети послушайте внимательно стихотворение.
Время года отгадай:
Собирают урожай,
Разноцветный лес, красивый,
Мокнут скошенные нивы,
Тучи по небу гуляют,
Птицы к югу улетают,
Грибники с леса спешат,
Листья желтые летят,
Ежик листья собирает,
Свою норку утепляют.
Воспитатель - О каком времени года говорится в стихотворение?
(Ответы детей)
II Основная часть.
Воспитатель - А сейчас какое время года у нас?
(Ответы детей)
Давайте вспомним и назовем осенние признаки.
(Ответ детей)
Какие изменения произошли, а жизни лесных зверей?
(Ответы детей)
Молодцы, знаете, как звери готовятся к зиме.
Воспитатель - А сейчас поиграем в игру «Кто, где живет».
Я буду загадывать загадки, вы отгадывайте, находите животных и расселяйте там, где они живут.
(Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают и помещают животного на картину)
Воспитатель - Молодцы, дети, вы хорошо знаете кто где живет.
Посмотрите, какая интересная полянка.
Пройдите на полянку.
(Дети садятся и работают с перфокартами)
Воспитатель - Обозначьте красной фишкой животного которого называют «Санитаром леса».
Зеленой фишкой обозначьте животного –«Сластену»,
Воспитатель - Молодцы. Справились с этим заданием. Теперь встаньте в хоровод и поиграем в игру «Мы - звери».
Физкультминутка: «Мы - звери»
(Воспитатель называет зверя, дети имитируют движение данного зверя)
- Вы медведи (дети идут по кругу имитируя движения медведя).
- Теперь вы волки (дети идут по кругу имитируя движения волка).
- Вы зайцы (дети идут по кругу имитируя движения зайца).
- Вы превратились в лис (дети идут по кругу имитируя движения лисы).
- Вы ребята (дети идут по кругу обычном шагом ).
Воспитатель - Молодцы, ребята, хорошо вы изобразили животных. Я предлагаю вам пройти в нашу мастерскую.
(Дети садятся за столы)
Воспитатель - Давайте вылепим животных леса и поселим в наш
сказочный лес, который мы изготовили вчера вечером.
Подумайте, какого животного леса вы хотели бы
вылепить.
Воспитатель - Настя, какого животного ты будешь лепить? (Ответ)
А ты, Саша? (Ответ) и т.д.
Воспитатель - Но прежде чем лепить, давайте приготовим руки к
работе. Разомнем пальчики.
Пальчиковая гимнастика
«Считаем пальчики»
Один, два, три, четыре, пять
Один, два, три, четыре, пять.
Десять пальцев , пара рук
Вот твое богатство друг.
Воспитатель - Вот и готовы наши руки к работе. Начинайте работать.
Можете лепить любым способом.
(Звучит спокойная музыка)
(Дети работают, воспитатель ходит и смотрит, если кому нужна
помощь, подсказывает (показ на своем куске пластилина)
III Заключительная часть.
Воспитатель - У кого готовы животные, поселите их в «сказочный лес».
(Дети ставят свои работы на макет «Осень в лесу»). Воспитатель - Дети, подойдите все к макету.
Посмотрите, наш сказочный лес ожил.
Какой прекрасный получился наш осенний лес. Воспитатель - Но скоро за осенью наступит какое время года?
(Ответы детей).
Воспитатель - Дети, зимой животным очень трудно. Почему?
(Ответы детей).
Как мы люди можем им помочь?
(Ответы детей).
Я думаю, что вы не оставите животных в беде, будете им помогать и никогда их не обидите .
IV Итоговый момент.
Воспитатель - Что вам больше всего понравилось на занятии?
(Ответы детей)
Воспитатель - Мне тоже наше занятие понравилось. Потому, что вы все были активными, внимательными , все задания выполнили правильно. Вылепили замечательных животных. Молодцы! Спасибо. Наше занятие окончено.
Наведите порядок на своих рабочих местах и играйте.
Литература
- О.А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию. – СПб: «Детство пресс», 2004.
- Л.С. Выгодский Воображение и творчество в детском возраст. – М., 1987.
- С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова Развиваем руки- чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. – Ярославль, Академия развития, 2007.
- О.Ф. Горбатенко Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Издательство «Учитель», Волгоград, 2008.
- Т.Г. Казакова Развитие у детей творчества. М., 1986.
- Н.С. Карпинская Художественное слово в воспитании детей. – М., 2010.
- В.И. Ковалько Азбука физкультминуток для дошкольников. – М.: ВАКО, 2005.
- А.И. Максакова, Г.А. Туманова Учите, играя. – М., 1983.
- Развитие речи в картинках. Животные. – М., 2011.
- Развитие речи в картинках. Живая природа. – М., 2011.
- Е.О. Смирнова Особенности общения с дошкольниками. – М.: Академия, 2000.
- Е.И. Удальцова Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – М., 2007.
- О.С. Ушакова Ознакомление дошкольников с литературой и развитием речи. – М., ТЦ «Сфера», 2012.
- Н.Б. Холезова Лепка в детском саду. – М., 1986.
- Г.С. Швайко ИЗО в детском саду (старшая группа). – М., 2003.
- Л.М. Шипициына, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова Азбука общения. Детство – Пресс, Санкт-Петербург
Конспект организованной образовательной деятельности во II младшей группе
Тема: «Путешествие в осенний лес»
Приоритетная образовательная область«Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей
« Социально-коммуникативное развитие»
« Речевое развитее»
« Художественно-эстетическое развитие»
Цель: Закрепить представления об осени, о признаках и приметах осени.
Задачи:
Образовательные:
1. Учить внимательно, слушать речь воспитателя, расширять и активизировать словарный запас воспитанников («осень», «время года», «шуршит»);
2. Совершенствовать грамматический строй речи;
3. Формирование элементарных экологических представлений у детей.
Развивающие:
1. Развивать интерес к окружающему миру в процессе игры-путешествия;
2. Расширять элементарные представления об изменениях в природе
осенью, диких животных, их жизни.
Воспитательные:
1. Воспитывать заботливое отношение к животным, любовь и бережное отношение к природе.
Задачи по образовательным областям в интеграции
Образовательная деятельность «Познавательное развитие»:
1. Обогащать чувственный опыт детей, развивать образные представления, по- средствам закрепления знаний детей о сезонном изменении (осень).
2. Расширять представления о диких животных, живущих в лесу, учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивной деятельности.
3. Закрепить знания о правилах поведения в природе, воспитывать уважительное отношение детей к природе и животным.
Образовательная деятельность «Речевое развитие»:
1. Развивать инициативную, хоровую речь детей, обогащать и уточнять представления детей о сезонном изменении осень.
2. Расширять и активизировать словарный запас детей
3. Формировать потребность делится своими впечатлениями с окружающими людьми.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:
1. Совершенствовать технику работы рисование комочком бумаги для изображения осенних листьев.
2. Воспитывать интерес к отражению своих впечатлений и представлений о природе, через умение создавать художественный образ.
3. Воспитывать аккуратность и самостоятельность
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера.
Виды детской деятельности
Познавательная, коммуникативная, игровая.
Методические приёмы
1. Организационный момент: Появление сказочного Гномика.
2. Ответы детей на вопросы педагога.
3. Хоровое чтение стихотворения с детьми.
4. Просмотр видеоролика.
5. Беседа с детьми после просмотра видеоролика.
6. Музыкально-ритмические композиция «Листик, листик-листопад».
7. Дидактическая игра: «Подбери по цвету».
8. Продуктивная деятельность «Золотые листочки»
9. Анализ деятельности детей, подведение итогов.
Планируемые результаты
Проявляет устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: игра-путешествие, слушание и обсуждение, художественное творчество. Эмоционально откликается на главный персонаж -Гномика. Элементарно ориентируется в пространстве группы. Активно участвует в продуктивной деятельности.
Знает последовательность движений музыкально-танцевальной композиции «Листик, листик- листопад».
Материалы и оборудование
мультимедийный проектор, экран
ноутбук
компьютерная презентация
макет дерева
разноцветные осенние листья из бумаги
гуашь
листики бумаги
влажные гипоаллергенные салфетки для детей
корзина с гостинцами для детей (орешки)
Ход организованной образовательной деятельности
Воспитатель: Детки, послушайте, кто там шуршит? Вы слышите?Ой, да это же гномик, лесной человечек. Давайте поздороваемся с гномиком.
Гномик: здравствуйте ребята.
Воспитатель: А какой гномик? (маленький). А как вы думаете, у гномика какое настроение? (хорошее) Конечно, хорошее, гномик нам улыбается, давайте тоже улыбнемся ему.
Воспитатель: Посмотрите, гномик что то нам принёс, что это? (листочки)
Какие листочки? (красивые, разноцветные, красные, желтые, зеленые). Разноцветные листочки в какое время года бывают? (осенью) Значит какие листочки? (осенние) Правильно детки, это осенние листочки. Все они разноцветные, золотистые, поэтому про осень говорят: «Золотая осень».
Воспитатель: А давайте, ребята, расскажем Гномику стихотворение про осень:
«Осень золотая ходит по дорожкам.
У нее на ножках желтые сапожки.
У нее на платьице листики цветные,
А в ее лукошке есть грибы лесные!»
Гномик: Спасибо ребята, мне понравилось ваше стихотворение. Я тоже очень люблю это красивое время года. А вы хотите побывать в осеннем лесу?
Воспитатель: Что бы попасть в сказочный лес, нужно закрыть глаза произнести волшебные слова:
«Хлопну, топну, повернусь.
И в лесу тотчас окажусь».
Детки, открывайте глазки, посмотрите, как красиво.
(на экране осенний лес).
Воспитатель: Давайте тихонечко присядем и посмотрим, что же происходит осенью. (Показ видеофильма)
Воспитатель: Ребята, что вы увидели? Какие осенью деревья? (разноцветные, красивые). А как вы думайте, какие в лесу живут животные? (перечисляют) Одним словом, как можно их назвать, какие животные? (дикие). Умнички, а почему их называют дикими? (потому что, дикие животные добывают себе пищу сами, им человек не помогает) Ребята, а что делают осенью животные? (готовятся к зиме). А как вы думаете, нужно себя вести в лесу? (тихо, не шуметь, не кричать, чтобы не напугать животных).
Давайте, с вами погуляем по лесу.
«Листопад, листопад, листья желтые летят, под ногами у ребят разноцветные шуршат». (звук – шелест листвы).
Воспитатель: Ой ребята, посмотрите подул ветерок и разбросал все наши листочки, давайте мы с вами их попробуем собрать по цвету.
Д/И «По цвету»
Дети выполняют задание.
Молодцы ребята собрали все листочки. Красивые, резные, а давайте с ними потанцуем. (Танец с листочками - Листик, листопад).
Воспитатель: Хорошо стало в лесу, тихо, спокойно. Но скоро все листочки с деревьев опадут, и мы еще долго не увидим деревья такими красивыми. Давайте на память об осени мы украсим вот это деревце и подарим нашему гномику. У нас на столах лежит уже нарисованное дерево, давайте устроим листопад, нарисуем листочки. Но рисовать сегодня мы будем не кисточками, не карандашами, а мятой бумагой. Для этого возьмём лист бумаги, сомнём его так, чтобы у вас получился бумажный комочек (воспитатель сопровождает свои слова действиями),
затем окунём в краску жёлтого цвета бумажный комочек. Рисуем листочки, примакиванием бумаги.
Молодцы, ребята. Очень красивый получился листопад.
Гномик: За вашу прекрасную работу, красивый листопад, я вам хочу вручить корзинку с гостинцами.
Воспитатель: Ну вот наше путешествие и подошло к концу. Ребята, вам понравилось в лесу? Кого мы с вами встретили? Что мы видели в лесу?
Воспитатель: Дети, давайте скажем «Спасибо» нашему волшебнику гномику за гостинцы и такое прекрасное путешествие! Но нам пора прощаться и возвращаться в детский сад.
Гномик: До свидания ребята!
Воспитатель: Вокруг себя повернись - в садике вновь окажись. На этом наше путешествие закончилось…
«Всем спасибо за внимание, говорим мы - до свидания!»